Из истории становления, формирования и развития системы лечебно-эвакуационных мероприятий. Какие перемены в культуре и быте произошли при петре i? Считается, что все эти переводы сделаны людьми, связанными с Московской медико-хирургической школой

Основные даты и события: 1710 г. - введение гражданского шрифта; 1703 Г. - начало выпуска первой официальной рус­ской печатной газеты; 1719 г. - открытие первого российско­го музея; 1714 г. - открытие первой в стране научной библи­отеки; 1724 г. - указ об учреждении Академии наук; 1700 г. ­введение нового летоисчисления.

Исторические деятели: Петр 1; Я. В. Брюс; Л. Ф. Магницкий; А. К. Нартов; Д. Трезини; Б. Растрелли.

Основные термины и понятия: ассамблея; политес; кунсткамера; петровское барокко.

План ответа: 1) исторические условия развития кулылуры в пер­вой четверти ХУllI В.; 2) достижения в развитии отечественной науки и кулылуры: научные знания, образование, техническая мысль, архитектура, живопись; 3) изменения в повседневном быту основных категорий населения; 4) сословный характер кулылуры; 5) значение перемен в кулылурной жизни петровско­го времени.

Материал к ответу: При Петре 1 впервые сложились предпосыл­ки для зарождения собственно российской науки и ее разви­тия. Необходимость развития научных знаний объяснялась практическими потребностями государства и была связана с освоением огромных сибирских и дальневосточных просто­ров страны, поиском и использованием полезных ископае­мых, строительством ноsых городов, ростом мануфактурного производства и торговли.

Были заложены основы отечественной медицины. В 1706 г. в Москве был основан Аптекарский огород, ставший основой будушего ботанического сада. В 1707 г. открыт первый в России госпиталь и при нем госпитальная школа. С 1718 г. в Петербур­ге начали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты.

В 1720 г. была издана карта Каспийского моря.

В 1700 г. по указу Петра была организована государствен­ная горно-разведочная служба, занимавшаяся поиском полез­ных ископаемых. В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Ура­ле месторождение медных руд; в 1714 г. молотовый мастер Рябов - первые в России минеральные лече~ные воды В"рай­оне Петрозаводска; в начале 20-х п. рудознатец Григорий Ка­пустин - месторождения каменного угля на юге России. Тог­да же в Подмосковье был обнаружен бурый уголь.

Сподвижник Петра Я. В. Брюс в 1699 г. организовал Нави­гацкую школу в Сухаревой башне в Москве, где обучали ас­трономии. Здесь же в-1102 г. была оборудована первая в России обсерватория. В 1707 г. Брюс составил первую в России карту звездного неба. С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.

Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Ариф­метики» Л. Ф. Магницкого - энциклопедии математических знаний того времени, которую М. В. Ломоносов назвал «вра­тами своей учености».

А. К. Нартов в 1712-1725 п. первым в мире изобрел и по­строил ряд токарных станков; в 1724 г. по проекту другого ге­ниального русского механика - Никонова - на Галерном дво­ре была создана и испытана первая подводная лодка. Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей.

По указанию Петра 1 с 1722 г. начался сбор материалов по истории России для последующего написания научных трудов и учеБНИКQВ. В Петербург со всех концов страны и из-за гра­ницы начали свозить интересные документы и материалы, по­ложившие начало русским архивам.

Интерес к знаниям у Петра сохранился на протяжении всей жизни. llарь-реформатор прекрасно понимал, что школы, основанные лишь на церковном знании, так же как и отправка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего резулылата. В России стала форми­роваться собственная система образования. Вначале школы были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев общества. Однако вскоре во многие специальные учеб­ные заведения (готовившие офицеров-специалистов) стали принимать только детей дворян. Дети крепостных крестьян не имели права обучаться в государственных школах. По­скольку далеко не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учебу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог ее избежать, он запретил священникам заключать браки дворян, не имеющих свиде­тельства об образовании.

Создание системы образования требовало множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVlII в. в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопеча­тания. Болылое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 171 О г. гражданской азбуки. Как отмечал позже М. В. Ломоносов, «при Петре ВеЛl-tком не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одеЖды». С 1703 г. начала издаваться первая официальная печатная газета - «Ведомости», В кото­рой публиковалась в основном иностранная хроника.

Крупным научным учреждением стала основанная царем в Петербурге в 1719 г. Кунсткамера (помещение для редкос­тей), в которой хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, этнографическая коллекция, не­сколько земных и небесных глобусов. Это был первый рус­ский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-мор­ской и Артиллерийский музеи, а в 1714 г. - старейшая в нашей стране научная библиотека. Венцом петровских преобразова­ний в области науки и просвещения стал указ 1724 г. об уч­реждении Академии наук и художеств (открылась она уже по­сле смерти царя в 1725 г.).

При Петре 1 художественная кулылура заняла новое место в духовной жизни общества. Она стала светской, более разно­образной в жанровом отношении, получила активную под­держку со стороны государства. Однако в целом кулылура но­сила переходный характер, так как во многом еще сохранялись черты прежней эпохи.

Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосое бытовое пение, обычно звучавшее в дни государственных и военных праздников).

Архитектура этого времени представлена прежде всего со­оружениями Санкт-Петербурга, для строительства которого были приглашены лучшие зарубежные специалисты ­Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли. В этой работе участвова­ли и русские архитекторы - И. к. Коробов и М. Г. Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры стали Петропавлов­ский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, дворец Меншикова в Петербурге, Меншикова баш­ня в Москве, сооружения Петергофского ансамбля.

Изобразительное ис.кусство первой четверти ХУIII в. пред­ставлено таким новым явлением, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Гравюры завоевали популярность прежде всего из-за своей дешевизны и вскоре уже широко использо­вались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером-гравером был А. Ф. Зубов. Другой отличительной чертой живописи эпохи Петра стал портрет. Одним из осно­воположников русской светской живописи стал портретист И. Н. Никитин (1690-1742), получивший по указу царя Петра возможность обучения в Италии. Его портретам «<Напольный гетман», «Петр 1 на смертном ложе») присущи реализм, инте­рес к внутреннему миру человека, показ не только индивиду-

альных внешних черт, но и характера. -

По обилию новых явлений в кулылурной жизни первая чет­верть XVIII в. не имеет аналогов в отечественной истории. По приказу царя для дворян было введено обязательное ноше­ние европейской одежды - камзолов, чулок, башмаков, гал­стуков, шляп. Бояре и дворяне должны были брить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем - опала. Крестьяне за право носить боро­ду должны были платить налог, который взимался всякий раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохрани­ло свое право на ношение традиционной одежды и бороды.

