Либеральное движение в России в эпоху Александра II. Общественное движение при Александре I

В 60-х годах XIX века формируется новое течение революционного движения под названием народники. В нее входят передовая молодежь и представители разночинской интеллигенции. Им была присуща вера в самобытное развитие России, поскольку она ближайшая, по их мнению, к социалистическому обществу. Основу нового общества они видели в сельской общине.

Известны три этапа народнического движения:
1. (1859-1861 гг.) - Проходил под лозунгом "хождения в народ";
2. (1870-е годы) - пропагандистская работа среди населения, массовое "хождение в народ" (с 1874 г.)
3. (1880-е годы) - политическая борьба с элементами террора.

В рамках народнического движения существовали два основных течения - умеренное (либеральное ) и радикальное (революционное ). Представители умеренного течения стремились к ненасильственным социальным, политическим и экономическим преобразованиям. Представители радикального течения, считавшие себя последователями Чернышевского , стремились к быстрому насильственному свержению существовавшего режима и немедленному осуществлению идеалов социализма .

Общие принципы:

1) Вера в народ. Она была характерна для сознания образованных слоев русского общества. Народ рассматривался как носитель некоего идеала. Но идеал воспринимался по-разному.

Консервативно настроенные монархисты видели в народе носителя религиозной идеи.

Леворадикальная интеллигенция видела в народе носителя идеи социальной справедливости.

Эта убежденность являлась результатом отрыва от народа, смутного сознания того, что собой являет действительно крестьянство.

2) Для народников было характерно крайне отрицательное отношение к развитию капитализма в России. Они считали капитализм строем плохим, а в России еще и искусственным. Они полагали, что капитализм в России насаждается исключительно сверху государством, не имеет никаких корней.

3) Для народников было характерно приоритетное внимание к проблемам социального характера. Они казались более существенными, чем проблемы политического характера. Проблемы политические казались производными, вторичными от социальных.

4) Для народников был характерен исторический индивидуализм. Они считали, что при надлежащей энергии можно повернуть ход общественного развития.

Наиболее крупной революционной организацией этого периода являлась «Земля и воля» (1861 - 1864). В 1879 г. с связи с усилением радикального крыла организации, требовавшего насильственных методов борьбы с царским режимом, «Земля и воля» распалась на две организации – «Народную волю», ставшую на путь террора и прямого захвата власти, и «Чёрный передел», сохранивший прежние методы революционной пропаганды.

После убийства Александра 2 в 1881г. членами организации «Народная воля» (В.Фигнер, С.Перовская, А.Ульянов, И.И. Гриневицкий).

После убийства народовольцами Александра II (1881), организация была разгромлена полицией, и к концу 1880-х гг. прекратила свою деятельность. В начале 1880-х гг. распался «Чёрный передел».

Как только правящая бюрократия почувствовала малейшую угрозу своей власти, она усилила нажим на царя с целью свертывания реформ и реанимации репрессивных методов управления. В качестве поводов использовались любые проявления революционного и национально-освободительного движения.

4 апреля 1866 г. у решетки Зимнего сада в Петербурге Д. В. Каракозов открыл счет покушениям революционеров на Александра П. Зыбкое равновесие между реформаторскими и консервативными силами в царском окружении было нарушено. Фактически главой правительства стал шеф жандармов П. А. Шувалов. Усиление охранительных тенденций проявилось и в закрытии журнала «Отечественные записки».

На гребне студенческих волнений 1868 - 1869 гг. в революционной среде возникло крайне экстремистское направление тотального разрушения. С. Г. Нечаев, вольнослушатель Петербургского университета, в своей ультрареволюционной деятельности сознательно применял методы мистификации и провокации. Написанный им «Катехизис революционера» исходил из принципа «цель оправдывает средства». Задумав создание на основе собственной личной диктатуры всероссийской организации «Народная расправа», Нечаев приступил к созданию ее ячеек в обеих столицах и даже пошел на хладнокровное убийство студента И. И. Иванова, отказавшегося ему подчиниться.

Идеология и практика революционного народничества. С начала 70-х гг. в среде разночинной интеллигенции распространяется идеология революционного народничества. Зачатки ее можно обнаружить в трудах А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, а свое законченное выражение она приобрела в работах П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачева. Их программы преследовали одинаковую цель - установление социально справедливого общественного порядка (социализма), минуя капитализм. Лавров, основоположник пропагандистского тактического направления в народничестве, считал, что пробудить народ к борьбе можно только в результате длительной просветительной работы. Бакунин, идеолог бунтарского направления, утверждал, что крестьяне готовы к всероссийскому бунту и ждут только толчка, который должна им дать революционная интеллигенция. Идеолог заговорщической тактики Ткачев считал, что народ задавлен, не способен бороться. Вслед за французским революционером Огюстом Бланки он доказывал, что захватить власть и обеспечить проведение социалистических преобразований в стране должна жестко организованная партия заговорщиков.

В 1874 г. революционная молодежь предприняла массовое «хождение в народ» под бакунинским лозунгом. Однако поднять крестьян на революцию «бунтарям» не удалось; все их призывы встречали в крестьянской среде самое недоверчивое, а нередко и враждебное отношение. Это вынудило народников пересмотреть тактику и перейти к планомерной пропаганде в деревне путем организации там длительных поселений.
В 1876 г. народники создали централизованную, строго законспирированную организацию «Земля и воля». В программе землевольцев декларировался конечный политический и экономический идеал («анархия и коллективизм»), выдвигались конкретные требования: переход всей земли в руки крестьян, полное общинное самоуправление и др. Средства достижения целей были разделены на две части: организаторскую (пропагандистскую) и дезорганизаторскую (террористическую) работу.

Неудача длительных поселений в деревне усилила позиции «дезорганизаторов». Развернутый ими революционный террор первоначально носил еще характер мести и самообороны. В 1878 г. учительница Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, приказавшего подвергнуть телесному наказанию политического заключенного.

В 1879 г. произошел раскол «Земли и воли». «Деревенщики» (приверженцы продолжения пропагандистской работы) во главе с Г. В. Плехановым образовали организацию «Черный передел». Большинство землевольцев (А. И. Желябов, С. Л. Перовская и др.) объединилось в «Народную волю», которая на первый план выдвинула политическую борьбу - борьбу за преобразование государства. Народовольцы все свои силы сконцентрировали на главной, с их точки зрения, задаче - убийстве царя.
«Диктатура» Лорис-Меликова. Цареубийство. В феврале 1880 г. царь учредил Верховную распорядительную комиссию. Глава нового органа граф М. Т. Лорис-Меликов, наделенный почти неограниченными полномочиями, благодаря реформе политического сыска добился определенных успехов в борьбе с революционным подпольем. В то же время «диктатор» счел нужным пойти на некоторые уступки «благомыслящей» части общества. Он подготовил проект, который предусматривал создание в лице «подготовительных комиссий» из чиновников и выборных от земств законосовещательного органа при Государственном совете. 1 марта 1881 г. Александр II назначил день обсуждения предстоящей реформы. Однако через несколько часов царь-освободитель был убит. Бомба И. Гриневицкого поставила точку в истории эпохи Великих реформ, но не вызвала крестьянской революции, на которую рассчитывали народовольцы.

