Как вести себя с подчиненными официантами психология. Как вести себя руководителю с подчиненными

Этикет руководителя охватывает разные аспекты, но по своей сути – это правила общения и взаимодействия с людьми: коллегами, подчиненными, посетителями, партнерами. Независимо от того, чем руководит человек – отделом в офисе или крупной компанией, от его поведения зависит психологический климат и эффективность работы сотрудников. Соблюдение этикета поможет стать первоклассным руководителем, создать в коллективе благоприятную для работы атмосферу и наладить долгосрочные связи с партнерами.

Основные принципы поведения руководителя

Для эффективной работы руководитель должен выработать тип управления и взаимодействия с подчиненными. Он отвечает за атмосферу в коллективе и должен создать пространство. Если среди сотрудников процветают интриги, склоки и ссоры, начальнику в первую очередь нужно задуматься о своем поведении и манере управления людьми. Принципы поведения и правила руководителя должны включать не только этикет делового общения, но и морально-этические нормы: уважение, заботу, сочувствие, честность, справедливость. При хорошем управлении не бывает плохих взаимоотношений в коллективе.

Качества идеального начальника:

  • вежливость;
  • взаимоуважение;
  • дружелюбие;
  • компетентность;
  • грамотная речь;
  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • работоспособность.

Взаимоуважение

Компетентный руководитель всегда соблюдает деловой этикет, относится к подчиненным с уважением, без панибратства и фамильярности. Каждый сотрудник, независимо от должности и возраста, в первую очередь человек, заслуживающий уважительного отношения. Чувствуя достойное отношение к себе со стороны начальника, подчиненный будет испытывать признательность и чувство благодарности, что положительно скажется на его работе.

Входя в кабинет или служебное помещение, начальник должен всегда с подчиненными. Отсутствие приветствия сотрудники расценят как признак высокомерия и неуважительного отношения. Культура поведения и воспитанность руководителя влияют на весь коллектив – со временем сотрудники перенимают манеру поведения своего директора. Учтивость начальника является обязательной составляющей делового этикета руководителя.

Соблюдение деловой атмосферы

Деловая атмосфера в коллективе подразумевает не только высокую работоспособность сотрудников, но и позитивные межличностные связи. Соблюдение делового этикета, уважительность, корректность в общении, спокойствие и сдержанность необходимы для создания продуктивной рабочей атмосферы. Соблюдение правил делового этикета позволяет создать в коллективе благоприятный психологический климат. Сотрудник, который чувствует себя комфортно на рабочем месте, стремится лучше делать свою работу.

Профессионализм

Начальник обязан уметь людьми и компанией. Он должен показывать пример во всем: соблюдать деловой этикет, добросовестно работать, быть пунктуальным, всегда оставаться честным. Также необходимо помнить, что руководитель высшего звена является лицом компании. При построении деловых отношениях важен каждый нюанс: , , поведение, манера разговаривать. Респектабельный внешний вид, профессионализм, компетентность, уверенность в себе и неукоснительное соблюдение делового этикета – вот качества успешного руководителя.

Внимание к сотрудникам

Руководитель должен проявлять равное отношение ко всем своим подчиненным. Недопустимо выделение «любимчиков», которым разрешается больше, чем другим сотрудникам. Фаворитизм негативно сказывается на психологическом климате – он разделяет коллектив, способствует развитию зависти и враждебных отношений. Начальнику следует искать подход ко всем подчиненным, ведь каждый из них – это индивидуальность, со своими морально-этическими принципами, взглядами на жизнь, отношением к работе и своим обязанностям. Относитесь с пониманием, когда сотрудники просят помощи, внимательно слушайте и обязательно хвалите, когда они того заслуживают.

Руководитель является лицом компании и примером для подчиненных. Задача хорошего руководителя – создать в коллективе благоприятный психологический климат, который способствует высокой работоспособности и росту КПД.

» Искусство приказывать

© Виктор Сороченко

Искусство приказывать.
Как управлять подчиненными

Давно прошли те времена, когда подчиненные готовы были терпеть все придирки и капризы своего начальника из-за опасности оказаться на улице. Сегодня руководитель все чаще имеет дело не с безропотной «серой массой», а с честолюбивыми и амбициозными сотрудниками, знающими себе цену. По уровню интеллекта, образования или профессионального опыта, и вообще, как человек, как личность подчиненный может ни в чем не уступать своему боссу. А нередко и превосходить его по всем этим параметрам. Угрозы, претензии со стороны начальства и перспектива увольнения его отнюдь не пугают. Высококвалифицированный специалист настолько уверен в своих силах и профессиональной состоятельности, что при случае легко может «хлопнуть дверью» и уйти от вас работать в другую компанию. Поэтому опытные руководители сегодня заинтересованы, в первую очередь, в мягких и бесконфликтных методах управления. Создание неагрессивной, неоскорбительной атмосферы формирует благоприятный психологический климат взаимного доверия и сотрудничества. Методы мягкого «поглаживания» гораздо лучше стимулируют труд, чем оскорбления и наказания.

Причина неудач молодых руководителей не обязательно кроется в низкой профессиональной квалификации и недостатке знаний, - утверждают психологи. Гораздо чаще новоиспеченные шефы терпят провал из-за неспособности правильно построить отношения с подчиненными. Не последнюю роль в этом играет умение приказывать. Это искусство, овладеть которым необходимо каждому руководителю.

