Во что играют бразильские детки. Картотека (старшая группа) на тему: Подвижные игры народов мира

Детские подвижные игры народов мира – подвижные игры, в которые с удовольствием играют детишки из разных стран.

1 Русская народная игра «Пчелки и ласточка».

Ход игры. Играющие дети – «пчелки» – сидят на корточках. «Ласточка» – в своем «гнезде».

Пчелки (сидят на поляне и напевают).

Пчелки летают, медок собирают!

Зум, зум, зум! Зум, зум, зум

Ласточка. Ласточка летает,

Пчелок поймает!

«Вылетает» и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой».

2 Русская народная игра «Капуста».

Цель: развивать двигательную активность детей.

Ход игры. Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с «капустой» и говорит:

Я на камешке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волки и синицы, бобры и куницы,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает – из игры выбывает. Участник, который больше всего унес «капусты», – победитель.

3 Русская народная игра «Мячик кверху».

Цель. развивать умение попадать в мишень.

Ход игры. Играющие встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч, говоря: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе к нему. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.

4 Русская народная игра «Волк».

Ход игры. Все играющие – «овцы», они просят «волка» пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоем лесу!» Он отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только травку не щиплите, а то мне спать будет не на чем». «Овцы» сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют траву и поют:

Щиплем, щиплем травку, зеленую муравку.

Бабушке на рукавички, дедушке на кафтанчик,

Серому волку грязи на лопату!

«Волк» бежит по поляне и ловит «овец», пойманный становится «волком», игра возобновляется.

Правила игры. Гуляя по лесу, «овцы» должны расходиться по всей поляне.

5 Русская народная игра «Блуждающий мяч».

Цель: развивать внимание, ловкость движения.

Ход игры. Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удается, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

Правила игры. Передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя передавать мяч через одного, можно только рядом стоящему игроку. Игрок, уронивший мяч, становится водящим.

6 Башкирская народная игра «Липкие пеньки».

Цель: развивать ловкость и быстроту движения.

Ход игры. Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить к ним близко. «Пенечки» должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Те, до кого дотронулись, становятся «пеньками».

Правила игры. «Пеньки» не должны вставать с места.

7 Белорусская народная игра «Ванюша и лебеди».

Ход игры. На земле чертят круг диаметром 10 м. Это лес, а в середине квадратик – это дом лесовика. В квадрате помещают Ванюшу и выбирают «лесовика». Остальные – «лебеди». «Лебеди», залетая в лес, пробуют забрать Ванюшу, а «лесовик» – поймать «лебедей» рукой. «Лебедь», которому удается вывести из леса Ванюшу, сам становится «лесовиком», и игра начинается сначала.

Правила игры. Забегать в дом «лесовика» нельзя. Пойманные «лебеди» выбывают из игры до смены ролей. «Лесовик» не имеет права выходить из леса и все время стоять возле дома, он должен двигаться по площадке.

8 Удмуртская народная игра «Водяной».

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. Очерчивают круг. Это пруд или озеро. Выбирается водящий («водяной»). Играющие бегают вокруг «озера» и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». «Водяной» бегает по кругу («озеру») и ловит играющих, которые подходят близко к «берегу» (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Правила игры. «Водяной» ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают «водяному».

9 Кавказская народная игра «Перетягивание».

Цель: развивать силу, ловкость.

Ход игры. На площадке чертится большой круг. Он делится пополам чертой. По обе стороны от нее, спинами друг к другу, становятся два участника игры. На них надевается стальной обруч. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет, тот и выиграл.

Правила игры. Начинать тянуть следует одновременно по команде: «Марш!» Тянуть надо только вперед за счет корпуса и ног.

10 Мордовская народная игра «Круговой».

Цель: развивать меткость, быстроту реакций.

Ход игры. Играющие делятся на две команды, чертят большой круг и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается им попасть в любого другого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если нет, то он выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, пойманный от земли не считается. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу. Если в него попадут, он остается в кругу, так как у него есть запасное очко.

11 Игра народов Севера «Перетяни».

Цель: развивать силу, быстроту движений.

Ход игры. На площадке чертят две линии на расстоянии 3–4 метров одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и с согласия товарищей с криком «Перетяну!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается. Теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.

12 Кавказская народная игра «Жмурки-носильщики».

Ход игры. В одном конце площадки ставится небольшой столик, на нем раскладывают 10 мелких игрушек. На другом конце площадки, шагах в 10–15 от столика, – два стула. Из числа играющих выбирают двух носильщиков. Они садятся на стулья лицом к столику, обоим завязывают глаза. Каждый носильщик должен перенести со столика на свой стул 5 предметов. Победит тот, кто раньше справится с работой.

Правила игры. Оба носильщика начинают игру одновременно, по сигналу. Переносить можно только по 1 предмету. В ходе игры необходимо следить, чтобы носильщики не сталкивались, идя навстречу друг другу.

13 Игра народов Севера «Ловля оленей».

Цель: развивать меткость, быстроту движений.

Ход игры. Среди играющих выбирают двух «пастухов», а остальные – «олени», которые становятся внутри очерченного круга. «Пастухи» находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей», а те убегают. «Олень», в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных «оленей».

14 Татарская народная игра «Угадай и догони».