В отличие от западноевропейских государств Россия начала пе­реход к капитализму после исторически короткого периода позднего феодализма (около 100 лет). Поздний российский феодализм сохранил крепостное право с помещичьим хозяйственным укладом и крестьянскую сельскую общину, имел развитую государственную (а не частную) промышленность военной направленности. В этих условиях внутри феодализма не получили развития раннекапиталистические отношения в той мере, как это было на Западе. Россия переходила к капитализму в соответствии с развитием производительных сил, но в большей степени в силу обострения социальных отношений в деревне и под влиянием внешних условий - необходимости модернизировать экономику для выравнивания военно-экономической мощи с западноевропейс­кими державами после поражения в Крымской войне. Такая ситуация напоминала период конца XVII в., предшествующий петровской модернизации России.

При переходе к капитализму Россия не стала колониальной державой западного типа. Присоединенные и далее присоединяемые территории включались в «метрополию», во многом сохраняли свой экономический уклад и не были жестко подчинены экономике центральной России, которая не выработала форм колониальной эксплуатации. Поздний феодализм в России сохранил устойчивую сословную структуру общества, положение в нем дворянства и мощный государственный аппарат российского самодержавия - одну из самых крепких политических структур в истории мирового феодализма.

Все эти особенности определили главное отличие перехода России к капитализму - в форме общественных преобразований. Утверждение капитализма происходило не революционным путем с разрушением феодальных преград, а путем правительственных реформ с постоянным стремлением приспособить новые социально-экономические отношения к интересам отживающих феодальных классов и их государственных структур. Это неминуемо вело к усилению противоречий, замедляло социально-экономическое развитие общества, а следовательно, и ослабляло внешнеполитические позиции России в период борьбы новых буржуазных государств за свое место в территориаль­ном разделе мира. Именно здесь кроются исторические корни социального взрыва в России в начале XX в.

Наиболее вопиющим противоречием оставалось сохранение в России в середине XIX в. крепостного права - гниющего рудимента средневекового феодализма, грозившего российскому обществу массовым крестьянским бунтом. Ситуацию оценил взошедший в феврале 1855 г. на русский престол после смерти Николая I его сын Александр II. Он вошел в историю как «Царь-освободитель» крестьян (по определению Герцена). С его цар­ствованием связаны реформы, положившие начало активному переходу России на капиталистический путь развития. В основе решений Александра II было опасение, что промедление с реформами обернется большими социальными потрясениями: «Лучше освободить крестьян «сверху», чем они освободят себя «снизу»», - эту мысль он высказал в 1856 г. в речи перед московскими дворянами. Опыт европейских буржуазных революций под­сказывал российским правящим кругам необходимость прове­дения преобразований в обществе в соответствии с потребностями времени.

Реформы Александра II. Территориальные приобретения утраты

В молодости АлександрII как наследник включался в состав высших государственных органов. В отличие от своего брата великого князя Константина Николаевича и великой княгини Елены Павловны (оказавших реформам сильную поддержку) Александр II все же не был либералом. Принимая участие в государственных делах, он проявил себя больше как консерватор. Но, вступив на престол в момент острого социального кризиса, он оказался на высоте положения - создал для проведения реформ нужные административно-политические условия.

Правительственный аппарат к конкретной работе по подготовке крестьянской реформы приступил лишь в начале 1857 г., когда был учрежден Секретный комитет по крестьянскому делу. Однако слухи о возможной отмене крепостного права вызвали недовольство дворянства. Обеспокоенный Александр II решил придать гласности подготовку реформ, поручив генерал-губернатору В. И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформ. В ответ на это обращение последовал указ о создании губернских комитетов (рескрипт Назимову). В конце того же года по инициативе императора во всех губерниях стали создаваться коми­теты по обсуждению этой проблемы. На протяжении 1857 г. Секретный комитет пришел лишь к одному выводу - необходимости личного освобождения крепостных крестьян без выкупа.

Проект «Положений» (закона) об отмене крепостного права, выработанный Редакционными комиссиями (назначенными Александром II), поступил в 1861 г. в Главный комитет (бывший Секретный), а затем в Государственный совет, где еще больше скорректирован на удовлетворение помещичьих интересов. 19 февраля 1861 г. «Положения» подписаны Александром II и приобрели силу закона, в тот же день подписан Манифест, возвещающий об освобождении крестьян.

Крестьяне получили личную свободу и установленный надел земли, но не бесплатно, а за выкуп, оставаясь в поземельной зависимости, пока не расплатятся за землю полностью, считаясь «временнообязанными» помещику, т. е. должны нести прежние повинности - барщину и платить оброк. Крестьянская реформа сохраняла крестьянскую общину, поставив ее под жесткий госу­дарственный контроль: сельские старосты и волостные старшины, избираемые крестьянами, подчинялись местной (дворянской) администрации. Помещичье землевладение не только сохранилось, но и увеличилось. Нормы наделов, полагавшихся по «Положению», оказывались, как правило, меньше тех, что они имели при крепостном праве (крестьянское землепользование в стране сократилось на 1/5), во всех губерниях произошла «отрезка земли» от дореформенных крестьянских наделов в пользу помещиков. Крестьяне стали вынужденными арендовать землю у помещика для нормального ведения хозяйства. Выкуп они должны были выплатить в течение 49 лет государству, которое выдало помещикам единовременно 80 % выкупных сумм.

Отмена крепостного права стала важным историческим событием в жизни российского общества - дан мощный толчок развитию новых социально-экономических отношений. Начался второй, уже буржуазный период модернизации России. Но крестьяне оказались ограбленными, обезземеленными, обложенными непомерными платежами на десятилетия. Ограниченный характер крестьянской ре­формы в интересах помещиков привел к тому, что остались закон­сервированными наделе старые производственные отношения. По­мещики хозяйство вели попрежнему, и «отработочная система» использования крестьянского труда мало отличалась от барщины. Сельское хозяйство, чем занималось основное населения страны (более 80 %), медленно и болезненно переходило к капиталистическим отношениям, нищета и убогость сельской жизни усиливались. Все это в конечном счете вело к глубочайшему кризису.

Крестьянская реформа вызвала необходимость изменить и ряд государственных и общественных институтов, повела за собой определенную либерализацию общественной жизни. В 1864 г. проведена земская реформа, в ходе которой создавалась система органов местного самоуправления на двух территориальных уровнях - в уезде и губернии. Уездные земские собрания избирались раз в три года населением уезда, губернские - формировались из представителей от уездных собраний. Выборы проводились от всех сословий, но с заметным преимуществом дворян-землевладельцев. В ве­дении земств находились местные хозяйства, народное просвещение, медицина, статистика - все в пределах уезда и губернии. Земствам запрещалось сноситься между собой и координировать свою деятельность. Будучи представительными органами местной власти, отличной от господствующей бюрократической системы, земства сыграли значительную роль в оживлении общественной жизни, в решении многих проблем благоустройства.

