Митрополит Иларион (Алфеев) - еврей! Иларион (Алфеев).

Совсем недавно уважаемому и всем известному митрополиту Илариону исполнилось 50 лет. За это время он успел очень успешно проявить свои писательские, композиторские, дипломатические, ораторские и, конечно же, священнические и богословские таланты, которыми наградил его Господь.

Жизнь митрополита Илариона Алфеева навсегда связала его с православием. Принявши постриг в 20 лет, будущий митрополит тогда и не думал о том, каким он будет в 30 или в 50 лет. Однако сомнений в том, что он хотел посвятить себя церкви, у него не было. Никогда, ни на одну минуту Алфеев Иларион не пожалел об этом.

Некоторые люди спрашивали его: не лучше ли было заниматься любимым делом - дирижировать оркестром или писать музыку? Однако служение церкви Христовой всегда оставалось главным для него, а потом и все остальное выстраивалось вокруг этого.

Смысл жизни

Много лет он проповедовал Христа через созданные им музыку, книги, телепередачи и фильмы. Но и для себя он постоянно открывал Спасителя мира вновь и вновь. Вся деятельность митрополита была мотивирована следующим фактором: когда он писал или говорил что-то, сначала открывал и пропускал это через самого себя и только потом подавал людям.

Отношение к смерти

Тема смерти его впервые взволновала еще в детском саду, когда Алфееву было 5 или 6 лет. Однажды он вдруг осознал, что все дети умрут. Значит, он тоже. Тогда еще совсем несмышленый мальчик стал задавать вопросы взрослым. Правда, ответов сейчас он не помнит, но эта мысль надолго пронзила и мучила его сердце. В юности к нему опять пришли думы о смерти. Ведь от ответа на вопрос о том, зачем умирает человек, зависит и ответ, для чего он живет.

Его любимым поэтом на то время был Федерико Гарсиа Лорка, основное поэтическое творчество которого было посвящено теме смерти. Другого такого литератора, который так много думал и писал о кончине, он и не знал. Через свои стихи тот предсказал и пережил свою трагическую смерть. Окончив музыкальную школу, Алфеев Иларион, вдохновленный творчеством этого поэта, подготовил к выпускному экзамену сочинение вокального цикла «Песни смерти» на его стихи для тенора и фортепиано.

Перелом

А потом так и случилось, что его приход к церковному служению совпал сразу с несколькими смертями, которые он очень тяжело пережил. Первой трагедией, потрясшей его молодой двенадцатилетний ум, стала кончина его сорокалетнего учителя по скрипке Владимира Литвинова. Педагог был для него безупречным авторитетом, интеллигентным, тонким и сдержанным человеком, великолепно знавшим свой предмет, которого просто обожали все его ученики и коллеги. Он умер внезапно: прямо на уроке у него остановилось сердце. Иларион был на его похоронах. И это была первая смерть в его еще совсем неопытной жизни, которая все внутри него перевернула.

Потом, через некоторое время, умерла его бабушка, за ней - сестра и отец Илариона. Алфеев хотел понять, что же происходит вокруг него, с близкими ему людьми. В один прекрасный момент он осознал, что ответ может дать только вера в Бога. Даже если она нас укрепляет, то все наше естество противится смерти. А все потому, что Господь создал нас не для кончины, а для бессмертия. Человек даже может протестовать против неизбежности окончания земных дней. Однако важно осмыслить и понять, для чего необходима смерть, что нас ждет в связи с ней. Ответы на эти вопросы дает именно христианская вера.

Иларион Алфеев: «Православие» и другие труды

Недавно увидело свет его новое литературное творение «Начало Евангелия». Как минимум 25 лет шел к этому труду митрополит Иларион Алфеев. Книги представляют его ценный опыт, который он хочет передать тем, кто жаждет познать истину. Он увлекся писательскими трудами с тех самых пор, как стал читать лекции по Евангелию в Свято-Троицком институте (1992-1993 гг.). Тогда он по-настоящему соприкоснулся с изучением Нового Завета, который читал с детства, а также с его толкованием и другой литературой. Нужных изданий всегда было мало, да и доступ к ним был ограничен в то время.

Богословская деятельность Илариона вращалась в основном на учениях Святых Отцов. Он писал и защищал диссертации о Симеоне Новом Богослове и Иссаке Сирине. Затем все его мысли вылились в книгу «Православие». Сначала это свое произведение он начинал писать с Христа, но потом почти сразу почему-то переключался на другие темы. Тогда Иларион Алфеев понял, что пока еще не созрел писать о Иисусе. Хотя Христос с 10-летнего возраста занимал весь его ум.

Сегодня Алфеев Иларион собрал гигантский материал и написал новых шесть книг о Христе. Вот совершенно недавно вышла в тираж первая книга. С любовью писал ее Иларион Алфеев. «Иисус Христос: жизнь и учение. Начало Евангелия» - вот ее название. В ней содержатся общие сведения о шести изданиях, а дальше идет речь о состоянии новозаветной науки, где обсуждаются и даются толкования на начальные Евангельские главы.

Вторая книга полностью посвящена Нагорной проповеди (обзору христианской нравственности). Третья - чудесам Христа. Четвертая называется «Притчи Иисуса». Пятая - «Агнец Божий». Эта книга посвящена всему материалу из Евангелия от Иоанна. Завершает цикл книг о Христе - «Смерть и воскресение». Все это делалось для того, чтобы подготовить основу для духовных школ. И здесь книги Илариона Алфеева являются отличным для них подспорьем.

Служение

Распорядок дня митрополита подчинен его служебным обязанностям. Он председатель Отдела внешних церковных связей, постоянный член Священного Синода, ректор Общецерковной аспирантуры и настоятель храма. А еще он возглавляет много разных комиссий и рабочих групп самых разных проектов.

Сам Иларион считает, что православное богослужение - это некий очень своеобразный и уникальный синтез искусств, куда входят иконы и фрески, сама архитектура храма, музыка, пение и чтение, проза и поэзия, звучащие в храме, а также своеобразная хореография - в ходе процессии входы и выходы, поклоны.

В православном богослужении участвуют все органы чувств у человека - зрение, слух, обоняние (ладан), осязание (прикладывание к иконам), вкус (принятие Причастия, святой воды и просфоры). Богослужение должно охватывать всего человека. Он обязан всецело в него погрузиться с молитвой, не выключаться от мирской жизни и суеты. И для этого хорошо бы каждому знать догматы и Библию.

Иларион Алфеев: биография

В миру его звали Алфеевым Григорием Валериевичем. Будущий митрополит появился на свет 24 июня 1966 года в семье, где дед Дашевский Г. М. был историком. Он написал книги о Гражданской войне в Испании, погиб во время Великой Отечественной в 1944 году. Дашевский Валерий Григорьевич - отец Григория. Он был доктором физико-математических наук, работавшим над научными трудами. Сначала он ушел из семьи, а потом несчастный случай оборвал его жизнь.

Биография митрополита Илариона Алфеева говорит о том, что он вырос в образованной и интеллигентной семье. Мама Григория Валерия Алфеева была писательницей, которой выпала доля одной заниматься воспитанием сына. Крестила она его, когда ему исполнилось 11 лет.

Музыкальное училище

Многих интересует вопрос: Иларион Алфеев женат ли? Нет, у него нет супруги, потому что он монах. С 15 лет он был уже чтецом в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке города Москвы. Ему пророчили прекрасную музыкальную карьеру. С 1973 года он учился в музыкальной школе Гнесиных по классу скрипки. Потом продолжил свое образование в Московской государственной консерватории под руководством А. А. Николаева. За ней была двухгодичная служба в армии в духовом оркестре. По возвращении домой Алфеев сделался послушником Виленского Свято-Духова монастыря.

С 1983 года служил иподьяконом у митрополита Волоколамского Питирима (Нечаева) будущий митрополит Иларион Алфеев. Биография его дальше рассказывает, что летом 1987 года он проходил посвящение в иеромонахи. Потом служил настоятелем многих храмов Литовской епархии. Затем его назначили настоятелем Каунасского Благовещенского кафедрального собора. В 1989 году Алфеев закончил Духовную семинарию, следом - Духовную академию в Москве. В 1993 году его обучение в аспирантуре МДА завершилось. С 1991 по 1993 год Иларион - преподаватель Священного Писания, греческого языка, гомилетики и догматического богословия.

Оксфорд и творческие замыслы

Через некоторое время его отправили на стажировку в Оксфордский университет, где он изучал сирийский язык и работал над диссертацией. Учебу он совмещал со служением в Сурожской епархии. Окончив в 1995 году университет доктором философских наук, он начал служить в Московском Патриархате секретарем межхристианских связей. С 1995-го преподавал патрологию в Духовных семинариях Калуги и Смоленска. На следующий год он читал лекции по догматическому богословию в Духовной семинарии Аляски.

