При диспансеризации понадобились дополнительные обследования. Диспансеризация работающего населения

Дополнительная диспансеризация работающего населения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье»

С 1 июля 2006 года началась дополнительная диспансеризация граждан в возрасте 35-55 лет, работающих в государственных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта, в научно-исследовательских учреждениях. Дополнительная диспансеризация проводится в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в сфере здравоохранения до 2012 года, за 6 лет она должна была охватить все работающее население. Основанием для начала дополнительной диспансеризации послужил приказ МЗ и СР РФ №188 от 22.03.2006г. «О порядке и объёме проведения дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях». Приказ утверждал порядок и объём проведения дополнительной диспансеризации, учётную форму и форму отчётности, нормативы затрат и распределение средств, полученных на проведение дополнительной диспансеризации .

Основными задачами дополнительной диспансеризации явились: выявление основных хронических заболеваний на ранних стадиях, в первую очередь, сердечнососудистых, и онкологических, с последующим проведением своевременных комплексных лечебно-реабилитационных мероприятий на основе динамического наблюдения за состоянием здоровья граждан.

Ожидаемые результаты дополнительной диспансеризации:

  • - ранее выявление новых случаев заболеваний: ИБС, гипертонической болезни; онкологических заболеваний, сахарного диабета; туберкулеза;
  • - увеличение охвата динамическим (диспансерным) наблюдением пациентов с выявленными хроническими заболеваниями, учет и мониторинг показателей диспансеризации;
  • - формирование индивидуального паспорта здоровья (составление индивидуальной программы реабилитации и мероприятий профилактики заболеваний);
  • - улучшение показателей эффективности диспансерного наблюдения (снижение частоты обострений хронических заболеваний; снижение показателей вызовов скорой помощи, госпитализации в круглосуточный стационар; снижение показателей первичного выхода на инвалидность трудоспособного населения; снижение показателей смертности трудоспособного населения, повышение качества жизни);
  • - получение экономического эффекта (от снижения финансовых затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности, предупреждения случаев лечения в круглосуточном стационаре, вызовов скорой медицинской помощи к больным с хроническим заболеваниями);
  • - повышение санитарно-гигиенической грамотности у населения и мотивации к сохранению своего здоровья.

Если рассматривать поэтапно проведение дополнительной диспансеризации, то:

В 2006 году были осмотрены граждане, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях (ограничение по возрасту 35-55 лет);

В 2007 году - осмотрены работающие в бюджетной сфере, но уже без ограничения по возрасту без ограничения возраста (на основании приказа МЗ и СР РФ №47 от 17.01.2007г.«О проведении дополнительной диспансеризации граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях»); объем обследования при диспансеризации не изменился.

В 2008 году - были включены все работающие, имеющие полис обязательного медицинского страхования, независимо от статуса предприятия (организации), без возрастных ограничений, а также те работники бюджетной сферы, которые не прошедшие по каким-то причинам дополнительную диспансеризацию в 2006-2007 гг. (в соответствии с приказом МЗ и СР РФ №80н от 20.02.2008 г.«О проведении в 2008-2009 годах дополнительной диспансеризации граждан»,); Программой диспансеризации расширен объём обследования: добавлены показатели липидного профиля и онкомаркеры для мужчин и женщин старше 40 лет.

В 2009 году - диспансеризация охватывала работающих граждан, не прошедших дополнительную диспансеризацию в предыдущие года; при этом уменьшилось число врачей-специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации, а также были внесены изменения в биохимические показатели (приказ МЗ и СР РФ №67-н от 24.02.2009г.«О порядке проведения в 2009 году дополнительной диспансеризации работающих граждан»).

В 2010-2012 гг. диспансеризацию проходили работающие граждане, не проходившие ее в с 2006 по 2009 гг., или прошедшие дополнительную диспансеризацию в 2006 году, но не включенные в диспансерное наблюдение в результате выявленного заболевания. Диспансеризацию также должны были пройти граждане с вредными (опасными) условиями труда, независимо от сроков прохождения углубленных медицинских осмотров (на основании приказа МЗ и СР РФ №55-н от 04.02.2010г.«О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан»). Объём обследований не менялся.

