Кто такие копты? Коптская церковь в Египте: основатель, история, традиции.

Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что коптские монастыри продолжают традицию пустынножителей первого тысячелетия. Святейший Патриарх отметил, что наши соотечественники, направляющиеся в Египет, посещают не только места отдыха, но и христианские святыни, находящиеся в коптских монастырях. Коптские святыни — это главным образом мощи древних египетских святых — преподобных, святителей и мучеников, — которые почитаются всем христианским миром. Коптская церковь хранит часть мощей апостола и евангелиста Марка, которые частично были возвращены ей Римско-Католической церковью в 1960-е годы при патриархе Кирилле VI — известнейшем коптском первоиерархе, и мощи святителя Афанасия Александрийского, также переданные из Рима при нынешнем патриархе Шенуде III (в мае 1973 г.).

О Коптской церкви и ее святынях рассказывает протоиерей Олег Давыденков, руководитель кафедры восточно-христианской филологии Восточных церквей Православного Свято-Тихоновского государственного университета. Отец Олег — один из немногих специалистов в области изучения Восточных церквей. Еще в 1996 году он привлекался к работе Синодальной богословской комиссии, занимавшейся тогда богословскими проблемами, возникшими в ходе диалога между Православной Церковью и Древними Восточными церквами.

— Отец Олег, что сегодня представляет собой Коптская Церковь?

— Коптская Церковь — одна из древних Восточных (Нехалкидонских) церквей. На сегодняшний день по числу последователей — это вторая из Нехалкидонских церквей, уступающая только Эфиопской. Большинство коптов проживает на территории современного Египта. Точное количество коптов в этом государстве неизвестно. Официальные представители Коптской Церкви обычно называют число от 7 до 10 миллионов при общем населении современного Египта около 60 миллионов человек. Существует также довольно большая коптская диаспора — около 1 миллиона человек, разбросанных по всему миру.

Число епархий при последнем патриархе Шенуде III превысило пятьдесят и возвращается к своей исторической цифре. В VI-XI века количество диоцезов колебалось от пятидесяти до ста. В 2004 году Коптская Церковь насчитывала 91 епископа. За последние десятилетия заметно увеличилось число монастырей и количество монашествующих. В 1961 году Коптская Церковь имела всего 8 мужских (206 монахов) и 5 женских (около 50 монахинь) монастырей. В середине 90-х годов прошлого века в Коптской Церкви на территории Египта официально числилось уже около 15 мужских (примерно 1,3 тысячи монахов) и 6 женских (около 400 монахинь) монастырей.

Назвать точное число монастырей на сегодняшний день непросто. Во-первых, некоторые восстановленные монастырские комплексы используются в качестве церковных центров или приходских храмов, но монашеская жизнь в них не возрождена. Во-вторых, имеются, особенно в Верхнем Египте, совсем маленькие обители, где подвизаются всего от одного до трех монахов. Например, в районе Ахмима расположены шесть небольших монастырей с числом насельников от одного до семи. В-третьих, некоторые небольшие обители не имеют официального статуса монастырей, являясь подворьями более крупных монастырей. Например, знаменитые монастыри преподобного Антония Великого и преподобного Павла Фивейского традиционно имеют свои подворья в городе Буш (120 километров к югу от Каира). Также некоторые уже фактически существующие монашеские общины, созданные по инициативе «снизу», еще не успели получить официальный статус от Синода Коптской Церкви и потому не указываются в официальных справочниках. Таким образом, на сегодняшний день речь может идти примерно о 60 мужских и женских фактически действующих монастырях с общим числом монашествующих порядка двух тысяч человек.

Последние десятилетия Коптская церковь уделяет большое внимание строительству новых храмов, восстановлению разрушенных храмовых зданий. При патриархе Кирилле VI (1959-1971) число действующих храмов удвоилось с 500 до 1000. Активное храмостроительство продолжается и при патриархе Шенуде III.

— Кроме знаменитых лавр, основанных Павлом Фивейским, Антонием Великим и Макарием Великим, какие еще имеются известные монастыри?

— Наиболее известным и значительным центром монашеской жизни в Египте является сегодня пустыня Вади ан-Натрун. В древности этот район был известен как пустыня Скит. Она начинается в 75 километрах северо-западнее Каира и далее простирается на северо-запад на 50 километров. Ширина ее не превышает 8 километров. Сейчас здесь находится четыре коптских монастыря: преподобного Макария (около 115 насельников), преподобного Паисия (Анба Бишой; около 160 насельников), Аль-Барамус, то есть монастырь римлян (105 насельников), и Ас-Сурьян, или монастырь сирийцев (около 145 насельников). Два последних монастыря посвящены Пресвятой Богородице. Эти четыре монастыря — «кузница кадров» для епископата Коптской Церкви. По данным на 1998 год из 79 коптских архиереев 64 были выходцами из монастырей Вади ан-Натрун.

Среди центров монашеской жизни следует указать также монастыри Западной пустыни (мученика Мины — 80 насельников и преподобного Самуила) и Восточной пустыни (преподобного Антония Великого — около 120 насельников и преподобного Павла Фивейского — около 80 насельников), монастырь Аль-Мухаррак в районе Асьюта (320 километров к югу от Каира), в котором расположена одна из семинарий Коптской церкви (125 насельников), монастырь святого Георгия в Аль-Хататба (в дельте Нила; около 15 монахов), монастырь святого Дамиана (20 километров от Мансура; около 50 монахинь), монастырь архангела Гавриила в Фаюме (35 насельников), монастырь святого Мины в районе Асьюта (20 насельников), монастыри святого Георгия (45 насельников), святого Пахомия (25 насельников) и святого Феодора Восточного (около 20 монахинь) в районе Луксора, монастырь святого Пахомия около Идфу (приблихительно 35 насельников).


— Почему наиболее почитаемыми святыми в Коптской Церкви являются великомученик Георгий Победоносец и мученик Мина? Их иконы чаще других встречаются в коптских храмах.

— Трудно сказать. Великомученик Георгий высоко почитается во многих странах. Святого Мину очень почитал патриарх Кирилл VI. Именно после его восхождения на патриарший престол началось возрождение монастыря святого Мины, хотя сама по себе эта обитель в древности не была выдающимся центром монашеской жизни, и не позднее XII века она прекратила свое существование. Патриарх Кирилл VI вообще начал свою деятельность с радикальной монастырской реформы, направленной на оздоровление и возрождение монашеской жизни, а через монашество — и всей Коптской церкви. И началась эта реформа именно с возрождения монастыря святого Мины в ноябре 1961 года. Но почему такое исключительное почитание оказывается именно мученику Мине, сказать трудно, ведь в Египте было достаточно выдающихся подвижников.

Какова история коптской иконописи? Здесь может идти речь о какой-то школе?

