Скачать презентацию русский символизм и его истоки. Презентация на тему "русский символизм"

Русский
символизм

Цели:

познакомить обучающихся с
философско-эстетическими
предпосылками возникновения
символизма;
раскрыть историю происхождения
понятия «символизм», его содержание,
основные группы;
показать значение символизма для
развития русской литературы XX века.

Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета»)

А.Блок:
« Испепеляющие
годы! Безумья ль
в вас, надежды ль
есть?»
В.Брюсов:
« Создание
искусства –
приотворённые
двери в вечность»
Ф.Сологуб: «Символ –
окно в бесконечность»

Русский символизм Понятие

Символизм - литературно-художественное
направление, считавшее целью искусства
интуитивное постижение мирового
единства через символы.
Зародился в 60
– 70-е гг. XIX
века во
Франции
В России получил
распространение в
80 – 90-е гг. XIX
века

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва

Платон
Ф. Ницше
В. Соловьёв

Истоки символизма

Жан
Мореас
Термин «символизм» в искусстве
впервые был введён в обращение
французским поэтом
Жаном Мореасом в одноимённом
манифесте - «Le
Symbolisme», опубликованном
18 сентября 1886 года в газете «
Le Figaro». В частности, манифест
провозглашал:
«Символическая поэзия - враг
поучений, риторики, ложной
чувствительности и объективных
описаний; она стремится облечь Идею
в чувственно постижимую форму,
однако эта форма - не самоцель, она
служит выражению Идеи, не выходя
из-под её власти…»

К тому времени существовал другой, уже
Декаданс (от лат.
устойчивый термин «декадентство»,
которым пренебрежительно нарекали
«упадок») – тип
новые формы в поэзии их критики.
сознания,
«Символизм» стал первой теоретической характеризующийся
попыткой самих декадентов, поэтому
никаких резких разграничений и тем болеенастроением
пассивности,
эстетической конфронтации между
безнадёжности,
декадентством и символизмом не
неприятием
устанавливалось. В России в 1890-е гг.,
после первых русских декадентских
общественной жизни,
сочинений, эти термины стали
стремлением
противопоставлять: в символизме видели замкнуться в мире
идеалы и духовность и соответственно так своих душевных
его манифестировали, а в декадентстве безволие, безнравственность и увлечение переживаний.
лишь внешней формой. Так, известна
эпиграмма Владимира Соловьёва в
отношении декадентов:
Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентные
Вирши - в вянущих ушах.

Истоки символизма

Многие художественные открытия
и философские идеи символизма
были предсказаны выдающимся
философом, поэтом, переводчиком
В. Соловьёвым (1853 – 1900).
Он верил в спасительную миссию
Красоты;
посредником в достижении
«всеединства» призвано было стать
искусство;
облик «всеединства» мистический образ Души Мира;
Вечная Женственность – объект
платонического культа и
любования.
В. Соловьёв (1853 – 1900)

Символизм в музыке

А.Н. Скрябин (1871 – 1915)
Александр Николаевич Скрябин русский композитор и пианист. В его
творчестве воплощены идеи
экстатической устремленности к
неведомым «космическим» сферам, идея
преобразующей силы искусства. Музыке
присущи напряженность тонуса, диапазон
образов от одухотворенно-идеальных,
утонченных до экспрессивногероических. Яркий новатор
музыкальных выразительных средств,
главным образом гармонии; развивал
идею светомузыки, впервые в
музыкальной практике ввел в
симфоническую поэму «Прометей»
партию света. «Божественная поэма» (3-я
симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907)
для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии
для фортепиано. Профессор Московской
консерватории (1898-1904).

Символизм в изобразительном искусстве

Основоположником символизма в русской
живописи является М. Врубель.
Напряженная, яркая, какая-то почти
мозаичная живопись Врубеля монументальна,
эпична, исполнена острым трагическим
противоречием между реальностью и
фантазией художника. Символизм его
«Жемчужины» - целая вселенная, которая
мерцает таинственными перламутровыми
пастельными тонами, отражаясь в маленьком
зернышке жемчуга. Пронзительный взгляд
врубелевского «Демона» гипнотизирует,
оставляет чувство некого внутреннего
дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от
него невозможно оторвать глаз. Это одна из
многих загадок художника, стремившегося
постичь мир не только эстетически, но и
нравственно-философски.

