Как дети могут помочь защитить окружающую среду. Сценарий представления по охране окружающей среды для учащихся начальных классов

Тема: Охрана окружающей среды.

Цели:

  • установить последствия загрязнения окружающей среды, влияние человека на природу и природы на человека; определить, какую посильную работу по охране окружающей среды дети могут выполнить; формировать экологическую грамотность; изготовить секционные коробочки для цветочной рассады, посеять семена цветочных растений;
  • развивать устную монологическую речь, мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация); мелкую моторику; творческую фантазию;
  • воспитывать экологическую культуру; умение работать в коллективе; самоконтроль.

Оборудование:

  • магнитофон с записью;
  • телевизор, видеокассета “Экологический альманах”;
  • мусорные пакеты, пластиковые бутылки, банки, коробки и т.п.
  • экспонаты выставки;
  • коробки из под сока 200 мл (23 шт.);
  • семена цветочных растений;
  • памятки для учащихся;
  • наглядный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит запись:

Доброе утро, друзья!

Природа! Доброе утро!

Здравствуйте, реки и озера, моря и океаны, горы и равнины!

Здравствуйте, птицы и звери!

Всем, всем, всем! Доброе утро!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и близкими, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на земле жили все те животные и растения, которые мы больше никогда не увидим - человек уничтожил их.

  • Демонстрируется фрагмент видеофильма “Экологический альманах” (яркие примеры нарушения человеком экологии).
  • Минута тишины. Пауза.
  • Учащиеся 4 класса (играющие роль туристов) входят в класс и вносят мусорные пакеты с банками, бутылками, коробками и т.п., складывают их у доски.

Постойте, что вы делаете?

Как жаль, что природа не может говорить языком человека, она бессильна перед человеческим натиском.

Что делать, чтоб природа не погибала?

Справка: Одна семья из 4-х человек каждый день выбрасывает 3 кг мусора. А если в городе проживает тысяча людей…

II. Изучение нового материала.

Подумайте, какова тема урока? (Учащиеся формулируют тему урока).

Какая главная задача стоит перед нами сегодня?(Задачи:1. Исследовать причины загрязнения окружающей среды;2.Подумать, как мы можем помочь охранять природу)

Что же такое окружающая среда (мир)?

(Окружающий мир-это природа, человек, его труд и результат его труда)

На какие две подгруппы мы можем разделить все объекты природы?

(Живая и неживая природа)

Назовите, какие объекты относятся к живой природе?(растения, животные, грибы, быктерии)

Назовите объекты неживой природы?(воздух, камни, вода, космос)

Последовательно вместе с учащимися выстраивается схема.

  • Только человек способен что-то создавать и пользоваться этим, поэтому все человеческое общество мы будем рассматривать отдельно, хотя человек и является частью природы.

Что произойдет, если хотя бы одно звено нарушится?

Нарушается вся система. Все элементы взаимосвязаны.

III. Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 34 (“Мы и окружающий мир”, 1 класс, Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков).

Рассмотрите внимательно иллюстрацию, прочитайте текст учебника. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника.

Какая связь существует между деятельностью человека, неживой и живой природой.

Что производит человек на предприятиях?

Для чего он это делает? Это польза для человека!

А какой вред от работы этих предприятий?

Чем грозит это природе? А самому человеку? Это отразится на здоровье самого человека.

IV. Работа в группах.

На прошлом уроке вы получили задание: исследовать причины загрязнения окружающей среды. Познакомьте нас с результатом исследования.

1 группа: Наша группа исследовала загрязнение воздуха.

Мы выяснили, что одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год.В сутки автомобиль способен выбросить до 20 кг вредных выхлопных газов.

Вы предлагаете закрыть заводы и фабрики?

Нет, нужно поставить очистные сооружения на трубы, чтобы отходами не загрязнять природу.

У кого из ваших родителей есть машина? Так что теперь уничтожить все машины? Что нужно сделать, чтоб сохранить воздух чистым?

Небольшой хвойный лес очищает в год 35 т пыли. Лиственный лес - 70 т пыли.

Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько нужно одному человеку.

Наш город окружен лесами, елочки около школы очищают воздух.

2 группа исследовали, как влияет человек на растения.

Многие вещи сделаны из древесины. Книги, тетради сделаны из бумаги, которую тоже делают из девесины, поэтому вырубают леса.

1 дерево растет более 100 лет.

80 кг макулатуры сохраняют 1 дерево. Наш класс собрал в этом году 240 кг макулатуры, мы сохранили 3 дерева.

Люди выезжают на природу, разжигают костры, бросают мусор. В лесах часто возникают пожары, погибают животные, птицы.

Люди ломают деревья, рвут цветы, грибы рвут с грибницей.

Брошенный мусор загрязняет почву.

Время, необходимое для полного разрушения материалов, захороненных в землю: бумага - 15 дней,

консервная банка - 20 лет, стекло - многие годы.

Что нужно делать с мусором?

Страдает лес-страдают животные.

3 группа: Мы исследовали, какое влияние оказывает человек на животных.

Люди охотятся на животных. На Земле много исчезающих видов животных, которые занесены в красную книгу. 3 вида животных исчезают с Земли каждый час.

