Что спрашивает батюшка перед крещением у крестных. Беседа о крещении

Творение мира.

Приступая к святому крещению, необходимо осознать цель этого таинства. Чего мы хотим от Бога?

Мы верим, что Бог любовь, но любовь не слепая, а мудрая, святая. Мы верим, что три Личности Бога, т. е. Отец, Сын и Святой Дух соединяются в любви в одну сущность. Это и есть христианская Троица. На данном этапе трудно понять идею Троицы умом. Бог действительно Един, но можно быть единым только с кем-то. Единство Бога предполагает, что Он не одинок.

Бог сотворил весь мир, который условно можно разделить на видимый и невидимый. Невидимый мир – это мир ангелов, которые сотворены как служебные духи. Видимый мир это мир человеческий. Бог сотворил мир от избытка своей любви. Бог был свободен. Он был счастлив в любви и без материального мира, но Он сотворил мир, стремясь приобщить его своей гармонии и любви.

Но как можно научить любви и гармонии камни и деревья? Связующим звеном, соединяющим мир бездушной материи и мир духовный, стал человек, имеющий две природы, духовную и материальную. Духовной природой человек был способен усваивать свет и благоухание Божественной красоты. Посредством своего земного тела он должен был водворять в материальном мире ту гармонию, которую он познал в Боге. Человек по учению Священного Писания сотворен по образу и подобию Божьему. Образ Божий в человеке заключается в непорочности его духовных сил: в уме, в чувстве (в сердце) и в воле. Они даны человеку для того, чтобы он познавал высшее благо и воплощал его в своей жизни.

Высшим благом мироздания является Всесвятая воля Творца. Подобие Божие состояло в возможности возведения сердца, ума и воли, в единство сходное с единством лиц Пресвятой Троицы. Первых людей звали Адам и Ева.

Грехопадение.

Денница был сотворен Богом как ангел утренней зари. Он возгордился, пожелав иметь Божественную силу и почести, которых он не был достоин. Он увлек за собой часть ангелов и повел против Бога войну, превратившись в сатану. Так в мире появилось зло.

Человек, как венец творения и любимое создание Божие стал объектом особого внимания сатаны. Лестью и обманом ему удалось поселить в сердце Адама и Евы зерно недоверия своему Творцу. Затем они отпали от Бога через нарушение заповеди, которая запрещала вкушать плоды от древа познания добра и зла. На языке Священного Писания это означает, что они захотели стать самобытными как Бог. То есть они захотели иметь всю полноту жизни, но без Бога.

В результате грехопадения:

    • Человек потерял безгрешность.
    • Человек стал страдать.

Человек потерял бессмертие и стал смертным.

Представьте себе полноводную реку, которую перекрыли плотиной. Сначала вода приходит в состояние покоя и превращается в озеро. Затем это озеро начинает гнить и превращается в болото.

Приблизительно то же самое стало с человечеством, которое потеряло связь с Богом. В результате грехопадения само естество человека изменилось, потеряв свою цельность.

Сердце сделалось бесчувственным, а ум притупился. Он оказался неспособным к проникновению в суть вещей. Воля стала слабой настолько, что человек даже видя страшные последствия своих деяний, не мог остановиться и шел на грех как на убой. Так был искажен образ Божий в человеке.

Все душевные силы человека стали действовать хаотически и превратились в страсти. Кстати в русском языке слово «страдание» имеет этимологический смысл «дань страстям».

Отметим, что со времен грехопадения страдание человека коренится в самой его природе.

Это состояние внутреннего хаоса и разлада в человеке называется еще духовной смертью.

Человек без Бога мертв духовно. Он может есть, пить, ходить в кино, строить планы на будущее и не знать, что он мертв. И даже если по меркам среднего обывателя жизнь такого человека интересна, тем не менее он не испытывает даже 0,001-ой доли той полноты, которую он имел бы в Боге. Логическим последствием смерти духовной стала смерть физическая. Вначале стихия саморазрушения затрагивает только душу, затем она переходит и на тело. Человек начинает болеть и, в конце концов, умирает.

Спасение только во Христе.

На протяжении веков огромное количество людей пыталось спасти человечество своим учением. В лучшем случае эти пророки и философы могли немного облегчить страдания людей. Но исцелить саму природу человека, избавив его от греха и смерти, не могло ни одно учение. Будду и Конфуция, Мухаммеда и Эпикура, Лао Цзы и Платона объединила одна всеобщая могила человечества. И хотя у всех у них было свое особое учение, но смерть все равно настигла и соединила их с остальным человечеством. Есть только один человек, над которым смерть не имела власти – Иисус Христос. Кто же этот человек и как ему удалось победить смерть?

Помните, вначале мы рассказали вам о том, что Бог есть любовь? И эта Божия любовь не оставила падшее человечество в его горе. Бог решил Сам придти в мир, стать человеком, разделить с людьми их горе и исцелить человеческую природу. Одно из Лиц Святой Троицы – Сын Божий становится самым настоящим человеком, но не перестает быть Богом. Это событие в христианском учении называется таинством БОГОВОПЛОЩЕНИЯ. Случилось это в нулевом году нашей эры в городе Вифлеем. У одной благочестивой еврейской девушки по имени Мария родился младенец от Святого Духа, и назвала она свое Дитя Иисусом.

В тридцать лет Иисус вышел на проповедь. Он проповедовал пришествие Небесного Царствия и покаяние в грехах. Надо сказать, что вся Его жизнь от начала до конца была исполнением древних пророчеств, которые были даны людям для того, чтобы они смогли отличить истинного Помазанника Божия (Христа) от огромного множества лжепророков и лжехристов. И вот по этим пророчествам люди поняли, что перед ними не просто очередной проповедник «общечеловеческих ценностей». Перед ними Сам воплощенный Бог. Пророчества указывали, что Христос должен умереть мучительной казнью и воскреснуть из мертвых. Почему же он должен умереть?

Вы никогда не задумывались, почему в христианских странах нет таких казней за грехи, как, например, в государствах, живущих по нормам шариата? В мусульманских странах за воровство отрубают руку, а за блуд побивают камнями. Почему же у нас этого нет? Неужели у нас нет этих грехов?

Нет, грехи-то у нас есть, но все наши грехи прошлые и будущие берет на себя Христос, который Сам был абсолютно безгрешен. А раз Он берет грехи, то и возмездие за них, самым страшным из которых является смерть. Характер жертвы Христа, его всецелой самоотдачи показывает нам основное качество безупречной любви Христовой – смирение. Вот отличительное качество истинной любви от множества обольстительных картин земной похоти. Бог подверг Себя страшному позору, позволил казнить себя самой отвратительной казнью, чтоб разделить горе погибающих, чтобы отпустить измучившихся на свободу.

Есть еще одна причина, по которой он должен был умереть. Выздороветь может только больной. Он пришел для того, чтоб победить смерть, а это возможно только для того, кто сам смертен. Здесь уместно остановиться и немного помолчать. Нам предстоит рассмотрение самой сложной для понимания идеи христианства. Суть ее очень метко выразили святые ранней Церкви: Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом (по благодати).

Что это значит?

Выше мы говорили, что проблема греха состоит в разрушении самой природы человека. И как трудно уговорами лечить пулевые ранения, так же трудно каким – либо учением вылечить душу человека. Исцеление человечества осуществляет Бог не в библиотеке, а в Самом Себе.

Для этого Он и становится Человеком. В качестве примера можно вспомнить подвиг врача, который заражает себя какой-либо страшной болезнью, чтобы найти средство ее обезвредить.

Конечно это опасный эксперимент. Но если врач побеждал болезнь, то его кровь становилась для человечества настоящим сокровищем. В крови такого человека образовывались антитела, противостоящие болезни, и он становился донором тысяч больных людей. Что-то подобное сделал с человечеством Господь наш Иисус Христос. Только лечил он не просто болезнь, а греховную порчу и саму смерть. Бог- Сын берет человеческую природу, исцеляет ее в Себе Самом, а затем возвращает ее людям обновленной, очищенной и единой. Но это происходит не в переливании крови, а в таинствах Церкви.

