Очищение сердца православие. Очищение сердечной мышцы

"По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтоб из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам, и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их"

(Деян.15:7-9).

Тема моих сегодняшних размышлений: очищение. Поэтому из вышеприведенного места Священного Писания обратим особое внимание на выражение: "верою очистив сердца их".

Дорогие друзья, предлагаемая вам тема рассчитана, в первую очередь, на вновь обращенного к Богу, верующего читателя. Хотя, думаю, что она может оказать помощь и многим христианам, уже давно познавшим Господа, но все еще не имеющим достаточно света в этом важном вопросе духовного возрастания.

Должен сказать, что спустя определенное время после моего обращения к Богу, живя в Киргизии, я заинтересовался вопросом очищения. Я немного слышал об этом от старших братьев, но все же не имел на этот счет определенной ясности. Вопрос этот меня волновал, и я искал ответа. И вот однажды один христианин дал мне почитать книгу индийского автора - Давида - "Освященная жизнь". Эта старая книга на немецком языке, в которой не хватало несколько страниц, и которая была напечатана готическим шрифтом, была настолько просто и интересно написана, что произвела на меня очень сильное впечатление. Наконец-то я получил ответ на так тревоживший вопрос об очищении!

К сожалению, книгу пришлось вернуть, а в Германии я эту книгу так еще не встретил. Но вдохновленный этой книгой, я лучше стал понимать, что Библия говорит об очищении, и как я сам могу жить жизнью очищения и освящения. Я понял, что могу сам, в любое время очищаться перед Богом в крови Его Сына Иисуса Христа, осознавая и исповедуя свой грех. Будь это грех, совершенный по причине того, что не бодрствовал и, так сказать, "прилипший" ко мне во время следования за Христом в этом греховном мире, или же грех прошлого, всплывший в моей памяти. И для этого вовсе не нужно, как верующему, выходить на всеобщем собрании в церкви вперед, преклонять колени и в присутствии сотен людей исповедоваться перед Богом.

Иисус обращается к утомленным под тяжестью грехов: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мат.11:28). "И познаете истину, и истина сделает вас свободными",- учил Он (Иоан.8:32).

Когда грешник обращается к Иисусу Христу, то Он прощает ему все без исключения грехи. Написано: "Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши" (Мих.7:19б). "Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши" (Пс.102:12). "Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха" (1Иоан.1:7). Но тем не менее обратившийся к Богу человек нуждается в очищении. И, я бы сказал, в ежедневном очищении. Он нуждается в очищении от грехов прошлого и от грехов, "прилипающих" к нему ежедневно.

Дело в том, что, когда человек обращается к Богу в покаянии и просит прощения грехов, то Бог во Христе прощает его. Нормальным следствием обращения является исповедание грехов не только в присутствии душепопечителя (пресвитера, проповедника или кого-либо из верующих), но также и перед теми, против кого или с кем был совершен грех! Но так как это, в зависимости от совершенных грехов, порою очень тяжело, то Святой Дух не обнажает в памяти человека всех его грехов сразу, так как это могло бы привести вновь обращенного в отчаяние! Да и не всегда есть возможность осознать и наладить добрые отношения из-за географических расстояний или других причин. И бывает, что проходят годы, христианин крепнет в вере и Бог вскрывает в его памяти грех прошлого, сводит его с людьми и дает необходимую силу для беседы о совершенном грехе. И я не сомневаюсь в том, что Бог за это время подготовил обе стороны к этой встрече.

Очищение содействует духовному росту, духовной свободе и радости во Христе. Очищение также необходимо для успешного служения Господу. Когда братья или сестры призываются Богом на определенное служение, то они сознают: нам нужно очищение. Даже в ходе определенного служения может возникнуть потребность в очищении, потому что Господь привлекает Свое дитя во все большую близость к Себе. Господь желает, чтобы мы могли беспрепятственно трудиться для Него. И это возможно только тогда, когда мы живем жизнью очищения. Но как же происходит очищение? В очищении как бы участвуют трое: Святой Дух, Слово Божие и Кровь Иисуса Христа.

Дух Святой приводит человека к зеркалу души - Слову Божиему, и побуждает, увещевает: читай Библию. Дух Святой влагает в сердце уже обращенного к Богу человека потребность читать Священное Писание. Он побуждает нас приходить на собрания, чтобы как можно чаще находиться под звуками Слова Божия. Другими словами: Дух Святой ведет нас к свету. И Библия учит, что верующие должны жить во свете. Может, на первый взгляд это похоже на противоречие: жить во свете и в то же время очищаться?

Я долгое время не мог понять, почему в этом стихе два таких глубоких смысла: 1. "Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом..." и 2. "Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха". Со временем я стал понимать слова Апостола Иоанна так:

Во-первых , ходя во свете Священного Писания, мы имеем общение друг с другом. Поясню это одним примером:

Однажды в вечернее время на улице два человека шли навстречу друг другу. Они шли в темноте, но между ними находился уличный фонарь, освещавший местность на небольшом расстоянии вокруг себя. Находясь на таком расстоянии друг от друга, что они были неузнаваемы, каждый немного страшился незнакомца. Но вот, по мере приближения к фонарю, оба почувствовали какое-то облегчение, потому что им виделось что-то знакомое друг в друге. Когда же они встретились во свете, то узнали друг друга и обрадовались: оказалось, что они были братьями во Христе. Они узнали друг друга во свете!

Вот так оно и в христианской жизни. Дети Божьи, ходящие во свете, узнают друг друга, рады друг другу и имеют общение друг с другом! Поэтому Слово Божие сегодня напоминает нам и поучает нас: 1. "Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом...". Понятно, что если мы дети Божьи, то прощены Богом раз и навсегда, и также оправданы Им.