Птицы погибают от холода, за зиму погибает 9 из 10 птиц.

Мы провели акцию «Помоги птицам»

Изучили какие птицы зимуют у нас, узнали, чем они питаются; сделали кормушки и развесили их во дворе и в лесу, подкармливаем птиц.

4 группа: Влияние человека на состояние водоемов.

Мы узнали, как люди загрязняют водоемы, выбрасывая мусор-банки, стекло. Это очень опасно для рыб и для самого человека.

Некоторые предпрития сбрасывают отходы, вредные вещества в реки.

1 л сточных вод приводит в негодность 100 л чистой воды.

5 г нефти затягивает пленкой 50 кв. м водяной поверхности.

На Земле очень мало пресной воды-беречь воду.

Для того, чтобы подвести итог как помочь охранять природу мы проведем игру: «Выберите правило вежливости» (правила записаны на карточках)

1 группа:

1.Ветки не ломайте, деревья не калечьте. Ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, еще вырастет.

3. Не вырывай с корнями цветущие растения.

2 группа:

1.Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное никому не мешать.

2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

3. Не разоряй птичьи гнезда.

3 группа:

1.Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2. Всякие звери важны - всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

3. Не разрушай муравейники.

4 группа:

1.Прогуливаясь по лесу можно поджигать по пути разные палочки и травинки - интересно они горят.

2. Не оставляй костер не потушенным.

3. Нельзя оставлять в лесу, в парке мусор.

Из правил, которые вы выбрали мы составили памятку. Давайте ее зачитаем.

ДОРОГОЙ ДРУГ! ПОМНИ!

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

-Не ломай ветки деревьев.

- Не вырывай с корнями цветущие растения.

- Не обрывай с растений цветки.

- Нельзя с деревьев сдирать кору, делать на ней порезы ножом.

- Нельзя оставлять в лесу, в парке мусор.

- Не выдергивай грибы с грибницей.

- Не разоряй птичьи гнезда.

- Не разрушай муравейники.

- Не оставляй костер непотушенным.

-Не засоряй родники.

- Не шуми в лесу.

2 задание: У каждой группы в конверте есть рисунки-это экологические знаки. Подумайте, что они обозначают?

3 задание: Дома придумать и нарисовать свои знаки - рисунки.

V. Физминутка. Зрительная гимнастика. Релаксация.

VI. Творческая работа.

А что же нам сделать с этими предметами? (Достаются коробки, пластиковые бутылки из пакетов).

Как можно их использовать повторно?

Наверно у каждой семьи есть свои небольшие секреты повторного использования пластиковых бутылок, коробок, пакетов и т.д.

ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК.

А сегодня на уроке мы с вами тоже постараемся сделать полезную, нужную работу!

1. Из коробочек из-под сока мы сделаем секционный ящичек для рассады.

2. Посадим в них семена декоративных растений.

3. В мае высадим рассаду на пришкольном участке - это будет небольшой вклад в дело украшения окружающего нас мира.

Назовем наш проект «Вырастим подсолнушки, маленькие солнышки»

Ученики сажаю семена, поливают.

Для того, чтобы растение хорошо росло, нужно садить его с любовью, с хорошим настроением.

На каждом ряду коробочки соединяются степлером, а затем скотчем в секционные ящички, прикрепляется табличка с названием цветочной культуры, посаженной в нем, сверху накрываются укрывным материалом для лучшего прорастания семян.

IX. Итог урока

Что же самое главное было на уроке?

С каким настроением мы заканчиваем урок?

Я думаю, что, благодаря тем знаниям, которые вы получили сегодня на уроке, вы сможете сохранить наш мир таким прекрасным.

Берегите Землю!Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба порящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Берегите Землю!Берегите!

14 -е место

МБДОУ «Детский сад № 24»

Проект непосредственно-образовательной деятельности по развитию экологических представлений

детей подготовительной группы «Охрана живой природы»

Выполнила: воспитатель I квалификационной категории Бойцева Наталия Валентиновна

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о живой природе, расширять представления о взаимосвязях человека с ней.

Развивающие: развивать у детей мыслительные процессы, умственную операцию сравнения и доказательную речь, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать уважительное, осознанно-правильное отношение к природе, интерес к познанию.

Материал: иллюстрации диких животных, насекомых, растений, подводных обитателей; картинки с изображением лесных пожаров, загрязненных водоемов, и т.д.

Предварительная работа:

Беседа с детьми на тему «Охрана живой природы. Для чего это нужно?»(см. приложение)

Дидактические игры: «Лесные домишки»

- «Найди всех животных»


Ход образовательной деятельности:

Педагог: Ребята, рассмотрите, пожалуйста, иллюстрации и скажите, что на них изображено.

Дети: Природа.

Педагог: Что же означает слово природа?

Дети: Природа это - растения, птицы, разные животные, рыбы, насекомые.

Педагог: А вы любите наблюдать за природой?

Педагог: Расскажите, что интересного вы увидели во время таких наблюдений.

Рассказы из опыта детей.