Почему не исполняются приказы?

Успех деятельности любой организации во многом зависит от четкого и слаженного исполнения приказов руководства. И чем выше управленческое звено, тем дороже обходится невыполнение или неправильное выполнение распоряжений. Среднестатистический руководитель отдает за день десятки, а то и сотни приказов. Большинство из них, на первый взгляд, настолько очевидны, что не требуют особых усилий для их понимания и исполнения. Поэтому руководители редко задумываются над тем значением, которое имеет правильное формулирование своих требований. И совершенно напрасно! Какие же ошибки может допускать руководство, формулируя приказы? Что необходимо учитывать при отдаче распоряжений?

Существует несколько причин невыполнения или плохого выполнения распоряжений. Первая - простое непонимание вашего приказа. Ведь это только кажется, что мы все разговариваем на одном языке. На самом деле одни и те же слова разные люди могут воспринимать совершенно по-разному. Существует ряд условий, от которых зависит, будут ли подчиненные понимать суть вашего распоряжения:

  • единство профессионального языка,
  • уровень интеллекта,
  • уровень образования,
  • логичность изложения,
  • концентрированность внимания (ведь часто подчиненный слушает начальника, но не слышит его, а «витает в облаках», потому что его сознание заблокировано своими мыслями)
  • и мн.др.

Самая распространенная причина непонимания - неконкретные приказы. К сожалению, многие руководители уподобляются персонажам из детской сказки, постоянно требуя от подчиненных что-то вроде: «Пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что». Результат - соответственный. Часто руководители путают приказ (который всегда конкретный: «копать от забора и до обеда…») с абстрактным призывом («работай эффективно…»). Функция первого - распорядительно-побудительная, а второго - оценочно-мотивационная.

Однако понимание приказа - не самое главное. Опытные руководители знают, что подчиненные могут очень хорошо понимать, что хочет от них начальник. Вот только выполняют это далеко не всегда. Часто они просто делают вид, что не понимают, играют в «непонимающего». О причинах говорить можно долго. Чаще всего проблема лежит на уровне межличностных симпатий/антипатий.

Отсюда следует вторая причина невыполнения приказов - непринятие подчиненным требований руководителя (и самого руководителя как личности). Ведь понять - это еще не значит принять. Дело обычно заключается не в отсутствии понимания (на что жалуются многие руководители), а в достижении согласия подчиненного с позицией начальника.

Непринятие может принимать различные формы: от публичного оспаривания полученного приказа до скрытого саботажа. Здесь руководители часто делают большую ошибку: говорят «Сейчас я тебе докажу...» и начинают изливать на голову подчиненного поток аргументов. А дело-то совсем не в том, чтобы убедить человека в пользе для дела! Отторжение обычно происходит не потому, что сотрудник чего-то там недопонял или не видит практических выгод для организации. В первую очередь он не видит выгод для себя лично! Важно понимать, что у персонала, в большинстве своем, совсем другие цели и задачи: они пришли не ДЕЛО делать, а как-нибудь отработать положенную им зарплату. Ведь это НЕ ИХ ФИРМА!

Обязательно нужно выяснить, почему подчиненный не принимает вашу точку зрения. Что стоит за непринятием? Несогласие с вашими взглядами на ведение бизнеса или чисто «шкурный» интерес и амбиции конкретного сотрудника, какими бы красивыми аргументами они не маскировались («Я забочусь о благе организации» и проч.)? Несогласие с методами руководства или личная неприязнь к начальнику? Отсюда вывод: воздействовать надо не на внешние проявления («ничего не понимает…»), а на внутреннюю причину.

Следует помнить, что конфликты между руководителем и подчиненным носят не столько открытый, сколько скрытый, завуалированный характер. Причины понятны - ведь далеко не каждый решится открыто выступить против начальника. И чаще всего они возникают как раз при выдаче распоряжений. Ведь именно на этой стадии управленческого общения руководитель больше всего вторгается в privacy другого человека, т.е. активно принуждает к каким-либо действиям, которые могут кардинально противоречить его взглядам, убеждениям, жизненным ценностям.

Несколько секретов

Для повышения эффективности распоряжений психологи советуют придерживаться нескольких простых правил. Они могут быть продуктивно использованы в управленческой практике на уровне межличностных контактов. Во-первых, для поднятия имиджа руководителя. Во-вторых, для смягчения формы принуждения, обойтись без которого, увы, не может ни один начальник. В-третьих, для устранения противоречий между личными желаниями подчиненных и целями деятельности организации.

1. Учет информационного фонда партнера по общению

Все слова, обращенные к нему, человек соотносит с собственным информационным словарем, сформированным на основе уникального жизненного опыта. В нем хранятся интерпретации очень многих терминов. Во избежание непонимания начальнику всегда нужно учитывать интеллект подчиненного, уровень образования (закончил человек 5 классов или университет) и соответственно корректировать свою речь.

2. Один смысл

Приказ не должен нести иронии или двойного смысла. Тем более, он не должен содержать абстрактных метафор и прочих художественных образов, которые разными людьми могут восприниматься по-разному. Приказ должен быть максимально конкретным, исключающим двойное толкование. Помните старую мудрость: «Если что-то может быть понято неправильно, оно обязательно будет понято неправильно».

