Разработка экскурсионных программ в ленинградской области.

Область, центром которой является Санкт-Петербург, является относительно богатой на полезные ископаемые. Значительных залежей на этой территории не выявлено, малоперспективные и нерентабельные месторождения отсеяны на предварительном этапе, зато перспективные активно эксплуатируются.

Общая характеристика области

Территория области в полном объеме расположена на Восточно-Европейской (Русской) равнине. Наивысшая точка не достигает даже трехсот метров над уровнем моря. Именно равнинный характер рельефа и объясняет то, что рудные полезные ископаемые Ленинградской области практически отсутствуют. Зато присутствуют нерудные, большая часть которых активно используются в строительстве. На территории области расположена разветвленная и развитая речная сеть, присутствует почти две тысячи озер, в том числе наибольшее в Европе - Ладожское.

Область располагается в зоне тайги, поэтому богата на леса (хвойные на севере и смешанные на юге), которые занимают больше половины территории области. Значительная часть мест заболочена. Но это не помешало практически полному исследованию области на наличие запасов Карта полезных ископаемых Ленинградской области приведена ниже.

Наличие полезных ископаемых

Из выявленных на территории области двадцати шести наименований полезных ископаемых к рудным относят только шесть. При этом разведано более пятисот месторождений, но эксплуатируется меньше двадцати процентов. Полезные ископаемые Ленинградской области связаны с тектоникой - территория расположена на стыке тектонических структур. Поэтому северные части богаты залежами твердых строительных материалов - гранитом, камнем, Мощные слои осадочных пород южной части содержат фосфориты и горючие сланцы, бокситы, известняки и доломиты. Практически равномерно по всей области распределены залежи торфа, песка, глины. Акватория Финского залива вмещает в себя небольшие месторождения Кроме того, в области присутствует несколько радоновых источников и минеральные термальные воды.

Полностью освоенные минералы

По степени освоения месторождений следует выделить несколько групп, из которых состоят полезные ископаемые Ленинградской области. Список следует начать с полностью освоенных минералов, к которым можно отнести сланцы, фосфаты и бокситы.

Самая большая роль для промышленного применения отводится бокситам. Залегание руд близ Бокситогорска неглубокое, поэтому добыча ведется в основном открытым способом. Добыча сланцев близ города с одноименным названием происходит шахтным способом, ведь глубина их залегания достигает трехсот метров. Фосфоритное сырье добывается около Кингисеппа.

Частичное освоение

Частично освоенные минералы - это различные виды строительных материалов. Полезные ископаемые Ленинградской области богаты на гранит, известняк, строительный и формировочный песок, кирпичную и огнеупорную глину. Добыча гранита ведется в северной части Карельского перешейка открытым способом.

Самые богатые залежи известняка расположены в восточной части области. Основные воды - углекислые (непосредственно в Санкт-Петербурге), серные (около Саблино) и хлоридно-натриевые (близ Сестрорецка). Большое количество болот послужило основой наличия торфяных залежей в промышленным масштабах. Его места применения - топливная промышленность и сельское хозяйство - в последнее время переключились на другие материалы. Поэтому запасы торфа, расположенные повсеместно, но главным образом на юге и востоке, практически не вырабатываются.

Добыча золота

Область не богата наличием обильных залежей золота, но золотоносные места присутствуют. В основном этот металл находят в месторождениях других полезных ископаемых, как рудных, так и не рудных. Но его наличие в этих источниках довольно скудное. Поэтому в Ленинградской области признана нерентабельной и промышленным способом не ведется. Зато представляет интерес для любительской старательской добычи.

Последняя особенно развита в бывших местах промышленной выработки полезных ископаемых, которые сейчас не эксплуатируются. Также не ведется добыча алмазов, хотя алмазные трубки в небольших количествах на территории области присутствуют.

Перспективы

Существуют также полезные ископаемые Ленинградской области, месторождения которых вообще не вовлечены в эксплуатацию. Сюда относят залежи доломитов, минеральной краски, кварцитов и глин. Кроме того, в стадии разработки находятся некоторые виды полезных ископаемых, залежи которых обнаружены в области. Это магнетитовая руда, цветные и поделочные камни, нефть, газ и битум.

Региональный компонент.

Из стандартов второго поколения. В содержание курса входят темы:

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, полезные ископаемые родного края.

Тема: «Полезные ископаемые Ленинградской области».

