Черный человек есенин краткое содержание брифли. Анализ стихотворения «Чёрный человек» Есенина С.А

Замысел поэмы «Черный человек» возник в сознании поэта в 1922 году. Появилась в печати уже после смерти в журнале «Новый мир». Этой поэме суждено было стать последним крупным поэтическим произведением Есенина, ставшим для него воистину лебединой песней.
Лебединая песня, выразившая терзания болезненной души поэта, настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью, рассказавшая о тщетности любых попыток проникнуть в тайну бытия.

Уже в зачине поэмы звучит почти мольба о спасении души:

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль,
То ль ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ли, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Чем объясняется появление тревожных нот уже в зачине поэмы? Ответ на вопрос находим в особенностях композиционного построения поэмы. Основой композиционного решения поэмы является художественная разработка идеи раздвоения личности человека. Перед нами два основных образа – лирический герой и внедрившийся в его сознание невесть откуда взявшийся черный человек.
Самодовольный, самоуверенный, ограниченный «аристократ» с манерами салонного щеголя:

Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.

Взаимоотношения поэта и черного человека, неприятного для него собеседника, воспринимаются, во-первых, как необъяснимая и внезапно нагрянувшая болезнь души и сознания, во-вторых, как состояние борьбы, страстного неприятия безнравственной идеологии черного человека. Лирический герой не приемлет морали городского прохвоста, псевдоинтеллигента, циника:

«Счастье, — говорил он, —
Есть ловкость ума и рук,
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего, что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым –
Самое высшее в мире искусство».

Черный человек, вобравший в себя все то, что сам поэт, может, считает в себе отрицательным и мерзким. Может, потому черный человек Есенина и несет в себе ощущение такого тяжкого груза одиночества. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в том, что он понимает собственную обреченность: все лучшее, сохранившееся в его душе из того природно – крестьянского мира, самое светлое – в прошлом, будущее – пугающе и мрачно беспросветно.
Этот трагизм состояния души поэта, читавшего свою поэму за две недели до смерти, верно схватил поэт Н.Асеев, записавший свои воспоминания: «…Творческое лицо, умытое холодом отчаяния, внезапно просветлевшее от боли и страха перед вставшим своим отражением… Маска улыбки и простоты снимается в одиночестве. Перед нами вторая мучительная жизнь поэта, сомневающегося в правильности своей дороги, тоскующего о «неловкости души», которая не хочет ничем казаться, кроме того, что он из себя представляет».
«Черный человек водит пальцем по мерзкой книге». И хотя в ней нет никаких страшных преступлений, расчет черного человека довольно точен: даже неприятных воспоминаний вполне достаточно, чтобы герой лишился душевного покоя.
Черный человек опошляет все высокое и чистое («она – с толстыми ляжками; лирика – «дохлая томная», вся поэзия жизни и любви определяется «половой истомою»).
А потому реакция лирического героя, в сознании которого живет поэзия сельской природы, душевная чистота и цельность, сопровождается решительным жестом сопротивления черному человеку:

Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу.

Поэма заканчивается словами:

Что ж ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет,
Я один…
И разбитое зеркало…

Метафоричный образ разбитого зеркала как аллегория погубленной жизни. Здесь выражена и пронзительная тоска по уходящей молодости, и осознание своей ненужности.
И все – таки «слишком ранняя усталость», есть надежда, отрезвится от кошмаров тьмы. В финале поэмы ночь все-таки сменяет синеющий в окошко рассвет.

Поэма “Черный человек” Есенина – это не просто в одночасье хлынувший на бумагу поток мыслей, поэт задумывал ее давно и завершил в последний год своей жизни, что придало произведению несколько мистическое звучание. Краткий анализ “Черный человек” по плану, использованный на уроке литературы как основной или дополнительный материал, станет для учеников 11 класса проводником в мир последних дней поэта.

