Окончание 2 склонения мужского рода. Второе склонение имён существительных.docx - Второе склонение имён существительных

Педагогические задачи

Личностные результаты

Просмотр содержимого документа
«Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения»

Русский язык 4-2-1

Дата: «___»___________ 20___г Класс: 4- «___»

Тема урока : Правописание падежных окончаний имен существительных 2-го склонения

Тип урока: Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для сравнения написания ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; способствовать развитию умения изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с написанием ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения; научатся определять тип склонения имени существительного; изменять по падежам имена существительные 2-го склонения; выполнять звуко-буквенный разбор имени существительного

Системно-деятельностные результаты

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений; составлять сложный план текста; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; регулятивные: использовать при выполнения задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из личного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого

Личностные результаты

Принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно-познавательные и внешние); проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, уважительное отношение к иному мнению; владеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

Этапы и структура урока.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Приветствие учащихся. Психологический настрой (минутка тиши­ны).

Оформление тетради (число, классная работа).

Какая погода сегодня за окном?

Какое настроение она навевает на вас?

Очень хотелось бы, чтобы хорошее настроение сопутствовало вам на протяжении всего урока.

Чистописание

воробьи вьюга вертишейка

Составьте со словами предложения.

В..р..бей взл..тел повыше:

Видно все с высокой крыш.. .

Б. Тимофеев

Объясните написание пропущенных букв.

Объясните пословицу:

«Слово не воробей - вылетит не поймаешь».

Словарная работа.

– Отгадайте загадку.

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в сережках весной,

Сарафан зеленый летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит. (Береза.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

– Подберите однокоренные слова к слову «береза»

Учащиеся: Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом, составляют предложения

– Разгадайте ребус.

БЕРЁЗА – лиственное дерево с тонкими розовато-коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками. БЕРЁЗА получила своё название по цвету коры. Раньше в русском языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала слово БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЁЗА. БЕРЁЗА  БЕРЗА, БЕР = «светлый, ясный, белый».

Однокоренные слова: берёзка, березник, берёзовик, берёзонька, березняк, подберёзовик, березина, берёзовый.

Фразеологизм:

ДАТЬ БЕРЁЗОВОЙ КАШИ – наказать розгами, выпороть, высечь.

Пословицы и поговорки:

Берёзой обогреешься, а не оденешься.

И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.

Берёзоньки, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Каковы берёзки, таковы и отростки.

Предложения:

Хороши и чисты берёзовые светлые рощи.

Я шёл купаться в реке в тени березняка.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Ответим на вопрос стр. 99

Упр 205 - комментированное письмо.

Как определить склонение имен существительных?

На основе ответов учащихся вырабатывается алгоритм действий по определению склонения имени существительного:

1) поставить в именительном падеже;

2) определить род;

3) выделить окончание;

4) по роду и окончанию определить склонение.

Сообщение темы и цели урока.

– Отгадайте ребус. Объясните значение слова-отгадки.

– Прочитайте тему урока.

Отгадывают ребус. Объясняют значение слова «склонение».

Склонение – изменение имен существительных по падежам

Учитель: Сегодня на уроке мы повторим 2 скл сущ.

Чему бы хотели научиться на уроке?

Работа по таблице «Склонения существительных»

– Прочитайте таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения». Есть ли различие в написании ударных и безударных падежных окончаний имен существительных 2-го склонения в одном и том же падеже?

– В каких падежах и у каких имен существительных

2-го склонения окончания одинаковы? Назовите эти окончания. (У имен существительных 2-го склонения в предложном падеже окончание .)

Физкультминутка

Работа по теме урока.

Письмо по памяти.

Загадка:

М..льчишка в сером армячишке,

По дв..рам шныряет.

Крохи подбирает.

По п..лям н..ч..ет,

Коноплю в..рует.

В серой шу..ке п..левой

И в м..розы он г..рой. (Воробей.)

Объясните написание пропущенных орфограмм.

Обозначьте склонение имен существительных.

– Просклоняйте имена существительные «орел», «журавль».

– Запишите все падежные формы этих имен существительных, выделите их окончания.

– Проверьте по таблице, правильно ли вы записали безударные окончания имен существительных

Упр. 206 - комментированное письмо.

Петух, солнышко, крыльцо, Слоненок, сада, одуванчик, от счастья, запах

Самостоятельная работа творческого х-ра.

– На адрес нашего класса пришла зашифрованная телеграмма от госпожи Грамматики.

