Музей Бродского «Полторы комнаты» накануне открытия. «Полторы комнаты»: как сейчас выглядит квартира Иосифа Бродского  Мавританская лепнина, печи и камин

В воскресенье, в 75-летний юбилей со дня рождения Иосифа Бродского, в Доме Мурузи на Литейном проспекте, 24, где в коммунальной квартире поэт жил вместе с семьей, открывается музей «Полторы комнаты». Чтобы увидеть его, у горожан будет только несколько часов, вечером музей закроют на неопределенный срок - до окончания ремонта.

«Бумага» рассказывает, как Петербург шел к созданию музея Бродского, что можно увидеть в «Полутора комнатах» сейчас и каким музей увидят петербуржцы в будущем.

В доме на Литейном Бродский вместе с отцом и матерью жил с 1955 по 1972 год. О том, что в квартире неплохо бы сделать музей, заговорили давно, еще в начале 90-х. Центральной проблемой всех последующих лет стали препирательства с жителями коммуналки: уговорить их переехать было непросто, а соседку Нину Федорову убедить сменить жилье так и не удалось.

Решение нашлось только в феврале 2015 года: площадь разделили на два ордера, парадный вход остался за Федоровой, для нее обустроят также отдельные ванную и кухню. Войти же в «Полторы комнаты», занимающие около 160 квадратных метров, по черной лестнице. Площадь все равно невелика, поэтому в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, который занимается созданием Музея Бродского, говорят о покупке еще одного помещения - квартиры под коммуналкой поэта. После принятия многочисленных компромиссов от осталось немного.

Анна Соколова , проектный руководитель Музея Анны Ахматовой:

Мы не сможем пользоваться парадной лестницей, по которой поднимались жильцы квартиры, в том числе Бродский и его семья: вместо этого посетители будут заходить по черному ходу, попадая сразу же на кухню. Поскольку нам сейчас не удается представить какое-то мемориальное пространство - помещение еще аварийное и мы ни одной реальной музейной вещи - мы везде используем инсталляционно-художественные приемы и дизайнерские ходы.


«Кухня - это образ суда над поэтом с одной стороны и коммунальное пространство с другой. И этот кафкианский, совершенно абсурдный суд усиливается всеми коммунальными сплетнями».



«Комната родителей напоминает о семье Бродского: там выставлены фотографии с дней рождения, и после отъезда поэта всегда собирались какие-то люди. Мы также поставили два пианино спина к спине - в течение дня будут играть джаз мужчина и женщина, такая вот перекличка».


«В самой комнате поэта знаком его присутствия будет печатная машинка. Будет также звучать его голос, бубнящий стихи, и натянут светофильтр красного цвета, имитирующий атмосферу фотолаборатории».


«Прямо в ванной плавают проявляющиеся фотографии. Отец Бродского был профессиональным фотографом, и там располагалось его лаборатория. Этот красный светофильтр будет также символизировать травлю, судилище над поэтом, которое проходило в стране».


«Еще небольшая комната посвящена Венеции, одному из любимых городов поэта».


«Завершается все прекрасной комнатой с видом на Преображенский собор. Она посвящается Нобелевке как вершине, как признанию. Там будет выставлен единственный реальный художественный объект, который останется и в будущем, - это скульптурная голова Бродского».

По словам Анны Соколовой, даже после того, как у сотрудников появится возможность размещать в «Полутора комнатах» реальные музейные экспонаты, мемориальным он не станет «ни в коем случае». За время работы над экспозицией из разных источников - , Музея Ахматовой, собраний друзей и знакомых Бродского - набралось , но мемориальным будет только пространство полутора комнат.

Музей Бродского не может быть мемориальным, - убеждена Соколова. - Конечно, это форум, какая-то дискуссионная площадка. Там должна быть жизнь. Но в таком виде музей может открыться, только если нам удастся получить дополнительное помещение, прежде всего то, которое находится этажом ниже, - по существующему жилищному законодательству мы не можем организовать музей над жилой квартирой. С этим помещением у нас будет достаточно пространства для проведения встреч, дискуссий, организации каких-то временных экспозиций.