Краткий анализ

История создания – поэма была задумана поэтом еще во время зарубежных поездок, когда он чувствовал острую тоску по Родине, а завершена в 1925 году, в год его смерти.

Тема – на самом деле их несколько. Есенин в этом произведении выражает разочарование в себе, в любви и в творчестве, немалая часть поэмы отведена его излишнему увлечению алкоголем.

Композиция – она построена на диалогах и больше напоминает пьесу.

Жанр – лироэпическая поэма.

Стихотворный размер – дольник.

Метафоры “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица” .

Эпитеты “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники” .

Олицетворения “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?” .

История создания

Как и сама поэма, история создания произведения достаточно мрачная. Первый вариант поэмы появился еще в 1923 году, однако он был и слишком большой, и слишком тяжелый для восприятия. Есенин решил сократить ее, но депрессивность и глубина страдания, воплощенные в поэтической форме, все равно поражают.

По словам его жены, Софьи Толстой, когда он в первый раз прочитал ей эту поэму вслух, женщине показалось, что у нее просто разбилось сердце. Остается загадкой, почему Есенин решил уничтожить черновые наброски, написанные еще в Америке, и значительно сократить произведение.

Проблемы с алкоголем и затянувшаяся депрессия беспокоили и жену, и других близких людей поэта, но вытянуть его из этого состояния ни у кого не получалось. Есенин очень переживал, что его тонкий лиризм не нужен новой России, что советская власть ждет от него революционных маршей. Разрыв с Айседорой Дункан также наложил свой тяжелый отпечаток на его настроение и эмоциональную атмосферу “Черного человека”, который был завершен в 1925 году.

Тема

Основной смысл произведения – разочарование. Поэт остро ощущает свое ничтожество и хочет посмотреть на себя со стороны, используя образ человека в цилиндре. Что же видит это человек? Алкогольный кошмар, разочарование в любви – кажется, что Есенин ошибался не только в своей Айседоре, но и в собственных чувствах к ней. Наконец, он разочарован и в творчестве, считая, что лирика его годится только для обольщения девиц.

“Черный человек” трактуется также как попытка облегчить душу перед тем, как уйти в мир иной. Второе я лирического героя говорит о нем ужасные вещи, но все они являются правдой, пусть и очень неприятной. Таким образом стих является его публичным покаянием. Он чувствует себя иссушенным и оставляет по себе такую своеобразную память.

Композиция

Интересно, что для этого стихотворения Есенин выбрал театральную композицию, так что оно больше напоминает пьесу, чем поэму. Лирический герой ведет диалог с неким черным человеком, который в итоге оказывается его альтер эго. Два действующих лица беседуют, а поэт вставляет ремарки, поясняя, что происходило бы вокруг, будь это действительно театральная постановка.

В произведении присутствуют все признаки пьесы: есть пролог, эпилог, а основная часть разделена на два действия. Используется и такой прием, как вступление – в нем Есенин обращается к другу.

Жанр

Несмотря на композиционные особенности, произведение легко определить как лироэпическую поэму. С одной стороны, в нем описывается эмоциональное состояние героя, с другой – поэма посвящена истории его жизни, с ней есть сюжет, который можно отследить. Есенин использует в нем тоническую систему стихосложения – дольник, так как именно с его помощью он может передать свое настроение и показать, как он устал от этой жизни и как тяжело ему видеть себя в зеркале.

Средства выразительности

Все художественные средства, использованные в произведении, работают на его идею – это странные, порожденные явно больным воображением метафоры – “осыпает мозги алкоголь”, “голова моя машет ушами, как крыльями птица” , горькие эпитеты – “зловещая птица”, “изломанные и лживые жесты”, “деревянные всадники” , а также пугающие олицетворения – “деревянные всадники”, “Что ты, ночь, наковеркала?” .

