Гунны - это кто такие? История гуннов. Кто такие Гунны

Обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

Марк Твен

История гуннов, как народа, очень интересна, и для нас, славян, представляет интерес тем, что гунны, с большой долей вероятности, являются предками славян. В данной статье мы рассмотрим ряд исторических документов и древних писаний, которые достоверно подтверждают тот факт, что гунны и славяне это один народ.

Исследование происхождения славян крайне важно, поскольку веками нам преподносится история, в которой русские (славяне) до прихода Рюрика были слабыми, не образованными, без культуры и традиций. Некоторые ученые идут еще дальше и говорят о том, что славяне были настолько разобщены, что даже не могли самостоятельно управлять своими землями. Именно поэтому они призвали варяга Рюрика, который и заложил новую династию правителей Руси. В статье «Рюрик – славянский варяг» мы привели ряд неопровержимых фактов, говорящих о том, что варяги это есть русские. В данной же статье будет рассмотрена культура гуннов и их история, чтобы продемонстрировать широкой публике, что гунны были предками славян. Начнем разбираться в этой весьма запутанной ситуации…

Азиатская культура гуннов

История гуннов берет свое начало в 6 веке до нашей эры. Именно с этого времени мы и начнем наш рассказ. Для того, чтобы разобраться кем же на самом деле были гунны мы будем опираться на исторические труды Аммиана Мацеллинна (крупный древнеримский историк, который начал подробно описывать исторические процессы, начиная с 96 года до нашей эры, но есть в его трудах и отдельные главы, связанные с империей гуннов), древнекитайские летописи.

Впервые крупное исследование культуры гуннов было проведено французским историком Дегиньем, который высказал идею об азиатском происхождении гуннов. Вкратце эта теория заключается в том, что Дегинь увидел удивительно сходство слов «гунны» и «сюнны». Сюннами же назывался один из крупных народов, населявших территорию современного Китая. Такая теория, мягко говоря, является не состоятельной и говорит лишь о том, что рассматриваемые народы когда-то очень давно были единым целом или имели общих предков, но никак не о том, что гунны являются потомками сюннов.

Существует и другая теория происхождения славян, которая в корне опровергает мысли, которые высказал Дегинье. Речь идет о европейском происхождении. Именно эта история гуннов нас и интересует. Ее мы и будем рассматривать. Досконально изучить данную проблему в рамках одной статьи крайне тяжело, поэтому данный материал просто продемонстрирует неопровержимые доказательства того, что гунны были предками славян, а более детально народ гунны, и в частности история великого князя и война Атиллы, будет рассмотренная в других статьях.

Народ гунны в европейских источниках

Первое подробное и конкретное упоминание о гуннах в летописях датируется 376 годом до нашей эры. Этот год ознаменовался войной, которая вошла в историю под названием гото-гуннской войны. Если о племенах готов мы знаем достаточно и их происхождение не вызывает никаких вопросов, то племя гунны впервые было описано именно при этой войне. Следовательно, остановимся более подробно на противниках готов, чтобы понять, кем же они были. И тут есть очень любопытный факт. В войне 376 года до н.э. с готами воевали … русичи и болгары! Данная война подробно описана Аммианом Марцеллином, римским историком, и именно у него впервые мы обнаруживаем это понятие – гунны. А кого Марцеллин понимал под гуннами, мы уже поняли.

Уникальными и важными являются записи, которые сделал Приск Понтийский (византийский ученый-историк), во время своего пребывания у Атиллы, вождя гуннов, в 448 году. Вот как Понтийский описывает быт Атиллы и его окружения: «Город, в котором жил Атилла, представляет собой огромное селение, в котором располагались хоромы самого вождя Атиллы и его приближенных. Эти хоромы были сделаны из бревен, а украшались они башнями. Постройки внутри двора были сделаны из гладких досок, покрытых изумительной резьбой. Окружены хоромы были деревянной изгородью… Званых гостей, подданные Атиллы встречали с хлебом и солью». Мы четко видим, что древний историк Понтийский описывает быт, который в дальнейшем был присущ именно славянам. А упоминание о встречи гостей с хлебом и солью только усиливают это сходство.

Еще более убедительное и однозначное значение термина «гунн» мы видим у другого историка из византийского 10 века Константина Богрянородского, который описывал следующие: «Этот народ мы всегда называли хуннами, в то время как они себя называют руссами». Уличить во лжи Богрянородского тяжело, как минимум по тому, что гуннов он видел своими собственными глазами, когда в 941 году н.э. киевский князь Игорь со своим войском осаждал Царьград.

