Антигитлеровская коалиция: этапы формирования и её роль в разгроме фашизма. Конференции глав государств антигитлеровской коалиции и их решения

Антигитлеровская коалиция - союз государств и народов, сложившийся в ходе второй мировой войны против агрессивного блока Германии, Италии, Японии и их сателлитов.

США+СССР+Великобритания+Франция+Китай+Польша+Чехословакия+Югославия

Этапы складывания:

-12 июля 1941 г. советско-британское соглашение , подписанное в Москве, о совместных действиях в войне против Германии. Сформулированы основные принципы деятельности: взаимная помощь и поддержка в войне против Германии и отказ от переговоров или заключения перемирия с противником без обоюдного согласия союзников.

-14 августа 1941 г. – «Атлантическая хартия» англо-американская декларация. Содержала призывы к формированию антигитлеровской коалиции.

-24 сентября 1941 г. – Лондонская конференция. «Атлантическая хартия» была одобрена и стала первым совместным заявлением СССР, США и Великобритании о целях борьбы против агрессора.

-29 сентября – 1 октября 1941 г. – Московская конференция . США, СССР, Великобритания. Принят ряд конкретных соглашений, направленных на мобилизацию ресурсов союзных стран. (После 7 декабря 1941 г. – Перл-Харбор США стали воюющим государством).

Начало поставок в СССР по ленд-лизу из США

-1 января 1942 г. – подписание Декларации Объединенных Наций (Вашингтонская декларация) , оформившей союз государств антигитлеровской коалиции. Первыми в нее воли: США, СССР, Великобритания, Китай, затем еще 22 государства.

- 11 июня 1942г. Вашингтон - советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии

Проблема: открытие второго фронта, оттянуть войска от первого фронта (прежде всего заинтересованность СССР).

Причины оттягивания открытия второго фронта: политика истощения СССР и Германии, идеологические противоречия. Открыт 6 июля 1944 г.

Конференции:

1943 г. Тегеранская конференция.

Ялтинская конференция

Роль: - объединение усилий государств

Разгром Германии и Японии, вывод Италии из войны (1943г.)

Главная роль в разгроме Гитлера – СССР

Вклад участников антигитлеровской коалиции в борьбу с фашизмом крайне неравномерен: одни участники вели активные военные действия с Германией и её союзниками, другие помогали им поставками военной продукции, третьи участвовали в войне только номинально.

22 июня 1941 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль, а 24 июня президент США Ф.Д. Рузвельт заявили о намерении их стран оказать помощь Советскому Союзу в борьбе против Германии.
12 июля 1941 г. было подписано Англо-советское соглашение о совместном действии в войне против Германии. В августе 1941 г. Рузвельт и Черчилль, встретившись в Атлантическом океане у берегов Канады, подписали хартию, которая излагала официальные цели США и Великобритании в войне и стала одним из программных документов антигитлеровской коалиции. В Атлантической хартии говорилось, что США и Великобритания не стремятся к территориальному или другим преображениям и уважают право всех народов избирать себе форму правления. Хартия была сформулирована в демократическом духе. Но в ней указывались пути ликвидации фашистского порядка. Для выполнения этих взаимных обязательств существовало три формы сотрудничества, государств коалиции: военная, материальная и политическая.
Победа Красной Армии под Москвой в декабре 1941 г. содействовала окончательному оформлению антигитлеровской коалиции. 1 января 1942 г. в Вашингтоне двадцать шесть государств, в том числе Советский Союз, США, Великобритания, подписали Декларацию объединенных наций. Они обязались использовать свои ресурсы для борьбы против агрессоров, сотрудничать в войне и не заключать сепараторного мира.



