Какое из событий произошло в 1990 году. "Лихие девяностые": описание, история и интересные факты

Начну серию событий 90-х годов. Начнем с самого начала. Я пока еще не интересовалась политикой, так как училась только во втором классе, и для меня все было беззаботно и радостно. Но как раз в этот год произошло самое глобальное событие 90-х - это распад СССР! А началось все с того, что в ночь с 19 на 20 января советская власть во главе с Горбачевым совершила страшную акцию - в г. Баку были введены танки, бронетранспортеры с тяжелым оружием, которые сметали все на своем пути. Это был тяжелый год для стран бывшего уже Советского союза.

Еще одним трагическим событием пополнился этот год, для фанатов группы "Кино"! 15 августа 1990 года Виктор Цой погиб в автокатастрофе. Авария произошла под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках километрах от Риги. Согласно наиболее правдоподобной официальной версии, Цой заснул за рулём, после чего его «Москвич-2141» тёмно-синего цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом «Икарус-250».

Ну и наконец еще одно запоминающееся всем событие - это ОТКРЫТИЕ ПЕРВОГО МАКДОНАЛЬДСА В РОССИИ))

В январе 1990 года Москва сходила с ума – на Пушкинской площади, вместо кафе «Лира» появилась огромная красная буква «М», которая означала открытие первого Макдональдса. Для того чтобы со смаком отведать двойной или одинарный гамбургер, чизбургер, картофель-фри, запив все это кока-колой, в центр Москвы съезжаются тысячи страждущих.

Очередь в первый Макдональдс растягивается на километры. Даже канадские устроители никак не предполагали, что их рассчитанное на 900 мест заведение будет обслуживать в день 30-40 тысяч человек. Первый Макдональдс в СССР бьет все мировые рекорды.

Внутренняя политика

В 1989 года состоялись выборы народных депутатов СССР - первые выборы высшего органа власти СССР при которых избирателям предоставлялся выбор между несколькими кандидатами. Обсуждение предвыборных программ (в том числе и на теледебатах) стало подлинным прорывом к свободе слова и реальной политической борьбе. В это время формируется группа претендентов на политическое лидерство, т. н. «прорабы перестройки ». Они выступали за ликвидацию монополии КПСС на власть, рыночную экономику, расширение самостоятельности республик. Среди них наибольшей известностью пользовались Г. Попов , Ю. Афанасьев , А. Собчак , Г. Старовойтова , И. Заславский , Ю. Черниченко .

Предвыборная листовка В. Коротича , апрель 1989 г.

I Съезд народных депутатов СССР открылся 25 мая 1989 года. В первый же день работы Съезда он избрал Горбачёва Председателем Верховного Совета СССР . Почти все заседания Съезда транслировались по телевидению в прямом эфире , и множество граждан СССР внимательно следили за ними.

В Викитеке есть полный текст ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЪЕЗДА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК Об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР от 9 июня 1989 г.

В Викитеке есть полный текст ПОСЛАНИЕ Съезда народных депутатов Союза Советских Социалистических Республик народам мира от 9 июня 1989 г.

В последний день Съезда, пребывая в относительном меньшинстве, радикально настроенные депутаты сформировали Межрегиональную группу народных депутатов (сопредседатели группы: А. Д. Сахаров , Б. Н. Ельцин , Ю. Н. , Г. Х. Попов , А. А. Собчак , В. Пальм ). Они выступали за дальнейшее ускорение политических и экономических преобразований в СССР, за ещё более радикальное реформирование советского общества, а по отношению к своим противникам - депутатам, голосовавшим в соответствии с линией ЦК КПСС , использовали устойчивое словосочетание «агрессивно-послушное большинство ». В длительной борьбе М. Горбачева и Б. Ельцина «межрегионалы» активно поддержали Ельцина.

Летом 1989 года в городе Междуреченск началась первая значительная забастовка шахтёров в СССР .

12-24 декабря 1989 года состоялся II Съезд народных депутатов СССР . На нём радикальное меньшинство, которое после смерти в дни Съезда А.Сахарова возглавил Борис Ельцин, требовало отмены статьи 6 Конституции СССР (в которой указывалось, что «КПСС является руководящей и направляющей силой » в государстве). В свою очередь, консервативное большинство указывало на дестабилизирующие, дезинтеграционные процессы в СССР и, следовательно, на необходимость усиления полномочий центра (группа «Союз»).

В феврале 1990 года в Москве прошли массовые митинги с требованием отмены 6 статьи Конституции СССР. В этих условиях Горбачёв в перерыве между II и III Съездами народных депутатов СССР согласился на отмену статьи 6 Конституции, одновременно инициируя вопрос о необходимости дополнительных полномочий исполнительной власти.

15 марта 1990 года III Съезд народных депутатов отменил статью 6 - принял поправки в Конституцию СССР, допускающие многопартийность, ввёл институт президентства в СССР и избрал Президентом СССР М. С. Горбачёва (в порядке исключения первый Президент СССР избирался Съездом народных депутатов СССР, а не всенародно).

В марте 1990 года прошли выборы народных депутатов союзных республик (выборы в Верховные Советы республик Прибалтики прошли раньше, в феврале 1990) и в местные Советы народных депутатов.

С принятием закона СССР от 09.10.1990 № 1708-1 «Об общественных объединениях », стала возможной официальная регистрация политических партий, первыми из которых были ДПР , СДПР и РПРФ зарегистрированые Минюстом РСФСР 14 марта 1991 года.