Такой перед нами предстает история гуннов согласно европейской версии.

Племена гуннов в Скандинавии

Ученые древнего мира из Скандинавии в своих трудах дают однозначную характеристику того, кто такие гунны. Этим термином скандинавы называли восточнославянские племена. При этом они никогда не разделяли понятия славяне и гунны, для них это был один народ. Но обо всем по порядку. Перед нами скандинавская версия, где однозначно определяются племена гуннов.

Шведские летописцы пишут о том, что территория, на которой проживали восточные славяне, с древних времен именовалась немецкими племенами, как «Хуланд», в то время, как скандинавы эту же территорию именовали землей хунов или Хунаханд. Восточных славян, которые населяли данную территорию, и скандинавы и немцы называли «Хуны». Этимологию слова «гунны» скандинавские ученые объясняют древними преданиями об амазонках, которые жили в землях между Дунаем и Доном. Этих амазонок скандинавы издревле называли «Хуна» (Гунна), что в переводе означает «женщина». Отсюда и пошло данное понятие, а также название земель, где эти народы проживали «Хуналанд» и название самой страны «Хунагард».

Олаф Далин, известный шведский ученый, писал в своих трудах: «Кунагард или Хунагард происходит от слова «хуна». Раньше эта страна нам была известна, как Ванланд, т.е. страна населенная ваннами (по-нашему венедами)». Другой скандинавский историк Олаф Верелий в своем рассказе писал: «Под гуннами наши предки (предки скандинавов) понимали восточных славян, которых в дальнейшем называли венедами».

Скандинавы довольно долго называли племена восточных славян гуннами. В частности скандинавский воевода Ярослава Мудрого Ярл Эймунд, называл страну русского князя страной гуннов. А немецкий ученый того времени, времени Ярослава Мудрого, именем Адам Бременский писал еще более точные сведения: «Датчане называют землю русских Остроградом или Восточной страной. Иначе они называют эту страну Хунагардом, по населявшему эти земли племени гуннов». Другой скандинавский историк Саксон Грамматик, живший в Дании с 1140 по 1208 год, в своих трудах неизменно называет русские земли Хунохардией, а самих славян - русичами или хуннами.

Следовательно, мы можем сделать вывод, что народа гунны, как такового, в Европе не было, поскольку на этой территории проживали восточные славяне, которых другие племена так и называли. Напомним, что впервые данный термин был введен Марцеллином, который во многом в своих трудах опирался на рассказы готов, бежавших с востока на запада под давлением неизвестных им племен, которые сами готы стали называть гуннами.

Гунны – народ, ведущий кочевой образ жизни и происходящий от кочевых племен центральной Азии (Монголия, Северный Китай). Во второй половине четвертого века, племена гуннов стали катализатором великого переселения народов.

История: расцвет и падение

Впервые племена гуннов упоминаются в китайских источниках третьего века до нашей эры. Гунны также является первым кочевым народом, создавшим обширную империю, разделившуюся в начале первого века. Постоянные войны с Китаем и сокрушительное поражение заставило гуннов двинуться на запад.
Европейские источники впервые заговорили о гуннах во втором веке нашей эры, когда они появились у берегов Каспийского моря. Но расцвет нашествия гуннов припадает на четвертый век нашей эры. В конце четвертого века племена гуннов покоряют аланов (кочевые племена на Северном Кавказе). Следующим под ударом гуннов оказалось королевство остготов во главе с Гарманарихом. Остготам не удалось устоять под натиском, и королевство пало, сам Германарих покончил жизнь самоубийство, не в силе спасти свое королевство.
Узнав об угрозе гуннов, племена вестготов были вынуждены отступить к Фракии. В самом конце четвертого века гунны опустошили одну из римских провинций на территории Сирии и Каппадокии (Турция). Затем основная орда гуннов остановилась на территории Панонии (современная Хорватия, Венгрия). В начале пятого века гунны заключили союз с Западной Римской империей и помогали в войне против германских племен. В это же время племена гуннов постоянно совершают набеги на провинции Восточной Римской империи.
К началу пятого века гунны покорили уже большое количество племен и обложили их немалой данью, среди них были: сарматы, остготы, булгаре, гепиды и другие. Все они не только были обложены данью, но и были вынуждены участвовать на стороне гуннов в военных походах.
В 422 году гунны атакуют Восточную римскую империю (Фракию), и император Феодосий был вынужден платить гуннам дань в обмен на мир. В 445 году вождем гуннов становиться легендарный Аттила – человек, который во главе гуннов потрясет весь известный тогда мир.
Всего за два года орды гуннов захватили и разграбили около 60 городов на территории Балкан. Угроза гуннов все больше росла, и уже к 450 году они обложили данью Западную и Восточную Римские империи.
Переломным моментом в нашествии гуннов стала битва на Каталаунских полях в 451 году. Объединенное войско римлян и вестготов смогло одержать победу над ордами Аттилы. Остановить гуннов удалось только благодаря таланту Флавия Аэция. Этого римского полководца называют последним из римлян.
Флавий Аэций – великий римский военачальник, который имея в своем распоряжении небольшие отряды, отбивал атаки варваров на Западную Римскую империю несколько десятилетий. Вскоре после его убийства (императором Валентенианом) Рим был полностью разграблен, а уже через двадцать лет империя была разрушена. Флавий был лучшим генералом тех времен, и не странно, что именно он сумел остановить племена гуннов.
Проиграв Аэцию, гунны предприняли вторжение в Италию и разграбили ее, но были вынуждены отступить. Аттила умер в 453 году и его смертью воспользовались германские племена, разбившие их в битве при реке Недао. Гунны были вынуждены отступить в Причерноморские степи, дальнейшие попытки вторжения на империи им не удались.
Затем племена гуннов быстро растворились в среде кочевых племен востока, разбуженных великим переселением.