26 мая 1942 г. в Лондоне был подписан договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе. Договор предусматривал также сотрудничество и оказание взаимной помощи после войны. В мае-июне 1942 г. в Вашингтоне состоялись советско-американские переговоры, завершившиеся 11 июня подписанием соглашения о принципах, применяемых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии. Обе стороны обязались снабжать друг друга оборонными материалами, информацией и развивать торговлю и экономическое содружество. Заключение этих документов показало, что различия в общественном устройстве и идеологии преодолимы.
Вообще идея помощи странам, противостоящим нацистской Германии, возникла в министерстве финансов США осенью 1940 г., когда юрисконсульты этого министерства Э. Фоли и О. Кокс обнаружили в архивах закон 1892 г., принятый еще при президенте Бенджамине Гаррисоне. Сдув с него пыль, они прочитали, что военный министр США, «когда по его усмотрению это будет в интересах государства, может сдавать в аренду на срок не более пяти лет собственность армии, если в ней не нуждается страна». На основании своей находки Фоли и Кокс подготовили билль, то есть законопроект о ленд-лизе (англ. lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду). Уже 11 марта
1941 г. его подписал президент. Поставки по ленд-лизу осуществлялись США в страны-союзницы по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны. Помощь оказывалась правительствам 42 стран (включая Великобританию, СССР, Китай, Австралию, Бельгию, Нидерланды, Новую Зеландию и др.) и к концу войны составила в денежном эквиваленте примерно 48 миллиардов долларов.
Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 г. Первые поставки в Советский Союз по ленд-лизу начались уже в октябре 1941 г. Одной из важнейших составных частей западной помощи Советскому Союзу в рамках ленд-лиза были широкомасштабные поставки автомобильной техники из США, Канады и Великобритании. Первые партии автомашин прибыли в СССР осенью 1941 г. В 1942 г. Красная Армия потеряла 66200 автомобилей, а получила 152 900, произвела же отечественная промышленность всего лишь 35 000 новых машин и 79 000 СССР получил по ленд-лизу. В 1943-1945 гг. в армию было направлено 387 300 автомобилей, а по ленд-лизу было получено 398 785. Подавляющее большинство импортных автомашин было отправлено непосредственно на фронт.
Помимо вооружения, боеприпасов и разнообразного военного снаряжения США, Великобритания и Канада поставляли в Советский Союз, сражающийся с гитлеровской Германией, огромное количество товаров промышленного и сельскохозяйственного назначения. Одним из наиболее слабых мест советской экономики накануне грандиозной по своему размаху войны было производство авиационного и, в несколько меньшей степени, автомобильного бензина. Поставленный по ленд-лизу авиабензин вместе со светлыми бензиновыми фракциями составил 46,7 % от советского производства 1941-1945 гг.
Чрезвычайно важным вкладом западных союзников по Антигитлеровской коалиции в нашу общую победу были их ленд-лизовские поставки для нужд советского железнодорожного транспорта. По ленд-лизу же в СССР было поставлено 622,1 тысячи тонн железнодорожных рельс, 11 075 вагонов (в 10,2 раза больше советского производства 1942-1945 гг.).
Американские поставки играли существенную роль и в снабжении СССР автопокрышками. По ленд-лизу было поставлено в Советский Союз 3 606 тысяч автопокрышек, в то время как советское производство их в 1941-1945 гг. составило 8 368 тысяч штук.
Исключительно важное значение для Советского Союза вообще, для Красной Армии в частности, имели ленд-лизовские поставки продовольствия. Острейший продовольственный кризис разразился в 1943 г., когда и без того крайне скудные нормы выдачи продовольствия были негласно сокращены почти на треть. Поэтому продовольственные поставки к середине 1944 г. значительно выросли, потеснив в советских заявках металлы и даже некоторые виды вооружения.