Объём обследования при дополнительной диспансеризации включал:

  • 1. Осмотр пациентов врачами-специалистами (терапевт, эндокринолог, хирург, невролог, офтальмолог, уролог или акушер-гинеколог).
  • 2. Проведение лабораторных и функциональных исследований (клинический анализ крови, клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, электрокардиография, флюорография, маммография или УЗИ молочной железы).

После обследования гражданина в соответствии с установленным объемом дополнительной диспансеризации врач-терапевт с учетом заключений врачей-специалистов, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, а также результатов лабораторных и функциональных исследований, определял гражданину соответствующую группу состояния здоровья с целью планирования дальнейших мероприятий одну из 5 групп. Характеристики групп представлены ниже:

I группа - практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении. С ними проводилась только профилактическая беседа, включающая рекомендации по здоровому образу жизни и здоровому питанию, о необходимом объеме физической активности, а также о важности поддержания оптимальной массы тела и вреда курения;

II группа - граждане с риском развития хронического неинфкционного заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для этой группы оценивался суммарный риск сердечно-сосудичтых заболеваний, риски при прочих заболеваниях (в зависимости от выявленных факторов риска), давались общие рекомендации по профилактике хронических неинфекционных заболеваний;

III группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании в амбулаторных условиях для уточнения (установления) диагноза при впервые установленном хроническом заболевании или при наличии уже имеющегося хронического заболевания, а также нуждающиеся в лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения которых наступает выздоровление);

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в условиях стационара в связи с заболеванием, выявленным во время дополнительной диспансеризации. Пациенты данной группы направлялись на плановую госпитализацию в стационар;

V группа - граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В данном случае медицинская документация гражданина направлялась в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения для принятия решения в установленном порядке о направлении гражданина в учреждение здравоохранения для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.

На основании полученных сведений о результатах прохождения дополнительной диспансеризации работающего гражданина врач-терапевт, осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина по месту жительства, в соответствии с установленной по результатам дополнительной диспансеризации группой состояния здоровья, определял индивидуальную программу профилактических мероприятий и проводил профилактическую беседу. При необходимости пациентов данной группы направляли на дальнейшее лечение (амбулаторное, стационарное, восстановительное). При наличии у гражданина хронического заболевания врач-терапевт должен осуществлять над ним диспансерное (динамическое) наблюдение.

По желанию гражданина, прошедшего диспансеризацию, врач-терапевт должен выдать Паспорт здоровья, в котором отмечены все результаты осмотров врачей-специалистов (включая дополнительные консультации, если они имели место), всех исследований (включая дополнительные), проведенных в процессе осуществления дополнительной диспансеризации. В паспорте здоровья указывалась группа состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по дальнейшему проведению профилактических мероприятий и/или лечению. Паспорт здоровья в дальнейшем хранится у гражданина.

В 2012 года дополнительная диспансеризация в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» завершена. Проделана огромная работа, однако продолжают оставаться проблемные вопросы, которые необходимо учесть при проведении всеобщей диспансеризации с 2013 года.

Одной из основных выявленных проблем явилось нежелание пациентов проходить дополнительную диспансеризацию Причины, по которым работающие граждане не прошли дополнительную диспансеризацию:

  • - отсутствие информации о дополнительной диспансеризации;
  • - занятость на производстве;
  • - недоверие к результатам проводимых обследований;
  • - неудовлетворительная организация диспансеризации и связанная с этим затрата большого количества времени на её прохождение.

Кроме того, многие из тех, кто начали проходить дополнительную диспансеризацию, не прошли ее в полном объеме, а следовательно такой случай считался не законченным.. Незаконченным случаем считался так же и тот случай, когда граждане хоть и прошли дополнительную диспансеризацию в полном объеме, но унесли домой амбулаторные карты, эти граждане также были включены в списки на дополнительную диспансеризацию в 2010 г, что явилось дополнительной неоправданной нагрузкой как для амбулаторного учреждения, так и для самого гражданина, так как определить группу здоровья и затем относительно группы разработать индивидуальную программу оздоровления такому пациенту не представлялось возможным. Эта проблема имела серьезные последствия для многих амбулаторных учреждений, которые участвовали в диспансеризации, так как незаконченный случай не оплачивался совсем, а затраты на реактивы, ФЛГ пленку, ЭКГ, и т.д. на данного пациента произошли. (Приказ ФФОМС от 14.04.2008 № 82).

