Факторы производства материальных благ.

Опосредствующим звеном между потребностями людей и ресурсами, при помощи которых их можно удовлетворить, является процесс производства .

Некоторые ресурсы являются готовыми для потребления благами. К ним можно отнести воздух, солнечный свет, воду. Но большинство ресурсов требуют некоторого видоизменения или воздействия со стороны человека, прежде чем станут готовыми для потребления благами. Прежде чем потребить многие полезности, требуют затрат труда на их добывание и присвоение. Под трудом, прежде всего, следует понимать «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Первоначально труд существует в чистой форме, а затем принимает форму производства. Исторически исходными и на сегодня самыми простыми формами труда были и есть собирательство, охота, рыболовство. Они обеспечивают присвоение готовых продуктов природы. В таком случае имеется труд, но нет производства.

Производство есть процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ. В данном процессе человек видоизменяет вещество природы. При этом изменение вещества природы может происходить как под действием сил природы, так и под действием труда человека. Процесс труда невозможен без непосредственного участия человека, в то время как процесс производства может продолжаться и без него. Например, выращивание пшеницы требует относительно небольшого времени участия человека в процессе производства. Это в основном посев семян и уборка урожая и какие-то гидрохимические работы, предусмотренные технологией производства. В остальное время выращивание пшеницы происходит без участия человека, под действием сил природы.

Таким образом, производство не сводится только к труду. Процесс труда является главным, но не единственным составляющим процесса производства. Важная роль в производстве отводится природному фактору.

Процесс труда как главный элемент процесса производства невозможен без наличия трех простых его моментов: предметов труда, средств труда и собственно самого труда человека.

Предметы труда – это то, что преобразуется в процессе производства материальных благ. В процессе труда человек воздействует на предметы труда, видоизменяя их до пригодного для потребления состояния. Предметы труда, претерпевшие уже воздействие человеческого труда, но предназначенные для дальнейшей обработки, называются сырым материалом, или сырьем . Например, железная руда в шахте – предмет труда, но не сырье, так как она еще не подвергалась воздействию человеческого труда. А железная руда, предназначенная для использования, например, в металлургии – это уже сырье и предмет дальнейшей переработки.

Человек воздействует на предметы труда не голыми руками. То, что он помещает между собой и предметами труда и воздействует с помощью этого на предметы труда, называется средствами труда .

Из всех средств труда наибольшее значение имеют механические средства труда – машины, инструменты, т. е. орудия производства. При помощи их человек непосредственно воздействует на предметы труда. К средствам труда относятся также производственные здания, дороги, коммуникации и т. п., так называемая сосудистая система процесса производства. Орудия производства относятся к активной части средств труда, а здания, сооружения и т. п. – к пассивной.

Предметы и средства труда в совокупности называются средствами производства . В процессе производства они выступают как вещественный фактор .

Третьим компонентом процесса труда является сам труд или целесообразная деятельность человека. Труд – исключительное достояние человека. Человек – и в этом одно из главных его отличий от животного – трудится сознательно, т. е. целесообразно опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой, производит и воспроизводит необходимые ему средства существования.

Для того, чтобы трудиться, люди должны быть носителями рабочей силы. Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека, которые запускаются им в ход всякий раз, когда он производит какие-либо материальные блага. В процессе производства рабочая сила выступает как личный фактор.

Таким образом, впроцессе производства средства производства являются вещественным, а рабочая сила личным фактором производства. Заметим, что не все ресурсы являются факторами производства, а только те, которые используются в процессе производства.

Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. – изд. 2-е. – Т. 23. – С. 188.