Религиозные верования гуннов

Все гунны были язычниками, и главным их божеством был Тенгри-Хан (бог грома и растений). Гунны обожествляли Солнце, огонь, воду, Луну, почитали дорогу. Сильно почитали священные деревья и приносили им в жертву лошадей. Человеческих жертвоприношений у них не было.
Гунны носили различные амулеты (из золота, серебра) в виде животных. У гуннов также были и служители культов: колдуны, шаманы, знахари, чародеи.
Во время похорон они устраивали турниры, бои на мечах, стрельбы с лука, скачки на конях. Родственники умерших в знак скорби наносили себе увечья с помощью кинжала.

Образ жизни гуннов и военное дело

Весь цивилизованный мир страшился гуннских племен и считал их воплощением варварства и страха. Никакое племя варваров не внушало такого страха в сердца римлян, как гунны. Эти племена никогда не занимались земледелием и вели кочевой способ жизни.
Римляне считали гуннов даже не людьми, а настоящими демонами. Римские историки пишут о них как о крепко сложенных воинах, с мощными руками и ногами, а их вид был действительно страшен, и порой их можно было принять за двуногих зверей.
Практически вся жизнь гуннов проходила в длительных походах, из-за этого они были вовсе не прихотливыми в пище и кулинарами их точно не следует называть. В походах они даже не употребляли вареную пищу. Не в походах еду варили в больших бронзовых котлах.
Римский историк Приск наводит интересные, но не подтвержденные больше никем сведенья. Он говорит, что гунны построили большой город из качественных бревен и досок. Также он говорит, что гунны были очень учтивым народом и всем своим гостям предлагали сначала вино, а затем и мед. При прибытии гостя они сразу вставали и наполняли его кубок.
В основе социальной организации гуннского общества была большая патриархальная семья. Приск говорит о том, что у них было многоженство. Известный европейских историк Энгельс говорит о том, что по форме государственного строя, империя гуннов представляла собой военную демократию.
Особого внимания заслуживает военное дело гуннов, так как все они были чрезвычайно воинственными и посвящали свою жизнь военных налетам и походам. В бою гунны сражались в конном строю, пехоты как таковой у них было. Только Аттила, осаждая римские города, сражался в пешем строю.
Основным оружием гуннов был короткий составной лук, и его помощью можно было вести стрельбу не только в пешем строю, но и сидя верхом на коне. Несмотря на свои малые габариты, гуннский составной лук имел очень высокую убойную силу, недооценивать ее было последней ошибкой врагов гуннов. Наконечники стрел были бронзовыми, костяными и железными.
Для устрашения к стрелам гунны прикрепляли шарики с просверленными отверстиями. При полете такие стрелы издавали сильный специфический свист. Многие античные военные, полководцы и историки называли гуннский составной лук одним из самых совершенных видов оружия этого периода.
Первым римским полководцем, ставшим использовать этот составной лук, стал известный Флавий Аэций. Этот новый вид вооружения помог ему долгое время отражать атаки варварских племен на протяжении нескольких десятилетий, а затем он разбил и гуннов под предводительством Аттилы.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод что гунны – это очень воинственное кочевое племя, пришедшее из Центральной Азии. Они стали катализатором великого переселения народов. С четвертого века нашей эры они стали представлять серьезную угрозу Римской империи. На пятый век приходиться расцвет империи гуннов. Став вождем, Аттила практически разрушил Римскую империи и содрогнул поступью своих воинов весь существующий мир. Его империя пала вскоре после его смерти, и гунны ассимилировались с другими кочевыми племенами.

