Родословная педагога сухомлинского.

Человечество обязано своими величайшими открытиями смелым и умным, порой безрассудным и мечтательным людям. Тем, чьи взгляды на окружающий мир намного отличались от тех, которые считались нормальными. Таким человеком, без сомнений, являлся и Василий Александрович Сухомлинский, биография которого тесно связана со школой.

Жизнь украинского педагога

Родился Василий Сухомлинский, биография которого рассматривается в данной статье, в Херсонской губернии. В деревне Васильевка (Александрийский уезд), где 28 сентября 1918 года появился мальчик, отец его, хотя и был простым рабочим, был весьма почитаемым человеком и активистом. Мать воспитывала, кроме Василия, еще троих детей. Примечательно, что все они выбрали для себя учительскую специальность.

Учился Василий Сухомлинский, биография которого достойна восхищения, в местной школе, где зарекомендовал себя очень способным учеником. После семилетки он поступает в Кременчугский педагогический институт (1934 год), но из-за болезни прерывает обучение. Семнадцатилетним юношей он начал свою педагогическую практику, которую не оставлял до конца жизни. Кроме того, он продолжал заочно учиться в Полтавском педагогическом институте. Окончил он его с отличием в 1939 году, после чего работал учителем литературы и украинского языка в разных школах.

Сухомлинский: биография и творчество

Любимая работа доставляла Сухомлинскому удовольствие, однако реалии жизни не могли оставить его в стороне. В 1941 году он пополнил ряды Красной Армии и принимал участие в боевых действиях. Был тяжело ранен, после чего чудом выжил, но потерял жену и сына. После войны продолжил педагогическую практику: работал директором школы и писал (которую защитил в 1955 году).

Работы Сухомлинского отличались революционным подходом к учебному процессу, к самому ученику. Он был исследователем с большим сердцем, так как каждая строчка его произведений дышала любовью и вдохновением. Он обращал внимание на проблемы учеников, усовершенствовал организацию труда, создал целую которая была не только оригинальной, новой, но и гуманистической. Учитель от бога, он считал, что ребенку нужно помогать развить в себе талант, врожденные способности, личность, привить любовь к другим людям и живой природе.

Василий Сухомлинский, биография которого является удивительной историей верности своему делу, написал немало книг. «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «О воспитании» и другие, но каждая из них отстаивала гуманистические идеалы воспитания и при этом была написана проникновенным художественным стилем.

Значение работы педагога-практика

Сухомлинский, краткая биография которого изложена выше, внес значительный вклад в развитие педагогики в стране. Вместе с Макаренко он был признан лучшим в этой области и не только в Украине, Советском Союзе, но и в мире. Но его и критиковали за то, что учение не вполне соответствовало советской идеологии, что оно было пропитано христианским духом. Сам автор был атеистом, однако в природе видел божественное начало.

В. А. Сухомлинский - это выдающийся педагог-новатор. Он очень любил детей и старался сделать так, чтобы они могли получать не только качественные знания, но и полноценное всестороннее развитие. О его вкладе в педагогику стоит поговорить более детально.

Биография

В сентябре 1918 года в селе Васильевка (сегодня это Кировоградская область Украины) родился мальчик Вася. Он рос в семье сельского плотника и домохозяйки, которая подрабатывала портной. После революции родители пошли трудиться в колхоз. Отец активно занимался общественной деятельностью, был селькором в местной газете. Также он руководил обучением деревообрабатывающему делу. Кроме Василия, в семье было еще трое детей, которые во взрослой жизни стали учителями в сельских школах.

В 1933 году Сухомлинский поступил на рабфак в Кременчуге. По его окончании стал студентом педагогического института. Параллельно с этим с 17 лет работал учителем заочной школы. В 1938 году окончил Полтавский педагогический институт, куда перевелся из Кременчуга. После окончания обучения пришел на работу в Онуфриевскую среднюю школу на должность учителя украинского языка и литературы.

В 1941 году пошел добровольцем на войну. Но уже в январе следующего года во время защиты Москвы получил тяжелое ранение и чудом не умер. Врачам не удалось полностью удалить осколок в его груди. Это напоминание о войне он проносил в себе всю оставшуюся жизнь. После ранения неоднократно просился на фронт, но комиссия не пропускала его по состоянию здоровья. Поэтому он вернулся на родину, когда враги покинули ее.

1948 год стал переломным в его жизни. Он был назначен директором Павлишской средней школы. Именно в ней и развивались педагогические идеи Сухомлинского. Свой пост он не оставил до конца жизни.

Гуманизм

Одним из первых в советской педагогике о гуманизме заговорил именно В. А. Сухомлинский. На первое место он всегда ставил ребенка с его достоинствами и недостатками. Педагог полагал, что учитель не должен руководить детьми, машинально и в некоторой степени насильно заставлять их учиться. Главная роль педагога - создать все условия для того, чтобы у его подопечных была возможность всесторонне развивать лучшие свои качества.

Если грубо резюмировать основные положения теории Сухомлинского, получится, что не учитель руководит учебным процессом, а его ученики. Но на самом деле все не совсем так. В к педагогике не последнюю роль играет взаимодействие всех, кто причастен к учебному процессу. Поэтому Василий Александрович готовил родителей к будущему обучению их детей.

Коллектив как важное звено в педагогическом процессе

Он всегда проявлял уважение к каждому педагогу, поддерживая положительную атмосферу внутри коллектива. Основные положения педагогической этики В. А. Сухомлинского включают в себя грамотное взаимодействие всех учителей. Поэтому в коллективе не должно быть ссор и распрей. К приходу нового педагога в школу все готовились заранее. Это был настоящий праздник, чтобы показать, что "новичок" стал чем-то большим, чем просто еще одним учителем.

Как он говорил, только грамотно созданная атмосфера вокруг него поможет стать ребенку полноценной личностью. Ведь он не только познает мир, но и себя в нем.

Основа - народный опыт

Всем, кто плохо знаком с педагогическими идеями Сухомлинского, они могут показаться поверхностными, ведь за основу он взял народную педагогику. На самом же деле она таит в себе многовековой опыт, который люди собирали на примере собственных ошибок и удачных моментов. Эти знания сокрыты в сказках, легендах и песнях.