— Вряд ли можно говорить о том, что в Египте существует своя школа иконописи. Современная коптская иконопись отличается исключительным эклектизмом. Глядя на иконы в коптских храмах, можно наблюдать полное смешение стилей. В одном храме и даже в одном иконостасе можно увидеть рядом и иконы, выполненные в традиционном византийском стиле, и образцы западной натуралистической живописи, и собственно коптские иконы, которые отличаются своеобразным примитивизмом, напоминающим детские рисунки. В последние годы в коптских храмах можно увидеть и русские иконы.

— С какими христианскими церквами поддерживает отношения Коптская Церковь?

— Если говорить о дипломатических отношениях, то практически со всеми. Нынешний патриарх Шенуда III — первый коптский первоиерарх, который является всемирным экуменическим деятелем, объехавшим практически весь мир и поддерживающим личные контакты с руководством всех христианских церквей. Евхаристическое же общение копты имеют только с единоверцами, то есть с Нехалкидонскими церквами.

— Что сегодня представляет собой коптское богословие?

— Можно сказать, что по-настоящему серьезного научного академического богословия у коптов сегодня нет. По крайней мере, мне не известен ни один значительный коптский богослов-догматист, патролог или церковный историк. Например, если посмотреть на тексты, которые были представлены коптскими участниками в ходе богословского диалога между Православной Церковью и Восточными церквами, то, на мой взгляд, богословский уровень этих текстов не очень высок. Хотя, судя по всему, эти тексты готовились ведущими на сегодняшний день богословами Коптской Церкви.

— Кроме побережных курортов основными туристическими центрами Египта являются Каир и Александрия. Какие христианские святыни, принадлежащие коптам, можно посетить в этих городах?

— В Александрии расположено около 20 коптских храмов, наиболее значительным является патриарший собор святого Марка, где находятся частицы мощей апостола Марка, святого Анании (преемника Марка на Александрийской кафедре), святого Аполлона, cвятых Диоскора и Эскулапа и других древних египетских святых.

В Каире находится пять женских монастырей: святого Георгия (возле станции метро Аль-Джирджис; 65 монахинь); святого Меркурия (улица Гама Амр; 130 монахинь); Пресвятой Богородицы (60 монахинь) и святого Георгия (40 монахинь) в центральной части Каира, в квартале Харат Зувейла; святого Феодора Стратилата (60 монахинь) около мечети Аль-Азхар. Общее число коптских храмов в столице Египта — около 100 (не считая пригородов). Самые древние храмы расположены в Старом Каире. Наиболее интересны из них: церковь мучеников Сергия и Вакха, древнейшая в Каире, церковь Пресвятой Богородицы Аль-Муаллака («подвешенная»), церковь великомученицы Варвары, церковь святых Кира и Иоанна, церковь святого Меркурия и другие.

В Большом Каире следует отметить старый патриарший собор святого Марка в районе Азбакийя и новый огромный кафедральный собор святого Марка на улице Рамзеса в районе Аббасийя, построенный в 60-е годы прошлого века. Вместимость собора — пять тысяч сидячих мест. Интересно, что престол главного предела собора — дар Русской Православной Церкви, он был изготовлен в мастерских Софрино и подарен Коптской церкви в 1967 году. В этом соборе хранятся главные святыни Коптской церкви: мощи евангелиста Марка и святителя Афанасия Александрийского. Несомненный интерес представляет район Зейтун, где в 1968 и 1969 году происходили всемирно известные чудесные события. Рядом со старой церковью (построена в 1925 году по повелению Пресвятой Богородицы, явившейся во сне Халилю Ибрагиму Паше, на месте, где, по преданию, останавливалось святое семейство во время бегства в Египет), в 1970-е годы построена величественная церковь, посвященная чудесным явлениям Пресвятой Девы в Зейтуне.

Надо сказать, что и в других известных туристических центрах Египта есть достойные внимания церковные объекты. В районе Гизы, например, около 30 действующих храмов; в районе Луксора и Асуана расположено много древних коптских храмов и несколько действующих монастырей.

Копты, наверное, как никто другой сегодня, представляют собой достойный пример свидетельства христианской веры в мусульманском мире. Они показывают, каким образом христианская церковь может успешно исповедовать свою веру и при этом усиливать свое влияние в обществе, действуя не путем реформ протестантского характера и отказа от своих традиций, а, наоборот, путем возвращения к ним. Два последних коптских патриаршества очень наглядно это демонстрируют.

В конце 1950-х годов Коптская церковь находилась в самом тяжелом кризисе за всю свою историю. Достаточно сказать, что при патриархе Юзабе II (1946-1956) всего за десять лет около 50 тыcяч коптов обратились в ислам. В то время сильно упал авторитет иерархии, наблюдался заметный отход народа от церкви. Отчасти это было связано с проводившейся тогда в Египте республиканской реформой и, как следствие, с распространением демократических либеральных идей и требованиями образованной коптской молодежи и интеллигенции, получивших образование в Европе и США, церковных реформ по протестантским образцам. Перед церковью стоял тяжелейший вопрос, как жить дальше в таких условиях?

В 1956 году под давлением сторонников реформ Синод вынужден был низложить Юзаба II и отправить его в монастырь (на патриарха сначала было совершено покушение, затем он был похищен группой радикально настроенной молодежи). Это был уникальный случай низложения первоиерарха в истории Коптской церкви: ничего подобного никогда не было.

Коптская церковь традиционно устроена монархически, здесь очень значительна дистанция между епископами и патриархом. По правилам Коптской церкви, только патриарх освящает миро, только он может возглавлять епископские хиротонии. Если патриаршая кафедра вакантна, то новых епископов поставлять нельзя. В течение трех лет Коптская церковь не имела патриарха, среди иерархии царила всеобщая растерянность, велись дискуссии о том, что делать для преодоления кризиса.

Начало возрождения Коптской церкви оказалось связанным с именем патриарха Кирилла VI, которого по древней традиции избрали не из числа епископов, а из не имеющих священного сана монахов-аскетов, известных святостью жизни. Патриарх Кирилл полагал, что возрождение церкви должно произойти путем возвращения к традициям, не в потакании духу мира сего, а, наоборот, в углублении духовной жизни, освобождении церкви от всего наносного и исторически случайного, в том числе и от номинальных членов. На это была направлена и монастырская реформа Кирилла VI, потому что к началу 1960-х годов коптское монашество в значительной степени выродилось и превратилось в некую карикатуру.

За последние 30-40 лет с обращением к своим древним традициям Коптская церковь преобразилась, и сами копты как народ заметно изменились. Фактически они вернулись к своему традиционному укладу, когда духовенство пользуется высоким нравственным авторитетом и естественным образом воспринимается как руководитель народной жизни, а патриарх является по сути этнархом, общенациональным лидером и символом народного единства, который представляет коптов и перед светскими властями Египта, и перед всем остальным миром. Авторитет церкви за последние десятилетия сильно вырос не только в глазах коптского народа, но и египетского общества в целом. Следует отметить, что за последние десятилетия крайне редки стали случаи перехода коптов в ислам. Сегодня осталась только одна «группа риска» — христианки, состоящие в браке с мусульманами.