Музей Бродского не может быть мемориальным. Конечно, это форум, какая-то дискуссионная площадка. Там должна быть жизнь

У петербуржцев есть только семь часов на то, чтобы попасть в «Полторы комнаты». Для горожан музей откроется в 15 часов. Из живой очереди будут компоноваться группы до 15 человек, их с интервалом в 10–15 минут будут проводить в музей.

По нашим подсчетам, мы сможем пропустить максимум 430–450 человек, - рассказывает Соколова. - Вокруг этого мероприятия уже достаточно большой ажиотаж, и я боюсь, что очередь будет значительно больше. Поэтому на Преображенской площади мы две дополнительные площадки. На одной будет светодиодный экран, который с 14 часов до вечера будет транслировать кино для людей, пришедших к квартире. Другая площадка будет поэтической, на ней современники Бродского и его последователи будут читать стихи, все желающие смогут в этом поучаствовать. Но принять всех желающих в музей мы, к сожалению, не сможем.

Сколько времени займет новый этап работ, пока невозможно предсказать. Перед «Полутора комнатами» стоит множество юридических задач: разделение квартиры на доли, перевод пространства в нежилое помещение и так далее. Только на ремонт в коммунальной квартире поэта требуется порядка 5 миллионов рублей. А для того, чтобы привести музей в порядок и организовать его работу, необходимо, по словам Анны Соколовой, еще порядка 40–45 миллионов. «Это нешуточные деньги, их нужно где-то получить: либо искать спонсоров, либо рассчитывать на какие-то бюджетные средства, - говорит Соколова. - Это очень сложный и длительный процесс».

События, приуроченные к юбилею Иосифа Бродского


Площадь Искусств – одно из самых знаменитых мест Петербурга, прославившееся благодаря выдающимся историческим памятникам. Здесь стоят здание Русского Музея и Михайловский замок; здесь бронзовый Пушкин, гордым жестом вскинувший руку, собирает сотни туристов, желающих воочию увидеть гения русской поэзии… Есть и еще один музей, которым славится это место: с виду не столь пышный и заметный, но по праву расположившийся там, где, кажется, каждый камень имеет свою историю. Заведение, уже не первый год гостеприимно принимающее любителей живописи, посвящено одаренному деятелю искусства и давно имеет свой круг почитателей, несмотря на такое помпезное и знаменитое соседство. Это музей-квартира Исаака Израилевича Бродского, обустроенная в доме, над проектом которого когда-то трудились непревзойденные деятели архитектуры – Карл Росси и Леонтий Бенуа.

Про таких, как Бродский, говорили: он был талантлив во всем. Чуткий педагог, интересный художник, скрупулезный коллекционер, за всю жизнь собравший немало достойных экспонатов и картин, составляющих сегодня весомую часть сокровищницы живописи XVIII-XX столетий. Возможно, фамилия действительно иногда предопределяет судьбу, словно наделяя человека при рождении каким-то талантом. Так известный нам Иосиф Бродский – однофамилец художника – также вписал себя в историю русского искусства благодаря своему поэтическому дарованию.

Исааку Бродскому было не занимать таланта: он писал революционные полотна и портреты, параллельно успевая заниматься преподавательством. Удивляться тут нечему: как еще могла сложиться судьба человека, которого сам Илья Репин называл своим любимым учеником и талантом которого восторгался еще тогда, когда сам Бродский был далек от художественной зрелости? После окончания Академии Художеств Бродский вступил в пору творческого расцвета, а впоследствии по крупицам передавал накопленный опыт своим ученикам. Через некоторое время их фамилии войдут в сокровищницу русского искусства: Александр Лактионов, Виктор Орешников и десятки других художников под руководством Исаака Бродского создадут выдающиеся произведения.

Детище всей его жизни – обширная коллекция произведений русской живописи – регулярно пополнялась все новыми экземплярами. Общительный и открытый человек, Бродский постоянно знакомился с деятелями искусства на выставках и собраниях. Очарованные его обаянием, художники сами дарили ему свои картины. Среди многих других полотен были работы Василия Сурикова, Исаака Левитана, Бориса Кустодиева, Михаила Врубеля. Любимый учитель Илья Репин лично подарил Бродскому более пятидесяти полотен.