Цель: развивать внимание, быстроту реакции, ловкость.

Ход игры. Играющие садятся на скамейку или траву в один ряд. Впереди садится водящий с закрытыми глазами. Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и шепотом называет по имени. Водящий должен отгадать, кто это. Если он угадает, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий назвал имя игрока неправильно, тогда подходит другой игрок. Если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать.

Правила игры. В случае если водящий не поймет товарища, можно повторить имя еще раз. Поймав игрока, водящий садится в конец колонны, а пойманный становится водящим. В игре устанавливается строгая очередность.

15 Русская народная игра «Ключи».

Цель: развивать внимание, быстроту.

Ход игры. Играющие дети встают в кружки, начерченные на земле. Водящий подходит к игроку и спрашивает: «Где ключи?», тот отвечает: «Пойди к Саше (Сереже), постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время перебежки. Если он долго не сможет его занять, то может крикнуть: «Нашел ключи». Все играющие должны при этом поменяться местами, и водящий занимает чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим.

16 Игра народов Севера «Я есть».

Цель: развивать двигательные навыки.

Ход игры. Дети делятся на две одинаковые команды. В середине площадки, на расстоянии 2–3 метров, обозначаются две линии, за которыми строятся две друг против друга шеренги. Игроки убегающей команды дружно хлопают в ладоши, поворачиваются и быстро бегут к своему краю площадки. Водящая команда бежит за ними, стараясь поймать хоть одного из убегающих, прежде чем они пересекут линию, очерчивающую площадку. Тот игрок, до кого дотронулись, должен громко крикнуть: «Я есть!» После этого он и вся его команда поворачиваются и ловят игроков водящей команды, которые стремятся убежать за черту на конце своей площадки.

Правила игры. Ловить можно любого игрока. Пойманный должен обязательно крикнуть: «Я есть!» Не разрешается убегать за боковую линию площадки.

17 Русская народная игра «Стадо».

Цель: развивать память, внимание.

Ход игры. Играющие выбирают «пастуха» и «волка», а все остальные – «овцы». Дом «волка» в саду, а у «овец» два «дома» на противоположных концах площадки. «Овцы» громко зовут «пастуха»:

Пастушок, пастушок, заиграй во рожок.

Травка мягкая, роса сладкая,

Гони стадо в поле, погуляй на воле.

«Пастух» выгоняет «овец» на луг, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу «пастуха» «Волк!» все «овцы» бегут в дом на противоположную сторону площадки. «Пастух» встает на пути «волка», защищает стадо. Все, кого поймал «волк», выходят из игры.

Правила игры. Во время перебежки «овцам» нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. «Волк» «овец» не ловит, а дотрагивается до них рукой. «Пастух» может только заслонять «овец» от волка, но не должен задерживать его руками.

18 Белорусская народная игра «Прела-горела».

Ход игры. Ведущий вместе с водящим прячут в разных местах игрушки, сопровождая действия словами:

Прела-горела за море летела,

А как прилетела, там где-то и села,

Кто первый найдет, тот себе возьмет!

После этих слов все разбегаются по площадке, ищут спрятанные предметы. Кто больше найдет, тот и выиграл.

Правила игры. Начинать искать предметы можно только после произнесенных слов. Во время раскладывания игрушек все должны стоять с закрытыми глазами и не подсматривать. Прятать игрушки необходимо быстро.

19 Белорусская народная игра «Колечко».

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Ход игры. Играющие стоят по кругу, держат руки впереди лодочкой. Выбирается один ведущий. В руках у него небольшой блестящий предмет (Это может быть колечко, фантик из фольги). Ведущий идет по кругу и каждому как будто кладет колечко в руки. При этом говорит:

Вот по кругу я иду,

Всем колечко вам кладу,

Руки крепче зажимайте

Да следите, не зевайте!

Одному из детей он незаметно кладет колечко, а потом выходит из круга и говорит: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Тот, у кого в ладошках окажется колечко, выбегает, а дети должны быстро взяться за руки, постараться задержать его, не выпустить из круга.

20 Дагестанская народная игра «Подними игрушку».

Цель: развивать ловкость движений.

Ход игры. Игроки становятся в круг, в центре его кладут любую крупную игрушку. Воспитатель ударяет в бубен, все играющие движутся по кругу. По окончании звона каждый участник игры старается первым поднять игрушку.

Правила игры. Нельзя тянуть за игрушку и выходить из круга раньше, чем перестанет звучать бубен.

21 Казахская народная игра «Платок с узелком».

Цель: развивать ловкость и координацию движений.

Ход игры. Водящий дает одному из участников завязанный в узел платок. Участники становятся в круг вокруг водящего. По команде водящего «Раз, два, три!» все участники разбегаются. Водящий должен догнать игрока с платком, коснуться его плеча и забрать платок. В момент преследования игрок с платком

22 Русская народная игра «Снежная баба».

Цель: развивать двигательный аппарат, ловкость.

Ход игры. Выбирается «снежная баба». Она садится на кор-точки в конце площадки. Дети идут к ней, притопывая.

Баба снежная стоит,

Ночью дремлет, днями спит,

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «снежная баба» просыпается и догоняет детей. Кого поймает, тот становится «снежной бабой».

