Основы телесно-ориентированной психотерапии - телесно-ориентированная психотерапия. Телесно-ориентированная психо-терапия Райха — упражнения, обучение

Телесно-ориентированная психотерапия – это способ терапии души, который существует столько, сколько живет человечество. Её техники развивались параллельно в восточном и западном направлениях, поскольку веками в восточных течениях имела место другая культура тела и телесности вообще. Теперь же разные подходы встречаются в современной психологической телесно-ориентированной практике. Методы этого направления легко накладываются на другие способы психологической работы. Более того, очень часто, используя именно телесно-ориентированный подход, мы можем поднять из бессознательного те глубинные содержания, которые блокируются при работе другими методами.

Наконец в нашей культуре стало более принято обращать внимание на переживания собственного тела, и не тогда лишь, когда оно болеет. К телу стали относиться уважительнее, однако все равно часто доминанта смещена в сторону головы, телу остается меньше внимания. Это хорошо видно в статистике рисуночного теста, когда предлагается нарисовать человека, и места для тела у многих на листе не хватает. Потому так распространены горловые проблемы, ведь горло соединяет голову с телом.

В европейской традиции историю телесного подхода тяжело отследить, в психологии ее принято начинать с Вильгельма Райха. Несмотря на частую его критику, он ввел все те понятия, которыми пользуются телесно-ориентированные терапевты и по сей день. Выросла современная европейская телесная психотерапия под сильным влиянием , потому ее можно рассматривать как метод работы с той же проблемой, но через иной вход.

Телесное направление позволяет психологу работать с клиентом, которую тяжело осознать и вербализовать свою проблему. Он бы и готов объяснить, отчего ему плохо, но ему буквально не хватает слов. Другая крайность – когда клиент чрезмерно говорлив и даже использует речь для ухода от проблемы. Телесно-ориентированная психотерапия позволит лишить его привычного защиты, прикрывания психологической проблемы.

Методы телесно-ориентированной психотерапии

Тело не лжет, раскрывая саму суть душевных переживаний. Сложно и скрывать свое сопротивление в теле – его можно даже зафиксировать. Можно отрицать свою тревогу, но нельзя скрыть дрожь в руках или скованность всего тела. А поскольку работа с сопротивлением при решении психологической проблемы зачастую занимает большую часть времени, то объективный, материалистичный телесный подход оказывается очень эффективным.

Абсолютно все переживания человека кодируются в теле. И те, которые мы не можем раскодировать через речь, возможно, раскрыть через тело. Объем невербальной информации, сигнализирующей о состоянии человека, просто огромен, и нужно лишь научиться работать с ним. В голове проявляются проблемы сверхконтроля, в руках, плечах – сложности контактов с людьми, в тазу находят отражение интимные проблемы, ноги же несут нам информацию о сложностях опоры человека, его уверенности и движения по жизни.

Телесно-ориентированная терапия построена на попытке обращения к животному телу человека, к тому, что в нас природосообразно, естественно и содержит уйму полезной информации. Однако наше социальное тело часто вступает конфликт с инстинктивными стремлениями, табуирует их и порождает множество психологических проблем. Мы часто плохо слышим свое тело и не умеем налаживать взаимодействие с ним.

Телесно ориентированная психотерапия Райха основана на изученных психологических защитах и их проявлении в теле – так называемом мышечном панцире. Это понятие было введено Райхом для обозначения зажатых мышц и стесненного дыхания, которые образовывают будто броню, физическое проявление различных способов психологических защит, рассматриваемых психоанализом. Метод Райха заключался в модификации состояния тела, а также воздействии на зажатую область. Для каждой отдельной группы мышц он разрабатывал техники, позволяющие снизить напряжение и высвободить зажатые эмоции. Техники были направлены на то, чтобы сломать мышечный панцирь, для этого к клиенту прикасались сдавливая или щипая. Удовольствие Райх видел как естественное течение энергии из центра тела вовне, а тревожность – смещение этого движения на самого человека внутрь.

Александр Лоуэн модифицировал терапию Райха и создал собственной направление – , широко известную под этим названием и сегодня. Телесно ориентированная психотерапия Лоуэна рассматривает тело как биоэлектрический океан с непрекращающимся химико-энергетическим обменом. Целью терапии также является эмоциональное высвобождение, раскрепощение человека. Лоуэн применял райхианскую дыхательную технику, а также ввел в работу различные напряженные положения тела для наполнения энергией заблокированных участков. В разработанных им позах давление на мышцы постоянно и настолько увеличивается, что человек вынужден в итоге расслабить их, не в силах справляться более с непомерной нагрузкой. С целью принятия собственного тела в методике использовалось наблюдение его обнаженным перед зеркалом или же перед другими участниками тренинга, которые давали после свои комментарии. Описание тела позволяло составить образ мышечного панциря, характерного конкретному человеку, и идущих из него проблем.

Метод следующего известного психотерапевта, Моше Фельденкрайза, рассматривает конфликт между социальной маской и природным чувством удовлетворения, побуждениями. Если человек сливается со своей социальной маской – он словно теряет себя, метод же Фельденкрайза позволяет сформировать новые, более гармоничные привычки, которые сгладят это конфликтное напряжение и дадут возможность проявиться внутренним содержаниям. Фельденкрайз рассматривал деформированные шаблоны мышечных актов, которые с их укреплением приобретают все большую застойность и действуют вне . Он уделял большое внимание свободе движений в простых действиях, клиенту было рекомендовано самостоятельно искать лучшее положение для своего тела, соответствующее его индивидуальной анатомии.

Матиас Александер также исследовал телесные привычки, позы, осанку с целью поиска более гармоничных и естественных положений. Он считал наиболее правильным максимальное распрямление, вытяжение позвоночника вверх. В терапии Александера также используются надавливания, следующие от головы и дальше вниз, вследствие которых клиент все больше расслабляется, при этом старается выпрямляться. Результатом является ощущение освобождения и легкости. Метод этот используется часто публичными людьми, танцорами, певцами, поскольку сам Александер изобрел эту технику, потеряв голос, а благодаря найденному решению смог вновь вернуться к сцене. Также он эффективен для терапии в случаях травм, увечий, ряда хронических болезней.