Лексические и композиционные повторения завершают странную картину, созданную талантом Есенина, и создают неизгладимо-горькое впечатление, действительно разрывая сердце. На это работают не только все средства выразительности, но и стихотворный размер.










































































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Обучающая : формирование осознанных умений и навыков работы с текстом;
  • Развивающая : развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся;
  • Воспитывающая : вызвать сочувствие к трагической судьбе поэта С.Есенина.

Мне день и ночь покоя не дает



Сидит.
А.С.Пушкин “Моцарт и Сальери”

Ход урока

1. Слово учителя.

Слайд 1. Загадка “чёрного человека”

Образ “черного человека” - один из самых загадочных образов русской и мировой литературы. Более всего известна одна легенда, связанная с именем австрийского композитора Вольфганга Моцарта. Она гласит, будто незадолго до смерти к Моцарту явился человек, весь в черном, и заказал реквием. Реквием – это музыкальное произведение, исполняемое в храмах во время заупокойной службы. Композитор с увлечением принялся за сочинение музыки, но черный человек за своим заказом так больше и не пришел. И великого композитора посетила мысль, что реквием он писал для самого себя.

“Черный человек” - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы. Окончательно поэма завершена в ноябре 1925 года, за 1,5 месяца до смерти поэта.

Слайд 2-6. История создания поэмы.

Над "Черным человеком" Есенин работал два года. Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения.

В цилиндре и с тростью перед большим зеркалом с непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривал он со своим двойником-отражением или молча наблюдал за собой и как бы прислушивался к самому себе.

Вы знаете, что в ночь на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице “Англетер” Есенин покончил жизнь самоубийством.

Может, потому, что мы знаем роковые обстоятельства его смерти, эта поэма воспринимается сейчас, как своеобразный реквием поэта.

Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам – третей
Сидит.

“Кто это был? И что ему во мне?” вопрошает Моцарт в трагедии Пушкина. Зададимся и мы этим вопросом.

2. Выразительное чтение поэмы “Черный человек”

Презентация чтения или видеоряд и чтение Сергеем Безруковым.

Анализ поэмы сопровождается слайдами презентации

Во вступлении скажем о том, что извлечь художественный смысл из произведения можно не прежде, чем уяснив себе его (произведения) жанровую природу. Речь идет не о родовой черте жанра, т. е. не о том, что “Черный человек” поименован “поэмой” и, стало быть, связан с поэзией. Речь о видовой жанровой черте - о таком понятии жанра произведения, когда он отвечает на вопрос: для чего оно? При подобном понимании жанр произведения - это сущность вещи, ее самодостаточность. Поэтому судить о жанре следует по той проблематике, которая для своего воплощения потребовала именно этого жанра. Внимательно вчитываясь в поэму, мы видим, что “Черный человек” - это художественная исповедь поэта, причем, как и положено ей, исповедь беспощадная, не щадящая самолюбия исповедующегося перед читателем героя поэмы.

Художественная исповедь Есенина.

1. Форма поэмы.

а) “Черный человек” написан в форме обращения (письма) к другу, которому герой (сам поэт?) сразу же сообщает: “Я очень и очень болен” и, в частности, жалуется на бессонницу, виновником которой считает некоего Черного человека: “Черный человек/Спать, не дает мне всю ночь”;

б) в той же форме письма к другу воспроизведены два монолога Черного человека, обращенные к герою поэмы. При всей похожести этих монологов они существенно разнятся между собой. Первый - почти панегирик некоему поэту (“хоть с небольшой, / Но ухватистой силою”), авантюристу (“Но самой высокой / И лучшей марки”), второй содержит обличающее введение к такому панегирику и обличение относится к собеседнику: “Я не видел, чтоб кто-нибудь /Из подлецов / Так ненужной глупо / Страдал бессонницей”, “И ты будешь читать / Свою дохлую томную лирику?”;

в) отчего же такой разнобой монологов? От обнаруживающего с самого начала разного понимания жизненных ценностей героя и Черного человека. Обратим внимание на оценочный эпитет героя: “Черный человек / Водит пальцем по мерзкой-книге...” и на отношение к той же книге Черного человека: “В книге много прекраснейших / Мыслей и планов”. А ведь речь, как выясняется, идет о книге жизни, прожитой неким поэтом, которого герой поэмы называет “скандальным” и беседовать о нем с Черным человеком решительно Отказывается.

