Крестьянская война в китае 17 век. Крестьянская война в Китае XVII века


вернуться в оглавление учебника...

Р.Ф.Итс, Г.Я.Смолин. "Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века"
Учпедгиз, Л., 1961 г.
OCR сайт

Продолжение книги...

Глава XII
ВЕЛИКАЯ КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА 1628-1645 гг.
НАЧАЛО БОРЬБЫ КИТАЙСКОГО НАРОДА ПРОТИВ МАНЬЧЖУРСКИХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ

В первой четверти XVII в. усложнилось внешнеполитическое и внутреннее положение Минской империи. С конца XVI в. на северо-востоке независимости Китая стали угрожать воинственные племена чжурчжэней, с 1636 г. принявших название маньчжуров.
В конце XVI в. энергичный вождь одного из племенных объединении Нурхаци в ходе двадцатилетней борьбы подчинил и объединил под своей властью племена, жившие в северной и центральной частях Маньчжурии. В 1616 г. он провозгласил себя ханом и дал основанной им династии наименование Цзинь, подчеркнув тем самым преемственность власти и свое родство с чжурчжэньской империей, господствовавшей в Северном Китае в XII- XIII вв. Созданное Нурхаци государство, процесс образования которого завершился к 1625 г., носило раннефеодальный характер, но в нем все еще сильны были пережитки родового строя. Рабы наделялись землей и превращались в крепостных. Опорой молодого государства была армия, состоявшая вначале из 4, а затем из 8 подразделений («знамен»). В каждом из этих знамен вместе с воинами состояли члены их семей. В свободное от военных действий время все они занимались ремеслами и земледелием.
Большое число захваченных в плен китайцев и корейцев было обращено в рабов маньчжурской военно-феодальной знати. При Нурхаци была введена новая («маньчжурская») письменность, вытеснившая чжурчжэньскую и монгольскую.
С 1609 г. Нурхаци прекратил выплату дани Китаю, под протекторатом которого находились до этого маньчжурские племена. Провозгласив себя ханом, он сразу заявил, что правит по воле неба, недвусмысленно давая тем самым понять, что он уже не желает править по воле китайского императора.
В 1618 г. началась первая полоса маньчжурских завоеваний в Китае. Крайне ослабленная внутренними противоречиями, Минская империя оказалась не в состоянии сдержать натиск нового врага. Китайскую армию постиг ряд неудач. Поспешно переброшенные на маньчжурский фронт четыре армии были сильно потрепаны в боях, и лишь одной из них удалось после отступления к крепости-заставе Шаньхайгуань на ряд лет задержать наступление вражеских полчищ.
При преемнике Нурхаци, хане Абахае, продолжались войны с Китаем, началось вторжение в Корею, которая была окончательно покорена в 1637 г., и завоевана вся Внутренняя Монголия. Неоднократно маньчжурская конница почти безнаказанно нападала на провинции Хэбэй, Шаньдун, Хэнань и подступала к самому Пекину.
В 1636 г. Абахай принял титул императора и переименовал династию, назвав ее Цин. Во многом формы организации государственного управления были заимствованы у Китая.
Таким образом, на северо-востоке Минская империя лишилась большой территории. Кроме того, в результате вторжений западноевропейских колонизаторов и набегов японских пиратов были утрачены прежние экономические и политические позиции в странах Южных морей и контроль над морскими путями в Юго-Восточной Азии.
Военные неудачи обостряли и без того напряженную обстановку в Китае. Они дискредитировали правящие верхи империи. Возросшие военные расходы требовали новых поборов. В 1618 г. был введен дополнительный земельный налог на «снабжение армии в Ляодуне». В 1620 г. он составил сумму в 5200 тысяч лян. За одно десятилетие общие размеры налогообложения населения увеличились на 50%. Вводились новые таможенные пошлины, соляной налог и т. п. Особое недовольство в стране вызвало введение налога на уголь, отданного на откуп клике евнухов. В течение 15 лет в стране произошло несколько сот выступлений против этого налога.
Тяжким бременем на плечи народа ложились непомерные расходы на содержание императорской семьи и двора. Только в 1599 г. из государственного казначейства на покрытие издержек, связанных с женитьбой императорских сыновей, ушло 24 млн. лян серебра. Огромных средств требовало широкое дворцовое строительство. Знать разворовывала казну.
Чашу терпения весьма многочисленного слоя сельского населения переполнило решение правительства о закрытии почтовых станций и рудников, в результате чего тысячи крестьян лишились дополнительного заработка.
Минское правительство и местные феодалы всячески стесняли деятельность городского купечества и мануфактуристов, жестоко угнетали ремесленников и низшие слои населения городов. В этом кроется причина небывало широкого участия горожан в крестьянской войне 1628-1645 гг., что составляет ее отличительную особенность.
Китай переживал тяжелый кризис. Спасти страну могло только одно: уничтожение феодального строя. Эту историческую задачу стихийно пытались решить народные массы в ходе крестьянской войны 1628-1645 гг.
С начала 20-х гг. XVII в. в ряде районов страны, подобно пламени, одно за другим вспыхивали антифеодальные восстания, одним из первых среди них было восстание китайцев и народности мяо на территории Гуйчжоу, Гуанси, Сычуани и Юньнани. Минское правительство лишь через несколько лет ценой больших усилий заставило их покориться. Однако часть крестьянских отрядов, уйдя в горы, вскоре возобновила борьбу.
В 1622 г. началось восстание в Шаньдуне. Здесь еще раньше оживило свою деятельность старинное тайное общество «Белый лотос». В течение довольно продолжительного времени оно подготавливало вооруженное выступление крестьян и горожан. Когда восстание началось, на территории нескольких уездов и городов была провозглашена власть повстанцев. Близость восстания к столице чрезвычайно напугала минских властителей. Против восставших были направлены лучшие силы столичного войска, которые действовали с неимоверной жестокостью. Через полгода восстание было подавлено, так и не успев принять размеры широкого массового движения.
С 1625 г. главным очагом повстанческого движения становится территория провинций Шэньси и Ганьсу. Долгое время борьба крестьян с отборными правительственными войсками проходила здесь с переменным успехом.
Обстановка на северо-западе благоприятствовала восставшим. В связи с обострившимся положением на маньчжурском фронте правительство вывело значительную часть местного войска непосредственно в район военных действий. Оставшиеся отряды являли жалкий вид: солдатам нехватало оружия и пропитания, участились случаи дезертирства и мародерства.
В 1628 г. волнения на северо-западе приняли большие размеры. Повсюду создавались отряды из крестьян, солдат, мелкого работного люда и бездомной бедноты.
В том же году была предпринята попытка объединить 10 самостоятельных отрядов с тем, чтобы хоть как-то координировать их действия. Главным вождем повстанцы избрали Гао Ин-сяна, который уже давно командовал конной повстанческой дружиной в Ганьсу. В отряде Гао Ин-сяна состоял и юноша Ли Цзы-чэн, выходец из бедной крестьянской семьи, бывший пастух, конный курьер на почтовой станции, а затем солдат. Он принял самое деятельное участие в народном восстании. Среди других крестьянских предводителей были беглый солдат Чжан Сянь-чжун, мусульманин Ма Шоу-ин, командовавший отрядом хуэй (китайцев-магометан). Позднее видное положение в руководстве восстанием занял сельский кузнец Лю Цзун-минь.
К концу года повстанцами была занята территория Шэньси и Ганьсу. Так восстание постепенно перерастало в массовую крестьянскую войну против феодалов.
Минское правительство перебросило к району восстания значительные воинские силы из центра и провинции Сычуань. На военную службу были призваны даже отставные офицеры. Но усилия властей оказались тщетными: восстание принимало все более широкий размах, число его участников превысило 200 тысяч. Тогда пришлось подбросить к очагу движения новые крупные подкрепления из других провинций, с маньчжурского фронта и даже из частей императорской гвардии, и только тогда огромное карательное войско смогло потеснить восставших. В этой обстановке летом 1631 г. командиры 36 крестьянских отрядов решили объединить свои силы под главенством Ван Цзы-юна и перебазироваться в соседнюю провинцию Шаньси. Входившие в объединенное повстанческое войско отряды были неодинаковыми по своей численности; в самых больших состояло до 10 тысяч человек. Вначале поход на восток шел успешно. Повсеместно восставшие встречали симпатии и помощь населения - крестьян, рудокопов, жителей небольших городов. Крестьянские отряды научились брать города, форсировать реки. Но по мере приближения к Пекину восставшие наталкивались на все возраставший отпор со стороны минской армии, часть которой имела на вооружении огнестрельное оружие. Неудачи неоднократно постигали крестьян, увеличивались потери. В кровопролитных боях 1632 г. пали многие крестьянские предводители и в их числе главный вождь Ван Цзы-юн.
Начался новый большой переход, на этот раз на юг, в провинцию Хэнань. Там, где появлялись крестьянские отряды, вспыхивали восстания, местное население десятками тысяч присоединялось к ним, снабжало их лошадьми, продовольствием. Однако силы повстанцев были разобщены, командиры отдельных отрядов действовали сугубо самостоятельно, лишь номинально признавая авторитет Гао Ин-сяна как старшего среди вождей. Многие из них начали группироваться вокруг Чжан Сянь-чжуна. Распад союза повстанческих вожаков затруднял борьбу. Все чаще разрозненные отряды оказывались в весьма критических обстоятельствах. Это толкало их командиров к новому соглашению об объединении сил восстания.
В начале 1635 г. в Хэнани был созван совет предводителей крестьянских отрядов. На нем присутствовали 13 наиболее влиятельных вождей от 72 отрядов. Совещание проходило под руководством Гао Ин-сяна. По предложению Ли Цзы-чэна был разработан детальный план общего наступления. Ли Цзы-чэн обосновал необходимость планировать и координировать военные операции восставших, призвал собравшихся к объединению, и все участники совещания согласились с ним. По окончании совета были принесены в жертву небу быки и лошади и все поклялись в верности общему делу.
Совещание в Хэнани, высказавшееся за организованность и согласованность в действиях, имело большое значение. Начался новый этап крестьянской войны. Принципиально важным было принятое (тоже по предложению Ли Цзы-чзна) решение о распределении поровну захваченного имущества. Это решение отражало уравнительные тенденции в крестьянском движении.