Осенью 376 года, народы, заселившие территории от Среднедунайской равнины до побережья Черного моря, вошли в движение. По восточным провинциям Римской империи поползли тревожные слухи о неких диких и жестоких варварах, которые едят сырое мясо, и уничтожают все на своем пути. Вскоре к римлянам явились посланцы от их вчерашних врагов остготов и вестготов, с просьбой поселиться на территории империи.

Главной причиной этого беспокойства были гуннские полчища, ворвавшиеся в Европу. Кто они и откуда пришли на тот момент не знал никто. Один из римских историков Аммиан Марцеллин полагал, что они родом с Меотийского болота, то есть с Азовского моря. Современные исследователи ассоциируют их с народом хунну, населявшим степи к северу от Китая, с 220 года до нашей эры по II век нашей. Это были первые племена, кто создал в Центральной Азии обширную кочевую империю. Впоследствии, часть их дошла до Европы, смешавшись по дороге с тюркскими, восточно-сарматскими и угорскими племенами, что образовало новый гуннский этнос.

Их нашествие считают одним из главных факторов, положивших начало великому переселению, точнее, второй его волне. На долгий путь, который привел к столь катастрофическим последствиям, их очевидно сподвигло оскудение пастбищ, что является постоянной проблемой кочевников и причиной их перманентного передвижения. Это же было причиной их постоянных конфликтов с Китаем, в результате чего была построена великая китайская стена. Однако в I веке до нашей эры, Китай воспользовался ослаблением Хуннской державы из-за междоусобиц, и нанес им сокрушительное поражение, которое подвело итог многовековым конфликтам.

Хуннская держава рухнула, и ее разрозненные части разбрелись по Азии и Европе. Часть самых отчаянных или, по словам Гумилева – пассионарии, двинулись на Запад, где прошли через Казахстан в 50-х годах II века нашей эры и вышли к берегам Волги. После 360 года, возможно опять в связи с общим похолоданием, они перешли Волгу и продолжили свой путь на Запад, где разгромили аланов и остготов. Вот как описывал это Аммиан Марцеллин: «Гунны, пройдя через земли алан, которые граничат с грейтунгами и обыкновенно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрманариха - короля остроготов». Вслед за ними последовали готы, которые под натиском кочевников разделились на вестготов и остготов. Гунны прочно обосновались на территориях Северного Причерноморья, вплотную подойдя к римским границам.

Осенью 376 года, народы, заселившие территории от Среднедунайской равнины до побережья Черного моря, вошли в движение. По восточным провинциям Римской империи поползли тревожные слухи о неких диких и жестоких варварах, которые едят сырое мясо, и уничтожают все на своем пути. Вскоре к римлянам явились посланцы от их вчерашних врагов остготов и вестготов, с просьбой поселиться на территории империи.

Главной причиной этого беспокойства были гуннские полчища, ворвавшиеся в Европу. Кто они и откуда пришли на тот момент не знал никто. Один из римских историков Аммиан Марцеллин полагал, что они родом с Меотийского болота, то есть с Азовского моря. Современные исследователи ассоциируют их с народом хунну, населявшим степи к северу от Китая, с 220 года до нашей эры по II век нашей. Это были первые племена, кто создал в Центральной Азии обширную кочевую империю. Впоследствии, часть их дошла до Европы, смешавшись по дороге с тюркскими, восточно-сарматскими и угорскими племенами, что образовало новый гуннский этнос.

Их нашествие считают одним из главных факторов, положивших начало великому переселению, точнее, второй его волне. На долгий путь, который привел к столь катастрофическим последствиям, их очевидно сподвигло оскудение пастбищ, что является постоянной проблемой кочевников и причиной их перманентного передвижения. Это же было причиной их постоянных конфликтов с Китаем, в результате чего была построена великая китайская стена. Однако в I веке до нашей эры, Китай воспользовался ослаблением Хуннской державы из-за междоусобиц, и нанес им сокрушительное поражение, которое подвело итог многовековым конфликтам.

