Функции философии в культуре глобализирующегося человечества. Функции философии в культуре

Статус и роль философии в современной культуре.

Первым, кто назвал себя философом, был Пифагор. Он не считал себя «софистом» (мудрецом), а лишь человеком, любящим мудрость и испытывающим влечение к ней. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги, то уделом философа провозглашалась любовь к мудрости.

Сам термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости (Phileo – люблю и Sophia – мудрость).

Объяснение и закреплние в европейской культуре слова «философия» связано с именем Платона (427 – 347 гг. до н. э.) Философы – это, по его мнению, люди которые открывают тайны природы и человеческой жизни, учат действовать и жить в согласии с природой и требованиями самой жизни. Итак, философия является особым видом знания – это «софийное», мудрое знание и поучения на его основе. Это не просто абстрактная теория, но и практическая мораль.

Основой философии является мировоззрение.

В мировоззрении выделяют два уровня : рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой рационально-теоретическую форму мировоззрения , которую следует отличать от, так называемой, жизненной философии, здравого смысла , соотносимого с жизненно практическим уровнем.

Философия – та форма духовной культуры, в которой взгляды человека на мир и место нем представлены в виде теорий, понятий умозаключений.

Понятие мировоззрения, его структура и функции

В систему человеческих знаний термин «мировззрение» был введен немецким философом И. Кантом. В наипростейшем пониманииМировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и смысл жизни. Это система взглядов, идей и убеждений человека о мире и своем месте в нем. Мировоззрение – способ духовно-практического освоения мира человеком в его теоретическом и практическом отношении к действительности.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, идеалы, верования, чувства, эмоции, жизненные нормы.

Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и место в нем человека.

Ценности – Это положительное или отрицательное отношение к явлениям окружающего мира, которое основывается на потребностях и интересах людей, культуре определенного социума.

Идеалы – Это мировоззренческая форма целенаправленного отображения действительности, мысленный образец совершенства, норма к которой следует стремиться как к конечной цели

Эмоционально-чувственные компоненты определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей мира и своего места в нем.

Основные функции мировоззрения :

Миропонимания, – мировосприятия, – мироотношения.

Миропонимание – картина мира. Оно может строится на уровне обыденного сознания или на теоретическом уровне.

Мировосприятие – это эмоциональные предпочтения, верования, специфические психологические представления человека о мире и своем месте в нем.

Мироотношение – Это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию жизненным важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей.

Есть три типа мировоззрения : - обыденное, – религиозное, – и философское .

Обыденное мировоззрение – порождается непосредственно условиями жизни и передающимися из поколения в поколение опытом людей.

Религиозное мировоззрение – дает неадекватную картину мира, связано с признанием сверхъестественного мирового начала и выражается преимущественно в эмоционально-образной форме.

В философском мировоззрении – теоретически обобщаются опыт духовного и практического освоения мира.

Исторические типы мировоззрения

В исторической типологии мировоззрений выделяют следующие типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское.

Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. В основе мифологии лежит миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии. Миф обычно совмещает в себе рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего. Человек перенес на объекты природы свои личные свойства, приписывая им жизнь, человеческие чувства. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения.

Религиозное мировоззрение . Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. такого начала которое находится за чертой «естественного», недоступно пониманию человека. Главный признак религии – вера в сверхъестественное. Если в мифологические персонажи живут в реальном мире (на горе Олимп) , то в религии сверхестественный мир недоступен органам чувств, а поэтому в объекты этого мира следует верить.

Философское мировоззрение . Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере; логично, опирается на четкие понятия и категории. В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев. В отличие от искусства и мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на догматы и веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств.

Все исторические типы мировоззрения объединяет общая направленость – дать картину мира, включая человека с его отношением к окружающей реальности, и выяснить смысл человеческого бытия.

Философия как мировоззрение прошла три этапа развития:

космоцентризм – когда весь мир объяснялся через влияние и могущество внешних сил – космоса;

теоцентризм – объяснение всего сущего через господство сверхъестественной силы – Бога;

антропоцентризм – философское мировоззрение, основной проблемой которого была судьба человека.

Религиозно-мифологический характер философии Древней Индии.

Древнеиндийская философия возникла примерно в середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы), которые оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие религии.

Дофилософские знания передавались в Ведах. Веды – древнейший памятник индийской литературы. В Ведах выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке и о нравственной жизни. Веды делятся на четыре части. Древнейшая из них – Самхиты . Вторая часть – Брахманы сборник ритуальных текстов. Третья часть Вед – Араньяки , правила поведения для отшельников.

Четвертая часть – Упанишады., собственно философская часть. Центральной темой Упанишад является проблема философии. Это поиски того, что есть истина. Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы идем? В Упанишадах особенно выдвигается идея перевоплощения. Те, кто обладает правильным знанием и выполняет свой долг, снова родятся после смерти для бессмертия

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм и школа чарваков- локаятиков.

Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии.

Ортодоксальные системы

В древнеиндийской философии имеются системы, непосредственно опирающиеся на Веды. Здесь Веды рассматриваются в качестве священных книг.

Миманса . Отличительная черта мимансы в том, что она уделила большое внимание вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знания. Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых, чувственно невоспринимаемых истин постулатами.

Веданта . Это идеалистическое учение. Впервые его систематически развил Бадараяна . В этом учении можно отметить два различных аспекта: 1) душа и Бог принципиально различны; 2) душа и Бог в сущности едины;

Веданта требует, чтобы ученик покорно следовал за учителем, упражнялся в размышлении над ее истинами, пока не достигнет непосредственного, и притом постоянного, созерцания истины. Душа связанная со своим телом не свободна. Она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты.

Философия Санкхъя . Основатель учения санкхья Капила жил около 600-х годов до н. э. Учение санкхья предполагает два начало: вещественное и духовное. Исходным понятием санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений психических. Философия санкхья, как и ряд других школ, главной задачей мудрости считает познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий.

Система йога . Слово «йога» означает, по-видимому, «сосредоточение». Основателем Йоги является Патанджали .

Вера в бога рассматривается как условие успешной практической деятельности, избавляющей от страданий. Среди средств, которые йога рекомендует для освобождения, часть относится к практике аскетизма, часть – к принципам этики, основанной на сочувствии всем формам жизни. В числе правил йоги содержится ряд проверенных предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.п.

Материалистическая система ньяя . Основателем ньяи считается мудрец Гаутама . Философия ньяя – учение о познании, в частности о логическом выводе, развитое на основе материалистической теории бытия. Она призвана служить практической задаче – освобождению человека от всех страданий. Истинное знание может быть постижением или через восприятие, или через логический вывод, или с помощью сравнения. Восприятие обусловлено органами чувств и дает непосредственное знание о предмете. Для логического познания требуется вычленение признака, неотделимого от познаваемого предмета.

Материалистическая система вайшешика . Вайшешика возникла приблизительно в VI – V вв. до н. э. Основателем ее считается Канада . Философия вайшешика возникла как материалистическое учение о бытии и теории атомизма. В последствии в круг вопросов вайшешики были включены вопросы логики. Как и ньяя, вайшешика видит цель мудрости в освобождении человеческого «Я» от страдания и зависимости. Последняя причина страдания – незнание. Путь к освобождению лежит через знание, т.е. через истинное постижение реальности.

Милетская школа

Первые материалистические учения возникли на рубеже 7-6 веков. до н.э. в Милете – крупнейшем малоазиатском греческом городе. Поэтому школа получила название милетской, и была представлена тремя мыслителями: Фалесом (625-547 до н.э), Анаксимандром ,(610-547 до н.э), Анаксименом (VI в. до н.э).

Фалес – один из семи мудрецов древности. Он полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или воды, все постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. По форме Земля – плоский диск, плавающий по воде.

Анаксимандр – ученик Фалеса, признал единым источником рождения всех вещей уже не воду, а первовещество, из которого обособляются противоположности «теплого» и «холодного», дающие начала всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ не имеет границ и есть «беспредельное» («апейрон»). Земля по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна. Животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна. Мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Анаксимен – Приняв в качестве первовещества воздух, он ввел новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и огонь. Земля – плоский диск, поддерживаемы воздухом, также как парящие в нем плоские, состоящие из огня, диски светил.

