Молитва перед чтением евангелия за ближнего. Молитва чтение евангелия за человека

Чтение Святого Писания для некоторых людей с детства считается нормой, но многие верующие не могут ответить на вопрос «В чем разница между Библией и Новым Заветом? Что такое Евангелие? Насколько важно читать и изучать Благую весть?» Молитва до и после чтения Евангелие - сильная помощь в познании посланий Иисуса и нахождении ответа на волнующие вопросы.

Четыре Евангелия Нового Завета

Библия состоит из двух больших сборников, состоящих из духовных посланий человечеству - Старого и Нового Завета, написанные до и после рождения Христа.

Евангелие - священная книга христиан

Посланный на землю Сын Божий должен был выполнить Свою миссию, показать людям дорогу в вечную жизнь. (Иоан. 14:6) Рождение Иисуса Спасителя начало в человеческом существовании новую эру. Его пребывание на земле длилось всего 33 года, отсюда и выражение появилось «возраст Христа».

Дополнительные статьи:

Ученики и последователи Иисуса скрупулезно записывали все события пребывания Учителя на земле, чтобы донести последующим поколениям Благую весть - Евангелия. Послания человечеству не являются простыми сочинениями, в этих священных писаниях не только описаниям жизнедеятельности Иисуса, они наполнены Его учениями, наставлениями, молитвами и обетованиями.

Внимание! В Новый Завет вошли только четыре Евангелия, ибо именно они признаны богодухновенными, каноническими, освященными Церковью.

Существуют еще неканонические, апокрифические послания, за их божественную сущность Церковь не отвечает.

Для чего постоянно читать Евангелие

Господь Иисус оставил своим детям настоящий дар:

  • послания;
  • наставления;
  • предостережения;
  • советы.

Смысл Благой вести Учитель открыл при встрече с самарянкой (Иоан. 4:1-40), называя свои учения чистой водой, жажда по которой будет двигать христианами в изучении глубины сущности Бога.

Беседа Иисуса Христа с самарянкой

Чтение святого послания открывает божество Иисуса через тайну Его рождения и воскрешения, помогает человеку увидеть свою греховность и показывает дорогу к вечной жизни через покаяние. Через сверхъестественные чудеса, такие как превращение воды в вино (Иоан. 2:1-11), прекращение урагана (Матв. 8:26), воскрешение мертвых (Иоан. 11:1-46) и другие Иисус показывал, что Он настоящий Бог, которому дана власть на небе и на земле.

Послания апостолов станут настоящим советчиком в любом жизненном вопросе, научит любить людей и кориться Богу, выполняя Его заповеди, раскроет сущность молитвы «Отче наш». (Матв.6:9)

Читая места об исцелении больных, христиане наполняются верой, что и им поможет Христос преодолеть тяжелые болезни.

Важно! Евангелия для православных христиан - путеводная звезда в мире страстей, греха и пороков.

Как читать Евангелие с пользой

Утреннее чтение святого Письма откроет двери Божьему водительству на грядущий день, станет ключом к решению всех проблем, вечернее - засов охраны на ночь.

Приступая к чтению Благой вести, следует попросить на общение с Ним, чтобы не только понять послание Христа, но и принять его в свою жизнь и действовать по Нему. При этом поможет молитва до и после чтения Евангелия.

Церковь советует читать Писание утром и вечером

Можно выучить все стихи Евангелия наизусть, творить добрые дела и при этом пойти в ад, если не покаяться в своих грехах и не принять Иисуса Своим Спасителем.

Не стоит механически прочитывать строки одной или нескольких глав Посланий, делая это для «галочки». В духовном мире такое чтение не принесет никакой пользы. Начинать изучение писаний лучше в небольших группах в воскресной школе или при поддержке духовного попечителя, который объяснит непонятные места Писания и поможет покаяться в открывшихся через чтение Благой вести грехах.

Чтобы лучше понять Послание следует читать его толкование, которое расскажет о времени написания, традициях, жизни людей того или иного события. Читая о деве Марии, в толковании можно найти историю Ее рождения и понять, почему именно Ее Бог выбрал стать Богоматерью. История Иоанна Крестителя более полно раскрывается именно в пояснительных записках святых.

Совет! Чтение Библии не освобождает от грехов, но показывает путь, как прийти к Покаянию, Исповеданию и Причастию, облекшись в одежды Христа.

Какие молитвы читать до и после чтения Благой вести

В христианском мире нет единой молитвы, которая читается до или после прочтения Слова Божьего.

Смысл этого действия - попросить Божьего благословения и помощи понять и принять. Не будет греха, если христианин с искренним прошением обратится к Творцу за благословением, а затем поблагодарит Всевышнего за дар общения с Ним своими словами.