Хуннская держава рухнула, и ее разрозненные части разбрелись по Азии и Европе. Часть самых отчаянных или, по словам Гумилева – пассионарии, двинулись на Запад, где прошли через Казахстан в 50-х годах II века нашей эры и вышли к берегам Волги. После 360 года, возможно опять в связи с общим похолоданием, они перешли Волгу и продолжили свой путь на Запад, где разгромили аланов и остготов. Вот как описывал это Аммиан Марцеллин: «Гунны, пройдя через земли алан, которые граничат с грейтунгами и обыкновенно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. При их содействии они смело прорвались внезапным нападением в обширные и плодородные земли Эрманариха - короля остроготов». Вслед за ними последовали готы, которые под натиском кочевников разделились на вестготов и остготов. Гунны прочно обосновались на территориях Северного Причерноморья, вплотную подойдя к римским границам.

В середине I тыс, до н. э. на территории Алтая, Южной Сибири и Восточного Казахстана начал складываться союз племен гуннов, получивший название хунну (гунны). Как отмечалось в генеалогических рассказах гуннов, записанных в начале нашей эры, «они имели тысячелетнюю историю». Эти племена заявили о себе в исторических событиях эпохи «Великого переселения народов», Из числа прототюркских союзов, создавших государства, сыграли существенную роль в истории Казахстана гунны, усуни и кангюи. Территория гуннов в эпоху расцвета империи (177 г. до н. э.) охватывала огромные просторы Евразии — от Тихого океана до берегов Каспийского моря, а позднее и Центральную Европу, Усуни, по китайским источникам, исконные жители северных районов Восточного Туркестана, затем Семиречья и Ферганы, Одно из древних государств — Кангюй занимало следующую территорию: Южный Казахстан, включая Ташкентский оазис и бассейн Сырдарьи, и часть юго-западного Семиречья. Однако в вопросах локализации гуннов, усуней и кангюй остается еще много спорных проблем. Гунны, возглавлявшие многие столетия восточную коалицию племен, оказали огромное влияние на судьбы всех регионов Евразии. Во II в. до и. э. гунны заставили династию Хань (Китай) подписать «договор о мире и родстве», согласно которому получили княжну и ежегодную дань в виде «даров». В это время под властью шаньюев (царей) оказалась территория от современной Кореи до Западного Китая. В эту конфедерацию вошли также забайкальские племена. Вслед за юечжами гунны оказались в Средней Азии и создали там государство белых гуннов (эфтали-тов). Впоследствии во времена Атиллы гунны достигли Центральной Европы и разгромили Римскую империю, Начатое гуннами «Великое переселение народов» стало началом новой эпохи — эпохи средневековья и феодализма. Гунны на рубеже нашей эры диктовали ход исторических событий на Евразийском континенте. Именно с ними связано образование новых государств, этнических структур и культурных тенденций на этой территории. Особенно значительна роль гуннов в этногенезе казахского народа. Именно с широким заселением территории Казахстана в гуннский период связывается господство здесь тюркского языка, смешанного антропологического типа и сложения традиционных основ кочевой культуры. В расогенетическом плане в рассматриваемое время сформировалась европеоидно-монголоидная физическая основа, послужившая ранней предковой формой для современной смешанной тураноидной расы.