Во-вторых , что касается нашего очищения при хождении во свете, то это значит, что, любя Библию, мы все более приближаемся к Богу, то есть ко Свету, и, находясь в Его свете, мы обнаруживаем, каковы мы на самом деле. По мере приближения к свету у нас все снова появляется потребность в очищении, и тогда происходит то, о чем написано во 2-й половине стиха: "...Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха". В процессе христианской жизни мы все снова убеждаемся, что в нас еще есть что-то, что нас печалит, что не славит Бога и от чего нужно освободиться. Это вызвано тем, что в нас присутствуют две натуры: старая и новая. Хотя старая, носящая имя "плоть", и не имеет больше над нами власти, но она дает знать о себе и может доставить нам много бед, если мы не бодрствуем.

Поэтому Иисус и сказал: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна" (Мат.26:41). А в другом месте написано: "Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира" (1Иоан.2:1-2).

Итак, для очищения нам нужен свет. И оно возможно лишь по мере приобретения света для души от Господа. Написано: "Слово Твое - светильник ноге моей и свет стезе моей" (Пс.118:105). "Стезя праведных - как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня" (Пр.4:18).

Поясним это следующим. Домохозяйка приступает к уборке дома, как правило, при хорошем свете. Иногда при электрическом, но чаще при дневном. И чем больше у нее света, тем лучше она видит пыль, осевшую на мебель, подоконники и различные предметы, которую затем стирает. И если в комнату еще заглянет солнце, она видит в его лучах даже пыль, висящую в воздухе.

Так оно и в духовной жизни. Чем больше у нас света, тем лучше мы познаем себя, свое сердце и тем больше мы любим очищение.

От света зависит и наше хождение перед Богом и людьми. Если на моих духовных часах только 7 утра, как к примеру в то время года, когда в 7 еще только рассветает, то я и хожу неуверенно и осторожно по мало освещенным улицам жизни. Если восемь или девять, то уже увереннее.

Иисус сказал: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Иоан.8:12). И по мере познания Иисуса Христа, наша духовная поступь становится все увереннее и тверже.

Итак , Дух Божий приводит нас к зеркалу Слова Божия, где мы можем увидеть, каковы мы перед Богом. И, если заметили, что сердце нечисто, что где-то успели его запачкать, или же Божий свет вскрыл грех прошлого, то мы можем прийти к Иисусу, исповедать грех, попросить прощения и Он омоет наше сердце в Своей крови.

Возьмем, к примеру, место Священного Писания, где написано: "Не пренебрегай матери твоей, когда она и состареет" (Пр.23:22).

Однажды, еще в Киргизии, в ходе какого-то разговора у меня немного натянулись отношения с матерью. Возникла, если так выразиться, будничная конфликтная ситуация. Правда, эта ситуация была настолько проста, что была разрешима тем, что кому-то нужно было первому заговорить и осознать неправоту. Но я тогда считал, что прав. Да, на этот раз я прав, решил я, и мать это должна понять из того, что я первым не заговорю, первым не примирюсь.

Мы находились на светлой веранде, и мама сидела за прялкой. Я отвернулся от нее, собираясь уйти в другую комнату, но затем опять обернулся и посмотрел на нее. Мой взгляд упал на ее натруженные руки.

На какое-то мгновение я замер... У меня пошли слезы. Все мысли о том, что, возможно, я на этот раз прав, у меня прошли. Я подошел к матери и сказал: "Мама, прости меня".

Естественно, мать меня простила. Я все-таки был по отношению к ней дерзок и это слово осудило меня. Я вспомнил, что в Библии написано: "Не пренебрегай матери твоей, когда она и состареет" (Пр.23:22).

Можно привести много других мест Священного Писания, которые мы познали и которые стали для нас светом.

Может некоторые из моих читателей имеют уже достаточный духовный опыт и хорошо помнят, когда, независимо от исполняемого служения или возраста, при чтении или воспоминании одного или другого стиха из Библии, это слово вдруг становилось живым, касалось сердца, наполняя его Божьим присутствием, Его светом, просветлявшим мысли и совесть. И Дух Божий так нежно касался вашего сердца, что у вас не было никакого сомнения в том, что это говорит Господь. Если в таком случае это слово вскрывало пороки, то вы умилялись, возможно плакали и просили прощения у Иисуса, и Он вновь очищал ваше сердце Своей святой кровью, даруя прощение и мир.

А если Бог посещает нас таким образом, то это является свидетельством того, что Он любит нас и заботится о том, чтобы мы очищались и освящались, чтобы больше принесли плода. Вспомните, как говорит об этом Иисус: "Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь; всякую у Меня ветвь, не приносящую плода. Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам" (Иоан.15:1-3). Чтение и слышание Слова Божия также очищает нас, преображая и освящая мысли и желания.

Очищение и освящение - это две ноги, посредством которых мы уверенно стоим на победном основании Голгофы и беспрепятственно идем по христианской жизни. Если очищение означает освобождение от греха путем его исповедания перед Богом и его прощения, то освящение означает посвящение очищенных Кровию Христа Богу. Очищение предшествует освящению. Написано: "Ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой. Нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие" (Пс.5:5-6).

Давайте обратимся еще к одному месту Писания: "Не судите по наружности, но судите судом праведным" (Иоан.7:24). Что значит суждение по наружности? Думаю, что это означает, что я по внешности делаю определение о каком-нибудь человеке, недостаточно зная его.

Было время в моей христианской жизни в Киргизии, когда я, глядя на одного брата, певшего в церковном хоре, соблазнялся, на мой взгляд его, чрезмерно длинными бакенбардами. У меня складывалось по отношению к нему неоправданное, посягающее на его достоинство ошибочное мнение. Это я понял немного спустя, но не в то время, когда впервые встретил его. Прошло время, и я был вызван по телеграмме в Оренбургскую область.

Там я попал в трудные обстоятельства.

Об этом узнали в родной церкви, и братья решили отправить в Оренбургскую область брата-пенсионера, мол, может ему удастся встретиться со мной и узнать, что к чему.

И братья решили, что для того, чтобы срочно прибыть в Оренбургскую область лучше лететь самолетом, но не из Фрунзе, а из Алма-Аты. Значит, нужно срочно доставить старца-христианина из Киргизии в Казахстан, в аэропорт Алма-Аты. Но кто его отвезет? Понятно, что его отвезет, несмотря на усталость и большую дорогу, человек с бескорыстной и доброй душой. И этим человеком оказался брат с бакенбардами, о котором я судил по наружности.