М. Врубель

«Демон»
«Демон
поверженный»

М. Врубель
«Демон и жемчужина»
«Царевна-Лебедь»

Предпосылки

Философия
Ницше,
В.Соловьёва
Модернизм в
европейском
искусстве
Возрождение старых
художественных систем
(античность,
средневековье)

Теоретическое самоопределение

1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах
упадка и новых течениях современной русской
литературы»
1894 год – три сборника «Русские символисты»,
ведущим автором которых был В. Брюсов

Основное свойство

Освоение «вещей в себе» и
идей, находящихся за
пределами чувственного
восприятия
В основе эстетики
символ (он должен заменить
конкретный образ). Считалось, что
символ связывает земное с миром
иным, духовным

Особенности русского символизма:

повышенное внимание к проблеме личности и
истории, ко внутреннему миру личности;
героико-трагическое переживание социальных и
духовных конфликтов рубежа веков;
сочетание противоречивых тенденций;
многочисленные открытия в поэтике (обновление
жанров лирики, новые принципы циклизации,
смысловая полифония…);
идея самоценности искусства, ухода от социальных
задач; искусство – чисто художественное явление.

Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века

Петербургское
крыло:
Д. Мережковский
З. Гиппиус
Н. Минский
Символизм как
философскоэстетическое
течение
Московское крыло:
К. Бальмонт
В. Брюсов
Ф. Сологуб
Символизм как
чисто литературное
явление

Старшее поколение символистов. Петербургское крыло

Д. Мережковский
З. Гиппиус
Н. Минский

Старшее поколение
символистов.
Московское крыло
К. Бальмонт
В. Брюсов
Ф. Сологуб

Младосимволисты 1900 гг. – рубеж веков

В.Иванов
А. Белый
А. Блок
И. Анненский
«Апокалиптические»
настроения парадоксально
сочетаются с верой в
приход «царства Софии» эпохи вечной мудрости

Младосимволисты
В. Иванов
И. Анненский
А. Белый

Младосимволисты

А. Блок
А.Блок наиболее
ярко выразил идеи
младосимволистов. У
поэта много стихов,
явно
ориентированных на
идеи В. Соловьёва,
особенно касающиеся
темы Вечной
Женственности.
А. Блок считал
В. Соловьёва своим
учителем.

Значение

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру
множеством открытий. Символисты придали слову невиданную
ранее многозначность, открыли в нём множество
дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма
необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями.
Но главное, символизм пытался создать новую философию
культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство
более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать
искусство объединяющим людей началом.

Источники

Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32
Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные
разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009
Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.:
Айрис-пресс, 2008
Русская литература XX века. Учебное пособие для 11 класса ср.
школы, - М., 1993
http://www.erudition.ru/referat/printref/id.55954_1.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://yandex.ru/clck/redir/
http://www.vlasta-tula.ru/articles/simvolizm_v_jivopisi.htm
Все фото и иллюстрации с сайта: http://images.yandex.ru/

Символизм

«Старшие символисты»:

Д. С. Мережковский

З. Н. Гиппиус

В. Я. Брюсов

К. Бальмонт

Ф. Сологуб


  • Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи
  • Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов

  • Огромный интерес к поэзии – особенно к модернистским течениям :

символизм акмеизм футуризм

модернизм


Символизм –

литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы


Символ -

  • То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь – символ мира (из словаря С. И. Ожегова)
  • В символизме: многозначное иносказание (в отличие от аллегории – однозначного иносказания): содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов

«Символ – окно в бесконечность»

(Ф. Сологуб)


Истоки символизма: философия всеединства В.Соловьёва, его учение о Мировой Гармонии и Вечной Женственности; учение Платона




Идея всеединства В. Соловьёва

  • центральное место занимает абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. Весь мир как система обусловлен всеединством, то есть Богом.
  • «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В.С. Соловьёв "Оправдание Добра").

