Чем известен 1876 год в истории. О турции

7 марта 1876 года в США инженер и изобретатель Александр Грэхем Белл получил патент US# 174,465 на аппарат для передачи звуков на расстоянии под названием «усовершенствованная модель телеграфа». С этого момента у человечества появился телефон.

Сама идея телефонирования была разработана в 1849-1854 годах инженером-механиком и вице-инспектором парижского телеграфа Шарлем Бурселем. Результатом этих разработок стал первый принцип действия телефона, изложенный Бурселем в его диссертации в 1854 году, однако до практического осуществления телефонной связи он не дошёл. Бурсель был также первым, кто употребил само слово «телефон», которое состоит из двух греческих корней (τῆλε - «далеко» и φωνή - «голос», «звук»). Это название оказалось самым удачным для аппарата, обеспечивающего связь между абонентами с помощью преобразования электрических колебаний в звуковые.

Настоящим «отцом» нового технологического чуда стал американский изобретатель Александр Белл. Работая над созданием телеграфа, он обнаружил, что при возникновении электрического сигнала в телеграфном аппарате появлялись звуки. Это и натолкнуло его на мысль о создании дистанционного переговорного устройства. В результате Белл сумел преобразовать звуковой сигнал (речь) в аналоговый электрический, а затем передавать его на определенное расстояние и снова преобразовывать в звуковой (речь).

Тогда же было создано и первое устройство, которое состояло из небольшой мембраны и сигнального рожка для усиления звука и представляло собой трубку, где одновременно находились и передатчик и приемник. В нем не было батареи, поэтому за счет электрического сигнала люди могли общаться лишь на небольшом расстоянии. Но именно оно и стало родоначальником всех телефонных аппаратов.

7 марта 1876 года в США Александр Белл получил патент под номером 174,465 на изобретенный им аппарат, который в этом документе назван «усовершенствованной моделью телеграфа». Именно этот патент утверждал его права как автора «способа, а также устройства для телеграфной передачи голосовых или других звуков посредством волнообразных электрических колебаний, подобных по форме колебаниям воздуха, которые сопровождают звуки речи либо другие звуки».

10 марта 1876 года состоялась передача первой членораздельной фразы, ставшей исторической: «Мистер Ватсон, идите сюда. Вы мне нужны». Эта передача была осуществлена по 12-ти метровому проводу, соединяющему квартиру Белла с лабораторией на чердаке.

В том же году телефон Белла был продемонстрирован посетителям Всемирной выставки в Филадельфии. А спустя пять лет - на международной выставке в Париже, где к его аппарату выстраивались огромные очереди. Долгое время люди, с удовольствием посещавшие платные лекции Белла, где он рассказывал о «самом чудесном изобретении века», не подозревали о возможностях нового аппарата.

Стоит сказать, что именно благодаря энергичной предприимчивости Белла технологичная новинка что называется «пошла в массы». Попытки его предшественников - Филиппа Рейса, Чарльза Пейджа - пробудить интерес к телефону были неудачными. Их изобретения так и остались невостребованными - предшествующие модели прообразов телефона в лучшем случае считали игрушками. А Александр Белл уже на следующий год после получения патента создал первую телефонную компанию «Bell Telephone Company», которая за несколько лет превратилась в преуспевающий концерн.

В 1881 году открылись первые телефонные станции. Коммутация на них велась вручную, с помощью штекеров, которыми ловко управляли «телефонные барышни».

Носителем новых конституционных идей в государственной политике стало движение «новых османов», возникшее в 1865 г. первоначально в виде тайного общества. Вокруг движения сосредоточились поли­тические силы, социально выигравшие от модернизации танзимата. Особенностью политической программы стала идеология османизма, под знаменем которого должны были объединиться все подданные султана независимо от вероисповедания. «Новые османы» пользова­лись поддержкой в правительственных кругах, в том числе великого визиря Мидхат-паши. Он, в частности, считал, что конституцион­ная османская монархия лучше сможет противостоять Российской империи, опираясь на поддержку европейских держав.

В мае 1876 г. во время внутриполитического кризиса и народных выступлений в империи прежний монарх был низложен. Новый сул­тан Абдул-Хамид гарантировал издание конституции.

