Совместимость оборудования с mac os. Сравнение операционных систем Mac OS, Linux и Windows

Тем, кто задумывается о покупке нового компьютера или ноутбука, порой приходит в голову вопрос: а не лучше ли купить Mac? Какие плюсы и минусы есть у Mac OS в сравнении с Windows? Какая операционная система лучше? В этой статье я проведу сравнение этих двух операционок. Не буду углубляться в технические дебри, а разберу все с точки зрения простого пользователя.

Начну, пожалуй, с преимуществ Mac OS перед Windows .

Надежность и стабильность работы . Это не пустые слова. Mac OS X действительно заметно стабильнее Windows. За два с половиной года владения макбуком мне пришлось перезагрузить его только один раз! Ноутбуки с Windows зависают куда чаще. Приложения подвисают тоже гораздо реже. Safari ведет себя куда приличнее Internet Explorer, хотя, на мой взгляд, Firefox все-таки еще лучше.

Скорость . Mac OS работает быстрее Windows на компьютерах с одними и теми же техническими характеристиками. Все дело в том, что Mac OS заточена под конкретные плату, процессор, память. Все действительно предельно совместимо друг с другом. Windows же рассчитана на установку на компьютеры с самыми разными платами, процессорами, а такая расширенная совместимость отрицательно влияет на общую скорость работы (да и на стабильность, кстати, тоже).

Что особенно приятно, скорость не падает даже после продолжительного использования компьютера. Windows же после пары лет без переустановки начинает обычно тормозить и глючить. Помимо этого, маки очень быстро включаются и практически мгновенно выключаются. Очень приятен также практически моментальный выход из спящего режима.

Отсутствие вирусов . Вирусы под Mac OS X практически не пишут - благодаря малой распространенности этой системы, а также лучшей ее защите, лучшим механизмам безопасности. «Дыр» в Mac OS меньше, чем в Windows. Антивирус, в общем-то, не требуется, что очень приятно. Во-первых, вас не беспокоят вирусы и мысли о них; во-вторых, антивирус не сжирает ценные ресурсы и память, не лезет в интернет за обновлениями.

Чистоплотность . Mac OS не имеет привычки фрагментировать файлы, оставлять за собой кучу мусора и временных файлов и так далее. Вам не надо проводить дефрагментацию диска и очистку диска (хотя изредка чистить диск стоит - но не каждую неделю, как в Windows). Проверка диска проходит обычно гораздо быстрее, чем на Windows, во время проверки вы можете работать на компьютере.

Интерфейс: красота и лаконичность . Интерфейс у Mac OS действительно вылизан и красив. Он не перегружен, и в то же время в нем есть все необходимое рядовому пользователю. С другой стороны, есть и недостатки, о них поговорим в следующем разделе.

Очень удобный поиск - Spotlight . Это действительно мгновенный поиск, поиск по всему - документам, медиафайлам, программам, сообщениям, записям и так далее. Поиск файла у меня занимает несколько секунд. На Windows - заметно больше.

Предварительный (быстрый) просмотр . Неоценимая штука, одно из важнейших преимуществ Mac OS. Вы можете посмотреть любой файл (документ, фото, видео, песня и так далее) не открывая его, просто выделив и нажав кнопку пробел. Он откроется в сплывающем окошке практически мгновенно. Очень удобно при выборе документа для открытия из программ (Word’а, например), при вставке документа в сообщение электронной почты, отправке его по ICQ и так далее.

Большое количество полезных программ . Для Мака вам не надо искать программы: большинство того, что нужно, уже установлено. Это простой текстовый редактор - TextEdit (нечто среднее между Word и WordPad), программа для записи DVD, фоторедактор, видеоредактор, удобный просмотрщик PDF, музыкальный редактор, музыкальный плеер, медиатека, веб-редактор, органайзер, почтовый клиент, словарь и многое другое. Все эти программы, к тому же, отлично взаимодействуют друг с другом, образуя очень удобный единый комплекс.

Прекрасное взаимодействие с iPhone и iPad . Синхронизация всего, что только возможно - быстрая и удобная: почты, заметок, записей в календаре, фото, видео, музыки и программ.

Дополнительные офисные программы: Keynote . Эта программа действительно куда лучше подходит для создания презентаций, чем PowerPoint. Она и удобнее, и функциональнее - по моему скромному мнению, разумеется. Правда, за нее надо заплатить, но это небольшая сумма и ее реально не жалко.

TimeMachine. История версий ваших документов . Порой оказывается весьма кстати.

Что ж, теперь настало влить ложку дегтя в бочку меда. А для кого-то, может быть, эта ложка покажется этакой гигантской кастрюлей. Итак - поговорим о недостатках Mac OS X в сравнении с Windows .

Небольшое количество дополнительных программ в сравнении с Windows . Да, на маках уже установлена куча полезного софта, но вот дополнительных программ не так много. Каких-то просто нет, версии других на Mac ставить можно, но они урезаны. Особенно плохо тем, кто работает со специализированными программами - инженерными, математическими, статистическими и так далее. Очень может быть, что ваш профессиональный инструмент на Мак еще не портировали.