В 1930-е годы, когда российские художники не могли найти способ для самовыражения, Бродский стал настоящим опекуном для многих из них, активно поддерживая молодых деятелей искусства. Его квартира превратилась в настоящий выставочный зал для «запрещенных» авангардистов. Как оказывается, далеко не всех привлекал тогда соцреализм – единственная дорога, казалось, по которой мог пойти советский художник.

Сам Бродский после революции написал множество портретов партийных деятелей, чем заслужил признательность властей. За свои работы художник удостоился ордена Ленина и стал первым из живописцев, кто получил эту награду. Даже квартира, в которой он устроил музей, была подарена ему правительством за заслуги перед государством.

Судьба коллекции

В этой квартире Бродский прожил последние пятнадцать лет своей жизни, в ней в 1939 году он встретил свою смерть. Фонд Бродского в общей сложности собрал более двух тысяч предметов искусства, включая картины самого Исаака Израилевича и многих современных живописцев. Собственное наследие Бродского составляет более двухсот полотен, еще шестьсот он собрал при жизни.

Но картины – не единственное, что есть в уникальной коллекции. Бродский декорировал свою квартиру предметами мебели, книгами и фотографиями эпохи, в которой жил. Благодаря этому в его музее-квартире до сих пор царит непередаваемая атмосфера старины: иногда кажется, что хозяин ненадолго отлучился, гостеприимно предоставив гостям возможность осмотреть свои богатства, и в скором времени сам расскажет о том, как родилась его очередная картина.

Бродскому неоднократно предлагали продать его картинный фонд за приличную денежную сумму. Исаак Израилевич и сам думал о том, чтобы передать галерею Киеву, дабы основать там музей. Но дальше идей дело не пошло. Он не оставил родственникам никаких указаний относительно собранных им картин, поэтому те сами распорядились доставшимся богатством, решив передать мемориальный фонд Всероссийской Академии Художеств.

Вклад Бродского в сохранение русской живописи не забыт: последние десять лет в музее-квартире на регулярной основе проводятся мероприятия и выставки, на которых современные художники представляют публике свои работы. На втором этаже, в комнате, когда-то служившей Бродскому мастерской, сегодня талантливые музыканты и композиторы исполняют классическую музыку, еще больше погружая посетителей музея в атмосферу начала прошлого столетия.

Создатель сообщества «Старый фонд» и автор популярного инстаграм-блога @maax_sf о старых петербургских квартирах, показал снимки из квартиры в доходном доме Мурузи на Литейном проспекте, 24, где долгие годы жил со своими родителями поэт Иосиф Бродский . Сейчас, по словам Косьмина, здесь до сих пор живет бывшая соседка Бродского.

Косьмин сравнил снимки с архивными фотографиями и описаниями самого Бродского из эссе «Полторы комнаты» и подробно рассказал о своих наблюдениях.

Так сейчас выглядит коммунальная квартира в доме Мурузи в Санкт-Петербурге . Иосиф Бродский жил здесь с родителями с 1955 по 1972 год. Это пространство описано поэтом в, пожалуй, самом цитируемом его англоязычном эссе «Полторы комнаты», опубликованном в Нью-Йорке в 1986 году.

Стандартная коммунальная кухня, на первый взгляд. Но мозг слегка напрягается: ПВХ плитка, печь и нестандартная геометрия кухни будто искажают пространство. А ещё здесь слишком пусто для жилой коммуналки, но это легко объяснить. Дело в том, что в квартире последние годы живёт только одна бабушка. Она - бывшая соседка Бродского, который жил здесь с 1955 до 1972 года (до своего отъезда из СССР). Да, это дом Мурузи, и здесь находятся те самые «полторы комнаты». Вот уже несколько лет идут попытки официально открыть музей поэта, но всё упирается в соседку, которая живёт в квартире всю жизнь и уезжать наотрез отказывается. И её можно понять. В следующих постах расскажу о квартире подробнее.