Вот почему именно сказку педагог выбрал главным инструментом воспитания ребенка. Она воспринимается легче, но имеет колоссальный заряд знаний и моделей поведения. На своих уроках педагог использовал не только народное творчество, но и сам писал сказки и рассказы для того, чтобы объяснить ребятам некоторые важные аспекты жизни, дать им сложный материал в простой форме.

Сухомлинский также не отбрасывал опыт других учителей. Кроме того, он активно анализировал вместе с коллективом все достижения и провалы, чтобы вынести из них самые положительные моменты. Также Сухомлинский постоянно изучал разных времен и современных учебных заведений. Это позволило ему создать собственную систему, подкрепленную большим педагогическим опытом.

Он говорил: если не заставлять детей учиться, а быть им другом и вместе проводить время с пользой для обеих сторон, можно добиться небывалого успеха. При этом к каждому классному коллективу нужно искать свой подход. Нельзя учить всех детей по одному шаблону. Взаимодействуя с детьми, педагог не только добивается всестороннего их развития, но и сам с ними открывает что-то новое, меняется.

Не учить, а развивать

Вся педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена на то, чтобы стимулировать развитие своих учеников. Он старался сделать так, чтобы дети сами захотели узнать что-то новое. И не обязательно, чтобы эти знания были связаны с предметом, который он преподавал.

Сухомлинский считал победой, если ученики видели что-то необычное в окружающем мире, приходили к таким выводам, которые он сразу мог и не заметить. Педагог никогда не навязывал своей точки зрения. Он говорил, что главное задание учителя - научить ребенка самостоятельно принимать решения и оценивать ситуацию. Он любил, когда дети задавали нестандартные вопросы. Это говорило о том, что ребята стараются понять как можно больше из того, что они видят, с чем сталкиваются в повседневной жизни.

В своей деятельности и теоретических трудах Сухомлинский пропагандировал право детей на выбор. Да, к нему грамотный учитель мог подтолкнуть свой класс. Но даже в таких условиях малыши должны твердо верить, что это они сделали такой осознанный выбор. В этом и заключается суть воспитания по Сухомлинскому - научить детей искать именно те знания, которые им пригодятся в будущем и которыми они будут пользоваться без затруднения.

Воспитание красотой

Это основа Сухомлинского. Если дети не научатся видеть красоту в повседневности, они не смогут стать полноценными личностями. Для этих целей педагог предлагает использовать все, что есть вокруг. Например, он часто ходил со своим классом на природу. Многие могут подумать, что в таких условиях трудно усвоить знания языка или литературы. Но педагог подходил творчески к этому вопросу. Он мог потратить время на то, чтобы изучать с ребятами, как красив луг ранней осенью или весной. Вместе они рассматривали каждую деталь, давали ей описание, подбирали эпитеты и метафоры.

Таким же способом учитель давал детям знания по языку, которые основывались на взаимодействии с природой. Если темой рока было изучение какой-то буквы, то они вместе рисовали ее в своих альбомах, искали очертания в окружающих предметах. Так дети видели, что в этом прекрасном мире все взаимосвязано.

Родительский университет

Мы уже упоминали ранее, что педагогические идеи Сухомлинского отдельное место отводят тесному взаимодействию всех людей, задействованных в педпроцессе. В их число входят и родители, с которыми дети проводят большую часть своей жизни.

Чтобы им было понятно, как и чему учить своих малышей, педагогическая деятельность Сухомлинского была направлена и на просвещение мам и пап. Для этого учитель создал при школе Родительский университет. Родители вступали в него за два года до того, как их дети пойдут в школу, и учились до тех пор, пока малыши ее не окончат.

Весь курс родительского университета был рассчитан на 250 часов лекций, на которых им давали знания об особенностях развития школьников, их интересах и предпочтениях в конкретном возрастном периоде. Этот вклад в педагогическую науку Сухомлинского трудно переоценить и сегодня. Ведь не всегда родители могут найти общий язык со своими детьми. А если школа будет давать им основы педагогики и возрастной психологии, семейных конфликтов станет меньше, а школьники смогут учиться и развиваться в благоприятной атмосфере.

Труд в педагогике

Педагогические идеи Сухомлинского большую роль в развитии ребенка отводили трудовой деятельности. Сам он говорил, что приобщение к такой деятельности нужно начинать с раннего возраста. Но трудится дети должны не столько для получения моральных благ, сколько для морального удовлетворения. При этом допускается легкая физическая усталость, но никак не истощение организма. В этом случае, наблюдая результаты своей деятельности, ребенок будет ощущать и чувство гордости от того, что он сделал общественно полезное дело.

Трудовая деятельность должна быть последовательной и постоянной. Нет никакого смысла от того, что дети иногда что-то делают, воспринимая эту работу, как обязанность, навязанную им старшими. Школьники должны ощущать ответственность от того, что им поручено сделать. Только так можно добиться физической, социальной и духовной гармонии.

Основные работы

За время своей деятельности он написал более 30 разных книг и 500 статей по теории педагогики. Его опыт изучали и до сих пор изучают во многих странах мира. Среди всего богатства знаний, которыми он делился с остальными, стоит выделить такие педагогические книги Сухомлинского:

  • "Сто советов учителю".
  • "Сердце отдаю детям".
  • "Как воспитать настоящего человека".
  • "Родительская педагогика".
  • "Письма к сыну".
  • "Рождение гражданина".

В них он обобщил все свои достижения и наработки педагогического коллектива, которым руководил. Эти труды стали основой гуманистического воспитания во многих современных новаторских учебных заведениях.

Не только педагог, но и писатель

Кроме того, что этот человек был великим педагогом, он еще и написал много сказок и рассказов для детей. Это результат его работы, которая была призвана для того, чтобы объяснить детям моральные и духовные ценности в человеческой жизни. По сути, он создавал литературные произведения не ради самого творчества. Эти сказки появлялись на уроках или для них, чтобы сделать учебный процесс интересным и понятным для своих учеников.

Многие считают эти педагогические труды Сухомлинского практической иллюстрацией его идей. А сказки этого учителя давно стали частью школьных программ во многих странах.