У святого Кирилла Иерусалимского есть удивительный образ этого чуда исцеления человечества от смерти. Святой Кирилл рисует перед нами образ гнилого, бесплодного дерева. Его бесполезно поливать и удобрять, поскольку сам корень этого дерева гнилой.

А рядом премудрый садовник выращивает новое дерево. Это растение чисто и совершенно, потому что корень чист. Далее веточки падшего дерева срезаются, очищаются и прививаются к новому прекрасному дереву. И вот эти веточки приживаются, покрываются листочками и начинают обильно плодоносить.

Как это можно понять? Гнилое дерево – это род человеческий. Его корни – наши прародители, Адам и Ева. Премудрый садовник – Бог Отец. Корнем нового дерева является Иисус Христос.

Он является нашим духовным прародителем, и называется вторым Адамом. Новое чистое древо – новое человечество, происшедшее от Христа. Это новое человечество еще называют Церковью. Святое Крещение есть в этом образе именно чудо привития ветхих ветвей к древу Церкви. Питание же от него целительными соками – есть сама жизнь в таинствах Церкви и прежде всего участие в Св. Евхаристии.

Конечно это всего лишь образ. Он только приближает нас к пониманию тайны спасения. Мы должны понимать, что возвращение человечеству исцеленной природы происходит так же таинственно, как само Боговоплощение. Для этого явления в литературе древних христиан есть специальный термин: «ОБОЖЕНИЕ».

Как Бог воплощается среди людей, рождаясь от Пресвятой Девы, так же люди обоживаются в Боге, рождаясь от Всесвятого Бога.

Понять это умом трудно. Бог воплощается, а люди обоживаются. И то и другое чудо, постигаемое верой. Но где нам взять такую веру? Такая вера рождается и укрепляется в человеке, когда он начинает на практике исполнять учение Христа, изложенное в священном Писании. Чем интенсивнее наша духовная жизнь в Церкви Христовой, тем основательнее наше знание Бога и пути нашего личного спасения. И наоборот: чем меньше человек следует заповедям Евангелия, тем больше хамства, формализма и невежества в его «богословии».

Практическая сторона христианской веры.

Крещение, покаяние и Церковь.

Исполнение заповедей Евангелия приводит человека к истинному знанию самого себя, своих немощей и страстей. Это познание рождает в его душе чувство крайней нужды в Искупителе.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что это чувство является самым началом подлинного обращения человека ко Христу. И наоборот, без видения своей погибели, своего собственного богоотступничества нет спасения во Христе. «Не осознающий своей греховности, своего падения, своей погибели, не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. — пишет святитель Игнатий, — К чему Христос для того человека, кто и сам разумен, добродетелен, удовлетворен собой, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных».

Из поучения св. Игнатия Брянчанинова можно сделать два замечательных вывода: Без понимания своей внутренней испорченности человек не может стать настоящим христианином.

Видение своей греховности предшествует вере во Христа.

Принимающему святое крещение взрослому человеку нужна вера во Христа. Из слов святителя мы поняли, что нельзя уверовать во Христа тому, кто не имеет внутренней нужды в Искупителе, кто не имеет в своей душе глубокого и искреннего покаяния. Вот почему Сам Господь начал свою проповедь с призыва к покаянию: «Покайтесь и уверуйте в евангелие».

В переводе с греческого покаяние есть изменение ума, исправление основ жизни. В православной традиции это слово имеет два значения: Покаяние — обращение. Это некое внутреннее усилие, которое предпринимает человек для того, чтобы примириться с Богом. Когда человек по-настоящему открывает любовь Бога, то готов оставить все что угодно и идти куда угодно ради Него. Он готов просить у Бога и людей прощения, он готов изменить всю свою жизнь и наполнить ее духовным содержанием. Это и есть обращение к Богу.

Покаяние – исцеление. Это процесс исправления души, который может совершаться в течении всей нашей жизни. Такое покаяние является как бы продолжением крещения. Оно завершает усыновление человека Богу, начатое в крещении, изменяет его ум, сердце и волю, восстанавливая в человеке искаженный образ Божий.

Схематически это можно изобразить так:

Суд совести

покаяние-обращение

крещение

покаяние- исцеление.

Отметим, что истинное покаяние жаждет как можно скорее оставить грех, исправиться. Если человек снова возвращается к прежнему греху, то это говорит о том, что он не покаялся.

Как уже было сказано выше – крещение это вхождение человека в Церковь, как в новое, обновленное человечество. Как веточка прививается к виноградной лозе, так и человек прививается к Церкви посредством крещения. И как через это привитие ветвь питается от корня, так же через вступление в Церковь христианин духовно питается от Христа. Человек, живущий вне Церкви, не участвующий в Церковных таинствах отпадает от Церкви, словно он бесплодная ветвь. Такая ветвь засыхает и бросается в огонь. Пребывая вне Церкви, человек пребывает вне спасения.

Св. Павел называет Церковь Телом Христовым. Главой же этого тела является сам Христос. В нем каждый христианин – какой-то важный орган. Кто-то «духовный глаз», кто-то «рука», кто-то «ухо». Скажите, что будет, если у вас палец отрезать и выкинуть? Правильно, он загноится и погибнет. Так же и христианин вне Церкви. Что же связывает человека с Церковью? Прежде всего, это тщательное исполнение заповедей Евангелия. А как можно исполнять эти заповеди, если мы ни разу не прочитали даже главы из Евангелия? К сожалению, в настоящее время единственной связью с Церковью у нас остаются рождественские колядки и пасхальные куличи. Но разве Христос ради этого умирал на Голгофе? Нет, он умирал для того, чтоб мы имели жизнь и имели ее с избытком. Человек, участвующий в церковных таинствах и исполняющий заповеди Евангелия не только наследует жизнь вечную, но и даже в этой жизни будет иметь милость и благословение Небесного Отца.

Невидимая брань.

«Не видел того глаз и не слышало того ухо, и не приходило то на сердце человека, что приготовил Бог для любящих Его». Говорит св. Апостол Павел. () Однако на этом пути верующего человека к Богу существуют препятствия, прохождение которых превращает усилие христианина в подвиг. Что это за препятствия?

Греховная природа. Несмотря на то, что в крещении греховная природа умерщвляется, это вовсе не значит, что она полностью исчезает. Как оставленный в корне зуба умерщвленный нерв начинает гнить, так и греховная природа, предоставленная самой себе, начинает «разлагаться», отравляя своим «трупным ядом» все, с чем она соприкасается. Внешне это выражается в том, что прежние грехи (зависть, злоба, похоть и т. д.) могут просыпаться в нас и действовать с новой силой. Исповедь, покаяние и внимание к себе успешно с этим справляются.

Дьявол. Сатана – враг Бога и всех Его служителей. Он завидует людям, потому что чем ближе они к Богу, тем счастливее. Для него же счастье недоступно, потому что это свойство нельзя иметь вне Бога и Его любви. Сатана имеет власть над теми, кто не кается в своих грехах. Господь учил, что сей дух изгоняется постом и молитвой.

Мир. Сатана борется против истинных христиан посредством мира. По определению Святого Иоанна Богослова мир это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская. То есть мир это злая система ценностей, которая, позволяет неверующим людям существовать без Бога. Тот же апостол Иоанн Богослов сказал, что кто любит мир, в том нет любви Отчей. Это значит, что принципы падшего мира противоречат заповедям Божьим, поэтому каждому из нас приходится выбирать что-то одно. Служить Богу и миру одновременно невозможно.

Часто люди сомневающиеся в истинности христианства спрашивают: «Почему Бог нас искушает, посылая нам страдания?» На это надобно ответить, что Бог никого не искушает и Сам ничем не искушается. Есть причины, по которым Он позволят искушениям встречаться на нашем пути: Преодолевая искушения, мы утверждаемся в добре и сознательно отвращаемся от зла.