Небольшое количество игр для Маков . Для меня это совершенно несущественно, но для кого-то может стать весомым минусом.

Возможны проблемы совместимости с Windows . Программы, ясное дело, несовместимы вовсе. Но и в случае с документами - текстами, таблицами, презентациями - возможны неприятные сюрпризы. Особенно любят такие сюрпризы появляться при обработке документов со сложной структурой и сложным форматированием. И даже установка MS Office for Mac не является панацеей - офис этот неполностью совместим со своим собратом, предназначенным для Windows. Как правило, это пережить можно. В любом случае, покупая Mac, будьте готовы к сюрпризам такого рода.

Разные мелочи . Казалось бы, пустяки - но они раздражают. Например, иногда окно не открывается на весь экран и приходится растягивать его вручную. В Finder’e (это Проводник) не отображаются скрытые файлы. При создании архивов Mac OS впихивает в них свои служебные файлы. На Маках они не видны, но на Windows - еще как. Spotlight (поиск) создает для каждого файла скрытый файлик с информацией (.filename). Файлики эти не видны на Маках, но, опять же, видны на Windows и вносят некоторую путаницу.

Есть и кое-какие мелочи, связанные с удалением программ : серьезную программу надо удалять с помощью дополнительной программы - деинсталлятора. Может, конечно, это и необязательно, и ее остатки системе мешать не будут, но Windows меня приучила удалять всякий мусор сразу и навсегда.

Сложность перехода - небольшая, но весомая . В Mac OS X многое отличается от Windows - интерфейс, панель управления, некоторые сочетания клавиш. Привыкаешь ко всему довольно быстро, но все же поначалу некомфортно. И потом, когда привыкнешь, становится некомфортно работать с Windows.

Проблемы с несовместимостью устройств я не обнаружил . Mac OS уже содержит целое море драйверов, и все, что я подключал, подключалось нормально. Хотя да, иногда встречаются несовместимые с Mac OS устройства. Проверьте, не входят ли в их число ваша любимая видеокамера и старенький, но такой привычный плеер.

Под конец рассмотрим, как можно справиться с недостатками Mac OS .

Самый оптимальный выход - установка на ваш Мак операционной системы Windows при помощи очень полезной штуки, которая называется Parallels и позволяет переключаться между операционками в режиме реального времени. Так большая часть недостатков будет ликвидирована. Но покупка Parallels - это еще несколько дополнительных тысяч рублей к стоимости и без того дорогих компьютеров Apple…

Другой выход - установка виртуальной машины Windows (VirtualBox, например). Но это менее изящное и менее надежное решение - по мнению многих пользователей.

Что же в итоге?

Выводы я предоставляю вам сделать самим. Лично я считаю Mac OS лучшей системой. Но уважаю мнение тех, кто думает иначе. Действительно, не все программы доступны для Маков. Действительно, компьютеры с этой системой стоят откровенно дорого.

Если вы сомневаетесь или хотите попробовать Mac OS вживую - приходите в магазины типа Re:store, где можно опробовать компьютеры в действий практически без каких-либо ограничений.

Следует признать — в России компьютеры Macintosh пока не слишком известны. Большинство пользователей что-то слышали о них, но плохо представляют себе, что это такое. Те, кто осведомлён чуть получше, наслышаны о высоких ценах на компьютеры Apple, и способствуют распространению стереотипов вроде «Mac — это понты». В данной статье мы попытаемся развеять эти мифы и проведём сравнение между платформами PC и Mac.

Не будем слишком углубляться в историю — если бы некоторые события в конце 1980х сложились чуть иначе, то сейчас PC выглядел бы диковинкой в глазах рядового пользователя. На сегодняшний день за Apple закрепился свой сегмент рынка компьютеров, пусть и небольшой (менее 10%, сильно зависит от страны), но стабильный. Вряд ли получится найти пользователя, пользовавшегося Маком и отказавшегося от него в пользу PC. Зато пользователей PC, выбравших Mac, с каждым годом всё больше.

Итак, ключевое отличие сравниваемых платформ — это способ комплектации компьютеров. PC в этом плане абсолютно свободен — существует великое множество комплектующих, из которых мы (или специалисты, которым мы доверяем сборку компьютера) собираем себе рабочую машину. Полностью идентичных компьютеров PC в мире весьма мало. Кроме того, именно пользователь решает, какую систему установить на PC — либо Windows, либо Linux, либо ещё что-то более редкое.