Телесно-ориентированная психотерапия – упражнения

Для любой работы с телом первично важно прочувствовать его и заземлиться. Станьте прямо, выпрямив ноги, вытянув вверх макушку и немного даже выдвинув вперед грудь. Почувствуйте, как из ног вся энергия идет наверх, это состояние приподнятости и даже некоторой подвешенности. Сделайте вдох, затем, присогнув колени, расслабив таз, выдох. Представьте, будто вы сейчас сядете в мягкое кресло, как будто вы корнями прорастаете в землю. Осмотритесь, вы почувствуете себя больше присутствующим, словно даже начнете чувствовать воздух кожей. Это самое простое упражнение, чтобы заземлиться и начать более глубокую работу с чем угодно, касается ли это эмоциональных переживаний или дальнейшей работы с телом.

Следующее упражнение посвящено распусканию зажима в области рта – челюстного зажима. Мы часто сжимаем челюсти в момент физического напряжения или необходимости быть стойким, добиться цели. Также если нам что-то не нравится, но нет возможности это высказать – мы снова сжимаем челюсть. Иногда челюсть сжимается настолько сильно, что нарушается кровообращение в этой области. Для выполнения этого упражнения вы можете сидеть или же стоять. Подложите под подбородок ладонь вверх тыльной стороной и теперь старайтесь на вдохе, открыв рот, опустить челюсть вниз, рука же должна препятствовать этому движению. На выдохе челюсть расслабляется и снова смыкается. После нескольких таких движений вы почувствуете место смыкания челюстей, можете помассировать его, расслабив мышцы. В результате вы ощутите тепло, вам станет легче произносить слова и, возможно, даже дышать.

Примером телесного блока могут быть поджатые наверх плечи. Если еще несколько усилить этот зажим – получится, что шея буквально прячется в плечи, какие подобно панцирю черепахи защищают ее от возможного удара или толчка сзади. Когда человек уже свыкся с таким положением плечей – это означает, что в его жизни было много стрессовых ситуаций, когда ему приходилось внутренне сжиматься. Простейшее упражнение здесь – попытаться будто сбросить что-то с плеча. Для усиления образа можно представить, как на плече находится чья-то рука, и нам не хочется, чтобы она там находилась. Стряхивайте ее с плеча и делайте это уверенно.

Еще одно упражнение с той же целью освобождения плеч – отталкивание. Выставьте вперед руки, словно пытаясь оттолкнуть от себя неприятного человека. Также возможна вариация, когда вы толкаетесь назад локтями. Вы можете даже помогать себе отстраняться словами, проговаривая отказ от контакта.

В упражнениях с присутствием другого человека, что практикует и телесно ориентированная психотерапия Райха, и телесно ориентированная психотерапия Лоуэна, он может при вашем положении лежа на спине, находясь за головой у вас, помассировать вам лоб, затем область шеи за головой. Лучше, если действие выполняет профессиональный терапевт. Выполняйте покачивания тела в такт массирующим движениям. Дальше – переход к мышцам шеи, массирование сухожилий, места, где мышцы крепятся к черепу, мягкое натягивание мышцы. Снова нужно потянуть шею и даже немного волосы, если длина позволяет.

В любой момент, если напряжение присутствует, снова можно вернуться к области лба, поразминать, плотно соприкасаясь руками с головой. Необходима опора и отсутствие резких движений. В волосяной части головы также нужно выполнить разминающие движения, размять скальп. Это можно делать в разных направлениях любыми движениями, пальцами и костяшками. С каждым новым толчком можно менять расположение пальцев. Захватив складку надбровных дуг, можно потянуть ее в стороны и сомкнуть обратно.

Поработав с лобным зажимом, осуществляется переход к мимическим мышцам. Симметрично установив пальцы по сторонам от носа, их нужно медленно разводить в стороны к ушам. По носогубной складке смещаемся вниз, натягивая мышцу. Прорабатываем челюстные мышцы, местам напряжения уделяем особое внимание. Снимаем напряжение с кости челюсти, ставим руки по сторонам от центра подбородка и медленно разводим их снова к ушам. Чем медленнее движение – тем оно глубже. Работая с мимическими мышцами – мы работаем с застрявшими в них эмоциями.

Далее работа смещается к шее, и плечам. Если в шее используются аналогичные разминающие приемы, то в плечах допустима опора и сильное нажатие с целью распрямить их. Нажатие выполняется покачивающимися движениями, затем переходящими на руки. Взяв руку, которая должна быть полностью расслаблена, нужно выполнить раскачивание, взять за запястье и потянуть, затем отпустить и повторить от раскачивания цикл снова. Затем следует разминание кисти, какую, словно пластилин, нужно повытягивать мягкими частями ладоней, а также пройтись разминающими движениями по каждому пальцу, словно стягивая напряжение. Можно использовать и перекручивающие движения. Завершить нужно все успокаивающим покачиванием.

Техники телесно-ориентированной психотерапии

Тело, как самый большой наш ресурс, содержит записанную в себе всю информацию. Подобно кольцам на дереве в нем хранится история нашей жизни о тех сложных и эмоционально-насыщенных ситуациях, что остаются как зарубки на нем, проявляясь в болевых ощущениях и дискомфортных мышечных зажимах. Работа с телом дает возможность попасть в глубину, суть, в те ядерные переживания, какие могут сохраняться как результаты конфликтов в отношениях, на работе, внутренних конфликтов, страхов, бессонницы, эмоционального напряжения, какое невозможно сдержать, вплоть до панических атак.

В любой ситуации тело включено, потому оно принимает на себя абсолютно все проходящие через жизнь человека стрессы. В момент напряжения, волнения меняется дыхание, вслед за которым изменяется состав крови, гормональный фон, что на уровне физиологии готовит человека к действию. Если же гештальт не закрылся – это состояние затем откладывается в мышцах.

