Что такое мнемоника. Мнемотехника: приемы запоминания в упражнениях

Приветствуем вас, дорогие читатели! В нашем материале вы найдёте мнемонические приёмы запоминания, которые помогут вашему ребёнку и вам улучшить память, научиться запоминать даты, номера телефонов, иностранные слова и многое другое. Обучив малыша нескольким приёмам мнемотехники, вы серьёзно «вооружите» его при поступлении в школу, ведь во время учёбы крохе придётся держать в голове большое количество сведений и цифр. Хотите узнать, как это делается? Тогда внимательно читайте!

Что такое мнемотехника?

Сначала разберёмся, что такое мнемотехника и почему вообще стоит познакомить с ней детей. Само слово с греческого переводится как «искусство запоминания». Это методика, позволяющая держать в памяти большой объём нужной информации на основе образования ассоциаций.

Мнемоника была известна ещё в Древней Греции. Именно тогда философы установили, что память напрямую связана с органами чувств. Чем больше эмоций связано с фактом или событием, тем дольше оно остаётся в памяти. Иными словами, чтобы мозг сохранил информацию, из сухого, безжизненного факта её нужно превратить в яркий образ, имеющий кинетическую, аудиальную и визуальную формы.

Мнемотехника особенно хороша для детей. Большинство малышей плохо и с трудом учатся в школе, поскольку традиционная зубрежка домашнего задания при обилии фактического материала кажется им скучной и однообразной.

Однако такой метод обучения не только непродуктивен, но и опасен для развития мозга. Память - как мышцы: она требует постоянной тренировки и разнообразия упражнений. Что будет, если нагружать всё время одни и те же мышцы? Тело будет непропорциональным и не сможет выполнять некоторые действия. То же происходит и с памятью: наиболее эффективные занятия выводят мозг из зоны комфорта, заставляют искать новые пути и формируют у ребёнка интерес к самосовершенствованию.

Запоминаем цифры

Для большинства людей сложнее всего поддаются запоминанию исторические даты, номера телефонов, т. е. несвязанный между собой набор чисел. Что требуется, чтобы цифры успешно осели в памяти? Связать их с помощью образных ассоциаций. Приведём примеры таких методов:

  • Цифробуквенный код. Каждой цифре от 0 до 9 присваивается соотношение с какой-либо согласной буквой:«0» - «д»,«1» - «т» и т. д. Соотношение можно придумать самому, чтобы было легче выучить его наизусть. Если требуется запомнить большое число, делим его по 2 цифры и подбираем к каждому числу буквенное соответствие. Из полученных пар букв формируем простые слова, произвольно вставляя между согласными гласные звуки. Например, число «10» можно запомнить как слово «ДяТел». Из составленных слов формируем предложение и заучиваем его. В нужный момент восстанавливаем ассоциацию, выводим цифры по их соотношению с буквами - и ответ готов. Единственный минус этой методики - нужно досконально знать соотношение букв и чисел, иначе возникнет путаница.
  • Вешалка. Суть методики состоит в том, что каждой цифре присваивается один или несколько образов. Например, «1» может ассоциироваться с тортом, а число «4» - с девочкой. Если требуется запомнить число «14», составляем предложение: «Торт принесли девочке на день рождения».
  • Соотношение внешнего вида цифры с образом. Методика основана на том, что внешне каждая цифра напоминает какой-то предмет. Так, «1» похожа на травинку, «2» - на лебедя и т. д. Как и в предыдущем методе, образы связываются в предложение или рассказ.
  • Метод О Брайена. Приём предполагает использование образов известных людей и характерных для них действий, при этом каждой известной личности присваивается число. Малыш вместо культурных и политических деятелей может создать ассоциацию на основе героев мультфильмов. Например, Кот Леопольд - «1» (он любит ловить рыбу), Карлсон - «6» (он летает). Число «16» запоминаем так: создаём у себя в голове образ летающего Кота Леопольда.

Главное для всех описанных приёмов - не забыть, с какой цифрой связан образ, иначе ассоциация распадётся.

Выстраиваем ассоциации со словами

Мнемонические приёмы, направленные на запоминание незнакомых слов, наверное, особенно ценны. В школе детям трудно даётся изучение иностранных языков, так как новые слова порой ни с чем у них не ассоциируются, а звучат как набор звуков.

Чтобы устранить этот недостаток, используйте мнемотехнику:

  • Фонетические ассоциации. Этот метод широко применяется при изучении лексики иностранных языков. Во многих языках можно найти созвучные слова. Например, английское слово look («смотреть») очень похоже по звучанию на русское слово «лук». Для запоминания достаточно создать ассоциацию: при нарезке «лука» мы не можем «смотреть» на овощ, поскольку слезятся глаза.
  • Пароль и отзыв. Этот метод очень похож на предыдущий. В русском языке нужно найти созвучное иностранному слово и связать его с переводом в одном предложении. Например, английское слово table («стол») похоже по произношению на русское слово «таблица». Связываем оба слова в предложении: «На столе лежит таблица».
  • Взаимодействие ощущений. Этот способ больше подходит тем, кто стремится свободно разговаривать на иностранном языке, хотя его с успехом могут применять и новички. Суть его заключается в том, что изучаемое слово сразу ассоциируется с понятием. Например, запоминая английское слово sun («солнце»), нужно представить себе, как светит солнце в небе, или ясный летний день (у каждого будут свои образы).

С помощью описанных мнемонических приёмов можно запоминать не только иностранные слова, но и сложную терминологию из области физики, математики и т. д.

Выстраиваем последовательность

В учебных заведениях ребятам приходится сталкиваться ещё с одной трудностью, связанной с запоминанием. Очень трудно бывает отложить в памяти списки, последовательности, перечни и т. д.

В этом случае на помощь также приходит мнемоника:

  • Метод Цицерона (Симонида). Суть его заключается в том, что элементы последовательности «привязываются» к хорошо знакомой местности или обстановке в комнате. Например, ребёнку задали на уроке биологии выучить порядок расположения органов дыхания в организме. Развесьте изображения или надписи с названиями органов на самых видных местах в комнате. Когда школьник будет проходить мимо, то обязательно их увидит. Проделайте путь несколько раз, затем уберите рисунки и надписи. Увидите: ребёнок легко восстановит последовательность путём топологической ассоциации.
  • Новый язык. Из первых слогов элементов последовательности можно сложить новые слова. Например, требуется запомнить ряд исторических деятелей Древней Руси: Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Всеволод Третий, Александр Невский. Изобретаем слово: «МуМоТреНе». По первому слогу легко восстановить прозвища правителей.
  • Опорный ряд. Классический пример - запоминание цветов радуги с помощью фразы: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Первая буква каждого слова - это и первая буква в названии цвета: красный, оранжевый, жёлтый и т. д. Придумать собственные предложения можно для любой последовательности.

Если вы впервые погружаетесь в мир мнемотехник, может показаться, что выстраивать ассоциации - это долго и трудно. Ничего подобного! Со временем процесс будет занимать считанные минуты.

Итак, чтобы запомнить информацию:

  • заменяйте числа буквами и придумывайте с ними слова;
  • выстраивайте фонетические ассоциации с иностранными словами, отыскивая похожую по звучанию лексику в родном языке;
  • располагайте последовательность, привязывая каждый её элемент к определённому месту;
  • соотносите цифры с образами;
  • придумывайте новые слова из первых букв или слогов элементов последовательности.

Если вы владеете уникальными приёмами мнемоники, поделитесь ими в комментариях!

