Роль экономической безопасности в управлении рисками на предприятии. Риски и угрозы экономической безопасности: идентификация, оценка и противодействие влиянию

Сущность, виды и роль рисков в системе экономической безопасности.

Оценка риска.

Методы управления риском.

При изучении первого вопроса уясните, что внутренне присущая экономической системе неопределенность означает, что каждый экономический агент должен действовать, чтобы уменьшить неопределенность и вероятность наступления опасности.

Причем действовать приходится подчас наугад и с большим риском. Под риском понимается связанный с опасностью способ действия, необходимый для того, чтобы избежать еще большей опасности. Когда опасность поддается оценке (логической или математической), риск уменьшается. Таким образом, риск есть способ действия хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности и непредсказуемости событий, направленный на удовлетворение потребностей.

Обратите внимание, что риск выступает как отношение между сознательной целесообразной деятельностью человека и обстоятельствами, в которых он действует. Кроме того, риск отражает определенный набор социально-экономических связей, отношений, действий, возникающих в обществе в результате восприятия опасности, оценок ее людьми и необходимости действовать, чтобы уменьшить опасность или ее негативные последствия.

Раскройте сущность риска как экономической категории, выражающей многообразные социально-экономические отношения, возникающие между людьми, между человеком и природой, между человеком и обществом в процессе производства своей жизни в условиях неопределенности.

Далее рассмотрите классификацию рисков, которая представляет собой объединение рисков в конкретные группы по определенным признакам. Научно обоснованная классификация рисков позволяет определить место риска в общей системе и создает возможность для эффективного применения методов и приемов управления риском.

причинам возникновения (субъективный, объективный);

функциональным видам и сферам (финансовый, производственный, коммерческий и др.);

масштабам (локальный, отраслевой, региональный, национальный);

сфере возникновения (внешний, внутренний);

возможности диверсификации (систематический, специфиче-ский);

степени допустимости (минимальный, повышенный, критический, недопустимый).

В заключении первого вопроса уясните, что в зависимости от ре-зультата риски подразделяются на две группы:

чистые риски, означающие возможность получения отрицательного или нулевого результата (природно-климатические, политические, коммерческие);

спекулятивные риски, выражающие возможность получения как положительного, так и отрицательного результата (финансовые, инвестиционные, инновационные).

Во втором вопросе изучите методы анализа и оценки рисков. Анализ рисков состоит из двух взаимно дополняющих друг друга видов: качественного и количественного.

Качественный анализ риска служит для определения факторов и потенциальных областей риска. Количественный анализ риска представляет собой численное определение размеров риска и его последствий.

В третьем вопросе изучите методы управления рисками, к которым относятся:

предотвращение риска;

уклонение от риска;

воздействие на источник риска;

сокращение времени нахождения в опасных зонах;

принятие риска;

сокращение опасного поведения;

сокращение величины потенциальных потерь;

сокращение величины фактических потерь;

распределение риска по различным агентам;

разукрупнение риска;

страховой трансферт риска;

нестраховой трансферт риска;

финансовая инженерия.

Предотвращение риска состоит в заблаговременном изучении каждого вида риска и принятии мер к предотвращению событий, вызывающих риск и потери.

Уклонение от риска подразумевает отказ от деятельности, которая может продуцировать риски в больших масштабах.

Сокращение времени нахождения в опасных зонах достигается уменьшением маршрутов, контролем доступа, ускорением сделок и др.

Сокращение величины фактических потерь обеспечивается деятель-ностью по устранению последствий рисков.

Разукрупнение риска представляет собой диверсификацию как разделение риска по времени или по этапам.

В области экономической безопасности необходимо различать угрозу и риск. Если угроза представляет собой негативное проявление среды (внутренней и внешней), в которой действует экономический субъект, относительно данного субъекта, то риск характеризует результат реализации этой угрозы, как правило материальный или финансовый.

Риски экономической безопасности хозяйствующего субъекта

Под риском в экономической безопасности следует понимать события материального и финансового ущерба при реализации различных видов угроз опасности, которые носят вероятный характер, или потенциально возможные неблагоприятные события, в результате которых могут возникнуть убытки и имущественный ущерб.
Различают риски национальной экономики, региональные, отраслевые и отдельного хозяйствующего субъекта. Риск хозяйствующего субъекта рассматривается как риск инвестиций в конкретный объект, осуществляющий деятельность, как правило, в одной отраслевой сфере и на конкретной территории. Поэтому риск хозяйствующего субъекта определяется территориальными и отраслевыми особенностями, а следовательно, и региональными и отраслевыми рисками. В состав рисков хозяйствующих субъектов в отличие от отраслевых и региональных включаются риски, обусловленные субъективным фактором типа управления ими. Консервативный тип управления снижает уровень рисков хозяйствующего субъекта, в то время как агрессивный тип управления недавно функционирующим предприятием и занимающим свою нишу на рынке повышает уровень рисков.
Многообразие угроз и множество различных свойств рисков предопределили и множество их классификационных критериев: род опасности, возможность предвидения и регулирования, место возникновения, масштаб проявления, размер ущерба, комплексность исследования, длительность воздействия, возможность страхования, частота возникновения, этап управления, сфера проявления, природа возникновения, причина возникновения угроз, вид деятельности хозяйствующего субъекта, объект обеспечения безопасности. В свою очередь, все множество классификационных критериев можно разделить на две группы: непосредственно связанные с риском и отражающие основные характеристики угроз. К первой группе относятся три критерия: размер ущерба, масштаб последствий, возможность страхования; остальные классификационные критерии относятся ко второй группе, связанной с характеристиками угроз.