Для терапии негативных состояний в телесно-ориентированном подходе используют различные техники, начиная от уже описанного заземления. Затем часто используется центрирование, когда клиент располагается лежа в позе звезды, а терапевт стягивающими движениями массирует его голову, руки и ноги, с каждой части снимая лишнее напряжение. Если первая техника может выполняться самостоятельно и подходит для применения даже вне терапии, то вторая требует присутствия терапевта.

Отдельного внимания заслуживают распространенные дыхательные техники, которые в разнообразных вариантах известны еще из древних духовных практик. С помощью отслеживания естественного способа дыхания человека можно диагностировать его психологические проблемы. Затем через изменение ритма и глубины дыхания достигается новое состояние сознания. В поверхностной форме это может быть обычное расслабление или поднятие тонуса, что применимо и в бытовом использовании, когда человек сам хочет успокоиться или настроиться, наоборот, на работу. В терапевтической же работе дыхательные техники могут использоваться намного более активно, даже в некоторых случаях для погружения человека в транс. Конечно, это требует руководства квалифицированного терапевта.

Работа с телом направлена на обращение к внутренним ресурсам, развитие ощущения данного мгновения жизни, полное присутствие и высвобождение перекрытой, зажатой энергии. Все это – обязательные компоненты полноценной, радостной жизни.

Ещё Сократ говорил, что нельзя лечить глаза без головы, голову без тела, а тело без души. У любого человека есть не только физическое тело, но и интенсивная психическая жизнь, поэтому и болезни у него бывают телесные и душевные. Ещё в начале 50-х годов прошлого века основатель психосоматической медицины Ф. Александер выделил третий класс болезней – психосоматические, то есть такие телесные болезни, которые вызываются психологическими причинами. А немного позже известный австрийский психотерапевт, ученик Фрейда Вильгельм Райх заложил основы нового направления психотерапии, которая позже получила название телесно-ориентированная терапия (или ТОТ).

Позднее упражнения и техники, направленные на работу с телом, продолжали разрабатывать и совершенствовать такие психотерапевты, как Ида Ролф (основательница рольфинга), Герда Бойесен (основательница биодинамики), Мэрион Розен (создательница розен-метода) и Александр Лоуэн (основатель биоэнергетического анализа). В России телесно-ориентированная психотерапия сегодня представлена множеством превосходных психотерапевтов. Одним из них является Владимир Баскаков, предложивший свои собственные техники и упражнения в рамках инновационного метода «Танатотерапия».

Характеристика

Основной идеей, которую проповедует телесно-ориентированная психотерапия, является то, что все наши переживания на протяжении всей жизни сказываются на особенностях мышечной динамики и формируют хронические мышечные зажимы, воздействуя на которые, можно лечить неврозы и разнообразные психосоматические расстройства. Иногда помимо названия «телесно-ориентированная психотерапия» вы можете услышать название «соматическая психология», что тоже будет верным. Помимо сугубо психотерапевтических целей, телесно-ориентированная терапия используется для решения дородовых и перинатальных проблем человека.

«Сома» в переводе с греческого означает «тело». Соматическая психология всегда направлена на изучение взаимодействия тела и ума, взаимоотношения нашей физической материи и нашей энергии, взаимодействие наших психофизических структур с нашими мыслями и действиями. Телесные упражнения и техники этого направления психотерапии опираются на философию, медицину, физику, другие направления психологии, бесчисленные тысячи часов наблюдений за людьми и клинический опыт. Телесно-ориентированная психотерапия рассматривает тело и душу человека как неразрывное целое, создавая возможности для исцеления, роста и трансформации человеческого организма. Она стремится перенести акцент с когнитивных/аналитических процессов на проблемы, которые относятся к физическому состоянию человека, а также к дородовой и перинатальной сфере.

Ориентация на тело

Телесно-ориентированная психотерапия, прежде всего, обращает внимание на физические состояния и симптомы, считая их способом проявления человеческого существования. До появления этого направления психотерапии расщепление тела и ума, при котором тело считалось областью воздействия врачей, а ум и эмоции – прерогативой
психотерапевтов, было настолько сильным, что такая идея единства тела/ума сначала воспринималась общественностью как нечто странное и подозрительное. Лишь в последние двадцать пять лет эта концепция взаимодействия физиологических, психологических и духовных процессов стала очень популярной. На сегодняшний день существует множество различных форм телесной психотерапии, которые предлагают самые разные техники и упражнения. Все эти методы стремятся обратить наше внимание на то, что каждый человек имеет неотъемлемое право на здоровое и оптимальное функционирование, используя непосредственный физический опыт нашего тела в качестве лечебного средства. Телесно-ориентированная психотерапия также способствует постоянному росту и трансформации человека посредством осознания нашей интегративной сущности такой, какой она была задумана.

Давайте рассмотрим основные понятия, которыми оперирует телесно-ориентированная терапия.

Влияние на духовное развитие

Что мы знаем о человеческой природе? Каковы наши взгляды на здоровье и болезни? Как влияет на наше состояние ранний опыт детства и непосредственный жизненный опыт? Посредством чего меняются люди? Можем ли мы измениться, используя техники и упражнения, направленные на повышение нашей осведомленности и понимания? Что случается с нами, когда мы отпускаем старые энергетические паттерны? Меняемся ли мы, изменив своё поведение и привычные движения?

Телесно-ориентированная психотерапия утверждает, что наше здоровье напрямую зависит от того, как мы управляем этой реальностью. Болезни тела и души возникают тогда, когда мы вынуждены идти против своей истинной природы. Такого рода убеждения формируют основу телесного лечебного воздействия. Все телесно-ориентированные психотерапевты работают по-разному. Одни из них работают с группами, другие сосредоточены на терапии семейных пар, а третьи заинтересованы в индивидуальной психотерапии. Помимо этого, телесно-ориентированная терапия может быть направлена на разрешение конфликтов, повышение эффективности труда и другие общественные проекты. Некоторые упражнения и техники этого направления психологии делают основной акцент на творческом самовыражении. Иногда телесные техники сосредотачиваются на узком исцелении, в то время как в других случаях такие упражнения позволяют человеку работать над своим духовным ростом и трансформацией.