3. Не персонифицировать

Не стоит говорить безапелляционным тоном «Я хочу...», «Мне нужно...», «Я сказал...», поскольку в сознании подчиненного сразу происходит трансформация «Я хочу...» в «Ах, видите ли, он хочет...». Возникает эмоционально отторжение. Руководитель невольно переводит служебное распоряжение в плоскость межличностных отношений. А личное желание начальника можно и не выполнять, а если выполнять, то чисто формально, кое-как. Более предпочтительны следующие варианты: «Это нужно для нашей фирмы...», «Будет лучше, если Вы...», «Это необходимо, чтобы у нас не случилось...». Таким образом требования соотносятся не с прихотью большого босса, а потребностями и целями организации.

4. Помните об интонациях!

Бывает, руководитель говорит вполне правильные вещи, но делает это очень грубо, агрессивно, в оскорбительной для сотрудника форме. Сюда относятся и сопровождающие приказ обидные шуточки в адрес подчиненного, и иронические замечания, и саркастические улыбки, и вежливо-пренебрежительный тон распоряжений, и презрительные нотки в голосе босса… Процесс отдачи распоряжений нередко используется как лишний повод показать свое превосходство. Таким способом некоторые руководители пытаются решать за счет подчиненных собственные психологические проблемы.

Понимание приказа, отданного в такой форме, всегда затруднено. Все внимание подчиненного концентрируется не на сущности распоряжения, а на отношении к его личности. Сразу возникает защитная эмоциональная реакция, которая блокирует анализаторную деятельность мозга, и слова почти не осознаются. Понимание приказа блокируется. Такими уж нас всех сделала матушка-природа: человеческий мозг может одномоментно работать либо с логикой, либо с эмоциями. Причем возникающие негативные эмоции всегда блокируют логичность мышления!

Важно, чтобы приказ выполнял свою функцию и в то же время психологически не травмировал сотрудника, не был обидным или оскорбительным. Прошли те времена, когда подчиненные готовы были терпеть все выходки начальства из-за угрозы оказаться на улице! Это во второй половине 90-х квалифицированных специалистов до смерти пугал призрак безработицы. Сегодня же руководитель все чаще имеет дело не с безропотной «серой массой», а с честолюбивыми, амбициозными, знающими себе цену сотрудниками. По уровню интеллекта, образования или профессионального опыта, и вообще, как человек, как личность подчиненный может ни в чем не уступать руководителю, а нередко и превосходит его по всем параметрам. Угрозы со стороны начальства и перспектива увольнения их отнюдь не пугает. Поэтому опытный руководитель заинтересован, в первую очередь, в мягких методах управления, щадящих самолюбие подчиненного. Создание неагрессивной, неоскорбительной атмосферы формирует благоприятный психологический климат взаимного доверия и сотрудничества.

Не следует также забывать, что сотрудник, обиженный слишком жестким поведением начальника, может попытаться отомстить. Например, не так давно сотрудник крупной российской фармацевтической компании, возмущенный хамскими повадками своего босса, в качестве мести не нашел ничего лучшего, как проинформировать заинтересованные органы об «особенностях работы» своей фирмы. Результат - судебное разбирательство со всеми вытекающими. Конечно, никто не застрахован от «стукачей», однако вести себя с теми, кто имеет доступ к конфиденциальной информации, руководителю все-таки следует осторожно, чтобы не спровоцировать «подставу».

5. Без негатива!

Распоряжение не должно начинаться с негативных слов, чтобы не формировать у подчиненного отрицательную установку еще до того, как он узнал его содержание. Восприятие не должно проходить на отрицательном эмоциональном фоне (см. предыдущий пункт). По той же причине нельзя совмещать отдачу приказа с критикой, говорить одновременно о сущности предстоящей работы и о личностных или профессиональных недостатках сотрудника. При формулировании распоряжений следует избегать критических «приправ» типа - «Сделай это, но только не так, как в прошлый раз...».

6. Правило «Имя собственное»

Обращение к подчиненному по имени-отчеству всегда предпочтительнее безликого: «Эй ты, как там тебя…». Для человека нет приятнее звуков, чем звуки его имени, - утверждали древние. Обращение к человеку по имени подчеркивает уважение к его личности, подспудно рождает чувство удовлетворения, положительные эмоции (которые, кстати, не всегда осознаются) и как следствие - вызывает расположение к источнику положительных эмоций. Психологи установили, что при прочих равных условиях подчиненные легче принимают распоряжения того руководителя, к которому у них положительное отношение и намного чаще отвергают (оспаривают) требования того, к кому испытывают антипатию.

7. Использование комплиментов

Если подчиненный настроен резко отрицательно, руководители могут попытаться уменьшить сопротивление похвалой или комплиментами в начале разговора. Самый эффективный комплимент - это комплимент на фоне небольшого антикомплимента себе (особенно с теми сотрудниками, которые, предположительно, испытывают антипатию к своему шефу). Пример: «Как Вам удается решать так быстро эти вопросы? Я вчера два часа потратил, а Вы за десять минут все уладили. Пожалуйста, сделайте еще и…». Естественно, каждому сотруднику приятно выглядеть в конкретном вопросе лучше, чем его начальник. Особенно если сам босс подчеркивает это. Так удовлетворяется потребность человека в признании.

Напомню, что комплиментом считается НЕБОЛЬШОЕ преувеличение реально существующих достоинств, которые собеседник видит или желает видеть в себе. Этим комплимент отличается от грубой лести, которая имеет гораздо больше шансов быть отвергнутой. Все люди любят похвалу. Это удовлетворяет их потребность в положительных эмоциях. А положительные эмоции, как уже было сказано, рождают расположенность к их источнику. Возникает эффект внушения.