Производство материальных благ и его обслуживание являются всеобщим условием существования человеческого общества. Ho было бы неверно отождествлять понятия «производство» и «экономика», поскольку экономика включает в себя, помимо производства, распределение, хранение, обмен и потребление материальных благ, различные формы управления и иные отношения. Они получили название экономических отношений и соотносятся с производительными силами общества, а также с другими видами общественных отношений: политическими, правовыми, нравственными и т.д. Само производство материальных благ исторически менялось по содержанию, способам, формам и другим показателям. Ho вместе с тем складывались устойчивые процессы материального производства. Способ производства материальных благ общества - совокупность исторически устойчивых процессов осуществления экономической деятельности на основе конкретной формы собственности. Известны следующие способы производства: на основе общественной (общинной) собственности в древних обществах; рабовладельческий, феодальный и капиталистический - на основе разных форм частной собственности; социалистический - на основе государственной и колхозно-кооперативной форм общественной собственности. В настоящее время сложился способ производства рыночного хозяйствования. Он опирается на многообразие форм собственности, среди которых доминирующей является частная собственность. Структурно способ производства материальных благ включает производительные силы и производственные отношения. Производительные силы - это орудия труда, предметы труда, вспомогательные элементы труда, которые составляют средства производства. Производительной силой является также человек как главный и активный элемент всего способа производства. Человек обладает не только физическими способностями к труду, но и интеллектуальными качествами, навыками и умениями, необходимыми для производственной и иной хозяйственной деятельности. Особое значение имеют экономические профессиональные качества человека. Производственные отношения возникают при соединении активности человека с техникой, а также в процессе обмена деятельностью (активностью) между людьми, занятыми в производстве, а также всей системе хозяйствования. Они разделяются на отношения собственности на средства производства, отношения обмена деятельностью, отношения распределения материальных благ и отношения потребления. Существует также дифференциация производственных отношений в зависимости от формы собственности, на основе которой они возникают. Так как в обществе не существует только один способ производства материальных благ, а всегда несколько, то складывается ряд типов производственных отношений: частнособственнические, на основе общественной собственности и т.п. Производственные отношения являются ведущим элементом экономических отношений. Структура экономических отношений может быть представлена по ряду оснований. Во-первых, в самом производстве материальных благ можно выделить собственно производственные, а также менеджмент- ные и другие отношения. Причем в производственных отношениях существуют личностные (между производителями) и технологические (между человеком и техникой) отношения. Во-вторых, экономические отношения различаются в зависимости от формы собственности. Важными являются экономические отношения на основе частной, различных форм общественной, арендной и других форм собственности. В-третьих, по характеру, предназначению и содержанию экономические отношения бывают производственными, распределительными, сервисными, финансовыми, торговыми и т.д. Люди мало производят материальных блага в одиночку. Они производят их сообща, более или менее крупными общественными группами, в которых возникает проблема распределения. Отношения распределения - это разделение произведенного экономического продукта, дохода, прибыли на отдельные части, имеющие адресное назначение среди участников экономического процесса. Распределение - одна из стадий единого воспроизводственного цикла, следующая за производством продукта и созданием дохода. Различают операции первичного распределения, связанные с производственной деятельностью (заработная плата, косвенные налоги, взносы в фонд социального страхования), и операции вторичного распределения, или перераспределение первичных доходов (прямые налоги, дивиденды, субсидии, социальные выплаты). В централизованной экономике плановое распределение ресурсов, денежных средств, продукции служит обычно важнейшим инструментом управления экономикой на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. В рыночной экономике функцию распределения принимает на себя в основном рынок, но частично она сохраняется и за государством. За отношениями распределения следуют отношения обмена результатами труда, экономическим продуктом. Под обменом следует понимать обмен деятельностью между людьми, а также отчуждение от производителя продуктов труда на эквивалентной затратам основе. Общей предпосылкой обмена является общественное и производственное разделение труда. Характер и форма обмена деятельностью, а также товарами зависят от социального строя общества, типа собственности на средства производства. Отношения обмена предполагают отношения потребления. Потребление - использование материальных благ, созданных в процессе производства для удовлетворения потребностей человека и общества. Это одна из важнейших сфер экономических отношений, заключается фаза процесса воспроизводства. Общественный продукт создается людьми в интересах удовлетворения своих потребностей, поэтому любое производство служит в конечном счете потреблению. Проявляется неразрывная связь между двумя сторонами экономических отношений: производство выступает как источник и средство материальных благ потребления, а потребление, в свою очередь, служит целью производства. Различают два вида потребления: I) производительное - использование предметов и орудий труда, рабочей силы, Энергоносителей, сырья, и т.д.; 2) личное - использование человеком разнообразных материальных благ: продуктов питания, одежды, обуви, культурно-бытовых товаров и т.п. - для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Если производительное потребление входит в непосредственный процесс производства, то личное потребление осуществляется за пределами его. Реальные экономические отношения определяют социально- экономическую природу способа производства и объективную направленность общественного производства. Они основаны на собственности. Собственность в разговорном языке - вещи, ресурсы, качества вещей, технологии и изобретения, открытия, идеи, принадлежащие кому-либо и находящиеся в полном распоряжении только у них. Более строго собственность определяется как исторически обусловленная форма присвоения материальных и духовных благ, в которой выражаются отношения по поводу владения, пользования, распоряжения данными благами. В экономической сфере это система имущественных отношений. Они возникают в результате разделения окружающего природного мира между государствами, регионами, социальными общностями и отдельными людьми. В специальном смысле слова собственность понимается как исключительное право контроля над материальным объектом конкретным субъектом. Объектом собственности, в экономике выступает земля, водные, энергетические и иные ресурсы, средства производства, финансовые средства, рабочая сила и др. Субъектом собственности является человек, социальная группа или институт общества, которые располагают объектом собственности или имеют на него права, но еще не распоряжаются им. В праве субъекты собственности представлены физическими и юридическими лицами. Начальной стадией собственности является владение. Оно закрепляет владельца за собственностью и носит главенствующий характер, определяющий экономические отношения. Ho взятое в отдельности владение, как номинальное право, может стать формальным, если не будет использоваться. Следует различать владение и использование. Пользование может совпадать с владением собственностью одним субъектом, а может быть предоставлено различными субъектами. Пользоваться собственностью постоянно или временно можно и тогда, когда какой-либо субъект не является владельцем собственности. Примером хозяйственного использования чужой собственности является аренда. Управление арендным предприятием осуществляется на основе договора и других юридических документов. Особым способом реализации отношений между собственностью и ее владельцем выступает распоряжение, соединяющее вместе пользование и владение. Оно предполагает продажу собственности, сдачу в наем, дарение и т.д. Без распоряжения практически нет прав собственности. Кроме рассмотренных отношений собственности, следует отметить и еще одно отношение - ответственность за эффективное функционирование собственности. Делегируя другому субъекту собственность, важно определять экономическую, юридическую, нравственную, общегражданскую, личную и другие формы ответственности, а также возможные санкции в случае неисполнения обязательств и ответственности. Собственность представляет собой единство экономического и юридического содержания. В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, а юридическое содержание получает экономическую форму реализации. Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий ее субъектов: через владение (физическое обладание фактором производства), использование (извлечение пользы), распоряжение (юридическое оформление своей деятельности). Необходимость четкого определения прав собственности, разработка юридических норм и их соблюдение рассматриваются сегодня в качестве важнейших условий функционирования экономической системы, так как позволяют сокращать издержки от экономической деятельности, увеличивать выпуск продукции и объем торговли, способствует рациональному распределению ресурсов. Распределение прав собственности влияет на структуру и эффективность производства. Основные понятия Способ производства материальных благ, экономические отношения, производственные отношения, отношения собственности, отношения обмена деятельностью, отношения распределения, отношения потребления. 4.1.