Развитие духовности

Пожалуй, одним из самых важных вкладов соматической психологии является как раз её влияние на развитие духа и духовности. Обычно мы думаем о духовности как о бесплотной части себя, свободной от оков плоти. Телесно-ориентированная психотерапия утверждает, что такое понимание духовности очень далеко от истины.
Слово «дух» у славян было тождественно понятию «дыхание». Именно посредством правильного дыхания мы можем найти себя и выйти за привычные границы сознания, многие из которых зафиксированы в опыте внутриутробного и младенческого развития.

Когда мы ощущаем наши тела посредством дыхательных техник и других телесных упражнений, мы получаем возможность сбалансировать свои мысли, развить фантазию и избавиться от физических или эмоциональных страданий. Соматическая психология рассматривает человеческое тело как храм, священное место. К сожалению, многие из нас слышали, что мы должны отказаться от удовольствий плоти, ибо они приведут нас к греху. Такая извращённое представление о своём теле до сих пор вызывает у многих людей огромные страдания, поэтому соматические практики стремятся избавлять людей от таких предубеждений, восстанавливая тело как неотъемлемую часть личности, которая заботится о наполнении нашего организма энергией. Если мы заботимся о своём теле, живём в соответствии с его законами, мы способны излечить и себя, и весь мир.

Влияние на тело внешних событий

Любое событие, которое происходит во внешней жизни, воздействует на всё наше существо: физическое, эмоциональное, когнитивное и духовное. Каждое событие проникает в наше тело через сенсорные системы, отражаясь на состоянии всего нашего организма, в том числе и ума. Таким образом, любое событие меняет физическую структуру тела, а также эмоции и мысли. Если мы мыслим позитивно, наши мышцы и органы также чувствуют себя превосходно. Получение любого физического, эмоционального, когнитивного и поведенческого опыта влияет на весь организм человека. Поэтому задача телесно-ориентированной терапии стоит в том, чтобы выявить эти воздействия и проработать их посредством специальных упражнений.

Энергия

Человек является уникальной энергетической системой. Наша энергия определяет наполнение и проявление нашей жизни. Энергия – это движущая сила нашего организма, которую можно повысить или уравновесить, используя телесные техники и упражнения. Энергия – это своеобразное топливо, с помощью которого мы прогрессируем по жизни. Энергия – это божественная искра, с помощью которого мы познаем себя как личность. Мы можем ощущать свою энергию пульсирующей, подобно синусоиде, или полностью захлёстывающей нас, подобно океанской волне. Наша энергия приходит и уходит, благодаря чему наши эмоции усиливаются и уменьшаются. Энергия, материя и пространство являются тремя составляющими Вселенной.

Соматическая психология уделяет пристальное внимание человеческой энергии. Формы и способы нашего энергетического взаимодействия с внешним миром определяют наше представление о том, кто мы такие и как мы должны действовать. Будет ли человек сжиматься при стрессе или, скорее, взорвётся? Какие события способны полностью выжать вашу энергию, а какие – вызвать её прилив? Именно через энергетические паттерны мы начинаем осознавать, что представляет собой окружающий мир и мы сами. Все жизненные события рассматриваются в рамках телесно-ориентированной терапии как способ стимуляции нашего энергетического потока.

Движение

Движение занимает центральное место в соматической психологии. Именно движение является проявлением жизни – это и биение сердца, и дыхание лёгких, и пульсирование нейронов мозга. Отсутствие движения называется смертью или переходом в неодушевлённое состояние. Любое движение рассматривается как определённый тип вибрации. Любой пульсирующий процесс (расширение или сжатие, вдох или выдох) рассматривается как первичное проявление жизни. Одной из важнейших задач телесно-ориентированной терапии является восстановление системной моторики и пульсации в организме.

Некоторые упражнения телесно-ориентированной терапии являются классическими и практически неизменными – это выражение себя через дыхание, вокал и движения. Эти способы эффективно восстанавливают здоровую вибрацию энергии, и позволяют человеку осознать в себе её наличие. Большинство телесно-ориентированных психотерапевтов считает, что тело можно условно разделить на несколько энергетических сегментов или зон. Они утверждают, что разные сегменты обладают разной формой и функциями, а также хранят в себе разные воспоминания, эмоции, проблемы и травмы. Так, анализ сегментов тела, предложенный В. Райхом, можно соотнести с восточным учением о чакрах (или энергетических центрах в теле человека). Энергетические блоки в разных сегментах характерным образом проявляются через психические аффекты, позы и движения, вызывая конкретные физические и душевные недуги.

Вот эти области, сверху вниз:

  1. Глазной сегмент (зажимы вокруг глаз) – отражает проблемы, связанные с тем, что мы видим.
  2. Оральный сегмент (рот, челюсти, горло) – отражает проблемы человека, связанные с невозможностью быть услышанным, а также проблемы питания и принятия.
  3. Грудной сегмент (грудь и диафрагма) – гнев и печаль, неприятие и тоска.
  4. Сегмент живота – страх, проблемы пищеварения.
  5. Тазовый сегмент (репродуктивные и выделительные органы) – сексуальность, витальность, выживание и поддержка.

Некоторые телесно-ориентированные психотерапевты также обращают внимание на ноги, поскольку они связаны с заземлением человека.

Тело как метафора

Соматическая психология рассматривает тело как шаблон, план, или метафору всего жизненного опыта. Это представление находит отражение в нашей речи. Когда мы говорим, что какой-то человек сидит у нас на шее, это означает, что мы несём за него ответственность. «Устал так, что не чувствую ног» – говорит человек, нуждающийся в заземлении.
Телесно-ориентированные терапевты всегда обращают внимание на слова и представления человека о своём теле, чтобы оценить, и организовать его опыт.