Фев 28, 2018 в 3:27 PST Бродский подробно описал коммунальную квартиру, где он жил с родителями, в эссе «Полторы комнаты» (1985). На фотографиях - родительская часть и две арки в «половину» поэта (одна из них сейчас заложена). Архивная фотография сделана в 1984 году, очевидно, сразу после смерти отца Бродского (мать умерла годом раньше). Иосиф к этому времени не жил здесь уже 12 лет, но можно предположить, что обстановка поменялась несильно. «Моя половина соединялась с их комнатой двумя большими, почти достигавшими потолка арками, которые я постоянно пытался заполнить разнообразными сочетаниями книжных полок и чемоданов, чтобы отделить себя от родителей, обрести некую степень уединения. Можно говорить лишь о некой степени, ибо высота и ширина тех двух арок плюс сарацинские очертания их верхних краев исключали любые помыслы о полном успехе. За вычетом, конечно, возможности заложить их кирпичной кладкой или зашить досками, что было противозаконно, так как свелось бы ко владению двумя комнатами вместо полутора, на которые мы по ордеру имели право» «Следовало изобрести полумеру, и как раз на этом я сосредоточился начиная с пятнадцати лет. Испробовал всевозможные умопомрачительные приспособления и одно время даже помышлял о сооружении четырехметровой высоты аквариума с дверью посередине, которая соединяла бы мою половину с их комнатой. Надо ли объяснять, что такой архитектурный подвиг был мне не по зубам. Итак, решением оказалось приумножение книжных полок с моей стороны, прибавление и уплотнение складок драпировки - с родительской. Нечего и говорить, что им не нравились ни решение, ни подоплека самого вопроса. »

Публикация от Maxim (@maax_sf)

Мар 1, 2018 в 4:27 PST Место, где стоял туалетный столик и родительская кровать, которой Бродский в своём эссе посвятил несколько абзацев: «Самым крупным предметом нашей обстановки, или, правильнее сказать, предметом, занимавшим больше всего места, была родительская кровать, которой, полагаю, я обязан моей жизнью. Она представляла собой громоздкое двуспальное сооружение, чья резьба опять-таки соответствовала в какой-то мере всему остальному, будучи, впрочем, выполнена в более поздней манере. Тот же растительный лейтмотив, разумеется, но исполнение колебалось где-то между модерном и коммерческой версией конструктивизма. Эта кровать была предметом особой гордости матери, ибо она купила ее очень дешево в 1935 году, до того, как они с отцом поженились, присмотрев ее и подобранный к ней в пару туалетный столик с трельяжем во второразрядной мебельной лавке. Большая часть нашей жизни тяготела к этой приземистой кровати, а важнейшие решения в нашем семействе бывали приняты, когда втроем мы собирались не вокруг стола, но на ее обширной поверхности, со мной в изножье. По русским меркам эта кровать была настоящей роскошью. Я часто думал, что именно она склонила отца к женитьбе, ибо он любил понежиться в этой кровати больше всего на свете. Даже когда их обоих настигал приступ горчайшего обоюдного ожесточения, большей частью спровоцированного нашим бюджетом (»У тебя просто мания спускать все деньги в гастрономе! - несется его негодующий голос над стеллажами, отгородившими мою «половину» от их «комнаты». «Я отравлена, отравлена тридцатью годами твоей скаредности!» - отвечает мать), - даже тогда он с неохотой выбирался из кровати, особенно по утрам. Несколько человек предлагали нам очень приличные деньги за эту кровать, которая и впрямь занимала слишком много места в нашем жилище. Но сколь бы неплатежеспособны мы ни оказывались, родители никогда не обсуждали такую возможность. Кровать была очевидным излишеством, и я думаю, что именно этим она им и нравилась.» Продолжение

Место: «Полторы комнаты». Музей Иосифа Бродского

Адрес: Литейный проспект, дом 24, квартира 28

Идея создания музея-квартиры Иосифа Александровича Бродского возникла после того, как поэт получил Нобелевскую премию. Но проект не удавалось осуществить до конца XX века, так как квартира со времен смерти Николая Гумилева оставалась коммунальной, в которой проживали другие люди, а средств на предоставление им другого жилья не было.