Еще по теме Способ производства материальных благ общества и экономические отношения:

  1. 4.2.2. Социально-экономический строй общества, общественно-экономический уклад, способ производства, общественно-экономическая формация и параформация

ПРОДУКТ И ХАРАКТЕР ТРУДА

1. Производство: материальное и нематериальное. Продукт труда, его виды

1. Производство: материальное и нематериальное. Продукт труда, его

Для того, чтобы существовать, человек должен постоянно удовлетворять

свои потребности, для чего используются разные блага. Блага создаются в

процессе производства. Их можно разделить на товары и услуги. Товары, как и

услуги, являются результатом труда, но, в отличие от услуг, имеют

материально-вещественную форму. Товары делятся на средства производства

и предметы личного потребления. Предметы личного потребления – это

блага, которые используются физическими лицами для удовлетворения их

личных потребностей (продукты питания, одежда, жилище, телевизоры,

холодильники и др.).

Продукт – это полезная вещь или услуга, идущая на воспроизводство

факторов производства; как результата человеческой деятельности он

становится экономическим и выступает в виде продукции производства, а в

духовной, интеллектуальной сфере он выступает как интеллектуальный

продукт, полученный в результате выполнения работ по оказанию услуг.

Различают индивидуальный и общественный продукт.

Индивидуальный продукт – это результата труда отдельного работника,

предоставляемый отдельному лицу.

Общественный продукт – это результат труда совокупного работника

(всех работников страны), предоставляемый гражданам в равных условиях

(бесплатное образование, здравоохранение и др.).

Благо – это то, что способно удовлетворить повседневные жизненные

потребности людей, приносить пользу, доставлять удовольствие.

Услуги - виды деятельности, в процессе выполнения которых не

создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество

имеющегося продукта. Например, стирка, ремонт, реставрация, обучение,

лечение и т.д.

Производство бывает материальным и нематериальным.

При материальном производстве создаются вещественные ценности

(промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) и оказываются

материальны услуги (транспорт, торговля, бытовое обслуживание).

Нематериальное производство направлено на создании духовных,

нравственных и других ценностей и оказывает аналогичные услуги

(образование, культура и др.).