С января 1700 г. Петр ввел новое летосчисление - от Рож­дества Христова, а не от сотв"орения мира. Поэтому теперь вслед за 7207 наступил 1700 год. Кроме того, Новый год те­перь начинался не с 1 сентября, как прежде, а с 1 января.

Царь привез из Европы и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией, фейер­верки, маскарады. С 1718 г. он специальным указом ввел ассам­блеи, которые устраивали в домах знати. На них приглашались

сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особеннос­тью этих собраний стало то, что в них разр~шили участвовать женшинам. Ассамблеи проходили в светских беседах, обсужде­нии последних новостей и сплетен, танцах и аттракционах. Обязательной частью вечера был грандиозный ужин, в ходе которого каждый хозяин ассамблеи стремился превзойти сво­его предшественника великолепием и новшествами. Распрост­ранение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали любительские оркест­ры, концерты которых в обязательном порядке должны были посещать представители знати. Новшеств в быту высших сло­ев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 г. вышло в" свет знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание житей­скому обхождению, собранное из разных авторов».

В 1698 году в Амстердаме Пётр I стал очевидцем аутопсии, о чём записал в дневнике: «Из них одного анатомили, разнимали при мне голову и мозг; внутреннюю разнимал профессор для научения лекарей: ободрал голову (потом пилой растёр череп, кожу поднял из черепа), вынул мозг, вспорол грудь, осмотрели сердце, печень и лёгкие, как лежит внутренняя, подобно бараньей. Профессор из того разрезанного человека сделал часть некоторую живу».

При этом царь сердился, что не все разделяют его увлечение. Так, в Лондоне, видя, что бояре морщатся при вскрытии младенца, он тут же велел им кусать его.

По возвращении посольства в Россию публичные анатомические вскрытия начались и в Москве. Вот как проходило одно из них 28 января 1699 года: «Медик Цопот начал анатомические упражнения в присутствии царя и многих бояр, которых побудил к тому царский приказ, хотя такие упражнения и были им противны » («Русская старина», 1879).

В данном случае вскрытие производилось не в учебных, а скорее в познавательных целях.

Хирургические инструменты Петра I

С открытием в Москве госпиталя и школы при нём (1706-1707) анатомия прочно утвердилась в России. Так, в Лейпцигской газете «Европейская молва» – официозном органе русского правительства – среди известий из Москвы было помещено следующее: «В анатомическом театре, который вверен надзору доктора Бидлоо, голландца и лейб-медика Его царского величества, часто производятся анатомирования человеческих тел, умерших как от обычных болезней, так и от ран. При этом нередко присутствует сам царь или различные высокопоставленные господа, особенно, когда медики и хирурги устраивают собеседования о строении человеческого тела и причинах различных болезней и ран».

Инструменты Петра I для трепанации черепа

В личной библиотеке Петра I имелись переводы медицинских книг, сохранившиеся до настоящего времени.

Первый из них представляет анатомический атлас Готфрида Бидлоо, в котором печатный текст к 105 таблицам заменён рукописным русским. Перевод сделан с издания 1685 года на латинском языке. Однако имя переводчика, а, следовательно, и создателя основ русской анатомической терминологии, выяснить так и не удалось. Вторая рукопись представляет перевод «Афоризмов» Гиппократа. Перевод сделан с лейденского издания 1533 года. Третья, судя по предисловию, является черновой копией перевода книги Л.А. Блюментроста, изданной в Германии в 1668 году. Оригинал перевода, созданный в Москве и датированный 1708 годом, посвящён царевичу Алексею Петровичу, и тогда же преподнесён ему сыновьями Л.А. Блюментроста.

Считается, что все эти переводы сделаны людьми, связанными с Московской медико-хирургической школой.

Удалённые зубы, разборные модели глаза и уха, инструменты (из личных вещей Петра I)

Известно, что и себя Пётр считал первоклассным хирургом («архиатером») и, в особенности, зубным врачом. В Государственном Эрмитаже, среди его личных вещей, сохранилось немало специальных хирургических инструментов.

Пилы для ампутации голени (из личных вещей Петра I)

Липиделлы для удаления песка из мочевого пузыря (из личных вещей Петра I)

Прижигатели (из личных вещей Петра I)



Следует иметь в виду, что интерес царя к медицине во многом определялся теми целями и задачами, которые Петр I решал в ходе Великого посольства. Одной из этих задач был набор специалистов на русскую службу, в том числе и врачей – они остро требовались армии. А поскольку царь стремился все «попробовать своими руками», будь то строительство кораблей, стрельба из пушек или изучение часовых механизмов, то в том же ряду стояла и медицина. При этом хирургия оказалась ближе «рукастому» царю, способному схватывать основы любого ремесла буквально на лету. Поэтому хирургическая стоматология с ее высокими требованиями к мануальным навыкам оказалась столь близка Петру I.





Эти «голландские эпизоды» навсегда определили не только уважительно-прагматичное отношение Петра I к медицине, но и его собственные «медицинские пристрастия».

Если коротко, то терапию во всех ее видах царь считал неким видом шарлатанства, признавая только хирургию во всех ее вариантах, а том числе и в стоматологическом .

В мемуарных источниках рассыпано достаточно много упоминаний о зубоврачебных экзерсисах императора. Поскольку даже по нынешним временам эта процедура ассоциируется с весьма неприятными ощущениями, можно представить, как современниками воспринимались настойчивые предложения (читай приказы) об оказании зубоврачебной помощи «царскими ручками». Таких «стоматологических предложений» царя просто боялись. Вот некоторые из них…



Из дневника камер-юнкера Берхгольца, веденного им в России в царствование Петра Великого с 1721 по 1725 г.: «1723 год, январь, 20-го. Вечером здешний купец Тамсен рассказывал нам, что Его Величество был вчера у него и при этом случае, по всем правилам и своими собственными инструментами, выдернул зуб его долговязой голландской девке, потому что считает себя хорошим зубным врачом и всегда охотно берется вырывать кому-нибудь зуб. Он за несколько дней перед тем (услышав, что девка жалуется на зубную боль) обещал ей приехать сегодня и избавить ее от страдания».

