Как устроен теплоход? Как выбирали новое название для теплохода "Зiрка Днiпра".

Знаю, что среди читателей моего журнала много людей, незнакомых с теплоходными круизами по рекам России. Но этот пост, можно сказать, как раз для них... :-)

Во время нашего круиза в августе прошлого года по маршруту "Москва - острова - Санкт-Петербург - Москва" я записывал названия круизных теплоходов, которые встречались нам по пути и на стоянках. Список получился немаленький - 41 теплоход, и это только те, которые я сам смог разглядеть. Думаю, ещё примерно столько же я пропустил по разным причинам (сон, мероприятия внутри теплохода и т.д.). Но нужно отметить, что речной путь между двумя столицами - это наиболее популярный круизный маршрут в нашей стране. На средней и нижней Волге, а также на других реках (Кама, Ока, Дон, Белая, Вятка и т.д.) круизных теплоходов меньше...

Итак, что же у меня получилось?
Названия речных теплоходов в России очень разные. Поэтому я попытаюсь разбить их на несколько групп.

1) "Писательская" группа
Значительное число круизников названо в честь известных русских писателей.

Вот, например, теплоход "Николай Карамзин" , на котором состоялся наш круиз:

"Михаил Булгаков" - на нём мы ходили в 2012-ом по очень похожему маршруту. Вообще-то я не люблю повторяться (как по маршрутам, так и по теплоходам), но так уж получилось...

Ещё из "писателей" нам тогда встретились:

"Максим Горький" - очень интересный теплоход, старейший из тех, что в работе (подробнее можно почитать, кстати, у arassamakhin ):


Любопытно, что есть второй круизных теплоход с таким же названием - он гораздо моложе...

"Антон Чехов" - на нём мы тоже бывали (в 2009-ом):

А также:
- "Константин Симонов",
- "Михаил Шолохов",
- "Лев Толстой",
- "Александр Грин",
- "Александр Радищев",
- "Александр Пушкин",
- "Николай Чернышевский",
- "Сергей Есенин",
- "Виссарион Белинский".

Да, пожалуй, "писательская" группа - самая многочисленная.

2) "Военная" группа.
Многие теплоходы названы в честь известных полководцев, военных, разведчиков. За 13 дней нашего круиза в мою записную книжку попали:
- "Александр Суворов",
- "Дмитрий Пожарский",
- "Генерал Лавриненков",
- "Рихард Зорге".

Но в объектив фотокамеры их поймать, к сожалению, не удалось.

3) Зато получилось заснять одного представителя группы "театралов" .
"Сергей Дягилев":

также засветился:
- "Сергей Образцов"

4) Упоминув про "театралов", нельзя забыть и о "музыкантах" .
- "Пётр Чайковский",
- "Игорь Стравинский".


5) Отдельная группа - "горожане" - теплоходы, названные в честь российских городов.
"Санкт-Петербург" :

а также:
- "Кронштадт"
- "Нижний Новгород" ,
и маленький, но гордый "Господин Великий Новгород" :


Этот теплоходик - для меня загадка! :-)

6) Конечно же, и среди теплоходов есть своя "политическая" группа (двольно многочисленная, кстати). Из тех, которые удалось зафиксировать мне в августе:
- "Ленин",
- "Феликс Дзержинский",
- "Леонид Красин",
- "Георгий Чичерин".

7) Группа "святых" - отрадно, что теперь есть и такая. Я увидел теплоходы:
- "Илья Муромец",
- "Андрей Рублёв",
- "Александр Свирский",

- "Святая Русь" .

8) В отдельный список можно выделить теплоходы, названные в честь разных известных деятелей нашей страны. Я к себе записал "Космонавта Гагарина", "А.С. Попова " и "Александра Бенуа". Сюда же при желании можно отнести и увиденный нами т/х "Русь великая" .

9) Есть группа "принцесс" . Мы встретили на своём пути "Принцессу Анабеллу" и "Княжну Викторию" . Есть и другие "Княжны"...

10) Особняком стоит группа, которую я называю "романтической" .
Т/х "Цезарь":

а также теплоход "Волга Дрим" - самый комфортабельный круизник на реках России на текущий момент.