Техника запоминания исторических дат - одна из наиболее простых в мнемотехнике. Для чтения картинок из своего воображения достаточно вспоминать картинки приблизительно. Если вы можете прочитать точную дату по припоминаемой ассоциации (спутник - чай, лед, арбуз), значит, вы вспоминаете образы достаточно четко. Обратите внимание, что ваша память не воспроизводит написание слов или чисел, но хорошо воспроизводит образы и звучание слов и фраз. Например, вы не видите написание буквами «Капитолийская волчица» - символ Рима, но когда вспоминаете её зрительный образ, вы легко можете вспомнить его название без специального запоминания. Таким образом, мнемоника активно использует свойство нашей памяти быстро связывать с образами слова и короткие фразы (в виде звуков речи, но не в виде букв и цифр).

Техника запоминания исторических дат обеспечивает пожизненное запоминание. Но информация каждый раз вспоминается в виде картинки, ассоциации (общий вид карточки, невидимая шпаргалка), читается из воображения точно так, как вы читаете образы, видимые на карточке на экране.

Методы кодирования чисел в зрительные образы - достаточно сложные. Поэтому в современной мнемонике даётся заранее составленный справочник образных кодов чисел, выполненный в виде фотографий на карточках.

Иллюстрированная система образных кодов, существующая в настоящее время только в русскоязычной мнемонике, является одним из основных методов запоминания, наряду с «ударным методом» - приемом образования искусственной ассоциации (связь нескольких образов в частями одного образа).

При использовании одинаковых образов для чисел, названий месяцев и других часто повторяющихся элементов информации, возможен быстрый поиск в памяти информации с одинаковыми элементами. Например, элемент «лед» - октябрь. Если представить образ «лед», память покажет все картинки, в которых есть этот образ: 12 октября 1492 г. - открытие Америки Колумбом; 14 октября 1066 г. - битва при Гастингсе; 4 октября 1957 года - запуск первого ИСЗ… В мнемотехнике описываются и другие интересные эффекты памяти. Например, образы можно перезаписывать в памяти. Если вы запомнили дату с ошибкой, её можно перезаписать. Для этого на тот же центральный образ (спутник), на те же его части нужно запомнить другие образы. Старые образы будут затерты.

Объём запоминания с помощью мнемоники ограничен достаточно низкой скоростью запоминания (в среднем 6 секунд на запись в память одной связи). Мнемоническое запоминание похоже на образное конспектирование: запоминается самое важное и в виде зрительных образов. Мнемоника вполне может заменить традиционные бумажные шпаргалки. Но в отличие от них, мнемонические «шпаргалки» - невидимые, и могут сохраняться в памяти пожизненно.

История

Предпосылки появления

Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги - всё это побуждало запоминать текст. Сказывалось также и длительное время нахождения в дороге во время путешествий, когда читать и писать было невозможно и приходилось пользоваться тем, что есть в памяти.

Первые тексты

Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения, когда знания стали считаться силой (Френсис Бэкон : «Knowledge itself is power», «Знание само по себе - сила»), способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко. Например, книги по мнемонике писал Джордано Бруно . В своих показаниях трибуналу инквизиции он сообщает, что напечатал во Франции книгу о памяти под названием «О тенях идей». Учитывая то, что Бруно приглашал к себе король Генрих III (король Франции) , желая выяснить - откуда у него столько знаний, следует предположить, что Бруно хорошо владел искусством запоминания.

Речевые конструкции

Методы

Цифро-буквенный алфавит

Суть его заключается в том, что каждой цифре ставятся в соответствие какие-то буквы. Алфавитов таких известно несколько.

0 . конечно же, буквы Н и Л в слове «Н оЛ ь».

1 . Р от слова «Р аз».

2 . Д - «Д ва» и Г , так как эта цифра больше всего напоминает данную маленькую букву.

3 . Т от «Т ри» и 3 - по внешнему сходству.

4 . Ч от слова «Ч етыре» (и, кстати, напоминает внешним видом), но более часто К от слова «Квадрат».

5 . П - «П ять» и Б , по схожести звучания (и по внешнему виду).

6 . Ш - «Ш есть» и Ж , тоже по схожести звучания.

7 . С - «С емь», и, обычно этого хватает, так как С - очень распространённая буква.

8 . В - «В осемь» (внешнее сходство тоже сильное) и, иногда, сходное по звучанию Ф .

9 . Здесь сложнее. Можно М от слова «M ного», так как 9 самая большая цифра.

Использование зрительной памяти

Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать зрительную память . Может использоваться для запоминания стихотворений, опорного плана, последовательности действий и т. п. Такие приемы особо эффективны для людей с доминированием зрительной памяти над другими видами памяти.

Многим знакома ситуация, когда возникала проблема получить связанные с каким-нибудь зрительным образом некие недавно образованные ассоциации, связи. Например, вспомнить фамилию человека. Если фамилия как-то помечалась (особенно, если как-то запоминательно - с какими-либо значимыми, примечательными событиями, эпизодами, дизайнами и т. п.), то достаточно взглянуть на место записи (например, классный журнал), как нужная фамилия сразу вспоминается. Но если известно, что такого «костыля» для мозга под рукой может не оказаться, лучше сделать его заранее «искусственно». Уж он всегда будет «под рукой».

Приём Смысловой рисунок : создаётся «зрительный каркас (скелет, план)», по которому можно «прогуливаться» в произвольном порядке и с произвольной точки.

  • Запоминание стихотворения
    • Каждая строка (либо несколько строк) обозначается (кодируется) своим поясняющим шаблоном-«иероглифом » (графическим символом, схематическим рисунком). Для кодирования процесса/объекта (смысла) используются стандартные либо самостоятельно придуманные ассоциативные символы (лучше запоминаются первые возникшие ассоциации, связанные с запоминаемым объектом). Расположение кодирующих символов - обычно последовательно слева направо либо сверху вниз. При ручной прорисовке символов активизируется также и моторная память, что увеличивает запоминание. Схематические рисунки лучше «помещать» по хорошо известному пути (использование памяти запоминания местности, её объектов и рельефа), например, пути домой («развешивать», «прибивать», «вкапывать», ставить за угол и т. п.). После расстановки всех таких «иероглифов» достаточно мысленно «идти» по этой дороге и «считывать» расставленные рисунки-знаки. «Закодированная» в них ситуация должна ассоциативно всплывать в памяти.

Использование вспомогательных предметов

Использование некоторых «подсобных приспособлений» позволяет облегчить запоминание некоторой важной информации. Например, для запоминания того, «растущей» ли является фаза Луны, можно использовать палец, «приставленный» к полумесяцу на небе: если получается буква Р - растущая, иначе С - стареющая (вариант: Р - ребёнок, С - старик). Аналогичное правило есть и во французском языке: p - premiere (первая четверть), а d - derniere (последняя четверть).

Использование звуковой памяти

Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать звуковую память

Можно использовать и «принцип сюжета» - сочинить рассказ (сюжет), в котором задействованы запоминаемые слова. Например, чтобы запомнить последовательность слов: «Слон, домик, телевизор», - придумываем: «Слон шёл к себе в домик смотреть телевизор» .

Мнемонические фразы, приёмы, истории

Русский язык

  • Шорох чопорный трущобы шов крыжовник и обжоры
  • Шорох - в крыжовнике, шов - в капюшоне
  • Девчонка в рубашонке
  • То, кое, либо, нибудь - дефис не позабудь, а частицы бы, ли, же - все раздельно их пиши (разделяй давай уже)
  • Были же (бы, ли, же) мечты, сомнения и утверждения, что сомнения рассеются, а мечты осуществятся
  • Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно
  • Здесь, здание, здоровье, зги
Собирать, стирать, задира - Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква и . Если после корня - а , В корне будет и всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вытер? - Вытирай! Мошенн ик у тружен ика одну н украл!

Предлоги

Если «й» закрался в слог, То тогда мы пишем «об». Если гласный пред тобой, Пишем «о» само - собой. Перед гласным пишут «об», Об этом знаю точно. А перед согласным пишут «о», Скажу вам даже ночью.

Ударение

Фено́мен звони́т по среда́м, Приня́в догово́р по года́м, Он о́тдал экспе́ртам эско́рта Хода́тайство аэропо́рта. Как у нашей Марфы Есть в полоску ша́рфы! Срубили ель, сорвали щаве́ль. Долго ели то́рты - Не налезли шо́рты! Звони́т звонарь, Звоня́т в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. Ты нам шторы не вози, Мы повесим жалюзи́

Исключения

  • Уж замуж невтерпёж - мнемофраза для запоминания наречий без
  • Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» - мнемофраза для запоминания слов с после
  • оловянный, деревянный и стеклянный - «в школьном окне» (стеклянное стекло, деревянная рама и оловянный шпингалет)
  • У девчонки чужой парчовый башмачок - нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку - мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.
  • Надеваю одежду, одеваю - Надежду - для запоминания употребления «одевать» и «надевать».
  • Горению творца поклоняйся - для запоминания употребления корней «гар»-«гор», «твар»-«твор» и «клан»-«клон».
  • Автомотовелофототелерадиомонтёр - все эти приставки пишутся слитно.
  • Не чудесн о, не прекрасн о, а ужасн о и опасн о букву «Т» писать напрасн о в словах «вкусн ый, интересн ый» - В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».
  • Психиатр и педиатр пошли в театр .
  • Стихотворение, с помощью которого школьники в дореволюционной России запоминали слова с ятем (Ѣ ) :
Бѣдный бѣглый бѣлый бѣсъ Пообѣдать бѣгалъ в лѣсъ Бѣлкою по льду он бѣгалъ, Рѣдькой с хрѣномъ пообѣдалъ. Пообѣдавъ, далъ обѣтъ, Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.
  • «Ростовщик Ростислав поехал в город Ростов , чтобы заниматься разной отраслью . По дороге ему попались росток , переросток и мальчик-подросток » - Исключения на слова с корнем «рас», «рос».

Глаголы

Исключения второго спряжения (звучат в фильме Плюмбум, или Опасная игра):

1) Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, смотреть, ненавидеть и терпеть. 2) Гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и вертеть, и смотреть, и ненавидеть, и обидеть, и терпеть. 3) «Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть И обидеть, и терпеть, И зависеть и вертеть. Вы запомните, друзья. Их на -Е спрягать нельзя.» 4) Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключенья: брить, стелить. И ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть И зависеть и терпеть .

5)Смотреть, все слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.

Согласные

  • Глухой согласный
    • - СТёПКа ФеЦ, ХоЧеШь ЩеЦ? (- СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? - Фи! )
    • - ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?
    • - ПеТьКа ФеС, ХоЧеШь ЩеЦ?
  • Звонкий согласный
    • Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа!
  • Непарные звонкие согласные
    • звонкий ЛаМиНаРиЙ
    • НоРМаЛьНыЙ
    • МиНеРаЛьНыЙ
  • Непарные глухие согласные
    • глухо ЧиЩу ЦеХ
  • Непарные твёрдые согласные
    • твёрдо Шёл Жирный Цыплёнок
  • Непарные мягкие согласные
    • мягкий ЩуЧиЙ хвост

Падежи русского языка

(именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

«И ван (Ирина) Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П елёнку». «И мя Р ебёнку Д али, В инни Т оптыжку П розвали». «И ван Р убил Д рова, В елел Т ащить П илу». «И ван Р убил Д рова, В арвара Т опила П ечь». «И ван Р оманов Д ал В ите Т етрадь П одержать». «И звините Р одители Д айте В анюше Т аблеток П окушать». «И ван Р одной Д ай В одицы - Т ётя П росит». «И ваниха Р одила Д евочку В ерочку, Т олстенькую, П узатенькую». «И ра Р одила Д евочку В алюшу, Т олстенькую, П узатенькую». «И Р одила Д арья В аньку Т олстого, П узатого». «И ван Р оманович, Д айте В ашу Т рубку П окурить». «И ван Р ешил Д орогую В азу Т ане П одарить».
  • Имя Родители Дали, Винни Топтыжкой Прозвали (Имя Родители Дали - Винительным Творцом Прозвали)

Слова с

  • У подъезда адъютант ждёт фельдъегеря - напоминает, что после некоторых приставок пишется твёрдый знак.

Слова с в корне

Астрономия

Название и порядок следования планет Солнечной системы

(Плутон - с 2006 года карликовая планета).
  • Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты
  • Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли
  • Мудрая Волшебница Златоглавая Модница Южных Стран Увлекается Новейшей Поэзией
  • Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий
  • Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет
  • Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт
  • Можно Вылететь За Марс Ювелирно Свернув У Нашей Планеты
  • Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет
  • Мерял Веня землю Марусиной юбкой сатиновой да урановой, непутёвый он плут.
  • Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный
  • Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку
  • Старый Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка
  • Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс, Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, Семь - Уран, восьмой - Нептун
  • Меньше Всего Замечает Мария Южного Солнца Улыбку На Пляже
  • Между Волками Зайчишка Метался, Юркнул, Споткнулся, Упал - Не Поднялся
  • Другой способ - сравнение с иными - похожими словами и составление предложения с их использованием.
    • Примеры: Меркнет (Меркурий) моя подруга Венера (Венера) на Земле (Земля), потому что съела Марс (Марс), лежавший на пюпитре (Юпитер), а обёртку бросила в полную, то есть сытую урну (Сатурн), крикнув после этого «Ура» (Уран) и не ПТУ (Нептун), а институт окончила, сбежав потом с каким-то плутом (Плутон).
    • Мерку Венеры Земной Марсианин У Питерского Сада урн Уронил, Непутёвый
  • Запомнить акроним: МеВеЗеМа ЮСУНП
  • Мнемоника планет Алексея Головнина: Медленно Везёт Землю Маленький Питер; Сад Украшен Небьющимися Плафонами.

Спектральные классы звёзд

Спектральные классы звёзд: O, B, A, F, G, K, M

География

Информатика

  • мнемокод , мнемонические (символьные) обозначения команд
  • Мнемоники в HTML , символ-мнемоника (конструкция SGML, которая ссылается на символ из набора символов документа)
  • Уровни эталонной модели ISO/OSI :
    • по-русски (физический, канальный, сетевой, транспортный, сеансовый, представлений, приложений):
      • Футбольный Клуб Спартак? Только Слабых Привыкли Побеждать!
    • по-английски (Physical, Data link, Network, Transport, Session, Presentation, Application):
      • Please, Do Not Throw Sausage Pizza Away
      • Peter Did Not Take Suzy Partying All Night
      • All People Seem To Need Data Processing - в обратном порядке
      • Админ Подкалывал Сисопа Тебе Нужна Другая Попа - на русском
  • Кодирование
    • Морзянка : использование звуковой памяти (аудиопамять), кодирование абстрактной информации звуком (напевом). Например: · − (ай-даа = А,А); − · · · (баа-ки-те-кут = Б,В); · − − (ви-даа-лаа = В,W).

Математика

Пи (число)

  • Нужно только постараться
    И запомнить всё, как есть:
    Три, четырнадцать, пятнадцать,
    Девяносто два и шесть.
    - С. Бобров "Волшебный двурог"
    • - Что я знаю о кругах? (3,1415)
      - Вот и знаю я число, именуемое Пи - Молодец! (3,1415927)
      - Учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу примечать! (3,14159265359) - этот диалог предложил Я. И. Перельман
    • Она и была, и будет уважаемая на работе
    • Кто и шутя, и скоро пожелаетъ «Пи» узнать число - ужъ знаетъ
    • Кто и шутя, и играя возжелает «Пи» узнать число - его узнает
    • Это я знаю и помню прекрасно - «Пи» многие знаки мне лишны, напрасны
    • Как я хочу и желаю надраться до чертей после сих тупых вопросов, наводящих тяжёлую депрессию!