Цели: познакомить учащихся с полезными ископаемые Ленинградской области, составить таблицу месторождений полезных ископаемых области.

Задачи: продолжить формировать умения

  • самостоятельно работать с текстовым материалом, с таблицами,
  • анализировать через отбор и сравнение материала,описывать наблюдение

совершенствовать умения

  • исследовать новый объект, делать предположения,
  • работать с картой, с печатной информацией, с таблицами
  • работать в команде, публично выступать, делать выводы, обобщения, оценивать свою работу.

Через знания и умения продолжить воспитывать у учащихся любовь к малой родине.

Оборудование: образцы полезных ископаемых с нумерацией: 1-гранит, 2-боксит, 3-сланец, 4-фосфорит, 5-доломит, карта «Полезные ископаемые Ленинградской области», таблицы «Полезные ископаемые Ленинградской области», статьи об использовании полезных ископаемых и местах их добычи.

План урока :

  1. Погружение в тему. Первое исследование: описание полезного ископаемого (ПИ) по плану. Умение пользоваться составленным планом, то есть уметь применять его на практике.
  2. Ответы детей: описание полезного ископаемого.
  3. Определение названия и места добычи полезных ископаемых, его обозначения на карте.
  4. Ответы детей.
  5. Работа с печатной информацией. Систематизация полученной информации через составление таблицы.
  6. Ответы детей и заполнение таблицы. (Свойства ПИ его использование, подготовка рассказа и выступления команды о ПИ).
  7. Итоги урока. Определение темы, целей.
  8. Разновариантные домашние задания.
  9. Оценки за урок.

Ход урока

1. Оргмомент. 1 этап урока. Погружение в тему. Первое исследование: описание полезного ископаемого по плану. Умение пользоваться составленным планом, то есть уметь применять его на практике (5 минут)

У команд лежат образцы полезных ископаемых с цифрами: у первой команды – 1 (гранит), у второй – 2 (боксит), у третьей – 3 (сланец), у четвёртой – 4 (фосфорит), у пятой – 5 (доломит).

Учитель: Рассмотрите, что лежит у вас на партах. Из какого царства эти предметы?

Ответы детей : Из подземного. Это полезные ископаемые.

Учитель: Зачем же они здесь?

Дети: Наверное, будем изучать эти полезные ископаемые.

Учитель: Проведите исследование№1. Опишите это ископаемое по плану, который составляли на предыдущих уроках.

2 слайд – план описания полезного ископаемого

  1. состояние (жидкое, твёрдое, газообразное)
  2. основное свойство (горючесть, плавкость, прочность)
  3. добыча
  4. использование

Учитель: Можете ли вы дать ответ на все пункты плана?

Дети: Нет, только на первый пункт – можем описать полезное ископаемое.

Учитель: Сделайте предположение, каким свойством обладает ископаемое и где может использоваться. Решите, кто будет отвечать от команды.

На прошлом уроке мы начертили таблицу. Пришло время её заполнить. Слушая ответы ребят, подготавливая свой ответ, вписывайте в таблицу всё, что узнаете о ПИ.

3 слайд - таблица ПИ

Учитель обходит команды, направляя работу детей. Дети начинают обсуждение.

2 этап. Ответы детей – описание полезного ископаемого (5 минут). 4 слайд – фотография гранита. 1 команда.

Ископаемое серого цвета с белыми и чёрными вкраплениями, прочное. Думаем, что это гранит. Его добывают у нас в Прудах и используют в строительстве.

5 слайд – фотография боксита. 2 команда.

Ископаемое тёмно коричневого, бордового цвета. Оно плотное, прочное. Вкраплений в нём нет.Названия его не знаем, думаем, что раз оно прочное, то его можно использовать в строительстве. Может оно и горит, а может, если нагреть, то может во что-то превратиться.

6 слайд – фотография сланцев. 3 команда.

Порода тёмного коричневого цвета с красноватым оттенком. Прочное. Но если ударить по нему молотком, может и рассыпаться. Применять его могут так же, как сказала предыдущая команда. Мы видели в программе «Галелео» такое ископаемое и думаем, что это сланец. Там говорили, что он горит. Если это так, то главное свойство ископаемого – горючесть.

7 слайд – фотография фосфоритов. 4 команда. Может оно горюче, но не можем проверить.

8 слайд – фотография доломитов. 5 команда.

Может быть это свойство используют в строительстве. Но если это металл, то тогда у него другое использование и качества.