Окрепшие после совещания в Хэнани повстанческие силы перешли от обороны к наступлению. Им удалось завладеть рядом уездов и городов. В городах к ним присоединялись мелкие ремесленники, подмастерья и наемные работники. Волны крестьянской войны залили огромную территорию от Хуанхэ до Янцзы. Вместе с населением, которое их поддерживало, восставшие захватывали и делили между собой имущество богачей, расправлялись с ростовщиками, сборщиками податей, чиновниками и военачальниками, освобождали заключенных, уничтожали податные и земельные реестры, записи крестьянских долгов и недоимок. Сельское население освобождалось от налогов и повинностей.
Однако достигнутое на совещании в Хэнани Временные единство оказалось непрочным. Вскоре между Ли Цзы-чэном и Чжан Сянь-чжуном на почве тактических разногласий и соображений престижа возник раскол. Часть отрядов действовала в Шэньси, часть осталась в Хэнани, а Чжан Сянь-чжун двинул свое войско в Цзян-си. Начался спад движения.
Разобщенность в лагере восставших была одной из главных причин их временного поражения. После упорных боев огромная правительственная армия заставила крестьянские отряды отступить.
Одновременно пекинский двор решил пойти на уступки населению в целях разложения повстанческих рядов. В 1636 г. был издан императорский декрет об амнистии всем участникам восстания, сдавшим оружие; крестьянам, вернувшимся на свои земли, власти обещали помощь. Вождям восстания правительство сулило официальные чины. Некоторые налоги и повинности отменялись. Результаты не замедлили сказаться. Менее стойкие элементы из лагеря восстания ушли из отрядов.
Вместе с тем, воспользовавшись затишьем на маньчжурском фронте в первой половине 1636 г. императорский двор снял оттуда лучшие части и перебросил их на подавление восстания. Начались тяжелые бои. Летом 1636 г. попал в окружение и был разбит отряд Гао Ин-сяна. Сам он был взят в плен, увезен в Пекин и здесь на рыночной площади четвертован. В следующем году крупная неудача постигла и Ли Цзы-чэна. С большим трудом он во главе горстки своих соратников вырвался из окружения и на некоторое время скрылся в горах в Шэньси. В 1638 г. потерпел разгром Чжан Сянь-чжун. Осознав безвыходность своего положения, он сдался врагам. Вслед за ним принесли повинную минским властям 13 других командиров больших крестьянских отрядов, в том числе и Ма Шоу-ин. В 1639 г. на сторону противника перешли 18 повстанческих начальников. 1639 и 1640 гг. характеризовались дальнейшим ухудшением положения народных масс.
Недовольство в селах и многих городах нарастало. Одно за другим вспыхивали мелкие разрозненные восстания крестьян, все чаще поднимали мятежи солдаты. На этой основе постепенно оживлялось и нарастало широкое крестьянское движение, воссоздавались повстанческие отряды. К восстанию стали примыкать отдельные представители различных слоев господствующего класса. Пламя крестьянской войны запылало с новой силой.
В повстанческий лагерь вернулись Чжан Сянь-чжун, Ма Шоу-ин и другие крестьянские главари. Спустился с гор и постепенно активизировал свои действия Ли Цзы-чэн вместе с группой своих сподвижников. В Хэнани его войско овладело 50 городами, в том числе Лояном, где жил дядя императора, самый богатый и влиятельный феодал. Толпа разорвала на части этого первого богача империи, а несметные княжеские богатства (зерно, серебро, шелк) были розданы бедным горожанам и крестьянам.
В 1641-1642 гг. огромное войско Ли Цзы-чэна трижды осаждало Кайфын. Гарнизон упорно сопротивлялся. По словам очевидца, городская стена от воткнувшихся в нее стрел стала походить на ежа. Крепость была отрезана от источников продовольствия. Голод принял потрясающие размеры. Солдаты ели кожу, латы, одежду, началось людоедство. Командование кайфынского гарнизона посылало в Пекин одного за другим гонцов с мольбами о помощи. Но императору было не до того: на севере наступали маньчжуры, в Нанкине, Шаньдуне и других местах вспыхнули массовые народные восстания. Тогда начальник обороны Кайфына приказал открыть плотину на Хуанхэ, чтобы затопить лагерь Ли Цзы-чэна. Но повстанцы успели вовремя отойти, а жители Кайфына, исключая знать, военачальников и богачей, которым удалось бежать на лодках, погибли в бурных водах реки, затопившей город.
К Ли Цзы-чэну постепенно присоединялись отряды Мао Шоу-ина, Ло Жу-цая и др., до этого примыкавшие к Чжан Сянь-чжуну. Одно время под его командованием находился и сам Чжан Сянь-чжун со своим отрядом.
Силы Ли Цзы-чэна крепли день ото дня. Его армия захватила ряд крупных городов. Базой ее стала провинция Хубэй с центром в гор. Сянъяне. Ли Цзы-чэн становился общепризнанным вождем крестьянской войны. В качестве главной цели он поставил перед собой свержение Минской монархии и создание новой государственной власти.
Неписанной программой борьбы восставшего крестьянства были требования уничтожения старой власти, раздела земли и ее равномерного распределения, идеи имущественного и социального равенства, так называемой «справедливой торговли», т. е. покупки и продажи товаров по справедливым ценам,- идеи, занесенные в повстанческую среду свободомыслящими учеными-просветителями.
Одним из ближайших помощников Ли Цзы-чэна с 1640 г. был поэт Ли Синь, автор популярных стихов и революционных песен. Он советовал крестьянскому вождю «не допускать убийства невинных людей, все захваченные богатства раздать для оказания помощи голодающему люду». Ли Синь был автором известного лозунга, под которым проходило восстание: «Выходите навстречу Чуанскому вану (т. е. Ли Цзы-чэну), тогда не надо будет платить податей». Поэт сочинил популярную песню «Поможем повстанцам». В ней воспевались справедливость Ли Цзы-чэна, его стремление помочь народу: «Кто примет храброго вана (Ли Цзы-чэна), тот не будет платить оброка и будет избавлен от повинностей». Песня звала крестьян к освобождению от феодального гнета. Эта песня Ли Синя стала боевым гимном повстанцев, с которым они шли в битву.
Требования и призывы повстанцев находили живейший отклик среди жителей сел и городов, в ряды Ли Цзы-чэна вступали новые группы крестьян, ремесленников, подмастерьев и наемных работников. Восставшие под видом бродячих торговцев, лоточникои, ремесленников успешно вели среди населения агитацию средствами песен, воззваний и т. п.
Так возрастала политическая сознательность восставшего трудового люда, яснее становились программные требования и идеи повстанческого руководства.
В Сянъяне было приступлено к организации новой власти. Центральный государственный аппарат создавался по образцу феодальной монархии. Было введено местное самоуправление в областях и уездах.
Почти всех прежних чиновников повстанцы сместили с постов. На должности в повстанческий аппарат назначались крестьяне и ремесленники - участники восстания, лишь в немногих случаях на службу привлекались мелкие служащие и прежние минские чиновники, преимущественно из числа опальных лиц, если, разумеется, они не скомпрометировали себя в глазах народа. Им было предписано управлять справедливо и не притеснять народ.
Наиболее ненавистных народу богачей и чиновников повстанцы физически истребляли. Долги крестьян объявлялись ликвидированными, налоги отменялись. Земля оставалась в руках крестьян. Повстанческая государственность носила военный характер.
Ли Цзы-чэн осуществил реорганизацию своих войск, насчитывавших почти миллион воинов. Армия комплектовалась путем мобилизации боеспособного мужского населения от 15 до 45 лет. Она состояла из 5 крупных соединений и множества мелких (отрядов). Отряды создавались по профессиональному признаку: существовали отряды портных, конюхов, музыкантов и т. п. В армию входила как пехота, так и конница. Каждое подразделение имело знамя или бунчук. У части повстанцев было огнестрельное оружие. Руководство повстанческой армией строилось на принципе строгой централизации. Для обсуждения основных военных вопросов (тактики, планов боевых операций и взаимодействия) существовал военный совет, в состав которого входили Ли Цзы-чэн и его ближайшие соратники-командиры 5 крупнейших соединений. Этот совет руководил не только военными, но и гражданскими делами. Он был верховным органом власти восставших, центром политического руководства всей крестьянской войной.
Армию Ли Цзы-чэна отличали строгая дисциплина и высокая организованность, слаженность и быстрота в военных передвижениях. Ли Цзы-чэн строго следил за соблюдением военной тайны. Дезертирство сурово наказывалось. Солдатам категорически запрещались грабежи и самоуправство. Укравший хотя бы одну курицу или потоптавший посевы, говорилось в одном из распоряжений Ли Цзы-чэна, немедленно подлежит смертной казни. Держать при себе золото, серебро и другие ценности воинам не разрешалось, кроме небольшой суммы денег, полученной в виде награды. Снабжение солдат осуществлялось в централизованном порядке главным образом за счет обложения феодалов.
В 1643 г. совет руководителей восстания принял решение о наступлении на столицу Пекин с целью политического переворота.
В конце этого года крупные силы повстанцев, преодолев упорное сопротивление большой группы императорских войск, овладели горным проходом Тунгуань и затем вступили в Сиань - главный город Шэньси. В Сиани в начале 1644 г. Ли Цзы-чэн был провозглашен императором, а его соратники получили высокие титулы.
Одновременно армия Чжан Сянь-чжуна громила феодалов в Сы-чуани. Эта провинция стала его опорной базой. В Чэнду, названном Западной столицей, повстанцы провозгласили Чжан Сянь-чжуна императором. Под его руководством началось создание самостоятельного государства, формирование органов правительственной власти и административного аппарата.
Минское правительство тщательно готовилось к обороне столицы. Для помощи в инженерно-фортификационных и артиллерийских делах командование привлекло иезуита Адама Шааля. Но войско, как только армия Ли Цзы-чэна подступила к Пекину, не пожелало сражаться с восставшими. Часть солдат подняла мятеж, убила своих командиров и присоединилась к Ли Цзы-чэну. В руки повстанцев попала артиллерия. Вскоре гарнизон сдался, отворились городские ворота, и армия Ли Цзы-чэна 25 апреля 1644 г. вошла в Пекин. В голове армии верхом на вороном коне въехал в столицу сам Ли Цзы-чэн, одетый, как всегда, просто: в костюме из синего холста, на голове войлочная широкополая шляпа, на ногах кожаные сапоги.
Минский император перед вступлением восставших в «Запретный город» повесился на дереве. В последний момент он еще сделал попытку спасти положение, обратившись к народу с покаянным манифестом, в котором содержались признания в тяжких преступлениях его правительства, слезные мольбы о пощаде и всевозможные обещания жителям столицы и всей Поднебесной. Но было уже поздно. Минская монархия была низвергнута восставшим народом.
Весенние ветры, летя, как военные кони,
ворвались в Пекин, что лежал у вельмож на ладони.
Ударили гонги - и настежь открылись ворота.
В старинном Пекине, вернувшемся в руки народа.

