Абу бакр мухаммад ибн закария ар-рази. Абу бакр мухаммад ибн закария ар-рази Биография Абу Бакра

(865–925 или 934) – ученый-энциклопедист, врач и философ Ближнего Востока, рационалист и вольнодумец. Родился в г. Рее (близ совр. Тегерана). Руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Последние годы жизни Р., подобно Ибн Сине, скитался, жил при дворах мелких феод. правителей. Умер в Рее. Р. был знаком с антич. наукой, считал себя последователем Платона. Произв. Р. были переведены на латынь уже в 10–13 вв. Особенно известны переводы медицинских сочинений: "Liber continens", "Liber (иногда Nonus) Almansoris" и "Liber regius" (см. библиографию всех известных произв. Р. и их переводов: Bibliographie de Rhazes... prepar?e par M. Nadjambadi, T?hran, 1960). Творчество Р., помимо его самостоят. ценности, – одно из важных звеньев, связывавших культуры Востока и Запада, античность и Ренессанс. Р. оставил труды по философии, этике, теологии, логике, астрономии, физике, химии (алхимии) и медицине. В 11 в. Бируни составил библиографию трудов Р. (см. лит.), содержащую 184 названия (нек-рые авторы называют цифры 167 и 238). До нас дошли 61 произв. и многочисл. фрагменты, включенные в труды др. авторов. Для стиля науч. исследования Р. характерны свобода от догматизма и преклонения перед авторитетами, борьба с предрассудками и мистич. истолкованием явлений природы, широкое использование экспериментов, стремление к практич. пользе. Основу онтологич. взглядов Р. составляет вера в пять вечных начал: "творец", "душа", "материя", "время" и "пространство". Сотворение мира имеет у Р. форму гностич. мифа. "Душа" (слепая жизненная сила) пожелала соединиться с "материей", "пропитать мир", дабы испытывать в нем наслаждение. Однако "материя" уклоняется от воссоединения. Тогда демиург в своем милосердии творит материальный мир, чтобы "душа" наслаждалась в нем и сотворила человека. Так "душа" становится пленницей "материи". Демиург посылает к "душе" разум, чтобы поведать ей: материальный мир – не ее родина. Узнав об этом, "душа" начинает тосковать и стремится освободиться от пут "материи". Единств. путь к такому освобождению, по мнению Р., – изучение философии. Когда все "души" освободятся, мир растворится и "материя", лишившись форм, вернется к первонач. состоянию. В области натурфилософских воззрений Р. выступает как противник аристотеликов и мутакаллимов и опирается на Платона. Его атомизм, резко отличный от атомизма мутакаллимов, близок (единств. прецедент в ср. века) атомизму Демокрита. Р. верил в абс. пространство и абс. время и, очевидно, признавал множественность миров. Несмотря на пессимистич. выводы, вытекающие из его космогонии, в области этики Р. восставал против чрезмерного аскетизма и рассматривал активную обществ. жизнь Сократа как достойный образец для подражания. Радость, наслаждения Р. считал не самоцелью, а лишь переходом к нормальному состоянию, из к-рого ранее нас вывела боль. Он создал специальный (дошедший до нас) трактат об образцовой жизни философа и полагал, что философ, по выражению Платона, "должен походить на творца", быть справедливым к людям и снисходительным к их ошибкам. Веря в прогресс науки, Р. полагал, что, хотя сам он мудрее Платона и приближается по мудрости к Сократу, вслед за ним придут др. ученые, к-рые своими творениями превзойдут все достигнутое им подобно тому, как сам он превзошел достижения других. Р. считал, что не следует говорить о заблуждениях и лжи в трудах ученых-предшественников: каждый философ ошибался, делая усилия на пути к истине, и в меру этих усилий приблизился к ней. Р. критиковал все существовавшие в его время формы религии и издевался над мутазилитами, пытавшимися ввести в теологию достижения науки и аристотелевскую силлогистику. Р. создал неск. трактатов на эту тему, в т.ч. резкий антиклерикальный трактат "Машарик аль-анбийа", популярный впоследствии у карматов. Именно этот трактат, по-видимому, лег в основу ср.-век. антиклерик. трактата "De tribus impostoribus" ("О пророках"). Р. утверждал, что все люди равны от природы и, следовательно, пророки не имеют права претендовать на духовное превосходство. "Чудеса", сотворенные пророками, суть обман либо благочестивые басни, созданные верующими. Истина едина, религий множество, следовательно – все религии ложны. Религия существует за счет традиций и привычек, основана на обмане и приносит вред, т.к. является причиной войн, ведущих к бессмысленной гибели тысяч людей. Все "священные писания" – совершенно бесполезные книги; гораздо нужнее людям книги Платона, Аристотеля, Эвклида, Гиппократа. Полемика Р. с религией – самая острая за всю историю ср. веков. Она, очевидно, имеет источник в нек-рых манихейских ересях (см. Манихейство). Антиклерик. высказывания Р. вызвали яростные нападки на него со стороны исмаилитов, Насира Хосрова (11 в.) и Абу Хатима ар-Рази (10 в.). Против эгалитаризма Р. выступали также аль-Фараби и, очевидно, Маймонид, к-рый возражал и против вытекающей из онтологии Р. мысли о том, что в мире больше зла, нежели добра, и что человеч. жизнь является злом и наказанием. Соч.: Ep?tre de B?r?ni contenant le r?pertoire des ouvrages de Muhammad b. Zakar?y? ar-R?z?, publ. par P. Kraus, P., 1936; Abi Bakr Muhammadi fillii Zachariae Raghensis (Razis). Opera philosophica fragmentague supersunt, collegit et edidit P. Kraus, pt. 1, Cahirae, 1939; см. также книгу: У. И. Каримов, Неизвестные соч. ар-Рази, "Книга тайны тайн". [Исследов., пер. и коммент.], Таш., 1957; Al-Sirat al-falsafiya, by Muhammad ibn Zakariya al-Razi, ed. by P. Kraus, Tehran, 1964. Лит.: Ибн аби Усейбаа, Табакат ал-апиба, Каир, 1882; Ташкепри-заде, Мавзуат ал-улум, Стамбул, 1895-96; Pines S., Beitr?ge zur islamischen Atomenlehre, В., 1936, S. 34-93; Kraus P., Pines S., Al-R?z?, Ab? Bakr Muhammad b. Zakar ?y?, в кн.: Encyclop?die de l´Islam, Livraison 54, Leyde-P., 1936; Pines S., Razi critique de Galien, в кн.: Actes du Septi?me Congr?s International d´histoire de Sciences, J?rusalem, 1953, p. 480-87; Nasir-e Kho-sraw, Le livre r?unissant les deux sagesses..., ?d. par H. Corbin et M. Mo´In, P., 1953 (Etude pr?liminaire, p. 128-44); ?ines S., What was original in Arabic science?, в кн.: Scientifique change, N. Y., 1963, p. 193-97. A. Бертельс. Москва.