Пифагор и пифагорийцы (VI в. до н.э). Пифагор жил в городе Самосе. На его философию наложили печать занятия арифметикой и геометрией. Ему приписывают теорему Пифагора. Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями. Мир – живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи.

Гераклит Эфесский (540–480 г. до н.э.)Уроженец города Эфес, что на побережье Малой Азии. Автор книги «О природе». По Гераклиту мир не создан никем из богов и никем из людей, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и снова мерами угасающим. Все в этом мире состоит из противоположностей, все происходит через борьбу, затем все изменяется, все движется. Первовеществом для него является огонь. Он отрицает сотворение мира богами. Мудрость есть познание разума, быть мудрым – значит склониться перед этим разумом, подчиниться ему. Только путем подчинения законам разума человек может приобрести душевную ясность. Все течет, все изменяется. Нельзя войти в одну и туже реку дважды.

Эмпедокл (V век до. н.э.) Эмпедокл признает четыре начала – огонь, воздух, вода и земля. Существуют две движущие силы – Вражда и любовь. Элементы приводятся этими силами в движение, или соединяются или расходятся. Из четырех элементов важную роль играет огонь. Все возникло из огня и в огонь возвратится. Мир по форме приближается к яйцу, лежащему в горизонтальном положении. Эмпедокл считал небесный свод твердым, к которому прикреплены звезды, планеты движутся свободно. Он отличал планеты от звезд.

Анаксагор (V век до. н.э.) – первый греческий философ деятельность которого протекала в Афинах, а не в Малой Азии или Италии. Началом вселенной являются ум и материя. Материальных начал – бесконечное число. Все вещи участвуют в движении, причиной которого является ум. Небесный порядок установлен круговым движением. Плотное, влажное, темное, холодное и вообще все тяжелое собралось в середине; из затвердения их возникла земля. противоположное же им – теплое, светлое, сухое и легкое – устремилось в верхнюю часть эфира. Земля имеет плоскую форму и пребывает в воздухе.

Элейская школа . Находилась в небольшом италийском городе Элея.

Парменид (VI в. до н. э). Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир – вещественный шар, в котором нигде нет пустоты, и следовательно движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Небытия нет. Невозможно возникновение и уничтожение, ибо и то и другое предполагает возможность небытия, несуществования. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и что в нем нет частей. Ничто не возникает и не уничтожается.

Зенон. В знаменитых парадоксах, «апориях», т. е в анализе трудностей, касающихся движения, Зенон пытается доказать, что предположение, будто движение мыслимо, неизбежно приводит к противоречиям. Движение не может или вовсе начаться, или если бы началось, не может закончиться ни на какой конечной дистанции. В так называемом парадоксе Об Ахилле доказывается, что Ахилл не может догнать находящуюся впереди и удаляющуюся от него черепаху. В парадоксе о летящей стреле доказывается, что стрела в каждый момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине, стало быть не движется. Для того чтобы стрела передвигалась, она должна в каждый момент времени находится в определенном месте и одновременно не находится в нем. Во всех этих случаях получаются противоречия: Ахилл догоняет черепаху и не может ее догнать, стрела летит и покоится ит.д. Аргументы Зенона дали толчок развитию античной математики, логики и диалектики.

Демокрит. представитель атомистического учения – считал, что существует пустота и атомы. Они отличаются по форме, весу, движутся в пустоте и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели. Все состоит из атомов, атомы неделимы и если атомы – бытие, то пустота – небытие. Все происходит согласно необходимости, случайность отсутствует. Основателем древнегреческого атомизма был Левкипп, согласно ему все в мире состоит из мельчайших, простых, неделимых частиц (атомов) и пустоты.

Концептуализм – философская позиция, примиряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий. Создателем концептуализма является Пьер Абеляр.

Основными принципами средневекового философского мышления считаются теоцентризм – Бог есть центральная точка мировоззрения, креационизм – вера в то, что все существующее является актом божественной воли, сотворено Богом из нечего; провиденциализм – вера в божественную предопределенность всего существующего; эсхатологизм – вера в конец света и действенное ожидание его. Важнейшей особенностью средневекового мышления является авторитарность: последним аргументом всегда остается отсылка либо к авторитету священного писания, либо к трудам Отцов церкви.

В период зрелой и особенно поздней схоластики одной из главной тем философствования становится проблема соотношения веры и разума. Поздняя схоластика говорит об относительной самостоятельности разума. На этой основе возникает теория двойственной истины, утверждающая независимое существование истин откровения и истин разума. Концепуия двойственной истины открывает новы этап в развитии философии – этап освобождения философии от религии.

Марксистская философия.

В середине XIX века стремление ускорить прогресс в общественном развитии порождает марксизм, с точки зрения которого философия должна превратиться в прикладную науку, задача которой не столько объяснить мир, сколько служить орудием его изменения. Основы этого учения заложены Карлом Марксом (1818-1883), и Фридрихом Энгельсом (1820 –1895).Основные труды: «Святое семейство», «Немецкая идеология», «Тезисы о Фейербахе», «Диалектика природы», «Анти Дюринг», «Капитал».

Теоретическими источниками философии марксизма явились идеалистическая диалектика Г. Гегеля и антропологический материализм Л. Фейербаха.

Материалистическое понимание истории .

Главным философским открытием К. Маркса стало материалистическое понимание истории. Маркс, сохраняя гегелевское представление о мире как диалектическом процессе, утверждает, что его стержнем является развитие материального производства. Для Маркса фундаментальной основой мира является экономика, а не дух, как для Гегеля. Материалистическое понимание истории изложено в совместной работе К. Маркса и Ф Энгельса «Немецкая идеология». Исторический материализм распространяет принципы материализма на всю область общественных отношений. Совокупность производственных отношений образует экономическую структуру – базис общества, на котором вырастает и на который опирается вся политическая и идеологическая надстройка. Не сознание людей, определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Исторический материализм выделяет пять форм базисных отношений или способов производства. Они составляют фундаментальную основу пяти, последовательно сменяющих друг друга, общественно-экономических формаций:

– первобытнообщинной; – рабовладельческой; – феодальной; капиталистической; – коммунистической, которая представляется им вершиной и целью социально-экономического прогресса. Движущей силой прогресса выступает противоречие между новыми производительными силами и существующими в обществе производственными отношениями. Это противоречие проявляется в форме ожесточенной классовой борьбы и разрешается социальной революцией, возводящей общество на новую ступень.

Для Маркса сущность человека – это совокупность всех общественных отношений. Производственная деятельность, труд рассматривается как главная причина, порождающая самого человека и определяющая основную линию развития его истории. Проблемы отдельного человека выпадают из сферы внимания марксизма. Марксистская концепция диалектии .

Согласно материалистическому учению марксизма, диалектика выступает как универсальный закон развития природы и как следствие – закон общественного развития. Только затем она может рассматриваться как закон мышления, поскольку мышление – отражение природного и социального процессов.

Философия диалектического материализма формируется в результате критического переосмысления и творческого объединения антропологического материализма Фейербаха и идеалистической диалектики Гегеля.

От Фейербаха диалектический материализм воспринимает идею органического единства мира и человека.

От Гегеля диалектический материализм наследует представление о развитии как о процессе, в котором сложное возникает из простого в строгом соответствии с универсальными законами, одинаково действующими в природе, в обществе и в человеческом мышлении.

Диалектический материализм представляет собой учение, признающее, что единственной фундаментальной основой мира является материя. Сущность сознания заключается в способности к мышлению, то есть к отражению объективной реальности в субъективных формах.

ТЕМА № 3: СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

ЛЕКЦИЯ 8 . ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА: ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ.

1. Исторические формы позитивистской философии.

2. Современная теологическая философия.

3. Философия экзистенциализма.

Самостоятельно – тема №2. Современная западная философия.

1. Структурализм и постмодернизм.

2. Герменевтика.

3. Психоанализ.

Литература: 1. Чуешов. В. И. Введение в современную философию. – Мн.,1997.

2. Философия под ред. Яскевич Я. С. – Мн., 2006.

3. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

Период с 20-х по 90-е годы XX века ознаменовался формированием ряда крупных философских направлений: позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, неотомизм, персонализм, структурализм, психоанализ, герменевтика, постмодернизм.

