Обществознание конспект 1 параграф загадка человека.

С момента появления на Земле и до начала XXI века человек прошёл длительный путь развития. Если мы мысленно посмотрим на него, то увидим, какие огромные изменения произошли в образе жизни людей, в их внешнем облике и в окружающей среде. Учёные уверены, что ни одно живое существо на планете за это время гак сильно не изменилось. Только человек смог неузнаваемо преобразиться сам и преобразовать окружающий мир.

Как появился человек на Земле? Существуют разные мнения. Как считает часть учёных, древнейшие предки человека - это родственники обезьян. Они постепенно, в течение очень длительного времени - более 2,5 млн лет - развивались, изменялись, и в результате на Земле появился человек. Об этом вы ещё узнаете подробно на уроках истории Древнего мира.

Что же такое человек?

Природа человека

По своей сути человек представляет собой единство двух начал: биологического (природного, животного) и социального (общественного). Биология в переводе с греческого языка означает «наука о живом». Слово социальный происходит от латинского слова socialis - общественный (на латинском языке говорили когда-то древние римляне).

Весь путь становления человека можно разделить на два крупных этапа - биологический и социальный. Первый этап длиннее, второй короче.

Во время биологического этапа сформировались основные признаки, которые и сегодня отличают человека от других живых существ: прямохождение, развитый мозг, способность мыслить, членораздельная речь, сознание, овладение орудиями труда и огнём.

    Интересные факты
    Мозг человека на 80% состоит из воды.
    При улыбке у человека «работают» 17 мускулов.
    Поверхность лёгких составляет около юо кв. метров.
    Правое лёгкое человека вмещает в себя больше воздуха, чем левое.
    Размер сердца человека примерно равен величине его кулака.
    За одну минуту сердце перекачивает 23 литра крови.

Но человек не остановился в своём развитии! 40 тыс. лет назад появился человек, который напоминал современных людей, - «человек разумный». Всё, что человек приобрёл в последние 40 тыс. лет, связано не с биологией, а с обществом, т.е. с тем, что мы живём среди других людей.

Появление речи позволило человеку накапливать знания об окружающем мире и передавать их из поколения в поколение, дало возможность общаться с другими людьми, помогло их взаимопониманию и совместной деятельности. Всё это происходило на социальном этапе становления человека. В коллективной трудовой деятельности человек развился как существо социальное, общественное.

    Интересные факты
    Истории известны более 30 случаев, когда дети воспитывались зверями (волками, медведями, обезьянами и даже самкой леопарда), а потом возвращались к людям. Все они с большим трудом выучивали несколько слов, не могли освоить прямую походку и, как правило, вскоре погибали.
    Почему так складывается судьба этих детей? Потому, что они долгое время жили вдали от других людей, вдали от общества. Им не у кого было вовремя научиться быть людьми.

Итак, человек - и биологическое и социальное существо. В этом и есть загадка человека. Биологическое начало человека идёт от его животного прошлого. Социальное начало получено от общества через учение и воспитание, оно в человеке преобладает.

Какие черты характеризуют человека как биологическое существо? У человека есть мозг, скелет, мышцы, нервы, кровеносная и другие системы. Как биологические организмымы, например, испытываем потребность в пище, потомстве, безопасности.

Как социальному существу человеку необходима социальная среда. Это означает, что человек живёт среди людей, в обществе, где действуют определённые законы, организации, традиции, нравы, обычаи, социальные нормы. К примеру, общество требует от молодёжи проявлять уважение к старшим. Подобной традиции не существует у животных. То есть общество - это социальная среда, которой управляют нормы и традиции. Обо всём этом мы ещё будем говорить в курсе общество-знания.

Ещё одна загадка человека в том, что мы все очень разные, нет двух одинаковых людей. У каждого человека свои интересы и потребности, память и воля, привычки и чувства, характер, таланты и способности. На следующих уроках мы с вами постараемся их разгадать.

Объясните, как на фотографиях показаны проявления биологических и социальных черт человека.

    Подведём итоги
    Загадка человека - в сочетании биологического и социального начал.
    Все люди очень разные, каждый человек обладает определённым характером, интересами и потребностями, способностями и талантами.

    Основные термины и понятия
    Биологический, социальный.

