Презентация "сложное предложение с разными видами связи". Петька очень боялся идти в воду (1) но (2) когда вошел (3) то не хотел

Слайд 1

Подготовка к ЕГЭ-2017 Задание 19 «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи»
Щепановская Белла Олеговна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №43 г.Краснодара

Слайд 2

Знаки препинания в ССП
Запятая ставится: Примеры:
Между частями ССП, соединенными посредством сочинительных союзов Чуть слышно дрогнула струна, и песня стелется на воле.
1.Если части ССП имеют общий второстепенный член предложения или общую придаточную часть. В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги. Когда выглянет солнце, лужи быстро просохнут и мы снова пойдем гулять в парк.
2.Между двумя назывными предложениями. Регулярные свидания и объяснения в любви.
3.Между двумя вопросительными предложениями. Который теперь час и сколько времени я спал?

Слайд 3

Знаки препинания в СПП
Запятая НЕ ставится: Примеры:
Если перед подчинительным союзом или союзным словом имеется отрицательная частица НЕ Я живу НЕ чтобы есть, а, наоборот, ем, чтобы жить.
Если придаточное предложение состоит из одного слова Сын ушел и не сказал куда.
Между однородными придаточными, соединенными неповторяющимися соединительными или разделительными союзами Стоя посреди лесной поляны, мы слышали, как в кустах журчал ручей и как на ветвях пели птицы.
Если рядом оказываются два подчинительных союза и имеется вторая часть союза ТО, ТАК, НО Сын предупредил мать, что если он не вернется вовремя с работы, то не стоит беспокоиться.
!!!Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное!!!

Слайд 4

Обратите внимание!
Составные союзы ТОГДА КАК, СЛОВНО КАК, ЛИШЬ КОГДА запятой не разделяются! Если перед подчинительным союзом стоит ЧАСТИЦА, СОЮЗ, ВВОДНОЕ СЛОВО, то запятая ставится ПЕРЕД ними, а НЕ перед союзом: Неповторим Ярославль, ни с каким городом его не спутаешь, особенно когда увидишь город с Волги.

Слайд 5

Запятая перед союзом КАК
Запятая ставится: Запятая НЕ ставится:
1.Если союзом КАК начинается придаточное предложение: Было слышно, КАК дождь барабанил по крыше. 1.Если на 1-ый план выступает обстоятельственное значение, как правило, обороты с КАК можно заменить творительным падежом существительного или наречием: КАК дым рассеялись мечты (рассеялись дымом)
2.Перед сравнительным оборотом: Внизу, КАК зеркало стальное, сияют озера струи. 2.Если оборот с КАК обозначает «в качестве»: В этом учебном заведении он работал КАК учитель (=в качестве учителя)
3.Если в основной части предложения имеется указательное слово ТАК, ТАКОЙ, ТОТ, СТОЛЬ: Он ТАК же устал, КАК и мы. 3.Если оборот с КАК является именной частью составного сказуемого: Одни КАК изумруд, другие КАК коралл.
4.Если оборот начинается с сочетания КАК И: В ее глазах, КАК И во всем лице, было что-то необычное. 4.Если оборот с союзом КАК характеризует предмет с какой-то одной стороны: Мы знаем его как талантливого журналиста.
5.Если союзом КАК начинается вводное словосочетание или предложение: Мне помогал маляр или, КАК он сам себя называл, подрядчик малярных работ. 5.Перед оборотами КАК МОЖНО и КАК НЕЛЬЗЯ с последующей сравнительной степенью наречия: Он должен это сделать КАК МОЖНО скорее
6.В оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК: Этот провал есть НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК потухший кратер. 6.Перед устойчивым оборотом: Он несется КАК угорелый.
7.Если сравнительному обороту предшествует отрицательная частица: Поступил НЕ КАК друг.

Слайд 6

Потренируемся!
Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5) что мост снесло наводнением.
145

Слайд 7

Потренируемся!
Альпинисты поняли (1) что (2) если вьюга не утихнет (3) им придется возвращаться в базовый лагерь (4) так как сильные порывы ветра мешали продвигаться по отвесной скале.
1234

Слайд 8

Потренируемся!
Утверждают (1) что бразильские карнавалы восхищают и завораживают (2) и (3) когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту (4) то сами убедились (5) насколько правы были очевидцы.
1245

Слайд 9

Потренируемся!
Утренняя тишина была такой (1) что (2) если на озере сонно вскрикивала птица (3) ее крик гулким эхом отзывался по всему (4) еще не проснувшемуся лесу.
123

Слайд 10

Потренируемся!
Поезд опаздывал почти на час (1) и (2) когда показались заветные огни родного городка (3) то Анне подумалось (4) что они ей приветливо подмигивают.
134