Таким образом посланник церкви быстро прибыл в район моего местонахождения и нам довелось встретиться.

Позже мы вместе с ним вернулись поездом в Киргизию.

Придя в родную церковь, я первым делом подошел к брату с бакенбардами и попросил у него прощения за то, что судил о нем по наружности, и его бакенбарды мне отнюдь не помешали узнать в нем доброго и самоотверженного человека.

Хорошая христианская книга или печатная проповедь также могут внести небесный свет в наше сердце и оказать нам большую помощь в вопросе очищения и посвящения себя Богу. Своей свежей струёй благодати они таким образом могут не только помочь нам в разрешении какой-либо проблемы или ободрить, но даже направить нашу жизнь в совершенно новое русло на пути богопознания и служения Ему.

Я бы сравнил их действие еще и с работой стрелочника железнодорожных путей, когда по движению руки поезд направляется на другие рельсы и взгляду пассажира открываются новые перспективы, он знакомится с новыми людьми, а с кем-то расстается. Поезд везет его через новые поселки и города, доставляя до желаемой станции.

Так на меня в свое время очень благотворно повлияла книга Джона Буньяна "Духовная война". В данном случае имею в виду эпизод, где войско Эммануила освобождает город под названием Душа от хитростью завладевшего им Диаволоса и его войска. Жители города, имеются в виду волевые и интеллектуальные силы, тоже участвовали в борьбе по избавлению от поработившего их Диаволоса. И вот, терпя поражение, Диаволос начинает переговоры с жителями города, как-то: князем Свободная воля, князем Совесть и так далее, напоминая о том, что был всегда так добр к ним и прося оставить им что-то на память о себе. Мол, я готов покинуть Душу, но позвольте мне оставить в ней что-нибудь, что напоминало бы вам о нашей дружбе!

Но из советов Эммануила жители Души поняли, что нельзя оставлять в городе ничего, что напоминало бы им о дружбе с Диаволосом.

Тут я насторожился: а что еще осталось в моей жизни из того, что напоминает о дружбе со грехом. Проверив фотографии и памятные вещи, я нашел несколько фотографий и ювелирных изделий, сохранившихся со времени оккупации моей души Диаволосом и которые могли возбудить во мне греховные воспоминания и чувства, и безжалостно уничтожил их, невзирая на то, что одна вещь была ювелирной ценностью. Раскаленная печь поглотила и ее. Это принесло мне радость.

Да, когда мы видим в зеркале Божьего света свое сердце, тогда мы каемся и "Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха".

Одна девушка, обратившись к Иисусу, рассказала мне, что в первую очередь выкинула в мусор все кассеты с мирской музыкой.

Я тоже считал, что избавился от всего, напоминавшего мне о грехе, но оказалось, что через эту книгу Божий свет выявил во мне еще одно пятно, от которого смог очиститься. Библия говорит: "Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову. Тогда придите, и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как волну убелю" (Ис.1:16-18). Какое замечательное обетование Божие для того, кто кается и оставляет грех. Слово Божие учит, что "скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован" (Пр.28:13).

Чистое сердце мы приобретаем верою в день покаяния и верою оно очищается по мере познания Божьей истины.

Священное Писание предупреждает верующих в Иисуса не забывать об очищении от грехов прошлого.

Так, во Втором послании Петра написано: "Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью,- то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа; а в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2Пет.3:11).

Конечно, у Господа различные пути по очищению Своих детей: это и болезнь, и скорбь, и другие различные испытания.

Один проповедник выразился так: "Килограмм железа стоит всего пару пфеннигов, и если из него выковать подковы, то он будет стоить не намного дороже. Но если из него изготовить лезвия ножей, то можно рассчитывать на сумму в пару сотен марок, если же его переработать в часовые пружины, то ценность возрастет на многие тысячи. Но для этого железо все снова должно возвращаться в огонь и должно все снова и снова закаляться".

Так оно и в христианской жизни. Кто хочет стать чистым и сильным, тот все снова должен проходить через горящую печь испытаний, сохраняя при этом благодарность Господу; тогда очищается сердце и формируется прекрасный характер.

На пути очищения сердца в жизни христианина могут быть случаи, когда ему понадобится помощь кого-либо из братьев или сестер по вере. Написано: "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного" (Иак.5:16). Это означает, что в некоторых случаях у нас может возникнуть потребность в исповеди перед Богом в присутствии кого-либо из верующих.

Очень дорого, когда в таком случае между обеими сторонами (исповедующимся и слушающим исповедь) существует доверие. Тогда исполняется повеление Божие: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал.6:2).

Верующие, наблюдающие за своим сердцем и любящие его чистоту,- счастливые люди. Это подтверждают их чистые и открытые лица, в их речи нет лукавства. В общении они искренни и просты, и их жизнь и служение Богу всем понятны. В их жизни исполняется слово, сказанное Апостолом Павлом: "Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства" (1Фес.2:3).

Теперь порассуждаем о том, как же по мере очищения сохранять чистое сердце и внутренний мир?

"Представьте себе тихий пруд, на берегу которого стоит крепкое дерево. Вода в пруду настолько спокойна, что дерево величественно отражается в его зеркальной глади. Но вот подходит мальчик и бросает в воду камень, который вызывает круговые волны на гладкой поверхности пруда. Неподвижное и крепкое дерево, отражающееся в зеркале воды, начинает колебаться, словно потеряло свою корневую опору. Но когда вы поднимаете глаза, то видите, что дерево на берегу стоит так же прочно, поражая своим величием, как и раньше. Лишь его отражение пришло в движение от камня, брошенного мальчиком в зеркальную поверхность тихой воды".

Вот так оно и в жизни христианина. Пруд - это сердце человека. Его чистая и спокойная вода с зеркальной поверхностью - это Божий мир в сердце. Дерево на берегу - это Божьи обетования, записанные в Библии. Камень, брошенный в воду,- это раскаленная стрела лукавого (Еф.6:16).