Проведение диспансеризации требует достаточных временных затрат и согласия работодателя на отсутствие работника на рабочем месте в течение нескольких дней, что так же явилось причиной, почему далеко не все сотрудники организаций, подлежащих дополнительной диспансеризации, прошли дополнительную диспансеризацию. Таким образом, уже на начальном этапе дополнительной диспансеризации работающего населения.

Организация самого процесса проведения дополнительной диспансеризации работающих включала следующие проблемы:- незаинтересованность специалистов в проведении диспансеризации в связи с недостатком времени. Узким специалистом фактически приходилось в одно и то же время осуществлять как первичную медико-санитарную помощь населению в поликлинике, так и проводить выездные медицинские осмотры в организациях, что значительно увеличило нагрузку и привело к снижения качества медицинской помощи.

Учреждению не оплачивалась ФОМСом проделанная работа не только в случае незаконченного случая или когда пациент унес амбулаторную карту, но и,например, если в отчете не указан СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). Информацию СНИЛСе зачастую отказывались предоставлять отделы кадров предприятий (имели право не указывать его в соответствии с законом «О персональных данных»). Также учреждение не получало оплату за законченный случай из-за затянутых сроков экспертизы формы № 1-ДД («Сведения о ходе проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» Приказ ФФОМС от 14.04.2008 № 82) , так как оплата производится лишь в том случаях, если давность медицинских осмотров и лабораторно-диагностических исследований не превышала 3 месяцев (исключение составляют только флюорографии и маммографии - 2 года с момента диагностического исследования). Однако даже в случае оплаты законченного случая из расчета в 2007 году 540 рублей, в 2008 года - 974 рубля, 2009-2010 года - 1042 рубля, 2011-2012 гг. 1446 рублей указанные суммы не отражали истинных затрат учреждений, так как реальная стоимость затрат на фонд заработной платы специалистам, расходные материалы, реактивы, использование дорогостоящего оборудования в несколько раз больше, чем оплачивается ФОМСом. Таким образом, диспансеризация оказалась ношей для лечебного учреждения, и в ее проведении не были заинтересованы ни медицинские сотрудники, ни руководитель медицинского учреждения .

И, наконец, отсутствие необходимого уровня ответственности и прямой заинтересованности в результатах диспансеризации участкового врача является основным и очень серьезным недостатком не только советской системы диспансеризации, но и организованной в последние годы дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Выше перечисленный проблемы относятся к первой составляющей диспансеризации- выявлению хронических неинфекционных заболеваний на ранней стадии, однако более серьезным недостатком явилось отсутствие процедуры коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, которая должна происходить, или, по крайней мере, начинаться уже в рамках диспансеризации. Опыт проведения дополнительной диспансеризации работающего населения, стартовавшей в нашей стране с 2006 по 2012 года по месту работы граждан, показал, что отказ от участково-территориального принципа ее организации привел к тому, что медицинские осмотры работающих не стали реальным способом контроля за их здоровьем, поскольку в большинстве случаев диспансеризация заключалась только в обследовании и выявлении болезней без реализации последующего комплекса лечебно-профилактических и реабилитационных мер .

Таким образом, в процессе совершенствования диспансеризации необходимо учесть как положительный, так и отрицательный накопленный опыт. Прежде всего, важно создать научно обоснованную систему мероприятий диспансеризации с учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта, исходя из реальных возможностей государства и существующей системы здравоохранения, чтобы обеспечить ее устойчивое функционирование, не нарушающее повседневный режим работы амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения) при непосредственном участии и личной ответственности участкового врача (фельдшера) за ее результаты.

