Виктор Черномырдин: краткая биография. Виктор Черномырдин: "красный директор", реформатор, дипломат

Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. Это было прямо противоположно программе «500 дней». В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что. В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992.г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.

В январе 1992 г., наряду с освобождением цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов. И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100 – 150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 – 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу). Изменение структуры питания, отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь привели к абсолютному сокращению населения России в 1992 г. на 70 тыс. человек.

Продолжался спад промышленного производства, достигший в первом году реформ 35%. Не удалось добиться перелома и в проведении финансовой реформы: жесткая кредитная политика первых месяцев 1992 г. сменилась под давлением Верховного Совета, директорского корпуса, профсоюзов новыми крупными кредитами убыточным предприятиям России и государствам рублевой зоны. К январю 1993 г. в России было напечатано денег в 4 раза больше; чем их было в июле 1992 г. Это привело к новой волне инфляции. (3-стр.205)

Не оправдались и расчеты Гайдара на значительную финансовую поддержку Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в России, Международный валютный фонд и страны «семерки»» отказали России в обещанных кредитах. Япония попыталась связать финансовую поддержку российских реформ с возвращением ей четырех островов Курильской гряды.

Нестабильность обстановки вела и к тому, что российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вклады- вали в западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд. долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер.

В результате главная задача первого года реформ – макроэкономическая стабилизация - так и не была решена. Правда, из 250 тыс. государственных и муниципальных предприятий за 1992 г. в частную собственность перешло около 47 тыс., а 5631 предприятие было преобразовано в акционерные общества. Значительно расширился рынок продовольственных и промышленных товаров. Это несколько ослабило социальную напряженность, хотя реформы Гайдара вызвали у многих россиян полное неприятие. Естественно, это не могло не отразиться на расстановке политических сил, активизации оппозиции реформаторам.

В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России оценил деятельность правительства как неудовлетворительную и добился отставки Е. Гайдара с поста и. о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран бывший руководитель газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. С его приходом в рыночные реформы были внесены коррективы. Сохраняя общее направление движения в сторону рынка, новый премьер сделал ставку на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты. В декабре 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. На Западе да и в самой России заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г.

В то же время протекционизм продолжал оставаться главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия в принципах проведения реформ Гайдар и Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.

ЭКОНОМИКА РОССИИ В 1993 ГОДУ.

В 1993 году чековая приватизация продолжалась. К концу года было приватизировано почти 40 тысяч предприятий. Росло количество частных банков (к концу года их стало 2000) и бирж (303). В сельском хозяйстве на долю предприятий с государственной формой собственности приходилось не более 15% земельных угодий. Однако главными производителями продукции по-прежнему оставались 24000 колхозов. Из-за роста трудностей прекратили свою деятельность 14 тысяч фермерских хозяйств. Тем не менее в негосударственном секторе экономики было занято 40% работающих. Продолжался спад производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В первом случае он составил 16, 2%, во втором – 4% по сравнению с.1992 г. По этой причине сократилось число грузовых перевозок, на 25% увеличился объем незавершенного строительства. Бюджетный дефицит составил свыше 12 трлн. рублей. (3-стр.207)

Осложнение экономической ситуации не могло не вызвать и обострения социальных проблем. Цены на потребительские товары за 1993 г. выросли в 9 раз, а на платные услуги – в 25 раз. Ускорилось расслоение общества на богатых и бедных. К началу 1994 г. доходы10% наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. К этому времени 40 млн. человек имели денежный доход ниже прожиточного минимума. Численность безработных составила почти 8 млн. человек. Однако, несмотря на угрожающую статистику, число забастовок в стране сократилось по сравнению с 1992 г. в 4 раза.

Первые годы реформ привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Завершилась первая стадия приватизация, в результате чего почти полностью истребленная прежде частная собственность вновь стала реальностью. Произошла определенная адаптация производителей и потребителей к рынку. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли привела к тому, что заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить, внутреннюю конвертируемость рубля, пополнить золотой и валютный запасы. Россия постепенно интегрируется в мировое хозяйство.

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ РЫНОК.

Приватизация системы материально-технического снабжения, проведенная по отдельным фрагментам и даже организациям (базам, складам и т.п.), привела к разрушению ранее сложившейся схемы движения товаров и финансовому ослаблению оптовых организаций. В условиях высокой инфляции многие из них для «выживания» стали выполнять функции мелкооптовых и даже оптово-розничных организаций, сдавать в аренду складские помещения и оборудование. (4-стр.4)

ТАБЛИЦА 1.

ДОЛИ ПРОДАЖ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ ПО КАНАЛАМ РЕАЛИЗАЦИИ НА ОПТОВОМ РЫНКЕ РФ (В НЕДЕНОМИНИРОВАННЫХ ЦЕНАХ)

ОБЪЕМ ПРОДАЖ
ТРЛН. РУБ. % ТРЛН. РУБ. %
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ - ВСЕГО 1420,4 80,1 1671,2 78,8
В ТОМ ЧИСЛЕ СВОЕЙ ПРОДУКЦИИ 1469,3 69,3
ОРГАНИЗАЦИИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 353,4 19,9 448,6 21,2
ВСЕГО ПРОДАЖ 1773,8 100,0 2119,8 100,0

… - нет данных

Источник таблицы: Социально-экономическое приложение России. 1997г. – М.: Госкомстат России, 1998.

По своим масштабам и «старые» (приватизированные), и «новые» организации оптовой торговли несопоставимы с универсальными и специализированными организациями материально-технического снабжения и не могли обеспечивать массовые закупки продукции предприятий за собственный счет; возможности делать это за счет заемных средств были на первых этапах ограничены высоким ссудным процентом и нехваткой средств у коммерческих банков.