С начала 1996-го он служил в церкви святой Екатерины города Москвы. В 1999 году в Париже защитил докторскую степень богословия. В это же время работал ведущим телевизионной передачи «Мир вашему дому». Вскоре появились замечательные образовательные книги Илариона Алфеева, среди которых «Священная тайна Церкви» - это введение в проблематику, историю имяславских споров, монография, которая первая в русской науке в системном порядке исследовала споры богословов и философов о почитании имени Господа, зародившихся в самом начале XX века на Афоне, а потом в России.

Создал много и других интересных и уникальных трудов Иларион Алфеев. «Таинство Веры» - книга, представляющая собой введение в православное догматическое богословие. Ее могут читать не только учащиеся духовных семинарий и академий. Она рассчитана, прежде всего, на широкий круг читателей, а также тех, кто хочет прийти к глубинам православной веры. В 2001 году он получил сан епископа Керченского, а в 2002-м в Смоленском кафедральном соборе принял сан архимандрита.

Сурожская епархия

В 2002 году его отправили служить викарием в Сурожскую епархию к митрополиту Антонию Блуму. Однако очень скоро против него выступила группа священников, которую возглавил епископ Василий (Осборн). Он в итоге в 2010 году снял с себя сан и монашество в связи с желанием обрести семейный очаг и жену.

Затем на Илариона обрушивается критическая речь архиерея Антония Сурожского, который отводит ему время для того, чтобы тот вник в сущность епархии и принял для себя решение: продолжать ли дальше ему здесь свое служение в соответствии с теми нормами, которые уже существуют на протяжении чуть больше полувека. Архиерей Антоний не скрывал своего отношения к молодому священнику. И отметил, что преклоняется перед его заслугами. Но если их взгляды в главных вопросах не сойдутся и они не смогут объединить свои усилия, работать, как единая команда, то им лучше будет разойтись.

Епископ Иларион сразу же выступил с ответом. Он опроверг все обвинения в свой адрес. В общем, противостояние закончилось тем, что Алфеева отозвали из Сурожской епархии и назначили викарием Московской, Подольским епископом и главным представителем РПЦ в европейских организациях, где он активно занимался информационной деятельностью.

Везде, где бы ни выступал Алфеев, он всегда подчеркивал важность христианства, которому уже больше 2000 лет. Со слов епископа Илариона, отрицание своих христианских корней Европой просто недопустимо, потому что это главная нравственная и духовная составляющая, которая предопределяет европейскую идентичность.

Заслуги

В 2003 году Алфеева назначили епископом Венским и Австрийским. В 2009-м его избрали епископом Волоколамским, постоянным членом Синода и викарием Московского Патриарха. И в это же время он стал настоятелем храма Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. За усердное служение Патриарх Кирилл посвятил его в сан архиепископа и поставил представителем организации, которая предполагала взаимодействие с религиозными объединениями и общинами под эгидой президента РФ. В 2010 году за личные заслуги Патриарх Кирилл посвятил его в сан митрополита.

В разные годы во многих международных межхристанских форумах Алфеев ревностно представлял интересы РПЦ. С 2009 по 2013 год митрополита Илариона Алфеева назначили в Православную религиозную комиссию. Тут он работал над принятым равенским документом, где была прописана позиция Московского Патриархата.

Украина

Когда в 2014 году в Украине произошли страшные события, Иларион был приглашен митрополитом Днепропетровского УПЦ МП на торжество, посвященное его 75-летию. По прибытии в Днепропетровский аэропорт митрополита Алфеева письменно уведомили в том, что ему запрещен въезд в Украину. Тогда он потребовал объяснений и извинений, которых, к сожалению, так и не последовало. Тогда он прямо в пункте погранконтроля прочитал поздравление от Патриарха Московского и вручил Патриарху Сербскому орден святого кн. Московского I степени.

Любовь к музыке

Илларион не забросил свое музыкальное образование, но начал через него нести людям веру во Христа. В 2006-2007 годах он создал для смешанного хора «Божественную литургию», за ним - «Всенощное бдение», «Рождественскую ораторию» для симфонического оркестра. И, наконец, он сотворил ораторию для солистов и хора «Страсти по Матфею», которая звучала по всему миру и была исполнена в России, Канаде и Австралии. С 2007 по 2012 год ораторию исполняли почти полсотни раз. Публика аплодировала стоя. Вообще, его музыку высоко оценивали профессиональные музыканты, которые принимали участие в ее исполнении.

Премьера «Рождественских ораторий», проходившая в Вашингтоне, была встречена овациями стоя. Затем успех был подтвержден в Нью-Йорке, Бостоне и, конечно же, Москве. Божественная музыка Илариона проникала в душу каждому человеку. Он даже исполнил баховскую ораторию, наполнив ее каноническим православным духом. Не обошлось и без критики его музыки, но она была незначительна. В 2011 году митрополит в сотрудничестве с В. Спиваковым создал ежегодный Московский Рождественский фестиваль духовной музыки, проходивший в канун святых праздников.

Фильмы

Епископ Илларион на музыке не остановился и пошел дальше - стал ведущим цикла документальных общеобразовательных кинолент «Путь пастыря» (2011), «Человек перед Богом» (2011), «Церковь в истории» (2012), «Путешествие на Афон» (2012), «Паломничество на Святую Землю» (2013) и множества других познавательных документальных христианских картин. В 2014 году он также снял киноленты: «Православие в Грузии», «С Патриархом на Афоне», «Православие в Сербских землях» и другие.

Награды

Митрополит Иларион был награжден огромным количеством наград: орденом Св. Евангелиста Марка II ст. (Александрийская ПЦ), орденом Дружбы (2011), орденом Св. Константина Великого (Сербская ПЦ, 2011), орденом Командорского Креста (Венгрия, 2013), орденом «За заслуги» III ст. (2013, Украина). Весь список не представляется возможным перечислить.

Очень мудрый, яркий и уникальный митрополит Иларион Алфеев. Это человек с научным складом ума, который является автором более 700 публикаций и монографий по патристике, догматике, церковной истории. Кроме того, он перевел с греческого и сирийского творения Святых Отцов. Невозможно не согласиться с тем, что не каждому удается за такое короткое время достигнуть таких высот. Создается такое ощущение, что он видит то, чего многие люди в своем духовном развитии еще пока не созрели узреть.

Критика

Немного смутил некоторых православных, которые всегда начеку, Иларион Алфеев. Литургия в брошюре, которую раздавали бесплатно в пасхальные дни в храме, где он служит, содержала некоторые «поправки» традиционного определения церкви в Символе Веры. Но критики не учли того, что смысл от этого не меняется и при более точном переводе с греческого звучит именно так.

Ряд богословских построений митрополита Илариона также подвергался критике некоторыми православными богословами, такими, как Валентин Асмус, Юрий Максимов и ныне покойный Даниил Сысоев. Они же выступали с критическими претензиями и к знаменитому профессору богословия Алексею Ильичу Осипову. Однако меньше любить их люди не стали, так как они в православной вере являются в духовном плане чистыми источниками, утоляющими жажду познаний о Боге. Ведь никто не приходит к колодцу, если воды там нет.

Заключение

Со слов Алфеева Иллариона, становится понятно то, что каждый священник должен уметь рассказывать людям о Христе так, чтобы у них воспламенялось сердце и загорались глаза. А чтобы это произошло, священники сами должны жить тем, о чем они молятся и говорят. Им, прежде всего, надо подогревать постоянный интерес к Евангелию, церкви, ее догматам и таинствам в себе. И самое главное - им надо уметь говорить о сложных вещах на простом, понятном и доступном для людей языке.

Сегодня исполняется 50 лет со дня рождения великого композитора, богослова, историка; полиглота, знающего в разной степени множество иностранных языков: английский, французский, греческий, итальянский, испанский, немецкий, древнегреческий, сирийский, иврит, обладатель мировой экуменической награды за толерантность, лихо переписывающего в считанные дни неугодные ему тексты святых отцов (так, например, согласно словам юбиляра, свой катехизис он написал за три дня от нечего делать, т.к. делегация РПЦ не поехала на лже-собор на Крите - прим.ред.religruss.info).


Да, правильно! Сегодня юбилей у Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянного член Священного Синода, председателя Синодальной Библейско-богословской комиссии, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, настоятеля церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве, председателя объединённого диссертационного совета Д 999.073.04 по теологии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; закадычного друга латинян, всеми силами старающегося уничтожить Православие, путем объединения его с папистами; злостного еретика-экумениста - митрополита Илариона Алфеева.