С 2006 г. в стране проводится дополнительная диспансеризация (ДД) граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта и в научно-исследовательских учреждениях. Порядок и объем проведения ДД регламентируется приказом МЗ РФ № 188 от 22.03.2006 г. В 2006 г. проведена ДД вышеперечисленных контингентов в возрасте 35-55 лет, с 2007 г. ДД подлежат все работающие. ДД проводится врачами-специалистами с использованием установленных лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме:

Осмотр врачами-специалистами:

· терапевтом (врачом-терапевтом участковым, ВОП),

· эндокринологом,

· хирургом,

· неврологом,

· офтальмологом,

· урологом (для мужчин),

· акушер-гинекологом.

Лабораторные и функциональные исследования:

· Клинические анализы крови и мочи,

· Холестерин, сахар крови,

· Флюорография 1 раз в год,

· Маммография (женщинам 40-55 лет – 1 раз в 2 года) или УЗИ молочной железы.

Врач-терапевт участковый с учетом заключений врачей-специалистов и результатов обследования определяет состояние здоровья граждан, прошедших ДД, и с целью планирования дальнейших мероприятий распределяет по следующим группам:

I группа – практически здоровые граждане, не нуждающиеся в Д-наблюдении, с которыми проводится беседа о ЗОЖ.

II группа – граждане с риском развития заболеваний, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них составляется индивидуальная программа профилактики, осуществляемая в ЛПУ по месту жительства.

III группа – граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании для уточнения (установления) диагноза (впервые установленное хроническое заболевание) или лечении в амбулаторных условиях (острое респираторное заболевание, грипп и другие заболевания, после лечения которых наступает выздоровление) «*».

IV группа - граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в стационарных условиях, состоящие на Д-учете по хроническому заболеванию «*».

V группа – граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи «*».

«*» - дообследование в амбулаторно-поликлинический и стационарных условиях не входит в объем ДД.

Учреждение, проводившее ДД не по месту жительства гражданина, передает «Карту учета ДД» в результатами обследования в ЛПУ по месту жительства гражданина.

На основании сведений о результатах прохождения ДД участковый терапевт (ВОП), осуществляющий динамическое наблюдение за состоянием здоровья гражданина, определяет необходимый объем дообследования, направляет на дальнейшее лечение и осуществляет за ним Д-наблюдение по хроническому заболеванию.

Диспансеризация женщин детородного возраста , имеющих экстрагенитальную патологию, проводится в соответствии с приказом МЗ РФ от 10.02.2003 г. № 50 «О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» (приложение 2, раздел 3 «Беременность и экстрагенитальная патология»). В приказе приведена схема динамического наблюдения с указанием сроков госпитализации.

Диспансерное наблюдение больных профессиональными заболеваниями регламентировано приказом МЗ РФ № 555 от 29.09.89 г. «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств». Врач-терапевт осуществляет наблюдение в соответствии с примерной схемой, приведенной в приложении №7 «Положение о порядке проведения диспансеризации больных профессиональными заболеваниями».

Инвалиды и участники ВОВ наблюдаются в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Диспансеризация лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС , проводится на основании приказа МЗ РФ № 293 от 3.10.97 г. «О совершенствовании диспансеризации лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Данный приказ регламентирует периодичность и объем диспансеризации этой категории лиц.

Катастрофическое ухудшение жизненного уровня людей, высокая смертность, демографический кризис, побудили государство обратить пристальное внимание на здоровье граждан. Был введен план диспансеризации, предусматривающий комплексное обследование организма обратившегося пациента на предмет выявляемых заболеваний. Система работает недавно, знают о процедуре немногие. Положенная взрослому и детскому населению бесплатная диспансеризация 2018 – что входит в обследование, хотели бы уточнить многие граждане, заботящиеся о состоянии здоровья.

Что такое диспансеризация

Многие граждане обращаются за врачебной помощью тогда, когда болезнь находится на неизлечимой стадии, и уже почти нельзя ничем помочь больному. Если же выявить недуг на ранних этапах развития, когда он тихо тлеет в организме, то можно эффективно вылечить человека, улучшая качество жизни. Всестороннее обследование организма приборами, консультации специалистов разных профилей, забор анализов включает в себя диспансеризация. Обследоваться бесплатно можно раз за три года. Некоторым категориям граждан можно проходить исследование ежегодно.