Учитель:

Дети: Чтобы мы учились исследовать новое, учились пользоваться составленным планом, то есть уметь применять его на практике. Описывать внешний вид ископаемого, сделать предположение о его свойствах и использовании.

9 слайд – чему учились на этапе .

Рефлексия.

На магнитной доске начерчена таблица оценивания своей работы.

Учитель: Подведём итоги этого этапа урока. Заполните таблицу, в которой вы оцените свою работу на этом этапе.

Каждый ученик прикрепляет своё имя на магните в тот показатель, которым он себя оценил:

Оценка моей работы

Учитель: У вас уже заполнена часть таблицы.

10 слайд – внешний вид, свойства ПИ.

Где добывают

Внешний вид, свойства

Использование

Серого цвета с белыми и чёрными краплениями, прочное.

Тёмно-коричневого, бордового цвета, плотное, прочное. Вкраплений в нём нет.

Порода тёмно-серого цвета. На изломе бурого. Не прочное.

Тёмно-серого цвета, очень прочное, тяжёлое ископаемое.

3 этап. Определение названия и места добычи полезных ископаемых, его обозначения на карте (4 мин.)

11 слайд – карта Ленинградской области.

Учитель выдаёт командам карту «Полезные ископаемые Ленинградской области», на которой рядом со значками, обозначающими ископаемое, стоят цифры: 1, 2, 3, 4, 5, обозначающие месторождения и на которой обозначены стороны горизонта.

Учитель: Проведите исследование №2

12 слайд – исследование №2.

  1. Что это за ископаемое? Найдите на карте номер вашего полезного ископаемого. Посмотрите каким значком оно обозначается. Узнайте название вашего полезного ископаемого.

Учитель: Не забывайте заполнять таблицу.

4 этап – ответы детей (14 мин.)

Учащиеся быстро находят на картах ПИ и отвечают.

13, 14, 15, 16, 17 слайды – карта Ленинградской области.

1 команда: у нас точно гранит, добывают его рядом с Выборгом и Светогорском на северо-западе Ленинградской области.

2 команда: у нас боксит (алюминий). Добывают его в Бокситогорске на востоке Ленинградской области.

3 команда: у нас сланец. И добывают его в Сланцах на юго-западе Ленинградской области.

4 команда: у нас фосфорит. Его добывают в Кингисепе на юго-западе Ленинградской области.

5 команда: у нас доломит. Добывают в Пикалёво на востоке Ленинградской области.

Учитель: Зачем бы нужен этот этап?

Дети: Узнать где добывается полезное ископаемое и как оно называется.

18 слайд – цель этапа.

Учитель: У вас уже часть таблицы заполнилась

Название полезного ископаемого, обозначение на карте

Где добывают

Внешний вид, свойства

Использование

рядом с Выборгом и Светогорском на северо-западе Ленинградской области.

Серого цвета с белыми и чёрными краплениями, прочное

в Бокситогорске на востоке Ленинградской области

Тёмно-коричневого,бордового цвета, плотное прочное. Вкраплений в нём нет.

в Сланцах на юго-западе Ленинградской области

Тёмного коричневого цвета с красноватым оттенком. Прочное. Но если ударить по нему молотком, может рассыпаться.

4. Фосфорит

в Кингисепе на юго-западе Ленинградской области

Порода тёмно-серого цвета. На изломе бурого. Не прочное.

5. Доломит

в Пикалёво на востоке Ленинградской области

Тёмно-серого цвета, очень прочное, тяжёлое ископ.

5 этап. Работа с печатной информацией. Систематизация полученной информации через составление таблицы (4 мин.)

На доске прикреплены статьи о ПИ.

  1. С закладкой Санкт-Петербурга стала бурно развиваться промышленность. Город рос и строился. Для его строительства требовался гранит . Его добывали в северной части Карельского перешейка в карьерах. Так вблизи Выборга возник карьер Петерлакс. Здесь вырубали колонны для Исаакиевского собора. Гранит добывали для украшения других городов России. Есть месторождение в посёлке Пруды, там добывают гранит и гранитную крошку.
  2. В 1916 году под городом Тихвином было обнаружено месторождение бокситов – руды буро-красного или зеленовато-серого цвета, из этой руды получают алюминий. На месте месторождения возник город Бокситогорск , а в городе Волхов был открыт первый в нашей стране алюминиевый завод.
  3. Город Сланцы получил своё название от горючего материала – сланцев . Горючие сланцы – горная порода тёмно-бурого цвета, насыщенная органическими веществами. Эта порода используется в качестве топлива и химического сырья, горючего газа. Добывают эту породу в шахтах.
  4. В конце 1950-х годов учёные открыли Кингисеппское фосфоритовое месторождение, на базе которого было построено предприятие по производству минеральных удобрений, содержащих фосфор. Фосфор необходим жизнедеятельности растений, для созревания плодов. Он входит в состав минеральных удобрений, благодаря которым можно получить высокие урожаи.
  5. В районе Пикалёво сосредоточены запасы доломитов , которые используют для получения цемента. В городе построен цементный завод. Ещё доломиты измельчают,превращая в муку. Используют для размягчения и раскисления почв.