Произошло разрушение инфраструктуры оптового рынка, и предприятия-производители стали выходить на него со значительной частью своей продукции непосредственно.

Согласно официальной статистике, на современном российском оптовом рынке промышленной продукции большой удельный вес в продажах занимают производители – около 80%.

Основная масса сделок крупным оптом осуществляется предприятиями (табл. 1). Причем они реализуют не только собственную продукцию, но и перепродают продукцию, полученную по бартеру, включая потребительские товары.

В то же время предприятия, особенно крупные, получившие в ходе реформ прямой выход на оптовый рынок, оказались в организационно-техническом и финансовом плане не готовы к условиям работы на этом рынке. Это объясняется не только широким распространением бартерных сделок в российской экономике (по оценкам экспертов, примерно 70% продаж), но и суммарным представлением в официальной статистике продаж продукции предприятиями конечным потребителям и мелким посредникам. (4-стр.5)

Диаграмма 1

Тенденцию продажи промышленных товаров можно проследить по диаграмме1. Здесь наглядно видно увеличение объема продаж и товарных сделок на оптовом ранке РФ в период с 1996 по 1997г.

Однако, предприятиям приходится работать на нестабильном рынке, где нет «демпфирования» спроса и предложения, обычно осуществляемого крупными

организациями оптовой торговли. Величина спроса на их продукцию колеблется в значительном диапазоне, ее изменение, а также динамику цен трудно прогнозировать.

Спрос на таком рынке формируется в значительной мере «случайными» партнерами, а это предполагает, что из всего, возможного спектра сделок на оптовом рынке преобладают сделки с наличным товаром деспот), для осуществления которых предприятия должны иметь резервы готовой продукции, то есть замораживать часть своих оборотных средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проанализировав большое количество периодической литературы, а также теоретический материал, я пришла к выводу, что процессы становления рынка в России имели специфическую направленность, что объясняется национальными особенностями исторического развития государства. В процессе написания реферата, я узнала, что переход от государственной формы собственности к рыночной структуре экономики, должен происходить поэтапно и иметь четко обозначенную экономическую политику. Основным элементом подобного перехода является приватизация госпредприятий и передача собственности в частные руки. К сожалению, в России подобные процессы не имели жесткого контроля со стороны правительства и государства, реформы проводились без четкого определения их цели, что в конечном итоге привело к глубокому экономическому кризису в государстве.

Список использованной литературы:

2. Любимов Л.Л., Раннева Н.А./ Основы экономических знаний. – М.: «Вита-Пресс»./ 1997. – 496с.

4. Зверев В.С./ Особенности современного российского рынка./ЭКО/ №8./ 1998г./ cтр. 3-21.

5. Шулындин Б./ Формирование рыночной системы./ Свободная мысль/ №12/ 1997г./ cтр. 48-59.

На период работы Черномырдина во главе российского правительства пришлись забастовки шахтеров и низкие цены на нефть, конфликты Кремля с парламентом и первые попытки создать новую «партию власти».

К Черномырдину относились по-разному: его хвалили за решительность и, напротив, ругали за сдерживание реформ. Его афоризмы цитировали и высмеивали. Только в последние годы мы начинаем оценивать масштаб фигур, стоявших у власти в «лихие 90-е». К юбилею политика АиФ.ru вспоминает 7 фактов, благодаря которым Виктор Черномырдин вошел в историю.

Председатель правительства РФ Виктор Черномырдин и Валентина Черномырдина в селе Черный Отрог Оренбургской области. 1995 год. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Создал «Газпром»

В 1985 году Черномырдин возглавил министерство газовой промышленности СССР. Одновременно он руководил Всесоюзным промышленным объединением «Тюменгазпром». В 1989 году министерство при участии Виктора Черномырдина было реорганизовано в первый в истории СССР государственный концерн — «Газпром». Виктора Черномырдина принято считать инициатором этой реформы. 15 августа 1989 года на учредительном заседании концерна Черномырдин был избран председателем правления «Газпрома».

После развала СССР «Газпром» под руководством Черномырдина был преобразован в акционерное общество и приватизирован, крупнейший пакет акций сохранился у РФ.

В 90-е «Газпром» называли самой важной компанией страны. Именно за счет его экспортной выручки во многом наполнялся бюджет. Финансовое могущество добавляло организации политического веса и независимости. Например, после того как Ельцин объявил об отставке Черномырдина, Рем Вяхирев публично пообещал поддержку последнему на президентских выборах в 2000 году.

Виктор Черномырдин на совещании в Тюменьтрансгазе. (фотография из архива) Фото: РИА Новости

Освободил заложников в Буденновске

«Шамиль Басаев , говорите громче», - кричал председатель правительства в телефонную трубку летом 1995-го. 14 июня отряд из 195 человек под руководством Басаева захватил в заложники 1600 жителей Буденновска. Пленные были согнаны в местную больницу. 17 июня силовики предприняли неудачную попытку штурма больницы. После провала штурма Виктор Черномырдин провел телефонные переговоры с Шамилем Басаевым. В результате договоренностей большая часть заложников была освобождена. Террористам же предоставили транспорт для переезда в Веденский район Чечни с «живым щитом» из 123 пленных. Среди тех, кого террористы забрали с собой — 20 журналистов, 3 депутата РФ, чиновники администрации Буденновска и Ставропольского края. 20 июня, после прибытия террористов в Чечню, и эти заложники были освобождены.

Борис Немцов , заместитель Черномырдина в правительстве: «Черномырдин был, прежде всего, настоящим русским мужиком, с народной смекалкой и фольклорным мышлением. <...> Черномырдин вступил в переговоры и тем самым спас заложников в Буденновске, что стоило ему рейтинга и, может быть, даже карьеры. Но он не мог по-другому. Рейтинг для него никогда не был главным».