Россияне не любят посещать поликлинику без повода – толкаться в очередях, находиться среди больных с риском подхватить инфекцию никому не нравится, поэтому многие хотят знать, что входит в диспансеризацию взрослого, каких врачей надо посетить, что за анализы сдать. Диспансерный осмотр – дело добровольное, никто принуждать человека проходить скрининг не станет, государство просто стимулирует людей следить за здоровьем, предоставляя бесплатные медицинские услуги.

Цели­

Комплексная диагностика направлена на выявление заболеваний хронического характера разными методами обследования. Статистика утверждает, что россияне разных возрастных групп умирают от сердечно-сосудистых, раковых, эндокринных и легочных недугов в порядке убывания. Первичный осмотр направлен на обнаружение болезней такого типа. Ранняя диагностика позволяет успешно лечить недуги, принимать профилактические меры против развития заболеваний, формировать правильное отношение к здоровью совершеннолетних и несовершеннолетних членов общества.

Программа

Медицинские учреждения, имеющие право заниматься диспансеризацией, руководствуются приказом Минздрава России от 03.02.2015г. за № 36ан, принятого на основе статей 6724, 6175 ФЗ за № 323 от 21.11.2011г., устанавливающим право на проводимые диагностические обследования единожды в три года следующим категориям взрослых россиян:

  • работающим;
  • безработным;
  • учащимся очно в средне-специальных и высших учебных учреждениях.

Некоторые граждане могут проходить медосмотр ежегодно. К ним относятся:

  • инвалиды ВОВ, военных действий;
  • жители блокадного Ленинграда, имеющие соответствующее удостоверение;
  • узники концентрационных фашистских лагерей.

Порядок прохождения обследования организма включает два этапа диспансеризации. На первом выявляются пациенты, имеющие склонность к развитию хронических недугов неинфекционного характера. Если у пациента выявлена заболевание или склонность к нему вследствие нездорового образа жизни, употребления спиртного, генетической предрасположенности, иных факторов, то проводится второй, углубленный, этап исследования для уточнения диагноза. По результатам обследований, которые входят в общую систему медосмотра, человеку выдается Паспорт здоровья.

Организация

В рамках обязательной системы медицинской страховки населения проходит диспансеризация в поликлинике, больнице, пункте оказания скорой помощи, участвующих в оказании бесплатных медицинских услуг населению. Гражданин может явиться на скрининг для выявления хронических недугов в поликлиническое отделение по месту регистрации. Ответственными за оказание услуг являются заведующий медицинской организацией, врачи, фельдшеры, принимающие участие в программе.

Что входит в диспансеризацию

Дети возраста 1-17 лет проходят обязательное медицинское обследование с шагом 3 года. Для совершеннолетних россиян подход иной. Врачи проверяют на диспансеризации вероятность вхождения обследуемого в категорию риска, поэтому придется проходить комплексное обследование, включающее разные скрининговые процедуры, на первой стадии медосмотра. Второй этап включает углубленное исследование организма, проводится по врачебным рекомендациям со специфическими процедурами и консультациями узких специалистов.

Плановая­

В методику прохождения профилактического осмотра входит планомерное изучение работы систем жизнедеятельности человека. Врачи ищут «слабое звено», могущее привести к серьезным заболеваниям. На первой стадии в медосмотр входят следующие исследования:

  • установление антропометрических данных (рост, вес, индекс массы);
  • проверка уровней верхнего и нижнего давления;
  • забор крови на клинический, биохимический анализ, а также на содержание глюкозы и холестерина;
  • ЭКГ мужчинам старше 35 лет, женщинам старше 45 лет;
  • мазок на цитологию с поверхности шейки матки у женщин до 69 лет;
  • флюорограмма;
  • анализ мочи;
  • маммограмма молочной железы женщин возраста 39-75 лет;
  • УЗИ брюшной полости лиц старше 39 лет, брюшной аорты людям, работавшим во вредных условиях, курившим, вдыхавшим пары отравляющих веществ;
  • взятие кала на кровь;
  • замер внутриглазного давления;
  • консультация терапевта.

