Описать животное по русскому языку. Текст описание животного

Сочинение - описание животного

(Подбор и систематизация материала)

Цели: Знать: строение текста описания животного.

Уметь: владеть способом действия при выборе нужного материала

Есть ли у тебя любимое животное?

Вспомни смешной или печальный случай связанный с ним. Запиши кратко. Так необычно ты можешь начать своё сочинение.


Подумай, о каком именно животном ты будешь писать; учти, что сочинение пишется по личным впечатлениям и наблюдениям, продумай заголовок (Свобода дороже, Любимчик, Пушистый непоседа, Живой рубин, Колючая находка)

План

1 Когда и как я увидел эту собачку (кошку, рыбку, птичку, хомячка)?

2 Чем она привлекла моё внимание?

3 Какова она собой?

4 Каковы её повадки? (действия)

5 Как я забочусь о собачке?

Типы: описание, повествование, рассуждение.

Как вы думаете, в каком стиле речи мы будем описывать животное?

Стили: художественный, научный, разговорный

Памятка

1 Значит, мы в своём тексте постараемся выразить отношение к герою описания (собаке…)

2 Описывать следует не все признаки, а только те, которые помогают понять главную мысль

3 Используйте выразительные средства: слова с переносным значением, с эмоциональными суффиксами (пёрышки, шёрстка), сравнительные обороты, эпитеты.

Какие могут быть ошибки?

1 У животных (не лицо) - морда, у кошек тупая, у собак удлинённая.

2 О цвете шерсти говорят масть, у птиц (не нос) -клюв

3 Найдите речевые ошибки

А) Глаза у голубят как чёрные изумрудины. Б) Жучка пулей выбежала во двор. В) На лапках у котёнка - маленькие тёмные перчаточки.

Г) На мурке были белые тапочки, причём одна доходила до живота.

Проверим себя: а) изумруд - зелёного цвета, б) пуля летает, не бежит, в) перчаточки могут быть на передних лапках, г) М урка, могут быть только на задних лапках.

Голова у кошки круглая. На голове торчат небольшие чуткие ушки. Глаза как будто расколоты посередине. Эта узкая щель расширяется в темноте, что помогает кошке лучше видеть.

Все тело кошки мягкое, гибкое. Хвост длинный и пушистый. Ноги короткие, но сильные. Каждый палец вооружен острым выгнутым когтем. Кошка умеет сделать свою лапу бархатной. Она ловко прячет когти, чтобы не притупились. Ходит на пальцах, но когтями по полу не стучит.

Кошка высоко прыгает и лазает по деревьям. Она аккуратная, не любит сырости и грязи. Она привязана к своим детям и отважно их защищает. Кошка больше привыкает к дому, чем к человеку.

Докажите, что тип речи в этом тексте — описание.

Составьте план.

Напишите подробное изложение с творческим продолжением на тему: «Рассказ о любимом животном» или «Мое любимое животное».

В тексте дается подробное описание кошки: ее внешнего вида (головы, глаз, тела, хвоста, лап), повадок (высоко прыгает и лазает по деревьям), природных особенностей (аккуратная, не любит сырости и грязи), характера (привязана к своим детям, привыкает к дому).

Сочинения по темам:

  1. Вот и наступила весна. А с приходом весны вся природа вокруг преображается. Сначала увеличиваются дни, и понемногу поднимается температура на...
  2. Хочу рассказать вам о своем друге, его зовут Саша. Мы знакомы с раннего возраста. Вместе ходили в детский сад, а...
  3. Парикмахер – это человек, который занимается уходом за волосами клиентов, и который запросто сделает любую стрижку и прическу. Парикмахер способен...

Котеночек

Я очень люблю домашних животных. И вот наконец родители мне подарили на день рождения котенка. Он был маленьким, пушистым, черного цвета с белой крапинкой на лбу. Крапинка имела форму звездочки, потому все начали называть котенка Звездочкой. Кругленькая мордашка с черным носиком, блестящими глазенками и маленькими стоячими ушками была у моего котенка.

Какое оно было смешно! Толстенькое, на коротких ножках. Каждый раз, когда оно меня видело, подбегало, терлось о ноги, будто приглашало поиграться с ним. Котеночек имел

Веселый нрав, а потому очень быстро стало любимцем семьи.

