Отличия неполных предложений от односоставных. Как отличать полные и неполные предложения от двусоставных и односоставных

Цели:

    повторение и систематизация знаний об односоставных и неполных предложениях;

    наблюдение и выводы о роли данных предложений в тексте;

    закрепление знаний о синтаксических средствах выразительности речи,

    совершенствование навыков анализа текста.

Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер для каждого ученика; презентация, тесты; карточки для самостоятельной работы.

(Примечание: презентация готовится в Power Point, а затем импортируется в память интерактивной доски; тексты, с которыми нужно будет проводить манипуляции на уроке, вводятся непосредственно в память доски).

Ход урока

1. Сообщение темы и задач урока.

Слайды № 1 и № 2. Тема и задачи урока.

Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения", понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, закрепим знания о средствах выразительности речи, а также будем совершенствовать навыки анализа текста.

(Запись темы урока в тетрадях).

2. Теоретическая разминка.

Слайд № 3. Терминологический кроссворд.

Повторим материал предыдущего урока. Теоретическая разминка путём разгадывания кроссворда, в центре которого ключевое слово темы урока.

1. Единая концовка строк, строф . 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи. 13. Намеренно избыточный повтор союзов.

( Ответы. 1. Эпифора. 2. Градация. 3. Оксюморон. 4. Анафора. 5. Бессоюзие. 6. Подхват. 7. Эллипсис. 8. Повтор. 9. Парцелляция. 10. Инверсия. 11. Антитеза. 12. Фигуры. 13. Многосоюзие.)

3. Сообщение сведений из истории вопроса об односоставных предложениях.

(Индивидуальное сообщение подготовленного ученика. Речь сопровождается демонстрацией портретов учёных на слайдах).

Слайд № 4 - портреты Буслаева и Востокова.

Слайд № 5 - портреты А. А. Потебни и А. А. Шахматова.

"В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.

Так, учёные-лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т. е. с двумя главными членами.

Некоторые учёные, например Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому предложения с главным членом - существительным в именительном падеже (номинативные) относили к неполным.

Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внёс великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге "Синтаксис русского языка", по словам В. В. Виноградова, "впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка".

А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов (например, номинативных) ещё не достигнуто единства во взглядах".

4. Повторение видов односоставных предложений.

Мы изучаем ту классификацию односоставных предложений, которая признана на современном этапе. Какие предложения называются односоставными?

На какие группы они делятся?

Слайд № 6. Схема деления на группы односоставных предложений.

Рассказать по таблице на слайде о каждом из видов односоставных предложений, используя теоретические сведения из учебника О. В. Загоровской, по плану: значение, способ выражения главного члена, пример.

Слайды № 7 - 8.

В чём особенность обобщённо-личных предложений?

Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?

5. Работа на интерактивной доске. Упражнение в определении видов односоставных предложений.

Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид

односоставных предложений?

(Уметь быстро находить грамматическую основу и определять способ её выражения)

Слайд № 9

В данных предложениях подчеркните сказуемые и напишите рядом способ выражения. Определите вид предложений.

    Здесь рыбу не ловят.______________________

    Спешу к вам на помощь.___________________

    Подмораживает.__________________________

    На этой реке нет мостов.___________________

    Пора спать._______________________________

    На улице ветрено и сыро.__________________

    Составьте график дежурства.______________

Слайд № 10

(Каждое предложение на слайде между первым и вторым заданием вносится непосредственно в память интерактивной доски как отдельный текст):

    На улице было холодно.

    Ломаные линии, острые углы.

    Много песен сложено о любви.

    Про него давно говорят много хорошего.

    Скоро увидимся.

    В воздухе пахнет грозой.

    Не бывать этому!

    Кругом всё было тихо и спокойно.

    За опоздание будете наказаны.

    Друг далёкий, вспомни обо мне.

    Что посеешь, то и пожнёшь.

    У многих ещё нет компьютеров.

1-е задание:

Найдите двусоставные предложения и вынесите их из списка предложений за пределы доски (путём перетаскивания).

2-е задание:

Оставшиеся односоставные перенесите в таблицу в соответствии со способом выражения сказуемого, определите вид предложения.