Однако и эта реформа носила половинчатый характер. Земства не имели высшего центрального представительного органа, функ­ции их ограничены, искусственное создание численного преиму­щества поместного дворянства делало их инструментом защиты интересов высших слоев. Более того, политика правительства по отношению к земствам была направлена на лишение их всякой самостоятельности. Губернаторы получили право отказывать в утверждении в должности любому лицу, избранному земством, еще больше прав было предоставлено губернаторам в отношении лиц, нанимаемых земством на службу: врачей, учителей, статистов. Их могли не только изгнать из земства, но и выслать за пределы губернии. Губернатор был цензором всех печатных изданий земства - отчетов, журналов заседаний, статистических исследований. Центральная и местная исполнительные власти (бюрократи­ческий аппарат самодержавия) глушили всякую инициативу земств и их поползновения на независимую деятельность. При этом правительство не останавливалось ни перед роспуском земских собра­ний, ссылкой их членов, ни перед другими карательными мерами. Городские органы управления, созданные в 1870 г., также не ста­ли демократической формой представительной власти на местах. Власть упорно пятилась назад, стремясь включить земские органы в бюрократическую систему. Тем не менее земствам удавалось добиваться серьезных успехов, особенно в сфере народного просвещения и медицине. В этой среде быстро росли кадры разночинной интеллигенции, создавался новый социальный слой российского общества, которому было суждено сыграть большую роль в истории России.

В том же 1864 г. проведена судебная реформа - одно из самых значительных достижений во всем комплексе реформ XIX в. Старые сословные суды полностью упразднялись. Вместо них создавались суд Мировой и суд Коронный - две независимые судебные системы, которые подчинялись одному судебному высшему орга­ну - Сенату. Мировой суд решал дела о мелких нарушениях и гражданские иски, более серьезные дела решал Коронный суд. Новая система стала гласной и открытой, решение принимали присяж­ные заседатели, избиравшиеся по специальной системе от разных сословий. Следователи и судьи хотя и назначались правительством, но были несменяемы. Предполагалось, что реформа позволит создать суд, не зависимый от нажима администрации. Но как только новые суды продемонстрировали свои лучшие стороны, власть тут же начала подчинять их господствующей бюрократической системе. Уже во второй половине 60-х гг., а затем в 70-е гг. значительно ограничивается гласность - публичность заседаний и освещение их в печати; судебным чинам предписано подчиняться «законным требованиям» губернских властей. Вместо следователей все чаще стали назначаться «исполняющие обязанности», на которых принцип несменяемости не распространялся. Политические дела стали рассматриваться «Особым присутствием Сената», а затем вовсе были переданы в ведение военных судов. Однако несмотря на эти недостатки судебная реформа стала серьезным шагом к формированию гражданского общества. Кадры, выросшие в этой среде, составили значительную и активную часть разночинной интеллигенции.

В апреле 1865 г. проведена реформа печати: отменена предварительная цензура для книг и смягчена журнальная цензура. Еще раньше - в апреле 1863 г. - издан новый университетский устав, раздвинувший пределы административной свободы высших учебных заведений. В 1864 г. введено доступное всесословное образование в гимназиях, получили развитие и земские школы.

Круг преобразований замыкался серией военных реформ. В 1874 г. введена всеобщая воинская повинность, окончательно уничтожены военные поселения, военный суд реорганизован на началах судебной реформы. Еще в 1864 г. ограничено применение телесных наказаний в армии, изменено управление и организация обучения в военных учебных заведениях. Военные реформы, проводимые под руководством военного министра Д. А. Милютина, значительно повысили боеспособность русской армии. В короткие сроки создан новый паровой броненосный военно-морской флот.

Подводя итог реформаторской деятельности правительства, следует подчеркнуть, что оно пыталось решить назревшие проблемы комплексно и таким образом, чтобы обеспечить стране возможность быстро развиваться и идти в ногу с другими мощными державами. Однако когда правящая бюрократия и господствующий класс - поместное дворянство - практически ртолкнулись с необходимостью поступиться своей властью, реформы сразу начали тормозиться и свертываться. Жизненные проблемы общества оставались неразрешенными.

Переход деревни на капиталистический путь развития вызвал большой отток капиталов за рубеж. Русский барин-крепостник в значительном большинстве не мог освоить новые формы хозяй­ствования и чаще всего уезжал в столицу и за рубеж. Там проедал свои выкупные свидетельства, а затем и родовые дворянские гнезда, требуя в письмах из-за границы по-французски: «Продавайте ско­рее Россию, высылайте денег» (писал Салтыков-Щедрин). По подсчетам историка И. Я. Фроянова, за 1860 - 1867 гг. полное сальдо отлива денег за границу (несмотря на внешние займы) составило золотом и товарами не менее 450 млн руб.

Проводя преобразования внутри страны с целью усиления военно-экономической мощи государства, Александр II принимает ряд внешнеполитических шагов для сохранения положения России как великой державы. Учитывая колонизаторские устремления Запада и рост военной мощи Японии, Россия усиливает свои позиции на Дальнем Востоке. По Айгунскому (1858) и Пекинскому (1860) договорам с Китаем за содействие в противостоянии колониальным притязаниям Англии и Франции, устремившихся в Китай после Крымской войны, России переданы территории по левому берегу Амура и Уссурийский край. Русско-японские договоры 1855 и 1875 гг. закрепили за Россией весь остров Сахалин, за что Япония получила Курильские острова. В 1867 г. Александр II продал Аляску США за 7,2 млн долл., мотивируя это невозможностью ее защитить от английской колонизации и необходимостью пополнить казну (часть денег пошла в царскую семью). Россия утратила, как оказалось, богатейшие сырьевые ресурсы (золото, нефть и др.).

Первоочередной задачей дипломатии стала отмена нейтрализа­ции Черного моря (по Парижскому договору) и восстановление права иметь Черноморский флот. Ее решил талантливый дипломат, канцлер А. М. Горчаков, одноклассник А. С. Пушкина по лицею. Воспользовавшись ситуацией во время франко-прусской войны, он оповестил об отказе России соблюдать этот пункт договора. Лондонская Конференция великих держав в 1871 г. закрепила пра­ва России на Черном море. В 1864 г. завершилась Кавказская война, начатая при Александре I, Закавказье соединилось с территорией Российской империи.

На очереди стало присоединение Средней Азии, куда тянулись щупальца британского колониализма из Индии через Афганистан. Феодальные государства Средней Азии были источником система­тических нападений на русские земли и угона населения в рабство. Используя противоречия между Бухарой и Кокандом, русские войска овладели Ташкентом, и в 1867 г. на завоеванных территориях Кокандского ханства образовано Туркестанское генерал-губернаторство. В 1867 - 1868 гг. взяты Самарканд и Бухара, Бухарский эмират стал вассалом России. После Хивинского похода рус­ской армии в 1873 г. Хивинское ханство также вошло в состав России с сохранением автономии. Россия вышла к Памиру - естественным рубежам евроазиатской державы - и приобрела воз­можность получать необходимое сырье для экономики и военного дела - хлопок, ранее ввозимый из США.