Первый президент России Борис Ельцин и Чрезвычайный и Полномочный Посол России на Украине Виктор Черномырдин. 2003 год. Фото: РИА Новости / Дмитрий Донской

Убедил Милошевича «отдать» Косово

Во время Балканского кризиса, весной 1999 года, Виктор Черномырдин был назначен спецпредставителем президента РФ по урегулированию ситуации вокруг Югославии. Он участвовал в переговорах по вопросам политического разрешения косовского кризиса, прекращения военных действий и мирного урегулирования конфликта.

Черномырдин убедил Слободана Милошевича в необходимости капитулировать, в результате чего Косово было передано под управление миротворческого контингента сил НАТО.

Создал партию «Наш дом — Россия»

В 1995 году Черномырдин создал и возглавил движение «Наш дом — Россия». Планировалось, что движение станет «партией власти» после выборов в Госдуму второго созыва. Однако в результате голосования НДР получило только 10 процентов, уступив первенство КПРФ и ЛДПР. Официально партия была ликвидирована в 2006 году. Фактически представители НДР вошли в коалицию партий «Единство» и «Отечество - вся Россия», создавших «Единую Россию».

Дружил с Украиной

С 2001 по 2009 год Виктор Черномырдин занимал и был спецпредставителем президента по развитию российско-украинских торгово-экономических связей. Благодаря его влиянию отношения двух стран, несмотря на огромные газовые долги, были довольно дружественными, дипломат обеспечивал взаимодействие российской и украинской энергосистем, а, следовательно - энерготранзит на Запад.

Отказался от премьерского поста

Виктор Черномырдин за свою жизнь дважды оказывался в премьерском кресле. Первый раз он задержался в нем почти на 6 лет, во второй раз - лишь на считанные дни, да и то в статусе и.о.

В августе 1998 года, после начала финансового кризиса и отставки правительства Кириенко , Черномырдин был назначен Ельциным на пост и.о. председателя кабмина. Эту кандидатуру в Госдуме не одобрили. В СМИ тогда писали, что парламентарии согласились бы видеть Черномырдина премьером, если бы после его назначения в отставку ушел сам Ельцин. Но так как президент на такой компромисс не согласился, депутаты дважды отклонили его кандидатуру.

Следующий отказ парламентариев поддержать Черномырдина означал бы роспуск Госдумы. Но политик снял свою кандидатуру и предложил назначить премьером министра иностранных дел , который и занял этот пост.

И. о. председателя Правительства РФ Виктор Черномырдин и министр иностранных дел РФ Евгений Примаков. Фото: РИА Новости / Сергей Субботин

«Хотел как лучше, получалось как всегда»

Самым аполитичным и живучим наследством Виктора Черномырдина, пожалуй, стала его собственная речь. Сегодня уже немногие помнят, что фраза «Хотели как лучше, получилось как всегда» имеет авторство. Высказывания бывшего премьер-министра уже давно - крылатые фразы. Среди реплик, вошедших в обиход россиян: «Лучше водки хуже нет», «Мы всегда можем уметь», «Надо думать, что понимать», «Много говорить не буду, а то опять чего-нибудь скажу», «Отродясь такого не видали, и вот опять!», «Мы выполнили все пункты: от А до Б», «На ноги встанем - на другое ляжем», «Многое знаю. Может, даже лишнее».

и, вспоминают как яркого политика, обеспечившего переход от менеджмента "красных директоров" к новой системе управления в экономике, прекрасного организатора, верного друга, настоящего русского мужика, чьи емкие и сочные высказывания удивительно точно отражали непростую и неоднозначную ситуацию в политике и экономике России 90-х годов.

Черномырдин с декабря 1992 по март 1998 года возглавлял правительство, в 2001-2009 годах был российским послом на Украине. После возвращения в Москву занимал пост спецпредставителя президента РФ по вопросам экономического сотрудничества с государствами - участниками СНГ.

В окружении политика рассказали, что в последнее время Виктор Степанович сильно болел - он очень переживал смерть жены , которая скончалась в марте этого года после продолжительной болезни. Супруги прожили почти полвека, воспитали двоих сыновей, которые подарили им четырех внуков. Политик будет будет похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве, рядом с могилой своей супруги Валентины Федоровны.

О значении Черномырдина как выдающегося государственного деятеля свидетельствует и решение президента Дмитрия Медведева создать госкомиссию по организации похорон политика во главе с руководителем кремлевской администрации Сергеем Нарышкиным. Траурная церемония будет транслироваться в прямом эфире. Похороны пройдут 5 ноября.

Тонкий человек и патриот

Соболезнования родным и близким Черномырдина выразили президент РФ Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, президент Украины Виктор Янукович и премьер-министр Николай Азаров.

"Виктор Степанович был не просто главой правительства в течение нескольких лет, Виктор Степанович, безусловно, являлся крупным политическим деятелем нашей страны и настоящим патриотом России. За внешней красотой, за шутками, за игрой в свои собственные афоризмы, за игрой, в которую он сам включился с присущим ему юмором и легкостью, на самом деле скрывался тонкий, умный, порядочный человек ", - сказал Путин, добавив, что Черномырдин много сделал для становления России, для развития ее экономики, социальной сферы, для укрепления ее внешнеполитических позиций.

Украинские политики называют Черномырдина другом своей страны, но помнят и ценят его на всем постсоветском пространстве.

Как порядочного, принципиального человека и верного друга охарактеризовал Черномырдина экс-президент Молдавии Петр Лучинский.