Философия экзистенциализма

Экзистенциализм (от лат. – существование) – направление в современной философии возникшее накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шесто в (Шварцман), Николай Бердяев; после 1-й мировой войны в Германии (Мартин Ха йдеггер, Карл Я сперс, Мартин Бу бер), в период 2-й мировой войны во Франции (Жан-Поль Сартр, Морис Мерло -Понти , Альбер Камю , Симона де Бовуар).

Различают экзистенциализм религиозный (К. Ясперс, Габриель Марсе ль, Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер), и атеистический (Ж-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер).

Объективными факторами, повлиявшими на рождение экзистенциализма, были две мировые войны, тоталитарные режимы как отрицание моделей либерально-демократического устройства общества. Осмысливая их суть и значение, философы-экзистенциалисты открывали для себя и своих читателей ценность идей иррационализма, заброшенности человека во враждебном ему мире, независимости подлинной человеческой экзистенции от внешних социальных условий и др.

Философия экзистенциализма заставила людей задуматься над такими вопросами, которые классическая философия почти не обсуждала. Это проблема человека, его индивидуального существования, смысла жизни.

Экзистенция (от глагола – существовать, возникать, становиться) – философская категория, используемая для обозначения конкретного бытия. Она обозначает человеческое существование в его фундаментальной, глубинной онтологической специфичности.

Своеобразие экзистенциализма заключается в особой программе миропонимания на основе отрицания роли и ценности разума в разрешении многообразных проблем жизни людей. Экзистенциализм – философская концепция, в центре которой находятся проблемы уникальности человеческого существования.

Экзистенциальная философия изначально задумывалась не как логика, гносеология, онтология, но как антропология – учение о человеке. В сдвиге от сущности бытия вообще к проблемам человеческого существования, или от бытия сущности к существованию человека, и состоит специфика экзистенциального понимания целей и задач философии.

Данное понимания потребовало разработки нового класса философских категорий – так называемых экзистенциалов. Понятия-экзистенциалы, к примеру ключевое из них экзистенция, принципиально не объясняются средствами разума, логики. Ее постижение предполагает использование особых философских методов и эмоционально-художественных средств.

Основной пункт философии экзистенциализма – индивид, взятый сам по себе, вне его общественных связей. Согласно экзистенциализму, человек, зараженный страхом смерти, ищет убежище в обществе. При этом он вовлекается в неподлинное существование. Человек растворяется в безличной толпе в «оно», а другие люди отнимают у него бытие, превращая его самого в нечто лишенное индивидуальности, среднее, неуникальное.

В глубинных слоях такого неподлинного существования человека скрывается экзистенция, т.е. подлинное, одинокое существование , доступное немногим людям. Экзистенция выражает единственность, уникальность каждого человека и его судьбы. Экзистенция является как бы промежуточным бытием: между бытием общества, с одной стороны, и бытием потусторонним, трансцендентным, с другой стороны. Еще одна характеристика экзистенции – ее интенциональность , т.е. направленность на потустороннее бытие, ничто.

Наиболее явно экзистенция проявляется при попадании человека в так называемые пограничные ситуации . Это состояние острейшего эмоционального стресса, связанного прежде всего с переживанием страха смерти и абсурдности жизни. в пограничной ситуации человек находится на грани моральной, интеллектуальной или физической гибели. Именно в таком состоянии к нему приходит озарение и обретение собственного «я» в ходе соприкосновения с высшим видом бытия – трансценденцией, которая представляет собой потустороннее бытие, непостигаемое и недоступное в условиях обычной жизни человека.

ЛЕКЦИЯ 9. ТЕМА № 4: ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

1. Основные темы русской философии.

2. Философская мысль Беларуси

Философская мысль Беларуси

Философская мысль В Беларуси представляет собой комплекс идей, сложившихся в процессе развития Беларуси как страны, белорусов как нации, белорусской культуры как уникальной целостности. Большое воздействие на развитие философской мысли в Беларуси всегда оказывала ее включенность в более широкие культурные ценности, а также взаимодействие между Западом и Востоком. Философия в Беларуси развивалась под влиянием религиозного мировоззрения, а также социально-политических и идеологических установок.

Философской мысли в Беларуси предшествует просветительская деятельность Кирилла Туровского и Ефросиньи Полоцкой.

Ефросинья Полоцкая (1110–1173) (настоящее имя Предслава, имя Ефросинья получает приняв монашество) в 12 лет принимает решение посвятить жизнь служению Богу. Монастырская жизнь принесла ей церковную и мирскую славу. Религиозно-философские взгляды Ефросиньи формировались на основе Священного Писания и на основе богословско-философской литературы. Авторские писания Ефросиньи не сохранились, хотя таковые были. Ефросинья канонизирована Русской православной церковью. Это первая в восточнославянских землях женщина святая. Святая Ефросинья – покровительница Беларуси.

Кирилл Туровский (ок. 1130 – ок. 193) был епископом Турова. Имел глубокое духовное образование. Оставил богатое богословско-философское наследие.

Как и Ефросинья Полоцкая Кирилл Туровский канонизирован (причислен к святым Русской православной церкви). Философские взгляды Кирилла Туровского носили явно выраженный теоцентрический характер. Кирилл в своих взглядах на мир и человека близок к патристике Августина Блаженного.

Важнейшими периодами развития философской мысли Беларуси являются:

– распространение идей Эпохи Возрождения и Реформации (XVI– XVII вв.)

– преобладание схоластической философии (XVII – перв. полов. XVIII в.)

– распространение философии Просвещения (XVII – XIX в.)

– распространение народно–демократической идеологии (XIX в.)

– развитие философской мысли БССР.

Становление национальной философии связано с именем Франциска Скорины (1490–1541), гуманиста и первопечатника. Он родился в Полоцке. Окончил Краковский университет. Издал переведенные им на родной язык библейские книги, которые сопроводил оригинальными предисловиями и послесловиями. В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения народа. Его мировоззрение отличалось веротерпимостью и патриотизмом, представляло собой синтез христианских, античных, гуманистических идей Возрождения.

К этому же историческому периоду относится творчество Симона Будного (1533–1593). Он был видным идеологом Реформации, издал на белорусском переводы библейских текстов с предисловиями и комментариями. По существу, Будный занялся пересмотром и критикой священного писания. Отрицая догмат о бессмертии души и многие другие догмы религии он склонялся к трактовке бога как космической первопричины, отвергая Троицу, как фантастическую сущность. Христос по мнению С. Будного – выдающийся пророк, но все же смертный человек. Ему не следует поклоняться как Богу.

Философские поиски были продолжены Симеоном Полоцким (Самуил Петровский – Ситнианович, 1629-1680). Он родился в Полоцке, преподавал там в Полоцкой братской школе. В 1664 г. Симеон перебрался в Москву, где развернул широкую просветительскую деятельность. В его мировоззрении христианские представления сочетались с античными и новоевропейскими. Он полагал, что мир создан Богом и основан на двух началах – материальном и духовном. Отличительной особенностью философии этого времени является преобладание в ней религиозно-этических исканий в сочетании с глубокими этическими и эстетическими размышлениями. В рамках онтологической проблематики в эту пору большой интерес вызвала проблема происхождения мира, соотнесенности идеального и материального, божественного и природного.

В философии Беларуси XVII в. материализм и атеистическая версия свободомыслия были представлены в творчестве Казимира Лыщинского (1634 –1689). В его философском учении имел место отказ от теологии и ее основоположений. За написанный трактат «О несуществовании Бога» его судили, обезглавили и сожгли на костре вместе с рукописью.

Идеи просветительской философии стали распростроняться в Великом Княжестве Литовском во второй половине XVIII в. Видным сторонником просвещения был Казимир Нарбут (1738 – 1807). Он оставил значительное рукописное наследие, в том числе по философии, логике, этике. Он стоял на позициях деизма, стремился к освобождению философии от схоластики и богословия. Вместе с тем он считал, что истинные знания не противоречат религии. В воззрениях на общество придерживался теории общественного договора.

Видную роль в развитии белорусской общественной мысли сыграло творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807-1884). Культурное своеобразие Беларуси определяется для него синтезом двух культур – дворянской и народной. Первая несет высокий уровень духовности, а вторая самобытности. Это единство определяет характер новой белорусской культуры. Во второй половине XIX в. заметными явлениями в общественно-политической жизни были деятельность Кастуся Калиновского (1838-1864), творчество Франтишка Богушевича (1840-1900), Янки Лучины (1851 – 1897), распространение марксизма.