Другой такой крупной христианской общины, существующей в очень непростом мусульманском окружении (Египет — страна достаточно жесткого и агрессивного ислама), которая могла бы сравниться с коптами, сегодня нет. Все христианские общины в других мусульманских странах существуют на положении национально-религиозных меньшинств и заметно уступают коптам как количественно, так и по степени своей ревности к христианской вере.

— Современные коптские храмы представляют собой большие бетонные сооружения, не отличающиеся изысканным стилем. Такая архитектура является своеобразным ответом на огромные мечети или просто дело в размахе коптской души?

— Трудно сказать. Исторически копты не строили больших храмов, сохранившиеся древние церкви достаточно невелики. Крупные храмы соборного типа начинают строиться только в XIX веке. Скорее всего, это связано с тем, что в течение столетий под властью мусульман не то что бы строить новые, но даже сохранять и реставрировать старые храмы было весьма затруднительно. Кроме того, по мусульманским законам, зиммии (немусульмане) не имели права возводить частные или общественные здания, большие по размеру и более высокие, чем соседние мусульманские. И нет ничего удивительного в том, что начиная с правления «вице-короля» Египта Мухаммада Али (1805-1848) и в последующее время, когда формальные препятствия для строительства храмов отпали, у местных христиан возникло желание заявить о себе, о своем духовном и физическом присутствии на родной земле таким монументальным храмовым строительством.

— В последние годы очень часто из Египта приходили новости о том, что в столкновениях с мусульманами гибнет много коптов-христиан. Существуют в Коптской Церкви новомученики?

— Религиозное насилие является постоянным фоном жизни христиан в Египте, хотя последние годы актов прямого насилия и физических расправ над христианами стало несколько меньше. Однако дело не только в действиях собственно экстремистов. Египет, при всей его внешней светскости, является вполне традиционной мусульманской страной, где строго запрещена проповедь христианства среди мусульман, а переход из ислама в любую другую религию карается смертной казнью (для женщин и несовершеннолетних в настоящее время может заменяться пожизненным заключением). В последние годы под давлением международных правозащитных организаций египетские власти иногда стали разрешать бывшим мусульманам, перешедшим в христианство, покидать страну, но предварительно не один год продержав их в тюрьме.

Я никогда не слышал о том, чтобы у коптов было понятие новомучеников, связанное с теми, кто погиб от рук мусульман в XX веке. Безусловно, копты чтут память своих единоверцев, ставших жертвами мусульманского фанатизма. Например, в новом патриаршем соборе святого Марка в Каире находится гробница епископа Самуэля, убитого 6 октября 1981 года.

— Каким временем датируются последние коптские святые?

— Трудность ответа на этот вопрос заключается в том, что у коптов нет такой четкой процедуры канонизации, как, например, в Православной Церкви. Если под святыми понимать тех, кто почитается в качестве таковых верующим народом, то можно сказать, что святые в Коптской церкви были всегда. Из почитаемых подвижников XX века можно назвать епископа Файюмского анбу Абраама (1829-1914), монаха Абд аль-Масиха аль-Макари аль-Манахри (1982-1963), монаха монастыря святого Антония Юстуса аль-Антуни (1910-1976). Многие копты почитают святым и патриарха Кирилла VI.

— Какие особенности церковной жизни коптов могут броситься в глаза верующим из России?

— У коптов более простое отношение к святыням. Например, любой копт может войти в алтарь и приложиться к престолу, что у нас разрешено только священнослужителям. Однако эта простота проистекает не от небрежения, а от непосредственной живой веры, идущей не от ума, а от сердца. Коптская литургия представляет собой диалог между предстоятелем и народом, специальные хоры в Коптской церкви встречаются довольно редко. Таким образом, народ активно участвует в литургии. В большинстве коптских храмов при входе принято снимать обувь. В некоторых храмах это не обязательно для входа в храм, но необходимо для поднимающихся на солею, в том числе и для причастников. Причастники обычно приходят со своими индивидуальными платами, которые хранятся дома. В подавляющем большинстве коптских храмов, за исключением самых древних, имеются скамьи, значительную часть богослужения разрешается сидеть.

В жизни коптов присутствует много моментов, общих с мусульманами, это касается не только языка, но и быта, одежды, кухни и тому подобного. В культурном плане копты мало отличимы от местных мусульман. Практически повсеместно среди коптов практикуется обрезание. Хотя церковь дистанцируется от этого обряда, не считая его церковным, со стороны народа существует тенденция придавать этому обычаю некое сакральное значение.

— Как у коптов появилась традиция делать татуировки крестов на запястьях рук?

— Одно из возможных объяснений возникновения этой традиции в Египте и Эфиопии состоит в том, что у имеющего такой знак в случае гонений не будет соблазна скрыть свою веру и отречься, ибо этот знак неопровержимо свидетельствует о принадлежности к христианству.

— Отличается ли коптское богослужение от православного?

— Отличается и довольно заметно. Так, чинопоследования литургии Православной и Коптской Церквей относятся к разным типам — византийскому и александрийскому соответственно.

Даже при поверхностном наблюдении нетрудно заметить существенные отличия. Коптская литургия более стационарна, у коптов нет ни малого, ни великого входа, а следовательно и Херувимской песни. За каждой литургией у коптов четыре чтения из Священного Писания: из книги Деяний апостолов, из соборных посланий, из посланий апостола Павла и из Евангелия. Евангелие часто прочитывается дважды: священником на коптском языке и диаконом — на арабском. Значительную часть коптской литургии составляют священнические молитвы, которые читаются вслух. Литургия в Коптской церкви весьма продолжительна — около трех часов, а вместе с присоединяемыми чинопоследованиями может идти 4-5 часов. Службы суточного круга также заметно отличаются от наших. Православная Церковь пользуется Иерусалимским богослужебным уставом, в основе же коптского богослужения лежит традиция древнего египетского монашеского богослужения. Коптские службы суточного круга весьма аскетичны, священнослужители обычно совершают их даже не надевая специальных облачений, чтение Псалтири занимает основную часть чинопоследований, чтение явно доминирует над пением.

— Что могут найти для себя полезного наши паломники, посещая для поклонения святыням коптские монастыри и храмы, знакомясь с жизнью коптов?

— Посмотреть на благочестивых людей уже само по себе хорошо. Полезно посмотреть, как они молятся, как почитают свои святыни, какое у них благоговейное отношение к храму, как они почитают священников. Можно поучиться у коптов общей доброжелательности, которой нам часто не хватает.

— Можно порекомендовать книгу о Коптской Церкви, написанную православным автором из Швейцарии Кристин Шайо. У нее есть книги обо всех Нехалкидонских церквах. Эти книги основаны на личных впечатлениях, написаны живо, представляют яркую панораму жизни Восточных церквей. К сожалению, богословский уровень этих работ, степень понимания автором сложности богословских проблем, стоящих на пути к восстановлению единства между Православной Церковью и Древними Восточными церквами оставляют желать лучшего. На нашей кафедре Восточных церквей и восточно-христианской филологии сделаны переводы на русский язык некоторых книг К. Шайо, в том числе и о Коптской церкви. Надеюсь, в обозримом будущем эта книга выйдет в издательстве ПСТГУ.