"Я знал Виктора Степановича очень давно - еще с советских времен, у нас были общие друзья. В сложное перестроечное время, когда распался Союз и когда вокруг себя мы увидели столько изменившихся людей, Виктор Степанович сохранил человеческие качества , находясь на самых высоких должностях в России. Я мог в любое время, будучи президентом Молдавии, обратиться к нему, и он оперативно откликался, решал проблемы, связанные с молдавско-российскими отношениями", - рассказал Лучинский.

Экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе сказал, что Черномырдин - "прекрасный организатор и замечательный человек , у которого были хорошие отношения со многими представителями Грузии".

Последний исполин 90-х

Вдова первого президента РФ Бориса Ельцина Наина назвала смерть Виктора Черномырдина уходом последнего политического исполина эпохи 90-х.

"Взвалило время это тяжелое такой груз на плечи троих человек - и Бориса Николаевича (Ельцина), и Егора Тимуровича (Гайдара), и Виктора Степановича (Черномырдина). И вот они так друг за другом и ушли. Понимаете", - сказала она.

"Потому что они настолько болели за страну и за людей и настолько пропускали всю эту боль через сердце, они даже чем-то похожи, вот три человека. Вот мне кажется, последний исполин ушел. Правда", - сказала Наина Ельцина.

Страница 5 из 53

«Поворот» курса реформ В. Черномырдина (1993 - март 1998 гг.)

Через два дня после освобождения Е. Гайдара с должности премьер-министра исполнение обязанностей Председателя правительства было поручено В. Черномырдину, имевшему богатый административный опыт и отличавшемуся поразительной способностью адаптироваться к среде. Новый премьер, опираясь на бывшую советскую номенклатуру, выражал интересы директорского корпуса и высших чиновников.

Вице-премьером, а с марта 1993 г. и министром финансов стал молодой экономист
Б. Федоров, принадлежавший также к крылу реформаторов. Он являлся сторонником воплощения в жизнь программы макроэкономической стабилизации. В состав правительства также входили
А. Чубайс, А. Шохин, В. Шумейко, С. Шахрай и другие. В сентябре 1993 г. на должность министра экономики в правительство вернулся Е. Гайдар.

С возвращением к работе после продолжительной болезни осенью-зимой 1996-1997 гг.
Б. Ельцина первыми вице-премьерами были назначены А. Чубайс и Б. Немцов. Таким образом, в деятельности нового правительства обозначились два крыла – эволюционно-консервативное во главе с В. Черномырдиным и радикально-реформаторское во главе с А. Чубайсом. За противоборствующими группировками стояли мощные финансово-промышленные структуры, ведущие борьбу за укрепление своих позиций и власти и установление контроля в ведущих отраслях экономики. Радикализм - социально-политические идеи и действия, направленные на решительное изменение существующих институтов. Радикализм заметно проявляется в кризисные, переходные исторические периоды.

С именем В. Черномырдина связан очередной этап реформ, который, как и период гайдаровской «шоковой терапии» был столь же противоречивым и не менее драматичным. Отметим, что собственной модели экономического развития, в отличие от Е. Гайдара, он не имел, и, по мнению Б. Федорова, не понимал многих общеэкономических вопросов. С приходом в правительство В. Черномырдина позиции реформаторов в нем были ослаблены. Все отраслевые министерства возглавляли руководители, находившиеся по отношению к реформаторам «в оппозиции» и не о каких реформах в своих отраслях изначально не помышлявшие. Первым заметным шагом в «откате» от реформ, как отмечалось, стало известное постановление о государственном регулировании цен, которое подписал В. Черномырдин уже 31 декабря 1992 г. Реформаторы предприняли «атаку» на премьера, они «устроили скандал» внутри правительства и в средствах массовой информации. В результате правительственное постановление о государственном регулировании цен было отменено. Пришлось отменить и другое непопулярное административное указание относительно запрета автомобилей с правосторонним рулем.

Главной задачей Правительства В. Черномырдина была борьба с инфляцией и обеспечение финансовой стабилизации. Оно держало ориентир на осуществление жесткой финансово-кредитной политики и обеспечение бездефицитного бюджета, обеспечение преобладания частной собственности в экономике, развитие отношений с МВФ, а в политической сфере – на сдерживание коммунистической оппозиции. Бюджет - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок (год). Бездефицитный бюджет - бюджет, в котором отсутствует превышение расходов государственного бюджета над его доходами. В 1993 г. были предприняты энергичные попытки нормализовать хозяйственную жизнь страны, ответственность за реализацию которых возлагалась на Б. Федорова. В том же году, после выборов в Государственную Думу власти изменили некоторые основные экономические приоритеты: во-первых, последовало заявление о недопущении впредь «шоковой терапии»;
во-вторых, в качестве главного средства борьбы провозглашались немонетаристские методы;
в-третьих, стала оказываться серьезная финансовая поддержка и предоставляться льготы компаниям топливно-энергетического комплекса; в-четвертых, было принято явно ошибочное и преждевременное решение о создании т.н. рублевой зоны нового образца, а 12 апреля 1994 г. премьер-министры России и Белоруссии подписали давно готовившийся договор о поэтапном, с
1 мая того же года, объединении денежных систем обоих государств. С таким поворотом курса реформ были не согласны первый вице-премьер и министр экономики Е. Гайдар, вице-премьер и министр финансов Б. Федоров, министр социальной защиты Э. Панфилова. Как отмечалось, в начале 1994 г. они покинули правительство. В результате либеральное крыло в правительстве ослабло. Отметим также, что в начальный период своей деятельности В. Черномырдин действовал достаточно осмотрительно, он ежегодно обновлял трехлетнюю программу реформ, разработанную еще правительством Е. Гайдара, в которую вносились соответствующие коррективы. Однако внимание к этому документу зависело от конкретного соотношения сил в правительстве – реформаторов и консерваторов, а также от политических, экономических и чисто субъективных факторов. Консерваторы - приверженцы консервативных взглядов, противники прогресса и преобразований (в политической жизни, литературе и искусстве, науке). Так, в 1993-1994 гг. «Трехлетний план реформ» с разработанным графиком конкретных действий в правительстве Черномырдина не вызывал большого интереса, а часть его членов даже пыталась демонстративно от него дистанцироваться, в 1995-1996 гг., напротив, он вызывал в правительстве все больший интерес и становился, по словам А.Чубайса, «абсолютно рабочим документом».