Педагог: Человек очень любознателен и издавна наблюдал за зверями и птицами, за насекомыми и растениями. Но с каждым годом на нашей планете становится все меньше и меньше диких животных. И это понять нетрудно: увеличивается количество населения в мире, а чем больше людей, тем меньше места для обитания животных. Многие виды животных исчезают от косвенного влияния человека на их жизнь. Дело в том, что человек невольно отнимает у своих «меньших братьев» естественные места обитания животных, их кормовые участки. Отрицательно сказывается на численности животных вырубка лесов, вспашка степей, освоение пустынь, осушка болот, засорение рек промышленными отходами, загрязнение морей и атмосферы. Эти действия истребляют животных так же быстро, как и с помощью ружья, яда, капканов.

(показ картинок с изображением лесных пожаров, загрязненных рек, и т.д.)

Педагог: Ребята, как выдумаете, что нужно делать для того, чтобы живой мир природы не исчез на всегда?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, ребята. Природу надо охранять. А зачем надо сохранять диких, особенно редких и исчезающих животных? Пожалуй, над этим вопросом многие не задумываются. Но если и подумают, то и ответ для него находят быстро: если животных какого-то вида так мало, то они, видимо, не имеют никакого значения в природе, так что и после их исчезновения жизнь на Земле не остановится. Ведь таких примеров история знает немало. Однако те, кто так думает, глубоко заблуждаются. Справедливо говорит об отношении людей к живой природе известный английский ученый Дж. Даррелл: «Наш мир так же сложен и так же легко уязвим, как паутина. Коснитесь единой паутинки, и дрогнут все остальные. А мы не просто касаемся паутины, мы оставляем в ней зияющие дыры, ведем, можно сказать, биологическую битву против окружающей среды».

Педагог: А что такое зоозащита?

Ответы детей.

Педагог: Защита животных— вид деятельности, направленной на улучшение содержания и обращения с животными, предотвращение жестокого обращения с животными.

Дело в том, что фауна нашей планеты — это не случайное скопление различных видов животных, а единая, согласно функционирующая система и выпадение любого, самого незначительного на первый взгляд звена ведет к серьезным изменениям. Вот почему важно сохранить каждый вид животных. Каждый вид неповторим, интересен и нужен природе и человеку.

Пристального внимания и бережного отношения заслуживают дикие звери, особенно редкие и исчезающие виды животных. Это как раз та часть органического мира, которая наиболее уязвима, а потеря ее не только вполне реальна, но и может произойти в очень короткие сроки.

Наблюдая за природой, человек учится у неё, используя свои наблюдения с пользой для себя. Если в лесу гулять да не по сторонам зевать, а присматриваться и приглядываться - много интересного и полезного заметишь. Ребята, а вы знаете правила вежливости в природе?

Дети называют правила поведения в лесу.

Педагог: Я прочитаю стихотворение С. Михалкова «Прогулка», а вы внимательно послушайте и ответьте, какие правила забыли и взрослые, и дети.

После прочтения стихотворения дети называют, какие правила поведения были нарушены.

Педагог: Чтобы таких нарушений не было, давайте с вами придумаем и нарисуем экологические знаки, которые можно поставить в лесу. Для чего нужны такие знаки? Кто их видел в парке, лесу. Ответы детей.

Педагог: Такие знаки напомнят людям о правилах поведения в природе. Давайте и мы с вами попробуем придумать и нарисовать такие знаки, которые помогут людям не нарушать правила поведения в природе.

Дети придумывают и рисуют экологические запрещающие знаки, а затем показывают и объясняют их значение.


Приложение

С. Михалков

«Прогулка»

Мы приехали на речку воскресенье провести

А свободного местечка возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят: загорают и едят,

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по берегу прошли и поляночку нашли.

Но на солнечной полянке тут и там - пустые банки

И, как будто нам назло, даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; жгли костёр, бумагу жгли

Тоже пили, тоже ели, насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… - Эй, ребята! - крикнул Дима.

Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали, жгли костёр, в футбол играли

Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, хоровые песни пели…

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке у потухшего костра:

Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки - словом мусора гора!

Мы приехали на речку понедельник провести,

Только чистого местечка возле речки не найти!

Беседа на тему «Охрана природы»

Находясь в природе, надо относиться ко всему окружающему внимательно и осторожно. Нельзя собирать коллекции моллюсков, жуков, бабочек и других животных. Собирательство даже без злого умысла может нанести ощутимый вред природе. Любая самодеятельность в использовании животного мира беззаконна, не может быть допустима. Живая природа должна быть для всех неприкосновенной. Наблюдайте, фотографируйте, слушайте, любуйтесь, но не трогайте, не ловите.

Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств нашей Родины. Он служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства нашей страны. Кроме того, животный мир используется в научных, культурно-просветительских и эстетических целях.

Всё в природе взаимосвязано и люди не могли бы жить без окружающей их природы. Но, являясь частью природы, люди стали жестоко и безжалостно к ней относиться.

Животные играют огромную роль в природе. Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться.

Необходимы животные и людям. Не только потому, что дают продукты питания и ценные меха, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны.

Вырубая лес или загрязняя воду в реках, люди невольно губят многих диких животных, для которых лес или река - дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие другие стали редкими.

Сейчас люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах мира ведется большая работа по охране природы. В нашей стране охота на редких животных запрещена, а на многих других животных - ограничена, в т.ч. и рыбная ловля.