Небывалый талантище и головокружительная карьера Владыки, вероятно, должны приводить в благоговейный трепет всякого. Так, например, с момента поступления в монастырь Григория Дашевского (именно так зовут в миру митрополита Илариона - прим.ред.religruss.info) послушником до рукоположения его в сан иеромонаха, прошло лишь 5 месяцев! Хотя, как правило, послушники годами проходят искус в монастыре, прежде чем принимают монашеский постриг, не говоря о сане священника.


Митрополит Иларион:


Доктор философии Оксфордского университета

Доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже


Профессор Московской духовной академии


Профессор богословского факультета Фрибургского университета (Швейцария)


Профессор, заведующий кафедрой теологии Национального исследовательского ядерного института «МИФИ»


Почётный доктор Санкт-Петербургской духовной академии


Почётный доктор богословия Минской духовной академии


Почётный доктор богословия Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке


Почётный доктор Российского государственного социального университета


Почётный доктор богословия Богословского факультета Университета Каталонии


Почётный доктор богословия Богословского факультета Университета Лугано


Почётный доктор Прешовского университета (Словакия)


Почётный доктор богословия Университета Вилланова (США)


Почётный доктор духовной семинарии Nashotah house (США)


Почётный доктор Института теологии Белорусского государственного университета


Почётный доктор Российского государственного гуманитарного университета


Почётный профессор Русской христианской гуманитарной академии


Почётный профессор Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского


Почётный профессор Уральского государственного горного университета


Почётный доктор Великотырновского университета «Святых Кирилла и Мефодия»


Действительный член Академии Российской словесности


Член Союза композиторов России

Работоспособность митрополита Волоколамского же, по истине, нечеловеческая! Уму простого человека не осознать, как возможно, совмещая свои прямые обязанности митрополита, который

а) первенствует за богослужениями, соборно совершаемыми архиереями Митрополии;


б) созывает Архиерейский совет, председательствует на нем, представляет его постановления Патриарху и рассылает их епархиальным архиереям Митрополии;


в) заботится о координации деятельности епархий Митрополии в вопросах, перечисленных в пунктах 2 и 8 настоящего Положения;


г) в пределах Митрополии имеет начальственное наблюдение за осуществлением решений Поместных и Архиерейских Соборов, а также Священного Синода;


д) наблюдает за регулярным проведением совместных совещаний представителей епархиальных отделов и иных учреждений епархий Митрополии;


е) имеет попечение о взаимодействии епархий Митрополии с органами светской власти, полномочия которых распространяются на всю территорию Митрополии;


ж) для ознакомления с церковной жизнью в Митрополии посещает епархии по согласованию с их епархиальными архиереями или по поручению Патриарха;


з) получает от епархиальных архиереев Митрополии копии годовых отчетов, направляемых на имя Патриарха;


и) преподает братские советы архиереям Митрополии относительно управления епархиями;


к) по указанию Патриарха или по собственной инициативе представляет Патриарху свое мнение относительно положения дел в епархиях Митрополии;


л) по запросу Общецерковного суда представляет отзыв относительно дел, находящихся на рассмотрении в Общецерковном суде и касающихся деятельности канонических подразделений или должностных лиц Русской Православной Церкви на территории Митрополии;


м) принимает жалобы на архиереев Митрополии и рассматривает их без формального церковного судопроизводства, а в случае невозможности решить вопрос - направляет дело на рассмотрение Патриарха с приложением своего мнения;


н) осуществляет формальное расследование по делам, касающимся епархий Митрополии, в тех случаях, когда органы высшего церковного управления направляют ему соответствующий запрос;

в свободное от работы время сочиняет оратории, симфонии и прочие музыкальные произведения; пишет во множественном числе книги, снимает фильмы!

Вот перечень работ Владыки Илариона:

Книги


На русском языке


Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие.


Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 1-2.


Жизнь и учение св. Григория Богослова.


Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание.


Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Перевод с сирийского.


Преподобный Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. Перевод с греческого.


Восточные Отцы и учители Церкви IV века. Антология. Т. 1-3.


Ночь прошла, а день приблизился. Проповеди и беседы.


Православное богословие на рубеже эпох. Статьи, доклады.


Преподобный Симеон Новый Богослов. «Прииди, Свет истинный». Избранные гимны в стихотворном переводе с греческого.


Восточные Отцы и учители Церкви V века. Антология.


Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции.


О молитве.


Вы - свет мира. Беседы о христианской жизни.


Человеческий лик Бога. Проповеди.


Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах.


Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров.


Во что верят православные христиане. Катехизические беседы. .


Православное свидетельство в современном мире.


Православие. Том I: История, каноническое устройство и вероучение Православной Церкви. С предисловием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.


Православие. Том II: Храм и икона, Таинства и обряды, богослужение и церковная музыка.


Беседы с митрополитом Иларионом.


Как обрести веру.


Как прийти в Церковь.


Главное таинство Церкви.


Церковь открыта для каждого. Выступления и интервью.


Праздники Православной Церкви.


Обряды Православной Церкви.


Церковь в истории.


Быть в мире, но не от мира. Сборник докладов и выступлений Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.


Бог: Православное учение.


Иисус Христос: Бог и человек.


Творение Божие: Мир и человек.


Церковь: Небо на земле.


Конец времен: Православное учение.

На английском языке


St Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition.


The Spiritual World of Isaac the Syrian.


The Mystery of Faith. Introduction to the Teaching and Spirituality of the Orthodox Church.


Orthodox Witness Today.


Christ the Conqueror of Hell. The Descent into Hell in Orthodox Tradition.


Orthodox Christianity. Volume I: The History and Canonical Structure of the Orthodox Church. .


Orthodox Christianity. Volume II: Doctrine and Teaching of the Faith.


Orthodox Christianity. Volume III: The Architecture, Icons and Music of the Orthodox Church.


Prayer: Encounter with the Living God.

На французском языке


Le mystère de la foi. Introduction à la théologie dogmatique orthodoxe. Paris: Cerf, 2001.


L’univers spirituel d’Isaac le Syrien.


Syméon le Studite. Discours ascétique. Introduction, texte critique et notes par H. Alfeyev.


Le chantre de la lumière. Initiation à la spiritualité de saint Grégoire de Nazianze.


Le Nom grand et glorieux. La vénération du Nom de Dieu et la prière de Jésus dans la tradition orthodoxe.


Le mystère sacré de l’Eglise. Introduction à l’histoire et à la problématique des débats athonites sur la vénération du Nom de Dieu.


L’Orthodoxie I. L’histoire et structures canoniques de l’Eglise orthodoxe.


L’Orthodoxie II. La doctrine de l’Eglise orthodoxe.

На итальянском языке


La gloria del Nome. L’opera dello schimonaco Ilarion e la controversia athonita sul Nome di Dio all’inizio dell XX secolo.


La forza dell’amore. L’universo spirituale di sant’Isacco il Syro.


Cristo Vincitore degli inferi.


Cristiani nel mondo contemporaneo.


La Chiesa ortodossa. 1. Profilo storico.


La Chiesa ortodossa. 2. Dottrina.


La Chiesa ortodossa. 3. Tempio, icona e musica sacra.

На испанском языке


El misterio de la fe. Una introduction a la Teologia Ortodoxa.

На немецком языке


Geheimnis des Glaubens. Einführung in die orthodoxe dogmatische Theologie. Aus dem Russischen übersetzt von Hermann-Josef Röhrig. Herausgegeben von Barbara Hallensleben und Guido Vergauwen.


Vom Gebet. Traditionen in der Orthodoxen Kirche.

На греческом языке


Άγιος Ισαάκ ο Σύρος. Ο πνευματικός του κόσμος. Αγιολογική Βιβλιοθήκη, αρ. 17. Εκδόσεις ΑΚΡΙΤΑΣ.


Το μυστήριο της Πίστης. Εκδόσεις ΕΝ ΠΛΩ.

На сербском языке


Тајна вере: увод у православно догматско богословље. Превод са руског Ђорђе Лазаревић; редактор превода Ксенија Кончаревић.


Ви сте светлост свету. Беседе о хришћанском животу. Са руског превео Никола Стојановић. Редактура превода проф. др Ксенија Кончаревић.


Живот и учење светог Григорија Богослова. Превод Никола Стојановић.


Христос Победитељ ада. Тема силаска у ад у источно-хришћанском предању.


Православно богословље на размећу векова. Са руског превела Мариjа Дабетић.


Патриjарх Кирил: живот и гледиште. Превод Ксенија Кончаревић.

На финском языке


Uskon mysteeri. Johdatus ortodoksiseen dogmaattiseen teologiaan. Ortodoksisen kirjallisuuden julkaisuneuvosto.

На венгерском языке


A hit titka. Bevezetés az Ortodox Egyház teológiájába és lelkiségébe.

На польском языке


Mysterium wiary. Wprowadzenie do prawosławnej teologii dogmatycznej. Warszawska

На румынском языке


Hristos, biruitorul iadului. Coborarea la iad din perspectiva teologica.