Классификация экономических рисков

По роду опасности риски подразделяются на три группы:
1) техногенные, обусловленные хозяйственной деятельностью человека (например, загрязнение окружающей среды);
2) природные, не зависящие от деятельности человека (ураганы, смерчи, наводнения и т.п.);
3) смешанные, обусловленные хозяйственной деятельностью человека (события природного характера: оползень в результате проводимых строительных работ и др.).
По возможности предвидения риски разделяют на две группы:
1) прогнозируемые, которые можно с условной степенью точности рассчитать, основываясь на предыдущих событиях, они носят циклический характер развития (например, рост или снижение процентных ставок, курсов валют, колебания рынка и т.п.);
2) непрогнозируемые, которые невозможно рассчитать (природные аномалии: град, засуха, ливневые дожди и др.).
По возможности воздействия риски делятся на две группы:
1) регулируемые или эндогенные, внутренние, которые можно контролирован» пли лаже полностью предотвратить с помощью соответствующих средств и способов (например, кража имущества, технические аварии, технологические простои и т.д.);
2) нерегулируемые или экзогенные, внешние, которые невозможно предотвратить (банкротство контрагента, ураганы, смерчи и т.п.), но величину, размер ущерба можно уменьшить в результате принятия адекватных мер.
По месту возникновения риски разделяют на две группы:
1) внешние (систематические или рыночные), порождаемые угрозами внешней по отношению к хозяйствующему субъекту среде и поэтому не зависящие от ее деятельности (например, повышение налоговых ставок, повышение процентных ставок за пользование заемными средствами, изменение курса валют и т.д.);
2) внутренние (несистематические или специфические), порождаемые угрозами, сформированными в хозяйствующем субъекте в результате неквалифицированного менеджмента, неэффективной структуры как капитала, так и ресурсов предприятия, оптимистичного и рискового (агрессивного) характера принятия управленческих решений.
В свою очередь внутренние риски имеют три подгруппы: кадровые, материально-технические и структурно-процессуальные.
Кадровые риски включают риски излишних расходов в связи с неэффективным поиском и введением в профессиональную деятельность на предприятии сотрудников и риски, обусловленные профессиональным уровнем и личными качествами сотрудников предприятия.
Материально-технические риски вытекают из угроз, в основе которых лежит несоответствие технического состояния и уровня используемых в производственном процессе машин, оборудования, механизмов, приборов требованиям технологического процесса.
Структурно-процессуальные риски обусловлены дисбалансом используемых в производстве ресурсов, являющимся результатом необоснованных управленческих решений в области организации производственного и хозяйственного процессов.
По масштабам проявления риски делятся на две группы:
1) локальные, охватывающие ограниченное количество объектов безопасности, областей деятельности;
2) глобальные, охватывающие большое количество объектов безопасности и областей деятельности.
По размеру возможного ущерба риски разделяют на три группы:
1) допустимый — величина ущерба не превышает определенного установленного уровня (например, нарушение отдельными покупателями обязательств по оплате);
2) критический — величина ущерба превышает определенный установленный уровень, но не оказывает разрушительного действия на экономический субъект в целом (например, неэффективная структура активов по уровню ликвидности);
3) катастрофический — величина ущерба превышает определенный установленный уровень и оказывает разрушительное действие на экономический субъект в целом (например, отсутствие финансовых ресурсов для погашения обязательств перед кредиторами, банкротство).
По комплексности исследования риски делятся на две группы:
1) простой, не расчленяемый на отдельные его подвиды (например, инфляционный риск);
2) сложный, включающий несколько подвидов риска (финансовый риск, инвестиционный риск).
По характеру последствий риски подразделяют на три группы: \) реальных потерь, при которых хозяйствующий субъект лишается имущества (например, нарушение отдельными покупателями обязательств по оплате);
2) упущенной выгоды, при которых хозяйствующий субъект не может в будущем получать доходы (например, сокращение потребительского спроса на выпускаемую продукцию);
3) комбинированный, при котором хозяйствующий субъект лишается имущества и доходов в будущем (например, кража оборудования, ликвидных ценных бумаг).
По длительности воздействия риски делятся на две группы:
1) постоянные, в условиях которых операция проводится от ее начала до завершения (например, инвестиционный риск), или порождаемые перманентными угрозами, обусловленными, например, местоположением хозяйствующего субъекта на территории прибрежной полосы или в районах повышенной сейсмичности;
2) временные, возникающие при определенным образом сложившихся условиях или действующие на определенном этапе операции (например, транспортный риск).
По возможности страхования риски разделяют на две группы: 1) страхуемые, ущерб от которых является предметом страхования (риск утраты имущества при пожарах, авариях, засухах и т.п.);