Православный молитвослов

Если у человека нет навыков молитвы, он доверяет силе проверенных воззваний, написанных святыми под водительством Господа.

Православные христиане молятся несколькими видами молитв.

Перед началом изучения откровений Евангелия читается молитва для получения благословения.

Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наши отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение: вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Прочитав главу из Библии, получив откровение, наставление, а возможно, найдя ответ на проблему, следует читать следующие слова:

Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего (имя) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего.

Попали, Господи, терние всех его согрешений, и да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Исследуя Евангелие, мы более глубоко понимаем послания Иисуса Христа всем нам, Его искупительную жертву и величину дара для всего человечества, его прошлого, настоящего и будущего.

Будущее христиан зависит от их взаимоотношений с Иисусом.

Видео о молитвах перед чтением Евангелия на литургии

Тропари

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо не находя себе никакого оправдания, эту молитву Тебе, как Владыке, грешные приносим: Помилуй нас!

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу: На Тебя надеемся и имя Твоё призываем: не гневайся на нас без меры и не вечно помни беззакония наши, но как милосердный и сейчас окажи милость, и избавь нас от врагов наших, ибо Ты – Бог наш, и мы – народ Твой, все мы – дело руки Твоей , Господи, помилуй нас!

И сейчас, и всегда, и бесконечно. Аминь: Двери милосердия Божия отвори нам, благословенная Богородица, на Тебя надеясь, не погибнем, но Тобою избавимся от страданий, ибо Ты – спасение рода христианского!

Молитва святителя Иоанна Златоуста

Господи, не лиши меня небесных Твоих благ! Господи, избавь меня от вечных мук! Господи, если согрешил я умом или мыслью, словом или делом – прости меня! Господи, избавь меня от невежества, забывчивости, малодушия и бесчувствия каменного! Господи, избавь меня от любого соблазна! Господи, освети сердце моё, во мрак погрузившееся греховным желанием!Господи, я как человек – согрешил, Ты же, как Бог милостивый, – помилуй меня, видя слабость души моей! Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, и прославлю имя Твоё святое! Господь Иисус Христос, впиши меня, раба Твоего, в книгу жизни будущей и даруй мне доброе окончание жизни земной ! Господь Бог мой, если я не сделал ничего доброго пред Тобою, дай мне, по милосердию Твоему, положить тому основание доброе! Господи, окропи сердце моё росой Твоей благодати! Господь неба и земли, вспомни обо мне, грешном и постыдном рабе Твоём, в Царстве Твоём! Аминь. Господи, в раскаянии прими меня! Господи, не оставь меня! Господи, не допусти мне впасть в соблазн ! Господи, дай мне мысли добрые! Господи, дай мне сокрушение, слёзы и память о смерти! Господи, дай мне намерение исповедания грехов моих! Господи, дай мне смирение, благоразумие и послушание! Господи, дай мне терпение, великодушие и кротость! Господи, насади во мне корень добра – страх пред Тобою в сердце моё ! Господи, удостой меня любить Тебя всей душою моей и разумением , и исполнять во всём волю Твою! Господи, защити меня от людей некоторых и бесов, и страстей, и от всего иного непристойного! Господи, знаю, что всё совершаешь по воле Своей! пусть воля Твоя будет и во мне грешном, ибо Ты вечно благословен! Аминь.

Молитва святителя Василия Великого

Господь Вседержитель, Бог Воинств бесплотных и любой плоти, восседающий на высоте и приклоняющийся, чтобы видеть, что происходит на небе и на земле ; сердца и внутренности испытывающий и людей тайное знающий; не изменяющийся и не затмевающийся , не имеющий начала, вечный Свет! Царь вечный, Сам прими моления наши, которые в настоящее время, на множество милости Твоей надеясь, от нечистых уст Тебе приносим, и прости нам согрешения наши, совершённые нами сознательно и по незнанию, делом, словом и мыслью; и очисть нас от всей нечистоты телесной и душевной! И даруй нам бодрствующим сердцем и трезвым разумом всю тьму этой жизни преодолеть, ожидая пришествия радостного дня, – явления единственного Сына Твоего, Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, в который со славою Судья всех придёт воздать каждому по делам его ; тогда застанет нас не спящими и беспечными, но бодрствующими и трудящимися , готовыми в радость и божественные покои славы Его войти , где радующихся непрестанное пение и бесконечное наслаждение созерцающих невыразимую красоту лица Твоего! Ибо Ты – Свет истинный, всё освещающий и освящающий, и всё творение Тебя всегда восхваляет! Аминь.