С Apple история совершенно другая: «яблочные» компьютеры собираются самой Apple из ограниченного количества комплектующих, поставляемых ей по контрактам другими ведущими производителями компьютерной техники. Компания сама контролирует процесс сборки и качество получающихся компьютеров. Более того, на свои компьютеры Apple устанавливает свою же операционную систему — Mac OS. В итоге существует несколько десятков разновидностей Маков (да и то с учётом прошлых поколений). Современное семейство Маков представляют:

  • ноутбуки MacBook, MacBook Pro и MacBook Air
  • системные блоки Mac Mini
  • моноблоки iMac
  • рабочие станции Mac Pro
  • серверы xServe

В представлении пользователей PC неизбежно ассоциируется с Windows, а Mac — с Mac OS X. Но это тоже стереотип: если раньше Mac был основан на совершенно других процессорах, то сегодня сердце любого нового Мака — процессор Intel. Поэтому на любом Mac без проблем можно запустить Windows, поскольку он комплектуется специальными драйверами для заклятого конкурента от Microsoft — всё это обеспечивает технология Boot Camp. Возможен и обратный вариант — запуск Mac OS на PC, правда, тут проблем гораздо больше — из-за обилия комплектующих от самых разных производителей подбор подходящих драйверов порой очень затруднителен.

Аналитик Крис Пирилло насчитал 50 отличий PC от Mac в пользу последнего. Приведём некоторые из них:

1) Продуманность интерфейса программ. Да, выбор программ для Mac OS не настолько широк. Но зато среди того, что есть, нет некачественного мусора, который штампуется для PC. Почти каждая программа для Мака интуитивно понятна и обладает симпатичным дизайном.

2) Программы под Windows записывают кучу параметров в реестр, поэтому каждая новая программа замедляет работу системы. Чтобы установить одну программу, нужно запускать другую программу-инсталлятор, а чтобы удалить — третью программу — деинсталлятор. В Mac OS ничего этого нет — стоит ли на компьютере 10 программ, 100 или 1000 — разница вряд ли будет ощутима (только если эти программы не настроены на автозагрузку). Каждая программа — это один файл. Чтобы установить её, достаточно перетащить этот файл в папку с программами (но даже это не всегда обязательно — программа может работать отовсюду). Чтобы удалить программу — достаточно удалить один файл.

3) Поиск на Маке происходит в мгновение ока. Одна клавиатурная комбинация, пара букв имени файла, программы, человека, веб-странички, введённых с клавиатуры — и всё это тут же найдётся. Таким способом можно даже переводить иностранные слова. Такова технология поиска Spotlight.

4) Минимальная угроза заражения. Вирусы под Mac можно пересчитать по пальцам — и они до смешного безобидны. Возможно, в будущем ситуация уже не будет такой безоблачной, но пока на Mac антивирус — явно вещь не первой необходимости.

5) Незаметная 64-битность. Windows бывает 32-х и 64-разрядной. Чтобы поменять версию для одной архитектуры на другую, нужно переставлять систему. В Mac OS X могут запускаться приложения для любой архитектуры — пользователь может не думать о том, какой код лежит в основе скачиваемой программы.

6) Отсутствие редакций. Можно долго думать, что какая Windows подойдёт Вам лучше — Home Basic, Home Premium, Ultimate, Enterprise или ещё что-то. Mac OS X одна — и всемпользователям предоставляет одинаково широкие возможности.

7) Эта функция умеет сохранять резервные копии любых файлов, причём в случае необходимости у Вас будет выбор, какую копию восстановить. Аналогично можно восстановить не только отдельный файл, но и всю систему — к любой точке в прошлом.

8) Технология Bonjour подхватывает все устройства в сети (даже PC) без всякой возни с настройкой IP-адресов, масок подсети, шлюзов и прочих жутких для неопытного пользователя терминов.

9) Mac избавлен от необходимости дефрагментировать диск . Файловая система диска устроена иначе, а за производительностью Mac OS следит сама Mac OS.

10) Если Вы используете в качестве браузера Firefox, Opera или Chrome, то вряд ли заметите переход на Mac. Мак-версии этих программ не отличаются по возможностям от версий для PC.

11) Ноутбуки Apple дают абсолютно новые способы управления. Например, зачем нужна правая кнопка тачпада, если можно нажать на файл двумя пальцами? Более того, можно настроить Mac OS на ноутбуке на распознавание прикосновений и тремя, и даже четырьмя пальцами.

12) 80% потребностей, которые нельзя удовлетворить средствами Mac OS, можно удовлетворить с помощью пакета iLife . Это почти всё, что может понадобиться домашнему пользователю, причём каждый инструмент тесно интегрирован с остальными. Освоить этот большой и интересный мультимедийный комплекс сможет даже ребёнок.

13) Возможности Mac можно расширить в Сеть с помощью учётной записи MobileMe. Это позволит синхронизировать данные пользователя и даже его файлы с другими компьютерами, а также iPhone и iPod Touch.

14) Любой пользователь сможет избавиться от рутины с помощью программы Automator. Она позволяет написать т.н. макрос для автоматизации любых повторяющихся задач. В дальнейшем все их можно будет выполнить одним щелчком мыши.

15) В Windows нет ничего похожего на Expose. Flip3D из Windows не сравнится по удобству с системой управления открытыми окнами в Mac OS — одним нажатием клавиши можно разместить их все на экране, чтобы выбрать нужное, а ещё одним — увидеть рабочий стол.