Обратившись к Иисусу и получив прощение грехов, человек приобрел мир с Богом. Об этом мире, который теперь стал достоянием христианина. Библия говорит: "И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе" (Фил.4:7).

По мере очищения христианина этот мир становится все более глубоким и прочным, так что дерево Божьих обетовании отражается в зеркале его чистого и спокойного сердца. Но вот диавол, о котором написано: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1Пет.5:8), бросает в это сердце раскаленную стрелу искушений. И вот уже волны смущения нарушили его мир и покой. Если теперь христианин смотрит в свое собственное, взволнованное сердце, то ему кажется, что "дерево" Божьих обетовании "заколебалось", как бы потеряло свое величие и мощь. Когда же он поднимает свои глаза и устремляет их на страницы Священного Писания, то видит, что Божьи обетования так же непоколебимы и верны, как и раньше. Бог в Своем Слове сказал:

"Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь" (Ис.54:10). "Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?" (Чис.23:19).

Об этом в одном христианском гимне есть такие замечательные слова, они так вдохновенно и радостно поются:


Обетованья всегда пребудут,
Кровь Иисуса их подтверждает.
Хотя б погасла надежда в жизни,-
Что обещал Бог, то даст.

Припев:
Что обещал Бог, то Он исполнит,
Хотя бы в жизни погибло все,
Хотя бы звезды погасли в небе,
Обетованья все стоят.

И в час страданья, когда темнеет,
Слабеют силы, унынье в сердце,
Не дам сомненью смущать мне душу,-
Что обещал Бог, то даст.

Пусть искушенья кругом бушуют,
Но сила Крови дает победу.
И радостно я пою в надежде:
Что обещал Бог, то даст.

Когда воскреснут все дети Божьи
И Ангелы нас на небе встретят,
Мы там получим венцы победы,
Что обещал Бог, то даст.


Воистину, что обещал Бог, то даст! И в этом Его дети не должны сомневаться. Иисус сказал: "Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Мат.24:35).

Стэнли Джоунз в своей книге "Победная жизнь" пишет: "Когда я смотрю в себя, то прихожу в уныние, когда смотрю на других, то прихожу в разочарование, но когда смотрю на Иисуса Христа, то в сердце восстанавливается мир".

Только глядя на нашего Спасителя и Божьи обетования, написанные для нас на страницах Священного Писания, мы можем сохранить чистое сердце и жить победной жизнью.

Так и Давид сказал: "Очи мои всегда к Господу; ибо Он извлекает из сети ноги мои" (Пс.24:15).

Помоги и благослови вас, дорогие братья и сестры, Господь жить жизнью очищения, принося добрый плод по созиданию Его Царства, спасая погибших.

А если ты еще сам являешься погибшим, не имеешь мира с Богом, то не медли со своим спасением, ведь это самый важный вопрос в жизни. Я молюсь о том, чтобы по прочтению этой печатной проповеди Господь Иисус помог тебе преклонить колени и покаяться в своих грехах. Сделай это, и Он простит тебя и даст тебе радость спасения.

Покаяние и сокрушение сердца, молитва, воздержание, чтение Слова Божия, частое Причащение Святых Таин. Терпение скорбей. Внедрение в сердце добрых чувств и расположений. Внутренние делания: трезвение, самоиспытание и бодренность. Ревность о спасении.

Итак, христианин, ревнуя о спасении, все внимание должен обращать на очищение сердца и на напечатление в нем истинно христианских чувств и расположений – при помощи ряда духовных подвигов и упражнений и исполнения добрых дел, которые необходимо входят в состав спасительного пути.

«Для очищения сердца, – говорит протоиерей Иоанн Кронштадтский, – нужны великие труды и скорби; частые (покаянные) слезы, непрестанная внутренняя молитва; воздержание, чтение Слова Божия, писаний и житий святых угодников Божиих, но главное – частое покаяние и Причащение Пречистых Таин и ежедневное самоиспытание; размышление о том, сколь чистым сотворен человек в начале и как вошла в мир скверна греха; о подобии и образе Божием в нас и о нашей обязанности уподобляться Первообразу – Пречистому Богу; о искуплении нас бесценною кровию Сына Божия, о сыноположении нашем во Христе Иисусе, о заповеди нам быть святыми во всем житии (); размышление о смерти, о суде, о геенне огненной. Нужны великие скорби, потому что они врачуют болезнь греха, сжигают терние греха... Все святые перенесли великие скорби и труды для стяжания сердечной чистоты, и никто не был увенчан без скорбей: одни претерпели многоразличные мучения от гонителей, другие самопроизвольно томили и удручали себя постом, бдением, телесными трудами, непрестанно бодрствовали в молитве и благоуханием ее отражали всякое скверное приражение греха, часто причащались Святых Таин, как самого могущественного средства к очищению, освящению и обновлению души и тела; непрестанно поучались в Слове Божием, занимались богомыслием. Иные из святых были проповедниками слезного покаяния, например, преподобный Ефрем Сирин. Искренние глубокие слезы особенно нужны нам, ибо они очищают скверны сердца и весьма много способствуют его спокойствию и блаженству, ибо вместе с ними вытекает, так сказать, грех из душ наших; после них настает тишина и спокойствие совести и какое-то духовное благоухание и радость: человек умными очами зрит в себе Бога, очищающего все его беззакония и несказанно милующего его» .

Все святые своей жизнью и своим учением призывают нас к труду содержать свое сердце чистым посредством добронравия и благих расположений, хранения совести и всегдашнего исповедания сокровенных помыслов сердца. Если мы будем исповедовать их часто, а лучше каждый день, с сокрушением и сердечным болезнованием, припоминая все (греховное) и осуждая себя за все, делом ли сделали что худое, или умом помыслили недоброе, или слово сказали нехорошее, то чрез это стяжаем покаянное и сокрушенное сердце, сердце же такое извлечет слезы из глубины души, а слезы очистят душу и изгладят все его прегрешения. «Когда же изгладятся все грехи слезами, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов , – тогда придет в душу воздействие Святого Духа и еще паче начнет напоять ее сладостью слез умиления, коими будет она мысленно питаться, крепнуть более и более, умножать плоды Духа, обильно принося их в должное время и заготовляя в них пищу себе на вечную и нескончаемую жизнь» .