– Что нужно сделать, чтобы правильно записать текст? (Изменить окончания некоторых существительных.)

Читают и расшифровывают телеграмму.

– Этот клад необычный, в нем спрятаны правила русского языка. И тот, кто этот клад найдет, будет грамотным, сможет правильно и красиво писать и читать. Охраняет клад гроза морей и океанов – пират. Он приготовил вам ловушки, преодолеть которые вы сможете применяя знания, полученные на уроках русского языка по теме «Второе склонение имен существительных».

Упр. 209. Проверка – фронтально.

Работа с правилом стр. 102

Итог урока.

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание.

Рефлексия

– Итак, мы добрались до клада, а в сундуке хранится учебник русского языка и письмо от госпожи Грамматики.

Читают письмо госпожи Грамматики.

Вы ищете клад – золотые монеты.

Но ваше богатство, поверьте, не в этом.

Вы этим богатством владеете, дети!

Ведь русский язык самый лучший на свете!

Он самый великий и самый богатый,

И много секретов хранит он, ребята!

Вы эти секреты должны разгадать

И с радостью русский язык изучать.

Тогда очень грамотным станет ваш класс

И русский язык станет другом для вас!

– Ваше знание падежных окончаний имен существительных 1-го и 2-го склонения позволило успешно выполнить все задания пирата.

Учащиеся: Прикрепляют на изображение солнышка лучики. Желтый лучик – всё понятно, красный лучик – остались вопросы

Тема урока: «Второе склонение имён существительных»
Тип: Освоение нового материала
Педагогические задачи:
Создать условия для ознакомления со 2­м склонением имен существительных
(единственного числа), установления отличительных признаки имен существительных 2­го
склонения;
совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного;
содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты:
познакомить с признаками имён существительных 2­го склонения;
формировать умение распознавать имена существительные 2­го склонения.
Метапредметные УУД
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование;
анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение
под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений;
доказательство.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с
заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные результаты:
Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность
общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная
и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с
учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на
уроке.
Оборудование: учебник А. В. Поляковой «Русский язык» 3 класс; тетради, карточки.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге
Формы работы: общеклассная дискуссия, работа с текстом учебника, работа парами,
самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (обращение,
побуждение)
Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода.
Ход урока.
I. Мотивация.
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья за дело!

­ Я желаю вам сегодня успешной работы на уроке.
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений.
1. Минутка чистописания
Напишите буквы, обозначающие окончания имён существительных 1 склонения.
а // я // а // я …
2. Словарная работа.
­ Запишите отгадки, поставьте ударение, выделите орфограммы.
1. Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(Береза)
3. Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг – то овраг. (Лестница)
5. Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, галдя, его клюют. (Рябина)
2. Если б встала, до неба достала б.
(Дорога)
4. Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата)
6. Непоседа пёстрая, птица
длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая,
Верещунья ­ белобока,
а зовут её ...
(Сорока)

7. Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (Корова)
­ По какому грамматическому признаку можно объединить эти слова в одну группу?
(Это имена существительные 1 склонения.)
­ Какие существительные относятся к 1 склонению?
­ Что такое склонение?
3. Пробное учебное действие.
Увидел медведя, угостил конфетой, отъехал от дома, заботиться о сестре.
­ Определите склонение имён существительных.
­ Кто не выполнил задание?
­ Что не смогли сделать?
­ Почему? (Не умеем определять склонение имён существительных в косвенных падежах).
III. Выявление места и причины затруднения.
­ Рассмотрите таблицу.
И. п.
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
зима, дядя
зимы, дяди
зиме, дяде
зиму, дядю
снег, поле
снега, поля
снегу, полю
снег, поле
зимой, дядей
снегом, полем
о зиме, о дяде
о снеге, о поле
­ Определите, по какому признаку имена существительные распределены по двум
группам. (У них разные падежные окончания.)
­ Назовите начальную форму имён существительных в первом столбце. (Зима, дядя).
­ К какому склонению они относятся? (К 1­му).
­ Как вы определили? (Это существительные женского и мужского рода с окончаниями ­ а,
­ я).
­ Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные
среднего и мужского рода в единственном числе).
­ Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в
среднем роде окончания ­ о, ­ е).
­ К какому склонению относятся эти существительные?