2) нестрахуемые, ущерб по которым специализированные страховые компании не принимают на себя в связи с их большой вероятностью (неплатежеспособность, банкротство).
По частоте реализации риски подразделяются на три группы:
1) высокие — с высокой вероятностью наступления ущерба;
2) средние — со средней частотой наступления ущерба;
3) малые — с малой вероятностью наступления ущерба.
В зависимости от этапа управления различают риски управленческих решений и риски свершения операций, реализации решений.
В соответствии со сферами проявления риски делятся на пять групп:
1) политические, обусловленные политической ситуацией в регионе, стране, мире;
2) социальные, возникающие в связи с социальными явлениями;
3) экологические, связанные с последствиями нанесения вреда объектам окружающей среды (земле, воде, воздуху, лесам и т.д.) в процессе как строительства, так и эксплуатации промышленных объектов;
4) хозяйственные, возникающие в результате осуществления хозяйственно-финансовой деятельности;
5) профессиональные, возникающие при осуществлении профессиональной деятельности человеком.
По природе возникновения угроз риски разделяют на три группы:
1) процессные, порождаемые угрозами, сформированными в процессе хозяйственной деятельности;
2) психологические, связанные с угрозами, сформированными личностными особенностями предпринимателя;
3) информационные, обусловленные отсутствием, недостатком или искаженностью информации о внешней среде.
В зависимости от причины возникновения риски делятся на пять групп:
1) природно-климатические, связанные с проявлением стихийных сил природы, (наводнения, ураганы, смерчи, засухи, землетрясения и т.п.);
2) политические, обусловленные политической ситуацией в регионе, стране, мире (военные действия, санкции, эмбарго, мораторий и т.д.). Политические риски, в свою очередь, классифицируют в соответствии с критерием последствий проявления политических угроз на четыре группы:
. риск экспроприации и национализации имущества без адекватной компенсации;
. риск трансферта, обусловленный ограничениями конвертирования местной валюты;
. риск прекращения договорных обязательств в связи с действиями властей;
. риск снижения деловой активности и ее прекращения в связи с военными действиями и гражданскими беспорядками;
3) социальные, обусловленные состоянием отношений в социально-общественной среде и настроениями социальных групп и их противостоянием (например, вандализм, обман, преступления и т.п.);
4) техногенные, порождаемые угрозами, исходящими от применяемых инженерных сооружений, машин, оборудования, установок, технологий и т.д. как результат их непрофессионального применения или обращения с ними, содержания их на ненадлежащем техническом уровне и эксплуатации в режиме, не соответствующем стандартам и требованиям;
5) экономические, обусловленные угрозами, создаваемыми непосредственно при осуществлении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Данные риски возникают в результате нарушения процессов различных видов деятельности, осуществляемых хозяйствующим субъектом: операционной, финансовой и инвестиционной. Нарушения могут возникать под действием как внешних, так и внутренних факторов.
Экономические риски в зависимости от сферы деятельности, в которой или относительно которой возникают угрозы, можно разделить на три группы: операционные, финансовые и инвестиционные.
Операционные риски, в свою очередь, в соответствии с видами процессов разделяют на производственные и маркетинговые, включающие процессы закупок, реализации и транспортировки:
. производственные риски, связанные с убытками в результате нарушения нормального хода производственного процесса в связи с отказами машин и оборудования, их поломками, авариями (взрывами, пожарами, утечками и выбросами в атмосферу ядовитых веществ и т.д.). В данную группу включаются риски, обусловленные внедрением в производство новых технических средств или технологий;
. маркетинговые риски, при которых ущерб обусловлен угрозами в сфере рыночных отношений, в частности между продавцами и покупателями. Маркетинговые риски, в свою очередь, можно разделить на две группы: риск маркетинговой политики и коммерческие риски. Первая группа включает ошибки выбора ненадежного контрагента и неверной его оценки, выбора ненадлежащего товара, неверное принятие решения о виде предлагаемого потребителям продукта. Вторая группа связана с угрозами непосредственно в процессе совершения операции купли-продажи: несвоевременная поставка предмета договора; поставка ненадлежащего товара, товара ненадлежащего качества; срывы поставок и т.д. В составе маркетингового риска следует обособленно контролировать ценовой риск, связанный с угрозой финансового ущерба в связи с повышением закупочных цен и тарифов на приобретаемые услуги и работы, например на энергоносители, транспортные тарифы, арендную плату и т.п. Транспортный риск, являющийся составной частью маркетингового риска, связан с утратой или порчей материальных ценностей при их перевозке различными видами транспорта: автомобильным, авиационным, железнодорожным, морским, речным и т.д. Финансовый риск — риск потери финансовых ресурсов или будущих доходов, обусловленный угрозами в процессе ведения финансовой деятельности в связи с неопределенностью условий ее осуще-ствления. Финансовый риск является сложным комплексным риском, включающим в себя множество их подвидов, которые делятся на две группы: риски покупательной способности денег и риски вложения финансовых ресурсов. В первую группу включаются следующие подвиды рисков:
. валютные риски финансовых потерь в отечественной валюте в результате изменения курсов валют. Валютным рискам подвержены организации, осуществляющие операции с иностранной валютой либо в иностранной валюте (продажу, приобретение материальных ресурсов). На валютный курс оказывает влияние, во-первых, соотношение спроса и предложения каждой валюты и, во-вторых, политические факторы;
. процентные риски финансовых потерь в результате изменения процентной ставки как по банковским вкладам, так и по кредитам;
. инфляционные риски обесценения реальной стоимости активов предприятия на фоне роста цен на сырье, материалы, услуги и работы и, следовательно, снижения ожидаемой прибыли от осуществления финансовых операций в условиях инфляции;
. дефляционные риски падения ожидаемых доходов в результате снижения уровня цен на реализуемый продукт;
. риски ликвидности отражают потери по операциям реализации различных объектов имущества в связи с ухудшением их качества или снижением потребительской стоимости.
Во вторую группу входят следующие подвиды рисков:
. чистые; спекулятивные; прямых финансовых потерь (кредитный риск) невыполнения хозяйствующим субъектом обязательств перед кредиторами (заимодавцами, инвесторами, поставщиками и подрядчиками, акционерами или участниками и т.д.). В эту группу рисков включаются риск банкротства, биржевой, селективный и депозитный риски. Риск банкротства — это полная потеря предпринимателем собственного капитала. Биржевые риски — потери в результате проведения биржевых сделок. Селективные риски — потери в результате неправильных инвестиционных решений вложения финансовых ресурсов в реальные и финансовые проекты. Депозитные риски обусловлены угрозами невозврата вложенных финансовых ресурсов на депозитные счета в банках;
риски снижения доходности ценных бумаг эмитента в результате уменьшения процентов по долговым ценным бумагам или дивидендов по долевым ценным бумагам;
риски упущенной выгоды — косвенный (побочный) финансовый ущерб непроведения, несовершения какого-либо действия, например заключения договора страхования, вложения свободных финансовых средств в какой-либо инвестиционный проект.
Инвестиционные риски — финансовые потери, которые может понести экономический субъект при осуществлении инвестиционной деятельности. По критерию видов инвестирования (реального или финансового) инвестиционные риски разделяют на две группы: реального инвестирования и финансового инвестирования. Инвестиционные риски обеих групп являются сложными комплексными рисками, включающими в себя другие виды рисков.
В соответствии со сферами проявления инвестиционные риски подразделяются:
. на политические, обусловленные политической ситуацией в регионе, стране, где реализуется инвестиционный проект;
. экологические, связанные с последствиями нанесения вреда объектам окружающей среды (земле, воде, воздуху, лесам и т.д.) в процессе как строительства, так и эксплуатации инвестиционных объектов;
. хозяйственные, возникающие в результате реализации проекта, в частности как следствие угроз срывов сроков выполнения отдельных этапов работ (подготовки инвестиционного проекта, проектно-конструкторского, строительства и т.д.). Инвестиционные риски включают множество финансовых, в частности селективный, процентный, инфляционный риски, риск ликвидности, риск упущенной выгоды, снижения доходности и прямых финансовых потерь. Все виды инвестиционных рисков включают капитальный риск потерь финансовых ресурсов, вложенных в инвестиционный проект.
С инвестиционным риском связан инновационный риск потерь при вложении средств в создание и производство новых видов продуктов. Инновационный риск является следствием реализации угроз несоответствия возможностей применяемого оборудования и технологии требованиям, предъявляемым к новым продуктам, отсутствия на рынке потребителя нового товара.
Риски классифицируют также по объектам обеспечения экономической безопасности. В соответствии с этим критерием риски делят на четыре группы: кадровые, имущественные, финансовые и информационные. Информационные риски — ущерб, нанесенный хозяйствующему субъекту в связи с реализацией информационных угроз, например разглашение конфиденциальной информации, ее искажение и утрата.
Один вид угроз может стать причиной различных видов экономических рисков. Например, угроза нарушения качеств и свойств отдельных видов имущества приводит не только к имущественным рискам, а именно материальному ущербу, но и к финансовым рискам ликвидности. Угрозы, обусловленные политической обстановкой в стране, провоцируют увеличение как финансовых, так и инвестиционных рисков, а угрозы неправильно принятых решений в сфере финансовой деятельности могут оказать влияние не только на уровень маркетинговых рисков, но и на кредитные риски.