Проект реконструкции. Временная экспозиция. 2015 год.

Конструктивный раздел: ООО «Научно-проектный реставрационный центр»

Калинин В. (Главный инженер), Горячев В. (Ведущий инженер-конструктор).

В экспозиции использованы фотографии из фондов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, авторы: Бродский А., Вольперт М., Мильчик М., Турессон Б., Стефанович А., Лемхин М., Боерсм П., Чаплински Ч.

В экспозиции представлены скульптуры: Ястребенецкого Г., Виллинк С., Свердлова В., Никогосяна Т.

Заказчик проекта реконструкции: Фонд создания литературного музея Иосифа Бродского. Председатель правления фонда: Мильчик М.


Заказчик временной экспозиции: Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Директор музея: Попова Н.

Куратор экспозиции: Морозова О.

Граффити: Кутилина А., Салтан Н., Амелькович А., Борис А., Селезнев П., Сейфетдинова О., Майорова К., Букина К.

Художественный металл: «Мастерская Горынина»

Светофильтр: Синица Г., «Студия Синица».

Виртуальные панорамы, видео и звукоряд: Студия «Март», Ирина Кондратьева.

Архитектурная мастерская «Витрувий и Сыновья» была образована студентами архитектурного факультета Российской Академии Художеств им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге в 1994 году.

В данной работе наша мастерская выступила в двух качествах - как архитекторы реконструкции и как художники временной экспозиции.

Реконструкция заключалась в разделе одной коммунальной квартиры на две отдельные (в настоящее время выполнен макет раздела в натуральную величину).

А также в замене и укреплении перекрытий на, более, чем 1/3 общей площади квартиры и замене инженерных коммуникаций. При этом необходимо было обеспечить сохранность исторических перегородок, которые опирались на заменяемые перекрытия, и их поверхностей. Главной нашей задачей было сделать так, чтобы работа архитектора и весь комплекс проведенных мероприятий были максимально незаметными.

Основной идеей временной экспозиции был рассказ о ключевых событиях в биографии И. Бродского, рассказанный в сохранившихся пространствах аутентичных интерьеров коммунальной квартиры. Построение экспозиции разбито на четыре основных смысловых блока:

Историческое время, в которое жил Иосиф Бродский;

Социальная обстановка брежневского времени, времени «суда над поэтом»;

Семейные обстоятельства и семья Иосифа Бродского;

Личность поэта, цельность его жизни, вершиной которой становиться получение Нобелевской премии.

Учитывая наличие грибкового поражения поверхностей полов и стен, концепция не предполагала использование в экспозиции мемориальных вещей из музейных фондов. Поэтому построение временной экспозиции опиралось на вещи и предметы, найденные в самой квартире (своего рода ready-made).

Привнесены были только скульптурные бюсты и копии фотографий из фондов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Также, в качестве инструментов, при создании экспозиции были использованы звуковые, пространственные и видео инсталляции, увеличенные копии фотографий.

Войдя в квартиру с черного хода, и пройдя сквозь небольшой тамбур, посетители сразу попадают в пространство коммунальной кухни. Сохранились дровяная печь, три газовые плиты, кухонная мебель, стол с ножками, ободранными котом и кошкой Бродских (по воспоминаниям соседки Нины Васильевны Федоровой). Здесь, на коммунальной кухне, воссоздана атмосфера суда. Звучит фонограмма судебного заседания. По периметру комнаты на мебели, на печи, на газовых плитах, на полу расставлены бюсты советских людей - современников этого события (автор скульптурных бюстов народный художник России Г. Д. Ястребенецкий). Своими лицами бюсты обращены в центр комнаты, где находится, покрытый старой клеенкой стол с отметинами горячих кастрюль и ножками, ободранными котами Бродских.

Из кухни посетители попадают в длинный коридор, освещенный тусклой лампочкой.