Под особой охраной животные находятся в заповедниках, заказниках и других охраняемых природных территориях. Охраняемые животные могут также содержаться в дендропарках, ботанических садах, зоопарках. Благодаря зоопаркам сохранены многие редкие исчезающие виды животных. Когда в заповеднике или в зоопарке животных какого-нибудь вида становится много, их переселяют в другие места.

Некоторые виды животных уже спасены! Это, например, бобр, соболь. Значит, люди могут спасти и других редких животных, если не пожалеют сил.

Но беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых еще много, которые не внесены пока в Красную книгу. Это хорошо известные белка и еж, синица и дятел, лягушка, жаба и многие-многие другие животные. Их жизнь часто зависит от поведения человека в природе. Зимой можно возле деревьев в лесу насыпать орехи для белок, сделать кормушки для воробьев и синиц.

Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы и пели птицы!

Светлана Садырева

Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Охрана окружающей среды »

Зеленые долы, леса и поля

Большой вред окружающей природе наносят выхлопные газы от автомобиля

Отходы производства загрязняют водоемы

Дерево, трава и птица ни всегда умеют защититься.

В загрязненной воде гибнет рыба.

Прекрасна, прекрасна родная земля. Прекраснее мне не найти никогда!

Бросят люди по бумажке, планета станет замарашкой.

Проектная деятельность – охрана окружающей среды .

Тип – исследовательско - творческий.

Вид проекта- долгосрочный .

Проблема- защита окружающей среды .

Цель : Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны. Уточнить и систематизировать знания детей об охране окружающей среды .

Задачи :

1. Закрепить полученные дошкольниками знания по охране окружающей среды .

2. Создать условия для применения детьми умений по защите окружающей среды .

3. Вызвать у дошкольников желание охранять окружающий мир .

4. Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний.

5. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным,

6. Формировать представления о том, что растения и животные нуждаются в охране и защите .

В лесу чистота была не всегда,

В лес я пошла и мусор нашла.

Мусор хочу весь я собрать,

Всем людям Земли я хочу рассказать.

Не надо бумагу под кустик бросать,

На надо бутылки в лесу оставлять,

Не стоит костер в лесу разжигать,

И музыку громко не надо включать!

Давайте природу свою охранять !

Серия мероприятий

Занятие «Как вести себя в природе» . Книга «Экологические праздники» Л. Молодова

Чтение стихотворения «Прогулка» С. Михалкова, при чтении решение проблемных ситуаций.

Посадка цветов на участок детского сада

Викторина

Выставка рисунков

Литературно- музыкальная композиция с использованием стихов и песен М. Пляцковский, Е. Птичкин «Не дразните собак» , Р. Рождественский «Земля-наш дом» , «Большой хоровод» , М. Пляцковский «Не рвите цветы»

Презентация «Сбережем планету вместе»

В ходе реализации проекта «Охрана окружающей среды педагоги планируют достичь следующих результатов :

1. Развитие навыков сотрудничества

2. Повышение познавательной активности у детей

1. Повышение педагогической компетентности по охране окружающей среды

2. Установление взаимосвязи между взрослыми и детьми

Своей деятельностью человек улучшает условия жизни, но наносит большой вред природе. Это грозит тяжелыми последствиями и человечеству и природе.

В наш Век научно- технического прогресса человек все больше вторгается в природу, раскрываются новые земли, уничтожаются леса, строятся гидроэлектростанции.

Все это приводит к тому, что нарушается нормальная жизнь животных и растений, они вытесняются человеком из своих родных мест и гибнут. Природа сама пытается бороться с загрязнениями, например, растения очищают воздух от пыли и грязи.

В нашей стране охрана природы является делом государственной важности, мы все должны бережно относиться ко всему живому, соблюдать правила поведения на природе.

На экскурсиях, во время походов и прогулок, не ломайте ветки деревьев и кустарников , растение- это живое существо и ветки вместе с листочками помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль, там, где много растений- свежий воздух и легко дышится.

Не повреждайте кору деревьев, необходимо понять, что им больно, они долго и мучительно умрают, но не могут об этом сказать.

Не рви цветов в лесу и на лугу, именно давняя привычка – рвать цветы, привела к исчезновению многих видов цветов.

В лесу старайся ходить по тропинкам , чтобы не вытаптывать траву и почву, народная мудрость гласит : «Один человек оставляет в лесу след, 100 человек- тропу, а 1000 человек- пустыню».

Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, растаптывать норы и тревожить лесных жителей, ведь это мы приходим к ним в гости, это их дом.

Не разводите костер в лесу, если в этом нет необходимости, кострище – это раны на почвенном покрове леса, костер может стать причиной лесного пожара.

Не сбивайте грибы, даже если они не съедобны. Сшибая шляпку мухомора, люди проявляют неуважение к лесу- ведь мухоморами питаются белки, лоси и сороки, они помогают расти деревьям.

В лесу запрещается включать слишком громко магнитофоны, поднимать крик и шум, от этого птицы и звери покидают свои домики. Нужно ценить и охранять тишину уметь слушать волшебные звуки леса.

Не оставляйте в лесу после себя беспорядок, помните- брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка не менее 70 лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, т. к. нет на земле бактерий, способных его разрушить. А осколок стекла может на солнышке сыграть роль линзы и стать причиной лесного пожара.