В РСФСР , в отличие от остальных республик, была создана двухступенчатая система органов законодательной власти, подобная существовавшей на уровне Союза - народные депутаты на Съезде избирали из своего числа постоянно действующий Верховный Совет. На выборах народных депутатов РСФСР значительных успехов добились сторонники радикальных реформ, объединённые в блок «Демократическая Россия ». Число депутатов, которые на Съездах народных депутатов РСФСР в 1990-91 годах голосовали не менее чем в 2/3 случаев в поддержку радикальных реформ, составило 44 % (в некоторых важных голосованиях - более половины), а удельный вес консерваторов-коммунистов составлял 39-40 %.

16 мая 1990 года открылся I Съезд народных депутатов РСФСР . 29 мая, после трёхкратного голосования, он избрал Председателем Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина (Б. Н. Ельцин получил 535 голосов, А. В. Власов - 467 голосов).

12 июня 1990 года 907 голосами «За» при всего 13 голосах «Против» I Съезд народных депутатов РСФСР принял «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР ». В ней провозглашалось, что «для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается: полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории» . Это положило начало «войне законов » между РСФСР и союзным Центром.

12 июня 1990 года был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он запрещал цензуру и гарантировал свободу для средств массовой информации.

Процесс «суверенизации России» привел к принятию 1 ноября 1990 года «Постановления об экономическом суверенитете России».

В рассматриваемый период происходило образование различных партий. Большинство партий действовали на территории одной союзной республики, что способствовало усилению сепаратизма союзных республик, включая РСФСР. В своём большинстве новообразованные партии находились в оппозиции к КПСС.

КПСС переживала в этот период серьёзный кризис. В ней выделились различные политические направления . XXVIII съезд КПСС (июль 1990 г.) привёл к выходу из КПСС наиболее радикальных членов во главе с Борисом Ельциным. Численность партии в 1990 году снизилась с 20 до 15 млн человек, самостоятельными себя провозгласили компартии республик Прибалтики.

IV Съезд народных депутатов СССР объявил о проведении референдума о сохранении СССР как «обновленной федерации равноправных суверенных республик». С этой целью был принят закон о всенародном голосовании (референдуме) СССР. Съезд утвердил конституционные изменения, наделявшие Горбачёва дополнительными полномочиями. Произошло фактическое переподчинение Президенту Совета Министров СССР , переименованного теперь в Кабинет Министров СССР . Был введён пост Вице-Президента, на который Съезд избрал Г. И. Янаева . Вместо В. В. Бакатина министром внутренних дел становится Б. К. Пуго , Э. А. Шеварднадзе на посту министра иностранных дел был заменён на А. А. Бессмертных .

Экономика

К 1989 г. стало ясно, что попытка реформирования экономики в рамках социалистической системы провалилась. Введение в государственно-плановую экономику отдельных элементов рынка (хозрасчёт государственных предприятий, мелкое частное предпринимательство) не дало положительного результата. Страна все глубже погружалась в пучину хронического товарного дефицита и общего экономического кризиса. Осенью 1989 г. в Москве впервые после войны были введены талоны на сахар. Участились катастрофы и аварии на производстве. Государственный бюджет на 1989 год был впервые за долгое время сверстан с дефицитом.

В этой связи руководство страны начало всерьёз рассматривать возможность перехода к полноценной рыночной экономике, которая ещё недавно безусловно отвергалась как противоречащая социалистическим устоям. После I Съезда народных депутатов было сформировано новое Правительство СССР во главе с Н. И. Рыжковым . В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР , около 20 докторов и кандидатов наук. Новое Правительство изначально ориентировалось на осуществление радикальных экономических реформ и принципиально другие методы управления. В связи с этим существенно изменилась структура Правительства и значительно сократилось число отраслевых министерств: с 52 до 32, то есть почти на 40 %.

В мае 1990 г. Н. И. Рыжков выступил на заседании Верховного Совета СССР с докладом об экономической программе Правительства. Рыжков излагал разработанную «комиссией Абалкина» концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. Она предусматривала реформу цен. Это выступление привело к чрезвычайной ситуации в московской торговле: пока Рыжков выступал в Кремле, в городе было всё распродано: месячный запас растительного и сливочного масла, трёхмесячный запас блинной муки, продано крупы в 7-8 раз больше обычного, вместо 100 тонн соли - 200.

По стране прокатилась волна митингов с требованием не повышать цены. Михаил Горбачёв, неоднократно обещавший, что цены в СССР останутся на прежнем уровне, дистанцировался от правительственной программы. Верховный Совет СССР отложил осуществление реформы, предложив Правительству доработать её концепцию.

В июне 1990 г. Верховный Совет СССР принял Постановление «О концепции перехода к рыночной экономике», а в октябре 1990 г. «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства. В декабре 1990 г. правительство Н. И. Рыжкова было отправлено в отставку. Совет Министров СССР был преобразован в Кабинет Министров СССР во главе с Премьер-Министром В. С. Павловым .

Но деятельность Кабинета Министров в 1991 г. свелась к двукратному повышению цен со 2 апреля 1991 г. (они, однако, остались регулируемыми), а также к обмену 50- и 100-рублёвых банкнот на купюры нового образца (Денежной реформе Павлова) . Обмен проводился в течение всего 3 дней 23-25 января 1991 и с серьёзными ограничениями. Объяснялось это тем, что теневые дельцы якобы накопили огромные суммы в крупных банкнотах. Экономика СССР в 1991 г. переживала глубокий кризис, который выражался в 11%-м спаде производства, в 20-30%-м дефиците бюджета, в громадном внешнем долге в 103,9 млрд долларов. Не только продукты, но и мыло, спички распределялись по карточкам, карточки зачастую не отоваривались. В столице появились «карточки москвича», иногородним просто в магазинах ничего не продавали. Появились республиканские и региональные таможни, республиканские и местные «деньги».)