Учитель: Капитаны команд, выберите на доске нужную статью и используя план, подготовьте ответ всей командой. Слушая выступления команд, не забывайте заполнять таблицу

Дети готовятся отвечать.

6 этап – Ответы детей и заполнение таблицы (10 мин.)

Слушаем ответы команд и заполняем таблицу.

20 слайд – в итоге получается таблица:

Название полезного ископаемого, обозначение на карте

Где добывают

Внешний вид, свойства

Использование

Приозерск, Выборг

Серого, розового цвета, зернистый, прочный.

В строительстве.

Бокситогорск, Пикалёво

Буро-красный, зеленовато-серый, плавкость. Получают алюминий.

В строительстве, в промышленности, в быту.

Тёмно-бурого цвета с органическими веществами, горючесть.

Топливо, как химическое сырьё.

4. Фосфорит

Кингисепп

Порода тёмно-серого цвета. На изломе бурого. Не прочное.

Минеральные удобрения.

5. Доломит

Пикалёво

Тёмно-серого цвета, очень прочное, тяжёлое ископаемое.

Цемент для строительства.

Проверьте ваше заполнение таблицы. Сделайте исправления.

Учитель: Для чего был нужен этот этап урока?

Дети отвечают: Чтобы мы учились работать с печатной информацией, приводить в порядок полученные знания через составление таблицы, узнали свойства ПИ, где оно используется.

В итоге показываю слайд, на котором отражены ответы детей.

21 слайд – цель этапа.

  1. Узнать о свойствах полезного ископаемого
  2. Где оно используется
  3. Подготовить рассказ и выступление команды о ПИ

7 этап. Итоги урока. Определение темы, целей (2 мин.)

Учитель: Что нового узнали на уроке? Чему учились?

Дети: Узнали, какие полезные ископаемые добывают в Ленинградской области, их основные свойства, узнали, где их добывают ископаемые, где используют.

Учились работать с таблицей – составляли таблицу месторождений области.

Развивали умение самостоятельно работать с печатной информацией.

Делали анализ через описание и наблюдение.

Учитель: Для чего был нужен такой урок? (Его цели.)

Дети: Урок был нужен для того, чтобы мы изучили полезные ископаемые нашего края.

Учитель: определите тему урока.

Учащиеся: «Полезные ископаемые Ленинградской области»

22 слайд – цели, задачи, тема урока.

23 слайд. 8 этап. Домашнее задание.

Учитель: Прочитайте варианты заданий. Подумайте, какой вариант выберите вы. Запишите в дневник задание.

Разные варианты задания

  1. найти в сети Интернет какие ПИ ещё добывают в нашей области
  2. посетить библиотеку или читальный зал и найти информацию о других ПИ, добываемых в нашей области
  3. узнать: зачем нужен алюминий?

Дети записывают свой выбор в дневник.

9 этап – оценки за урок. (2 мин.)

Учитель: Прикрепите своё имя в таблице в другой столбик, если вы изменили мнение о своей работе к концу урока (первая таблица на магнитной доске).

Подхожу к стенду и комментирую таблицу. Выставляю оценки.

Учитель : Лучшими капитанами команд сегодня были: … Они умело организовывали работу команды, прекрасно отвечали. Этим командам за работу «5».

Одна команда неверно логически распределила отрывки при прочтении статей. Если бы вы пересказали текст, как другие команды, то ошибки бы не было. В итоге было трудно понять смысл текста и мне пришлось перечитывать его. Поэтому командная оценка – «4».

Остальные команды тексты пересказали, а не зачитывали. Хочу похвалить Машу и Наташу. Эти девочки очень старались, были весь урок активны, у них хорошо заполнены таблицы. За работу тоже «5». Занизила свою оценку Полина. За урок крепкая «4». А вот Света завысила самооценку: в работе команды принимала участие не всегда, руку поднимала редко и таблицу заполнила с ошибками.

Фотографии самооценки учащихся, которую выполнили при помощи магнитных карточек с именами детей.

Литература:

  1. Примерные программы начального общего образования. Стандарты второго поколения. Москва. «Просвещение» 2008.
  2. Экологическое состояние и природопользование Ленинградской области: учеб. пособие для 10-11 классов / З. А. Томанова, М. А. Шаталов, А. Н. Любарский. СПб.: Специальная Литература, 2007
  3. Газета «ЭКО Петербург». Апрель 2008 год. Санкт-Петербурга.
  4. Природа родного края: учебное пособие для учащихся 6 кл./ Томанова З. А., Любарский А Н. – СПб.: Специальная Литература, 2007.
  5. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. – М.:5 за знания, 2007. – (Методическая библиотека).
  6. Светогорск: краеведческий очерк/ по материалам А.А.Осмакова. – СПб.: Изд-во «МорВест», 2002.
  7. Вехи выборгской истории. Учебное пособие по краеведению. Коллектив авторов: Волкова Л.Г., Геращенко Л.В., Коробова Т.А., Усольцева Т.В., Федосеева В.Н., – Выборг 2005.
  8. Красная книга природы Ленинградской области. Особо охраняемые природные территории. Правительство Ленинградской области. Министерство окружающей среды Финляндии. Биологический научно-исследовательский институт Санкт-Петербургского государственного университета. – Санкт-Петербург 1999.
  9. Ленинградская область: сегодня и завтра. Творческий коллектив: А.В. Агапова, В.А. Антонов, В.В. Балашов, В.Б. Богуш и другие. Правительство Ленинградской области, 2003 г. ИПК «Вести». 2003 г.
  10. История и культура Ленинградской земли с древнейших времён до наших дней. Под общей редакцией С.А. Лисицына. Санкт – Петербург. Специальная литература. 2003.
  11. Ленинградская область: Знаете ли вы? (Учебное пособие)/ Составитель В. А. Уланов. – СПб.: Издательство «Паритет», 2007.

Полезные ископаемые

Ленинградская область сравнительно богата различными полезными ископаемыми. Их состав, условия залегания и размещение месторождений находится в тесной связи с геологическим строением области.

Наибольшее промышленное значение имеют бокситы (в районе города Бокситогорска; руды залегают неглубоко и могут добываться открытым способом), горючие сланцы (в районе города Сланцы; глубина залегания 80-300 м, добыча шахтным способом) и фосфориты (вблизи города Кингисеппа).

Ленинградская область обладает огромными запасами гранита, известняка, кирпичной и огнеупорной глины, строительного и формировочного песка и других строительных материалов, минеральных красок. Имеются крупные источники минеральных вод (Полюстровские углекислые в СПб, серноводные в Саблино, хлоридно-натриевые в Сестрорецке). Гранит добывается на севере Карельского перешейка, где древний кристаллический фундамент выходит на поверхность. Известняки широко распространены в области. В зависимости от времен образования разными свойствами. Древние известняки, слагающие Ижорскую возвышенность,- очень плотные и разламываются на крупные плит. Наиболее значительны месторождения известняков сосредоточены в районе глинта и в районе города Пикалево, на востоке области.

В области обнаружено свыше 2300 месторождений торфа. Запасы торфа в области превышают 17 млрд.куб.м. Самые крупные месторождения торфа расположены в низменных районах области, особенно на юге и востоке.

Климат

На климатические условия Ленинградской области, как и всей другой территории, влияет, прежде всего, ее географическое положение, от которого зависят угол наклона солнечных лучей к поверхности и продолжительность дня, а, следовательно, приход и расход солнечного тепла.

В целом за год в наших широтах разница между поступлениями солнечного тепла и его расходом (на нагревание земной поверхности и воздуха, на испарение воды и таяние снега)- положительная. Однако поступление солнечного тепла на протяжении года неравномерное, что обусловлено большими изменениями высоты стояния солнца над горизонтом (в полдень на 60 град.с.ш.- от 6.30" в декабре до 53 град. в июне) и продолжительности дня (от 5 часов 30 минут в декабре до 18 часов 30 минут в июне).