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься, если будут уничтожены они, на Планете мы останемся одни.

Рыбе- вода, птице- воздух, зверю- лес, степи и горы, а человеку нужна Родина и охранять природу это значит охранять Родину , свой ДОМ!


22 октября группой «Колокольчик» нашего сада состоялась экскурсия в лес, к старичку- Лесовичку .

Цель : Расширить представление детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнять представление об изменениях, происходящих осенью в жизни растений и животных, обогатить свои сведения о лесе, его жителях,- о лесе, как о сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории; воспитывать познавательный интерес, бережное эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа.

Воспитатель :

Давайте вспомним правила поведения в лесу (ответы детей ) .

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем (Лес)

Нам в дождь и зной

Поможет друг,

Зеленый и хороший –

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек. (дерево)

Шапочка да ножка. -

Вот и весь Ермошка. (гриб)

Я – болотное растенье,

Конопатят мною стены. (мох)

А какие же изменения происходят осенью (ответы детей )

Какие молодцы! Так хорошо знакомы с признаками осени.

А что за шелест в листочках мы слышим (Это Ёжик, готовится к зиме, укутывается в листочки) .


Посетив лес, и побывав в гостях у Лесовичка, понаблюдав за изменениями в природе, дети обратили внимание на мусор, который был в лесу повсюду. Конечно, мы не могли оставить без внимания все эти вопросы, решили начать долгосрочный проект по охране окружающей среды «Чистый лес нашим детям» .

На зиму мы планируем родительское собрание, где обсудим с родителями добровольный субботник, где родители вместе с детьми (по желанию) смогут своим примером показать отношение к нашему лесу.

В рамках проекта мы планируем обращение к главе нашего поселения Дзугкоевой Анне Владимировне, с вопросом о предоставлении нам инвентаря для уборки, и последующим вывозом мусора.

Наши дети уже придумали плакат и как они сами понимают данные проблемы. Но такие плакаты мы еще и еще будем делать, но уже крепить их в лесу, наблюдая за изменениями, за тем, «услышат» ли нас люди, сами живущие в этом поселке, люди, которых окружает наш загрязненный лес.

Цель проекта: содействия экологическому воспитанию и формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • повышение экологической культуры и ответственности молодого поколения за состоянием окружающей среды;
  • воспитание бережного,экологически ориентированного отношения к окружающей среде и природным ресурсам через художественное слово.

Месяц:

Сентябрь

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

(Стихотворение)

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!

Что натворили мы в двадцатом веке!

Что стало с экологией земли.

Леса сжигали, засоряли реки.

Мы и не делать этого могли.

Могли не портить внутренние воды,

Ужиться мог с природой человек.

Могли не строить в городах заводы,

а как же нам прожить грядущий век.

Прожить без техногенных катаклизмов,

И не рискуя умереть в дыму.

С безвредною водой для организма...

Внемлите, люди, слову моему

(Стихотворение)

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть.

Нам надо экологию беречь.

Берегите природу

Берегите, ребята, природу, -

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа – надежный наш друг.

В воскресенье с мамой, с папой мы поедем в лес гулять.

Соберем грибов и ягод, будем бегать и играть,

А когда играть устанем - есть захочется немножко.

Все припасы мы достанем, напечем в костре картошки.

Мусор весь мы аккуратно соберем в большой кулек,

И в костре песком засыплем каждый-каждый уголек.

Однажды, дочь спросила меня:

«Мама, откуда под нами земля,

Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»

Всё это, родная, природа. Природа – наш друг.

И вновь, спросила малышка меня:

«А кто бережёт природу от зла?»

Все люди, в чьем сердце есть свет, доброта.

Тут вспомнила из жизни случай я…

Однажды в саду, у нас вырос цветок,

А Паша, сосед, оторвал лепесток.

Вдруг, Витя увидел, и тоже сорвал.

Цветок наш не долго, в саду простоял.

Погиб от того что его лепестки,

Мальчишки сорвали и не сберегли.

Кузнечик не прыгает, не поет соловей.

В саду нет цветка, и нет там детей.

Ведь, скучно ходить по земле нам пустой,

Когда на ней нет красоты никакой!

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Давайте, мы будем дружить,

И заботу воспитывать в детях!

Тогда не страшно, будет жить,

Нам всем на этом свете!

(Стихотворение)

Нас в любое время года

Учит мудрая Природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ.

Учат крепкой дружбе.

(Стихотворение)

Сама природа лечит

Сама природа лечит

На воздухе тебя,

Поедем на рыбалку,

Возьми с собой меня.

Какие там красоты,

Пером не описать,

Немного подучиться,

Художником бы стать.

Я посижу у речки,

И наловлю лещей,

Без всякого лекарства,

Я стану здоровей!

(Марк Львовский)

Человек (Стихотворение)

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

Но себя лишь он любил

И природу погубил.

Он никак не мог понять,

Что природа - наша Мать!

Вырубаются леса, реки загрязняются,

И вода у нас в реке нам уже не нравится

Нет теперь в лесах зверей,

Человек ведь всех главней!

Удержаться он не смог,

Это был его порок.