Поистине исключительное значение для ведения вооруженной борьбы имели поставки западными союзниками средств связи и систем управления огнем. К концу войны удельный вес союзного имущества связи в Красной Армии и на флоте составлял 80%. Большое количество импортного имущества связи направлялось в народное хозяйство.
В письме И. Сталина президенту США Г. Трумэну от 11 июня 1945 г. было отмечено, что «соглашение, на основе которого США на протяжении всей войны в Европе поставляли СССР в порядке ленд-лиза стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага – гитлеровской Германии».
В деле военного сотрудничества особое значение имело открытие второго фронта в Европе. Летом 1942 г. военное положение СССР резко ухудшилось. Германское наступление на юге поставило Советский Союз в самое трудное положение за весь год войны. 12-16 августа Черчилль провел со Сталиным переговоры, в ходе которых Сталин укрепился в мысли, что союзники ждут, пока Германия будет измотана в борьбе с Советским Союзом, чтобы затем вступить в войну на европейском континенте на последнем этапе.
Второй фронт был открыт только 6 июня 1944 г. с высадки англо-американских войск в Нормандии (Северная Франция) и американских войск в южной Франции 15 августа. К этому времени немцы имели во Франции, Бельгии, Голландии группу армий «Запад» в составе 50 дивизий, против СССР находилось более 200 дивизий и подавляющее большинство танков и авиации противника. Открытие второго фронта мало сказалось на положении Восточного фронта, так как союзники сразу же перешли к затяжному характеру ведения боевых операций. Активность англо-американских войск возросла только после того, как они поняли, что СССР в скором времени самостоятельно разгромит фашистскую Германию, возьмет Берлин и освободит страны Западной Европы. Англо-американцы начали срочно оккупировать Австрию, Западную и Южную Германию, но к началу Берлинской операции советских войск они даже не до-
шли до р. Рейн.
Согласованию планов военных действий и политики союзников по отношению к будущей Европе были посвящены конференции великих держав, проходившие в 1943-1945 гг. Особенное значение имела первая встреча глав трех великих держав – Сталина, Рузвельта и Черчилля – в Тегеране 28 ноября – 1 декабря 1943 г. По настоянию советской делегации Тегеранская конференция приняла решение об открытии второго фронта во Франции в течение мая 1944 г. Тегеранская конференция приняла также к сведению заявление И. Сталина, что советские
войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с Восточного на Западный фронт. В Тегеране советская делегация, идя навстречу просьбам правительств США и Великобритании, заявила о готовности СССР вступить в войну против Японии по завершении военных действий в Европе. На Тегеранской конференции была достигнута договорённость об установлении границ Польши. В целом общий итог Тегеранской конференции был положительным.
Вновь «большая тройка» (Сталин, Рузвельт и Черчилль) собралась 4-11 февраля 1945 г. в Ливадийском дворце близ Ялты в период, когда война против фашистской Германии вступила в завершающую стадию. На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, определено отношение к Германии после ее безоговорочной капитуляции, намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенного устройства мира, обсужден ряд других вопросов. Решения Ялтинской конференции во многом предопределили послевоенное устройство Европы и мира почти на пятьдесят лет, вплоть до крушения социалистической системы в конце 1980-х – начале 1990-х гг.
8 мая 1945 г. в пригороде Берлина Карлсхорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. А с 17 июля по 2 августа во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме прошла третья конференция великих держав. Советскую делегацию возглавлял
И. Сталин, американскую – Г. Трумэн, английскую – У.Черчилль, а с 28 июля сменивший его на посту премьер-министра К. Эттли. Определяющее место в повестке дня Потсдамской конференции занял германский вопрос. Главы трёх держав договорились осуществлять в период оккупации Германии согласованную политику. Её суть была сформулирована в виде принципов демилитаризации, демократизации и денацификации страны. Три державы подтвердили, что «германский милитаризм и нацизм будут искоренены», с тем чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всём мире. Была достигнута договорённость о полной демилитаризации и разоружении Германии. Намечались конкретные меры по перестройке политической жизни в Германии на демократической основе. Острая борьба велась на Потсдамской конференции по вопросу о репарациях. Делегации решили, что все четыре державы получат репарации из своих зон оккупации и за счёт германских вложений за границей; СССР дополнительно к этому 25% всего изымаемого из западных зон промышленного оборудования, из них 15% в обмен на эквивалентные поставки угля, продовольствия и других материалов. Потсдамская конференция согласилась с советским предложением о передаче СССР г. Кенигсберг с прилегающим к нему районом. Было принято также согласованное решение о предании суду главных немецких военных преступников. По решению Потсдамской конференции восточные границы Германии были перенесены на запад к линии Одер-Нейсе, что сократило её территорию на 25% по сравнению с 1937 г. В Потсдаме обозначились многие противоречия между союзниками, приведшие вскоре к холодной войне.
В целом, антигитлеровская коалиция внесла большой вклад в разгром фашизма, хотя вклад её участников в борьбу с фашизмом крайне неравномерен: одни участники вели активные военные действия с Германией и её союзниками, другие помогали им поставками военной продукции, третьи участвовали в войне только номинально. Так воинские соединения некоторых стран – Польши, Югославии, а также Австралии, Бельгии, Индии, Канады, Новой Зеландии, Филиппин, Эфиопии и других – принимали участие в военных действиях. Отдельные государства антигитлеровской коалиции (например, Мексика) помогали основным ее участникам главным образом поставками военного сырья. Число участников коалиции в ходе войны увеличивалось; к моменту окончания войны с Японией в состоянии войны с Германией и её союзниками находилось 53 государства мира.

Расчеты Гитлера, развязавшего войну против СССР, на международную изоляцию Советского государства не оправдались. В день начала фашистской агрессии премьер-министр Великобритании У. Черчилль, несмотря на свой антикоммунизм, заявил: “Всякий, кто сражается против Гитлера, - друг Англии; всякий, кто воюет на его стороне, - враг Англии”. Начавшиеся советско-английские переговоры о совместных действиях в войне против Германии завершились подписанием 12 июля 1941 г. в Москве соглашения. Обе стороны обязались не заключать сепаратный мир с Германией. Позже было подписано соглашение о торговле и кредитах. Заявление о том, что его страна окажет “всю возможную помощь Советскому Союзу” в борьбе с гитлеризмом, сделал и президент США Ф. Рузвельт. Он же в соответствии с законом о ленд-лизе дал согласие предоставить СССР первый беспроцентный заем в 1 млрд долларов. Общие принципы национальной политики США и Великобритании в условиях второй мировой войны были изложены в Атлантической хартии (август 1941 г.). В этой англо-американской декларации, разработанной при встрече Рузвельта и Черчилля, были определены цели союзников в ройне. 24 сентября 1941 г. к этой хартии присоединился и Советский Союз, выразив свое согласие с ее основными принципами. Складыванию антигитлеровской коалиции способствовало проведение осенью 1941 г. Московской конференции с участием представителей СССР, США и Великобритании по вопросу о военных поставках. Было подписано трехстороннее соглашение о поставках в СССР вооружений, военного снаряжения и продовольствия. Значительную роль в развитии военно-политического сотрудничества сыграла подписанная в Вашингтоне в январе 1942 г. “Декларация Объединенных Наций”, к которой присоединились 26 государств, находившихся в состоянии войны с Германией. Процесс создания коалиции завершился подписанием советско-английского договора от 26 мая и советско-американского соглашения от Ц июня 1942 г. о союзе в войне против Германии и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны. Первыми совместными действиями союзников стали оккупация Ирана, а также оказание давления на Турцию с целью добиться ее благожелательного нейтралитета. Следует особо отметить важную роль союзнических поставок по ленд-лизу. Не менее важно было и то, что советский народ знал: он не одинок в смертельной борьбе с фашистской Германией. Хотя и с большой задержкой, союзники выполнили требование СССР об открытии второго фронта. В ходе зимней кампании 1945 г. получила развитие координация действий вооруженных сил союзников по антигитлеровской коалиции. Когда в Арденнах англоамериканские войска оказались в тяжелом положении, советские армии по просьбе Черчилля ранее запланированного срока перешли в наступление широким фронтом от Балтики до Карпат, оказав тем самым эффективную помощь союзникам. Как страны антигитлеровской коалиции СССР, США и Великобритания решали вопросы о судьбе побежденной Германии, наказании нацистских преступников и послевоенном устройстве мира на конференциях в Тегеране, Ялте и Потсдаме. Однако при реализации ряда этих договоренностей после войны, в ходе выработки условий послевоенного урегулирования в Европе, возникли разногласия, приведшие к противоборству СССР и прежних союзников, биполяризации мира и “холодной войне