Важным событием в борьбе за восстановление своего статуса великой державы стала русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. Россия выступила на защиту народов Балкан в их борьбе против турецкого ига. Солидарность с южными славянами - давняя и устойчивая традиция российской цивилизации. Еще в XVII в. беглецы от османского произвола находили приют на русской земле (такие, как Юрий Крижанич). Петр I принимал посланцев из Сербии. С тех пор поддержка южных славян вошла в официальную доктрину дипломатии России. В XIX в. в России с 40-х гг. возникло общественное движение в поддержку славянского единства. Сла­вянские комитеты, официально разрешенные властями, проводили широкие мероприятия (научные конференции и конгрессы), собирали денежные средства в защиту славян. Собранные суммы направлялись на поддержку культуры и образования южных славян. Возникали устойчивые идейные связи общественности славянских стран. На общественную мысль балканских народов оказали большое влияние идеи российских революционных демократов и народников. Некоторые российские революционеры вступали в конспиративные связи с сербами и болгарами, нелегально снабжая их оружием. Так, участник «хождения в народ» Н. К. Судзи-ловский обеспечил вооружение партизанского отряда великого болгарского поэта Христо Ботева, совершившего революционный рейд по оккупированной территории Болгарии. В 1875 г. началось восстание в Боснии и Герцеговине, весной 1876 г. восстали славяне в Болгарии. Турки жестоко расправлялись с восставшими (только в Болгарии вырезали около 30 тыс. человек). Сербия и Черногория объявили войну Турции, но силы были неравными, их борьба без внешней помощи была обречена. Российская общественность требовала от Александра II защиты славян. Европейские державы уклонились от вмешательства, так как имели в Турции свои инте­ресы и не хотели усиливать русское влияние на Балканах.

В 1877 г. Россия объявила войну Турции. Военные действия развернулись на двух театрах: Балканском и Закавказском. Рус­ская армия под руководством талантливых генералов И. В. Гурко и М. Д. Скобелева форсировала Дунай и взяла город Плевну. Зимой 1877 - 1878 гг. русская армия преодолела Балканские горы, окружила и пленила турецкую группировку. Большую помощь войскам оказывал болгарский народ. Болгары расчищали дороги, служили проводниками, оказывали помощь раненным и обмороженным. После преодоления Балкан войска в январе 1878 г. стремительно двинулись к Константинополю, но от взятия Константинополя пришлось отказаться из-за угроз со стороны Англии и Австрии. В Закавказье взята крепость Каре. Турция потерпела пора­жение и пошла на заключение Сан-Стефанского мирного договора, по которому Сербия, Черногория и Румыния получили полную независимость; Болгария, Босния, Герцеговина стали автономными княжествами. Россия вернула Южную Бессарабию и получила новые опорные пункты - Батум, Каре, Ардаган, Баязет. Запад отказался признать договор, на Берлинском конгрессе в июне 1878 г. Россия оказалась в одиночестве и вынуждена уступить. Бол­гария была расчленена на части, южная часть осталась под турецким игом. Боснию и Герцеговину оккупировала Австро-Венгрия. Англия за поддержку Турции получила от нее остров Кипр. Несмотря на это, победа в войне стала важной вехой в освобождении славянских народов и подняла престиж России как великой державы, утраченный после поражения в Крымской войне.

Непрерывные войны, требовавшие больших расходов, ослабля­ли экономику и тяжелым бременем ложились на трудовое население, усиливая тяготы, вызванные развивающимся капитализмом. Половинчатость реформ и экономические тяготы вызывали протест крестьян и рабочих в городе. Правительство усиливает репрессии. Против гнета самодержавия активно выступает революционная разночинная интеллигенция.

Развитие революционного движения

Манифест 19 февраля 1861 г. не привел к всеобщеи радости крестьян. Они ожидали совсем не такой свободы, какую получили. Сразу же после того, как 5 марта были опубликованы Манифест и «Положения», во многих районах начались крес­тьянские волнения. В это время вспыхнуло крупное восстание в Польше. На последнем этапе его подавления - летом 1864 г. - в боевых действиях со стороны самодержавия принимало участие 126 тыс. солдат и офицеров при 176 орудиях. Горьким разочарованием сменился и общественный энтузиазм, вспыхнувший в 1857 - 1859 гг. в разгар подготовки крестьянской реформы.

Значительную часть образованного общества, разочарованного характером реформ, захватили революционные настроения. Реформы открыли путь к высшему образованию выходцам из всех сословий. Дети крестьян, мещан, духовенства, оскудевшего дворянства в стенах высших учебных заведений быстро превратились в интеллигентов-разночинцев, живших своей особой жизнью. Формируется исторический феномен - российская разночинная интеллигенция. Разрыв с сословной структурой порождал в них ощущение ответственности перед простым народом, «за счет которого» они получили свое положение в обществе.

Стремление изменить «проклятую русскую жизнь» как можно быстрее и радикальнее было присуще многим интеллигентам-разночинцам, а их быстрый общеобразовательный и духовный рост придавал уверенность в том, что эти преобразования им по силам. Приняв эстафету от дворянских революционеров, восприняв их высокую духовность, способность к самопожертвованию, они счи­тали главной целью своей жизни освобождение народа, народное счастье. Продолжатель идей Герцена, Огарева, Белинского революционер-демократ Н. Г. Чернышевский становится кумиром радикально настроенной интеллигенции 60-х годов. Прокламации и воззвания, написанные им и его окружением, подвергли крестьянскую реформу резкой критике и содержали угрозу народного восстания. В ответ власти произвели ряд арестов многих деятелей революционного движения, в том числе Чернышевского, предав их суду и репрессиям. На протяжении 60-х гг. радикальные круги интеллигенции пытались создать революционные организаци: «Земля и воля» (1862 - 1864); кружок Н. А. Ишутина (член которого Д. В. Каракозов в 1866 г. стрелял в Александра II); «Народная расправа» (1869) под руководством С. Г. Нечаева.

В начале 60-х гг. возникает движение революционного народничества. Идейной его основой были мысли, выраженные в работах Герцена и Чернышевского о социализме, основанном на крестьянской общине. Свое законченное выражение идеология народничества приобрела в работах М. А. Бакунина, П. Л. Лаврова и П. Н. Ткачева. Твердо убежденные в том, что человечество неизбежно придет к социализму, они особые надежды возлагали на Россию, где сохранилась крестьянская община, рассматриваемая как зародыш социалистического общества.

Народническое движение постепенно охватывало широкие слои разночинной интеллигенции. В 1874 г. в европейской части России было создано около 200 народнических кружков, которые согласовывали места и сроки «хождения в народ». Массовое хождение в народ в 1874 г. охватило больше 50 губерний, в нем участвовало 2-3 тыс. активных деятелей (в основном студентов - юношей и девушек), которым помогали втрое большее число сочувствующих. Но крестьяне не откликнулись на призывы к бунту, а правитель­ство обрушило репрессии - арестованы тысячи человек. Суд на организаторами («процесс 193-х») проходил в 1877 - 1878 гг. и стал громким политическим процессом.

Новая организация под прежним названием «Земля и воля» приняла решение поднимать крестьян путем организации деревен­ских поселений. Однако и эта тактика не принесла успеха, «поселенцев» быстро выявили и арестовали. Народники переходят к политической борьбе непосредственно с царским правительством, одной из форм которой стал индивидуальный террор против представителей власти. 24 января 1878 г. молодая учительница Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова, приказавшего высечь политического заключенного, не снявшего перед ним шапку. Она была предана суду, но суд ее оправдал, возмущенный действиями Трепова.