Почему не может он

Жить спокойно и с умом?

Охранять, любить, ценить,

Всей природой дорожить!

А теперь вот видим мы

Леса без птиц, и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

(Виктория Киш, Наталья Осьмак)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологический проект «Охрана природы и окружающей среды в жизни детей дошкольного возраста»

Цель проекта: содействия экологическому воспитанию и формированию экологической культуры детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  • повышение экологической культуры и ответственности молодого поколения за состоянием окружающей среды;
  • воспитание бережного,экологически ориентированного отношения к окружающей среде и природным ресурсам через художественное слово.

Месяц:

Сентябрь

О загрязнении (Стихотворение)

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали там дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай.

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе-

Нам ещё здесь жить как вроде!

Давайте сохраним

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете.

Октябрь

(Стихотворение)

Давайте сохраним

Ромашку на лугу.

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла.

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра.

Касатку в небесах,

В таежных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним.

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте наши души

Вместе сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!

Ноябрь

Как жить в XXI веке?(Стихотворение)

Что натворили мы в двадцатом веке!

Что стало с экологией земли.

Леса сжигали, засоряли реки.

Мы и не делать этого могли.

Могли не портить внутренние воды,

Ужиться мог с природой человек.

Могли не строить в городах заводы,

а как же нам прожить грядущий век.

Прожить без техногенных катаклизмов,

И не рискуя умереть в дыму.

С безвредною водой для организма...

Внемлите, люди, слову моему

Декабрь

(Стихотворение)

Чтоб человечеству от газов не погибнуть,

От вымирания живое уберечь,

Нам надо одно правило постигнуть.

Нам надо экологию беречь.

Берегите природу

Берегите, ребята, природу, -

И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду,

Ведь природа – надежный наш друг.

Январь

Мы поедем в лес (Стихотворение)

В воскресенье с мамой, с папой мы поедем в лес гулять.

Соберем грибов и ягод, будем бегать и играть,

А когда играть устанем - есть захочется немножко.

Все припасы мы достанем, напечем в костре картошки.

Мусор весь мы аккуратно соберем в большой кулек,

И в костре песком засыплем каждый-каждый уголек.

Февраль

«Цветок земли»(Стихотворение)

Однажды, дочь спросила меня:

«Мама, откуда под нами земля,

Вода, птицы, небо и воздух вокруг?»

Всё это, родная, природа. Природа – наш друг.

И вновь, спросила малышка меня:

«А кто бережёт природу от зла?»

Все люди, в чьем сердце есть свет, доброта.

Тут вспомнила из жизни случай я…

Однажды в саду, у нас вырос цветок,

А Паша, сосед, оторвал лепесток.

Вдруг, Витя увидел, и тоже сорвал.

Цветок наш не долго, в саду простоял.

Погиб от того что его лепестки,

Мальчишки сорвали и не сберегли.

Кузнечик не прыгает, не поет соловей.

В саду нет цветка, и нет там детей.

Ведь, скучно ходить по земле нам пустой,

Когда на ней нет красоты никакой!

Нельзя в мире рушить, сжигать и сорить,

Давайте, мы будем дружить,

И заботу воспитывать в детях!

Тогда не страшно, будет жить,

Нам всем на этом свете!

Март

(Стихотворение)

Нас в любое время года

Учит мудрая Природа

Птицы учат пению.

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

И к тому же в их труде

Все – по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас правдивости.

Учит снег нас чистоте.

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности.

У Природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ.

Учат крепкой дружбе.

Апрель

(Стихотворение)

Сама природа лечит

Сама природа лечит

На воздухе тебя,

Поедем на рыбалку,

Возьми с собой меня.

Какие там красоты,

Пером не описать,

Немного подучиться,

Художником бы стать.

Я посижу у речки,

И наловлю лещей,

Без всякого лекарства,

Я стану здоровей!

(Марк Львовский)

Май

Человек (Стихотворение)

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

Но себя лишь он любил

И природу погубил.

Он никак не мог понять,

Что природа - наша Мать!

Вырубаются леса, реки загрязняются,

И вода у нас в реке нам уже не нравится

Нет теперь в лесах зверей,

Человек ведь всех главней!

Удержаться он не смог,

Это был его порок.

Почему не может он

Жить спокойно и с умом?

Охранять, любить, ценить,

Всей природой дорожить!

А теперь вот видим мы

Леса без птиц, и земли без воды…

Все меньше окружающей природы,

Все больше окружающей среды.

(Виктория Киш, Наталья Осьмак)

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Класс: 3

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга;

ЗАДАЧИ:

  • развивать знания учащихся об охране окружающей среды и её значении для жизни людей,
  • расширить знания учащихся о редких животных, растениях и мерах по их охране;
  • показать влияние деятельности человека на окружающую среду;
  • воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: Красная книга животных и растений, презентация к уроку.

Ход урока

Звенит звонок, педагог предлагает ученикам сесть со своим другом за парты.

Учитель: Слышите? Звенит громко и весело школьный звонок. Он молчал целое лето и очень скучал по ученикам. И сегодня он просто звоном заливается - радостный, звонкий, школьный звонок.