Sfântul Simeon Noul Teolog şi traditia ortodoxa.


Lumea duhovnicească a Sfântului Isaac Sirul.


Taina credinței. Introducere în teologia dogmatică ortodoxă.


Rugăciunea. Întălnire cu Dumnezeul cel Viu.

На японском языке


イラリオン・アルフェエフ著、ニコライ高松光一訳『信仰の機密』東京復活大聖堂教会(ニ コライ堂)

На китайском языке


正教導師談祈禱卅二講 貝 伊拉里翁總主教 電視演講,


作者 都主教伊拉里雍(阿爾菲耶夫 正信奧義

На украинском языке


Таїнство віри: Вступ до православного богослов’я.

На македонском языке


Тајната на верата. Вовед во православното догматско богословие.

На чешском языке


Izák Syrský a jeho duchovní odkaz. Přel. Jaroslav Brož a Michal Řoutil.


Kristus - vítěz nad podsvětím: téma sestoupení do pekel ve východokřesťanské tradici. Přeložil: Antonín Čížek.


Mystérium víry. Uvedení do pravoslavné teologie. Překlad: Antonín Čížek.

На шведском языке


Trons mysterium. En introduktion till den ortodoxa kyrkans troslära och andlighet.

На грузинском языке


სარწმუნოების საიდუმლოება. თბილისი, 2013.

Музыкальные произведения

Сочинения для хора и оркестра


«Страсти по Матфею» для солистов, хора и струнного оркестра


«Рождественская оратория» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и большого симфонического оркестра


Симфония для хора и оркестра «Песнь восхождения» на слова псалмов


«Stabat Mater» для солистов, хора и оркестра

Духовная музыка для хора а капелла


«Божественная Литургия» для смешанного хора


«Песнопения Божественной Литургии (Литургия № 2)» для смешанного хора. Партитура: Митрополит Иларион (Алфеев). Собрание богослужебных песнопений.

Имяславские споры. Фильм митрополита Илариона


С Патриархом на Афоне. Фильм митрополита Илариона


Православие в Грузии. Фильм митрополита Илариона


Православие в Сербских землях. Фильм митрополита Илариона


Православие в Болгарии. Фильм митрополита Илариона


Православие в Румынии. Фильм митрополита Илариона


Православие на Крымской земле. Фильм митрополита Илариона


Иоганн Себастьян Бах - композитор и богослов. Фильм митрополита Илариона


Причем, согласно словам самого митрополита Илариона, его распорядок дня подчинен служебным обязанностям. Как минимум, к этим самым обязанностям Владыка прибегает в следующих случаях: шесть дней в году - заседания Священного Синода (перед началом которого требуется несколько дней на его подготовку - итого примерно 30 дней - прим.ред.religruss.info), восемь дней в году - заседания Высшего церковного совета (еще плюс дн на подготовку - и того - примерно 40 дней - прим.ред.religruss.info). Воскресенье - день богослужебный (52 воскресенья в году, не считая Светлой Седмицы - прим.ред.religruss.info). Каждый церковный праздник - день богослужебный (Двунадесятые Праздники + Великие - 20 дней - прим.ред.religruss.info). Не считая важных дат, также Постовых Богослужений, выходит - 142 дня. Но еще есть лекции, дружественные поездки к папе Римскому, многочисленные интервью и пресс конференции и т.д. и т.п.


Встает справедливый вопрос: а чем же, на самом деле занимается Владыка Иларион? Ведь будь он даже роботом, которому не надо ни спать ни есть, он бы просто физически не успел сделать все, что приписывают ему всевозможные информационные источники. Даже великие композиторы, писатели и богословы за всю свою жизнь не сумели бы написать и части того, что умудрился наваять Волоколамский митрополит. Причем, как сознался сам именинник, он в день может написать аж целый авторский лист! Но все-то прекрасно понятно, что такими темпами невозможно написать и десятую часть вышеперечисленной литературы, не говоря уже о музыке. Недоумение вызывает и другой факт: если же, все-таки, митрополит Иларион имеет огромный художественный талант, как он умудряется исполнять свои непосредственные обязанности в митрополии? При этом, немалое количество дней Владыка проводит в Ватикане и прочих рассадниках ереси, ведя активные переговоры по объединению всех религий.

На все вопросы, вероятно, ответ очень прост - показ этих видимых трудов "гения" нашего, митрополита Илариона, нужен лишь для того, чтобы отвлечь внимание на его деятельность, направленную на службу папскому престолу, цель которой - смерть Православия. Только вот почему "великий богослов", считающий себя более осведомленным в Священном Писании, чем святые Отцы Церкви, не знает фразу, сказанную Господом: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" (Мф.16:18)? Потому, как если бы он ее знал, то прекрасно понимал бы, что все его усилия тщетны...

Митрополит Иларион (Григорий Алфеев) - иерарх РПЦ, митрополит Волоколамский, руководитель ОВЦС МП, член Священного Синода, историк, православный композитор, переводчик трудов по догматическому богословию с сирийского и греческого языков.

Родился будущий иерарх 24 июля 1966 года в Москве в семье доктора физико-математических наук Валерия Григорьевича Дашевского и писательницы Валерии Анатольевны Алфеевой, из-под пера которой вышли сборники «Цветные сны», «Джвари», «Призванные, избранные, верные», «Странники», «Паломничество на Синай», «Невечерний свет», «Священный Синай».


Дед по отцовской линии Григорий Маркович Дашевский получил известность благодаря историческим трудам на тему Испанской гражданской войны. Мальчика при рождении нарекли Григорием. Брак родителей продлился недолго – вскоре отец ушел из семьи.


Когда мальчику было 12 лет, Валерий Григорьевич погиб от несчастного случая. Всю ответственность за воспитание сына взяла на себя Валерия Анатольевна. В раннем возрасте Григорий начал заниматься в музыкальной школе при Гнесинском училище. Первым и любимым преподавателем по скрипке стал для мальчика Владимир Николаевич Литвинов.

В 1977 году Григорий прошел таинство крещения. Небесным покровителем отрока стал Иларион Новый, день которого празднуется 6 июня по старому стилю. История православной церкви знает еще двух великих праведников – древнерусского митрополита Илариона Киевского и Илариона, игумена Пеликитского. Святые прославились подвигами монашеской непорочной жизни.


В 1981 году юноша начал церковное служение чтецом Воскресенского храма в районе Успенского Вражка. Через два года начал иподиаконствовать у митрополита Волоколамской и Юрьевской епархии Питирима, а также работать по совместительству в издательстве РПЦ МП.


Митрополит Иларион в армии

Поступив в 1984 году в Московскую консерваторию по специальности «композиция», молодой человек сразу же отправляется на два года в армию. Алфеева определили в роту армейского оркестра пограничных войск. Вернувшись в 1986 году в Москву, Григорий восстановился в вузе и год занимался в классе профессора Алексея Николаева.

Служение

В 1987 году Алфеев решил оставить мирскую жизнь и принял монашеский постриг в Виленском Свято-Духовом монастыре. Архиепископ Виленский и Литовский Викторин рукоположил нового монаха в иеродиаконы. На праздник Преображения Иларион принял чин иеромонаха, и на протяжении 2 лет молодого священника определили настоятелем храмов в селах Колайняй и Титувенай Виленской и Литовской епархии. В эти же годы Алфеев заканчивает Московскую духовную семинарию, Московскую духовную академию и получает степень кандидата богословия.


Иларион не останавливается на достигнутом и становится аспирантом МДА, а затем студентом Оксфорда. В Великобритании Алфеев изучает греческий и сирийский язык под руководством Себастиана Брока, защищает докторскую диссертацию «Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание». Параллельно с научной деятельностью Иларион не оставляет служение в церкви. Молодой священник окормляет прихожан храмов Сурожской епархии.


С 1995 года доктор философии и богословия становится сотрудником Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, преподавателем патрологии в семинариях Калуги и Смоленска. Иларион читает лекции по догматическому богословию в разных частях света: в православных семинариях на Аляске, в Нью-Йрке, в Кембридже. На Пасху 2000 года Илариона возводят в сан игумена, а через год Алфеев принимает епископство в Керченской епархии, что находится в Великобритании. Также он становится викарием митрополита Антония (Блума).

Епископство

В 2002 году На праздник Обрезания Господня Иларион принял епископство и год служил в Подольской епархии. Патриархия поручила молодому епископу участвовать в международных заседаниях Евросоюза, на которых решались вопросы религиозной терпимости и толерантности.


В 2003 году Илариона назначают Венским и Австрийским епископом. При Алфееве проводятся реставрационные работы двух крупных храмов епархии – Венского кафедрального собора Святителя Николая и храма Лазаря Четверодневного. Помимо основного служения епископ продолжает вести работу в представительстве РПЦ в Брюсселе.