Развитие философской мыслив Беларуси с XIX – XX вв. проходило в тесном контакте с идейно-политическими процессами в России. Оно отличалось поисками критериев национальной идентификации и путей развития национального самосознания. С конца 20-х годов XX в. началась эпоха советской философии в Беларуси.

Упомянем о выдающихся мыслителях XX века, чьи судьбы были связаны с Беларусью. Выходцем из Беларуси был крупный ученый, один из основоположников психологической теории права Лев Иосифович Петражицкий (1867 – 1931) Он родился в Витебской губернии, окончил Витебскую классическую гимназию. Стал профессором Петербургского университета, а после революции руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Его идеи оказали большое влияние на современную американскую социологию права.

Уроженцем Витебской губернии и учащимся Витебской гимназии был крупнейший русский философ Николай Онуфриевич Лосский (1870 – 1965).

Михаил Михайлович Бахтин (1895 – 1975) четыре года работал в Витебске (1920-1924): преподавал общую литературу в педагогическом институте и философию музыки в консерватории.

Лекция 10. ТЕМА № 5: МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ

1. Понятие метафизики.

2. Онтология как философское учение о бытии.

4. Движение и развитие как атрибуты бытия.

5. Пространственно-временная структура бытия.

Понятие метафизики

Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельными понятиями, охватывающими в целом бытие, сущее, и равным образом захватывающими самого человека, Метафизическая мысль есть мышление, охватывающее своими понятиями и целое, и мыслящего о нем и о себе самом человека. Термин «метафизика» (буквально после физики) Ввел Систематизатор произведений Аристотеля Андронник Родосский (1 в. до н. э.), назвавший так группу трактатов о «бытии самом по себе». Аристотель построил классификацию наук, в которой первое по значению и ценности место занимает наука о бытии как таковом и о первых началах и причинах всего сущего, названная им «первой философией». В отличие от «второй философии» или «физики», «первая философия» (названная впоследствии метафизикой) рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы. В истории философской мысли понятие «метафизика» нередко выступало в качестве синонима философии, поскольку метафизика – центральное учение всей философии, в котором ставятся фундаментальные предельные вопросы, касающиеся бытия человека в мире.

На протяжении истории философии существенно меняется как оценка метафизического знания, так и статус метафизики.

Средневековая философия признавала метафизику высшей формой рационального познания бытия, но подчиненной сверхразумному знанию, данному в откровении. Метафизика – это познание высшей причины, Бога как творца.

Основная черта метафизики Нового времени – сосредоточенность на вопросах гносеологии, пр

Мировоззрение, его общественно-историческая природа. Структура мировоззрения.

Философия играет большую роль в решении мировоззренческих проблем. Мировоззрение (М) зародилось несколько десятков тысячелетий назад. М- совокупность взглядов, представлений и понятий о мире окружающем человека, а также о самом чел. М включакт вся несколько уровней: мироощущение(эмоционально психологическая сторона М.), миропонимание(познавательно интеллектуальная сторона М.), мироосвоение(связь М. с практикой). Существует много типов мироощущений: эмоц. настроение складывается из обстоятельств жизни (писимист /оптимист) и т.п. В состав миропонимания входят знания. Они могут быть жизненно-повседневными, профессиональными, научными. Существует жизненно-повседневная философия. Она включает в себя умонастроение широких слоёв общ-ва. Житейское миропонимание носит стихийный характер, не отличается глубиной проникновения. Здесь не удерживается логика. Мироосвоение включает убеждение, нравственно-политические принципы. Убеждения- взгляды активно принимаемые людьми соответственно всему складу их сознания. Сомнения- положения принимаемые с меньшей уверенностью. Скептицизм- неверие во что-либо. Мировоззрение и философия имеют единый объект отражения(мир в целом), однако каждая из них имеет свой специфический статус. Философия рассматривает на теоретическом уровне, а мировоззрение на практическом.

Исторический тип мировоззрения.

Статус и роль философии в современной культуре. Функции философии

Философия является одним из наиболее древних областей человеческих знаний духовной культуры. Возникла более 2,5 тыс. лет назад. Первые философские учения появились в Египте, Индии, Китае, Греции. Философия с греч. «любовь к мудрости». Впервые это слово употребил Пифагор. Философия возникла благодаря отделению умственного труда от физического, создание материальных предпосылок для умственной деятельности. Сначала философией наз. Всё совокупное знание древних людей. Внимание многих философов на протяжении многих веков была природа. Философия начала интересоваться общественной жизнью людей, политич, правового гос-ва. В центре внимания-человек. Т.о. предметом философии рассуждений стали природа и общественный мир. Аристотель- первая попытка выделить философию как теоретическое знание Ф-ции философии: выявляет наиболее общие идеи и представления на которых основывается та или иная к-ра.Эти идеи наз. Критериями.Философия систематизирует все результаты чел. Опыта.

Материализм и идеализм.

Философия- теоретическое формулирование мировоззрения,система общих теоретических взглядов на мир.Философия- вопрос по соотношению материального и духовного. Этот вопрос имеет 2 аспекта онтологический и гносиологический. Онтологический т.е. что первично в мире материя или сознание в зависимости от того что признается первичным в философии выделяют два течения материализм и идеализм. Выделяют несколько форм материи стихийнонаивный(давая представление о мире не подкреплялись конкретными науками), механистический(объяснял природу и общество зауконами лишь механической формы движения материи), диалектический(способствовало развитию многих наук, прежде всего таких как геология, физика,химия, биология). Идеализм подразделяется на объективный(считают, первичное какое-то абстрактное духовное начало, Платон, Гегель) и субъективный(первоначало всего- сознание отдельного индивида, Беркли, Юле). Различия между идеализмом и религией:1 абстрактные, 2 олицетворение-по форме духа, 1 основывается на логике, 2 на вере, 1 рациональное воздействие,2 эмоциональьное.Дуализм- идеалистические и материалистические решения верны. Основной вопрос, что первично в процессе познания материя и сознание. Рационализм- истинное знание может быть выведено только из разума(Декарт). Эмпиризм-первичным явл.

Материя.(Бекон).Иррацмонализм-отрицание познания мира.(Шопенгауэр)Философия вуключает 3 раздела онтология(о бытии), праксиология(о деятельности), гносиология(о познании), аксиология(о ценности), антропология(о человеке).

Философия древней Индии.

Характерная черта древне – индийского государства в распадении его на 4 касты (варны): брахманы (белый), кшатрии (красный), вайшьи (жёлтый цвет) и шудры (чёрный). Каждая Варна имела свой цвет. Варна – замкнутая группа людей, занимавшая определённое место в обществе. Для каждой Варны была определённая профессия. Брахманы – умственный труд (жрецы), кшатрии – военное дело, вайшьи – земледелие и торговля, а шудры занимались самым тяжёлым трудом. Первые три Варны – арийский – привилегированные. Мужчины первых 3 варн проходили спец обряд посвящения, приобщаясь к знаниям, поэтому их называли дважды рождёнными. Женщины и шудры не могли прикасаться даже к ведам, они ничем не отличались от животных перед законом. Мифология происхождения мира связывалась со сверхъестественным человеком. Из его рта брахманы, кшатрии из рук, вайшьи из бёдер, шудры из ступней. Основной древнеиндийский источник – веды, в них гимны богам, в них мировоззрение др индийцев, здесь были элементы религии и магии. Читать и толковать их могут только брахманы. Более 3000 богов. Прародитель – Ману Вайбасвата. Различие между человеком, животными и растениями не принципиальное. Т.к у них всех есть душа, тело смертно, а душа вечна. После смерти душа переселяется. Не обязательно в др человека, может и в растение и в камень и в любое животное.(Сансара – странствие души, не имевшее конца). Если человек жил по законам своей Варны, приносил жертвы богам, то его душевные скитания могут, в конце концов прекратиться, наступает мокша, или освобождение. Если же он был нерадив в исполнении законов. Его душа переселялась в более низкую касту либо в любое другое сущее на Земле. К 7 - 6 в до н.э формируются основные философские школы. Всего 9, 6 из них ортодоксальные, 3 нет. Это Джайнизм, Буддизм, Чарвака.