Услуги предоставляются предприятиями сферы услуг. Это общественное

питание, здравоохранение, просвещение, культура, сфера бытового

обслуживания, транспорт и т. д.

2. Ресурсы и факторы производства, проблема ограниченности.

Для производства благ и предоставления услуг необходимо наличие

определенных ресурсов. Ресурсы – это возможности, которыми обладает и

которые применяет общество для удовлетворения своих потребностей.

Ресурсы подразделяются на исчерпаемте и неисчерпаемые,

воспроизводимые и невоспроизводимые. Среди ресурсов выделяют

экономические, рассматриваемые с точки зрения ограниченности и редкости.

Различают природные ресурсы, т. е. данные природой (земля и ее недра,

леса, воды); трудовые (люди с их навыками и способностями в трудоспособном

возрасте); капитальные (средства производства – средства и предметы труда)

Схема 1. Факторы производства.

Ресурсы, вовлеченные в процесс производства, принимают форму

факторов производства. Существует такие факторы производства, как труд,

земля, капитал, предпринимательская способность. В последние годы

Процесс труда – сознательная целесообразная деятельность человека,

направленная на преобразование вещества природы ради удовлетворения своих

потребностей.

Капитал как фактор производства – это средства производства, используемые

в процессе производства. Они включают предметы и средства труда.

Предпринимательская способность – это способность человека

заниматься предпринимательской деятельностью. Предпринимательская

способность включает в себя такие характерные черты: идти на риск;

способность соединить воедино факторы производства; принимать решения и

нести за них ответственность; всегда быть в творческом поиске для получения

предпринимательской прибыли.

Потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены. Ограниченность

ресурсов – проблема, с которой сталкиваются все субъекты хозяйствования - и

бедные, и богатые, и отдельные люди, и предприятия, и страны.

3. Кривая производственных возможностей.

Проблема выбора находит свое выражение в кривой производственных

возможностей (КПВ) (схема 2).

Схема 2. Кривая производственных возможностей

Кривая производственных возможностей – это множество точек, которые

показывают альтернативные варианты максимального производства двух

товаров при полном использовании всех ресурсов. Кривая имеет нисходящий

вид, т. к. для увеличения производства одного товара надо уменьшить

производство другого товара.

Кривая имеет выпуклый вид, т. к. ресурсы полностью не взаимозаменяемы.

И при дальнейшем увеличении производства одного товара надо отказываться

все от большего числа другого, т. е. альтернативная стоимость растет.

Альтернативная стоимость – наиболее предпочтительный вариант

использования ограниченного ресурса, от которого пришлось отказаться.

Точка D на графике показывает желательный, но недостижимый при

данных ресурсах вариант производства двух товаров. Точка С характеризует

вариант неполного использования ресурсов, когда существует неполное

использование производственных мощностей, безработица.

Со временем, когда количество применяемых ресурсов изменится, КПВ

может сместиться влево или вправо. Когда количество ресурсов в стране

увеличивается (растет иммиграция, рождаемость, открываются новые залежи

полезных ископаемых), КПВ сдвигается вправо, показывая увеличение

производства товаров. В случае сокращения количества применяемых ресурсов

КПВ сдвигается влево, что говорит о сокращении объемов производства.

1. Понятие производства и его факторы. Производительные силы.

2. Общественное производство. Общественный продукт и его формы.

3. Производственный потенциал общества и предел производственных возможностей.

Понятие производства и его факторы. Производительные силы

Процесс обмена веществ между человеком и природой, как это уже было отмечено в первой главе, осуществляется путем приспособления элементов природы к человеческому потребления. В процессе труда, а в общем определении - в процессе производства, происходит создание необходимых человеку материальных благ. Следовательно, производство - это процесс создания материальных благ, необходимых для обеспечения обмена веществ между человеком и природой для самого существования человека.

Производство, независимо от уровня его развития, всегда включает определенные факторы или компоненты. К этим факторам относятся: рабочая сила, предметы труда и средства труда.

Рабочая сила - это способность человека к труду. Это, другими словами, совокупность физических, умственных и интеллектуальных способностей, которыми обладает человек и которые она использует каждый раз, когда создает необходимые для своего существования блага. С развитием общества происходит и развитие рабочей силы. Человек формирует и развивает все новые и новые свои способности. Каждый новую ступень развития производства формирует и усложняет требования к человеку. В современных условиях человек имеет способность к управлению сложными технологическими процессами, самолетами, космическими аппаратами и т.