E (число)

  • Русский вариант до 15-го знака после запятой (e = 2,718281828459045…): Двум запятым семь вёрст не крюк (2,7) + два Льва Толстых (Год рождения Толстого 1828) + прямоугольный равнобедренный (углы равнобедренного прямоугольного треугольника - 45, 90, 45)
  • В другом варианте правила e связывается с президентом США Эндрю Джексоном : 2 - столько раз избирался, 7 - он был седьмым президентом США, 1828 - год его избрания, повторяется дважды, поскольку Джексон дважды избирался. Затем - опять-таки равнобедренный прямоугольный треугольник
  • Длины слов кодируют первые цифры числа:
    • ""Мы порхали и блистали,
      но застряли в перевале:
      не признали наши крали
      авторалли

Квадратный корень из 2

  • Длины слов кодируют первые цифры числа (1,4142135623730950488016887242097):
    • Я Катя, я дура, но я вот нашла корень из два

Квадратное уравнение

Двойное векторное произведение

  • Тело, всунутое в воду,
    выпирает на свободу
    с силой выпертой воды
    телом, всунутым туды.
  • Если тело вперто в воду,
    то оно не тонет сроду.
    Его прет из под туды
    сила выпертой воды.
  • Если тело впёрто в воду,
    не утонет оно сроду.
    Сила выпертой воды
    его выпрет из туды.
  • Тело, впёрнутое в воду,
    выпирает на свободу
    с силой выпертой воды
    телом, впёрнутым туды.

2) Запоминание формулы: РоЖа - Во! , а также можно просто запомнить марку вина «Рожеве» (РоЖэВэ)

где - плотность жидкости (газа), - ускорение свободного падения , а - объём погружённого тела (или часть объёма тела, находящаяся ниже поверхности)

4) Предэкспоненциальный множитель в распределении Максвелла

запоминается как молоко для двух паршивых котов (данный вариант был придуман И. В. Савельевым).

Знаки : в слове «анод» и в слове «плюс» по 4 буквы, а в «катод» и «минус» - по 5 Процессы: (в электрохимии) «катод» и «восстановление » - на согласную (на катоде идёт восстановление), «анод» и «окисление » - на гласную (на аноде протекает процесс окисления)

7) Механическая работа- A=FS, запоминается как марка пива «Эфес Пилснер» или просто как «Эфес».

  • К ак о днажды Ж ак-з вонарь г ородской с ломал ф онарь. (Как Однажды Жан Звонарь Головою Снес Фонарь)
  • К от о слу, ж ирафу, з айке г олубые с шил ф уфайки
  • К аждый о формитель ж елает з нать, г де с качать ф отошоп
  • К варк о кружает ж аркий з анавес г люонов, с оздающих ф люиды
  • К аждая о бразованная ж енщина з автракает г орячими с ырыми ф рикадельками
  • К радётся о сень,
    Ж ара з атмилась г лубиной.
    С инеет Ф удзияма
  • К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан .
Для запоминания Правила Хунда существует мнемоническое «правило трамвайного вагона»: Ты приглядись, решив присесть,
К местам трамвайного вагона:
Когда ряды пустые есть,
Подсаживаться нет резона.
См. также

Время, календарь

  • Количество дней в месяцах года
    • По костяшкам пальцев. Надо сжать руки в кулаки и сложить два кулака вместе, боком друг к другу, как будто двумя руками держишь карандаш. Счёт месяцев идёт по выступающим костяшкам пальцев и по впадинкам между костяшками. Если месяц приходится на костяшку, значит он длинный, в нём 31 день; если на впадинку - значит короткий, в нём 30 дней, или 28/29, если это февраль. Январь - костяшка мизинца, февраль - впадинка между мизинцем и безымянным пальцем, март - костяшка безымянного, и т. д. Месяца июль и август приходятся на костяшки указательных пальцев, между ними ложбинки нет.
    • Второй способ:

«АпЮнСеНо» - 30 дней
Ап - АПрель
Юн - иЮНь
Се - СЕнтябрь
Но - НОябрь

    • По клавишам фортепиано отсчтитывать месяцы по нотам хроматической гаммы, начиная от ноты фа - белые клавиши будут приходиться на месяцы, в которых 31 день.
  • Переход на зимнее\летнее время
    • Порядок перевода стрелок часов на летнее /зимнее время: определяется правилом первых букв: «ВВ - весной вперед, ОО - осенью обратно» (сокращённо: «ВВ ОО»).
    • второй способ: «Стрелки переводим к лету» - весной стрелка хочет приблизить наступление лета и поэтому переводится на час вперед, осенью стрелка не хочет так быстро прощаться с летом и поэтому уходит на час назад.

Медицина, биология

  • Днём работают с колбочками , ночью ходят с палочками - для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.
  • Об осёлок осёл топорище точит, а факир, вращая (в прошлом: сощурив) глаз, выть акулой хочет - чтобы запомнить очерёдность пар черепно-мозговых нервов (по латыни): olfactoruis, opticus, oculomotorius, trochlearis, trigeminus, abducens, facialis, vestibulocochlearis (в прошлом, по BNA: statoacusticus), glossopharyngeus, vagus, accessorius, hypoglossus.
  • Очи Запавшие, Грудь Богатырская, Темя Опущено, Локоны Серые - Я Буду Делать Портрет - названий черепных нервов по-русски: (обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковый, троичный, отводящий (глаз), лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный). Также: «Oрел зоркий глаз бежал тайком от лисы- пипец, я буду дома поздно» . И вариант - О, Зиночка! Голубка Белокрылая, Тебя Одну Лишь Вижу Я, Бедная Девочка Печальная (только «слуховой» нерв в этой поговорке называется «вестибуло-кохлеарный»). И ещё вариант -«Нюхай, Зри, Глазами двигай, Блок Тройничный Отводи; Лицо, Слух, Язык и глотку понапрасну не Блуди. Добавляй Под язык»
  • Для запоминания названий и расположения костей запястья (кости перечисляются по кругу):
В ладье (ладьевидная) при луне (полулунная) Трое (трехгранная) ели горох (гороховидная) Да снимали с крючка (крючковидная) Рыбьи головы (головчатая). Торопились, увидя (трапециевидная) трапецию (трапеция).

Химия

Таблица химических элементов Менделеева

Для облегчения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева становятся как бы героями, либо используются в практических целях, например:

«Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причём с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)» .

Процессы окисления-восстановления

  • О тдать - О кислиться, В зять - В осстановиться (слова начинаются с одинаковых букв; может ассоциироваться с «кислым», о пущенным выражением лица жадины, у которого что-то забирают, при получении же - в оспрявшее, в осстановленное).
  • Окислитель - это грабитель (в процессе окислительно-восстановительной реакции окислитель присоединяет электроны). Восстановитель - это тот, кто электроны отдаёт. Отдаёт грабителю, злодею-окислителю.

Смешивание кислоты и воды

В случаях приготовления растворов сильных кислот согласно правилам техники безопасности кислоту нужно лить в воду, но ни в коем случае не наоборот. Для запоминания этого лабораторного приёма существует несколько мнемонических правил:

Лей кислоту поверх воды,
А то недолго до беды!

Лила воду в кислоту - потеряла красоту.

Сначала вода,
Потом кислота,
Иначе случится
Большая беда

Не плюй в кислоту!

Химик, запомни как оду - льют кислоту в воду.