Молитва Господу нашему Иисусу Христу

Многомилостивый и Всемилостивый Бог мой, Господь Иисус Христос, по великой любви Ты сошёл на землю и воплотился, чтобы спасти всех. И снова молю Тебя, Спаситель: спаси меня по милости! Если бы за дела спас меня, то ни милость и дар это, но более справедливость. О, невыразимый в милосердии и милости, Христос! Ты сказал: верующий в Меня будет жить и никогда не увидит смерти ! Если же вера в Тебя спасает потерявших надежду, – то, вот, я верую, спаси меня, ибо Ты – Бог мой и Создатель! Пусть же вера вменится мне вместо дел, Бог мой, ибо не найдётся дел хоть немного меня оправдывающих! Веры моей пусть будет достаточно вместо всех дел, – пусть она даёт отчёт и оправдывает меня, пусть явит меня участником вечной Твоей славы! Слово , чтобы не похитил меня сатана и не похвалился, что отторг меня от Твоей руки и ограды, хочу ли или не хочу, спаси меня, ибо Ты – Бог мой от чрева матери моей, Христос и Спаситель мой! Удостой меня, Господи, полюбить Тебя, как когда-то полюбил я грех, и вновь послужить Тебе без нерадения, усердно, как прежде служил я сатане-обольстителю! Усерднее послужу Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во все дни жизни моей: и сейчас, и всегда, и бесконечно! Аминь.

Молитва Господу Иисусу Христу

Господь Иисус Христос – Сын Божий, молитвами святой Матери Твоей, бесплотных Твоих ангелов, Пророка – Предтечи и крестителя Твоего, апостолов, мучеников , преподобных отцов и всех святых Твоих, избавь меня от притеснения бесовского! О, Господь мой и Творец, не желающий смерти грешника, но, чтобы он обратился и жив был ! Дай обратиться и мне грешному и недостойному! О, Господь мой, утешение моё, из-за меня грешного смертную плоть принявший, исторгни меня из состояния греховного и подай утешение моей душе несчастной! Привей сердцу моему исполнять Твои заповеди, прекратить греховные деяния и наследовать блага Твои! На Тебя, Господи, надеюсь; спаси меня!

Молитва святого Макария Великого

Боже, прости меня грешного за то, что никогда не делал доброго пред Тобою! Избавь меня от зла и пусть будет во мне воля Твоя! И не в осуждение открою уста свои недостойные, и восхвалю имя Твоё святое, Отца и Сына, и Святого Духа, и сейчас, и всегда, и бесконечно! Аминь.

Молитва Петра, инока Студийского, пресвятой Богородице

К Тебе, святой Божией Матери, я несчастный, преклонившись, молюсь: знай, Царица, что непрестанно согрешаю и гневлю Сына Твоего и Бога моего; и так как многократно раскаиваюсь, то лгуном пред Богом оказываюсь! В страхе раскаиваюсь, думая: не поразит ли меня Господь? А вскоре опять тоже самое делаю ! Зная об этом, Владычица моя, Госпожа Богородица, прошу: помилуй меня, укрепи и помоги совершать дела добрые! Ибо знаю, Владычица моя, Богородица, что ненавистны мне греховные мои деяния, и что всем разумом люблю Бога моего уставы, но не знаю, Госпожа святая, почему доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю ! Не допускай, Святая, воле моей совершаться, ибо она неправедна, но пусть совершается воля Сына Твоего и Бога моего: пусть спасёт меня и вразумит, и подаст благодать Святого Духа, чтобы я прекратил греховные мои деяния и в оставшееся время жил по воле Его! Вся власть же, величие и почитание Ему принадлежат с не имеющим начала Его Отцом и Пресвятым, и Благим, и дающим жизнь Духом и сейчас, и всегда, и вечно! Аминь.

Молитва пресвятой Богородице

Милосердного Царя милосердная Мать, святая и благословенная Богородица Мария! милость Сына Твоего и Бога нашего излей на страстями наполненную душу мою, и Твоими молитвами направь меня к делам добрым, чтобы оставшееся время жизни моей мне прожить без порока и с Твоей помощью оказаться в раю!

Кондак Богородице

Как Воеводе – победную, как Избавительнице – благодарственную, песнь посвящаем Тебе, рабы Твои, Богородица: радуйся, Дева незамужняя! И взываем к Тебе, имеющей силу непобедимую: от всех опасностей нас освободи!

Хвалы достойная, всегда пребывающая девой Мать Христа-Бога! отнеси молитву нашу Сыну Твоему и Богу нашему, и Тобою спасёт наши души!

Всю надежду мою на Тебя возлагаю, Матерь Божия, сбереги меня под защитой Твоей!

Богородица Дева, не отвергни меня грешного, нуждающегося в Твоей помощи и в Твоём заступничестве, ибо на Тебя надеется душа моя; помилуй меня!