Национализм и сепаратизм

Армения и Азербайджан

Основные статьи: Чёрный январь , Бои в Ереване (1990)

27 мая 1990 года произошло вооружённое столкновение армянских «отрядов самообороны» с внутренними войсками, в результате чего погибли двое солдат и 14 боевиков .

Грузия

Основные статьи: Тбилисские события (1989) , Грузино-южноосетинский конфликт , Грузино-абхазский конфликт

Средняя Азия

Основные статьи: Ошская резня , Ферганские события , Армяно-еврейский погром в Андижане , События в Новом Узене (1989) , Массовые беспорядки в Душанбе (1990)

Погромы турок-месхетинцев в 1989 году в Узбекистане более известны как Ферганские события. В начале мая 1990 года в узбекском городе Андижан произошёл погром армян и евреев .

Молдавия и Приднестровье

Основные статьи: Поход на Гагаузию , Приднестровский конфликт

Литовский плакат Саюдиса (1990 ): ДА - «демократической» Литве (цвета флага ), НЕТ - «тюрьме» СССР (цвет флага ). Напечатан тиражом 10 тысяч на государственные деньги

Прибалтика

Основные статьи: События в Вильнюсе (1991) , Январские события в Риге , Поющая революция

Хронология событий

Россия в 1990-е годы ХХ века

В 90-е годы XX века наша страна оказалась в состоянии острого цивилизационного кризиса. Его наиболее ярким проявлением стал распад сформировавшегося в течение трех последних столетий государственного образования Российская империя – Советский Союз, а на его месте возникло совершенно новое – Российская Федерация, Россия, иное по политическому устройству, экономическому укладу и социальной структуре.

С распадом СССР резко изменилось геополитическое положение России. Она лишилась морских портов на Балтийском и Черном морях. Были утрачены многие зоны влияния – так называемые «защитные оболочки» и военные базы. Сократилась численность вооруженных сил, ухудшилась их техническая оснащенность. Без каких-либо исторических оснований Казахстану перешли обширные территории Южного Урала (земли бывшего Уральского казачьего войска) и Южной Сибири, населенные преимущественно русскими. Камнем преткновения в российско-украинских отношениях стал Крым, переданный из состава РСФСР Украине в 1954 г. Появился анклав – Калининградская область, отрезанная от остальной части РФ территориями Белоруссии и Литвы. В сопредельных государствах оказались 25 млн. этнических русских.

Россия в геополитическом пространстве. Распад СССР спровоцировал не только общий кризис российской цивилизации, но и стал крупнейшей геополитической катастрофой XX века. Исчезновение с политической карты мира крупнейшей из держав разрушило относительно стабильный мировой порядок, сложившийся после Второй мировой войны и основанный на военно-стратегическом паритете двух сверхдержав – СССР и США. Одного из полюсов силы просто не стало, и на его месте возникло полтора десятка независимых государств, векторы геополитических интересов которых не только не совпадали, но зачастую были прямо противоположными. В этих условиях Россия была вынуждена не только заново обустраивать государственное пространство, но и разрабатывать новую политическую стратегию.

Суверенная Россия, прежде всего, была заинтересована в сохранении пояса добрососедства с так называемым «ближним зарубежьем» – бывшими союзными республиками СССР, ставшими независимыми государствами. Однако новые политические элиты на постсоветском пространстве стремились самостоятельно войти в «цивилизованный мир» ради получения западных кредитов и инвестиций. Проблемы дележа имущества, оружия, формирования новых органов власти и управления, создания новых армий, территориального размежевания – все это становилось источником разногласий, питало взаимное недоверие между странами Содружества независимых государств (СНГ).

И все же возрастающая нестабильность заставила руководство стран, возникших на постсоветском пространстве, начать поиск путей взаимовыгодного и конструктивного сотрудничества. В январе 1993 г. на встрече глав государств СНГ в Минске был принят Устав этой организации. В нем указывалось, что СНГ не является государством, а лишь фиксирует готовность его членов к сотрудничеству в политической, экономической, экологической, гуманитарной областях, обеспечению прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными нормами. Всего в 90-е годы Россия подписала более 200 различных соглашений со странами СНГ. В сентябре 1995 г. Президентом РФ был утвержден документ под названием «Стратегический курс России с государствами СНГ». В нем подтверждался приоритетный характер отношений нашей страны со странами Содружества. Территория бывшего СССР объявлялась зоной жизненных интересов нашей страны в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян. Поэтому целью политики России по отношению к странам СНГ провозглашалось создание экономически и политически интегрированного объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе. Россия обязалась не вмешиваться во внутренние дела своих соседей, предоставив им возможность самим формировать свои политические режимы. Эта линия соответствовала утвердившейся в России концепции многополярного мира, в рамках которого ей отводилась роль самостоятельного центра силы в мировой политике, а консолидация стран СНГ виделась как важное условие на пути возвращения России статуса великой державы.

В октябре 1994 г. страны СНГ подтвердили свой курс на хозяйственную интеграцию по примеру Европейского союза. В январе 1995 г. в Москве было подписано соглашение о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией, к которому присоединились Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Он установил льготный режим перемещения товаров и капиталов через государственные границы.

Особые отношения связывают Россию и Белоруссию. Общность этнического происхождения и исторических судеб во многом способствовали тому, что в апреле 1996 г. был заключен российско-белорусский договор об образовании «Сообщества Суверенных Республик». Через год президенты Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко подписали договор о «Союзе России и Белоруссии». В декабре 1999 г. Союз был преобразован в Союзное государство. Обе стороны заявили о введении единой торговой и таможенно-тарифной политики, сохранив при этом свой суверенитет и действующие структуры власти.

Внешняя политика России в 90-е годы была обусловлено рядом факторов. На глобальном уровне Россия унаследовала от СССР представительство в авторитетных международных и региональных организациях. За нею сохранился статус одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и «право вето». На государственном уровне внешняя политика страны была сориентирована на решение двуединой задачи: с одной стороны, создать благоприятную международную обстановку для обеспечения надежной национальной безопасности и проведения реформ в стране, с другой стороны – обеспечить весомое участие России в формировании нового мирового порядка.

Однако экономический и ресурсный потенциал вновь образованной страны испытывал серьезные трудности. Поэтому в первой половине 90-х годов приоритетной целью внешней политики стало обеспечение получения кредитов и привлечение иностранных инвестиций. К тому же в общественном сознании на всех уровнях царила эйфория. Политики, а вслед за ними и широкие слои населения ожидали, что радикальный поворот от конфронтации к сближению с западными странами автоматически изменит их отношение к России, мобилизует массированную политическую поддержку и экономическую помощь. В начале 90-х новое российское политическое руководство ориентировалось на западную модель развития, а США и Западная Европа представлялись главными союзниками и партнерами, как на международной арене, так и в проведении демократических реформ в России.

Тем временем на Западе ситуацию воспринимали иначе. Нашу страну считали проигравшей «холодную войну», не спешили устанавливать с ней «стратегическое партнерство» и тем более не рассматривали Россию в качестве равноправного союзника. Ей в лучшем случае отводилась роль младшего партнера, любое же проявление самостоятельности рассматривалось как рецидив советской имперской политики. Об игнорировании интересов России свидетельствовало противодействие реинтеграционным процессам на постсоветском пространстве, а также продвижение НАТО к ее границам (в 1999 г. Польша, Чехия и Венгрия стали полноправными членами альянса, а Албания, Болгария, Латвия, Литва, Македония, Румыния, Словакия, Словения и Эстония – кандидатами на вступление в него). Сохранялись визовые и таможенные барьеры.

Вопреки обещаниям, США не оказали целенаправленной массированной поддержки российским реформам. Фактически Запад не захотел осуществлять эффективную реконструкцию национальной экономики России. Американская помощь концентрировалась в области ядерного разоружения, макроэкономических реформ и гуманитарных проектов. За последнее десятилетие XX века Россия получила в виде помощи всего 5,45 млрд. долл. На фоне сотен миллиардов долларов инвестиций в коммунистический Китай скромность капиталовложений в Россию выглядит лучшим свидетельством краха экономических мечтаний российских западников.

Все это оказало отрезвляющее воздействие на российскую политическую элиту. В середине 90-х годов окрепло убеждение в том, что единственным надежным ориентиром внешней политики должна стать твердая защита национальных интересов. Появился больший реализм в оценке последствий распада СССР и ситуации в мире. Анализ хода реформ внутри России подводил к выводу о непродуктивности копирования западного опыта без тщательного учета особенностей своей страны. Осознание геополитического и культурно-исторического своеобразия России возрождало интерес к идеям евразийства, которые стали рассматриваться как основа внешнеполитической стратегии.

Основные внешнеполитические проблемы, с которыми Россия столкнулась в конце XX века, заключались в крайней слабости государства, в неуверенности зарубежных партнеров в стабильности внутриполитической ситуации в России, в непредсказуемости действий российского руководства в период президентства Б.Н. Ельцина. Громадный внешний долг, а также дефолт 1998 г. были главными факторами, определявшими отношение к России со стороны мирового сообщества. Кредиторы, в первую очередь Международный валютный фонд (МВФ), находящийся под фактическим контролем правительства США, стремились использовать долговую проблему для оказания политического давления на Россию.

Реформирование российской экономики . К моменту распада СССР социально-экономическая ситуация в России была крайне сложной. Необходимо было начинать поиск выхода из исторического тупика, в котором страна оказалась в результате политики «перестройки». Ситуация в экономике была почти катастрофической: за 1991 г. национальный доход снизился более чем на 10%, внутренний долг вырос до 6 млрд., а внешний – до 76 млрд. долл. Кроме того, Россия взяла на себя обязательства по уплате долгов СССР в размере 100 млрд. долл.

Хозяйственный кризис заставил правительство сконцентрировать свои усилия на решении экономических проблем. Главные направления рыночных реформ, сформулированные Президентом Б.Н. Ельциным, были следующими:

1. Либерализация цен и торговли . Разовое введение свободных цен с января 1992 г. Ожидаемые результаты: установление рыночной цены на товары, ликвидация товарного дефицита, запуск механизма конкуренции, стимулирование деловой активности, ускорение товарооборота, формирование инфраструктуры по сбыту отечественной и импортной продукции.

2. Финансовая стабилизация . Ожидаемые результаты: снижение инфляции, установление устойчивого курса рубля.

3. Широкая приватизация государственной собственности . Ожидаемые результаты: превращение населения в собственников, формирование у людей стимулов для деловой активности.