Необходимо помнить, что речь идет о хозяине огромной страны, находящейся в состоянии непрекращающихся реформ и войны с сильнейшей в военном отношении Швецией. Но тем не менее как-то после одной из операций «Императрица, говорят, сказала в шутку Его Величеству, что за эту операцию следовало бы сделать (его. – Прим. авт.) доктором, на что он отвечал: „нет, не доктором, а хирургом , пожалуй“».



Для деятельности Петра I были характерны идеи патернализма. И своих подданных он подчас не карал, а «учил», как отец учит неразумных детей. Причем, эта «учеба» включала в свою орбиту как новую аристократию, так подчас и простых людей. Всем известно о знаменитой петровской дубине, которой он «учил» ближайших сподвижников, но царь иногда использовал и стоматологические инструменты для воспитания своих подданных.

Вот что пишет А.К. Нартов в «Достопамятном повествовании и речи Петра Великого»: «Его Величества камердинер Полубояров жаловался государю, что жена его ослушается и с ним не спит, отговариваясь зубной болью. „Добро, – сказал он, – я ее поучу“. В один день, зашедши государь к Полубояровой, когда муж ее был во дворце, спросил ее: „Я слышал, болит у тебя зуб?“ – „Нет, государь, – доносила камердинерша с трепетом, – я здорова“. – „Я вижу, ты трусишь“. От страха не могла она более отрицаться, повиновалась. Он выдернул ей зуб здоровый и после сказал: „Повинуйся впредь мужу и помни, что жена да боится своего мужа, инако будет без зубов“. Потом, возвратясь, Его Величество во дворец, при мне усмехнувшись,

Полубоярову говорил:

„Поди к жене, я вылечил ее, теперь она ослушна тебе не будет“…Надобно ведать, что Государь часто хирургические операции при разных случаях делывал сам и имел в оном звание. Вырванных зубов находился целый мешок с пеликаном и клещами в кунсткамере».



Таким образом, современники отметили довольно необычную для главы Российской империи «стоматологическую составляющую» в решении интимных проблем своих подданных.

Как упоминалось выше, «целый мешок» вырванных императором зубов со времени смерти Петра I хранится в Кунсткамере. Со временем появился «Реестр зубам, дерганым императором Петром I». Всего в коллекции хранится 73 зуба, удаленных лично императором, причем большинство их относится к молярам, т. е. к группе трудноудаляемых зубов. Однако, несмотря на искривленность корней, переломов не отмечено, что свидетельствует о хорошем владении техникой удаления и знании анатомии зубов . Следует отметить, что среди удаленных зубов, наряду с кариозными, встречаются и здоровые зубы, происхождение которых понятно из приведенных выше мемуарных свидетельств. Вполне возможно, что здоровый зуб жены камердинера Полубоярова по сей день хранится в этой коллекции.







В мемуарах неоднократно упоминается, что стоматологические операции Петр I делал своими инструментами. Коллекция царских медицинских инструментов сохранилась и находится в Кунсткамере и Государственном Эрмитаже. Все инструменты датируются XVIII в. и произведены во Франции, Германии и России. Инструменты выполнены из стали в совершенно функциональной манере.

Медицинские инструменты при жизни царя хранились в двух сундучках. В одном хранились хирургические инструменты, в другом – стоматологические. Они оказались в Зимнем дворце во второй половине 1820-х гг., когда Николай I, переехав в главную императорскую резиденцию, начал собирать мемориальные вещи,

связанные с Петром I. В 1830-х гг. они были сведены в опись, опубликованную в 1837 г. В ней перечислены 1500 предметов. Среди них кроме медицинских инструментов упоминается «Баночка, заключающая 8 зубов, рваных рукой Петра I» .

На сайте Государственного Эрмитажа в коллекции «Медицинские инструменты Петра I» «выложены» следующие фотографии:

Расширитель вскрытого мочевого пузыря (Франция);

? инструмент для вскрытия нарывов в горле (Франция);

? инструмент для удержания рта в раскрытом состоянии (Франция);

? горжерет литотомический (конец XVII – начало XVIII вв. Франция);

Зеркало анальное (Франция);

? зеркало маточное (Франция);

? зонд литотомический (Франция);

? зонд-расширитель (Западная Европа);

? инструмент для глазных операций (Франция);

Инструмент для прижигания ран (Франция);

? инструмент для трепанации черепа (Франция);

? крючок родовспомогательный (Франция);

? ланцет (Франция);

? молоток хирургический (Франция);

? нож ампутационный (Франция);

? нож пуговчатый (Франция);

? нож родовспомогательный (Франция);

? ножницы хирургические (Франция);

? пинцет глазной (Франция);

Пулеизвлекатель (Франция);

? ручка-ключ от трепана (Франция);

? сверло-коронка от трепана (Франция);

Первый руководитель госпитальной школы голландский врач Н.Л. Бидлоо (1670–1737) написал для учащихся «Наставления для изучающих хирургию в анатомическом театре» (1710 г.). В этом учебнике имелись сведения по проведению челюстно-лицевых операций на слизистой оболочке полости рта, на губах, твердом нёбе, языке, а также описаны показания и противопоказания к этим вмешательствам.

В разделе «Об операции зубов» подробно рассматривалось строение зубов, сроки прорезывания, иннервация, назначение и функция разных групп зубов, описываются различные болезни зубов. Лечение зубов заключалось в их подпиливании с помощью напильника, снятии зубных отложений («очищение зубов»), прижигании нерва (при острой зубной боли). Показания к удалению зубов включали: «зуб гнилой», «зуб шатается», «лишний зуб».





Для лечения использовали зубной скальпель, соскабливающий скальпель, для удаления зубов – «пеликан», «овечью или баранью ногу», «репульсорий для расшатывания зубов», «зубчик», «вороний клюв», элеватор .