Валентность

Для запоминания валентности некоторых химических элементов существуют следующие мнемоническое стихотворение :

Железо , алюминий , хром - их валентность равна трём. Натрий , калий , серебро - одновалентное добро. Натрий , калий и аргентум - не всегда одновалентны.

Молярность - Нормальность

Зачастую у школьников вызывают путаницу понятия молярная и нормальная концентрация растворённого вещества в растворе . При этом очевидно, что они кратны друг другу и отличаются в число эквивалентов. Так например для соляной кислоты они совпадают, так как она содержит один эквивалент протонов. Серная же кислота содержит два протона, а ортофосфорная - три, следовательно для них молярность и нормальность отличаются в три раза. Для окислительно-восстановительных реакции отличаются в число передающихся электронов. Таким образом, важно запомнить, какая из двух концентраций больше. Для этого можно просто сравнить положения букв М (Молярность) и Н (Нормальность) в русском алфавите - Н позже М , и нормальность всегда больше или равна молярности.

Альдогексозы - изомеры глюкозы

  • All Altr uists Gl adly Ma ke Gu m I n Gal lon Ta nks - аллоза, альтроза, глюкоза, манноза, гулоза, идоза, галактоза, талоза

Биохимия

История

Однажды запомнив фамилии членов группы именно в этом порядке, их невозможно забыть (в соответствующей статье в Википедии они также перечислены именно в этом порядке).

Правила дорожного движения

  • Две железки, две воды, хулиганы и рабы - для запоминания дорожных знаков, повторяющихся вне населённых пунктов: железнодорожный переезд без шлагбаума, железнодорожный переезд со шлагбаумом («две железки»); выезд на набережную, разводной мост («две воды»); осторожно дети («хулиганы»); дорожные работы («рабы»).
  • Знаки регулировщика и разрешённые направления движения:
Из рукава в рукав и правее - описывает все возможные положения регулировщика относительно водителя и все разрешенные направления движения. Трамвай ходит по рукаву - описывает передвижение трамвая по сигналам регулировщика.
  • Помеха справа - кто правее, тот и прав .
  • Для запоминания правил использования противотуманных фар: в тёмное время суток - только вместе с ближним или дальним светом фар, а в условиях недостаточной видимости - не важно - как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар:
Т ёмное В ремя суток - Т олько В месте Н едостаточная В идимость - Н е В ажно

Военное дело

Для поражения противника с первого выстрела (очереди) необходимо быстро определять и учитывать поправки на боковой ветер и движение цели. В руководствах и наставлениях по стрелковому делу даются величины поправок: для средних условий стрельбы при умеренном ветре - 4 м/с, дующем под углом 90° к плоскости стрельбы; для скорости цели 3 м/с по бегущим фигурам и по мотоцелям. Запомнить значения табличных поправок на все дальности стрельбы невозможно, да и нет необходимости. В реальных условиях на поле боя скорость и направление ветра, как и скорость движения цели, определяются приближённо, на глаз. Поэтому поправки можно учитывать по так называемым мнемоническим правилам, удобным для запоминания и дающим достаточную для практики точность подготовки исходных данных для стрельбы. Поправки на боковой ветер для стрелкового оружия удобно определять и учитывать в фигурах цели. Расчёт обычно делают в величинах наиболее типичной цели - фигурах человека (шириной 0,5 м). Результат легко пересчитывать в фигурах других целей. При боковом умеренном ветре, дующем под углом 90° к плоскости стрельбы, мнемонические правила следующие:

  • Для стрелкового оружия под патроны обр. 1943г: Ветер пулю так относит, как от прицела два отбросить
  • Для стрелкового оружия под винтовочный патрон и патрон калибра 5,45 мм: Ветер пулю так относит, как от прицела два отбросить и разделить на два

Иностранные слова

Использование мнемотехнических приёмов для запоминания иностранных слов. Обычно это слова, которые «выпадают» из памяти.

Английский язык

  • Pastime (времяпрепровождение). Примерное произношение (фонетическая ассоциация) - «пастайм»

Мнемоническая модель: Если нескольким людям нечего делать, то они так время (time - тайм) проводят - пасуют его туда-сюда, туда-сюда. Вот и получается времяпрепровождение. Таким образом, времяпрепровождение - это ПАСТАЙМ. Пас тайм - вот и времяпрепровождение (пасовать «тайм» друг другу)

  • puddle (

Многих интересует, как научиться запоминать большие объемы информации – для учебы, для работы, для личных целей. И наверняка многие слышали, что сделать это позволяют различные приемы мнемотехники . Однако не все знают, как ими овладеть, их правильно использовать и как они вообще работают. В этой статье мы поговорим, что такое мнемотехника , на каких принципах она базируется, как ее применять и развивать , а также обсудим некоторые особенности различных приемов .

Мнемотехника: что это такое и кто может ей пользоваться

В целом мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации . Звучит интригующе, а если вспомнить, что некоторые, освоившие данные приемы, могут с ходу запомнить последовательность из 100 вытащенных наугад карт, так мнемотехника и вовсе выглядит как настоящее волшебство. Или у людей, способных запомнить список из нескольких десятков абстрактных слов, уже была суперпамять и такая система лишь усовершенствовала ее? Что ж, возможно, суперпамять у них и была, однако это не значит, что вы не сможете достичь таких же результатов, даже если, на ваш взгляд, ваша память оставляет желать лучшего.

Ведь одно из главных достоинств мнемотехнических приемов – овладеть ими может каждый желающий : для этого не нужны какие-то сверхспособности или специальные знания. А начинать тренировки не поздно в любом возрасте : использовать различные приемы могут и взрослые, и подростки, и дети. В основном успех зависит только от того, сколько сил и времени вы уделите развитию мнемотехник .

Самое главное здесь – понять для себя базовые принципы и использовать мнемотехнику на практике , оттачивая свое мастерство и не останавливаясь на достигнутом. Более того, на наш взгляд, приемы мнемотехники – это как раз та область, которой вполне можно обучиться самостоятельно: бесплатно, по онлайн-источникам. Скажем, в рамках этой статьи мы даем общие советы по использованию мнемотехник, а в других материалах вы найдете более подробные описания самых распространенных и эффективных приемов и методик. Однако прежде чем переходить к ним, ознакомьтесь с принципами работы и некоторыми секретами мнемотехник.

Приемы мнемотехники: основы, или Немного теории

Разберемся, как в принципе работает данная система запоминания. Вкратце суть мнемотехники можно передать следующим образом: нам сложно запомнить абстрактные и/или разрозненные данные (цифры, списки слов и иные последовательности, пункты речи и другие единицы информации) и легче запомнить связи между объектами, связи между новой информацией и уже имеющейся, ассоциации, наше эмоции по отношению к чему-либо и т.д. Иными словами, намного проще запомнить логические, ассоциативные, образные и другие связи между объектами, а не сами объекты . По этим связям нам проще найти информацию в памяти, а найдя – воспроизвести. Следовательно, если у каких-либо данных таких связей нет, их надо создать . Именно на этом и построена большая часть приемов мнемотехники.

Для того чтобы создать подобные связи, существуют различные приемы. Многие из них работают по такой схеме: некоей единице информации «присваивается» образ, и далее связываются данные образы . Чтобы вспомнить (воспроизвести) данную информацию, порядок действия будет обратный: вспоминаются связанные между собой образы, а затем – то, что под ними подразумевалось. Таким образом, фактически сначала мы кодируем, зашифровываем данные в форму, удобную для запоминания , а когда они нам понадобятся, мы достаем их из памяти и расшифровываем . Звучит сложно? На самом деле, когда вы освоите ту или иную методику на должном уровне, это будет происходить практически на автомате.