По вопросу о терроре организация народников «Земля и воля» раскололась на «Народную волю» и «Черный передел», участники последней выступили за пропаганду в деревне. «Народная воля» стала самой крупной революционной организацией. В ее Исполнительный комитет вошли такие яркие личности, как народный трибун, сын крепостного крестьянина А. И. Желябов, уникальный конспиратор А. Д. Михайлов и дочь петербургского губернатора, представительница русской аристократии С. Л. Перовская. Организация исходила из основного положения: «Главная созидательная сила революции - в народе», т. е. крестьянстве; крестьянское восстание поддержат рабочие и военные, а «партия должна взять на себя почин переворота». Террор, вопреки установившемуся в литературе мнению, не был главным в деятельности организации. Он стал ответом на репрессии правительства с целью возбудить рево­люционные настроения масс, дезорганизовать правительство.

Александр II после ряда покушений на него учредил в 1880 г. «Верховную распорядительную комиссию по охране государственного порядка» во главе с графом Лорис-Меликовым, которому предоставил диктаторские полномочия. Расправляясь с революционерами, тот одновременно подготовил ряд реформ для выхода из правительственного кризиса, проект которых окрестили «Консти­туцией Лорис-Меликова». Речь же шла лишь о создании выборно­го совещательного органа при Государственном совете, Однако и этому проекту не суждено было сбыться.

1 марта 1881 г. «Народная воля» привела в исполнение вынесенный ею смертный приговор Александру II. И. И. Гриневицкий бом­бой убил царя, при этом сам был смертельно ранен. В смертном приговоре Исполнительного комитета зафиксированы все репрессии царя против народных выступлений и революционеров, его особое пристрастие к смертной казни через повешение. Убийство Александра II стало первым цареубийством в России, которое совершено не для занятия трона, а в борьбе за освобождение народа от эксплуатации.

На вопрос народное движение при александре 2 заданный автором Европейский лучший ответ это Крестьянская реформа 1861 г. стала «звездным часом» для деятелей из либерального лагеря, как западников, так и славянофилов, кото­рые получили возможность воплотить в жизнь свои идеи.
■Либераль­ное движение в 1860-1870-е гг., возглавляемое университетскими профессорами К. Д. Кавелиным и Б. Н. Чичериным, выдвигало в це­лом довольно умеренную программу, не выступало с требованиями созыва парламента, полагало его несвоевременным и возлагало все надежды на продолжение и развитие либеральных реформ «сверху», по воле императора. Либералы активно участвовали в осуществлении земской, городской и судебной реформы, в деятельности нового суда и новых органов местного самоуправления.
■1861 г. - возникает первая революционная организация «Земля и воля» во главе с редактором журнала «Современник» Н. Г. Черны­шевским. В названии организации были заключены ее главные идеи - передача крестьянам без выкупа всей помещичьей земли и ликвидация самодержавия, замена его демократической республикой. Лидеры «Земли и воли» были быстро арестованы (Чернышевский - в 1862 г.), не успев развернуть активную деятельность, и к 1864 г. организация прекратила существование.
■1866 г. - член кружка ишутинцев Д. В. Каракозов совершает не­удачное покушение на царя в знак протеста против «обманной» крестьянской реформы. Каракозов был повешен, его покушение привело к ужесточению политического режима.
■1874 г. - начало «хождения в народ» и формирование народниче­ского течения среди революционеров. Народники, основываясь на идеях А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, были убеждены в том, что основой социализма в России является крестьянская община.
Многие из них отправлялись жить и работать в деревню, устраива­ясь земскими учителями и врачами. Среди народников выделилось три направления:
пропагандистское (П. Л. Лавров) - считали, что необходимо идти в народ для пропаганды социалистических идей, что рево­люция требует долгой подготовки;
бунтарское, или анархическое (М. А. Бакунин), - считали, что крестьяне в любой момент готовы к бунту, а задача революци­онной интеллигенции - помочь им организовать восстание;
заговорщическое (П. Н. Ткачев) - по их мнению, наиболее дей­ственным способом революции являлся захват власти органи­зованной революционной партией, которая, придя к власти, осуществит все необходимые народу преобразования.
■В среде на­родников родилась мысль о необходимости создания централизо­ванной, единой, общероссийской организации. 1876 г. - возникает партия «Земля и воля». Ее лидеры - В. Н. Фиг­нер, Н. А. Морозов, А. Д. Михайлов. Землевольцы попытались перей­ти к налаживанию систематической пропаганды в деревне, а также начали устанавливать связи с городскими рабочими. На преследова­ния полиции они стали отвечать террористическими актами.
■1879 г. - раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Черный передел». Чернопередельцы (Г. В. Плеханов) выступали за продол­жение старой тактики работы в деревне и агитации за «черный пе­редел», то есть раздел помещичьей земли между крестьянами. На­родовольцы (А. И. Желябов, С. Л. Перовская) были сторонниками террора и выдвижения политических задач - унич­тожения самодержавия и установления политических свобод. «На­родная воля» превратилась в сильную, законспирированную организацию, имевшую связи в среде интеллигенции, рабочих, офицерства, своих агентов в рядах полиции. Народоволь­цы предприняли ряд покушений на высших чиновников и самого императора.
Еще больше на сайте ссылка

Подробное решение параграф § 19–20 по истории для учащихся 9 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. 2016

Вопрос ко II пункту. Вспомните, когда и для чего был создан институт мировых посредников.

Данный институт был создан в ходе крестьянской реформы 1861 года. Мировые посредники избирались из наиболее уважаемых помещиков для помощи помещикам и крестьянам в составлении уставных грамот. Как правило, в конфликтах принимали сторону помещиков.

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Кто такие разночинцы? Как формирование этого слоя интеллигенции повлияло на развитие общественного движения в 1860-1870-е гг.?

Разночинцы – это получившие образование и вышедшие из прежней социальной среды люди, обычно были мелкими служащими государственного аппарата, во второй половине XIX века составляли основную часть интеллигенции. Это были люди, привыкшие добиваться всего только своим умом. Кроме того, они часто считали, что не имеют перспектив на официальной государственной службе без связей семьи. Потому именно из разночинцев происходила основная масса общественных деятелй и особенно революционеров пореформенной России.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Какие идеи отстаивали представители консервативного направления общественной мысли? Интересы какого сословия они прежде всего представляли?

Консерваторы отстаивали старые порядки и интересы дворянства как правившего при этих старых порядках сословия. Их идеи не сильно изменились со времён Николая I:

Поддержка самодержавия и других устоев государственного строя;

Укрепление религиозности;

Поддержание институтов общины;

Отстаивание патриархального образа жизни;

Пропаганда традиционных ценностей;

Панславизм – стремление объединить всех славян под властью русского царя.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Назовите главное отличие радикального направления от консервативного и либерального.

Главным отличием была готовность радикалов к насилию. Вначале они призывали к восстанию, а потом перешли к индивидуальному террору.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Чем занималась организация «Земля и воля» в 1860-е гг.?