Основатель Джайнизма Махавира. Сюда входят и мужчины и женщины. Жили обнажёнными в лесах. Своим ученикам Махавира оставил 14 книг. В 30 лет ушёл в лес без одежды и практически без еды. Прожил в лесу 12 лет. Он учитель Будды. Джайнизм учит: мир материален, никем не создан и существует вечно в непрерывном процессе изменения. Считают, что во всём живом есть душа, дают обет невреждения. Им нельзя охотиться, рыбачить. 2 направления: крайние джайнисты и умеренные. Крайние должны пройти 3 ступени аскетизма: 1. предполагает, что человек должен оставить свою семью, остричь волосы и жить возле храма на подаянии. 2. аскет носит только набедренную повязку и ест рис с ладони 1 раз в день. 3. аскет полностью обнажён и ест рис через день, завершающая стадия – полный отказ от пищи и добровольная смерть. Это высший нравственный подвиг. Умеренные джайнисты носят только белую одежду, завязывают рот белой повязкой. Им запрещается ходить по темноте. Сейчас около 5% в Индии. 2 школа – буддизм. Учение возникло на рубеже 6 – 5 вв до н.э. Основатель Сидхарта Гаудама (563 – 483 г до н.э). После отшельничества получил имя Будда - «просветленный». Возник как антибрахманское этическое течение, Будда избегал вопросов о мироздании, о душе и её взаимодействии с телом. Считал, что это всё равно, что рассуждать, из чего сделана отравленная стрела, вместо того, чтобы вынуть её из тела. Буддисты считали, что любая жизнь – страдание. Человек обречён на болезни, страдания, старость, смерть. Высшая цель буддистов – достижение нирваны и полное прекращение перерождений. 4 истины к этому пути: 1. всякое существование – страдание. 2. причина страданий в самом человеке – жажда жизни, наслаждений… 3. чел должен освободиться от от желаний, подавить их. 4. восьмеричный путь. ведущий к освоб от страданий – правдедность. В средние века – одна из мировых религий. 3 школа – Чарваки. Основатель этой школы Брихаспати. Материалистическое течение. Чарваки были атеистами, отрицали существование души после смерти. Существует только реальный мир и реальная жизнь. Назначение человека в том, чтобы хорошо жить на Земле. Смысл жизни в счастье, в наслаждении, отрицали сверхъестественное знание, всё знание выводили из чувств – сенсуализм. Высоко ценили чувства. Поскольку благодаря ним чел получает разл наслаждения. Выделяют около 500 наслаждений. Напр музыка, философия. Поэзия.

Филосфия Др. Китая

Древнее китайское гос-во представляет собой восточно иерархичную диспатию. Во главе гос-ва стоял наследственный монарх.Он же был и жрец и единственный землевладелец. Закона в Китае не было т никто не был защищен от произвола вышестоящего.Все отношения между китайцами были подчинены сложному ритуалу имеющему мировоззренческое значение. Для психологии китайцев было характерно чувство покорности. Даже в семье младшие дети беспрекословно подчинялись старшим. В Китае был развит культ предков(манизм).Вся жизнь живых проходила как отчет перед духами предков которым приносили жертвы. В жертву приносили военнопленных, первенцев.Др. Китайская философия была связана с древними книгами. У них было их пять: книга песен, обрядов, перемен, истории, летопись Чуньцю(весна-осень).Это Пятикнижие составляет основу мировоззрения.Уже в начале периода своей истории китайцы умели считать до 30 тыс. Однако науки были развиты слабо, в частности матем. Была лишена доказательств. И она так и достигла уровня дедуктивной науки.Это сказалось на уровне китайской философии. В Китае зарождаются главные школы:конфуцианство,даосизм,закона. В большинстве школ преобладало практическая философия связанная с проблемами житейской мудрости.В центре внимания человек и общество.С философией была тесно связана политика.Философы занимали высшие посты в гос-ве. Родоначальник философии Конфуций. Он происходил из знатного но бедного рода. Свою школу он основал в 50 лет, у него было много учеников,они записывали мыслиучители, так появилось сочинение ЛуньЮнь(беседы и высказывания)Это был сборник нравственных поучений.Эту книгу всякий образованный китаец учил в детстве наизусть.В центре внимания Конфуция проблемы взаимоотношения людей.Мэн Цзи разработал учение о прирождении доброте человеку.Всем людям от природы свойственны такие чувства как сострадание,стыд,правда. Цюнь цзы утверждал что человек от природы зол, что он рождается с желанием наживы.Он написал трактат о злой природе человека. Вторая школа-тосизм.Основатель-Лао-Цзи. Это направление всесторонне. Основное понятие школы ДАО-первооснова выглядит так первично небытие пораждает бытие.ДАО лучший правитель тот о котором народ знает лишь то что он существует. Школа закона Фа-цзя.Гос-во считало представителей этой школы бездушным механизмом.Сила правителя в наказании поэтому должно быть упразднено искусство и т.п.Земледелие и война вот что должно быть.Шань Янь сделал рограмму пресечения беспорядков: много наказаний, карать за всё,разобщать людей слежкой,доносом.Программа была реализована в империи Цинь.Он многое сделал для объединения Китая.Во время его правительства была проведена культурная революция.Большинство книг было сожжено.Потом был Мауцзедун он провел вторую культурную революцию под лозунгом книги в огонь учёных в яму.


Аргентинский философ Марио Бунге, отвергая капитализм и социализм (в том его виде, в каком он был осуществлен в бывшем Советском Союзе и других странах так называемого социалистического лагеря), предлагает в качестве третьей альтернативы то, что он называет «холотехнодемократией» или иначе – «интегральной технодемократией». Для построения справедливого общества политическая и экономическая демократии, как он отмечает, являются недостаточными, хотя они, конечно, и необходимы. Дело в том, что первая из них касается лишь политики, а вторая – лишь экономики, между тем как «общество состоит из трех соединяющихся искусствен`ных систем, встроенных в природу – именно экономики, культуры и политики…». Вот, собственно, почему «мы должны бороться за интегральную демократию, соединенную с технической экспертизой и заботящуюся об окружающей среде».

На фоне этого «холотехнодемократия» предстает перед нами как «общественный строй, который позволяет, более того, поощряет равный доступ к богатству, культуре и политической власти». Она «есть равенство посредством кооперативной собственности, самоуправления, политической демократии и технической экспертизы». Однако это не значит, что она утверждает некую уравниловку, т.е. равенство в буквальном смысле слова. Как раз наоборот, «холотехнодемократия» устанавливает так называемое «квалифицированное равенство», т.е. некую комбинацию «элитарности и меритократии». Подобное равенство есть результат «соединения трех принципов:

а) социалистической максимы «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям»;

б) локковского принципа законного владения плодами своего труда;

в) принципа Роулса, согласно которому единственно справедливо то неравенство в распределении товаров и услуг, которое скорее всего удовлетворяет каждого, а именно: вознаграждение заслуг и исправление оплошности».

Поэтому неудивительно, что «холотехнодемократия подразумевает соединение кооперациии и конкуренции…». «Интегральная технодемократия» характеризуется также потребностью в как можно более малом и слабом государстве, так как «хорошо устроенное общество не нуждается в большом правительстве». Вместе с тем она «предполагает создания федерации и государств» вплоть до «мирового правительства», поскольку «эффективное управление системами большего масштаба требует центральной координации их составляющих единиц».

И, наконец, при ней свобода и контракт, которые были весьма ограничены в классовом обществе, должны получить полное развитие и «расцвести». Так, М.Бунгле обозначает главные моменты своей футурологической концепции, возможную утопичность которой он, в отличие от А.Тоффлера, признает, а не отрицает.

Различные модификации «теории постиндустриального общества» дают отдельным исследователям некоторое основание говорить о наступлении вместе с формированием этого общества новой эры в истории человечества, или новой цивилизации («информационной» или «глобальной»).