Слайд 11

Потренируемся!
Вода в круглых окнах-колодцах казалась неподвижной (1) но (2) если приглядеться (3) то можно было увидеть (4) как из глубины оконца все время подымается тихая струя (5) и в ней вертятся сухие листики брусники.
134

Слайд 12

Потренируемся!
Иногда кажется (1) что (2) если разбежаться с высокой горы (3) раскинув руки (4) то можно легко взлететь.
134

Слайд 13

Потренируемся!
Мне нравились ее глаза (1) голубые и кроткие (2) и (3) хотя около этих глаз уже виднелись морщинки (4) но взгляд их был так простодушен (5) так весел и добр (6) что как-то особенно приятно было встречаться с ними.
12456

Слайд 14

Потренируемся!
Я думаю (1) что (2) когда заключенные увидят лестницу (3) ведущую на свободу (4) то многие захотят бежать.
134

Слайд 15

Потренируемся!
Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и (3) что (4) если он протянет руку в окно (5) то с кустов осыплется (6) сверкающая от дождя (7) роса.
15

Слайд 16

Потренируемся!
Блокадный Ленинград стал символом несгибаемой стойкости и мужества (1) и (2) когда Международному трибуналу были продемонстрированы фотографии (3) на которых умирающие от голода дети делали снаряды для фронта (4) то многие отказывались верить (5) что такое возможно.
1345

Слайд 18

Потренируемся!
На войне бойцы знали (1) что (2) если у фашистов будет отвоеван очередной город (3) то это (4) конечно (5) прибавит сил труженикам тыла.
1345

Слайд 19

Потренируемся!
Петька очень боялся идти в воду (1) но (2) когда вошел (3) то не хотел вылезать из нее (4) и делал вид (5) что плавает.
135

Слайд 20

Потренируемся!
Он работал больше других (1) но (2) когда вставал вопрос о премии (3) его всегда обходили стороной (4) предпочитая награждать других.
1234

Слайд 21

Потренируемся!
Птенец неловко спрыгнул с ветки (1) и ударился грудью (2) и (3) когда я его поднял (4) то почувствовал (5) как сильно стучит маленькое сердечко.
245

Слайд 22

Потренируемся!
Из-за Эльбруса выползла черная туча (1) и (2) прежде чем туристы успели вернуться в базовый лагерь (3) блеснула ослепительная молния (4) оглушительно треснуло небо (5) и застучали крупные капли дождя.
1234

Слайд 23

Потренируемся!
Мороз усиливался (1) и (2) когда Сашка проходил в светлом круге (3) который образовался от зажженного фонаря (4) он видел медленно реявшие в воздухе маленькие сухие снежинки.
1234

Слайд 24

Потренируемся!
Внезапно лошадь встала на дыбы (1) и (2) прежде чем всадник успел что-то сообразить (3) она резко рванулась в сторону (4) сбросив незадачливого седока.
1234

Слайд 25

Потренируемся!
За огородом следовали крестьянские избы (1) которые (2) хотя были построены врассыпную (3) но показывали довольство своих обитателей.
13

Слайд 26

Потренируемся!
Мальчишка понуро побрел к калитке (1) и (2) хотя Ирине Андреевне было до слез жаль его (3) но она с сердитым выражением лица крикнула ему вслед (4) чтобы впредь он не появлялся в её доме.
134

Слайд 27

Потренируемся!
Ученые уверяют (1) что (2) когда человечество достигнет вершин научно-технического прогресса (3) то оно может стать бессмертным (4) так как изобретёт средства борьбы с любой болезнью.
134

Слайд 28

Потренируемся!
Астрономы считают (1) что (2) хотя кометы (3) астероиды (4) и метеориты стороной облетают нашу Землю (5) никак нельзя утверждать (6) что когда-нибудь столкновения не произойдет.


Начало формы





Задание А25. Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»
Начало формы
1. Петька очень боялся идти в воду(1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё(5) и делал вид (6) что плавает.
2. От тяжести Сенькиного тела дерево опускалось все ниже и ниже (1) и (2) когда (3) Ванин достиг середины (4) оно качнулось, выскользнув из-под ног разведчика.
3. Мы бросили чугунное ядро наземь у самого крыльца (1) и (2) когда стали прощаться с нашим учителем (3) он пообещал сводить нас в подземный ход (4) который начинается около крепости.
4Рыжов был человек инициативный и хозяйственный (1) и (2) хотя (3) на заводе его многие не терпели (4) в цехе рабочие и инженеры его любили и уважали.
5. Директор небрежным вопросом давал понять (1) что его подчиненные ездят в командировки в дальние страны (2) и (3) хотя сейчас здесь будут обсуждаться незначительные внутренние хозяйственные вопросы (4) для них открыт и большой мир.
6. Говорил Шишаков степенно (1) и (2) хотя Володин еще не оборачивался и не видел его (3) по шелесту отрываемой газеты и по тому недружелюбному тону (4) каким произнес сержант слова (5) понял (6) что у старика сегодня плохое настроение.
7. Выступление Рюмин назначил на два часа ночи (1) и (2) с какого бы направления он ни подводил роту к невидимому селению (3) и (4) сколько бы там ни было немцев (5) они все до одного обрекались на смерть (6) потому что предоставить им плен в этих условиях курсанты не могли.
8. Миша лежал и думал о том (1) куда могли деваться Игорь и Сева (2) и (3) что предпринимать (4) если их завтра не окажется в Москве.
9. Дорожки нашего сада густо покрыты падающими с деревьев легкими белыми лепестками (1) а (2) когда подымается ветер (3) то кажется (4) будто снег крупными хлопьями медленно опускается с деревьев на землю.
10. Пулемета мы тоже не нашли (1) и (2) если бы моя бабка узнала об этом (3)она бы сказала (4) что бог нас хранил.