Какое предложение осталось вне таблицы? Почему? (Назывное - главный член - подлежащее).

6. Работа с упр. 22 в учебнике О. В. Загоровской (Ч. 2) - стр. 43.

Чтение предложений и определение их видов.

7. Наблюдения за ролью односоставных предложений в речи.

Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи?

(В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи).

- Материал следующих слайдов перенесёт нас к теме, которая изучается на уроках литературы - поэзия Серебряного века.

(Тексты на слайдах № 11 и 12 также вносятся в память доски, каждое предложение отдельно)

Слайды № 11 и 12. Портреты поэтов и стихотворные тексты.

Найдите односоставные предложения, выделите их другим цветом, определите вид. Какова их роль в этом тексте?

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьётся
Чуждый чарам чёрный чёлн.
К. Бальмонт.

(Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
А. Блок.

(Определённо-личные предложения. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
С. Есенин.

(Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам. Глаголы в неопределённой форме показывают обобщённость, а с повторяющимся отрицанием не - безвозвратность действия).

За что-то меня упрекают
И в чём-то согласны со мной:
Так исповедь льётся немая
Беседы блаженнейшей той.
А. Ахматова.

(Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии).

8. Игра "Аукцион поэтических строк".

Какие вы можете вспомнить поэтические строки, в которых есть односоставные предложения? (Побеждает тот, кто назовёт последний).

9. Повторение о неполных предложениях.

Слайд № 13.

Какие предложения называются неполными?

В каких случаях они употребляются?

а) в диалогах,

б) во второй части сложного предложения ).

Что нового о неполных предложениях даёт учебник Загоровской?

( Понятие об эллиптических предложениях ).

10. Упражнение в распознавании неполных предложений.

Слайд № 14.

Могут ли односоставные предложения быть неполными? (Да ).

Являются ли неполными следующие предложения?

1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. (Все полные, односоставные).

Определите, какие это предложения:

- Вам сообщили о моём приезде? (Полн., односост.)

- Сообщили. (Неполн., односост.)

- Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полн., односост.)

- Скоро. (Неплн., односост.)

11. Работа с упр. 23 (Ч. 2) - стр. 45

(Записываются на подготовленных карточках только номера предложений в соответствии с заданием в учебнике.) Приложение 2

Ответы:

Полные двусоставные: 1; 2; 5(1-я ч.); 7(1-я ч.).

Полные односоставные: 3(1-я ч.);4; 6.

Неполные, понятные лишь в контексте: 3(2-я ч.); 5 (2-я ч); 7(2-я ч.).

Эллиптические: 8.)

12. Работа с текстом.

Слайд № 15.

Прочитайте текст:

1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5). Жизнь на нём протекала размеренно. 6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11. Следующие два часа посвящались отдыху.

И. Бунин.

Из какого произведения отрывок? ("Господин из Сан-Франциско").

Конечно, все узнали, так как совсем недавно изучали на уроке литературы. Назовите односоставные предложения, их вид. (Подчёркивают разным цветом каждый вид).

Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

( Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.

Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни в мире капитализма. Это безымянные "сливки" общества. Вспомним, что и сам г-н из Сан-Франциско не имеет имени.)

Какую роль данный эпизод играет в рассказе "Господин из Сан-Франциско"?

(Помогает раскрыть идею произведения, авторскую позицию)

- Какова же идея данного эпизода?

(Бездуховность представителей капиталистического общества, притворство, фальшь).

Какими средствами художественной выразительности представлена авторская позиция?

Метафоры и эпитеты : буря с мокрым снегом, неприветливо светало, серо- зелёная водяная пустыня, холодная свежесть океана.

Символы: пароход, похожий на отель, ассоциируется с "Титаником".

Большое количество глаголов в прошедшем времени делает действие актуальным и правдоподобным.

Синтаксический параллелизм: одинаковая структура (3,6,7,10 предл.) и (8, 9) предложений.

Эллипсис: намеренный пропуск сказуемого в 9-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять "полагалось", и подкрепляться "полагалось".

Антитеза: роскошный пароход и пейзаж, отдых и раннее вставание, обязательность действий.