Данная организация печатала и распространяла призыва к крестьянскому восстанию за изменение правительственных условий отмены крепостного права.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. К какой цели стремились народники? На какой основе выделились три направления в народничестве? Что они собой представляли?

Народники стремились к построению социализма на основе крестьянской общины, минуя стадию капитализма.

Бунтарское направление составляли последователи М.А. Бакунина. Они стремились поднять крестьянское восстание, считая, что оно уже назрело и будучи убеждены, что если раздать крестьянам всю землю и освободить от гнёта государственной машины, они построят социализм сами.

Пропагандистское направление считало, что перед восстание следует вести долгую подготовительную работу – пропаганду, чтобы сблизить позицию крестьян (основной массы предполагаемого восстания) и интеллигенции (его лидеров). Идейным вдохновителем направления был П.Л. Лавров.

П.Н. Ткачёв был идеологом заговорщического направления. Его последователи считали восстание широких народных масс нереальным и стремились захватить власть путём заговора – хорошо организованных действий относительно небольшой группы революционеров, в результате чего смогли бы провести нужные реформы сверху.

Вопрос для работы с текстом параграфа №6. Что таксе «хождение в народ»? К чему стремились его участники?

«Хождение в народ» – это попытка революционеров поднять крестьян на восстание с помощью пропаганды в их среде. То есть его участники действительно приходили из городов в деревни и призывали там к восстанию: в ходе первого хождения агитировали первых встречных, в ходе второго – предварительно завоёвывали авторитет в народной среде в качестве врачей, учителей и т.д.

Вопрос для работы с текстом параграфа №7. Какие меры предпринял М. Т. Лорис-Меликов для нормализации обстановки в стране? В чём заключалась суть его проекта?

Лорис-Меликов применил испытанный веками метод кнута и пряника. С одной стороны, он выступал за смягчение цензуры и политики властей по отношению к земствам и обществу в целом. Также он предложил создать подготовительные комиссии для разработки законов из представителей как чиновничества, так и земств и ввести представителей земств и городских дум в Государственный совет. Таким образом, разработка дальнейших реформ должна была стать всесословной и в определённой степени всенародной. С другой стороны, Лорис-Меликов улучшил работу полиции, сделав её более профессиональной, а борьбу с террористами – более точечной и адресной.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Чем организация «Земля и воля», действовавшая в 1860-е гг., отличалась от организации «Земля и воля», существовавшей в 1870-е гг.?

Организация 1860-х призывала к крестьянскому восстанию, её деятельность ограничивалась выпуском прокламаций. Организация 1870-х годов не надеялась на восстание, но стремилась разрушить существовавший государственный строй, убив наиболее видных представителей власти, включая императора. В 1870-е главной тактикой организации стал индивидуальный террор.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Почему участники «хождения в народ» не смогли добиться своих целей?

Крестьяне не были готовы к восстанию. Они дорожили своим имуществом и не хотели его потерять. Кроме того, они верили в доброго царя и не думали восставать против него. В довершении ко всему, они не доверяли чужим из города – и даже учителя с фельдшерами, которых уважали, всё равно оставались чужими.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Какой тактики придерживалась «Народная воля»? Дайте морально-этическую оценку деятельности народовольцев в конце 1870-х гг.

Народная воля обратилась к тактике индивидуального террора. При этом гибло много посторонних людей – солдат охраны, придворных, порой и просто прохожих. Достигать своих целей убийствами даже представителей государственной власти, на мой взгляд, недопустимо, тем более аморально было невнимание к случайным жертвам.

Но главное, все эти смерти изначально были бессмысленными. Государственный строй, как правило, построен так, чтобы выжить даже в случае гибели значительной части своих представителей. Такие ситуации были возможны, к примеру, во время войн, а именно войны во многом выковывали существовавшую систему власти. На место убитых чиновников неизбежно приходили другие. Императорское фамильное древо, в отличие от эпохи дворцовых переворотов, было разветвлённым, потому оставалось мало надежды вызвать серьёзный кризис власти.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Выделите главные идеи проекта Лорис-Меликова. Определите значение проекта.

Реализация проекта постепенно меняла отношение в обществе к революционерам и официальным властям, потому могла сделать террористов изгоями. Кроме того, проект готовил почву для продолжения реформ, что в перспективе могло привести к преобразованию государственного строя и экономического положения большей части населения. Это в свою очередь при самом удачном стечении обстоятельств могло предотвратить возникновение революционной ситуации в начале ХХ века.

Основными идеями проекта были:

Ослабление цензуры;

Более лояльная по отношению к земствам и широким слоям населения политика на местах;

Создание подготовительных комиссии из представителей как чиновничества, так и земств;

Введение в Государственный совет представителей земств и городских дум;

Повышение эффективности работы полиции.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Среди либеральных деятелей 1860-1870-х гг. были те, кто, начав работать в земствах, вскоре разочаровался в реформах и примкнул к радикальному лагерю, и те, кто продолжал работу, несмотря на препятствия. Предположите, чем руководствовались первые и вторые. Чью позицию вы считаете более верной? Объясните почему.

Те, кто обратились к радикальному направлению устали от рутины и ощущения безрезультатности своих действий. Они видели, что малые дела, которые они совершали, не вели к большим переменам. К примеру, все их благие начинания могли быть уничтожены одним росчерком пера губернатора. Я могу их понять, однако не принять их позицию. Потому что радикализм в условиях того времени также не привёл к переменам, потому что радикалы потерпели поражение, зато лишал их возможности делать те малые добрые дела, с которых они начинали.

Те, кто продолжал работать в земствах и подобных органах либо надеялись, что «капля камень точит», либо переставали задумываться об общероссийских вопросах и сосредотачивались на текущих делах, на том, чтобы в конкретных вопросах быть полезными людям. Эта позиция кажется более привлекательной, потому что в конечном счёте она приносила больше пользы конкретным людям.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Подготовьте сообщение о том, как участники «Народной воли» организовывали покушения на императора. Дайте оценку их деятельности. Могут ли политические убийства привести к положительным результатам? Поясните своё мнение.

На императора за короткое время было организовано несколько покушений. Началось всё с выстрелов одиночки Дмитрия Каракозова из револьвера. Но постепенно задумки становились всё более масштабными, включая взрыв императорского поезда. По сравнению с ними действительно удавшееся покушение прошло по относительно скромному плану.

В декабре 1880 года Юрием Богдановичем и Анной Якимовой была арендована под именем супругов Кобозевых сырная лавка в подвале дома № 8 по Малой Садовой улице. Из неё стали делать подкоп под улицей, по которой проходил маршрут императорского картежа. В подкоп предполагалось заложить мину. Выкопанную землю прятали в кадки, прикрывая буквально парой слоёв сырных голов.

Полицейские проверяли сырную лавку, один из них даже подходил к кадке и ворошил сырные головы. Это и некоторые другие факты вызвали к жизни сегодня спорную версию, будто в полиции знали о готовившимся покушении, но не стали его предотвращать. Об этом свидетельствует и то, что всех участников терракта взяли сразу после него будто по заранее заготовленным спискам. Якобы некоторые охранители-консерваторы хотели силами террористов убрать неугодного императора, считая, что его сын развяжет им руки и позволит по-настоящему взяться за революционеров. При Александре III народовольческие организации действительно были довольно быстро разгромлены.