Можно порекомендовать также книги о Коптской Церкви Отто Мейнардуса. Сама Коптская церковь издает достаточно много популярной литературы о своей религиозной традиции, главным образом, на английском языке. Некоторые издания небезынтересны, например популярные брошюры коптского священника Тадроса Малати.

Все, что имеется по данной теме на русском языке, к сожалению, либо устарело (например, епископ Порфирий (Успенский), XIX в.), либо написано уж как-то очень непрофессионально (не буду называть имен). Неплохое впечатление производят путевые заметки современного журналиста Сергея Путилова, подробно описывающего свои путешествия по христианскому Востоку, в том числе и по Египту.

— В каком состоянии сегодня находится диалог между Православной Церковью и Коптской Церковью?

— Официальный диалог, начавшийся в 1985 году, был диалогом между Православной Церковью и Древними Восточными церквами в целом. К середине 1990-х годов, когда большинство Православных Церквей (11 из 15) не ратифицировали итоговые документы диалога (так называемое Первое и Второе согласованные заявления), а Иерусалимская Церковь даже заявила о своем выходе из диалога, процесс зашел в тупик. Через несколько лет, когда стало очевидно, что диалог фактически заглох, Русская Православная Церковь с целью способствовать продолжению диалога предприняла попытку начать двусторонние собеседования с каждой из Восточных церквей по отдельности. Выстроилось несколько направлений, одно из них — с Коптской церковью, с Сиро-Яковитской церковью и с Армянской церковью Киликийского католикосата, которые согласились на диалог только в таком объединенном формате. В рамках этого диалога состоялось несколько встреч, однако со времени последей встречи прошло уже несколько лет.

— Какие точки общения и соприкосновения могут быть между Русской Православной Церковью и Восточными церквами?

— Первоначально цель официального диалога определялась как восстановление полного церковного общения, но сейчас очевидно, что эта цель недостижима в обозримом будущем. Поэтому в данный период диалог может носить научно-познавательный характер с целью лучшего понимания традиций друг друга. Также диалог может носить церковно-дипломатический, например, совместные выступления в защиту христианских ценностей, или пастырский характер с целью установления дружественных отношений между церквами как на уровне священноначалия, так и рядовых верующих. Наконец, немалый интерес может представлять обмен опытом в таких вопросах, как социальная диакония, религиозное образование и катехизация, работа с молодежью, миссионерство. Коптская церковь, например, уже в течение 30 лет достаточно успешно осуществляет христианскую миссию в ряде государств Центральной Африки.

КОПТСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из монофиситских церквей. Другое название - Коптская церковь.

Арабская экспансия в 642 не встретила какого-либо существенного сопротивления со стороны коптов, которые надеялись избавиться таким образом от возможного возвращения к власти греков. Но новое иго оказалось намного тяжелее прежнего. Облагая христиан значительно более высоким налогом, чем мусульман, власти добивались массового перехода местных жителей в ислам. Особенно жестокие преследования имели место при фатимидском халифе Хакиме, правившем с 996 по 1021. Было разрушено 3 тыс. церквей, закрыты монастыри. Коптам было предписано носить особую одежду и головные уборы. Преследования продолжались и в последующие годы, а в XIV в. вновь усилились. Приход турок в 1517 не изменил существенно положения, и лишь осуществлённые около 1840 реформы местного правителя - паши Мухаммеда Али (1769-1849), фактически отделившего Египет от Турции , несколько улучшили положение коптов.

По своему вероучению Коптская православная церковь близка к другим монофиситским церквам. Коптская обрядность имеет свою специфику. Копты в целом придерживаются александрийского обряда, хотя в него и внесены некоторые изменения. В Коптской православной церкви совершаются литургии св. Василия Великого, св. Григория Назианзина и св. Кирилла, однако наиболее обычна литургия св. Василия. Богослужение сопровождается частым каждением. Богослужебные песни поются под аккомпанемент флейты и ударных инструментов - треугольников и тарелок.

С 1906 литургия совершается в основном на арабском языке. В богослужебных книгах имеется текст на мёртвом ныне коптском языке, но параллельно с ним даётся перевод на арабский язык. Многие священнослужители сейчас слабо владеют коптским языком.

Крещение, как и в православии, соединено с миропомазанием. Причащение обычно совершается под одним видом, но может совершаться и под 2 видами. При причащении под 2 видами священник макает свой палец в вино (кровь Христову) и помазывает им хлеб (тело Христово). Причастный хлеб - заквашенный. По форме круглый, на нём оттиснуты квадратики. Просфоры пекутся для каждой службы.

Весьма специфичный характер имеет в Коптской православной церкви церковное облачение священника - «таиласан». Оно представляет собой длинное одеяние с капюшоном. Монашеская одежда состоит из чёрного плаща и чёрного тюрбана, причём её должен носить и монах, ставший епископом (отличает его от обычного монаха только епископский наперсный крест).

Характерно особое почитание Богородицы. В её честь отмечаются 32 праздника в году.

Во главе Коптской православной церкви стоит патриарх, имеющий титул папы Александрии, Пентаполиса и Эфиопии . Впрочем, последнее добавление к титулу носит чисто почётный характер, так как Эфиопская православная церковь с 1959 является автокефальной. Патриарх избирается на особом «Религиозном трибунале», состоящем из 12 епископов. Он непременно должен быть монахом, но не обязательно епископом. Предъявляется к патриарху и ряд других требований: он должен быть в возрасте не моложе 50 лет, обладать египетским гражданством, никогда не иметь жены (то есть и до пострижения в монахи), должен быть рождён от первого брака матери. Часто патриарх избирается из настоятелей одного из главных монастырей страны. Из числа предложенных кандидатов выбор определяется по жребию, который тянет мальчик.

В Египте Коптская православная церковь имеет 24 епархии. Кроме того, существует несколько зарубежных епархий. Соблюдается старый закон, запрещающий епископам менять епархию.

Как и в православных церквах, в Коптской православной церкви 3 степени священства: епископ, священник и диакон. Все епископы рукополагаются из числа монахов и обязаны соблюдать целибат (не вступать в брак). На них лежат и другие монашеские ограничения, например, они не могут употреблять в пищу мясо.

В коптских семинариях готовят как священников, так и проповедников, причём последние либо остаются мирянами, либо становятся диаконами. Священники нередко рукополагаются, не имея какой-либо специальной подготовки. Некоторые из них не могут читать не только по-коптски, но и по-арабски. Коптские молитвы они произносят наизусть, не понимая их смысла. Часто во время литургии Евангелие читает мирянин, так как священник не способен этого сделать. Как и в православных церквах, священник может жениться только перед рукоположением, после посвящения в сан он сделать это уже не вправе.