Но для врачей, готовящихся в госпитальных школах, а затем и на медицинском факультете Московского университета, зубоврачевание никогда не было главной специализацией. Как правило, эти знания

носили вспомогательный характер. Профессиональное же зубоврачевание было в лучшем случае единично представлено выпускниками медицинских факультетов европейских университетов, в массовом же случае им по-прежнему занимались цирюльники, банщики и знахари. Тем не менее в 1728 г. в России на языке оригинала издали монографию Пьера Фошара с изложением основ зубоврачевания.





Имелись в России и медицинские кадры среднего звена – , которых готовили с 1741 г. в фельдшерских школах.

Кое-какие теоретические медицинские дисциплины читались и им. Например, их знакомили с анатомо-физиологическими особенностями зубочелюстной системы, они осваивали элементы зубоврачебной практики по оказанию помощи при вывихе нижней челюсти, переломах челюстей, при зубной боли, по удалению зубов. Но по большому счету их теоретические знания носили весьма поверхностный характер. В лучшем случае это были добросовестные ремесленники от медицины.



Цирюльники получали представление о стоматологии частным образом, либо у успешно практикующих коллег, либо у полковых лекарей, в больницах и госпиталях. Для «учителей» это был сторонний приработок, и далеко не все они выкладывались, передавая имеющиеся у них не слишком обширные знания. Таким образом, в XVIII в. зубоврачевание являлось довольно хорошо оплачиваемым ремеслом, которое только отчасти контролировалось государством.

Как уже упоминалось, начиная со времен Петра I, все лица, желавшие заниматься зубоврачебной практикой, должны были выдержать экзамен перед чиновниками Медицинской коллегии. Дефицит специалистов был таков, что этот экзамен могли выдержать не только зубные лекари, но и «мозольные операторы».

Получив право на зубоврачебную практику, зубные лекари собирали клиентуру, публикуя соответствующие рекламные объявления в газетах. Поскольку жанр рекламы предъявлял определенные требования, то и тексты печатались соответствующие. Зубные лекари сообщали, что они умеют «всякую зубную боль в минуту укрощать, выдергивать больные и искрошившиеся зубы, вставлять новые, искусственно сделанные, кои от натуральных почти отличить нельзя; в снимании зелени и черни с зубов, в укреплении слабых и шатких зубов» .

Реформы государственного управления У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм, Петр был провозглашен императором, что означало усиление власти самого царя, он стал монархом самодержавным и неограниченным. В России была проведена реформа государственного аппарата – вместо Боярской думы учреждался Сенат, в состав которого входили девять сановников, ближайших к Петру I. Он являлся законодательным органом, контролировал финансы страны и деятельность администрации. Во главе Сената стоял прокурор.

Областная реформа В 1708-1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. Страна была разделена на 8 губерний. Поскольку губернии были огромны, их подразделили на 50 провинций. В свою очередь провинции делились на уезды. Эти меры свидетельствовали о создании в России единой административно-бюрократической системы управления – непременного атрибута абсолютистского государства. В 1710 году появились новые административные единицы - доли, объединявшие 5536 дворов

Реформы армии и флота Преобразования затронули, прежде всего, армию, государственное управление и финансы. Реформы всех прочих сфер строго подчинялись приоритетной задаче - превращению России в грозную и мощную державу. Одной из первых важнейших реформ Петра Великого была военная реформа. В стране с 1705 г. введена рекрутская повинность, устанавливалась норма выставления солдата на пожизненную службу – с 20 крестьянских дворов один рекрут. Важным итогом и законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра I явился Табель о рангах (1722), представлявший собой закон о порядке государственной службы. Так при Петре I было окончательно ликвидированы дворянское ополчение и стрелецкое войско. Русская армия стала постоянной, имела единообразную структуру, вооружение, обмундирование, дисциплину. Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов. В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска.



Церковная реформа Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод". Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительная их часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольство церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

Финансовая реформа Азовские походы, а затем и Северная война 1700-1721 годов требовали огромных средств, на сбор которых и были направлены финансовые реформы. В условия, когда произошло существенное расширение производства, увеличились обороты внутренней и внешней торговли, потребовалось реформировать денежную систему. Для оптовой торговли и внешнеторговых операций ходившая в обращении серебряная копейка оказалась слишком мелкой денежной единицей. В то же время для мелкой рыночной торговли она была излишне ценной. Поэтому Петр I провел реформу монетного дела. Реформа монетного дела, начатая Петром I в 1704 г., предусматривала чеканку золотой, серебряной и медной монет. В основу новой денежной системы был положен десятичный принцип: 1 рубль = 10 гривенников = 100 копеек. Были выпущены полтинники (50 копеек), полуполтинники (25 копеек), пятаки (5 копеек). В последующем в обращении появились алтын (3 копейки) и пятиалтынный (15 копеек). Чеканка монеты стала монополией государства, вывозить золото и серебро (драгоценные металлы) за рубеж запрещалось. Петр I был сторонником меркантилизма.



Преобразования в промышленности и торговле Осознав во время Великого посольства техническое отставание России, Пётр не мог обойти стороной проблему реформирования российской промышленности. Одной из главных проблем было отсутствие квалифицированных мастеров. Царь решал эту проблему путём привлечения на русскую службу иностранцев на выгодных условиях, посылкой русских дворян на обучение в Западную Европу. Существенные меры были предприняты по геологоразведке полезных ископаемых России. Ранее российское государство в сырьевом отношении полностью зависело от иностранных государств, прежде всего, Швеции (оттуда везли железо), однако после открытия залежей железной руды и других полезных ископаемых на Урале надобность в закупках железа отпала. При Петре были основаны оружейные заводы(пушечные дворы, арсеналы), пороховые заводы, развивается кожевенная и текстильная, что обуславливалось необходимостью производства экипировки и обмундирования для русских войск, появляется шелкопрядение, производство бумаги, цемента, сахарный завод и шпалерная фабрика. Таким образом, при Петре было положено основание русской промышленности, в результате чего в середине XVIII века Россия вышла на первое место в мире по производству металла. Число фабрик и заводов в конце царствования Петра простиралось до 233.