Такой плач ублажает Господь в заповедях блаженств. Святые Отцы такой плач называют радостотворным, ибо он рождает утешение и духовную радость», которые суть залоги Царства Небесного. «Чудо неизъяснимое, – восклицает преподобный Симеон Новый Богослов . – Текут вещественные слезы из очей вещественных и омывают душу невещественную от скверн греховных; падают на землю, но низвергают демонов и освобождают душу от невидимых уз греха. О, слезы! вы, источаясь от действия Божественного просвещения, отверзаете самое небо и низводите Божественное утешение... Где слезы с истинным ведением, там и осияние Божественного света, а где осияние сего света, там и дарование всех благ, там внутри сердца отпечатлена и печать Святого Духа, от которого произрождаются и все плоды жизни. От слез плодоприносится Христу кротость, мир, милостивость, сердоболие, доброта, благостыня, вера, воздержание. От слез происходит то, что иной любит врагов своих и умоляет о них Бога, радуется в искушениях и хвалится скорбями, смотрит на грехи других, как на свои собственные, и плачет о них и с готовностью предает жизнь свою на смерть за братий своих» .

Другим важнейшим и испытанным средством к стяжанию чистоты сердца от греховных помыслов и нечистых пожеланий является частое и усердное призывание святейшего и сладчайшего имени Господа нашего Иисуса Христа. Господь Спаситель есть источник святости и чистоты. Вместе с усерднейшей и частой молитвой очищению сердца служат воздержание и пост .

Очищение сердца от страстей составляет только часть подвига стяжания чистоты; другую важнейшую часть составляет стяжание христианских добродетелей.

«Страсти суть сердечные движения» . Сердце, сочувствующее греховным приражениям, обеспечивает их развитие и господство в душе человека, в результате чего и рождается страсть. Поэтому в борьбе с грехом необходимо приобрести, сохранять и поддерживать в сердце отрицательное, враждебное отношение ко греху, живую и интенсивную ненависть к нему. Эту нелюбовь к страстности, неприязнь к ней епископ Феофан Затворник называет «военной духовной силой, которая одна может заменить всю рать».

Однако нелюбовь к страстности не будет прочной, постоянной и живой, если не воспитаем в себе благорасположение и любовь к вещам Божественным, святым, духовным. Сердечное стремление к духовному и нравственному, «соуслаждение духовному есть первый признак оживления души от греха» . Оно лежит в основе образования добрых чувств и расположений в сердце.

Итак, наряду с очищением сердца от страстей, второе и важнейшее делание христианского подвижничества состоит в том, чтобы внедрить в сердце добрые чувства и расположения, ибо «что есть в сердце, то есть пред Богом» . Эти добрые чувства и расположения должны быть постоянными настроениями сердца, которыми определяется характер и нрав человека и оттуда исходят его наибольшие желания и направления его дел . Добрые чувства и расположения, как постоянные настроения сердца, называются добродетелями, а худые – пороками, порочными наклонностями или страстями.

Вот жизненная задача христианина – украшение души всеми добродетелями, чрез что «душа бывает обителью Триипостасного Бога», храмом, достойным боговселения .

Какие именно добрые расположения в сердце, или добродетели, должны иметь христиане, указывают изречения Христа Спасителя о блаженствах, а именно: смирение, сокрушение, кротость, правдолюбие (стремление к праведности), истиннолюбие, милостивость, чистосердечие, терпение. Святой апостол Павел в Послании к Галатам указывает следующие христианские благорасположения сердца как плоды Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (). В другом Послании он указывает: облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства () .

Пока христианин не препобедит страсти и вместо них не напечатлеет в сердце добродетели – в нем происходит непрерывная борьба с самим собою: он должен постоянно противиться злу и принуждать себя на добро. У христианина всегда должны быть два основные начала подвижничества: самопротивление и самопринуждение.

Очищение сердца от страстей и стяжание страстепотребительных добродетелей – длительный и многотрудный подвиг, требующий непрерывной бдительности, трезвения, бодренности, без всяких послаблений. По определению преподобного Исихия, «трезвение есть путь всякой добродетели и заповеди Божией» .

Трезвенность, или трезвение, – это постоянная бодренность (пред лицом Божиим) над самим собою, чтобы не допустить [в сердце] чего-либо греховного и не пасть. «Трезвение есть трудом и опытом приобретенное внимание ума в сердце к тому, что происходит в душе, и к тому, как протекают внешние дела», чтобы как должно направлять свою духовную жизнь . Трезвение – это хранение сердца от худых помыслов пресечением их прилогов, самособиранием и вниманием внутрь в сердце и непрестанным со смирением призыванием имени Господа Иисуса Христа . «С дыханием твоим, – наставляет преподобный Исихий, – соедини трезвение и имя Иисусово, или помышление о смерти и смирение» .

Трезвение исторгает из сердца всякое зло, отсекает многословие, злословие, оклеветание и весь список чувственных страстей, не терпя и на короткое время лишения сладости духовной чистоты сердца .

Трезвение – «наисильнейшее орудие к преодолению всего недоброго (греховного, порочного) и к успеху во всем добром» . Оно противодействует самим началам греха: греховным помыслам и чувствам. Трезвение есть необходимая принадлежность истинного духовного делания, при котором вся видимая и невидимая деятельность христианина совершается по воле Божией, единственно к благоугождению Богу. Трезвение есть причина чистоты сердца, а чрез это и боговидения, даруемого чистым сердцем. «Само оно есть собственно чистота сердца» .

Без трезвения никак нельзя достичь чистоты сердца. «Очищение сердца, – говорит преподобный Исихий, – чрез которое стяжавается смирение и всякая другая добродетель, есть не что иное, как то, чтобы отнюдь не попускать приражающимся (греховным) помыслам входить в душу» . «Трезвение, если оно постоянно пребывает в человеке, делается для него путеводителем к правой и богоугодной жизни» .