Диаконами довольно часто служат мальчики 13-14 лет, нередко слепые. Имеются в Коптской православной церкви также архидиаконы, которые являются своего рода викариями при епископах.

Численность последователей Коптской православной церкви в

Елена Терехова

Коптская церковь находится в Александрии, она является христианской церковью Египта, относится к древневосточным православным церквям. Она подчиняется трем Вселенским соборам, признает традиционную богословскую школу, не относится к семье церквей византийской традиции.

Предание говорит о том, что эту школу основал апостол Марк. Сейчас она состоит из 400 общин, многие из них находятся в Египте и его диаспоре. Церковь носит характер иудаизма, древнего Египта - обрезание не только мужчин, но и женщин. Эта традиция заимствована от мусульман. До 2012 года коптскую церковь возглавлял папа святейший Шенуда III.

Коптская церковь имеет историю духовного процветания, которая сопряжена с подвигами, трагическими событиями, конфликтами, связанными с военной обстановкой. Копты - потомки древних египтян. Запись их языка напоминает иероглифы. В IV веке коптских христиан было около миллиона. Веру распространяли последователи Христа, которые в те времена подвергались гонению. Распространению христианства на территории Египта способствовала проповедь, которая совершалась на египетском языке.

Кроме того, проповеди переводили на все коптские диалекты. Каждый желающий стать членом православной общины должен был владеть языком. Коптская церковь имеет особенности совсем не напоминающие академичность христианства Александрии.

По этой причине отношения между коптскими и греческими христианами остаются напряженными. Дело в том, что в стране шла борьба между состоятельными греческими язычниками и коптскими последователями. Александрийское богословие имело некую мистическую направленность.

Иисус Христос воспринимался как Бог во плоти. Христианство в Египте имело своих последователей по той причине, что эта страна находилась по соседству со Святой Землей. На берегах Нила Младенец Иисус с Матерью четыре года прятался от Ирода.


Коптская церковь - восточная ветвь православия. Но с этим направлением у нас много различий. Церкви коптов очень просто убраны, на стенах нет фресок и росписей, иконостасы, в основном, имеют обычные панели из дерева, украшенные перламутром, только лишь в верхнем ряду находятся иконы. В иконописи коптов образы написаны плоско, пропорции чаще всего не соблюдаются, деталям не придается особое значение. Образы напоминают детские рисунки… Но эмоциональное впечатление иконопись производит очень сильное, скорее всего потому, что не имеет ничего лишнего.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Православные церкви и храмы принадлежат к византийской традиции, или греко-православной. Они делятся на мировые, к которым относятся Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский патриархаты, и греко-православные.

В современном Египте их численность по разным источникам составляет от 6 до 8 млн. человек, встречаются они и в Эфиопии, и в очень малом количестве в Америке и Европе. Даже само название «копт» означает просто «египтянин».

В течение нескольких столетий был христианской страной. После арабского завоевания в 641 году стали называть египтян-христиан, в отличие от египтян, принявших ислам. И сейчас в стране христиане живут рядом с мусульманами, а церкви соседствуют с мечетями.

Копты не похожи на остальных жителей Египта, они сохранили точеный профиль лица на протяжении многих веков. У них светлая кожа и красивый разрез глаз. Копты строго хранят чистоту своей крови и в жены берут только женщин-копток или европеек. Женятся они только один раз, венчаясь в церкви, гражданские браки и разводы у них не признаются. они хранят очень трепетно, несмотря на то, что большинство населения страны давно исповедует ислам.

Современный язык коптов с успехом использовался учеными для расшифровки древнеегипетских папирусов. Именно коптский язык сохранил в себе элементы того языка, на котором разговаривали фараоны. Он сочетает в себе элементы греческого и древнеегипетского языков. Ещё в начале нашей эры египетские иероглифы сменились на греческое письмо, а язык стали называть коптским. И хотя в качестве разговорного он не используется уже лет триста, священные книги коптов сейчас печатаются не только на арабском, но и на коптском языке.

Коптский папа-патриарх избирается пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации. Как правило, это замечательный богослов и доступный человек. В сопровождении епископата он проводит еженедельные встречи с народом в соборе Св. Марка. Вначале для собравшихся папа произносит духовное слово, а затем без всякой подготовки отвечает на записки мирян, заранее собираемые в специальный сосуд в храме.

Коптская Церковь относится к восточной, православной ветви христианства, но существует много различий между нашим и египетским христианством — и в теологии, и в традициях. Копты — монофизиты, то есть, согласно их вере, у Христа была единственная, божественная сущность, а не две — божественная и человеческая. В 451 г. Халкидонский Вселенский Собор осудил монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви.

Коптские храмы отличаются скромностью и простотой своего убранства, фрески встречаются нечасто, иконопись упрощенная, похожая на детские рисунки. Кроме того, в большинстве храмов есть скамейки. Но в целом изнутри они похожи на все православные храмы: алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи. Язык богослужения отличается от разговорного: служба ведётся на коптов.

Фото: Depositphotos

Своеобразную форму имеют кресты коптских церквей: они ориентированы в двух направлениях, поэтому при взгляде с любой стороны виден Крест. Священники носят кресты, сделанные чаще из кожи, ходят в шапочках-тюрбанах. При входе в храм для причастия копты обязательно снимают обувь. Молятся они семь раз в сутки, лицом на восток, обязательно в головных уборах, большую часть года постятся. Они очень почитают Богородицу и святых, обязательно исповедуются.

Очень необычны у коптов места захоронений — кладбища. Над могилами сооружаются небольшие домики-часовни без крыши, так как дождей в Египте практически не бывает. Здесь копты проводят целый день, молятся, даже готовят пищу. При необходимости можно даже пожить.

Именно у коптов в III−IV веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия. Первый монастырь, существующий до сих пор, был основан в пустыне на востоке Египта преподобным Антонием Великим. Почти в то же время там возник и монастырь св. Павла. Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина родились и жили на берегах Нила.

В настоящее время в Коптской Церкви имеется 12 мужских и 6 женских монастырей, где монахи живут в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.
Фото: ru.wikipedia.org

Из праздников копты почитают , отмечая его 7 января. Отмечают и праздник весны — Жам эн-Нессим, что в переводе с арабского означает «аромат западного ветра». Этот праздник очень древний, его отмечали ещё фараоны в Древнем Египте и назывался он тогда Опет. Его копты отмечают в пасхальный Понедельник, совпадающий с православной . Люди массово выезжают за город и устраивают праздничные пикники.

Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех предстоятелей Коптской Церкви, начиная от апостола Марка. Но в настоящее время центр Коптской Церкви и вообще всего коптского народа расположен в Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древний храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. Здесь находится главная духовная семинария Коптской Церкви, которую закончило большинство священников. При семинарии есть вечерние курсы для мирян по изучению Священного Писания и богословия. В 1954 г. на территории патриархата был основан Коптский институт высших исследований, который является важным центром по изучению коптской христианской традиции. В Египте имеется довольно много воскресных коптских школ.