2 теплохода (из списка увиденных нами в том круизе) выбиваются из этой своеобразной классификации.
Это т/х "Тихий дон" , названный в честь литературного произведения, и т/х "Октябрьская революция":

Вот такие разные названия носят на своих бортах белоснежные красавцы-теплоходы, бороздящие речные просторы нашей необъятной Родины...

Помните, как в известной песне?

"Закройте Вашу книжку,
Допейте Вашу чашку,
Дожуйте свой дежурный бутерброд!
Снимите и продайте
Последнюю рубашку
И купите билет на пароход!"

До встречи на борту!

Во время круиза по Волге мне удалось посетить самые интересные места на теплоходе. Я познакомился с членами экипажа, побывал в рубке управления и в машинном отделении, задал массу вопросов и получил самые подробные ответы.
Теперь я приглашаю вас посмотреть, как устроен теплоход.

2. Знакомимся: теплоход «Михаил Булгаков», проект 301. Один из самых комфортабельных четырехпалубных теплоходов. Построен в ГДР, недавно прошел модернизацию.
Длина 125 м, ширина 16,7 м, высота надводной части 13,2 метра, максимальная скорость 26 км/ч, максимальная осадка 3 м. Максимальная пассажировместимость теплохода 307 человек. Численность экипажа и обслуживающего персонала 121 человек.

3. Интересно, но на четырехпалубном теплоходе пять палуб. На верхней палубе кают нет.

4. Одна из кают. Есть попросторнее, есть покомпактнее. В каждой каюте есть душ, туалет, телевизор, холодильник, кондиционер. Путешествовать комфортно и удобно. Я не буду подробно рассказывать про рестораны, бассейн и прочие прелести, желающие могут прочитать про быт в круизе .

5. Давайте поднимемся в рубку управления теплоходом. Экипаж в рубке не менее двух человек, ночью усиленная вахта: три человека. Сейчас смена Алексея Баширова, второго помощника капитана.

6. Из рубки открывается шикарный вид.

7. Три двигателя по 1000 лошадиных сил работают в режиме «полный ход». Сейчас скорость около 21 км/ч, но если бы уровень воды был выше, скорость была бы около 25 км/ч.

8. Помимо приборов ориентироваться помогает такой атлас. Атласы регулярно уточняют, так как состояние дна и берегов может меняться.

9. Идем по Рыбинскому водохранилищу.

10. У капитана нет штурвала в том виде, в котором мы привыкли видеть их на картинках. Органы управления видоизменились, хотя суть осталась той же.

11. Управление теплохода дублируется слева и справа. Сделано это для лучшего обзора на сложных участках, при швартовке и так далее.

12. Обзор с левой стороны рубки.

13. Весь маршрут теплохода расписан буквально по минутам.

14. На теплоходе используются приборы разных поколений.

15. Это старый, но надежный и проверенный компас.

17. Проходим мимо Мышкина. При прохождении мимо стоящих судов, теплоход убавляет ход, чтобы уменьшить волну. Если этого не сделать, можно оборвать швартовы стоящим судам.

18. Навигатор в теплоходе очень напоминает автомобильный.

19. Конструкция теплохода очень удачная. Он может ходить не только по рекам и каналам, но и по морю в прибрежной зоне. Но для работы в море нужно дополнительно учиться, там условия более суровые.

20. Уголок с документацией. Здесь про теплоход расписано всё.

21. Помимо трех главных двигателей на теплоходе есть подруливающее устройство. Благодаря ему теплоход может прямо на месте двигаться вбок. Подруливающее устройство электрическое. Очень удобное изобретение.

22. Главное рабочее место.

23. При управлении теплоходом капитаны общаются между собой по рации. Расходимся левыми бортами.

24. Как я уже упоминал, когда мы были в рубке, дежурил второй помощник капитана. Капитана Владимира Нозренкова мы увидели чуть позже в парадном облачении на капитанском ужине.

25. Теперь давайте спустимся в самый низ, в машинное отделение. Предупреждаю сразу: здесь очень шумно.