«СССР накануне войны» - СССР накануне войны. 22 июня 1941 года. Соотношение сил накануне войны. План «Барбаросса» (4 армейские группы). Начало великой отечественной войны. Цели. Первые дни Великой Отечественной войны. Защита СССР (формирование фронтов). Оборона Ленинграда Битва за Москву «Хочу всё знать!».

«СССР перед войной» - 3.СССР и Прибалтика. Английская карикатура на Гитлера и Сталина. Подписание cоветско- литовского договора. 1.СССР в начале Второй мировой войны. 2.Советско-финляндская война (1939-1940 гг.). Прорыв Красной Армией линии Маннергейма. Маркировка советско-финской границы. План урока. Проверка проблемного задания.

«Советско-германские отношения» - Работа с текстом документа. Права СССР. Советское правительство. Советско-германские отношения. Соотношение военной техники. Западная Белоруссия. Представление о внешний политике. Положение СССР. Причины II Мировой войны. Реализм. Советско-германские соглашения. Договор о ненападении. Советско-Финская война.

«Немцы в СССР» - Колонны. Условия жизни трудармейцев. Политико-правовое признание. Создание трудовой армии. Украина. Депортация немцев. Отзыв с фронта. Вторая мировая война. Советские немцы на фронте. Трудармия. Паспорт трудармейца. Отношение к немцам. Применение депортации. Карта исторического распределения немецкоговорящего населения.

«Финская война» - Потеряла ранеными 44 тыс. Финляндия Потеряла территорию Потеряла убитыми 23тыс. Надежда на помощь Англии и Франции. Тест 1. Когда началась советско-финская война? Итоги войны Мирный договор 12 марта 1940 г. Советского Союза Финляндии. Российско-финские отношения сегодня. Оборонительная система линии Маннергейма.

«СССР и Германия» - В сентябре-октябре 1939г. Подписан 22 мая 1939 года между Италией и Германией Откровенно направлен против стран Запада. В ноябре 1939 года СССР начал военные действия против Финляндии. Договор о дружбе и границах. СССР выступил с предложением заключить договор о взаимопомощи со странами Запада. 17 апреля 1939г.

Всего в теме 11 презентаций

− объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 против агрессивного блока гитлеровской Германии, фашистской Италии, милитаристской Японии и их сателлитов. Начало антигитлеровской коалиции исторически связывается с заявлениями правительств США и Великобритании о поддержке Советского Союза после нападения на него фашистской Германии, длительными переговорами правительств трех держав о взаимной поддержке и совместных действиях. Наиболее значимые события в ходе действия коалиции - Московское совещание (1941), Декларация двадцати шести (1942) Тегеранская конференция (1943), Ялтинская конференция (1945).

Ленд-лиз − программа, представлявшая собой систему, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Концепция этой программы давала президенту власть помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США. Закон о ленд-лизе, принятый Конгрессом США 11 марта 1941 года, предусматривал что:

поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате (статья 5);

переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов (в основном беспроцентных займов).

Положения ленд-лиза предусматривали, что после войны в случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и не утраченные техника и оборудование должны быть возвращены в США.

На переговорах 1948 г. советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 г. тоже ни к чему не привели. В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн. По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента.

Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.

Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году. По этому соглашению СССР обязался до 2001 г. заплатить $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона - Вэника). В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 г., и сумма - $674 млн.

После распада СССР долг за помощь был переоформлен на Россию (Ельцин, Козырев), по состоянию на 2003-й год Россия должна примерно 100 млн. американских долларов.