Несмотря на арабское завоевание Египта в 641 г. и гонения на христиан, копты в Египте очень почитались. От них никто не потребовал отказа от христианства, коптский язык даже использовался в официальных документах.

Сейчас копты составляют около 9% населения Египта, но в структурах власти их представителей нет, потому что официальной государственной религией является ислам. Копты — самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке. Памятники древности коптов бережно восстанавливаются и охраняются государством, в Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптского .

Самыми известными в мире коптами были Св. Афанасий, Св. Василий — автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом — основатель монашеского и отшельнического движения. А также бывший Генеральный Секретарь ООН Бутрос (Петр) Бутрос-Гали. Можно сказать, что все они в какой-то степени — потомки фараонов.

Живут копты в своих городских районах, таких несколько. Их можно определить по обилию храмов с крестами над куполом, портретам Папы в магазинах и аптеках. Есть несколько городов, населенных в основном коптами. Говорят, что копты — очень дружелюбные и простые в общении люди, отличаются честностью и готовностью придти на помощь нуждающимся.

ИСТОРИЯ КОПТОВ

Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян. Само слово "копт" происходит от греческого "айгюптос" и означает просто "египтянин". Но сегодня коптами называют только особые группы христианского населения Северной Африки - в основном Египта и Эфиопии.

В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через этот порт в страну стали проникать широким потоком греки и македоняне. Александрия в начале нашей эры была одним из центров Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.

С этого времени только греки могли занимать чиновничьи должности. Официальным языком стал греческий, которого египтяне не знали. Уделом коренных жителей, земледельцев и ремесленников оставались лишь тяжелый труд, налоги и поборы. Римляне завоевали Египет в 30-м году до нашей эры. Ограничения для египтян еще более ужесточились. Для новых хозяев Египет был житницей. Они стремились вывезти как можно больше зерна. Количество налогов и поборов, не только денежных, но и хлебом, вином, растительным маслом, деревом и прочими натуральными продуктами, доходило до 450! Не будучи в силах вынести это, египтяне поднимали восстания в 165, 181-184 годах уже нашей эры. С восставшими зверски расправлялись.

Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. Благодаря деятельности возникших здесь первых христианских поселений город оказался среди пяти первых христианских столиц - вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно александрийская школа богословия (Климент, Ориген, Кирилл) пыталась привить христианству философский язык.

Основал коптскую церковь сам св. Евангелист Марк. Он прибыл в Африку в 47-48 гг и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году св. Марка замучили римляне. Копты считают св. Марка своим первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.

Распространению христианства в Египте способствовало в первую очередь его соседство со Святой Землей и наличием святых мест, впрямую связанных со святым Писанием: именно на берегах Нила почти четыре года прятался маленький Иисус вместе с Девой Марией и ее мужем Иосифом от преследований царя Ирода. И сегодня места, где останавливалось Святое Семейство, являются предметом паломничества христиан со всего мира.

В 213 году при подавлении очередного восстания египтян римляне разрушили даже ирригационные каналы, обрекая земледельцев на голод и мучения. Император Деции в 250 году решил истребить христианство, заставив всех христиан совершить при специальной комиссии языческие обряды. Тех, кто отказывался, отправляли в темницу, морили голодом и отрубали голову, сжигали на костре или бросали на съедение диким зверям. Женщин-мучениц казнили жутким образом: привязывали к верхушкам двух пригнутых к земле финиковых пальм и, резко отпуская, разрывали пополам.

В 258 году император Валериан издал указ о казни всех христианских священников, а знатных христиан за отказ от жертвоприношения лишали имущества и превращали в рабов.

Страшные мучения остались в памяти египетского народа, и позднее они начали вести счет времени по "эре мучеников" - с 28 августа 284 года, даты восшествия на престол императора Диоклетиана.

Многие копты находились на римской службе и не без успеха распространяли христианство на просторах великой империи. С легионом из египетских Фив в 285 году пришел в Гельвецию (Швейцарию) Святой Морис, и его останки покоятся в одноименном аббатстве в швейцарском кантоне Вале. Его соотечественники Феликс, Регула и Эксуперий, обезглавленные по приказу римского чиновника в местах, где располагается швейцарский кантон Гларус, были захоронены в Цюрихе. Эти коптские миссионеры стали символом Цюриха, и им нашлось место на гербе города. Сирийские и коптские монахи добрались и до Ирландии, и раннекельтские церкви поразительно напоминают коптские храмы своей архитектурой.

Официальная дата появления Коптской церкви - 451 год - год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе. Христологическое учение монофизитов, в какой-то степени из-за противостояния господству Византии, было отвергнуто большинством египетской иерархии и верующих. Попытки насильственно навязать решения Собора только усилили сопротивление. В конечном итоге возникла особая монофизитская Коптская Церковь ("коптами" арабы и греки называли египтян) со своей литургической и богословской традицией.

Большинство коптов называют себя православными, но в мире их считают представителями "древних восточных" или "дохалкидонских" церквей.

Копты очень почитались в Египте. Даже спустя более века после арабского завоевания страны в 639 - 641 годах их положение оставалось относительно благополучным: насильственного отказа от христианства никто не требовал, коптский язык использовался в официальных документах.

Но уже при Аббасидах (750-1258) жизнь коптов становится более тяжелой. Хотя они и продолжают занимать ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют их положение, но не настолько, чтобы копты исчезли окончательно. К середине IX века копты оказались в Египте меньшинством. Хотя исламское господство сопровождалось нередкими преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.

ИЗУЧЕНИЕ КОПТОВ

Хотя путешественники XVI и XVII веков неоднократно писали об удивительном христианском меньшинстве посреди мусульманской страны, изучение коптской культуры насчитывает около полутора веков. Достаточно сказать, что, когда в 1858 году Огюст Марьетт основал в Каире Службу египетских древностей, Египет римлян и коптов вовсе не находился в сфере его интересов. Зато его сотрудники, Альбер Гайе (Gayet) и Жан Кледа, провели много лет в неустанных поисках и раскопках. Результаты их трудов поделены между парижскими и каирскими собраниями. Приятно, что еще одно вошедшее в историю археологии имя связано с Россией: Владимир фон Бок немало поспособствовал нынешним коптским богатствам Эрмитажа и ГМИИ имени А. С. Пушкина.

ЯЗЫК КОПТОВ

Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и был использован Франсуа Шампольоном при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Коптские буквы похожи на греческие, из греческого же языка заимствовано много слов.

После страшных гонений на христиан при Диоклетиане, по указу которого христиан, тысячи мужчин и женщин с детьми, после пыток предавали мучительной смерти, в 313 году император Константин Великий объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании.

К этому времени христианство в Египте уже получило широкое распространение. Встал вопрос о переводе Библии на язык египтян, которые не знали греческого. Да и египетского демотического (иероглифического) письма простой народ Египта не знал, так как это требовало специального и длительного обучения. Переводчикам пришлось создать алфавит из 24-х греческих букв и 6 новых знаков для звуков, отсутствовавших в греческом языке. И с начала IV века египтяне-христиане, или "копты", как их позднее стали называть, знакомые с алфавитом, могли читать Святое Писание.