16) Конфиденциальность. Любые секретные данные в Mac OS можно не просто удалить, но и надёжно перезаписать пространство на диске — и всё это без каких-либо сторонних программ.

17) Все возможности *nix. Новичок будет рад удобному интерфейсу Mac OS. Профессионал запустит Терминал и получит доступ ко всем командам nix-систем.

18) Большинство файлов на Mac даже не надо запускать, чтобы увидеть, что внутри. Достаточно выбрать файл и нажать пробел — если это текст, то он будет показан; если музыка или видео — начнёт воспроизводиться — всё это без траты времени на запуск соответствующей программы. Так работает технология QuickLook.

Проблема поиска нужного софта для современного Mac не актуальна — даже если не получится ничего найти (например, нереально найти замену для 1С:Предприятие), то ничего не мешает запустить Windows на Mac и поработать в ней. Подробнее о самом необходимом софте рассказано в другой статье.

Итак, компьютер Mac ориентирован на тех, кто хочет быть на 100% уверенным в совместимости аппаратной части компьютера с установленным на нём софтом. Вся платформа Mac придумывалась для тех, кто не хочет тратить время на то, чтобы разобраться, как работает та или иная программа, вместо того, чтобы просто пользоваться ею. Не стоит спорить, что же лучше — Mac с невозможностью нормального апргрейда запчастей компьютера или PC с полной свободой выбора «начинки», просто надо признать, что Apple удалось воплотить свой знаменитый лозунг «Think different» и сделать «другой» компьютер.

Программное обеспечение

Для обеспечения гладкого перехода с Mac OS 9 на Mac OS X был создан Carbon. Приложение, написанное с помощью Carbon, может запускаться на любой из этих ОС. С другой стороны, Mac OS X наследует многое из OpenSTEP, которая не является обратно-совместимой с другими версиями Mac OS. В данный момент Apple рекомендует API, именуемый Cocoa, и там наследие OpenSTEP весьма заметно -- имена многих классов начинаются с «NS» (NSObject, NSArray), что является аббревиатурой от NeXTSTEP.

Также Mac OS X поддерживает Java. Это означает, что приложения, написанные на Java и использующие Swing, выглядят так же, как и приложения, использующие Cocoa. Традиционно приложения под Cocoa разрабатываются на Objective C, альтернативе Java. Однако 25 июля 2007 года Apple заявила, что дальнейшие расширения в Cocoa не будут портированы на Java. В составе Mac OS X, начиная с версии 10.5 Leopard, поставляется интерпретатор Ruby с поддержкой Cocoa.

В отличие от предшественниц, Mac OS X является полноценной, сертифицированной UNIX"03 операционной системой. Это означает, что большинство программ, написанных для BSD, Linux и других UNIX-подобных систем, скомпилируются и будут работать на Mac OS X почти или же вовсе без дополнительных изменений в коде. Для удобной установки таких программ разработаны менеджеры пакетов, такие как Fink или MacPorts (ранее -- DarwinPorts). Они подобны apt в Debian или портам во FreeBSD.

Начиная с версии 10.3, Mac OS X по умолчанию также включает в себя X11.app -- адаптированную версию X-сервера. Это позволяет запускать на Mac OS X приложения, разработанные для X11 -- с использованием gtk, Qt для X11 (Qt4 поддерживает Mac OS X как в режиме X11, так и в обычном режиме Aqua) и прочих. Для вывода на экран X11.app использует Quartz. Однако X11.app имеет ряд проблем, таких как отсутствие Aqua-стиля в оформлении приложений и неполную поддержку Unicode.

Более ранние версии ОС могут запускать X-сервер через XDarwin (англ.).

Mac OS X основана на ядре XNU, созданном на основе микроядра Mach 3.0.

Аппаратное обеспечение

Ранние версии Mac OS X поддерживали все компьютеры Macintosh (лаптопы, десктопы или серверы) на процессорах PowerPC G3, G4 и G5. Более поздние версии перестают поддерживать старое оборудование: например, версия 10.3 Panther не поддерживает старые G3, 10.4 Tiger не поддерживает системы без портов FireWire, бета-версия 10.5 Leopard, представленная на WWDC, не поддерживала G3 вообще. Однако существуют утилиты, такие как XPostFacto, и патчи к установочному диску, сделанные сторонними разработчиками, для установки новых версий Mac OS X на оборудовании, официально не поддерживаемым Apple, включая некоторые до-G3 системы. Исключая некоторые возможности, требуемые оборудованием (такие, как графическое ускорение, запись DVD), операционная система предлагает одинаковую функциональность на всём поддерживаемом оборудовании.

Версия Mac OS X для PowerPC остаётся совместимой со старыми Mac OS приложениями через эмуляцию так называемой Classic, которая позволяет пользователям запускать Mac OS 9 как процесс в Mac OS X, поэтому многие старые приложения запускаются так, как будто под старой операционной системой. Classic не поддерживает компьютеры на процессорах Intel.