«Трезвение приобретается постепенно; стяжавается долгим временем и трудом; рождается преимущественно от внимательного чтения (Священного Писания) и молитвы; наблюдать за собой, (духовно) бодрствовать, обдумывать каждое предлежащее нам слово и дело, быть внимательным ко всем своим помыслам и ощущениям, наблюдая за собой, чтоб не соделаться каким-либо образом ловитвою греха ()» ; от памятования Бога, от навыка все творить пред очами Божиими. Много помогает здесь слышимый в душе голос совести, предупреждающий или указывающий на правые действия, мысли и чувства.

Необходимо внимать совести в делании добрых дел и хранить ее в чистоте путем самоиспытания и бдительности . (Самоиспытание и бдительность – делания, относящиеся к трезвению). Христианские подвижники советуют посвящать этому важному делу самонаблюдения и самоиспытания пред судом собственной совести определенное время дня, преимущественно утро и вечер. Об этом испытании и очищении совести покаянием говорится в наставлении, помещаемом в конце вечерних молитв в большинстве молитвословов.

Указанные нами здесь общие начала подвижничества: борьба (самопротивление и самопринуждение), трезвение и бодренность, как совмещающие в себе самоотвержение и любовь, можно назвать первоначалами очищения сердца. Всякое доброе дело ими начинается и ими сопровождается. Сила же, которая движет подвизающегося в подвиге очищения сердца, – ревность о спасении ради славы имени Божия. Эту ревность, чтобы она не погасла, необходимо постоянно возгревать памятью о смерти и о том, что будет по смерти. Преподобный Антоний Великий часто убеждал своих учеников напечатлевать в уме и сердце мысль о том, что «настоящий день, который мы проживаем, есть последний» . Этими воспоминаниями возгревается страх Божий, который есть третий возбудитель ревности (о страхе Божием см. подробнее в разделе VI). Кроме того имеются еще внутренние возбудители ревности: ощущение сладости жизни в Боге, небесных благ. Наиболее сильный возбудитель спасительной ревности – любовь к Богу. От этой любви приходит радость доброделания и пребывания в добродетельной жизни .

В заключение коснемся важнейшего и начальнейшего делания духовной жизни: речь будет идти о подвиге самособранности и внутрь-пребывания в сердце , непосредственно связанном с ревностью о спасении и с подвигом трезвения.

«Когда Божественная благодать воздействует на человека в сердце его, тогда дух его (просвещаемый благодатью) проникает туда своим сознанием, а за ним и все силы души и тела» . Обычно у человека-грешника душевные и телесные силы привыкли к греховной деятельности, постоянно подвержены впечатлениям извне и рассеиваются по внешним предметам. Такая раздробленность личности и греховная поврежденность сил души и тела врачуются собиранием в сердце всех этих сил с воздействием на них благодати Божией.

Внутрь-собранность в сердце, или внутрь-пребывание, есть заключение сознания в сердце вместе со всеми силами души. «Около сознания в сердце должно собираться всеми силами – и умом, и волею, и чувством» .

«Вслед за такими деланиями душевными, туда же, в сердце, должны направляться и телесные, им соответствующие органы: так, за вниманием – обращение внутрь очей, за бодренностью – напряжение мускулов во всем теле в направлениях к персям, за трезвенностию – оттеснение расслабляющих движений, подавление услаждения и покоя плоти...

Итак, все делание внутрь-пребывания чрез самособрание состоит в следующем. В первую минуту по пробуждении от сна, как только сознаешь себя, низойди внутрь, к сердцу, в эти перси телесные; вслед за тем созывай, привлекай, напрягай туда и все душевные и телесные силы, вниманием ума, с обращением туда очей, бодренностью воли, с напряжением мускулов и трезвением чувства, с подавлением услаждения и покоя плоти, и делай это до тех пор, пока сознание не установится там... И потом пребывай там неисходно, пока пользуешься сознанием, часто повторяя то же делание самособрания и для возобновления его, и для укрепления, потому что оно поминутно то расслабляется, то нарушается» .

Подвижники Каллист и Игнатий Ксанфопулы (XVI век) на основе многовекового опыта и свидетельств святых Отцов описали практический прием («естественный некий прием») вхождения внутрь сердца вниманием чрез дыхание, который способствует сосредоточению ума .

«Ведомо тебе, – пишет другой подвижник, Никифор Уединенник, –что дыхание наше, коим дышим, есть втягивание в себя и выпускание из себя воздуха. Орган, служащий к сему, суть легкие, которые облегают сердце и, проводя чрез себя воздух, обдают им и сердце. Таким образом, дыхание есть естественный путь к сердцу. Итак, собрав ум свой к себе, введи его в путь дыхания, коим воздух доходит до сердца, и вместе с сим вдыхаемым воздухом понудь его сойти в сердце и там остаться. Приучи же его, брате, не скоро... (Пропуск 2-х стр. текста)

Эти чувства епископ Феофан называет жизнедеятельностью духовною. «И действительно, когда они есть, значит – духовная жизнь в действии; и когда нужно возжечь ослабевающую (духовную) жизнь, необходимо стать в какое-либо из этих чувств» .

Внутрь-пребывание и пребывание в чувствах покаяния и смирения тесно взаимосвязаны и друг друга поддерживают. Кто пребывает в том или ином молитвенном или покаянном или другом каком духовном чувстве, того дух прочно связан и неразвлеченно пребывает внутрь; у кого же нет таких чувств, тот быстро рассеивается. Кто хочет оставаться с одним собранием внутрь умовым, тот напрасно трудится: сознание очень быстро ускользает от сердца .

Успеху в стяжании необходимого внутрь-пребывания, чувств покаяния и ревности о спасении благоприятствует еще одно внутреннее духовное делание, которое епископ Феофан называет «зрением духовного мира» или пребыванием в «духовной атмосфере». Христианину, подвизающемуся в очищении сердца, стяжании чистоты сердечной, необходимо сделать себе близким мир духовный, или, точнее, усвоить себя самого всему духовному, Божественному. Духовный мир, даже мысль о нем далеки от души человека-грешника, погруженного в суету и предметы греховного мира и греховную жизнь; освобождаясь от уз греха, она начинает тяготеть к сродной ей духовной области: к Богу, к небесной жизни. Это душевное устремление необходимо упражнять и развивать в себе.

