Может ли еврей быть христианином? Иудеи и христиане: в чём заключается разница между ними.

Оригинал взят у alanol09 в Главные отличия христианства от иудаизма

Первое отличие. Большинство религий мира, включая христианство, поддерживают доктрину, что неверующие в эту религию будут наказаны и не получат места на Небесах или в Мире Грядущем. Иудаизм в отличие от любой значительной мировой религии считает, что нееврей (который не обязательно должен верить в Тору, но который соблюдает семь заповедей, данных Ною), обязательно получит место в Мире Грядущем и называется праведным неевреем.

Второе отличие. В христианстве самой важной идеей является вера в Иисуса, как спасителя. Эта вера сама по себе дает человеку возможность быть спасенным. Иудаизм считает, что выше всего для человека — это служение Б-гу посредством выполнения его воли, и это даже выше веры.

Третье различие. Иудаизм считает, что Б-г, по определению, не имеет формы, образа или тела, и что Б-г не может быть представлен ни в какой форме. Это положение даже входит в тринадцать основ веры иудаизма. С другой стороны, христианство верит в Иисуса, который как Б-г принял человеческий образ. Б-г говорит Моисею, что человек не может увидеть Б-га и остаться живым.


В христианстве самой целью существования является жизнь ради последующего мира. Хотя иудаизм тоже верит в Мир Грядущий, это не является единственной целью жизни. Молитва «Алейну» говорит, что главная задача жизни в улучшении этого мира.

Иудаизм верит в то, что каждый человек состоит в личных отношениях с Б-гом и что каждый человек может ежедневно общаться с Б-гом напрямую. В католицизме священники и Папа выполняют функцию посредников между Б-гом и человеком. В отличие от христианства, где духовенство наделено возвышенной святостью и особыми отношениями с Б-гом, в иудаизме нет абсолютно никаких религиозных действий, которые мог бы совершить раввин, но не мог бы совершить любой отдельный еврей. Так, вопреки представлениям многих людей, раввину не обязательно присутствовать на еврейских похоронах, еврейской свадьбе (обряд можно провести и без раввина), или при совершении других религиозных действий. Слово «раввин» означает «учитель». Несмотря на то, что раввины имеют право выносить официальные решения по поводу еврейского закона, еврей, который достаточно обучен, также может принимать решения по поводу еврейского закона, не получая предписаний. Так, нет ничего уникального (с религиозной точки зрения) в том, чтобы быть раввином как представителем еврейского духовенства.

В христианстве чудеса играют центральную роль, являясь основой веры. В иудаизме же, однако, чудеса никогда не могут быть основанием веры в Б-га. Тора говорит, что если человек предстанет перед народом и заявит, что Б-г являлся ему, что он — пророк, явит сверхъестественные чудеса, а затем станет наставлять людей нарушить что-либо из Торы, то этого человека следует убить, как ложного пророка (Дварим, 13:2-6).

Иудаизм верит в то, что человек начинает жизнь с «чистого листа» и что он может получить благо в этом мире. Христианство верит в то, что человек изначально нечестив, отягощен Первородным Грехом. Это препятствует ему на пути достижения добродетели, и поэтому он должен обратиться к Иисусу как к спасителю.

Христианство основывается на предпосылке, что Мессия в образе Иисуса уже приходил. Иудаизм верит, что Мессия еще придет. Одной из причин, по которой иудаизм не может верить в то, что Мессия уже приходил, является то, что в еврейском представлении мессианские времена будут ознаменованы значительными переменами в мире. Даже если эти перемены произойдут естественным способом, а не сверхъестественным, то в мире воцарятся всеобщее согласие и признание Б-га. Поскольку с появлением Иисуса, по мнению иудаизма, в мире не произошло никаких изменений, то, согласно еврейскому определению Мессии, он еще не приходил.

Поскольку христианство нацелено исключительно на последующий мир, христианское отношение к человеческому телу и его желаниям подобно отношению к нечестивым искушениям. Поскольку последующий мир является миром душ, и именно душа отличает человека от других созданий, христианство верит, что человек обязан питать свою душу, и как можно больше пренебрегать своим телом. И это является путем достижения святости. Иудаизм признает, что душа более важна, но нельзя и пренебрегать желаниями своего тела. Поэтому вместо того, что бы попытаться отвергнуть тело и полностью подавить физические желания, иудаизм превращает исполнение этих желаний в святое действие. Святейшие христиане-священники и Папа дают обет безбрачия, тогда как для еврея создание семьи и продолжение рода святое действие. Тогда как в христианстве идеалом святости является принесение обета бедности, в иудаизме богатство наоборот является положительным качеством.

Очень часто христиане ошибочно относятся к евреям, которые принадлежат к иудаизму, как к братьям по вере, не зная, что эти религии, хотя и являются родственными, имеют существенные отличия. Ведь Ветхий Завет общий, Иисус пришел именно в Израиль, евреи названы повсеместно Божьим народом. В чем же отличия и как следует относиться к иудаизму православному христианину?

Иудаизм - что это за религия

Иудаизм является древнейшей монотеистической религией, последователи которой были рождены евреями или обратились в эту веру в течение жизни. Несмотря на древний возраст (более 3000 лет) последователей этого течения не так много - всего около 14 миллионов людей. При этом именно из иудаизма вышли такие течения как христианство и ислам, которые сегодня имеют самое большое количество последователей. Что же исповедуют иудеи?

Иудаизм - это вера (религия) еврейского народа

Главная идея религии - это вера в Единого Бога Яхве (одно из имен Бога) и соблюдение Его заповедей, которые изложены в Торе. Помимо Торы у иудеев есть также Танах - еще один священный текст, вера в святость которого стала одним из фундаментальных отличий от христианства.

На основании этих двух документов, евреи придерживаются следующих взглядов:

  • Монотеизм - верят в Единого Бога Отца, который сотворил землю и человека по Своему Образу и подобию.
  • Бог является Совершенным и Всемогущим, а также представлен как источник Милости и Любви ко всем. Он не только является Богом для человека, но и любящим Отцом, который милует и помогает спастись от греха.
  • Между человеком и Богом могут идти диалоги, т.е. молитвы. Для этого не нужно совершать жертвы или какие-то другие манипуляции. Бог хочет приблизиться к человеку напрямую и делает это по Своему желанию. Человеку лишь стоит стремиться к диалогу и святости Бога.
  • Ценность человека, который создан по Божьему Образу, огромна. У него есть свое назначение от Господа, которое состоит в бесконечном и всестороннем духовном совершенствовании.
  • В истории человечества есть великие люди и пророки, о жизни котором пишет Ветхий Завет. Среди них Адам, Ной, Авраам, Иаков, Моисей, Давид, Илия, Исайя и другие мудрецы, которые являются фундаментальными личностями в иудаизме и примером для подражания.
  • Главные моральные установки религии - это любовь к Всевышнему и к ближнему;
  • Основа религии - это десять Заповедей, соблюдение которых должно быть неукоснительно для еврея.
  • Учение об открытости религии, т.е. возможность обратиться в нее каждому желающему.
  • Учение о приходе Мессии - пророка и царя, который спасет человечество.
  • Это далеко не все тезисы иудаизма, но они фундаментальны и позволяют составить мнение об этой религии. На самом деле, она самая близкая к христианству по своим убеждениям, но все же имеет существенные отличия.

    Отличие от православия

    Несмотря на одинаковую веру во Всемогущего и Любящего Господа, христианство существенно отличается от иудаизма в ряде богословских вопросов. И именно эти отличия стали непримиримыми для их последователей.