В этих горячих строках воспел победу крестьянской армии Ли Цзы-чэна поэт Шао Янь-сян.
Ли Цзы-чэн призвал население столицы к спокойствию и соблюдению порядка. Деловая жизнь города продолжалась. Бедноте оказывалось вспомоществование. Тюрьмы были освобождены от заключенных. Все высшие чиновники (около 500 человек), совершившие преступления перед народом, были заточены в тюрьмы или обезглавлены. На феодалов и сановников была наложена контрибуция.
Повстанцы приступили к созданию новой власти в Пекине. Главой крестьянского государства считался Ли Цзы-чэн. Совет главных повстанческих вождей, состоявший из 20 человек во главе с Ли Цзы-чэном, являлся высшим органом гражданской и военной власти. Этот государственный совет управлял традиционными шестью ведомствами. Прежняя структура центрального государственного аппарата, в общем, сохранилась, но в более упрощенном виде. Штат чиновничьего аппарата был резко уменьшен и обновлен. Всякие попытки взяточничества и самоуправства сурово пресекались.
Остальная захваченная восставшими территория была, как и прежде, поделена на области, округа и уезды. Во главе каждого административного района ставились выходцы из повстанческих рядов. В некоторых городах стояли повстанческие гарнизоны.
Крестьянская власть отменила старые поборы, аннулировала прежнюю налоговую систему. Повстанцы уничтожали учетные записи, истребляли чиновников и крупных землевладельцев. Крестьянские дворы в районах, уже давно находившихся в руках восставших, облагались незначительной податью, составлявшей, по-видимому, не более 5% минского налогообложения.
Однако создать сколько-нибудь крепкую государственную организацию повстанцам не удалось. Эту задачу они не могли разрешить в силу социальной природы крестьянства. Единственной реальной силой, на которую теперь, после низвержения Минской династии и развала правительственной армии, мог рассчитывать господствующий класс, были наиболее многочисленные и боеспособные войска крупного минского военачальника У Сань-гуя, стоявшие на маньчжурском фронте. Это понимали и повстанческие вожди, поэтому руководящий совет восстания предпринял попытку вступить в переговоры с У Сань-гуем с тем, чтобы склонить его к поддержке нового правительства. Но и феодалы не дремали; они требовали от У Сань-гуя решительных мер против восставших. Старый сановник-генерал недолго колебался: его симпатии и стремления были, разумеется, на стороне господствующего класса, и, с негодованием отклонив призывы Ли Цзы-чэна, он начал подготовку к карательному походу. Однако одолеть могущественную крестьянскую армию только своими силами У Сань-гуй и не рассчитывал. В страхе перед широким народным движением он пошел на прямое предательство: 8 раз отправлял он своих послов к маньчжурам, наконец, поехал к хану сам, раболепно заявил ему о своем согласии признать себя подданным маньчжурского властителя, обещал выплачивать большую дань, и сделка состоялась. У Сань-гуй открыл маньчжурам проходы в Великой стене. Еще ранее, узнав о начавшихся переговорах У Сань-гуя с захватчиками, Ли Цзы-чэн немедленно бросил крупные силы своей армии на север и захватил ряд важных военных проходов-застаз у У Сань-гуя. Подойдя к Шаньхайгуаню, повстанцы разгромили аванпосты минской армии. К этому времени было подписано соглашение У Сань-гуя с маньчжурским ханом. Тайно был разработан общий план военных действий. Но Ли Цзы-чэну не было известно об этом сговоре.
В генеральном сражении 24 мая военное счастье вначале явно клонилось в сторону двухсоттысячной армии Аи Цзы-чэна. Но в тот самый момент, когда солдаты изменника У Сань-гуя начали уже отступать, в битву неожиданно для восставших вступила стасорокатысячная маньчжурская конница и фланговым ударом смяла повстанческие ряды. У Сань-гуй продолжал теснить повстанцев.
Отступив к Пекину, повстанческий совет принял решение не оборонять город и отойти на запад. Этого требовали главным образом интересы сохранения боевых сил. Кроме того, Ли Цзы-чэн опасался лишиться продовольственных ресурсов, а главное - остаться в окруженном городе, в отрыве от крестьянской массы - его социальной опоры. Нельзя было также не учитывать явно враждебного отношения значительной части столичного населения.
4 июня, через 42 дня после вступления в Пекин, повстанческая армия без боя, в полном порядке оставила город. Накануне во дворце состоялась церемония коронации Ли Цзы-чэна. По замыслу Ли Цзы-чэна, провозглашение его императором должно было помочь ему в организации предстоящей борьбы против маньчжурских захватчиков.
6 июня в Пекин вступили маньчжуры и войско У Сань-гуя. Город стал добычей иноземных изуверов. При помощи китайских предателей они утвердились в столице и провозгласили одного из внуков Нурхаци, князя-малолетку, императором. С этого времени ведет начало правления в Китае маньчжурской династии Цин.
Однако маньчжурам и их сообщникам из числа китайских феодалов-предателей понадобилось еще несколько десятилетий, чтобы подавить сопротивление китайского народа и утвердить свою власть во всем Китае.
До зимы 1645 г. продолжал борьбу с превосходящими силами врага Ли Цзы-чэн. Повстанцы дали несколько решительных сражений преследовавшим их войскам У Сань-гуя и маньчжуров, но не смогли разбить их и продолжали все время отступать далее на юг. Новая попытка совета вождей заключить союз с У Сань-гуем для совместного нападения на маньчжуров также оказалась безуспешной: У Сань-гуй категорически отверг предложения повстанческой верхушки.
Чжан Сянь-чжун, обосновавшийся в Сычуани, и не помышлял о помощи Ли Цзы-чэну и объединении с ним в борьбе против общего врага. В этом заключается одна из конкретных причин ослабления патриотических сил китайского народа и поражения великой крестьянской войны.
В октябре 1645 г. Ли Цзы-чэн с горстью своих соратников был настигнут неприятелем на южной окраине провинции Хубэй и убит. В борьбе погибли многие сподвижники Ли Цзы-чэна.
В 1646 г. под натиском вражеских войск распалось государство Сянь-чжуна. Сам он пал в одном из сражений.
С гибелью Ли Цзы-чэна, Чжан Сянь-чжуна и других крестьянских вождей борьба китайского народа против объединенных сил маньчжурских завоевателей и китайских феодалов-предателей не прекратилась. В северных, центральных и южных районах Китая сложился довольно широкий антиманьчжурский лагерь, включавший крестьян, ремесленников, городские низы, купечество и часть феодалов и чиновничества. Главной, активнейшей силой в этом движении было крестьянство.
Вскоре после отвода армии Ли Цзы-чэна из Пекина в окрестностях столицы, а также в Баодине и Тяньцзине начались открытые антиманьчжурские выступления. Осенью 1644 г. волна патриотических восстаний охватила территорию Шаньдуна. Наиболее крупным среди них было восстание крестьянской «Армии вязовых чащ», действия которой продолжались до 1655 г.
Одним из главных очагов народного патриотического движения были провинции Цзянсу и Аньхуэй. Начиная с лета 1644 г. несколько восстаний вспыхнуло близ Нанкина и в приморских пунктах провинции Цзянсу. Одним из них руководила тайная религиозная секта «Белый лотос». До 1662 г. проходило восстание рыбаков и крестьян-хлебопашцев в районе озера Тайху. Повстанцы громили усадьбы богачей, забирали имущество и продовольствие и распределяли их среди сельской бедноты.
В городах Цзянъинь, Цзядин и Сучжоу восстали купцы и ремесленники. Горожан поддержали жители окрестных сел. Защитники Цзянъиня в сражениях с маньчжурами, длившихся 81 день, убили 18 вражеских военачальников и 75 тысяч солдат. В конце августа 1645 г. было сломлено сопротивление гарнизона и ополченцев Цзядина. Но стоило захватчикам через три дня увести свои войска, как население города и прилежащих сел вновь подняло восстание. Маньчжурам удалось окончательно подавить сопротивление патриотов лишь в октябре 1645 г.
На просторах провинций Хубэй, Хунань и Сычуань до 1680 г. действовала полумиллионная крестьянская армия, выросшая на базе отрядов Ли Цзы-чэна. Ею командовал Ли Го - боевой соратник Ли Цзы-чэна.
Большой вклад в освободительную борьбу внесли патриотически настроенные китайские военачальники Ши Кэ-фа, Чжан Хуан-янь и др. С сопротивлением войск, руководимых национальным героем китайского народа Ши Кэ-фа, маньчжуры столкнулись при продвижении к Великому каналу. Враги не раз пытались склонить Ши Кэ-фа на предательство, но герой-патриот остался верен своему делу. Когда в апреле 1645 г. маньчжуры после ожесточенного штурма завладели Янчжоу, который защищал вместе со своим 20-тысячным войском Ши Кэ-фа, герой был взят в плен и казнен.
После гибели Чжан Сянь-чжуна повстанческие силы в Сычуани возглавил его сподвижник Ли Дин-го. В течение 15 лет армия Ли Дин-го развертывала свои операции на территории Сычуани, Юньнани, Гуйчжоу, Гуанси, Гуандуна, Хунани и Хубэя. Она заслуженно пользовалась у населения репутацией дисциплинированной и сплоченной армии. Крестьянство активно поддерживало ее. Повстанцы сделали попытку основать свое государство в Гуйчжоу и Юньнани.
На этот же период падают антицинские восстания народностей мяо, и, яо, шуй и др. в Хунани, Сычуани, Юньнани, Гуйчжоу, Гуанси и Гуандуне.
Массовые восстания вспыхивали в провинциях Шаньси, Шэнь-си и Ганьсу. Во главе некоторых в них стояли женщины. Многочисленные отряды крестьян действовали в горных районах Шаньси (1648-1671). С патриотическими лозунгами, облеченными в религиозную форму, поднялись жители гор. Сиань. В Ганьсу в движении участвовали дунгане.
Довольно продолжительное время под контролем повстанцев находилась значительная часть провинции Цзянси. В 1647 г. здесь имело место совместное выступление горнорабочих и крестьян. Видную роль в патриотическом движении цзянсийского населения сыграл Ван Дэ-жэнь, один из бывших соратников Ли Цзы-чэна. Активно действовали здесь также даосские монахи.
В начале 1647 г. маньчжуры вступили в Гуанси и подошли к гор. Гуйлиню. Обороной Гуйлиня руководил ученый и писатель Цюй Ши-сы, в прошлом связанный с группировкой Дунлинь. Цюй Ши-сы, принявший христианство, приобрел пушки у европейцев, с которыми был связан.
Большой размах патриотическая борьба приобрела в Гуандуне. В ней участвовали широкие слои населения: крестьяне, рабочие-литейщики, торговцы. Гуандунские крестьяне в процессе восстаний осуществляли уравнительное распределение имущества.
Маньчжурские завоеватели и их китайские сообщники с зверской жестокостью подавляли патриотическое движение китайского народа. Полностью были разрушены города Янчжоу, Цзянъинь, Цзядин, Гуйлинь и многие другие. Население Нань-чана, героически оборонявшееся в 1648 г. в течение 7 месяцев, подверглось поголовному истреблению. В конце 1650 г. после 8-месячной осады Гуанчжоу маньчжуры, овладевшие городом с помощью изменников, перерезали и замучили более 100 тысяч горожан. Когда после 2-месячной осады цинское войско захватило гор. Ганьчжоу (в Цзянси), оно вырезало до 100 тысяч жителей, увело в рабство около 10 тысяч женщин, а город сожгло. Среди тех мер, которые применяли цинские власти для удушения народных восстаний, особую роль сыграло использование китайских феодалов и чиновников, предавших интересы родины. Кроме того, Цины заручились поддержкой монгольских ханов, использовали их конницу, а также пушки и корабли, приобретенные у европейцев. Активно помогал маньчжурам голландский флот.
На завоеванных землях маньчжуры и их китайские приспешники установили систему жестокого угнетения и эксплуатации народных масс Китая, кровавыми методами пресекая всякое проявление недовольства. Завоеватели всячески стремились унизить национальное достоинство китайцев. Они заставляли жителей подчиненных провинций, вразрез с обычаями китайцев, обривать полголовы и носить длинную косу в знак рабской покорности. В случае неповиновения китайцам отрубали головы. В то время имела хождение поговорка: «Сохранишь волосы - не сохранишь головы; сохранишь голову - не сохранишь волос». Патриоты решительно боролись против позорного требования иноземных варваров.
Цинское правительство конфисковывало земли китайских помещиков и передавало их маньчжурским феодалам. Тем самым затрагивались экономические интересы китайского господствующего класса. Многие его представители примыкали к лагерю сопротивления маньчжурскому завоеванию.
К 1671 г. в результате жестоких репрессий маньчжуро-цинских властителей и продажных китайских феодалов антицинское движение временно пошло на убыль. Но уже через 2-3 года в различных местностях население вновь стало подниматься на решительную борьбу против чужеземных захватчиков. Новый подъем патриотического движения продолжался более 30 лет.
Крестьянская война 1628-1645 гг. поколебала устои феодализма, но феодальная реакция, поддержанная маньчжурским вторжением, восторжествовала, в Китае утвердилась власть отсталых иноземных завоевателей. Разгром крестьянской войны 1628-1645 гг. и победа феодальной реакции, которые сопровождались длительными войнами и разрушением производительных сил, в частности истреблением миллионов крестьян и ремесленников - непосредственных производителей материальных благ, а также уничтожением городов на юге - очагов зачаточных форм капиталистической экономики, смели зародыши новых производственных отношений, возникшие в минском Китае, а владычество цинских угнетателей, которые стремились увековечить средневековые феодальные порядки, в дальнейшем на время затруднило их возрождение и развитие.