Оксюморонность языка: неприветливо светало, с удовольствием читали газету.

Каков стиль речи? Докажите.

14. Вывод.

Какова роль в данном тексте всех перечисленных выше средств языка, стиля, типа речи?

(Повествование даёт возможность наглядно передать действия, совершаемые отдыхающими на пароходе, элементы описания помогают реально представить пароход, пейзаж и т. д. А художественный стиль предполагает использование множества средств языковой выразительности, что помогает воссозданию полной картины происходящего на пароходе, раскрытию идейного содержания и авторской позиции). приложение 3 .

С точки зрения синтаксиса, предложение - это одна из основных единиц языка. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью и обязательно имеет грамматическую основу. В русском языке предикативная основа может состоять из одного или двух главных членов.

Понятие односоставных предложений

Виды односоставных предложений с примерами служат визуальной иллюстрацией теоретического материала в разделе «Синтаксис» русского языка.

Синтаксические конструкции с основой, состоящей из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Например: Я не люблю фатального исхода (В.С.Высоцкий).

Предложения, в основе которых содержится лишь один из главных членов, называются односоставными. Такие фразы имеют завершенный смысл и не нуждаются во втором главном члене. Бывает так, что его наличие попросту невозможно (в безличных предложениях). В художественных произведениях очень часто употребляются односоставные предложения, примеры из литературы: Плавлю лбом стекло оконное (В.В.Маяковский). Здесь нет подлежащего, но его легко восстановить: «я». Малость стемнело (К.К.Случевский). В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

В разговорной речи достаточно распространены простые односоставные предложения. Примеры их использования доказывают это: − Куда пойдем? - В кино.

Односоставные предложения подразделяются на типы:

1. Назывные (с основой из подлежащего).

2. Со сказуемым в основе:

  • личные;
  • безличные.
  • Но назвали всех троих дочек ведьмами (В.С.Высоцкий) (сказуемое - глагол прош.вр., мн.числа, изъявит. накл.).
  • И пусть говорят, да пусть говорят, но — нет, никто не гибнет зря (В.С.Высоцкий) (в роли сказуемого − глагол в настоящем времени, в 3-м л. и мн.ч.).
  • Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода (Шолохов) (глагол-сказуемое в форме сослагательного наклонения множественного числа).

Особенности обобщенно-личных предложений

Эту группу односоставных предложений некоторые лингвисты (В.В. Бабайцева, А.А. Шахматов и др.) не выделяют в отдельный вид, т.к. формы выражения сказуемых в них идентичны определенно- и неопределенно-личным и различаются только смысловой нагрузкой. В них сказуемое имеет обобщенное значение. Такие конструкции чаще всего употребляются в пословицах и поговорках: Любишь вершки - люби корешки. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один раз солгал - навек лгуном стал.

При изучении темы «Односоставное личное предложение» примеры имеют огромное значение, т.к. они наглядно помогают определить тип синтаксической конструкции с одним из главных членов и различать их.

Безличные предложение

Односоставное безличное предложение (пример: Темнеет рано. В голове шумит. ) отличается от личного тем, что в нем нет и не может быть подлежащего.

Сказуемое может выражаться разными способами:

  • Безличным глаголом: Смеркалось. Меня тошнит.
  • Личным глаголом, перешедшим в безличную форму: В боку у меня колет. Вдали загрохотало. Вам везет! Мне не спится.
  • Предикативным наречием (категорией состояния или безлично-предикативные слова): Было очень тихо (И.А.Бунин). Душно. Тоскливо.
  • Инфинитивом: Не стоит прогибаться под изменчивый мир (А.В.Макаревич).
  • Словом-отрицанием «нет» и отрицательной частицей «ни»: На небе ни облачка. Совести у тебя нет!

Виды сказуемого

В односоставных предложениях

В русской лингвистике сказуемое представлено тремя видами:

  1. Простое глагольное. Выражено одним глаголом в любой форме.
  2. Составное глагольное. Состоит из глагола-связки и инфинитива.
  3. Составное именное. Имеет в составе глагол-связку и именную часть, которая может быть выражена именем прилагательным, существительным, причастием или наречием.