В апреле 2002 года eWeek сообщил слух о том, что у Apple есть версия Mac OS X с кодовым названием Marklar, которая запускается на процессорах Intel x86. Идея Marklar была в переходе Mac OS X на альтернативную платформу, которая позволит Apple преодолеть проблемы развития платформы PowerPC. Слухи оставались не подтверждёнными до мая 2005 года, когда в файлообменных сетях появилась версия Mac OS X для процессоров Intel.

6 июня 2005 года Стив Джобс подтвердил слухи и сообщил на WWDC, что в течение двух лет Apple перейдёт с PowerPC на процессоры Intel. До этого Apple меняла платформу с Motorola 68K на IBM/Motorola PowerPC -- Apple включила эмулятор Motorola 68K в новую ОС, которая позволяла запускать большинство 68K-приложений. Apple поддерживала эмулятор в течение 11 лет; однако, при переходе на Intel, он был удалён. В новую OS был включён эмулятор PowerPC, который называется Rosetta. Также, новая версия XCode и соответствующие консольные утилиты позволяют разрабатывать universal binaries (fat binaries) -- исполняемые файлы, которые могут содержать в себе поддержку нескольких платформ (ppc, ppc64, i386, …).

Сейчас большинство приложений, которые доступны только для PowerPC, поддерживается при помощи эмулятора Rosetta. Однако Apple просит разработчиков создавать универсальные приложения для обеих платформ. Универсальные приложения запускаются быстрее на компьютерах с процессором Intel, чем приложения для PowerPC, запускаемые с помощью эмулятора Rosetta. Некоторое программное обеспечение для PowerPC, такое, как расширения ядра и плагины системных настроек (System Preferences), не поддерживаются на компьютерах с процессорами Intel.

В то время, когда MacIntel могут запускать приложения для PowerPC, x86 и универсальные, PowerPC Маки могут запускать только универсальные и PowerPC приложения. Поддержка платформы PowerPC осталась в Mac OS X 10.5. Джобс также подтвердил слух, что новая версия Mac OS X запускалась на Intel процессорах большую часть своего существования, так как кросс-платформеность уже существовала в Mac OS X -- OpenSTEP был портирован на множество платформ, включая x86, и Darwin включил поддержку для обоих (PowerPC и x86).

Mac OS X была портирована на iPhone и iPod touch. Несмотря на серьезные изменения -- например, закрытость платформы и отсутствие рабочего стола (его заменяет SpringBoard) -- в порте сохранились такие особенности, как Darwin, ядро XNU. В некоторых сторонних программах сохранились эффекты из настольной версии -- например, в программе Converter.

Эволюция ОС Mac OS X

Операционная система компании Apple Mac OS X на данный момент представлена в двух вариантах: версия для рабочих станций и ноутбуков, а также версия для сервера, необходимая для организации работы локальной сети предприятия. После выхода версии Mac OS X 10.0 было выпущено еще шесть ее модификаций, каждая из которых носит название животного из семейства кошачьих.

Mac OS X 10.0 Cheetah (Гепард): стала первой обновленной версией операционной системы Mac OS. Она появилась в марте 2001 года и была создана на основе ОС UNIX и сервисов FreeBSD. Новая технология позволила повысить функциональность, надежность и безопасность новой операционной системы. Но версия 10.0 Cheetah была нестабильна в работе, в ней отсутствовал ряд функций, которые есть в последних версия системы Mac OS X, поэтому компания Apple выпустила бесплатное обновление.

Mac OS X 10.1 Puma: бесплатное обновление разработанное компанией Apple, позволяло обновить операционную систему Mac OS X 10.0 Cheetah до версии 10.1 (Puma), что дало возможность исправить ряд недоработок, существовавших в первой версии и повысить стабильность работы. В ней появились такие функции как: персонификация, высокое качество графики, быстрый доступ к системным параметрам, расширение спектра сетевых возможностей и периферийных устройств, воспроизведение и запись DVD дисков.

Mac OS X 10.2 Jaguar: в новую версию операционной системы Mac OS X было внесено более 150 видов различных изменений и дополнений, главным из которых стала поддержка аппаратного ускорения пользовательского интерфейса с применением технологии Quartz Extreme, в результате этого вся обработка изображений осуществляется процессором видеокарты. В этой версии появился мультимедийный центр QuickTime 6, интернет программа обмена мгновенными сообщениями iChat, единая адресная книга, система рукописного ввода Inkwell. Улучшены программы mail, где появилась фильтрация спама, поиск файлов на диске Finder и поиск информации в интернете Sherlock 3.

Mac OS X 10.3 Panther: появилась на рынке 24 октября 2003 года, в нее была внедрена технология шифрования данных FileVault. Последующие обновления системы привнесли еще ряд изменений таких как: исправлены некоторые проблемы безопасности, повышение надежности в работе с удаленными файлами в смешанных сетях, улучшена система файлового обмена и поддержка беспроводных сетей, обновлены драйвера к видеокартам, система каталогов и поддержка OpenGL. Внесены изменения и доработки в браузер Safari, почтовый клиент mail, адресную книгу, Stickies и QuickTime, а также доработана поддержка программного обеспечения сторонних разработчиков.