«Положительное всеединство»


Красота

«Красота спасёт мир»

Ф. М. Достоевский

Вера В. Соловьёва

в спасительную миссию КРАСОТЫ


Облик «положительного всеединства»

  • Воплощение вечно-женственного начала

в мистических образах:

Душа Мира

Премудрость Божия

София

Искусство – посредник в достижении «всеединства»




  • Объект платонического культа и созерцательного любования
  • Действие, предполагающее ответное чувство

Единственно верный путь поэзии – прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что всё видимое нами –

Только отблеск, только тени

От незримого очами?

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий –

Только отклик искажённый

Торжествующих созвучий?

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете –

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

В. Соловьёв. 1892г.


  • Д. С. Мережковский
  • З. Н. Гиппиус

  • Ф. Сологуб
  • К. Бальмонт


Три сборника стихов

«Русские символисты» (1894 г.)


Справка Экзистенциализм (философия существования) -


Главный принцип эстетики «старших символистов» московского крыла -

«искусство для искусства»:

«Создания искусства – приотворённые двери в вечность»

«Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов»

В. Я. Брюсов

  • «искусство для искусства»: «Создания искусства – приотворённые двери в вечность» «Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов» В. Я. Брюсов Одно из знаковых стихотворений - «Творчество»

Особенности эстетики «старших символистов» петербургского крыла:

  • Религиозно-философские поиски
  • В поэзии – мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий:

Я – раб моих таинственных,

Необычайных снов…

Но для речей единственных

Не знаю здешних слов…

З. Гиппиус


«Младосимволисты» (1900-е годы)

Андрей Белый (Борис Бугаев)

Вячеслав Иванов

Александр Блок





  • по ту сторону жизни

  • Почувствовать эти вечные сущности способен лишь поэт-теург
  • Язык новой поэзии – язык символов:

«Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении. Он многолик, многомыслен и всегда тёмен в последней глубине»

Вячеслав Иванов


  • «Взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе» (А. Белый)
  • Вера в обновление мира
  • Тема России – одна из главных в их творчестве
  • Уход в мистику; наиболее яркий мистический образ – Вечная Женственность


  • Символизм попытался создать новую философию культуры, новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием - сделать искусство объединяющим людей началом

  • Что такое символ?
  • Что, по мнению поэтов-символистов, является целью искусства?
  • В чём отличие творческих принципов младосимволистов от эстетики старших символистов?

Cлайд 1

Cлайд 2

Цели: познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения символизма; раскрыть историю происхождения понятия «символизм», его содержание, основные группы; показать значение символизма для развития русской литературы XX века.

Cлайд 3

Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета») А.Блок: « Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль есть?» В.Брюсов: « Создание искусства – приотворённые двери в вечность» Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность»

Cлайд 4

Русский символизм Понятие Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века

Cлайд 5

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва Платон Ф. Ницше В. Соловьёв

Cлайд 6

Истоки символизма Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте - «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал: «Символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма - не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти…» Жан Мореас

Cлайд 7

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов: Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши - в вянущих ушах. Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Cлайд 8

Истоки символизма Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900). Он верил в спасительную миссию Красоты; посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство; облик «всеединства» - мистический образ Души Мира; Вечная Женственность – объект платонического культа и любования. В. Соловьёв (1853 – 1900)

Cлайд 9

Символизм в музыке Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор Московской консерватории (1898-1904). А.Н. Скрябин (1871 – 1915)

Cлайд 10

Символизм в изобразительном искусстве Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична, исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. Символизм его «Жемчужины» - целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Это одна из многих загадок художника, стремившегося постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Предпосылки Философия Ницше, В.Соловьёва Модернизм в европейском искусстве Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)

Cлайд 14

Теоретическое самоопределение 1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1894 год – три сборника «Русские символисты», ведущим автором которых был В. Брюсов

Cлайд 15

Основное свойство Освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия В основе эстетики символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным

Cлайд 16

Особенности русского символизма: повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности; героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков; сочетание противоречивых тенденций; многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония…); идея самоценности искусства, ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление.