Когда мы находимся под влиянием другого человека, все наше существо перестраивается. Наша позиция, позиция и жесты видоизменяются, чтобы соответствовать представлению значимого человека. Ребёнок учится проявлять свои эмоции такими способами, которые соответствуют эмоциональному климату его семьи. Поэтому в нашем теле фиксируются все символы, истории и архетипы нашего детства, и мы продолжаем использовать их, даже будучи взрослыми. Упражнения телесно-ориентированной терапии позволяют снять эти навязанные паттерны, позволяя человеку получать непосредственный опыт собственной энергии и движения.

Поток энергии и социум

Поток энергии определяет все наши активные действия. Когда кто-то хвалит нас, кровь приливает к щекам и делает их горячими. Когда мы боимся, то чувствуем пустоту в желудке. Если нас критикуют, то это отражается спазмами в районе груди. Вся эта энергия затем проявляется в виде поведения, например, выражаясь в виде эмоций. Одним из важных понятий телесно-ориентированной терапии является то, что наша энергия не может быть плохой. Большинство патологий организма возникает как наказание за неспособность или невозможность выражения энергии. Сколько проблем возникает вследствие того, что нам говорят, что мы ведём себя слишком возбужденно, слишком громко, слишком сексуально, слишком активно?

Вильгельм Райх называл современное общество основной подавляющей силой, которая лежит в основе всех болезней. Современные телесно-ориентированные психологи считают, что неумение контролировать свою энергию потенциально опасно для общества. Поэтому телесные упражнения и практики направлены не только на то, чтобы вернуть человеку ощущение пульсации энергии, но и её отслеживание, а также проверку сенсорной осведомленности. Хотя ранние практики, как правило, использовали взрывные и интенсивные упражнения (например, удары ногами и руками, крики и стоны), сейчас рассматриваются другие, более социальные, варианты для освобождения старых зажимов и запретов, например ограничение или уменьшение движений, речи и других проявлений. Многие психотерапевты теперь предпочитают использовать такие упражнения, которые позволяют человеку более точно осознавать свой внутренний опыт.

Однажды, когда я только начинала пробовать свои силы в психотерапии, ко мне на занятие пришли подростки. «Здравствуйте, – сказали они, – мы на аэробику к психиатру». Забавно, но именно так молодые люди восприняли программу, основанную на использовании методов телесно-ориентированной психотерапии. С тех пор мы с коллегами в шутку называем свои занятия психиатрической аэробикой.

А между тем телесно-ориентированная психотерапия – одно из наиболее эффективных направлений в современной психотерапии. Своими истоками она восходит к позднему психоанализу, а ее родоначальником стал ученик Зигмунда Фрейда Вильгельм Райх. Для Райха работа с телом стала одним из способов вернуть своим пациентам душевное равновесие и комфорт. Он ввел понятие защитной «брони», или «панциря», характера – совокупности защитных механизмов, которые блокируют переживание той или иной эмоции. «Броня» формируется по мере взросления, когда мы учимся вести себя в соответствии с требованиями общества.

В результате нам приходится подавлять свои первичные – инстинктивные – порывы. Однако их энергия никуда не девается – мы просто загоняем её внутрь себя, уплотняя свой панцирь. В дальнейшем с помощью брони мы как бы гасим тревогу, связанную с внешними и внутренними проявлениями, которые вызывают страх. Броня характера позволяет нам оставаться в социальноприемлемых рамках, но при этом мы часто перестаем чувствовать контакт со своим внутренним «я», всё беднее проявляем свои эмоции, что, в конечном итоге, лишает нас возможности получать удовольствие от жизни и работы. В результате исследований Райх пришел к заключению, что панцирь имеет не только психологическую, но и физиологическую основу. Другими словами, он существует не только на уровне психики, но и на уровне тела, где проявляется в постоянном мышечном напряжении – зажимах. Наша физическая оболочка – это надежное хранилище самых разнообразных и часто противоречивых переживаний. Тело, так же как и мозг, хранит в себе опыт, который мы получаем в течение жизни.

Взять для сравнения тело ребенка и тело взрослого. Ребенок расслаблен, его движения непосредственны и естественны. Взрослый же более напряжен, плюс ко всему у него уже готов целый набор выработанных движений-привычек: походка, поза, жестикуляция… Они-то и задаются мышечным панцирем, с годами становящимся все жестче и жестче.

Связь тела и души неразрывна. Так, пребывая в хорошем настроении, мы или расслаблены, или находимся в состоянии приятной активности – нам хорошо и душевно, и физически. При плохом настроении мы обычно напряжены, что особенно заметно по лицу. Отсюда дискомфорт и физический, и психологический. И наоборот – если мы плохо себя чувствуем, то и на душе покоя нет; если же с телом всё в порядке, душа спокойна. Таким образом, повлияв на тело, можно по­влиять и на душу.

Райх выделил семь телесных уровней (поясов), на которых формируется мышечный панцирь: уровень глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Метод Райха, получивший название характероаналитической вегетотерапии, предполагает постепенную проработку всех уровней сверху вниз; считается, что каждый следующий (тот, что ниже) сдерживает более глубокие и значимые незавершенные эмоциональные переживания. Проработка с помощью особых манипуляций (сам Райх использовал массаж) и специальных упражнений дает возможность заново пережить недопережитый опыт, навсегда избавиться от связанного с ним эмо­цио­наль­но­го негатива и восстановить свободное течение энергии в теле. Вообще, Райх был неутомимым исследователем, для него не существовало формальных запретов и рамок.

Долгое время проработав в Австрии, в 1939 году он получил приглашение от Американского психосоматического движения. К тому моменту Райх создал свою лабораторию «оргонной энергии» (этим термином он определял универсальную энергию, которая движет объектами во вселенной и одновременно является биоэнергией живых существ). По словам самого Райха, ему удалось сконструировать так называемый оргонный аккумулятор – устрой­ство, генерирующее оргонную энергию. Исследования показали, что больные, пользовавшиеся аккумуляторами, волшебным образом излечивались от своих – порой серьезных – недугов. Но, несмотря на успешность практики, деятельность Райха оказалась под запретом. Из-за нарушения судебного постановления, запрещающего производство оргонных аккумуляторов, Райх был осужден. Он умер от сердечного приступа в федеральной тюрьме США.

