Режим дня детей. Понятие режима дня и его значение в воспитании

Много лет назад, когда я еще не имела отношения ни к психологии, ни к эзотерике, и еще не занималась любимым делом, а работала на нелюбимой работе, я вообще не понимала, зачем нужен режим дня. Мне казалось, что жить по режиму – это сковывать свою свободу, добровольно надевать на себя кандалы… Кроме того, это было, по моему мнению, просто скучно и неинтересно. Хотя по сути я жила по режиму, только созданному не мной, а работодателем. И весь свой день подгоняла под условия, который диктовал мне он. Вставала рано, чтобы успеть на работу, все свои дела отодвигала на последнее место, чтобы они не мешали выполнению обязанностей, уходила тоже в положенное время. Зато вечер у меня был спонтанный, насыщенный и проходил незапланированно, не по режиму.

Чего я тогда удивлялась, что будто бы стою на месте? Что я ничего не успеваю? Что я ничего не делаю из того, что мне нравится? Что я не высыпаюсь и потом целый день вялая и сонная?

Теперь я точно знаю, что режим дня необходим и важен для организации своей жизни. Если мы не будем организовывать свою жизнь, это сделают за нас. А разве мы для того пришли в этот мир, чтобы выполнять чьи-то задачи? У нас и своих хватает!

Зачем нужен режим дня?

  • Чтобы наладить свои внутренние часы и подружить их с организмом. Что это значит? Вставать и ложиться спать в одно и тоже время, организм настолько привыкает к такому распорядку, что около времени пробуждения запускаются все процессы, начинает работать кишечник, вырабатывается желудочный сок. А вечером наоборот организм замедляет свою работу к определенному времени. Такая работа организма способствует хорошему иммунитету; правильной выработке гормонов и профилактике многих заболеваний;
  • Чтобы пищеварение не страдало от сбоев, перегрузок, так как еда будет поступать четко в одно и тоже время;
  • Чтобы вы все успевали, что задумали и реализовывали себя;
  • Чтобы в ваших делах был порядок;
  • Чтобы меньше нервничать и беспокоиться.

Режим дня подразумевает не только сон, подъем, и прием пищи в одно и тоже время. Это четкое планирование всех дел, заданий, которые нужно успеть выполнить в течении дня.

Многие удивляются, как я успеваю вести блог, писать книги и проводите вебинары, имея маленького ребенка чуть больше года. Весь секрет в распорядке дня! Абсолютно все я планирую заранее, начиная от домашних дел, заканчивая рабочими моментами. Многие задания я переплетаю между собой, например, проверяю почту в то время, как организовываю игру с ребенком (в те минуты, когда дочка увлекается и играет, не требуя моего участия), слушаю аудио-книги и вебинары (из которых часто черпаю новую информацию), когда готовлю кушать, пишу книги и статьи, когда ребенок спит. У меня есть четкий план по времени, сколько времени на что и когда я могу уделить. И тогда сразу понятно, . Скажете, скучно?

Зато эффективно! Когда вам уже не 20, время начинает лететь со скоростью света и депрессия может начаться просто от осознания этого факта. А у каждого человека есть свои задумки, желания и мечты, которые он собирается когда-то реализовать! Если так и ждать более подходящих условий, то можно их и не дождаться!

У меня есть знакомая девушка, у которой есть мечта стать дизайнером. За 10 лет она сделала шагов на встречу к своей мечте настолько мало, что их можно было сделать за год. И при этом она постоянно жалуется, что ее не устраивает ее жизнь, работа и постоянно рассказывает о том, как же ей хочется быть дизайнером. На мой совет организовать распорядок дня, она сказала: «Зачем вообще нужен режим дня? Я не могу ничего планировать! Я человек спонтанный». Результат ее спонтанности – полная неудовлетворенность своей нереализованностью.

Учитесь планировать, и ваши мечты и цели сразу станут ближе!

Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Главной задачей распорядка дня является обеспечение высокого уровня работоспособности, так как сам режим составляется в соответствии с биологическим ритмом функционирования организма. К примеру, организм активнее работает в период с 11:00 до 13:00 и с 16:00 до 18:00, поэтому вся важная деятельность должна планироваться именно на эти временные промежутки. Дети достаточно быстро адаптируются к распорядку дня в школе и дома.

Главными моментами в жизни любого школьника считаются: занятия в школе, домашние задания, отдых на свежем воздухе (прогулки, активные игры), регулярное питание (завтрак, обед, полдник, ужин), отдых по выбору (чтение, музыка, рукоделие и т.д.), полноценный сон. В процессе организации режима родителям необходимо обязательно учитывать состояние здоровья ребенка, его возраст. Если Вы грамотно составите распорядок, то через некоторое время у ребенка сформируется привычка и соблюдение режима не станет непосильной ношей.

Как мы уже говорили - очень многое зависит от возраста ребенка. Так, в 6 - 7 лет организм чувствителен к негативным внешним факторам, наблюдается довольно быстрая утомляемости от процесса учебы и нагрузки. Более того, у младших школьников продолжаются процессы роста и развития скелета, развития мышц кисти, совершенствование нервной системы.

Для возраста 11 - 14 лет характерны сильные гормональные сдвиги, юношеская гипертензия (сердце растет быстрее, чем просветы сосудов).