Но следует подчеркнуть, что развитие способностей, а значит, и развитие рабочей силы, обусловливается не только развитием вещественных факторов производства. Общественная форма организации последнего тоже способствует таким изменениям в рабочей силе. Скажем, рыночная экономика ставит на повестку дня и делает очень актуальным формирование у человека совокупности умений, которые реализуются в предпринимательских способностях. Огромное значение наличия данной способности, ее уровня и массового проявления в функционировании всего общественного производства даже подталкивает некоторых исследователей к выделению предпринимательской способности как особого фактора производства. Однако это, несомненно, является преувеличением, потому что такая здибнисть- лишь одна из форм проявления человеческих способностей, хотя и играет в рыночной экономике огромную роль.

Каждый человек является носителем рабочей силы, но если взрослый человек имеет, как правило, в полной мере развиты способности к труду, то ребенок или пожилой человек имеют ограниченные способности. В первом случае они еще недостаточно развиты, потенциальные, во втором - уже в значительной степени исчерпаны. Для того чтобы иметь определенные ориентиры в процессе использования рабочей силы, общество в законодательном порядке устанавливает возрастные границы человека, когда он полностью готовой, способной к труду. В нашей стране этот срок установлен от 18 лет до 55 лет у женщин и до 60 лет у мужчин.

Рабочую силу еще называют личным фактором производства, подчеркивая, что именно человек, конкретное лицо является носителем способности к труду, то есть носителем рабочей силы. Довольно часто, особенно в трудах западных исследователей, рабочую силу называют еще человеческим ресурсом.

Этот ресурс, как и любой другой ресурс, тоже всегда ограничен. При этом с развитием человечества происходят определенные как положительные, так и отрицательные изменения этого ресурса. Они обусловлены многими причинами как планетарного, так и локального характера. Так, постепенно растет численность населения и в целом повышается его способность к труду через рост квалификации, образования, умений и тому подобное. Однако имеют место и такие негативные факты, как ухудшение общих условий существования человека (загрязнение окружающей среды, перенаселенность отдельных территорий и т.д.). Еще более заметным могут быть эти изменения на локальном уровне, где общепланетарные процессы усиливаются действием тех факторов, которые присущи конкретному обществу.

Рабочая сила является главным движущим элементом производства. Именно она в процессе своей реализации обеспечивает развитие всего общественного производства.

Предметы труда - это все то, на что направлена деятельность человека в процессе создания материальных благ. К предметам труда относятся как те элементы природы, которые человек впервые включает в процесс производства, так и те, которые уже были косвенные человеческим трудом. Примером последних может быть уголь, потребляющих для отримайня тепла, электроэнергии и т. Таким примером может быть металл, который используют во многих отраслях хозяйства для создания определенных материальных благ. Такие предметы труда называются сырье.

В целом же предметы труда или, как часто говорят, природные ресурсы постепенно исчерпываются. Уже в прошлом веке человечество столкнулось с нехваткой многих из них. Так, сегодня население многих стран страдает от недостатка воды, все чаще ученые говорят об ограниченности и не очень отдаленную для человечества перспективу исчерпания нефти, газа, угля и других энергоносителей. Все это ставит перед человечеством на повестку дня вопрос о рациональном использовании всех природным ресурсам.

Средства труда - это все то, что человек размещает между собой и предметом труда, или все то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда в процессе создания материальных благ. К средствам труда можно отнести, например, инструмент, станки, оборудование и т. др. К общим средствам труда относятся также производственные помещения, дороги, железные дороги и т.

В совокупности тех предметов, которые принадлежат к средствам труда, как правило, выделяют особую их группу, а именно орудия труда. Они представляют ту часть средств труда, с помощью которых человек непосредственно воздействует на предметы труда. Именно они играют решающую роль в создании материальных благ и именно от них зависит эффективность человеческого труда. От уровня развития орудий труда зависит уровень взаимоотношений между человеком и природой. Именно эта их особая роль позволила К. Марксу высказать мнение о том, что экономические эпохи отличаются между собой не тем, что производится, а тем, как, какими орудиями труда производятся материальные блага.

Особым средством труда является земля. В сельскохозяйственном производстве она выступает и главным объектом, по поводу которых возникают производственные отношения.

Земля, как всеобщее средство производства, имеет не искусственное, а естественное происхождение. За очень редким исключением (например, создание польдеров в Голландии), она не является продуктом человеческого труда и к тому же всегда количественно ограничено. Часть земли используется человечеством в сельскохозяйственном производстве, которое без земли, по сути, невозможно. Земель, пригодных для сельскохозяйственного производства, не так уж и много на земном шаре. Более того, с увеличением численности населения земного шара антропогенное давление на землю растет и ее определенная часть навсегда выходит из сельскохозяйственного оборота.