На бельевых веревках «сушатся» фотографии, отображающие жизнь Ленинграда1960-1970-х годов.

В нише - велосипед. На полочке, в углу - общий телефон.

Коридор приводит к «полутора комнатам», где жила семья Бродских. Сначала мы попадаем в «комнату родителей». Здесь экспозиция строится на увеличенных изображениях интерьеров комнаты, сфотографированной в день вынужденной эмиграции Иосифа Бродского 4 июня 1972 года, нанесенных на полосы полупрозрачной ткани, спускающиеся с потолка на небольшом расстоянии от стены.

Каждый год в день рождения поэта в этой комнате собирались его близкие и друзья. Александр Иванович, отец поэта, профессиональный фотограф, в день рождения сына делал его снимок на балконе, выходящем на улицу Пестеля.

Одна из этих «юбилейных» фотографий размещена около балконной двери. В центре комнаты «спинами» друг к другу установлены два фортепиано.

На которых, во время работы экспозиции, играли друг с другом джазовые импровизации мужчина и женщина.

На крышках фортепиано - фотографии из семейного альбома.

Полкомнаты, где жил Иосиф и где размещалась фотолаборатория отца, разделены пополам огромным красным светофильтром.

Место в нише, где размещались библиотека и рабочее место поэта обозначено старой пишущей машинкой, размещенной на высоком подиуме.


На стены комнаты нанесены граффити, составленные из стихов Иосифа Бродского ленинградского периода.

Здесь находится ванна, залитая красным «фотолабораторным» светом.

Ванна наполнена водой в ней плавают фотографии, сделанные Александром Ивановичем в разные годы.

Покинув «полторы комнаты» посетители попадают обратно в коммунальный коридор.

А затем - в небольшую почти пустую темную комнату-чиллаут с видеоинсалляцией, посвященной путешествиям поэта, прежде всего - в Венецию.

В освещенном углу - скульптурное изображение Иосифа Бродского работы Т. Никогосяна.

Последнее экспозиционное пространство - просторная угловая комната с эркером и окнами, выходящими на Преображенскую площадь и Спасо-Преображенский собор.

Это «зал Славы», здесь рассказывается о Бродском - Нобелевском лауреате.

В центре комнаты разместился прижизненный бюст Иосифа Бродского, выполненный Сильвией Виллинк и подаренный Музею Анны Ахматовой.

В эркере еще одна скульптурная голова поэта (скульптор Владимир Свердлов).

Вдоль стен на полу расставлены копии фотографий церемонии вручения Нобелевской премии в Стокгольме.

На стене портреты значимых фигур, оказавших, по словам самого поэта, огромное влияние на его судьбу и творчество - Ахматовой, Цветаевой, Мандельштамма, Одена, Фроста.

Их фотокарточки постоянно присутствовали на рабочем столе и книжных полках в комнате Бродского. Звучит фонограмма нобелевской лекции Иосифа Бродского.

Архитектор Сергей Падалко (студия «Витрувий и сыновья») рассказал об архитектурном решении Мемориального музея-квартиры Иосифа Бродского в Петербурге, открывшего свои двери пока что всего на один день - в мае этого года.

Дом Мурузи на Литейном проспекте, построенный в мавританском стиле еще в 1874-1877 годы, занимает «одно из самых почетных мест на современной литературной карте Петербурга».

Здесь 23 года прожила счастливая чета Мережковского-Гиппиус, здесь располагался знаменитый гумилевский «Дом поэтов».

Ранее в доме проживали Николай Лесков и брат поэта Иннокентия Анненского. Иосиф Бродский жил здесь до самого отъезда из страны.

Петербург чрезмерно славен историчностью домов, но поразительно, что память о столь почтенных жильцах Дома Мурузи отпечатана лишь в табличках на доме.

И вот к 2015 году, спустя много лет после смерти Иосифа Бродского, в России наконец появится музей поэта, изгнанного родиной, лишенного возможности даже похоронить родителей.

Предварительный проект развития музея комитет по культуре подготовил был уже 5 лет назад. Концепцию будущего музея Бродского разрабатывал коллектив Музея Анны Ахматовой в «Фонтанном доме».