В 15 - 18 лет завершается половое созревание, однако сохраняется общее возбуждение и состояние психической неуравновешенности.

Физические упражнения

День школьника должен начинаться с утренней зарядки. Именно она поможет проснуться и почувствовать прилив бодрости на весь день. Включите в зарядку преимущественно те упражнения, которые активизируют все группы мышц: туловище, ноги, руки, брюшной пресс, спина. Обязательны упражнения на гибкость позвоночника. Требования предъявляются и к порядку выполнения: сначала разминка (легкое потягивание), затем упражнения на руки и плечи, после этого - туловище и ноги. В конце зарядки - прыжки, бег на месте и успокаивающее дыхание. По времени зарядка обычно длится от 10 минут до получаса. Со временем стоит усложнить упражнения, как-то разнообразить сам процесс. Комната во время выполнения физических упражнений должна обязательно проветриваться. Во время зарядки можно включить музыку, которая настроит Вашего ребенка на нужный лад. И, конечно, нет лучшего стимула, чем родители, которые выполняют физические упражнения вместе со своим чадом.

В течение дня ребенок должен обязательно совершить прогулку на свежем воздухе, в которую должны входить активные игры, занятия спортом. Игры, в которых нужно двигаться, помогут развить эмоциональный и физический тонус. Плавание, лыжи, коньки - все это также может дать отличный оздоровительный эффект. Если у ребенка есть желание, то запишите его в спортивную секцию (волейбол, баскетбол, футбол, танцы и т.д.). Очень важно, чтобы ребенок много находился на воздухе (2,5-3 часа в день). Старайтесь не наказывать провинившегося ребенка лишением прогулки - найдите другой метод.

Водные процедуры

После того, как время утренней зарядки прошло, ребенок должен приступить к водным процедурам. Душ (сначала температура воды должна быть 30-32 градуса, после ее можно постепенно снижать до 20-15 градусов - это процедура приучает к закаливанию организма), умывание холодной водой, чистка зубов. Если ребенок в течение недели ходит в бассейн, то после каждого похода необходимо обязательно принимать душ.

Прием пищи

Вспомните известную поговорку: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». Завтрак должен быть очень плотным и обязательно горячим, так как именно он составляет четверть суточной потребности. Приучайте ребенка не разговаривать за приемом пищи и не заниматься посторонними делами. Второй завтрак должен быть уже в школе (10-15% от суточной нормы). Обед (13:00-14:00) - это 40%, а ужин (до 19:30-20:00) - 20-25%. В промежутке между обедом и ужином может быть еще полдник (фрукты, йогурт, кефир). Ужин не должен быть очень тяжелым и плотным (каша, мюсли, фруктовые или овощные салаты). Детям 7-10 лет нужно потреблять не менее 2300 ккал в день. Контролируйте, чтобы ребенок не перекусывал в течение дня, перебивая аппетит чипсами, сухариками, сладостями.

Выполнение домашних заданий и отдых

Когда Ваш ученик придет домой после утомительных школьных занятий, не спешите сразу же выполнять домашнее задание - мозг ребенка должен отдохнуть. В качестве послеобеденного отдыха можно предложить прогулку на свежем воздухе и активные игры. Если ребенок переутомился, то отдыхом может послужить сон.

Время с 15:00 до 16:00 нужно посвятить приготовлению домашнего задания, так как именно в этот период мозговая деятельность наиболее активна. Начинайте с менее тяжелых предметов и постепенно переходите к сложным. Каждые 30-40 минут занятий разбавляйте физкультминуткой. Даже если ребенку ничего не задали в школе, не пускайте день на самотек, а вместо домашних заданий проведите, к примеру, диктант по русскому языку или порешайте примеры.

Оборудуйте ребенку отдельное рабочее место: удобный стол, стул, полка для учебников и других книг, настольная лампа. Рабочий стол должен стоять как можно ближе к окну, чтобы естественного света было в достатке. Проследите, чтобы в процессе приготовления уроков ребенка ничего не отвлекало (лишние разговоры, радио, телевизор, компьютер), иначе внимание рассеивается и могут быть допущены ошибки. После выполнения домашнего задания выделите ребенку время на отдых по своим интересам (чтение книг, прослушивание музыки, просмотр телевизора, игры на компьютере, занятия в кружках и секциях). Во всем нужно знать меру, поэтому компьютерных игр и телевизора не должно быть больше, чем 1-2 часа в неделю. Самым лучшим отдыхом, несомненно, яляется прогулка на свежем воздухе перед сном. Но помимо этого ребенок может помочь семье: вынести мусор, вымыть посуду, вытереть пыль. Это даст возможность почувствать себя полноправным членом семьи.

Сон

Полноценный сон - это важный фактор в распорядке дня школьника. В процессе сна снижается физическая деятельность организма в то время, как мозг перерабатывает всю информацию, полученную за день. Нормальный сон должен длиться не менее 9-10 часов. При этом ребенку важно соблюдать постоянный режим: ложиться и вставать в одно и то же время.

Перед сном проветрите комнату, если на улице тепло, то форточку можно не закрывать на ночь. Оптимальная температура в комнате ночью - 18 градусов. Постарайтесь исключить вечерний просмотр телевизора и игры на компьютере (это чревато психическими расстройствами и нервозностью на утро), вместо этого пусть ребенок почитает книгу.