В целом же следует отметить, что, несмотря на постепенное вытеснение из правительства ставленников Е. Гайдара, с разрешением конфликта между законодательной и исполнительной властями, после некоторых колебаний правительство В. Черномырдина продолжило реформаторский экономический курс. Реформы пусть медленно, но все же тали осуществляться, причем, по мнению Б. Федорова, «нередко более последовательно, чем это делалось в 1992 г.».
В марте 1994 г. удалось снизить инфляцию, появились благоприятные условия для стабилизации. Вместе с тем в экономике создавалось исключительная, по его словам, «либеральная ситуация», т.к. налоги не собирались, регулирование не действовало, все покупалось и продавалось. Либерализовали цены на зерно, появились реальные процентные ставки и др.

В конце мая - начале июня 1994 г. были подготовлены два «пакета» указов Президента РФ по экономическим вопросам. На их основе правительству поручалось подготовить соответствующие проекты законов и направить их в Государственную Думу на обсуждение и утверждение. Указы охватывали широкий круг проблем, в том числе – квотирование и лицензирование товаров, усиление контроля за налично-денежными расчетами, укрепление налоговой дисциплины и ряд других. Квотирование - разновидность мер по регулированию экономической деятельности, по ограничению производства, экспорта и импорта товаров. Основаниями для таких ограничений могут быть обязательства страны по международным соглашениям, а также необходимость соблюдать национальные интересы. Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование - мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

В октябре того же года в условиях долларизации экономики и роста закупки валюты резко и неожиданно произошло обвальное падение курса российского рубля, что повлекло за собой увольнение министра финансов и председателя Центробанка. Это случилось во вторник,
11 октября, поэтому обвал курса рубля в этот день получил название «черного вторника».

В конце 1994 г. удалось выровнять курс рубля по отношению к доллару, однако инфляция набирала новые обороты, и потребительские цены повысились. В том же году объем промышленного производства по сравнению с 1993 г. сократился более чем на 20%. Экономическая напряженность возрастала, она усугублялась развернувшейся в конце 1994 г. войной в Чечне. В этих условиях была утрачена возможность финансовой стабилизации.



Индекс материала
Курс: Общество и власть в 1994-1999 гг
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Социально-экономическая политика
Правительства трех премьеров
«Поворот» курса реформ В. Черномырдина (1993 - март 1998 гг.)
Меры по финансовой стабилизации
Либерализация внешнеэкономической деятельности
Денежная залоговая приватизация
Дефолт 17 августа 1998 года
Корректировка экономических реформ
По пути согласия и примирения
Опыт достижения общественного согласия в бывших социалистических странах
Необходимость перехода к общественному согласию в России
Договор об общественном согласии
Введение федеральных войск в Чечню
Разрастание чеченского кризиса и его временное разрешение
Выборы в Государственную Думу России в 1995 г.
Расстановка общественно-политических сил накануне выборов в Государственную Думу
Итоги парламентских выборов 1995 г.
Выборы Президента РФ в 1996 г.
Итоги президентских выборов
Начало нового президентского правления Б. Ельцина
Становление российской многопартийности: тенденции развития
Состояние многопартийности и особенности ее становления
Конфигурация основных политических сил в политическом пространстве России
«Наш дом – Россия» (НДР)
«Отечество – вся Россия» (ОВР)

О покойниках - ни хорошо, ни плохо. О покойниках - честно.

Миллиарды от смерти не спасают, - постигая эту банальную истину на судьбах своих подельников, олигархи перестают верить и в то, что мертвые сраму не имут, а потому силятся отработать технологию переделки грабителей, подлецов, предателей в героев, подвижников, благодетелей, спасителей России. Опробовали технологию отбеливания на Ельцине, теперь модернизируют её на Черномырдине, перекодируя память народа беломраморными памятниками, бронзой мемориальных досок, многотомьем елейных книг, многосерийностью фильмов, названиями улиц, площадей, ледоколов. Были «Ленин» и «Россия», через год пойдёт льды ломить «Виктор Черномырдин». На подхвате сотни ваятелей с виршами, мольбертами, теле-, кинокамерами, готовые за хорошие деньги хоть чёрту присобачить ослепляющей белизны крылышки и сияющий нимб над головой. Хотите посмотреть, как это делается, сыщите фильм Сергея Брилёва «ЧВС», выставленный на экран Первым телеканалом, убедитесь, как просто, оказывается, из преступника, нанёсшего стране урон страшнее гитлеровского нашествия, слепить образ спасителя России. Получается, что и чёрного кобеля можно отмыть до сияющего бела.

Сегодня не осталось ни одного серьезного экономиста, кто бы не признал очевидного: заложенные Ельциным-Гайдаром-Черномырдиным-Чубайсом перемены в экономике России - это не перестройка, не реформирование, не либерализация, это даже не разграбление страны - это уничтожение государства. Вот предельно категоричный вывод аудиторов Счетной палаты: «Приватизационная практика не соответствовала декларируемой идеологии (формирование «эффективного » собственника, повышение эффективности деятельности предприятий и создание социально ориентированной рыночной экономики, привлечение иностранных инвестиций и т.п.)… Приватизационные мероприятия не увязывались с задачами повышения эффективности и наращивания объемов продукции» («Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993 - 2003 годы», М., 2004). Уже в первые годы приватизации валовой внутренний продукт страны сократился на 28 процентов - такого падения национального производства Россия не знала ни в годы Первой мировой войны (1914 - 1917), когда производство сократилось на 25 процентов, ни в годы Гражданской войны (на 23 процента), ни в годы Великой Отечественной войны (на 21 процент). Напомню ошеломляющие цифры Комиссии Государственной Думы, расследовавшей итоги приватизации: суммарные потери от разрушения экономики страны за один только, один! 1996-ой год, в два с половиной раза превысили потери в Великой Отечественной войне!