Биоэнергетика А. Лоуэна

Эстафету развития телесно-ориентированной психотерапии перенял американский психотерапевт Александр Лоуэн, создавший биоэнергетическую концепцию. В биоэнергетике Лоуэна, в отличие от вегетотерапии Райха, работа строится не на проработке одного за другим поясов мышечного панциря, а варьируется в зависимости от информации, которую терапевт получает, исследуя физическое и психическое состояние клиента.

Классическая сессия Лоуэна начиналась с дыхательных упражнений, выполнявшихся в положении стоя или сидя, откинувшись на спинку стула. Он также активно прибегал к методу напряженных поз, при которых происходил активный выброс адреналина и возникало мышечное напряжение. Мышечное напряжение влияет на подвижность, поэтому в напряженном состоянии можно обнаружить, какие участки тела скованы, а какие свободны. Основная напряженная поза, которую использовал Лоуэн, это арка (дуга), прогиб назад в положении стоя. Если при выполнении позы можно провести воображаемую перпендикулярную линию от точки между лопатками до точки между стопами, то энергия в теле перемещается свободно. Если же тело жесткое или, наоборот, слишком гибкое, то добиться правильного положения в арке практически невозможно. Эта поза помогает обнаружить заблокированные зоны в теле, в которых происходит накопление энергии. А вот высвободить ее позволяет массаж этих областей или надавливание на них.

В своей книге «Язык тела» Лоуэн приводит следующий пример. Как-то к нему на сеанс пришла молодая женщина, мать двоих детей. Она была хорошей хозяйкой, но жаловалась на раздражительность и на то, что отношения с мужем не приносят радости. Выразиться конкретнее она не могла, но чувствовала, что терапия может ей помочь. Вот как Лоуэн описывает ее внеш­ность: «Она была невысока ростом, с изящной фигурой, но слишком большой для ее комплекции головой и крупным выразительным лицом. Живые глаза, прямой небольшой нос, немного неправильной формы рот и тяжелая нижняя челюсть. Коротковатая шея соединяла голову с хрупким телом, вполне пропорциональным, если не считать слишком узких плеч. У нее была кукольная внешность. Плечи были не только узкими, но и напряженно выдвинутыми вперед, так что при ходьбе казалось, будто руки болтаются на искусственных шарнирах. Такое же впечатление оставляли и ноги».

Оказалось, что женщина была единственным ребенком в семье. Мать хотела, чтобы девочка всегда и всем нравилась, и внушала дочери, что, если та не будет милой, нежной и ласковой, ее никто не полюбит. В результате девочка превратилась в куколку с ангельской внешностью и покладистым характером. Она всячески подавляла гнев и раздражение. Все это, как диагностировал Лоуэн, привело к тому, что грудная клетка, спина и таз стали жесткими, а сжатые челюсти, по его мнению, свидетельствовали о намерении женщины всегда во что бы то ни стало оставаться пай-девочкой.

Анализ также показал, что, выполняя свои повседневные дела (с ними она, кстати, прекрасно справлялась), пациентка направляла всю свою энергию на то, чтобы сделать всё правильно и нигде не ошибиться. На первом же сеансе Лоуэну удалось заставить ее расслабить челюсти. Как только это произошло, женщина разрыдалась: обида и напряжение, сдерживаемые крепко стиснутыми зубами, вырвались наружу. Затем с помощью специальных упражнений он помог ей освободить и подавляемый годами гнев. «С каждым сеансом кукла оживала, – пишет Лоуэн, – соответственно менялась и наружность пациентки. Руки и ноги окрепли, плечи расширились и распрямились, в лице появились черты зрелой женственности. Жалобы, с которыми женщина приходила ко мне, прекратились».

Плачь, плачь, танцуй, танцуй

Танцевально-двигательная терапия – это исследование своего тела и «я», а также своих стереотипов и взаимоотношений с окружающими через танец и движение. Развитие этого направления связывают с такими танцовщиками, как Фредерик Мэтиас Александер, Рудольф фон Лабан, Айседора Дункан, Мэри Вигман и др. Главным для них было выражение неповторимой индивидуальности танцующего, непосредственная эмоциональная жизнь человеческой личности. На тренингах по танцетерапии большое внимание уделяется характеру движений. Дело в том, что в движении, как и во всем остальном, есть что-то, чего мы не можем принять. Так, достаточно часто женщины подсознательно считают для себя неприемлемыми «мужские» – резкие и сильные движения, а мужчины – «женские» – плавные и медленные. Вместе с тем источник нашей силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти. Преодолев этот страх и приняв то, что раньше казалось чуждым, мы освобождаемся от ограничений и стереотипности поведения. А это, в свою очередь, дает нам более мощный ресурс для преодоления жизненных трудностей.

Танцетерапия – это не выполнение формальных танцевальных па, а естественный, спонтанный поток движений. Она идеально подходит тем, кто по каким-то причинам не в состоянии выразить свои эмоции иначе. Более того, считается, что самопроизвольный танец стимулирует энергетические каналы, а потому высвобождает заблокированную энергию и способствует ее равномерному течению по всему организму. Самое главное – чувствовать себя в танце свободно и раскрепощенно, так, чтобы ощутить релаксацию в движении. В этом случае танец будет воздействовать не только на мышцы, но и на сознание, полностью преображая эмоциональную и духовную сферы танцующего.

Все ровно

Еще одно направление в телесно-ориентированной психотерапии – это рольфинг, или структурная ин­те­гра­ция. Оно носит имя своей основоположницы Иды Рольф, биохимика и физиолога. Рольф считала, что телу необходимо вернуть ровность и симметрию. Основные методы структурной интеграции – массаж и растягивание. По мнению Рольф, расслабление соединительной ткани больше, чем что-либо другое, выталкивает на поверхность воспоминания раннего травмирующего опыта, пережить который очень важно. При этом можно его вербализировать, но нельзя зацикливаться на его анализе. В результате человек возвращает себе утраченное душевное спокойствие.