Про-из-вол зем-ле-вла-дель-цев и чи-нов-ни-ков, рост на-ло-гов.

В т. ч. вве-де-ние до-пол-нительного во-енного на-ло-га на со-дер-жа-ние ар-мии, дей-ст-во-вав-шей про-тив втор-гав-ших-ся в Ки-тай с 1618 года мань-чжу-ров. Си-туа-цию усу-гу-би-ли сти-хий-ные бед-ст-вия 1628-1630, 1635, 1640-1643 годов. Вос-ста-ние воз-глав-ля-лось ли-де-ра-ми различных ре-лигионзых сект, пре-ж-де все-го общества Бай-лянь-цзяо. Крестьянская война на-ча-лась в северной провинции Шэнь-си, впо-след-ст-вии рас-про-стра-ни-лась на центральные про-вин-ции Ки-тая. В 1631 году ко-ман-ди-ры 36 кре-сть-ян-ских от-ря-дов из-бра-ли сво-им пред-во-ди-те-лем Ван Цзыю-на. В 1632 году кре-сть-ян-ская ар-мия фор-си-ро-ва-ла реку Ху-ан-хэ и дви-ну-лась на город Пе-кин. В 1633 году она бы-ла раз-би-та пра-ви-тельственными вой-ска-ми, Ван Цзы-юн по-гиб, вос-став-шие от-сту-пи-ли на юг, в провинцию Хэ-нань. В 1635 году на со-ве-ща-нии в городе Ин-сян 13 ли-де-ров кре-сть-ян-ских от-ря-дов вы-ра-бо-та-ли план со-вме-ст-ных дей-ст-вий, по-сле че-го вой-ска под ко-мандованием Гао Ин-ся-на вош-ли в до-ли-ну реки Ху-ай-хэ и взя-ли город Фэнъ-ян. Од-на-ко раз-но-гла-сия ме-ж-ду Гао Ин-ся-ном и другим кре-сть-ян-ским ли-де-ром Чжан Сянь-чжу-ном при-ве-ли к рас-ко-лу пов-станческих сил. Это по-зво-ли-ло пра-ви-тельственным вой-скам на-нес-ти ар-мии Гао Ин-ся-на ряд серь-ёз-ных по-ра-же-ний. В 1636 году Гао Ин-сян был схва-чен и каз-нён.