Видя последствия грехов, мы начинаем их осознанно избегать. В искушениях, мы лучше познаем глубины нашей души. В страданиях мы соединяемся со Христом узами самых близких отношений. Мы разделяем с Ним Его жизнь, мы считаем Его дело своим. Без трудов мы воспринимали бы путь к Богу только как развлекательное мероприятие, как туристическую поездку. И все святыни Небесного Царства, купленные кровью Христа были бы для нас не более чем реликтами прошлых эпох, дешевыми сувенирами, которые дарят на память скучающим обывателям. Испытания и скорби превращают нашу духовную жизнь в невидимую брань.

Вот как писал об этом св. Апостол Павел: «Брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых». .

Мы здесь видим? Что это за духовное оружие?

1. Знание своей веры. (Пояс истины). Тот, кто не знает истины, похож на вояку, который поддерживает свои штаны руками.

2. Благочестивая жизнь. (Броня праведности). Это не только добрые дела, но и праведные намерения.

3. Доброе свидетельство ближним. (Обувь благовествования). Св. Иоанн Златоуст говорит, чтоб мы убеждали ближних быть христианами не словами только, но своим личным примером. Это производит самое сильное впечатление на людей.

4. Доверие Богу. (Щит веры). Бог всегда поможет тому, кто Ему доверился. Только такой человек сможет устоять перед многочисленными соблазнами, которые подобны огненным стрелам.

5. Покаяние. (Шлем спасения). Шлем закрывает голову так же, как покаяние защищает ум. Из всех доспехов шлем считается наиболее ценным. Воин, который идет в бой без шлема, погибает в первую очередь. Тот, кто не имеет покаяния, уже мертв, убит, так и не вступив в бой. Без покаяния все остальное не имеет значения.

6. Чтение священного Писания. (Меч духовный). «Невозможно спастись без чтения слова Божия, с ним же спастись очень легко». Св. Иоанн златоуст. Мы поражаем своих врагов мечем Слова Божьего. Но в руках неумелого бойца меч это всегда бедствие. Слово Божие есть обращение Бога к нам, а молитва есть обращение нас к Богу.

7. Молитва. В духовной брани она является внутренней силой христианина. Молитва это главное благословение Божье. В молитве мы перестаем быть рабами, но по учению св.Иоанна Златоуста священниками и сынами Бога.

Крещение ребенка. Что нужно знать о крещении?

Что же дает человеку крещение? Если ответить на этот вопрос, тогда каждый сможет вполне осознанно и аргументировано сделать выбор – надо креститься именно ему, или не надо.

Во-первых, в Крещении человек очищается от всех грехов, в том числе первородного греха, получаемого нами по наследству, как генетическое заболевание (название «первородный» никакого отношения к родам не имеет). Об этом говорится в главной христианской молитве, которая называется «Символ веры», и которая обязательно читается во время Крещения: «исповедую едино крещение во оставление грехов». При подготовке к Крещению «Символ веры» необходимо прочесть, понять и запомнить, а если вдруг вы не согласны с каким-то из его пунктов – значит креститься еще рано.

Во-вторых, в Крещении человек рождается в новую жизнь, жизнь духовную, в которой у него появляются совершенно другие, недоступные ранее возможности: соединение с Богом, получение благодати, а в перспективе – наследование вечной жизни.

Когда лучше креститься?

Вопрос о том, когда же лучше человеку принять крещение – раньше или позже – в разные периоды истории решался по-разному.

В пользу более поздних крещений (в зрелом и даже пожилом возрасте) говорит простая логика: в крещальной купели человек очищается от ВСЕХ своих грехов – и полученного по наследству первородного греха, и накопленных самостоятельно в течение всей жизни до крещения. Значит, чем позже покрестился – тем меньше ошибок успеешь совершить за оставшийся период времени, тем более праведным предстанешь на последнем суде.

Однако в логике этой есть несколько серьезных изъянов. Во-первых, не всегда смерть приходит в старости и по заранее намеченному графику, и расчетливо откладывая крещение «на потом» надо помнить, что это «потом» может и не наступить. Во-вторых, крещение дает человеку возможность соединяться с Богом уже здесь, в этой жизни, в Таинстве Причастия, и, откладывая крещение – лишаем себя этой возможности.

Мода на поздние крещения возникает периодически, и каждый раз вызывает дискуссию вокруг себя. В частности, святитель Григорий Нисский, в сочинении с говорящим названием «Против отлагающих крещение» писал так: «Обезопась себя от непостоянства и неизвестности жизни. Не торгуйся с благодатью, чтобы не лишиться дара».

Надо ли крестить младенцев?

Креститься можно в любом возрасте, начиная с момента рождения. Но вопрос о том, надо ли крестить младенцев, возникает достаточно регулярно. Какие аргументы чаще всего выдвигаются против крещения детей?

Аргумент №1: «сделать за ребенка выбор в пользу крещения – это насилие; вырастет – сам разберется». Воспитание детей неизбежно связано с тем, что нам приходится делать за них выбор. Мы выбираем своим детям книги и игрушки, кружки и спортивные секции, школу и место жительства. Решаем надо ли ставить прививки и принимать антибиотики, внушаем ребенку что такое хорошо и что такое плохо – причем именно в том виде, в котором сами это понимаем. В любом случае родители стремятся воспитать детей в своей системе ценностей – это к вопросу о свободе выбора детей. А крещение – это не просто смена статуса в небесной канцелярии, это в первую очередь приобретение человеком новых возможностей. И здесь мне хочется процитировать фрагмент одной из дискуссий форума об уместности крещения младенцев:

«Понимаете, это спор бессмысленный, потому что в корне его лежит вопрос о том, как родители воспринимают Бога. Если для них Бог — это самое ценное в жизни, смысл ее, истина и любовь, то мама с папой и помыслить не могут оставить своего малыша без этого Дара. Если же для родителей Бог — это лишь одна из форм познания и общения с миром, часть культуры и пр… то, конечно, они могут отложить Крещение младенца холодной формулировкой: «Подрастет — сам выберет».

Тут пожалуй добавить просто нечего.

Аргумент №2: «крестить ребенка не надо, потому что до семи лет он и так безгрешный». Действительно, дети до семи лет в православной традиции считаются младенцами, не способными в полной мере отвечать за свои поступки, поэтому исповедь для них не обязательна. Однако же они не свободны от первородного греха, как уже упоминалось выше. И до крещения лишены многих возможностей – им нельзя причащаться, праздновать День Ангела (которого у них попросту нет), за них нельзя молиться в Церкви – только дома.

В любом случае, выбор в таком вопросе остается за родителями (именно за родителями, а не бабушками-дедушками и прочими родственниками, друзьями и сочувствующими).

Что для этого нужно

Кроме самого желания креститься потребуется выполнение некоторых условий и сопутствующие аксессуары. Необходимыми условиями могут быть следующие: если крестится ребенок, то не обойтись без крестных, а ещё, в некоторых храмах с вас могут потребовать посещения огласительных бесед. Из необходимых аксессуаров назовем пожалуй все, но их полный пакет будет зависеть как от вашего желания, так и от храма, где совершается Крещение.

Итак, вам понадобятся: крестик с приспособлением на котором он будет держаться на шее, цепочка или ниточка не имеет значения. Если крестится маленький ребенок — имеет смысл ниточку взять шелковую или широкую атласную ленточку, чтобы они не нарезали нежную кожу. Есть наблюдения, что золотые и серебряные цепочки также не причиняют коже малыша неприятного раздражения.

Крестильная рубашка — её можно приобрести в специализированном храме, либо, если вы любите трудности, сшить самим, покрой простой, она напоминает ночную рубашку с вышитым крестом на спине. На самом деле, это не обязательный атрибут крещения, но он предает совершаемому событию дополнительную утонченность и соответствует традиционной церковной эстетике. Если крестильную рубашку не приобретать, надо запастись такой формой одежды, которая не смущала бы вас и окружающих при соприкосновении с водой. Сейчас во многих храмах есть купели для полного погружения, соответственно всё, во что будет одет крещаемый, будет гарантированно мокрым. Но даже там, где крещение совершается обливательным способом в маленькой купели, как минимум по пояс вас также обольют водой.