Cлайд 17

Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века Петербургское крыло: Д. Мережковский З. Гиппиус Н. Минский Московское крыло: К. Бальмонт В. Брюсов Ф. Сологуб Символизм как философско-эстетическое течение Символизм как чисто литературное явление

Cлайд 18

Старшее поколение символистов. Петербургское крыло Д. Мережковский З. Гиппиус Н. Минский

Cлайд 19

Слайд 2

Цели:

  • познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения символизма;
  • раскрыть историю происхождения понятия «символизм», его содержание, основные группы;
  • показать значение символизма для развития русской литературы XX века.
  • Слайд 3

    Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета»)

    • А.Блок: «Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль есть?»
    • В.Брюсов: «Создание искусства – приотворённые двери в вечность»
    • Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность»
  • Слайд 4

    Русский символизм. Понятие

    • Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
    1. Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции
    2. В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века
  • Слайд 5

    Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва.

    1. Платон
    2. Ф. Ницше
    3. В. Соловьёв
  • Слайд 6

    Истоки символизма

    Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте - «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал:

    • «Символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма - не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти…»
  • Слайд 7

    К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов:

    Мандрагоры имманентныеЗашуршали в камышах,А шершаво-декадентныеВирши - в вянущих ушах.

    Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

    Слайд 8

    Истоки символизма

    Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900).

    • Он верил в спасительную миссию Красоты;
    • посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство; облик «всеединства» - мистический образ Души Мира;
    • Вечная Женственность – объект платонического культа и любования.

    В. Соловьёв (1853 – 1900)

    Слайд 9

    Символизм в музыке

    Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор Московской консерватории (1898-1904).

    Слайд 10

    Символизм в изобразительном искусстве

    Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична, исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. Символизм его «Жемчужины» - целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Это одна из многих загадок художника, стремившегося постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.

    Слайд 11

    М. Врубель

    • «Демон»
    • «Демон поверженный»
  • Слайд 12

    М. Врубель:

    • «Демон и жемчужина»
    • «Царевна-Лебедь»
  • Слайд 13

    Предпосылки

    • Философия Ницше, В.Соловьёва
    • Модернизм в европейском искусстве
    • Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)
  • Слайд 14

    Теоретическое самоопределение

    • 1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»
    • 1894 год – три сборника «Русские символисты», ведущим автором которых был В. Брюсов
  • Слайд 15

    Основное свойство:

    • Освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия

    В основе эстетики:

    • символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным
  • Слайд 16

    Особенности русского символизма:

    • повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности;
    • героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков;
    • сочетание противоречивых тенденций;
    • многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония…);
    • идея самоценности искусства, ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление.
  • Слайд 17

    Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века

    Петербургское крыло:

    • Д. Мережковский
    • З. Гиппиус
    • Н. Минский

    Московское крыло:

    • К. Бальмонт
    • В. Брюсов
    • Ф. Сологуб
    1. Символизм как философско-эстетическое течение
    2. Символизм как чисто литературное явление
  • Слайд 18

    Старшее поколение символистов. Петербургское крыло

    • Д. Мережковский
    • З. Гиппиус
    • Н. Минский
    • А. Блок считал
    • В. Соловьёва своим учителем.
    • А. Блок
  • Слайд 23

    Значение

    Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.

  • Слайд 24

    Источники

    • Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32
    • Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009
    • Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.:
    • Айрис-пресс, 2008
    • Русская литература XX века. Учебное пособие для 11 класса ср. школы, - М., 1993
  • Посмотреть все слайды

    Русский символизм и его истоки

    Цели урока:

      Обучающие:

      закрепить понятие «Серебряный век»;

      дать понятие о символизме;

      кратко охарактеризовать труды основоположников русского символизма;

      выявить истоки русского символизма;

      показать связь символизма с другими видами искусства;

      Развивающие:

      совершенствовать навыки системно-комплексного анализа лирического произведения;

      развивать навыки самостоятельного поиска информации по данной теме;

      Воспитательные

      воспитывать культуру умственного труда учащихся на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез группировка, сравнение.

    Оборудование: сборники поэтов Серебряного века, раздаточный материал с текстами стихотворений поэтов-символистов, репродукции картин «Неизвестная» И. Крамскова, «Демон», «Царевна-лебедь» М.Врубеля, портреты поэтов-символистов,
    диск с музыкой А.Н. Скрябина (Этюд №8).