С апреля по октябрь приход солнечного тепла в Ленинградской области превышает его расход, а с ноября по март расход тепла больше его прихода.

С изменениями в соотношении прихода и расхода солнечного тепла в течении года связаны сезонные изменения температуры, воздействующие на все другие элементы климата.

Огромное влияние на климат Ленинградской области оказывают также движение воздушных масс разного происхождения.

Число дней в году с преобладанием морских и континентальных воздушных масс примерно одинаково, что характеризует климат области как переходный от континентального к морскому.

С запада, со стороны Атлантического океана, на территорию области поступает влажный морской воздух умеренных широт. Зимой он теплый и восполняет недостаток солнечного тепла, вызывая оттепель, дождь и мокрый снег. Летом приход этого воздуха вызывает дождь и прохладную погоду. Континентальный воздух умеренных широт входит на территорию области чаще всего с востока, но иногда с юга и юго-востока. Он приносит сухую и ясную погоду: летом- теплую, зимой- очень холодную.

С севера и северо-востока, главным образом со стороны Карского моря, приходит сухой и всегда холодный арктический воздух, формирующийся над льдом. Вторжения этого воздуха сопровождаются наступлением ясной погоды и резким снижением температуры.

С северо-запада поступает морской арктический воздух. По сравнению с воздухом, поступающим с северо-востока, он менее холодный, но более влажный. Летом на территорию области изредка вторгаются массы тропического воздуха, влажного морского с юго-запада и очень сухого, запыленного- с юго-востока; они приносят жаркую погоду.

Воздушные массы часто сменяются, что связано с частой циклонической деятельностью (в СПб примерно 40% всех дней года с циклонами). Следствием этого является характерная для Ленинградской области неустойчивая погода.

Среднегодовая температура воздуха понижается в Ленинградской области с запада на северо восток от +4,5С до +2,0С. Самых холодный месяц в области- январь или февраль. Средняя температура января на востоке области -10С, на западе -6С. В СПб средняя температура января -7,5С, февраля -7,9С.

Самый теплый месяц области- июль. Среднесуточная температура июля в СПб +17,7С; отклонения от нее в пределах области невелики (+16С у побережья Ладожского озера, около +18С на юго-востоке).

Среднемесячная температура воздуха (в градусах Цельсия):

Продолжительность периода со средней суточной температурой воздуха выше 5С на востоке области примерно 160, а на юго-западе- 170 дней. Сумма среднесуточных температур в дни с температурами выше 10С составляет 1600-1800. Для области характерна высокая облачность. В течении года в СПб в среднем бывает только 30 безоблачных дней. Зимой облачность большая. Это замедляет падение температуры воздуха, так как облака препятствуют оттоку тепла из нижнего слоя атмосферы. Наименьшая облачность- весной и в начале лета, наибольшая- осенью.Вся территория Ленинградской области находится в зоне избыточного увлажнения. Относительная влажность воздуха всегда высокая (от 60% летом до 85% зимой). Среднегодовая сумма осадков, составляющая 550-650 мм, на 200-250 мм больше количества испаряющейся влаги. Это способствует заболачиванию почв. Основная масса осадков выпадает в период с апреля по октябрь. Наибольшее количество осадков (750-850 мм в год) выпадает на возвышенных частях области.

Среднемесячное количество осадков (в мм):

Значительная часть осадков выпадает в виде снега. Устойчивый снежный покров лежит около 127 дней на юго-западе области и до 150-160 дней на северо-востоке. К концу зимы высота снежного покрова на северо-востоке достигает 50-60 см, а на западе, где часто бывают оттепели, не превышает обычно 30 см.

Климат имеет некоторые особенности. В летнее время днем каменные здания, мостовые и тротуары сильно нагреваются и накапливают тепло, а ночью оттают его в атмосферу. Зимой воздух получает дополнительное тепло от отопления зданий.

Многочисленные примеси в воздухе (пыль, дым, сажа и пр.) замедляют его охлаждение; вместе с тем они собирают влагу, что способствует образованию дождевых капель. Поэтому в городе температура несколько выше и осадков больше, чем в его окрестностях. Самое продолжительное время года- зима; она наступает на востоке области в конце ноября, а на западе- в начале декабря, с установлением снежного покрова и ледоставом на реках. Для первой половины зимы характерна неустойчивая циклоническая погода с частыми оттепелями.