Урок 54. Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи (§ 38)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с правилами постановки/непостановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи; 2) научить находить границы частей многочленных сложных предложений с различными видами связи, производить выбор необходимого знака препинания, правильно ставить знаки препинания и обосновывать их выбор между частями многочленных сложных предложений с различными видами связи.

I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает о многочленных сложных предложениях, учащиеся рецензируют ответ.

Второй ученик выписывает из упр. 214 сложное предложение с различными видами связи, составляет схему, устно объясняет знаки препинания в упр. 214.

Третий ученик читает шесть многочленных сложных предложений из произведений В. В. Набокова. Класс так же оценивает ответ.

II. Орфографическая работа.

На доске записаны словосочетания.

Притяжательное прил..гательное, пров..сти к..сательную, (не)лепое предпол..жение, разг..ревшееся пламя, возл..гать надежды, выб..рать президиум, бл..стательное достижение, пор..вняться с колонной, соприк..сновение проводов, тёмно-зелёные водор..сли, ср..щение костей, непром..каемый плащ, повелительное накл..нение.

Задание : списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы, графически обозначить орфограммы, сделать синтаксический разбор словосочетания (по выбору учащихся).

III. Объяснение нового материала.

1. Учащиеся анализируют материал, записанный на доске.

а) Глаза у неё были молодые, блестящие, и когда она во время работы надевала очки, то глаза становились со всем круглыми и даже чуть озорными, как у подростка.

б) Жар струился от камней, и, если смотреть вдоль пляжа, казалось, это не воздух колеблется над камнями, а шевелятся сами валуны. (А. Т. Коновко)

2. Девятиклассники записывают в тетрадь многочленные сложные предложения, отвечают на вопрос:

Как ставятся знаки препинания, если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы?

Ученики анализируют записанные многочленные сложные предложения и делают вывод, что если в многочленных сложных предложениях рядом окажутся сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между союзами ставится. Не ставится она между союзами в том случае, если после придаточного есть вторая часть составного подчинительного союза - то, так, тем .

Учащиеся читают теоретический материал на с. 146, § 38.

I V . Тренировочные упражнения.

1. В упр. 215 списываются многочленные сложные предложения, расставляются знаки препинания, подчёркиваются грамматические основы многочленных сложных предложений.

2. Самостоятельная работа (упр. 216).

3. Предупредительный диктант.

1) Какой-то молодой человек без шапки, со свёртком в руке стоял на тротуаре и, когда карета поравнялась с ним, вдруг бросил свёрток под ноги лошади. (Ю. Я. Трифонов)

3) Троица стала двигаться к выходу из зала, и, когда она почти приблизилась к дверям, в помещение вошли два человека в синей униформе... (А. А. Глебов)

4) Я совершенно не мог противиться его обаянию, и, когда он улыбался мне, я непроизвольно растягивал губы в ответной улыбке и чувствовал себя абсолютно счастливым. (А. Маринина)

5) Внутри ателье оказалось вполне приличным, а если судить по количеству всяких грамот, развешанных аккуратно по стенам, то и просто выдающимся. (А. П. Адамов)

6) Медвежонок, привыкший к жизни среди людей, немного поворчал, но, когда ему дали большую свежую рыбину, занялся лакомством и вновь перестал обращать внимание на собравшийся народ. (М. М. Семёнова)

Тестовые задания

1. Укажите, какой знак следует поставить в предложении на месте знака вопроса.

Солнце светит так, что? если закрыть на минуту глаза, сквозь закрытые плотно веки видишь пламенную завес у пожара.

а) двоеточие в) запятую

б) точку с запятой г) тире

2. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) И когда я уезжал, старуха вынесла мне гуся и что-то ещё, завёрнутое в холщовую тряпицу.

б) Думал я, что, если не случится в этот час перемены, то судье уток не стрелять этим утром.