­ Какая наша цель? (Научиться определять имена существительные 2 – го склонения).
­ Какая тема урока? (2 ­ ое склонение имён существительных).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
­ Подумаем, как решить эту проблему.
1. Введение эталона (Определение склонения)
­ найди имя существительное;
­ поставь существительное в начальную форму;
­ определи род;
­ найди окончание;
­ по роду и окончанию определи тип склонения имени существительного.
V. Реализация проекта.
ФИЗМИНУТКА
­ А теперь прочитайте текст определения на с. 13 и сравните с нашей формулировкой.
­ Теперь определите склонение имён существительных по алгоритму (работа в парах).
Увидел медведя, угостил конфетой, отъехал от дома, заботиться о
сестре.
VI. Первичное закрепление. (Работа в паре)
­ Какой следующий шаг? (Потренироваться).
­ Для этого я предлагаю выполнить упр. 25, с. 16.
­ Проверьте.
­ Кто допустил ошибки?
­ Кто выполнил верно? Поставьте себе «+».
VII. Самостоятельная работа.
­ А теперь пора поработать самостоятельно.
Выполните упр. 26, с. 16
VIII. Включение новых знаний.
­ Где будем применять полученные знания?
(Чтобы правильно писать окончания существительных при написании заявлений,
объявлений, СМС ­ сообщений, чтобы быть грамотными).
Выполни задание.
­ Узнайте, правильно ли определены склонения имён существительных? (Дан текст, в
котором над существительными указано склонение, необходимо исправить ошибки)
2 скл. 2 скл. 1 скл. 2 скл.

1 скл. В морозном воздухе; рыжую белку; в сосновом
бору; зимним вечером; на мохнатую ёлку;
2 скл. 1 скл.
жгучий мороз; январского дня.
Проверка по эталону.
­ Кто не смог сам верно выполнить задание?
­ У кого нет ошибок?
­ Молодцы!
IX. Рефлексия.
­ Какая цель была на уроке?
­ Достигли мы цели?
­ При помощи чего достигли?
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое­что чуть­чуть неясно.
3. Ещё придется потрудиться.
4. Да, трудно все­таки учиться!
XI. Домашнее задание.
Повторить определение на с. 15, выучить определение на с. 16.
Приложение
Карточка
2 скл. 2 скл. 1 скл. 2 скл. 1 скл.
В морозном воздухе; рыжую белку; в сосновом бору; зимним вечером; на
мохнатую елку;
2 скл. 1 скл.
жгучий мороз; январского дня.

Список использованной литературы
1. Полякова А. В. Русский язык, 3 класс. Ч. 2­М.: Издательство «Просвещение», 2017.
2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. ­ Л.:
Просвещение, 1991.

3. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. ­ М.: Издательство
«Просвещение», 1985.
4. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М.: Просвещение, 1988.
5. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М.:
Просвещение, 1971.

Ох уж это склонение... При изучении имени существительного именно эта тема заставляет как следует поломать голову, чтобы запомнить все безударные окончания во всевозможных падежах и числах. Как определить склонение имен существительных? Таблица и примеры облегчат задачу! Попробуем разобраться и стать еще чуточку грамотнее!

Что такое склонение?

Склонение имени существительного (таблица примеров приведена в тексте) - это изменение падежа слова и его числа. Рассмотрим примеры в таблице.

Таблица склонений имен существительных по падежам показывает, что все имена существительные распределены на группы в зависимости от того, какие окончания они приобретают в форме того или иного падежа. Соответственно, все слова, относящиеся к одному слонению, будут иметь одинаковый набор окончаний. Умея определять склонение, можно избежать ошибок в написании окончаний существительных в слабой позиции, иными словами - не под ударением.

Сколько склонений может быть у существительного?

Таблица склонений имен существительных по падежам, приведенная в предыдущем разделе, показала, что у любых слов одного и того же склонения в форме одного и того же падежа будут одинаковые окончания. В ней представлены три самых распространенных типа склонения нашего языка. Но ведь он, как известно, очень богат, и простых правил в нем не существует. Помимо трех представленных есть и другие типы склонений.

Итак, какие же типы склонений существуют? Самые распространенные - это первое, второе и третье склонение.

Отдельную группу составляют слова, которые оканчиваются на -ие : намерение, преступление, согласование и т. д.

Следующая группа - слова, оканчивающиеся на -ия : мания, Наталия, талия, сессия, комиссия и др.

Есть немногочисленная группа слов, оканчивающихся на -мя , которые тоже склоняются определенным образом: время, племя и др. Такие слова называются разносклоняемыми существительными (им будет посвящен отдельный пункт статьи). Разносклоняемыми считаются также такие слова, как путь и дитя.