    План урока

    I. Вступительное слово учителя.
    II. Повторение понятия «Серебряный век».
    III. Изучение нового материала о символизме как литературном направлении:

      знакомство с понятием «символизм»;

      знакомство с трудами основоположников русского символизма;

      составление схемы (этапы и представители символизма);

      выявление философских истоков русского символизма;

      сопоставительный анализ стихотворений Вл. Соловьёва и З. Гиппиус;

      знакомство с понятием символа;

      связь символизма с музыкой;

      связь символизма с живописью.

    IV. Подведение итогов урока.
    V.Объяснение домашнего задания.

    ХОД УРОКА

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы начнём знакомство с поэзией Серебряного века.

    II. Но сначала вспомните, какой смысл имеет выражение «Серебряный век»?

    Понятие «Серебряный век» относится, прежде всего, к поэзии. В изучаемый период вновь возрос интерес к поэзии, как во времена А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, «Золотого века».

    Как вы помните, Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже XIX и XX веков, с расцветом национальной культуры, и вместе с тем в поэзии модернизма есть предчувствие грядущей катастрофы. Никогда ещё не происходило такого быстрого и ошеломляющего роста народонаселения планеты и одновременно новых полезных, но бездушных вещей. Старые просветительские учреждения не успевали окультурить в должной мере людей. Новые вещи не были согреты поэзией. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. Этот период назвали Русским Ренессансом: подобно европейскому Возрождению, культура этого времени содержала элементы «надлома», кризиса. Искусство Серебряного века стала философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир.

    III. И первым течением модернизма, возникшим на русской почве, был символизм.
    Откройте тетради и запишите тему урока «Символизм».
    Дадим письменное определение этому направлению:
    «Символизм – это литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы».
    Как вы считаете, если это направление, то имело ли оно какую-либо теоретическую базу, положения?
    Правильно, и началом теоретического самоопределения символистов стала лекция Д.С. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы», прочитанная в 1892 году. По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу, совершив «огромную переходную и подготовительную работу». А её основными элементами он назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».
    Кроме того, в 1894 году в Москве вышло три сборника стихотворений «Русские символисты», где большинство стихотворений принадлежало В.Я. Брюсову. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
    Символизм с самого начала оказался неоднородным течением. Поэтому по внешним признакам принято выделять в русском символизме два основных этапа.

    Составим схему:

    Запишите эту схему у себя в тетрадях. Какие различия существовали между старшими и младшими символистами?

    Вы правы. А уже в 1910 году произошёл кризис символизма.
    Символизм был тесно связан с декадентством. Знакомо ли вам значение данного термина?

    Декадентское мироощущение было свойственно на разных этапах почти всем символистам.
    Ещё раз посмотрите на схему, обратите внимание на связь символизма с декадентством. Как вы считаете, принимали ли символисты окружающий их мир? Какую особенность символизма в связи с этим вы бы выделили?
    Молодцы. Чтобы понять точку зрения символистов нам нужно выяснить, что же повлияло на них, каковы источники символизма.
    Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона, высшей сферой жизни для которого была область идей, до Ф.Ницше и Вл.Соловьёва.
    Послушаем сообщение о философии Ф.Ницше.

    Да, мнение немецкого философа действительно оказало воздействие на символистов. Ещё в большей степени повлияли на символистов взгляды Владимира Соловьёва.

    Чтобы подтвердить мнение о воздействии данных философов на творчество поэтов-символистов, проведём небольшой литературный опыт. Перед вами два текста стихотворений Вл.Соловьёва и З.Гиппиус. Я прочту вам первое стихотворение «Милый друг, иль ты не видишь…» Послушайте его.
    Можно ли сказать, что для поэта существует два мира, которые он обозначил в своём стихотворении?

    Разграничим их. Каков первый мир?
    Назовите черты этого мира. Какую характеристику даёт ему поэт?
    Запишите данные определения в столбик.

    Каков второй мир? Что говорится о нём?
    Запишите определения во второй столбик.

    Сделайте вывод об отношении Вл. Соловьёва к этим мирам.