23 Бурятская народная игра «Иголка, нитка и узелок».

Цель: развивать внимание, ловкость.

Ход игры. Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают «иголку», «нитку» и «узелок». Все они друг за другом то вбегают в круг, то выбегают из него. Если же «нитка» или «узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали за «иголкой» из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигается быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

«Иголка», «нитка», «узелок» держатся за руки, их надо, не задерживая, пропускать выпускать из круга и сразу же закрывать его.

24 Грузинская народная игра «День и ночь».

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – «Ночь», а команда девочек – «День». По команде «Ночь» мальчики ловят девочек, по команде «День» девочки ловят мальчиков. Тот, кого поймали, переходит в команду противников.

25 Бурятская народная игра «Волк и ягнята».

Цель: развивать ловкость, быстроту движения.

Ход игры. Один игрок – «волк», другой – «овца», остальные – «ягнята». «Волк» сидит на дороге, по которой движется «овца» с «ягнятами». Она впереди, за нею друг за другом гуськом идут «ягнята». Подходят к «волку». «Овца» спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», – говорит «волк». «А зачем нас ждешь?» «Чтобы всех вас съесть!» – с этими словами он бросается на «ягнят», а «овца» загораживает их. «Ягнята» держатся друг за друга и за «овцу».

Правила игры. «Волк» может ловить только последнего «ягненка». «Ягнята» должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями «овцы». «Волку» нельзя отталкивать «овцу».

26 Дагестанская народная игра «Надень шапку».

Цель: развивать внимание, координацию.

Ход игры. Мальчик сидит на стуле. На 8–10 шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к сидящему, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему закрывают глаза, поворачивают кругом и дают в руки шапку. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть шапку на мальчика. Остальные игроки считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на эти роли назначают других детей.

Правила игры. Водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.

27 Белорусская народная игра «Заяц-месяц».

Цель: развивать быстроту движений.

Ход игры. Играющие стоят по кругу. Ведущий и дети начинают перекличку:

– Заяц-месяц, где был? – Куда клал?

– В лесу. – Под колоду.

– Что делал? – Кто украл?

– Сено косил. – Чур.

На кого попадет слово «чур», тот догоняет детей, а они разбегаются врассыпную.

Правила игры. Бежать можно только после слова «чур». Пойманным считается игрок, которого коснулся тот, кто ловит.

28 Грузинская народная игра «Дети и петух».

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. Один из игроков изображает петуха. «Петух» выходит из своего домика, ходит по площадке и три раза кукарекает. Игроки в ответ: «Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка! Что так рано встаешь, детям спать не даешь?»

После этого «петух» опять кукарекает, хлопает «крыльями» и начинает ловить детей, которые, выйдя из своих домиков, бегают по площадке.

Правила игры. Ловить детей в домике нельзя.

29 Татарская народная игра «Хлопушки».

Цель: развивать быстроту, ловкость.

Ход игры. На противоположных сторонах площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20–30 метров. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

Хлоп да хлоп! – Сигнал такой.

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут наперегонки к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.

Правила игры. Пока водящий не коснется чьей-нибудь ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

30 Татарская народная игра «Перехватчики».

Цель: развивать ловкость, быстроту.

Ход игры. На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине, лицом к детям, находится водящий. Дети хором произносят слова:

Мы умеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ни за что нас не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В концы игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.

Правила игры. Водящий ловит игроков, прикасаясь к плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.

31 Татарская народная игра «Лисички и курочки».

Цель: развивать двигательную активность.

Ход игры. На одном конце площадки находятся «в курятнике куры и петухи». На противоположном – стоит «лисичка». «Курочки» и «петухи» ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки, ищут червячков и т. д. Когда к ним подкрадывается «лисичка», «петухи» кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в «курятник», за ними бросается «лисичка», которая старается поймать любого из игроков.

Правила игры. Если не удается запятнать кого-либо из игроков, то «лисичка» снова водит.

32 Игра народов Севера «Пятнашка на санках».

Цель: развивать ловкость, быстроту движения.

Ход игры. Играют несколько пар. В каждой из них один играющий везет другого на санках. Выбирается пара водящих. Водящие стремятся догнать любую другую пару и запятнать одного из них. Ловит игрок, сидящий на санках, он делает это только прикосновением руки. Если в паре один игрок осален, эта пара становится водящей.

Правила игры. Играть надо в пределах определенной площадки. Пара, заехавшая за пределы площадки, становится водящей, и игра продолжается. Нельзя ловить игроков той пары, которая только что была водящей.

33 Игра народов Севера «Ловля оленей».

Цель: развивать меткость, ловкость.

Ход игры. Среди играющих выбирают двух «пастухов» – остальные – «олени». Они становятся внутри очерченного круга. «Пастухи» находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три – лови!» «пастухи» по очереди бросают мяч в «оленей», а те убегают от него. «Олень», в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных «оленей».

Правила игры. Игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч надо только в ноги играющим. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

34 Русская народная игра «Большой мяч».

Цель: развивать ловкость движений, быстроту.