Молитва Игнатия Брянчанинова перед чтением Евангелия

Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами божественного Евангелия, читаемого о спасении рабов Твоих. Сожги, Господи, терния всех их согрешений, и пусть поселится в них благодать Твоя, очищающая и освящающая всего человека. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Молитва после чтения Евангелия

Господь Иисус Христос – Бог мой, словами божественного Евангелия Твоего излей благодать Твою на сердца рабов Твоих (имена) к истреблению страстей и грехов их, и даруй им силу к исправлению во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.

О важности чтения: Слово Божие — пища для души и тела.

В обязанность христианина входит каждый день не лягу спать, если не прочитаю:

1. Главу Евангелия (начиная с 1-ой главы Евангелия от Марфея до последней главы Евангелия от Иоанна);

2. Две главы из Апостола, начиная с Деяниях Святых Апостолов и кончая последней главой Апокалипсиса; причем последне 7 глав читаются по одной в сутки, в следствии чего чтение Евангелия и Апостола кончиться одновременно. Затем ежедневно читается по одной кафизме из Псалтири. Это правило так же устанавливалось и Оптинскими Старцами.

И так постепенно будет прочитываться весь Новый Завет, что и нужно. Как же можно жить по-евангельски не читая его? Когда мы молимся — мы беседуем с Богом, а когда читаем Евангелие, то Господь беседует с нами, открывая Свою волю, как нужно жить и спасаться.

А прочтете все — снова начинайте, и так всю жизнь. ;

Ежедневно в течении года в Церкви за богослужением звучит чтение из Святого Евангелия и Апостола определенное на каждый день года (их порядок можно посмотреть в Православном Церковном календаре или в Библии, в Указателе Евангельских и Апостольских чтений церковных). Так в течении года прочитываются все четыре Евангелия и весь Апостол. Святые отцы благословляли прочитывать эти чтения дома. Такое чтение имеет специальное название — рядовое чтение. Указанное рядовое чтение не следует путать с предлагаемым ежедневным чтение Евангелия, Апостола и Псалтири.

Перед чтение глав Апостола прочти сию молитву:

«Открый очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего. Пришелец аз аз есмь на земли, не скрый от меня заповеди Твоя.» (Псалом 118, 18, 19)

Или, если можешь, то прочти сию молитву перед чтением духовных Святителя Иоанна Златоуста:

«Господи, Иисусе Христе, открытый мои очи сердечные, чтобы я, услыша Слово Твое, уразумел оное и исполнил волю Твою. Не скрый от мене заповеди Твоя, но отверзи очи мои, что-бы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоея! На Тя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе Жития Святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи просвещение лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный.»

А перед и после чтения Евангелия прочти сию молитву:

«Спаси, Господи, и помилуй раба твоего — (имя рек) словами Божественного Евангелия чтомыми спасении раба твоего. Попали, Господи, терние всех его согрешений, и да вселится в него благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.»

Молитвы для подобающего чтения Псалтири в Библии отсутствуют. Они (молитвы) даются либо в молитвословах, либо в Псалтири, изданной отдельной книгой.

А поскольку в Церкви чтение Евангелия, Апостола и Псалтири идет на церковно-славянском языке, то православному христианину желательно научиться читать и понимать их на этом же языке.

Примечания:

1. Все четыре Евангелия содержат 89 глав и прочитываются за квартал, поэтому в таблице начало каждого квартала совпадает с началом очередного чтения Евангелия. За год все четыре Евангелия и Апостол прочитываются 4 раза, а Псалтирь — 18 раз, причем чтение Евангелия и Апостола начинается и оканчивается одновременно.

2. В клетках даны по три надписи: верхняя — глава Евангелия, средняя — главы Апостола, нижняя — номер кафизмы.

3. Наличие в таблице незаполненных мест указывает на резервные дни, в которые чтение будет произвольно.

5. Вначале ежедневное чтение может состоять только из глав Евангелия, потом по мере сил, нужно прибавить главы Апостола и затем добавить кафизму Псалтири. Опытно познано — если случается пропускать чтение, то продолжать его лучше всего строго по таблице, а номера пропущенных глав записать и эти главы дочитывать потом постепенно.

При составлении памятки использованы:

1. В помощь кающимся. Из сочинений Епископа Игнатия (Брянчанинова). Оптина пустынь, 1991 — 15с.

2. Воронежский Епархиальный Вестник, 1992, №7(27) — 64с.

3. Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по Церковным чтениям из Слова Божия. Издательство «Правило Веры». Москва, 1995 — 369с.

4. Полный Церковно-Славянский Словарь. Протоiерей Г. Дьяченко. Издательский отдел Московского Патриархата. Москва, 1993 — 1120с.

5. Прологъ въ поучениях. Часть I. Составилъ Протоiерей Викторъ Гурьевичъ. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992 — 441с.