В том случае, если Ваш сын (дочка) учится во вторую смену, готовить домашние задания лучше с утра, а не поздно вечером, когда у ребенка одни только мысли об отдыхе.

В процессе чтения данной статьи, возможно, у многих сложилось впечатление, что все это просто невозможно реализовать. Однако это кажется сложным лишь на первый взгляд. Режим дня и распорядок - это понятия из взрослой жизни, с которыми нужно как можно раньше познакомить ребенка. По началу выполняйте все действия вместе с ним (завтракайте всей семьей, делайте зарядку, читайте, гуляйте). Если Вы сделаете первый шаг, то ребенок тут же сделает второй. Не забывайте, что любящие родители, пока их ребенок не вырос и не стал самостоятельным, должны засыпать с мыслью о том, как организовать завтрашний день и сделать его полезным для своего любимого чада.

Сегодня многие жалуются на свое здоровье. Но если спросить их: соблюдают ли они режим дня и есть ли у них определенный распорядок, то большинство скажет: или нет, или зачем это нужно.

Так имеет ли значение режим дня для здоровья ?

Давайте порассуждаем: в природе все подчиненно определенному распорядку - смена времен года, смена дня и ночи. Даже Луна и Солнце движется во Вселенной по своему установленному порядку. Почему же так часто человек – часть этой Природы, хочет стать независимым от нее?

Доказано, что одним из условий сохранения здоровья является следование распорядку или режиму дня. Везде: в труде, отдыхе, сне и питании должно выполняться правило смены ритмов. И только тогда человек сможет максимально использовать все возможности своего организма.

Сама физиология человека тесно связана с системой условных рефлексов. Если её нарушить, происходит дисбаланс, т.е. организм перестает понимать, когда и как включать работу внутренних органов. Отсюда и возникают нарушения в состоянии здоровья.

Конечно, у всех нас свой образ жизни, связанный с профессиональной деятельностью. Но общие правила существуют. Главное – это то, что у каждого дела должно быть свое время.

Как говорилось выше, существует система смены ритмов . Мы ритмично дышим, ритмично сокращается наше сердце, ритмично изменяется состав гормонов в крови, даже ритмы сна и бодрствования, питания и времени для переваривания пищи – подтверждают это.

Все биоритмы человека подчинены определенному чередованию. Все органы человека в разное время тратят и восполняют энергию. Поэтому часто выделяют пики активности человека и её спада. Условно люди делят себя на «Жаворонков», «Сов» и «Голубей».

«Совы» предпочитают активность в вечерние и ночные часы, но именно в это время организм затрачивает дополнительные усилия для бодрствования и поэтому он быстрее изнашивается. Многие говорят, что могут творчески работать только в это время. Но замечено, что через некоторое время работоспособность таких людей заметно снижается. Это нарушение в режиме дня сказывается на состоянии здоровья. Постепенно накапливается хроническая усталость, за ней приходит нервозность, гипертония и ишемическая болезнь сердца.

Ученые в результате исследований выявили, что:

  • часами активной деятельности человека являются: 05 – 06, 09 – 10, 14 – 15, 20 – 21, 24 – 01 часов.
  • И время наименее активное : 02 – 03, 18 – 19, 22 – 23 часов.

Секрет долголетия прост:

    • естественная и простая жизнь,
    • разнообразное питание без кулинарных изысков,
    • полноценный сон,
    • ведение дневного образа жизни.

Почему именно ведение дневного образа жизни ? Потому что в светлое время жизни физиология человека нацелена на активность и все реакции протекают по максимуму. В ночное время, наоборот, активность снижается. И нарушение этого баланса, приводит к тому, что организму нужно больше жизненных сил для того, чтобы работать ночью. И тем самым происходит раннее его старение.

Итак, что же такое режим дня?

Режим дня - это определенный распорядок в смене труда и отдыха, питания и сна. Многие считают, что если говорят о режиме, то тем самым ущемляется представление о свободе действий. Но это не так. Если мы хотим оставаться надолго здоровыми и активными, то соблюдение режима дня даст нам это. Поэтому можно сказать, что соблюдение режима дня – это самодисциплина, самоконтроль за своей деятельностью. Оно приносит не только здоровье, но и дает возможность умело

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова»
Институт интенсивного образования

Реферат по дисциплине

«Основы социальной медицины»

Тема: «Режим дня, его значение для здоровья»

Работу выполнил: _________ Е.В Сафронова

Студент гр. Зр (з)– СР-91 подпись, и.о. фамилия

Работу проверил:

Преподаватель _ Ю.Г.Поморова

Подпись, должность, и.о. фамилия

Заринск 2010
Содержание.

Введение 3

Глава I. Режим дня как основа здорового образа жизни. 5

Глава II. Режим дня для людей различных возрастных категорий. 8

2.1. Режим дня детей и подростков 8

2.2. Режим дня взрослого человека. 12

Глава III. Основы режима здоровой жизни. 18

3.1. Режим труда и отдыха. 18

3.2. Режим сна. 20

Заключение. 22

Список литературы. 23

2.В. И. Воробьев «Слагаемые здоровья» М., Интел, 2002 23

3.Н. Б. Коростелев «От А до Я» Н.Б. Коростелев От А до Я. - М., Издательство «Физкультура и спорт», 2002. 23

5.Л. А. Лещинский «Берегите здоровье» М. , ИНФРА-М, 2001. 23

Введение

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

В своей работе я хочу выделить одно из основных составляющих крепкого здоровья – режим дня.