С этой точки зрения наша Родина щедро одаренная Божьей милостью, потому что мы имеем большую территорию (в Европе Украина самая большая по территории государство), значительная часть которой представлена равниной с благодатными условиями для сельскохозяйственного производства. При этом в Украине земли сельскохозяйственного назначения - это в основном черноземы, плодородные земли в мире. Этот дар следует хранить и очень экономно и бережно использовать.

Предметы труда, если их объединить со средствами труда, образуют средства производства. Это один из базовых и очень распространенных терминов политической экономии и экономической науки в целом. Но наряду с этим средства производства часто называют еще материальным, или вещественным, фактором производства. В западной литературе этот фактор еще часто определяют как материальные ресурсы. Отметим, что понятие или термин ресурсы все-таки более приемлем, чем факторы, ибо он указывает на их ограниченность.

Средства производства в сочетании с человеком, с его знаниями, умениями, навыками и т.д. образуют производительные силы. В этой совокупности рабочий, как носитель рабочей силы, является главным элементом. Именно он создает средства труда, открывает все новые и новые предметы труда, совершенствует процесс производства и, вообще, ведет себя как определяющий творческий и движущий элемент производительных сил.

Все составляющие производительных сил находятся в постоянной взаимосвязи и взаимодействия, а следствием функционирования производительных сил выступает все многообразие материальных благ, необходимых отдельному человеку и обществу в целом для обеспечения их нормального существования. Схематично составляющие элементы производительных сил представлены на рис.1.

Элементы, которые входят в структуру производительных сил, имеют определенный компенсирующий характер по отношению друг к другу, и это очень важный момент их взаимодействия. Скажем, та или иная страна, которая не имеет больших природных ресурсов, а следовательно, будет ограничена в предметах труда, может иметь высокоразвитые производительные силы. Такой их состояние обеспечивается тем, что средства труда и человеческий фактор могут быть очень развитыми, а это компенсирует определенную ограниченность такой составляющей производительных сил, как предмет труда. Ярким примером ситуации может быть современная Япония. Эта страна имеет очень небольшие природные ресурсы, но, обладая передовыми средствами производства (современные станки, оборудование, средства коммуникации, передовые технологии и т.д.) и высокоразвитым человеческим фактором, "производственные" характеристики которого (уровень образования, квалификации, дисциплины труда, мотивация к труду и т.д.) очень высокие, зато имеет высокоразвитые производительные силы, которые обеспечивают ей одно из ведущих мест среди самых могущественных государств мира.

Другим и, в определенной степени, противоположным примером может быть наша Родина. По сравнению с Японией, и с многими странами Европы, Украина является одной из самых богатых по своим природным ресурсами стран мира. В нашем государстве существует также высокоразвитый человеческий фактор. Его признаками выступают высокий уровень образования, высокий уровень квалификации и другие показатели. Однако средства труда, прежде всего, орудия труда и технологии, преимущественно устаревшие и еще и очень изношены. В большинстве ведущих отраслей износ оборудования достигает 60-70%. Такое положение этого элемента приводит к довольно невысокого уровня производительных сил. Низкий уровень развития производительных сил в Украине является следствием и действия других факторов. К ним, например, можно отнести то, что взаимосвязь и взаимодействие всех элементов производительных сил через неустойчивость и начальный характер развития рыночных отношений еще не отлажены в оптимальном для общественного производства варианте.

Производительные силы входят в перечень важнейших категорий политической экономии. Это обусловлено тем, что прогресс общества всегда связан с развитием производительных сил. Только они создают базу для увеличения производства количества материальных благ, необходимых для существования человека, открывают возможности для решения тех проблем, которые возникают в процессе развития человечества.

общество материальный производительный благо

Диалектико-материалистическая философия исходит из того, что способ материального производства выступает основанием всего многообразия истории: определяет социальную, политическую и духовную жизнь, отношение людей к природе, вплетен в единую человеко-эколого-экономическую систему, выражает логику развития общественного бытия. Материальное производство выступает в конкретно-исторической форме способа производства, характеризующегося единством производительных сил и производственных отношений .

Производительные силы выражают активное отношение людей к природе. Производительная сила общества опирается на естественную силу и включает ее в себя. Понятие "производительные силы" впервые ввели в науку классики английской политической экономии, характеризуя производство как сочетание рабочей силы и орудий труда. В диалектико-материалистическом понимании первой производительной силой является человек, который творит науку и технику и применяет их в процессе общественного производства. Производительные силы и общественные отношения, по утверждению К. Маркса, являются различными сторонами развития общественного индивида . Производительные силы - это система вещественного фактора - средств производства (средств труда и предметов труда) - и личностного фактора производства (обладающего физической силой, трудовыми навыками, производственным опытом, интеллектом и морально-волевыми качествами), в процессе функционирования которых осуществляется обмен веществ между природой и обществом. Материальное производство невозможно без обработки информации.