Больше всего Звездочка любила играться с бумажной бабочкой. Котеночек весело подпрыгивал, становился на задние ножки, крутил головкой.

Я очень люблю свою Звездочку и довольный тем, что она у меня есть.

Рекс

У моей бабушки есть собака. Это большая среднеазиатская овчарка, которая имеет кличку Рекс.

У него длинная густая шерсть белого цвета. Голова большая, мордашка удлинена, суженная к носу. Глаза в Рекса темные и умные. Смотрит он на всех пристальным, внимательным взглядом. Стройные длинные ноги заросли гладкой шерстью. Хвост

Коротенький, а из него волнами спадает шерсть.

Рекс большой и сильный, и характер имеет хороший и спокойный. И хотя он уже взрослый, любит играться с мячиком, бегать со мной наперегонки.

Мне нравится Рекс, и я охотно с ним играюсь.

Белочка

Однажды я увидела на дереве в парке белочку. Золотисто коричневую, лишь кончик хвостика белый, будто сметаной политый. Хвост намного больший от самой белочки. Он пышен и пушист. Кавычки у нее коротки с хорошо развитыми пальчиками, крепкими и плотными.

Благодаря острым коготкам животное быстро передвигается стволами деревьев, легко цепляется за ветви. Зубы в белочки крепкие и острые. Они легко разгрызают наиболее прочные орехи. Из всех лесных обитателей белочки являются самыми живыми и непоседливыми.

Мне нравятся белочки, и я с удовлетворением наблюдаю за ними.

Воробьи

Люблю воробьев. Они гнездятся около человеческих жилищ. Веселое чирикание этих смелых и умных разбойников доносится из-под крыши над моим окном.

У воробьев крепкий конический клюв, короткие крылья, длинный хвост. Маленькие быстрые глаза серенькой задиристой птички настороженно посматривают вокруг. Они весело прыгают на своих маленьких ножках, нервно перелетают из ветви на ветвь, что-то шепчутся между собой, затевают шумные драки.

Воробьи питаются семенами, ягодами, насекомыми, уничтожают врагов сада. Я люблю наблюдать за этими маленькими веселыми птичками.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙОБЛАСТИ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9

ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В 5 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО»

и литературы

ГБОУ ООШ №9

г. Новокуйбышевска

Новокуйбышевск, 2013 г.

Тема урока: Описание животного.

Цели урока :

Научить правильно строить описание и использовать в своем сочинении изобразительно-выразительные средства языка. Выяснить, как строится описание животных. Сравнить описание в научном и художественном стилях.

Ход урока:

1. Организационный момент. (Объявить цели и задачи урока)

Ребята, сегодня у нас новая тема. Мы познакомимся с описанием животного. Вашим домашним заданием будет сочинение – описание. Чтобы хорошо подготовиться к нему, мы должны:

· определить идею сочинения и научиться четко подчинять ей материал;

· отработать элементы композиции;

· собрать материал для сочинения.

2. Запись в тетрадях числа, темы.

3. Повторение. Опрос.

· Какие стили речи вы знаете? (научный, разговорный, художественный)

· Какие типы речи вы знаете? (описание, рассуждение, повествование)

· Как вы думаете, в чем заключается основная идея описания? (в описаниях раскрываются признаки предмета, явления, лица).

· Что можно описать? (описать можно человека, природу, помещение, какой-либо предмет, животное)

4. Рассмотрение типа описания в различных стилях (научный, художественный), выявление особенностей каждого.


Я уверена, что вы любите животных. У многих из вас есть дома кролики, кошки, собаки, черепахи, голуби. Поэтому описать своего любимого питомца вам не составить особого труда.

· А как вы думаете, ваше сочинение - описание будет выдержано в каком стиле: научном, художественном или деловом? (в художественном)

Познакомимся с Текстом № 1. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком). Читает сильный ученик.

· В каком стиле речи выдержано это описание собаки?

Познакомимся с Текстом № 2. (Тексты заранее распечатаны на отдельных листах и заранее розданы учителем перед уроком) Читает сильный ученик.

· Отличаются ли эти описания?

(Первое описание – научное. В нем дается перечень главных признаков предмета, явления, лица. Главное в научных описаниях – точность, логическая последовательность).