Дополнительная

Если у человека обнаружены отклонения от нормальных показателей, то проводится дополнительная диспансеризация. Во вторую стадию входят следующие процедуры, по показаниям терапевта, делавшего заключения на первом этапе диспансеризации:

  • гастродуоденоскопия;
  • диагностика артерий, снабжающих мозг кислородом;
  • колоноскопия;
  • спирометрия;
  • специфические анализы крови.

Каких врачей проходят на диспансеризации

В начальный этап диспансеризации входит консультация терапевта, участкового врача, который принимает решение по анализам обратившегося человека о необходимости дальнейшего обследования. Может понадобиться обращение к следующим специалистам:

  • урологу, мужчинам 42-69 лет при подозрении на онкологию предстательной железы;
  • кардиологу;
  • эндокринологу;
  • неврологу;
  • пульмонологу, гражданам, работающим на вредных производствах;
  • хирургу и (или) колопроктологу лицам старше 45 лет;
  • гинекологу, женщинам с патологическими изменениями тканей шейки матки;
  • офтальмологу, лицам, старше 39 лет с пониженным внутриглазным давлением, гражданам старше 75 лет – с повышенным.

Взрослые

Людям, занятым работой на вредных и опасных производствах, может потребоваться при диспансеризации обследование онколога, пульмонолога, гастроэнтеролога. Если у женщины 35-75 лет неблагоприятные данные обследования молочной железы, то показан осмотр маммологом. Обследование хирурга входит в процедуру второй стадии диспансеризации, если у человека выявлены отклонения работы организма, нуждающиеся в срочном оперативном вмешательстве.

Дети

Дети проходят диспансеризацию, куда входит посещение педиатра, невролога, кардиолога, ортопеда, оториноларинголога, офтальмолога каждый квартал до достижения малышами 1 года. После трех лет придется пройти вышеуказанных специалистов, андролога - мальчикам, гинеколога – девочкам, психолога, логопеда при поступлении в дошкольные заведения. Далее, каждые 3 года ребенок проходит обязательную диспансеризацию, организуемую школьным учреждением.

Какие анализы сдают при диспансеризации

В плановую процедуру входят стандартный, биохимический анализы крови, исследования на глюкозу и холестерин, забор мочи на клинический анализ. Женщины сдают мазок из влагалища на гистологическое обследование клеток тканей. Во вторичную проверку входят анализы по показаниям врача. К ним могут относиться следующие типы исследований крови:

  • диагностика липидного спектра;
  • степень концентрации гликогемоглобина;
  • уровень содержания антигена простатспецифического.

Видео

Внимание! Иформация представленная в статье носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Сохранение и укрепление здоровья граждан является одной из приоритетных функций государства. Наиболее эффективным способом своевременного обнаружения какого-либо заболевания является диспансеризация. Что такое диспансеризация работающего населения, почему она важна и каков порядок ее проведения? Что следует знать работодателю и работнику о диспансеризации? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

Диспансеризация и ее цели

Диспансеризация – это комплекс мероприятий, направленных на наблюдение в динамике за состоянием здоровья человека. Входит в данный комплекс диагностика, профилактика и оздоровление.

Работающее население страны – это основной костяк, на плодах труда которого существует и развивается государство в целом, а также материально обеспечиваются нетрудоспособные слои населения. Следовательно, забота о сохранении здоровья данного контингента – это важнейшая функция государства. Таким образом, к основным целям диспансеризации трудящихся граждан относятся:

  • Сохранение здоровья.
  • Снижение заболеваемости и профилактика болезней.
  • Уменьшение численных показателей инвалидности и смертности.
  • Улучшение качества жизни.