Социальная политика Социально-экономические мероприятия правительства были направлены прежде всего на укрепление положения господствующего дворянского сословия. Петр I продолжал жаловать дворян землей, но не за службу, а за боевые заслуги. С 1682 по 1710 г. из дворцового фонда были розданы 273 волости и 43 тысячи крестьянских дворов. Заметным явлением в истории сельского хозяйства стал процесс территориального разделения труда. В основном завершилось формирование районов, специализировавшихся на производстве определенной сельской продукции. Преобразования Петра I потребовали неимоверного напряжения сил русского народа, особенно крестьянства. За счет усиления его эксплуатации создавались мануфактуры, флот, города, дороги, каналы, содержался разросшийся государственный аппарат. Материальные и духовные затраты русского народа, несмотря на всю их неимоверную тяжесть и даже сокращение численности населения, были использованы Петром I в общегосударственных интересах преодоления экономической отсталости страны.

Образование. Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер. 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701-1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах, призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

Внешняя политика Петра 1.

Азовские походы. Важнейшей задачей, стоявшей перед Петром, было продолжение войны с Крымом. В 1695 г. русские войска осадили Азов (турецкую крепость в устье Дона), но из-за недостатка вооружения, слабой выучки, плохо подготовленной осадной техники и отсутствия флота взять Азов не удалось.

Потерпев неудачу под Азовом, Петр со свойственной ему энергией принялся за строительство флота. Флот строился на реке Воронеж у впадения ее в Дон. В течение года было сооружено два крупных корабля, 23 галеры и более тысячи барок и мелких судов, спущенных вниз по Дону. Вдвое была увеличена сухопутная армия. В 1696 г., блокировав Азов с моря, русские войска овладели городом. С целью закрепления русских позиций на Азовском море была сооружена крепость Таганрог.

Петр понимал, что со взятием Азова война еще не закончена. С целью лучше узнать расстановку сил, укрепить положение России и союз европейских держав против Турции в Европу было организовано так называемое "великое посольство". Кроме того, Петр стремился наладить торговые, технические и культурные связи с развитыми европейскими державами, получить представление об их образе жизни.

"Великое посольство". Весной 1697 г. посольство из 250 человек двинулось в путь. В его составе под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова находился сам Петр, а также несколько молодых дворян, которым предстояло обучиться военному делу и кораблестроению. Путь посольства лежал через Ригу и Кенигсберг в Голландию, бывшую в то время крупнейшей морской державой Европы (флот ее составлял 4/5 всего европейского флота), и Англию. Из Англии посольство возвратилось в Голландию, затем оно посетило Вену. В дальнейшем предполагалось направиться в Венецию.

Кроме переговоров и выяснения расстановки сил в Европе, Петр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела, знакомству с передовой военной техникой, различными сторонами жизни европейских стран. Он посещал верфи и арсеналы, мануфактуры и школы, монетные дворы и крепости, театры и музеи, парламент и обсерваторию. В течение нескольких месяцев Петр сам работал в качестве плотника на верфях Ост-Индской компании в Голландии, осваивая корабельное дело, и получил соответствующий диплом плотникакорабела. Построенный при участии царя корабль "Петр и Павел" несколько раз ходил в Ост-Индию.

В ходе "великого посольства" Петр убедился, что сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка в борьбе за Балтику, так как крупнейшие европейские государства были заняты предстоящей войной за испанское наследство (1701-1714) борьбой за обширное владение в Европе и Америке в связи с отсутствием прямого наследника после смерти испанского короля Карла П. Петр хорошо понимал, что именно через Балтийское море возможно установление прочных связей с развитыми странами Европы.

Летом 1698 г. Петру неожиданно пришлось прервать поездку. В Вене он получил донесение о новом стрелецком мятеже в Москве. Еще до приезда Петра мятеж был подавлен правительственными войсками. Стрелецкие полки, шедшие на Москву, были разбиты под Новым Иерусалимом (ныне в районе города Истра под Москвой). Более 100 стрельцов казнили, многие из них были наказаны кнутом и сосланы в различные города.

Петр по возвращении заставил пересмотреть приговор. Он лично возглавил новое следствие. Была установлена связь восставших стрельцов с московским боярством и опальной Софьей. Казнили уже более 1000 стрельцов, в казнях участвовали сам царь и его приближенные. Софья, постриженная в монахини под именем Сусанны, под строжайшим надзором прожила до конца своей жизни в Новодевичьем монастыре (1704). Стрелецкое войско подлежало расформированию, силы боярской оппозиции были подорваны.

Великая Северная война. Заключив перемирие с Турцией (1700), Россия в союзе с Саксонией, ее курфюрст Август П был одновременно польским королем, и Данией (так называемый Северный союз) объявила в 1700 г. войну Швеции.

Карл ХП король Швеции решил разбить противников поодиночке с помощью англо-голландского флота. Он бомбардировал Копенгаген и вывел из войны Данию единственного союзника России, имевшего флот. Попытка Августа П взять Ригу было отбита шведскими войсками, высадившимися в Прибалтике. При таких неблагоприятных для союзников обстоятельствах русские войска осадили город Нарву. Карл XII, воспользовавшись недостатком опыта, низкой организацией русских войск и предательством иноземных офицеров, внезапным ударом нанес армии Петра жестокое поражение. Были потеряны вся артиллерия и обоз. Только Семеновский и Преображенский полки смогли оказать достойное сопротивление врагу. Карл XII, сочтя русских несерьезным противником, двинул свои войска против Польши и здесь, по образному выражению Петра, "надолго увяз".

Однако Петр не пал духом, а деятельно и энергично принялся за реорганизацию армии. Создавались новые полки, национальные офицерские кадры, укреплялись города. Возрождалась артиллерия; в условиях нехватки металла в переплавку шли даже церковные колокола.

Успехи на Балтийском побережье не заставили себя ждать. В 1702 г. началось наступление русских войск. Они овладели крепостью у истока Невы из Ладожского озера, названной Петром I "ключ-городом" - Шлиссельбургом (бывший Орешек, ныне Петрокрепость). 16 (27) мая 1703 г. в устье Невы был заложен город Санкт-Петербург, ставший столицей Российского государства. Началось строительство русского флота, вышедшего на просторы Балтики: "окно в Европу" было прорублено. В 1704 г. русские взяли Нарву, Дерпт (ныне Тарту).