К сожалению, в нашей стране сложилась традиция достаточно жесткого обращения с подчиненными. Хвалить сотрудника, а тем более публично, многие руководители не любят. Боятся «перехвалить», «разбаловать». Гораздо чаще наши начальники прибегают к понуканиям и запугиваниям, стремясь таким нехитрым способом «замотивировать» персонал. В тоже время давно установлено, что методы мягкого «поглаживания» гораздо лучше стимулируют труд, чем оскорбления и наказания.

8. «Ход конем»

Если ожидается пассивное или активное сопротивление распоряжению, лучше не отдавать приказ «в лоб», а использовать хитрый обходной маневр: вначале спросить совета у подчиненного. Что-то типа «Как Вы думаете...?» и т.п. Когда с человеком советуется стоящий на более высокой иерархической ступени, это всегда вызывает чувство самоуважения, что, естественно, сопровождается положительными эмоциями, которые по закону ассоциации связываются с их источником. Такая тактика гарантирует руководителю преданность и благодарность сотрудника. Но практиковать такой метод можно далеко не со всеми, да и силу воздействия он со временем теряет. Есть люди, которые не ценят великодушных жестов. «Человеческое» отношение к ним они могут принять за слабость руководителя и возможность «сесть ему на голову».

9. Вопросительная форма

В большинстве случаев подчиненными лучше всего воспринимается вопросительная форма распоряжения. Все понимают, что просьба начальника - это завуалированный приказ, однако при такой форме психологически труднее отказать: «Уважаемый В.В., смогли бы Вы завтра...?», «Согласились бы Вы...?», «Есть ли у Вас возможность...?»

10. Правило личной выгоды

Приказ будет выполнен гораздо эффективнее, если подчиненный увидит в нем не только пользу для организации, но и выгоду для себя лично. Когда человек трудится без личного интереса, он делает лишь столько, сколько надо (на «троечку»), чтобы формально удовлетворить требования начальства.

Высший пилотаж

Наилучшим образом работник исполняет то, что он сам считает необходимым, а не то, что велит начальство (как известно, это совпадает далеко не всегда). Поэтому желательно, чтобы подчиненный сам пришел к решению, отвечающему замыслу руководителя. Задача последнего - подтолкнуть сотрудника к самостоятельным действиям, помочь ему самостоятельно сделать правильные выводы. В идеале руководитель должен не приказывать, а создавать ситуацию, в которой подчиненный сам приходит к нужному решению. Это представляет собой специфический стиль менеджмента - особым образом организованный процесс общения руководителя со своими подчиненными. На Западе данный стиль в настоящее время очень популярен. Управление сотрудниками строится таким образом, что они действуют фактически самостоятельно, оставаясь при этом под наблюдением менеджера-наставника. Такое наблюдение включено в повседневное деловое общение руководителей и подчиненных: консультирование во время совещаний, переговоров, текущий контроль за выполнением сотрудниками своих обязанностей и т.д.

Естественно, это требует хорошего знания психологии, мотивации подчиненных. Это - настоящее искусство, высший класс руководства людьми, которые в данном случае чувствуют себя полностью самостоятельными. Доверие, которое они ощущают, демонстрация уважения к подчиненным - наилучшая мотивация их эффективной деятельности. И они с большей охотой идет на работу, более инициативны и удовлетворены своим трудом.

К сожалению, при сегодняшнем уровне развития управленческой и деловой культуры в нашей стране такой стиль руководства воспринимается не иначе как научная фантастика. Увы. Поэтому в наших условиях создание желаемых ситуаций может осуществляться, например, простым задаванием цепочки вопросов, позволяющих подвести собеседника к нужному решению. Логика последовательно задаваемых вопросов такова, что после каждого ответа сужается число степеней свободы отвечающего, ведь, отвечая на каждый вопрос, человек определяет свою позицию, становится пленником предыдущих ответов.

Например, нужно дать задание нерадивому сотруднику, который (это известно по опыту) обязательно начнет возмущаться, доказывать, что это не входит в его обязанности и т.п. Здесь возможен такой вариант диалога:

Шеф: «Вам, конечно же, знакома должностная инструкция, где изложены Ваши служебные обязанности?»
Подчиненный: «М-м-м-да, разумеется».
Шеф: «В таком случае Вы должны хорошо помнить параграф пятый пункта четвертого раздела второго?»
Подчиненный: «Э-э-э, а что такое?»
Шеф: «Этот пункт прямо адресуется Вам: нужно сделать…» (дается приказ и определяется срок выполнения).

Нерадивый подчиненный, конечно же, плохо знаком с должностной инструкцией, а если и читал ее когда-либо, то давно забыл содержание. Но сказать «нет» начальнику он не решится. А сказав «да», он отрезает себе пути отступления.