Маршал Г. К. Жуков в послевоенных беседах с писателем К. М. Симоновым заявил: «Говоря о нашей подготовленности к войне с точки зрения хозяйства, экономики, нельзя замалчивать и такой фактор, как последующая помощь со стороны союзников. Прежде всего, конечно, со стороны американцев, потому что англичане в этом смысле помогали нам минимально. При анализе всех сторон войны это нельзя сбрасывать со счетов. Мы были бы в тяжелом положении без американских порохов, мы не могли бы выпускать такое количество боеприпасов, которое нам было необходимо. Без американских «студебеккеров» нам не на чем было бы таскать нашу артиллерию. Да они в значительной мере вообще обеспечивали наш фронтовой транспорт. Выпуск специальных сталей, необходимых для самых разных нужд войны, был тоже связан с рядом американских поставок». При этом Жуков подчеркивал, что «мы вступили в войну, еще продолжая быть отсталой в промышленном отношении страной по сравнению с Германией»

Проблема открытия второго фронта

После нападения фашистской Германии на СССР одной из главных задач внешнеполитической деятельности Советского правительства стало создание антигитлеровской коалиции. Учитывая противоречия между СССР и капиталистическими странами, решить эту задачу было непросто. В течение года шли дипломатические переговоры, переписка между правительствами СССР, США и Великобритании по вопросу создания антигитлеровской коалиции. Подписанием 26 мая 1942 г. в Лондоне советско-английского договора о союзе в войне против гитлеровской Германии и 11 июня в Вашингтоне советско-американского соглашения о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии, антигитлеровская коалиция сложилась. Следующей задачей внешней политики СССР стало открытие союзниками второго фронта в Европе. Отсутствие второго фронта позволяло командованию вермахта держать на Востоке основные силы, не опасаясь за свой Западный фронт. Советское правительство, исходя из тяжелейшей обстановки на советско-германском фронте в 1941-1942 гг., добивалось от Англии и США открытия второго фронта в 1942 г. со всей настойчивостью. В ходе советско-американских переговоров в июне 1942 г., которые с советской стороны вел в Вашингтоне нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов, между правительствами СССР и США была достигнута договоренность об открытии второго фронта в Европе в 1942 г. Такого же согласия В.М. Молотов добился и от английского правительства, когда он по пути из Вашингтона в Москву остановился в Лондоне. На деле Англия не собиралась выполнять взятые на себя обязательства и выдвигала всевозможные оговорки, чтобы открытие второго фронта перенести на 1943 г. Кроме того премьер-министр Великобритании У. Черчилль делал все возможное, чтобы склонить президента США Ф. Рузвельта к отказу от взятого обязательства и сосредоточить усилия на осуществлении высадки англо-американских войск в Северной Африке. В июле 1942 г. президент США принял точку зрения У. Черчилля. В письме И.В. Сталину 18 июля, а затем в ходе переговоров с главой Советского правительства в Москве в августе 1942 г. У. Черчилль заявил об отказе Англии открыть второй фронт в Европе в 1942 г. Это же подтвердил от имени президента США Ф. Рузвельта и посол США в Москве А. Гарриман, присутствовавший на переговорах У. Черчилля и И.В. Сталина. Обещание союзников об открытии второго фронта не было выполнено и в 1943 г. Затягивание открытия второго фронта было связано с тем, что англо-американская коалиция рассчитывала на ослабление СССР, на то, что после изнурительной войны СССР потеряет значение великой державы. Второй фронт был открыт только 6 июня 1944 г. с высадки англо - американских войск в Нормандии (Северная Франция) и американских войск в южной Франции 15 августа. К этому времени немцы имели во Франции, Бельгии, Голландии группу армий "Запад" в составе 50 дивизий, против СССР находилось более 200 дивизий и подавляющее большинство танков и авиации противника. Открытие второго фронта мало сказалось на положении Восточного фронта, так как союзники сразу же перешли к затяжному характеру ведения боевых операций. Активность англо - американцев возросла только после того, как они поняли, что СССР в скором времени самостоятельно разгромит фашистскую Германию, возьмет Берлин и освободит страны Западной Европы. Англо - американцы начали срочно оккупировать Австрию, Западную и Южную Германию, но к началу Берлинской операции советских войск они даже не дошли до р. Рейн.


Проблема послевоенного устройства мира

Тегеранская конференция состоялась 28 ноября - 1 декабря 1943 г. в Тегеране. На ней впервые собралась «Большая Тройка» - Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль, И. В. Сталин. Это была первая конференция «Большой Тройки» (СССР, США, Англия) за время Второй Мировой войны

Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4 - 11 февраля 1945) - вторая из трёх встреч лидеров стран антигитлеровской коалиции - Великобритании, СССР и США, посвящённых установлению послевоенного мирового порядка. Конференция проходила в Ливадийском дворце г.Ялта, Крым.