И наконец, есть и такие слова, которые не могут изменяться ни по падежам, ни по числам, и во всех формах "выглядят" одинаково. Это несклоняемые, или неизменяемые, имена существительные: кенгуру, киви и другие.

Для чего нужно уметь определять склонение?

Как определить склонение имени существительного, таблица расскажет нам чуть позже. Но очень часто звучит вопрос о том, для чего это делать? Зачем запоминать все эти падежи, окончания, множество "особенных" слов, которые нужно запомнить? А вот для чего. Возьмем для примера слово "тропинка": Я иду по тропинкИ, или я иду по тропинкЕ ? Как быть? Какую букву выбрать? А вот еще одно слово: "зима". Оно тоже женского рода с окончанием -а-. Ставим в тот же падеж: (кому? чему?) - зимЕ . А мы ведь уже знаем, что все слова одного склонения приобретают при изменении одинаковые окончание. Значит, нужно писать так: я иду по (кому? чему) тропинкЕ . Вопрос решен!

Как же определить склонение имени существительного? Таблица и примеры в следующих пунктах помогут не ошибиться в этом довольно простом вопросе!

Существительные 1 склонения

Это слова женского и мужского рода, у которых в начальной форме есть окончания или (напомним, что начальная форма для имени существительного - это именительный падеж и единственное число).

Слов женского рода с такими окончаниями в русском языке очень много: мама, Маша, пижама, квартира, работа, дочка и многие, многие другие. Слов мужского рода поменьше, но они есть и очень распространены: папа, дедушка, Вася, Петя и другие мужские имена.

Таблица имен существительных 1 склонения сравнит слова с ударным и безударным окончанием, чтобы показать, что у всех слов данного склонения падежные окончания будут аналогичными.

Существительные 2 склонения

Это слова мужского рода, имеющие (оно не выражено буквой в именительном падеже, но "появляется" в других формах) и среднего рода с окончаниями -о, -е: плот, конь, озеро, море, поле и др. Таблица имен существительных 2 склонения покажет, какие окончания приобретают слова при изменении по падежам.

Как видим, в винительном падеже имеют разные окончания. А затруднения может вызвать лишь форм предложного падежа с безударным окончанием, поэтому следует запомнить, что в этой форме нужно писать -е .

Существительные 3 склонения

Это слова женского рода, имеющие нулевое окончание. Все они оканчиваются на мягкий знак: мышь, брошь, область, страсть и так далее. Посмотрим, какие окончания приобретают эти слова в разных формах.

Очень легко запомнить: в формах родительного, дательного и предложного падежей такие слова приобретают окончание -и .

Существительные на -ие, -ия

Слово "стремление" - среднего рода, но нельзя относить его ко 2 склонению; слово "мантия" - женского рода, но не изменяется, как слова 1 склонения. Таблица склонений имен существительных по падежам покажет разницу в окончаниях.

Как видно из таблицы, слова на -ие отличаются от слов 2 склонения лишь в предложном падеже, а слова на -ия от слов 1 склонения - в дательном и предложном.

Следует запомнить, что слова, оканчивающиеся на -ья , во всех формах ведут себя как слова 1 склонения. Поэтому, например, формы одного имени Наталья и Наталия будут склоняться по-разному: (дать) Наталье, Наталии, (говорить) о Наталье, о Наталии.

Таблица окончаний склонений имен существительных

Обобщим сказанное таблицей падежных окончаний слов, относящихся к разным склонениям.

Падеж -1 скл- -2 скл- -3 скл- -ие -ия
И.п.

лапа, пуля

__ -о, -е

дом, блюдо

Р.п.

лапы, пули

дома, блюда

Д.п.

лапе, пуле

дому, блюду

В.п.

лапу, пулю

__ -о/-е

дом, блюдо

Т.п.

-ой/-ей

лапой, пулей

-ом/-ем

домом, блюдом

величием

П.п.

о лапе, о пуле

о доме, о блюде

о величии

Будем надеяться, что ни у кого не вызовет затруднения выбор нужного окончания и определение склонения имен существительных в русском языке. Таблица очень подробно все объяснила.

Следует отметить, что -ие и -ия нельзя выделять как отдельную морфему, окончание. В данном случае, это просто буквы, на которые слово оканчивается. таких слов - тема другой статьи.