    Сравним с этим стихотворением второе, написанное З.Гиппиус.
    Можно ли сказать, что и здесь есть два мира, противопоставленных друг другу? Докажите это.


    Какое явление поэтизируется лирической героиней? Мимолётно ли оно?
    Какому миру отдаётся предпочтение?

    То есть, мы можем сделать вывод о том, что символисты относились к слову, как к к шифру некоей духовной тайнописи, ценили миг, мимолётность. Это ещё одна характерная черта символизма.
    Посмотрите ёщё на одну особенность, которую мы не отметили: от какого лица написаны стихотворения? Какими чертами обладает человек, написавший их?

    Как обращается к своему читателю лирический герой Владимира Соловьёва? Почему?

    Но для того, чтобы читатель смог понять тайный смысл, нужно было как-то его выразить. Посмотрите на название направления, от какого слова оно образовано?

    Именно символ и явился таким средством. Дадим определение символа: «Символ – многозначный образ, выражающий суть какого-либо явления». Запишите это определение у себя в тетрадях.
    Символизм, как мы уже убедились, был тесно связан не только с философией, но ещё и с музыкой, которую символисты считали высшим видом искусства.
    Сейчас прозвучит музыка композитора А.Скрябина «Этюд» соч.8 №2. Внимательно послушайте её.

    Из скольких частей состоит это произведение?
    Ещё раз послушаем этюд и охарактеризуем каждую из частей.

    Какова по настроению первая часть? Какой мир воссоздан в ней?

    Отличается ли вторая часть этюда от первой, какие настроения звучат в ней?

    Вы очень верно отметили все особенности. Возвращаясь к утверждению символистов о музыке как о высшем виде искусства, скажите, согласны ли вы с этим утверждением?

    Что передаёт музыка?
    А используются ли при этом слова?

    Символисты, зная это достоинство музыки, зная её очарование, стремились обогатить поэтическую фонетику. Послушайте, например, стихотворение Ф.Сологуба.

    Лила, лила, лила, качала
    Два тёмно-алые стекла,
    Белей лилей, алее лала
    Бела была ты и ала.

    Что придаёт этому стихотворению музыкальность?

    Также музыкальность стиха позволяла обострить восприятие читателя, которого символисты считали своим соавтором.

    Также сильно, как и с музыкой, символизм был связан с живописью.

    Послушаем доклад о связи символизма с музыкой, он послужит и своеобразным комментарием к репродукциям картин, которые вы видите на доске.

    Обратите также внимание на другие картины М. Врубеля «Царевна-лебедь», «Пан». Что вы знаете об этих существах. Какие особенности картин вы заметили ещё?

    Верно, но мифологией интересовались не только художники, но и поэты-символисты. Особенно ими ценилась греческая и римская мифология, сюжеты которой символисты могли заимствовать, переделывать. Вы убедитесь в этом, когда познакомитесь с лирикой раннего А. Блока, Ф. Сологуба.
    Как и у живописцев, в творчестве поэтов-символистов важную роль играла символика цвета. Послушайте стихотворение И.Анненского «Аметисты».

    Вспомните, как выглядит аметист. Какого он цвета?

    С картинами какого художника можно увидеть связь?

    Фиолетовый соединяет в себе два цвета: синий – небесный и красный – цвет крови, земных страданий.

    Посмотрите, есть ли эти цвета в стихотворении? Какое звучание придают они стихотворению?

    Изменяется ли настроение во второй строфе? Если да, то как?

    Каков финал стихотворения?

    Вспомните ещё раз, чему уподобляется сверкание аметиста?
    А свеча имеет символическое значение в христианской культуре. То есть, и аметист становится таким же символом.
    Помимо цвета, большую роль играет в стихотворении и звукопись. Какие звуки преобладают?
    Звук с придаёт звучанию приглушённость, а и, напротив, преодолевает пространство, как горение свечи.

    Кроме того, немаловажен и размер стихотворения. Что это за размер?
    Верно, это традиционный размер для русской медитативной лирики.
    Итак, рассмотренные примеры убеждают нас в том, что никогда ещё в светской русской культуре слово не было так тесно связано с музыкой и живописью, как в символизме.