Внутренне присущая экономической системе неопределенность означает, что каждый экономический агент должен действовать, чтобы уменьшить неопределенность и вероятность наступления опасности. Причем действовать приходится подчас наугад и с большим риском.

Под риском понимается связанный с опасностью способ действия, необходимый для того, чтобы избежать еще большей опасности.

Когда опасность поддается оценке (логической или математической), риск уменьшается. Таким образом, риск есть способ действия хозяйствующего субъекта в условиях неопределенности и непредсказуемости событий, направленный на удовлетворение потребностей.

Риск выступает как отношение между сознательной целесообразной деятельностью человека и обстоятельствами, в которых он действует. Кроме того, риск отражает определенный набор социально-экономических связей, отношений, действий, возникающих в обществе в результате восприятия опасности, оценок ее людьми и необходимости действовать, чтобы уменьшить опасность или ее негативные последствия.

Классификационных признаков рисков по

различным критериям:

– причинам возникновения (субъективный, объективный);

– функциональным видам и сферам (финансовый, производственный, коммерческий и др.);

– масштабам (локальный, отраслевой, региональный, национальный);

– сфере возникновения (внешний, внутренний);

– возможности диверсификации (систематический, специфический);

– степени допустимости (минимальный, повышенный, критический, недопустимый).

В зависимости от результата риски подразделяются на две группы:

1. чистые риски, означающие возможность получения отрицательного или нулевого результата (природно-климатические, политические, коммерческие);

2. спекулятивные риски, выражающие возможность получения как положительного, так и отрицательного результата (финансовые, инвестиционные, инновационные).

Анализ рисков состоит из двух взаимно дополняющих друг друга видов: качественного и количественного. Качественный анализ риска служит для определения факторов и потенциальных областей риска. Количественный анализ риска представляет собой численное определение размеров риска и его последствий.

Методы управления рисками

– предотвращение риска;

– уклонение от риска;

– воздействие на источник риска;

– сокращение времени нахождения в опасных зонах;

– принятие риска;

– сокращение опасного поведения;

– сокращение величины потенциальных потерь;

– сокращение величины фактических потерь;

– распределение риска по различным агентам;

– разукрупнение риска;

– страховой трансферт риска;

– нестраховой трансферт риска;

– финансовая инженерия.



Предотвращение риска состоит в заблаговременном изучении каждого вида риска и принятии мер к предотвращению событий, вызывающих риск и потери.

Уклонение от риска подразумевает отказ от деятельности, которая может продуцировать риски в больших масштабах.

Сокращение времени нахождения в опасных зонах достигается уменьшением маршрутов, контролем доступа, ускорением сделок и др.

Сокращение величины фактических потерь обеспечивается деятельностью по устранению последствий рисков.

Разукрупнение риска представляет собой диверсификацию как разделение риска по времени или по этапам.

Контрольные вопросы к ТЕМЕ 3.4.

1. Что понимается под «риском» в системе экономической безопасности?

2. Какие риски относятся к критерию «масштабность»?

3. Чем «чистые» риски отличаются от «спекулятивных»?

4. Назовите три метода управления рисками

5. В чем заключается «предотвращение» риска?

ТЕМА 3.5. СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Современная ситуация в российском обществе актуализирует проблему социальной безопасности как концептуальную основу социально экономических программ общефедерального и регионального развития.

Определяющими факторами развития мирового хозяйства и национальных экономик становятся человеческий потенциал, социальный капитал, научные знания.

В основе социальной безопасности государства лежит анализ существующих потребностей общества, степень их удовлетворения, прогноз развития, а также их ориентация на вклад в достижение важнейших конечных социально-экономических целей развития национального хозяйства. В этой связи критерием экономической и социальной безопасности является увеличение возможностей национального хозяйства удовлетворять комплекс своих социально-экономических потребностей в рамках неравновесного баланса противоречивых экономических интересов домохозяйств, фирм, государства.

Социальная безопасность, наряду с экономической, играет ключевую роль в системе национальной безопасности, поскольку обеспечивает поддержание бесконфликтного состояния в обществе.

Социальная безопасность предполагает защищенность граждан от внутренних и внешних угроз на уровне их личных интересов и потребностей. Социальная безопасность государства имеет сложную структуру, основными элементами которой являются:

– стабильность и устойчивость системы социальной защиты;

– социальную независимость государства в структуре международных связей;

– способность системы социальных гарантий к саморегулированию, развитию и совершенствованию.

Контрольные вопросы к ТЕМЕ 3.5.

1. Назовите общий критерий экономической и социальной безопасности государства

2. В чем состоит основная роль социальной безопасности в системе национальной безопасности страны.

ТЕМА 3.6. ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Потребности социально-экономического развития общества, контроль за достижением целей безопасности и управление этим процессом требуют разработки соответствующих индикаторов, пороговых значений и показателей экономической безопасности. Комплексная оценка экономической безопасности играет ключевую роль в диагностике состояния национального хозяйства и открывает возможности по коррекции этого состояния на основе разработки соответствующих программ.

Формирование системы оценки уровня экономической безопасности должно базироваться на методологических принципах, таких как:

1. экономическая безопасность представляет собой сложную противоречивую социосистему, характеризующуюся разнообразием свойств и форм проявления, поэтому ее всесторонняя количественная оценка может быть дана только через систему показателей;

2. в этой системе должны получить отражение соответствующие качественные характеристики, которые необходимо рассматривать как систему взаимодополняющих, а не взаимоисключающих параметров;

3. в систему показателей экономической безопасности целесообразно включить группу социальных нормативов, характеризующих социально безопасный уровень экономики;

4. особого внимания требует институциональный блок показателей

экономической безопасности.