Разработанная при активном участии Мидхат-паши конституция (обнародована 23 декабря 1876 г.) провозглашала Османскую импе­рию конституционной монархией. За подданными султана консти­туционно признавались неотъемлемые гражданские права независи­мо от вероисповедания и национальности - на личную свободу, собственность, право заниматься любой промышленной деятельно­стью согласно законам, свободу печати, право на занятие любых ад­министративных должностей. Создавался двухпалатный парламент. Однако члены верхней - Сената - назначались султаном пожиз­ненно, а избирательное право во вторую было ограничено имущест­венным и другими цензами. Хотя законодательная власть была ус­туплена парламенту, за султаном сохранялись значительные полно­мочия: назначение правительства, право роспуска парламента в случае законопроектных разногласий с правительством, право объ­являть военное положение, ограничивать гражданские права и сво­боды, включая право произвольной выселки из страны «вредных для безопасности» подданных. За султаном сохранялись все внешнеполитические прерогативы, он утверждал и обнародовал принятые палатами законы. Личность и власть султана по-прежне­му оставались в сфере религиозно-священных законов, султан со­хранял права и власть халифа.

Существование османской конституционной монархии оказалось недолговечным. Хотя парламент был созван в начале 1877 г., его первые акции вызвали всплеск клерикально-дворцовой оппозиции. Новый парламент, избранный в июне 1877 г., также не нашел взаи­мопонимания с султанским двором, сохранившим всю полноту пра­вительственной власти. По обвинению в заговоре были репрессиро­ваны многие из «новых османов», включая Мидхат-пашу. Само дви­жение конституционализма с исключительно националистическими оттенками стало испытывать кризис. В феврале 1878 г. новый пар­ламент был окончательно распущен, и Конституция 1876 г. прекра­тила свое действие. В Османской империи, постепенно подпадавшей под все большее финансовое давление европейских держав, устано­вился вновь режим неограниченной монархии и политической дик­татуры.

Правое правительство 1861–1876 годов

Государственное разрешение этой сложнейшей ситуации могли осуществить король и новый парламент, впервые собравшийся в Турине в феврале 1861 года, а затем переехавший в Рим, когда в 1870 году город вошел в состав королевства. Едва ли можно говорить о демократическом избрании парламента в современном смысле: первых 443 членов выбирали 300 000 человек из двадцатимиллионного населения. Папа запретил католикам голосовать и выдвигать свои кандидатуры. Парламент разделился на две партии: правых и левых. Правые опирались на блок пьемонтских депутатов, чьи ряды пополняли сторонники со всей остальной Италии. Левые, в свою очередь, состояли из бывших республиканцев - последователей Мадзини - и пестрого собрания гарибальдийцев. В первые пятнадцать лет существования королевства ограниченный электорат последовательно возвращал правых к власти. Это не вело к стабильности, поскольку на протяжении этого периода сменилось восемь премьер-министров, пытавшихся заполнить политический вакуум, оставшийся после Кавура, и тринадцать правительств. Короля и парламент поддерживала армия из 210 000 рекрутов и двух миллионов резервистов, на которых шло 25 % всех национальных расходов, и полиция. В полиции преобладали карабинеры, военизированные части, весьма эффективные в своей сфере деятельности, но ставшие в высшей степени непопулярными у большей части населения из-за явной предвзятости и несправедливости, особенно по отношению к беднейшим слоям населения. Особенно непопулярной была распространенная практика «предупреждений», чье клеймо могло навсегда испортить жизнь человеку, и практика «принудительного поселения», когда «нежелательные элементы» отправляли на жительство то на острова, то в горы. Этой мере подвергали от 3000 до 5000 человек в год.

Попытка правых «создать Италию» и справиться с проблемами отсталости страны привела к принятию множества немаловажных мер. На раннем этапе они организовали администрацию королевства, разделив Италию на пятьдесят девять провинций; каждой, как во Франции, управлял префект, с мэром («sindaco») в каждом городе. Была введена общая система законов по пьемонтскому образцу, а также система общих для всего государства денежных знаков, мер и весов. Тайную полицию отменили и ввели свободу печати. Железнодорожные пути и дороги связали крайние точки королевства. Особенно важной мерой была попытка ввести систему общего образования. Чтобы «сотворить Италию», был просто необходим хоть какой-то прогресс в этой области. И не только по причине широкого распространения неграмотности в стране, но и потому, что подавляющее большинство населения говорило только на своих региональных диалектах: люди из разных частей страны обычно не понимали друг друга; эта ситуация в определенной степени сохранилась по сей день. Предпринимавшиеся меры по распространению базового и стандартизованного образования были лишь намечены, однако и ими часто пренебрегали. Обязательное начальное образование ввели только в 1877 году и только на два года; на юге более 80 % детей вовсе не посещали школу.