Ход игры. Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с большим мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч, становится водящим и встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему надо вкатить мяч в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середине встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

Игры народов мира помогают лучше понять,
а может и по­иному взглянуть на другие
народности. Игры народов мира отражают
культуру и самобытность народа. Можно
отметить, что у одного народа преобладают
подвижные, командные игры, а у другого
настольные, логические. Также можно встретить
очень похожие игры у разных народов, но с
различными
названиями.

Россия
«Ручеек»
Игру эту знали и любили
еще наши прабабушки, и дошла
она до нас почти в неизменном
виде. Здесь нет необходимости
быть сильным, ловким или
быстрым, эта игра иного рода ­
эмоционального, она создает
веселое и жизнерадостное
настроение. Правила просты.
Играющие встают друг за
другом парами, обычно мальчик
и девочка, берутся за руки и
держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный
коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и,
проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая
пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало
"ручейка"... И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему
симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно ­ чем больше
участников, тем веселее игра.
«Чехарда»
Встаньте друг за другом с промежутками до пяти шагов. Голову пригните
и сами присядьте, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разгибается
и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками
о его спину. Играющие
постепенно
выпрямляются,
увеличивая
прыжка.
перепрыгнувший
становится впереди. Кому
прыжок не удастся,
выбывает из игры.
высоту
Каждый

«Волки во рву»
Старинная игра может
прекрасно развлечь вас на
перемене в школьном дворе.
На площадке чертится
коридор шириной до одного
метра. Ров можно начертить и
зигзагообразно ­ где уже, где
шире. Во рву располагаются
водящие ­ «волки » ­ два, три
и больше: это уж как вам
захочется.
Все остальные
играющие
­
стараются перепрыгнуть через
ров и не оказаться запятнанными. Если «зайца» запятнали, он выбывает из
игры. "Волки" могут пятнать "зайцев", только находясь во рву. "Зайцы"
ров не перебегают, а перепрыгивают. Вот и все правила. А варианты
придумывайте сами...
«зайцы»
­

Азербайджан
«Дай платочек»
Играют дети младшего и среднего
школьного возраста, от 6 до 40 человек. Для игры
требуются два маленьких платка. Играющие
делятся на две равные по численности команды и
выстраиваются шеренгами одна против другой
вдоль противоположных сторон площадки на
расстоянии 10 ­ 15м друг от друга. Руки держат
за спиной. Выбранные капитаны команд, получив по платку, обходят свои
шеренги сзади и незаметно кладут платки в руки кому­нибудь из
участников, стоящих в шеренге, таким образом, чтобы остальные не
заметили, кому отдан платок. Затем руководитель игры (вожак) говорит:
"Дай платок!" Те, у кого находятся платки, стремительно выбегают и
передают их руководителю, который стоит посредине у боковой линии.
Кто из выбежавших участников первым передаст платок, тот получает 1
очко для своей команды. Выигрывает команда, у которой больше очков.
Два раза одному и тому же игроку выбегать нельзя, то есть один и тот же
игрок не должен получать платок более 1 раза. Без команды руководителя
выбегать из шеренги не разрешается.
Белоруссия
«Беляк»
В этой игре могут участвовать 5 или
более человек. Играть в "Беляка" можно
только зимой. Для этого участникам надо
скатать из снега крупный шар (диаметр ­ 1м) и
встать вокруг него, держась при этом за руки.
После каждый участник должен стараться за
руки перетянуть кого­нибудь в середину
круга, чтобы тот коснулся телом шара. Если прикосновение действительно
было, участник выбывает из игры. Оставшиеся снова берутся за руки и
продолжают игру. Выигрывает тот, кто заставит последнего соперника
коснуться шара.

Латвия
«Балтени»
Количество участников этой игры ­ от 5 и более.
Для игры потребуется хорошо обтесанная деревянная
палка. Сначала необходимо выбрать ведущего. Затем
все игроки должны лечь на траву лицом вниз, а
ведущий ­ закинуть палку в кусты с тем расчетом,
чтобы игроки нашли ее не сразу. По команде все
лежащие вскакивают и бегут искать палку. Выигрывает тот, кто это
сделает быстрее всех. Победитель становится ведущим.
Таджикистан
«Белая палочка»
В "Белую палочку" могут играть более 10 человек. Участники
должны выбрать по считалке ведущего, разделиться на 2 равные команды
и выбрать место для белой палочки. Затем ведущий должен незаметно
спрятать палочку, а игроки ­ искать ее. Нашедший палочку несет ее в
выбранное место, а в это время игроки другой команды пытаются ему
помешать. Палочку можно передавать участникам своей команды.
Туркмения
«Акса-таук»
Количество игроков в данной игре неограниченно (от 10 человек).
Участники должны разделиться на две равные по количеству
команды, выбрать капитана. Затем команды встают на площадке длиной в
50 м друг напротив друга. Капитан должен направить одного человека в
разведку. Разведчик в свою очередь должен дойти до линии соперников,
быстро коснуться одного из них и бежать обратно. Если убегающий ушел
от преследования, то он возвращается в свою команду. Если соперник
успел до него дотронуться, разведчик становится пленником
противоположной команды, и наоборот.