Находясь в самом центре средневекового мира, арабский Восток в течение нескольких веков собирал воедино, хранил и развивал наследие греческой, римской, индийской и китайской медицины. Мудрость, известную искусным врачам времен халифатов, западноевропейская медицинская школа познала лишь спустя многие десятилетия.

В 20-е годы IX века сын легендарного правителя аббасидского халифата халиф Аль-Мамун основал в Багдаде Дом мудрости – научно-религиозную академию, в составе которой имелись обширная библиотека, а также одна из лучших по тем временам обсерваторий. Выдающийся правитель считал, что управлять государством невозможно без поддержки учёных мужей. Из всех уголков халифата в Багдад стекались лучшие умы в области философии, астрономии, медицины, математики, алхимии. С древних языков на арабский переводились труды античных учёных, в том числе основоположников медицины: Гиппократа, Галена, Диоскорида.

Примерно в 865 году н. э. в крупнейшем городе Ирана Рее на свет появился ученый, чьё имя спустя годы будут с уважением произносить врачи далеко за пределами халифата – Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ap-Рази . О его детстве и юности достоверных данных практически не осталось. Известно, что он усердно изучал философию, алхимию, метафизику и поэзию.

Некоторые средневековые авторы утверждают, что Ap-Рази был золотых дел мастером и, как все алхимики, одержимо занимался поисками философского камня. В этом историки видят истоки его особого интереса к химии, которой он посвятил более двадцати своих научных трудов.

Основной причиной того, что Ар-Рази , будучи уже зрелым человеком (старше 30 лет), приступает к изучению медицины, многие биографы называют намерение учёного вылечить повреждённые в результате многочисленных химических опытов глаза. Ap-Рази отправляется в Багдад, где овладевает основами медицинского искусства .

Через несколько лет ему, к тому времени прозванному арабским Галеном , было доверено руководство клиникой в Багдаде, а затем и в родном его городе – Рее . У Ap-Рази был свой оригинальный способ определения наиболее подходящего места для постройки больницы: в разных частях города он развешивал куски мяса, после чего в течение нескольких дней наблюдал, где оно дольше не подвергается разложению. Это место учёный и считал наилучшим.