Василий Сухомлинский появился на свет в украинском селе Васильевка 28 сентября 1918 года, в обычной крестьянской семье.

Детские годы Василия пришлись на лихое время: повсюду царила разруха, голод, классовая ненависть и недоверие к ближним. После окончания сельской школы-семилетки в 1933 году Василий продолжил образование в Кременчугском педагогическом институте. Однако серьезная болезнь вынудила его прекратить обучение и вернуться домой.

Так 17-летний Сухомлинский приступил к работе учителя украинского языка и литературы в сельской школе. Одновременно он перевелся на заочное отделение педагогического института в Полтаве, получив полноценное высшее образование.

Война и послевоенное время

В 1941 году молодой учитель добровольцем отправился на фронт. В краткой биографии Сухомлинского было место тяжелому ранению: во время одного из боев за Москву в начале 1942 года осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет. Однако Сухомлинский, вопреки всем прогнозам, пошел на поправку и в дальнейшем всю жизнь носил в сердце кусочек снаряда, который хирурги так не смогли извлечь.

Лечение Василий проходил на Урале. Сразу после выписки он рвался на фронт, однако медкомиссия отказала ему в этом. Сухомлинскому не оставалось ничего другого, как остаться в Удмутрии и приступить к обязанностям директора поселковой школы.

Когда в 1944 году украинские земли были освобождены от фашистской оккупации, учитель вернулся на родину в качестве заведующего райотдела народного образования в Онуфриевке.

Однако Сухомлинский очень скучал по работе с детьми, и спустя несколько лет вернулся к любимой работе. На должности директора средней школы в поселке Павлыш он проработал до конца своих дней.

Педагогическая деятельность

За время своей многолетней работы Сухомлинский привнес множество передовых идей в процесс воспитания детей. Его педагогическая методика была основана на признаках гуманизма, согласно которым наивысшей ценностью была личность ребенка.

Педагог всегда старался выстраивать воспитательный процесс таким образом, чтобы он приносил радость обеим сторонам: учителю и ученику. Он разработал целый комплекс эстетических программ «Воспитание красотой». Большое значение педагог отдавал художественному стилю изложения предмета, давал рекомендации по совместному сочинению с детьми сказок и увлекательных рассказов.

Однако у методов Сухомлинского было немало противников, поскольку они полностью противоречили авторитарному воспитанию, широко распространенному в стране.

Василий Александрович стал автором около 30 книг и 500 статей, посвященных воспитательному процессу и обучению подростков. Он написал более 1500 увлекательных сказок для детей, в которых учил их добру, ответственности, справедливости.

Личная жизнь

Сухомлинский был дважды женат. Первый брак оказался трагическим: идя на фронт, Василий Александрович был вынужден оставить в оккупационной Полтаве беременную жену, которую по возвращению он не застал в живых.

В 1943 году педагог женился во второй раз. Супруга - учительница русской словесности - подарила ему двоих детей: дочь и сына.

Смерть

Василий Александрович ушел из жизни 2 сентября 1970 года, будучи еще относительно молодым крепким мужчиной. Виной тому стал тот самый злополучный осколок, застрявший в сердце выдающегося педагога.

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО/Ярославский Государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

по предмету: Педагогика

«Жизненный путь и деятельность В.С Сухомлинского»

Студентки заочного отделения 3 курса

Педагогического факультета Матусяк А.Е

Специальность: Музыкальное

образование Группа: 63 «Г»

шифр 0221 - Педагог: Дасков В.Я

Город Ярославль 2011 год


Вступление

Биография

1. Педагогическая деятельность В.С Сухомлинского

2. Философско – педагогические идеи В. А. Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия

4.Сухомлинский об учении, или советы педагогам

Заключение

Литература

сухомлинский педагогический философский


Вступление

В моем докладе поместилась лишь очень малая часть всего написанного Василием Александровичем Сухомлинским. Ежедневно вставал он в 4-5 утра, покидал квартиру, входил в свой маленький кабинет директора и работал до восьми часов – обдумывал свои книги и статьи, писал их четким, мелким, неторопливым почерком… В 8 утра он открывал дверь кабинета в противоположенной стене и выходил прямо в школьный коридор, навстречу к детям.

Сухомлинский писал двадцать лет. Сначала это были статьи в педагогической периодике. В 1956 году вышла первая большая книга: «Воспитание коллективизма у школьников». Затем выходят книги: «Педагогический коллектив средней школы», «Воспитание коммунистического отношения к труду», «Воспитание советского патриотизма».

В 1961 году в Москве вышла книга Сухомлинского «Духовный мир школьника». Здесь впервые были сформулированы общие взгляды Сухомлинского на воспитание.

Если бы Сухомлинский уже в начале своей литературной деятельности составил план на жизнь, то вряд ли он смог бы сделать его более четким и последовательным, чем получилось на самом деле. Изумительная неспешность и основательность. Постепенное нарастание накала страсти. С каждой книгой, с каждой статьей Сухомлинский все дальше выходит на те просторы публикации, на которых педагогика перерастает узкоспециальные интересы и становится глубоким размышлением о жизни и человеке.

И чем больше читаешь Сухомлинского, тем глубже понимаешь, что все его книги и статьи объединяет мысль: для гармонического воспитания и развития человека необходимо пользоваться разумно отобранными гармоничными средствами.


Биография

Родился Василий Александрович Сухомлинский в 1918 году в селе Васильевка на Херсонщине в бедной крестьянской семье. В 1933 году окончил семилетку. В те годы в стране велика была потребность в учительских кадрах. В 1934 году Сухомлинский заканчивает подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте. С 1935 года начинается долгий педагогический путь В.А.Сухомлинского. В 1938-м он закончил Полтавский педагогический институт. УчастникВеликой Отечественной войны. В июле1941 годапризван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал вСмоленском сраженииибитве под Москвой. В январе1942 годабыл тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по1944 годыработал директором школы посёлка УваУдмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были убиты немецкими оккупантами.

С 1944 года - заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С1948 годадо последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В1955 годузащитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса».

Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР -1974, посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. В условиях тоталитарной системы он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.