Хозяйство гуннов

Основным занятием племен гуннского культурного круга было скотоводство, как отмечает китайский историк Сыма Цянь (145-87 гг. до н. г э.): «они переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в I траве и воде. Постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах. из коих выход обращен к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс. одежду делают из разношерстных тканей «.
«Война, и набеги с целью — ‘захвата добычи — важная сторона их жизни», — пишут очевидцы этих времен. «В мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом 1 свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений». Эти формулировки традиционны для иноземных историков в их оценке кочевников раннего и позднего средневековья Евразии. Однако более детальное изучение показывает сложную структуру хозяйства. Основным видом хозяйства гуннского общества было кочевое скотоводство. В составе стада были все виды домашних животных — овца, лошадь, корова, двугорбый верблюд, коза, осел. Особенно было развито у названных племен коневодство. Богатые кочевники владели 4-5 тысячами лошадей. Усуньский гуньмо в качестве калыма за китайскую; принцессу посылал по тысяче голов лошадей. Правящая верхушка Кангюй сохраняла также традиции кочевого скотоводства, Китайские источники отмечают о различных местонахождениях летней и зимней резиденций (на расстоянии 900 км), При раскопках поселений встречается обилие костей домашних животных. Гунны знали оседлость и земледелие. В источниках упоминаются города, расположенные в глубине гуннских земель и хранимые там запасы зерна. «В северных землях стужа рано наступает, и хотя неудобно сеять просо, но в земле гуннов сеяли». В гуннском городище, в Сибири, на территории 75 га обнаружено около 80 жилищ. Поселение было окружено четырьмя рвами и четырьмя валами. Найдены в нем зерна проса, чугунные сошники, железный серп, каменные зернотерки и ямы — зернохранилища. Супя по малым размерам сошников, плуги у гуннов были небольшие, деревянные и земля вскапывалась неглубоко. На территории, занимаемой государством Кангюй (Хорезм, Приаралье, Ташкентский оазис), господствовало орошаемое земледелие. Уже в Т в. н. э. по рекам Сырдарья. Чирчик строились магистральные каналы. Следы каналов, остатки плотин прослежены при изучении местности и при дешифровке аэрофотоснимков памятников и их окрестностей. На всех раскопанных поселениях и городских центрах Кангюя были обнаружены остатки зерновых, косточки бахчевых и фруктовых культур. В помещениях-хранилищах при жилых домах найдены большие глиняные емкости и сосуды для хранения припасов.
Таким образом, общим правилом для всех государств гуннской эпохи можно считать господство кочевого скотоводства, как основного вида хозяйственной деятельности, и наличие небольших очагов оседлости и -‘земледелия, В рамках государства кочевое и оседлое население было гармонично объединено. Наряду со скотоводством и земледелием у гуннов, усуней и кангюй были развиты домашние промыслы и ремесла. Особенно широко было развито ювелирное искусство, гончарное дело, кузнечество. Находки разнообразных металлических изделий в курганах говорят о развитии металлургического ремесла. Часть населения постоянно занимается добычей железных и полиметаллических руд, разработкой золота и серебра.

Социальная организация гуннов

Социальное устройство гуннского общества имело сложную картину. Во главе страны стоял шаныой, обладавший в лучшие годы держав неограниченной властью. Его называли «сыном неба» и официально «небом и землей рожденный. Солнцем и Луной поставленный, великий гуннский шаньюй». Согласно источникам, гунны делились на 24 рода, во главе которых стояли «начальники поколения». Впоследствии распределением территории и населения по округам занялся сам шаныой, и тогда начальники стали именоваться «начальниками над 10 тысячами всадников». В свою очередь, темник назначал тысячников, сотников и десятников, наделяя их землей с кочующим на ней населением. Несмотря на чрезвычайное усиление центральной власти, в гуннском обществе продолжали действовать народное собрание и совет старейшин. Источники сообщают, что у гуннов было обыкновение три раза в году собираться в Лунци, где приносили жертву духу неба… на этих собраниях начальники поколений рассуждали о государственных делах, забавлялись конной скачкой и бегом верблюдов. В гуннском обществе существовали аристократические роды, связанные между собой брачными отношениями. Следовательно, можно вести речь о своеобразной иерархии родов в обществе. Поскольку гунны были создателями империи, среди них также было много покоренных и насильно адаптированных племен. Взаимоотношения с новопокоренными племенами и этносами проводились в форме данничества. В туниском обществе процветало также рабство, В рабов превращали в основном пленных: их поселяли в городках, они пахали землю, строили или же занимались ремеслом. Археологические материалы по усуньским курганам Семиречья, позволяют расчленить их по социальной принадлежности на группы. В первом из них (диаметр — 50-80 м, высота- 8-12 м) были обнаружены богатые захоронения, во втором (диаметр — 15-20 м, высота- 1м) -средние, и в третьем (диаметр — 5-10м, высота 30-50 см) — бедные, где найдены один, два сосуда, железные ножи, бронзовые серьга и т.д. Последняя группа курганов является самой многочисленной в Семиречье. [
О появлении частной собственности говорят также металлические, каменные и глиняные печати. Возможно, металлические печати являются (символами власти высокопоставленных лиц вусуньском обществе, глиняные же печати, скорее всего, служили для разграничения собственности. Обычным же явлением для кочевников этой поры являются различные метки, тамги и другие знаки, обнаруживаемые иногда на глиняных-сосудах или же на других предметах. В государстве Канюй тамги ставились также на монетах. На территории, относящейся к канюйскому культурному кругу, найдено большое количество монет с подобными знаками. Сам факт этого явления свидетельствует в пользу развития товарно-денежных отношений и отношений собственности. Разрыв в социальном развитии земледельцев и кочевников в идеологическом плане приводил к конфликту между ними. Основатели гуннской державы и их преемники видели свою задачу в объединении всех народов, «натягивающих лук и живущих в войлочных юртах» и «в господстве над людьми, живущими в саманных домах». В свою очередь, китайские и античные источники также стараются создать из кочевников образ врага: «Невиданный дотоле род людей, поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает все» (Марцеллии о гуннах). Выход Европы из кризиса, поразившего рабовладельческий способ производства в первые века нашей эры, и перевод общества на феодальные рельсы были невозможны без Великого переселения народов, где участвовали большинство центрально-азиатских кочевых племен. Во всемирно историческом плане это событие сравнимо с удачной социальной революцией.