· Где мы можем встретить научное описание? (в учебниках, в энциклопедиях)

(Второе описание – художественном описание. Такое описание помогает нам увидеть предмет, явление, лицо во всех подробностях, представить его в своем воображении. Главное – дать яркое представление об описываемом предмете, явлении, лице, используя изобразительно-выразительные средства.)

· Где мы встречаем художественное описание? (в художественных произведениях)

· Какие художественные произведения с описанием животных вы читали? (Тургенева, Паустовского, Чехова)

5. Знакомство с композицией сочинения – описания животного в художественном стиле.

Вернемся к Тексту № 2.

· Что именно и в какой последовательности описывает автор? (вначале описан внешний вид животного, а потом уже его повадки).

Такова композиция (построение) художественного описания. Давайте эту композицию запишем.

1. Внешние, наиболее яркие признаки животного.

Работа с текстом.

- Выпишите себе в тетрадь слова или выражения для внешности животного . ЗАПОМНИТЕ: не столь важно, с чего вы начнете свое описание: с хвоста или с лапок. Важно выделить такие детали, которые помогли бы создать видимое, зримое впечатление (прочитал и будто увидел перед глазами)

· Интересным ли получилось описание? (описание получилось интересным потому, что автор хорошо знает животное, о котором пишет).

· Запишем в тетради:

2. Повадки, привычки . Ведь это тоже важно.

В описания животных могут включаться элементы повествования, рассказа. И это понятно: описывая животное, невозможно не рассказать о каком-нибудь случае, эпизоде из его жизни.

Запишем в тетради:

3. Случай, который раскрыл бы характер животного (добрый - злой, хитрый - простой, умный - глупый, ласковый - упрямый и пр.)

6. Предупреждение ошибок.

Послушайте предложения.

Что режет нам слух? Есть ли повторы слов?

«Один раз я увидела в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый. Глазки у него были зеленые, большие, умные».


· Нельзя ли перестроить предложение, чтобы совсем избавиться от слова БЫЛ или использовать не три, а два раза?

Итак, при написании собственного текста необходимо избегать неоправданных повторов слов и выражений. Используйте синонимы. Особенно это касается клички вашего животного.

Найдите, в чем ошибка!

· Художник в знак благодарности погладил лобастый затылок собаки.

· Кот был среднего роста.

· У животных волосы или шерсть?

· Ногти или когти?

· Нос или клюв? (у птиц)

· Лицо или морда, мордочка, мордашка?

· Руки или лапы?

Ребята! Избегайте в описании животных фактических неточностей и ошибок.

7. Подведение итогов

Давайте подведем итоги урока.

· О чем мы говорил сегодня и к чему готовились?

8. Выставление оценок.

Домашнее задание : написать сочинение - описание животного «Мой любимый домашний питомец», «Любимое животное».

Текст № 1

Существуют разные породы собак. Их различают по величине, строению, окрасу, голосу. Болонку нельзя спутать с собакой другой породы.

Болонка Пушок - маленькая комнатная собака. Она красивая и лохматая. У нее белая, длинная, шелковистая шерсть. Мордочка у Пушка небольшая, с огромными глазами-пуговками и маленьким носом. Вьющаяся шерсть на морде как бы скрывает нос и глаза. Все болонки быстро улавливают различные запахи, у них хороший нюх. У Пушка слегка продолговатые уши, которые он приподнимает, когда насторожен или прислушивается.

Лапы у него небольшие, но очень сильные, причем передние лапы немного короче задних. Пушок хорошо бегает, звонко лает и откликается на свою кличку.

Впервые эта порода собак была выведена в итальянском городе Болонья. От названия этого города и произошло название породы собак “болонка”.

Текст № 2

Пушок - это маленький щенок, которого мне подарили в день рождения бабушка с дедушкой. Я давно мечтал иметь именно такую собаку.

Пушку было всего четыре недели, он недавно открыл глаза и выглядел очень забавно.

Как и все болонки, он был небольшой, с длинной белой шерсткой и короткими лапками.

У Пушка была очень смешная мордочка: маленький холодный носик, похожий на кнопку, и темные озорные глазки.

Он был очень беззащитный , поэтому я все время носил его на руках, чтобы согреть. Когда щенок засыпал, то мордочку прятал в мою рубашку. В это время я не мог играть, потому что оберегал сладкий сон своего нового друга.