Человек, не удовлетворенный стихийным формированием веществ, прорывает узкий для него горизонт природы и организует технологический процесс, позволяющий ему к естественным свойствам веществ добавлять искусственные, делая природный материал социально полезным. Прежде чем сформироваться как производительная сила, человек должен стать личностью, пройти школу обучения и воспитания. Поэтому работа педагога, врача, художника, журналиста, актера, всякая деятельность (не только непосредственная материально-производственная), формирующая личность, должна рассматриваться как опосредованная производительная сила. Термин "материальное производство" подразумевает, прежде всего, обработку вещества и производство материальных благ (материю люди обрабатывают, а не производят). Производственные отношения характеризуют способ соединения средств производства с работником и включают отношения: а) собственности; б) распределения; в) обмена (натурального или товарно-денежного); г) потребления.

Развитие производительных сил есть эволюционно-революционный процесс, вписывающийся в цивилизационную и формационную динамику. Первая революция в производительных силах произошла тогда, когда стали производить не только орудия труда, но и средства существования. Это было в эпоху появления шлифованных каменных орудий (неолитическая, или аграрная, революция). Когда человек изобрел метательное оружие, он извел для употребления в пищу за несколько тысячелетий мамонтов и крупных копытных. В результате возник экологический кризис. На основе неолитической революции человечество преодолело этот кризис. Вся история биосферы пошла по новому руслу: человек начал создавать искусственный кругооборот веществ. Переход к производящей экономике был обусловлен оскудением запасов природы в местах обитания человека и ростом численности населения. (Последнее - причина и одновременно следствие перехода к производящей экономике.) На базе разделения труда и роста его производительности возник прибавочный продукт. Тем самым были созданы материальные предпосылки для систематического обмена, развития торговли, концентрации прибавочного продукта в руках части общества. Прежняя ориентация на коллективный труд и равенство в распределении изжила себя. В коллективные начала внедрялись индивидуальная деятельность и частная собственность. Общество качественно изменилось - стало сложно структурированным, возросли и усложнились потребности, изменилась шкала ценностей, увеличилась нагрузка на биосферу. Итогом изменения экономических условий, общественных отношений было становление эксплуататорского классового общества.

На основе эксплуатации труд стал более напряженным. Возникла материальная база для освобождения от труда в материальном производстве части общества. Произошло отделение умственного труда от физического, создавшее необходимую основу прогресса духовной жизни. Другим видом общественного разделения труда было отделение ремесла от земледелия, города от деревни. Города становились центрами ремесла, торговли, политической и духовной жизни.

Революции в производительных силах связаны с существенными изменениями в технике. Техника - искусственное образование, созданное человеком; инструмент, т.е. средство, орудие для удовлетворения человеческих потребностей; самостоятельная реальность, противостоящая природе и человеку; специфический способ использования сил и энергии природы; явление, не отделимое от технологии. Техника эволюционировала от домашинной, или орудийной (инструментальной), к машинной и автоматической.

Третья революция в производительных силах, НТР, начавшаяся в 40-50-х годах XX в., знаменует собой переход от машинного производства к автоматизированному. К прежним трем звеньям машины добавляется управляющее устройство. Развитие такого производства связано с совершенствованием ЭВМ, с появлением робототехники, гибких автоматизированных систем. Помимо материало- и энергоемкости возрастает значение наукоемкости производства. Качественное преобразование производительных сил на основе перехода к автоматизированному производству, превращение научно-технической деятельности в определяющее звено материального производства составляет производственно - технический аспект сущности НТР. Но этого недостаточно: важно также учитывать социально - экономическую и мировоззренческую стороны сущности НТР.

Социально-экономический аспект НТР выражается в гуманизации производства. Технические средства по сложности приближаются к свойствам и природе человека, учитывая его физические, умственные и психологические возможности. Если этого нет, то происходит отчуждение человека от машины. Оно возможно не только в силу социальных причин, но и тогда, когда логика развития техники не опирается на логику развития человека. В таком случае не срабатывает антропоморфный принцип и не обеспечивается целостность труда. Революция в науке и технике должна сопрягаться с культурной, изменяющей человека. Формируется качественно новый тип непрерывно обучающегося и совершенствующегося работника.