В системе индикаторов экономической безопасности присутствуют три группы показателей, различающихся характером целевой направленности.

Первая группа:

индикаторы – движущая сила (изменение численности населения на планете или в данной стране, хозяйственная емкость экосистемы).

Вторая группа:

индикаторы – состояние (общеэкономические и социальные показатели).

Третья группа:

индикаторы – реагирование (институциональные индикаторы).

Характеристика показателей:

– общеэкономические (объем ВВП на душу населения, производство

промышленной и сельскохозяйственной продукции, уровень производительности труда, объем внутреннего и внешнего долга, дефицит госбюджета, сальдо внешнеэкономических обменов и др.);

– социальные (доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума, фондовый коэффициент, уровень безработицы, доля в ВВП расходов на социальные нужды и др.).

Основные методы оценки и измерения уровня экономической безопасности:

· метод анализа и обработки сценария,

· метод экспертных оценок,

· метод оптимизации,

· теоретико-игровые методы,

· метод теории нечетких систем и др.).

Методика оценки уровня экономической безопасности, основана на расчете средневзвешенных значений по каждой группе индикаторов (с учетом ранжирования стран по методологии Всемирного банка: высоко-, средне-, слаборазвитые).

Суть методики заключается в том, что определяются значения параметров для конкретной страны и выделяются показатели: «лидирующие», «совпадающие», «отстающие» по отношению

к среднемировым величинам.

Полученные результаты объединяются в группы с различным уровнем отклонений от стандартных:

I-я группа объединяет показатели, имеющие отклонения от среднемировых значений от 0 до 10 % (приемлемый уровень безопасности);

II-я группа объединяет показатели, имеющие отклонения от среднемировых значений от 10 до 25 % (критическая ситуация);

III-я группа объединяет показатели с отклонениями от 25 до 50 %

(экономический кризис);

IV-я группа – показатели с отклонениями величин свыше 50 %

(экономическая катастрофа).

Расчет «индекса экономической безопасности». Индекс является композитным, отражает гармоничное развитие социально-экономической системы, охватывает во взаимосвязи социальную, экономическую и экологическую компоненты (темпы устойчивого экономического развития, уровень конкурентоспособности экономики, уровень качества жизни).

Контрольные вопросы к ТЕМЕ 3.6.

1. Перечислите группы индикаторов характеризующих экономическую безопасность

2. Какие методы используются для оценки и измерения уровня экономической безопасности?

3. Какое отклонение индикаторов (в %) от среднемировых значений характеризует «экономический кризис»?

ТЕМА 3.7. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

На экономическую безопасность в системе ее связей и отношений в национальном хозяйстве влияют условия и факторы, присущие ее сущности (эндогенные), а также различные проявления внешней среды (экзогенные), находящиеся в отношениях макро- и мегасреды.

Условия, детерминирующие экономическую безопасность:

· уровень развития производительных сил (характер общественного разделения труда, господствующий технологический уклад);

· характер производственных отношений системы национального хозяйства (типы и формы отношений собственности, характер и механизм общественного воспроизводства, способ координации и институционализации экономической деятельности);

· естественно-природные условия (космические катаклизмы, стихийные бедствия, изменения климата, исчерпание ресурсов и др.).

Анотация

В статье предлагается подход к определению негативных воздействий экономической безопасности через риски и угрозы. Рассмотрены этапы обеспечения экономической безопасности путем управления негативными воздействиями. Предложены методы оценки рисков и угроз через определение вероятности нанесения ущерба социально-экономическим системам различного уровня управления.

Ключевые слова

Риски, угрозы; негативные воздействия; экономическая безопасность

Риски и угрозы экономической безопасности: идентификация, оценка и противодействие влиянию

Т. Ю. Феофилова, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного, муниципального и организационного управления Государственной полярной академии

Проблемы обеспечения экономической безопасности активно обсуждаются политиками, учеными, практиками различных сфер общественной деятельности на протяжении двух десятилетий, однако не все аспекты в этой области имеют достаточную теоретическую и методологическую проработку. К ним обоснованно можно отнести вопросы идентификации, оценки и противодействия рискам и угрозам экономической безопасности.

Экономическая безопасность понимается:

Как такое состояние экономики, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, устойчивое социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов ;

Состояние и тенденции развития защищенности важных интересов социума и его структур от внутренних и внешних угроз .

Можно еще привести порядка сорока определений экономической безопасности, сформулированных молодыми и заслуженными экономистами, юристами, социологами и др. Мы же придерживаемся той точки зрения, которая дефинирует экономическую безопасность через призму состояния экономики, подверженной влиянию негативных воздействий. С нашей точки зрения, экономическая безопасность - это состояние экономики, при котором обеспечивается защита национальных, региональных, местных и личных социально- -экономических интересов в условиях неблагоприятного влияния негативных воздействий, достигаемое за счет реализации органами управления и обществом институциональных норм, закрепленных в нормативных правовых актах.