Проверьте свои знания


Практикум

  1. Приведите примеры, доказывающие, что человек - биологическое существо. Приведите примеры, доказывающие, что человек - социальное существо.
  2. Кроме научного представления о происхождении человека, с которым вы познакомились в тексте параграфа, существуют и другие. Как вы думаете, почему существуют разные мнения о происхождении человека? Подготовьте сообщение об одном из них. Воспользуйтесь материалами учебника истории, энциклопедиями, Интернетом.
  3. Вам наверняка знаком Маугли - главный герой книги английского писателя Рёдьярда Киплинга «Книга джунглей». Что в его жизни соответствует действительности, а что нет?

Интегрированный урок литературы и обществознания «В чем загадка человека?»

Цель (лит-ра) подвести итог изученного рассказа, рассмотреть образ Герасима, выделив его качества характера

Цель (общ-во): охарактеризовать основные качества человека как личности

О.Г . Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения….(параллельно идет видео-сцена утопления, т.к оно только с музыкой, без слов)

"Что ты хочешь? Ответь?" - жизнь спросила меня,-
"Или что-то иметь? Или что-то понять?"
"Нет, я злато менять не желаю на медь.
Мне важнее понять, а не что-то иметь.

Обойдусь без богатства. Но судьба мне пошли
Щедрый дар любоваться всем богатствам земли!
Научи беспристрастью, от бестрастья уволь
И людское участье ощутить мне дозволь!

Мне понять бы, постичь бы и в грозу и в тиши
Красоту и величье человечьей души!
Не пройти бы мне мимо окон, ждущих меня,
Не принять клочья дымя за сиянье огня!

Мне б у самых пытливых мудрость их перенять!
Вот, судьба, что пошли мне - уменье понять!
Лишь такому богатству нет на свете цены,
Дай мне дар докопаться до любой глубины!..

О каком произведении мы сегодня будем говорить?

Исходя из услышанного и увиденного, вы поняли, что сегодня мы будем говорить об изученном нами произведении И.С. Тургенева «Муму»

Все свои мысли, решения вы сегодня будете оформлять в рабочих листах. Обратите внимание, что каждое задание имеет критерии оценивания в баллах.

Н.А. Сразу же первый вопрос, кто помнит, когда оно было написан этот рассказ? (если что, назовем год сами),какой это век? (1852 год)

А мы люди 21 века! И во многом далеки от событий тех лет, но порой жизненные ситуации бывают схожи…

Внимание на экран! (видео Ледокол)

И сейчас вам предстоит выполнить задание, потому обратитесь к своим раб. листам.

Прочитайте.

В Задании 1. вам предложены слова (человек, собака, свобода, выбор), выберите те, которые являются общими для обеих жизненных ситуаций и подчеркните 1 чертой (полностью правильно 3 б, не до конца 1б)

О.Г . Проверим ваши варианты (выводим на экран) правильно: человек, собака, выбор!

Н.А . Вернёмся к тому, что мы видели на экране в фильме «Ледокол» и «Муму» . сравните поведение людей. Почему люди поступили по-разному?

Как может звучать теме сегодняшнего урока?

(тема: В чем загадка человека?)

О.Г . Раскрыть эту тему мы постараемся именно на примере судьбы нашего главного героя, то есть Герасима (в переводе с греческого «Герасимос» - уважающий)

Определим алгоритм наших действий, чтобы рассмотреть образ полностью.

1. Работать с текстом.

2.Сравнивать.

3. Анализировать.

4. Делать выводы.

Н.А . Герасим прежде всего человек. С этим понятие мы уже знакомы

(ответ: биосоциальное существо)

Как вы понимаете это определение? (версии от каждой группы)

Проверим, насколько вы близки к правильному ответу

Задание 2 . Рождается человек как….существо, а развивается,как …..(биологическое, социальное правильно 1 б, неправильно 0б)

О.Г. Какой человек наш герой, давайте вспомним. Но для этого давайте составим кластер, подобрав к цитатам из текста эпитеты, данные в справках

Задание 3. (характеристика по группам- кластер- критерии)

вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью

мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко

страдающий

усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом - и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки поленья;

в точности исполнял все приказания

Она его жаловала как верного и сильного сторожа.

Усердный, исполнительный, послушный

а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его;

Уважаемый чужими

никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться,

Герасим терпеть не мог пьяниц...

гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.

Строгий и степенный

Как все глухонемые, он очень был догадлив и очень хорошо понимал, когда над ним… смеялись

Догадливый, понятливый

Герасим порядком ее побаивался

Боящийся барыню

Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец к городскому житью

Смиренный (послушный)

Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

заботливый

Герасим … ее любил без памяти... и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней -- бог весть!

любящий

Слова для справок: жадный, добрый, скучающий и недоумевающий, трудолюбивый, немой, могучий, строгий и степенный, безжалостный, замкнутый, заботливый, ленивый, уважаемый чужими, страдающий, злой, счастливый, послушный, любящий, догадливый, смиренный(послушный), боящийся барыню.

То, что чёрным, Нам можно сделать заранее и вывешивать на доску. записывают сами дети, у них в таблице этого нет

(правильно подобранный эпитет к одной цитате 1 балл , каждой группе по 3 цитате, значит в итоге за эту работу 3 балла)

Заслушиваем каждую группу- вывешиваем на доску (можно вывесить эталон)

Н.А . С кем автор часто сравнивает героя? (с животным). То есть делает акцент на какие черты, социальные или биологические (ответы)

Но вы должны помнить, что в обществознании существуют разные характеристики человека

Задание 4 . Перевертыши: индивид, индивидуальность, личность (правильно все 2б, 2,1-1б, ни одного -0б)

Чтобы понять, в чем отличие выполним Задание на доске:

В результате своего роста (речь идет об индивиде), изменении, развитии (речь идет об индивидуальности),человек приобретает определенный жизненный опыт, знания о мире, о себе (личность)

Н.А . Индивидом человек рождается, а личностью становится. Каждая личность обладает: волей, свободой, разумом (Задание 5. Читают понятия поясняю понятия)

О.Г. Каждого человека мы можем назвать личностью? (версии) Конечно же нет!

Н.А. Можно ли назвать Герасима личностью? Чем наделен, а чего не хватает? (версии)

Н.А. Почему не смог сформироваться как личность?

О.Г . Как он жил? Прочитайте отрывок о его жизни в деревне. Задание 6.

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.

Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.

О.Г . Нужны ли были в таких условиях жизни его разум, воля? (ответы)

Н.А. Был ли он свободен? Какие слова в тексте подтверждают, что он сам ничего не решал…(ответы) Не было условий для формирования!

О.Г . Получается, что в качестве полноценной личности Герасим никому не нужен, а страшным итогом этого станет трагическая смерть любимой собаки! А какой поступок Герасима доказывает, что он все-таки может стать личностью?

Н.А . Так в чем загадка человека?

В его личности!

О.Г. Без чего не может личность сформироваться?

Без свободы! Вернемся к заданию 1 ,посмотрите какое слово осталось неподчеркнутым? (свобода)

Н.А. Чем мы люди 21 века отличаемся от большинства людей прошлых столетий?

Свободой, правом выбора!

О.Г. Где вам это в жизни пригодится?

Версии

Рефлексия….

Итак, главные слова, определяющие человека как личность -это «выбор, свобода». Задание 7.

Составьте с одним из этих слов синквейн. Что такое синквейн? Как он строится? У вас на столах лежит подсказка- структура синквейна(максим 5 баллов составили синквейн 5 баллов, нет – 0 баллов)

1 строчка заголовок «Выбор» или «Свобода»

2 строчка – 2 прилагательных, описание признаков или свойств существительного 1 строчки.

3 строчка - глагола, характеризующие действия предмета

4 строчка- фраза, несущая личное отношение к описываемому понятию

5 строчка-слово- синоним 1 строчки

О.Г. давайте подведем итоги. Считают баллы Если работаю парами 9 баллов- на «5», 7-8 баллов «4», меньше 7 –«3 »

Д.з

Напишите развёрнутый ответ на один из вопросов:

    Герасим победитель или побеждённый?

    О чём бы я хотел спросить Герасима?

    Я пишу письмо, чтобы понять, что я думаю…

    Почему современному обществу нужны свободные люди?

Урок обществознания в 5 классе № 2 по теме: « Загадка человека».

Цели : дать представление о сущности природы человека, об отличиях человека от животных, о биологических признаках наследственности и факторах, влияющих на нее.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся применять понятийный аппарат обществоведческих понятий человек, социальное существо, инстинкты, эмоции для раскрытия сущности загадки человека; анализировать, сопоставлять и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества; характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;

метапредметные УУД : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

личностные УУД : формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества; воспитание ответственности за принятие решений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Организационный момент

Мотивационно-целевой этап

Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ.

    Как вы поняли смысл этой легенды?

    Чем человек отличается от других живых существ? При ответе на этот вопрос используйте знания, полученные в начальной школе.

    Могут ли животные мыслить, владеют ли они речью, занимаются ли творческой деятельностью?

Тема нашего урока: «Загадка человека».

    Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

    На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

План урока

    Чем человек отличается от животных.

    Зачем человек рождается.

Проблемные вопросы . Зачем рождается человек? Для чего проживает долгую жизнь?

Работа по теме урока.

Кто есть человек? В чем его особенности? Русский философ

А.Ф. Лосев писал: «Человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».

Словом, человек есть вечная загадка.

Чем человек отличается от животных

Предлагаю поработать в парах.

(Каждому ученику в паре выдается карточка с индивидуальным заданием. После его выполнения учащиеся обмениваются карточками и проводится взаимопроверка.)

Задание 1. Из приведенных свойств человека необходимо выбрать черты сходства его с животными и черты различия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем - черт различия.

1) Способность к творчеству;

2) потребность в отдыхе;

3) наличие органов чувств;

4) сознательное выдвижение целей.

Черты сходства

Черты различия

Задание 2. Ниже приведен список физических и психических свойств: одни из них присущи только животным, другие - только человеку, третьи - и человеку, и животным. Распределите порядковые номера свойств по графам таблицы.

1) Словесная речь;

2)Сезонная линька;

3) способность строить жилище

4) обучение потомства;

5) потребность в пище;

6) зимняя спячка;

7) прямохождение;

8) потребность в общении;

9) умение фантазировать;

10) густая шерсть.

Свойства, присущие только животным

Свойства, присущие только человеку

Свойства, присущие и человеку, и животным

(Проверка выполнения заданий.)

А теперь давайте обратимся к нашему учебнику и проверим правильность наших суждений.

Откроем книгу на странице 10-й. Рубрика «Обсудим вместе».

По ходу обсуждения схема переписывается в тетрадь.

Зачем человек рождается

В этом прекрасном и непостижимом мире мы постоянно задаемся вопросами: кто я? Зачем я здесь? Эти и многие другие вопросы человек задает себе в течение всей жизни, и от ответа на них во многом зависят его судьба и развитие. Он только лишь тело, наполненное эмоциями, или что-то большее? Почему человек не всегда счастлив? Почему ему не всегда интересно? Зачем он рождается?

Действительно, у каждого человека свое представление о своем предназначении в жизни.

Давайте обратимся к статье учебника на странице 11, прочитаем ее.

Обсуждение статьи.

Итак, давайте подведем итоги.

    Человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага только для себя;

    человек - существо разумное. Он не должен совершать дурных поступков, а должен заботиться о благе других, делать все, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.

Записываем в тетради.

Подведение итогов уроков. Рефлексия

    Как вы понимаете следующие выражения и высказывания?

    «Бесцельно прожитая жизнь»;

    «Человек - творец своего счастья».

Задавание домашнего задания.

§ 1. Загадка человека

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ

Чем человек отличается от других живых существ? Может ли животное мыслить, владеет ли оно речью , занимается ли творческой деятельностью?

ОБСУДИМ ВМЕСТЕ

Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?

Зачем человек рождается

Всем людям, жившим на Земле, живущим сегодня, и тем, кто будет жить завтра, посчастливилось родиться людьми. Зачем человек рождается? Для чего проживает долгую жизнь? Одни считают, что человек создан для счастья, благополучной и сытой жизни. Другие видят назначение человека в служении Родине, в совершении добрых поступков, в гуманном отношении к людям. В народе говорят, что за свою жизнь человек обязательно должен построить дом, посадить дерево и вырастить ребёнка.

Великие люди разных стран и народов - писатели, учёные, музыканты, государственные деятели - по-разному отвечали на этот вопрос. Но все они сходились в одном: должность «человек» - самая прекрасная на Земле. Ты, конечно, знаешь писателя М. М. Пришвина. Вот какие слова он написал: «Всё прекрасное на Земле - от солнца, и всё хорошее - от человека». Люди - существа разумные . Они не должны совершать дурных поступков. От людей зависит, будет ли жизнь на Земле мирной и как на ней будут жить люди.

Ты, наверное, уже читал прекрасное произведение «Маленький принц». Автор его Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Быть человеком - это чувствовать свою ответственность. Чувствовать стыд перед нищетой, которая, казалось бы, не зависит от тебя. Гордиться каждой победой, одержанной товарищами. Сознавать, что, кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир».

А вот что сказал Л. Н. Толстой: «Чем больше человек даёт людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше даёт другим и больше себе требует, тем он хуже».

Итак, человек рождается не только для того, чтобы есть, пить, иметь красивый дом, получать блага для себя. Человек, как самое разумное существо на свете, должен заботиться о благе других, делать всё, чтобы на планете Земля все жили счастливо и дружно.