Чувства героя поэмы.

В них можно выделить подвид: предчувствие. Но сперва все-таки о чувствах. Что испытывает герой, слушая первый монолог Черного человека? Возмущение, желание, чтобы тот оставил его в покое:

Черный человек! Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе Живешь водолазовой.
Что мне до жизни Скандального поэта.
Пожалуйста, другим Читай и рассказывай.

О какой “водолазовой” службе говорит герой? Очевидно, речь идет о низинах человеческого духа, в которых обитает Черный человек и из которых черпает свои сведения.

А почему второй монолог Черного человека доводит героя поэмы до бешенства: “Я взбешен, разъярен, / И летит моя трость/Прямо к морде его, / В переносицу...”? Видимо, потому, что слишком узнаваем портрет, который рисует своему собеседнику Черный человек:

Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами...

Герой попросту не может здесь не узнать себя. Он не может произнести снова: “Что мне до жизни / Скандального поэта”. То есть если прежде он не понимал или делал вид, что не понимает, о ком идет речь, то теперь Черный человек высказался до конца - полностью прояснил ситуацию: “скандальный поэт” - это он, собеседник Черного человека.

Что же до предчувствия героя, то оно связано с толкованием черного человека в народных преданиях и легендах.. Черный человек в фольклоре - символ смерти. Так что в первом же обращении героя к другу: “Я очень и очень болен” не случайно это нагнетание: “очень и очень”, - герой предчувствует смерть.

3. Чувства Черного человека.

Черный человек - не антипод героя, как можно решить поначалу. Он выступает в роли его другого “я”, обличающего “я” первое. Его позиция после первого отпора ему героем очень характерна:

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой,-
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.

Ведь речь о том, что герой не узнает себя в словесном портрете, который рисует ему Черный человек. Вот отчего- “голубая блевота”, “Жулик и вор” и т. п. - Черный человек не верит герою.

Но второй отпор Черному человеку со стороны героя открывает весьма неожиданную вещь: оказывается, что герой поэмы галлюцинировал: “Я в цилиндре стою. / Никого со мной нет”. Трость, которую бросил в Черного человека герой поэмы, разбила зеркало!

4. Введя в поэму образ “прескверного гостя” - Черного человека, Есенин заставил его наговорить о герое самые нелицеприятные вещи. Но если учесть, что Черный человек - это зеркальное отражение героя,то следует отдать должное полноте исповедальности поэта, бесстрашию его исповеди.

III. Пушкин написал однажды о невероятной трудности прилюдной исповеди: “Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя... Не лгать - можно; быть искренним невозможность физическая...” Эту физическую невозможность Есенин преодолел: его искренность в поэме “Черный человек” выдержана до конца.

Выводы записываем в тетрадь (демонстрируются на экране):

Таким образом,

- "Прескверный гость" - чёрный человек у Есенина - это не только его личный враг, он враг всего прекрасного, враг человека. Он олицетворяет чёрные силы, живущие в каждом. И именно в этом чёрный человек Есенина близок пушкинскому образу.Начало и конец последней строфы отмечен многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через 1,5 месяца. До сих пор не пришли исследователи к единому мнению о гибели поэта.

Поэма "Черный человек" глубоко индивидуальна, лирична, в то время как предметом эпоса традиционно считаются масштабные исторические события и обобщения. Здесь же только жизнь человека.

Герой С. Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени. Структура поэмы такова, что в центре - мир человека. Отсюда ведущий прием реализации авторского замысла - лирическая исповедь.