С 2005 года Алфеев – приват-доцент богословия в университете города Фрибур. В 2009 году вступает в должность председателя ОВЦС Московского Патриархата, рукополагается в архиепископский сан, назначается викарием Патриарха Кирилла. Через год становится митрополитом.

Общественная деятельность

В конце 90-х годов Иларион начал общественную деятельность, став ведущим программы «Мир вашему дому», которая выходила на канале ТВЦ. Алфеев открыто входит в диалог с невоцерковленными лицами, объясняя особенности православного вероисповедания. Илариону удается простым и доступным языком объяснять сложные богословские понятия и термины, тем самым делая православие ближе людям, желающим постичь его суть. В начале 2000-х выходит фундаментальный труд епископа «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».


Митрополит Иларион входит в редколлегии православных изданий «Богословские труды», «Церковь и время», «Вестник Русского христианского движения», «Studia Monastica», «Византийская библиотека». На счету доктора богословия пятьсот статей, посвященных проблемам догматики, патристики, истории православной церкви. Алфеев создает книги « . Жизнь и учение», «Катехизис», «Православное свидетельство в современном мире», «Главное таинство Церкви», «Иисус Христос: Бог и человек» и другие.


Илариону удается грамотно вести диалог с иноверцами в качестве члена Исполнительного и Центрального комитетов Всемирного Совета Церквей. Алфеев состоит в комиссии по переговорам со Всемирным Альянсом Реформатских Церквей, Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, Евангелическо-Лютеранской Церковью Германии.

В 2009 году участвовал в подготовке года русской культуры в Италии и итальянской – в России, через год Иларион назначается членом Патриаршего совета по культуре и Попечительского совета фонда «Русский мир». В 2011 году возглавляет Синодальную библейско-богословскую комиссию.

Музыка

Важное место в биографии митрополита Илариона занимает музыка. С 2006 года Алфеев возвращается к композиторскому творчеству, создав ряд сочинений на православную тематику. Это прежде всего «Божественная Литургия» и «Всенощное бдение», «Страсти по Матфею» и «Рождественская оратория». Произведения богослова были тепло признаны творческим содружеством исполнителей, музыка с успехом исполняется симфоническими и хоровыми коллективами под руководством дирижеров Владимира Федосеева, Валерия Гергиева, Павла Когана, Дмитрия Китаенко и других. Концерты проходят не только в России, но и в Греции, Венгрии, Австралии, Канаде, Сербии, Италии, Турции, Швейцарии, США.

С 2011 года Алфеев и Владимир Спиваков организуют Московский Рождественский фестиваль духовной музыки. Через год стартует Волжский фестиваль духовной музыки, руководителем которого наряду с митрополитом Иларионом становится скрипач Дмитрий Коган.

Личная жизнь

Митрополит Иларион с юности преданно служит в церкви, он был пострижен в монахи в 20-летнем возрасте, поэтому о личной жизни Алфеева говорить не приходится. Его единственным любимым и родным человеком в миру остается мама Валерия Анатольевна. Вся жизнь митрополита Иллариона подчинена служению церкви.


Богослов много работает над догматическими трудами, участвует в богослужениях, в организации международных и внутрицерковных проектов и комиссий. Алфеев ведет активную переписку с православными иерархами, с иноверцами, дипломатическими представителями иностранных государств.

Богослов, патролог, церковный историк, композитор. Автор монографий, посвящённых жизни и учению Отцов Церкви, переводов с греческого и сирийского языков, трудов по догматическому богословию, многочисленных публикаций в периодической печати. Автор музыкальных произведений камерного и ораториального жанра.

Тезоименитство - 6 июня (по Юлианскому календарю), в день памяти прп. Илариона Нового († 845)

Биография

Образование, хиротония, начало церковного служения

С 1973 по 1984 обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции. 15-и лет поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (Москва); по его позднейшим словам, с того времени «Церковь составляет главное содержание моей жизни». С 1983 года - иподиаконствовал у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. Учился в классе Алексея Александровича Николаева.

В 1984-1986 годах служил в Советской армии в качестве музыканта духового оркестра.

В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

19 июня 1987 года в соборе Виленского Свято-Духова монастыря пострижен в монашество, а 21 июня в том же соборе рукоположен во иеродиакона архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым).

19 августа 1987 года в Пречистенском кафедральном соборе города Вильнюса рукоположён во иеромонаха архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (Кузнецовым) по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина.

В 1988-1990 года служил настоятелем храмов в городе Тельшяй, с. Колайняй и с. Титувенай Виленской и Литовской епархии. В 1990 году назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора г. Каунас.

В 1990 году в качестве избранного делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал на Поместном Соборе в июне 1990 года, избравшем Патриархом митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера). Выступил 8 июня с речью, посвящённой взаимоотношениям с РПЦЗ.

В 1989 году заочно окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 1991 году Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1993 году окончил аспирантуру МДА.

В 1991-1993 годах преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-1993 преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова.

В 1993 году был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание», изучал cирийский язык под руководством профессора Себастиана Брока, совмещая учёбу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.

С 1995 года работал в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата, с августа 1997 года в должности секретаря по межхристианским связям.

В 1995-1997 годах преподавал патрологию в Смоленской и Калужской Духовных Семинариях. В 1996 году читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).

С января 1996 состоял в клире храма св. вмц. Екатерины на Всполье в г. Москве (Подворье Православной Церкви в Америке).

С 1996 по 2004 был членом Синодальной богословской комиссии Русской православной церкви.

В 1997-1999 читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского Университета (Великобритания).

В 1999 Свято-Сергиевским православным богословским институтом в Париже удостоен степени доктора богословия.

В 1999-2000 вёл ежедневную телевизионную передачу «Мир вашему дому» на 3-м канале телевидения.

В 1999-2002 продолжал публиковать статьи и книги, в числе которых фундаментальное исследование в двух томах «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».

На Пасху 2000 в Троицком храме в Хорошёве митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым) возведён в сан игумена.

Архиерейство

Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 игумену Илариону (Алфееву) по возведении в сан архимандрита определено быть епископом Керченским, викарием Сурожской епархии.

На Рождество 2002 в Смоленском кафедральном соборе митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведён в сан архимандрита.

14 января 2002 в Москве, в Храме Христа Спасителя, хиротонисан во епископа; хиротонию совершил Патриарх Алексий в сослужении десяти архипастырей.

Вскоре по прибытии в Сурожскую епархию в начале 2002 назначенного викарием правящего архиерея епархии - митрополита Антония (Блума) - епископа Керченского Илариона в епархии возник чрезвычайно острый конфликт вокруг фигуры нового викария. Партию недовольных деятельностью еп. Илариона возглавлял старший викарий - епископ Василий (Осборн).

19 мая 2002 с критикой действий епископа Илариона выступил в своём открытом Обращении правящий архиерей митрополит Антоний. Обращение сообщало, что у епископа Илариона есть 3 месяца, чтобы «открыть для себя сущность Сурожской епархии и сформировать мнение о том, готов или нет он продолжать в духе и в соответствии с теми идеалами, которые мы выработали в течение уже 53 лет. Если он не уверен, а мы не уверены, тогда мы, по общему согласию, расстанемся»; в нём также говорилось о епископе Иларионе: «У него много даров, которыми я никогда не обладал и никогда не буду обладать. Он молод, он силен, он доктор богословия, он написал несколько богословских книг, получивших высокую оценку, и он может внести очень значительный вклад - но только в том случае, если мы сформируем команду и будем едины».

Епископ Иларион выступил с ответным Заявлением, которое отвергало предъявленные ему обвинения и фактически осуждало сложившуюся в лондонском соборе епархии литургическую практику.

В результате непримиримого противостояния епископ Иларион был отозван из епархии в июле того же года; решением Синода титул Керченского был усвоен старейшему викарию епархии архиепископу Анатолию (Кузнецову).

Определением Священного Синода от 17 июля 2002 назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Русской православной церкви при европейских международных организациях. Находясь на этой должности, ведет активную информационную деятельность, выпуская электронный бюллетень «Europaica» на английском, французском и немецком языках, а также русскоязычное приложение к этому бюллетеню «Православие в Европе» .

Регулярно участвует во встречах руководства Евросоюза с религиозными лидерами Европы. В ходе этих встреч указывает на то, что толерантность должна распространяться на все традиционные религии Европы: «Приводя в пример отсутствия толерантности исламофобию и антисемитизм, политические лидеры Европы нередко забывают о различных проявлениях христианофобии и антихристианства». По словам епископа, «из истории Европы невозможно вычеркнуть две тысячи лет христианства. Отрицание христианских корней Европы недопустимо. Но важность христианства не исчерпывается историей. Христианство остается важнейшей духовно-нравственной составляющей европейской идентичности».