26. Когда мы пойдем к двигателям, обязательно нужно надеть такие наушники.

27. Техническое хозяйство на теплоходе очень богатое. Нужно хранить топливо, воду, масло, кроме этого еще есть и отходы жизнедеятельности.


Подробности для интересующихся: запас топлива на теплоходе 180 тонн, этого хватит примерно на три недели пути.
Помимо этого на борту находится 100 тонн неочищенной и 28 тонн очищенной воды. Воду очищают прямо на борту при помощи специальной установки. Обычно водой заправляются на стоянках, но при необходимости можно взять воду прямо из реки в специальных зонах.

28. В машинном отделении, если не считать сильного шума, довольно комфортно. Температура не выше 35 градусов. В старых теплоходах было до 72 градусов тепла.

29. На теплоходе имеется четыре дизель-генератора, обеспечивающих электроэнергией все системы. Очень много энергии потребляет кондиционирование и вентиляция. Каждый дизель-генератор имеет мощность 700 лошадиных сил.

30. Дизель-генераторы построены в ГДР. Суммарная мощность генераторов позволит обеспечить электроэнергией город населением несколько тысяч человек.

31. Главные двигатели теплохода построены в СССР. Двигатели имеют по шесть цилиндров, расход топлива на полном ходу 150 килограмм топлива в час. Топливо заправляют танкерами, чаще всего из Ярославля.
В работе судовых двигателей используется судовое маловязкое топливо (СМТ). Эти двигатели могут работать на дизеле и даже на мазуте, для этого есть специальная установка для подогрева мазута. Дизель-генераторы более прихотливые.

32. Интересно устроена система охлаждения. Масло в двигателе охлаждается водой, которая охлаждается забортной водой. Таким образом теплоход греет воду вокруг себя.

33. В машинном отделении постоянно дежурят несколько человек.

34. После недавней модернизации автоматики в машинном отделении стало больше.

35. Немного про отходы жизнедеятельности. Их немало: 300 с лишним пассажиров и более 100 членов экипажа пользуются канализацией. Фекальные воды копятся в специальных емкостях, максимальный объем - 470 тонн. Раньше были участки, где можно было сбрасывать фекальные воды, сейчас этого делать нельзя. Во время стоянок к теплоходам подходят специализированные суда и забирают отходы. В Северном речном порту это «Марс» и «Юпитер». Эти же теплоходы забирают подсланевые воды из машинного отделения - воду с остатками масла и топлива.

36. Теперь вы знаете о том, как устроен теплход практически все. Спасибо за внимание!

Благодарю за экскурсию компанию «

Долгие тысячелетия двумя «двигателями» для морских и речных судов были ветер (парусный флот) и мускульная сила людей (гребной флот) или их совмещение. Естественно, с распространением морских путешествий это перестало устраивать человечество, и попытки найти альтернативные способы передвижения по воде предпринимались не раз. Пробный коммерческий рейс на пароходе был сделан в 1807 году, а изыскания более экономичного и скоростного двигателя продолжились в 19 веке, и первый теплоход появился спустя почти 100 лет – в 1903 году. Чем отличается пароход от теплохода, и почему пароходы (то есть суда, перемещающиеся с помощью парового двигателя) проиграли техническую гонку судам, на которых установлен двигатель внутреннего сгорания?

Из истории парохода и теплохода

Первый паровой двигатель создал античный изобретатель и механик Герон Александрийский еще в 1 веке нашей эры. Правда, из-за наличия в то время дарового рабского труда механизм распространения не получил и использовался как игрушка или в качестве экзотики – например, для открывания дверей в храмах, подачи «святой» воды и для некоторых других целей. Со смертью гения изобретение было забыто, а работы по созданию парового двигателя возобновились в Новое время (17 столетие). Весь 18 век предпринимались более-менее удачные попытки по разработке парового двигателя, и, наконец, в 1807 году по американской реке Гудзон прошел первый коммерческий пароход «Клермонт».