Свечи — их можно приобрести непосредственно в храме, где будет происходить крещение, они необходимы для участия в крестном ходу, который имеет место быть в процессе этого богослужения. Стоит уточнить, сколько в храме, в котором вы креститесь, необходимо свечей на одного крещаемого и крестных, потому что часть из них отдается в алтарь в качестве пожертвования.

Полотенце — но тут сами понимаете, чем больше, тем лучше, если кто-то думает, что хватит маленького вафельного полотенчика, тот будет очень завидовать людям, не поленившимся взять настоящие банные полотенца, всё же дело мокрое.

Сменная одежда — если у вас её не окажется, то не только до конца крещения, но и много после него вам придется испытывать ряд неловкостей и неудобств по поводу вашего внешнего вида. Как правило, в храмах предусмотрено место, где можно раздельно переодеться мужчинам и женщинам, а для особенно целомудренных и индивидуальное. Однако будет ешё лучше, если вы заранее поинтересуетесь, есть ли в храме такое место и если вдруг его не окажется, а креститься вы собираетесь именно там, то сможете заранее всё предусмотреть, кстати, обычно принимать крещальный вид необходимо только перед самим крещением, за исключением ног, но об этом ниже. До самого момента крещения и после него можно находиться в повседневной одежде.

Тапочки — они понадобятся поскольку, поскольку нужны будут ваши разутые ноги. Как правило, разуться вам предложат ещё в начале богослужения, и чтобы не остаться босиком можете взять с собой тапочки. Самый идеальный вариант — сланцы.

Свидетельство о крещении, в некоторых храмах его может не оказаться в наличии, поэтому поинтересуйтесь заранее, будет ли оно выдано. Сейчас они есть разных видов: попроще и покрасивее, можно выбрать и приобрести самостоятельно, а можно положиться на тот храм, где крещение будет совершаться. В любом случае надо проследить за тем, чтобы оно было правильно заполнено, правильно поставлена ФИО крещаемых и крестных, дата совершения крещения, имя и фамилия священника, название храма, указание на небесного покровителя и день ангела.

Фотоаппарат или видеокамера, конечно по вашему усмотрению, но ведь крещение совершается только раз в жизни, почему бы его не запечатлеть. Опять же поинтересуйтесь заранее – нет ли в данном храме ограничений на фото- и видеосъемку.

Крестные

На самом деле, институт крестных в настоящее время утратил своё прежнее значение. Очень редко можно встретить пример, чтобы крестные действительно участвовали в воспитании своих крестников. Более того, крестные очень часто просто живут очень далеко и физически не могут исполнять свои обязанности. Как же в идеале? А в идеале крестные несут полную ответственность наравне с родителями до совершеннолетия своего чада за его православное воспитание и образование. Фактически они и есть вторые родители. Эта забота включает в себя целый комплекс мероприятий – от домашнего воспитания, до совместных церковных служб и финансирования соответствующих нужд – например, приобретения духовной литературы, икон, крестильного крестика, наконец.

Во время самого крещения крестные отрекаются за крещаемого от сатаны и соединяются со Христом, подтверждают вслух это желание и воспринимают свое чадо от купели. Одним словом, свидетельствуют перед всеми о собственной адекватности в христианском воспитании своего крестника. Естественно, что, согласно церковному мнению, крестные и перед Богом несут ответственность за духовную и нравственную жизнь своего чада.

Это, конечно, идеал, но к нему надо стремится. Следовательно, и крестных подбирать соответственно. Церковная практика, впрочем, оставляет возможность крестному меньше расстраиваться и рефлексировать по поводу не исполнения им своих обязанностей, если крестник или его родители этого не желают. Здесь, семейный мир не может быть подвергнут испытанию усилиями крестного, если семья к этому не готова. Но напоминать регулярно надо. Именно поэтому крестные обязательно вписываются в свидетельство о крещении.

Традиционно мальчику подбирают крестного, а девочке крестную, если нет возможности иметь обоих сразу. Крестные не могут состоять между собой и крещаемым в прямом родстве, например муж и жена не могут быть крестными друг другу и одновременно у одного ребенка, к которому их пригласили. Другие родственники вполне могут подойти для этой роли.

При всей несерьезности исполнения крестными своих обязанностей, хотя бы с именинами и другими личными и церковными праздниками, просто по человечески, крестные должны поздравлять своих крестников, не лишая их этого общения. Ну и наконец, если у крещаемого исчезают родители, крестные должны заботиться о них, как о своих собственных детях, вплоть до того, что берут их к себе домой, хотя бы как Сириус Блэк взял Гарри Поттера.

Про огласительные беседы, или зачем нужны лекции перед крещением?

Сегодня в большинстве храмов Екатеринбурга в рамках подготовки к Таинству Крещения предлагается посещение специальных занятий – огласительных бесед. Количество и качество их в каждом храме разное, смысл же одинаковый – объяснить крещаемым основы той веры, которую они собираются принять, рассказать о переменах, происходящих в жизни после крещения. То есть огласительные беседы должны способствовать более осознанному и более серьезному подходу к Крещению.

Оглашение – то есть устное наставление в вере перед принятием крещения – этот как раз то новое, которое является хорошо забытым старым. Традиция огласительных бесед сформировалась в Церкви уже во втором-третьем веках от Рождества Христова. Тогда оглашение длилось от сорока дней до трех лет. Создавались даже специальные огласительные училища, становившие поистине центрами просвещения. Например, в одном из наиболее известных – александрийском огласительном училище – преподавались не только богословие и философия, но еще этика, диалектика и даже физика.

До нас память о традициях древней Церкви дошла в богослужении и фольклоре. До сих пор главная церковная служба – Литургия (та самая, на которую можно попасть, если прийти в храм воскресным утром) делится на две части. Первая часть называется «литургия оглашенных» — на ней присутствуют и некрещеные, но готовящиеся к крещению, то есть оглашенные. Молятся вместе со всеми, слушают чтение Священного Писания и проповедь. Заканчивается эта часть специальной молитвой – именно об оглашенных. Там есть слова, обращаемые священником к ним самим: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви», после которых сами оглашенные должны ответить «Господи, помилуй». И поскольку в древней Церкви оглашенных было много, и отвечали они с энтузиазмом – возникла поговорка «вопить как оглашенные». Впрочем, сегодня она не актуальна, поскольку все молитвы поются церковным хором. Вторая часть службы – «литургия верных» — начинается словами «оглашенные, изыдите». На второй части литургии остаются только крещёные.

Сейчас во многих храмах эта огласительных бесед частично восстанавливается, правда, в очень разных формах. Где-то от крестных или взрослых крещаемых требуется посещение только одной беседы, предваряющей совершение Таинства. А где-то требуется посетить 12 или 16 занятий. Огласительные беседы позволяют получить сведения, что называется, из первых уст, и в некотором роде являются уникальной возможностью своеобразного церковного ликбеза.

В любом случае, вам придется уточнить – есть ли в храме, который вы избрали для крещения такие условия его принятия, и готовы ли вы на него согласиться. Остается всегда еще один проверенные и традиционно русский способ решения всех проблем – креститься по знакомству. Тогда, как правило, знакомый батюшка надеется на ваше домашнее самообразование, и не будет мучить вас утомительными повествованиями, если вы так оцениваете все, что случилось от сотворения мира и вплоть до событий, как минимум 33 года от Рождества Христова в Палестине.

Как происходит Крещение

Крещение может совершаться как индивидуально, так и коллективно, в зависимости от ваших пожеланий. Опять же, необходимо этот вопрос решить накануне. Естественно, что индивидуальные крещения всегда будут предпочтительнее, но, к сожалению, не так много людей знают о своем праве креститься именно так, а не дожидаться одного общего дня. Нужно всего лишь переговорить со священником.

В начале крещения священник объяснит, где кому встать: крещаемым, крестным и сочувствующим, которые пришли попереживать за близких. Также, очевидно, будут даны пояснения для тех, кто ведет фото- и видеосъемку. Кстати, лучшая позиция – перед священником и чуть сбоку, тогда можно выбрать наиболее удачный ракурс для основных моментов.