Потсдамская конференция состоялась в Германии - г.Потсдам (дворец Цецилиенхоф) с 17 июля по 2 августа 1945 с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы.

В конференции участвовали главы правительств трёх государств - президент США Гарри Трумэн (председательствовал на всех заседаниях), председатель Совета народных комиссаров СССР И. В. Сталин и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль (во время конференции потерпел поражение на выборах, и в Потсдам прибыл его преемник Клемент Эттли).

Открытие второго фронта

Основными были военные вопросы, в особенности вопрос о втором фронте в Европе, к-рый вопреки обязательствам США и Великобритании не был открыт ими ни в 1942, ни в 1943. В новой обстановке, сложившейся в результате побед Сов. Армии, англо-амер. союзники стали опасаться, что Сов. Вооруж. Силы освободят Зап. Европу без участия вооруж. сил США и Великобритании. Вместе с тем в ходе переговоров обнаружилось различие точек зрения глав пр-в США и Великобритании о месте, масштабах и времени вторжения союзников в Европу. По настоянию сов. делегации Т. к. приняла решение об открытии второго фронта во Франции в течение мая 1944 (см. «Оверлорд»). Т. к. приняла также к сведению заявление И. В. Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с Восточного на Западный фронт. В Теге- ране сов. делегация, идя навстречу просьбам пр-в США и Великобритании, а также учитывая неоднократные нарушения Японией сов.- япон. договора 1941 о нейтралитете и в целях сокращения сроков войны на Д. Востоке, заявила о готовности СССР вступить в войну против Японии по завершении воен. действий в Европе.

Германский вопрос (территориально и политика по отношению к ней

На конференции обсуждался вопрос о будущем Германии. Рузвельт и Сталин высказались в пользу раздробления Германии на мелкие государства с тем, чтобы исключить возрождение германского экспансионизма. Рузвельт предложил расчленить Германию на пять частей и передать Киль, Гамбург, Рур и Саар под контроль Объединенных Наций. Сталин сделал особый упор на том, что объединение Германии должно быть предотвращено любой ценой. Окончательного решения по этому вопросу, однако, принято не было.

В Ялте, как и в 1943 на Тегеранской конференции, вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения.

Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, причем Рузвельт подчеркнул, что американские войска не останутся в Европе дольше двух лет. Но Сталин не хотел предоставлять это право Франции. Рузвельт поначалу с ним согласился. Однако затем Рузвельт заявил, что если ввести Францию в Контрольную Комиссию, которая должна была управлять оккупированной Германией, это заставит французов пойти на уступки. Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение.

Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство – постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности. На период союзной оккупации Германия должна была рассматриваться как единый экономический организм, в том числе в отношении валюты и налогообложения.

Репарации

Советская сторона подняла вопрос о репарациях (вывоз оборудования и ежегодные платежи), которые должна заплатить Германия за причиненный ущерб. Однако сумма репараций установлена не была, т.к. этому воспротивилась британская сторона. Американцы же благожелательно восприняли советское предложение определить общую сумму репараций в 20 миллиардов долларов, из которых 50 процентов должны были быть выплачены СССР.

Британская и американская стороны отказались рассматривать вопрос о репарациях в отрыве от вопроса о помощи немцам. Продовольствие же в Германии производилось в большой мере в тех восточных районах, которые Москва уже передала под польскую юрисдикцию.По вопросу о репарациях компромисс все же был достигнут. СССР (обязуясь передать часть репараций Польше) должен был получить их из своей зоны оккупации, а также частично из западных зон в той мере, в которой это не подрывало мирную германскую экономику.

Польский вопрос

Болезненным на конференции и спорным для советско-британских отношений был вопрос о Польше. К этому времени Сталин порвал отношения с размещавшимся в Лондоне польским правительством в изгнании. Выдвигаемый при поддержке англичан вопрос о расстрелах польских военнослужащих в Катынском лесу под Смоленском Кремль рассматривал как шантаж с целью заставить Москву пойти на территориальные уступки. В Тегеране Сталин подтвердил, что восточная советско-польская граница должна проходить по линии, установленной в сентябре 1939, и предложил передвинуть западную польскую границу к Одеру. Понимая, что Москва в этом вопросе будет стоять насмерть, Черчилль согласился с этим предложением, заметив, что земли, получаемые Польшей, гораздо лучше земель, которые она отдает. Сталин заявил также, что СССР рассчитывает получить Кенигсберг и передвинуть границу с Финляндией дальше от Ленинграда.

Без всякого энтузиазма участники конференции взялись обсуждать польский вопрос. К этому времени вся территория Польши контролировалась советскими войсками; в этой стране было образовано прокоммунистическое правительство.