Владыка, духовно опытные люди советуют читать Евангелие обязательно каждый день. Еще - по одной-две главе апостольских посланий, Псалтирь… К сожалению, сегодня работающему человеку очень трудно выбрать время для неспешного, осмысленного чтения. Почему все-таки необходимо читать Евангелие ежедневно, что это дает?

Чтение Евангелия является не просто неотъемлемой частью христианской жизни, но ее основой. Есть очень много хорошей духовной литературы. Но Евангелие - это первоисточник, это основа основ, слово Божие, которое должно постоянно звучать в человеческом сердце. Вот почему Священное Писание, и прежде всего Новый Завет, христианину нужно читать обязательно.

Традиция ежедневного чтения Евангелия очень древняя. Такое чтение может быть разным. Некоторые читают по одной главе в день, некоторые по зачалам - отрывкам, которые звучат в этот день за Божественной литургией, следуя тем самым за чтениями церковного года. Есть и такая распространенная практика (и я ее рекомендую): читать в день три главы Нового Завета - по одной главе Евангелия и по две из Апостола (книги Деяний и посланий апостольских). Если так читать, то и Евангелие, и апостольские чтения заканчиваются примерно в одно и то же время.

Кроме того, в личное молитвенное правило христианина обычно входит Псалтирь. Как ее читать - по кафизме в день или хотя бы по одной части кафизмы, по «Славе…» - это зависит от возможностей человека и от потребностей его сердца. На самом деле найти время на то, чтобы прочитать одну, две, даже три главы Священного Писания, не так трудно. Скажем, у меня это занимает до пятнадцати минут в день, и я с трудом представляю себе, чтобы человек не мог найти несколько минут для чтения.

Жизнь человека весь этот день должна проходить под знаком прочитанного. По слову преподобного Серафима Саровского, ум должен вращаться в словах Священного Писания. Если человек начнет день с чтения и потом в течение дня, независимо от его обязанностей и занятий, будет хотя бы вспоминать о том, что он прочитал (а еще лучше - стараться исполнить) - он получит большую духовную пользу. Как и всё доброе, этот навык приобретается со временем, нужно прилагать усилия.

- Владыка, а что такое духовная литература? Какие книги соответствуют этому понятию?

Это понятие достаточно широкое. Конечно, в основе - книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Затем толкования на Писание - это литература, которая в доступной форме объясняет и дополняет его.

Есть огромный корпус аскетической монашеской литературы: это книги, в которых изложен духовный опыт людей, сумевших жить согласно Евангелию, в основном тех, кто признан Церковью святыми. Чтение таких книг помогает нам, хоть мы и не ведем столь же напряженную аскетическую жизнь, стать причастниками опыта святых, пользоваться его плодами. Еще, конечно же, сюда можно отнести жизнеописания подвижников, святых угодников Божиих.

В общем, это большой корпус книг, и он постоянно дополняется. В последние десятилетия появились замечательные духовные книги наших современников, ныне живущих или живших совсем недавно. Все эти книги говорят об одном: как жить человеку сегодня, в тех условиях, в которые он поставлен, но при этом исполнять заповеди Божии - так же, как их исполняли те, кто жил и сто, и тысячу, и почти две тысячи лет назад.

Почему при чтении Священного Писания надо обязательно знакомиться с толкованиями святых отцов? Почему нельзя доверять исключительно самому себе?

Собственно говоря, любую древнюю книгу невозможно понять без толкований. Любой текст может быть адекватно воспринят только в обширном контексте - в контексте своего времени, культуры, истории того народа, где он появился. С помощью толкований, объяснений читающий приобщается к реалиям этого текста. Это первое.

Второе: как правило, святоотеческие толкования созданы людьми, которые жили гораздо ближе к эпохе Христа и апостолов, чем мы с вами. Это объяснения людей, знавших такие подробности из земной жизни Спасителя, из истории Церкви, о которых мы сегодня можем даже не подозревать.

И потом, надо понимать: Священное Писание не упало с неба готовым, в привычном для нас виде. Оно родилось в Церкви - это книги, отобранные самой Церковью. Церковь едина в понимании их смысла, и это единство отражено в толкованиях святых отцов. Поэтому когда современный человек берет книгу и говорит: «Вот сейчас-то мы начнем все с чистого листа, поскольку мы люди умные, гораздо умнее тех, кто жил раньше, и найдем здесь то, чего никто не находил» - он действительно что-то находит, что называется, «от ветра головы своя». Но насколько это соответствует самому Священному Писанию? Как правило, или очень мало, или даже противоречит ему. Я не хочу сказать, что сегодняшнему человеку недостает глубины, но у него отсутствует знание реалий того времени, в которое текст был создан: исторических, политических событий, духовных движений. Поэтому, не учитывая толкований тех или иных книг Священного Писания, невозможно правильно их воспринять.

Да, можно и нужно. Хорошо знакомиться и со славянским текстом, чтобы понимать его за богослужением. Но дома нужно читать на русском или на том языке, который является для человека родным. Священное Писание переведено сегодня на подавляющее большинство языков мира, и, конечно, надо читать на том языке, который тебе понятен и близок.

Молитва перед чтением Евангелия

Молиться надо перед началом любого дела. В молитвословах есть молитвы перед чтением Священного Писания - можно их прочитать, а можно своими словами попросить у Бога разумения и помощи, так же, как мы просим Его помощи в других делах.

Чтение Ветхого Завета сложнее, чем чтение Нового Завета. Это очень древние книги, и ситуации, которые в них описываются, происходили так давно, что многое мы не можем понять и принять - опять же без толкования. Но читать Ветхий Завет нужно, потому что Новый Завет происходит из Ветхого, эти две части Библии неразрывно связаны друг с другом.

Думаю, возможны разные способы чтения Ветхого Завета. Самый простой - читать от начала до конца, подряд. Кто-то делает это спокойно, а кто-то «застревает» в излишних подробностях древнего быта еврейского народа, например, описываемых в книгах Второзакония и Чисел. Если так, то можно их пропустить, потому что там действительно много того, что касается истории народа в большей степени, чем истории спасения человечества. Но желательно все-таки прочитать Ветхий Завет полностью.

Стоит ли его читать постоянно, ежедневно, так же, как Новый Завет, - это решать самому человеку. В Ветхом Завете тоже очень много назидательного и полезного. Такие книги, как Псалтирь, Притчи, книги Премудрости Соломона и Иисуса, сына Сирахова, целый ряд других - необыкновенно поучительны. Христиане первых веков, у которых еще не было той массы духовной литературы, которую мы имеем сегодня, вдохновлялись именно образами Ветхого Завета. Вспомним Великий канон преподобного Андрея Критского, который мы читаем во время Великого поста. Ветхий Завет был главным назидательным чтением христиан на протяжении многих столетий! Они видели в этих книгах самое главное, ведь сквозная линия, которая проходит через весь Ветхий Завет, - это взаимоотношения человеческой души и Бога. Там есть замечательные образцы, прекрасные примеры того, как нужно поступать человеку и как ни в коем случае нельзя.

Это глубокая и поучительная книга, в ней можно найти очень много смыслов. Жаль, что для современного человека Ветхий Завет постепенно «умолкает»: ему неинтересны, скажем, книга Премудрости Соломона или книги Маккавейские, где христианину можно почерпнуть много полезного.

― Владыка, следующий вопрос ― от нашего читателя: «Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: ″Каждый избери себе чтение отцов, соответствующее своему образу жизни″. Но ведь святоотеческая литература - это в основном монашеские книги. Можно ли и нужно ли их читать мирянам?».

Эти слова святителя Игнатия имеют несколько иной смысл. Здесь он говорит об аскетической литературе и проводит различение между книгами, предназначенными для отшельников, безмолвников и для тех, кто жил в общежительных монастырях. Как правило, наставления второго рода имеют общий характер, то есть годятся для любого человека, в том числе и для живущего в миру. Прежде всего, это первые три тома известного «Добротолюбия» - большой хрестоматии святоотеческой литературы, где собраны творения таких авторов, как преподобные Антоний Великий, Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин, авва Дорофей. Будучи монахами и описывая монашеский опыт, они тем не менее создали книги, которые важны для каждого христианина, потому что очень точно описывают те внутренние процессы, что происходят в любой человеческой душе.

Возьмем, к примеру, «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника. Каждая глава в ней - это целое сокровище. Если человек, живущий в миру, прочитает ее, он возьмет столько, сколько сможет понести. Или книга аввы Дорофея - необыкновенно легкая, прозрачная, говорящая об основополагающих вопросах человеческой жизни, движениях человеческого сердца. Я убежден, что ее нужно прочитать каждому человеку, приходящему в Церковь. Может быть, после Евангелия именно с нее и надо начинать знакомство с христианством ― с тем, что оно представляет собой не в теории, а на практике.

Ведь, собственно говоря, что такое семья? Это такое же общежитие, как в монастыре, только маленькое. Трудно жить в общежитии, где много людей, но еще труднее жить вдвоем-втроем, потому что люди при этом всегда находятся вместе. Даже в монашестве жизнь в скиту, где меньше насельников, считается более высокой ступенью, чем жизнь в большом монастыре. В массе людей можно спрятаться, выбирать себе тех, с кем ты будешь общаться, и уклоняться от тех, с кем общаться сложно, не хочется или не интересно… Поэтому монашеская литература даже семейному человеку может сказать много важных вещей о том, как нужно жить и как относиться к тем, с кем ты живешь, с кем видишься постоянно. Это очень полезное чтение.