Начинается крещение с молитв имянаречения, которыми за крещаемыми закрепляются их христианские имена. Также, с этого времени, у человека появляется его небесный покровитель и активизируется Ангел Хранитель. Иногда людей переименовывают, если в святцах нет имени, которым наградили чадо его родители. Священник читает молитвы и сначала осеняет каждого крестным знамением, благословляя пришедших, а затем кладет руку ладонью им на голову, символизируя церковное покровительство. При этом крещаемым нужно будет громко сообщить священнику свои имена, в дальнейшем батюшка их уже потихоньку запомнит.

После этого читаются четыре достаточно длинные запретительные молитвы, которыми запрещается действовать на крещаемых силам сатанинским, силам бесовским. Кто смотрел западные триллеры и ужастики на тему экзорцизма, может смело проводить аналогии, так оно и есть. В православном последовании крещения есть место для изгнания дьявола. В знак этого священник оборачивается к крещаемым и дует троекратного и крестообразно каждому в лицо, произнося соответствующие слова заклинания. Если из вас не посыпались черви или тараканы — можете считать, что обряд экзорцизма вы прошли успешно.

С этого момента наступает фаза активного участия крещаемых и крестных в совершаемом событии. Все поворачиваются лицом на запад, как правило, к выходу из храма и священник предупреждает, что сейчас он будет задавать вопросы, на которые следует громко и четко, желательно хором, отвечать. Что отвечать подсказывает по ходу он сам, однако, если люди посещали огласительные беседы они и сами знают. Одновременно, в знак свободы от кандалов сатаны все поднимают обе руки вверх, показывая, что на запястьях нет оков. Два раза священник троекратно спрашивает о том, отрекаются ли пришедшие от сатаны, на что они утвердительно отвечают установленными формулировками.

Самые активные действия в этом событии — это выполнение предложения священника: «И дуни и плюни на него». В этот момент нужно дунуть и плюнуть на пол. Дело в том, что жизнь христианина начинается с оскорбления, с плевка на врага спасения. Тем самым, человек говорит: ничего общего у нас с тобой, сатана, просто нет, я плюю на тебя — последнее происходит буквально.

Сразу после отречения от дьявола совершается соединение со Христом. Все поворачиваются лицом на восток, как правило, к алтарю, как и стояли, и вновь отвечают на вопросы священника, но уже с опущенными руками. Священник спрашивает несколько раз о серьезности намерений пришедших, и те, также в установленной форме отвечают. На этом этапе хорошо, если кто-то из крестных оказывается особо подготовленным и может взять на себя чтение вслух Символа Православной веры. Символом веры называется набор основных вероучительных истин, или догматов, где коротко говорится о том, во что мы, христиане верим. Если никто из пришедших наизусть Символ веры не знает, его может прочитать сам священник, а остальные будут пробовать хоть что-то понять. В идеале, каждый христианин должен не просто знать его наизусть, но еще иметь возможность его прокомментировать, почему это именно так, а не иначе. Но, обычно, это и является первых вашим заданием по самообразованию. Найти Символ веры легко, он есть в любом Молитвослове или в книге, которая просто необходима каждому и которая называется очень знакомо: «Закон Божий».

После чтения Символа веры в окончание всех вопросов священник учит пришедших, как правильно креститься и кланяться, имеется в виду – как осенять себя крестным знамением. Помимо того, что мы пальчики складываем при крещении определенным образом – большой, указательный и средний вместе, символизируя нашу веру в Троицу, а два пригибаем к ладони — безымянный и мизинец, в знак того, что Христос был и Богом и Человеком, мы ими осеняем себя так: на лоб, на живот, на правое плечо и на левое, завершая крестное знамение небольшим поклоном. Мы тем самым призываем освящение Божие на все наши мысли, чувства и действия. А крестимся справа налево в честь благоразумного разбойника, который был распят по правую руку от Христа, и не стал вместе со всеми на Него ругаться, а просто тихо попросил, чтобы Господь о нем вспомнил в Царстве Небесном.

Именно в этот момент и следует переодеться, приняв уже собственно крещальный вид. Перед самым погружением священник будет помазывать вас святым маслом – елеем, которое символизирует Милость Божию. Он помажет лоб, грудь, уши, руки и ноги.

Обычно, крестятся по старшинству, начиная с самых маленьких, но это уже как решит священник. Не надо говорить, что накануне вам стоит принять хороший душ.

В воду вы будете погружаться трижды, и если это связано с ныряниями, рассчитайте заранее, сколько вам потребуется кислорода. Старайтесь нырять, но не плавать, поскольку при большой купели выловить вас сразу будет затруднительно. Пока вас погружают или обливают, группа поддержки готовит большое полотенце, а фоторепортеры не оставляют свои камеры в праздности. Сразу после крещения следует переодеться, но ноги еще должны остаться свободными.

Затем дело доходит и до крестиков. Если вы приобретали их в храме, их можно не освящать, но если это вещь из магазина, стоит попросить заранее, чтобы крестик вам освятили, сделать это могут здесь же, при крещении.

Батюшка сам надевает на всех крестики, которые следует сразу убрать за ворот, поскольку он не нарубашечный и не наплательный, а нательный.

Таинство Миропомазания

После этого совершается Таинство Миропомазания. Вас вновь будут мазать святым маслом, но на этот раз это не елей, а святое Миро. В этом Таинстве человеку подаются благодатные Дары Святого Духа на ведение христианской жизни. И Таинство это настолько важное, что оно также как и крещение принимается человеком лишь однажды (второй раз в жизни миропомазываются лишь при рукоположении в епископы и при вступлении на царский престол, откуда и выражение «помазанный на царство»). Священник будет помазывать лоб, грудь, губы, глаза, нос, уши, руки и ноги.

Святое Ми́ро (от греч. μύρον «ароматное масло»)- специально приготовленное и освящённое душистое масло. В Православной Церкви Миро готовится на основе оливкового масла с добавлением белого вина и множества ароматических веществ (сюда входят алоэ, ладан, лепестки розы, фиалковый, пряный и калганный корни, мускатное, розовое, лимонное и гвоздичное масло – всего около сорока ингридиентов). Обилие составляющих символизирует многоразличность христианских добродетелей.

Варится миро Патриархом, на Страстной Седмице в Малом соборе Донского монастыря (в Москве), где с этой целью устроена специальная печь. Освящается в Великий Четверг (последний четверг перед Пасхой) в патриаршем Богоявленском соборе в Елохове, и уже оттуда развозится епископами по своим епархиям. Вот откуда существует в русском языке поговорка «все одним миром мазаны».

Раньше в храмах крещение совершалось достаточно редко, потому что ждали выпуска огласительного училища и устраивали общеприходской праздник. И праздновали следующим образом: совершали небольшой крестных ход, к какому-нибудь знаменитому месту, которое находилось недалеко от храма, либо шли вокруг самого храма и пели песни новокрещенных, в которых прославляли совершившееся событие. И вот, вам тоже предложат поучаствовать в крестном ходу, который, как правило, теперь совершается вокруг купели, где произошло крещение. Для этого понадобятся приготовленные заранее свечи по одной на каждого. Во время крестного хода, также, вам предложат принять участие в общем пении, и эту возможность не стоит упускать. Особенно если все фиксируется на видеокамеру.

Сразу после Крещения и Миропомазания человек приносит первую, по крайней мере, в своей крещеной жизни, благодарную жертву Богу. И такой жертвой является не что иное, как его собственные волосы, то украшение, которое увенчивает самую замечательную часть нашего тела. Прически при этом не страдают, батюшка трижды вас подстрижет очень скромно и со вкусом, в виде крестика на голове.

Завершается крещение молитвами воцерковления, при этом мужчин вводят в алтарь – самое святое место Храма, а женщинам их читают перед иконой Пресвятой Богородицы.

А дальше вы сами уже хозяева того дара, который только что получили. Опять же в идеале, было бы неплохо серьезно отнестись к произошедшей перемене и начать собственную религиозную жизнь. Узнать, что такое молитва, стараться посещать субботние и воскресные богослужения в храме, исповедоваться и причащаться хотя бы раз в месяц и так далее, но об этом, подробнее и развернуто, стоит говорить отдельно. В любом случае, крещение делает каждого Богу своим более, чем это было прежде. Крещение – это рождение в себе нового человека. А каждый из нас прекрасно знает, что родить человека нелегко, но еще труднее его вырастить.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.