В односоставных предложениях встречаются все указанные

Прохладно (односоставное безличное предложение). Пример сказуемого с опущенной глагольной связкой в настоящем времени, но которая проявляется в прошедшем времени: Было прохладно. Именная часть выражена

В определенно-личном предложении: Возьмемся за руки, друзья (Б.Ш.Окуджава) -сказуемое простое глагольное.

В неопределенно-личном предложении: Никого не хочу из вас слушать (О.Ермаченкова) - сказуемое - личный глагол + инфинитив.

Назывные односоставные предложения - примеры составного именного сказуемого с нулевой глагольной связкой в настоящем времени. Часто при номинативе ставятся рядом указательные частицы: Вот твой билет, вот твой вагон (В.С.Высоцкий). Если номинативные предложения представить в прошедшем времени, то они преобразовываются в двусоставные предложения. Сравните: Был твой билет, был твой вагон.

Односоставные и неполные предложения

Следует отличать неполные двусоставные предложения от односоставных. В односоставных при отсутствии одного из главных членов смысл предложения не изменяется. В неполных может быть пропущен любой член предложения, и смысл может быть не понятен вне контекста: Напротив - стол. Или: Сегодня.

В некоторых случаях сложно разграничить определенно-личные предложения и двусоставные неполные. В первую очередь это относится к сказуемым, выраженным глаголом в форме прошедшего времени. Например: Подумала - и стала кушать (А.С.Пушкин). Без основного контекста невозможно определить, в 1 или 3 лице употреблен глагол. Для того чтобы не ошибиться, важно понимать: в форме прошедшего времени лицо глагола не определяется, а значит это двусоставное неполное предложение.

Особую трудность вызывают различия между неполным двусоставным предложением и назывным, например: Ночь. Морозная ночь. и Ночь в деревне. Чтобы не возникало трудностей, важно понимать: обстоятельство - это второстепенный член, относящийся к сказуемому. Следовательно, предложение "Ночь в деревне" - двусоставное неполное с составным именным сказуемым, при котором глагольная часть опущена. Сравните: Ночь наступила в деревне. Морозная ночь. Это номинативное предложение, т.к. определение согласуется с подлежащим, следовательно, прилагательное "морозная" характеризует главный член "ночь".

При изучении синтаксиса важно выполнять тренировочные упражнения в, а для этого необходимо анализировать типы односоставных предложений с примерами.

Роль односоставных предложений в языке

В письменной и устной речи односоставные предложения играют существенную роль. Подобные синтаксические конструкции в лаконичной и емкой форме позволяют сформулировать мысль ярко и красочно, помогают представить образы или предметы. Они придают высказываниям динамичность и эмоциональность, позволяют акцентировать внимание на нужных объектах или субъектах. С помощью односоставных предложений можно избежать неоправданных местоимений.

ОДНОСОСТАВНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Укажите неверное утверждение. А. В односоставных

предложениях грамматичес¬кая основа состоит из одного главного члена.

Б. Односоставные предложения могут быть рас¬пространенными.

В. Неполные предложения те, в которых пропу¬щен главный член.

Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.

2. Найдите односоставные предложения.

А. День ясен.

Б. С утра морозит.

В. Что бы это значило?

Г. Мне нездоровится.

Д. Ряд телеграфных столбов.

3. Укажите определенно-личные предложения .

А. Выберите себе книгу по вкусу.

Б. Не из Москвы ли будешь?

В. В доме шумят.

Г. Цыплят по осени считают.

Д. Быть грозе великой. 4

4. Найдите неопределенно-личные предложения.

А. Вот парадный подъезд.

Б. Люблю грозу в начале мая.

В. В дверь постучали.

Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Д. Будут долго вспоминать его рассказы.

5. Укажите безличные предложения.

А. Бездонную бочку водой не наполнишь.

Б. Скоро светать будет.

В. Приготовьтесь к уроку.

Г. Зажгло грозою дерево.

6. Найдите обобщенно-личные предложения.

А. Вам не видать таких сражений.

Б. Вечерами работалось особенно хорошо.

В. Каких только птиц не увидишь в лесу!