Игра подходит к концу, когда в одной из команд останется меньше
половины участников.
Малайзия
«Гнездо черепахи»
"Черепаха" (водящий) кладет "яйца" ­ камешки в центр
круга, образованного игроками и зрителями. Игроки
пытаются украсть "яйца" и при этом не попасться "черепахе".
Пойманный становится "черепахой" и занимает место
водящего.
Япония
«Аист и лягушка»
В эту японскую игру могут играть 4
человека и более. Для этого необходимо
нарисовать на асфальте большое озеро с
бухтами, островами и мысами. Три человека
становятся "лягушками" и сидят в «воде», не
имея права выбраться на «сушу». «Аист»
должен ходить по берегу и пытаться поймать
"лягушку". "Аист" имеет право прыгать с
"острова" на "остров", но не может заходить в "воду". Последняя
пойманная «лягушка» ­ становится "аистом".

Италия
«Укради знамя»
Две команды размещаются каждая у своей черты на некотором
расстоянии друг от друга, посредине стоит ведущий. Он держит косынку и
выкрикивает номера. Игроки, чьи номера он назвал, бегут к нему. Тот, кто
выхватит у ведущего косынку и первым вернется на свое место,
зарабатывает очко.
«Прятки по-американски»
прячется, а все остальные
должен спрятаться вместе с
в укромное местечко и
обнаруженным. Когда
Прятки по­американски очень отличаются от нашей игры: один
ищут. Тот, кто его находит,
ним. Надо потихоньку пробраться
сидеть тихо­тихо, чтобы не быть
последний игрок понимает, что

остался в одиночестве, то прячется сам. Все отправляются искать его, и
Перу
игра начинается снова.
«Калабаса!»
Игроки чертят себе домики­круги, а водящий
остается "бездомным". Все хором кричат "Калабаса!"
(По домам!) и разбегаются по своим кругам.
"Бездомный" обращается к одному из игроков: "Ты
продаешь яйца?" Тот отвечает: "Я ­ нет, а он, может
быть, продает" и указывает на товарища, к которому и
направляется "бездомный". Тем временем игроки должны поменяться
местами. Если водящий успевает занять чужой дом, то он становится его
хозяином, а оставшийся вне круга водит.
Канада
«Бег с платком»
В этой игре могут участвовать от 10 человек и более. Сначала среди
играющих необходимо выбрать ведущего. После этого игроки встают в
круг, а ведущий с платком оббегает его 2 раза, дотрагивается до чьей­
нибудь спины, кладет платок за его спиной и продолжает бежать. Суть
игры заключается в том, что игрок, до которого дотронулся ведущий,
должен поднять платок, обогнать ведущего и вернуться на свое место. В
этом случае он побеждает. Если игрок не успеет обогнать ведущего, он
проигрывает и занимает его место.
Новая Зеландия
«Пуни-пуни»

Это игра маори, в которую играют
двое. Игроки стоят лицом друг к другу
на расстоянии около 2м.
Один
вытягивает руку в направлении другого,
а тот с закрытыми глазами пытается
найти руку товарища, дотянуться до нее
и скрестить пальцы. При этом оба не
должны сходить с места.
Новая Гвинея
Рыбки в неводе
Игроки разбиваются на
две группы, и одна становится
кольцом вокруг другой.
Внутри находятся "рыбки" ­
игроки,
которые должны
выскользнуть из "невода". По
правилам игры, сделать это
можно, лишь проползая между
ног своих товарищей. Когда
кому­то
удается,
играющие меняются ролями.
это

В эту игру можно играть и в воде.
Бразилия «Больная кошка»
В данной игре могут принимать участие от 5
человек. Из игроков выбирается один, который будет
"здоровой кошкой" и задача которого ­ поймать и

остальных
запятнать
участников.
Запятнанные
участники должны помогать
"здоровой кошке», держась одной рукой за то
место, до которого она дотронулась. Пятнать
оставшихся участников "больные кошки"
могут только свободной рукой. Оставшийся
незапятнанным
становится
участник

«здоровой кошкой" в следующем туре игры.

Украина
«Хромая уточка»
Играют 5 и более человек.
Ход игры: обозначают границы площадки. Выбирается «хромая уточка»,
остальные игроки размещаются произвольно на площадке, стоя на одной
ноге, а согнутую в колене другую ногу придерживают сзади рукой.
После слов «Солнце разгорается, игра начинается» «уточка» прыгает на
одной ноге, придерживая другую ногу рукой, стараясь осалить кого­
нибудь из играющих. Осаленные помогают ей осалить других.
Последний неосаленный игрок становится «хромой уточкой».
Правило: игрок, ставший на обе ноги или выпрыгнувший за предел
площадки, считается осаленным.

Знаете ли вы, во что играют ребята в других странах? У них ведь тоже есть свои занятные игры.