Мишенью воздействия также могут выступать различные личностные качества подчиненного: честолюбие, амбиции, желание доказать свою исключительность, особенности темперамента и характера, проч. Автор этих строк однажды стал свидетелем ситуации, когда начальник отдела говорил своему сотруднику: «Василий Игнатьевич, нужно выполнить одно задание. Не буду скрывать, это очень сложное задание. Поэтому Вам, очевидно, оно не под силу (прозрачный намек: мол, не с твоей квалификацией…). Как Вы думаете, кому из Ваших коллег его можно поручить?» Честолюбивый и амбициозный сотрудник, любящий во всем перечить своему шефу и выискивающий возможность показать, что это его нужно было назначить боссом, а не нынешнего, тут же вспыхивает:

Отчего же? Я тоже способен его выполнить!
- Вы шутите?
- Нет, не шучу. Я знаю, как быстро все сделать!
- Неужели?
- Точно!
- Вот это да! Фантастика! (начальник разыгрывает искреннее удивление)
- Через 3 дня принесу Вам результат!
- Вы просто молодец! Вот спасибо! Прямо груз с души сняли! Через 3 дня доложите о выполнении! и т.д.

«Завалить» такое дело - значит расписаться в своей полной профессиональной несостоятельности, поэтому к выполнению этого задания работник подойдет намного ответственней, чем к обычному приказу руководства, спущенному «сверху».

Заключение. Чему можно научиться у японских самураев?

В древности японские самураи повышали свое военное искусство, постоянно выполняя специальные упражнения. Владение самурайским мечом разбивалось на отдельные приемы, которые тщательно отрабатывались до тех пор, пока не достигалось мастерство: совершенство, автоматизм, легкость и непринужденность исполнения.

Искусство управления людьми также требует постоянных тренировок. Умение приказывать заключается в дозированном и дифференцированном применении приемов, перечисленных выше. Несложно понять (в том числе и с помощью этой статьи), в чем заключаются необходимые навыки. Но понимание не означает овладение навыками! Знать и уметь - не одно и то же! Идеи можно легко усвоить сегодня, а завтра забыть. Только добавив терпение и практику, можно овладеть ими. Помните: мастерство самурая требует, чтобы каждый прием владения мечом оттачивался до полного совершенства!

Суть отношений между начальником и подчиненным кажется предельно простой: начальник приказывает, контролирует и принимает работу подчиненного, подчиненный выполняет даваемые ему задания. Но если бы все было так просто, у руководителей не возникал бы вопрос «Как вести себя с подчиненным?».

В прежние времена немногие начальники беспокоились о том, чтобы выстроить благоприятные отношения с подчиненными. Люди трудились без сна и отдыха за сущие копейки (рабы и крепостные и вовсе бесплатно), а отношение руководства к ним было безразличное, пренебрежительное и нередко жестокое.

И в наше время, к сожалению, есть начальники безнравственные и нечестные , не учитывающие законные права и интересы работников. Это те случаи, когда «людей за людей не считают».

Недобросовестные работодатели пользуются тем, что сегодня многие люди готовы работать подобно рабам, «за еду» или из страха, что при увольнении с нелюбимой и нестерпимой работы они не смогут найти никакую другую (нередко это не просто страх, а реалии безработицы). Это актуальная и болезненная для многих тема, требующая отдельного рассмотрения.

В ХХ веке особую, «защитную» функцию работников стали выполнять профессиональные союзы . Они создавались для того, что разрешать конфликтные ситуации в коллективе и защищать работников от произвола начальства.

Сегодня профсоюзы также функционируют, но жизнь в XXI веке такова, что каждый человек привыкает полагаться только на себя и свои силы и не возлагает особых надежд на то, что в случае неприятностей с начальством, ему поможет коллектив или профсоюз.

Трудовые отношения между работником и работодателем в наши дни регулируются законодательными актами , главным из которых является Трудовой Кодекс. Но закон, к сожалению, не всегда и не всеми соблюдается. Чтобы работник трудился добросовестно, а начальник относился к нему уважительно, не достаточно знать законы и помнить обязанности, описанные в трудовом договоре и должностной инструкции.

В наши дни только плохой начальник не думает о том, чтобы наладить правильные, доверительные, но в то же время учитывающие субординацию, отношения с работающими под его руководством людьми.

Руководство сегодня понимает, что «первую скрипку» в деле успешности и эффективности работы предприятия играет желание работника трудиться, напрямую зависящее от отношения к начальству и непосредственному руководителю.

Все большее количество работодателей стимулируют работников не «кнутом», а «пряником».

Что значит быть подчиненным?

Современный подчиненный это не послушный раб и не безропотный рабочий, это личность с амбициями, потребностями в самореализации, уважении, признании, это образованный и квалифицированный профессионал, с высоким IQ и творческим потенциалом.

Несмотря на то, что на формальном уровне царит принцип господства и подчинения, реальные хорошие рабочие отношения между начальником и подчиненным строятся на равных .

Сегодня, если начальник не соблюдает законные права работника, не уважает его и проявляет свою личную неприязнь через разговор на повышенных тонах, неконструктивную критику, оскорбления, притеснения и так далее, работник имеет право уволиться . Он не обязан оставаться и пытаться наладить отношения с начальником, если этого не желает.

А вот у начальника иная ситуация. Если он хочет, чтобы работа спорилась и его подчиненные трудились «на отлично», он должен стараться выстраивать правильные взаимоотношения с ними, иначе постоянная текучка кадров ему обеспечена.

Именно неумение руководителя грамотно вести себя с подчиненными рождает проблему негативного отношения работника к руководству и своей работе.

Неверно выстроенные взаимоотношения между начальником и подчиненны зачастую являются основной проблемой , хотя начальники, как правило, думают, что все проблемы из-за того, что их подопечные ленивы, глупы или некомпетентны.