27 февраля (11 марта) 1881 года полиция арестовала руководителя группы Андрея Желябова – если среди правоохранителей и были заинтересованные в смерти императора, круг таких лиц бы явно узким. Руководство покушением взяла на себя Софья Перовская (гражданская жена Желябова).

В день покушения император поехал другой дорогой, потому использовали запасной план – расставили вдоль маршрута следования бомбистов.

Первая бомба, брошенная Николаем Рысаковым убила несокльких человек охраны, повредила экипаж, но не задела императора. Александр II несмотря на все уговоры не стал сразу ехать во дворец, а вышел из экипажа спросил что-то у бомбиста и хотел, видимо, ободрить и раненных черкесов из эскорта. Тогда стоявший неподалёку Игнатий Гриневицкий бросил вторую бомбу, которая нанесла императору смертельную рану. Сегодня Гриневицкого как и всех посторонних сразу бы отвели на расстояния от оцепленного места первого взрыва, но тогда таких инструкций у охраны не было.

Политические убийства обычно не дают результатов. Бывают исключения. К примеру, устранения Адольфа Гитлера году в 1932 могло бы предотвратить приход нацистов к власти и, возможно, – Вторую мировую войну. Потому убийство всегда аморально, но в политике нужно оценивать также эффективность дела.

Убийство Александра II желаемого революционерами результата не принесло и не могло принести. У императоры были сыновья, а также братья и племянники, порядок престолонаследия которых был заранее определён. В такой ситуации смерть монарха не может вызвать династического кризиса, а значит и кризиса власти. Действия террористов были изначально бессмысленны и хотя бы поэтому предосудительны.

НАЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА II. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ЕВРОПЕ И В РОССИИ

(Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности)

Вопрос к IV пункту. Вспомните, когда и при каких обстоятельствах началась Кавказская война.

Кавказская война началась в 1817 году с распространением на этих землях религиозного течения мюридизма, причём местные проповедники особенный упор делали на войну с неверными (то есть с православными русскими властями). Под влиянием этой пропаганды население поднималось на борьбу часто стихийно, только в 1829 году был образован имамат.

Вопрос к VII пункту. Вспомните, кто такие старообрядцы.

Старообрядцами называли тех православных, которые не приняли церковных реформ патриарха Никона середины XVII века.

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Что представлял собой национальный вопрос в Европе во второй половине XIX в.?

Национальным вопросом в Европе была борьба наций за самоопределение иногда с требованием освобождения от инородного владычества (в случае Венгрии, Ирландии, Сербии, Чехии, Бретани и др.), либо объединения нации в рамках единого государства (в случае Италии, Германии, Иберийского полуострова и т.д.).

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Каковы были цели Польского восстания 1863-1864 гг.? Удалось ли их достичь? Чем завершилось восстание?

Основные цели:

Восстановление независимой Речи Посполитой в границах 1772 года (цель поддерживалась и «белыми», и «красными»);

Освобождение крестьян с землёй без выкупа (поддерживалась только «красными»).

Независимости добиться не удалось, но крестьянская реформа была проведена почти на условиях повстанцев, правда, российским правительством. В результате восстания были ликвидированы остатки автономии польских земель, там стала проводиться активная политика русификации, впоследствии на них не распространили часть реформ Александра II.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Для чего на кавказских приграничных землях были образованы казачьи войска?

Казачьи войска создавались как противовес местным горцам, опора центрального правительства. Кроме того, казаки были военным сословием, и правительство наверняка рассчитывало, что они будут первой линией обороны в случае нового восстания против России.

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Что такое западные губернии? Назовите их основные центры. Какие особенности имела политика правительства в этом регионе о 1860-1870-е гг.?

Западными губерниями называли земли бывшей Речи Посполитой, не вошедших в состав Царства Польского, сегодня это территории Литвы, Беларуси и Украины. Главными центрами там были Вильно (современный Вильнюс) и Киев. Там политика властей была направлена на русификацию простого народа и против помещиков-католиков. Потому после восстания 1863 года, которое распространилось и на эти земли, там были приняты сходные с собственно Польшей меры, в частности по пересмотру крестьянской реформы в пользу крестьян.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. Как восстание поляков в Российской империи повлияло на политику центральной власти на территории бывшего Царства Польского?

На этих землях началась активная русификация (была запрещена печать латинским алфавитом, правительство изменило программу преподавания во всех учебных заведениях и т. д.), также был предпринят ряд мер против католической церкви и католического дворянства.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Подготовьте презентацию на тему «Национальности в России во второй половине XIX в.» с использованием фотографий XIX в.

Название: Национальности в России во второй половине XIX в.

Название: Русские

Изображение: русский крестьянин

Текст: Русские были титульной нацией, они составляли большинство населения империи и жили в большинстве губерний. Кроме того, именно во второй половине XIX века они расселялись на новые территории. Многие нерусские народности старались русифицировать.

Название: Народы дальнего севера и Дальнего востока

Изображение: северный охотник в зимнем наряде

Текст: Земли близ полярного круга мало интересовали империю из-за своего слишком сурового климата, а Дальний Восток до строительства Китайско-Восточной железной дороги был слишком труднодоступен. Потому народы в этих землях жили так же, как и за тысячи лет до этого.

Название: Малые народы внутренних районов

Изображение: изображение казанского татарина в национальном костюме

Текст: Многие нерусские народы Волги, Урала, Сибири и других районов находились под властью России с XVI-XVII веков. Ко второй половине XIX века они были встроены в систему империи и во многом ассимилированы, хотя наиболее крупные, такие как татары, сохранили национальную идентичность.

Название: Степные кочевники

Изображение: степной конный кочевник в национальном костюме.

Текст: В степях жили многочисленные кочевые народы. Многие из них были присоединены к России только в XIX веке. В большинстве своём они продолжали жить, как и столетия до этого. Но на их землях появлялось всё больше пришлых земледельцев из других губерний (в основном русских), которых намерено переселяло туда российское правительство.

Название: Западный край

Изображение: украинец в национальном костюме.

Текст: На землях современных Литвы, Беларуси и Украины проводилась политика русификации, их крестьяне считались русскими. Но при этом там формировалось собственное национальное самосознание, которые сыграет важную роль в ХХ веке.

Название: Поляки

Изображение: Ясногорский монастырь

Текст: Поляки сохраняли национальную идентичность и свою культуру, причём не только крестьянскую, но и элитарную. Они считались самым непокорным народом в империи, неисправимыми бунтарями. И оправдывали это звание, не только поднимая восстания. Добровольцы-поляки сражались на стороне турок в нескольких войнах против России: католики даже соглашались поддержать мусульман, лишь бы навредить русским.

Название: Народы Прибалтики

Изображение: латыш в национальном костюме

Текст: Веками в Прибалтике городское население и элиту составляли немцы. Они были носителями культуры. Но в XIX веке пробуждается собственно латышское и эстонское национальное самосознание, что в следующем столетии позволило этим народом образовать собственные государства.