Режим дня – распорядок дел, действий. 1 Люди, ведущие беспорядочный образ жизни, пренебрегающие режимом дня, расплачиваются своим здоровьем, так утверждал доктор медицинских наук, профессор Ю. А. Хайрова.

Режим дня является основой здорового образа жизни: правильное чередование труда и активного отдыха, регулярный прием пищи, определенное время подъема и отхода ко сну, выполнение ряда гигиенических мер, позволяет длительно поддерживать высокий уровень

Работоспособности, избегать неоправданных нервных и психических перенапряжений, успешно управлять своими эмоциями.
.
^

Глава I. Режим дня как основа здорового образа жизни.


Великий физиолог И.П. Павлов не раз говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Такой определенный распорядок, режим дня, чрезвычайно важен для человека. Всему свое время в режиме дня, а иначе и работа ладиться не будет, не пойдет на пользу.

Под режимом дня понимают распределение основных дел и мероприятий, осуществляемых человеком относительно постоянно в течение каждого дня. Основное назначение режима - обеспечить оптимальную активность деятельности организма человека, основных его функций и систем. Основой регуляции режима дня является чередование видов деятельности.

Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха на открытом воздухе – все это приводит к тому, что нервная система быстро истощается. Результат – снижение работоспособности. Вот почему каждый человек, должен обратить серьезное внимание на организацию времени бодрствования и сна.

Хороший отдых, а затем неукоснительное выполнение распорядка дня избавят от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости.

При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм деятельности, в организме формируется динамический стереотип нервных процессов, определяемый как уравновешенная система условных рефлексов.

Отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье, может появиться бессонница.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет человеку выработать у себя динамический стереотип.

Итак, пользу режима вряд ли кто станет отрицать. Однако еще распространено мнение, что режим- дело сложное, что для соблюдения режима нужны «особые условия». Конечно, лучше всего приучаться к режиму с детства.

Но никогда не поздно и в зрелом возрасте попытаться сделать это, тем более что уже примерно через месяц трудно будет отказаться от установленного, ритмично организованного режима дня. Если человек выработал для себя правильный режим и строго его соблюдает, то каким бы видом физической или умственной деятельности он ни занимался, возможности его многократно возрастают.

Если регулярно – дома и на работе заниматься гимнастикой, ежедневные занятия войдут в привычку, и тогда можно считать, что активный отдых стал составной частью режима дня.

В самом начале соблюдать режим трудно, а затем это становится привычкой, и вы не сможете от нее отказаться.

Бывает, при необходимости (переезд, смена работы и т. д.) привычный распорядок жизни меняется. С этим ничего не поделаешь. Но чаще всего человек сам пренебрегает режимом труда и отдыха, а ведь силы не безграничны. Нарушение или не соблюдение ритма жизни может стать причиной серьёзных заболеваний сердца, пищеварительной или нервной систем.

Чтобы создать оптимальный вариант дневного или недельного режима нужно обращать внимание на изменение своей работоспособности, при этом анализировать работоспособность желательно не только по дням, но и по неделям (сравнивать количество проделанной работы за неделю). Это помогает выявить условия, которые благотворно влияют на работоспособность человека и условия, оказывающие негативное влияние на нее. Бывает такое, что человек, стараясь увеличить количество выполняемой им работы, уменьшает время сна или активного отдыха, что в конечном итоге не приносит желаемого результата. Это бывает из-за того, что человек принимается за работу уставший или недовольный, что мешает сконцентрироваться на делах.

У каждого из нас есть свой более-менее сложившийся, зачастую помимо нашей воли, распорядок дня и недели. Но, скорее всего его можно улучшить, привнеся, пусть даже, небольшие изменения. Это сделает Вас более работоспособным, увеличит время для отдыха и в целом улучшит качество жизни. Отдыхать или работать? Работать или отдохнуть? Если собрался работать - а работать не хочется, если решил отдыхать, а думаешь: «может лучше поработать?» - вот в таких случаях и нужен режим дня, в котором заранее определено время для работы, сна и развлечений. Организм будет самонастраиваться на определённые действия в нужно время.

Также важно не прибегать к крайностям - всё нужно делать в меру. Крайности вредят здоровью. Ищем свою золотую середину в составлении распорядка дня (недели)! И тогда жизнь будет интересной и радостной.

Много времени тратится бесцельно. Если проанализировать свой обычный день, то выйдет, что очень много времени мы расходуем на совсем не нужным, или, как минимум, необязательные дела. А это время можно было уделить себе, укреплению своего здоровья . Нужно ценить и экономить своё время!
^

Глава II. Режим дня для людей различных возрастных категорий.

2.1. Режим дня детей и подростков


Режим дня способствует нормальному развитию ребенка, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Составляют режим дня с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребенка. Режим дня предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна, отдыха, регулярное питание, выполнение правил личной гигиены.