Как командовать, не командуя?

И начальники, и подчиненные обычно жалуются на непонимание и нежелание понять друг друга, по факту же проблема в неприятии личности начальника подчиненным и/или наоборот, то есть в личной антипатии и нежелании сотрудничать.

Рабочее общение между начальником и подчиненным, грубо говоря, сводится к тому, что первый отдает приказы, а второй их выслушивает и приступает к выполнению. Поэтому начальнику, прежде всего, нужно научиться правильно отдавать распоряжения .

Намного лучше, когда руководитель не принуждает, а убеждает подчиненного выполнить то или иное задание. Это демократичный подход в управлении, когда подчиненный чувствует себя не марионеткой или простым исполнителем, а соратником, доверенным лицом, участником общего дела.

Пример:

  1. Принуждение: «Напишите отчет до обеда, иначе – выговор».
  2. Убеждение: «Постарайтесь, пожалуйста, написать отчет до обеда. Времени немного, но я в Вас верю. Если успеете, мы сдадим отчет быстрее остальных отделов и выгодно отличимся».
  1. Обращаться к подчиненному по имени . Существуют разные формы обращения, но не так важно на «Ты» или на «Вы», с отчеством или без отчества идет обращение к подчиненному (тут все решает воспитанность и интеллигентность конкретного лица), как сам факт уважительного, личностного обращения к человеку по имени. Просто «Ты», «Он»/«Она», грубое «Эй, ты!» или уничижительное «Этот, в сером пиджаке!» оскорбляет и моментально настраивает против.
  2. Общаться в конструктивном или нейтрально-положительном ключе. Рабочий разговор это не общение двух друзей или врагов, это деловая беседа партнеров, она должно проходить на равных. Одинаково плохо и когда руководитель вступает в слишком теплые отношения с подчиненным и когда он открыто выражает свою неприязнь, без конца неоправданно критикует, отчитывает, ругает.

Поменьше негатива! Если критиковать, то конструктивно и с глазу на глаз, а не прилюдно! Лучше лишний раз похвалить сотрудника за старания, даже если он что-то сделал не так, улыбнуться ему и выразить уверенность, что в следующий раз все получится как надо.


Абсолютно недопустим пренебрежительный, выражающий превосходство или грубый тон речи, насмеши, сарказм, оскорбления и иная вербальная агрессия.

  1. Говорить на «понятном» языке . Если заранее известно, что подчиненный не поймет сложных слов и терминов, лучше избегать их или сразу же после произнесения пояснять их значение.
  2. Задавать вопросы и советоваться . Если задание произносится в вопросительной форме («Сможете Вы завтра сделать еще и эту работу?») или как просьба дать совет («Как Вы считаете, что если сделать так…?»), оно воспринимается не как приказ, а именно как просьба.

Такой прием лучше использовать не слишком часто и не со всяким работником. Если работник, к примеру, хочет занять место своего руководителя, такое великодушие и лояльность он может принять за слабость и «сесть на голову», а потом и «пойти по головам».


Даже если человек на своем месте и работа ему нравится, он не может работать «за спасибо». Пока миром правят деньги, работники будут трудиться за зарплату.

Но дело в том, что зарплата, как правило, остается одинаковой трудится ли работник, вкладывая свою душу, или делает работу «лишь бы сделать».

Чтобы организация была успешной, а коллектив работал как хорошо налаженный механизм, работников нужно мотивировать и материально и нематериально. Работник должен видеть личную выгоду, чтобы у него был интерес к работе, а не просто желание кое-как отработать норму и уйти домой.

Тип авторитетного руководителя и типы подчиненных

Подчиненным приятнее, эффективнее и охотнее работается с теми начальниками, которых они уважают и чей авторитет признают.

Чтобы быть уважаемым подчиненными начальником, рекомендуется стать:


Когда начальник знает о профессиональных возможностях, склонностях, талантах, интересах своего подчиненного и учитывает их, он воспринимается не как «Цербер», а как наставник .

Хотя каждый работник особенный, существует классификация типов подчиненных в зависимости от степени их эффективности в работе:


Это не единственная классификация типов подчиненных, но знание даже одной классификации может подсказать, как найти подход к тому или иному сотруднику.

Именно умение сочетать индивидуальный подход к каждому работнику и выбор мягких, демократичных методов управления всем коллективом и является ответом на вопрос о том, как вести себя с подчиненными.

  1. И. К. Адизес “Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует”
  2. Д. Шервуд “Системное мышление для руководителей. Практика решения бизнес-проблем”
  3. К. Макгофф Искусство управлять. 46 ключевых принципов и инструментов руководителя”
  4. И. Немировский, И. Старожукова “Выдающийся руководитель. Как обеспечить бизнес-прорыв и вывести компанию в лидеры отрасли”
  5. В. Зима “Инструменты руководителя”

Считаете ли Вы мягкий, демократичный стиль управления лучшим?

Как известно, успех любой компании во многом зависит от руководителя. Грамотный руководитель способен построить работу всего коллектива таким образом, что он будет работать как часы. Неопытный или недальновидный руководитель может наоборот развалить даже слаженный коллектив .

Если вы получили назначение и стали главным в своём коллективе, это не значит, что у вас сразу получится наладить работу. Чтобы руководить людьми, нужно соблюдать определённые правила. Начальник – это не просто тот, кто говорит всем, что нужно делать. Это, прежде всего человек, который проявляет заботу о своих подчинённых, берёт на себя ответственность за них, а также создаёт комфортные условия труда, которые стимулируют сотрудников к работе .