БАРЫ. Это французская игра. Но встречается она и в других странах Европы.
Играющие (20–30 человек) делятся на две партии. Во главе каждой партии – мать. На расстоянии 50–60 шагов проводят две черты – "города", а справа рисуют квадраты "для пленных". Каждая партия располагается в своём "городе".
По жребию один из играющих выходит на середину и вызывает любого из другой партии. Они становятся друг перед другом. Вызвавший ударяет три раза ладонью по плечу противника к бежит к своим. Противник старается его догнать и запятнать. Но на помощь "своему" из города выбегает другой игрок: он охотится уже за пятнающим противником. Тогда и ему на выручку выбегает "свой".
Пятнать имеет право только тот, кто позднее выбежал из "города". Если ему удаётся запятнать противника, он кричит: "Взят в плен!" Тогда все играющие идут по местам, а пойманного отводят в "плен".
Игра возобновляется. Но теперь она осложняется тем, что надо выручать товарища из "плена". Для этого достаточно подбежать к нему и ударить по руке. Но "пленных" охраняет "часовой", и он пятнает выручающих.
Если в "плен" попала мать, то она имеет право послать вместо себя двоих "своих" или освободить двух противников.
До начала игры определяется количество "пленных" для победы. Договорились, к примеру, до трех "пленных", взяли троих в "плен" – игра заканчивается. Но можно играть и до тех пор, пока все из одной партии не будут в "плену" у другой.
Примечания.
1) Чтобы иметь право пятнать, надо побывать в своём "городе". 2) Нельзя возобновлять игру после "пленения" или "освобождения", пока все не побывают в своём "городе".

ИВОЛ. Эта очень древняя игра родилась в Греции.
Посредине площадки, луга ставят камень, пень или что-нибудь в этом роде.
20–30 человек играющих тоже делятся на две партии и по жребию решают, какая главная.
После этого все разбегаются, и по команде: "Время!" – игроки главной партии бегут к камню, чтобы прикоснуться к нему рукой. Другие их ловят. (Для того чтобы игра была оживлённей, убегающие хитрят: внезапно приседают, хватают противника за ноги и т. п.) Пойманного отводят в сторону, где он остаётся до конца игры. Туда же (рядом) собираются и сумевшие прикоснуться к камню.
Если последних больше, чем первых, верх остается за ними. Либо их противники становятся главными, а им остаётся только сторожить камень и ловить.

ХРОМАЯ ЛИСА. В эту игру любят играть немецкие ребята.
Выбирают лису. В углу комнаты (а можно и на земле начертить уголок) – нора.
Лиса стоит там на одной ноге. Все дразнят её, теребят за одежду, подражают лаю собак, хлопают в ладоши и т. д. Лиса старается запятнать кого-нибудь, но все увёртываются. Если лиса встала на обе ноги или переменила ногу, кричат: "Лиса, в норку!"
Тот, кого запятнала лиса, прыгает на одной ноге и делается хромой лисой, а прежняя лиса присоединяется к играющим.

ОХОТА НА ЛИС. Это английская игра.
Из большого коллектива на природе выбирают двух лучших бегунов. Это лисы. Им дают по мешку рваной бумаги, и они бегут до заранее назначенного и известного им места, километрах в пяти-шести. Бегут они не по прямой, а делают зигзаги, обходы и всюду кидают бумажки.
Остальные играющие – гончие. Им маршрут неизвестен, и стартуют они через 15–20 минут после лис! Гонятся по следу, подбирая бумагу. Наконец все собираются у костра, голодные, уставшие... Но если обед готов, отдых обеспечен. А сколько рассказов о смешных случаях и приключениях в пути!

НТЭУ (волчок) – африканская игра. В африканских и восточных странах дети и взрослые проявляют в игре в волчок большое искусство. В Японии, например, существует до 30 видов волчков, и некоторые сделаны необыкновенно! Волчок, например, спускается с горы, или танцует на канате, или разлетается в куски и каждый кусок продолжает крутиться...
Игра "нтэу" проходит таким образом: все садятся в круг и каждый запускает свой волчок. Когда чей-то волчок собьёт волчок другого, то победивший забирает его себе и запускает уже два волчка. А побеждённый выходит из игры. Выигрывает тот, кто заберёт у играющих все волчки.

ЗМЕЯ. Это немецкая игра. Свое происхождение она ведёт от культовых игрищ древних германцев.
Ребята становятся в ряд цепью, держась за руки. Первый, вожак, бежит, увлекая всех, неожиданно поворачивает в ту или другую сторону, делая быстрые и крутые повороты. Тот, кто падает, выходит из игры.

ЧИКОМ. Двое становятся на некотором расстоянии, напротив друг друга. Один бросает мяч вверх и бежит встать на место другого. Другой, поймав, бросает мяч в первого, пока он добежит до места. Если попадёт, то бросать мяч с места начинает он, если нет, то бросает вверх и, поймав, старается попасть в партнёра, пока тот перебегает на прежнее место. Если попадёт, то право бросать мяч останется за ним, если нет, то бросает мяч партнёр.

БУЛКИ. Играют несколько человек. У водящего – палка (типа клюшки) и шар. Остальные тоже с палками стоят в ряд на некотором расстоянии, перед каждым – ямка в земле. Водящий стремится палкой загнать шар кому-нибудь в ямку. Те стараются отогнать шар. К кому попадёт шар, тот водит.

ЗЕВАКА. Становятся в круг и перебрасывают мяч, называя по имени того, кто должен его поймать. Если названный не поймает, то должен схватить мяч с земли и бить кого-нибудь. Если попал – 2 очка тому, промахнулся – 4 очка себе. Когда кто-нибудь получит условленное количество очков (например, 25), выходит из игры.

Сценарий мероприятия «Игры народов мир» .

Каждой игре обучают аниматоры в национальных костюмах. Они помогают детям освоить правила, запомнить названия игр и др.