в) Петька очень боялся идти в воду, но когда вошёл, то не хотел вылезать из неё и делал вид, что плавает.

г) Но в этом болоте невозможно было стоять, потому что, когда в первые морозы оно покрылось слоем льда, вода подо льдом понизилась, и так образовался лёд-тощак.

3. Определите тип предложения (знаки препинания не расставлены).

Вечером перед закатом солнца сидел он над прудом широкое пространство вод отражало в себе чистое небо и наш ребёнок задумался...

а) сложносочинённое в) бессоюзное сложное

б) сложноподчинённое г) многочленное сложное

V . Домашнее задание: § 38, упр. 217.

Урок 55. Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи (§ 39)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с порядком синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи; 2) научить производить синтаксический и пунктуационный разбор (устный и письменный) указанного типа предложения.

I . Проверка домашнего задания.

Первый ученик делает сообщение о знаках препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Класс рецензирует его сообщение.

Второй ученик выписывает из упр. 217 многочленные сложные предложения, расставляет знаки препинания, объясняет постановку запятых.

Третий ученик анализирует текст в упр. 217 по плану.

1) Тема текста.

2) Основная мысль текста.

3) Структура (композиция текста, основные его части).

4) Тип текста.

5) Стиль текста.

6) Языковые особенности текста.

Учащиеся слушают, делают замечания.

I I. Повторение материала. На доске записаны слова с пропущенными буквами.

Счаст..е, раз..ярённый, заяч..и, пред(?)экзаменационный, с..ёжиться, наслажден..е, раз(?)общить, об..езженная, под..ёмный, в..юга, под(?)язычный, с(?)экономить солов..иный.

Задания:

1. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, графически обозначьте орфограмму, расскажите, в каких случаях пишется разделительный ь , в каком - ъ .

2. Составьте шесть многочленных сложных предложений с различными видами связи, используйте слова с орфограммой «Разделительные ъ и ь ».

I I. Знакомство с планом синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи.

Учащиеся читают план синтаксического и пунктуационного разбора сложного предложения с различными видами связи на с. 148-149, анализируют образцы синтаксического и пунктуационного разбора (устного и письменного), запоминают порядок разбора.

I II . Тренировочные упражнения.

1. В упр. 218 учащиеся производят устный синтаксический и пунктуационный разбор первого и второго предложений, письменный - третьего и четвёртого предложений.

2. На доску проецируются многочленные сложные предложения из произведений Ф. И. Тютчева с пропущенными знаками препинания.

1) Украдкою в моё окно

Глядело бледное светило

И мне казалось что оно

Мою дремоту сторожило.

2) Как весел грохот летних бурь

Когда взметая прах летучий

Гроза нахлынувшая тучей

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно.

Задание: спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, сделайте письменный синтаксический и пунктуационный разбор первого предложения.

3. Диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием.

Эти берёзы и сосны становятся всё неприветливей; они хмурятся, собираясь толпами всё плотнее и плотнее. Идёт молодой лёгкий снежок, но от сплошных чащей в вагонах темнеет, и кажется, что хмурится и погода. Омрачается и радость возвращения к тихому лесному дню... Новая дорога всё дальше уводит в новый, ещё неизвестный мне край России, и от этого я ещё живее чувствую то, что так полно чувствовалось в юности: всю красоту и всю глубокую печаль русского пейзажа так нераздельно связанного с русской жизнью. Новую дорогу мрачно обступили леса и как бы говорят ей:

Иди, иди, мы расступаемся перед тобою. Но неужели ты снова только и сделаешь, что к нищете людей прибавишь нищету природы? (111 слов)

(И. А. Бунин)

Грамматическое задание: сделайте письменный синтаксический и пунктуационный разбор многочленного сложного предложения (по выбору учащихся).

4. Конструирование.

На доску проецируются схемы.

Задание: составьте многочленные сложные предложения по предложенным схемам, расскажите о видах связи между предикативными частями.

5. Сочинение-миниатюра на тему «Дружба в жизни человека« с использованием многочленных сложных предложений.

V . Домашнее задание:

б) выписать из упр. 219 многочленные сложные предложения, составить схемы этих предложений.

Урок 56. Подробное изложение фрагмента из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (упр. 219) (Р)

I . Работа над содержанием текста.

1. Определите стиль и тип.

2. Какова его основная мысль и как она выражена?

3. Сделайте анализ структуры (композиция текста, основные части).

4. Рассмотрите языковые особенности текста.

II. Пунктуационный анализ текста (учащиеся читают многочленные сложные предложения, объясняют знаки препинания в них).

III. Чтение памятки «Как совершенствовать написанное« на с. 187-188 учебника.

I V . Учащиеся пишут подробное изложение фрагмента легенды о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

Урок 57. Публичная речь (§ 40) (Р)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с особенностями публичной речи, научить различать термины публичный и публицистический ; 2) научить анализировать публичную речь, выявлять в ней недочёты, формулировать коммуникативную задачу такого рода высказывания, его основную мысль.