Приучать ребенка к соблюдению режима необходимо с первого его жизни: определенное время сна и бодрствования, кормления, прогулок. Это не только облегчает уход за ребенком, но и постепенно с возрастом приучает его к порядку, опрятности; 1,5 – 2 лет дети переходят на одноразовый дневной сон, в зависимости от погоды прогулки на свежем воздухе занимают 3 – 4 часа. Рекомендуется ежедневно через 1 – 1,5 часа после завтрака заниматься физическим воспитанием ребенка.

Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено, что организм ребенка обладает наивысшей трудоспособностью в утренние часы. Поэтому в это время с детьми дошкольного возраста следует проводить наиболее трудоемкие занятия – рисование, лепка, работа с ножницами.
Во второй половине дня время занятий следует сократить, а время отдыха увеличить. Пребыванию на воздухе отводится 4 часа. В режим дня дошкольников обязательно должны входить утренняя зарядка, подвижные игры, физические упражнения, направленные на развитие основных движений – ходьба, бег, лазание.

Питание детей от 3 лет мало, чем отличается от питания взрослых. Необходимо достаточное количество витаминов, белков, углеводов. Принимать еду следует не раньше чем через 30 минут после игры или прогулки, а ужинать за 1 – 1,5 часа до сна.

Необходимо прививать ребенку гигиенические навыки; приучать самостоятельно умываться, чистить зубы и др. До 6 лет ребенок спит днем один раз. Родители должны постепенно готовить ребенка ко сну, успокоить его после игры, проследить за вечерним туалетом.
Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка. Превышение допустимого уровня учебной нагрузки, отсутствие режима учебной работы, полноценного отдыха, физического труда, достаточно двигательной активности ведут к истощению нервной системы школьника, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости различным инфекциям. Важно научить ребенка правильно регламентировать время учебной работы дома: чередовать виды занятий по различным предметам, делать перерыв между занятиями в 10 – 15 минут, во время которых снижается напряжение, отдыхают глаза.

Начинать приготовление уроков следует с письменных работ, а затем переходить к устным. Следует правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры должны продолжаться не менее 3 часов в день, причем половина этого времени падает на перерыв между занятиями в школе и дома.

Для восстановления сил и работоспособности организма очень важен нормальный сон. Детям 7 – 10 лет необходимо спать не менее 10 – 10,5 часов, подросткам – не менее 8 – 9 часов, в противном случае их работоспособность падает на 30%. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, является причиной раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать излишних нагрузок, которые могут нарушить нормальный сон и вредно сказаться на состоянии ребенка.

Большое внимание в режиме дня школьника должно быть уделено питанию. Правильно организованный режим питания(4 – 5 – кратный прием пищи) имеет большое значение для его нормального физического и нервно – психического развития. Ужинать ребенок должен за 1 – 1,5 часа до сна.

Каждое утро ребенок должен делать зарядку, это должно войти у него в привычку. Серьезного внимания требует от родителей организация выходного дня и каникул школьника. Основные элементы режима дня (сон, еда, и т. д.) должны оставаться такими же, как и в обычные дни, но при этом максимум времени надо отвести пребыванию на воздухе, участию в походах и экскурсиях, посещению музеев, театров. В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться.
Примерный распорядок дня детей и подростков
^

2.2. Режим дня взрослого человека.


Кто сказал, что распорядок дня нужно соблюдать только маленьким детям? Организм взрослого человека ничуть не меньше подвержен влиянию негативных факторов окружающей среды; ему так же нужен отдых, полезная пища и соблюдение режима.

Для начала рассмотрим вопрос о начале дня. «Кто рано встает, тому Бог подает» - известная поговорка. А так ли это? Ученые доказали, что не совсем. Выяснено, что поваляться в постели, понежиться и полениться хотя бы по выходным может и должен позволить себе каждый человек. Слишком раннее и резкое пробуждение не принесет пользы организму. Правда, спать до обеда – тоже не очень хорошо. Во всем нужна мера.

Принимать пищу следует не реже три - четыре раз в день, ни в коем случае не на ходу и не всухомятку. Установлено, что те, кто едят чаще, а не один раз в день, быстрее насыщаются, не полнеют и не имеют проблем с пищеварением. Есть лучше в одно и то же время, чтобы желудок успевал подготовить пищеварительный сок и не вырабатывал его впустую, ведь это очень опасно с точки зрения гастроэнтерологии.

Существует масса соблазнов пойти куда-нибудь на ночь глядя или просто допоздна засидеться перед телевизором. И это не всегда абсолютное зло – отдых и хорошее настроение иногда могут творить чудеса. Однако если такой стиль жизни превращается в привычку, то это тревожный сигнал. Биологические часы не лишняя задумка природы. Они обеспечивают наиболее эффективное функционирование организма.

Темп современной жизни – двадцать четыре часа в сутки – позволяет существенно облегчить выполнение разнообразных повседневных задач. Человек может побеседовать с партнерами по бизнесу после десяти, заказать гостиницу по интернету в час ночи и обед с доставкой на дом по телефону в любое удобное для него время. Это дает массу преимуществ, однако совершенно не учитывает естественную потребность человека во сне.