На экономическом фронте было предпринято множество общественных работ, сняты тарифные барьеры, затронуты крупные деревенские имения. Феодальные права отменили, ввели новый закон о наследовании, позволяющий дробить крупные землевладения, церковные и поместные земли стали продавать с аукциона через государственные агентства. Однако безземельные крестьяне землю покупали мало; они в большинстве своем были без гроша, к тому же робели в присутствии приходивших на аукционы местных сановников и боялись грозившего им отлучения, наложенного на покупателей церковных земель. Большую часть земли скупила знать и новая группа деревенских землевладельцев средней руки. Таким образом, хотя и произошли серьезные изменения в системе землевладения, они не затронули беднейшей прослойки. На самом деле, положение на юге стало столь безысходным, что широко распространенным социальным явлением сделался разбой, который удалось подавить только кровавой пятилетней армейской операцией. Оглядываясь назад, можно сказать, что самым долгосрочным вкладом правых правительств было руководство процессом завершения объединения и закладка основ нового государства. Они также памятны принятием в 1871 году закона о гарантиях, который определил отношения между церковью и государством и подчинил духовенство гражданскому законодательству.

Из книги Гопакиада автора Вершинин Лев Рэмович

Правое дело Итак, что происходило на левом, российском берегу Днепра, мы с вами, друзья, уже знаем. А как же правый, польский? Об этом никак нельзя не поговорить.Только чтобы разговор был правильный, понятный, давайте вернемся чуть-чуть назад. В те пару-тройку лет, когда,

Из книги Император Мэйдзи и его Япония автора Мещеряков Александр Николаевич

1876 год 9-й год правления Мэйдзи В начале года в Иокогаму прибыл немецкий врач Эрвин Бёльц (1849–1913). Он учил японских студентов, лечил императорскую семью, оставил интересный и весьма откровенный дневник. Вместо положенных ему по контракту двух лет он прожил в Японии 26.Бёльц

Из книги Коммандос [Формирование, подготовка, выдающиеся операции спецподразделений] автора Миллер Дон

Операция «Правое дело», 1989 Универсализация структуры американского командования помогла планировать сложные вооруженные операции. Длившийся с 1987 г. кризис в панамо-американских отношениях достиг апогея в декабре 1989 г., когда замешанный в торговле наркотиками

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Революционная ситуация ив рубеже 70-80-я годов. Политическая реакция 80-х - начала 90-х годов На рубеже 70-80-х годов XIX в. в России сложилась вторая революционная ситуация, все признаки которой были налицо. Реформы 60-70-х годов не разрешили противоречий между ростом

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

§2. Репрессии второй половины 40-х годов и начала 50-х годов XX века 1. Идеологические репрессии. Советскому руководству особенно много хлопот доставляла интеллигенция. Это была сила, способная указать обществу на необходимость преобразования существующего строя. Власти

Из книги США автора Бурова Ирина Игоревна

Гражданская война 1861–1865 годов Партийные разногласия, которых так опасался первый президент США Джордж Вашингтон, достигли трагических пределов в 1860–е годы. В этот период возник жесточайший за всю историю страны конфликт между ее основными партиями - существующей с 1828

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 2 автора Омельченко Олег Анатольевич

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Указ 1876 р. Та не вспіли ще київські «громадяне» як слід розмахнутися, коли марево «українського сепаратизму» викликало проти них нові репресії уряду. На доноси, що їх почали слати до центрального уряду платні й безплатні агенти московської поліції, створено в 1875 р.