Проводить в жизнь рыночную реформу должно было правительство, фактическое руководство которым осуществлял вице-премьер Е.Т. Гайдар. «Молодые реформаторы» сделали ставку на быструю реформу. Эта политика получила наименование «шоковой терапии». Либерализация цен началась 2 января 1992 г. Был издан указ Президента «О свободе торговли», который декретировал революционный переход к новой системе экономических отношений. Всем предприятиям независимо от форм собственности и всем гражданам было предоставлено право вести торговую, закупочную и посредническую деятельность без специальных разрешений, в том числе самостоятельно устанавливать цены. Фондовое, т.е. планируемое и контролируемое государством распределение произведенной продукции отменялось.

Параллельно осуществлялись меры по финансовой стабилизации и сокращению дефицита бюджета. Государство фактически перестало инвестировать средства в промышленность и сельское хозяйство. Была изменена налоговая система: введен налог на добавленную стоимость в размере 28%. Это позволило несколько поддержать доходную часть бюджета, однако ускорило рост цен. В считанные недели цены выросли в 10–12 раз. При этом увеличение зарплаты и пенсий всего на 70% привело к тому, что большинство населения оказалось за чертой бедности.

Вслед за этим развернулась приватизация. Ее суть состояла в передаче права собственности от государства частным лицам. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и конкурсах. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта перешли в частные руки, что составило более 70% всех малых предприятий страны. Средние и крупные предприятия приватизировались по иной схеме. Сначала они преобразовывались в акционерные общества (АО), а затем их акции продавались. В течение 1992–1994 гг. продажа акций осуществлялась не за деньги, а за особые ценные бумаги – приватизационные чеки (ваучеры). Поэтому этот этап разгосударствления собственности получил наименование «ваучерной приватизации». Балансовую стоимость предприятий по данным 1984 г. разделили на количество граждан страны и выдали каждому чеки на сумму, примерно соответствовавшую его личной доле. Номинал ваучера установили в 10 тыс. руб. Всего было распространено 144 млн. приватизационных чеков. Их получили 96% населения страны. Ваучеры теоретически давали возможность каждому гражданину Российской Федерации стать акционером какого-нибудь предприятия.

Эффект от принятых правительством мер был противоречив. Уже к весне 1992 г. произошло насыщение потребительского рынка товарами, уменьшились очереди. Активно развивалась уличная торговля. Угроза краха народного хозяйства, полного распада экономических связей была ликвидирована. Дефицит товаров сменился дефицитом денег. Вместе с тем, за быстрое разрушение старых экономических схем и освобождение пространства для рыночных отношений была заплачена чрезвычайно высокая цена. В 1992 г. валовой внутренний продукт (ВВП) сократился на 14,5%, промышленное производство – на 18%, инвестиции в основной капитал – на 40%. Финансовая стабилизация не состоялась, инфляция составила фантастические 2500–2600%. Курс рубля стремительно падал: с 300 руб. за 1 доллар США весной 1992 г. до 4500 руб. к концу 1994 г. Падение производства и высокая инфляция привели к расстройству хозяйственных связей, что, в свою очередь, спровоцировало кризис производства.

Резко ухудшилось материальное положение граждан. Хранившиеся в сберкассах накопления быстро обесценились, заработная плата работникам государственных предприятий и организаций (бюджетникам) повышалась крайне медленно. Темпы инфляции значительно опережали ее рост.

Противоречивость реформ привела к тому, что в течение 1990-х годов валовой внутренний продукт России сократился на 55%. Инвестиции в российскую экономику сократились на 73%. В 1990 г. ВВП России составлял 5% мирового (СССР в целом – 8,5%). К 1999 г. на долю РФ приходилось чуть больше 1% мирового валового продукта.

Для решения возникающих проблем правительство привлекало внешние заимствования. На 1 января 2000 г. государственный внешний долг России составлял 132,8 млрд. долл. (около 60% ВВП), а суммарный внешний долг – 177,7 млрд. долл. С 1992 по 1998 г. внутренний госдолг в виде государственных краткосрочных обязательств (ГКО) вырос с 1 трлн. до 10,8 трлн. руб.

Правительство пыталось стимулировать деловую активность. Начался новый этап приватизации – денежный: акции предприятий поступили в открытую продажу по рыночным ценам. Одновременно предприятия получили право свободного выхода на внешний рынок. Однако конкурентоспособными оказались лишь отрасли топливно-энергетического комплекса.

Было сокращено общее количество налогов, на 10–12% снизились ставки налогообложения. Для привлечения инвестиций в экономику правительство стимулировало создание финансово-промышленных групп (ФПГ), предполагая, что деньги населения удобнее собирать и использовать через банковскую систему. Но вместо инвестирования реального сектора экономики ФПГ занялись спекулятивными операциями. Правительство стало выпускать официальные заемные бумаги (ГКО) под высокие проценты (до 300%) в рублях. Тем самым сама государственная власть организовывала спекулятивные сделки.

Запущенный государством в 1996 г. механизм заимствований через систему ГКО к 1998 г. привел к закономерному кризису. К 1998 г. государство оказалось обремененным огромным долгом. Положение усугублялось неблагоприятной международной конъюнктурой, которая характеризовалась двумя болезненными для России тенденциями. Первая – мировой финансовый кризис, который разразился осенью 1997 г. Приток инвестиций прекратился, деньги стали «уходить» из страны. Следствием этого стал спад производства, сокращение налоговых поступлений, невыполнение бюджетных обязательств. Вторая негативная тенденция – резкое падение цен на нефть. Снизившись весной 1998 г. до отметки в 10 долларов за баррель, они сделали добычу нефти в России нерентабельной. Следствием всего этого стал стремительный рост долгового бремени. Летом 1998 г. по внешним и внутренним долгам Россия должна была выплатить 60 млрд. долл. Доходы же государства за этот период составили чуть более 20 млрд. долл.