В этот праздничный день он приглашает нас на самый главный урок - Урок мира. Что же мы подразумеваем под этим ёмким, коротким и таким важным словом? (ребята высказываются).

Просмотр видеоклипа “Удивительный мир природы ”

Постановка темы и цели урока.

Учитель: Вы увидели множество удивительно красивых животных, растений. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке мы поговорим об их охране.

Вы правы, мир - это то, что нас окружает: трава, солнце, небо, деревья, птицы, жучки, паучки. Он так прекрасен этот мир: живой и неживой природы. Будьте внимательны и откройте удивительный, загадочный, волшебный мир, который окружает нас каждый день. Учитесь радоваться первым лучам солнца, пению птиц, бабочкам, цветам, удивительным звукам природы или звукам города: звукам автомобилей, смеху озорных мальчишек и девчонок, и даже шагам учителя, друзей и родных.

Создание проблемной ситуации.

Как вы думаете, а почему животных и растения нужно охранять?

Поиск решения проблемы (работа в группах ).

1. Каково значение животных и растений в жизни человека. (Ребята высказываются).

Значение животных в жизни человека очень велико. От животных получают продукты питания, различное сырьё - кожу, шерсть, жир - для изготовления одежды, обуви, лекарств. Животных используют для спортивно – оздоровительных и транспортных целей. А сколько радости приносит общение с животными!

Немаловажную роль в жизни человека играют растения: они являются пищей для нас, источники витаминов, материалом для одежды, древесина служит строительным материалом, широко используют растения в медицине для приготовления лекарств...

Человек упорно искал средство борьбы с сорняками и вредителями растений. Развитие науки дало ему в руки такое средство – ядохимикаты. Люди стали их широко использовать, но обнаружили, что эти вещества губят всё живое, да к тому же опасны для здоровья самого человека.

Дети читают стихи:

Нас мир удивительный всех окружает:
Дождинки стучат и солнце сияет,
Мяукает кошка,
Собака рычит,
Кто-то хохочет,
А кто-то ворчит.

Листва на деревьях от ветра шуршит,
Птичка чирикает, потом замолчит.
Как мир наш прекрасен, его береги,
Его охраняй, цени и люби!

Учитель: Вы правы! Окружающий нас мир нужно беречь, быть благодарным жителем Планеты Земля, своей страны России, своего родного города Тарко-Сале. Если мы не будем беречь все, что нас окружает, то природа будет наказывать нас наводнениями или пожарами. Что вы знаете о жарком лете этого года? Что случилось в центральных областях нашей Родины? В Амурской области? Как вы думаете, кто виноват? (ребята рассказывают о героической борьбе людей по предотвращению пожаров и наводнения, об опасности от костра, спички...).

Учитель: Мы часто слышим и видим из средств массовой информации об озоновых дырах? А что это такое – “озоновые дыры? (свободные высказывания детей).

Учитель: Когда мы разбрызгиваем из баллончика освежитель воздуха, дезодорант, мы обычно не думаем о том, что можем нанести вред окружающей среде. В этих баллончиках находятся вещества, которые попадая в атмосферу, разрушают озоновый слой. Тот самый, который защищает всё живое от солнечных лучей. Если озоновый слой будет разрушен, всё живое на Земле погибнет, исчезнет с лица Земли.

Учитель: Участилось выпадение кислотных дождей. Как вы думаете, ребята, с чем это связано? (свободные высказывания детей).

Учитель: Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий, котельных, автомобилей. Выпадая с дождём на землю, он губит всё живое.

Воздух, вода и почва – эти три составляющих необходимы для существования всех живых существ. Однако загрязнённый воздух служит причиной болезни и даже смерти. Загрязнённая вода убивает рыб и морских животных. На загрязнённой почве не растут растения. Подсчитано, что до появления на Земле человека исчезал один вид животного за 1000 лет, а сейчас ежедневно исчезает 1 вид растений и животных. Если так пойдёт и дальше, то уже через несколько лет каждый прожитый людьми час будет отмечен гибелью одного вида.

Развитие промышленности привело к загрязнению воздуха, воды и почвы отходами производства (особенно опасны радиоактивные отходы). Человек изменил землю, сделал её во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей.

По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36 и 94. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых животных и растений.

Координацию работ по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в первоочередных мерах защиты, взял на себя Международный союз охраны природы и природных ресурсов, созданный в 1948 году.

Что вы слышали об этом Международном союзе?

По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, какие растения и животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и изданы в виде книги. Это и была первая Красная книга.

Учитель: Что вы ребята о ней знаете?

В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные. Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги. Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на жёлтой бумаге. Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях и вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы. На серых страницах Красной книги находятся сведения о мало изученных и редких видах. Восстановленные виды ранее были в одной из трёх первых категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зелёных листах. На чёрных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. В Красной книге перечислены животные, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их невозможно без специальных мер: запреты охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.

Красную Книгу называют Документом совести человека. Давайте полистаем эту книгу.

Рассказ ученика о зубре.