Может возникнуть вопрос, а зачем вообще городить этот огород? Давайте запоминать то, что надо, а не какие-то коды! Однако, как мы говорили, запомнить связи (в самом широком смысле этого слова) намного проще, а для абстрактных единиц информации иным образом (кроме как кодирования – раскодирования) их не создать. Кроме того, мнемотехника унифицирует процесс создания связей , ее использование становится неким навыком, который можно натренировать (иными словами, перевести процесс на автоматический уровень, о чем мы говорили выше), а это существенно ускоряет запоминание . Также мнемотехника позволяет вам использовать те образы и связи между ними, которые ближе именно вам, а следовательно, держать их в памяти будет намного легче.

Как долго мы можем хранить в голове такие «зашифрованные» послания? В целом – столько, сколько нужно . Использование мнемотехники помогает запомнить речь к презентации, список покупок или 50 слов на спор – то есть то? что надо один раз уложить в памяти и потом один раз воспроизвести (как правило, через непродолжительный промежуток времени). Однако аналогичные приемы могут использоваться и для того, что вы хотите сохранить на долгое время. При этом если вы будете более или менее часто воспроизводить данную информацию, то это наверняка приведет к тому, что она «врежется» в вашу память, то есть будет доступна без декодирования и вообще без мнемотехник. Таким образом, эти приемы помогут вам перевести те или иные сведения в долгосрочную память , выступая неким буфером. Однако пока они туда не перенеслись, время от времени вспоминайте, что вы закодировали, и воспроизводите необходимую информацию (подробнее чуть ниже). Для наглядности разберем на практике, как использовать приемы мнемотехники на основе описанной выше теории.

Как работают приемы мнемотехники на практике

Главным образом, запоминание в мнемотехнике происходит на основе визуального мышления : мы представляем образы и придумываем связи между ними. Впрочем, сразу заметим, что «главным образом» не значит «только так» – существуют и приемы другого рода. Однако пока остановимся на визуальном мышлении, так как на нем основаны многие известные методики, в том числе дворец памяти или дорога Цицерона.

Пример запоминания числовой информации

Например, чтобы запоминать длинные числа, мы можем присвоить каждой цифре в этом числе образ и связать их в определенной последовательности . Образы придумываются по ассоциациям, внешнему сходству цифры и предмета и т.д. – выбирайте то, что ближе вам. Как правило, 10 образов (по одному для каждой цифры) придумываются заранее, а затем используются для запоминания любых чисел. Допустим, 1 – это подъемный кран (внешнее сходство), а 3 – Змей Горыныч (3 головы + число 3 и буква З похожи). Тогда, чтобы запомнить число 13, нужно представить подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч.

Если 5 – это ладонь или кулак (5 пальцев), а 0 – это площадь (внешняя форма), то 1350 – это подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч, и прямо сейчас он устанавливает гигантскую статую в форме кулака Халка на центральной площади.
Представьте подъемный кран, в кабине сидит Змей Горыныч, он дергает за рычаги, а на металлическом тросе висит кулак Халка, который надо установить точно по центру площади. Если 1350 – пин-код от банковской карты, то при упоминании этой карты в голове должна всплывать описанная выше картинка. Чтобы лучше привязать ее к пин-коду, можно представить, что на кабине нарисовано большое изображение этой карты.

Чем более живой будет картинка в вашей голове, тем лучше – тем проще будет воспроизвести эти образы . Попробуйте добавить эмоций (Змей Горыныч уже третий час пытается попасть в центр площади, но все никак), движения («рассмотрите», как наш герой двигает рычаги, как покачивается висящая статуя), характеристики («потрогайте» холодную статую, натянутый трос от подъемного крана и т.д.). Считается, что движение и некая последовательность событий запоминается лучше, чем нечто статическое, кроме того, многие лучше запоминают необычные, смешные/печальные, даже абсурдные образы. Чтобы понять, что лучше работает в вашем случае, – надо поэкспериментировать и попробовать все.

Если число состоит из большого количества цифр (например, это номер банковской карты или номер телефона), то такое число имеет смысл разделить на части, а связи между образами превратить в рассказ. Например, от подъемного крана (1), которым управлял Змей Горыныч (3), оторвался кулак Халка (5), а по площади (0) в это время шел лебедь (2). Хорошо, что он успел отпрыгнуть – прямо на радугу (7). Он съехал по ней, как по горке (4), и внизу его встретила матрешка (8). И так далее.

Пример запоминания нечисловой информации

Существует аналогичная техника запоминания и для нечисловой информации – знаменитые дворец памяти, римская комната и дорога Цицерона. В рамках этих приемов запоминаемая информация делится на смысловые части, которые так же привязываются к неким образам (так называемым опорным пунктам) . Дорога Цицерона позволяет запомнить последовательность, поэтому ее имеет смысл использовать, когда вам нужно запомнить, например, список покупок или тезисы некоего выступления (собственно, эти мнемотехники были разработаны и активно использовались в Древней Греции, которая славилась отличными ораторами и развитым ораторским искусством). В свою очередь, дворец памяти с последовательностями не связан и помогает запомнить те или иные сведения вне зависимости друг от друга.

Мнемотехника и память: влияют ли они друг на друга?

Конечно, понятие «суперпамять» к мнемотехнике весьма близко, однако надо отдавать себе отчет, что к общему развитию памяти мнемотехника имеет достаточно опосредованное отношение . Например, она определенно не сделает из вас эйдетика (то есть не подарит вам фотографическую память). Мнемотехника – система запоминания информации, поэтому если вы хотите, например, удержать в голове содержание прочитанной книги, вам надо воспользоваться приемами этой системы. Скажем, встроить книгу в дворец памяти, разделив ее на части и привязав их к опорным образам. Также мнемотехника не поможет вам вспомнить, что вы делали неделю назад, если вы специально не поместите эту информацию в свой дворец.

Таким образом, если вас интересует общее укрепление и развитие памяти, вам стоит присмотреться и к другим методикам (некоторые из них описаны в статье «Можно ли развить эйдетическую память »), а мнемотехнику применять по ее прямому назначению – для запоминания конкретных единиц информации. С другой стороны, использование мнемотехник, безусловно, позволит вам развить возможности собственного мозга , в том числе визуальное и ассоциативное мышление, поэтому даром такие тренировки точно не пройдут.

В заключение несколько советов – они будет полезны и для тех, кто только планирует овладеть мнемотехникой, и для начинающих, и для тех, кто уже практикует различные приемы и хочет усовершенствовать их использование.

Как и на чем тренироваться

Если ваша цель – активное использование какого-либо приема мнемотехники для бытовых или рабочий целей, возьмите на заметку главное правило: впечатляющих результатов можно добиться только путем многочисленных тренировок . Запоминание с помощью мнемотехники (особенно на скорость или надолго) – это навык. Любой навык нужно развить и довести до автоматизма, чтобы выполнять те или иные действия легко и
непринужденно и чтобы этот навык не подвел в нужный момент. Причем тренировать важно оба процесса – и декодирование, и расшифровку .

Фактически, чтобы развивать мнемотехнику, ее надо просто использовать. Сначала на чем-то не слишком длинном и важном, с течением времени ставьте перед собой задачки посложнее . В качестве упражнений может послужить все, что угодно. Например, если вы хотите запоминать цифры, используйте номера телефонов, кредитных карт, удостоверений. Придумывайте длинные числовые пароли – и аккаунты защитите, и мнемотехнику разовьете. Хотя в начале своего пути, конечно, не забывайте о подстраховке : записывайте пароли или ставьте напоминания о том, кого когда надо поздравить.

Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно тренироваться на книгах, но рекомендуем выбирать нехудожественную литературу. В художественной, как правило, есть сюжет, а сюжет – это логическая (в той или иной степени) последовательность связанных событий. Наличие связей делает использование мнемотехники в данном случае «нечестной игрой». Вспомните лучше те области знаний, которые вы всегда хотели изучить (физика, история, география и т.д.), и совместите погружение в эту науку (в том числе на научно-популярном уровне) с тренировкой мнемотехник. Еще вариант – выделите во дворце памяти комнату для всей информации о коллегах: домашние животные, количество и имена детей и т.д. Это позволит вам при случае поддержать беседу и/или наладить взаимоотношения.

Выбор метода

Для достижения наилучших результатов необходимо найти наиболее подходящий метод запоминания . Для этого имеет смысл попробовать каждый и потренироваться на нем, и затем выбрать наиболее эффективный и удобный. Кроме того, можно модифицировать классические методы, чтобы получить то, что лучше всего подойдет под ваш тип мышления и восприятия . Скажем, дворцы памяти или дороги Цицерона в принципе рассчитаны на людей, у которых лучше развита визуальная память. Значит ли это, что тем, у кого она развита слабо, лучше даже не браться за мнемотехники? Нет, важно просто модернизировать исходный вариант так, чтобы он стал удобнее для вас.

Например, используйте в качестве подобия опорных пунктов не только зрительные образы, но и музыку, запахи или тактильные ощущения . Скажем, вам нужно запомнить речь для презентации. Разделите текст выступления на части и привяжите к песням в хорошо знакомом вам музыкальном альбоме, а собственно произнося речь перед аудиторией, мысленно переходите от трека к треку. Конечно, можно пойти и более сложным путем – сначала развить визуальную память, а потом осваивать мнемотехнику. Выбор за вами, однако тонко намекнем, что одно другому никак не мешает.

Выбор образов и связей

Также важно понять, какой принцип подбора образов к опорным пунктам и какая связь между образами для вас наиболее эффективны . Кому-то проще всего представить более или менее реальные предметы; кому-то легче запомнить комичные, контрастные образы, расположенные в явно неположенных местах; для кого-то важнее всего эмоциональная привязка или ассоциации с происходившими с ними в реальности аналогичными событиями. Некоторые предпочитают, чтобы
связанные образы так или иначе взаимодействовали, но для кого-то это не так принципиально, главное – чтобы образы были в движении.

Обратим ваше внимание и на то, что в некоторых источниках рекомендации слишком однозначны: представлять надо так-то, объекты должны быть такие-то, делать с ними надо то-то. На наш взгляд, столь суровые директивы можно использовать только в качестве опорных точек, чтобы понять, от чего отталкиваться. Преобразование исходной информации в образы – процесс в некотором роде личный , опирающийся на наш опыт, ассоциации и т.д., а они у всех разные. Скажем, кому-то может быть проще запомнить розового бегемота, потому что в детстве у него была такая любимая игрушка, а кому-то ближе паук размером с небоскреб, потому что он любит ужастики. Понять, что лучше для вас, можно, выполняя первый пункт – практикуясь.

Спокойствие, только спокойствие

Учиться, особенно поначалу, стоит в максимально спокойной обстановке (с эмоциональной точки зрения). Это значит, что практиковаться можно хоть в метро, если вы способны полностью абстрагироваться от окружающей обстановки. Пока вы только приноравливаетесь к тому или иному методу, не позволяйте непрошенным эмоциям (в том числе стрессу, тревоге и т.д.) и ассоциациям влиять на этот процесс. Во-первых, так сложнее понять, подходит вам тот или иной метод или нет, во-вторых, его использование в дальнейшем может быть связано с этими ассоциациями, что иногда мешает эффективному запоминанию.

Не забывайте от повторении

Не забывайте время от времени воспроизводить то, что вам что-то надо запомнить на долгий срок , но что вы не слишком часто это используете. Повторяйте фразы-запоминалки, ходите по дворцам памяти и дорогам Цицерона и т.д. Таким образом, вы покажите памяти, что это сведения для вас актуальны и от них рано избавляться, кроме того, они не будут задвинуты в самый дальний конец вашей памяти, откуда вам будет сложнее их достать.

Одна из ошибок новичков – закодировать информацию, пару раз ее повторить в ближайшие два дня, а потом благополучно забыть – и образы, и то, что за ними скрывалось. И в нужный момент вдруг выясняется, что дорогу Цицерона завалило, а половина дворца памяти обрушилась. Чтобы этого не произошло, тренируйтесь выуживать из памяти в том числе ту информацию, которую вы положили туда довольно давно (если она вам еще нужна). Этот навык будет полезен не только для мнемотехники, но и для общего укрепления памяти.

Каждый день мы пропускаем через себя огромные потоки информации. Что-то мозг запоминает, что-то пролетает мимо ушей. Есть также данные, которые запоминаются на короткий промежуток времени, чтобы потом кануть в небытие.

К последней категории частенько относится весьма полезная информация. У студентов это - учебные лекции, от которых память освобождается сразу после сдачи экзамена. Создается такое ощущение, что на экзамене знания буквально вынимаются из головы и остаются в аудитории.

Можно ли это изменить? Безусловно, да, более того - мы можем не только сохранить данные в памяти надолго, но и ускорить сам процесс запоминания. Для этого существует мнемоника и специальные техники.

Возможности мнемотехник

Смертный, который начнет зубрить подряд сотню чисел, расположенных в столбик, потратит на такой труд несколько дней, и это при условии, что у него отличная память.

Другой человек выучит столбик чисел за 6 секунд. Может быть, он вундеркинд? Такое не исключено, люди с выдающимися способностями к запоминанию рождаются. Но в реальности мастер запоминания чисел почти наверняка использовал одну из мнемотехник. (Однозначно можно сказать одно - химия тут не использовалась, волшебные пилюли от сна вряд ли приводят к таким результатам).

Арсенал мнемоники постоянно пополняется новыми техниками. Если мнемоника сама по себе обозначает визуализацию для облегчения понимания и связь образов с запоминаемым материалом, то мнемотехники - это различные приемы, которые облегчают процесс запоминания. Такие техники могут быть привязаны к конкретной категории материала. Например, отдельные методы помогают справиться с формулами, другие техники предназначены для запоминания правил русского языка, третьи помогут выучить иностранные слова.

Самые распространенные техники

Рифмизация

Популярными мнемотехниками пользовались, наверное, мы все. Со школьных времен можно вспомнить стишки, которые помогают заучить последовательность падежей или список глаголов-исключений. Такие стихи можно составлять самостоятельно для заучивания какой-либо информации. Стихотворные формы были распространены и среди учеников гимназий в царской России. Техника очень старая, но достаточно эффективная. Она называется рифмизацией.

«Желто-голубой автобус»

Еще одна распространенная мнемотехника подразумевает использование созвучных слов. Она помогает запоминать иностранные и просто сложные слова. Самый простой пример такой техники - так называемый «желто-голубой автобус». Когда англоговорящие студенты изучают русский, у них возникает не меньше проблем, чем у россиян, которые учат английский.

Как сказать на русском «Я люблю вас»? Англичан и американцев учат этой фразе, используя созвучную - «yellow blue bus». Эта фраза будет звучать смешно на русском, но «страдалец» со временем научится произношению. Важнее заложить студенту в голову некую базу, облегчить запоминание.

Очень яркий «желто-голубой автобус»

Еще один интересный метод, которым можно смело пользоваться - это яркие ассоциации. Речь идет об образном мышлении, связывании информации с картинками. Технику можно соотнести с предыдущей - когда студент связывает признание в любви на русском с желто-голубым автобусом, он может дополнительно представить себе яркую картинку с этим транспортным средством. Для сложной информации можно использовать ряд образов.