Выступает с критикой «воинствующего секуляризма», призывая христиан Европы к диалогу с представителями секулярного гуманизма по вопросу о духовно-нравственных ценностях. По мнению епископа, «взрывоопасность сегодняшней межцивилизационной ситуации» в значительной степени обусловлена тем, что «западная либерально-гуманистическая идеология, исходя из представления о собственной универсальности, навязывает себя тем людям, которые воспитаны в иных духовно-нравственных традициях и имеют иные ценностные ориентиры». В этой ситуации «религиозным людям необходимо осознать особую ответственность, которая на них возложена, и вступить в диалог с секулярным мировоззрением, если же диалог с ним невозможен - то в открытое противостояние ему».

Гостями брюссельского представительства РПЦ за время возглавления его епископом Иларионом были королева Бельгии Паола, министр иностранных дел России И. С. Иванов, предстоятель Финляндской автономной православной Церкви архиепископ Лев, глава Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии архиепископ Юкка Паарма, архиепископ Пражский и Чешских Земель Христофор.

Определением Священного Синода от 7 мая 2003 года назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархии и с сохранением должности Представителя Русской православной церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

В 2003 году начаты масштабные реставрационные работы в венском кафедральном соборе святителя Николая. 24 мая 2007 года собор посетил Президент Российской Федерации В. В. Путин. Гостями собора были также архиепископ Венский кардинал Кристоф Шёнборн, архиепископ Пражский и Чешских Земель Христофор, председатель Национального собрания Австрии Андреас Коль.

В 2004 году начат и в 2006 году завершен капитальный ремонт храма во имя святого Лазаря Четверодневного в Вене.

13 октября 2004 года завершен судебный процесс по вопросу о принадлежности Свято-Успенского собора в Будапеште. В период с 2003 по 2006 год собор неоднократно посещали высшие лица Российского государства, в том числе премьер-министры М.Касьянов и М.Фрадков. 1 марта 2006 года собор посетил В. В. Путин. Результатом этого визита стало решение властей Венгрии осуществить капитальный ремонт собора.

Выступил за использование русского языка в православном богослужении, оговорившись, что считает недопустимым отказ от церковнославянского:


Между «человеком с улицы» и Православной Церковью существует множество барьеров - лингвистических, культурных, психологических и иных. И мы, духовенство, очень мало делаем для того, чтобы помочь человеку преодолеть эти барьеры. <…> В наших зарубежных епархиях многие прихожане, а особенно их дети, не только не понимают славянский язык, но и плохо понимают русский. Вопрос о доступности, внятности богослужения стоит очень остро. <…> Я думаю, что отказ от славянского языка и перевод всего богослужения на русский язык недопустим. Однако некоторые части богослужения вполне допустимо читать по-русски. Например, псалмы, Апостол и Евангелие.

В июле 2008 года, после наложения священноначалием РПЦ прещений на епископа Диомида (Дзюбана), выступил с резкой критикой последнего".

После смещения 4 сентября 2008 года с поста предстоятеля Православной Церкви в Америке митрополита Германа, в октябре того же года, кандидатура епископа Илариона (Алфеева) на пост предстоятеля ПЦА была предложена несколькими её священнослужителями. Причины, побудившие клириков ПЦА выдвинуть кандидатуру епископа Илариона, перечислены в статье бывшего ректора Свято-Владимирской семинарии протопресвитера Фомы Хопко, по мнению которого епископ Иларион «молод, смел, умен, образован и проверен», «у него безупречная репутация как послушного иеромонаха и иерарха. У него прекрасная репутация как пастыря, учителя, проповедника и исповедника. Он имеет большой опыт в международной деятельности Православной церкви. Он свободно говорит по-английски и еще на нескольких языках. Его уважают внутри и вне Православной церкви даже те, кто не согласны с его идеями и действиями».

Выдвижение кандидатуры епископа Илариона вызвало противоречивую реакцию внутри ПЦА ввиду того, что он является иерархом Московского Патриархата и ввиду его конфликта с правящим епископом Сурожской епархии в 2002 году. Письмом в Канцелярию ПЦА от 6 ноября 2008 года епископ Иларион известил, что отказывается от выдвижения, поскольку считает, что ПЦА должен возглавлять американец. В руководстве Московского Патриархата поддержали позицию епископа Илариона.

31 марта 2009 года определением Священного Синода был освобождён от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и постоянным членом Священного Синода по должности. В связи с назначением, также освобождён от должности главы Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе.

С 31 марта 2009 года - ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры Московского Патриархата.

С 14 апреля 2009 года - настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (Преображения Господня) на Большой Ордынке.

20 апреля 2009 года «в связи с назначением на пост, предполагающий постоянное участие в работе Священного Синода, и за усердное служение Церкви Божией» возведён Патриархом Кириллом в сан архиепископа.

С 28 мая 2009 года - член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации

С 27 июля 2009 года - включён в состав Межсоборного присутствия Русской православной церкви и его президиума.

С 11 ноября 2009 года - член Российской части организационного комитета по проведении Года российской культуры и русского языка в Итальянской Республике и Года итальянской культуры и итальянского языка в Российской Федерации.

С 29 января 2010 года - председатель Комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам отношения к инославию и другим религиям и заместитель председателя Комиссии Межсоборного присутствия Русской православной церкви по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления

1 февраля 2010 года «во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата - постоянным членом Священного Синода» возведён Патриархом Кириллом в сан митрополита.

Внешнеполитическая деятельность

Представляет Русскую православную церковь на различных международных и межхристианских форумах: является членом Исполнительного и Центрального комитетов Всемирного совета церквей, Президиума богословской комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство», Постоянной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, Постоянной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Англиканской Церковью.

29 сентября 2006 года призвал к созданию православно-католического альянса для защиты традиционного христианства в Европе. По словам епископа, сегодня становится все труднее говорить о христианстве как единой системе ценностей, разделяемой всеми христианами мира: пропасть между «традиционалистами» и «либералами» неуклонно расширяется. В этой ситуации, по мнению епископа, необходимо консолидировать усилия тех Церквей, которые считают себя «Церквами Предания», то есть католиков и православных, включая т. н. «дохалкидонские» древние восточные Церкви. «Я не говорю сейчас о тех серьёзных догматических разногласиях, которые существуют между этими Церквами и которые должны обсуждаться в рамках двусторонних диалогов. Я говорю о необходимости заключения между этими Церквами некоего стратегического альянса, пакта, союза для защиты традиционного христианства как такового - защиты от всех вызовов современности, будь то воинствующий либерализм или воинствующий атеизм», - подчеркнул епископ.

Участвовал в засадениях Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в 2000 году в Балтиморе, в 2006 году в Белграде и в 2007 году в Равенне.

9 октября 2007 года покинул заседание Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне в знак протеста против решения Константинопольского Патриархата включить представителей Эстонской Апостольской Церкви, несмотря на то, что «Вселенский Патриархат с согласия всех православных членов предложил компромиссное решение, которое признавало бы несогласие Московского Патриархата со статусом автономной церкви Эстонии». Участник встречи заявил прессе, что католическая сторона, равно как и прочие православные участники были «несколько шокированы» ультиматумом епископа. Священный Синод РПЦ на заседании 12 октября 2007 года одобрил действия делегации РПЦ в Равенне.

В результате итоговый документ «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви» был подписан в отсутствие делегации Московского Патриархата. Документ, в частности, содержит такие положения, с которыми не согласен Московский Патриархат, как-то 39-й параграф документа, где говорится о «епископах поместных Церквей, находящихся в общении с Константинопольским престолом».

В интервью католическому агентству AsiaNews митрополит Иоанн (Зизиулас), представитель Константинопольского Патриархата и сопредседатель Смешанной комиссии, заявил, что позиция епископа Илариона в Равенне - «выражение авторитаризма, цель которого - продемонстрировать влияние Московской церкви»; он также подчеркнул, что в итоге Московский Патриархат оказался «в изоляции, ибо ни одна другая православная Церковь не последовала его примеру».

В ответ епископ Иларион 22 октября 2007 года обвинил митрополита Иоанна в «срыве диалога» с Римско-Католической Церковью. По мнению епископа, уход Московского патриархата из диалога был выгоден Константинополю: «очевидно, что Константинополь заинтересован в расширении православного понимания первенства во Вселенской Церкви. „Первенство чести“, закрепленное за Константинополем после 1054 года, таких его представителей, как митрополит Иоанн, больше не устраивает. А для того, чтобы превратить „первенство чести“ в реальную власть, положение о первенстве следует переформулировать по образцу папского примата в Римско-Католической Церкви. Пока представители Московского Патриархата будут продолжать участвовать в диалоге, добиться этого невозможно. Без них это будет сделать гораздо легче».