При багдадской больнице функционировала школа врачей, которой также руководил Ap-Рази . Он был убеждён в том, что врачу необходимо постоянно проверять теоретические знания на практике, поскольку в медицинских сочинениях описания болезней не всегда могут быть верными. Для этого Ap-Рази предложил коллегам вести историю болезни пациента и сверять свои записи с данными, отражёнными в научной литературе. Кроме того, Ap-Рази отводил особое место специализации врача – так, широко известно его изречение о том, что «один врач не может лечить все болезни».

Одним из первых высказав предположение об инфекционной природе ряда болезней, он подробно описывает оспу и корь и отмечает невосприимчивость к повторному заражению этими заболеваниями пациентов, переболевших ими однажды. В связи с этим Ар-Рази вводит в широкую практику прививание жидкостью из пузырьков больных легкой формой оспы. Несмотря на то, что в ряде случаев эта процедура приводила к неблагоприятным последствиям, вплоть до летального исхода, в условиях эпидемий она все же помогала снизить общую смертность от оспы.

Ар-Рази известен и как искусный хирург . Он изобретает инструмент для извлечения инородных тел из глотки, одним из первых применяет в хирургии рассасывающиеся со временем нити из бараньих кишок (кетгут) и вату при перевязках.

Впервые в истории химии им предложена классификация веществ, в соответствии с которой Ар-Рази делит их на землистые (минеральные), растительные и животные, а также описывает многие химические операции (фильтрование, дистилляция, коагуляция и пр.).

Ар-Рази был убеждён в том, что все вещи состоят из атомов, и пишет о сферической природе Земли и небесных тел.

Всего Ар-Рази написал около 200 научных трудов в различных областях знаний: в философии, медицине, алхимии, физике и астрономии . Среди наиболее интересных его работ по медицине – трактат «Об оспе и кори », «Всеобъемлющая книга по медицине » и «Медицинская книга, посвящённая Мансуру » – 10 томов врачебных наблюдений, перемежающихся увлекательными рассказами и мудрыми поучениями.

Труды Ар-Рази по медицине, попав в арабскую Испанию, впоследствии были переведены на латинский язык и долгое время служили учебниками на медицинских факультетах университетов Западной Европы.

Великий целитель, химик и мыслитель Ар-Рази скончался примерно в 925 году.

По материалам книги «Медики, изменившие мир »

Подготовил Махач Гитиновасов

Иранский учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (латинизированное имя Разес, Rhazes, 865 – 925 годы) родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. В Персии, а также в городах, расположенных на территории современных Узбекистана и Таджикистана, он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию, магию и алхимию. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира».

В 30-летнем возрасте он отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии – всего, очевидно, 184 сочинения (до нас дошло 61); многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X – XIII веках.

В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому – изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита; Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Свойства веществ, состоящих из четырех начал Аристотеля, определяются размерами составляющих их атомов и пустот между ними. Величина пустого пространства между атомами самих четырех начал определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух – вверх.

В этике Ар-Рази выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни, считая образцом Сократа. Ар-Рази критиковал все существовавшие в его время религии. Истина, по Ар-Рази – едина, религий – множество, следовательно, все религии ложны; надо читать не Священное писание, а книги философов и учёных. Антиклерикальные высказывания Ар-Рази вызвали яростные нападки мусульманских мыслителей X – XI столетий, в частности Фараби.
Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Ар-Рази, очевидно, хорошо знал труды греческих философов и произведения александрийских алхимиков; он изучил и оригинальные сочинения арабских авторов VIII и IX веков.

Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Кроме того, алхимия должна заниматься получением из «обычных» камней (кварца и стекла) драгоценных камней. Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал ртуть и серу, однако он добавлял к ним еще третий принцип – «соль». Это представление о составе металлов получило в дальнейшем широкое распространение в европейской алхимической литературе.
В своих сочинениях Ар-Рази описывает различные химические аппараты и приборы и химические операции. В «Книге тайн» он делит весь материал алхимии на три раздела: 1) Познание вещества, 2) Познание приборов и 3) Познание операций.

Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества. Он разделяет их на три больших класса: 1) землистые (минеральные), 2) растительные и 3) животные. Минеральные вещества он, в свою очередь, делит на шесть групп: 1) «духи» (спирты, летучие вещества), к этой группе он относит ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу; 2) «тела» (то есть металлы), всего их семь: золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк); 3) «камни», всего их тринадцать: марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло; 4) купоросы, их шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа); 5) «бораки», которых также шесть видов; 6) «соли». Растительные вещества Ар-Рази не перечисляет, упоминая лишь о том, что они редко употребляются. Из животных веществ он выделяет 10: волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.
Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, алембики, воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.

Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамацию, растворение, коагуляцию (сгущение).
Основные работы Ар-Рази по медицине – книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» – своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке; переведённые на латинский язык, они в течение столетий служили руководством для врачей. В труде «Об оспе и кори» Ар-Рази дал классическое описание этих болезней, отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание (вариоляцию).

Рисунок 1. Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Биография

Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази (лат. Разес) родился около 865 года в городе Рей неподалеку от Тегерана. В молодости он изучал, главным образом, философию. Затем увлекся алхимией. А в возрасте 30 лет он заинтересовался медициной и отправился в Багдад получать знания. Он осваивал азы дисциплины под руководством врача при дворе халифа Багдада, автора трактата «Рай знаний».

Со временем Ар-Рази прославился там как талантливый врач, основал собственную клинику, которой руководил долгие годы, а затем и школу врачей при ней, преимуществом которой была возможность совмещать теоретические лекции с практическими уроками.

Умер он в родном городе около 925 года.

Достижения в медицине

Считается, что Ар-Рази является автором таких нововведений в хирургии, как использование ваты для обработки ран и создание специального медицинского инструмента для извлечения инородных тел из гортани. Одним из первых он стал использовать при закрытии ран брюшной полости саморассасывающиеся нитки, сделанные из стенки кишки барана.

Также, великий врач ввел в практику прививание жидкостью из пузырьков больных легкой формой оспы. Процедура был небезопасна и в некоторых случаев вызывала осложнения вплоть до летального исхода, однако в условиях эпидемий она все же помогала снизить смертность от оспы.

Наконец, Ар-Рази ввёл в медицинскую практику составление истории болезни для каждого больного.

Труды Ар-Рази

Ар-рази был не только врачом, но и философом. Всего под его авторством было создано 184 сочинения, 61 из которых сохранилось. Лишь часть из них была посвящена медицине. Многие работы Ар-рази были переведены на латынь и широко распространились среди врачей Западной Европы.

Замечание 1

Ар-Рази создал самую первую арабскую медицинскую эницклопедию – «Всеобъемлющую книгу по медицине» («Kitab al-Hawi»). Труд состоял из 25 томов и обобщил знания и опыт в области патологии, хирургии, фармацевтики, гигиены, инфекционных болезней и пр. Надо заметить, что Ар-Рази в своей работе рассмотрел болезни с разных точек зрения. Он изложил взгляды персидских и арабских, греческих, сирийских и индийских ученых, а также описал свое видение различных заболеваний. В XIII веке трактат был переведен на латынь и получил широкое распространение в Европе и Малой Азии. В течение нескольких столетий он был основной книгой, собирающей в себе все последние достижения медицины, руководством для врачей и одним из самых востребованных учебников во множестве европейских университетов.

Уникальный труд «Об оспе и кори» представляет собой собственные наблюдения Ар-Рази за течением двух опаснейших инфекционных болезней и методами борьбы с ними. Оспа и корь были тогда одними из самых распространенных причин смерти. В трактате были отражены идеи заразности, невосприимчивости к повторному заболеванию, профилактики с помощью оспопрививания, описаны первые симптомы болезней и различия клинической картины, приведены рекомендации по лечению, диете и уходу за больным. В Европе работа получила распространение только в эпоху Возрождения, когда была впервые напечатана. После этого книга была выпущена на нескольких языках, в том числе на латыни.

Для тех, кто был лишен возможности обратиться к образованному врачу, Ар-Рази изложил понятные и доступные рекомендации по профилактике болезней и укреплению здоровья в книге под названием: «Для тех, у кого нет врача».

Стоит также отметить сочинение «Один врач не может лечить все болезни». Уже тогда Ар-Рази указывал на необходимость разделения врачебного труда между более узкими специалистами.

Легенды про Ар-Рази

Существует легенда, согласно которой Ар-Рази очень тщательно выбирал место для строительства своей клиники в Багдаде. Предполагая наличие связи между некоторыми болезнями и чистотой воздуха, мудрейший врач посчитал, что в наиболее безопасных местах гниение мяса происходит медленнее. По его указанию были вывешены куски мяса в разных частях города, и выбрано то место, где мясо начало гнить позже всего.

Замечание 2

Ходила также другая легенда о том, как Ар-Рази потерял зрение. Некоторые исследователи считают, что на зрение повлияли многочисленные химические опыты с едкими веществами. Однако согласно легенде, слепоту вызвал удар кнутом, которым наградил его халиф Хорасан Абу Салих Мансур ибн Исхак. Заинтересовавшись сочинениями Ар-Рази по алхимии, он обеспечил строительство дорогостоящей лаборатории для него. Но когда он увидел неудачные опыты ученого, разозлился и ударил последнего.

Ар-Рази был не только талантливым врачом, но и великим ученым, оставившим после себя огромное наследие.