Причины, по которым люди решают крестить детей, оказываются порой весьма оригинальны в том смысле, что не имеют отношения к Церкви.

Крещение может восприниматься как следование семейному укладу:

«В нашей семье придерживаются традиции крестить детей. И я не хочу от нее отступать », – заявляет один из пользователей.

Иногда крещение воспринимается как традиция национальная:

«Не назову себя воцерковленным человеком, для меня это скорее вопрос преемственности и некой идентификации: русский человек – православный христианин ».

К этому утверждению прилагается и пространное обоснование:

«Люди (в массе своей) исповедуют (ощущают принадлежность) ту религию, которая исторически сложилась на территории их государства. Индусы не переходят в христианство, японцы не стремятся к иудаизму, а иранцы равнодушны к дзену. Все занимаются своими делами ».

Таких нецерковных людей, «православных по культуре», социологические опросы выявляют в российском обществе от двух третей до 80%. К этому числу у нас при случае даже любят апеллировать. Но, похоже, именно с этими людьми, когда они обращаются в церковь, желая окрестить детей, происходит наибольшее количество недоразумений, грустных и комичных ситуаций, суть которых одна: они не очень представляют, за чем обращаются, но требуют непременно выполнить просимое.

Крёстные без «фанатичной набожности»

«Я крестила двух своих ребятишек и старшего родственницы, и всё было легко, душевно и празднично…

Теперь же батюшка строго спросил меня, когда исповедовалась и причащалась в последний раз, как часто хожу в храм и в какой, какие молитвы знаю. Я не отличаюсь от многих соотечественников чрезмерно фанатичной набожностью, поэтому честно ответила, что всё это делаю по велению души, не редко, но и не каждый день. Получила ответ: «Я устал крестить безбожников! »

Комментаторша обиделась. Но как ей объяснить, что крещение – это не просто «праздник», а христианство – не только «Богвдуше»?

Ещё случай:

«Крёстный у нас был родной брат родственницы. Он вообще парень работящий, из деревни, там все тётки к нему за помощью идут, и он ни с кого ни копейки не берёт, всегда рад помочь. Тоже недостоин оказался ».

Крёстный и «хороший человек» – это одно и то же?

«Подруга попросила быть крестной у ее малыша. Я подготовилась основательно – купила все необходимое в магазине Крещение, настроилась морально, а теперь прочитала про собеседование и расстроилась. Я не особо соблюдаю православные обычаи, а вдруг батюшка меня не допустит до этого таинства ».

Очевидно, в представлении подобных людей крещение – это просто красивый обряд. Вот и несутся по Сети жалобы на отказ «провести ритуал». Или на то, что «ритуал» почему-то провели не индивидуально или не в основном храме (который был выбран соискателями за то, что красивый и старинный), а в маленьком крестильном храмике (или вообще в отдельной комнате-крестильне), где не могли нормально развернуться фотограф и оператор с камерой.

Церковь – это просто красиво?

Крестить… без собеседования

Однако основную волну возмущения вызывает требование к родителям и крёстным пройти огласительные беседы. Как основной аргумент против них участники сетевых обсуждений приводят практику, существовавшую в Церкви в 1990-е, когда всех приходящих крестили по первому обращению.

Однако разберёмся с тем, что вообще такое огласительные беседы и для чего они возникли.

Введение в церковную практику подготовительных бесед для самих крещаемых (в случае, если крестятся взрослые), а также для родителей и крёстных родителей (в случае крещения младенца) регулируется документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», который вступил в силу ещё 28 декабря 2011 года.

В нём, в частности, сказано:

« Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве».

«Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам».

То есть основная цель предваряющих крещение бесед – вовсе не провести «тест на хорошего человека», как посчитали авторы некоторых приведённых выше записей. Их цель – разъяснить человеку основы религии, в которую он обращается сам или обращает ребёнка.

По нашей просьбе ситуацию комментирует клирик храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки священник Димитрий Туркин:

Многие годы священникам приходилось крестить почти всех, кто просил этого. Очень малое число крещеных становилось прихожанами. В члены Церкви принимались порой люди, очень далекие от истинной веры и не стремившиеся эту веру познать. Есть надежда, что такое положение навсегда прошло.

Итак, надо приучить себя к мысли, что к крещению надо готовиться, и если такой готовности объективно нет, то и крещения не будет.

В настоящее время подготовка к крещению представляет собой прослушивание лекций в основном будущими крестными. Конечно, как всякое новое дело, оно не лишено недостатков. По сути, мы пытаемся возродить практику оглашения перед крещением. Это очевидное благо для Церкви, поэтому мир не хочет принимать его.

Ошибка тех, кто критично оценивает наши попытки противостоять формальному отношению к Таинству, заключается в том, что им кажется: мы пытаемся насильно кого-то чему-то научить. На самом деле мы пока пытаемся, простите за грубость, просто отфильтровать тех, кто не хочет сам ничему учиться. Им, поверьте, не нужны ни Христос ни Его Церковь.

Очень хорошо, что кто-то заявляет: «крещение ребёнка – это и есть повод начать ходить в храм». Посещение подготовительных лекций как раз и есть начало хождения в храм. К тому же это еще и способ начать что-то понимать в церковной жизни. Но мы больше не можем рассчитывать на “вдруг начнут”.

Представьте себе чувства священника, вынужденного годами крестить всех приходящих. Поверьте, это очень трудно и больно для души молиться с теми и за тех, кто сам ничего не хочет и просто равнодушно отстаивает время совершения Таинства.

На самом деле мы не отказываем никому. Если человек прошел подготовку, то его допускают к крещению. Просто те, кто для себя решил, что им ничего от Церкви кроме факта крещения не нужно, не приходят на наши беседы и поэтому не приходят креститься и крестить детей.

Случаев с крещением было много и разных, но не помню ни одного, когда прихожанином стал человек, вначале проявивший равнодушие.

В целом за время, прошедшее с внедрения огласительных бесед в церковную практику, отношение к ним стало спокойнее. Однако фраза, вынесенная в заголовок этого раздела, всё ещё занимает лидирующее место в списке поисковых запросов.

Преткновения собеседования

Помимо самого факта их проведения, огласительные беседы вызывают ещё целый ряд вопросов.

Во-первых, в самом начале беседы, по-видимому, проводили, что называется, «с усердием не по разуму». Корреспонденту известен случай, когда несколько лет назад летом православная пара из Москвы пыталась крестить своего третьего ребёнка в Вологде у родителей.

Отсидев двухчасовую лекцию с тремя детьми от нуля до четырёх лет на руках, мама тогда попыталась поговорить со священником о «смягчении процедуры». На что получила ответ: «Либо досиживайте ещё две встречи, либо езжайте креститься по месту жительства ».

В Москве, задав той же паре несколько вопросов, священник велел родителям готовиться к причастию. Ребёнок же был крещён в ближайший удобный для них день.

Комментирует иерей Димитрий Туркин:

Участие (NB, а не присутствие) крестных и (или) родителей обязательно в случаях, когда они не воцерковлены или не являются прихожанами данного храма. Если о крещении просят прихожане, исповедующиеся и причащающиеся в храме, то они получают разрешение без подготовки.

Если это люди из другого прихода, то они должны в краткой беседе показать свою степень воцерковления и, тогда по результатам или получат разрешение на крещение, или им предложат пройти подготовительные беседы.

Случаи дежурного отношения к катехизации (как со стороны участников, так и со стороны организаторов) отмечены и в сетевых записях:

«Это просто что-то типа лекций. Три субботы ходила. С малышом папа сидел. Не жалею. Хоть вздремнула немного ».

В других случаях вызвало вопросы само содержание беседы. Положение «О религиозно-образовательном и катехизическом служении» предусматривает:

«Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви».

Официальный документ предписывает: когда они необходимы, бесед должно быть как минимум две, но их содержание и продолжительность определяется катехизатором «с любовью и рассудительностью». Однако жизненная практика нередко может значительно отличаться:

«Я в прошлом году ходила, так мне на ноутбуке давали ролики посмотреть с выступлениями священнослужителей о пользе той самой беседы, на которую я пришла ».