В 641 году Египет завоевали арабы, и коптский язык был исключен из официального употребления.

В 1517 году власть в Египте перешла в руки турок, гонения и притеснения привели к тому, что в XVII веке коптский язык перестал быть разговорным...

До нас дошла коптская литература, в которой большое место занимают рассказы о религиозных мучениках (мартирии) и жизнеописания первых деятелей коптской церкви. Эта литература - важный источник для изучения ранней истории христианства.

Ученые-копты, опасаясь за судьбу коптского языка, издавали грамматические учебники, но и это не помогло. Богослужение в коптской церкви ведется на коптском языке, но молящиеся часто уже не понимают того, что слышат. Иногда пользуются Библией, в которой текст дан параллельно на двух языках. И священники сперва читают текст на коптском языке, а затем - на арабском.

КОПТСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Вероучение Коптской церкви

Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало - и в теологии, и в традициях.

Монофизитство (от греч. monos, один; и physis, природа ), течение в раннем христианстве, основанное на вере в то, что Христос обладал только одной природой.

Монофизиты признавали, что Христос, Сын Божий, воспринял человеческую природу, однако последняя была поглощена его Божественностью, так что природу Христа следует рассматривать как божественную природу, обладающую, однако, человеческими свойствами.

Это было противопоставление несторианству, которое подчеркивало человеческую сущность Христа. Монофизитство отвергало возможность трансформации Логоса в человеке, следовательно отрицало и Спасение. Сначала учение было одобрено Эфесским собором 449 года, а затем осуждено Халкидонским Вселенским собором (451). Сторонников этого направления именуют монофизитами, монофиситами, хотя они не признают этого термина и называют себя либо православными, либо последователями апостольской церкви. Направление сформировалось в 433 году на Ближнем Востоке, но официально обособилось от остальной части христианства в 451 году, после того как Халкидонский Вселенский собор принял деофиситскую доктрину (учение о двух природах Иисуса Христа) и осудил монофизитство как ересь.

На Халкидонском соборе было провозглашено, что Христос есть единый и единственный Сын Божий, «совершенный в Божестве и совершенный в человечестве», «истинный Бог и истинный человек... из разумной души и тела, единосущный Отцу по Божеству и единосущный нам по человечеству». Он есть «один и тот же Христос» и «единородный Сын», «в двух природах неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. При этом разница природ не исчезает через соединение, а еще более сохраняется особенность каждой природы».

Основателем направления был архимандрит Евтихий (ок. 378-454) - игумен одного из крупных монастырей в Константинополе. Евтихий учил, что вначале раздельно существовали две природы Христа - Бога и человека, однако после соединения их при боговоплощении стала существовать лишь одна. В дальнейшем апологеты монофизитства или вовсе отрицали наличие какого-либо человеческого элемента в природе Христа, или утверждали, что человеческая природа в Христе была полностью поглощена божественной природой, или полагали, что человеческая или божественная природа в Христе соединились в нечто отличное от каждой из них.

Впрочем, существует мнение, что основные противоречия между монофизитством и православием носили скорее не доктринальный, а культурный, этнический, а может быть, и политический характер: в монофизитстве объединились силы, недовольные усилением византийского влияния. Из вселенских соборов монофизиты признают только три: Никейский (325), Константинопольский (381) и Эфесский (431).

Традиции в монофизитских церквах очень близки к православным, отличаясь лишь в отдельных деталях. Дать их общую характеристику трудно, поскольку они заметно варьируются в отдельных монофизитских деноминациях, основные из которых:

1) Копская православная церковь (в том числе Нубийская и Эфиопская),

2) Сирийская православная (фковитская) церковь,

3) Армянская апостольская церковь.

Коптская церковь находится в общении с другими монофизитскими церквами - армянской и сирийской, эфиопской, эритрейской и маланкарской.

Каноническое право Коптской церкви покоится на Кормчей, составленной Михаилом, епископом Дамиеттским (Ибн-аль-Ассалем), в 13 в. и состоящей из псевдоапостольских постановлений, прошедших через монофизитские руки соборных деяний, правил благочиния патриархов Вениамина, Христодула, Гавриила и др.

Коптские храмы

Древний церковный центр - Александрия. Там находятся могилы всех предстоятелей Церкви, начиная от ап. Марка. Нынешний центр Коптской церкви расположен в Каире, недалеко от станции метро Демердеш. Гигантский собор св. Марка, древний храм ап. Петра и Павла, множество служб и зданий.

Коптские церкви убраны просто. Например, в патриаршем соборе св. Марка в Каире, заложенном в 1969 году, к 1900-летию гибели основателя коптской церкви, - беленые, без фресок, стены. Основная часть иконостаса - просто резные деревянные панели, инкрустированные перламутром, и лишь верхний его ряд - собственно иконы. Иногда вывешивают иконы и на стенах храмов, как в знаменитой Подвешенной церкви в Старом Каире. Фрески встречаются лишь изредка. Иконопись особая. Фигуры людей изображаются плоскими, пропорции не соблюдаются, детали не прописываются, как на рисунках детей.

Пожалуй, самое существенное внутреннее отличие - в большинстве храмов есть скамейки. Нетрадиционную для нас форму имеют и кресты - они ориентированы в двух направлениях, так что с какой стороны ни посмотри - виден Крест.

При входе в храм копты снимают обувь. Молятся семь раз в сутки, обратясь на восток, обязательно в головных уборах. Постятся большую часть года. В году семь великих и пять малых праздников, а постов - пять.

Но в целом коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри - алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи, утварь.

В старых церквах немногочисленные иконы помещаются иногда наверху алтарной резной перегородки, заменяющей иконостас и иногда совершенно лишенной икон. Из старинных храмов особенно примечательны церкви Старого Каира, например Аль-Моаллака (6 в.), Св. Сергия, муч. Меркурия.

Мужчины в храме отделены от женщин перегородкой; жертвенника в алтаре нет; раки с мощами иногда помещаются на клиросах. Утварь и облачения сходны с православными, но для будничных служб упрощены; на голову и плечи возлагается плат «эфод». Службы те же, что и в православной церкви; особенностью является чин утреннего и вечернего каждений, совершаемых перед литургией и вечерней воскресных и праздничных дней.

Литургика

Литургическое единообразие введено в 12 в. реформой Гавриила ибн-Турейка; до этого времени чины были еще более близки к греческим. Общеегипетским богослужебным языком сделан северный (бохейрский) диалект; раньше на юге употреблялся и сахидский, а еще раньше - греческий язык, на котором до сих пор произносится несколько возгласов на литургии и поются некоторые песнопения.

До 17 века коптский язык был не только богослужебным, но и обыденным языком, но сейчас он полностью вытеснен арабским. Влияние арабов и ислама проявилось и в обрядности. Из многочисленных литургий удержались три, приписываемые Василию Великому, Кириллу Александрийскому и Григорию Богослову. Главное их отличие от православных - отсутствие Херувимской песни и 4 новозаветных чтения (Посланий Павла, Соборных Посланий, Деяний, Евангелия).