Долговременное бодрствование наносит сокрушительный удар по иммунной системе, работоспособности, психическому равновесию и настроению. Темные круги под глазами, раздражительность и снижение внимательности - последствия, которых можно избежать. От решений, где и сколько есть, когда ложиться спать, зависит умственное и физическое благополучие человека и его внешний вид. Хронически недосыпающий человек выглядит на пять лет старше своего реального возраста.

Зачем стареть раньше времени? Конечно, постоянно придерживаться правильного режима невозможно. Однако постараться стоит. Умывание, массаж, физические упражнения, правильная походка могут стать первым шагом на этом пути. Ведь это напрямую касается здоровья и жизни.

Ясно, что понятие «режим дня» в жизни человека должно появляться на устах, в мозгу, как можно скорее. Так как цель соблюдения установленного режима дня - это экономия времени. А, как известно, человеку в день выделяется всего лишь 86400 секунд. Поэтому для более эффективной жизни человек нуждается в систематизации своих жизненных процессов. Каждый человек должен создать и соблюдать свой индивидуальный режим дня, исходя из общепринятых порядков и норм. Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет выработать у себя динамический стереотип. Его физиологическая основа - формирование в коре больших полушарий определенной последовательности процессов возбуждения и торможения, необходимых для эффективной деятельности.

Автор учения о динамическом стереотипе И. П. Павлов подчеркивал, что его создание - длительный труд. Закрепившиеся привычки к регулярным занятиям, к разумно организованному распорядку дня помогают поддерживать в течение всей жизни хорошую работоспособность.

Так же неблагоприятно влияет на многие функции организма, в частности сердечно-сосудистой и нервной системы недостаточная двигательная активность. Для сохранения здоровья и достижения высокого уровня физического развития необходим довольно большой объем двигательной активности с энерготратами как минимум 2, 5 тыс. ккал/сутки. При рациональном режиме продолжительность ночного сна должна быть не менее 6 – 8 часов.

Организация рационального режима дня должна проводиться с учетом особенностей работы конкретного заведения, оптимального использования имеющихся условий, понимания своих индивидуальных особенностей, в том числе и биоритмов.

В каждом из нас заложены своеобразные биологические часы - счетчики времени, согласно которым организм периодически и в определенных параметрах изменяет свою жизнедеятельность. Все биоритмы классифицируются на несколько групп. Особое значение среди них имеют суточные, или циркадные, ритмы.

Известно, что переход от дня к ночи сопровождается рядом физических изменений. Понижается температура воздуха, увеличивается его влажность, меняется атмосферное давление, интенсивность космического излучения. Эти природные явления в процессе эволюции человека способствовали выработке соответствующих изменений в физиологических функциях. У большей части функций организма повышается уровень деятельности в дневные часы, достигая максимума к 16-20 ч, и понижается ночью.

Например, у большинства людей наименьшая биоэлектрическая активность головного мозга фиксируется в 2-4 часа ночи. Это является одной из причин увеличения числа ошибок при умственном труде поздним вечером и особенно ночью, резкого ухудшения восприятия и освоения информации в эти часы.

Работоспособность сердечной мышцы на протяжении дня меняется дважды, обычно понижаясь в 13 и 21 ч. Следовательно, в такое время нежелательно подвергать свой организм большим физическим нагрузкам. Капилляры больше всего расширены в 18 ч (в это время у че-ловека высокая физическая работоспособность), а сужены - в 2 ч ночи.

Суточные биоритмы отражаются на работе системы пищеварения, желез внутренней секреции, на составе крови, на обмене веществ. Так, самая низкая температура тела у человека наблюдается ранним утром, самая высокая-в 17-18 ч. Суточные ритмы отличаются высокой стабильностью. Зная рассмотренные закономерности, человек может правильнее построить свой режим дня.

Следует также учитывать, что далеко не у всех людей суточные биоритмы проходят в одинаковых временных параметрах. У «сов», например, протекание психических процессов улучшается к вечеру. Появляется желание заниматься. Утром же они никак не могут «раскачаться», хочется подольше поспать, «Жаворонки» же любят пораньше лечь спать. Зато рано утром они уже на ногах и готовы к активной умственной работе.

Однако с помощью волевых усилий человек в состоянии постепенно несколько перестроить свои суточные биоритмы. Это необходимо при перемене временного пояса. В таких случаях включаются мощные адаптивные механизмы организма.

Первостепенное значение для каждого из нас имеют наличие определенных целей, потребностей, интересной и полезной для общества деятельности, умение наладить правильный, рациональный режим дня.

У многих людей в повседневной жизни складывается более или менее постоянный распорядок дня. В одни и те же часы они работают, отдыхают, принимают пищу. Следовательно, образуется определенный стереотип, благодаря которому привычные дела требуют меньших усилий.

Например, при правильном режиме труда и отдыха труд становится менее утомительным. Всякое переутомление – это результат неправильного режима дня.

После напряженной дневной работы организму любого человека, его центральной нервной системе нужен полноценный отдых. Такой отдых может доставить только сон.

Сон достаточной продолжительности обеспечивает высокую работоспособность в течение значительного времени.

Очень полезно перед сном спокойно погулять минут 20-30, а затем проветрить комнату и провести вечерний туалет; в него следует включить мытье ног водой комнатной температуры.