Следующий вопрос, думаю, очень важен для многих: «Уважаемый Владыка! Вы обладаете большим священническим и архиерейским опытом. Какую литературу можно посоветовать человеку, который хочет открыть для себя мир Православия? С каких авторов лучше начинать делать первые духовные шаги?»

Собственно говоря, я только что на него ответил ― это авва Дорофей, преподобный Иоанн Лествичник. Есть замечательный русский духовный писатель - святитель Феофан Затворник. Прежде всего, хочу посоветовать его письма к разным людям, они много раз издавались в наше время. Это удивительные письма ― необыкновенно простые и в то же время очень глубокие. У него есть несколько книг для мирян, для тех, кто жил той же жизнью, что и мы сегодня. Одна из самых известных так и называется: «Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться».

В последнее время появились книги новых очень интересных авторов: прежде всего, греческих подвижников XX века. Из них самым известным является старец Паисий Святогорец. Его книги я рекомендовал бы прочитать всем, желающим узнать, что такое христианство в целом ― начиная от самых глубоких понятий и заканчивая какими-то внешними проявлениями, о которых мы часто даже не задумываемся. У старца Паисия есть очень хорошее сравнение. Он говорит: «Вот ты идешь по горной тропе, а сзади тебя идет брат. Если ты христианин, то, отведя ветку дерева от своего лица, ты задержишься и будешь ее держать, пока тот, кто идет за тобой, не пройдет мимо. А если ты ее отпустил и она ударила идущего за тобой ― ты не христианин». Ведь мы живем и порой не замечаем каких-то самых элементарных вещей! А христианином нужно быть во всем, начиная от поступков самых незаметных и, казалось бы, малозначащих.

Румынское православное христианство очень интересно, очень глубоко. Там было и есть много настоящих подвижников, один из них - известный старец Клеопа (Илие). Мне приходилось с ним встречаться, в свое время я бывал у него в монастыре Сихастрия. Много поучений румынских подвижников есть сегодня на портале Православие.ru. То, что публикуется, очень интересно и свидетельствует об очень глубоком опыте духовной жизни, адекватном святоотеческому.

Много всего можно прочитать. Но видите ли, в чем дело ― все мы люди очень разные: и те, кто читает книги, и те, кто их написал. И здесь действует известный закон ― подобное притягивается подобным. Скажем, кому-то нравится святитель Игнатий (Брянчанинов) настолько, что затмевает собой всех других авторов. А у меня, например, такое отношение к святителю Феофану Затворнику, а святителя Игнатия я читаю более отстраненно. Это не значит, что кто-то из этих авторов лучше, правильнее, а кто-то нет. Есть такое святоотеческое понятие ― чувствилища души. И вот эти чувствилища у разных людей на разные вещи откликаются по-разному.

Поэтому сначала, как я уже сказал, надо читать Священное Писание. Обязательно познакомиться с Новым Заветом ― это главное, а потом начинать читать святоотеческую литературу. И дальше уже в том море литературы, которое существует, стараться выбирать то, что находит наибольший отклик в твоем сердце.

Еще очень важно вот что. Когда я был молодым, книг не было, духовную литературу никто не издавал. Что-то можно было найти только в спецхранах или в частных библиотеках. Поэтому тогда прочитать, допустим, того же святителя Игнатия или Феофана Затворника было просто счастьем. И каждая такая книга переворачивала человека, меняла все его мировосприятие. Сегодня книг достаточно, есть люди, которые очень много читают ― но при этом не меняются внутри. Духовная литература должна иметь некое воздействие на человека: он должен меняться от этого чтения, должен обязательно пытаться воплотить в своей жизни то, что он прочитал. А сейчас часто бывает так: да, он читал, он вроде бы «в курсе», но при этом прочитанное никак не соотносится с его жизнью. Такое чтение ― пустая трата времени.

Новый Завет завершается книгой «Откровение святого Иоанна Богослова, или Апокалипсис». Это, пожалуй, самая сложная и таинственная книга Священного Писания. Нужно ли ее читать, ведь многое остается непонятным?

Апокалипсис надо прочитать. Достаточно сделать это один раз. Обязательно параллельно с чтением или после него познакомиться с толкованием. Классическое толкование на Апокалипсис, признанное всей Церковью,- это толкование святителя Андрея Неокесарийского. Оно много раз издавалось, есть оно и в Интернете. Собственно говоря, надо прочитать Апокалипсис и оставить его, потому что в этой книге ― тайны будущего века, которые не могут быть сейчас полностью понятными. Нам надо помнить, что этот мир придет к своему концу, но как-то особо рефлексировать над этой книгой не стоит. Недаром Церковь не ввела Апокалипсис в череду богослужебного чтения. Это единственная книга Нового Завета, которую мы не читаем в храме.