Из книги Всё о великой войне автора Ржешевский Олег Александрович

«НАШЕ ДЕЛО ПРАВОЕ…» 18 июня 1945 г. дивизионный генерал О. Гийом был вызван к главе Временного правительства Франции де Голлю. Отличившись в годы минувшей войны, энергичный и честолюбивый Гийом мечтал о крупной военной карьере. Решение главы правительства его

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги История кавалерии. автора Денисон Джордж Тэйлор

Глава 28. Гражданская война США 1861–1865 годов В этот период, до того как нарезные ружья были должным образом и последовательно окончательно испытаны, в Соединенных Штатах Америки разразилась великая Гражданская война, в которой южане (штаты, где сохранялось рабство)

Из книги Израиль и (не)контролируемые территории. Уйти нельзя остаться автора Эпштейн Алек Д.

Правительство А. Шарона (2001–2006) и правительство Э. Ольмерта (2006–2008): от двусторонних соглашений к одностороннему размежеванию После того как в начале февраля 2001 года Эхуд Барак проиграл выборы Ариэлю Шарону, израильское руководство оказалось в очень сложном положении.

История конституционализма в Турции насчитывает примерно 150 лет. За данный период в стране сменилось 5 конституций, первая из которых была принята еще в Османской империи в 1876 году. В 1921 г. был принят закон «Об основных организациях», внесший существенные поправки в конституцию 1876 г. и ставший по сути новым основным документом государства. В апреле 1924 года была принята конституция новопровозглашенной Турецкой Республики. По итогам военного переворота 1960 года конституция была отменена. На смену ей в июне 1961 года пришел новый основной документ. Наконец, в ноябре 1982 года после очередного военного переворота была принята действующая и сегодня Конституция Турецкой Республики.

Конституция Османской империи 1876 г.

Первая Конституция Турции была принята в период Османской империи в 1876 году на фоне острых политических и экономических трудностей турецкого государства.

В конце 1870-ых годов Турция стала активно втягиваться в мировую экономику в качестве полуколонии империалистических держав. Экономика страны развивалась исключительно за счет роста иностранных концессионных предприятий и филиалов зарубежных банков. Под контролем иностранного капитала находилась почти вся добывающая и значительная часть обрабатывающей промышленности. От полного разделения территорий Османскую империю спали только острые противоречия между империалистическими державами.

В указанный период в Турции сформировалось движение «новоосманов», отражавшее позицию политических сил, социально выигравших от модернизации танзимата. Движение ставило себе основной задачей построение либерального государства с парламентарной формой правления, основанного на патриотизме как вере в демократические ценности, закрепленные в конституции.

К движению новоосманов примкнул известный турецкий государственный деятель великий везирь Мидхат-паша. Вместе с некоторыми членами правительства 30 мая 1876 года он осуществил государственный переворот, в результате которого был свергнут султан Абдул-Азиз (1861-1876 гг.)

Пришедший на смену Абдул-Азизу султан Абдул-Хамид II (1876-1909 гг.) утвердил разработанный Мидхатом-пашой и Намыком Кемалем проект конституции. 23 декабря 1876 г. была обнародована «Конституция Мидхата».

Конституция провозглашала личную свободу и равенство перед законом всех подданных империи без различия вероисповедания, гарантировала безопасность собственности, неприкосновенность жилища, пропорциональное распределение налогов и податей, свободу печати, право на занятие любых административных должностей, а также предусматривала созыв двухпалатного парламента.

Члены верхней палаты, Сената, должны были назначаться султаном на пожизненной основе, а члены нижней избирались путем выборов с учетом имущественного и ряда иных цензов. В компетенцию палаты входило обсуждение бюджета и других финансовых законов.

Власть султана не была ограничена: он не нес ответственность перед парламентом. Султан сохранял право назначать правительство, смещать министров, распускать парламент в случае разногласий с правительством по законопроектам, отменять принятые законы, заключать договоры с иностранными державами, объявлять военное положение, ограничивать гражданские права и свободы, а также право произвольной высылки из страны «вредных для безопасности» подданных. Личность султана объявлялась священной и неприкосновенной. Также сохранялись его функции в качестве халифа - духовного главы мусульман.