Литургия совершается на одной из трех принесенных квасных просфор, с 12 отпечатанными крестами и Трисвятым. Забвение коптского языка заставило дать место арабскому. Чтение Св. Писания происходит на двух языках; некоторые песнопения - на одном арабском; все богослужебные книги печатаются на двух языках параллельными текстами, ритуальная часть - на одном арабском.

Господствующий тип песнопений - т.н. псалии, род кратких строф или славословий, расположенных по греческому алфавиту. Некоторые песнопения и молитвы заимствованы из православной церкви уже после разделения. Церковное пение основано на осмогласии. Употребляются систры и тимпаны.

Церковный год начинается 29 августа (1 тога) и заключает в себе 7 великих праздников (Благовещение, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница), 7 меньших и 5 постов (кроме 4 наших еще «шшевийский»- на неделе, соответствующей нашей Мытаря и Фарисея).

На утрене Вербного Воскресения бывает освящение ваий и крестный ход; в первые три дня страстной седмицы и великий пяток не бывает литургии, а длинные часы; в великий четверток совершается омовение ног. В Пятидесятницу совершается чин коленопреклонения с теми же молитвами, что и у нас. Сходно с нашим и великое водоосвящение в день Богоявления. Семь таинств догматически и литургически сходны с православными.

Обычаем является крестить мальчиков на 40-й, девочек - на 80-й день; крещению может предшествовать обрезание, скорее как пережиток египетского язычества, чем как религиозный обряд.

Признается молитва за усопших (поминовение в 3-й, 7-й, 30-й и 40-й дни) и почитание святых, особенно Божией Матери.

Чин их литургии - более древний, чем наш, миряне причащаются как и священнослужители, беря Св. Дары (Тело Христово) в руки и отпивая из Св. Чаши (из рук священника). Перед причастием снимают обувь. Исповедь обязательна. Коптские священники ходят с крестами, сделанными, как правило, из кожи, и в шапочках-тюрбанах, к ним так же подходят под благословение.

Монашество

Египтяне дали христианскому миру монашество - традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской православной культуры.

Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне преподобным Антонием Великим в начале IV века и существует поныне. Почти одновременно с ним в тех же краях возник монастырь св. Павла. На берегах Нила родились и жили такие почитаемые и россиянами святые, как преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина, Мария Египетская.

В настоящее время происходит явное возрождение монашества, и немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри. В Церкви имеется двенадцать мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира. Режим в монастырях очень строг: монахи питаются главным образом хлебом и водой, много молятся.

Папа

Коптский Александрийский патриарх носил (и носит) титул папы с гораздо более ранних времен, нежели римский епископ. С 536 года копты избирают своего патриарха, который вместе с синодом находится в Каире.

Папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне. После этого, он становится лидером нации и пользуется непререкаемым авторитетом.

Нынешний Папа Шенуда III (родился в 1923 году, избран в 1971 году) - глава Коптской церкви и единственный духовный лидер всего народа. Его титул: ПАПА Александрийский, Патриарх престола св. Марка.

Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, произносит духовное слово минут на 40 и затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.

Кладбище

Коптское кладбище сильно отличается от нашего. Могилы-склепы представляют собой небольшие, иногда изящно украшенные домики-часовни без крыши (она не нужна, так дождь бывает 3-4 раза в году). Сюда приходят на целый день, чтобы побыть со своими усопшими родственниками. Здесь молятся, готовят пищу. Здесь даже можно жить. Примерно такие же, только с другой символикой могилы - и на исламских кладбищах. В годы войн они заселялись беженцами.

Духовное обучение

В Египте имеется немало воскресных коптских школ. Главная духовная семинария Коптской Церкви расположена в Каире неподалеку от собора Св. Марка. Почти половина священников закончило эту семинарию. Многие миряне изучают здесь на вечерних курсах Священное Писание и богословие. Основанный в 1954 году Коптский институт высших исследований расположен на территории патриархата и является важным экуменическим центром по изучению коптской христианской традиции.

Проблема коптской церкви - мусульманский фундаментализм

Рост мусульманского фундаменталнзма в Египте создает для Коптской Церкви новые проблемы. Вслед за антикоптскими выступлениями фундаменталистов в конце 1970-х годов президент Садат в 1981 году заключил папу Шенуда III под домашний арест в одном из монастырей и не выпускал до 1985 года. Считается, что правительство пошло на эту меру, чтобы продемонстрировать свою беспристрастность по отношению к конфликтующим сторонам. Тем не менее, такого рода вмешательство в дела Коптсткой Церкви обеспокоило многих христиан в Египте.

Расширение церкви

Между тем, в последние годы чувствуется оживление коптской церковной жизни в мире и рост ее влияния. 19 июля 1994 года Коптский православный патриархат принял небольшую Православную Церковь Британских островов под свою юрисдикцию в качестве отдельной епархии, распространяющейся на Великобританию и Ирландию. Эту Церковь переименовали в Британскую Православную Церковь, а ее предстоятель, митрополит Серафим Гластонберийский, получил новое имя авва Серафим Эль Суриани.

Коптская церковь и РПЦ

Коптская церковь - прямая предшественница Русской Православной Церкви. В V веке после того, как Египет стал частью Византийской империи, в Александрийской церкви произошел раскол. Византийцы образовали собственную церковь, в Александрии возник второй, греческий, патриархат. Ну а из Византии в Х веке христианство пришло в русские земли.

С 1824 года в Египте побывали много монахов разных орденов и американские пресвитеры с Библиями на арабском языке, желая таким образом способствовать возрождению коптской церкви. Коптская церковь тяготела к православию, стала искать примирения с православной церковью и даже называла себя православной. Однако объединения обеих церквей до сих пор не произошло.

Сейчас идет активный диалог между Коптским патриархатом и Московской патриархией.

Чудеса и знамения

Египет живет активной духовной жизнью. Множество чудес и знамений происходит и в наши дни.

Так, в пригороде египетской столицы Каира с апреля 1968 года можно было наблюдать над крышами двух коптских церквей странное явление, которое немало озадачило как верующих, так и скептиков. Сияющее видение Девы Марии, постоянно появляющееся в ранние утренние часы, возникло в первый раз над коптской церковью святой Марии в Зейтуне. На протяжении трех лет тысячи людей стремились увидеть этот феномен. Зафиксированы многочисленные исцеления болящих, в том числе и мусульман. Последний раз, появившись в 1971 году, видение снова материализовалось в 1986-м над церковью святой Демианы, коптским храмом за городской чертой Каира.

Очевидцы рассказывали, что оно часто сопровождалось курящимися дымами ладана и купол церкви будто вспыхивал светом, когда видение находилось над ним. Людей перед церковью собиралось такое множество, что полиции пришлось принять меры, чтобы предотвратить беспорядки.