I . Анализ изложений, работа над ошибками, допущенными в изложении.

II. Объяснение нового материала.

1. На доску проецируется высказывание К. Г. Паустовского.

Каждое выступление, независимо от темы, должно быть живым, живописным, а не набором шаблонных фраз и цифр.

2. Учащиеся выразительно читают высказывание, уточняют, какие требования нужно учитывать, чтобы умело выступать публично.

3. Девятиклассники читают и анализируют теоретический материал § 40.

Рекомендации учителю: научите различать термины публичный и публицистический. В § 40 учебника рассматриваются публичные высказывания на публицистическую тему (научный доклад тоже публичный акт, так как представляет собой выступление перед публикой, но для него характерны признаки научного стиля). Публицистическое высказывание затрагивает вопросы общественного, гражданского звучания и обладает такими признаками аналогичного стиля, как употребление общественно-политической лексики (выборы, парламент, нравственный долг, обязанности гражданина и т. п.), эмоционально окрашенных (торжественных и иронических) слов и оборотов речи, крылатых выражений, пословиц, обращений, побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов и т. п.

Язык публицистического выступления должен быть прост и выразителен, чтобы воздействовать на ум, чувства и поступки слушателей, поэтому хорошие ораторы стараются избегать всякого рода шаблонов. Нужно, чтобы учащиеся осознали это и получили представление о ярком, богатом языке публицистических высказываний.

III. Тренировочные упражнения.

В упр. 220 учащиеся читают высказывание судебного оратора А. Ф. Кони, отвечают на вопросы и выполняют задания:

Какие три требования, по мнению Кони, нужно учитывать, чтобы умело выступать публично?

Что нужно знать о громкости, тоне, паузах, краткости устной речи?

Продумайте последовательность вашего высказывания на тему «А. Ф. Кони о публичной речи». Составьте краткий план и выпишите цитаты в соответствии с пунктами плана.

Рекомендации учителю : обратите внимание на то, что составление плана - это важный момент в подготовке публичного выступления, в цитатах содержится основная информация о том, как следует готовить и произносить публичную речь. Опыт показывает, что подготовленную речь надо прорепетировать дома, чтобы она прозвучала заинтересованно, как приглашение задуматься над поставлен ной проблемой, включиться в поиск решения, как призыв к определённым действиям. Выступающий должен чётко сформулировать коммуникативную задачу своего публичного высказывания, его основную мысль.

2. В упр. 221 учащиеся анализируют публичную речь прокурора (отрывок из романа Л. Н. Толстого «Воскресение») и выполняют задания:

Найдите в речи прокурора несоответствия требованиям к устной публичной речи.

Найдите в речи отступления от темы.

Найдите в тексте подтверждение тому, что выступающий опирается в своих выводах на факты.

В помощь учителю: анализ текста упр. 221 позволяет выявить недочёты публичной речи прокурора: «...говорил очень долго, стараясь вспомнить все те умные вещи, которые он придумал... и чтобы его речь лилась... в продолжение часа с четвертью». Бездоказательно говорит о подсудимой и её жизни, отклоняется от темы, сообщая о научных исследованиях школы Шарко и приписывая ей свойство внушения. Естественно, что присяжные и председатель замечают эти недостатки речи прокурора и один из них характеризует прокурора самым нелестным образом: «Ужасный болван».

Девятиклассники, анализируя речь прокурора, делают важный вывод : выступающий с публичной речью должен уважительно относиться не только к подсудимой, но и ко всем присутствующим. Его речь должна быть предельно краткой и содержать проверенную и правовую информацию.

I V . Домашнее задание: § 40, упр. 222.

Урок 58. Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал: повторить виды синтаксической связи в многочленных предложениях, правила постановки/непостановки знаков препинания в многочленных сложных предложениях с различными видами связи, обосновать выбор места для знака препинания.

I. Проверка домашнего задания.

1. Публичные выступления учащихся на тему «Взрослые и мы».

2. Класс оценивает выступления, учитель напоминает, что нужно учитывать для умелого публичного выступления. В случае затруднения учащиеся читают требования А. Ф. Кони к публичному выступлению.

I I . Повторение материала.

На доску проецируется текст с пропущенными буквами и знаками препинания.