Главное отличие парохода от теплохода – в типе двигателя. Паровой двигатель использует энергию давления пара, получаемого при нагревании воды. На теплоходах же применяется двигатель внутреннего сгорания. Почти всегда это дизельный мотор, в котором поршень толкают выхлопные газы, образующиеся в цилиндрах двигателя при сгорании дизельного топлива (солярки).

«Отцом» первого дизельного двигателя в 1897 году стал немец Рудольф Дизель, давший механизму свое имя. Уже в следующем году чертежи приобрел шведский изобретатель Нобель, который в то время жил в Российской империи и занимался разработкой нефтяных месторождений в Баку. И в 1903 году созданные им двигатели устанавливаются на танкер «Вандал» – первый в мире теплоход. Так что первенство в этой области принадлежит нашей стране.

Сравнение

Главная причина, почему теплоход в конце концов выиграл у парохода, – различия в эффективности двигателя. У парового «движка» КПД (коэффициент полезного действия) существенно ниже. Кроме этого обстоятельства, в пользу теплохода играют и следующие преимущества дизельного двигателя:

  • меньший расход топлива, следствием чего являются:
  • большая грузоподъемность;
  • больший запас хода;
  • более высокая надежность двигателя.

Однако, несмотря на явные преимущества теплохода, пароходы не исчезли совсем. Правда, сейчас на их долю приходится мизерная доля речных или морских перевозок, поскольку они в основном используются как «банкетоходы» – для проведения на них корпоративов, юбилеев или других праздников. Старейший пароход России «Н. В. Гоголь» курсирует по реке Северная Двина и приписан к порту города Северодвинска (Архангельская область). По заверению его владельца, «Н. В. Гоголь» тоже является «банкетоходом».

Таблица

В компактной таблице подведен итог, в чем разница между пароходом и теплоходом.

Пароход Теплоход
Что собой представляет Водный транспорт, в котором для передвижения применяется машина, использующая силу давления пара, полученного при нагревании воды Водный транспорт, в котором для передвижения применяется дизельный двигатель, использующий силу давления выхлопных газов, образующихся при сгорании дизельного топлива (солярки). Существуют комбинированные суда – дизель-электроходы, у которых дизельный двигатель вращает электромотор, который, в свою очередь, вращает гребной винт
Особенности Экономическая эффективность невысока и сильно уступает эффективности теплохода; имеет большой туристический потенциал у любителей стиля ретро Высокая экономическая эффективность вследствие преимущества дизельного двигателя над паровым

January 5th, 2011 , 05:53 pm

Здесь выложу самые разные фотографии из разных круизов, в которых мне довелось побывать. Первая подборка будет посвящена теплоходам.

№1. Утром на палубе. Теплоход «Глеб Кржижановский», река Свирь.

№2. Сухогрузный теплоход «Тотьма» (тип «Шестая пятилетка») в шлюзе Волго-Балтийского канала.

№3. Пассажирский теплоход «Паллада» на Волге у города Мышкин.

№4. Пассажирские теплоходы «Глеб Кржижановский», «Петр Первый» и «Максим Рыльский» на зеленой стоянке Мандроги, река Свирь. «Глеб Кржижановский» - самый молодой московский теплоход, теперь не совершает круизы, он теперь общежитие не нефтегазоносном месторождении Курмангазы. «Максим Рыльский» сменил оператора и имя - теперь теплоход называется «Михаил Булгаков» (Мостурфлот).

№5. Речной теплоход-толкач «Шлюзовой-125» с приставкой груженой песком. Волга, недалеко от города Мышкин.


№6. Носы. Теплоходы «Владимир Мономах», «Октябрьская революция» и «Юрий Никулин» у причала города Плес. «Владимир Мономах» сменил имя и пол, теперь он называется «Анна Ахматова».

№7. Пассажирский дизель-электроход «Украина» (пр.785) у причала речного вокзала в Самаре. В навигацию 2010 года дизель-электроход был переименован в «Булгарию», работал от круизной компании «Водафлот».

№8. Пассажирский теплоход «Сергей Есенин» (пр. Q -065) австрийской постройки на Пестовском водохранилище в Подмосковье. Два московских близнеца «Есенина», теплоходы «Александр Блок» и «Валерий Брюсов» стали плавучими казино в центре столицы.