Но-вый подъ-ём пов-станчскогое дви-же-ния на-чал-ся в 1639 году. К югу от реки Янц-зы дей-ст-во-ва-ло вой-ско Чжан Сянь-чжу-на, а к се-ве-ру - ар-мия Ли Цзы-чэ-на. В 1641 году Ли Цзы-чэн одер-жал по-бе-ду над пра-ви-тельственными вой-ска-ми в сра-же-нии у города Сянь-чэн, взял город Ло-ян; в 1643 году пред-при-нял ус-пеш-ный по-ход в до-ли-ну реки Хань и ов-ла-дел кре-по-стью Тун-гу-ань. В 1644 году по-сле взя-тия города Си-ань (главный го-род провинции Шэнь-си) Ли Цзы-чэн был про-воз-гла-шён им-пе-ра-то-ром но-вой ди-на-стии Да Шунь. В апреле 1644 года по-сле 2-днев-ной оса-ды кре-сть-ян-ская ар-мия за-хва-ти-ла Пе-кин. Мин-ский им-пе-ра-тор по-кон-чил с со-бой, его са-нов-ни-ки и род-ст-вен-ни-ки бе-жа-ли на юг и ос-но-ва-ли там государство Южное Мин со сто-ли-цей в городе Нан-кин. Для борь-бы с пов-стан-ца-ми на се-ве-ре стра-ны бы-ла ос-тав-ле-на ар-мия У Сань-гуя, ко-то-рый, не имея воз-мож-но-сти собственными си-ла-ми про-ти-во-сто-ять кре-сть-я-нам, за-клю-чил со-юз с мань-чжу-ра-ми. Вес-ной 1644 года объ-е-ди-нён-ные си-лы У Сань-гуя и маньчжурского кня-зя-ре-ген-та Дор-го-ня раз-би-ли кре-сть-ян-ское вой-ско Ли Цзы-чэ-на в бит-ве у города Шань-хай-гу-ань и взя-ли Пе-кин. Ма-ло-лет-ний маньчжурский пра-ви-тель Фу-линь стал им-пе-ра-то-ром но-вой ди-на-стии Цин. Вес-ной 1645 года по-сле ожес-то-чён-ных сра-же-ний на тер-ри-то-рии Северо-Западного Ки-тая основные си-лы Ли Цзы-чэ-на бы-ли окон-ча-тель-но раз-гром-ле-ны, сам он в ок-тяб-ре то-го же го-да по-гиб. Пра-ви-тельственные вой-ска на-ча-ли борь-бу с Чжан Сянь-чжу-ном, об-ра-зо-вав-шим в начале 1645 года в провинции Сы-чу-ань государство Да Си-го. Зи-мой 1647 года в бит-ве у города Си-чун армия Чжан Сянь-чжу-на бы-ла раз-би-та. Пов-станческие си-лы под рукововдством пле-мян-ни-ка Ли Цзы-чэ-на Ли Го, а так-же ос-тав-шие-ся от-ря-ды Чжан Сянь-чжу-на ото-шли на юг - в до-ли-ну реки Янц-зы и провинцию Гуй-чжоу и не-ко-то-рое вре-мя про-дол-жа-ли борь-бу про-тив ди-на-стии Цин в сою-зе с государством Южное Мин.

В 20-30-х годах XVII века политико-экономическое положение Китая значительно ухудшилось. В 1618 году против Китая начали воевать манчжуры, хотя и не продвинулись дальше ВКС.

В 1622 году в провинции Шаньдун «Общество Белого лотоса» организовало восстание, охватившее несколько провинций.

В 1628 году объединились восставшие провинций Ганьсу и Шэньси, которые в 1631 году начали поход на столицу. Потерпев жестокое поражение, они отступили на юг.

В 1635 году в Хэнани собрались вожди 32 крупных и 72 мелких объединений, среди которых выделились Ли Цзыяэн и Гао Инсян. С целью измотать правительственные войска восставшие огромным партизанским отрядом передвигались по всему Центральному и Северному Китаю.

Минское правительство обещало амнистию, деньги, посылало подкрепления, так что в 1636-1639 годах повстанцы терпели ряд поражений. Гао Инсян был схвачен и казнён, влияние обрели Ли Цзычэн и Чжан Сяньчжун. Ли Цзычэн с племянником Ли Го и соратниками Лю Цзунминем и Ли Синем занимали Лоян, был трижды осаждён и затем затоплен властями Кайфын. Повстанцы отошли в Сянъян и начали реорганизацию армии. Низшее подразделение новой армии составлял десяток солдат во главе с одиннадцатым.

Совет вождей во главе с Ли Цзычэном был аналогом правительства и осуществлял верховную власть, руководил военными и гражданскими мероприятиями.

Общество на захваченных территориях делилось на на высших чинов и богачей, среднюю прослойку и простой народ, относились к ним соответственно.

Религиозных лозунгов повстанцы не выдвигали, следуя конфуцианской традиции, в нарушении которой они обвиняли двор императора.

По взятии Сианя в феврале 1644 года Ли Цзычэн был провозглашён императором с присвоением титулов соратникам. Однако титулы эти не были подкреплены имущественными владениями, был создан госаппарат, копировавший старые учреждения, однако реальной властью не обладавший.

В том же году был взят Пекин. Император повесился. Повстанцев расквартировали в полном порядке (1 воина на 5 жителей), запретили грабежи и бесчинства, прекратили взимать подати.

Во вновь созданные учреждения приглашали старых чиновников, однако организовать аппарат власти не удалось, феодалы в то же время обратились через У Саньгуя к манчжурам, повстанцы были вынуждены оставить Пекин и выступить на Запад.

Манчжурские восьмизнамённая армия во главе с князем Доргунем в июне 1644 года взяла Пекин, У Саньгуя послали догонять повстанцев, в октябре малолетний племянник Доргуня был провозглашён императором. Так началась история династии Цин.

Повстанцы тем временем спустились в Хубэй-Хунаньский район, где погиб Ли Цзычэн. Командование принял Ли Го. Движение потеряло поддержку крестьян и было разгромлено, и к 1664 году вся страна оказалась под властью манчжуров.

7. Крестьянская война IX в. и крах династии Тан

Явным свидетельством развивающегося династийного кризиса стали все участившиеся выступления низов общества, начавшиеся еще во время мятежа Ань Лушаня в 762 г. в пров. Чжэцзян. В стране периодически вспыхивали разрозненные восстания разорившихся крестьян, бунты военных. Все это было ответом на неспособность государственной власти обеспечить социальный порядок в стране и ограничить произвол чиновников, взимавших налог выше освященной традицией нормы.

В период обострения династийного кризиса росло число тех, кто в трудную годину выпадал из рамок веками выстроенной социальной структуры и лишался элементарных средств к существованию. Так, в восстании 859 г. в пров. Чжэцзян, ставшем преддверием надвигавшегося хаоса в стране, основную массу повстанцев составляли беглые крестьяне. Вызовом верховной власти, нарушавшей принцип взимания налога и тем разрушавшей сцепление различных социальных сил в обществе (а значит и его стабильность), стало создание восставшими своего собственного государства. В нем они надеялись обрести не только средство защиты от произвола, но прежде всего единственно доступный им в сложившихся условиях способ сохранения и поддержания своей собственной жизни.

Отвергнув аморальную политику верхов, противоречащую доктрине конфуцианства, восставшие, как умели, решительно реализовывали свое понимание принципа справедливости. Они захватывали казенные и монастырские кладовые, а похищенное зерно и награбленные ценности делили между собой.

Эта тенденция к претворению на практике всеобщей уравнительности в период политической дезорганизации особенно ярко проявилась в крестьянской войне, когда в 874 г. вспышки протеста по всей стране переросли в массовое движение.

Сначала в восстаниях, разразившихся в Ганьсу, Шэньси, Хэнани, Аньхуе и Шаньдуне, наиболее влиятельным из повстанческих лидеров стал Ван Сяньчжи. В 875 г. к нему присоединился Хуан Чао - выходец из семьи, разбогатевшей на контрабандной торговле солью. В отличие от рядовых крестьян он знал грамоту, прекрасно владел мечом, стрелял на скаку из лука. В 876 г. войска Ван Сяньчжи и Хуан Чао уже контролировали пять провинций в междуречье Хуанхэ и Янцзы. Воззвания лидеров движения, аккумулирующие настроения восставших, обличали жестокость и продажность чиновников-лихоимцев, нарушение законов, превышение налоговых ставок. Все это способствовало созданию в стране «механизма» долговременного эмоционального возбуждения. Крайние меры, немыслимые в период стабильности, воспринимались теперь не только как дозволенные, но и как справедливые. Начался грабеж богатых землевладельцев. В первую очередь протест восставших был направлен против представителей официальной власти. Повстанцы сжигали казенные реестры и долговые записи, уклонялись от выплаты налогов и отбывания повинностей. Захватывая государственное имущество, они «по справедливости», как они ее понимали, распределяли его между нуждающимися.

В 878 г. Ван Сяньчжи совершил поход на Лоян. Подступы к столице охранялись правительственными войсками и наемной конницей кочевников. В битве за Лоян погибло 50 тыс. восставших, а Ван Сяньчжи был схвачен и казнен. Апогеем восстания стал момент, когда Хуан Чао, возглавив повстанческий лагерь, принял титул «Великого полководца, штурмовавшего Небо». Он назвал свое войско справедливым средством возмездия правящим кругам, презревшим свою обязанность в отношениях к подданным. С этого момента восстание переросло в крестьянскую войну: именно тогда возникла реальная угроза уничтожения правящей династии. В конце 878 г. войско Хуан Чао, укрепив свою власть на юге страны, переправившись через Янцзы, двинулось по землям Чжэцзяна, Фуцзяни и Гуандуна. В 879 г. был взят Гуанчжоу, где произошла стычка повстанцев с жителями иностранного поселения, в частности с персидскими и еврейскими купцами.