1. Педагогическая деятельность

В.С Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование "мыслящих личностей", а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр. ("Сердце отдаю детям", 1969). Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Система Сухомлинского противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за "абстрактный гуманизм". В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в "Этюдах о коммунистическом воспитании" (1967) и др. произведениях.

Его идеи воплощены в практику мн. школ. Созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975). Книга его жизни - "Сердце отдаю детям". Его жизнь - воспитание детей, личности, рождения гражданина. В условиях жестокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина. В 1935 году вышла в свет книга Антона Макаренко "Путевка в жизнь". В 1935 году Василий Сухомлинский начал свое служение народу на педагогической ниве. Он является воспитанником Полтавского педагогического университета им. Короленко, прожил яркую педагогическую жизнь, оставил богатое педагогическое наследие, дал путевку к жизни и успеху не только ученической молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов. Он изложил свое исследовательское наследие в книге "Сердце отдаю детям".

Исчерпаны ли его педагогические достижения? Они неисчерпаемы. Многие его идеи оказались чрезвычайно полезными для общества зернами, которые дали и будут давать плоды.

В.А.Сухомлинский имел свои взгляды на роль и значение учителя в жизни ребенка. У педагога должно быть призвание. Беспредельная вера в человека, в силу воспитания.

Сухомлинский говорил: «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе...". В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. " Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке -дело значительно более сложное, чем провести уроки. " . Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии "спустя рукава", не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами.

Сухомлинский отмечает: "Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать. "

Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности. " Сухомлинский предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, садить деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами. Академик И.Д. Зверев пишет: "Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании". По мнению авторов, высокая культура воспитателей и владение разнообразными средствами общения - эффективный способ воздействия на воспитанников, на развитие их личности. В построении диалогического общения видели суть воспитания В.А. Сухомлинский и Я. Корчак, выделяя ряд следующих его характеристик. Во-первых, равенство позиций воспитателя и воспитуемого, которое выражается в том, что ученик является активным субъектом воспитания и самовоспитания, имеет возможность воздействия на воспитателя. Во-вторых, познание, изучение ребенка является основным стержнем, на котором строится все общение с ним. В-третьих, результаты общения не сводятся к оцениванию, подход к воспитаннику через усиление положительных личностных качеств и устремлений, сильных сторон на борьбу с собственными слабостями таким образом, чтобы ребенок, получая от воспитателя сведения о себе, учился давать себе оценки сам. В-четвертых, подчеркивается необходимость искренности и естественности в проявлении эмоций. Центральная роль в реализации принципа самовоспитания принадлежит воспитателю. Опыт работы В.А. Сухомлинского показывает, что общение-диалог развивает у воспитателя и воспитанников уверенность в собственных силах и критичность в отношении к себе, доверие и требовательность к окружающим людям, готовность к творческому решению встающих проблем и веру в возможность их решения.

В.А.Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовного общения, обмена духовными ценностями», пробуждения взаимного интереса педагога и учащегося.

Можно ещё раз подчеркнуть, что В.А.Сухомлинский - талантливый педагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Его книги явились редким в 60-70-е гг. XX в. примером гуманной педагогики, нашедшей блестящее воплощение в практике работы его "Школы радости". Педагогические идеи Сухомлинского представляются актуальными и в наше время.

Большая любовь и уважение к украинскому просветителю живет в душах людей из разных уголков Земли.

Искренняя любовь к детям, романтическая устремленность личности, страстность и убежденность отличали выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского.

Замечательный педагог-новатор, страстный публицист, он продолжил и творчески развил лучшие традиции советских педагогов. Еще при жизни о Сухомлинском говорили: не человек, а целое научное учреждение. За два десятилетия – 35 книг, сотни научных статей и публицистических статей-раздумий. Творчество Сухомлинского сравнивают с вечнозеленым деревом, у которого гибкие корни, крепкий ствол и раскидистая крона, ветви которой из года в год дают новые побеги.

Основное внимание в своей деятельности В.А. Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающих поколений коммунистической гражданственности. Разработке этой основной темы в той или иной степени были посвящены все его работы. Опираясь на идеи Н.К. Крупской и А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский глубоко проанализировал с современных позиций процесс умственного, нравственного, трудового и эстетического формирования Личности в различные периоды детства и юности. Он показал, какие огромные воспитательные возможности предоставляет окружающая детей реальная действительность, особенно в условиях сельской местности. Активный последователь и продолжатель идей А.С. Макаренко В.А. Сухомлинский внес много нового в методику работы с коллективом и отдельным учеником, при этом он учитывал новые условия нашей жизни, по-новому сложившиеся взаимоотношения семьи и школы, отличные от тех, которые существовали 40-50 лет назад. Глубоко и оригинально разрабатывал В.А. Сухомлинский вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы и многие другие.

Важное место в его деятельности занимала проблема творческого отношения каждого педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге “Разговор с молодым директором школы” В. А. Сухомлинский высказал свое глубокое убеждение в необходимости этого, он писал: “Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превратилось в скучную, однообразную повседневность, ведите каждого учителя на счастливую тропинку исследования”.

Деятельность В. А. Сухомлинского оказывает большое влияние на развитие теории и практики дошкольного воспитания.

2. Философско – педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия

В 50 – 60 гг., страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, основанной на любви, уважении, свободе личности, на внимании к ребенку, к его индивидуальным особенностям и внутреннему миру. Примером такой новой педагогики явилась концепция В. А. Сухомлинского, оказавшая значительное влияние на всю советскую педагогику 60-80-х гг. XX столетия.

Сухомлинский Василий Александрович окончив рабфак и Полтавский пединститут, с 1944 г. возглавлял Павлышскую среднюю школу в Кировской области, которая стала лабораторией для его творческих поисков. Он достиг и славы и почета, стал Заслуженным учителем Украины, Героем Социалистического Труда СССР. Сухомлинский – педагог и мыслитель, стоял у истоков движения учителей-новаторов, возрождения обновленной педагогики сотрудничества, восстановления в воспитании приоритета общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в его работах «Павлышская средняя школа», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Разговор с молодым директором», «Три письма о любви» Сухомлинским написано более 30 книг и 5000 статей, большая часть которых известна не только на Родине, но и переведена в Болгарии, Венгрии, Германии, Китае, Польше, Японии, в других странах.

Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. В его работе «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» он пишет о том, что «каждый человек уже в годы детства и особенно в отрочестве и ранней юности должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества» (Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. М., 1999. С. 373). Сухомлинский не устанавливал четких границ между различными сторонами воспитания. В любом деянии он выделял как необходимое умственное развитие и труд, воспитание нравственное, эстетическое, экологическое, изучение и учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, взаимоотношения семьи и школы, педагогическое мастерство учителя.

Исходной точкой педагогического мировоззрения Сухомлинского была задача воспитания у ребенка личного отношения к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. Василий Александрович пишет, что задача школы не просто передать знания, но «открыть перед каждым, даже перед самым заурядным, самым трудным в интеллектуальном развитии питомцем те сферы развития его духа, где он может достичь вершины, проявить себя, заявить о своем Я, черпать силы из источника человеческого достоинства, чувствовать себя не обделенным, а духовно богатым» (Там же).

Сферой развития духа является нравственное воспитание. Воспитание гармонически развитой личности может быть основано лишь на коммунистической нравственности, которая пронизывает все грани человеческой личности, открывая перед каждым путь к гражданским, идейным, творческим, трудовым, эстетическим ценностям.

Современность, как считал Сухомлинский, развитие советского государства наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности. Поэтому тезис: «вход в тот дворец, имя которому – знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслился и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества...» (Там же. С. 374) должен стать обязательным для любого представителя молодого поколения нашей страны.

Особая проблема для теории и практики воспитания – воспитание потребностей. Сложность заключается в воспитании гармоничного соотношения всех видов потребностей. Сухомлинский утверждал, что необходимо научить понимать «что» именно имеет право, и в первую очередь – нравственное право, желать каждый конкретный человек. Поэтому «воспитание культуры желаний – один из самых ярких оттенков той сложной вещи, которую мы называем нравственным смыслом школьной жизни» (Там же. С. 374-375). Культура желаний есть обратная сторона долженствования, то есть человек, умеющий желать, понимает и чувствует, что позволительно или непозволительно. Воспитывая культуру желаний, мы останавливаем развитие прихотей, которые унижают человека. В связи с этим, Сухомлинский пропагандировал правило: «Воспитание культуры желаний в большей мере определяется тем, насколько мудрая гармония устанавливается в жизни человека между удовлетворением материальных потребностей и становлением, развитием, удовлетворением потребностей духовных» (Там же. С. 375). Проблемой современной школы, образования и воспитания, по мнению Сухомлинского является то, что человек, получивший хорошее образование не хочет участвовать в процессе материального труда. Это есть пережитки старого мира. Наше общество, как указывает Василий Александрович, наши учителя и воспитатели должны понять, что функция образования изменилась. Образование перестало быть средством освобождения от труда. Напротив, сегодня «надо воспитать не просто готовность – практическую и нравственную – к этому труду, но и стремление, желание, влечение посвятить ему всю свою жизнь» (Там же. С. 377).

Василий Александрович считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чтение стихов, слушание «музыки» леса, реки, полей, воздуха. Например, он писал: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте и человечности» (Цит. по: Лушников А. М. История педагогики. Екатеринбург, 1995. С. 355). Именно через подобные моменты формируется драгоценный опыт общения учеников и воспитателей.

Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное». Как писал Сухомлинский: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности» (Там же). И именно к личности обращен педагог в своей деятельности, поэтому учитель – это человек, которые не только овладел теорией педагогики, он еще и практик, чувствующий ребенка, он мыслитель, который соединяет теорию и практику воедино.

Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял, как мы уже отмечали, нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю» (Там же). При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же – школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

Новой в теории Сухомлинского, вызвавшей широкий отклик, была идея сближения школы и семьи, как он это называл – «содружество семьи и школы». В статье «Слово к отцам», в других работах автор пропагандировал идею возвращения педагогической ответственности в семью. Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же функции. Поэтому семья.и школа должны развиваться вместе. Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей. Сухомлинский по этому вопросу писал: «Совершенствование, углубление общественного воспитания означает не умаление, а усиление роли семьи. Гармоническое, всестороннее развитие возможно только там, где два воспитателя – школа и семья – не только действуют заодно, ставя перед детьми одни требования, но и являются единомышленниками, разделяют одни убеждения, всегда исходят из одних и тех же принципов, не допускают никогда расхождений ни в целях, ни в процессе, ни в средствах воспитания» (Сухомлинский В. А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности. С. 377).

Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе. Это должно осуществляться исходя из правила, что подлинное человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств, мыслей.

3. Личностно-ориентированная педагогика. Теория педагогов советского периода

Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной педагогики и школы, они предложили свой подход для преобразования отечественной школы. Мы можем в данном случае обратиться к разработкам В.В. Серикова, В.А. Петровского, И.С. Якиманской, В.В. Зайцева, А.Г. Козловой, Е.В. Бондаревской (См.: Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994).

Авторитарная педагогика провозглашала принципы: педагог должен выполнить задачу, возложенную на него обществом, а ребенок (ученик) должен соответствовать той идеальной модели, которая также запрограммирована обществом. Личностно-ориентированный подход ставил принципиально другие задачи. Он основывался на признании права каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, при чем личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим, к окружающей действительности.

В личностно-ориентированной педагогике можно выделить два аспекта, определяющих функционирование друг друга:

· Ориентированность педагога на личностную модель построения взаимодействия с учащимися;

· Построение процесса обучения и воспитания с максимальным задействованием, механизмов функционирования личности учащегося (мотиваций, ценностей, «Я-концепции», субъективного опыта и т. п.).

Осуществление такого подхода к образованию и воспитанию возможно лишь в случае если педагог обладает определенным мировоззрением, которое является основой его педагогической деятельности. Значимым является и тот факт, что педагог сформировал для себя концепцию деятельности.

Заслуживает интереса теория личностно-ориентированного обучения И. С. Якиманской (См.: Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996).