Ощущение глубокого трагизма не покидает нас с первых до последних страниц поэмы,она пропитана болью. Кажется, выхода нет.

Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью. Это лирическое выражение терзаний души поэма – одна из загадок творчества Есенина. Образ самого “прескверного гостя” - черного человека имеет несколько литературных источников. Есенин признавал влияние на свою поэму “Моцарта и Сальери” Пушкина, где фигурирует загадочный черный человек.

Составление ассоциативного ряда со словом “черный” (черная зависть, черная молва, черная ночь, черная душа и.т.д.)

Приметы внешности черного человека(какой у него голос, движения, одежда, внешность)

Приятный образ для зрения, для слуха или отталкивающий? Никаких деталей безобразной внешности нет. Чем же вам не понравился этот образ? По душе ли лирическому герою поэмы этот незваный ночной гость? Какие чувства испытывает лирический герой до прихода гостя? Найдите в тексте слова, передающие его внутреннее состояние.

Ответы учащихся.

Рассмотрим звуковой, и слуховой, предметный ряд стихотворения. Это было ваше домашнее задание.

Как вы думаете, что может испытывать человек, находясь в такой атмосфере?

Страх и одиночество усиливаются или исчезают с появлением ночного гостя?

Какие чувства испытывает лирический герой после прихода ночного гостя (подтвердите текстом)?

Лирический герой не хочет ни видеть, ни слышать черного человека. Он ему неприятен, страшен, отвратителен. Почему?

Сколько раз за ночь приходит черный человек? Почему он столь навязчив? Чего он хочет от лирического героя? Цель его визита? В чем обвиняет он? И обвиняет ли? Или намекает?

Учитель: Как бы там ни было, очень важно, чтобы после нашего с вами разговора, у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то “певец бревенчатой избы”.

Домашнее задание: Письменный ответ на вопрос: “Что, на ваш взгляд, скрывается за образом “черного человека”?”.

«Черный человек» Сергей Есенин

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.

То ли ветер свистит

То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…

«Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.

Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

«Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.

В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».

«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».

Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.

. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.

Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.

Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.

«Слушай, слушай!-
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.

Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?

Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.

Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…

И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».

«Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…

. . . . . . . . . . . . . . . .

…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…

Анализ стихотворения Есенина «Черный человек»

Не секрет, что Сергей Есенин за несколько лет предчувствовал свою трагическую гибель, о чем можно найти многократные упоминания в его стихах. Нет, поэт не знал, как именно и когда это произойдет. Однако он понимал, что не вписывается в окружающий мир, который стал для него чужим и неприветливым. А значат, скоро настанет тот момент, когда, согласно вселенской логике, его следует покинуть.

Смерть видится поэту в образе черного человека, и именно ему он посвящает свою одноименную поэму, первый вариант которой был закончен в 1923 году. Очевидцы вспоминают, что это произведение получилось слишком громоздким, мрачным и не совсем понятным для простых обывателей. Поэтому Есенин вскоре решил внести в поэму коррективы и закончил работу над этим произведением лишь в 1925 году. Он никому не рассказывал о новом варианте этого произведения, который был опубликован лишь в 1926 году, через несколько недель после трагической гибели Есенина.

Уже в первых строках поэмы поэт заявляет о том, что «очень и очень болен», хотя и не до конца понимает причину своего недомогания. Причем, речь идет не о физическом, а о душевном состоянии Есенина, который пытается заглушить свои страхи алкоголем. Но это не помогает, потому что «черный человек спать не дает мне всю ночь».