Достижение перечисленных целей основывается на комплексном выполнении целого ряда конкретных задач. Только плановая и комплексная реализация задач может сделать диспансеризацию по-настоящему эффективной. Это достижимо при слаженном сотрудничестве медучреждений и работодателей. Итак, к задачам относится:

  • Проведение мед. обследования работников (от 18 лет) специалистами с использованием диагностических исследований, периодичность – каждые 3 года;
  • Выполнение дополнительного обследования лиц, которые в этом нуждаются;
  • Выявление болезней на ранних этапах;
  • Проведение всесторонней оценки здоровья каждого конкретного работника;
  • Наблюдение за состоянием здоровья граждан в динамике;
  • Выполнение научных и статистических исследований;
  • Привлечение современных технических достижений для автоматизации и компьютеризации управления диспансеризацией;
  • Пропагандирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение.

Порядок проведения

Порядок осуществления диспансеризации работающего населения регламентируется на законодательном уровне. Он закреплен в Приказе Минздрава РФ за № 36ан от 3.02.2015 г. с изменениями, внесенными Приказом Минздрава РФ за № 946н от 9.12.2016 года. Документ вступил в силу с 19.01.2017 года. Согласно данному Приказу, диспансеризация осуществляется в 2 этапа.

Первый этап нацелен на выявление у работников хронических недугов или предрасположенности к ним. По итогам проведенных исследований гражданин может быть направлен на 2 этап диспансеризации для более детального изучения состояния его здоровья. Работники проходят обследование в рабочее время согласно установленному работодателем графику. Первый этап состоит из проведения следующих медицинских манипуляций:

  1. Опрос.
  2. Измерение веса, роста и артериального давления.
  3. Проверка ряда показателей по анализам крови, мочи, кала.
  4. Снятие ЭКГ.
  5. Проведение флюорографии.
  6. Осмотр гинекологом (для женщин).
  7. Проведение маммографии (для женщин от 40 лет).
  8. Проверка органов брюшной полости с помощью УЗИ (после 39 лет).
  9. Измерение внутриглазного давления (после 39 лет).
  10. Посещение невролога (после 51 года).
  11. Прием терапевта.

Второй этап проводится при необходимости дообследования пациента с целью постановки диагноза. Он осуществляется при помощи специальных исследований и посещений врачей узкой специализации.

Воздействие вредных факторов на рабочем месте на здоровье человека

Зачастую выполнение служебных обязанностей сопряжено с воздействием на работника каких-либо вредных и (или) опасных факторов. Воздействие данных факторов может быть как кратковременным, так и постоянным.

Пример воздействия вредных факторов работы на здоровье человека

Шахтер при работе в забое на протяжении рабочей смены подвергается воздействию вибрации, угольной пыли, шума. Работа офисного работника за клавиатурой компьютера предполагает повышенную нагрузку на зрение, на костно-мышечный аппарат. Как видно из примеров, факторы разные, а исход один – ухудшение состояния здоровья.

Для классификации негативных факторов на рабочих местах Правительством РФ был издан Приказ за № 302н от 12.04.2011 года, в котором приведен их полный список и утвержден порядок осуществления специальных медицинских обследований. К таковым относится медицинская проверка при устройстве на работу и регулярные осмотры в дальнейшем. Утвержденный перечень включает химические, биологические и физические факторы. Кроме того, факторы каждой из категорий подразделяются по определенному типу воздействия на здоровье человека:

  • Вызывающие аллергическую реакцию;
  • Являющиеся канцерогенными по отношению к организму человека, т. е. способные провоцировать повреждение генетического аппарата;
  • Оказывающие фиброгенное действие, т. е. способствующие замещению нормальных клеток какого-либо органа соединительной тканью. Это вызывает необратимые изменения строения органа и препятствует его естественному функционированию;
  • Вызывающие нарушение репродуктивной функции организма.

Для минимизации последствий влияния перечисленных негативных факторов на состояние здоровья работника необходимы регулярные медосмотры и диспансеризация. Порядок их проведения также утвержден вышеназванным нормативным актом.

Особенности диспансеризации граждан, работа которых связана с высоким профессиональным риском

Трудоустройство на работе с наличием вредных и (или) опасных факторов подразумевает высокий профессиональный риск. Это означает, что здоровью человека при выполнении профессиональных обязанностей может быть причинен ущерб различной степени тяжести.