Такое состояние достигается за счет обеспечения экономической безопасности. Применяя методы моделирования, механизм, описывающий состояние экономической безопасности, можно представить следующим образом. Негативные воздействия любой природы и источников происхождения влияют на систему обеспечения экономической безопасности, при недостаточной ее эффективности проникают через нее и влияют на экономическую систему, нанося возможно последней ущерб.

В процессе обеспечения экономической безопасности выделяем несколько составляющих :

Оценку влияния негативных воздействий на состояние экономической безопасности;

Применение мер по минимизации влияния негативных воздействий на систему обеспечения экономической безопасности;

Применение мер по минимизации влияния негативных воздействий на экономическую систему.

Оценка влияния негативных воздействий . Негативные воздействия разделяем на риски и угрозы, которые имеют вероятностный характер и отличаются степенью вероятности нанесения ущерба социально-экономическим системам. Следует отметить, что такая структура негативных воздействий не является общепризнанной.

Отправной точкой для проведения исследований по определению негативных воздействий, влияющих на экономические системы, послужили работы ведущих отечественных экономистов, опубликованные в 1994 г. в специализированном номере журнала «Вопросы экономики» (№ 12).

В указанном периодическом издании К. Самсонов применительно к экономической системе подразделяет воздействия на внешние и внутренние долговременные факторы риска, негативно воздействующие на экономическую безопасность, в частности, на стабильность и устойчивость экономического развития страны. Итак, автором предложены источники формирования рисков. К внешним факторам относит геополитические и внешне-экономические, а также глобальные экологические процессы.

Внутренние факторы риска подразделяются на связанные с закономерностями циклического развития экономической системы и внеэкономические (например, преобразование национально-государственных структур России и утверждение в них принципов реального федерализма).

С точки зрения К. Самсонова, масштабы и устойчивость действия этих факторов приво дят к выводу, что они при определенных условиях могут иметь негативные последствия на макроэкономическом уровне и составить реальную угрозу экономической безопасности России.

К. Самсонов обозначил взаимосвязь между угрозами экономической безопасности и долговременными факторами риска посредством превышения порогового значения показателей, характеризующих факторы риска. В момент превышения пороговых значений показателей долговременные факторы риска квалифицируются как угрозы экономической безопасности. При этом наше представление о взаимосвязи рисков и угроз схоже и заключается в наступлении определенной (пороговой) степени вероятности нанесения ущерба экономической системе .

С. Афонцев, напротив, представляет угрозы экономической безопасности как шоки: «угрозы экономической безопасности представляют собой эндогенные и экзогенные шоки экономического или политического происхождения, способные вызвать дестабилизацию национальной или международной экономической системы» .

Таким образом , несмотря на теоретическую и практическую значимость категории «угроза экономической безопасности» единого подхода к ее определению пока еще нет. При этом часто авторы не предлагают собственное понимание угроз, ограничиваясь перечислением негативных воздействий, которые, по их мнению, относятся к угрозам (или к другим категориям) экономической безопасности.

Обобщая вышесказанное и учитывая сложившуюся практику применения, считаем наиболее удачным в идентификации негативных воздействий использование категорий «риски» и «угрозы».

Итак , негативные воздействия - это совокупность всех воздействий, способных причинить ущерб экономической системе определенного уровня с различной долей вероятности. Такое представление позволяет дифференцировать по возможности нанесения ущерба экономической системе различные воздействия для уровней экономической безопасности. Как уже было отмечено, в основу группировки негативных воздействий положена вероятность наступления момента, когда экономике будет нанесен реальный ущерб.

Риски сами по себе в процессе развития могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на экономическую безопасность, а вполне возможен и нейтральный результат. Как было отмечено ранее, риск - вероятностная категория. Если количественно оценить возможность нанесения ущерба от 0 до 1, то риск находится в границах от 0,3 до 0,5, угроза - от 0,7 до 0,9. Интервал от 0,5 до 0,7 будет являться угрозоформирующим риском, то есть такое влияние не имеет явного «намерения» нанести ущерб, но указанная тенденция явно прослеживается.

Оценка негативных воздействий - это процесс, посредством которогоопределяется соответствие ожидаемых результатов - ущерба экономической системе, конкретным формам и интенсивности влияния на экономическую безопасность негативных воздействий. Иначе говоря, оценка предполагает:

- во-первых , идентификацию негативных воздействий;

- во-вторых , определение изменений силы влияния негативных воздействий на экономическую безопасность в периоде;

- в-третьих , выявление возможных изменений экономической системы адекватных влиянию негативных воздействий.

Для оценки рисков и угроз экономической безопасности можно применять математические методы, используемые для анализа неопределенностей. Однако в этом случае необходим солидный информационный материал, поддающийся статистической обработке, чем за редким исключением исследователи и аналитики в реальных условиях не располагают. Поэтому целесообразно использование методов экспертных оценок, хорошо зарекомендовавших себя в анализе стохастических моделей.