Mac OS X 10.4 Tiger: вышла в апреле 2005 года и включила в себя более 200 изменений и дополнений, которые необходимы для более быстрой и стабильной работы компьютера. Главными новинками этой версии операционной системы Mac OS X стали уникальная функция быстрого поиска информации Spotlight и интерфейс для виджетов Dashboard, приложение Automator, предназначенное для автоматизации ряда постоянно повторяющихся действий, что позволило выполнять рутинную работу с помощью одного нажатия.

Mac OS X 10.5 Leopard: появилась на рынке 26 октября 2007 года, она включает в себя более 300 улучшений и дополнений. Изменения в первую очередь коснулись ядра операционной системы, в него теперь интегрирован фреймворк динамической трассировки DTrace, а также имеется среда Cocoa Bridges для разработки приложений на Ruby и Python языках программирования, Scripting Bridge позволяет автоматизировать Mac-приложения посредством программ на Objective-C, Ruby и Python. В систему были также включены Rails, Mongrel и Capistrano. В данный момент Mac OS X 10.5 Leopard признана полноценной UNIX системой. Немаловажным событием стало появление в данной версии программы Boot Camp, с помощью которой на компьютеры Macintosh теперь можно устанавливать ОС Windows, в качестве второй рабочей операционной системы. В новой версии Mac OS X был полностью обновлен Finder и другие полезные приложения, добавлены такие функции как Stacks, Quick Look, Spaces и программа Time Machine для создания резервных копий системы и данных.

Mac OS X 10.6 Snow Leopard: была представлена в июне 2008 года и включает в себя ряд кардинальных изменений. Теперь она работает только на процессорах Intel, использует в работе 64-разрядные технологии, одинаково работает с 64-разрядными и 32-разрядными приложениями, занимает почти в два раза меньше места на диске, быстрей устанавливается, грузиться и работает. Все стандартные приложения Mac OS X (Finder, Mail, Safari, iCal и iChat и др.) в новой версии были переведены на 64-разрядный код, что значительно повысило их производительность и сделало их более устойчивыми к атакам хакеров. Диспетчер Grand Central Dispatch позволяет на полную использовать возможности многоядерных систем и увеличить производительность компьютера. Добавлено масштабирование интерфейса. ОС Snow Leopard использует технологию Bonjour для обмена файлами, стеки для работы с окнами программ, а также в ней обновлена функция Expose, которая стала еще удобней и доступней. Увеличена скорость резервного копирования, для передачи данных с целью предотвращения сбоев соединения в iChat теперь может использоваться сервер ретрансляции AIM.

Программное обеспечение

Для обеспечения гладкого перехода с Mac OS 9 на Mac OS X был создан Carbon. Приложение, написанное с помощью Carbon, может запускаться на любой из этих ОС. С другой стороны, Mac OS X наследует многое из OpenSTEP, которая не является обратно-совместимой с другими версиями Mac OS. В данный момент Apple рекомендует API, именуемый Cocoa, и там наследие OpenSTEP весьма заметно - имена многих классов начинаются с «NS» (NSObject, NSArray), что является аббревиатурой от NeXTSTEP.

Также Mac OS X поддерживает Java. Это означает, что приложения, написанные на Java и использующие Swing, выглядят так же, как и приложения, использующие Cocoa. Традиционно приложения под Cocoa разрабатываются на Objective C, альтернативе Java. Однако 25 июля 2007 года Apple заявила, что дальнейшие расширения в Cocoa не будут портированы на Java. В составе Mac OS X, начиная с версии 10.5 Leopard, поставляется интерпретатор Ruby с поддержкой Cocoa.

В отличие от предшественниц, Mac OS X является полноценной, сертифицированной UNIX’03 операционной системой. Это означает, что большинство программ, написанных для BSD, Linux и других UNIX-подобных систем, скомпилируются и будут работать на Mac OS X почти или же вовсе без дополнительных изменений в коде. Для удобной установки таких программ разработаны менеджеры пакетов, такие как Fink или MacPorts (ранее - DarwinPorts). Они подобны apt в Debian или портам во FreeBSD.

Начиная с версии 10.3, Mac OS X по умолчанию также включает в себя X11.app - адаптированную версию X-сервера. Это позволяет запускать на Mac OS X приложения, разработанные для X11 - с использованием gtk, Qt для X11 (Qt4 поддерживает Mac OS X как в режиме X11, так и в обычном режиме Aqua) и прочих. Для вывода на экран X11.app использует Quartz. Однако X11.app имеет ряд проблем, таких как отсутствие Aqua-стиля в оформлении приложений и неполную поддержку Unicode.

Более ранние версии ОС могут запускать X-сервер через XDarwin (англ.).

Mac OS X основана на ядре XNU, созданном на основе микроядра Mach 3.0.