Если вникнуть в суть образа таинственного незнакомца, который воссоздает автор, то становится ясно, что черный человек является не только предвестником смерти, но и аккумулирует в себе все страхи поэта . Он заставляет Есенина слушать и слышать то, о чем поэт не хочет знать, а также затрагивает вопросы бессмертия человеческой души. Чтобы ее сохранить, нужно пройти тяжелый путь лишений и страданий. При этом черный человек каждую ночь читают Есенину книгу о жизни некоего человека, и поэт с ужасом осознает, что речь идет о его собственной судьбе, переломанной, причудливой и заканчивающейся весьма трагично. «Я взбешен, разъярен, и летит моя трость прямо к морде его, в переносицу», — сообщает поэт, признаваясь при этом, что столь эпатажный поступок не приносит ожидаемого облегчения. Сам же черный человек продолжает навещать Есенина каждую ночь, изводя его своими рассказами, жутким смехом и мрачными пророчествами.

Эпилог у этой поэмы довольно неожиданный, но вполне объяснимый. Поэт хочет сгладить то впечатление, которое произвел на читателей. И представляет ситуацию таким образом, что в роли черного человека выступал он сам, в пьяном угаре беседуя ночь напролет с зеркалом. В результате после меткого броска тростью оно оказывается разбитым, а сам поэт признается: «Я в цилиндре стою, никого со мной нет». В том, что произошло, автор винит исключительно ночь, которая что-то там «наковеркала». Однако суть произведения от этого не меняется, так как Есенин все больше и больше убеждается: его жизнь подходит к логическому завершению, и времени на покаяние осталось совсем немного.

Да и не будет никакого покаяния, потому что Есенина не интересует жизнь после смерти. Гораздо важнее для него понять, почему его собственная судьба сложилась так нелепо и глупо . Есть известность, но нет обычного человеческого счастья, много денег, но нет свободы, к которой поэт интуитивно так стремится. У поэта нет ответов на все эти вопросы, и он надеется получить их у таинственного черного человека, даже если он и существует всего лишь в его воображении. Каждая строчка этого произведения наполнена трагизмом и ощущением неизбежности происходящего. И автор смиряется перед подобным фатализмом, доверив свою судьбу высшим силам, хотя никогда не отличался любовью к мистике и не верил в существование потусторонних миров.

В январском номере журнала «Новый мир» в 1926 году появилась ошеломляющая

публикация: «С. Есенин. «Черный человек». Текст поэмы производил особенно сильное впечатление на фоне недавней трагической кончины молодого поэта (как известно, 28 декабря 1925 года Есенина нашли мертвым в ленинградской гостинице «Англетер»). Современники сочли это произведение своеобразной покаянной исповедью «скандального поэта». И действительно, такого беспощадного и мучительного самообличения, как в этом произведении, не знала русская лира. Приведем здесь его краткое содержание.

«Черный человек»: Есенин наедине с собой

Поэма открывается обращением, которое поэт повторит в предсмертном стихотворении: «Друг мой, друг мой, - начинает исповедоваться лирический герой, - я очень и очень болен...». Мы понимаем, что речь идет о душевном страдании. Выразительна метафора: голова сравнивается с птицей, стремящейся улететь, «Ей на шее ноги/ маячить больше невмочь». Что же происходит? В пору терзающей бессонницы к герою приходит и садится на постель мистический Черный человек. Есенин (анализ источников создания поэмы это подтверждает) апеллирует в некоторой степени к произведению Пушкина «Моцарт и Сальери». накануне гибели тоже виделся некий зловещий черный человек. Однако у Есенина эта фигура осмысливается совсем по-другому. Черный человек - это Альтер-эго поэта, другое его «Я». Чем же мучает лирического героя скверный Черный человек?