Рузвельт, поддержанный Черчиллем, предложил, чтобы СССР вернул Польше Львов. Однако это была уловка, уже обсужденные в Тегеране польские границы западных лидеров не занимали. В действительности на повестке дня стоял другой вопрос – послевоенного политического устройства Польши. Сталин повторил ранее согласованную позицию: западная граница Польши должна быть передвинута, восточная – проходить по линии Керзона. Что же касается правительства Польши, то варшавское с лондонским никаких контактов иметь не будет. Черчилль заявил, что по его сведениям просоветское правительство представляет взгляды не более чем трети поляков, ситуация может привести к кровопролитию, арестам и депортациям. Сталин в ответ пообещал включить во временное правительство некоторых «демократических» лидеров из польских эмигрантских кругов.

Рузвельт предложил создать президентский совет в Польше, состоящий из представителей различных сил, который бы сформировал польское правительство, однако вскоре снял свое предложение. Последовали долгие дискуссии. В итоге было решено реорганизовать временное польское правительство на «широкой демократической основе» и провести как можно скорее свободные выборы. Все три державы обязались установить дипломатические отношения с реорганизованным правительством. Восточная граница Польши определялась по линии Керзона; территориальные приращения за счет Германии были упомянуты расплывчато. Окончательное определение западной границы Польши откладывалось до следующей конференции.

Фактически решениями по польскому вопросу, о других государствах Европы в Ялте было подтверждено, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье – в англо-американской сфере влияния.

На первом же пленарном заседании вновь (как в Тегеране и Ялте) встал вопрос о Польше. Советская делегация отстаивала западную польскую границу по рекам Одеру – Нейсе. Трумэн упрекнул Сталина за то, что он уже передал полякам эти районы, не дождавшись мирной конференции, как это было договорено в Ялте. По настоянию советской стороны в Потсдам прибыли польские представители во главе с Болеславом Берутом. Польская делегация требовала немецкие земли и обещала демократически выборы. Черчилль и Трумэн предлагали не спешить, а Черчилль выразил сомнение, что Польша сможет успешно «переварить» такую большую территорию.

Польский вопрос, стоивший Черчиллю столько крови, был последним, который он обсуждал как премьер-министр Великобритании. 25 июля Черчилль вместе с министром иностранных дел А.Иденом отбыл в Лондон, где на следующий день подал в отставку. В Потсдам прибыли новый премьер-министр К.Эттли и новый министр иностранных дел Э.Бевин.

Уже в новом составе конференция пришла к соглашению по вопросу о Польше. Польша должна была провести свободные выборы с участием всех демократических и антинацистских партий. Окончательное решение вопроса о западной границе Польши было отложено, однако уже сейчас Польше передавались восточногерманские земли. Конференция согласилась на передачу СССР города Кенигсберга и прилегающей территории.

Другие вопросы

Принята «Декларация об Иране», в которой участники заявили «о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана». На конференции обсуждались также др. вопросы, в т. ч. касающиеся послевоен. Организации мира.

Советское предложение о членстве советских республик в будущей ООН было принято, однако их число было ограничено двумя (Молотов предлагал две-три – Украину, Белоруссию и Литву, мотивируя это тем, что Британское Содружество представлено в полном составе). Было решено провести учредительную конференцию ООН в США в апреле 1945. Советская сторона согласилась с американским предложениям, согласно которому постоянный член Совета Безопасности не мог принимать участие в голосовании в том случае, если вопрос касался страны-члена СБ. Рузвельт воспринял советскую уступку с воодушевлением.

Рузвельт серьезно относился к принципу опеки ООН над колониальными территориями. Когда американская сторона представила соответствующий документ, Черчилль заявил, что не допустит вмешательства в дела Британской империи. Как, вопрошал Черчилль, апеллируя к СССР, отнесся бы Сталин к предложению интернационализировать Крым? Американская сторона заявила, что имелись в виду территории, отвоеванные у врага, например острова в Тихом океане. Согласились на том, что американское предложение распространяется на подмандатные территории Лиги наций, территории, отобранные у противника, и территории, которые добровольно согласятся на надзор со стороны ООН.

Конференция обсудила ряд вопросов, связанных с европейскими государствами. Сталин не оспаривал британо-американского контроля над Италией, в которой все еще шли бои. В Греции шла гражданская война, в которую вмешались британские войска на стороне, противостоящей коммунистам. В Ялте Сталин подтвердил договоренность, достигнутую с Черчиллем в октябре 1944 в Москве, – рассматривать Грецию как сугубо британскую сферу влияния.

Великобритания и СССР, опять же в соответствии с октябрьскими договоренностями, подтвердили паритет в Югославии, где руководитель югославских коммунистов Иосип Броз Тито договаривался с прозападным югославским лидером Шубашичем о контроле над страной. Но практическое урегулирование ситуации в Югославии складывалось не так, как этого хотелось Черчиллю. Англичан беспокоили также вопросы территориального урегулирования между Югославией, Австрией и Италией. Было решено, что эти проблемы будут обсуждаться по обычным дипломатическим каналам.