    Иудеи молятся в синагоге

    К отличиям относятся:

  • Признание Иисуса из Назарета Мессией и Господом, как часть Святой Троицы - иудеи отвергают это фундаментальное основание христианства и отказывается верить в божественность Христа. Также они отвергают Христа как Мессию, поскольку не понимают важности и ценности Его смерти на кресте. Они желали видеть Мессию-Воина, который спас бы их от угнетения других народов, а пришел простой человек, который спас человечество от греха - главного врага. Непонимание и отрицание этого является главным и коренным отличием этих религий.
  • Для христианина спасение души - только в вере в Иисуса Христа, а для иудея это неважно. По их мнению, спастись можно людям всех конфессий, даже кардинально отличающимся, при условии соблюдения основных заповедей (10 Заповедей + 7 заповедей сыновей Ноя).
  • Для христианина основополагающими заповедями является не только 10 законов Ветхого Завета, но и 2 заповеди, которые дал Христос. Евреи же признают только Ветхий Завет и его законы.
  • Вера в избранность: для последователей Христа понятно, что спастись и стать частью Божьего народа может каждый, исповедующий Христа. Для евреев вера в их избранность является основополагающей и непререкаемой, несмотря на их поступки и образ жизни.
  • Миссионерство - иудеи не стремятся просвещать другие народы и обращать их в свою веру, а для христиан - это одна из заповедей Христа «Идите и научите».
  • Терпимость: христиане стараются толерантно относиться к представителям других вероучений и быть кроткими во время угнетений, идеи напротив крайне агрессивны к прочим религиям и всегда воинственно отстаивают свои убеждения и права.
  • Важно! Это основные различия православия как христианской ветви от иудаизма, но их на самом деле гораздо больше. Важно учитывать также и наличие различных ответвлений и школ в иудаизме, которые могут иметь отличные понятия и взгляды от основного учения. Отношение православной церкви к иудаизму

    На протяжении всей церковной христианской истории (как и истории иудаизма) происходили воинственные стычки, которые касались разногласий в догматических вопросах.

    Синагога — место общественного богослужения и средоточие жизни еврейской общины

    В начале зарождения христианства (первые века н.э.) иудеи крайне воинственно относились к его представителям, начиная с распятия самого Христа и преследований Его первых учеников. Позже, при повсеместном распространении христианства, его последователи стали жестоко относиться к евреям и всячески их ущемлять.

    По историческим документам имело место насильственное крещение евреев в 867–886 гг. и позже. Также многим известно о преследовании евреев как народа уже в 19-20 вв., особенно в СССР и во время Второй мировой войны, когда пострадали миллионы евреев.

    Церковь сегодня отвечает на это следующим образом:

    • насильственное отношение к иудеям имело место быть, но много позже, нежели страдали христиане;
    • это было исключение, а не повсеместно распространённая практика;
    • Церковь негативно относиться к такому проявлению насилия и осуждает действия и саму идею насильственного обращения в веру.

    Александр Мень когда-то очень четко выразил свое отношение к иудаизму, и оно полностью совпадает с мнением всей Православной Церкви и ее отношением. По его словам, Ветхий Завет стал основой для трех главных монистических религий, которые возникли в лоне культуры Древнего Израиля. И иудаизм, и христианство, несмотря на их однозначное одинаковое признание Ветхого Завета, имеют свои учения и каноны, которые имеют свои богословские отличия.

    Несмотря на это, по самостоятельному определению Русской православной церкви она является многонациональной и не желает и станет изгонять из своего лона еврейских элементов, поскольку имеет в себе множество их.

    Важно! Христианство является братской религией и принимает всех и каждого, кто разделяет ее ценности. При этом она не отрицает разных культур и народностей, но стремиться к распространению веры во Христа среди всех народов и культур.

    Православная Церковь принимает все нации, в том числе и евреев, но не готова признавать убеждения иудаизма, поскольку находит их неверными. Если еврей желает посещать богослужения, ему никто не будет препятствовать или относиться с пренебрежением. Но православный христианин не может принять его убеждения, поскольку исповедует Христа, которого евреи отвергают как Господа.

    Отсюда следует вывод, что принимать другие культуры и вероисповедания вежливо и толерантно должен всякий православный христианин, но не отрекаясь при этом своего национального происхождения и веры в Иисуса Христа.

    Принципиальное отличие христианства от иудаизма

    Каковы основные отличия христианства от иудаизма?
    1

    Здравствуйте.

    Недавно я разговаривал на тему «иудаизм и христианство» с одним ревностным христианином (вернее, меня заставили). К сожалению, из-за отсутствия достаточного количества знаний, я не смог ответить на некоторые вопросы (я только начинаю идти к Торе, но моим родственникам это не нравится). Могли бы вы ответить на эти вопросы? Приблизительная формулировка принадлежит моему оппоненту.

    1. ”Почему иудаизм регулирует человеческую скромность, ведь скромность это черта характера. Какая богу разница длинный у меня рукав или нет?” Мне говорили, что это для того, чтобы защитится от солнца в Израиле

    2. ”Почему у соблюдающих евреев не принято иметь дома телевизор?”

    3. ”Зачем нужно обрезание и откуда оно взялось?” Здесь я сказал, что это знак завета, но оппонент настаивал на том, что это началось из гигиенических соображений.

    4. Мне говорили, что православие это единственная религия, в которой не было «поправок», в отличие от иудаизма, в котором много «если».

    Я сказал, что всё христианство и есть большая поправка иудаизма, но мне не верили (или может это я не прав?).

    5. Настаивали, что иудаизм очень жестоко относиться к другим религиям (даже не языческим). Как доказать обратное?

    6. ”Зачем нужно такое большое количество заповедей? В христианстве большинство подобных действий (например, милостыня) остаётся на совести и желании. Зачем заставлять?” Я говорил, что обязательные действия выполняются усерднее, чем добровольные, но оппонента это не убедило.

    7. ”Почему евреи возомнили себя избранными? Маленькой и сильной кучкой”. Я говорил, что это Б-г выбрал евреев, что избранность будет только в грядущем мире, а избранность в этом мире заключается в этом, что нужно молиться по 3 раза в день, поститься в посты, есть только кошерное и так далее.

    Извините, если что-то не так.

    И могли бы вы написать мне основные отличия иудаизма от христианства.

    Благодарю.

    Максим
    Санкт-Петербург, Россия

    Вы, по сути, задаете 8 вопросов. Поскольку в одном ответе нет возможности рассмотреть все затронутые Вами темы, обсудим их в нескольких ответах.

    Начнем с конца, с последнего вопроса - каковы основные отличия иудаизма от христианства? Потому, прежде всего, что ответ на него «задаст тон» всему нашему дальнейшему разговору в целом.

    Отличие существует только одно - в истоках.

    Тору, в которой изложено наше мировоззрение и даны законы, обуславливающие наш образ жизни, еврейский народ получил на горе Синай из Уст Самого Творца мира. Христианство - религия, выдуманная людьми. И отношения к Небесной духовности она - не имеет.

    Общих точек соприкосновения с христианством у еврейского мировоззрения - нет. Поэтому какие бы то ни было «позиционные» сравнения - не релевантны.

    Но вернемся к началу Вашего письма.

    Нам, евреям, не следует обсуждать другие религии, тем более - с их представителями. У нас есть свои задачи в жизни, которые поставил перед нами Всевышний. Чужие религии, их обряды и т.п. интересовать нас - не должны. Но нам разрешается - отвечать на любые вопросы, касающиеся Торы, еврейского образа жизни, Мудрости Всевышнего.

    Отвечая на подобные вопросы, еврей углубляет свои знания и оттачивает способность доносить их до сознания слушателя. Сложный вопрос заставляет задуматься и искать на него ответ, обращаясь к другим (что Вы, например, и сделали, написав письмо на сайт). А в результате человек еще больше расширит свой кругозор.

    Однако, отвечая на вопросы, надо внимательно следить за тем, чтобы не попасть в ситуацию, о которой у нас пойдет речь.

    Несколько раз Вы отмечаете, что давали ответы (хорошие, кстати сказать), но Ваш оппонент их не принял. И это свидетельствует не о недостатках в «качестве» Ваших разъяснений, но - о том, что он и не собирался Вас выслушивать. Он задавал свои вопросы исключительно ради того, чтобы запутать Вас.

    В такой ситуации, когда оппонент не «слышит» собеседника, не воспринимает элементарную логику на уровне «два плюс два», диспут вообще не стоит продолжать. В подобных случаях оппоненту надо сказать, что Вы с удовольствием дадите соответствующие разъяснения, когда ответы на вопросы, которые он задаст Вам, будут его действительно интересовать.

    Вы пишите, что Вас заставили дискутировать с христианином.