Спокойному, глубокому сну препятствует и слишком поздний прием пищи, поэтому ужин должен быть не позже чем за 1,5 ч. перед сном. Постель – безусловно, отдельная, не тесная, не слишком мягкая, но и не жесткая.

Очень важно, чтобы во время сна дышали свежим воздухом. Комнату перед сном нужно хорошо проветрить; еще лучше спать при открытой форточке. Температура воздуха в спальне не должна превышать +16-17 0 .

Для младенца, для дошкольника, для школьника, для студента - для взрослого рабочего человека, для пенсионера, для пожилых людей должен быть свой рекомендуемый режим дня. То есть параметр, по которому выбирается режим – это возраст.

Примерный распорядок дня взрослого человека

^

Глава III. Основы режима здоровой жизни.

3.1. Режим труда и отдыха.


Режим труда и отдыха - истинный стержень и основа режима дня здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека.

Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной.

Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления.

Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека. Для работника важна удобная рабочая форма, он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности. Непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее, наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Предпочтительнее локальный источник света, например, настольная лампа.

Выполнение работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека («контрастный» принцип построения отдыха).

Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.
^

3.2. Режим сна.


Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1 - 1,5ч. до сна прекратить напряженную умственную работу. Ужинать надо не позднее, чем за 2 - 2,5ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Спать следует в хорошо проветренном помещении, неплохо приучить себя спать при открытой форточке, а в теплое время года с открытым окном. В помещении нужно выключить свет и установить тишину. Ночное белье должно быть свободным, не затрудняющим кровообращении. Нельзя спать в верхней одежде. не рекомендуется закрываться одеялом с головой, спать вниз лицом: это препятствует нормальному дыханию. Желательно ложиться спать в одно и то же время - это способствует быстрому засыпанию.

Пренебрежение этими простейшими правилами гигиены сна вызывает отрицательные явления. Сон становится неглубоким и неспокойным, вследствие чего, как правило, со временем развивается бессонница, те или иные расстройства в деятельности нервной системы

Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы. Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня. Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5 - 6 часов. Очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время. Таким образом, вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время, хорошо знает, что к этому времени у него появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы.

Говоря о распорядке дня, не имеются в виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела на каждый день. Не надо доводить излишним педантизмом режим до карикатуры. Однако сам распорядок является своеобразным стержнем, на котором должно базироваться проведение как будничных, так и выходных дней.

Заключение.

Правильно организованный и строго соблюденный режим является залогом укрепления здоровья, обеспечивает выработку определенного ритма работы организма. Режим приучает к организованности и дисциплине, учит рационально распределять свое время, способствует продуктивности труда и отдыха.

Режим дня необходимо соблюдать всем – и взрослым, и детям, так как отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.

Режим дня - неотъемлемая часть здорового образа жизни. Режим дня должен включать строгое чередование труда и отдыха. Естественно, каждый сам выбирает себе тот или иной распорядок, наиболее удобный для него в зависимости от характера своей работы, бытовых условий, привычек и склонностей. Говоря о распорядке дня, не следует иметь в виду строгие графики с поминутно рассчитанным временем для каждого дела на каждый день, однако он может служить неким ориентиром для проведения будничных и выходных дней, что позволит более рационально распределить нагрузку на организм.

^

Список литературы.


  1. И. П. Березин, Ю. В. Дергачев «Школа здоровья» Издательство: М.: Московский рабочий С. 221 1989 г.
  2. В. И. Воробьев «Слагаемые здоровья» М., Интел, 2002

  3. ^

    Н. Б. Коростелев «От А до Я» Н.Б. Коростелев От А до Я. - М., Издательство «Физкультура и спорт», 2002.


  4. Г. И. Куценко, Ю.В. Новиков «Книга о здоровом образе жизни» М Профиздат 1987г.С. 256
  5. ^

    Л. А. Лещинский «Берегите здоровье» М. , ИНФРА-М, 2001.


  6. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. Издательство «Советская энциклопедия»,1990.- 640 с.: ил.

  7. Физическая культура в семье. – 4 изд., Перераб. Сост.А.А.Светов, Н.В.Школьникова. - М.: Физкультура и спорт,1981. - С.398; Ил

  8. Физкультура для всей семьи. Сост. Козлова Т.В. ,Рябухина Е. А. М.: Физкультура и спорт,1989.-С 463, Ил

  9. http://www.weeksurvey.com

Режим дня – это организация и целесообразное распределение временных ресурсов человека, своеобразный жизненный график. Правильный распорядок дня – организация личного времени человека для наиболее оптимального использования его трудового потенциала. Для чего нужен режим дня? Каковы его основные составляющие?

Режим дня: его основные составляющие

Режим дня – основа нормальной жизнедеятельности организма. Именно правильное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности позволяет организму полностью восстановить силы в физическом и психологическом плане. Правильный режим дня позволяет грамотно распределить временные ресурсы на отдых, труд, питание, саморазвитие, уход за собой.

Существуют внешние и внутренние факторы, способствующие выработке определенного режима дня человека.

Основным внутренним фактором, способствующим выработке определенного поведения человека, являются биоритмы.