Контуры этой новой «глобальной» или «информационной» цивилизации в первом приближении начинают вырисовываться вместе с появлением триединства – космического (или, точнее сказать, коммуникационного) спутника, кабельного телевидения и персонального компьютера – и распространением «железных воротничков» (т.е. роботов). Глобальная информационная цивилизация, таким образом, характеризуется созданием и установлением единого общепланетарного информационного пространства – глобальной информационной сети, представляющей собой некий синтез телевидения, компьютерной службы и энергетики, т.е. то, что Дж.Пелтон называет «телекомпьютерэнергетикой».

Следует отметить, что хотя «информационное общество» и «глобальная цивилизация» в том их конкретном виде, о котором говорилось выше, должны были бы, по прогнозам некоторых из их теоретиков, уже сложиться и реально существовать, мы их, однако, нигде реально не наблюдаем. Что же касается процессов информатизации и глобализации, которые действительно происходят в современном мире, то они, вопреки всем оптимистическим ожиданиям и прогнозам, ничуть не снимают и даже не смягчают, а как раз наоборот, еще больше обостряют социальную напряженность и усиливают социальное противостояние в современном обществе.

Следует также обратить внимание и на то обстоятельство, что в современном западном обществе, которое, якобы, уже вступило в «информационную» полосу или фазу своего развития нигде не происходит ничего такого, что свидетельствовало бы о «сдаче» трудом и капиталом своих позиций в качестве решающих факторов общественно-экономического развития современного общества или предвещало бы их вытеснение и замену их информацией и знанием, как это пророчествовали теоретики «информационного общества». Реалии сегодняшнего дня говорят как раз об обратном. Они, в частности, свидетельствуют о том, что информация и знание в данном обществе по-прежнему являются товаром и что они, следовательно, остаются простыми выражениями и воплощениями труда и капитала.

В действительности сегодня можно утверждать, что «информационное общество» далеко не является новой, посткапиталистической, общественной формацией, а в лучшем случае представляет собой лишь более развитую форму самого капитализма и что так называемая «информационная цивилизация» есть на самом деле только более сложная и глобальная форма западной технической (или техногенной) цивилизации, но отнюдь не принципиально новый по сравнению с ней тип человеческой цивилизации.

Философия: определение, возникновение, развитие. Статус, роль и функции философии в современной культуре.

Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.

Слово "философ" впервые ввел в обращение древнегреческий мыслитель Пифагор, называвший так людей, стремящихся к высокой мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем".
Возникновение философии связано с глубинным поворотом в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории "осевым временем".

В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены, осуществившиеся в эпоху "осевого времени", имели огромное значение для последующего духовного развития человечества. Произошел резкий поворот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранился по настоящее время. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1991. с. 32-33.

Философия, возникшая как закономерный ответ на новые потребности духовного развития общества в эпоху "осевого времени", отличается от мифологии и религии следующими качествами:
рациональным характером объяснения действительности(базиро-ванием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью);

* рефлексивностью, т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, "вечным" проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным "зеркалом" не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;

*свободомыслием и критичностью, направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в “абсолютные” авторитеты. Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: "подвергай все сомнению", является одним из ее стержневых идеалов Философия не стояла на месте, а постоянно развивалась.

История мировой философии делится на:

1. Возникновение мировой философской мысли. Философия древних цивилизаций. VII-VI века до нашей эры.

2. Античная философия. VI век до н.э. - V век нашей эры

3. Средневековая философия V век н. э. - XIV век н.э.

4. Возрождение XIV век н.э.- XVI век н.э.

5. Философия Нового времени (буржуазная классическая философия) XVII век н.э. - сер. XIX века н.э.

6. Неклассическая современная философия сер. XIX века н.э. - современное время
Приведем краткую характеристику основных этапов философии, основные идеи, высказываемые философами того времени.

1.Философия возникает сразу в нескольких очагах, наибольшего развития она получает в Индии, Китае и Древней Греции. На этом этапе наибольший интерес философов был направлен на попытку открытия основ мироздания, рассматривались вопросы смерти и бессмертия, впервые развивался интерес к человеку.

Статус и роль философии в современной культуре. Функции философии

Исходя из понимания культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, способов их создания, умений использовать для поддержания стабильности и развития определенного человеческого сообщества и передавать от поколения к поколению, можно утверждать, что философия непосредственно или опосредованно связана с каждым ее компонентом. Наблюдается тесная связь философии с такими формами духовной культуры как наука, искусство, религия, мораль.

Особо нужно остановиться на соотношении философии и науки. Можно утверждать, философия по своему содержанию и целям выступает как мировоззрение, а по характеру формирования этого мировоззрения как наука. Как уже отмечалось, характер формирования этого мировоззрения базируется на методах рационально-логического обоснования его содержания (доказательство, обоснование и проверка на истинность приобретенных знаний), что сближает философию и науку. Однако содержание философского мировоззрения, как бы ни велика была в нем доля научных представлений, интегрируется в целостное духовное образование не под их воздействием, а исходя из понимания соотношения сознания и бытия, места человека в этом мире, его возможностей познавать и изменять мир, смысла человеческой жизни, смерти и бессмертия. Удовлетворительных ответов на эти вопросы нельзя найти, пользуясь исключительно средствами науки, поэтому существовали и существуют варианты философских мировоззренческих построений, по-разному соотносящиеся с научными представлениями, в том числе и прямо отрицающие мировоззренческую ценность науки. Кроме того, что есть и что будет (отличие философии).

На основе указания специфики предмета философии можно сформулировать одну из основных функций философии в системе культуры - это выявление универсалий (наиболее общих представлений) культуры и выражение их содержания в системе философских категорий, т.е. поиск общего в культуре, прежде всего в духовной культуре. Наиболее общие представления культуры зафиксированы в религии, науке, искусстве, морали, посредством образов, норм-эталонов, законов, принципов, картин мира не всегда в логически стройной и информационно емкой форме. Философия выражает содержание универсалий культуры преимущественно системой категорий, т.е. в форме, обладающей перечисленными свойствами, что расширяет ее возможности в духовном воспроизведении реальности.

Среди других функций философии нужно отметить следующие:

мировоззренческая функция состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;

функция интеграции и систематизации системы духовной культуры заключается в обеспечении единства культуры, придания ей системного характера;

методологическая функция связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики или коммуникации;

гносеологическая функция выполняется в рамках учения о познании, его формах, путях и критериях истинности полученных знаний;

аксиологическая функция предполагает выработку средствами философии критериев оценки значимости явлений природной, социальной или духовной реальности для человека, социальной группы или общества в целом;

праксеологическая функция связана с выявлением в русле философии основных направлений, целей, средств и методов человеческой деятельности;

критическая функция состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления и практической деятельности;

прогностическая функция охватывает совокупность представлений, выработанных в рамках философии, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.



Философия эпохи Возрождения

Главная особенность философии возрождения – антропоцентризм. Когда человек находится в центре мировозрения и через гуманизм поднимает вопрос о человеческой индивидуальности, творческой сущности человека и его праве на свободу и счастье. Философия в этот период носит антисхолический хар-р, окончательное отделение философии от теологии. Возрождается натурфилософилософское мировоззрение и изменяется понимание бога. Он понимается как пантеизм ( буквально «бог во всем») Это учение, согласно которому бог воспринимается не как сверхъестественная личность, а он сливается с природой. Происходит возврат к диалектике, развиваются естественные науки, происходит множество географических открытий. Первый период развития философии –гумманистический (Данте,Дон Мибандола – Речь в достоинстве человека, Кузанский синтезировал в своём творчестве пифагореизм и неоплатонизм; возрождает идеи диалектики и пишет о слиянии противоположностей в едином предмете). Мишель Монтель – выражал скептицизм. Второй период – натурфилософия. (Л.да Винчи, Бернардино-Телезио, Н. Коперник, Галилео Галилей.) Идеи Коперника получили название коперниканской революции, т к они подрывали основу церковного вероучения. Появление значительного политического учения среди представителей пол. учений (Н. Макиавелии) Томас Мор – «Утопия», А.Джентем, Гуго Гроций – разработали идею естественного права.



11. Философия и наука: поиски самоопределения философии в новоевропейской культуре.