Оно состоит в том, чтобы содержать в сознании и чувстве все строение духовного, невидимого, мысленного, но, тем не менее, действительного мира или, что то же, существенных истин Божественного Откровения. Сущность Откровения, обнимающего все бытие, настоящее и будущее, может быть выражена, согласно с епископом Феофаном, так: «Бог единый, в Троице поклоняемый, все сотворивший и все содержащий, восставляет, или, по Апостолу, возглавляет () всяческая в Господе нашем Иисусе Христе, чрез Духа Святого, в Церкви действующего, Который, по усовершении верующих, переводит их в другой мир, что и будет продолжаться до времени исполнения всех, или кончины века, когда, по воскресении и суде, воздастся комуждо по делом: одни ниспадут во ад, другие вселятся в рай, и Бог будет всяческая во всех » () .

Здесь сокращенно показано все содержание Божественного Откровения. Это также содержание Символа веры. Главнейшие здесь истины: вседержительство Божие, домостроительство спасения людей и четыре последних: смерть, суд, ад и рай. Эти именно истины святитель Тихон Задонский заповедует всем христианам помнить от младенчества до гроба .

Подвиг памятования, или зрения этих истин должен быть направлен к тому, чтобы каждую из них отдельно и затем все вместе в их связи довести до светлой ясности сознания, глубоко войти в них и так усвоить их себе, сраствориться с ними, чтобы сознание не могло приходить в движение без представления их в себе, или на себе, подобно тому, как днем нельзя открыть глаза без того, чтобы световые волны влияли на них.

Достигается это не сразу и многим трудом. В начале труд состоит в том, чтобы упражняться в духовном восприятии этих истин. Необходимо для этого видеть и ощущать себя содержимым Десницей Божией, во вседержительстве Божием, Им проницаемым и зримым, памятовать, как говорит святой Василий Великий, что «ты назираем» от Бога; необходимо видеть и чувствовать себя спасаемым в Господе, участвующим в домостроительстве спасения в качестве члена Церкви, чувствовать, как говорит Златоуст, что ты – «воин Христов и записан в одном граде (Небесном)»; наконец, видеть себя стоящим в смерти, под судом, чтобы вследствие того или рай наследовать, или быть поглощенным адом.

Упражнение состоит в сколь можно частом ви́дении в себе этих истин. Последний предел такого делания, или высшая ступень этого подвига есть постоянное стояние в духовном мире, ощущение себя в нем. Человек, достигший этого, как бы вышел из этого мира и пребывает в другом своим сознанием и сердцем, вошел в Царствие Божие, или воспринял его в себя.

Епископ Феофан в книге «Путь ко спасению» дает ряд практических указаний и советов к должному прохождению этого подвига .

Совершается это делание всеми силами души – в сердце, там, где, как мы выше указали, должен самособираться и пребывать проходящий духовную жизнь.

Необходимо помнить, что это не простое размышление, а такое зрение внутренним душевным оком этих истин, которое приводит к восприятию их в чувство и к возгоранию ревности к богоугождению. Восприятие в чувство будет предохранять нас, не допускать до падения. Поминай последняя твоя , – учит премудрый Сирах, – и во веки не согрешиши (). Предзрех Господа предо мною выну... да не подвижуся , – свидетельствует из опыта пророк Давид ().

Посредством этого подвига приобретается страх Божий. «Страх Божий предшествует всякой добродетели, – говорит преподобный авва Дорофей , – ибо начало премудрости (а следовательно, и благочестия) страх Господень (); и без страха Божия никто не может совершить ни добродетели, ни чего-либо благого; ибо страхом Господним уклоняется всяк от зла ()» . Также и святой Исаак Сирин говорит, что «страх Божий есть начало добродетели» . Страх Божий есть дар Бога. Поэтому о стяжании страха Божия и помощи в преднаписанных духовных подвигах надо молиться Господу. В ежедневных наших вечерних молитвах мы умоляем об этом Господа:

«Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.

Господи, избави мя вечных мук...

Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое...

Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление...

Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание...

Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое...» .

Рассмотренные вкратце духовные делания: внутрь-пребывание со зрением духовного мира есть условие к возгреванию духовных чувств. И наоборот, последние своим рождением вызывают и поддерживают первые. «Совокупным же взаимодействием тех и других спеется духовная жизнь» .

Необходимо знать, что это есть самый прямой и плодотворный путь к спасительному устроению духовной жизни. «Поэтому священнику, руководящему духовной жизнью, надлежит как можно скорее вводить своих питомцев в это делание и утверждать в нем. Можно даже вводить в него прежде всего внешнего, но лучше всего совместно с ним... Следует только разъяснить существо делания, его важность, и руководствовать. Тогда и внешнее все пойдет охотно, спешно и зрело (возгреваемое ревностию ко спасению)». Кто останавливается на внешнем телесном подвиге без внутреннего духовного, тот постепенно охладевает, теряет дух ревности и все более отдаляется от внутренней истины духовной жизни .

Итак, спасительный и благоуспешный подвиг очищения сердца и всей богоугодной жизни надо начинать с описанных духовных деланий: усвоения себя духовному миру, стяжания внутрь-пребывания с трезвением и бодренностью, которые возгревают дух ревности и покаянной веры. Этот путь возрастания духовной жизни, прямой, внутренний, неотделим от другого, состоящего в упражнении душевных и телесных сил в благочестии и в борьбе с искушающим злом, о чем подробнее мы писали выше (см раздел VI), в описании средств стяжания целомудрия.