В решающую фазу Северная война вступила после поражения польского короля. В 1704 г. власть в Польше перешла в руки шведского ставленника Станислава Лещинского, а в 1706 г. Август "потерял" саксонскую корону. Россия осталась в одиночестве, лишившись последнего союзника. Главные силы шведской армии двинулись на Москву. Были заняты Минск, Могилев. Русская армия отступала в соответствии с принятой стратегией "томить неприятеля". Однако идти далее на Смоленск и Москву Карл не решился. Он отвел армию на Украину, где, рассчитывая на поддержку изменника И. Мазепы, предполагал провести зиму, соединившись с шедшим к нему из Прибалтики с большим запасом боеприпасов и продовольствия корпусом генерала Левенгаупта.

Однако планам Карла не суждено было сбыться. 28 сентября 1708 г, у деревни Лесной (близ Могилева) корпус Левенгаупта был перехвачен и разбит "летучим отрядом", возглавляемым самим Петром. В результате сражения у Лесной Карл XII лишился столь нужных ему подкреплений и обоза. Была подорвана уверенность шведов в их непобедимости, зато поднялся моральный дух русской армии. Петр назвал эту победу "матерью Полтавской баталии" (она произошла ровно за девять месяцев до Полтавы). Расчет Карла XII на усиление шведской армии в связи с переходом на ее сторону гетмана Украины И. Мазепы не оправдался: только незначительная часть казачества, обманутая гетманом, перешла на сторону шведов.

Полтавская битва. Ранним утром 27 июня 1709 г. произошло решающее сражение между войсками Петра I и Карла XII под Полтавой. К 11 часам русские войска полностью разгромили шведов. Показав чудеса храбрости, в ожесточенном рукопашном бою русская армия опрокинула шведов и обратила их в бегство. Из 30 тыс. шведских солдат 9 тыс. были убиты и 3 тыс. взяты в плен на поле Полтавской битвы. Еще 16 тыс. шведов русские пленили в ходе преследования. Сам Карл ХП вместе с предателем И. Мазепой бежал в Турцию.

Полтавская победа, в результате которой были уничтожены сухопутные войска шведов, определила исход Северной войны. Она продемонстрировала возросшую мощь русской армии, укрепила международный авторитет России, на сторону которой вновь перешли Польша и Дания, а также Пруссия и Ганновер.

Военные действия против Швеции продолжались еще 12 лет. Это объяснялось вынужденной войной с Турцией, а также необходимостью покончить с господством Швеции на море.

Прутский поход. В 1710 г. при подстрекательстве европейских держав, прежде всего Франции и Швеции, Турция объявила войну России. На реке Прут в 1711 г. почти 130-тысячная турецкая армия окружила русские войска. Только вернув Турции Азов и разрушив Таганрог, Россия добилась перемирия. Карл XII возвращался в Швецию.

Сражения на море. Сухопутная армия вела успешные действия на территории Финляндии. Центр Северной войны переместился на Балтику. В 1714 г. молодой русский флот одержал первую из своих замечательных побед. В битве при мысе Гангут 27 июля Петр I с блеском использовал преимущество галерных судов перед парусными в условиях штиля. Гангутская битва дала толчок дальнейшему развитию русского флота, который вскоре вдвое превзошел шведский по количеству боевых кораблей. Шведы стали уязвимы и с моря. При посредстве Франции в 1718 г. начались мирные переговоры со Швецией (Аландский конгресс). Однако нелепая гибель Карла XII от случайного ядра в Норвегии и приход к власти в Швеции "партии войны" заставил снова взяться за оружие.

Особенно важное значение для прекращения войны сыграла победа русского флота над шведским у острова Гренгам в 1720 г. Русские моряки, смело пойдя на абордаж, сумели пленить четыре крупных шведских корабля. Победа была одержана "на глазах господ-англичан", чей флот находился неподалеку от места сражения.

Ништадтский мир . В 1721 г. 30 августа в финском городе Ништадте был заключен мир между Россией и Швецией. За Россией закреплялось побережье Балтийского моря от Выборга до Риги, часть Карелии и Ингрии (по течению Невы), Эстляндия (Эстония), Лифлявдия (часть Латвии). За приобретенные земли Россия выплатила 1,5 млн. руб. Финляндия возвращалась в состав Швеции. За прибалтийским дворянством и горожанами, преимущественно немцами, были закреплены и права, и привилегии.

Целый месяц в Петербурге проходили торжества по случаю победы. По первому санному пути Петр выехал в Москву, где торжества были продолжены. Сенат удостоил Петра чином адмирала, титулом "отца Отечества", "Великого" и Императора Всероссийского. "Троевременная школа" Северной войны (так называл ее Петр из-за семилетнего срока обучения в европейских университетах) закончилась. "Под стук топора и гром орудий" (А.С. Пушкин) Россия вошла в число мировых держав.

Лечебно-эвакуационные мероприятия являются важнейшей составляющей в системе медицинского обеспечения вооруженных сил. По существу они включают розыск, сбор, вынос (вывоз) раненых и больных, оказание им медицинской помощи (всех ее видов), их эвакуацию, лечение и медицинскую реабилитацию. Основная цель лечебно-эвакуационных мероприятий - сохранение жизни и быстрейшее восстановление бое- и трудоспособности у возможно большего числа выбывших из строя в результате боевого поражения или заболевания военнослужащих, что в условиях современной войны является наиболее эффективным способом восполнения боевых потерь личного состава воинских формирований.

Лечебно-эвакуационные мероприятия впервые стали приобретать организационные формы и элементы системы во второй половине

XVII - начале XVIII века. До XV века забота государства о раненых воинах выражалась лишь в выдаче денег «на лечбу ран» в размере от 1 до 5 рублей, при этом легкораненые, как правило, оставались и лечились при войске, а тяжелораненые находили приют и лечение в монастырях, крайне переполнявшихся во время войн.

В XVII веке в войсках Российского государства появились лекари. Однако системы оказания медицинской помощи, лечения и организованной эвакуации по-прежнему не существовало.

Распространению медицины в России способствовала страсть Петра I к анатомии и хирургии (рис. 1, 2). Великий монарх всегда имел при себе две готовальни с инструментами: одну с математическими, другую - с хирургическими, в которой находились два ланцета, шнепер для кровопускания, анатомический нож, пеликан и щипцы для удаления зубов, лопатка, ножницы, катетер и др. (рис. 3, 4).