Крупное животное длиной до 3,5 метров. Живёт небольшими стадами на высоте до 2 км над уровнем моря в лесах. Питается злаками, травами, ветками кустарников. За сутки съедает 40 кг корма. Зубр - единственный дикий вид крупных быков Европы, уцелевший до наших дней. Для большинства народов зубр служил не только объектом охоты. Этот мощный зверь олицетворял силы природы, имел традиционное культовое значение, ему поклонялись как одному из символов родной земли. Всего в России зубров осталось меньше двухсот.

Рассказ ученика о дельфине.

Черноморская афалина (дельфин) Длина тела – 230 см. Обитает на мелководье Чёрного моря. Питается рыбами, ныряя на глубину до 150 м. своих детёнышей до 6 месяцев вскармливает молоком.

Учитель: Красная книга – это не только сигнал бедствия, но и программа по спасению редких видов, находящихся под угрозой исчезновения.

Рассказы детей )

В Красную книгу России входят: (показ слайдов )

а) млекопитающие (выхухоль, сурок-байгак и др.);

б) птицы (чёрный аист, соколообразные – скопа, беркут балобан, могильник и др.)

в) рыбы (подкаменщик обыкновенный и др);

г) насекомые (бабочка аполлон, шмели – армянский, необыкновенный, степной и др.);

д) растения (орхидеи, ветреница, тимьян клоповый, и др.).

Учитель: У нас в ЯНАО тоже была издана Красная книга. Первое издание Красной книги Ямало-Ненецкого автономного округа вышло в 1997 году. В неё были занесены 63 вида позвоночных животных, 43 вида насекомых, 33 вида растений, 15 видов грибов и 2 вида лишайников.

Второе издание Красной книги Ямало-Ненецкого автономного округа выпущено в 2010 году тиражом 500 экземпляров.

Какие животные и растения занесены в неё? Расскажите о них? (Рассказы детей )

Рассказ о белом медведе

Белый медведь с 1953 года занесен в Международную Красную книгу. С 1956 года на территории бывшего СССР на него полностью запрещена охота. Арктический лед тает, и очень скоро популяция белых медведей может сократиться в три раза!

Рассказ ученика о стерхе - белом журавле

Стерхи находятся под угрозой исчезновения. Крупная птица: высота около 140 см, размах крыльев 210-230 см, вес 5-8,6 кг. Перья в передней части головы вокруг глаз и клюва отсутствуют, кожа в этом месте у взрослых птиц окрашена в ярко-красный цвет. Роговица глаз красноватая или бледно-жёлтая. Клюв длинный (самый длинный среди всех журавлей), красный, на конце пилообразно зазубренный. Оперение большей части тела белое, за исключением чёрных маховых перьев первого порядка на крыльях . Ноги длинные, красновато-розовые. У молодых стерхов передняя часть головы бледно-жёлтая; оперение коричневато-рыжее, с бледными пятнами на шее и подбородке. Изредка встречаются белые молодые стерхи с рыжими пятнами на спине, шее и по бокам. Глаза у птенцов первые полгода голубые, затем желтеют.

Учитель: С каждым годом на Земле остается всё меньше нетронутых уголков природы. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками.

– Что такое заповедники?

Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве. Заповедники – это, прежде всего, научные лаборатории в природе. Здесь учёные исследуют сложные законы природы, не изменённой человеком. В нашей стране около 155 заповедников.

– Какие заповедники вы знаете?

Первый заповедник на территории России - Баргузинский заповедник - был основан 11 января 1917 года на территории Бурятии . В дальнейшем список охраняемых территорий расширился. Старейшими заповедниками, помимо Баргузинского, являются Астраханский (1919), Ильменский (1920) и Кавказский (1924). Последними были внесены в список заповедники “Эрзи ” (2000), “Кологривский лес ” (2006) . В 2012-2020 годах планируется создать 11 новых заповедников, из них 2 (Ингерманландский и Шайтан-Тау) в 2012 году.

Общая площадь территории заповедников в России составляет более 340 тыс. км 2 , что сопоставимо с территорией Финляндии . Крупнейшими из российских заповедников являются и Галичья Гора (оба менее 50 км 2). Больше всего заповедников находится на территории Красноярского (7), Приморского (6) и Хабаровского (6) краёв.

Например, Кавказский биосферный заповедник расположен между городами Сочи и Майкопом. Он занимает земли Краснодарского края, Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики РФ. Создан он в 1924 году для охраны типичных природных комплексов Северо-Западного Кавказа.

Учитель: Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики, заводы, превратить Землю в один большой заповедник? (Высказывания детей ).

Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла?

В Конституции РФ Статья 58 сказано: “ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам”. А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети? (Ответы детей.)

Прежде всего, надо соблюдать правила поведения в лесу, на лугу, на реке. Давайте повторим эти правила. (показ слайдов )

Творческое задание в группах “Придумайте и нарисуйте свой знак”.

Представьте себе, что вы являетесь членом общества охраны природы. Какой знак охраны животных вы бы создали? Нарисуйте этот знак. (обсуждение, презентация)

Итог урока: Заканчивая урок, мне бы хотелось прочесть вам такое обращение-призыв:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы!
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Все мы должны помнить слова русского писателя М.М.Пришвина: “Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину!

Рефлексия: Зачем нам нужен был с вами этот урок? Попробуйте начать свой ответ со слов: Сегодня на уроке окружающего мира я...

Учитель: Спасибо за урок!

Список источников.