Выбирая способ общения со своими подчинёнными, многие совершают похожие ошибки. Так, часто, руководители выбирают для себя один из двух видов взаимодействия. Первый подразумевает жёсткую иерархию и абсолютное подчинение приказам начальника. Во втором случае, наоборот, подчинённым даётся слишком большая свобода действий. Руководитель общается с ними на равных, тем самым нарушая необходимую субординацию в коллективе. Оба эти варианта не подходят для эффективного руководства. Необходимо выбрать золотую середину. То есть прислушиваться к подчиненным и оказывать им должное уважение, но при этом сохранять рабочую иерархию, что позволит заслужить уважение коллектива.

В этой связи можно выделить правила , которые необходимо соблюдать для создания здоровой атмосферы в коллективе.

Мотивируйте своих сотрудников . Давайте им только те задания, с которыми они способны справиться. Не забывайте хвалить их в том случае, если они хорошо справились с работой. Однако здесь нужно чётко определиться с возможностями работника и не давать ему и слишком простых заданий. Это расслабляет.

Не заводите любимчиков . Обычно те, кто пользуются слишком большим расположением начальства вызывают зависть и так или иначе вносят разногласия в коллектив . Старайтесь со всеми поддерживать ровные и доброжелательные отношения. Если же к кому то вы испытываете большую симпатию, постарайтесь проявлять её в нерабочее время.

Если вы хотите указать сотруднику на его недочёты в работе, делайте это с глазу на глаз . Не стоит выговаривать человеку в присутствии всего коллектива. Это способно привести к тому, что работник затаит на вас обиду, поскольку вы задели его человеческое достоинство.

Хвалите при всех . А вот похвалить сотрудника вполне можно при всех. Это послужит дополнительным стимулом для остальных работников. Ваша похвала должно относиться к качеству выполненной работы. Таким образом, вы останетесь по-деловому конкретным и не станете переходить на личности.

Проводите деловые совещания , на которых обсуждайте с сотрудниками текущие вопросы. При этом не превращайте ваше собрание в монолог руководителя, позволяйте сотрудникам высказываться по тому или иному поводу. Ведь для вас тоже важно услышать мнение своих работников.

Обязательно проводите различные «планерки», «летучки», «пятиминутки» для решения сиюминутных задач. Также полезными будут так называемые «мозговые штурмы». На них работники могут высказывать любые, приходящие на ум идеи по теме, и некоторые из них могут содержать полезное зерно. Для проведения всех этих встреч будет очень удобным использовать современные технические возможности, такие как скайп, проектор, интернет и пр.

Не задерживайте своих подчиненных надолго . Любой вопрос можно решить за 2-3 часа. Если же время встречи или совещания длится дольше, это приводит к тому, что сотрудники устают, внимание их рассеивается и дальнейшее обсуждение становиться неэффективным.

Организуйте перерывы в работе . Ходите на перекуры вместе с подчиненными, ведь, как известно, в курилке часто обсуждаются особо волнующие коллектив вопросы .

Обязательно устраивайте различные совместные праздники , различные корпоративы, отмечайте дни рождения компании и пр. Такое лёгкое совместное времяпровождения способно сдружить коллектив, создать в нём атмосферу большой семьи.

Как видно, правильное руководство требует от начальника приложить определённые усилия для того, чтобы каждый член коллектива ощущал свою нужность и в то же время чётко выполнял свои рабочие обязанности. Правильно вести себя с подчиненными нужно уметь!!

Попробуйте применить эти советы на практике, и вы убедитесь в том, что руководить людьми не так уж и сложно. Есть ли у вас опыт подобного руководства? Что вы думаете о таких методах, насколько они эффективны? Нам будет интересно узнать, что вы думаете об этом.

Все руководители, особенно молодые, совершают ошибки, главная из которых – не признавать их. Если узнаете себя в одной из ситуаций – подумайте, возможно, пора меняться.

1. Я хочу, чтобы всем все нравилось

Начальник должен быть строг и суров. Пытаясь преодолеть образ неприступного бюрократа, многие руководители стараются быть лояльными и играют роль хорошего полицейского. Чтобы запустить проект, согласовать план на неделю или решить, нужна ли в офис кофемашина, руководитель советуется со всеми. Это не индивидуальный подход и мягкий менеджмент, а нерешительность и боязнь взять ответственность на себя. Если будете подстраиваться под всех сотрудников, финальное решение никогда не будет принято.

Что делать? Слушаем мнения, сортируем идеи на зерна рациональной мысли и плевел бесполезности. Единства мнений достигать необязательно – последнее слово остается за вами. Не медлите с решением и не бойтесь ошибиться: действовать лучше, чем упустить момент.

2. Лучше сделаю это сам

Надо заниматься обучением сотрудников и тратить на это время. Но порой легче самому выполнить задачу, чем объяснять кому-то как надо делать. В итоге вы в офисе до вечера наедине с горящей под пальцами клавиатурой, а подчиненные чувствуют себя бесполезными и просто отсиживают положенное время.