Из Гуандуна повстанцы ушли на Север. Однако в Хубэе, близ Санъяна, их войско, потерпев поражение, вновь направилось на Юг. На правом берегу Янцзы под прикрытием мощных потоков реки повстанческие вожди собрали новые силы и летом 880 г. вновь выступили на Север, двигаясь по Великому каналу. В конце того же года без боя был занят Лоян. Раскол в обществе усилился настолько, что многие из горожан, в том числе военачальники и гражданские чины, присоединились к восставшим.

Чтобы защитить другую свою столицу - Чанъань, правительство направило гвардейские части к Тунгуаню - естественной крепости у изгиба Хуанхэ. Но судьба Чанъаня была решена - перевес оказался на стороне восставших. Император вместе с приближенными бежал, а повстанцы в начале 881 г. вступили в столицу.

Как сообщали средневековые летописцы, «разбойники шли с распущенными волосами и в парчовых одеждах». Хуан Чао как глава крестьянской иерархии «ехал в колеснице из золота», а охрана его была в расшитых одеждах и пестрых богатых шапках.

Сведения о политике восставших после взятия столицы крайне противоречивы и неполны. Но очевидно, что они начали с преследований тех, кто, по их мнению, был повинен в бедах страны. Как сообщают источники, Хуан Чао приказал убивать членов императорской фамилии и изгонять со службы чиновников трех высших рангов. Очевидцы сообщали и о других карательных мерах Хуан Чао: «Богачей разували и гнали босыми. Задержанных чиновников убивали, поджигали дома, если не могли там ничего найти, а всех князей и знатных людей уничтожали». Вместе с тем также отмечалось, что «разбойники» делились своей добычей с бедняками, «раздавая им ценности и шелка».

Уничтожив носителей императорской власти и заняв танский дворец, повстанцы провозгласили Хуан Чао императором. Теперь перед ним встала задача устроения государства. Создавая его структуру ради выживания и утверждения новой власти, Хуан Чао в соответствии с конфуцианскими представлениями заботило прежде всего создание административного аппарата. Его привилегированной частью стали соратники и военачальники Хуан Чао, получившие назначение на посты советников и членов различных коллегий. Преследуя на первых порах танскую правящую элиту, руководители восстания постепенно изменили политику в отношении чиновников, возвратив их на прежние места. Были предприняты меры для наведения порядка. Воинам запретили убивать и грабить население. В Чанъане соблюдались все конфуцианские обряды. В духе традиции утверждалось, что повелением Неба мандат на правление Поднебесной был предоставлен новому справедливому императору. В мае 883 г. Хуан Чао был вынужден покинуть столицу. В 884 г. в Шаньдуне его войско оказалось в безвыходном положении, и тогда, как гласит легенда, Хуан Чао покончил жизнь самоубийством.

Крестьянская война, несколько лет бушевавшая в стране, по напряженности и размаху не имевшая прецедента в истории Китая, потерпела поражение. В 907 г. правящая династия была свергнута, распался прежде мощный госаппарат - главная скрепа империи. Страна раскололась на мелкие государства, а их властители, соперничая друг с другом, претендовали на трон сына Неба. Время между 906 и 960 гг. традиционная историография назвала «Эпохой пяти династий и десяти царств». «Возраст» династий, приходивших в упадок, не превышал 13-16 лет, и сменявшие друг друга карликовые государственные образования были недолговечны.

На Юге в ходе крестьянской войны произошло ослабление местной власти, дробление крупного землевладения. Здесь стало преобладать мелкое землевладение, частично основанное на труде арендаторов. Землевладельцы нередко предоставляли льготы держателям, обрабатывающим их поля. Заинтересованность новых хозяев в улучшении ирригации, в возделывании целины привела к некоторому подъему сельского хозяйства и оживлению городского ремесла. Увеличился торговый обмен, расширилось речное и морское судоходство. Области в долине Янцзы и к югу от нее становились экономически развитыми районами.

Иным было положение на Севере, где борьба за власть затянулась надолго: в жестоких войнах новые династии постоянно сменяли друг друга. Многие города подверглись разграблению. В начале X в. одна из богатейших столиц мира - Чанъань - была сравнена с землей, а в междоусобной борьбе 30-х годов была разрушена и значительная часть Лояна с его великолепными дворцами и библиотеками. Враждовавшие между собой военачальники облагали население поборами по своему произволу. Запустение деревень, упадок ирригационной системы, ветхость дамб вызывали частые разливы Хуанхэ. Потерявшие кров земледельцы уходили на юг. Население резко сократилось. Опустели и пограничные военные поселения. Все воинские силы оказались вовлеченными во внутренние распри.

Положением в Китае воспользовались кидане. Их многолетние торговые и политические связи с империей способствовали переходу от кочевого образа жизни к оседлому, приобщению к земледелию. Но политический строй киданей еще долго хранил отпечаток старых порядков. Восемь больших родовых организаций (аймаков) пользовались самоуправлением и возглавлялись старейшинами. Лишь в 916 г. один из влиятельных вождей Апоки (Амбигань) из рода Елюй, нарушив выборное начало, провозгласил себя императором. В 937 г. новое государство стало называться Ляо. Его глава широко привлекал ханьских чиновников, попавших в плен, к строительству государственного аппарата. По китайскому образцу была создана и киданьская письменность. Строились города, поощрялся рыночный обмен, налаживалась добыча руды и соли.

Киданьские правители вмешивались в политическую жизнь Китая. В свою очередь, китайские власти искали помощи у киданьской конницы и потому платили киданям дань шелком и уступали им северные районы страны. Под власть Ляо перешло 16 земледельческих округов, находившихся на территории современных провинций Хэбэй и Шаньси.

Необходимость стабилизации внутреннего положения принудила кайфынских правителей реорганизовать армию и из отборных воинов создать гвардию для противостояния государству Ляо. Походы на север были трудны и дорогостоящи. Опасность вторжения со стороны киданей стимулировала прекращение междоусобных войн и объединение страны. Поэтому, когда в 960 г. войска, вышедшие в поход против киданей, провозгласили военачальника Чжао Куанъиня императором династии Сун, он получил широкую поддержку не только войска, но и горожан Кайфына, жаждущих мира.

Из книги История Германии. Том 1. С древнейших времен до создания Германской империи автора Бонвеч Бернд

Крестьянская война (1524-1525 гг.) Общественное движение и социальная борьба в Германии конца XV - начала XVI в. достигли своей кульминации в Крестьянской войне 1524-1525 гг. Одна из ее причин -ухудшение экономического, социального и правового статуса крестьян, особенно в

Из книги Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс автора Бурин Сергей Николаевич

§ 4. Реформация и крестьянская война в Германии Причины РеформацииXV–XVI века были для Европы временем религиозных исканий. В результате изобретения книгопечатания Библия и комментарии к ней стали доступными не только для священнослужителей, но и для многих грамотных

Из книги Сталин против «выродков Арбата» автора Север Александр

Вторая Крестьянская война Формально она началась в 1930 году – ответ крестьян на проводимую Иосифом Сталиным политику коллективизации. О ее масштабах и количестве активных участников журналисты и историки спорят до сих пор. Одни утверждают, что она представляла большую

Из книги Секреты пирамид [Созвездие Ориона и фараоны Египта] автора Бьювэл Роберт

VII КРАХ ЧЕТВЕРТОЙ ДИНАСТИИ Яромир Малек, директор Института Гриффита, считает, что нет особой нужды вести исторические исследования, чтобы определить, какая пирамида была построена первой: «Достаточно просто взглянуть на их силуэт: ступенчатая пирамида… принадлежит к

Из книги Утопия у власти автора Некрич Александр Моисеевич

Крестьянская война Война «красных и белых», регулярной Красной армии и регулярных белых армий была лишь частью гражданской войны. Второй ее частью была война крестьянская. История России знает большие крестьянские войны, в 17-м веке - восстание Степана Разина, и в 18-м -

Из книги Период Македонской династии (867 - 1057 гг.) автора Успенский Федор Иванович

Глава X ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЦАРЕЙ МАКЕДОНСКОЙ ДИНАСТИИ. НОВЕЛЛЫ. КРЕСТЬЯНСКАЯ ОБЩИНА Есть полное основание выделить период Македонской династии в истории Византии и назначить ему совершенно самостоятельное место. Но это не потому, чтобы преемники Василия принесли на трон

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Крестьянская война 1773–1775 гг Социальная борьба во второй половине XVIII в. во многом напоминала борьбу, что велась и прежде. Каждодневная, зачастую незаметная для наблюдателя борьба крестьян со своими угнетателями выливалась в побеги, а часто и в вооруженные конфликты. Как

Из книги История Востока. Том 2 автора Васильев Леонид Сергеевич

Крестьянская война тайпинов Эта форма вначале оказалась традиционной для Китая, т.е. такой, в которой почти не была заметной антииностранная, антизападная линия недовольства. Даже напротив, чуждые традиционной структуре западные христианские идеи сыграли чуть ли не

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга вторая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§2. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПОД ПРЕДВОДИТЕЛЬСТВОМ И.И. БОЛОТНИКОВА Если о Василии Шуйском практически нет солидных работ, поскольку основные события шли как бы без него и часто против него, то о крестьянской войне и Иване Исаевиче Болотникове (ум. в 1608) написано много книг и

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

Крестьянская война в Германии Протестное общественное движение, вызванное обострением социально-экономических и политических противоречий в Германии на протяжении XV – начала XVI в., достигло своей кульминации во время крестьянской войны 1524–1525 гг. Первые выступления

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОИНА И ПАДЕНИЕ ДИНАСТИИ МИН Глубокий кризис, выражавшийся в массовом разорении крестьян, глубоком недовольстве части чиновников и лауреатов, ремесленников и торговцев, волнениях в армии, вел к тому, что по всей территории Поднебесной множились шайки

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ Нападение крестьян на рыцаряРеформация, начатая Лютером, нашла своих сторонников во всех слоях населения Германии. Интересно, что каждый находил в ней что-то свое и подстраивал религиозные идеи Лютера, зачастую искажая их, под свои чаяния.