Найти и обезвредить

Итак, телесно-ориентированная психотерапия задействует множество методов и техник, но общим в них является работа с телом. Ее можно назвать гомеопатическим методом работы с психологическими проблемами через активное взаимодействие тела с внешней средой, к которой относятся как психотерапевт, так и подручные средства психотерапии. Когда через ощущения в теле мы понимаем, что происходит с нашей психикой, осознание становится более конкретным, материальным, что позволяет быстрее обнаружить проблему и справиться с ней.

Изначально психология тела возникла в русле психоанализа в 30-х годах прошлого века. Ее основатель, Вильгельм Райх, был одним из учеников Фрейда. Он заметил, что пациенты во время сеанса определенные эмоции сопровождают конкретными телесными проявлениями. Например, если клиент хочет сдержать чувства, то он может начать прикасаться к своей шее, как бы пережимая горло и заталкивая эмоции обратно вовнутрь.

Эти наблюдения позволили психологии связать телесное и психическое. На стыке двух областей и возникла телесно-ориентированная психотерапия.

На данный момент направление далеко ушло от психоанализа и представляет собой самостоятельное течение в психологии со своей теоретической базой и практическими наработками.

Особенность телесно-ориентированной психотерапии в целостном подходе к человеку – личность рассматривается как единое целое. Личность – это тело, разум и душа.

Мы привыкли воспринимать себя благодаря телу. Так ребенок в процессе своего развития в первую очередь начинает осознавать себя за счет тела, которое позже становится частью личности и хранилищем эмоций, чувств, ощущений, переживаний. Поэтому тело рассказывает о проблемах и характере человека намного быстрее и больше, чем делает это он сам. Например, физически зажатый и скованный человек будет внутри себя таким же замкнутым и несвободным.

Кроме того, тело помнит все наши переживания, отзываясь на них зажимами, блоками, напряжением.

Мы словно обретаем мышечный панцирь, который не позволяет энергии свободно циркулировать, ухудшая общее состояние и препятствуя качественной жизни. Но, воздействуя на физическую оболочку, реально помочь психологическому состоянию человека. Через тело можно работать с эмоциями, сферой отношений, самопринятием и многим другим.

Данный подход применяется для следующих целей:

  • снятие стресса, избавление от хронической усталости;
  • лечение неврозов, депрессий;
  • терапия психосоматических расстройств, избавление от комплексов и страхов.

Телесно-ориентированная психотерапия с помощью специальных упражнений, направленных на достижение определенной цели, аккуратно влияет на состояние человека. Она обходит многие барьеры и сопротивление клиента, которые могут возникнуть в тех направлениях психотерапии, где основной способ взаимодействия – речь.

Телесно-ориентированная психотерапия работает во многом быстрее и эффективнее «вербальных» техник.

Психология тела – это кратчайшая дорогая к истокам проблем, которая помимо решения психологических трудностей ведет к общему оздоровлению организма.

Данное направление обучения подойдет как специалистам – психологам, психотерапевтам, врачам – так и людям, желающим лучше понять свое тело и его реакции, научиться методам релаксации, гармонизации и самопомощи через простые и эффективные упражнения.

Телесная психология. Упражнения телесной терапии

Еще в древности человек начал искать источники силы и энергии, которые определяют его здоровье, успешность и самочувствие, способность достигать свои цели и находить выход из сложных ситуаций. Человек начинал искать способы управлять своей силой, своим состоянием, своей энергетикой. Это привело к появлению традиционных систем саморегуляции, таких как йога, даосская алхимия, тайцзи-цюань, шаманские практики. Изначально эти знания развивались в рамках своих культур и игнорировались европейской наукой, но уже с начала XX века европейцы в своих научных исканиях начинают все больше тянуться к ним. Как результат, появилась телесно-ориентированная психотерапия, опирающаяся как на классические психологические принципы, так и на древние практики управления телом и энергетикой.

Телесная психология позволяет отследить зажимы, которые скапливаются в теле, и упражнения телесной терапии изначально заточены на быстрое снятие телесных зажимов и блоков.

Истоки телесной психологии

Впрочем, научности ради начать мы должны с другого. Телесная психология возникла в начале ХХ века, в рамках, как ни парадоксально, психоанализа. Практически тут же от него отделившись и сформировав свое, диаметрально противоположное направление. Ученик Зигмунда Фрейда Вильгельм Райх заметил, что, лежа на кушетке во время сеанса психотерапии, клиент всегда сопровождает эмоции определенными телесными проявлениями. Потому тело пациента зачастую может рассказать значительно больше о его проблемах, чем слова. Тело запечатлевает все наши переживания и чувства, знаковые события и жизненный опыт. Тело может сказать даже то, о чем сознание пока не догадывается.

Сегодня телесно-ориентированная психотерапия является одним из основных направлений современной психологической практики. Это способ исцелять душу через работу с телом, работать с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Кстати, именно в рамках телесно-ориентированного подхода научный мир «вспомнил» про древние энаргетические практики и системы саморегуляции. Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле, все, что происходит в психике, влияет на энергетику. Здоровая энергетика определяет физическое здоровье, физическое здоровье создает условия для психического благополучия, которое, в свою очередь, обеспечивает здоровую энергетику.

В научный оборот понятие биоэнергетики ввел А. Лоуэн, основатель биоэнергетического анализа и один из классиков телесно-ориентированной терапии, показав, что управление энергетическим потенциалом активизирует внутренние ресурсы личности, что способствует самопознанию, самовыражению, самореализации. Это дало толчок развитию всевозможных энергетических школ и направлений, многие из которых вышли за рамки не только телесно-ориентированной терапии, но и вообще какой-либо научности.

Телесная психология: общие принципы

Постулат телесной психологии предельно прост: работая с сознанием, мы можем воздействовать на тело, а воздействуя на тело, работать с сознанием. Это перекликается с одним из базовых постулатов НЛП: сознание и тело – элементы одной системы. При чем же здесь бессознательное? – спросите вы. Элементарно – воздействие на сознание через тело осуществляется в обход самого сознания. То есть, ресурсами бессознательного.