Вследствие малой высоты стояния солнца, короткого дня и отсутствия снежного покрова суша в начале зимы сильно охлаждается. Морской воздух, поступающий с циклонами, также быстро охлаждается и достигает состояния насыщения, содержащийся в нем водяной пар конденсируется, что вызывает облачность и частые туманы. В течение декабря бывает 18-20 пасмурных дней и лишь 2 ясных дня.

Вторая половина зимы в Ленинградской области почти всегда значительно холоднее первой. Поступающий с запада морской воздух становиться более холодным и менее влажным, ослабляется циклоничность. Вследствие этого уменьшается облачность, туманы редки. Вместе с тем чаще вторгается арктический воздух, резко понижающий температуру. Весна наступает в области в конце марта, когда начинает таять снег. В западной части области снежный покров сходит обычно в последних числах марта, на востоке- в первой половине апреля. В начале весны прилетают первые птицы, зацветают деревья.

Весна развивается медленно, так как оказывает влияние охлажденных за зиму крупных водоемов. Средняя суточная температура выше 0С устанавливается в первых числах апреля, но достигает +5С лишь в конце апреля, а +10С в середине мая.

Циклоны весной редки, поэтому погода сравнительно устойчивая. Число дней с осадками невелико, а облачность меньше, чем в другие времена года.

Нередко в пределы Ленинградской области вторгаются арктические воздушные массы. С ним связаны похолодания, а иногда длительные, а также поздние, главным образом ночные, заморозки, которые случаются в мае и даже в июне. Конец весны совпадает с прекращением заморозков. Лето в Ленинградской области умеренно теплое. В связи с преобладанием континентальных воздушных масс облачность в большинстве случаев небольшая, особенно в начале лета.

Во второй половине лета ясную и теплую погоду все чаще прерывают циклоны. Они приносят пасмурную, ветреную и дождливую погоду. В годы с сильной циклонической деятельностью такая погода преобладает в течение всего лета.

В начале сентября уже наступает осень, заморозки учащаются, начинается листопад, однако погода еще напоминает позднее лето. Это так называемое бабье лето, довольно теплое и сухое. С октября температура быстро понижается, усиливаются циклоны, преобладающей становиться пасмурная, прохладная, ветреная погода с моросящими дождями и туманами, которая сохраняется и в ноябре. Облачность и влажность в это время года самые высокие. С конца октября и в течение всего ноября снег неоднократно выпадает и тает. В последние дни ноября среднесуточная температура падает ниже 0С. Это конец осени.

Территория Ленинградской области находится на стыке двух больших тектонических структур. Северо-западная часть области принадлежит Балтийскому кристаллическому щиту.

Сформировавшиеся породы

Здесь на поверхность выходят так называемые архейские раннепротерозойские породы . Время образования пород по мнению археологов составляет более 600 млн. лет назад , считается, что породы сформировались в результате вулканических извержений.

В кембрийский период сформировались толщи осадочных пород : синие глины с прослойками песчаников. Месторождения фосфоритов и горючих сланцев образовались около 400 млн. лет назад в ордовикский период. В каменноугольный период образовались месторождения известняков, бокситов и доломитов. В четвертичные периоды рельеф области окончательно сформировался, как полагают ученые.

Полезные ископаемымые

Территория Ленинградской области достаточно богата полезными ископаемыми. Бокситы, сланцы, глина, фосфориты, песок, известняк – основные природные ископаемые, которые добывают в данном регионе. Постоянно выявляют новые виды сырья: природный газ, отделочный камень, битум, магнетитовые руды.

Методы добычи

Наиболее важное значение в рамках добычи сырья в Ленинградской области имеют бокситы. Эти полезные ископаемые залегают неглубоко, что сделало возможным добывать их открытым способом . Горючие сланцы и фосфориты наоборот добываются шахтным методом .

Строительные природные материалы

Большие запасы строительных природных материалов содержатся в недрах области. На территории Ленинградской области залегают огромные запасы таких востребованных полезных ископаемых, как гранита, кирпичной и огнеупорной глины, известняка, формовочного песка . Гранит добывают на севере Карельского перешейка, чаще всего он используется в качестве облицовочного материала в строительной сфере. Недалеко от города Пикалево сосредоточены залежи известняков.

А также

Огромное количество болот области обуславливает большие запасы торфа, здесь находится более 2300 месторождений.

Также здесь добывают фосфатные руды, горючие сланцы, кварцевые стекольные пески. Ленинградская область знаменита синими кембрийскими глинами и термальными водами.