Название: Немцы

Изображение: протестантская кирха

Текст: Среди немцев Российской империи были как жители Прибалтики, так и переселенцы из других княжеств Германии. Особенно много их приезжало в правление Екатерины II, потому что императрица создавала для этого нужные условия, рассчитывая заселить Причерноморские степи. Они служили империи, но в большинстве своём сохраняли свой язык и культуру, причём не народную, а элитарную, не уступавшую по развитости русской.

Название: Финны

Изображение: финн в национальном костюме

Текст: У финнов фактически существовало своё государство со всеми институтами, просто подчинённое России. Во время образования Великое княжество Финляндское скорее было осколком Швеции. Но на протяжении XIX века там пробуждалось национальное самосознание и княжество становилось финским.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. В чём состояла сложность при управлении кавказскими землями?

При управлении Северным Кавказом необходимо было учитывать религию и национальные особенности местного населения, правительство старалось не вмешиваться в обычаи и образ жизни горцев, требуя от них только лояльности. Призыву в армию они не подлежали, но служба рассматривалась как привелегия, которая предоставлялась избранным, причём служили кавказцы в особых боевых частях, где были выходцы только из этого региона (в качестве примера можно назвать лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон в составе Собственного Его Императорского Величества Конвоя, в Первую мировую войну прославилась Кавказская туземная конная дивизия, более известная как «Дикая дивизия»).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Чем окончилась Кавказская война?

Кавказская война закончилась замирением восставших районов. При этом правительство пошло на значительные уступки, не требуя от горцев почти ничего, кроме лояльности. Лидера восстания имама Шамиля и то не наказали. Он был возведён в потомственное дворянство и поселён с достойным содержанием в Калуге, позже в Киеве, несколько раз лично встречался с императором.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №5. Что такое Синодальный перевод Библии? Какое значение имел перевод Библии на общедоступный язык?

Синодальный переводом на современный в то время русский язык назывался тот, который был осуществлён под контролем Святейшего правительствующего синода.

Такой перевод сделал Библию доступной для понимания более широким кругом населения. Однако больших изменений в обществе он не вызвал, отчасти потому, что люди уже привыкли жить по предписаниям церкви и не были склонны их анализировать, сравнивая с текстом Священного писания, а отчасти потому, что в обществе распространялась секуляризация (отход от религиозных предписаний в сторону светсткого мировоззрения).

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №6. Привлекая дополнительную литературу и Интернет, соберите информацию об одном из исторических деятелей, упомянутых в параграфе.

Александр Игнаций Велёпольский родился в 1803 году. Велёпольские были магнатским родом. В XVII-XVIII веках именно такие роды правили Речью Посполитой, все их представители просто по положению семейства в обществе не могли не получить того или иного поста, а большинство за жизнь сменяло их множество. С присоединение к Российском империи их положение несколько изменилось, но всё равно в основном магнаты правили Царством Польским, тем более, что российские власти пытались здесь опираться на местных уроженцев. Потому отпрысков магнатских родов с детства готовили к государственной деятельности.

Александр Игнаций лишился отца в 12 лет, но это не сделало его обделённым сиротой – взаимовыручка существовала даже в родах средней шляхты, тем более – в магнатских. Юноша получил образование в университетах Варшавы, Парижа и Геттингена. Он поступил на службу Российской империи, но вряд ли даже знал русский язык – в дворянском обществе вполне хватало французского.

В 1830 году Велёпольский стал депутатом сейма Царства Польского, находился в лагере консерваторов. Польских консерваторов не стоит путать с русскими – первые стремились к поддержанию старых порядков Речи Посполитой, включая её независимость, и выступали резко против империи. Потому не удивительно, что Александр Игнаций поддержал восстание 1830 года. Однако в боях он не участвовал: по-европейски образованного и знавшего высший свет Велёпольского послали в Лондон за помощью повстанцам. Миссия закончилась безрезультатно, но продлилась все месяцы восстания.

Велёпольский не скрывал собственного участия в антирусской деятельности, даже опубликовал в 1831 году брошюру о своей миссии в Лондоне. Но формально он не выступал против Российской империи с оружием в руках, потому наказания не понёс и спокойно вернулся в имение, где занимался хозяйством и периодически публиковал статьи. Он всегда считал себя не подданным Российской империи, а гражданином Речи Посполитой, пусть и разделённой между другими государствами, потому, к примеру, живо отреагировал на восстание крестьян в Галиции (на территории Австрийской империи) в 1846 году, написав памфлет Lettre d’un gentilhomme polonais au prince de Metternich (Письмо польского дворянина князю Меттерниху).

В 1861 году Велёпольский был назначен председателем комиссии духовных дел и народного просвещения, вскоре посетил Петербург и смог добиться поддержки двора, в результате чего был назначен помощником наместника Константина Николаевича по гражданской части и вице-председателем государственного совета. Наместник Царства Польского брат императора Константин Николаевич до этого был морским офицером и многое сделал для реформирования флота после Крымской войны, будучи либералом больше Александра II активно участвовал в подготовке крестьянской реформы, но в польских делах разбирался мало, потому во многом полагался на своего помощника.

Велёпольский при поддержке Константина Николаевича проводил либеральные реформы. Заменил для временнообязанных крестьян барщину оброком, уравнял в правах евреев с другими народами, реформировал систему образования; именно он основал Варшавскую главную школу – первое высшее учебное заведение в Царстве Польском с 1830-х годов (вместо этого существовали 8-классные гимназии с частично ВУЗовской программой последних лет обучения).

Между тем на землях бывшей Речи Посполитой (не только в Царстве Польском) активно готовилось восстание. Радикальным революционерам (так называемым «красным») были невыгодны либеральные реформы – такие якобы полумеры могли удовлетворить большую часть населения и отвратить от идеи восстания. Велёпольский искал контакты с более умеренным крылом (так называемыми «белыми»), убеждая их отказаться от своих планов и принять участие в мирных реформах.

21 июня 1862 года было совершено покушение на Константина Николаевича, однако несмотря на выстрел из пистолета в упор, он был только легко ранен. 26 июля и 3 августа последовали покушения на Велёпольского, который тот благополучно пережил. В ответ власти не стали применять массовых репрессий, они с помощью агентурной работы составляли списки наиболее активных революционеров – те конспирировались гораздо хуже позднейших русских народовольцев. В начале 1863 года Велёпольский инициировал рекрутский набор, в списки которого включил выявленных людей.

Именно этот рекрутский набор и стал катализатором: члены тайных комитетов решили нанести удар, пока рекрутов не увели в Россию и подняли бунт. Велёпольский уехал за границу. Он был неугоден ни повстанцам, которые обвиняли его в сотрудничестве с Россией, ни императору, который уволил его со всех постов. Революционеры хотели полностью независимой республики вместо полумер в виде либеральных реформ, а Санкт-Петербург решил разговаривать с Польшей языком силы и не стал там проводить даже многие из реформ, осуществлённых в других губерниях империи. Сторонники постепенной либерализации без открытого сопротивления империи оказались ни одному из лагерей не нужны.

Из эмиграции Велёпольский так и не вернулся. Он жил в Дрездене, где и умер в 1877 году.