В конечном итоге 17 августа 1998 г. правительство России и Центробанк объявили о девальвации национальной денежной единицы и дефолте (отказе платить долги). Кроме того, был введен мораторий на выплату долгов коммерческих банков иностранным инвесторам. Это решение не имело отношения к государственным интересам. Этим актом государство защищало интересы владельцев этих банков и демонстрировало построение в России «олигархического капитализма».

В результате дефолта вся российская банковская система оказалась на грани краха. Несколько крупных банков разорились. Объем вкладов населения, аккумулированных в коммерческих банках, сократился на 15% в рублевом исчислении, а в реальном выражении – на 52%. Банки стали отказывать своим клиентам в выдаче денег со счетов и депозитов. Резко выросли цены на товары широкого потребления. Разорилось множество мелких и средних предприятий. Сотни тысяч людей, принадлежавших к так называемому среднему классу, потеряли источники дохода.

Тем не менее, трехкратная девальвация рубля позволила экономике войти в полосу восстановления. Падение рубля дало возможность продукции отечественных производителей конкурировать с импортными товарами. Ситуация в экономике стала стабилизироваться с начала 1999 г., когда появились некоторые благоприятные тенденции, в частности, рост производства, особенно в сфере товаров народного потребления и продуктов питания. Следствием этого стало увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Итоги первого этапа рыночных реформ в России были таковы. 138 тыс. бывших государственных предприятий изменили форму собственности, что позволило наладить выпуск конкурентоспособной продукции и увеличить оборот розничной торговли. Уже в 1998 г. частный сектор производил 2/3 ВВП, и его доля имела устойчивую тенденцию роста. Была ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Из 25 тыс. колхозов и совхозов лишь треть сохранила свой статус. Около 12 млн. работников сельхозпредприятий стали собственниками земельных долей. В их владение перешло более 60% всех сельскохозяйственных угодий. Одновременно начался процесс создания фермерских хозяйств. К 1997 г. их численность достигла 279 тыс. Но при этом на долю фермеров приходилось всего 5% сельхозугодий. Более половины из них имели менее 20 га земли, что не позволяло наладить эффективное механизированное производство. Большинство фермерских хозяйств были нерентабельными. Развал агропромышленного комплекса привел к выведению из сельскохозяйственного оборота примерно 30 млн. га пашни.

Все это дает основания говорить о том, что созданная за первое десятилетие российских реформ социально-экономическая модель продемонстрировала свою неэффективность.

Государственно-политические реформы в России. Важнейшей задачей внутренней политики было формирование новых органов власти и российской государственности. С самого начала провозглашения независимости Б.Н. Ельцин и его сторонники ориентировались на использование европейской модели политического устройства: а) сосредоточение законодательной власти в руках двухпалатного парламента, формируемого на основе многопартийности; б) сильная исполнительная власть в лице президента с широкими полномочиями; в) судебная власть – Конституционный и Верховный суды. Предполагалось ввести в практику альтернативные и конкурентные выборы, создать независимые средства массовой информации, а в перспективе – сформировать гражданское общество.

К концу 1991 г. большинство союзных структур, включая силовые ведомства, перешли под юрисдикцию России. Однако между Президентом и Съездом народных депутатов стали возникать разногласия по вопросам государственного строительства, полномочий и ответственности органов власти за принимаемые решения. Выявилось несовершенство действовавшей с 1978 г. Конституции РСФСР, что вынуждало на каждом Съезде народных депутатов вносить в нее изменения и дополнения.

Вскоре после августовских событий 1991 г. был издан президентский указ, согласно которому вводилась так называемая «вертикаль исполнительной власти». Б.Н. Ельцин получил право единолично назначать глав администраций краев и областей, а также освобождать их от должности. Кроме того, его указам придавалась сила законов.

Тем временем в условиях многопартийности стала меняться позиция Съезда народных депутатов. Численность сторонников Б.Н. Ельцина в нем заметно сократилась, поскольку многие, ранее поддерживавшие курс Президента, но не согласившиеся с методами проведения реформ, стали тяготеть к коммунистам и другим левым фракциям. В 1992 г. большинство депутатов выступили за перераспределение полномочий в пользу Съезда и Верховного Совета. Деятельность Б.Н. Ельцина и правительства РФ была подвергнута резкой критике.

Причина противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти состояла в распределении властных полномочий, а точнее – в контроле над правительством, на который претендовали обе стороны. Лидером сил, противостоявших Б.Н. Ельцину, стал председатель Верховного Совета РФ Р.И. Хасбулатов. Его поддержал вице-президент А.В. Руцкой. Противостояние ветвей власти зашло столь далеко, что весной 1993 г. Верховный Совет вынес на всенародный референдум вопрос о досрочных выборах Президента и народных депутатов. Однако в ходе состоявшегося 25 апреля референдума Б.Н. Ельцин и проводимый им курс реформ получили поддержку большинства населения страны; досрочные выборы не состоялись.