В интервью 15 ноября 2007 года подверг критике ряд положений равеннского документа по существу и заявил, что численность Русской Церкви якобы «превышает численность членов всех остальных поместных Православных церквей вместе взятых». На вопрос: «при каких обстоятельствах Восточные церкви смогут признать папу Римского главой Вселенской церкви?» - ответил: «Ни при каких. Главой Вселенской Церкви является Иисус Христос, и у него, согласно православному пониманию, не может быть наместника на земле. В этом фундаментальное отличие православного учения о Церкви от католического».

Ученые степени и звания

  • Доктор философии Оксфордского университета (1995)
  • Член Союза композиторов России
  • Доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1999)
  • Почётный доктор Российского государственного социального университета
  • Почётный доктор богословия богословского факультета Католического университета Каталонии (Испания, 2010 год)
  • Почётный профессор Русской христианской гуманитарной академии

Награды

  • Грамоты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (1996 год и 1999 год),
  • Орден бургомистра Йонаса Вилейшиса (Каунас, Литва, 2011 год)
  • Орден святителя Иннокентия Московского II степени Православной Церкви в Америке (2009 год).
  • Орден святого благоверного воеводы Стефана Великого II степени (2010 год, Православная церковь Молдовы)
  • Орден святого апостола и евангелиста Марка II степени Александрийской Православной Церкви (2010 год),
  • Орден священномученика Исидора Юрьевского II степени (2010 год, Эстонская православная церковь Московского патриархата)
  • Sigillum Magnum - золотая медаль Болонского университета (Италия, 2010 год)
  • Медаль благоверного князя Константина Острожского Польской Православной Церкви (2003 год),
  • Макариевская премия (24 августа 2005 года) - за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров» .
  • Медаль памяти 13 января (Литва, 4 марта 1992 года),

Богословско-литературная деятельность

В 2002 вышла в свет двухтомная монография епископа Илариона «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров», посвященная афонским спорам об имени Божием.

В 2008 вышел 1-й том труда епископа Илариона «Православие», посвященный истории, каноническому устройству и вероучению Православной Церкви. В предисловии к книге за подписью Патриарха Алексия II говорилось: «Автор книги не понаслышке знаком с богатством богословского и литургического предания Православной Церкви. Получив разностороннее образование, епископ Иларион стал автором многочисленных монографий и статей на богословские и церковно-исторические темы, переводов с древних языков, духовно-музыкальных произведений. Многолетнее служение Матери Церкви, богатый опыт творческой деятельности и широкий кругозор позволяют ему представить предание Православной Церкви во всем его многообразии».

Член редакционной коллегии журналов «Богословские труды» (Москва), «Церковь и время» (Москва), «Вестник русского христианского движения» (Париж-Москва), «Studia Monastica» (Барселона), «Studii teologice» (Бухарест), научно-исторической серии «Византийская библиотека» (Санкт-Петербург).

1 февраля 2005 избран приват-доцентом богословского факультета Фрибургского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.

Музыкально-композиторская деятельность

В 2006-2007 вернулся к активной композиторской деятельности, написав «Божественную Литургию» и «Всенощное бдение» для смешанного хора, «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра, а также «Рождественскую ораторию» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра. Исполнения «Страстей по Матфею» и «Рождественской оратории» в Москве предварялись приветствием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Музыку епископа Илариона высоко оценили артисты, принимавшие участие в ее исполнении: дирижеры Владимир Федосеев и Алексей Пузаков, певец Евгений Нестеренко.

В течение 2007-2008 «Страсти по Матфею» были исполнены в Москве и Риме, а также в Мельбурне и Торонто. По окончании всех концертов публика аплодировала стоя. Концерты вызвали резонанс в СМИ.

Премьерное исполнение «Рождественской оратории» в Вашингтоне также завершилось стоячими овациями. С не меньшим успехом произведение было исполнено в Нью-Йорке, Бостоне и Москве, вызвав многочисленные отклики в прессе. В частности, поклонники творчества епископа Илариона отмечают:

Когда слушаешь музыку епископа Илариона (Алфеева), то сразу ощущаешь ее удивительную отрешенность от суеты мира сего. С полной ясностью понимаешь, что это не просто музыкальное произведение, полное страстей, борений, всевозможных концертных эффектов, нет, в первую очередь, это - молитва, выраженная в звуках, сакральное действо, погружение в высшие духовные субстанции. Поэтому творчество епископа Илариона невозможно отнести лишь к категории композиторской: скорее, это духовное делание, обращение к Господу, проповедь Слова Божьего, приобщение всех нас тайнам Божественного бытия.

Антон Висков)

Меня восхищает и удивляет, что православный епископ выступил как композитор-новатор! Он первый, кто сумел использовать баховскую форму оратории и наполнить все 28 номеров православным каноническим духом! При этом владыка использовал современный русский язык. Это сделано смело, с новаторским подходом.

Евгений Нестеренко


Когда я приступил к работе над партитурой, то понял, что в ней много замечательных страниц, страниц, наполненных духовностью… Это музыка, которая проникает в душу любого человека

Владимир Федосеев

Епископ Иларион известен мне с той поры, когда он был ещё студентом Московской консерватории. Это профессиональный музыкант, который к нашему удивлению, ушел с 3 курса, посвятив себя Церкви… И сейчас, еще будучи молодым епископом (ему ещё 40 лет), он объединил свой церковный и композиторский опыт, создав некий новый жанр. Это не музыка для Литургии, но тем не менее она ведет человека к Богу через знание о Боге, к духовному через душевное… Это совершенно необыкновенное ощущение новой России. Это не просто новый жанр, а новое явление в культуре и духовности.

Александр Соколов)

С одной стороны, мы безумно благодарны владыке Илариону за новое воплощение «Страстей», за возвышенность и чистоту звучания, за интонационную искренность, за доступность изложения. Автор очень канонично, по-моему, распределил евангельский материал между чтецом, хором, солистами и оркестром. Это все несомненные плюсы. Мы нуждаемся в такой современной, доступной, чистой, тональной музыке. Музыке, которая восстанавливает утраченную связь с публикой. И все, кто был на концерте, помнят, как восторженно принималось это сочинение… Что же касается другой стороны, то для нас, композиторов-профессионалов (не в упрек владыке Илариону! а просто у нас профессиональное восприятие музыки, у нас уже испорченные уши), то для нас, конечно же, хотелось бы слышать некоторый больший отход от барочных моделей. Демократизм языка автора, наверное, продиктован желанием наибольшей коммуникации с залом. Но хотелось бы ещё большей многомерности в воплощении этого вечного сюжета: чтобы были какие-то коллизии в языке и драматургии, какие-то смелые, нестандартные решения.

Александр Кобляков)

В 2009 году в интервью Каналу Вести сказал, что с момента назначения на должность главы ОВЦС не написал ни одной ноты.

Критика

Ряд богословских построений будущего митрополита (тогда иеромонаха) Илариона подвергался критике со стороны других православных теологов, например:

  • учение об экуменизме. Католическое мнение о первенстве папы в трудах Илариона было замечено В. Асмусом, а Ж.-К. Ларше связывал взгляды митрополита с униатством. Кроме того, священник Пётр Андриевский критиковал отношение богослова к Ассирийской церкви Востока.
  • учение об апокатастасисе критиковалось протоиереем Валентином Асмусом и было подробно разобрано Ю. Максимовым. Священник Д. Сысоев на этом же основании причислял Илариона к «модернистам»;

Музыкальные произведения митрополита (тогда епископа) Илариона также подвергались критике. В частности, Б. Филановский писал: «Говорить о епископских „Страстях“ как о музыкальном произведении можно, но неинтересно. Это поделка недоучки. Отчасти корявые стилизации под Баха или Моцарта - не потому, что они такие духовные, а просто что на слуху, под то и стилизуем. Отчасти честное богослужебное пение - в концертном зале, однако звучащее как напыщенная паралитургическая вампука, лопающаяся от сознания собственной духовности… Алфеевские „Страсти“ не просто пустышка. Это ядовитая клерикальная подмена. И ее пышный вброс в мир ясно показывает, как вздувается инфляционный пузырь госправославия».