Нужно ли искать параллели между современными событиями и тем, что описано в Апокалипсисе? Сейчас многие пытаются это делать…

Вы знаете, при желании параллели с Апокалипсисом можно найти абсолютно в каждом из минувших 2000 лет от Рождества Христова. Всегда были и есть какие-то неблагоприятные тенденции, которые в их развитии могут привести к концу человеческого общества. Но как сказано в Писании, не наше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1 , 7), поэтому рассуждать об этом не полезно для человека. Надо просто помнить всегда, что наш личный Апокалипсис, то есть окончание нашей земной жизни, может наступить в любую минуту. Вот это надо знать, к этому нужно готовиться и ради этого исправлять свою жизнь.

Интересный вопрос от нашего читателя: «Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своих письмах неоднократно говорит, что духовная жизнь православного христианина должна быть чем проще, тем лучше. Как это понять

Это говорили очень многие святые отцы, начиная с древних и заканчивая почти нашими современниками. Помните известное выражение преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного»? Имеется в виду, что сам человек должен быть проще. Это в первую очередь евангельское требование: да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5 , 37). Простота в хорошем смысле ― открытость, отсутствие самокопания, каких-то постоянных метаний ― должна быть присуща каждому христианину. Знаете, ведь есть люди, которые не могут ни на что решиться, от важного и вплоть до мелочей. Но с этим качеством в себе нужно бороться. Если есть необходимость что-то сказать или сделать - скажи и сделай. Будет какая-то реакция ― дальше поступай сообразно тому, что получил в ответ. Еще простота как отсутствие хитрости, лукавства, изворотливости. Не та простота, которая хуже воровства, но простота как открытость человека к Богу и окружающим людям ― вот это правильная и хорошая простота, которая заповедана каждому из нас. Именно о ней говорят святитель Игнатий и многие другие святые.

Подготовила Наталья Горенок

Газета «Православная вера» № 24 (524), 2014 ; №1 (525), 2015

После молитв, ежедневно нужно стараться читать хотя бы по главе Евангелия. Эта уникальная книга содержит ответы на все жизненные вопросы. Чем ближе к Богу находиться человек, тем глубже ему открывается смысл Евангелия. Перед верующим человеком эта книга раскрывается постепенно, то, что прежде было непонятно, вдруг озаряет душу пониманием. Мудрость познания этой книги зависит не только от умственного понимания прочитанного, Евангелие познают еще и духом, — Святым Духом, который снисходит на желающих понять . День за днем, читая молитвы и Евангелие, мы очищаемся от грехов, совершенствуем свой разум и открываем сердце навстречу Богу.

Необходимость ежедневной молитвы и Евангелия

Многим вначале кажется тяжело читать Евангелие, но это лишь поначалу, потом чтение утешает и помогает. Вознося каждый день молитвенные просьбы Богу, мы рассказываем о своих нуждах, просим о помощи, также каждый день нужно читать Евангелие, через него Бог говорит с нами, через него дает нам понять Свою волю и чего Он ждет от нас. И поскольку молитвой мы ежедневно у Господа просим помощи, и читать Евангелие, обновляя в памяти Его волю по отношению к нам, также надо каждый день. Чтобы открыть ум для вразумления слова Божьего, нужно прочесть специальную молитву перед чтением Евангелия. Читая Евангелие, перемены в нас происходят каждый день, — мы сами себя меняем. И однажды наступает такой день, ты, вдруг, осознаешь, что не просто , а именно сейчас и именно с тобой говорит Господь. Это непередаваемое ощущение благоговейного страха и радости. Такое невозможно почувствовать, прочитав Евангелие 5-6 раз.

Молитва перед чтения Евангелия дома

Евангельское слово всегда действенно и благотворно. Святые отцы советовали не приступать к чтению заключенных в Евангелии таинств, без молитвы о Божьей помощи, ибо те, кто, понадеявшись на собственное разумение, без молитвы приступил к чтению, впали в заблуждение. Помимо молитвы, святителя Игнатия Брянчанинова, которая называется: Молитва перед и после чтения Евангелия, перед прочтением святого Евангелии можно читать молитвы Иоанна Златоуста, Антония Сурожского, Ефрема Сирина.

Текст молитвы перед чтением Евангелия

Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (перечисляются имена) словами Божественного Евангелия, чтомого о спасении рабов Твоих. Попали, Господи, тернии всех их согрешений, да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освещающая всего человека. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь Аминь Аминь

Слушать на видео молитву перед чтением Евангелия