Склонение имен существительных во множественном числе (таблица здесь, в общем-то, без надобности) очень редко вызывает затруднения, так как буквы в основном отчетливо слышны. В дательном, творительном и предложном падежах во множественном числе у всех трех склонений окончания будут одинаковыми. Предлагаем самостоятельно просклонять любые слова во множественном числе и убедиться в этом.

Разносклоняемые существительные

Разносклоняемых слов среди существительных русского языка немного. Почему они разносклоняемые? Потому что их нельзя отнести к какому-то одному склонению, в разных падежах они "ведут себя" по-разному. Это слова, оканчивающиеся на -мя (их всего около десяти), слова "путь" и "дитя". Посмотрим на особенности склонения имен сущетвительных в русском языке (таблица) - тех слов, которые считаются разносклоняемыми.

И.п. стремя путь дитя
Р.п. стрем-ен-и пут-и дит-ят-и
Д.п. стрем-ен-и пут-и дит-ят-и
В.п. стремя путь дитя
Т.п. стрем-ен-ем пут-ем дит-ят-ею
П.п. о стрем-ен-и о пут-и о дит-ят-и

Как видим, слово "дитя" склоняется совершенно особым образом. Слово "путь" в родительном, дательном и предложном падежах "ведет себя", как слово 3 склонения, а в творительном - как слово 2 склонения. Ну а слова, оканчивающиеся на -мя , в косвенных падежах приобретают суффикс -ен -.

Эти слова нужно запомнить, чтобы не ошибиться в выборе нужного окончания.

Несклоняемые слова

В основном это заимствованные слова - пришедшие из других языков. Они могут обозначать названия животных, растений, блюд, а также имена или фамилии людей, наименования предметов. Придя в наш язык, такие слова сохранили особенность не менять свою форму, попадая в предложение. В какой бы падеж или число ни нужно было ставить такое слово, звучать оно будет одинаково.

  • Налей мне кофе - восхищаюсь утренним кофе - говорим о кофе.
  • Это мой какаду - у меня нет какаду - дай корм какаду - помнишь о какаду.
  • Роман Дюма - посвящено Дюма - пишет о Дюма.

Склонять такие слова в предложении неправильно и безграмотно. Всем известна фраза-шутка "Сижу в кине на первом ряде с попироской в зубе". Не будем же уподобляться герою этой шутки! Склоняемые слова нужно употреблять правильно, а несклоняемые и вовсе изменять не нужно.

Подведем итоги

Определение склонения имен существительных (таблица выше) - совсем не сложный процесс, который поможет избежать ошибок при письме. Попробуем обобщить все вышесказанное.

Основных склонений в русском языке три, но есть еще особые слова, оканчивающиеся на -ия и -ие, и несколько разносклоняемых слов. Слова распределяются в три основные группы в зависимости от рода и окончания в именительном падеже.

Все слова одного склонения в имеют аналогичные окончания. Их можно выучить, чтобы не ошибаться. А можно поступать по-другому: вместо слова с безударным окончанием подставлять любое слово такого же склонения, но у которого ударение падает на окончание. Буква в окончании у этих слов будет одной и той же!

Слова на -ия и -ие не входят в три основные группы, потому что изменяются по падежам и числам особым образом, и их нужно запомнить.

Также следует запомнить и небольшую группу разносклоняемых слов. Их набор окончаний не совпадает ни с одним из вышеперечисленных склонений, поэтому они и требуют особого внимания.

Ну и наконец несклоняемые слова: они не изменяются, в каком бы контексте ни употреблялись. Склонять в предложении такие слова, как кино, пальто, кофе, портмоне, кенгуру, - признак низкой грамотности и общей культуры.

Надеемся, что статья оказалась полезной и помогла разобраться в такой непростой теме, как склонение имени существительного. Таблица и примеры были понятными, а потому выбор правильного окончания теперь не составит труда.

Будьте грамотными!

с основой на *-ǒ, *jǒ

В твёрдом варианте не произошло никаких изменений морфологического характера. Это значит, что в единственном числе во всех падежах имена существительные 2-го склонения имеют исконные окончания. Однако мы наблюдаем здесь изменения фонетические. В творительном падеже в связи с падением редуцированных гласных произошло отвердение конечного [м] и прояснение сильного редуцированного в гласный полного образования [о]. Таким образом, возникает современная форма окончания –ОМ. В местном падеже Ѣ совпадает с [е].

В мягком варианте изменение произошло только в предложном падеже: исконное окончание –И заменено на –Е под влиянием твёрдого варианта.