В XVIII веке при Петре I формирование новой постоянной национальной русской армии сопровождалось совершенствованием ее медицинской организации, наличие лекарей в воинских формированиях стало правилом. Основные задачи медицинской службы определял «Устав воинский», который регламентировал руководство госпиталями, организацию медицинской службы в войсках (дивизиях, полках, ротах), управление медицинским обеспечением, порядок развертывания и работы лазаретов. В этот период вынос раненых с поля боя во время сражения категорически запрещался. Уже после боя раненых доставляли в дивизионный лазарет, где им оказывали медицинскую помощь, и затем их отправляли в места расквартирования и в постоянные или временные госпитали. Так сформировалась система лечения на месте, когда раненые оставались до полного излечения при армии и при армейских госпиталях (лазаретах).

Серьезное влияние на развитие военно-полевой хирургии во время наполеоновских войн оказали известные французские хирурги П. Перси (1754-1825), хирург Рейнской армии Наполеона, и участник всех ее походов Ж.Д. Ларрей (1766-1842). По инициативе первого во французской армии были введены «передовые подвижные хирургические отряды», предназначенные для оказания хирургической помощи на поле боя. Основной заслугой Ларрея было приближение квалифицированной хирургической помощи к полю боя. Для этой цели им были созданы специальные медицинские формирования. Оба хирурга являлись сторонниками рассечения огнестрельных ран. Вместе с тем они считали, что ранняя ампутация конечности при ее огнестрельном ранении и переломе костей предупреждает тяжелые септические осложнения. В период Бородинского сражения Ларрей лично ампутировал более 200 конечностей.


Рис. 1. Петр I - основатель военной, а также всей российской хирургической науки (1706)

Рис. 2. Петр I перевязывает раненого под Азовом (1696)

Рис. 3. Набор хирургических инструментов Петра I

Рис. 4. Походная аптечка Петра I

В 1806 г. Я.В. Виллие, действительный тайный советник, баронет и сир, лейб-медик, доктор медицины и хирургии, президент Медико-хирургической академии, издал «Краткое наставление о важнейших хирургических операциях». Это было первое отечественное руководство по военно-полевой хирургии, в котором описывались способы лечения огнестрельных ран. Виллие был выдающимся организатором помощи раненым во время Отечественной войны 1812 г., являлся медицинским инспектором русской армии. Он считал, что огнестрельные раны зашивать нельзя, так как при этом нарушается отток из раны, что способствует развитию «раздражения» тканей, т.е. нагноения. При участии Виллие в русской армии была разработана прогрессивная система оказания медицинской помощи раненым, изложенная в «Положении для временных военных госпиталей при большой действующей армии». В 1823 г. он основал «Военномедицинский журнал».

В XIX веке система лечения на месте уступила место дренажной эвакуационной системе, когда ввиду невозможности лечения большого количества раненых и больных на одном театре военных действий создавались три типа военных госпиталей: развозные, подвижные и главные военно-временные, куда последовательно поступали все раненые и больные (рис. 5).

Рис. 5. Принципиальная схема «дренажной» эвакуационной системы

В пределах территории России раненые частично эвакуировались в постоянные госпитали, которых к 1811 г. насчитывалось 33, и их общая коечная емкость составляла 20 140 коек на армию численностью 733 104 человека (1 койка на 35-36 человек). К 1826 г. в России было 95 военных госпиталей.

В дальнейшем в начале XIX века дренажная система лечебно-эвакуационных мероприятий уступила место системе рассеивания раненых, идеологом и вдохновителем которой был Н.И. Пирогов (рис. 6-8).

Она характеризовалась тенденцией к рассеиванию раненых по лечебным учреждениям в тылу страны, отказом от временных госпитальных коллекторов ввиду скученного размещения и возможного развития инфекций среди раненых, а также максимального использования постоянных стационарных лечебных учреждений, в которых раненый мог находиться на лечении до определившегося исхода ранения или заболевания.

Рис. 6. Николай Иванович Пирогов

Рис. 7. Инструменты Н.И. Пирогова, которые он использовал в период кавказской войны

Рис. 8. Схема системы лечебно-эвакуационных мероприятий по типу «рассеивания раненых»

Н.И. Пирогов с точки зрения военно-полевого хирурга ввел определение войны как «травматической эпидемии» и охарактеризовал условия деятельности медицинской службы во время боевых действий, которые оказывают влияние на организацию медицинского обеспечения армии и в особенности на организацию лечебноэвакуационных мероприятий. Основным является утверждение Н.И. Пирогова, что «не медицина, а администрация играет главную роль в деле лечения раненых и больных» и что каждый военный врач должен, умело распоряжаясь, правильно организовать помощь раненым.

По сведениям С.А. Семеки, в конце ХVII века медицинский состав находился в районе войскового обоза, раненые следовали самостоятельно или доставлялись к обозу с поля боя и оставались здесь на лечение. Негодные к дальнейшей службе сразу отпускались по домам, а остальные следовали в обозе за войсками до окончания боевых действий.

Особое значение имеют положения Н.И. Пирогова о предупреждении массового скопления раненых в начале войны и проведение медицинской сортировки, которые определяют тактику военного хирурга. По словам Н.И. Пирогова, сортировка «есть главное средство для оказания правильной помощи», он предложил разделять раненых на группы:

Безнадежные, оставленные на месте на попечение сестер и священников;

Нуждающиеся в неотложных операциях оперируются на перевязочном пункте;

Те, которым оперативное пособие может быть отложено на 1-2 дня, направляются в госпиталь;

Легкораненые, отправляемые обратно в часть после перевязки.

Во время Кавказской войны Н.И. Пирогов впервые ввел неподвижные повязки (крахмальную, гипсовую), что позволило сократить количество ранних ампутаций, применил эфир для наркоза, полагая, что «анестезия играет самую важную роль при оказании хирургических пособий» и должна применяться не только при операциях, но и как болеутоляющее средство при наложении гипсовых повязок. Изучение ранений привели его к мысли, что размеры входного и выходного отверстий раны различны в зависимости от повреждения кости, он стал хирургическим путем расширять входное и выходное отверстия пулевых ранений, убеждаясь в последующем в полезности этого способа.