С помощью спонсоров в коммунальной квартире, где жил Иосиф Бродский, было выкуплено четыре комнаты из пяти. За последнюю комнату ее хозяйка потребовала 12 млн рублей. Городские и федеральные власти не смогли найти такую сумму, поэтому обсуждалась возможность создания музея лишь в четырех комнатах, куда предполагалось сделать отдельный от жилой площади вход.

Проведена перепланировка коммуналки, в которой жил поэт. Единственный жилец квартиры Бродского Нина Федорова, наконец, согласилась на раздел жилплощади.

Коммуналку в доме Мурузи разделят на две части, отремонтируют и откроют экспозицию в конце мая к 75-летию поэта. Работы проведены за счет 13 млн рублей, которые компания «Терра Нова» выделяла ранее на покупку отдельной квартиры для Нины Федоровой, дочери бывшей соседки Бродского, которая занимает последнюю комнату в расселенной коммунальной квартире.

Принято решение отделить почти 200 кв. метров мемориальной квартиры от комнаты, занимаемой гражданкой Федоровой. Для нее будет организован отдельный парадный вход, кухня и санузел. В настоящее время комната Нины Федоровой является проходной.

Музей разместится на площади около 200 кв м, а новая квартира для пожилой жилицы займет 75 квадратных метров. Вход в музей будет располагаться с улицы Короленко, то есть с черного входа.

План будущего музея:

1, 2 - Гардероб, касса, информационные киоски, сувенирный киоск.

3 - Экспозиция «Рождественский романс».

4 - Экспозиция «Песня невинности, она же — опыта».

5 - Коридор.

6 - Экспозиция «Песни счастливой зимы».

7 - Экспозиция «Величие замысла».

8 - Мемориальная экспозиция « Комната Бродского».

9 - Мемориальная экспозиция « Комната родителей».

10 - Туалет и служебная кладовая.

В1 - Главный вход.

В2 - Выход на черную лестницу.

Это будет пространство историческое, литературное, мемориальное.

Все остальное - оставшиеся три комнаты и кухня - это возможность представить общественную, культурную, историческую ситуацию того времени, которое важно для понимания поэзии, истории жизни, судьбы Бродского.

Музей Бродского, или «Полторы комнаты», станет филиалом музея Ахматовой.

Американский кабинет поэта из Фонтанного дома перевозить не будут.

Сейчас в «Фонтанном доме» работает выставка «Американский кабинет Иосифа Бродского».

В 2003 году Фонд наследственного имущества Бродского и вдова поэта Мария Бродская передали музею Анны Ахматовой в «Фонтанном доме» вещи из его дома в небольшом американском городке Саут-Хедли в штате Массачусетс, где Бродский преподавал с начала 1980-х в колледже Маунт-Холлиок:

Письменный стол

Секретер

Настольную лампу

Кресло, диван

Постеры,

связанные с итальянскими поездками Бродского

Его библиотеку

Коллекцию почтовых открыток

Чемодан, с которым 4 июня 1972 года Иосиф Бродский навсегда покинул родину, увозя печатную машинку, две бутылки водки для Уистена Хью Одена и сборник стихов Джона Донна.

«Часть экспозиции, связанной с жизнью Бродского, которая хранится в «Фонтанном доме», останется у нас - комментирует г-жа Попова. У «Полторы комнаты» пока просто места нет - если когда-нибудь они получат полдома Мурузи, с удовольствием отдадим это им. Тем более что сейчас Мария Бродская собирается передать нам вещи из последнего кабинета Бродского в Нью-Йорке...

Для нас, конечно же, важно открыть нашему посетителю взгляды Бродского на человека в ХХ веке, на законы поведения, законы сопротивления человека, поэта. Этот музей - своего рода музей опыта преодоления поэтом неких драматических ситуаций, которые казались ему неразрешимыми, очень сложными для него. Конечно, для полного понимания этой обстановки нужно, чтобы в музее были и видео, и документальные сюжеты, чтобы можно было слышать голос Бродского, чтобы можно было присутствовать при его диалогах с людьми близкого ему круга. Смысл такого музея, на мой взгляд, в том, чтобы открылась не только поэзия Бродского - сложная, метафорическая, но и некий нравственный опыт этого человека, который все-таки оказался победителем - победителем и времени, и пространства, как писала Ахматова о Пушкине», - поделилась своим мнением Нина Ивановна Попова.