Черномырдин, Чубайс, Гайдар, возглавившие разработанную в Гарварде и Чикаго грандиозную операцию под кодовым названием «приватизация России», способствовали «установлению контроля со стороны иностранных лиц над стратегически важными и экономически значимыми предприятиями оборонного комплекса и сопряженными с ними предприятиями научно-технической сферы, машиностроения , металлургии, химической промышленности» (там же). Делалось это под видом наживы, если что, то лучше пойти под суд по статье«грабеж», нежели - «измена Родине». На самом же деле сумасшедшее, фантастическое обогащение за счет растаскивания по воровским карманам общенародной, государственной собственности не было конечной целью организаторов приватизации. Под удар в первую очередь попали оборонные предприятия, заводы, институты, обеспечивавшие безопасность страны, укреплявшие мощь государства. И как кто ни Черномырдин - глава Правительства - сыграл здесь первую скрипку.

Маскировка удалась, до сих пор большинство народа считает, что приватизация проводилась для обогащения, а резкое снижение объемов производства, сразу на 45 - 55 процентов, остановка предприятий, ликвидация целых отраслей, представляются как побочные явления. Ничего себе побочные явления!, если по данным Госкомстата Российской Федерации, в 2001-м году по объемам добычи угля мы скатились к 1957-му году, по выпуску вагонов - к … 1910-му году, по производству металлорежущих станков - к 1931-му, кузнечно-прессовых машин - к 1933-му, грузовых автомобилей - к 1937-му, по выпуску тракторов - к 1931-му, зерноуборочных комбайнов - к 1933-му, производству телевизоров - к 1958-му, пиломатериалов - к 1930-му, кирпича строительного - к 1953-му, тканей всех видов - к 1910-му, шерстяных тканей - к … 1880-му, обуви - к 1900-му, цельномолочной продукции - к 1963-му, животного масла - к 1956-му году. Если в 1989-ом году мы производили 55,7 миллиона тонн молока, то в 2001 году - 32,9, что на уровне 1958-го года. Поголовье крупного рогатого скота с 58,8 миллиона голов в 1989-м году сократилось до 27,1, повторяя … 1885-ый год. Двенадцать лет назад у нас было 40 миллионов свиней, сейчас - 15,5 (уровень 1936-го года). Еще заметнее убыль овец и коз: с 61,3 миллиона голов (1989 г.) до 15,2 (1750 г.!)…Таковы реальные «успехи и достижения» ныне прославляемого «ЧВС».

Основной задачей приватизации, проводимой Правительством В. С. Черномырдина, являлась ликвидация всего лучшего и самого перспективного, крепящего Россию, приумножающего ее мощь. Вот почему сразу же под нож приватизации пошли стратегически важные для страны, ключевые для оборонной промышленности Смоленский авиационный завод, Рыбинский моторостроительный завод, Рыбинское КБ моторостроения, Самарское госпредприятие «Старт», Уфимское моторостроительное производственное объединение, Уралмашзавод, ЛНПО «Пролетарский завод», производственное объединение «Знамя Октября», ЦНИИ «Румб», Балтийский завод, НТК «Союз», машиностроительное КБ «Гранит», Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля, Иркутское авиационное производственное объединение, Нижегородское госпредприятие «Гидромаш», Московский машиностроительный завод «Знамя», Таганрогское авиационно-производственное предприятие, Московское НПО «Взлет», Тульский оружейный завод, Тульский патронный завод, НПО «Сатурн» им. А. М. Люльки, Воронежский завод «Электроприбор», Тульский ЦНИИ систем управления, Красногорский завод им. С. А. Зверева, Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» и масса других предприятий оборонной промышленности. Спускались за копейки и вовсе не подлежащие приватизации «гражданские» предприятия, внесенные в перечень стратегически важных, такие как «Концерн «Кузбассразрезуголь», угольная компания «Южный Кузбасс»…

Аудиторы Счетной палаты констатируют: «Федеральными органами исполнительной власти не было создано действенной системы по недопущению перехода под контроль иностранных лиц объектов федеральной собственности, имеющих стратегическое значение. Не контролировался процесс скупки иностранными лицами пакетов акций стратегически и экономически значимых для России предприятий через подставных лиц и на вторичном фондовом рынке». Иностранцы получили блокирующие пакеты акций в ОАО «АНТК им. Туполева», Саратовском ОАО «Сигнал», в ЗАО «Евромиль». Малоизвестная американская компания «Nic and Si Corporation» через подставную фирму «Столица» приобрела пакеты акций 19 авиационных предприятий оборонно-промышленного комплекса! И это тоже «плоды деятельности» Черномырдина.