Этническая история гуннов

Наименование хунну (гун) появилось в II- I в, до н.э. (протогунны) в китайских источниках Развитие кочевого скотоводства привело к консолидации некоторой части племен Центральной Азии в племенные союзы. Одним из результатов этого процесса были участившиеся набеги кочевников на раздробленные уделы Китая. Набеги несколько уменьшаются лишь в IV в. до н. э. с установлением гегемонии княжества Цинь. объединившего большинство уделов ослабевшей династии Чжоу. В это столетие китайцы совершали ответные нападения кочевникам и захватили немало территории. Гунны и усуни вынуждены были откочевать на запад. Китай на этой пограничной территории начат строить Великую Китайскую стену. Генеалогия гуннских правителей восходит к Шунь Вэю, проживавшему 1000 лет назад до Туман шанью (III в. до н. э.). К сожалению, эта легендарная история остается до сих пор неизученной. Более или менее достоверные письменные источники появляются со времен правления Моде (III-II в. до н. э.). В первые же годы правления Моде шаныой нанес сокрушительный удар по границам Китая, заставив только что утвердившуюся династию Хань вернуть кочевья гуннов в Ордосе. В 200 г. до н. э. китайский император в целях обеспечения безопасности на границе с большим войском отправился против гуннов. После первых столкновений гунны отступили, авангард китайских войск вместе с императором Гао ди оторвачся от основных сил. Кочевники, сразу же прекратив отступление, с четырех сторон окружили их: «конники хунну на западной стороне все сидели на белых лошадях, на восточной стороне на серых с белым пятном на морде, на северной стороне — на вороных, и на южной стороне — на рыжих лошадях». Затем на востоке гунны подчинили племена «восточных ху» -уху-ань, сяньби, обитавших в Монголии. На западе гуннская конница нанесла поражение юечжам в 177 г. до н. э. Об этом свидетельствуют слова шаньюя: «милостью Неба воины были здоровы, а кони в силе: они уничтожили и усмирили Юечжей, Лоулань, Усунь, Хуцзе и пограничные с ними 36 уделов стали нашими подчиненными. Все они вошли в армию хунну и составили одну семью». Окончательная победа была одержана только через 10 лет. Вождь юечжей пат в бою. а из его черепа Лаошань шаньюй сделал чашу для питья. Оттесненные в Среднюю Азию юечжи завладели территорией Греко-Бак-трийского государства, а затем создали Кушанскую державу. Таким образом, в этническом составе гуннов мы видим племена, и этнополитические образования различного происхождения. Кризис восточного гуннекого государства наступил с 71 г. до н.э., когда Китай с помощью кочевых соседей гуннов — ухуаней, усуней, динлинов, нанес тяжелое поражение. Впоследствии, в 56 г. до н.э. общество гуннов раскололось на,’ южных и северных. Но, несмотря на это до середины II в. н. э. гунны сопротивлялись китайскому продвижению на запад. Усуни считались! одним из значительных этнополитических объединений после гуннов. Их этническая история тесно связана с кочевыми племенами Центральной, Азии времен саков. Они во II в. до н.э. вошли в державу, созданную под эгидой гуннов. Впоследствии, вступив в союзнические отношения с Китаем, они стали причиной гибели державы. В союзническую эпоху участились контакты усуней со своим восточным соседом, в результате чего империя Хань часто корректировала проблемы престолонаследия. Хотя название Кангха (кангюй) известно с древнейших времен (середина II тыс. до н.э.), более или менее достоверные сведения появчяются; во II в. до н.э. В это время китайский путешественник Чжан Цянь говорит о зависимости земель Кангюя от юечжей и гуннов. После раскола гуннской державы кангюй поддерживают северо-гуннского шаньюя Чжи Чжи (Шоже) в борьбе с усунями, союзником которых выступал Китай. В II в. н.э. Кангюй становится сильным государством на территории от Восточного Туркестана до Приаралья. Таким образом, государства, созданные гуннами, усунями и кангюя ми в Центральной Азии были кочевыми.