(1-2-3-4) Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному. А самое главное – ведут разный образ жизни. И это – величайшее богатство мира. Ведь каждый народ делает мир таким ярким и красочным, каким мы его привыкли видеть!

(5-6-7) Посмотрите друг на друга – мы с вами такие разные: кто-то выше - кто-то ниже, у кого-то глаза серые, а у кого-то карие, а может даже зеленые… У всех разные волосы, - и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам. Изучать культуру и быт народов мира – это не только увлекательно и интересно, но и полезно, ведь именно в разнообразии народов на земле хранится источник мудрости и доброты.

(8) А я вам раскрою одну тайну! Именно она поможет нам с вами познакомиться с разными народами мира! Готовы!? Тогда слушайте…

«Когда-то мудрецы решили спрятать все тайны своих народов, чтобы не растерять их и сохранить уникальность. И договорились, что никогда не будут говорить о них вслух, а будут передавать их своим детям, чтобы те смогли передать своим. Так и случилось!» И до сих пор все тайны, силу и мудрость своего народа дети узнают через специальные обряды, - мы их называем «ИГРЫ»!

(9) И действительно, дети каждых народов и национальностей играют в свои игры, и именно через них узнают, насколько нужно быть ловким, быстрым, сильным, как нужно ценить дружбу и уважать соперника.

(10) И вот сегодня я хочу познакомить вас с пятью удивительными народами мира, которые проживают в разных странах, у каждого народа своя особенность и своя религия: - Россия (христианство), Китай (буддизм), Индия (индуизм), Израиль (иудаизм), Азербайджан (ислам).

  1. Азербайджан.

(11) Жители Азербайджана – свято соблюдают свои национальные традиции. Традиции сопровождают азербайджанцев с момента рождения и на протяжении всей жизни.

(12) Очень многое в стране подчинено вековым обычаям и традиционным исламским нормам, поэтому следует соблюдать определенные правила поведения. В общественных местах опрятность в одежде очень ценится. Сами местные жители, особенно женщины, одеваются достаточно строго, предпочтение отдается темным цветам. Но зато большое внимание уделяется ярким украшениям.

(13) Праздники же сопровождаются истинно кавказским радушием с учетом всех традиций!

(14) Особенностью азербайджанцев являются ЛОВКОСТЬ, СМЕЛОСТЬ И СКОРОСТЬ! Именно эти качества и приобщают детям.

Игра «Достань шапку»

Игроки делятся на две команды, до десяти человек в каждой. На расстоянии 10 – 15 м находятся шапки. Играющие в обеих командах становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т. д. Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, вторые пары передвигаются на четвереньках, третьи пары идут на пятках, четвертые пары – в полуприсядя, пятые пары продвигаются глубоком приседе.

Правила игры. Взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой. Побеждает команда, набравшая больше шапок. При Продолжении игры лучше поменять виды движений между парами. Можно выбрать и другие движения.

  1. Израиль.

(15) Жизнь населения Израиля заключается в соблюдении еврейских традиций – религиозных и культурных. Время работы соответствует еврейскому календарю. Так же наступают все национальные праздники. По субботам и праздникам весь транспорт (кроме такси) прекращает свою работу.

(16) Так как Израиль глубоко религиозное государство, рекомендуется соблюдать условия посещения храмов: женщины с покрытой головой, в длинных юбках, руки должны быть закрыты; мужчинам следует надеть брюки (т.е. не ходить в коротких шортах). Жители Израиля отличаются религиозностью и бережным отношением к окружающей среде и своему наследию.

(17) Именно это воспитывают они в своих детях, приучая их к своим особенным играм.

(18) Игра «Найди афикоман »

В эту игру еврейские дети играют в Пасхальный вечер. В начале вечера отец, глава семьи, берет один листок мацы и разламывает его на две Части. Меньший кусок называется афикоман. Отец говорит детям, что он сейчас спрячет афикоман, а они должны будут его искать, нашедший получит приз. После этого афикоман прячется так, чтобы его можно было найти. Дети ищут афикоман в течение вечера.

Правила игры. Если Пасхальный вечер проводится дома, играют дети, живущие в этой семье. Если вечер проводится в общественном месте, То в игре принимают участие все присутствующие дети. Нашедший афикоман получает приз в конце вечера.

  1. Индия.

(19) Индия – страна с таинственной культурой!

(20) Индусы доброжелательный и веселый народ, строго соблюдающий общие традиции и правила. Все, чем занимается этот народ, - затавляет восторгаться и замирать от удивления.

(21) Это в первую очередь касается одежды.

(22) Все девушки и женщины надевают красивое длинное одеяние, которое закрывает все тело – сари, из дорогих и ярких тканей.

(23) Культура этой страны неразрывно связана с религией, причем мифологической, полной загадок и тайн. Например, почитание животных: корова, тигр, змея или лягушка – считаются священным животным. И дети всех народов Индии стремятся подражать их ловкости и мудрости…

(24)

Игра «Аист и Лягушка».

В эту индийскую игру могут играть 4 человека и более. Для этого необходимо нарисовать на асфальте большое озеро с бухтами, островами и мысами. Игроки выбирают одного ведущего-"аиста", а остальные все игроки становятся "лягушками".