Г. Любишь кататься - люби и саночки возить

7. Укажите назывные предложения.

А. Мне холодно.

Б. Вот заводская улица.

В. Это домик под толевой крышей.

Г. Третий час дня.

Д. Вода немного коричневатая.

8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

А. Летом светает рано, а зимой - поздно.

Б. Ум - это сила.

В. В избе жарко натоплено.

Г. Уходим завтра в море.

Д. «Как тебя зовут?» - «Меня Анной».

9. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

А. На пригорке то сыро, то жарко.

Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.

В. Светло на улице, и виден сад насквозь.

Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.

1. Найди правильное утверждение. Односоставные предложения – это: а) предложения, в которых есть все необходимые для смысла члены предложения; б)

предложения, которые состоят из двух или более простых предложений; в) предложения, в которых имеется только состав сказуемого или состав подлежащего.

2. Односоставные предложения делятся на следующие виды: а) назывные, неопределённо-личные, полные, безличные, обобщённо-личные; б) определённо-личные, назывные, повествовательные, обобщённо-личные; в) назывные, неопределённо-личные, определённо-личные, безличные, обобщённо-личные.

3. Как называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определённое лицо: а) обобщённо-личное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) безличное.

4. Какое из предложений является безличным: а) Языком не торопись, погоняй делом. б) Я сегодня не могу писать. в) Лужи затянуло синим льдом.

5. Как называются односоставные предложения, в которых есть сказуемое, но нет и не может быть подлежащего: а) определённо-личное; б) безличное, в) неопределённо-личное, г) назывное. 6. Какое из предложений является неопределённо-личным: а) В саду есть маленькая баня.

б) Баню недавно протопили. в) Разбуди меня завтра рано.

7. Как называются предложения, в которых деятель не назван и мыслится как неопределённое лицо: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.

8. Какое из предложений является обобщённо-личным: а) Больному ночью не спалось. б) От тяжёлой работы быстро устаёшь. в) На калитке порядковый уличный номер.

9. Как называются предложения, в которых имеется только состав подлежащего: а) безличное, б) определённо-личное, в) назывное, г) неопределённо-личное; д) обобщённо-личное.

10. Какое из этих предложений является назывным: а) На пруды понесло первым снегом. б) Скрипит снег под санями. в) Белая музыка под полозьями. 11. Какое из этих предложений является определённо-личным: а) В пустом старом доме стало сразу шумно. б) Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую песню! в) Помните о тех, кто не вернулся с войны.

12. В каких предложениях сказуемое выражено в форме 1 или 2 лица ед. и мн. числа изъявит. и повелительного наклонения: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное, д) обобщённо-личное.

13. В каких предложениях сказуемое выражено в форме прошедшего времени мн. числа и 3 лица мн.числа: а) безличное, б) неопределённо-личное, в) определённо-личное, г) назывное.

14. В каких предложениях сказуемое выражено безличным глаголом или личным глаголом в безличной форме: а) назывное; .б) определённо-личное, в) неопределённо-личное, г) безличное.

15. Как называются предложения, в которых есть все главные и второстепенные члены, необходимые для понимания их смысла: а) безличное, б) полное; в) неопределённо-личное, г) назывное; г) неполное.

16. Сделай синтаксический разбор предложения. От старой деревенской скатерти пахло ржаным хлебом и молоком.

1.расставьте знаки припенания,укажите вид односоставных предложений....Из-за макушек елей

выглянула луна и тотчас заметно посветлело.

.....Володя был добрый мальчик и это радовало маму

......С востока надвигались тёмные дождевые тучи и оттуда изредка

потягивало влагой

.....Подошёл трактор и сразу стало шумно на окраине маленькой спящей

деревеньки

2.Какое из предложений неполное,где на месте отсутствующего члена надо поставить тире?

...Сквозь полукруглые окна мы увидим сад,заваленный снегом.

.....Клумбы роз и обвитые виноградом корпуса поразили меня.

.....Есть две формы жизни:гниение и горение.Трусливые и жадные изберут первую,мужественные и щедрые вторую.

.....Взощёл месяц и его сияние причудливо,пестро и таинственно расцветило лес.