    IV. Подводя итоги урока, ещё раз вспомним и запишем в тетради основные черты символизма :

      поэтика намёка и иносказания;

      отношение к слову, как к шифру некоей духовной тайнописи, знаковое наполнение обыденных слов;

      апология (восхваление) мига, в котором отражается Вечность;

      стремление создать картину идеального мира, существующего по законам Вечной Красоты;

      глубокий историзм, с позиций которого видятся и современные события;


    Различие между старшими и младшими символистами состояло во времени их появления и во взглядах.

    Декадентство – это тип сознания, отношения к миру в кризисную эпоху, чувство уныния, тревоги, страха перед жизнью, неверие в возможность человека познать мир, изменить его и самому измениться.

    Символисты не принимали окружающего мира и стремились создать картину мира идеального.

    Немецкий философ Ф.Ницше был одним из основоположников «философии жизни». Он выступал против рационализма, взывая к иррациональному в человеческой психике. Ницше уделял главное внимание критике христианства и рационализма, которые «угнетают волю к жизни». Он предлагал преодолеть это угнетающее воздействие путём освобождения «жизненных сил» человека, чтобы раскрыть путь к «сверхчеловеку», стоящему «по ту сторону добра и зла». Художественную интеллигенцию начала 20 века привлекала эта особая образность, своеобразная художественная форма, афористичность и загадочность.

    Владимир Соловьёв (16.01.1853- 31.07.1900) – поэт, критик, публицист, философ. Наиболее знаменитые его сочинения: «Теоретическая философия» (1897–1899), «Оправдание добра» (1897– 1899), «Духовные основы жизни» (1882– 1884) и т.д.
    Соловьёв исходил из того, что помимо наличной действительности существует сфера божественного, т.е. абсолютных, безусловных начал, оказывающих положительное влияние на человечество.
    Особенность его идеализма в стремлении выразить языком философских понятий принадлежность человека к двум мирам – материальному и идеальному.
    По Соловьёву, добро, истина и красота – три ипостаси идеального бытия, важнейшие категории, выражающие его всеединство.
    Подлинное искусство, по Соловьёву, должно отличаться синтезом жизненно важного содержания и идеи необходимости пересоздания действительности таким образом, чтобы в ней сочетались божественный, человеческий и природный элементы.
    Поэтическим выражением идеи всеединства служат символы «вечной женственности», «души мира», «золотистой лазури», «неземного света» и «созвучия вселенной».

    Да.

    Это мир реальный.
    Видимое
    Отблеск, тени
    Слышишь
    Житейский шум трескучий
    Отблеск искажённый
    Чуешь
    Целый свет

    Мир идеальный
    Незримое
    Торжествующие созву –
    чия
    одно
    Только то

    Первый мир можно познать с помощью зрения, слуха и т.д., а мир идеальный – это нечто высшее и таинственное.

    Да, в стихотворении З.Гиппиус «Мне мило отвлечённое…» также есть мир реальный и мир идеальный, которые она противопоставляет. Мир идеальный не всегда можно увидеть («Неявное люблю…»).
    Поэтизируется область снов, которые мимолётны.
    Лирической героине ближе мир идеальный. Это доказывают утверждения «мне мило отвлечённое», «неявное люблю», «я – раб моих таинственных, необычайных снов». Она считает, что «здешними словами» не всегда можно передать смысл «речей единственных».


    Стихотворения написаны от первого лица. Они принадлежат перу личности незаурядной, скорее всего, это человек искусства, художник, творец, приобщённый к высшей реальности.
    «Милый друг», то есть он видит в читателе своего единомышленника, хочет приобщить к высшему миру тайн.

    От слова «символ».

    Музыка состоит из двух частей.

    Первая часть этюда очень лирична, она звучит негромко. Это мир идеального, мир гармонии.

    Если говорить о второй части, то это – мир катастроф с криком, трагедией. Особенно усиливаются тревожные ноты в конце произведения.

    Да.

    Музыка передаёт эмоции, чувства.
    Нет, в музыке и без слов всё становится ясно. Разные люди без слов могут понять друг друга.


    Звук л , повторяющийся в стихотворении,
    придаёт ему очень напевность, музыкальность.