Бывало встан..шь рано утром... Бежишь к реке на ходу быстро раздева..шься и (с)размаху буха..шься в студё(н, нн)ую розовую от з..ри ещё по(д, дд)ёрнутую лёгким паром гладкую как зеркало водя(н, нн)ую поверхность к великому ужасу целого ути(н, нн)ого семейства которое с тр..вожным кряканьем и писком поспешно расплывает(?)ся в разные стороны из пр..брежного трос..ника. Выкупаешься и дро(ж, жж)а от холода с чувством здоровья и свежести во всём теле сп..шишь к чаю накрыт..му в(густо) заросш..м п..лисаднике в тени с..реневых кустов обр..зующих над столом душистую зелёную беседку. На столе вокруг блестящего самовара ра(с, сс)тавле(н, нн)ы молочник с густыми ж..лтыми сливками большой л..моть свежего деревенского хлеба кусок тёплого только что выреза(н, нн)ого сотового мёда на листе лопуха тарелка круп ной малины.

(А. И. Куприн)

Задания:

1. Прочитайте текст и озаглавьте его.

2. Назовите основную мысль.

3. Определите тип и стиль.

4. Укажите языковые особенности.

5. Запишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания, обозначьте графически орфограммы.

II. Повторение материала по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

1. Фронтальный опрос учащихся по контрольным вопросам и заданиям на с. 154.

2. В упр. 223 ученики анализируют отрывок из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», уточняют микротемы в отрывке, списывают, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняют знаки препинания в многочленном сложном предложении.

3. Самостоятельная работа. В упр. 224 девятиклассники определяют тему текста, выписывают сложные предложения с различными видами связи, составляют схемы этих предложений.

4. Развитие речи. Учащиеся записывают ответ на вопрос: «Какие черты личности юного композитора - новатора Сергея Сергеевича Прокофьева, по вашему мнению, отразились в его воспоминаниях?» (упр. 225). В ответе используют сложные предложения с различными видами связи.

5. Диктант «Проверяю себя» с грамматическим заданием.

ТЁМНЫЙ ЛЕС

Тёмный лес хорош в яркий солнечный день - тут и прохлада и чудеса световые; райской птицей кажется дрозд или сойка, когда они, пролетая, пересекут солнечный луч; листья простейшей рябины в подлеске вспыхивают зелёным светом, как в сказках Шехерезады.

Чем ниже спускаешься чащей к речке, тем гуще заросли, тем больше прохлада, пока, наконец, в черноте теневой, между завитыми хмелем ольхами, не блеснёт вода бочага и не покажется на берегу его влажный песок. Надо тихо идти: можно увидеть, как горлинка тут пьёт воду. После на песке можно любоваться отпечатками её лапок и рядом - всевозможных лесных жителей: вот и лисица прошла...

(М. М. Пришвин)

Грамматическое задание : сделайте синтаксический разбор многочленного сложного предложения (по выбору учащихся).

6. Схематический диктант.

На доску проецируются многочленные сложные предложения.

1) Как ни гнетёт рука судьбины, как ни томит людей обман, как ни браздят чело морщины и сердце как ни полно ран; каким бы строгим испытаньям вы ни были подчинены, - что устоит перед дыханьем и первой встречею весны! (Ф. И. Тютчев)

2) Мальчик прислушался, и сквозь дальний городской шум ему взаправду показалось, что он слышит, как растёт и чуть шевелится горячая от солнца трава. (В. И. Белов)

3) Два скворца, которые поселились в скворечне, без передышки летали на лужок, и Павлуня никак не мог уследить за ними, потому что на лужок летали и другие скворцы. (В. И. Белов)

4) Прорвался солнечный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль. (Л. Н. Андреев)

5) Вокруг переливались от ветра хлеба: поле ржи сквозило тем сизым отливом, который приходит вместе с выходом озими в трубку. (В. И. Белов)

6) Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями за плакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой. (Л. Н. Андреев)

Задание: начертите схемы многочленных сложных предложений, предложения не записывайте.

I V . Домашнее задание:

а) повторить материал § 37-39;

б) выполнить упр. 226;

в) выписать из произведений художественной литера туры шесть многочленных сложных предложений, сделать синтаксический разбор одного из них.

Простые предложения в составе сложноподчиненного разделяются запятыми. Например: Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлек внимание сторожей (Пушкин); Отец с жаром и подробно рассказал мне, сколько водится птицы и рыбы, сколько озер, какие чудесные растут леса (Аксаков). Если придаточное предложение стоит внутри главного, то оно выделяется запятыми с двух сторон. Например: Над долиной, где мы ехали, спустились тучи (Пришвин); Думаю, что, если не поленишься, напишешь недурно; Гостю постлали в зале на диване и, чтобы ему не было темно, зажгли лампу (Чехов).