Морфологического характера изменения произошли в родительном и местном падежах твёрдого и мягкого варианта, что отражено в возникновении вариантных окончаний –У под влиянием 3-го типа склонения. Эти окончания помогают дифференцировать значения: в родительном падеже окончание –У указывает на часть от целого (производство сахара, но килограмм сахару), а в предложном падеже оно имеет значение места у односложных существительных с подвижным типом ударения (о лесе, но в лесу).

История 3-го склонения имён существительных с основой на *-ǔ

Существительные 3-го типа склонения вошли в состав 2-го типа и восприняли его окончания. Однако этот немногочисленный тип склонения предоставил для существительных мужского рода 2-го типа склонения вариантное окончание –У (см выше).

Следует заметить, что в древнерусском языке вариантное окончание у существительных 2-го типа склонения под влиянием 3-го наблюдалось не только в родительном и местном (предложном) падеже, но и в дательном: далъ рукою своею… святому же георгиеви (Грамота Мстислава 1130 г.). Окончание –ОВИ в мягком варианте 2-го типа склонения приобретает форму –ЕВИ. Если в родительном и предложном падеже закрепились вариантные окончания –У в современном русском языке, то вариантное окончание в дательном падеже –ОВИ (-ЕВИ) не нашло в нём отражения.



История 4-го склонения имён существительных с основой на *-ĭ

Существительные мужского рода 4-го типа склонения, кроме существительного ПУТЬ, вошли в состав 2-го типа склонения и восприняли окончания его мягкого варианта. Существительные женского рода сохранили свои окончания до настоящего времени. Произошли лишь фонетические изменения в творительном падеже: напряжённый редуцированный в слабой позиции утратился в XII в. в связи с падением редуцированных гласных: было КОСТИЮ, стало КОСТЬЮ. Существительное ПУТЬ не вошло ни в один тип склонения и сохранило до настоящего времени старые окончания. Его парадигму можно использовать для восстановления исконных окончаний существительных мужского рода 4-го типа склонения типа ЗЯТЬ, ЛОСЬ, ЗВѢРЬ и др.: нет ПУТИ – нет ЗЯТИ, ЛОСИ, ЗВѢРИ; по ПУТИ – по ЗЯТИ, ЛОСИ, ЗВѢРИ; о ПУТИ – о ЗЯТИ, ЛОСИ, ЗВѢРИ.

История 5-го и 6-го склонений имён существительных с основой на согласные и на *-ū

У существительных 5-го и 6-го типа склонения исконными были окончания в родительном и местном падежах -Е, а в дательном –И. Но уже в древнерусском языке парадигмы этих склонений начали сближаться с парадигмой 4-го типа склонения, что отражено в памятниках письменности в возникновении окончаний –И в родительном и местном падежах рассматриваемых типов склонения.

После перегруппировки существительных по типам склонения 5-е и 6-е склонения исчезли. Имена существительные, относившиеся к этим склонениям, перешли в состав продуктивных типов склонения и восприняли их окончания, кроме существительных среднего рода на -МЯ. Они не вошли ни в один тип склонения и носят название разносклоняемых существительных. В родительном и предложном падежах у слов на –МЯ закрепилось окончание –И, но они не вошли в современное 3-е склонение, потому что, во-первых, в творительном падеже они имеют особое окончание (именем, пламенем, знаменем, временем и т.д.), а во-вторых, - они не подходят к 3-му склонению по родовому признаку.

В современном русском литературном языке у существительных на –МЯ в косвенных падежах сохраняется старый суффикс (детерминатив) –ЕН. В говорах и в просторечии происходит выравнивание основы по именительному падежу. Например: сколько время, два знамя. Такого рода речевые ошибки нужно учитывать в школе при работе над культурой речи. Но надо сказать, что выравнивание основы по именительному падежу в таких существительных мы находим и в языке художественной литературы XIX в. В.И.Собинникова в своём учебнике приводит такие примеры: Не знал другого имя (М.Ю.Лермонтов, поэма «Сашка»); То к темю их прижмёт, то их полижет (И.А.Крылов, басня «Мартышка и очки»). Данное явление следует рассматривать как исторические факты процесса становления новой системы склонения.

Таким образом, в результате существенных изменений в системе склонения существительных образовались 3 типа склонения существительных. Пережитками старой системы следует рассматривать 10 слов на – МЯ, слова Путь, ДИТЯ и некоторые другие.