Это дало возможность Б.Н. Ельцину форсировать принятие новой Конституции, которая закрепила бы его полномочия. Но внесенный на рассмотрение Верховного Совета проект Основного Закона не был поддержан депутатами. Тогда Президент пошел на силовую ломку конституционного строя и 21 сентября 1993 г. объявил о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Парламент, в свою очередь, объявил действия Б.Н. Ельцина незаконными и отказался подчиниться его указу, а президентские полномочия передал вице-президенту А.В. Руцкому. Собравшийся тогда же в Москве внеочередной Съезд народных депутатов принял постановление о проведении досрочных выборов народных депутатов и Президента РФ. В ответ 28 сентября здание парламента («Белый дом»), где сосредоточились силы оппозиции, было окружено войсками МВД и отключено от энергоснабжения и средств связи.

3 октября сторонники Верховного Совета также перешли к силовым действиям: им удалось захватить здание московской мэрии, была предпринята попытка взять под контроль телецентр «Останкино». По указу Президента в Москве было введено чрезвычайное положение, в город вошли войска, которые 4 октября обстреляли из танковых пушек здание Верховного Совета и принудили его защитников к сдаче. Руководители оппозиции были арестованы. Вслед за этим последовал ряд президентских указов о прекращении деятельности советов в центре на местах. Их полномочия передавались главам местной администрации. Таким образом, советская власть, установленная в октябре 1917 г., была ликвидирована.

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый двухпалатный парламент – Федеральное собрание. Наибольшее количество голосов (23%) получила Либерально-демократическая партия В.В. Жириновского; второе место занял пропрезидентский блок «Выбор России» Е.Т. Гайдара, третье – Коммунистическая партия Г.А. Зюганова. Ни одна из партий не имела в парламенте абсолютного большинства, что предопределило острую борьбу по коренным вопросам социально-экономической политики и международных отношений.

В ходе выборов проводилось также голосование по проекту новой Конституции, за принятие которой высказалось 58,4% голосовавших. Конституция провозгласила Россию федеративным демократическим государством с республиканской формой правления и разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. Субъекты Федерации получили высокую степень самостоятельности без права выхода из ее состава. Конституция наделила Президента огромными полномочиями. Он становился одновременно главой государства и правительства, получал право отлагательного вето в отношении решений Федерального собрания. Президент наделялся правом назначения главы правительства и роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра. Этот объем президентских полномочий создавал базу для восстановления в стране авторитарного режима власти.

Тем не менее, в результате выборов 1993 г. и принятия новой Конституции в России были созданы важнейшие институты демократического общества – двухпалатный парламент, Конституционный суд, определены механизмы взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти.

Однако трудности реформирования экономики и тяготы жизни в условиях переходного периода разочаровали широкие круги населения в либерализме и демократии. Сказывалось также отсутствие единой идеологии и программы реформ в окружении Б.Н. Ельцина. В среде так называемых «демократов» возобладала тенденция к вседозволенности, популизму и безответственной лжи. В результате в обществе продолжал углубляться раскол.

Его отражением стал новый виток противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти. Парламент все больше превращался в трибуну оппозиции, а президент, опасаясь импичмента (отрешения от власти), медлил с принятием закона о политических партиях. Для восполнения политического вакуума вместо блока «Выбор России», распавшегося по причине разногласий между входившими в него группировками, исполнительная власть инициировала создание движения «Наш дом – Россия», которое, по сути, представляло собой бюрократическую структуру. Объединяющим началом в ней было не единство политических взглядов, а принадлежность к органам власти. Фактически – это был шаг к созданию «партии власти», препятствующий развитию многопартийности и в конечном итоге противоречащий принципам демократии.

Успех Б.Н. Ельцина на президентских выборах 1996 г., а также победы «партии власти» в ходе парламентских выборов 1995 и 1999 гг. усилили авторитарные тенденции в высших эшелонах власти. Исполнительная ветвь стала доминирующей, как на федеральном, так и на местном уровне. Особое место в структуре органов власти заняла Администрация президента, которая формировалось Президентом по принципу личной преданности, и фактически стояла выше и правительства, и Федерального собрания. На всех уровнях власти процветала коррупция. Все более явственной становилась зависимость государства от крупного капитала. Возникло понятие «семьи», в которую наряду с близкими родственниками Б.Н. Ельцина входили наиболее влиятельные олигархи (Б.А. Березовский, В.О. Потанин), фактически управлявшие страной в конце ельцинского президентства.

Учитывая значение средств массовой информации (СМИ) в процессе формирования общественного сознания, олигархи за бесценок приобретали электронные и печатные СМИ. С помощью подконтрольных газет и телеканалов крупный бизнес стал оказывать определяющее влияние на все сферы жизни общества и государства, на избрание тех или иных кандидатов в органы законодательной и исполнительной власти. В результате к концу правления Б.Н. Ельцина вместо обещанного либерально-демократического общества в России сформировалось авторитарно-олигархическое.