В нарушение законодательства пакеты акций продавались иностранцам через посредников. Победитель инвестиционного конкурса по продаже 40 процентов уставного капитала ОАО «Тюменская нефтяная компания», ЗАО «Новый холдинг» представлял интересы иностранных юридических лиц. В Правительстве знали об этом, никто не воспротивился. Государственный комитет по антимонопольной политике ни разу не отклонил ходатайства иностранных или подконтрольных им юридических лиц на покупку контрольного пакета стратегически важных для России предприятий. Акции АООТ «Глюкозо-паточный комбинат «Ефремовский» куплены фирмой АОЗТ «Дикарт», являющейся дочерней компанией американской фирмы «Каргилл». 35% акций ПО «Новомосковскбытхим», выпускавшего до 80% синтетических моющих средств в России, с согласия Государственного комитета по антимонопольной политике приобретены компанией «Проктер энд Гембл Истерн Юроп», являющейся основным конкурентом российского производителя на внутреннем рынке. После того, как американцы приобрели контрольный пакет акций курского АО «Кристалл», здесь сразу же был прекращен выпуск комплектующих изделий для систем наведения ракетного комплекса «Игла» и других специзделий для армии, уничтожена уникальная технологическая база.

Совсем немыслимым представляется то, что суперстратегическим, фундаментальным для жизнедеятельности страны Российским акционерным обществом «Единые энергетические системы России», больше чем на треть (34,45% акций) завладели иностранные лица!

В 90-ые годы, когда во главе Правительства стоял В. С. Черномырдин, крупнейшие иностранные производители вооружения, по данным Счетной палаты, вели беспрецедентную работу по закреплению за собой исключительных прав на изобретения российских авторов. Формула изобретения передавалась в патентные ведомства иностранных государств, минуя российское патентное ведомство. В США запатентованы российские разработки в области электронной, лазерной, волоконно-оптической техники, технологий переработки нефти и газа, органической химии, медицинской и экологической техники. По экспертным оценкам, в 1992 - 2000 годах только в США зарегистрировано более тысячи патентов на технологии военного и двойного назначения, авторами которых являются российские изобретатели, а обладателями патентов и, следовательно, исключительных прав стали иностранные юридические и физические лица. В это же время зарубежные фирмы непосредственно в России активизировали патентование на свое имя доступных им и не имеющих правообладателя научно-технических разработок российского оборонного комплекса, особенно в авиационной и ракетно-космической отраслях промышленности.

Фильм Сергея Брилёва «ЧВС» честнее было бы назвать на итальянский манер «Крёстный отец», ведь автор фильма чествует человека, действительно являющегося крёстным отцом отечественных олигархов, разграбивших страну, доведших народ до нищеты и массового вымирания. Вспомните, из каких преисподен явились России миллиардеры, олигархи, крупнейшие владельцы собственности. Начало всему положила крупнейшая афера Правительства России во главе с В. С. Черномырдиным. Тогда консорциум коммерческих банков из «Инкомбанка», «Онэксимбанка», банка «Империал», «Столичного банка сбережений», банка «Менатеп», акционерного коммерческого банка «Международная финансовая компания» выдал Правительству Российской Федерации кредит в 650 миллионов долларов, получив в залог гигантские куски народного богатства: «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть», «Лукойл»… Все пристойно на первый взгляд: консорциум получил от государства в доверительное управление предприятия, государство получило от консорциума кредит, обещав через год погасить кредит и вернуть себе предприятия. На самом деле это был преступный сговор Правительства В. С. Черномырдина с банкирами. Перед тем, как банки дали государству кредит в 650 миллионов долларов, Министерство финансов разместило в этих банках практически те же самые деньги, более 600 миллионов долларов так называемых «свободных валютных средств федерального бюджета». Не было необходимости государству занимать у кого-либо деньги! Как заключили аудиторы Счетной палаты: «Банки фактически «кредитовали» государство государственными же деньгами. Минфин России предварительно размещал на счетах банков - участников консорциума средства в сумме, практически равной кредиту, а затем эти деньги передавались Правительству Российской Федерации в качестве кредита под залог акций наиболее привлекательных предприятий».

Возглавляемое В.С. Черномырдиным Правительство изначально не собиралось выкупать обратно самые драгоценные куски отечественной экономической системы, в бюджет нового года не было заложено ни копейки возвратных денег. В результате «банки, «кредитовавшие» государство, стали собственниками находившихся у них в залоге пакетов акций государственных предприятий».

С преступной руки Черномырдина у нас творится небывалое в мировой практике, когда природная рента достается владельцам и менеджерам добывающих компаний. Они присваивают до 85 процентов прибыли, хотя в основных нефтедобывающих странах всё наоборот: доля государства в доходах от продажи нефти составляет минимум 60 процентов, доходит и до 90 процентов. Результат для страны трагичен. Если Советский Союз при добыче 600 миллионов тонн нефти, продавал за границу максимум 134 миллиона тонн, и полученных нефтедолларов хватало не только для нужд гигантского Советского Союза, мы кормили и вооружали на эти деньги полмира, то теперь, при добыче 453 миллионов тонн нефти, мы продаем почти в два раза больше - 240 миллионов тонн, и страна в позорной убивающей народ нищете.

В. С. Черномырдин и возглавляемое им Правительство цинично и нагло разоряли Россию. В 1993-м году закрытое акционерное общество «Роспан Интернэшнл» получило право на разработку двух мощнейших уренгойских месторождений с общим запасом газовых пластов, оцениваемых в 42-46 миллиардов долларов. Это не просто газ, это один из самых чистых и высококачественных газовых конденсатов в мире. Один из учредителей «Роспана» - Газпром вдруг продает по номиналу свою гигантскую долю - 51 процент акций, никому неизвестным «Ланка-промкомплект» и «Сти-сигма». Что это значит? Уставный капитал «Роспана» - восемь тысяч рублей. 51 процент - всего-навсего 4 258 рублей. 4 258 рублей за компанию, владеющую запасами газового конденсата на сорок с лишним миллиардов долларов! Газпром - компания с государственным контрольным пакетом акций. Государственная компания даром отваливает в частные руки кусок природных богатств как минимум в сорок миллиардов долларов. Так разбазаривал В. С. Черномырдин национальное богатство.