Аппаратное обеспечение

Ранние версии Mac OS X поддерживали все компьютеры Macintosh (лаптопы, десктопы или серверы) на процессорах PowerPC G3, G4 и G5. Более поздние версии перестают поддерживать старое оборудование: например, версия 10.3 Panther не поддерживает старые G3, 10.4 Tiger не поддерживает системы без портов FireWire, бета-версия 10.5 Leopard, представленная на WWDC, не поддерживала G3 вообще. Однако существуют утилиты, такие как XPostFacto, и патчи к установочному диску, сделанные сторонними разработчиками, для установки новых версий Mac OS X на оборудовании, официально не поддерживаемым Apple, включая некоторые до-G3 системы. Исключая некоторые возможности, требуемые оборудованием (такие, как графическое ускорение, запись DVD), операционная система предлагает одинаковую функциональность на всём поддерживаемом оборудовании.

Версия Mac OS X для PowerPC остаётся совместимой со старыми Mac OS приложениями через эмуляцию так называемой Classic, которая позволяет пользователям запускать Mac OS 9 как процесс в Mac OS X, поэтому многие старые приложения запускаются так, как будто под старой операционной системой. Classic не поддерживает компьютеры на процессорах Intel.

В апреле 2002 года eWeek сообщил слух о том, что у Apple есть версия Mac OS X с кодовым названием Marklar, которая запускается на процессорах Intel x86. Идея Marklar была в переходе Mac OS X на альтернативную платформу, которая позволит Apple преодолеть проблемы развития платформы PowerPC. Слухи оставались не подтверждёнными до мая 2005 года, когда в файлообменных сетях появилась версия Mac OS X для процессоров Intel.

6 июня 2005 года Стив Джобс подтвердил слухи и сообщил на WWDC, что в течение двух лет Apple перейдёт с PowerPC на процессоры Intel. До этого Apple меняла платформу с Motorola 68K на IBM/Motorola PowerPC - Apple включила эмулятор Motorola 68K в новую ОС, которая позволяла запускать большинство 68K-приложений. Apple поддерживала эмулятор в течение 11 лет; однако, при переходе на Intel, он был удалён. В новую OS был включён эмулятор PowerPC, который называется Rosetta. Также, новая версия XCode и соответствующие консольные утилиты позволяют разрабатывать universal binaries (fat binaries) - исполняемые файлы, которые могут содержать в себе поддержку нескольких платформ (ppc, ppc64, i386, …).

Сейчас большинство приложений, которые доступны только для PowerPC, поддерживается при помощи эмулятора Rosetta. Однако Apple просит разработчиков создавать универсальные приложения для обеих платформ. Универсальные приложения запускаются быстрее на компьютерах с процессором Intel, чем приложения для PowerPC, запускаемые с помощью эмулятора Rosetta. Некоторое программное обеспечение для PowerPC, такое, как расширения ядра и плагины системных настроек (System Preferences), не поддерживаются на компьютерах с процессорами Intel.

В то время, когда MacIntel могут запускать приложения для PowerPC, x86 и универсальные, PowerPC Маки могут запускать только универсальные и PowerPC приложения. Поддержка платформы PowerPC осталась в Mac OS X 10.5. Джобс также подтвердил слух, что новая версия Mac OS X запускалась на Intel процессорах большую часть своего существования, так как кросс-платформеность уже существовала в Mac OS X - OpenSTEP был портирован на множество платформ, включая x86, и Darwin включил поддержку для обоих (PowerPC и x86).

Mac OS X была портирована на iPhone и iPod touch. Несмотря на серьезные изменения - например, закрытость платформы и отсутствие рабочего стола (его заменяет SpringBoard) - в порте сохранились такие особенности, как Darwin, ядро XNU. В некоторых сторонних программах сохранились эффекты из настольной версии - например, в программе Converter.

Издавна эти две операционных системы ведут войну. Одни доказывают прелесть "яблочного" софта, а другие из шкуры вон лезут, приводя аргументы в пользу Винды. Есть еще приверженцы Linux, но их мы трогать не будем.

Так почему же ПО от Microsoft больше подойдет обычным юзерам? Мы нашли 10 причин в пользу Windows. И вот первая из них.

Игры

На Mac OS практически нет игр. Конечно, можно поставить виртуальную машину, установить туда игрушку и радоваться. Но это игра с костылями, иначе не скажешь. А корпорация яблочников никак не хочет привлекать разработчиков из игровой индустрии для переноса игр на Mac OS.

Та же Windows 10 имеет в своем функционале игровой режим – ОС сама ограничивает все фоновые ненужные сейчас программы в ресурсах. И вся освобожденная мощность отдается игре. Согласитесь, это гораздо удобнее ручной чистки фоновых приложений.

Обновление железа

Раз уж затронули тему про игры, то надо сказать о конфигурациях Macintosh и обычного системника.