3.Укажите неполное предложение.

....Уже светало

...Меня знобт

...думали о хлебе и отдыхе

....после ливня-ни грозы,ни ветра

4.Определите, какой член предложения пропущен в неполных предложениях?

....Сначала меня познакомили с Иваном,потом с Романом

....Налево шумела забытая ель,направо-плакучие ивы.

....Я очень люблю Петербург.Учился там,работал много лет

....У Ларисы платье красивое,у Люды-зелёное

5.ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

...не окинешь взглядом наши степные просторы

....ясный зимний полдень

....светло и искристо кругом

...нам не сообщили ту новость

...нет желания идти

...у всех дух захватило

...пойдёшь с нами в зоопарк?

...вторично передавали экстренное сообщение

6.укажите неверне утверждение

...все односаставные предложения являються неполные

...безличный глагол может быть в павелительном наклонение

....тип односоставного предложения определяеться по способу выражения главного члена предложения

.....отсутствующее в неполном предложении слово"подсказывается"либо контекстом,либо речевой ситуацией.

Могут ли в русском предложении два предлога располагаться подряд, при этом так, чтобы между ними не было знака препинания? Если это возможно, приведите

примеры таких сочетаний и охарактеризуйте их структуру, а при необходимости укажите также и свойства предлогов, допускающих подобное употребление. Может ли предложение Он шел вслед за мной рассматриваться как подходящий пример?

1. Все обыкновенные предложения по наличию членов предложения делятся на два класса: полные и неполные.

  • Предложения, в каких никакие члены не пропущены, - полные : Солнце клонилось к западу .
  • Неполные предложения - это предложения, в каких пропущен нужный член предложения - главный либо второстепенный: Есть будешь? - Буду! (смысл второго предложения в отсутствие предшествующей фразы не ясен).
  • Признаки неполного предложения:

  • пропущенный член предложения просто восстанавливается, благодаря предшествующим предложениям (по контексту) либо общей ситуации речи;
  • неполное предложение - это всегда вариант полного предложения;
  • пропуск члена предложения непременно подтверждается наличием в нем зависимых от этого члена слов, также контекстом либо ситуацией речи.
  • 2. Полные и неполные предложения нередко путают с двусоставными и односоставными предложениями .

    Однако последние относятся к иной систематизации обычных предложений - по нраву грамматической базы.

  • Двусоставные предложения - это предложения, в каких есть и подлежащее и сказуемое: Отговорила роща золотая березовым радостным языком.
  • Односоставные предложения - это предложения, в которых есть только один главный член (либо подлежащее либо сказуемое), при этом 2-ой не нужен для осознания смысла предложения: Поздняя осень . Во дворах жгут сухие листья.
  • 3. Как отличать полные и неполные предложения от двусоставных и односоставных?

    Эталон рассуждения (на примере предложения, выделенного жирным шрифтом):

    - Чувствуете вы сейчас боль?

    - Сейчас очень маленькую ...

    1. Выясним: предложение «Сейчас очень маленькую ... » - полное либо неполное?

    Читатель осознает по контексту, что в предложении «Теперь очень маленькую ...»

  • пропущены слова чувствую и боль ;
  • не считая того, есть слово маленькую , которое может относиться только к слову боль ;
  • по этим пропущенным словам есть возможность вернуть полный вариант предложения: Сейчас чувствую очень маленькую боль... ;
  • в конце концов, не напрасно дано предыдущее предложение «Чувствуете вы сейчас боль?» , из него берём информацию для восстановления пропущенных членов предложения.
  • Следовательно, предложение «Сейчас очень маленькую ... », вправду, неполное, т.к. это предложение, в каком пропущены нужные члены предложения, которые просто восстанавливаются, благодаря предыдущему предложению («Чувствуете вы сейчас боль?» ).

    2. Выясним: данное предложение «Сейчас очень маленькую ...» - двусоставное либо односоставное?

    Нужно отыскать грамматическую базу (в том случае есть и подлежащее и сказуемое, означает, предложение двусоставное; в том случае есть или только подлежащее, или только сказуемое, означает, предложение односоставное).