Потому методы работы с проблемой в телесно-ориентированной терапии самой проблемы, как правило, практически не касаются. Работа идет с телесным проявлением данной проблемы. Например, при страхе или раздражительности происходит перенапряжение определенных групп мышц, что приводит к зажимам. Через расслабление этих зажимов происходит проработка вызвавшей их проблемы. Оставив в стороне вопросы выявления глубинных проблем и методов их решения как более подходящие для курсов подготовки практикующих специалистов-телесников, остановимся на том, как это может использовать простой человек в повседневной жизни.

Исходя из того, что любое неосознанное напряжение – проявление какой-либо проблемы или душевного дисбаланса, возьмем на вооружение простую установку: чем более тело расслаблено, тем в более гармоничном состоянии находится человек, и тем больше ресурсов ему доступно для решения повседневных задач. И тем здоровее становится организм за счет проработки психосоматических причин заболеваний. Из этого следует, что расслаблять нужно все, что можно расслабить.

Кто-то возразит: но ведь напряжение мышц обеспечивает определенную защищенность и связано с безопасностью! И это будет одним из очень распространенных заблуждений. Напряжение мышц может создавать только чувство… даже не безопасности, а некой готовности к опасности. То есть – напряжение в ожидании угрозы. Как известно, длительное нахождение в напряженном состоянии неизбежно ведет к стрессам и нарушениям работы нервной системы, а также «перегоранию» организма. Тот ли это результат, которого мы ожидали? Напротив, расслабленная мышца всегда быстрей напряженной, потому во многих системах рукопашного боя учатся не столько напрягать, сколько правильно расслаблять мышцы. Это же, кстати, способствует увеличению двигательного диапазона, оптимизации расходов сил и энергии и минимализации телесных повреждений. Простой пример: что больше пострадает от удара топором – деревянная доска или ткань, подброшенная в воздух? И главное – расслабленное тело свидетельствует о том, что человек может себе позволить быть расслабленным (а значит – уверен в своих силах), что обеспечивает глубинное чувство защищенности.

Кто-то скажет, что он итак всегда расслаблен. Это также распространенное заблуждение – в человеческом теле всегда хватает зажимов, и тотальное расслабление можно приравнивать к тотальному просветлению. Совершенно естественно, что в «нормальном» состоянии человек не воспринимает своего напряжения и, зачастую, не представляет, как может быть по-другому. Более того, существует такое понятие, как «социальное тело» – совокупность телесных зажимов, которые мы должны «одевать», находясь в социуме, которые формируют нашу адекватность, управляемость и соответствие ролевым стереотипам в тех или иных ситуациях. Потому расслабление – это искусство, осваивают которое постепенно. И чем больше осваивают, тем больше зажимов в себе замечают.

Что способствует расслаблению? Простейшие медитативные техники, способствующие торможению психики, что влечет общее расслабление организма. Способствует, как это ни банально, общее умиротворение, бесконфликтное поведение, доброжелательность, умение сохранять позитивный эмоциональный настрой. Кстати, все эти навыки прекрасно тренируются и развиваются. Эффективны такие народные методы релаксации, как массаж и баня, особенно в комплексе с оптимальным психологическим настроем. Большое значение имеет телесный контакт с другим человеком, на чем строятся многие упражнения телесной терапии. И самое главное – необходимо чувствовать свое тело и отслеживать изменения, которые в нем происходят.

Упражнения телесной терапии

Активная мышечная релаксация

Идея очень проста: чтобы максимально расслабить мышцу, нужно максимально ее напрячь. А чтобы равномерно расслабить все тело, нужно дать для него равномерную нагрузку. Для этого мы последовательно напрягаем все части тела: лицо, шею, плечи, руки, пресс, бедра, голени и стопы. Для каждой части тела мы стараемся создать максимальное напряжение и удерживать его 10-20 секунд, а затем фиксируем внимание на расслаблении.

Сбрасывание зажимов

Для начала – обратите внимание на те процессы, которые происходят в теле. На те очаги напряжения, которые в нем есть. И… постарайтесь найти ту позу, которое будет наиболее комфортно. Для этого достаточно прислушаться к своему телу: какое положение оно хотело бы принять? И затем можно позволить себе расслабиться. Еще глубже. И, охватывая все тело внутренним взором, можно заметить, как очаги напряжения постепенно таят, а внутреннее пространство становится все более расслабленным и лекгим.

Образное дыхание

Эта практика позволяет совместить эффект медитативного транса и направленную работу с телом. Для начала закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании. Вы заметите, как можно почувствовать легкую прохладу на вдохе и легкое тепло на выдохе. И пусть в мире не будет ничего кроме вдохов и выдохов. Затем можно представить, что вы дышите через середину груди, продолжая ощущать прохладу вдоха и тепло выдоха. Затем дышим через солнечное сплетение, низ живота, ладони и стопы (можно добавить макушку, но осторожно – не увлекайтесь), а затем – через поверхность всего тела. Для каждой части тела делаем 10-15 вдохов и выдохов.

Развитие телесной осознанности

  • В течение 5 минут, без перерыва, проговаривайте (вслух!) все, что происходит в вашем теле.
  • Позвольте себе в течение нескольких минут не иметь никаких целей . Позвольте телу делать все, что оно действительно хочет делать, и позвольте ему делать это. Просто будьте наблюдателем и разрешите телу найти тот способ самопроявления, который актуален здесь и сейчас .
  • И затем, оставаясь в этом состоянии, позвольте телу найти ту позу, в которой ему будет по-настоящему комфортно в данный момент времени.
  • И, оставаясь в этой позе, пройдите внутренним взором все тело: обратите внимание, в каком тонусе находится каждая часть тела, что происходит в вашем внутреннем пространстве. Отследите зажимы, которые есть в вашем теле, и позвольте им расслабиться.

Алексей Недозрелов