Правила игры “Лягушки ” сидят в "воде", не имея права выбраться на "сушу".

"Аист" должен ходить по берегу и пытаться поймать “лягушку”. “Аист” имеет право прыгать с “острова” на “остров”, но не может заходить в “воду”. Последняя пойманная "лягушка" - становится “аистом”.

  1. Китай.

(25) Китай известен как государство этикета и церемоний.

(26) Даже приветствие друг друга – это целая церемония. Особенно известна церемония чаепития.

(27) Китайца можно встретить в халате, длинном, до пят, - это национальная одежда. У девушек – это красивое длинное кимоно, из очень красивых тканей.

(28)

Именно Китай – Родина бесстрашных самураев. Одежда китайского воина – это дорогие ткани. Воины Китая – смелые и быстрые, как и их символ.

(29) Китай, так же знаменит своими священными животными – драконами и черепахами. Могущество, мудрость, сила и отвага – вот в чем тренируются китайские дети в своих играх.

(30)

Игра «Поймай дракона за хвост!»

Это старая китайская веселая игра подойдет для большой компании.

В игре принимают участие как минимум десять человек. Они должны построиться друг за другом таким образом, чтобы правую руку положить на правое плечо стоящего впереди. Тот, кто впереди стоит, – голова дракона, а последний – его хвост.

Правила игры. Суть этой подвижной игры заключается в том, что голова дракона ловит себя за хвост. Шеренга постоянно находится в движении, тело следует за головой. Голова пытается схватить последнего игрока. При этом шеренга не должна разрываться. Участники игры на стороне хвоста не позволяют голове хвост ухватить. Однако если голова себя ухватит за хвост, то игрок, стоящий последним в шеренге, идет вперед и становится головой, а игрок, бывший предпоследним в шеренге, становится новым хвостом.

  1. Россия.

(30-31) Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями не только в православие, но даже в язычество.

(32) Россияне продолжают отмечать языческие праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.

(33) Широко и с размахом празднуют россияне свои праздники: Рождество, Пасху, Дни Святых, которые сопровождаются играми, песнопениями, обрядами и играми.

(34) Особенно ценит наш народ красоту своей природы и славит ее в песнях и даже играх.

Игра « Зорька - зарница »

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица.

По полю ходила,

Ключи обронила,

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба быстро бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

(35) Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. Все они разные: одежда, религия, традиции, история… Но есть у всех нас что-то общее, одно на всех, - это мир, в котором мы живем, это голубое небо, над головой и счастье,

(36) и самое главное – ДРУЖБА, которая нас всех объединяет! А пока мы едины – мы непобедимы!

ФОТООТЧЕТ


Эта игра известна в большинстве латиноамериканских стран. Игроки втыкают в землю полуметровую бамбуковую палку. Бамбук можно заменить ручкой от старой щетки. На верх палки кладут монету или легкий металлический кружок. Вокруг палки чертят круг диаметром не больше метра. Если играют в комнате, монетку кладут на табурет, а круг очерчивают мелом.

Игроки стоят в 1,5-2 м от палки и по очереди стараются сбить монетку с палки другой монетой. Но просто сбить недостаточно: монета должна упасть на землю вне круга. Кому это удастся, получает очко. После десяти туров подсчитывают: выигрывает набравший большее число очков.

Мышка и кошка

Играют не менее десяти человек. Один игрок кошка, другой - мышка. Остальные образуют круг. Кошка находится вне круга, мышка - внутри его. Идет диалог. Кошка стучит по спине одного из стоящих в кругу игроков, тот спрашивает: «Чего ты хочешь?» - «Видеть мышку!» - «Сейчас нельзя».- «А когда можно?» - «В десять часов». Игрок, разумеется, может назвать любой час.

Стоящие в кругу начинают шагать, в такт говоря: «Один час - тик-так, два часа - тик-так» и так далее, пока не дойдут до десяти. Тогда они останавливаются. Кошка снова стучит по спине того же игрока. Снова идет диалог. «Чего ты хочешь?» - «Хочу видеть мышку». - «Сколько времени?» - «Десять часов». - «Тогда входи».

Кошка входит в круг, а мышка бежит от нее. Игра идет дальше по известным правилам: стоящие в кругу пропускают мышку, а кошку пытаются задержать.

Надо следить, чтобы, считая часы, игроки выдерживали нужный ритм: два шага - слог, два шага - слог.

Кот в мешке

Игра тоже известна почти во всех латиноамериканских странах.

Для нее нужен широкий мешок. В мешок складываются «подарки» для игроков: швабры, тряпки, цветные камешки, губки, старые веревки, рваные туфли, побитые чашки. Подарков столько, сколько игроков.

Игроки по очереди подходят к мешку и вынимают из него один подарок. За подарок они должны остроумно поблагодарить и сказать, как его употребят. Самый удачный и веселый ответ награждается настоящим призом.

Иногда вместо подарков в мешок кладут в конвертах строчки из стихов, шутливые прорицания, девизы. Получивший конверт остроумно комментирует их.

Можно в подарки класть написанные на листочках бумаги шутливые приказания, которые обязывают сделать что-нибудь забавное. Получивший должен исполнить задание как можно лучше.