Пушок был очень маленький, и когда бегал по комнате, казалось, что катится шерстяной клубок. Он с удовольствием пил молоко и ел специальный корм для маленьких собак. Мы очень дружили с Пушком, но сейчас, к сожалению, его у меня нет.

Я всегда вспоминаю о нем с радостью и болью, потому что очень тоскую.

Слайд 2

Подготовка к сочинению-описанию животного

  • Слайд 3

    Описание животного

    Загрустил котенок мой.Я спросил: “Ну, что с тобой?”Он молчит, сидя в коробке.Я сказал: “Какой ты робкий!Ты, наверное, не спал?”А котенок вдруг ответил:“Ты б не лез ко мне, Петрушка,Я тебе ведь не игрушка!”

    Слайд 4

    Итак, предмет нашего описания – домашнее животное. Что необходимо о нём написать? (Описать внешность: мордочку, лапки, хвостик, повадки).

    Слайд 5

    Задачей художественного стиля является нарисовать живую картинку, передать читателю чувства, которые испытывает автор. Высказывание обычно бывает конкретным, образным (живым, выразительным), эмоциональным.

    Языковые средства. - слова в переносном значении, сравнения (ожерелье); - эмоционально-оценочные слова: а) с уменьшительно-ласкательным суффиксом; б) с суффиксом – оват; - глаголы совершенного вида с приставкой за- со значением начала действия; - предложения вопросительные, побудительные, восклицательные; - предложения сложные, с однородными членами.

    Слайд 6

    Определите тип и стиль речи. О ком идёт речь? В чьём восприятии?

    Ужасное животное шло, кралось на мягких коротких лапах, животом ползло по полу. Голова у него была круглая, с редкими усами дыбом, а зелёные глаза, узкие зрачки горели дьявольской злобой. Во рту…торчали клыки.

    Слайд 7

    Как автор сумел избежать повтора-недочёта?

    Вошёл Михалыч, а следом за ним – большая, красивая собака, белая с тёмно-коричневыми пятнами на боках. Морда у неё тоже была коричневая, а огромные уши свисали вниз. Шерсть у Джека была короткая, блестящая, гладкая, а из-под неё проступали сильные мускулы.

    Слайд 8

    Отредактируйте тексты, устраните повтор.

    Васька был чёрный, пушистый, а лапки у него были белые, как в тапочках. Кончик хвоста у него тоже был беленький, будто в мелу испачкан. Глаза у него зелёные, а зрачки узкие-узкие. У моей морской свинки Шуньки одно ухо розовое, а другое серенькое. А глазки у Шуньки как бусинки. Две лапки у Шуньки беленькие, а две – чёрненькие. У Шуньки острые коготки.

    Слайд 9

    Устраните в описании фактические неточности и ошибки. У кошки волосы или шерсть? Ногти или когти? Можно ли сказать, что она среднего роста?

    У нас в деревне есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому что он старый. Ляжет на землю и греется на солнышке. Любит он, когда гладишь его по волосам,- выгнется, выпустит ногти из лап и мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится. Но нет, чтобы смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмёт лапу и долго так держит муху, а потом выпустит её или скушает.

    Слайд 10

    Как можно начать сочинение? Какое начало потребует рассказ о повадках животных, какое – о внешнем виде?

    Ну и забияка наш котёнок (щенок,…)! Какой красавец этот кот (щенок,…)! Ох и хитрец наш щенок (котёнок,…)! Какой ласковый…! Что за чудо эта…! Ох и непоседа…! Очень хороший…! …такой трусливый! У какой злой…! Такой удивительный…!

    Слайд 11

    Окрас: дымчатый, черный с белым ожерельем, серый…

    Слайд 12

    Подберите эпитеты, сравнения к данному слову, а также некоторым группам и глаголы, которые могут употребляться с данным словом.

    Мордочка: вытянутая, хитрая, маленькая, широкая…

    Слайд 13

    Глаза: большие, овальные, игривые, с зеленоватым оттенком…Глаголы: смотрят, просят, улыбаются…

    Слайд 14

    Усы: длинные, черные, тонкие…Глаголы: топорщатся, торчат,

  • Слайд 15

    Язычок: Красный, шершавый, мягкий, как щёточка

  • Слайд 16

    Ушки: маленькие, черненькие…

  • Слайд 17

    Хвост:: черный с белым кончиком, пушистый, длинный…Глаголы: извивается, дрожит, стоит покачиваясь…