XVII в. называется эпохой научной революции (век разума). Главным фактором возвышения разума в этом периоде были: 1.кризис возрождения с его художественно-практической направленностью,2. распространение и уточнение протестантизма, ориентированное на целерациональную деятельность, 3. успехи в естествознании и прежде всего в механике и математике, 4. подъём товарного производства особенно мануфактурного и становление индустриального общества. Символом эпохи становятся часы, и вселенная уподобленная часовому механизму. Поскольку наука находит мировоззрение эпохи в философии на первый план выходит вопрос теории познания и методов познания. Формирование двух противоположных направлений : 1.Элеперизм (опыт) – Гоббс, Дж. Локк, Ф. Бекон 2.рационализм – Рене Декарт, Спиноза, Лейбниц. Элеперизм – напраление в теории познания, утверждающее, что основным источником знаний о действительности является чувственный опыт. Основной метод индукция. Рационализм – направление утверждающее, что главный способ получения знаний о действительность – разум человека. Основной метод дедукция. Основоположником элеперизма является Бекон. Его знаменитое произведение Новый Органон, в котором он критиковал Аристотеля. Девиз Бекона: «Знание – сила».Бекон полагает, что человеческий разум должен быть очищен от заблуждений и создаёт свою теорию идеалов. Идеалами он называет человеческие заблуждения. Выделяют идола рода (наследника), идолы пещеры(личное заблуждение), идеалы площади или рынка(связь с человеческим обществом), идеалы театра. Основоположник рационализма Рене Декарт. Девиз: «Мыслю, следовательно существую». Одной из централныных мест философии Декарта - учение о субстанции(от лат. сущность). Он определил субстанцию, как вещь, которая не нуждается для своего существования ни в чём, кроме самой себя. Поэтому в строгом смысле субстанции может быть только Бог, а сотворённый мир Декарт делит на 2 рода субстанций: духовные и материальные. Продолжают развиваться общественно-политические идеи. Например Томас Гоббс, который свои политические взгляды излагал в трудах «Левифан и о гражданине» . Он становится основоположником концепции общественного договора. Дж.Локк продолжил развивать идеи естественных прав человека.

12.Философская мысль эпохи Просвещения. XVIII в. наз. веком Просвещения. Характеризуется оптимизмом, тк в этот период капитализм находится на подъёме и возникает убеждение, что можно решить с помощью просвещения все проблемы: экономические, социальные. Это период, когда человеческий разум занимает место евангелия. В качестве идеологического оружия в борьбе против привилегии буржуазия использует учение о естественных правах человека, в борьбе против религии и духовенства использует естествознание, а именно учение Ньютона. Т.о. просветители противоположных разумов, религий и стремлений с его помощью создали условия для всеобщего счастья и прогресса. В этики этого времени возникают концепции разумного эгоизма, т.е. каждый должен искать наилучше для самого себя, но это должно способствовать всеобщему благоденствию. Большинство просветителей не отказались ещё от идей Бога. Но практически его с позиции деизма (деос Бог) – Бог - Творец. Но в дальнейшем мир развивался по своим собственным законам. У Руссо появляется новая концепция общественного договора, в которой равенство и свобода первостепенные ценности. 18 век можно считать 2 этапом развития материализма, который получил название механического и метафизического. В этот период появляются первые концепции общественного прогресса и идей закономерностей человеческой истории.

13.Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской мысли. И. Кант, И. Фихте, Шелинг, Г.Гегель, А.Фейербах. Основные работы канта: Критика чистого разума, критика практического разума, критика способностей суждения и др. Кант совершил рывок в теории познания, которую назвал Коперник Переверотом философии. Подобно Копернику Кант изменил соотношение между объектом и субъектом и говорит, что мы должны воображать, что мир, который мы знаем является таким благодаря воображения субъекта. Процесс познания у Канта: 1Чувственное созерцание,2 Рассудочное познание, 3 Познание на уровне разума. Всё знание Кант делит на 2 вида: знание доопытное(априори) и послеопытное (апостериори). К доопытным формам чувсвенных знаний он относит пространство, время; к априорным категориям рассудка он относит кочество, количество, модальность. Априорные формы чувственности и понятие рассудка, идеалы разума как бы накладываются на человеческие ощущения, полученные в результате контакта с внешней средой. Благодаря этому ощущения превращаюся в феномен или явление. Явления по Канту познаваемы, а сущность этих явлений не познаваема, это вещь в себе. Этика Канта является его продолжением теории познания, т.к. в области этики человек обладает свободой, позволяющей ему рассматривать познание за рамками явления. Основой морали является безусловно нравственный закон – категорический императив «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь силу принципа всеобщего законодательства. Гегель: Наука логики, философии права, энциклопедия философских наук и т д.Гегель создал 2 после Платона знаменитую систему объективного идеализма. В основе всех явлений и процессов лежит: абсолютная идея – она в своём развитии проходит 3 этапа: 1.Логика,он раскрывается через понятия существования качества, количества, противоречия, понятия; 2. Природа – раскрывается с помощью понятий пространства, времени, логичности, растительной и животной природы, жизни, смерти. 3. Дух – раскрывается черезпонятие философии, религии, права, морали и тд. Одновременно Гегель выдвигает идею о развитии этих понятий, их постоянном движении и изменении, а следовательно об изменении и развитии материального мира. Учение о всеобщем изменении Гегель называл диалектикой и строит её как систему законов и категорий. Он формирует 3 закона диалектики: 1. единства и борьбы противоположностей, 2. закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, 3. отрицание отрицания. Л.Фейербах: Концепция Фейербаха – антропологический материализм, в центр его учения человек, как единство души и тела. Он хочет создать новую философию, имея достоинства религии только на место любви к богу он хочет построить любовь к человеку. Он критикует религию с помощью понятия отчуждения и говорит о том, что человек создал Бога приписывая ему (отчуждая от себя) свои лучшия качества, тем самым сущность человека раздваивал. Фейербах считал, что достаточно понять это, чтобы упразнить религию.

К. Маркса

Маркс выступил с идеей свободной, универсальной, творческой сущности человека. Реализации этой сущности препятствуют виды человеческого отчуждения: отчуждение человека от природы, отчуждение от своей собственной родовой сущности, отчуждение человека от человека и отчуждение человека от общества. Главным Маркс считал отчуждение труда, базирующегося на частнособственнических отношениях.

Маркс создал концепцию общественно-исторической, предметно-практической сущности человека. В ней он не противопоставляет человека природе. Человек – это результат развития природы, но это высший продукт её развития. Человек – это универсально-всеобщая сила природы. Обладая такими качествами, как руки, мозг, язык , человек способен к различного рода деятельности, к овладению силами природы , подчинению её себе. Эта способность реализуется в производственной деятельности, в труде . Именно в труде марксизм видит специфически человеческое бытие, качественное отличие человека от животных.

По Марксу, человек трудится не в силу своей духовности, но, прежде всего, потому что как материальное, предметное существо он действует предметным образом. В труде Маркс выделил два основных момента: опредмечивание и распредмечивание. В процессе труда человек постоянно совершает опредмечивание – переход свойств и характеристик живого момента деятельности субъекта, в объект, в предметное воплощение. Но труд нельзя представить как только материальный, чувственно-предметный процесс. В своей основе он имеет духовное, идеальное содержание – проект, замысел, идею. Для материалистического объяснения духовного момента деятельности Маркс использовал понятие распредмечивания. Распредмечивание – это обратный переход предметности в живой процесс, в способности субъекта, это освоение человеком предметных форм культуры, а через них и природы. Маркс ставит в прямую зависимость богатство внутреннего мира личности от богатства внутреннего мира других людей. Обмен этим богатством составляет главную цель межчеловеческого общения. В результате такого общения возникают всесторонне развитые личности . Достижение этого идеала Маркс связывал с: 1) ликвидацией частнособственнических отношений; 2) преодолением социального закрепления ролей человека в системе разделения труда; 3) формированием отношений нового типа – коммунистических отношений.

Маркс и Энгельс значительно расширили сферу применения материализма, распространив его на область общественных явлений . Также они впервые в истории философии соединили материализм и диалектику, став основателями современного диалектического материализма.

К заслугам марксизма относится материалистическое понимание истории. Его суть состоит в том, чтобы на основе материального производства непосредственных жизненных благ сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем, на этой основе,политическое устройство общества, право, мораль, религию и другие духовные явления.