Реальные процессы, происходившие в стране, заставляли людей сомневаться в необходимости и обоснованности реформ. Разочарование в либерализме и ностальгия по советскому прошлому стали серьезным тормозом на пути дальнейшей модернизации и демократизации России. Правительственный блок НДР («Наш дом – Россия») терял поддержку в народе и окончательно распался после отставки В.С. Черномырдина (март 1998 г.) и его преемника С.В Кириенко (август того же года). На освободившееся место «партии власти» претендовал ряд политических объединений, которые вскоре после думских выборов 1999 г. объединились в крупную проправительственную партию «Единая Россия». В результате она получила контроль над парламентом: ее фракция насчитывала 235 депутатов из 450. На правом фланге политического спектра оформилось новое объединение – Союз правых сил (СПС), в который вошли сторонники идей экономического либерализма. Лидеры этой партии – А.Б. Чубайс, Б.Е. Немцов, И.М. Хакамада – были тесно связаны с олигархами и выражали их интересы. Партия «Яблоко» умеренно критиковала правительство и ориентировалась преимущественно на интеллигенцию. Однако ее оппозиционность ограничивалась лишь выступлениями с парламентской трибуны. Так и не выдвинув какой-либо конструктивной программы, она не смогла добиться успехов ни на федеральном, ни на региональном уровне, и постепенно утрачивала свое влияние. Либерально-демократическая партия, являясь партией «одного оратора», имела поддержку среди избирателей, слабо разбирающихся в политике, а также у люмпенизированных слоев населения. При этом ее лидер В.В. Жириновский, разбрасываясь популистскими лозунгами, никогда не выступал против правящего режима. Что касается коммунистов, то они теряли поддержку избирателей из-за призывов вернуться в советское прошлое. Хотя многие требования коммунистов были разумными и обоснованными, их приверженность идеологическим догмам, а также контрпропаганда СМИ, не способствовали росту числа их сторонников. Но при этом КПРФ прочно сохраняла свой электорат (13–15%), состоявший в основном из людей пенсионного возраста.

Радикальные реформы, проводившиеся без учета мнения и интересов большинства населения страны, существенно повлияли на отношение людей к президенту Б.Н. Ельцину и его окружению. В начальный период своей деятельности на посту главы государства он пользовался доверием масс как общенациональный лидер, не связанный с какой-либо политической партией. Но после расстрела здания парламента, развязывания Чеченской войны, разорения страны и установления олигархического правления он утратил уважение в обществе. Осознавая это, в конце 90-х гг. Б.Н. Ельцин активно искал себе преемника в среде выходцев из силовых структур. 31 декабря 1999 г. он объявил о своей добровольной отставке и передаче президентских полномочий премьер-министру В.В. Путину.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные векторы внешней политики современной России? Укажите ее приоритетные направления.

2. Каковы основные положения и результаты экономических реформ 1990-х годов?

3. Чем был обусловлен радикализм и незавершенность экономических реформ?

4. В чем заключались основные причины противостояния Б.Н. Ельцина и Верховного Совета России в 1992–1993 гг.?

5. Дайте характеристику политической системы современного российского государства.

Литература

Российская модернизация: размышляя о самобытности. М.: «Три квадрата», 2008.

Россия в глобализирующемся мире. Модернизация российской экономики. М.: «Наука», 2007.

Современные трансформации российской культуры. М.: «Наука», 2005.

Шляпентох В. Современная Россия как феодальное общество. Новый взгляд на постсоветскую эру. М.: «СТОЛИЦА-ПРИНТ», 2008.

Экономическое развитие современной России. М.: «Премьер Принт», 2005.

1990 год кого? 1990 год какого животного? — год Белой Металлической Лошади. 1990 год по восточному календарю находится под знаком белой металлической лошади. Люди, рожденные в 1990 году, обладают большим энтузиазмом к жизни, и любое дело начинают с оптимистическим настроем. Лошади 1990 года не представляют свою жизнь без постоянного общения, именно поэтому они всегда окружены большим количеством друзей. Белая металлическая лошадь – это воплощение храбрости, отважности и благородства. Несмотря на это люди 1990 года, родившиеся под этим знаком чаще всего трусливы по своей натуре.

Самостоятельно или в одиночестве представители этого восточного знака прожить не смогут, они, как маленькие дети постоянно нуждаются в заботе, опеке и наставлении. Все представители символа лошади подвластны чужому мнению, пусть даже не всегда верному, поэтому эти люди должны находиться под покровительством более сильного человека, который всегда сможет направить на верный путь.

1990 год – год металлической белой лошади, эти люди обладают большой энергией, к сожаленью, они не всегда могут направить ее в нужное русло. Лошади любят посплетничать, но сами не выносят какую-либо критику в свой адрес и воспринимают ее всегда враждебно. Представителям этого знака рекомендуется верить в себя и тогда реакция на чужие слова будет не такая агрессивная.

Характер людей, рожденных в 1990 год, очень противоречивый, внешне они симпатичные, но совершенно неуправляемые, с тяжелым характером, им всегда хочется двигаться, бездействие не для них. Эти лошадки очень привлекают противоположный пол, они редко бывают, одиноки, в личной жизни представители этого знака всегда обретают свое счастье.

Очень частая влюбленность порой становится яблоком раздора в существующих отношениях, поэтому лошадям желательно не раскидываться этим чувством на первого встречного. Учитывая все это можно добиться стабильности в любви и обрести свое настоящее счастье.

Металлические лошади склонны к частым переменам настроения и если оно у них превосходное, то их производительность очень высока, они буквально могут делать несколько дел и вполне успешно. Каждый день эти люди ищут что-то новенькое в своей деятельности и если находят, то добиваются невероятных высот, становятся в дальнейшем буквально образцовым работником.

Люди, рожденные в 1990 году упрямее и настойчивее других представителей знаков лошади, это сказывается наличие металла в знаке. В голове у них ежедневно рождается большое количество идей, связанных с их деятельностью, но, к сожаленью, лошади не всегда могут правильно их реализовать.

Прирожденные металлические лошади хотят только самого лучшего и интересного. Профессия должна их увлекать, нравиться или хотя бы приносить высокий доход, чтобы они могли заниматься ею с энтузиазмом и желанием.

В личной жизни обычно у них все прекрасно, но для обретения гармонии они должны управлять ситуацией в отношениях, если этого не происходит в скором времени, союз может разрушиться, и в этом инициатором лошадь никогда не выступает.