Из книги Хозяин. Сталин и утверждение сталинской диктатуры автора Хлевнюк Олег Витальевич

Коллективизация и крестьянская война Распространенное в массовом историческом сознании и в работах многих историков и публицистов жесткое противопоставление «программ» Сталина и «правых» - «программ» индустриального скачка и продолжения нэпа, - как правило,

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Реформация и Крестьянская война в Германии В XVI веке Германия, простиравшаяся от Балтийского моря до Альп, представляла собой причудливое сочетание богатства и бедности, быстрого прогресса в промышленности, банковском деле и отсталости в сельском хозяйстве.Главную роль

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

6. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева В период царствования Екатерины II обострились социальные противоречия и усиливались стихийные антикрепостнические выступления крепостных и приписных крестьян, горожан, работных людей, казаков. Причиной

Из книги Оккультные силы СССР автора Колпакиди Александр Иванович

АЛЕКСАНДР БOРИCOВ. КРАХ ТИБЕТСКОЙ ДИНАСТИИ В знаменитом Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона о врачебной практике П. А. Бадмаева сказано выразительно: «Лечит все болезни какими-то особыми, им самим приготовленными порошками, а также травами; несмотря на насмешки


Вопрос о степени разложения феодализма и времени зарождения в Китае элементов новых экономических отношений еще не достаточно изучен. Накопленные материалы свидетельствуют о том, что в XVI в. в феодальном Китае появились крупные купеческие компании, занимавшиеся торговлей тканями, фарфором, бумагой. В ряде случаев купцы-посредники подчиняли городских и сельских ремесленников, снабжая их сырьем. Но эти но вые отношения наблюдались лишь на сравнительно ограниченных территориях в устье Янцзы и некоторых других районах, причем и здесь они сосуществовали с казенными ремесленными мастерскими и мануфактурами.

Господство феодалов препятствовало развитию китайской экономики. Помещики всячески усиливали феодальную эксплуатацию крестьянства, что вызывало обострение классовой борьбы и привело к крестьянской войне.

В 1622 г. значительную территорию провинции Шаньдун охватило крестьянское восстание, руководимое тайным религиозным обществом «Белый лотос». Вскоре после его подавления восстали крестьяне провинции Шэньси, а в 30-х годах к ним присоединилось крестьянство других провинций Северного Китая.

Крестьянское восстание развернулось, когда Китай вел войну с маньчжурскими племенами, являвшимися до того в течение длительного времени его вассалами и данниками. Маньчжуры, жившие на территории современного Северо-Восточного Китая, подчинили себе соседние племена и захватили обширную территорию, а затем начали вторжение во внутренние районы Китая.

Необходимость вести войну с маньчжурами и одновременно подавлять крупные крестьянские восстания крайне осложнила положение правившей в тот период Китаем династии Мин. Правительство императора сняло часть войск с маньчжурского фронта и направило их против восставших крестьян. К 1638 г. правительственным войскам удалось разгромить повстанческие крестьянские армии.

Но это была временная победа. В 1639-1640 гг. восстание вспыхнуло с новой силой. В ряды повстанцев вливались не толь ко крестьяне, но и ремесленники, городская беднота. Вождем восстания стал талантливый полководец и организатор Ли Цзычэн. Он родился в крестьянской семье, юношей поступил на должность конного курьера почтовой станции. В течение многих лет Ли Цзычэн возглавлял повстанческие отряды. Теперь ему удалось объединить разрозненное крестьянские отряды и создать из них сильную, боеспособную армию с единым командованием.

Минские армии терпели поражения: То на одном, то на другом участке правительственные войска переходили на сторону повстанцев. В апреле 1644 г. крестьянская армия вступила в Пекин. Незадолго до этого повстанцы провозгласили Ли Цзычэна императором. Минская династия перестала существовать. Ее последний император покончил жизнь самоубийством.

К тому времени, когда повстанцы вступили в Пекин, восстание охватило почти весь Северный Китай. На обширной территории были отменены старые налоги, ликвидированы кабальные долги. Был нанесен сильный удар по феодальным порядкам.

Расшатывая феодальные порядки, крестьянская война объективно способствовала созданию более благоприятных условий для развития производительных сил.

Однако, как и другие крестьянские войны средневековья, война китайских крестьян, возглавленных Ли Цзычэном, не могла привести к победе крестьянства.

Вступление повстанческих войск в Пекин было кульминационным пунктом восстания. Но положение повстанцев и их правительства было трудным. Крестьянские массы устали от войны, их вожди не имели четкой программы. Между тем продолжалось наступление маньчжуров на Китай.

Военные действия на маньчжурском фронте вели правительственные войска под командованием У Саньгуя. Ли Цзычэи всту пил в переговоры с У Саньгуем, предложив ему объединить силы для борьбы с маньчжурами. Но У Саньгуй и многие китайские феодалы считали своим главным врагом восставших крестьян. Они предпочли сговориться с маньчжурскими правителями, став на путь прямой измены собственному народу. У Саньгуй обратился к маньчжурам за поддержкой. Объединенные силы маньчжуров и предателя У Саньгуя двинулись на Пекин. Повстанцы оставили город без боя. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. С этого времени в китайской столице утвердилась маньчжурская династия Цин.

Повстанческие армии около года продолжали борьбу, но силы были неравны. Крестьянская война окончилась поражением. Северный Китай перешел под власть маньчжуров.

Однако и после этого китайский народ продолжал борьбу. Отступившие остатки крестьянской армии, войска и население Центрального и Южного Китая в течение нескольких лет отражали натиск завоевателей. Только после упорных боев маньчжурам удалось взять в 1645 г. Янчжоу и Нанкин и вступить затем в провинции Южного и Юго-Западного Китая. Но здесь вспыхнули восстания против захватчиков. Восставшие овладели обширными районами провинций Хунань, Сычуань, Гуанси. Восстания охватили также Чжэцзян, Фуцзянь, Шэньси и Ганьсу. Благодаря поддержке значительной части китайских феодалов маньчжуры смогли подавить эти восстания. Только насе ление прибрежных районов Фуцзяни и о-ва Тайвань, возглавляемое Чжэн Чэнгуном, создало самостоятельное государство и сопротивлялось до 1683 г.

Власть династии Цин распространилась на весь Китай. Маньчжуры заставляли всех мужчин-китайцев в знак покорности обривать часть головы, а волосы на макушке заплетать в длинную косу, т. е. носить национальную маньчжурскую прическу.

Маньчжурское завоевание знаменовало собой победу феодальной реакции в Китае, оно закрепило феодальные порядки и феодальную отсталость страны. Вместе с тем маньчжурским и китайским феодалам приходилось считаться с последствиями великой крестьянской войны, сокрушившей династию Мин.

Первое время крестьяне не вносили налогов и не выполняли повинностей. Это положительно сказалось на экономическом развитии страны. Но по мере упрочения власти феодальной монархии вновь развернулся процесс концентрации земель в руках помещиков.

При Цинах сохранилось и стало более четким разделение земель на две категории - государственные и частновладельческие. К государственным землям относились обширные поместья императорского дома, маньчжурской аристократии (на правах пожалования, передаваемого по наследству), командиров «восьмизнаменных» войск (маньчжурские войска состояли из восьми корпусов - «знамен»); земли военных поселений; земли, принадлежавшие храмам, монастырям, школам. Собственностью государства считались леса, горы, пастбища.

Владения императорского дома и маньчжурской аристокра тии сформировались в результате конфискаций, проведенных после завоевания главным образом на территории столичной провинции и в Шаньдуне, а также в районах расположения «восьмизнаменных» войск. Собственностью цинского дома считалась вся Маньчжурия, куда доступ китайцам был закрыт. Обширные территории плодородных земель Маньчжурии пусто вали. Земли военных поселений были расположены вдоль границ империи и на вновь завоеванных территориях. Их обрабатывали крестьяне - военные поселенцы. Государственные земли не облагались налогами.

Однако земли, в той или иной форме являвшиеся собственностью феодального государства, составляли меньшую часть

обрабатываемых земель Китая. Большинство обрабатываемых земель относилось к категории частновладельческих. Их собственниками были феодалы-помещики, чиновники, купцы, ростовщики, отчасти крестьяне. При этом неуклонно сокращалась площадь земли крестьян-собственников. Наблюдался процесс концентрации земель в руках крупных помещиков, который сочетался с сохранением большого числа мелких и средних помещиков. Частновладельческие земли могли свободно покупать ся и продаваться.