Целью познавательных усилий является достижение истины. Истину марксизм понимает классически как совпадение знаний о мире самому миру, объективной действительности . Любая истина объективна , но не в том смысле, что она существует независимо от человека. Содержание истины совпадает с действительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта. В то же время истина субъективна по форме выражения. Абсолютная истина , раз и навсегда выразившая всю полноту действительности, недостижима , поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Диалектика абсолютной и относительной истин состоит в следующем. Поскольку в научной теории есть момент объективного содержания (совпадения мыслей с действительностью), постольку в ней есть момент абсолютной истины. Но в целом любая теория носит относительный характер

Понятие онтологии.

Бытие́ - в самом широком значении - существование. Бытие - это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности - космоса, природы, человека. С помощью неё определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.

Понятие Бытия ввёл в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие - небытию. Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет.

У Платона единый мир Бытия был разделен надвое: мир идей (мир истины) и действительность (мир подобий). В материалистической философии мир разделили обратным образом: на мир материального и на зависимый от него мир идеального (связанного с сознанием человека). В настоящее время чаще принято представлять Бытие как целостность, как Единое, в котором всегда взаимодействуют идеальные и материальные процессы и явления.

Онтоло́гия (новолат. сущее, то, что существует + - учение, наука) - учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, его принципы, структуры и закономерности.

Бытие по Платону есть совокупность идей – умопостигаемых форм или сущностей, отражением которых является многообразие вещественного мира. Платон провел границу не только между бытием и становлением (т.е. текучестью чувственно воспринимаемого мира), но и между бытием и безначальным началом бытия (т.е. непостижимой основой, называемым им также «благо»).

Аристотель вводит ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой.

Целесообразно выделить следующие формы бытия:

1) бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы. Б. природы как целого;

2) Б. второй природы – произведенных человеком вещей.

3) Б. духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объектированное (внеиндивидуальное) духовное;

4) Б. социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.

Пространственно-временные

Характеристики бытия

Бытие на уровне неживой и живой природы характеризуется пространственно-временными характеристиками с конкретными метрологическими, топологическими, физическими, химическими, биологическими свойствами. Философию интересует главный вопрос, связанный с тем, что пространство и время являются обьективной реальностью, отражаемой общественным сознанием в форме перцептуальных, концептуальных, социокультурных представлений. Перцептуальные отображения имеют психоэмоциональное выражение. Концептуальные отображения имеют рациональное основание и представлены научными и философскими объяснениями сущности пространства и времени.

Движение – это философская категория, которая отражает все типы изменений и взаимодействий в мире. По словам Ф. Энгельса, движение – это изменение в широком плане или изменение вообще. Движение внутренне присуще любой сфере бытия, оно абсолютно, т.к. и материальные, и идеальные объекты существуют благодаря взаимодействию составляющих их элементов и взаимодействию с другими объектами.

Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуются понятием покоя. О покое можно говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство определенных типов движения. Выделяются следующие типы движения: 1) предмет взаимодействует с окружающей средой и устойчиво воспроизводится в своих основных состояниях и характеристиках; 2) происходит качественное, направленное и необратимое изменение объекта. Второй тип называется развитием. Устойчивость и развитие – два аспекта движения.

Характеристики движения своеобразны для каждой сферы бытия, каждой специфической формы его организации. На этом основании выделяются формы движения. Одну из первых классификаций форм движения предложил Ф. Энгельс. Он выделил механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения. Наука открывает новые формы организации мира, а, следовательно, и новые формы движения. Например, тепловое, электромагнитное, гравитационное, кибернетическое. При этом основной принцип классификации, разработанной Ф. Энгельсом, сохраняется: каждая высшая форма включает в себя низшие, но не сводится к ним.

Роль философии в системе культуры. Функции философии

Соотношение философии с наукой, религией и искусством. В философии в отличие от конкретных наук - математики, физики, биологии, экономики и других, нет общепризнанных истин. Философии свойственен плюрализм (множественность) представлений, дух свободного поиска истины. Специфика философского знаниязаключается в его двойственности,так как оно имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат, однако не является научным знанием в чистом виде. Оно во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); ограничено познавательными способностями человека (по­знающего субъекта), имеет неразрешимые, «вечные» пробле­мы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутст­вие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем. Философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий

мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.

КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.

ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Философия является особым видом духовной деятельности человечества. Она способствует формированию человеческой культуры, активно влияя на общественно-историческую практику людей, выполняя многообразные функции. Можно выделить две большие группы функций философии:

1) Мировоззренческая функция, которая подразделяется на:

а) гуманистическую , т.е. относящуюся к острым для каждого человека вопросам, например, вопросам жизни и смерти, свободы и др.;

б) социально-аксиологическую функцию. Основная цель этой функции – разработка представлений о ценностях (аксио) человечества, уяснение принципов нравственности и эстетики, анализ их изменчивости и жизнеспособности, а также адаптация данных представлений к конкретной исторической ситуации. Социально-аксиологическая функция, в свою очередь, расчленяется на подфункции;

Конструктивно-ценностную;

Интерпретаторскую;

Критическую.

в) культурно-воспитательную функцию, призванную включать человека в процессе общественных отношений;

г) объяснительно-информационную , которая корректирует мировоззрение человека, приводя его в соответствие с уровнем современного научного понимания мира.

2) Методологическая функция философии, которая делится на:

а) эвристическую – направленную на приобретение новых знаний об окружающем мире и являющуюся фундаментом для будущих новых научных открытий;

б) координирующую – способствующую координации (сопоставлению, соотнесению) различных научных исследований между собой;

в) интегрирующую функцию, направленную на сведение знаний различных наук в русло общечеловеческого знания. Значение данной функции дает общую эпистемологическую (episteme – знание) окраску научному познанию человечества и тем самым стимулирует рост в культуре вообще знания о мире;

г) логико-гносеологическую (gnosis – познание) функцию философии, которая предлагает пути логического понимания мира.

Перечисленные функции философии направлены на поиск истины как главной ценности всякого научного знания. В данном случае не имеет значения, идет ли речь об истине происхождения мира или истинности существования человека, его бытия. Важно, чтобы при поиске истины присутствовали наиболее ценные составляющие всякого научного знания. Этими составляющими являются систематичность, доказательность и применимость на практике получаемого знания. Долгое время длятся дискуссии на тему, является ли философия наукой. Отвечая на этот вопрос, необходимо помнить об основных функциях философии, предлагающих доказательную базу в определении всякого философского знания. Эти же функции позволяют включить новое знание в систему взаимосвязанных научных теорий, подвергая новое знание практической проверке. Поскольку философия в поисках истины руководствуется теми же важными составляющими, что и всякое знание, то очевидно, что она является одной из ветвей науки.

История философии насчитывает уже более 2,5 тыс.лет. За это время появлялось и исчезало множество философских течений, решающих проблемы онтологического и гносеологического свойства, а также дающие ответы на экзистенциональные (ex(s)istentia – существование) вопросы. Каждая теория в философском течении, каждая вновь возникшая проблема «продвигала» человечество в направлении позитивного, взвешенного понимания окружающего мира. При этом всякое знание представляло собой звено общей картины мира. Каждое такое звено, каждое философское течение, включенное в общий процесс накопления человечеством знаний, должно быть всесторонне исследовано. Опыт этих течений послужит основой для последующих философских направлений.

Что же такое история философии? Г.В.Ф.Гегель вывел три ценностные составляющие историко-философского процесса:

1) Историко-философский процесс есть закономерное поступательное развитие, в котором все философские системы оказываются внутренним образом связанными между собой.

2) Каждая философская система является самосознанием исторически конкретной эпохи, отсюда существует связь между философией и историей человечества, с одной стороны, и историей отдельного общества или государства, с другой.

3) Философские системы прошлого не умирают и не игнорируются последующими философскими направлениями, а входят в их основу.

На основании предложенных Гегелем составляющих можно дать определение тому, что же такое история философии.

Можно вывести следующие исторические типы философии:

  • философия Древнего Востока (древнеиндийская и древнекитайская);
  • античная философия;
  • философия Средних веков;
  • философия эпохи Возрождения;
  • философия Нового времени;
  • современная философия;
  • русская философия.

Каждый из этих типов отличался рядом особенностей, связанных с условиями общественно-исторического развития человечества. Поэтому каждый тип представляет собой веху человеческой мысли на определенном рубеже истории.