Для музея-квартиры Бродского вход будет организован со двора.

К сожалению, конечно, не с того места, где заходила семья Бродского. В связи с этим в ходе работ по организации мемориального музея будут приведены в порядок двор и черная лестница.

Комнаты Бродских очень хорошо сохранились благодаря людям, которые жили в них после родителей поэта. Никакого капитального ремонта зв комнате Бродских не будет. Даже косметического почти не предвидится. Как можно с этими царапинами, трещинами, с этой наружной проводкой что-то делать! Ну, от пыли, наверное, избавимся. Хотя я бы и пыль можно оставить.

24 мая 2015 года в Санкт-Петербурге в Доме Мурузи открылся мемориальный музей-квартира Иосифа Бродского.

Ввиду того, что музей находится в состоянии ремонта, экспозиция будет представляться лишь один день, поэтому посетители не смогут ознакомиться с личными вещами поэта, прибывшими недавно из Нью-Йорка.

И.И. Бродский – художник и учитель

Исаак Израилевич Бродский – российский художник и педагог, яркий представитель школы ленинградского живописного портрета. Работая в историко-революционном жанре, он создал широкую палитру образов советских государственных и военных деятелей. С 1934 года руководил Всероссийской Академией художеств.

Историческое здание

Музей И.И. Бродского расположен в историческом здании, памятнике архитектуры. Старинный особняк, как и весь ансамбль площади Искусств, на которой он находится, был спроектирован известным итальянским зодчим Карлом Росси. Построен в 1822 г. как дом губернатора Санкт-Петербурга П.В. Голенищева-Кутузова. С 1833 г. здание принадлежало супруге Н.М. Карамзина. В это время здесь проживали графы Виельгорские, в квартире которых образовался известный литературно-музыкальный салон. В числе его знаменитых посетителей были А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.

Возникновение музея И.И. Бродского

И.И. Бродский занимал квартиру в доме в последние 15 лет жизни до 1939 г. Он возродил традиции музыкальных вечеров прошлого столетия, часто устраивая у себя импровизированные концерты. Музей был основан сразу после смерти художника, но открытие его состоялось спустя 10 лет, в 1949 году.

И. И. Бродский собрал уникальную коллекцию произведений русских художников, в которой наиболее полно представлено творчество:

  • И.Е. Репина;
  • В.И. Сурикова;
  • Б.М. Кустодиева;
  • Ф.А. Малявина;
  • В.А. Серова.

В годы господства в стране эпохи соцреализма, И.И. Бродский понимал и старался поддерживать талантливые течения в живописи, не вписывающиеся в официозную идеологию. Его коллекция стала одной из немногих, в которой присутствовали работы представителей авангарда, в частности Марка Шагала.

Экспозиция и события музея

В знаменитом доме на площади Искусств гармонично переплелись различные виды творчества - архитектура, живопись, скульптура и музыка. Основу экспозиции музея составляют шедевры великих мастеров и полотна самого И.И. Бродского. Сотрудниками музея И.И. Бродского воссоздана реальная историческая атмосфера жизни творческой интеллигенции 1920-30-х годов.

Хорошо сохранившиеся экспонаты мемориальной обстановки – предметы мебели, книги и фотографии с автографами известных личностей создают особую интимную ауру помещения. В этой уютной домашней атмосфере творения искусства как нельзя более приближены к зрителю.

Музей продолжает салонные традиции XIX века, сложившиеся в знаменитом доме. В музейной зале, имеющей великолепную акустику, и сегодня проводятся концерты классической музыки.

В непосредственной близости от площади Искусств находится еще одна знаменитая площадь Санкт-Петербурга – Манежная, статью о которой вы можете прочитать на нашем сайте.