Труды

  • Человеческий лик Бога. Проповеди. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.
  • Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Перевод с сирийского. М.: Изд-во «Зачатьевский монастырь», 1998. Издание второе - СПб.: Алетейя, 2003. Издание третье - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006.
  • Жизнь и учение св. Григория Богослова. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1998. Издание второе - СПб.: Алетейя, 2001. Издание третье - М.: Сретенский монастырь, 2007.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1998. Издание второе - СПб.: Алетейя, 2001. Издание третье - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008.
  • Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб.: Алетейя, 2001. Издание второе - СПб.: Алетейя, 2005.
  • Во что верят православные христиане. Катехизические беседы. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. Издание второе - М.: Эксмо, 2009.
  • О молитве. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. Издание второе - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004.
  • Отцы и учители Церкви III века. Антология. Т. 1-2. М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996.
  • Восточные Отцы и учители Церкви V века. Антология. М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 2000.
  • Восточные Отцы и учители Церкви IV века. Антология. Т. 1-3. М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1998-1999.
  • Ночь прошла, а день приблизился. Проповеди и беседы. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1999.
  • Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М.-Клин: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1996. Издание второе - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. Издание третье - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. Издание четвёртое - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2005. Издание пятое - Санкт-Петербург: Библиополис, 2007. Издание шестое - М.: Эксмо, 2008.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. Издание 2-е - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006.
  • Духовный мир преподобного Исаака Сирина. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1998. Издание второе - СПб.: Алетейя, 2001. Издание третье - СПб.: Алетейя, 2005.
  • Православие. Том I: История, каноническое устройство и вероучение Православной Церкви. С предисловием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М: Сретенский монастырь, 2008.
  • Православие. Том II: Храм и икона, Таинства и обряды, богослужение и церковная музыка. М: Сретенский монастырь, 2009.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. Перевод с греческого. М.: Изд-во «Зачатьевский монастырь», 1998.
  • Патриарх Кирилл: Жизнь и миросозерцание. М: Эксмо, 2009.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов. «Прииди, Свет истинный». Избранные гимны в стихотворном переводе с греческого. СПб.: Алетейя, 2000. Издание второе - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2008.
  • Православное богословие на рубеже эпох. Статьи, доклады. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1999. Издание второе, дополненное - Киев: Дух і літера, 2002.
  • Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров. В двух томах. СПб.: Алетейя, 2002. Издание второе - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007.
  • Православное свидетельство в современном мире. СПб: Издательство Олега Абышко, 2006.
  • Вы - свет мира. Беседы о христианской жизни. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. Издание второе - Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. Издание третье - М.: Эксмо, 2008.
  • Christ the Conqueror of Hell. The Descent into Hell in Orthodox Tradition. New York: SVS Press, 2009.
  • The Spiritual World of Isaac the Syrian. Cistercian Studies No 175. Kalamazoo, Michigan: Cistercian Publications, 2000.
  • St Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition. Oxford: Oxford University Press, 2000.
  • Orthodox Witness Today. Geneva: WCC Publications, 2006.
  • The Mystery of Faith. Introduction to the Teaching and Spirituality of the Orthodox Church. London: Darton, Longman and Todd, 2002.
  • L’univers spirituel d’Isaac le Syrien. Bellefontaine, 2001.
  • Le chantre de la lumi?re. Initiation ? la spiritualit? de saint Gr?goire de Nazianze. Paris: Cerf, 2006.
  • Le myst?re de la foi. Introduction ? la th?ologie dogmatique orthodoxe. Paris: Cerf, 2001.
  • Le Nom grand et glorieux. La v?n?ration du Nom de Dieu et la pri?re de J?sus dans la tradition orthodoxe. Paris: Cerf, 2007.
  • L’Orthodoxie I. L’histoire et structures canoniques de l’Eglise orthodoxe. Paris: Cerf, 2009.
  • Le myst?re sacr? de l’Eglise. Introduction ? l’histoire et ? la probl?matique des d?bats athonites sur la v?n?ration du Nom de Dieu. Fribourg: Academic Press, 2007.
  • Sym?on le Studite. Discours asc?tique. Introduction, texte critique et notes par H. Alfeyev. Sources Chr?tiennes 460. Paris: Cerf, 2001.
  • Cristo Vincitore degli inferi. Bose: Qiqajon, 2003.
  • La forza dell’amore. L’universo spirituale di sant’Isacco il Syro. Bose: Qiqajon, 2003.
  • La gloria del Nome. L’opera dello schimonaco Ilarion e la controversia athonita sul Nome di Dio all’inizio dell XX secolo. Edizioni Qiqajon. Bose, Magnano, 2002.
  • Geheimnis des Glaubens. Einf?hrung in die orthodoxe dogmatische Theologie. Aus dem Russischen ?bersetzt von Hermann-Josef R?hrig. Herausgegeben von Barbara Hallensleben und Guido Vergauwen. Universit?tsverlag Freiburg Schweiz, 2003. 2. Ausgabe - Fribourg: Academic Press, 2005.
  • O agios Isaak o Syros. O pneumatikos tou kosmos. Athina: Akritas, 2005.
  • Живот и учење светог Григорија Богослова. Превод Никола Стојановић. Редактура превода др Ксенија Кончаревић, проф. Краљево, 2009.
  • Тајна вере: увод у православно догматско богословље. Превод са руског Ђорђе Лазаревић; редактор превода Ксенија Кончаревић. Краљево: Епархијски управни одбор Епархије жичке, 2005.
  • Ви сте светлост свету. Беседе о хришћанском животу. Са рускоі превео Никола Стојановић. Редактура превода проф. др Ксенија Кончаревић. Краљево, 2009.
  • Uskon mysteeri. Johdatus ortodoksiseen dogmaattiseen teologiaan. Ortodoksisen kirjallisuuden julkaisuneuvosto. Jyv?skyl?, 2002.
  • A hit titka. Bevezet?s az Ortodox Egyh?z teol?gi?j?ba ?s lelkis?g?be. Magyar Ortodox Egyh?zmegye, 2005.
  • Mysterium wiary. Wprowadzenie do prawos?awnej teologii dogmatycznej. Warszawska Metropolia Prawos?awna, 2009.
  • Sfantul Simeon Noul Teolog si traditia ortodoxa. Bucure?ti: Editura Sophia, 2009.
  • Hristos, biruitorul iadului. Coborarea la iad din perspectiva teologica. Bucure?ti: Editura Sophia, 2008.
  • Sink? no kimitsu. Nikolai Takamatsu yaku. T?ky? Fukkatsu dai Seid?, 2004.
  • Таїнство віри: Вступ до православного богослов’я. Київ, 2009.
  • Тајната на верата. Вовед во православното догматско богословие. Скопје, 2009.
  • Izak Syrsky a jeho duchovni odkaz, prel. J. Broz a M. Routil. Praha, Cerveny Kostelec: Nakladatelstvi Pavel Mervart 2010.

Музыкальные произведения

  • «Рождественская оратория» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и большого симфонического оркестра (2007). Первое исполнение: Национальная кафедральная базилика, Вашингтон (США), 17 декабря 2007 года. Исполнители: Хор Государственной Третьяковской Галереи, Хор Музыкального колледжа при Московской консерватории, Московская хоровая капелла мальчиков, Вашингтонский хор мальчиков, Центральный симфонический оркестр Министерства обороны. Дирижёр Валерий Халилов. Тем же составом исполнено в Нью-Йорке 18 декабря и Гарварде 20 декабря. 7 января 2008 года исполнено в Большом Зале Московской Консерватории. Исполнители: Хор Государственной Третьяковской Галереи, Хор Музыкального колледжа при Московской консерватории, Московская хоровая капелла мальчиков, Большой Симфонический Оркестр имени Чайковского. Дирижёр Алексей Пузаков. Солисты: Евгений Нестеренко, Хибла Герзмава, протодиакон Виктор Шиловский.
  • «Божественная Литургия» для смешанного хора (2006). Первое исполнение: Храм святителя Николая в Толмачах, 6 июля 2006 года, Хор Государственной Третьяковской Галереи под управлением Алексея Пузакова. Первое концертное исполнение: Большой Зал Московской Консерватории, 7 декабря 2006 года, исполнители те же.
  • «Четыре стихотворения Ф. Гарсиа Лорки» для голоса и фортепиано (1984).
  • Симфония для хора и оркестра «Песнь восхождения» на слова псалмов (2008). Первое исполнение: Колонный Зал Дома Союзов (Москва), 12 ноября 2009 года. Исполнители: Хор Государственной Третьяковской Галереи, Большой Симфонический Оркестр им. Чайковского. Дирижёр Алексей Пузаков.
  • «Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра (2006). Первое исполнение: Большой Зал Московской Консерватории, 27 марта 2007 года. Исполнители: Хор Государственной Третьяковской Галереи и Большой Симфонический Оркестр имени Чайковского. Дирижёр Владимир Федосеев. Повторно исполнено 29 марта 2007 года в Риме, в концертном зале Auditorium Conciliazione, тем же составом. 29 сентября 2007 года прозвучало в Мельбурне (Австралия) в исполнении Мельбурнского королевского филармонического оркестра, Хора Петропавловского собора и хора певческой школы «Schola cantorum» под управлением Эндрю Уэйлса.
  • «Всенощное бдение» для солистов и смешанного хора (2006). Первое исполнение: Большой Зал Московской Консерватории, 7 декабря 2006 года, Хор Государственной Третьяковской Галереи под управлением Алексея Пузакова.