Н.И. Пироговым была доказана целесообразность организации полевых подвижных госпиталей емкостью 200 коек, готовых к выполнению разнообразных задач в зависимости от места, которое они занимают в общей системе лечебно-эвакуационных мероприятий.

В 1869 г. согласно «Положению о врачебных заведениях на военное время» армия во время войны обеспечивалась следующими типами (видами) медицинских учреждений:

Войсковыми лазаретами, состоящими при полках, за счет которых во время боя развертывались передовые перевязочные пункты;

Дивизионными лазаретами, состоявшими из двух отделений, которые во время боя развертывали главный перевязочный пункт и имели штатную роту носильщиков для выноса раненых;

Военно-временными госпиталями, состоявшими из трех отделений на 210 мест каждое;

Постоянными военными госпиталями, существовавшими и в мирное время (рис. 9).

Впервые в истории русской военной медицины во время русскотурецкой войны (1877-1878) для эвакуации раненых и больных использовали железнодорожный транспорт.

Практический опыт организации лечебно-эвакуационных мероприятий в русской армии показал, что необходимость эвакуации раненых и больных из зоны боевых действий в тыл, где сосредоточивался основной объем оказания медицинской помощи, сформулировали эвакуацию как систему. Вместе с тем система лечения на месте (т.е. без эвакуации в тыл) и эвакуационная система (когда раненые и больные эвакуировались из зоны боевых действий) в чистом виде в практике не встречались и обычно находили параллельное применение. В одних условиях преобладало лечение раненых и больных на месте, в других организовывалась их эвакуация в тыл. Тесная взаимосвязь и переплетение этих систем стали особенно актуальными и значимыми в войнах и локальных вооруженных конфликтах XX века.

Рис. 9. Схема системы лечебно-эвакуационных мероприятий в русской армии в 1869 г.

К началу русско-японской войны (1904-1905) система организации лечебно-эвакуационных мероприятий продолжала развиваться. Интенсивность огня, активность боевых действий, маневренность и мобильность войск определяли необходимость сосредоточивать раненых в укрытиях, получивших название «гнезда раненых» (рис. 10).

На передовых перевязочных пунктах перевязывали раненых, накладывали шины и выполняли неотложные операции, после чего в зависимости от обстановки раненых направляли в главные перевязочные пункты, полевые госпитали или на погрузку в военно-санитарные поезда. Подвижные госпитали развертывали в крупных населенных пунктах и железнодорожных узлах, образуя путем объединения так называемые сводные госпитали. Во время Русско-японской войны (1904-1905) впервые появились специализированные госпитали, т.е. госпитали, укомплектованные соответствующими врачами-специалистами, располагающие специальным оснащением и предназначенные для оказания специализированной медицинской помощи и лечения определенных категорий раненых и больных 1 .

1 Эти госпитали были организованы только в тылу в Харбине, являвшемся тогда по своему положению центральным распределителем, и в Чите: хирургический, инфекционный, психиатрический, венерологический, офтальмологический и отоларингологический.

Рис. 10. Схема системы лечебно-эвакуационных мероприятий в русской армии в период русско-японской войны (1904-1905)

Опыт Русско-японской войны во многом показал несостоятельность и несовершенство системы медицинского обеспечения, и в том числе организации лечебно-эвакуационных мероприятий.

В 1916 г. В.А. Оппель (рис. 11) впервые попытался практически увязать лечение с эвакуацией и предложил усовершенствованную систему лечебно-эвакуационных мероприятий, получившую название «этапное лечение». Он писал: «...Под этапным лечением я понимаю такое лечение, которое не нарушается эвакуацией и в которое она входит как непременная слагаемая часть». Основным принципом системы этапного лечения были максимально возможное приближение квалифицированной помощи к раненому, а также сочетание лечения с эвакуацией. Сущность системы этапного лечения состоит в расчленении (эшелонировании) медицинской помощи и последовательном ее оказании на этапах медицинской эвакуации (медицинских пунктах и лечебных учреждениях). При этом важнейшая особенность системы этапного лечения состояла в том, что лечебные мероприятия проводятся с учетом дальнейшей эвакуации, а эвакуация осуществляется с учетом фактического состояния раненых и нуждаемости их в лечебных мероприятиях.

Рис. 11. Владимир Андреевич Оппель

Выдвинутые В.А. Оппелем принципы этапного лечения при всей их прогрессивности, к сожалению, не были своевременно реализованы на практике, чему способствовали социально-экономическое положение в России, низкий уровень здравоохранения и крайне слабая техническая оснащенность военно-медицинской службы.

В 1917 г. согласно «Инструкции по организации помощи раненым на фронте» в системе лечебно-эвакуационных мероприятий предусматривалось рациональное использование всех сил и средств медицинской службы, т.е. в первой четверти ХХ века в системе лечебно-эвакуационных мероприятий появились новые важные и перспективные элементы. Прежде всего это повышение хирургической активности в передовых медицинских подразделениях, создание подвижных хирургических групп (резервов), а также начальные элементы оказания специализированной медицинской помощи и специализации госпиталей. Этому также способствовало применение автомобильного санитарного транспорта и военно-санитарных поездов, что положительно сказалось на эффективности эвакуационных мероприятий (рис. 12).

Рис. 12. Схема лечебно-эвакуационных мероприятий в русской армии в 1917 г.

В 1918 г. в ведение военной медицины было передано руководство эвакуацией, что позволило объединить лечение и эвакуацию в единый и неразрывный процесс и разработать руководящие документы 2 , регламентирующие систему лечебно-эвакуационных мероприятий.

2 10 сентября 1918 г. утверждены «Временная инструкция учреждениям, ведающим эвакуацией», «Инструкция по эвакуации от линии боя до головного эвакопункта», «Инструкция начальника эвакопунктов» и др.

По итогам первой мировой войны (1914-1918) изменилось соотношение потерь ранеными и больными, т.е. количество раненых значительно увеличилось на фоне уменьшения удельного веса больных, что отразилось на дальнейшем развитии системы лечебно-эвакуационных мероприятий (табл. 1).

Таблица 1. Раненые и больные в русской армии в различные войны, %