Есенин: анализ внутреннего мира поэта накануне самоубийства

В третьей строфе поэмы возникает образ книги, в которой до мельчайших подробностей излагается вся человеческая жизнь. В Библии, в говорится о том, что, читая Книгу жизни, Бог судит каждого человека, согласно его делам. Письмена в руках есенинского Черного человека демонстрируют, что и дьявол пристально следит за судьбами людей. В его записях, правда, не развернутая история личности, а лишь ее краткое содержание. Черный человек (Есенин подчеркивает это) выбрал все самое неприглядное и злое. Он рассказывает о «прохвосте и забулдыге», об авантюристе «самой высокой марки», об «изящном поэте» с «ухватистой силою». Он утверждает, что счастье - это только «ловкость ума и рук», пускай и приносят «много мук... изломанные/И лживые жесты». Здесь стоит упомянуть о новомодной теории, сложившейся в декадентских кругах начала 20 века, об особой миссии языка жестов, приверженцем которой был Есенин, и «царицей» которых являлась великая танцовщица Брак с нею был недолгим и не принес поэту благословения. «Казаться улыбчивым и простым» в то время, когда тоска, ему приходилось не только по воле господствовавшей тогда моды. Только так поэт мог скрыть и от самого себя мрак грядущей безнадежности, связанной не только с внутренними противоречиями личности, но и с ужасами большевизма в России.

Что таится на дне души?

В девятой строфе поэмы мы видим, как лирический герой отказывается говорить с незваным гостем, он все еще хочет откреститься от страшного рассказа, который ведет Черный человек. Есенин анализ житейских передряг «какого-то» морального «жулика и вора» еще не принимает как исследование собственной жизни, сопротивляется этому. Однако уже и сам понимает, что тщетно. Поэт упрекает черного гостя в том, что он смеет вторгаться в глубины и доставать что-то с самого дна, ведь он «не на службе …водолазовой». Эта строка полемически обращена к произведению Альфреда Мюссе, который в «Декабрьской ночи» использует образ водолаза, блуждающего по «пропасти забвения». Грамматическая же конструкция («водолазовая служба») апеллирует к морфологическим изыскам Маяковского, который по-футуристически смело ломал устоявшиеся формы в языке.

Один у окошка

Образ ночного перекрестка в двенадцатой строфе напоминает о христианской символике креста, соединяющего все направления пространства и времени, и содержит языческое представление о перекрестке как месте нечистых заговоров и чар. Оба эти символа с детства впитал впечатлительный крестьянский юноша Сергей Есенин. Стихи «Черный человек» объединяют две противоположные традиции, отчего страх и мука лирического героя обретают глобальный метафизический оттенок. Он «один у окошка»... Слово «окно» этимологически связано в русском языке со словом «око». Это глаз избы, через который в нее льется свет. Ночное окно напоминает зеркало, где каждый видит свое отражение. Так в поэме появляется намек на то, кто на самом деле этот Черный человек. Теперь издевка ночного гостя приобретает более конкретный оттенок: речь идет о поэте, появившемся на свет «может, в Рязани» (там родился Есенин), о светловолосом крестьянском мальчике «с голубыми глазами»...

Убийство двойника

Не в силах сдержать ярость и гнев, лирический герой пытается уничтожить проклятого двойника, бросает в него трость. Этот жест - бросить в привидевшегося черта что-нибудь - не раз встречается в литературных произведениях русских и зарубежных авторов. После этого исчезает Черный человек. Есенин (анализ аллегорического убийства двойника в мировой литературе доказывает это) пытается как бы уберечь себя от преследования своего другого «Я». Но всегда такой финал ассоциируется и с самоубийством.

Поэт, стоящий в одиночестве перед предстает в последней строфе произведения. Символика зеркала, как проводника в другие миры, уводящие человека из действительности в обманный демонический мир, усиливает мрачный и многозначительный финал поэмы.

Реквием по надежде

Трудно, почти невозможно так бичевать себя на глазах у огромной публики, как это делает Есенин. Его невероятная искренность, с которой он открывает миру свою боль, делают исповедь отражением душевного надлома всех современников Есенина. Не случайно знавший поэта писатель Вениамин Левин отозвался о Черном человеке как о судебном следователе «по делам всего нашего поколения», питавшего много «прекраснейших мыслей и планов». Левин заметил, что в этом смысле добровольная ноша Есенина чем-то сродни жертве Христа, который на себя «взял немощи» и понес на себе все человеческие «болезни».