Иногда смысл беседы, по свидетельствам оглашаемых, сводился к поддержанию суеверий, связанных с крещением:

«Собеседование больше походило на беседу за жизнь. Главное, что их волновало – не встречаемся ли мы с крестным, не живем ли вместе как мужчина и женщина или брак у нас… »

В других случаях содержание самой беседы понять вообще сложно:

«Неадекватная дама, которая вела данное собеседование, взяла на себя смелость рассказать, почему детки умирают маленькие, вот только логики в этом никакой не было ».

Иногда пришедшие явно были не готовы к тому, что поучение перейдёт «в практическую плоскость». Хотя, возможно, и тон разговора был избран не вполне верный:

«Настоятельница церкви (могу ошибаться) вела монолог о том какие мы все безответственные, грешные, низкие люди.

Много было крёстных и родителей, некоторые пытались задавать вопросы, на что получали короткие ответы в стиле: «Вон книга, там всё написано, чего неясно-то? »

Правда, наш крёстный, обличённый в блуде на всю толпу, (он тогда уже долгое время жил с девушкой), женился. Возможно, мы неправильные православные и не должны креститься, но не таким способом это надо доносить».

Окрестить новорождённого ребёнка сегодня становится чуть ли не модой. Подчас родители и сами не знают, зачем это нужно и какое это важное таинство.

Церковь укрепляет статус крёстных родителей

Крещение - важнейшее событие в человеческой жизни. С погружением в воду и призыванием Отца, Сына и Святого Духа наступает смерть для греха и рождение в жизнь святую, духовную. Православная церковь с давних пор совершает это таинство над младенцами, хотя они ещё не в состоянии понять важность того, что над ними совершается. Поэтому в церковной практике установилось правило подыскивать для ребенка взрослых поручителей. Насколько крестные родители готовы к новой роли, должно выяснить собеседование перед крещением, на которое Русская православная церковь в последнее время обращает особое внимание.

Кто такие оглашенные

В самом начале существования церкви, когда крестились в веру только взрослые, которые чаще всего становились мучениками, подготовка к этому таинству была серьёзной и длительной. В течение 1-3 лет такие люди "оглашались", т. е. знакомились с основами вероисповедания, проходили не одно собеседование перед крещением. Долгое время они изучали Евангелие, участвовали в совместных молитвах и даже в изгнании злых духов. Но их участие в богослужении имело границы: после возгласа священника: "Оглашенные, изыдите!" они должны были покинуть помещение, где начиналась Литургия верных, Таинства Исповеди и Причастия. После крещения, которое, как правило, происходило на Пасху, люди, прошедшие столь длительное испытание, становились настоящими христианами и за свои убеждения готовы были идти на смерть.

Роль крёстных родителей при оглашении

Со временем, когда положение церкви укрепилось, исповедание Христа не грозило муками и гибелью, исчезла надобность длительной подготовки к воцерковлению, крестить стали младенцев. Но богослужебный чин оглашения, пришедший из древней церкви, остался до сих пор. Тот, кто собирается принять таинство крещения, должен три раза отречься от сатаны: "Отреклся ли еси сатаны?" - "Отрекохся". Затем подтвердить свою веру: "Сочетался ли еси Христу?" - "Сочетался". Поклониться Ему и прочитать Символ Веры. Естественно, младенец этого сделать не в состоянии. За него поручаются и делают это крестный отец (у мальчика) и крестная мать (у девочки). Им необходимо пройти собеседование перед крещениемребенка, чтобы подготовиться к ответственной роли, отведенной им в этом таинстве.

Распоряжение патриарха

В конце прошлого-начале нынешнего века Русская православная церковь испытала наплыв взрослых, желающих воцерковиться, и родителей, стремящихся окрестить своих детей. Причем многие из них имели весьма отдаленное представление о вере, о Христе, о духовной жизни. Этим людям был необходим хотя бы минимум религиозных знаний и представление об обязанностях, которые накладывает на них Таинство Крещения.

С этой целью патриаршество РПЦ в 2013 году особым распоряжением вводит требование, чтобы обязательно проводилось собеседование в церкви перед крещением. Оно предназначено как для родителей, так и для восприемников их детей. Дважды приходят они на огласительную беседу, чтобы получить необходимые знания о предстоящем событии. Без этих бесед священник совершать таинство не вправе.

Катехизация родителей

Катехизис - свод основных правил церкви. Если родители приносят ребенка креститься не в силу своей веры, а потому, что все так делают, то их будет тревожить вопрос, что спрашивают на собеседовании перед крещением. Задав несколько вопросов о том, часто ли они бывают в церкви, исповедуются ли регулярно, приступают ли к причастию, священник просветит их в основных вопросах веры. Они узнают о церковных таинствах, об обязанности регулярно причащать своё чадо, молиться за него. Лектор-катехизатор расскажет им о том, что главным авторитетом в семье и воспитании должен стать Христос. Беседа с родителями предполагает решение практических вопросов: дата, время крещения, необходимая одежда.

Сами родители в таинстве крещения не участвуют и остаются простыми зрителями. Но на последнем этапе этой службы происходит введение новокрещённых в храм. Пока священник заносит мальчика в алтарь, а девочку прикладывает к святым иконам, родная мать кладет земные поклоны и молится за своего ребенка. Чтобы иметь возможность участвовать в обряде воцерковления, ей нужно быть в чистоте, поэтому дату события надо согласовать и с этим естественным обстоятельством.

Наречение имени

Во время собеседования перед крещением с родителями обговаривается имя, которое примет младенец после таинства. Особенно важен этот вопрос, если в свидетельстве о рождении записано пусть красивое имя, но не входящее в святцы. Родители Эдуардов и Станиславов, Олесь и Викторий по совету священника заранее подбирают ребенку православное имя и вместе с ним - небесного покровителя. Этот защитник и молитвенник сопровождает человека на всем протяжении жизни. Обычно крещаемому дается имя святого, чья память празднуется в день его крещения.

Раньше наречение имени происходило на 8-й день после рождения - день именин был важнее дня рождения. Судьба человека связывалась с тем, как его нарекли. Теперь же, к сожалению, многие не знают, как они по-православному зовутся. А ведь церкви человек известен под своим христианским именем. Хорошо будет подарить крестнику икону с изображением его покровителя, чтобы она была его спутницей во всю жизнь.

Огласительная беседа для крёстных

Восприемник от купели - это человек, принимающий на свои руки только что освящённого младенца. Главная роль в этом таинстве отводится крестным родителям. Папа или мама малыша могут быть и нецерковными или исповедовать другую веру - это не помешает их ребенку стать христианином. А вот восприемники просто обязаны быть религиозными людьми. Все, что произойдет на таинстве с младенцем, произойдет только по их вере.

Поэтому собеседование крестных перед крещением - очень ответственный момент подготовки к этому событию. Священник объясняет им роль, какую они будут играть в самой службе, говорит об ответственности за душу младенца, которого они берутся вести к Богу. Дает задание, чтобы они выполнили его ко второму занятию.

Требования, предъявляемые к восприемникам

Для крестного родителя важно знать, если ему предстоит собеседование передкрещением ребёнка, что спрашивает батюшка. А восприемник от купели должен многое:

  1. Знать, понимать и применять в своей жизни десять заповедей Ветхого Завета и семь заповедей-блаженств Иисуса Христа. Это основа христианской нравственности, которую он будет формировать в будущем крестнике.
  2. Регулярно участвовать в богослужениях, исповедоваться и причащаться.
  3. Знать молитвы "Отче наш" и "Богородице Дево". Уметь четко, без запинки читать "Символ Веры", понимать и объяснять его.
  4. Знать, из чего состоит Новый Завет, а Евангелие от Марка прочитать от корки до корки.
  5. Накануне таинства выдержать трехдневный пост, исповедаться и причаститься, чтобы с чистой душой и помощью Божией принять ответственность за новую душу.