Системный блок на Windows вы можете обновлять как только захотите: добавить памяти, поменять видеокарту на более мощную, полностью пересобрать с нуля на новой материнской плате – это все вам доступно в любой момент времени. Главное, чтобы средств на это хватало. Игры с каждым годом все требовательнее выходят, производители комплектующих тоже не спят, выпуская обновленную или принципиально новую начинку для блока. Но это не касается ноутбуков и моноблоков: тут дела не лучше, чем с яблочным гаджетом.

А вот с яблоком у вас такой номер не прокатит. Добавить оперативную память уже вызывает серьезные сложности, а о чем-то более масштабном даже заикаться не стоит. А учитывая прожорливость новых игр, через 2-3 года встанет вопрос о замене нынешнего гаджета на более новый.

Даже не беря в расчет игры, есть много не менее прожорливых программ, которым важно сильное железо. Кстати, системный блок на Windows стоит в 2 – 2,5 раза дешевле аналогичной конфигурации продукции Apple. Вот и думайте.

Совместимость систем с периферийными устройствами

Еще один косяк Mac OS – это совместимость с различными устройствами. Принтеры, сканеры, Wi-Fi-роутеры и многая другая оргтехника далеко не всегда правильно определяется Macintosh. А бывают случаи, когда система напрочь отказывается работать с чем-либо.

Те устройства, на которые Apple разрабатывает драйвера самостоятельно, будет без проблем работать.

Такая ситуация практически невозможна на Windows. Эта ОС не определит технику, если только она очень старая и весьма специфическая. И то, при наличии драйверов, очень высокие шансы того, что все будет правильно работать.

Работа с окнами программ

У Macintosh есть неприятная особенность странно разворачивать приложения в полноэкранный режим. Например, браузер может развернуться частично, обрезая по конкретной странице размер окна. То же касается некоторых других утилит. Странная логика работы. Есть, правда, утилита Magnet. Чтобы программа работала правильно, ее рекомендуем устанавливать на чистую операционную систему.

В Windows такой проблемы нет. Полноэкранный режим – это полноэкранный режим.


Выбор софта для систем

Кстати, о самих программах. Для Windows просто доступно колоссальное количество софта на любой вкус и для любых задач. Такого изобилия для Mac вы просто не найдете. Да что там не найдешь. Даже существующий софт очень часто уступает по своему функциям PC-шным аналогам.

Тот же Office, который обитает на Mac-е, серьезно уступают Microsoft-ому гиганту. Хотя, это может быть совершенно неважно, так как сейчас уже существует много сервисов, работающих через браузер. Файлы сохраняются в облаке, а вы можете с ними работать с любого устройства.

Есть еще один момент: программы на яблочной технике кушают больше оперативки, чем на Windows. Не намного, но все равно.

Распространенность систем

Apple инсталлирует Mac OS только на моноблоки и ноутбуки. Для смартфонов и планшетов есть iOS. Казалось бы, все хорошо. Но почему не интегрировать Маc на мобильную технику? Естественно, часть функций будет не доступна из-за нехватки ресурсов железа на iPhone или iPad.

А ребята из Microsoft весьма активно ставят свою ОС на мобильные устройства. Тот же Microsoft Surface прямое тому подтверждение, хоть его ценник и несколько завышен. А сколько мобильных устройств сторонних производителей использует в качестве ОС Windows 10? Таких очень много и их число растет. Этому же помогает развитие атомных Intel и достаточно мощных видеочипов.


3D в ОС

С развитием технологий в области 3D и дополненной реальности, Microsoft очень рьяно начала внедрять их в свои системы.

А что Apple? Они уже сколько времени кормят народ обещанками, а каких-либо телодвижений в эту сторону нет. А если и начнут этим заниматься, то в какой степени?

Подводим итоги

Что же тут сказать? ПК на винде гораздо больше чем, чем Mac. И это касается не только компьютеров: в избытке и смартфонов, и планшетов на Windows 10.

Тут раздолье для геймеров, от обилия софта глаза разбегаются. Апгрейд проходит гораздо быстрее и дешевле, чем у яблочной продукции. Да и не везде у яблочников вы сами сможете поменять винчестер или оперативную память. А это значит, что надо идти в сервисный центр.

Сейчас могут начаться жаркие дебаты насчет того, что Mac OS более защищенная, вирусы ей почти нестрашны и т.д. Собственно, при наличии антивируса нормального и головы на плечах, вирусы и для Windows не очень опасны. Также могут начать доказывать, что, установив Boot Camp, можно пользоваться Windows программами. Можно, но это опять костыли.

Насчет скорости работы операционных систем. Тут все весьма субъективно. Есть немало тех, кто утверждает, что Windows 10 не уступает, а то и показывает лучшую скорость и плавность. Анимация у обеих систем на высоте.

Личное мнение автора статьи таково: переход на яблочную продукцию не оправдан. Ни экономически, ни в плане ассортимента софта и игр. Если просто есть желание попробовать что-то новое, то поставить виртуальную машину с Mac OS, а потом уже решать, стоит ли он своих денег или нет.