Уже в начале 1877 г. султан воспользовался своими конституционными правами и сместил Мидхат-пашу с поста великого везиря. В марте 1877 г. после первых в истории Османской империи выборов начались заседания парламента. Спустя три месяца султан распустил его и вновь созвал в декабре 1877 г., когда Турция оказалась втянута в войну с Россией. Парламент проработал до конца января 1878 г., потом вновь был распущен и больше не созывался в течение тридцати лет. Фактически с этого времени конституция 1876 г. прекратила свое действие. В отношении новоосманов начались репрессии. Абдул-Хамид II установил самодержавный деспотический режим («зулюм»).

Поражение Турции в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. привело к крушению турецкого господства на Балканах. На Берлинском конгрессе 1878 г. была признана независимость большинства балканских народов. В 1881 г. Франция захватила Тунис, в 1882 г. Великобритания оккупировала Египет. В 1881 г. иностранные кредиторы вынудили султана дать согласие на учреждение ими Управления Оттоманского государственного долга, в ведение которого перешли наиболее существенные доходы Турции и контроль над её финансами.

На фоне этих событий идеологию движения «новоосманов» частично заимствовали представители патриотично настроенного среднего чиновничества и офицерства, сформировавшие движение младотурок. Первой младотурецкой организацией стал учрежденный в 1889 г. тайный комитет «Единение и прогресс». В июле 1908 года силами офицерства была осуществлена Младотурецкая революция. Султан Абдул-Хамид II был вынужден восстановить действие конституции 1876 г. и снова созвать парламент.

Конституция Турции 1921 г.

В 1913 году генералы Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша осуществили переворот и установили в стране военную диктатуру, основанную на триумвирате. В 1914 году Османская империя была втянута в Первую мировую войну на стороне Германии. 30 октября 1918 г. было подписано Мудросское перемирие, обозначившее выход империи из войны и ее фактический распад. На момент подписания перемирия значительная территория страны была оккупирована англо-греческими войсками. После захвата Грецией Измира 15 мая 1919 г. стихийное народное движение против оккупации переросло в освободительную войну во главе которой стал генерал Мустафа Кемаль-паша.

В сентябре 1919 г. Сивасский конгресс «Обществ защиты прав» избрал руководящий орган революции - Представительный комитет во главе с Мустафой Кемалем. 23 апреля 1920 г. Представительный комитет созвал в Анкаре Великое Национальное Собрание Турции (ВНСТ), провозгласившее себя единственной законной властью в стране.

20 января 1921 г. ВНСТ приняло законт «Об основных организациях», ставший переходной конституцией. Документ содержал 23 статьи и, в частности, провозглашал: национальный суверенитет, создание парламента, избираемого сроком на 2 года и ведающего вопросами войны и мира, законотворчества на основе норм Ислама, формирования Совета Комиссаров. Формально документ не отменял, а только дополнял конституцию 1876 г.: положение султана не претерпело изменений. Однако фактически власть уже перешла ВНСТ.

1 ноября 1922 г. ВНСТ приняло закон об отделении султаната от халифата и о ликвидации султаната с передачей ВНСТ всей полноты власти.

Конституция Турции 1924 г.

29 октября 1923 г. было провозглашено создание Турецкой Республики. Новому государству потребовалась новая конституция, которая была ратифицирована 20 апреля 1924 г.

Согласно новой конституции Турция объявлялась республикой. Государственной религией провозглашался Ислам. Все граждане Турецкой Республики объявлялись турками без учета их принадлежности к тем или иным этническим группам.

В Конституции были закреплены уважение к основным правам и свободам человека, в частности, равенство всех граждан перед законом, свобода слова, совести, печати, собраний, право частной собственности, обязательность начального образования для всего населения страны, неприкосновенность жизни, свободы, собственности, жилища, переписки гражданина. Указанные права могли быть временно ограничены в случае возникновения ситуации, угрожающей государственной безопасности страны, и принятия ВНСТ специального закона.

Законодательные и исполнительные полномочия, а также контрольные функции в судебной сфере принадлежали ВНСТ, избираемому сроком на 4 года. В ведении ВНСТ также находились вопросы войны и мира, бюджета, ратификация международных договоров, чеканка монет, объявление амнистии, проведение судебных расследований, вопросы связанные с исполнением высшей меры наказания. С целью предотвращения разгона парламента, ВНСТ, по конституции, было запрещено прерывать свою деятельность более, чем на полгода.