Создавая условия для технологической свободы человека, его самовыражения, НТР выступает как величайшее благо. Вместе с тем НТР является большой опасностью для человека при неумелой, неграмотной организации технологических процессов.

Изменения в производительных силах сопровождаются соответствующими процессами в производственных отношениях. Это осуществляется как путем постепенной трансформации одной формы собственности в другую (например, отмена крепостного права в России в 1861 г.), так и революционной ломкой устаревших производственных отношений и заменой их принципиально новыми (пример: буржуазная французская революция 1789-1794 гг. ликвидировала господство феодальной собственности и утвердила буржуазную). Проявляется также обратное активное воздействие производственных отношений на производительные силы. Товарно-денежные отношения отсекают бесполезный и некачественный (по результатам) труд.

Рынок, конечно, не панацея от всех бед. Рынок - средство, но не цель. Он может быть эффективен: а) если согласуется с научно-технологическими преобразованиями; б) при создании равноправных условий развития различных социальных типов хозяйства и форм собственности; в) при наличии массовых социальных сил, заинтересованных во внедрении нового хозяйственного механизма; г) если имеются квалифицированные кадры, способные умело действовать в цивилизованных рыночных условиях хозяйствования, т.е. при синхронизации экономической и культурно-технической революций; д) при соответствующей инфраструктуре товарных и фондовых бирж, информационно-коммерческих центров и т.д.; е) при наличии достаточных экономических условий и правовых регуляторов (демонополизации, разгосударствлении форм собственности, введении в действие антиинфляционных механизмов, способов социальной защиты населения и пр.); ж) при системности и синхронности осуществления рыночных мероприятий.

На основе развития рынка формируется рыночное экономическое мышление, которому присущи такие черты, как инициативность, прагматизм, динамизм, адаптивность, индивидуализм. Усиление в постиндустриальном обществе социальной направленности рынка порождает в экономическом мышлении ориентиры на социальную защиту населения, выполнение государством важных управленческих функций на рынке, что не исключает опору на инициативность и гибкость.

Кроме рыночных, у человечества имеются и иные пути разрешения своих социальных проблем, к примеру создание новых отраслей, целенаправленное, избирательное, приоритетное и планомерное развитие тех социально-экономических структур, которые способны обеспечить значительный эффект и выигрыш во времени. Первоначальная хаотическая основа, присущая запуску рыночных механизмов, не является гарантом выхода на структуры самоорганизации социальной среды. Развитие естественных экономических процессов не отрицает роли порядка, экономической дисциплины и организованности. Рыночная система отношений предполагает открытость экономики, ее органическое вхождение в систему мирохозяйственных связей. В ходе осуществления НТР экономика интернационализируется и вместе с тем производство индивидуализируется, децентрализуется, что позволяет более гибко и быстрее реагировать на изменяющиеся потребности населения и внедрять новшества.

Мировоззренческий аспект НТР раскрывает проблему общей стратегии отношения человека к миру. Позиция человека-временщика и конъюнктурщика, озабоченного сиюминутной выгодой, заменяется рачительным хозяйственным отношением к материальным, природным и трудовым ресурсам, к среде обитания и жизнедеятельности человека. Стоит задача не только сохранения, но и улучшения и гуманизации среды, учета долговременных и широкомасштабных последствий использования науки и техники. В свое время великие географические открытия расширили горизонт видения человеком мира. Современное освоение космоса, проникновение в тайны глубин материи, возможность быстрых перемещений в пространстве, интернационализация связей, науки и техники, "стандартов" рынка и демократии, широкая информатизация общества делают стиль мышления человека еще более масштабным, универсальным и вместе с тем профессионально углубленным. Повысилась роль не только специальных профессиональных знаний, но и общей культуры, философской подготовки, знания иностранных языков. Необходимость учета последствий НТР в глобальном плане, с позиций экологических критериев и "человеческих" измерений делает мышление современного человека глобальным, экологическим и гуманистически ориентированным.

Итак, в ходе НТР происходит соединение факторов научно-технического прогресса и социально-политических закономерностей, открывается простор для универсального расцвета личности. В целом современный прогресс общества осуществим на основе достижения гармонии научно-технологической перестройки, культурно-технической подготовленности кадров, гибких экономических методов хозяйствования и социально и экологически ориентированных науки, техники, людей и рынка.

Движение от неолитической к промышленной и научно-технической революции, от традиционного к индустриальному, постиндустриальному и информационно-экологическому обществу в большей степени характеризует динамику народов - лидеров исторического процесса. Это тот вектор, на который равняется все население Земли.