Ещё одна афёра В. С. Черномырдина, на этот раз со взаиморасчетами, в результате которой Министерство обороны России не получило от промышленно-финансовой корпорации «Единые энергетические системы Украины» строительных материалов на 327 миллионов долларов. Участники этой афёры глава «Газпрома» Вяхирев, его заместитель Шеремет, заместитель министра финансов Вавилов, руководитель Государственной налоговой службы Артюхов, представитель «Национального резервного банка» Кудимова… Венчает подписи под документом роспись премьер-министра Черномырдина.

Сергей Брилёв в фильме «ЧВС» воспел «комиссию Гор - Черномырдин», как шедевр международного сотрудничества во укрепление и развитие России. На самом деле за сотрудничество с Гором Черномырдина, как предателя национальных интересов, судить надо было уже за одно то, что комиссия Гор - Черномырдин переориентировала систему «Интерспутник» с наших спутников «Горизонт», «Галс», «Экспресс», на спутники LMI-1 американской фирмы Локхед-Мартин...

Да какую область деятельности В. С. Черномырдина ни возьми, как бы она ни была важна для жизнедеятельности, обороноспособности России - та же картина предательства, разорения, выжженной земли. «Русский дизель », к примеру.

На протяжении почти полутора веков «Русский дизель», основанный в Петербурге в 1862-м году, оставался символом мощи России, флагманом индустрии, звездой мирового дизелестроения. В 1901-м году здесь созданы первые отечественные дизели и далее победа за победой. Дизели для надводных боевых кораблей и торговых судов, дизели-генераторы, главные двигатели сторожевых и десантных кораблей Военно-Морского флота, скоростных пограничных судов, кораблей Академии наук СССР, дизель-генераторы для метро Москвы и Ленинграда, для установок противовоздушной обороны, в системах противоракетной обороны, дизель-генераторы для всех энергоблоков атомных станций страны... Тавро «Русский дизель» стало маркой мирового лидера и позиций своих гигант уступать не собирался. Около города Всеволожска в 1991-м году вступила в строй первая очередь нового подразделения «Русского дизеля» - Ленинградский дизельный завод. Около полутора миллиардов долларов вложено в его строительство. С выходом на полную мощность «Русский дизель» становился недосягаемым для конкурентов в производстве среднеоборотных дизелей. Было отчего прийти в восторг приехавшему на завод главе Правительства России Виктору Черномырдину, только с того дня государственное финансирование достройки предприятия как отрезало.

По требованию Международного валютного фонда «Русский дизель» исключили из списка особо важных оборонных предприятий и перевели его в перечень предприятий, подлежащих приватизации по отдельным проектам. «Отдельный проект» по приватизации «Русского дизеля» выполнялся иностранной фирмой - финансовым конкурсным консультантом «Купер энд Лейбрандс». Управлять «Русским дизелем» Правительство сначала поставило Другова, бывшего комсомольского работника, физкультурника по образованию, работавшего в частных финансовых структурах, затем - геолога Гуляева, связанного с норвежской фирмой «Севотин». Это они устроили «Русскому дизелю» «последний день Помпеи». Станки с «мясом» срывали с фундаментов, продавали по цене металлолома. Буквально за копейки спустили корейцам редчайший станок фирмы «Wallenberg» по обработке коленчатых валов, - таких станков в мире только три. Туда же, за границу, и опять за бесценок уплыли уникальные центры для обработки корпусов. Испытательные стенды, только что смонтированные на Ленинградском дизельном заводе, демонтировать не стали - их просто взорвали. Уж очень кому-то мешал «Русский дизель» и с ним безжалостно расправились. Под вывеской «Русский дизель» остался один метизный заводик, принадлежащий водочнику Сабадашу. Там, где делали лучшие в мире, редкостные, надежные, мощные дизели, дизель-генераторы, в только что отстроенных финнами цехах, оснащенных по последнему слову техники, теперь разливают водку. Ни забастовки, ни обращения многотысячного коллектива к Черномырдину с мольбами спасти мощнейшее оборонное предприятие результатов не дали…

Жаль, рано умер В. С. Черномырдин, ушёл от российского суда. Зато в официальном документе Конгресса США - материалах комиссии во главе с республиканским спикером Конгресса Деннисом Хэстердом и членом палаты представителей от Калифорнии Кристофером Коксом - в вину Белому дому ставится игнорирование и замалчивание свидетельств о «неблаговидных поступках и провалах деятелей вроде Виктора Черномырдина и Анатолия Чубайса, которые персонифицировали политику американской Администрации по отношению к России». В докладе говорится, что еще в 1995-м году ЦРУ направило в Белый дом секретный материал, где сообщались факты коррумпированности Черномырдина, который за время пребывания в должности перевел на личные счета миллиарды долларов. Следствием «альянса воров в Правительстве с мафией» Конгресс США считает бегство российских капиталов за границу, достигших за последние десять лет «превышающей все пределы воображения суммы в 500 миллиардов долларов».
20 сентября 2000 года Конгресс США опубликовал доклад о коррупции в России.

Республиканец Кристофер Кокс сравнил работу над документом с процедурой вскрытия трупа, - тот же тяжелый гнилостный запах. С американской стороны главными виновниками расцвета коррупции признаны вице-президент Администрации Клинтона Альберт Гор, заместитель Госсекретаря Строуб Тэлбот и министр финансов Лоуренс Саммерс, с российской стороны - Анатолий Чубайс и Виктор Черномырдин, они же - крупнейшие коррупционеры…
Умирают миллиардеры, но и после смерти ворюг их преступные миллиарды продолжают преданно служить своим хозяевам, скупая для их отбеливания и прославления журналистов, писателей, ваятелей, - лакейски угодных выдавать бесчестие за честь, предательство за доблесть, грабёж за бескорыстие, кривизну за прямоту, ложь за правду.