Депутатом мог стать любой гражданин Турецкой Республики, достигший возраста 30 лет, не находящийся под уголовным преследованием, не имевший судимости по статьям о мошеннической деятельности, не состоящий на службе в иностранных государственных органах или предприятиях, не являющийся гражданином иного государства, способный читать и писать на турецком языке.

Должность депутата ВНСТ не могла быть совмещена с иной государственной деятельностью. Депутат ВНСТ мог быть отстранен от должности в случае его отсутствия в течении 2 месяцев без уважительной причины, добровольной отставки, переводу на другую государственную должность или по решению 2/3 членов Собрания в случае обвинения в государственной измене или совершении иных преступлений.

Учреждался пост Президента Турецкой республики. Президент избирался ВНСТ из числа депутатов сроком также на 4 года. В случае долговременного отсутствия Президента или его кончины функции исполняющего обязанности Президента Турецкой Республики были закреплены за Председателем ВНСТ. В обязанности Президента входило рассмотрение в десятидневный срок законопроектов, принятых ВНСТ, а также их последующее утверждение совместно с членами Совета Комиссаров. Президент мог быть ответствен перед ВНСТ только в случае государственной измены. За любые правонарушения, связанные с утверждением законов, ответственность лежала на Совете Комиссаров. За Президентом были также закреплены обязанности верховного главнокомандующего.

В Конституции 1924 г. было закреплено создание Государственного Совета, в функции которого входило консультирование Совета Комиссаров при разработке законопроектов.

Судебная ветвь власти не обладала полной самостоятельностью и была подотчетна ВНСТ. В конституции закреплялись независимость судов и принцип открытости судебных процессов. Провозглашалось создание Верховного Суда в юрисдикцию которого входили вопросы судебного преследования членов Совета Комиссаров, Государственного Совета, Верховной прокуратуры и Апелляционного Суда. Членами Верховного Суда, состоявшего из 21 членов, являлись 11 представителей Апелляционного Суда и 10 представителей Государственного Совета, избираемые тайным голосованием всех членов обоих органов. Решения Верховного Суда носили статус окончательных и не подлежали обжалованию.

В 1928, 1934 и 1937 годах в конституцию были внесены незначительные изменения. Ислам утратил статус государственной религии. Женщинам были предоставлены избирательные права. Также в текст конституции были добавлены шесть идеологических принципов Народно-республиканской партии, также известные как «шесть стрел» М.К. Ататюрка: республиканизм, национализм, этатизм, лаицизм, народность и революционность.

В 1945 г. текст конституции был подвергнут редакции с целью устранения терминов, заимствованных из арабского языка.

Конституция Турции 1961 г.

После Второй мировой войны произошел раскол Народно-республиканской партии. Созданная в 1946 г. оппозиционная Демократическая партия во главе с Д. Баяром и А. Мендересом на выборах в ВНСТ, проведенных в мае 1950 г., получила большинство голосов. Новая администрация стала проводить курс на демократизацию политической жизни и либерализацию экономики. Однако к началу 1960-ых годов в экономике Турции стали нарастать кризисные явления. Возросла политическая напряженность. 27 мая 1960 г. в Турции произошел государственный переворот.

12 июня 1960 г. конституция 1924 г. была упразднена. 9 июня 1961 г. референдум принял новую конституцию. Закрепленные гражданские права не претерпели изменений. Турецкая республика провозглашалась национальным, демократическим, светским, социально-правовым государством с республиканской формой правления.

В новой конституции значительное место было уделено принципам светскости: отсутствие государственной религии, свобода вероисповедания, запрет на эксплуатацию религиозных чувств в политических и личных целях. Конституция 1961 года впервые провозглашала принцип разделения властей. С созданием Конституционного Суда судебная власть окончательно оформилась как самостоятельная ветвь власти. Претерпела изменения структура ВНСТ. Была усилена исполнительная власть.

В конституции было зафиксировано особое положение чиновничества. Основной закон закреплял статус и ответственность государственных служащих, в том числе и сотрудников государственных экономических организаций (ГЭО), составлявших основу государственного сектора в экономике страны.

Не имея отдельных положений, запрещающих радикальную деятельность, конституция ничем не ограничила развитие национализма и политического Ислама. Осталась нерешенной и проблема национальных меньшинств.