Культура гуннов

Культура гуннов, усуней и кангюев явилась закономерным продолжением и развитием культуры сакских племен, она включила в себя и развила дальше ее основные элементы. Ко времени образования этих государств относится повсеместное распространение изделий из железа, появляется примитивный ткацкий станок, широкое развитие получает обработка дерева, зарождаются ремесла. Гунны имели достаточно развитую материальную культуру и навыки военного дела, стенобитную технику, которые позволяли сокрушать им хорошо вооруженных противников, брать его укрепленные города, Материальная культура усуней и кангюев также исследована достаточно плотно. Раскопки поселений и городов, могильников в Семиречье и в Сырдарье дали яркие выразительные материалы, которые позволяют представить характер жилищ ранних кочевников, их интерьер, проследить эволюцию керамики и ее основные типы, узнать об орудиях труда и оружии этих племен. Несмотря на сильное желание современных историков видеть их оседлым, городским народом, гунно-усуньские этносы 1 тыс. до н. э. были в основной массе кочевыми скотоводами. «Земледелием не занимаются, а со скотом перекочевывают, смотря по воде и траве», — отмечает китайский путешественник. В периферии кочевого мира были оседло-земледельческие оазисы, служившие в качестве зимовок-поселений, Некоторые из таких поселений имели вид укрепленных городищ. Таковы гуннские поселения в Сибири, укрепленное поселение Чигу усуней, городища А ктобе, Кокмардан и др.
Римский историк Приск оставил описание ставки Аттилы в Паннонии, по его словам она была подобна «обширнейшую городу» — «деревянные стены его, как мы заметили, были сделаны из блестящих досок, соединение между которыми было на вид так крепко, что едва-едва удавалось заметить — и то при старании — стык между ними. Видны были и триклинный, протянувшиеся на значительное пространство, и портики, раскинутые во всей красоте. Площадь дворца опоясывалась громадной оградой: ее величина сама свидетельствовала о дворце. Это и было жилище короля Аттилы, державшего весь варварский мир, подобное обиталище предпочитал он завоеванным городам». Родовые кладбища ранних кочевников располагались по берегам рек, Сооружались они на местах кочевий и обычно состоят из небольших курганов. Гуннские курганы отличают кольцевые оградки, наличие каменных ящиков, сопроводительное захоронение коня, вытянутое положение погребенных на спине, наконечники различных форм, костяные накладки на лук, палаши, панцирные пластины, колчанные крюки с поперечной планкой. Наиболее вьщающпеся памятники гуннского зодчества — мавзолеи типа «дын»: Козы Корпеш — Баян сулу, Домбауыл, Теке. Основные типы надмогильных сооружений усуней — насьшные курганы. Курганы располагаются группой от 2 до 25 с кольцевидными выкладками из камней на насыпи и за насыпью. Во всех районах обитания кангюйских племен около поселений располагались могильники. Погребальные сооружения состояли из наземных курганов и подземных камер. Захоронения совершались в простых грунтовых ямах, могилах с подбоем и катакомбах. В могилу’клал и глиняные и деревянные сосуды с пищей. Мужчин хоронили с оружием -кинжалами, мечами, с луками и стрелами, В женских захоронениях преобладали украшения — серьги, кольца, браслеты, ожерелья из бус. В наскальных изображениях гуннов часто встречаются образы быка, оленя и лебедя. Бык по их представлениям олицетворял силу и власть, олень приносил счастье и благополучие, указывал дорогу странникам. У гуннов считалось, что лебедь охраняет домашний очаг. Они служили тотемами древних племен. В группе памятников гуннского времени есть золотая пластина с картиной из жизни древних кочевников, «Отдых кочевников под деревом» повторяет сюжет поэмы «Козы Корпеш и Баян сулу», в них изображается Айбас и Баян супу, оплакивающая смерть Козы Корпеша. Искусство гуннов, усуней и канпоев тесно связано с художественными традициями саков (звериный стиль). Вместе с тем, для него характерно более широкое применение инкрустации, вставок самоцветов. В III-II вв. до н. э. на смену звериному стилю приходит полихромный памятники которого сохранились на. обширном пространстве от Атгая до Крыма. Наиболее интересны, обнаруженные в Семиречье, Жеты Асаре, Сары Арке и Боровом, стилизованные фигуры животных и птиц украшенные самоцветами, цветными камнями, орнаментом, и окруженные узорами из зерен зерни, филигранными поясами. Символами духа предков были уникальные статуэтки мужчин и женщин из курганов Сырдарьи (Кауынши), Центрального Казахстана (Кара агаш). Памятники иллюстрируют идеологические представления древних племен, одухотворение ими природы, культа предков и солнца.