№9. Пассажирский теплоход «Цезарь» в Северном порту Москвы. До получения своего «салатного» имени этот теплоход носил имя «Эрнст Тельман».

№10. Быстроходный теплоход на подводных крыльях «Ракета-191» на канале имени Москвы («глубокая выемка»). Долгое время эта «Ракета» носила номер 244, пока реальная «Ракета-191» не попала в аварию.

№11. Сухогрузный теплоход-площадка «Окский-10» с грузом щебня в подходном канале шлюза №1 канала им.Москвы в г.Дубна.

№12. Не очень белый и красивый, но тоже весьма полезный теплоход. Мусоросборщик МС-2 на канале им.Москвы в «глубокой выемке». На заднем плане пассажирский теплоход «Рылеев».

№13. Пассажирский теплоход «Иван Кулибин» (пр.26-37) на Волге в районе Балахны. Теплоход следует рейсом из Астрахани в Москву. Здесь он еще в традиционном синем цвете. Совсем скоро круизная компания «Гама», которой принадлежат 6 теплоходов, перекрасит свои корабли в зеленый цвет.

№14. Тоже круизный флот, правда, для круизов индивидуальных. Вот такая красота на канале им.Москвы, совсем новая. Название закрыто.

№15. Яхта на реке Свирь.

№16. Быстроходный теплоход на подводных крыльях «Комета-2» в кижских шхерах. Теплоход выполняет рейсы между островом Кижи и Петрозаводском по Онежскому озеру.

№17. Прогулочный теплоход «Москвич» - М-250 в Калязине. Этот теплоход возит экскурсантов на остров к затопленной колокольне Никольского собора.

№18. Сухогрузный теплоход «Галац» (проект «Шестая пятилетка») в подходном канале шлюза в г.Углич. Теплоход оборудован упорами для толкания приставки. Вообще, очень жаль, что эти трудяги реки уходят на покой. Большинство теплоходов этого типа уже списаны.

№19. Сухогрузный теплоход-площадка «Окский-70» на реке Волга в г.Ярославль.

№20. Танкер «Волгонефть-262» у причальной стенки Нижнесвирского шлюза.

№21. Танкер «Волгонефть-266» в балласте (пустой) на Волге недалеко от Ярославля.

№22. Речной теплоход-толкач «Шлюзовой-28» без приставки у города Бор Нижегородской области.

№23. Вот такая вот симпатичная яхта «Гранд-Н.Н.». Из чего переделана не знаю. Волга недалеко от Саратова.

№24. Речной пассажирский теплоход «Арабелла». Навигацию 2010 года теплоход простоял без работы из-за поломки двигателя, да и отсутствия пассажиров. «Арабелла» продана в Казань, скорее всего теплоход сменит название.

№25. Речной пассажирский теплоход «Ленин» на Онежском озере. Удивительно, как ему повезло, несмотря на все неурядицы и смены приоритетов в стране, ни разу не менять название.

№26. Речной пассажирский теплоход «Космонавт Гагарин» на реке Ковжа. Теплоход выполнял не совсем обычный рейс до Санкт-Петербурга с 3 дневной стоянкой в Питере. В это время туристам предлагался круиз на морском пароме в Хельсинки и Стокгольм.

№27. Рейсовый теплоход «Москва-213» в Кинемше. Здесь этот теплоход выполняет пригородные рейсы.

№28. Еще одна «москвушка» - «Москва-89» (Столичная судоходная компания) у пристани Горки на Клязьминском водохранилище.

№29. Теплоход «Очарованный странник» проходит мимо затопленной Калязинской колокольни Никольского собора.

№30. Теплоход «Николай Щорс» (теперь «Михаил Танич») в Костроме.

№31. Пассажирский теплоход «Семен Буденный» отправился в рейс из Самары.

№32. Пассажирский теплоходы выходят из шлюза №4 на канале им.Москвы.

№33. Теплоход «Кронштадт» отправляется с острова Кижи.

№34. Теплоходы «Николай Щорс» и «Рылеев» в камере шлюза №6 канала им.Москвы.