Была особо подчеркнута решающая роль государства в экономике. За государством было закреплено право обобществления частной собственности. Пределы экономических и социальных обязанностей государства были ограничены масштабом его экономического развития и наличием финансовых источников.

Конституция Турции 1982 г.

К концу 1970-ых годов политическая и экономическая обстановка в Турции снова осложнилась. На фоне нарастающей волны террора в стране снова был осуществлен государственный переворот, по итогам которого к власти пришел Совет Национальной Безопасности во главе с начальником генерального штаба К. Эвреном. ВНСТ было распущено, деятельность политических партий приостановлена.

По итогам референдума 7 ноября 1982 г. была принята новая Конституция Турецкой Республики, действующая вплоть до настоящего периода.

Конституция установила однопалатную структуру ВНСТ с числом депутатов в 400 человек, избраемых раз в 5 лет. Президент избирается сроком на 7 лет парламентом из числа депутатов. Среди его полномочий закреплено право назначать главу правительства. Усилена роль исполнительной власти в лице надпартийного президента и кабинета министров. Социально-экономические функции государства по сравнению с Конституцией 1961 г. были расширены.

Новацией в области суверенитета стало включение берегов морей, рек и озер в юрисдикцию государства.

В области экономики была подтверждена ведущая роль государства, к ведению которого были отнесены задачи экономического планирования, разработки природных богатств, принятия мер по созданию смешанной экономики и развитию кооперирования.

Значительные изменения текст конституции претерпел в 2001 г. в связи с подготовкой Турции к вступлению в ЕС и приведением основных гражданских прав и свобод в соответствие с Европейской конвенцией прав человека. Они касались устранения ограничений на свободу слова и выражения мнений; отмены смертной казни за исключением преступлений, связанных с терроризмом, совершенных в условиях войны или в случаях ее угрозы; сокращения сроков пребывания под стражей задержанных и арестованных лиц; запрета использования сведений, добытых незаконным путем, в качестве доказательств; расширения прав на создание ассоциаций, проведение собраний и митингов; обеспечение полного пользования профсоюзными правами; уточнения критериев отнесения партий к «центрам антиконституционной деятельности» и порядка их запрещения; ограничения полномочий Совета национальной безопасности.

В 2004 г. были внесены поправки, конституционно закрепившие равноправие мужчин и женщин, окончательную отмену смертной казни, упразднение судов государственной безопасности, приоритет международно-правовых норм нд национальным законодательством в области прав человека.

Пакет поправок, принятый по итогам референдума 21 октября 2007 г., закрепил в Конституции Турции следующие изменения: выборы Президента стали прямыми, срок его полномочий был сокращен до 5 лет, ограничение на переизбрание отменено; срок полномочий ВНСТ был сокращен до 4 лет; количество депутатов, необходимое для принятия законопроекта также сокращено с 67% от общего числа всех членов ВНСТ до 34%.

Последние крупные поправки в конституцию Турецкой Республики были приняты на референдуме 12 сентября 2010 г. Пакет из 26 поправок был поддержан 58% голосов избирателей. Голосование проводилось одновременно по всем предложенным статьям, а не по отдельности, как это было ранее. Поправки коснулись реформирования системы правосудия, в частности Конституционного суда, число членов которого было увеличено с 11 до 17, и Высшего совета судей и прокуроров. Была предусмотрена возможность возбуждения уголовных дел в отношении военных гражданскими судебными инстанциями. Полномочия по возбуждению дел о роспуске политических партий были переданы от Апелляционного суда парламенту.

Изменения коснулись и парламентариев. Избранные депутаты получили право сохранить свои посты, даже если партия, от которой они избирались, будет запрещена, как подрывающая конституционный строй.

Конституционная реформа также ввела институт омбудсмена и признала за госслужащими право на заключение коллективных договоров и проведение забастовок. Также в Конституции появились положения, касающиеся запрета дискриминации детей, пожилых и инвалидов; гарантии защиты личной информации; обеспечения доступа к собственным досье, собираемым государственными учреждениями.

Поправки внесенные в 2000-ых годах значительно изменили содержание Конституции страны. Наиболее вероятной представляется скорая замена Конституции 1982 г. на новый Основной закон, отвечающий реалиям современной политической и экономической обстановки в Турции.