В основе ее концепции лежит признание индивидуальности, самоценности каждого человека, наделенного неповторимыми способностями и субъектным опытом. Якиманская пишет: «Данный термин (субъектный опыт – Н. Н.) означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Субъектный опыт называют личным, собственным, индивидуальным, прошлым, житейским, стихийным и т. п. В этих названиях фиксируются разные аспекты, источники приобретения этого опыта. Употребляя термин «субъектный опыт», мы подчеркиваем его принадлежность конкретному человеку как носителю собственной биографии» (Там же. С. 9-10).

Ценность ребенка в данном случае не столько как пример воспроизводства общественного опыта, сколько его индивидуальности. Задача школы – максимально выявить и использовать индивидуальный опыт учащихся, «окультурить» его путем обогащения результатами общественно-исторического опыта. А отсюда, цель обучения состоит не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, она заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность творческая, думающая.

Личностно-ориентированное обучение, по мнению В. А. Петровского, должно иметь свою теорию и практику дидактики (См.: Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, педагогов, психологов / Под ред. В. А. Петровского. М., 1995). В основе его подхода три основополагающих позиции: вариативность моделей обучения; синтез интеллекта, аффекта и действия; приоритетность старта (имеется в виду то, что каждый ребенок должен иметь возможность изначально выбрать те виды деятельности, которые имеют для него наибольшую ценность).

Реализация личностно-ориентированной дидактики направлена на развитие самоценный форм активности детей, что реализуется в трех направлениях:

· Развитие познавательных устремлений (предусматривает насыщение образовательного процесса интеллектуальными эмоциями);

· Развитие волевых устремлений (установление наилучшего соотношения между стремлением ребенка к свободной деятельности и существующими ограничениями);

· Развитие эмоциональных устремлений (создание эмоциогенной среды, которая является основой для развития познавательной, произвольной, волевой сфер личности, эмпатийных процессов в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок»). Вариант личностно-ориентированного образования предлагает В. В. Сериков. Он исходит из того, что целью образования является не сформирование личности с заранее определенными, заданными характеристиками, а создание условий для полноценного проявления и развития собственно личностных функций учащегося. Сериков определяет их таким образом:

o функции мотивации (понятие и обоснование деятельности);

o функции коллизии (видение скрытых противоречий действительности);

o функции опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения);

o функция критики (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм);

o функции рефлексии (конструирование и сохранение определенного образа «Я»);

o функции смыслотворчества (определение системы жизненных смыслов, включая и смысл жизни);

o функции ориентации (построение личностной картины мира);

o функции обеспечения автономности и устойчивости внутреннего мира, творческого характера любой личностно значимой деятельности;

o функции самореализации (стремление к познанию своего образа «Я» окружающими);

o функции обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями.

Сериков предлагает технологии, с помощью которых возможно активно стимулировать развитие указанных функций. Это:

· задачный подход, при котором изучаемый материал поддается ученику как жизненно значимая проблема;

· учебный диалог, с помощью которого осуществляется совместный поиск учителем и учащимся ценности и смысла изучаемой проблемы;

· игровая технология, предусматривающая моделирование конфликтной или проблематичной ситуации, на примере которой закрепляется навык принятия самостоятельного решения, выполнения определенной социальной роли.

В целом, мы можем отметить общие принципы конструирования образовательного процесса на основе гуманистических ценностей, получающих все большее развитие в последнее десятилетие в России: принцип свободы; принцип создания ненасильственной развивающей социально-педагогической среды; принцип насыщения жизнедеятельности образовательного учреждения новым содержанием, толерантно ориентированным; принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса.

Эпоха советской педагогики представлена довольно разнообразным спектром педагогических идей, она пережила свою революцию. Как бы сейчас не воспринимались отдельные ее положения, в целом можно говорить о том, что опыт советской педагогики должен быть оценен с современных позиций и, можно не сомневаться, он предоставит множество идей для будущего развития образования в России.

4. Сухомлинский об учении, или советы педагогам.

Умственный труд детей отличается от умственного труда взрослого человека. Для ребенка конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться – в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякнет, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой.

Учеников, особенно в подростковом и юношеском возрасте, нисколько не волнуют такие убедительные, с точки зрения учителя, доводы, как «надо учиться хорошо, надо выполнять свой ученический долг, ваш труд – это учение» и т.п. подростки и юноши обо всем стремятся иметь свою, личную точку зрения, все взвесить и осмыслить.

К любому убеждению, а тем более к убеждению, что учиться надо хорошо, учащихся нужно подводить исподволь.

Сильное воздействие оказывает не прямое, а косвенное убеждение, когда личность педагога как бы отходит на задний план.

Ученик должен осмысливать приобретаемые знания как результат своего умственного труда.

Сухомлинский утверждал, что нет, и не может быть, детей, которые не хотели бы учиться с самого начала учения. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание в свою очередь – лень. Каждое новое звено в этой цепи пороков становиться все крепче и разрывать его все труднее. Главное средство предупреждения этих пороков – учить воспитанников самостоятельно трудиться в младшем возрасте.

А самое главное, что все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если нет у самих учеников желания учиться. А это желание приходит только с успехом в учении. Получается как будто парадокс: для того чтобы ребенок успевал и хорошо учился, надо чтобы он не отрывался от обучения, учился хорошо. И в этом кажущемся парадоксе Сухомлинский и заключил всю сложность педагогического дела. Интерес дела есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха; усидчивость по Сухомлинскому – это вдохновение, помноженное на уверенность ребенка, что он достигнет успеха.

По мнению Сухомлинского, учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры. Забота Сухомлинского об успехах в учебе начиналась с заботы о том, как питается и спит ребенок, каково его самочувствие, как он играет, сколько часов бывает на свежем воздухе, какую книжку читает и какую сказку слушает, что рисует и как выражает в рисунках свои мысли и чувства, насколько чутко воспринимает радости и невзгоды людей.

Помимо увлечения занятиями дети должны также быть любознательными. Любопытство – это неискоренимое свойство человека. Где нет любознательности – нет школы. Интеллектуальное равнодушие, убогость интеллектуальных эмоций – все это притупляет чуткость к мудрости, к новизне, к богатству и красоте мысли и познания. Если на уроке, после рассказа учителя, нет никаких вопросов – «все, мол, понятно», - это первый признак того, что в классе нет интеллектуальных потребностей, а осталась лишь скучная, тягостная обязанность изо дня в день учить уроки, - пишет Сухомлинский.