Запятая не ставится в следующих случаях: - если однородные придаточные предложения соединены одиночными соединительными или разделительными союзами и, да (=и), или, либо. Например: Очевидно, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением (Пушкин); - если перед подчинительным союзом (союзным словом) стоит отрицательная частица не. Например: Я хочу знать не как это делается, а зачем делается; - если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит повторяющийся сочинительный союз и, или, либо и т. п. Например: Ученик не мог вспомнить ни как называется произведение, ни кто его автор; - если придаточное предложение состоит из одного слова. Например: Меня упрекают, но не знаю в чем;

- при двух рядом стоящих подчинительных союзах, если дальше имеется вторая часть двойного союза то, так, но. Например: Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться. Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Стайка снегирей куда-то исчезла (1) и (2) как ни вслушивался Сашка в окружающую тишину (3) не мог обнаружить их характерного свиста. (Матвеев Г.) 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Петька очень боялся идти в воду (1) но (2) когда (3) вошёл (4) то не хотел вылезать из неё (5) и делал вид (6) что плавает. (Андреев Л.) 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. От тяжести Сенькиного тела дерево опускалось все ниже и ниже (1) и (2) когда (3) Ванин достиг середины (4) оно качнулось, выскользнув из-под ног разведчика. (Алексеев М.) 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Мы бросили чугунное ядро наземь у самого крыльца (1) и (2) когда (3) стали прощаться с нашим учителем (4) он пообещал сводить нас в подземный ход (5) который начинается около крепости. (Беляев В.)

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Рыжов был человек инициативный и хозяйственный (1) и (2) хотя (3) на заводе его многие не терпели (4) в цехе рабочие и инженеры его любили и уважали. (Давыдова Н.) 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Густой туман окутывал город (1) и (2) хотя (3) было не более трех часов пополудни (4) Невский проспект пытались осветить радужные пузыри фонарей, похожих на гигантские одуванчики. (Горький М.) 7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Из ворот вышли учителя (1) и (2) чтобы (3) не встречаться с ними (4) мы повернули за угол. (Балтер Б.) 8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Миша лежал и думал о том (1) куда могли деваться Игорь и Сева (2) и (3) что предпринимать (4) если их завтра не окажется в Москве. (Рыбаков А.)

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр в запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Я помнил (1) что требуется сменить часового в саду (2) и (3) как только Семёнов освободился (4) поставил его на пост. (Богомолов В.) 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Мы выполоскали одежду (1) и (2) пока она сохла (3) на раскалённом песке (4) мы купались. (Гайдар А.) 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Володька знал (1) что врать он не умеет (2) и (3) что по выражению его лица Юлька сразу догадается о том (4) что произошло на Домниковке. (Кондратьев В.) 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Надо было отдохнуть (1) но Иван чувствовал (2) что (3) если присядет (4) то наверняка больше уже не встанет. (Быков В.)

1. Среди предложений 1 -3 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного наречия. Напишите номер этого предложения. (1) Лес поредел, отчего кругом посветлело. (2) Слева виднелся невысокий каменистый холм, поросший мелколесьем, справа - овраг, заваленный валунами. (3) Тропинка круто сворачивала туда и терялась среди кустов и камней. (Автократов Н.) 2. Среди предложений 1 -5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения. (1) Ярко освещённая пристань и пароход, стоящий около неё, были ясно видны. (2) Их огни отражались в воде. (3) А дальше в обе стороны реки в тумане мерцали зелёные и красные огни сигнальных фонарей, указывающих фарватер. (4) Но любоваться было некогда. (5) Цепляясь за кусты и помогая другу, мы стали спускаться прямо по крутизне. (Автократов Н.)

3. Среди предложений 1 -11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью контекстного антонима. Напишите номер этого предложения. (1)Я обожал смекалистых, озорных мальчишек. (2) Тихонь недолюбливал. (3) Но один такой тихоня заставил меня изменить своё мнение о них. (4) Был он родом из Ольховки. (5) Звали его Ленька. (6) А ещё дразнили по деревне Кнутом, потому что он был длинный и тонкий, как цыганский кнут. (7) Ольховку знали все заядлые грибники. (8) По осени тут грибок хоть косой коси. (9) Я приезжал в Ольховку каждое лето. (10) Останавливался в крайней избе у бабки Балабосихи. (11) По соседству с бабкой жил знакомый мне Ленька Кнут. (Шмань Г.) 4. Среди предложений 1 -6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения. (1) Запах моря смешался с запахом лесных трав. (2) Звёзды горят среди чёрных веток, будто далёкие фонарики. (3) И фонарики в руках у ребят мигают, как пойманные звезды. (4) И все молчат. (5) Лишь трава шелестит да широкие листья кустарника хлопают по ногам, как маленькие ладошки. (6) Да речка журчит. (Крапивин В.)