Биоритмы – фундаментальные процессы живой природы, закономерная активность организма, его систем, осуществляемая с определенной периодичностью. Биологические ритмы зафиксированы на всех уровнях живой материи: от простейших биологических реакций, происходящих в каждый момент времени в клетке, до сложных поведенческих реакций человека. Все физиологические процессы, протекающие в организме, согласованы с общим ходом времени. Основным фактором, регулирующим биоритмы всего живого, является Солнце. Значение биоритмов для человека было доказано физиологом И.П. Павловым, который утверждал, что нет ничего более значимого для живого организма, чем ритмичность и периодичность физиологических изменений, протекающих в организме. Биологические ритмы во многом определяют режим дня человека. Именно от биоритмов зависит работоспособность человека, способность к усвоению информации, обучению.

Построение режима дня, противоречащего естественным биоритмам человека, приведет к повышенной утомляемости, психологическому стрессу, длительному периоду нетрудоспособности.

Внешним фактором, определяющим режим дня человека, является его участие в жизни социума: обучение и посещение учебных заведений (детские сады, школы, высшие учебные заведения), труд на предприятии, что способствует выработке более или менее постоянного распорядка дня.

Обязательными составляющими режима дня должны быть:

  • Труд – физиологическая потребность человека, основное условие его существования в социуме, целесообразная, сознательная деятельность индивида, направленная на удовлетворение потребностей его самого и общества;
  • Отдых – необходимая составляющая режима дня, способ проведения времени, целью которого является восстановление физических сил и стабилизация психоэмоционального состояния для достижения нормального уровня работоспособности;
  • Приемы пищи – достаточный интервал времени в период трудовой занятости, отдыха для полноценного приема пищи;
  • Личная гигиена – период времени для проведения процедур для сохранения и укрепления здоровья;
  • Время на саморазвитие и совершенствование – период для прочих видов активности (чтение, посещение театра, общение с людьми).

Режим дня ребенка: как правильно организовать день для ребенка

Почему важно приучить ребенка к правильному режиму дня? Дети легко привыкают к новому распорядку дня в силу того, что в их сознании еще не выработался четкий динамический стереотип – форма деятельности мозга человека, проявлением которой является фиксированный порядок осуществляемых действий. Нарушение динамических стереотипов ведет к напряжению нервных элементов коры головного мозга, выходящему за пределы их функциональных возможностей, результатом чего является нарушение высшей нервной деятельности и развитие невротических состояний.

Режим дня ребенка несколько отличается от распорядка дня взрослого человека. Режим дня для детей является основой воспитания, приучения ребенка к ответственному использованию временных ресурсов, самодисциплины, выработки характера и силы воли.

В первые 3 года жизни ребенка работоспособность его нервной системы постоянно изменяется, что обусловливает смену режима дня ребенка в различные периоды его жизни. При несоблюдении режима дня для ребенка могут возникнуть следующие последствия:

  • Плаксивость, раздражительность ребенка;
  • Нестабильность психоэмоционального состояния;
  • Отклонения в развитии;
  • Трудности с приучением ребенка к распорядку детского сада, школы.

Каждый период в жизни ребенка должен быть правильно организован с точки зрения чередования активности и отдыха. Продолжительное бодрствование и сокращение продолжительности сна могут негативно сказываться на деятельности нервной системы ребенка, результатом чего станет нарушение его поведения. Не существует единого правильного режима дня, который бы подошел каждому ребенку. Однако существует ряд правил, придерживаясь которых родители смогут правильно организовать такой режим дня ребенка, который будет способствовать его полноценному физическому и психическому развитию.

Правила режима дня ребенка:

  • Соблюдение точного времени подъема и отхода ко сну, что способствует выработке рефлекса;
  • Соблюдение интервалов между приемами пищи (время приема пищи полностью зависит от периодов сна и бодрствования ребенка). Однако режим дня выстраивается так, чтобы после кормления ребенок бодрствовал, а затем спал, что способствует поддержанию оптимального состояния ребенка на любом этапе развития;
  • Бодрствование ребенка должно включать в себя развивающие игры, пребывание на свежем воздухе, общение со сверстниками. Не стоит забывать о «свободном времени» для ребенка, когда он не занят другой деятельностью и может заняться тем, что ему интересно самому.

Понятие правильного режима дня для каждого человека

Не существует единственно правильного режима дня, подходящего каждому человеку. Любой режим дня, как для ребенка, так и для взрослого человека, носит лишь рекомендационный характер. Правильный распорядок дня позволяет наиболее эффективно использовать энергетические ресурсы человека. При составлении распорядка дня необходимо учитывать биоритмы, периоды максимальной работоспособности человека.

Так, правильный режим дня способствует:

  • Поддержанию здорового функционирования организма;
  • Нормализации психоэмоционального состояния;
  • Гармоничному развитию личности;
  • Воспитанию пунктуальности;
  • Высокой самодисциплине и организованности, как в труде, так и в период отдыха;
  • Значительному снижению утомляемости;
  • Повышению эффективности труда.

Анализ своего режима дня поможет определить причины высокой утомляемости, низкой продуктивности, рассеянности внимания, частых депрессивных состояний. Не стоит придерживаться стереотипного режима дня, если он противоречит биологическим ритмам человека.

Основа правильного распорядка дня:

  • Нормальная продолжительность сна;
  • Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения;
  • Соблюдение графика приема пищи.

Видео с YouTube по теме статьи: