Загадка продавец продает шапку стоит 10р. Задача про шапку от Льва Толстого, а у вас получилось ее разгадать

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Лев Николаевич Толстой, как известно, был не только «великим русским писателем», но и талантливым педагогом (кстати, на 4brain есть полезный для учителей). Его подход заключался в индивидуальном отношении к каждому ученику и отсутствию традиционной школьной дисциплины. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Главная задача учителя, по мнению Толстого, состояла в том, чтобы заинтересовать учеников разными примерами, жизненными задачами, а если будет интерес, то и ребенок сам захочет узнать и научиться большему (вот такая «толстовская »).

И одним из примеров умения заинтересовать учеников явилась знаменитая задача про шапку, и эта задача сегодня реинкарнировала и стала настоящим интернет-мемом. Условие задачи таково:

Продавец продаёт шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только банкнота 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдаёт 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 руб. Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги. На сколько обманули продавца (включая стоимость шапки)?

На первый взгляд условия просты, но практика показывает, что неправильных ответов больше, чем правильных. И если вы хотите проверить себя, попытайтесь найти ответ самостоятельно перед тем, как перейдете к решению (подсказка: в задаче нет подвохов, которые призваны отвлечь внимание, а также нет двойственной интерпретации терминов ).

Любите загадки, развивающие игры, головоломки и тесты? Получите ко всем интерактивным материалам на сайте, чтобы развиваться эффективнее.

Ответ и решение

Перед тем как показать вам решение данной задачи, хочется отметить, что решений существует множество. Но я отметил, что редко можно встретить такое решение, которое смогло бы с первого раза доказать свою истинность абсолютно для любого человека.

Самое популярное решение звучит примерно так:

Продавец отдал покупателю 15 рублей из своего кармана и шапку, которая стоит 10 рублей. А продавщицу вообще не стоит учитывать, так как он взял у нее 25 рублей и вернул обратно. То есть правильный ответ – 25 рублей.

Мне некоторые выводы кажутся сомнительными, так как являются (то есть для них опускается ряд посылок). Поэтому давайте попробуем разобраться в ситуации с использованием простой бухгалтерской формы:

Действительно, получается, что продавец по сравнению с начальной ситуацией (до всех сделок) остался:

  • Без шапки
  • Без 15 рублей в кассе (по сравнению с той суммой, которая была изначально)

Также хочется отметить, что часто, когда люди дают изначально неправильное решение, они начинают заниматься демагогией. Например, придираются к слову «обманули», говоря, что, может быть, покупатель и не знал, что дает фальшивые деньги (но в этом случае, обманули те, кто произвел фальшивую купюру). Либо говорят, что в итоге продавцу должны вернуть фальшивую купюру, которая тоже чего-то стоит. Естественно, любая задача является моделью жизненной ситуации и она не описывает все тонкости, а позволяют любые слова толковать как угодно.

Но многие из данных аргументов являются достаточно слабыми, что позволяет нам говорить, что правильное решение данной задачи всё-таки.

September 11, 2015 10:06

By Fabiosa

Помимо того, что Лев Николаевич Толстой был великим русским писателем, он еще был известен как талантливый педагог. Его подход заключался в отсутствии традиционной школьной дисциплины и в индивидуальном отношении к каждому ученику. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Главная задача учителя, по мнению Толстого, состояла в том, чтобы заинтересовать учеников разными примерами и жизненными задачами, а если будет интерес, то и ребенок сам захочет узнать и научиться большему.

По легенде, данная задачка придумана Львом Толстым для второго класса церковноприходской школы. Сейчас её правильно могут решить только 30% старшеклассников, только 20% студентов ВУЗов и только 10% работников банков и кредитных учреждений. Условие задачи таково:

nnm.me

Продавец продаёт шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только банкнота 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдаёт 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 руб. Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги.На сколько обманули продавца?

На первый взгляд, решение лежит на поверхности. Однако многих задача вводит в заблуждение и вызывает много споров.

Решение

На самом деле, решений существует множество. "Классический" ответ звучит так:

Продавец отдал покупателю 15 рублей из своего кармана и шапку, которая стоит 10 рублей. А продавщицу вообще не стоит учитывать, так как он взял у нее 25 рублей и вернул обратно. То есть правильный ответ – 25 рублей.

Если этот ответ ввел вас в недоумение, попробуем объяснить решение на примере бухгалтерской формы:

На самом деле, получается, что продавец по сравнению с начальной ситуацией (до всех сделок) остался:

  • без шапки;
  • без 15 рублей в кассе (по сравнению с той суммой, которая была изначально).

Вот такая мудрая задачка от Льва Толстого, которая по сей день вызывает множество споров!

Помимо того, что Лев Николаевич Толстой был великим русским писателем, он еще был известен как талантливый педагог. Его подход заключался в отсутствии традиционной школьной дисциплины и в индивидуальном отношении к каждому ученику. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Главная задача учителя, по мнению Толстого, состояла в том, чтобы заинтересовать учеников разными примерами и жизненными задачами, а если будет интерес, то и ребенок сам захочет узнать и научиться большему.

По легенде, данная задачка придумана Львом Толстым для второго класса церковноприходской школы. Сейчас её правильно могут решить только 30% старшеклассников, только 20% студентов ВУЗов и только 10% работников банков и кредитных учреждений. Условие задачи таково:

Продавец продаёт шапку. Стоит 10 р. Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только банкнота 25 р. Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять. Мальчик прибегает и отдаёт 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 руб. Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги. Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги.На сколько обманули продавца?

На первый взгляд, решение лежит на поверхности. Однако многих задача вводит в заблуждение и вызывает много споров.

Решение

На самом деле, решений существует множество. “Классический” ответ звучит так:

Продавец отдал покупателю 15 рублей из своего кармана и шапку, которая стоит 10 рублей. А продавщицу вообще не стоит учитывать, так как он взял у нее 25 рублей и вернул обратно. То есть правильный ответ – 25 рублей.

Если этот ответ ввел вас в недоумение, попробуем объяснить решение на примере бухгалтерской формы.

Главная задача учителя, по мнению Толстого, состояла в том, чтобы заинтересовать учеников разными примерами, жизненными задачами, а если будет интерес...

Лев Николаевич Толстой, как известно, был не только «великим русским писателем», но и талантливым педагогом. Его подход заключался в индивидуальном отношении к каждому ученику и отсутствию традиционной школьной дисциплины.

В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Главная задача учителя, по мнению Толстого, состояла в том, чтобы заинтересовать учеников разными примерами, жизненными задачами, а если будет интерес, то и ребенок сам захочет узнать и научиться большему (вот такая «толстовская майевтика»).

И одним из примеров умения заинтересовать учеников явилась знаменитая задача про шапку, и эта задача сегодня реинкарнировала и стала настоящим интернет-мемом.

Условие задачи таково:

Продавец продаёт шапку. Стоит 10 р.

Подходит покупатель, меряет и согласен взять, но у него есть только банкнота 25 р.

Продавец отсылает мальчика с этими 25 р. к соседке разменять.

Мальчик прибегает и отдаёт 10+10+5. Продавец отдаёт шапку и сдачу 15 руб.

Через какое-то время приходит соседка и говорит, что 25 р. фальшивые, требует отдать ей деньги.

Ну что делать. Продавец лезет в кассу и возвращает ей деньги.

На сколько обманули продавца (включая стоимость шапки)?

На первый взгляд условия просты, но практика показывает, что неправильных ответов больше, чем правильных. И если вы хотите проверить себя, попытайтесь найти ответ самостоятельно перед тем, как перейдете к решению (подсказка: в задаче нет подвохов, которые призваны отвлечь внимание, а также нет двойственной интерпретации терминов )

Ответ и решение

Перед тем как показать вам решение данной задачи, хочется отметить, что решений существует множество. Но я отметил, что редко можно встретить такое решение, которое смогло бы с первого раза доказать свою истинность абсолютно для любого человека.

Самое популярное решение звучит примерно так:

Продавец отдал покупателю 15 рублей из своего кармана и шапку, которая стоит 10 рублей. А продавщицу вообще не стоит учитывать, так как он взял у нее 25 рублей и вернул обратно. То есть правильный ответ – 25 рублей.

Мне некоторые выводы кажутся сомнительными, так как являются энтимемами (то есть для них опускается ряд посылок). Поэтому давайте попробуем разобраться в ситуации с использованием простой бухгалтерской формы:


Действительно, получается, что продавец по сравнению с начальной ситуацией (до всех сделок) остался:

  • Без шапки
  • Без 15 рублей в кассе (по сравнению с той суммой, которая была изначально)

Также хочется отметить, что часто, когда люди дают изначально неправильное решение, они начинают заниматься демагогией. Например, придираются к слову «обманули», говоря, что, может быть, покупатель и не знал, что дает фальшивые деньги (но в этом случае, обманули те, кто произвел фальшивую купюру).

Либо говорят, что в итоге продавцу должны вернуть фальшивую купюру, которая тоже чего-то стоит. Естественно, любая задача является моделью жизненной ситуации и она не описывает все тонкости, а особенности нашего языка позволяют любые слова толковать как угодно.

Но многие из данных аргументов являются достаточно слабыми, что позволяет нам говорить, что правильное решение данной задачи всё-таки: 25 рублей.опубликовано