5. Среди предложений 1 -5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексических повторов. Напишите номер этого предложения. (1)В деревянном старом доме стояла тишина. (2) Но не сильная, не до звона в ушах. (3) За дощатой стенкой бубнила еле слышно Севкина соседка – четвероклассница Римка Романевская. (4) Она учила правила по русскому языку. (5) Эти правила она целыми днями долбила. (Крапивин В.) 6. Среди предложений 1 -8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения. (1) Почти двести километров от стойбища Бахари шёл старый охотник Родя со своим сыном Степаном к промысловой избушке. (2) Шёл и радовался. (3) Богатая должна быть нынче охота. (4) А как же. (5) На кедраче уродилось много орехов. (6) От рябиновых ягод красно в глазах. (7) Ого! (8) Все звери, все птицы пожалуют в промысловые угодья Роди. (Савин В.)

7. Среди предложений 1 -5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. (1)Беляк увидел человека на скале, припал меж камней, а потом, сообразив, что это не спасение, огромными прыжками, с камня на камень, пошёл наутёк. (2) Собака, обнаружив зайца, с визгом, а затем с лаем кинулась за ним. (3) Под вечер на выходе из леса Торопыгин встретился с охотником Коростелевым. (4) Тот был кругом обвешан зайцами и походил издали на снежного деда-мороза. (5) Собака Пират, взятая на поводок, важно шагала рядом со своим хозяином. (Савин В.) 8. Среди предложений 1 -7 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. (1) Засветив карманные фонарики, мы стали шарить по кустам, стараясь отыскать тропинку. (2) Но прошло более получаса, прежде чем мы на неё набрели. (3) Тропинка тянулась вдоль дороги, шагах в ста от нее, постепенно отдаляясь вправо. (4) Она сильно заросла травой и покрылась слоем прошлогодней листвы. (5) Здесь, видимо, редко ступала нога человека. (6) Деревья обступали её со всех сторон. (7) Их кроны повисали, как кровля, защищая тропинку от дождя, и Рожков напрасно искал на ней следы. (Автократов Н.)

9. Среди предложений 1 -8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексических повторов и личного местоимения. Напишите номер этого предложения. (1) Утром, когда к Сахалину подходили, на горизонте увидел я фонтан. (2) Посмотрел в бинокль - кашалот! (3) Спину изогнул, хвост показал над волнами, исчез. (4) Другой нырнул, третий. . . целое стадо. (5) Кашалоты плывут в южные моря. (6) Плывут они с Чукотского моря и от берегов Камчатки. (7) Там уже осень. (8) В море плавают зелёные льдины, и вулканы по ночам освещают облака розовым пламенем. (Снегирёв Г.) 10. Среди предложений 1 -4 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного наречия. Напишите номер этого предложения. (1) Далеко внизу к подножью гор подходила равнина. (2) На многие десятки километров она тянулась к западу, исчезая в далекой дымке. (3) Казалось, что там степь соприкасается с небом. (4) Справа виднелись снежные вершины гор. (Зверев М.)

«Урок Свойства воды» - Три состояния воды. Учебный предмет: естествознание. Основополагающий вопрос. Сформировать знания об условиях превращения воды – переходе из одного состояния в другое. Основные свойства воды. Участники: учащиеся 4 класса. Аннотация. Как человек использует свойства воды. Какое значение имеют свойства воды для жизнедеятельности человека?

«Загрязнение воды» - Пресная вода – основа жизнедеятельности любого организма, в том числе с/х растений и животных. Ведь почти все запасы мировой воды - это соленые воды Мирового океана и подземных кладовых. Вода является важнейшим компонентом содержимого живой клетки. Промышленные предприятия сбрасывают сточные воды прямо в реки.

«Состояния воды» - Все на свете вещества состоят из мельчайших частиц. Вода выталкивает более лёгкие предметы. Где встречается вода. Интернет, печатные издания, мультимедийное приложение. Вопросы учебной темы: Какая бывает вода. Круговорот воды в природе. Запах воды. Много воды идёт в производство. Водой заполнены океаны, моря и реки.

«Живая вода» - Опорно-двигательного аппарата, кожных, урологических, гинекологических и многих других. Серебряная вода. Оглавление: В чем загадка воды? «Живая» вода). Живая вода- используется в медицине для лечения ран, язв. Об авторе. Например, когда проходит через земные породы. Давление. . При заболеваниях пищеварительного тракта, дыхательной, сердечно-сосудистых.

«Вода урок» - Только 1/4 нашей планеты занимает суша, а остальные? (около 71%) - вода. История открытия. Могла и утопить, погубить ни за что. Расширить знания о роли воды и растворов в природе и жизни людей. 24 июня 1783 г. Лавуазье и Лаплас. Свойства воды. Легенды о воде. План урока: Установили состав воды: 85% кислорода и 15% водорода.

«Вода и её свойства» - Что же такое именно вода? Почему вода расширяется? Опыт 1. Расширение. Аномальные тепловые свойства воды. Вода обычная застыла полностью равномерно. С.Т.Аксаков. И, наконец, минеральная вода приобрела самую удивительную модификацию. В действительности одиночные молекулы воды при нормальных температуре и давлении не существуют.