Применение мер по минимизации влияния негативных воздействий на систему обеспечения экономической безопасности. Общеизвестно, что болезнь проще и лучше предупредить, чем излечить ее. Соответствующую аналогию можно провести в цепочке «негативные воздействия - система обеспечения экономической безопасности - состояние экономики». В ней предупреждающей силой выступает система обеспечения экономической безопасности. В настоящее время в Российской Федерации система обеспечения экономической безопасности структурно представлена практически всеми федеральными органами исполнительной власти, имеющими отношение к регулированию социально-экономических систем. Это следует из полномочий закрепленных в положениях или вопросах того или иного ведомства. Но присутствие словосочетания «экономическая безопасность» в полномочиях или функциях не предполагает, к сожалению, включение органа управления в качестве структурного элемента в механизм обеспечения экономической безопасности. Как показал современный кризис, сформулированное утверждение под собой имеет достаточные основания.

Таким образом, видим следующие действия в построении системы обеспечения экономической безопасности:

Институциональное закрепление содержания обеспечения экономической безопасности;

Четкое определение зон ответственности, полномочий и функций органов государственного управления;

Отражение в административных регламентах конкретных действий и мероприятий по минимизации влияния негативных воздействий на систему обеспечения экономической безопасности;

Подготовка специалистов (бакалавров и магистров) по направлению «экономическая безопасность».

Системный подход позволит более достоверно и своевременно выявлять негативные воздействия, разрабатывать и реализовывать меры по минимизации их влияния на систему обеспечения экономической безопасности.

Применение мер по минимизации влияния негативных воздействий на экономическую систему необходимо после того, как система обеспечения экономической безопасности оказалась неспособной сопротивляться. Здесь следует выделить два этапа :

Первый направлен на формирование пороговых значений показателей, характеризующих состояние социально-экономической системы;

Второй - разработка и реализация мер по недопущению отклонений фактических значений от пороговых или их восстановлению в требуемый диапазон.

Проблема критериев экономической безопасности рассматривается отечественными учеными в параллели с определением сущности категории «экономическая безопасность». Поэтому многочисленность подходов к дефинированию указанного понятия предопределило такое же разнообразие в формировании системы критериев и показателей оценивания экономической безопасности.

Наибольшую известность получила разработанная И. Я. Богдановым система критериев и пороговых значений показателей экономической безопасности, которая базируется на данных источников, обобщающих мировой опыт, а также на результатах научно-практических исследований российских ученых. Не все показатели, предложенные И. Я. Богдановым, являются отражением состояния экономической системы, но они, при этом, могут выступать как оценочные показатели состояния экономической безопасности страны. Причём, в зависимости от особенностей социальноэко-номических систем, одни и те же параметры целесообразно рассматривать и как показатели, характеризующие степень влияния негативных факторов на экономическую безопасность, и как показатели, характеризующие собственно содержание указанных негативных воздействий.

В начале 2000 г. Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН было предложено сформировать четыре группы пороговых значений для оценки уровня экономической безопасности :

1) макроэкономических, отражающих главные, принципиальные черты национальных интересов и утверждаемых на правительственном уровне;

2) раскрывающих и дополняющих эти главные черты и утверждаемые Минэкономразвития России;

3) функционального и отраслевого уровня, утверждаемые соответствующими министерствами;

4) экономической безопасности регионов.

Таким образом, Центром определяется необходимость построения вертикальной и горизонтальной структуры системы показателей экономической безопасности страны. Полагаем, такое построение является наиболее обоснованным для Российской Федерации, так как оно позволит учесть отраслевые и территориальные особенности экономической безопасности.

В настоящее время Центром финансово-банковских исследований Института экономики РАН предложено расширить состав индикаторов экономической безопасности с 19 до 32, дополнив их рядом финансовых, социальных, демографических показателей, обладающих особой чувствительностью к изменчивости социально-экономической ситуации .

В публикациях выделяются различные подходы к формированию индикаторов экономической безопасности и их пороговых значений. С нашей точки зрения, перечень индикаторов состояния экономической безопасности должен быть динамичным и отражать реакцию социально-экономической системы на внешние и внутренние процессы. Так же не могут быть статичными пороговые значения. Поэтому разделяем точку зрения В. А. Богомолова , который справедливо считает, что критическая величина экономических показателей безопасности не всегда означает ситуацию полного краха экономики или отдельных ее областей. Она, прежде всего, свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью изменения опасных тенденций.

В настоящей статье сделана попытка систематизировать элементы, входящие в область экономической безопасности. Из вышесказанного следует понимание несовершенства механизма обеспечения экономической безопасности, в том числе и за счет недостаточной изученности рисков и угрозы экономической безопасности, отсутствия сбалансирован ной системы по минимизации их влияния.

Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А. А. Прохожева. - Изд. 2-е, доп. - М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 12.
Афонцев С. Дискуссионные проблемы концепции национальной экономической безопасности // Россия ХХI. 2001. № 2. С. 60-66.