    В прошлом, во времена инквизиции, наших Учителей не раз заставляли участвовать в диспутах с христианами. Достаточно вспомнить, например, знаменитую дискуссию, вести которую Рамбану (раби Моше бен Нахман, 13 век, Испания – Эрец Исраэль ) приказал король Испании. За отказ - ему грозила смертная казнь.

    Сегодня, слава Всевышнему, за отказ от таких дискуссий никто на эшафот не попадет. Не поддавайтесь на уговоры и/или провокации. Помните, что основная цель оппонента, как Вы его описали (и ему подобных) - сбить Вас с толку. Чтобы, используя в данном случае Вашу неопытность, заявить, например, что все, что Вы говорили - «полная ерунда». Причем, не имеет значения, на основании чего он сделает такой вывод. Ведь для него - «закон не писан», и логика - не важна. Единственная его задача - любой ценой опровергнуть Ваши слова и таким образом, бросить тень на еврейский народ. Мол, евреи и сами не знают, во что верят.

    Еще раз подчеркну, что обсуждать нам с христианами - нечего. Они придумывают себе религию и обряды, какие хотят. К нам все это никакого отношения не имеет. Единственный случай, когда можно вести такой разговор, если оппонент - бывший еврей (т.е. еврей, который перешел в другую религию), готов Вас слушать и предмет обсуждения - Мудрость Всевышнего и/или еврейский образ жизни.

    Попутно отмечу, что идеальная жизненная позиция нееврея - когда он строит свое существование в соответствии с принципами, обобщенно изложенными на сайте в ответе «Жизнь нееврея, угодная Творцу» .

    Теперь перейдем к вопросам, которые Вам пришлось обсуждать с оппонентом. Здесь отвечу на первый из них - о «регулировании человеческой скромности».

    Если Ваш оппонент-христианин считает, что длинный рукав нужен, чтобы защитить руки от солнца - не стоит его переубеждать. Его право - так думать.

    С позиций же нашего мировоззрения, скромность - очень важное качество, приближающее человека к Творцу и открывающее его сердце для Торы.

    Всевышний - повсюду. Поэтому мы фактически постоянно - перед Его «взором». По Его Воле мы живем, дышим, имеем возможность двигаться, говорить и т.д. И это означает, что, ощущая на себе «взгляд» Творца, человек должен вести себя скромно.

    Любое проявление гордыни, образно говоря, равносильно утверждению, что человек сам управляет ситуацией (пусть даже в чем-то, в какой-то отдельной сфере деятельности). Нет, Всевышний не «спорит» с человеком. Просто с Неба ему, этому человеку, «отвечают»: «если ты хочешь, чтобы было так - управляйся со своими проблемами сам». И тогда человек лишается внимания и поддержки Творца, что ведет к падению в духовную яму.

    Учителя в наших книгах бессчетное множество раз напоминают о высочайшей ценности этого качества. И, разумеется, многие галахот (практические законы еврейского образа жизни)т.е. и нормы поведения строятся, исходя из этого принципа.

    Есть различные проявления скромности, одно из которых - форма одежды. Наша традиция устанавливает правила скромности в одежде и для мужчин и для женщин. У женщины, скажем, локоть должен быть закрыт, у мужчины - не обязательно, но во время молитвы - желательно.

    Мы не можем самостоятельно осознать, что такое скромность перед Творцом, ведь Он и так все видит и все знает. Поэтому соблюдаем правила скромности, установленные Устной Торой, учитывающие «земную» реальность.

    При этом, как и во всех заповедях, существуют поверхностные пласты понимания, открытые нам, и - глубинные, недоступные нашему восприятию. Учителя, которые могли постичь невероятные смысловые глубины Торы и заповедей, в правиле, предусматривающем, чтобы одежда женщины прикрывала локоть, видели космическое значение. При том, что лицо, на которое люди обращают гораздо больше внимания, чем на локоть, у еврейской женщины - открыто.

    То же можно сказать и о других установленных в нашей традиции правилах скромной одежды и поведения.

    Остальные пункты Вашего вопроса, как уже было сказано в самом начале - рассмотрим в последующих ответах.

    В первую сотню лет от момента рождения Христа, две религии - и христианство и иудаизм являлись чем-то обобщенным, и были одним целым. Но годы шли, и единая религия разделилась на две ветви - иудаизм и христианство, ставшие, спустя годы, разными религиями, которые не просто отличаются друг от друга, но и противоречат друг другу во многих моментах. Несмотря на то, что обе религии корнями походят из одной ветви, это, тем не менее, заставило их разойтись по разные стороны.

    Что же все-таки представляют собой христианство и иудаизм?

    Иудаизм - это еврейская религия, религия того народа, который дал обед пророку Аврааму. Главной особенностью данной религии является то, что она превозносит еврейский народ над другими.

    Христианство - это межнациональная религия. Все равно, какого цвета у вас кожа, какого вы пола или национальности - самое главное в данной религии, это вера в Христа.

    Какова же разница между христианством и иудаизмом, и их основные отличия?

    В основы христианского учения входит то, что Иисус своими действиями и учениями открыл Бога людям. Иисус был послан к людям, для того чтобы спасти их. Иудаизм же отрицает то, что Иисус воскрес, и отвергают идею того, что Христос являлся Мессией.

    Христиане ожидают того дня, когда Христос вернется на землю, а иудеи считают, что Мессия еще не являлся к людям. Иудеи ожидают, когда к ним явится Мошиах. Иудаизм возник на религии ветхого завета, и со временем стал только национальной религией, не позволив иудаизму стать мировой. Христианство же напротив - беря свое начало из той же почвы, спустя годы распространилось по всему миру, и стало религией народов.

    Иудаизм практически полностью сосредоточен на материальном, на царстве земли и господстве, которое пришедший на Землю Мессия воздаст всем верующим евреям. Христианство - это духовная религия, которая сосредоточена на царстве Небесном, и победе над человеческими страстями. На небесах окажутся все, кто в жизни соблюдает заповеди Христа, вне зависимости от того, какой у него социальный статус и национальность.

    Иудаизм изучается по двум основным книгам - Ветхому Завету и Торе. А христианство предпочитает два направления изучения - Новый Завет и Ветхий завет.

    Любовь - это основная догма христианства. Бог являет собой любовь. Каждое слово священного писания пропитано любовью, и все люди для бога едины и равны. Иудаизм же учит относиться негативно к тем людям, которые не веруют в него.

    В христианстве, в отличие от иудаизма есть такое понятие как первородный грех. Так как наши древние прародители совершили грехопадения, все люди, которые были рождены должны пройти обряд крещения, чтобы искупить свой грех. Иудаизм придерживается мнения о том, что все иудеи рождаются безгрешными, и только самому человеку принадлежит выбор - совершать грех, или не совершать.

    Разница между христианством и иудаизмом видна в таких пунктах:

    • В христианстве Иисус является спасителем людей, а иудаизм отвергает его.
    • Христианство является религией разных народов, а иудаизм - только одного.
    • Иудаизм изучается только по Ветхому завету, христианство по Новому и Ветхому Завету.
    • Христианство рассказывает о равенстве всех людей перед лицом Бога, а иудаизм конкретизирует еврейскую уникальность и превосходство над другими.

    Материал из ЕЖЕВИКИ - сайт - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

    Тип статьи : Академический супервайзер: Дата создания:
    Регулярная исправленная статья
    д-р Пинхас Полонский
    02/02/2011

    Статья излагает историю взаимодействия двух религий, а также воззрения их авторитетных деятелей друг на друга

    Соотношение иудаизма и христианства Происхождение христианства из иудаизма

    Однако в процессе того, как христианство отделялось от иудаизма, оно начала вести себя амбивалентно по отношению к нему: подчеркивать свое унаследование древнего иудаизма и одновременно дистанцироваться от него, критикуя и обвиняя иудаизм во всевозможных грехах. Эта "родовая травма" сопровождала христианство во все периоды его истории.

    Наличие общего Священного Писания

    Христианство и иудаизм имеют общий основополагающий священный текст, т.е. общее Священное Писание: Ветхий Завет христианства, он же Танах иудаизма.

    Хотя толкование и понимание этого собщего Священного Писания во многом различаются в христианстве и в иудаизме (христианство добавляет к Танаху "Новый Завет" и далее толкует Танах в его переспективе, и также не признает еврейской Устной Традиции, являющейся основополагающей для понимания Танаха в иудаизме) - в любом случае наличие общего Священного Писания обеспечивает весьма высокую степень близости этих религий. (Отметим, что в мировой практике нет другого случая, когда какие-то две различные религии имели бы общий священный текст).

    Само наличие общего Священного Писания, длительные контакты, дискуссии и конфликты относительно его понимания, а также то, что этот священный текст в виде Библии лег в основу Западной цивилизации - позволяет говорить о Западной цивилизации как о цивилизации иудео-христианской.

    Христианство и иудаизм имеют также много общего в ритуале, молитвах, философских представлениях и т.д. В течение многих веков, несмотря на конфликты, христианство и иудаизм обменивались философскими идеями; в культурном плане, среди интеллектуально образованного слоя населения, все время происходило их взаимовлияние. Христианское богослужение во многом опирается на еврейскую традицию, христианские средневековые философы-рационалисты (Фома Аквинский) восприняли многое от Маймонида, определенное влияние на интеллектуальный христианский мир оказала Каббала. Однако все это влияние, несомненно, на порядок меньше, чем влияние общего Священного Писания.

    Взгляды, общие для христианства и иудаизма

    Танах как общий священный текст, вера в божественность и святость этого текста - сформировали огромную степень параллельности христианства и иудаизма. А именно, общими являются нижеследующие взгляды:

    • Монотеизм , т.е. учение о том, что Личностный Бог сотворил все мироздание, а также человека по Своему образу и подобию.
    • Понятие о Боге как абсолютно Cовершенном, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и источнике Благости, Любви и Справедливости, Который выступает по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец. Бог любит человека, дает ему Откровение, стремится продвинуть человека и помочь ему. Это дает уверенность в конечной победе Добра.
    • Понятие о жизни как о Диалоге Бога и человека. Человек может и должен обращаться к Богу напрямую. Бог отвечает человеку. Бог хочет, чтобы человек приблизился к Нему.
    • Учение об абсолютной ценности человека, созданного Богом по Своему образу и подобию, учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном и всестороннем духовном усовершенствовании.
    • Герои Танаха - Адам, Ной, Авраам, Ицхак, Яаков, Иосиф, Моисей, Самуил, Давид, Соломон, Илия, Исайя и десятки других пророков, праведников и мудрецов - являются общими великими людьми духа и духовными образцами для иудаизма и христианства, что создает общее духовно-этическое пространство.
    • Принципы любви к ближнему и любви к Богу являются главными морально-этическими установками.
    • Десять Заповедей считаются центральными в Божественном Откровении, основой праведной жизни.
    • Учение о возможности для всех людей придти к Богу.Каждый человек является сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная помощь.
    • Мироздание является добром. Учение о полном господстве духовного начала над материей, но при этом духовной ценности также и мира материального: Бог - безусловный Владыка материи, как её Творец; и Он вручил Человеку господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение.
    • Учение о приходе "в конце времен" Машиаха (Мессии , слово происходит от ивр. מָשִׁיחַ ‎, «помазанник», т.е. царь), когда «И перекуют мечи свои на орала и копья свои - на серпы; не поднимет народ меча на народ, и не будут больше учиться воевать … и наполнится вся земля познанием Господа » (Ис. ).
    • Учение о бессмертии души человека. Учение о воскрешении из мертвых в Конце Дней.
    Еврейские истоки и влияния в христианском ритуале и литургии

    Христианское богослужение также несет на себе явные следы еврейского происхождения и влияния - как храмового, так и синагогального богослужения.

    В христианском ритуале можно выделить следующие элементы, заимствованные из иудаизма:

    • Чтение отрывков из Ветхого и Нового заветов во время богослужения - христианский вариант чтения Недельного раздела Торы и книги Пророков в синагоге;
    • Важное место, которое занимают Псалмы в христианской литургии;
    • Некоторые ранние христианские молитвы представляют собой заимствование или переработку еврейских оригиналов: «Апостольские постановления» (7:35-38); «Дидахе» («Учение 12 апостолов») гл. 9-12; молитва «Отче наш» практически заимствована из иудаизма (ср. Каддиш);
    • Очевидно еврейское происхождение многих молитвенных формул, таких как Аминь (Амен), Аллилуя (Галилуйа) и Осанна (Хоша’на);
    • Крещение есть переработка еврейского обряда окунания в Микве);
    • Важнейшее христианские таинство - Евхаристия - основано на предании о последней трапезе Иисуса с учениками (Тайная вечеря, отождествляемая с пасхальной трапезой) и включает такие традиционные еврейские элементы празднования Песаха , как преломляемый хлеб и чаша вина
    • Построение церковной службы как подобия храмового богослужения (одежды священников, возжигание благовоний, само понятие "алтарь" и др. элементы)
    Различия христианства и иудаизма

    Основными различиями христианства и иудаизма считаются следующие:

    • Христианство признает Иисуса из Назарета Мессией, а также Богом (одним из лиц Троицы). Иудаизм категорически отвергает какое бы то ни было "воплощение" Бога. (При этом концепция "богочеловека" - в смысле объединения Божественного и человеческого, "обожения человека" как пути человека к Богу через подобие Ему, Imitatio Dei, - существует и занимает важнейшее место в иудаизме). Иудаизм также отвергает признание Иисуса Мессией, поскольку Иисус не выполнил мессианских пророчеств.
    • Христианство (по крайней мере, в его классической форме) считает, что спасение души может прийти только через веру в Иисуса, и без принятия христианства спасение невозможно. Иудаизм отвергал эту позицию и утверждает, что люди из всех конфессий могут спастись, если их вера монотеистическая и при соблюдении ими основных этических заповедей (7 заповедей сыновей Ноевых).
    • Христианство (в классической форме) утверждает, что заповеди Танаха (Ветхого Завета) являются устаревшими и отмененными после прихода Иисуса. Иудаизм утверждает, что Божественный Завет вечен и не может быть отменен.
    • Избранность: Христианство (в классической форме) утверждает, что хотя евреи и были избраны Богом в древности, - но затем потеряли избранность, и она перешла к христианам. Евреи утверждали, что Божественная избранность неотменима, и поскольку (что признают также и христиане) Бог избрал еврейский народ в древности - это избрание продолжает действовать также и сегодня.
      • Три эти пункта христианства в последнее столотие подвергаются изменениям в рамках даже ортодоксальных направлений христианства. См. подробнее ниже "Теология замещения и теология дополнения".
    • Миссионерство. Иудаизм не занимался целенаправленной проповедью к другим народам (= "язычникам") с целью обращения их в свою веру. Христианство, наоборот, с самого начала было сформировано как миссионерская религия, стремящаяся всеми путями распространить свое учение среди всего человечества.
    • Иудаизм и христианство в значительной мере совпадают в представлениях о том, в чем состоит окончательный приход Мессии (а именно – в реализации пророчеств Исайи о том, что "перекуют мечи на орала"). Однако, поскольку Иисус не реализовал это пророчество, а христианство считает его Мессией - оно сформировало представление о Втором Пришествии. Иудаизм отвергает концепцию "Второго пришествия" и не признает Иисуса Мессией.
    • Представление о первородном грехе. Христианство утверждает, что грех Адама, сорвавшего плод с Дерева Познания и изгнанного за это из рая, - является "первородным грехом", который налагает вину на все человечество (т.е. что все люди рождаются виновными). Вследствие этого, всякому человеку уготовано попасть в ад, - и лишь через присоединение к Иисусу душа может быть спасена от ада и попасть в рай. Иудаизм же считает, что все люди рождаются чистыми, без вины; и хотя, конечно, грехопадение Адама повлияло на все человечество, - но это не является виной, из-за которой душа попадает в ад. Более того, иудаизм вообще отвергает ад как место постоянного пребывания душ грешников, считая, что все души, после периода очищения в "геенне", попадают в рай.

    Между христианством и иудаизмом существует также множество более тонких различий; однако при их перечислении надо учитывать, что и в иудаизме, и в христианстве есть много различных школ, подходов и философских систем, так что "внутренний спектр различий" внутри самой религии по этим вопросам может быть весьма широк. Наиболее часто в этом аспекте упоминаются следующие различия:

    • Преимущественная направленность христианства на «потустороннее» часто противопоставлялась в положительном или отрицательном смысле «посюсторонности» иудаизма;
    • христианский аскетизм противопоставлялся еврейскому утверждению земной жизни и ее ценностей;
    • христианская (католическая и православная) доктрина посредничества между людьми и Богом - вере евреев в непосредственное общение с Богом и Его непосредственное прощение;
    • христианство обычно более терпимо относится к отступлениям от предписанных религией правил поведения, чем к отступлению от догматов вероучения; в иудаизме же соотношение обратное;
    • христианская концепция "искупительных страданий за чужие грехи" рассматривается в иудаизме как морально ущербная.
    Якобы различия между иудаизмом и христианством

    Поскольку христианству в течение веков требовалось обосновать, чем оно принципиально духовно выше иудаизма, в нем сложилась система "демонизации иудаизма", включающая как обвинение евреев в различных грехах, так и система специального тенденциозного описания иудаизма как системы примитивной по отношению к христианству (и для этого приписало иудаизму ряд положений, которые в иудаизме не содержатся). Многие из этих ложных представлений прочно вошли в общественное сознание христианских народов.

    Основными пунктами подобной "ложной разницы" являются

    • Представление о том, что иудаизм это, якобы, "религия законничества", которую волнует только исполнение обрядов, а христианство - "религия любви".
    • Аналогично в теологической области: изображение иудаизма как "религии Закона", а христианства как "религии Благодати".
    • Представление о том, что иудаизм, якобы, заботится только о благе евреев, в то время как христианство о благе всего человечества, т.е. противопоставление христианского «универсализма» еврейскому «партикуляризму».
    • Представление о том, что иудаизм, якобы, учит "ненавидеть врагов", - в то время как христианство призывает любить их.

    Современное христианство постепенно изживает эти ложные представления.

    Отношение иудаизма к христианству Иисус в еврейской литературе

    Почти во всех изданиях эти высказывания изъяты цензурой или завуалированы так, что их можно интерпретировать как не относящиеся к Иисусу. С распространением христианства весь еврейский народ начинают изображать в церковной литературе как народ-богоубийцу; жестокие преследования средневековья приводят к тому, что образ Иисуса в сознании евреев становится символом бедствий народа и в еврейском фольклоре приобретает все более отрицательные черты. Лишь немногие высказывания такого рода были, из опасений репрессий со стороны христианских властей, зафиксированы письменно, например, «hа-маасе бе-талуй» («История о повешенном»), - рукопись, в различных вариантах распространенная среди евреев с 12 в.

    Христианство как дочерняя религия иудаизма

    В целом иудаизм относится к христианству как к своему «производному» - т.е. как к «дочерней религии», призванной нести базовые элементы иудаизма народам мира (см. ниже отрывок из Маймонида, говорящий об этом).

    Энциклопедия Британника: «С точки зрения иудаизма, христианство есть или было еврейской "Ересью " и, как таковое, может быть судимо несколько иначе, нежели иные религии.»

    Отношение к Иисусу

    В иудаизме личность Иисуса из Назарета не имеет религиозного значения, и признание его Мессией (и, соответственно, использование титула Христос=Помазанник=Мессия по отношению к нему) неприемлемо. Однако иудаизм учитывает, что Божественному Провидению было угодно распространить по человечеству монотеистическую веру, Танах и представление о заповедях именно через Иисуса.

    В еврейских текстах той эпохи нет упоминания о личности, которую можно было бы достоверно отождествить с Иисусом. (Некоторые еврейские авторитеты отождествляли "Ешу" упоминаемого в Талмуде, с Иисусом христианства, - однако такое отождествление весьма проблематично, поскольку упоминаемый в Талмуде "Ешу" жил на 150 лет раньше, и реалии случившихся с ним событий, как их описывает Талмуд,относятся именно ко 2 в. до н.э., а не к 1 в н.э.). В средние века существовали народные памфлеты, в которых Иисус изображался в гротескной, а порой и крайне оскорбительной для христиан форме (см. Толедот Йешу ), однако они были лишь литературной народной реакцией на преследования еврев со стороны христиан, а не традиционными текстами.

    Проблема "троичности Бога"

    В авторитетной раввинистической литературе нет единого мнения, считать ли христианство с его тринитарной и христологической догматикой, разработанной в IV веке, Идолопоклонством (Язычеством) или же приемлемой (для неевреев) формой монотеизма, известной в Тосефте как шитуф (термин подразумевает поклонение истинному Богу вместе с «дополнительными») . Основным является подход,согласно которому для евреея вера в "Иисуса как Бога" является идолопоклонством, но для неевреев это приемлемая форма моготеизма.

    В Средние века

    В Средние Века евреи, являвшиеся рассеяным и притесняемым меньшинством среди христианских и мусульманских народов, подвергались постоянному давлению (периодически сопровождавшемуся погромами и убийствами) со стороны христианства и ислама, стремившихся обратить евеев в свою веру. Необходимость защиты, в т.ч. психологической, от этого давления привела к появлению антимиссионерской литературы, резко отрицательно высказывающейся как о христианстве, так и о личности Иисуса. При этом, однако, признавалась значимость христианства и ислама, как дочерних религий иудаизма, в духовном развитии человечества.

    «И о Йешуа ha-Ноцри, который воображал, что он Машиах, и был казнен по приговору суда, предсказал Даниэль: „И преступные сыны народа твоего дерзнут осуществить пророчество и потерпят поражение“ (Даниэль, 11:14), - ибо может ли быть больший провал, [чем тот, который потерпел этот человек]? Ведь все пророки говорили, что Машиах - спаситель Израиля и избавитель его, что он укрепит народ в соблюдении заповедей. Этот же был причиной тому, что сыны Израиля гибли от меча и остаток их был рассеян; они были подвергнуты унижению. Тору подменили другой, большая часть мира была введена в заблуждение, служа другому богу, а не Всевышнему. Однако замыслы Творца мира не в силах постичь человек, ибо „не пути наши - Его пути, и не наши мысли - Его мысли“, и всё происшедшее с Йешуа ha-Ноцри и с пророком измаильтян, который пришёл после него, было подготовкой пути для царя Мессии, подготовкой к тому, чтобы весь мир стал служить Всевышнему, как сказано: «Тогда Я вложу в уста всех народов ясные речи, и стянут люди призывать имя Господа и будут служить Ему все вместе » (Соф. ). Каким образом [те двое способствовали этому]? Благодаря им весь мир наполнился вестью о Мессии, о Торе и о заповедях. И достигли эти вести дальних островов, и среди многих народов с необрезанным сердцем начали рассуждать о Мессии, и о заповедях Торы. Одни из этих людей говорят, что заповеди эти были истинными, но в наше время потеряли силу, ибо были даны только на время. Другие - что заповеди следует понимать иносказательно, а не буквально, и уже пришёл Мессия, и объяснил их тайный смысл. Но когда придет истинный Мессия, и преуспеет, и достигнет величия, сразу все они поймут, что научили их отцы ложному и что их пророки и предки ввели их в заблуждение.»

    Современное отношение

    Во времена отсутствия своего национально-государственного центра и рассеяния в христианских странах, евреи все время подвергались давлению с требованием принятия христианства. Ввиду этого, в иудаизме сформировалась система противодействия этому давлению, которая подчеркивала отрицательные стороны христианства, искажение Новым Заветом и христианской церковью Божественного Откровения Танаха и т.д.

    В 20 веке в этом вопросе начали происходить существенные изменения, особенно в Израиле. В то время как в течение веко в диаспоре главной социально-культурной задачей было выживание, при независимой жизни в Израиле все более важной целью становится продвижение, развитие и влияние на мир. В связи с этим, - хотя позиция "защиты от христианского миссионерства" остается пока что доминирующей - все большее распространение получает взгляд на христианство как на "дочернее предприятие иудаизма", призванное Провидением распространять среди народов мира подходящую для них форму "религии Танаха", и имеющее большие исторические заслуги в деле этого распространения.

    Отношение христианства к иудаизму Отношение к Танаху

    Христианство рассматривает себя как исполнение пророчеств ТаНаХа (Ветхого Завета) (Втор. ; Иер. ; Ис. ; Дан. ) и как новый завет Бога со всем человечеством, а не только евреями (Мф. ; Рим. ; Евр.).

    Апостольский собор (около 50 года) в Иерусалиме признал соблюдение обрядовых предписаний Моисеева закона необязательным для "христиан из язычников" (Деян.).

    В христианском богословии иудаизм, основанный на Талмуде, традиционно рассматривается в качестве религии, во многих принципиальных вопросах фундаментально отличной от иудаизма эпохи, предшествовавшей Иисусу, признавая в тоже время наличие многих характерных черт талмудического иудаизма в религиозной практике фарисеев времен Иисуса.

    В Новом Завете

    Несмотря на значительную близость христианства иудаизму, Новый Завет содержит ряд фрагментов, традиционно интерпретировавшихся деятелями Церкви как антииудейские, как-то:

    Часть историков ранней Церкви рассматривает приведённые выше и ряд других мест Нового Завета как антииудейские (в том или ином понимании слова) , в то время как другие отрицают наличие в книгах Нового Завета (и, шире, в раннем христианстве вообще) принципиально негативного отношения к иудаизму. Так, по мнению одного из исследователей: «нельзя считать, что раннее христианство как таковое, в наиболее полном своём выражении, привело к более поздним проявлениям антисемитизма, христианского или какого-либо иного» . Всё чаще указывается и на то, что применение понятия «антииудаизм» к новозаветным и другим раннехристианским текстам в принципе анахронично, поскольку современное понимание христианства и иудаизма как двух полностью оформившихся религий неприменимо к ситуации I-II веков. Исследователи стараются определить точных адресатов полемики, отражённой в Новом Завете, показав тем самым, что интерпретация тех или иных фрагментов новозаветных книг как направленных против иудеев вообще несостоятельна с исторической точки зрения.

    «Пристрастное отношение и тенденция приписывать евреям ответственность за муки и смерть Иисуса выражены в разной степени в книгах Нового Завета, который, таким образом, благодаря своему религиозному авторитету стал первоисточником позднейшей христианской клеветы на иудаизм и богословского антисемитизма» .

    Христиане также утверждали, что якобы именно евреи провоцировали языческие власти Рима на гонения против христиан.

    Архимандрит Филарет (Дроздов) (впоследствии митрополит Московский) в своём многократно переиздававшемся труде так излагает данный этап истории Церкви: «Ненависть Иудейского правительства к Иисусу, возбужденная обличением Фарисейского лицемерия, предсказанием о разрушении храма, несогласным с предрассудками характером Мессии, учением о Его единстве с Отцем, паче же всего завистию Священников, обратилась по Нем на Его последователей. В одной Палестине было три гонения, из коих каждое стоило жизни одному из знаменитейших мужей Христианства. В гонение Зилотов и Савла умерщвлен Стефан ; в гонение Ирода Агриппы , Иаков Зеведеев ; в гонение первосвященника Анана или Анны младшего, бывшее по смерти Феста, - Иаков брат Господень (Иос. Древ. XX. Eus. H.L. II, c. 23).»

    Профессор библеистики Михал Чайковский отмечает, что молодая христианская Церковь, ведущая своё происхождение от иудейского учения и постоянно нуждающаяся в нём для своей легитимации, начинает инкриминировать "старозаветным иудеям" те самые «преступления», на основании которых некогда языческие власти преследовали самих христиан. .

    В окончательном разделении христиан и евреев исследователи выделяют две рубежные даты:

    • около 80 года: внесение Синедрионом в Ямнии (Явне) в текст центральной еврейской молитвы «Восемнадцать благословений» проклятия доносчикам и отступникам («малшиним »). Тем самым, иудео-христиане были отлучены от иудейской общины .

    Тем не менее, многие христиане долгое время продолжали верить, что еврейский народ признает Иисуса Мессией . Сильный удар этим надеждам нанесло признание Мессией руководителя последнего национально-освободительного антиримского восстания Бар Кохбы (около 132 года).

    В древней Церкви

    Судя по дошедшим письменным памятникам, начиная со II века, антииудаизм в христианской среде возрастал. Характерны Послание Варнавы , Слово о Пасхе Мелитона Сардийского , а позднее некоторые места из творений Иоанна Златоуста , Амвросия Медиоланского и нек. др.

    Спецификой христианского антииудаизма стало повторяющееся с самого начала его существования обвинение иудеев в Богоубийстве. Назывались и другие их «преступления» - упорное и злонамеренное отвержение ими Христа и его учения, образ и стиль жизни, профанация Святого Причастия, отравление колодцев, ритуальные убийства, создание прямой угрозы для духовной и физической жизни христиан. Утверждалось, что иудеи, как народ проклятый и наказанный Богом, должны быть обречены на «унижающий их образ жизни » (Блаженный Августин) с тем, чтобы стать свидетелями истины христианства.

    Наиболее ранние тексты, вошедшие в канонический кодекс Церкви, содержат ряд предписаний для христиан, смысл которых - полное неучастие в религиозной жизни иудеев. Так, Правило 70-е «Правил святых апостол» гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или приемлет от них дары праздников их, как то опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен. »

    После Миланского эдикта (313 год) Императоров Константина и Лициния, провозгласивших политику официальной терпимости к христианам, влияние Церкви в империи неуклонно возрастало. Становление Церкви как государственного института влекло за собой социальную дискриминацию иудеев, преследования и погромы , совершавшиеся христианами с благословения Церкви или инспирировавшиеся церковной иерархией.

    Святой Ефрем (306-373) называл иудеев негодяями и рабьими натурами, безумными, слугами дьявола, преступниками с ненасытной жаждой крови, 99-кратно худшими, чем неиудеи .

    «А как некоторые считают синагогу местом досточтимым; то необходимо сказать несколько и против них. Почему вы уважаете это место, тогда как его надлежит презирать, гнушаться и убегать? В нём, скажете, лежит закон и пророческия книги. Что-же из этого? Ужели, где будут эти книги, то место и будет свято? Вовсе нет. А я потому-то особенно и ненавижу синагогу и гнушаюсь ею, что, имея пророков, (иудеи) не веруют пророкам, читая Писание, не принимают свидетельств его; а это свойственно людям, в высшей степени злобным. Скажи мне: если бы ты увидел, что какого-нибудь почтеннаго, знаменитаго и славнаго человека завели в корчемницу, или в притон разбойников, и стали бы его там поносить, бить и крайне оскорблять, неужели бы ты стал уважать эту корчемницу или вертеп потому, что там оскорбляем был этот славный и великий муж? Не думаю: напротив по этому-то самому ты почувствовал бы особенную ненависть и отвращение (к этим местам). Так разсуждай и о синагоге. Иудеи ввели туда с собою пророков и Моисея не для того, чтобы почтить, но чтобы оскорблять и безчестить их»

    Теология замещения

    Начиная с 4 и до 19 века отношение христианства к иудаизму основывалось на "теологии замещения" ("теологии презрения"), сформулированной Августином.

    Теология замещения устанавливала, что еврейский Завет с Богом отменен, и христианство пришло вместо иудаизма. Избранность, которая первоначально относилась к иудаизму, была утеряна евреями в связи с неприятием Иисуса, и перешла к христианству. Соответственно, спасение возможно только через христианство, а иудаизм не является спасительной религией.

    Теология замещения провозглашала, что наказанием за неприятие Иисуса является изгнание евреев из Страны Израиля, и евреи не смогут вернуться в свою Страну, пока не признают христианство.

    Теология замещения, говоря о передаче избранности от евреев к христианам, при этом позиционировала евреев в качестве группы, существенно отличающейся от всех других нехристианских групп. Евреи должны быть в приниженном состоянии в христианских странах, но, однако, евреев (в отличие других народов) запрещалось насильственно крестить. У евреев как бы сохранялся потенциал величия, которое "на сегодняшний день" было отнято, - но ожидалось, что "в конце времен" евреи примут христианство, и это и будет окончательным торжеством христианства в исторической перспективе.

    Теология замещения легитимизировала притеснения евреев, но все же не позволяла их убивать. Ввиду этого еврейский народ смог выжить в западноевропейских христианских странах в течении полутора тысяч лет.

    В Средние века и Новое время В Западном христианстве

    В 1096 году был организован Первый крестовый поход, целью которого было освобождение Святой земли и «Гроба Господня» от «неверных». Начался же он с уничтожения крестоносцами ряда еврейских общин Европы. Немалую роль в предыстории этой резни сыграла антиеврейская пропаганда погромщиков-крестоносцев, основанная на том, что христианская церковь, в отличие от иудаизма, запрещала давать в долг под проценты.

    Ввиду подобных эксцессов, около 1120 Папа Калист II издал буллу Sicut Judaeis («И так к иудеям»), излагавшую официальную позицию папства в отношении евреев; булла имела целью защитить евреев, пострадавших в ходе Первого крестового похода. Булла подтверждалась рядом позднейших понтификов. Начальные слова буллы были первоначально использованы Папой Григорием I (590-604) в его письме епископу Неаполя, которое подчёркивало право евреев «пользоваться их законной свободой»

    IV Латеранский собор (1215 г.) потребовал от евреев носить на одежде специальные опознавательные знаки или ходить в особых головных уборах. Собор не был в своём решении оригинальным - в странах Ислама власти предписывали и христианам и евреям исполнять точно такие же установления.

    Церковь и светские власти в эпоху средневековья, постоянно и активно преследуя евреев, действовали как союзники. Правда, некоторые папы и епископы защищали, чаще безрезультатно, евреев. Религиозные преследования евреев имели и свои трагические социальные и экономические последствия. Даже обыкновенное («бытовое») презрение, религиозно мотивированное, приводило к их дискриминации в общественной и хозяйственной сферах. Евреям запрещалось вступать в гильдии, заниматься рядом профессий, занимать ряд должностей, сельское хозяйство для них было запретной зоной. Они облагались специальными высокими налогами и сборами. При этом евреи неустанно обвинялись во враждебности к тому или другому народу и подрыве общественного порядка.

    Резко антисемитскую позицию высказывал и основатель протестантизма М.Лютер:

    «…Что же нам, христианам, делать с этим отверженным и проклятым народом, евреями? Поскольку они живут среди нас, мы не смеем терпеть их поведение теперь, когда мы осознаем их ложь, и ругань, и богохульство…
    Прежде всего, их синагоги или школы следует сжечь, а то, что не сгорит, нужно закопать и покрыть грязью, чтобы никто и никогда не смог увидеть ни камня, ни оставшейся от них золы. И это следует делать в честь нашего Господа и христианства для того, чтобы Бог мог увидеть, что мы христиане, и что мы не миримся и сознательно не терпим подобную публичную ложь, поношение и богохульные слова на его Сына и на его христиан…
    Во-вторых, я советую сровнять с землёй и разрушить их дома. Ибо в них они преследуют те же цели, что и в синагогах. Вместо (домов) их можно расселить под крышей или в сарае, как цыган…
    В-третьих, я советую отбирать у них все молитвенники и Талмуды, в которых они учат идолопоклонству, лжи, проклятию и богохульству.
    В-четвёртых, я советую отныне запретить их раввинам учить под страхом смерти.
    В-пятых, я советую, чтобы евреи были лишены права на охранное свидетельство при передвижении… Пусть они остаются дома…
    В-шестых, я советую запретить им ростовщичество, и забрать у них все наличные деньги, а также серебро и золото…»

    Он же пояснял, что такое отношение иудеев к Иисусу, отражает и отношение к нему всего человечества:

    « Поведение иудеев относительно Искупителя, принадлежа этому народу, несомненно принадлежит и всему человечеству (так сказал Господь, ​явившись великому Пахомию); тем более оно заслуживает внимания, глубокого размышления и исследования.»

    Еп. Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь

    Русский славянофил Иван Аксаков в статье «Что такое „Евреи“ относительно христианской цивилизации?», написанной в 1864 году:

    «Еврей, отрицая христианство и предъявляя притязания иудаизма, отрицает вместе с тем логически все до 1864 года успехи человеческой истории и возвращает человечество на ту ступень, в тот момент сознания, в котором оно обреталось до явления Христа на земле. В этом случае Еврей - не просто неверующий, как атеист, - нет: он, напротив, верит со всею силою души, признаёт веру, как и христианин, существенным содержанием человеческого духа, и отрицает христианство - не как веру вообще, а в самой его логической основе и исторической законности. Верующий Еврей продолжает в своём сознании распинать Христа и бороться в мыслях, отчаянно и яростно, за отжитое право духовного первенства, - бороться с Тем, Который пришёл упразднить „закон“ - исполнением его.»

    Характерны рассуждения протоиерея Николая Платоновича Малиновского в его учебнике (1912), «составленном применительно к программе по Закону Божию в старших классах средних учебных заведений» Российской империи:

    «Исключительное и чрезвычайное явление среди всех религий древнего мира представляет собою религия евреев, несравненно возвышаясь над всеми религиозными учениями древности. Только один еврейский народ среди всего древнего мира веровал в единого и личного Бога Культ ветхозаветной религии отличается замечательною для своего времени высотою и чистотою. Высоко и чисто и нравственное учение еврейской религии сравнительно с воззрениями других древних религий. Она призывает человека к богоподобию, к святости: „святи будете, яко Аз свят есмь, Господь Бог ваш“ (Лев 19.2). От истинной и откровенной ветхозаветной религии нужно отличать религию позднейшего иудейства, известную под именем „новоиудейства“ или талмудической, которая является религиею правоверных иудеев и в настоящее время. Ветхозаветное (библейское) учение в ней искажено и обезображено разными видоизменениями и наслоениями. В особенности проникнуты враждою и ненавистью отношения Талмуда к христианам; христиане или „акумы“ суть животные, хуже собак (по Шулхан-Аруху); их религия приравнивается Талмудом к языческим религиям О лице Господа И. Христа и Его пречистой Матери в Талмуде находятся кощунственные и крайне оскорбительные для христиан суждения. В верованиях и убеждениях, внушаемых Талмудом правоверным иудеям, заключается и причина того антисемитизма, который во все времена и у всех народов имел и ныне имеет множество представителей.»

    Протоиерей Н. Малиновский. Очерк православно-христианского вероучения

    Авторитетнейший иерарх Русской Церкви синодального периода митрополит Филарет (Дроздов) был убеждённым сторонником миссионерской проповеди среди евреев и поддерживал практические меры и предложения, к тому направленные, вплоть до православного богослужения на еврейском языке .

    В конце XIX - начале XX века в России издавались труды принявшего православие бывшего ксендза И. И. Лютостанского (1835-1915) («Об употреблении евреями талмудистами-сектаторами христианской крови» (Москва, 1876, 2-е изд. СПб., 1880); «О еврейском мессии» (Москва, 1875) и др.), в которых автор доказывал изуверский характер некоторых мистических практик иудеев-сектантов. Первая из перечисленных работ представляет, по мнению Д. А. Хвольсона , в значительной мере заимствование из секретной записки Скрипицына, представленной в 1844 году императору Николаю I, - «Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их », изданной впоследствии в книге «Кровь в верованиях и суевериях человечества» (СПб, 1913) под именем В. И. Даля.

    С. Эфрон (1905) писал: «У христианских народов установилось убеждение, что Израиль остался верен Ветхому Завету и не признал Новый из-за приверженности религиозной к установившимся формам, что в ослеплении своём он не рассмотрел Божественности Христа, не постиг Его. Напрасно установилось понятие, что Израиль не понял Христа. Нет, Израиль понял и Христа, и Его учение в первый же момент появления Его. Израиль знал о Его пришествии и ждал Его. Но он, гордый и своекорыстный, считавший Бога Отца своим личным Богом, отказался признать Сына за то, что пришёл Он взять на Себя грех мира . Израиль ждал личного Мессию для себя только одного » .

    В 20 веке Теология дополнения

    Начиная с конца 19 в. в протестантизме, а после шока, связанного с Холокостом (в которой христианский народ, немцы и их союзники, попытались полностью физически уничтожить евреев, - ввиду чего, по мнению духовно чутких христиан, христианство потеряло моральные основы "свидетельствовать евреям о Христе" и считать себя морально более продвинутым, чем иудаизм) и создания Государства Израиль (что опровергло положение Августина и Златоуста о том, что евреи не смогут вернуться в свою Страну пока не признают христианство) также и в католицизме, - "теология замещения" постепенно была отвергнута, и на ее место пришла "теология дополнения".

    Теологии дополнения гласит, что христианство пришло не "заместо иудаизма", а "в дополнение к иудаизму". Заповеди Танаха никоим образом не отменены, а продолжают быть действенными (для еврейского народа - в объеме всех 613 заповедей), и еврейская избранность сохранилась. Иудаизм является спасительной религией, т.е. евреи, в отличие от других нехристианских групп, могут достичь спасения через свой Завет с Богом, без того, чтобы обращаться в христианство.

    Православие, не пережившее духовный шок от Холокоста и не осознавшее в религиозном плане создание Израиля, продолжает, в основном, придерживаться прежней теологии замещения.

    Мнение протестантских теологов

    Один из наиболее значительных протестантских теологов XX века Карл Барт писал:

    «Ибо неоспоримо, что еврейский народ, как таковой, есть святой народ Бога; народ, знавший милость Его и Его гнев, среди этого народа Он благословлял и судил, просветлял и ужесточал, принимал и отвергал; дело Его этот народ так или иначе сделал своим делом, и не прекращал считать своим делом, и никогда не прекратит. Все они по своей природе освящены Им, освящены как преемники и родственники Святого в Израиле; освящены так, как не могут быть освящены по природе своей неевреи, даже христиане-неевреи, даже лучшие из христиан-неевреев, несмотря на то, что они тоже теперь освящены Святым во Израиле и стали частью Израиля»

    Карл Барт, Догматы церкви, 11, 2, с. 287

    Современное отношение протестантов к евреям подробно изложено в Декларации «СВЯЩЕННЫЙ ДОЛГ - О новом подходе христианского вероучения к иудаизму и еврейскому народу» .

    Позиция Римско-католической церкви

    Официальное отношение Католической Церкви к евреям и иудаизму изменилось, начиная с периода понтификата Иоанна XXIII (1958-1963). Иоанн XXIII был инициатором официальной переоценки отношения католической церкви к евреям. В 1959 г. папа распорядился, чтобы из читаемой в Страстную пятницу молитвы были исключены антиеврейские элементы (например, выражение «коварные» применительно к евреям). В 1960 г. Иоанн XXIII назначил комиссию кардиналов для подготовки декларации об отношении церкви к евреям.

    Перед своей смертью (1960) он также составил покаянную молитву, которую назвал «Акт раскаяния» :

    «Мы сознаём теперь, что многие века были слепы, что не видели красоты избранного Тобой народа, не узнавали в нём наших братьев. Мы понимаем, что клеймо Каина стоит на наших лбах. На протяжении веков наш брат Авель лежал в крови, которую мы проливали, источал слёзы, которые мы вызывали, забывая о Твоей любви. Прости нас за то, что мы проклинали евреев. Прости нас за то, что мы второй раз распяли Тебя в их лице. Мы не ведали, что творили»

    Во время правления следующего папы - Павла VI - были приняты исторические решения Второго Ватиканского собора (1962-1965 гг.). Собором была принята Декларация «Nostra Aetate» («В наше время»), подготовленная при Иоанне XXIII, авторитет которого сыграл в этом существенную роль. Несмотря на то, что полностью Декларация называлась «Об отношении Церкви к нехристианским религиям», основной её темой был пересмотр представлений католической церкви о евреях.

    Впервые в истории появился родившийся в самом центре христианского мира документ, снимавший с евреев многовековое обвинение в коллективной ответственности за смерть Иисуса. Хотя «еврейские власти и те, кто следовали за ними, требовали смерти Христа », - отмечалось в Декларации, - в Страстях Христовых нельзя видеть вину всех евреев без исключения - как живших в те времена, так и живущих сегодня, ибо, «хотя Церковь - это новый народ Божий, евреев нельзя представлять отвергнутыми или проклятыми ».

    Также впервые в истории официальный документ Церкви содержал ясное и недвусмысленное осуждение антисемитизма.

    За период понтификата Папы Иоанна Павла II (1978-2005) изменились некоторые литургические тексты: из отдельных церковных чинопоследований были удалены выражения, направленные против иудаизма и евреев (оставлены лишь молитвы за обращение иудеев ко Христу), а также отменены антисемитские решения целого ряда средневековых соборов.

    Иоанн Павел II стал первым Папой в истории, переступившим порог православной и протестантской церквей, мечети и синагоги. Он стал также первым Папой в истории, попросившим прощения у всех конфессий за злодеяния, когда-либо совершённые членами Католической церкви.

    В октябре 1985 года в Риме состоялась встреча Международного комитета по связи между католиками и евреями, посвященная 20-летию Декларации «Nostra Aetate». В ходе встречи прошла также дискуссия по поводу нового ватиканского документа «Замечания о правильном способе представления евреев и иудаизма в проповедях и катехизисе римско-католической церкви». Впервые в документе такого рода было упомянуто государство Израиль, говорилось о трагедии холокоста, признавалось духовное значение иудаизма в наши дни и приводились конкретные указания, как толковать новозаветные тексты, не делая антисемитских выводов.

    Спустя полгода, в апреле 1986 года, Иоанн Павел II первым из всех католических иерархов посетил римскую синагогу, назвав иудеев «старшими братьями по вере» .

    Вопрос современного отношения католической церкви к евреям подробно изложен в статье известного католического теолога Д. Поллефе «Иудейско-христианские отношения после Освенцима с католической точки зрения» http://www.jcrelations.net/ru/1616.htm

    Современная РПЦ

    В современной РПЦ есть два разных направления по отношению к иудаизму.

    Представители консервативного крыла обычно занимают отрицательную позицию по отношению к иудаизму. Например, согласно митрополиту Иоанну (1927-1995), между иудаизмом и христианством сохраняется не только принципиальное духовное различие, но и определенный антагонизм: «[Иудаизм -] религия избранничества и расового превосходства, распространившаяся среди евреев в I тысячелетии до н. э. в Палестине. С возникновением христианства заняла в отношении его крайне враждебную позицию. Непримиримое отношение иудаизма к христианству коренится в абсолютной несовместимости мистического, нравственного, этического и мировоззренческого содержания этих религий. Христианство есть свидетельство о милосердии Божием, даровавшем всем людям возможность спасения ценой добровольной жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом, вочеловечившимся Богом, ради искупления всех грехов мира. Иудаизм есть утверждение исключительного права иудеев, гарантированного им самим фактом рождения, на господствующее положение не только в человеческом мире, но и во всей Вселенной. »

    Сергей Лёзов, профессор религии Российского Гуманитарного Университета, отмечает, что "Антииудаизм является существенным структурным элементом богословского толкования русского православия".

    Современное руководство Московской Патриархии, напротив, в рамках межконфессионального диалога в публичных заявлениях старается подчёркивать культурно-религиозную общность с иудеями, провозглашая «Ваши пророки - наши пророки» .

    Позиция «диалога с иудаизмом» представлена в Декларации «Узнать Христа в Его народе», подписанной в апреле 2007 года, среди прочих, представителями (неофициальными) Русской Церкви, в частности заштатным клириком игуменом Иннокентием (Павловым)

    Примечания
  • Статья «Христианство » в Электронной еврейской энциклопедии
  • Подробный анализ ложности этих противопоставлений см. П. Полонский. Две тысячи лет вместе - еврейское отношение к христианству
  • Энциклопедия Britannica , 1987, Том 22, стр. 475.
  • J. David Bleichю. Divine Unity in Maimonides, the Tosafists and Me’iri (in Neoplatonism and Jewish Thought , ed. by L. Goodman, State University of New York Press, 1992), pp. 239-242.