Аналогичное решение было принято и по претензиям американской и британской сторон в связи с тем, что СССР не консультировался с ними в решении проблем послевоенного устройства Румынии и Болгарии. Ситуация в Венгрии, где советская сторона также исключила западных союзников из процесса политического урегулирования, подробно не обсуждалась.

Италию как страну, порвавшую с Германией, было решено рекомендовать для членства в ООН. Совету министров иностранных дел поручалось подготовить мирные договоры с Италией, Болгарией, Финляндией, Венгрией и Румынией. Подписание мирных договоров делало возможным включение этих государств в ООН. Испании в членстве в ООН отказали. Было решено «улучшить» работу контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии. Переселение германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии предлагалось осуществлять «упорядоченным и гуманным» образом. Войска союзников должны были быть немедленно удалены из Тегерана, а Совет министров иностранных дел – решить вопрос о дальнейшем выводе войск из Ирана.

Конференция не согласилась с советским предложением относительно Босфора и Дарданелл. Сталин требовал отменить конвенцию Монтре, предоставить выработку режима проливов Турции и СССР, дать СССР возможность организовать военные базы в проливах наравне с турками. Трумэн предложил свободный режим проливов при гарантиях всех великих держав. В итоге было принято решение о том, что конвенция Монтре должна быть пересмотрена в ходе контактов каждого из трех правительств с турецким правительством.

Наиболее острой проблемой межсоюзнических отношений являлась проблема открытия второго фронта. Во время пребывания В.М. Молотова в Лондоне и Вашингтоне были подписаны аналогичные по содержанию англо-советское и советско-американское коммюнике, где говорилось, что между СССР, Великобританией и США «достигнута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 году».

24 июля 1942 г. в Лондоне через неделю после публикации коммюнике о втором фронте У. Черчилль вновь встретился с Ф. Рузвельтом в Лондоне и договорился с ним отложить создание второго фронта в Европе. У. Черчилль обещал в письме и при личной встрече в Москве И. Сталину открыть второй фронт в Европе в 1943 г.

После Сталинградской битвы в 1943 г., которая явилась началом коренного перелома войны, с точки зрения союзников, стало невыгодным дальнейшее откладывание второго фронта. Напротив, теперь они считали целесообразным высадить свои войска в Западной Европе и не допустить ее освобождения Советской Армией.

Тегеранская конференция.

Первая конференция состоялась в Тегеране (1943 год). На встрече присутствовали руководитель СССР И. В. Сталин, американский президент Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль. Главной для обсуждения стала проблема открытия второго фронта. Сталин настаивал на скорейшем введении армии союзников на территорию Западной Европы, он открыто спрашивал: «Будут ли США и Англия помогать нам в войне?». И хотя позиция Великобритании состояла в попытке затягивания второго фронта, лидерам удалось договориться. Была назначена конкретная дата высадки американо-английских войск на май - июнь 1944 года. Кроме того, обсуждались вопросы о судьбе Германии, послевоенном устройстве мира, объявлении Советским Союзом войны фашистской Японии, создании Организации Объединённых Наций.

Ялтинская конференция.

На Крымской конференции (февраль 1945 г.), которая проходила в Ялте, главными проблемами стали вопросы устройства Германии и всего мира после войны. Лидеры стран антигитлеровской коалиции приняли решение об основных принципах управления Большим Берлином, о назначении репараций с Германии по возмещению нанесённого ущерба.

Исторической заслугой конференции стало решение о создании - Организации Объединенных Наций (ООН) - международного учреждения с целью сохранения мира.

Принятая Декларация об освобожденной Европе, провозглашала, что все вопросы развития в Европе после войны СССР, США и Великобритания должны решать согласованно.

СССР подтвердил обещание о начале войны с Японией не позднее трёх месяцев после победы над Германией.

Потсдамская конференция

Берлинская (Потсдамская) конференция в июле - августе 1945 г. показала серьезные расхождения в позициях стран победительниц. Если первые встречи проходили в достаточно дружественной атмосфере сотрудничества, то конференция в Берлине отразила негативное отношение к СССР, прежде всего со стороны премьер-министра У. Черчилля, и впоследствии сменившего его на посту К. Эттли, а также нового президента США Г. Трумэна.

Центральное место в обсуждении занял германский вопрос. Германия сохранялась, как единое государство, но принимались меры по ее демилитаризации и ликвидации фашистского режима (так называемой денацификации). Для осуществления этих задач в Германию вводились войска стран-победительниц без ограничения срока их пребывания. Решился вопрос о репарациях с Германии в пользу СССР как наиболее пострадавшей страны. Были установлены новые границы в Европе. Довоенные границы СССР восстанавливались, а территория Польши расширялась за счет германских земель.

В целом, встречи лидеров стран антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Берлине вошли в историю как крупнейшие международные события. Принятые на конференциях решения помогли в мобилизации сил для разгрома фашизма в Германии и милитаристской Японии. Решения данных конференций определили дальнейшее демократическое устройство мира после войны.