Но помимо задавания вопрос, учащиеся также должны и отвечать. Ведь мышление на уроке начинается там, где у ученика появляется потребность ответить на поставленный вопрос. Вызвать эту потребность – это и значит поставить цель умственного труда. Это самое трудное дело и самый верный показатель мастерства педагога. Ребенок ищет, стремится найти ответы правда только на те вопросы, связанные с явлениями, отдельные стороны которого ему в какой-то мере известны. Если же рассказать ученику мало знакомую ему тему, а затем задать вопрос, - у него вряд ли появятся желанье искать на них ответы.

Сухомлинский советует всем учителям: берегите огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте ими. Не забывайте, что почва, на которой стоит ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы.

Есть учителя, считающие своим достижением то, что им удается создавать на уроке «обстановку постоянного напряжения» детей. Чаще всего это достигается внешними факторами, играющими роль узды, удерживающей внимание ребенка: частыми напоминаниями (слушай внимательно), резкими переходами от одного вида работ к другому, перспективой проверки знаний сразу же после объяснений (точнее угрозой поставить двойку, если ты не слушаешь, то, что я рассказываю), необходимостью сразу же после объяснения материала выполнить какую-нибудь практическую работу.

С первого взгляда все эти приемы создают видимость активного умственного труда, но какой ценой все это достигается и к чему приводит? Постоянное напряжение сил для того, чтобы быть внимательным и не пропустить чего-нибудь изматывает, изнуряет, истощает нервную систему, особенно при условии того, что дети в школе еще не научились быть внимательными и не могут себя заставить это сделать. Не потерять на уроке ни одной минуты, ни одного мгновения без активного умственного труда – что может быть глупее в таком тонком деле, как воспитание человека. Подобная целеустремленность в работе учителя прямо означает: выжить из детей все, что они могут дать. После таких «эффективных» уроков ребенок уходит домой уставший, он легко раздражается, и нет никакого желания делать домашнее задание.

Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимая вещь, которую можно назвать душевным равновесием. В это понятие Сухомлинский вложил следующее содержание: чувствование детьми полноты жизни, ясность мысли, уверенность в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда, ровные, товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать; там, где его нет, жизнь коллектива превращается в ад. Каким же путем создать и – что особенно важно – поддержать душевное равновесие?

Личные опыты Сухомлинского убедили его, что самое главное в этой тонкой сфер воспитания – постоянная мысленная деятельность – без переутомления, без рывков и спешки.

Василий Александрович Сухомлинский всегда с большой тревогой думал о психозе погони за отличными оценками, - этот психоз рождается в семье и захватывает педагогов, ложиться тяжелым бременем на юные плечи школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время таких способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае мирится с четверками, и несчастный школьник чувствует себя чуть ли не преступником, получая три.

Такое, на первый взгляд, простое дело, как оценка знаний учащихся, - это умение учителя найти правильный подход к каждому ученику в частности, умение лелеять в его душе огонек жажды познания.

В течение 4-х первых лет обучения в школе Сухомлинский никогда не ставил учащимся неудовлетворительные оценки – ни за письменные работы, ни за устные ответы. Дети учатся читать, писать, решать задачи. Он оценивал труд лишь тогда, когда оценка приносила положительные результаты.

С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Только для одного ребенка он добрый и снисходительный, а для другого – жестокий и безжалостный. Но Сухомлинский всегда был далек от намерения отказаться от оценочной системы. «Нет, без отметки не обойтись. Но она сама должна прийти к ребенку тогда, когда он уже будет понимать зависимость качества своего умственного труда от личных усилий, затраченных на учение. И самое главное, что, на мой взгляд, требуется от отметки в начальной школе, - это ее оптимистическое, жизнерадостное начало. Отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость».

Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это несчастный человек. Несчастный человек – большая беда для нашего общества.

Ученики ходят в школу, и их успех в учении – это единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Главное рабочее место школьника – парта, класс, стол в школьной лаборатории…Главный объект его труда – книга, тетрадь, главный труд в школе – учение.

Подлинная школа – это царство деятельной мысли. Если скажем, что сегодня ученику надо изучить 10 страниц школьного материала, то он станет тружеником мысли лишь тогда, когда самостоятельно прочтет 20, 30, 40 страниц школьного материала.

Сухомлинский выделил важнейшие умения, которыми ученик должен овладеть в течение десяти лет и вот, что получилось:

бегло, достаточно быстро и правильно писать то, что диктует учитель;

думать, сопоставлять, сравнивать несколько объектов, предметов, явлений;

наблюдать явления окружающего мира;

выражать мысли словами;

выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между ними;

находить книгу по интересующему вопросу;

находить в книге материал по интересующему вопросу;

делать предварительный логический анализ текста в процессе чтения;

слушать учителя и одновременно записывать кратко содержание мыслей;

написать сочинение – рассказать о том, что ученик видит вокруг себя, наблюдает и т.д.

Уже беглый взгляд на этот график вызывал у Сухомлинского тревогу. Сразу же стали ясными истоки отдельных трудностей, с которыми встретятся ученики и учителя… Странное дело! Ребенок еще не умеет читать, а ему уже надо дела логический анализ прочитанного…

А что же если ребенок не будет справляться или просто не захочет? Страшная это опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ничто не поможет возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.


Заключение

То, о чем писал Сухомлинский, было в реальности и может быть в каждой школе; в его опытах нет ничего такого, что было бы недоступно любому рядовому учителю. Остается только привести слова, которыми Василий Александрович закончил монографию «Павлышская средняя школа»:

«Мы надеемся, что педагогические коллективы, заимствующие наш опыт, не будут механически копировать его детали… Убеждение педагога – самое ценное в школе».


Список литературы

1.С. Соловейчик «В.А. Сухомлинский о воспитании», М., 1975г.

2.В.А. Сухомлинский «Павлышская средняя школа», М., 1969г.

Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970) - известный советский педагог, кандидат педагогических наук (1955). Родился в с. Васильевка на Херсонщине, где прошли его детство и юность. После окончания школы-семилетки учился на подготовительных курсах при Кременчугском педагогическом институте. Начал свою педагогическую деятельность в 1935 г. учителем украинского языка и литературы сельской школы. Спустя три года окончил Полтавский педагогический институт. Именно этому вузу Сухомлинский обязан знаниями основ педагогической науки, умению работать с детьми, культуре общения, стремлению к вечному научному поиску. После института возвратился в родные места и работал преподавателем украинского языка и литературы в Онуфриевской средней школе. В 1941 г. Сухомлинский добровольцем ушел на фронт» был тяжело ранен. После освобождения Украины вернулся в родные края и стал заведующим районо, занимался восстановлением разрушенных школ. В 1948 г. стал директором Павлышской средней школы на Кировоградчине и бессменно руководил ею в течение 22 лег, до самой смерти. В 1948 г. это была обычная рядовая школа, почти разрушенная за годы войны. Знаменитой ее сделал Сухомлинский.

Сухомлинский Василий Александрович и его педагогические идеи

Педагогу, как и философу, требуются десятилетия, чтобы сформировались его мировоззренческие принципы, сложились педагогические убеждения. Многие годы ушли на это и у Сухомлинского. Расцвет его педагогического творчества пришел на 50-60-е гг. Он превратил Павлышскую сельскую школу в настоящую лабораторию передового педагогического опыта, знакомиться с которым приезжали не только советские, но и зарубежные педагоги. Одним из первых начал подготовку детей шестилетнего возраста к обучению в школе. За свой педагогический труд он был награжден двумя орденами Ленина, многими медалями СССР. С 1958 г. Сухомлинский — член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР, заслуженный учитель УССР. В 1968 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В том же году был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
Сухомлинский - автор 41 монографии и брошюры, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около 4 млн экземпляров на различных языках. В апреле 1970 г. педагог закончил работу «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности» - доклад для защиты докторской диссертации по совокупности работ. Защитить ее он не успел.
Педагогическое наследие Сухомлинского разносторонне и разнопланово. Его занимали различные аспекты коммунистического воспитания молодого поколения — идейно-политическое, гражданское, умственное, нравственное, эстетическое, физическое. Интересовали педагога и проблемы дидактики, прежде всего воспитательная сторона процесса обучения. Он упорно искал пути укрепления связи школы с семьей, большое внимание уделял вопросу организации педагогического коллектива, достижения каждым учителем высокого уровня педагогического мастерства. При этом труды Сухомлинского свидетельствуют не только о разносторонности его педагогических подходов, но и о цельности его педагогического мышления.
Сухомлинский родился в крестьянской семье и был воспитан на народных традициях. Родители привили ему любовь к родному слову, народной мудрости, помогли усвоить неписаный кодекс общественной морали. В своей педагогической деятельности Василий Александрович опирался на такие основные положения народной педагогики, как природосообразность, воспитание в труде, гуманизм, всесторонний подход к воспитанию. В центре его работ - проблемы формирования высоких гражданских идеалов, моральной культуры, таких духовно-нравственных качеств, как правдивость, доброта, уважение к людям труда, общественная активность и др. В центре дидактической системы Сухомлинского -трудовое воспитание. Педагог трактовал сельскохозяйственный труд как средство развития личности, а не только как путь подготовки учащихся к профессиональной деятельности. В Павлыш-ской школе была внедрена система трудового воспитания, основой которой были политехническое обучение и общественно полезный, производительный труд учащихся. Много внимания Сухомлинский уделял детскому коллективу и воспитанию личности в нем. Он развивал идею Макаренко о целесообразности создания разновозрастных коллективов воспитанников (трудовые отряды II бригады, предметные, технические, сельскохозяйственные кружки, самодеятельные, художественные коллективы, ученические группы по месту жительства учащихся и др.).
Талантливым открытием Сухомлинского стала «школа под голубым небом», или, как ее называли, «школа радости». Свой опыт отразил в книге «Сердце отдаю детям», где представлена целостная педагогическая система воспитания младшего поколения, согласно которой первые научные истины ребенок познает в окружающем мире, а источником мысли являются красота и неисчерпаемая сложность природных явлений. Рассматривая знания как величайшие блага общества, которые надо передать каждому воспитаннику, Сухомлинский выступал за гармоничное школьное воспитание, в котором сливаются воедино нравственное, умственное, эстетическое и эмоциональное становление личности. Василий Александрович внес вклад и в разработку структуры и содержания профессионального мастерства учителя. В работе «Павлышская средняя школа» он дал развернутый ответ на вопрос: что значит хороший учитель? По его мнению, это прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу их радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком. Во-вторых, это человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее. В-третьих, это человек, изучивший психологию и педагогику, понимающий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно. В-четвертых, это тот, кто в совершенстве овладел умениями в той или иной трудовой сфере деятельности. Суть понятия профессионального мастерства Сухомлинский рассматривал как органическое единство трех компонентов: личностных качеств педагога, его образованности и владения педагогической техникой.
Сухомлинский считал педагогику не только наукой, но и искусством. Он придал романтическую окраску внеклассной и внешкольной работе, деятельности школьной пионерской и комсомольской организаций. Педагог оперировал в воспитательной работе яркими образами, ввел в жизнь школы элементы праздничности, красоты: «Уголок красоты». «Остров чудес», «Сад здоровья», «Яблоня матери», «Праздник розы» и др. Написал ряд произведений, которые можно считать литературно-художественными: «Рождение гражданина» (1970), «Разговор с молодым директором школы», «Мудрая власть коллектива» и др. Написанные просто и доступно, книги Сухомлинского сделали его имя широко известным и поставили в ряд выдающихся советских педагогов второй половины XX в.
Сухомлинский вошел в историю педагогики как педагог-гуманист, разработавший собственную самобытную концепцию воспитания и претворивший ее в деятельности простой сельской школы. Опытно-экспериментальная работа Сухомлинского и возглавляемого им коллектива Павлышской средней школы позволила внедрить в педагогическую практику целый ряд инноваций: педагогические консилиумы, уроки этики и психологии семейной жизни, родительскую школу и др.