№35. Теплоход «Алдан» на Средней Волге недалеко от Чебоксар. Как и остальные теплоходы фирмы «Гама» сейчас перекрасился в зеленый цвет.

№36. Теплоход «Президент» отправляется в рейс из Ярославля.

№37. Теплоходы «Александр Фадеев» и «Григорий Пирогов» у причала в Кинешме.

№38. Пассажирский теплоход «Александр Радищев» (Водоход) на канале им.Москвы в «глубокой выемке». Следует в Москву.

№39. Теплоход «Рылеев» заходит под мост Октябрьской железной дороги в Химках.

№40. Теплоход «Григорий Пирогов» у причала в Калязине.

№41. Теплоход «Александр Фадеев» на Волге недалеко от Плеса.

№42. Теплоход «Михаил Шолохов» на Волге недалеко от Углича. Следует в Москву.

№43. Теплоход «А.С.Попов» рейсом С.Петербург - Валаам - С.Петербург под вантовым мостом Кольцевой автодороги Санкт-Петербурга.

№44. «Отдых на судах речного флота - залог здоровья и хорошего настроения». Советский плакат.


Многие любители речных путешествий не видят принципиальной разницы между понятиями «корабль», «теплоход» и «пароход». И, оформляя аренду теплохода, часто называют его пароходом или кораблем. На профессиональном сленге это также может быть «банкетоход», «речной лайнер», «яхта-ресторан». Применительно к аренде для банкета в акватории Московского бассейна существенного различия нет, а в нашем материале далее мы разъясним разницу между этими понятиями и какой из предлагаемых банкетных теплоходов к какому варианту будет ближе.

Что такое корабль?

В современном понимании, корабль — это военное судно, являющееся единицей военно-морского флота государства и выполняющее определенные боевые задачи. В былые времена, когда о пароходах или теплоходах еще никто не знал, все морские суда с несколькими мачтами, оснащенными парусами, назывались кораблями. Даже если они перевозили людей или обычные грузы.

Сегодня большие гражданские суда, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов по определенному маршруту, тоже допускается называть кораблями. Хотя более правильное их название — речные или морские лайнеры. И если вы захотите заказать аренду корабля в Москве, то вы сможете пользоваться услугами огромного пассажирского лайнера, на котором с комфортом разместятся более 200 человек - например, корабли флотилии Radisson или River Palace .

Что движет пароходом?

Главное отличие между теплоходом и пароходом заключается в их двигателях. На пароходах установлены паровые машины, использующие для передвижения силу давления пара, полученного при нагревании воды. Пар действует на турбину, вращающую винты или гребные колеса, за счет чего пароходы и двигаются по реке. Такой водный транспорт работает в основном на твердом топливе — на угле и иногда на дровах.

Экономическая эффективность пароходов очень маленькая, поэтому в наши дни они практически не используются и почти исчезли с речных просторов. Поэтому если вы захотите оформить аренду парохода, то, скорее всего, вам предложат теплоход, стилизованный под старинный колесный пароход - например, Царица Елена , Колесовъ или Анна Каренина .

Теплоход — современное судно с большим потенциалом

На современных теплоходах используются двигатели внутреннего сгорания, работающие на мазуте или другом жидком топливе. В них полученная при сжигании тепловая энергия превращается в механическую и используется для вращение гребного винта. Кроме дизельных двигателей на более новых теплоходах установлены газотурбинные, паротурбинные или смешанные модели. Такие двигатели имеют более высокий КПД и большую экономическую эффективность.

Кроме того, современные теплоходы имеют и другие преимущества:

  • большую грузоподъемность;
  • значительный запас хода;
  • меньший расход топлива;
  • высокую надежность.

Все это и послужило причиной того, современные теплоходы стали одним из самых распространенных видов речных судов. Они могут иметь различную вместимость, и относиться к разному классу комфорта, различаться по стоимости и по внешнему оформлению. И когда вы захотите отметить свою свадьбу на корабле, вам могут предложить прекрасный корабль-парусник, вместительный банкетоход или красивый и современный панорамный теплоход.