Профессиональный риск может быть групповым или индивидуальным. Индивидуальный риск предполагает возможность ухудшения здоровья одного работника. Групповой подразумевает причинение вреда здоровью группы людей при выполнении ими своих профессиональных обязанности за определенный промежуток времени, например, за год или за всю протяженность рабочего стажа. Как правило, оценивается именно этот вид профессионального риска.

Диспансеризация граждан, трудоустроенных на рабочих местах с высоким уровнем профессионального риска, имеет свои особенности. Так, при оформлении на работу проводится медобследование работника для выяснения соответствия состояния его здоровья и требований, предъявляемых к кандидату на данное рабочее место, т. е. осуществляется экспертиза профпригодности. При периодических медосмотрах, помимо врачей общей практики, привлекаются врачи узкой специализации – профпатологи. Согласно постановлениям Минздравсоцразвития, такие обследования должны проводиться не реже 1 раза в 2 года, а для лиц младше 21 года – каждый год (ст. 213 Трудового Кодекса РФ) по определенному алгоритму. Он включает следующие шаги:

  1. Работодатель оформляет список лиц, трудящихся под воздействием вредных факторов, и за 2 месяца до начала диспансеризации передает его в мед. учреждение, с которым у него существует договор на выполнение диспансерной проверки.
  2. Руководство медучреждения совместно с работодателем составляет календарный план диспансеризации и назначает состав мед. комиссии, которая будет осуществлять проверку. Возглавлять ее обязательно должен врач-профпатолог.
  3. Комиссия поименно по списку, составленному работодателем, с учетом негативных факторов воздействия, определяет необходимые к проведению виды лабораторных и инструментальных исследований.
  4. Работники проходят назначенные обследования, результаты заносятся в специально заведенную мед. карту. Кроме того, каждому работнику выдается индивидуальное медицинское заключение о результатах проведенной проверки с выводом о профпригодности. Если же у работника обнаруживается профзаболевание, то его направляют в территориальный или отраслевой центр профпатологии.
  5. Комиссия делает обобщенное заключение и представляет его работодателю и надзорным органам.

К особенностям диспансеризации стоит отнести и место проведения обследования. Так, граждане, отработавшие больше 5 лет на рабочем месте с негативными условиями труда, должны каждые 5 лет проходить диспансеризацию в лицензированных центрах профпатологии.

Дополнительная диспансеризация

Дополнительная диспансеризация осуществляется среди работников, в том числе – при работе под воздействием вредных и опасных факторов, в рамках программы обязательного медицинского страхования. Это прописано в п. № 2 Постановления Правительства РФ № 1228 от 31.12.2010 года. Данный вид диспансеризации является добровольным, но если обязанность прохождения вменена коллективным или индивидуальным трудовым договором, то работник обязан пройти дополнительное обследование.

Главными целями доп. диспансеризации является снижение заболеваемости и смертности трудящихся граждан. Основные задачи – выявление и лечение социально-значимых недугов на ранних этапах их развития. К таковым относятся болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, онкология.

К инструментам доп. диспансеризации относятся осмотры специалистами (терапевтом, неврологом, гинекологом (урологом), хирургом, окулистом, эндокринологом), а также инструментальные и лабораторные обследования (анализы крови и мочи, анализ на онкомаркеры (после 45 лет), флюорография, ЭКГ, маммография).

После проведения всех исследований и посещений специалистов, терапевт делает заключение о состоянии здоровья конкретного работника, присваивая ему классификационную группу. Таких групп всего 5: от первой, присваиваемой практически здоровому работнику, и до пятой, когда гражданину требуется оказание серьезной мед. помощи.

Стоит отметить, что доп. диспансеризацию работник может проходить либо в медучреждении по месту жительства, либо по месту трудоустройства. Об этом сказано в Постановлении Правительства РФ № 1228 (п. 5).

Заключение

Очевидно, что выявление заболевания в начальной стадии – это гарантия эффективного лечения. Поэтому диспансеризация работающего населения – самый надежный способ сохранения здоровья нации. В этом заинтересован как сам гражданин, так и его работодатель, а также государство в целом.