Почему мнемотехники работают?

Мнемотехники отлично работают, и это доказано не только на примере гуманитарных знаний и лингвистики. Цифры так же прекрасно закладываются в голову при помощи специальных методов. В чем секрет техник?

Все дело в особенностях восприятия. Понять, почему мнемоника эффективна, можно, узнав, . Человеку сложно работать с абстрактной информацией. У каждого из нас есть аудиальный, кинестетический и визуальный канал восприятия, через который мы привыкли получать львиную долю информации. Эти каналы работают превосходно и обеспечивают нас необходимыми для выживания знаниями. Но, когда мы беремся за учебник, то работаем не с картинками, звуками или ощущениями. Взрослый человек вынужден воспринимать буквы, цифры и непонятные термины.

Мнемотехники привязывают абстрактное к конкретному - осязаемому, видимому, слышимому. К тому, с чем наш мозг работать привык. Разумеется, любые данные можно вызубрить, но это вряд ли будет эффективно. То, что было насильно заучено, пропадет из памяти без следа, как содержимое старых тетрадок. А вот заученное с помощью мнемотехник держится буквально в подсознании.

Маленькие секреты мнемотехник

В мнемонике есть маленькие секреты, которые облегчают запоминание конкретной информации. Например, чтобы запомнить морзянку, можно использовать обычные слова с подходящими короткими и длинными по звучанию слогами. Эта система действительно работает, а подобрать слова можно самостоятельно.

Мнемофразы - еще одно интересное явление. Они используются в основном для того, чтобы запомнить некую последовательность. Так выстраивают в цепочку падежи, планеты Солнечной системы и различные географические объекты.

Фраза «Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку» может звучать странно до тех пор, пока вы не поставите ее в столбик и не оставите только первые буквы. Даже человек, закончивший только среднюю школу, заметит, что это первые буквы названий планет.

В выражении «Милая Хоккайдо! Я тебя Хонсю. За твою Сикоку я тебя Кюсю» перечислены основные острова «страны восходящего солнца».

С чего начать?

В Сети можно найти множество полезных упражнений для развития памяти. Есть даже специальные учебники, курсы и платные семинары по мнемотехникам. Однако новичку достаточно освоить простые приемы, которые он сможет использовать уже в ближайшее время. Расширять свои возможности нужно уже после того, как память основательно подготовлена.

В мнемонике нет никакой мистики, и даже самые выдающиеся способности можно легко объяснить использованием специальных приемов.

Приемы мнемотехники – это специальный подход к работе с информацией, благодаря которому запоминается большее количество информации и уменьшается процент ее забывания. Подобные техники используют, чтобы изучать иностранные языки, терминологию, запомнить исторические даты, цифры или личную информацию. Эффективность мнемотехнических приемов запоминания высокая, но ими необходимо овладеть.

Что такое мнемотехника

Процесс запоминания основывается на образовании новых нейронных цепей в головном мозге между существующими . Это позволяет запоминать новую информацию, а затем работать с ней: находить решение практических задач, выводить новые теории, анализировать факты (см. ). Однако возможности головного мозга ограничены количеством запоминаемой информации в единицу времени, и, как правило, новые данные быстро забываются в отсутствии регулярного повторения.

Память – аналог человеческой мышцы. Если ее постоянно тренировать и нагружать, то тогда работа улучшается. Поэтому люди разработали ряд техник, благодаря которым интенсивно запоминается информация (см. ). Один из ярких примеров подобных техник – это визуализация новых фактов и придание им эмоциональной окраски.

Интересно узнать, : полезные методики заучивания.

На заметку: какие бывают и как его развивать.

Любой мнемонический прием запоминания обладает следующими характеристиками:

  1. Новизна. Чем метод необычнее, тем больше времени придется потратить на его изучение.
  2. Сложность освоения. Техники улучшения запоминания, при которых в памяти человека выстраивается иерархия папок с различными ответвлениями. Метод эффективный, но для новичка вряд ли подходит.
  3. Интерес к методу играет не последнее значение.

Выбор конкретной техники определяется целью обучения, о чем будет подробнее написано далее.

Мнемоника для обучения иностранной лексике

Мнемотехнические приемы часто используются для изучения иностранных слов. Одним из них является способ поиска звуковых ассоциаций, которые имеются в каждом из существующих языков, что связано с общностью их происхождения. Так, английское слово constantly , переводимое как «постоянно», созвучное с русским словом «константа», которое означает постоянную переменную. И это всего лишь самый простой прием.

Вторая распространенная методика для облегчения изучения иностранного языка – взаимодействие ощущений, построенное на запоминании незнакомого слова не как обычный перевод, а как ассоциацию со знакомой лексической единицей. Например, заучивая слово dog , представьте большой виляющий хвост или лапы, при этом не концентрируйтесь на слове «собака».

Важно отметить, что лучший вариант – самостоятельное придумывание ассоциаций и конкретных подходов к словам (см. ). Это позволяет мозгу быстрее включиться и ускорить процесс обучения.

Мнемотехники и даты

Запоминание дат ассоциируется у людей с уроками истории, когда на каждую историческую эпоху приходилось учить большое количество произошедших событий. Чаще подобный процесс вызывал дискомфорт, однако мнемонические приемы помогают, стоит только совместить вместе несколько способов.

Приступая к изучению дат, важно понять, что это не просто совокупность абстрактных цифр, а определенная хронологическая последовательность, несущая смысл. Поэтому первым шагом является составление ассоциативного ряда.

Лучше рассмотреть прием на конкретном примере. Падение Византии произошло в 1453 году и стало важным историческим событием. Как можно облегчить запоминание этих чисел?

  1. Составить ассоциацию между какими-либо буквами и цифрами: 1 – г, 4 – о, 5 – р, 3 – а. Это позволяет выстроить ассоциации между числовым рядом и словом «гора». Слово может быть любым.
  2. Второй вариант мнемотехники – использовать ассоциацию по звуку. Распалась Византия, а с ним наиболее созвучно слово «визит», которое можно применить в этом случае.
  3. Если мы говорим о великой стране, то лучше провести ассоциацию с королевой или королем.
  4. Теперь осталось связать все вместе в виде какой-либо яркой ассоциации. Например, Королева нанесла визит горе, но гора обвалилась.

Если повторять эту ассоциацию, то в голове создается стабильная нейронная цепь, обеспечивающая длительное хранение информации.

Работают ли мнемотехники?

Многие люди, увидев подобные приемы, считают, что мнемотехника – отдаленная от жизни сложная система, которая подходит только единицам. Ведь для запоминания всего одной даты, пришлось выдумать историю с королевой, горой и визитом.

Выглядит как нагромождение различных слов. Однако на практике все немного иначе. Постоянные тренировки позволяют фантазии быстро выдумывать ассоциации. На это уходит немного времени, а факты и слова запоминаются быстрее и сохраняются в памяти надолго.

Важная информация: при помощи упражнений.

Слабо проверить свою и выполнить упражнения для ее улучшения?!

Интересно и полезно! для детей и взрослых.

Постоянное использование мнемонических приемов позволяет не только запомнить конкретный факт или слово, но также положительно влияет на мышление и фантазию человека. Человек находит креативные методы решения проблем, становится проактивным. Поэтому во многих государствах подобным техникам начинают обучать еще в школе, так как дети быстрее схватывают приемы, начинают с удовольствием использовать их.

Подведение итогов

Важно помнить, что мнемотехника – это дополнительный инструмент, которым необходимо учиться пользоваться, и лучше делать это на практике. Теоретические рассуждения и критика приемов запоминания не позволяют оценить способ на практике, поэтому у многих людей имеется незаслуженное скептическое отношение к этой разновидности обучения.