Таким образом, формы землевладения в Китае были иными, чем в Индии и некоторых других странах Азии. Если в Индии основной формой феодальной собственности на землю была государственно-феодальная, то в Китае верховная собственность императора на землю была уже подорвана и в значительной мере являлась номинальной, там преобладала помещичья собственность как одна из разновидностей феодальной собственности на землю.

После укрепления власти династии Цин были проведены переписи населения и крестьянских хозяйств, на основе которых устанавливались налоги и феодальные повинности. Деревня была связана круговой порукой, системой объединения дворов в десятки, сотни и т. д.

В этих условиях крестьяне, лишившиеся земли или владеющие незначительными клочками, вынуждены были арендовать землю у помещиков на кабальных условиях, зачастую отдавая большую часть урожая и нередко выполняя целый ряд других феодальных повинностей.

Основной формой эксплуатации крестьянства была феодальная рента. Иногда это была, принудительная отработочная рента как результат переходящей из поколения в поколение наследственной задолженности крестьянина помещику. В других случаях за арендуемый клочок земли крестьянин обязан был безвозмездно работать на помещика. Но наибольшее распространение имела рента продуктами, или натуральная рента, сочетавшаяся с выполнением некоторых повинностей. В отдельных районах помещики взимали арендную плату в денежной форме.

Уклад жизни и быт китайской деревни, основанные на господстве натурального хозяйства, оставались почти неизменны ми из поколения в поколение. Земледелие сочеталось с занятием ремеслами. Каждая крестьянская семья, как правило, сама удовлетворяла свои скудные потребности в хлопчатобумажных тканях и частично в других предметах ремесленного производства.

Еще в период средневековья в Китае выросли многочисленные города. В Пекине проживало более 3 млн. человек, в крупных центрах провинций насчитывались сотни тысяч жителей.

Как и большинство городов Индии, китайские города являлись в первую очередь административными центрами, но вместе с тем они играли важную роль как центры ремесла и торговли. Феодальный характер китайского города проявлялся в установлении строго регламентируемой иерархии городов от уездного центра до столицы. Даже крупные поселения городского типа, не бывшие административными центрами, официально не считались городами.

Городские ремесленники, у которых занятие ремеслом пере давалось по наследству из поколения в поколение, объединялись в цехи. Маньчжурские власти усилили фискальные и полицейские функции цехов. Купцы объединялись в гильдии. Некоторые из них являлись крупными торговыми компаниями. Большую роль в китайских городах играл ростовщический капитал. В них имелись банки, ломбарды, меняльные лавки. Деньги давались в долг под большие проценты.

Хотя установление маньчжурского господства усилило позиции феодальных элементов и феодальную реакцию в Китае, тем не менее и при Цинах продолжало расти товарное производство, расширялся внутренний рынок, развивалось ремесленное производство, наблюдался рост мануфактур.

В Нанкине, Ханчжоу, Сучжоу и других пунктах работали крупные императорские мануфактуры, изготовлявшие шелк, парчу, атлас, чесучу, бархат. Расширялось производство изделий из фарфора на крупных мануфактурах в провинциях Цзянси, Фуцзянь, Чжэцзян. На них существовало четко выраженное разделение труда.

Изготовление фарфора, который славился на весь мир, приняло весьма значительные размеры. Только в Цзиндэчжэне (пров. Цзянси), даже не имевшем официального статуса города, действовало 3 тыс. печей для обжига фарфора, принадлежавших феодальному государству или частным предпринимателям. Француз Дюгальд писал: «Сие местечко, где живут настоящие художники фарфора, столь же многолюдно, как самые большие города в Китае».

Товарное производство и торговля, получившие значительное распространение в феодальном Китае, являлись составным эле ментом феодальной экономики.

Сословия. Государственный строй

Политическая надстройка Цинской империи призвана была сохранять и защищать феодальные производственные отношения. Этой же цели служило и сословное деление феодального китайского общества.

К высшему сословию, привилегии которого передавались по наследству, принадлежали маньчжуры: родственники императора и их потомки - «желтопоясные», имевшие привилегию носить пояс императорского, желтого цвета, «краснопоясные» и, «железношлемные» - потомки приближенных первых маньчжурских императоров.

Привилегированным сословием, принадлежность к которому не передавалась по наследству, были шэньши - «ученые». Чтобы стать шэньши, необходимо было сдать экзамен и получить ученую степень. Формально правом сдавать экзамен пользовались не только помещики, но и крестьяне, ремесленники, однако на подготовку к экзамену требовалось тратить многие годы, иметь средства для оплаты учителей и т. п. Сама процедура сдачи экзамена на ученую степень была чрезвычайно сложной. Обычно экзамен выдерживало не более 8-10% державших, в основном отпрысков состоятельных родителей, которые могли обеспечить своим детям возможности для продолжительной учебы и дать соответствующую мзду чиновникам и экзаменаторам. Естественно, что получение звания шэньши в большинстве случаев стало привилегией помещиков, богатых купцов и ростовщиков. Зачастую помещики покупали звание шэньши, не сдавая экзаменов. Звание шэньши было в феодальном Китае своеобразной формой личного дворянства. Из среды шэньши назначались управители городов, судьи и другие высшие чинов ники. Европейцы прозвали их мандаринами (от португальского «мандар» - «управлять»). Большая часть шэньши не состояла н а государственной службе, но являлась тем не менее влиятельной прослойкой господствующего класса.

Низшие ступени сословно-иерархической лестницы составляли сословия земледельцев, ремесленников и торговцев. Сословная и классовая принадлежность не всегда совпадали. Сословие земледельцев включало не только крестьян, но и помещиков. В сословии ремесленников числились и владельцы крупных по тому времени мастерских и мануфактур. На самом низу сословной лестницы находились актеры, цирюльники, оружейные мастера, низшие служители канцелярий, рабы. Они не могли вступать в брак с представителями других сословий.

Цинская монархия и китайские помещики всячески укрепляли китайскую феодальную государственную систему как главное орудие обуздания и подчинения эксплуатируемого большинства города и деревни.

Во главе государства стоял неограниченный монарх - богдыхан. Высшей властью при богдыхане обладал Военный совет, состоявший из маньчжурской знати. Функции кабинета министров осуществляли «любу» («шесть приказов»): чинов, налогов, церемоний, военный, уголовный, общественных работ.

Собственно Китай делился на провинции, которые, в свою очередь, соответственно разделялись на области (фу), округа (чжоу), уезды (сянь). Во главе провинций стояли назначаемые богдыханом военный и гражданский губернаторы, над которыми стоял наместник, возглавлявший военную и гражданскую власть нескольких провинций. Высшие должности на местах по большей части также занимали представители маньчжурской знати.

Большую роль в подавлении сопротивления народных масс играла армия. Первоначально она состояла только из солдат-маньчжуров. В дальнейшем к службе в «восьмизнаменной» армии привлекались монголы, а затем и китайцы. При этом все служившие в «восьмизнаменных» войсках, независимо от своего национального происхождения, рассматривались как представители привилегированного сословия. Они получали щедрое воз награждение.

Позднее была создана армия «зеленого знамени», формировавшаяся из китайцев. Ее солдаты получали малое жалованье, были плохо вооружены.

Религиозно-идеологическая система феодального Китая имела свои особенности. Морально-этические учения преобладали в ней над чисто религиозными представлениями и догмами. Духовенство не стало в Китае отдельным влиятельным сословием.

Многие столетия господствующее положение в духовной жизни китайцев занимало конфуцианство. Создатель этого учения Конфуций (ок. 551-479 гг. до и. э.) призывал к строгому соподчинению в отношениях между людьми в семье и обществе, основанному на уважении и почитании старших по возрасту и общественному положению: «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном». Ки тайские феодалы выдвигали на первый план и пропагандировали наиболее реакционные стороны учения Конфуция - о божественном происхождении императора, подчинении власти и т. п. Конфуцианство стало официальной государственной доктриной, одним из объектов культового поклонения.

Наряду с конфуцианством в древнем и средневековом Китае получил широкое распространение даосизм. Его основоположником считается легендарный Лао-цзы. До сих пор исследователям не удалось доказать или опровергнуть существование Лао-цзы, которого принято считать современником Конфуция. Согласно учению Лао-цзы, все существующее, природа, жизнь людей - это бесконечный поток естественного развития, «Вели кое Дао (Путь)». Человек должен стремиться постичь Дао. Возникнув как философское учение, даосизм в I-II вв. становится религией, включившей в систему своих представлений элементы народных верований, магии и шаманства.

Тогда же в Китае начинает распространяться и буддизм, который в средние века приобрел большое влияние.

На протяжении веков происходил своеобразный синтез конфуцианства, даосизма и китайского буддизма.

К началу нового времени в Китае уже утвердилась комплексная система религиозных верований со своей иерархией куль тов. Церемонии, связанные с почитанием Неба, Земли, императорских предков, осуществлялись самим императором - «сыном Неба». Общекитайский характер носили культы Конфуция, Лао-цзы и Будды, в честь которых сооружались многочисленные храмы. Далее следовали культы явлений и сил природы, культы отдельных районов и, наконец, домашние (семейные) культы.

Цины использовали эту систему идеологического воздействия на народные массы для духовного порабощения трудящихся и освящения феодальных порядков.