Что делать? Делегировать. Не бояться дать свободу сотруднику – пусть ошибается. Вы проверите – заметите ошибку, а он, если сообразительный, не повторит ее в следующий раз. Попробуйте однажды поставить задачу утром, потратить полчаса на объяснение и на день забыть про нее. Вспомнить вечером и проверить. Возможно, получилось не то. Возможно, получилось медленно. Но раз, два – и вы оптимизируете процесс и перестанете валить всю работу на себя.

3. Я хочу контролировать все

Иногда делегировать получается. Вы ставите задачу – важную, ждете результата и так переживаете, что каждые полчаса узнаете, как продвигаются дела. Это раздражает. Сотрудник не чувствует свободы, чувствует контроль, а отчеты о работе получаются длиннее, чем результаты самой работы.

Что делать? Поручить, выдохнуть и расслабиться, переключиться на другую задачу. Если вы поручили ответственное дело ответственному сотруднику, он справится. Потому что ответственность мотивирует сильнее денег. В идеальном мире важную задачу стоит дать заранее – в случае провала, успеете исправить или перепоручить, чтобы не провалить весь проект. В реальном мире провалы иногда случаются, и это нормально.

4. Я свой парень

Сотрудник провалил проект – не страшно, будут еще проекты. Не работается сегодня – обычное дело, пойдем попьем кофе. Так это не работает. Точнее работает до момента, когда коллеги поймут, что можно не напрягаться. Не ставить себя выше подчиненных – хорошо, не соблюдать дистанцию – плохо.

Что делать? Продолжать шутить и неформально общаться, но когда дело доходит до дела – работать. В отношениях с подчиненными – тонкая грань, попробуйте один раз быть достаточно суровым, чтобы сказать: «Сегодня соблюдаем рабочую атмосферу. Кто хочет болтать, может выйти».

5. Я так сказал

Иногда кажется, что вы работаете очень хорошо – суперпрофессионал и талантливый руководитель. А подчиненные перешептываются, что у вас на голове корона из Burger King. Если все ваши идеи – правильные, а все идеи коллег – нет, это знак. Возможно, корабль проекта тонет вместе с капитаном, а вы самоуверенно не замечаете этого.

Что делать? Когда в последний раз вы поддержали инициативу подчиненного? Может стоит попробовать? На очередном совещании объявите, что в этот раз у вас только совещательный голос и каждый имеет равное право влиять на решение. Выберите коллективно лучшую идею, полюбите ее как свою и реализуйте. Иногда то, что кажется сомнительным на первый взгляд, на самом деле работает.

6. Я же говорил

Хуже, чем фраза «Я так сказал» может быть только «Я же говорил». Никто не любит ошибаться. Указывать на ошибку, когда уже ничего не исправить, намекая на собственную непогрешимость некрасиво.

Что делать? Запретите себе произносить эту фразу. Если кто-то что-то провалил, помогите исправить. Вы же руководитель.

7. Я считаю, это глупая идея

Игнорировать идеи коллег, продвигая свои – самонадеянно. Попрекать провалившимися решениями – некрасиво. Отвергать, не предлагая ничего взамен – бесперспективно. Услышав одиннадцать раз подряд «Нет» без объяснений, сотрудники перестанут предлагать. А без свежих идей компанию ждет стагнация.

Что делать? Попробуйте вернуться к истокам брейнштормига: не сидеть в переговорке и хаотично перебирать первые попавшиеся идеи, а подготовиться, предлагать и обосновывать. И запретить критиковать – не только себе, но всем участвующим. Уже после с холодной головой подумаете, насколько рационально каждое предложение. Может, большая часть из них, и правда, глупые идеи. Главное, что они не показались такими на первый взгляд – дайте новому шанс.

8. У меня нет на это времени

Вы руководитель, занятой человек, но сбегать от сотрудников – плохая идея. Забаррикадироваться в кабинете – тоже плохая. Занимаясь вершением судеб, легко упустить детали, которые могут повлиять кардинально на работу всей компании. Часто толковые решения приходят снизу, из ежедневного опыта сотрудников.

Что делать? Выделите время для общения. Если дедлайн горит, попросите написать на почту, делайте канал в общем чате, куда можно писать предложения.

9. Я хочу, чтобы со мной соглашались

Так легко работать в слаженной команде, когда любая идея поддерживается и каждая инициатива реализуется, особенно, если это ваши идеи и инициативы. У руководителя высок соблазн сформировать команду лояльных, где никто не критикует. Но помните: часто те, кто осмысленно подходит к работе и говорит об ошибках, полезнее тех, кто бездумно соглашается и безропотно выполняет любые приказы.

Что делать? Учиться слушать. Если кто-то из подчиненных говорит, что что-то идет не так – обратите внимание. Не воспринимайте это на свой счет: “Это мой проект, поэтому он идеален”. Возьмите на заметку, вернитесь к мысли на следующий день. Возможно, она уже не покажется еретической.

10. Самая большая ошибка

Не признавать свои ошибки. Вы тоже человек, вы можете поступать неправильно: упустить стоящее предложение, быть слепо уверенным в правильности своих идей, не уделить время коллеге, полениться обучить новичка. Главное – признать ошибку, признаться в ней другим и постараться исправить.

Что делать? Тренируйтесь перед зеркалом: «Я был неправ». Сначала придется выдавливать из себя, потом получится честно и драматично. В следующий раз, когда почувствуете, что фраза: «Я был неправ», шевелится глубоко внутри, вспомните тренировку и не стесняйтесь ее произнести. Это облегчение, честность и начало нового.

Никогда не поздно работать над собой.