  • Следует держать в голове, что при разборе по членам предложения учитываются не только лишь те слова, которые есть в наличии, да и те, которые предполагаются и нужны для осознания смысла предложения.
  • Так, мы имеем предложение «Сейчас очень маленькую ...», однако подвергать рассмотрению должны его полный вариант «Теперь чувствую очень маленькую боль...» .

  • В нём есть сказуемое чувствую (глагол 1-ого лица изъявительного наклонения);
  • подлежащее отсутствует, оно восстанавливается только по смыслу - путём подбора подходящего местоимения к данному глаголу-сказуемому: Я чувствую (местоимение 1-го лица). Тут нет признаков неполноты предложения (см. выше абзац «Признаки неполного предложения»).
  • Делаем вывод, что предложение «Сейчас очень маленькую ...» односоставное, т.к. в нём есть только сказуемое.

    3. Общий вывод: предложение «Сейчас очень маленькую ...» неполное, односоставное.

    Дополнительно на сайт:

  • Чем выражается обычное глагольное сказуемое?
  • Где отыскать примеры осложнённого обычного глагольного сказуемого?
  • Какие есть типы сказуемых?
  • Какие есть стилистико-синтаксические ошибки?
  • Где отыскать примеры стилистико-синтаксических ошибок?
  • Большое количество ошибок при анализе простых предложений связано с непониманием специфики односоставных и неполных предложений, с неумением различать эти типы конструкций.

    Односоставные предложения - это предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена. Этот главный член в предложении является грамматически независимым и выражается формами глагола, существительным, а также наречием. Грамматическое и лексическое значение главного члена таково, что наличие второго главного члена исключается.
    Тип односоставного предложения определяется по значению главного члена. Все односоставные предложения делятся на два типа: глагольные и именные. К глагольным относятся определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения. Именной тип представлен назывными предложениями.

      В определенно-личных предложениях главный член указывает на принадлежность действия определенному лицу - говорящему или слушающему. Такое значение в русском языке имеют только глаголы 1 или 2 лица: Хож у на охоту. Дай , Джим, на счастье лапу мне .

      В неопределенно-личных предложениях главный член имеет значение неопределенного лица: Некрашеные полы здесь моют с дресвой. Значение неопределенного лица позволяет соотнести действие и с одним единственным лицом, и с большой по численности группой лиц. Значение глагольной формы как бы вообще отвлечено от конкретизации носителя действия. Такое значение в русском языке способны получать глаголы в форме 3 лица множественного числа, глаголы в форме множественного числа прошедшего времени и сослагательного наклонения.

      Обобщенно-личные предложения имеют главный член, значение которого представляет действие как относящееся ко всем лицам без исключения. Такие значения широко представлены в предложениях-пословицах, предложениях-афоризмах: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда . Обобщенно-личное значение выражается в русском языке глаголами 2 лица единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, а также глаголами 3 лица множественного числа изъявительного наклонения: В чужой монастырь со своим уставом не ходят .
      Выражение этого типа значения с помощью глагольной формы 2 лица приводит к тому, что говорящий среди всех лиц, к которым он относит действие, невольно выделяет себя и своего собеседника. Поэтому условно значение обобщенно-личного типа можно представить как "я + ты + все другие".
      Не случайно предложения такого типа не употребляются в научном и официально-деловом стиле.

      Безличное предложение имеет главный член, который выражает действие или состояние безотносительно к лицу:На улицах чисто; Автобус подкидывало все чаще; Уже смеркается.
      Безличное значение в русском языке может выражаться безличными глаголами, личными глаголами в безличном значении, наречиями. Некоторые из этих наречий могут употребляться только в качестве главного члена безличного предложения: можно, нужно, жаль, пора и др.

      Назывные предложения говорят о существовании, бытии какого-либо предмета.
      Главный член назывных предложений выражен существительным в именительном падеже:

      Ночь . улица , фонарь , аптека , бессмысленный и тусклый свет .

      Номинативные предложения могут включать в свой состав указательные частицы:

      Вот дом Петровых.

      Из второстепенных членов предложения в назывных предложениях наиболее часто можно встретить согласованные и несогласованные определения