Кто не может быть крёстным

  1. Человек, находящийся под церковным наказанием, на которого наложена епитимия, и он отлучен от причастия, не может стать восприемником от купели.
  2. Близкие родственники: родители, брат или сестра тоже не имеют на это права.
  3. Муж и жена не могут крестить одного и того же ребёнка.
  4. Монахи и те, кто готовится к монашеству - это не крёстные.
  5. Люди с нарушенной психикой в таинстве крещения не участвуют.

Как видим, довольно широкий круг вопросов затрагивает первое собеседование перед крещением с восприемниками от купели. На этом же занятии заполняется анкета на ребенка и его крестных родителей, дается задание, выполнение которого может занять 3-4 недели.

Зачем причащаться перед таинством крещения

Чтобы подготовиться к предстоящему событию, должны основательно потрудиться именно восприемники от купели. Причем не круг материальных вопросов важен в этом деле. Купить крестильную сорочку, полотенце, крестик, цепочку, пожертвовать в церковь деньги и накрыть праздничный стол - все это внешняя суета. За ней может укрыться страшная вещь: таинство не состоялось, обручения с Богом не произошло. И все потому что младенец сам за себя отвечать не может, а восприемник за него не хочет. Ну не считает он важными эти вопросы, нет у него для них времени!

Поэтому очень важным этапом подготовки к предстоящему событию является второе собеседование батюшкой перед крещением. Помимо проверки теоретических знаний ("Символ веры", Евангелие, заповеди) оно обязательно включает исповедь. Это таинство раскроет искренность и подлинность веры тех, кто будет главными фигурами в будущем крещении. Нежелание крестных исповедаться и причаститься свидетельствует о том, что надо их поменять, нельзя портить ребёнку еще не начавшуюся духовную жизнь. И священник в таких случаях вправе отложить крещение, пока восприемник не будет соответствовать требованиям, которые диктует таинств.

Заветная справка

Родители, уже окрестившие детей, знают, как тяжело найти момент, когда в семье все готово, ребенок не болеет, оба восприемника на месте и оба свободны, и в церкви нет препятствий для совершения обряда. С этой точки зрения требование об обязательной катехизации является дополнительным препятствием: заветное крещение откладывается еще на месяц-полтора, до тех пор, пока священник не примет экзамен и не выдаст справку об успешном оглашении. Никакие ссылки на занятость и отсутствие времени не имеют силы.

Если крестные родители живут в другом городе, они могут пройти собеседование перед крещением ребенка по месту жительства и привести в день совершения таинства всё ту же справку об оглашении, заверенную подписью и печатью.

Возможно, ребенку повезет, и его восприемник действительно воцерковленный человек. Но и в этом случае он должен взять письменную рекомендацию у священника своего прихода и предоставить её по месту крещения. Для человека, согласившегося взять ответственность за душу маленького христианина, обходные пути исключаются: или отказаться, или воцерковляться.

Последнее слово остаётся за батюшкой

Священник как никто иной понимает роль крестных родителей в жизни малыша: это и введение его в молитвенную жизнь, и чтение с ним Библии. Случись что-нибудь с родителями, и останься ребенок один - усыновляют его восприемники от купели.

От священника, проводящего катехизацию, во многом зависит, как проходит собеседование перед крещением. Один задаст пару вопросов, махнет рукой и - окрестит малыша. Другой же спросит по всей строгости, и только убедившись, что ребенок попадет в надежные руки, даст разрешение на таинство. Возможно, оба будут правы: пути Господни неисповедимы.

Ушел на собеседование. Сказать так может не только ищущий работу, но и Бога. Проводить собеседование перед крещением распорядился патриарх Кирилл. Он возродил утерянную традицию подготовки желающих вступить в православную общину. Проверка проделанной работы – главная часть обучения. В чем оно состоит и как называется?

Обучение перед крещением

В подготовку к обряду входят огласительные беседы перед крещением . Сам же процесс называется оглашением. Это традициях первопрестольной в полной мере сохранилась лишь в католичестве. Там подготовка длится около 3-х месяцев.

В православии про обучение забыли на несколько веков. Долгое время граждане сознательно продолжали проходить оглашение, добровольно посещая, к примеру, приходские школы и богослужения. Но, со временем, некоторые стали воспринимать , как дань традициям, а не познание Бога.

В итоге, в храмы стали приходить ради проформу, не изучив Святое Писание, не имея твердой веры. Эту тенденцию и решил пресечь патриарх Кирилл. Нескольких месяцев на оглашение в православии не надо, а вот несколько бесед с батюшкой потребуются.

Беседы перед крещением не проходят дети до 15-ти лет и тяжело больные. За младенцев и подростков отвечают крестные. Они и оглашаются. Общается с верующими катехизатор прихода. Так в церквях называют служащих, специализирующихся на проведении лекций. Проверяется знание Библии.

Минимальный набор для «вступления» в общину – прочтение от корки до корки евангелия от Марка. В церкви так же убеждаются в понимании и принятие заповедей, осознании необходимости в постоянном участии в жизни православной общины.



Оглашаемому говорится, что нужно перед крещением посетить литургию. Так человеку прививаются первоначальные навыки присутствия на богослужениях. Катехизатором дается так же молитва перед крещением , точнее, два текста. Во время необходимо произнесение «Отче наш» и «Символ веры». Молитвы писаны церковным языком. Не все воспринимают его легко. Поэтому, служащий прихода разъясняет на собеседовании суть, смысл строк.

Последний пункт подготовки – исповедь. Ее выслушивает священник. Покаяние в грехах, естественно, испрашивают только у взрослых, в том числе, и крестных отцов и матерей. Они проходят собеседование перед крещением ребенка , которому они станут духовными наставниками.

Система проведение оглашения

Во многих приходах для бесед перед крещением ребенка , или взрослого, отведены специальные дни и часы. К примеру, в столичном храме иконы Божьей Матери занятия назначены на 18:20 по четвергам и 15:00 по субботам. Таким образом, желающие покреститься собираются в группы. Совместные занятия экономят время катехизатора и облегчают усвоение материала. В «классе» всегда есть преуспевающие ученики, способные подсказать что-то, объяснить «отстающим».

Есть в храмах и система индивидуальной подготовки, к примеру, по воскресным дням. В отдельные часы ждут тех, кто по долгу службы, или иным причинам, не могут приходить в будни, или субботу. Можно приходить на собеседования даже в поздние часы. Но, такие занятия отдельно согласуются с батюшкой.

Пост перед крещением

Беседа перед крещением ребенка , или взрослого – не единственное условие прохождения таинства. Требуется еще трехдневный пост. Его разрешают не проходить беременным, болезным и ослабленным. От здоровых же людей требуют очищения тела и духа в преддверии таинством.

Что нужно знать перед крещением ? Во-первых, нельзя есть пищу животного происхождения. Во-вторых, батюшки просят отказаться и от плотских утех, к примеру, занятий сексом. Усилия воли, направленные на воздержание, дают простор для действия на человека Святого Духа.

Так объясняют требование в храмах. Суть крещения состоит в получении таинственным образом благодати от Бога. Чтобы эта благодать беспрепятственно вошла в верующего, он должен быть чист духом. Достигнуть цели можно лишь через символическое умерщвление плоти – лишение ее удовольствий и пищи.



Пост перед крещением не спрашивают и с детей. Их плоть и так чиста, дух безгрешен. Поэтому, за малышей через ограничения проходят кумовья. На крестные родители поручаются воспитывать подопечного в рамках православной веры.

Поэтому, кумовья должны верить сами и соблюдать устои церкви. Крещение ребенка в неверующей семье не имеет смысла. Дитя не осознает значение происходящего и не сможет осознать в будущем, если рядом не будет наставников-христиан.

Понимая ответственность, те, кому предложено быть крестными родителями, имеют право отказаться. В этом случае наставником можно провозгласить, к примеру, батюшку. Церковные каноны не запрещают ему быть кумом.

Некоторые подыскивают крестных на огласительных беседах. На них многие успевают подружиться. Значит духовный наставник будет близок к семье. В вере же его нет причин сомневаться, ведь человек сам решил пройти обучение быть христианином.