«Много средств к приобретению чистого сердца. Оно оскверняется от демонов, от людей, от собственных наших страстей, от наших чувств и от самых бездушных вещей, нас окружающих. Демоны все время сыплют, как снег, в наши души нечистые помыслы. Люди оскверняют нас своими соблазнами. Из источника наших страстей, как из мутного родника песок и ил, бьют разнообразные скверны. Нечистоты в сердце приходят чрез слух, зрение, чрез все прочие наши чувства. Земля – города, села, воды, горы, поля, сады, луга содержат множество причин к соблазнительным впечатлениям! Потому так трудно иметь чистое сердце, потому и самые высокие святые жаловались на приражения к ним нечистых помыслов и пожеланий.

Но чем труднее иметь чистое сердце, тем более внимательными должны мы быть к употреблению средств, споспешествующих к приобретению сердечной чистоты. Эти средства доступны всем, прибегнуть к ним зависит от нас. Если мы не употребим к очищению нашего сердца того, что от нас зависит, то Всевышний, по Своей мудрости и любви к нашему спасению, употребит к очищению сердец наших те тяжелые средства, которые зависят от Него. Таковые средства суть болезни, бедствия и другие виды скорбей, могущие потрясти и самое ожесточенное сердце. Заботливый врач употребляет более сильные врачевства там, где слабые оказались недейственными к уврачеванию болезни. «Будем лечить немощи сердца нашего сладкими врачевствами, предложенными нам по благости Божией, и тем предотвратим врачевства горькие, подаваемые во гневе от правосудного и страшного Бога» .

Лучшие методы оздоровления сердца и сосудов Юлия Сергеевна Попова

Очищение сердечной мышцы

Очищение сердечной мышцы

Сердечная мышца, или миокард, по своему назначению значительно отличается от других мышц. В отличие от мышц, которые отвечают за движение рук и ног, она работает как насос по перекачке крови. В спокойном состоянии сердце за сутки сокращается примерно 100 000 раз и при этом перекачивает около 10 тонн крови. Сердце состоит из четырех отделов: правое предсердие и правый желудочек, и левое предсердие и левый желудочек. Богатая кислородом кровь, поступающая из легких, по легочным венам попадает в левое предсердие, из него в левый желудочек и далее в аорту. Венозная кровь по верхней и нижней полой венам попадает в правое предсердие, оттуда в правый желудочек и далее по легочной артерии в легкие, где обогащается кислородом и снова поступает в левое предсердие. Сердечная мышца состоит из нескольких слоев мышечных волокон. Эти волокна, сокращаясь, проталкивают кровь из предсердий в желудочки и из желудочков в сосуды.

Сердечная мышца работает в автоматическом режиме, то есть ее сокращения непроизвольны и не прекращаются в течение жизни ни на одну минуту. Сбой в работе вызывает нарушение ритма или аритмию сердца.

Сердце снабжается кровью по системе венозных артерий. Так как конечные ветви этих сосудов не сообщаются между собой, то сужение или даже закупорка ветвей конечных сосудов ведет к тяжелым нарушениям питания сердечной мышцы и даже к местному ее омертвению. Такое состояние называется инфаркт миокарда.

В сердечной мышце сосредоточено большое количество чувствительных нервов, поэтому при всяком нарушении кровоснабжения сердечную мышцу пронизывает боль. Такое состояние называется стенокардия. Очищение сердечной мышцы может помочь при этих заболеваниях. Один или два раза в год необходимо освобождать наше сердце от всех шлаков, накопившихся в нем: ослабленных клеток, слизи, избытка солей и многого другого.

А. Рыжов предлагает свой способ очищения сердечной мышцы. Выполняется чистка с помощью лимонного сока и молока. Взять 3 лимона и 1 л теплого молока. Утром натощак выпить 0,3 л молока, затем выпить сок одного лимона. В 12 часов все повторить. И последний раз выпить молоко и лимонный сок перед сном. Такое очищение проводится в течение двух недель. В период очистки желательно вегетарианское питание.

Очищению сердечной мышцы очень способствует картофель. Из него делают картофельный сок, картофельную воду, черное пюре, бульон Альмы Нессен.

Для получения картофельного сока клубни нужно тщательно вымыть, и, не очищая от кожуры, натереть на мелкой терке. Затем положить в чистую полотняную тряпочку или в два слоя марли и выдавить сок. Из 100 г клубней можно получить 50 мл сока. Картофельный сок смешать в равных пропорциях с морковным или свекольным соком и пить 2 раза в день по полстакана. Картофель для сока можно использовать с июня по февраль, в более поздние сроки он содержит ядовитый соланин. Картофельный сок нельзя употреблять людям с пониженной кислотностью желудочного сока, страдающим диабетом, склонным к ожирению.

Картофельную воду можно приготовить следующим образом. Взять 5 картофелин, тщательно вымыть, очистить и взять очистки. Очистки залить 0,5 л воды, кипятить 15 минут, охладить и процедить. Пить по? стакана за 30 минут до еды.

Для черного пюре взять неповрежденные клубни и тщательно их вымыть. Затем очистить толстым слоем кожуру, пропустить ее через мясорубку, залить кипятком так, чтобы только прикрыть картофельную массу. Кипятить 2 минуты, а потом 10 минут настаивать в тепле.

Бульон Альмы Нессен можно приготовить так. Картофель тщательно вымыть, нарезать вместе с кожурой на тонкие кусочки, положить в кастрюлю, налить 3 л воды и варить в течение 1 часа. Готовый бульон процедить и пить по 3 л в день. Дополнительно, 2 -3 раза в день, съедать по 8 небольших долек чеснока с кусочками яблока.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, посвящена важнейшей теме духовной жизни христианина - ежедневному аскетическому подвигу борьбы со страстями и очищения сердца ради обретения Царствия Божия.

Обнаженный, ничтожный и беспомощный, ты приступаешь к наитруднейшей задаче для человека: побороть страсть всегдашнего самоугождения. Борьба твоя состоит именно в том, чтобы преследовать самого себя, ибо, пока в тебе господствует желание творить собственную волю, ты не можешь от чистого сердца взывать к Господу: «Да будет воля Твоя!» А пока ты высоко ценишь себя, ты никогда не поймешь, что действительно ценно; поскольку ты не отказываешься от своей свободы, ты не можешь получить истинной свободы, где господствует только Его воля.

Сокровенный путь святых: не давай себе свободы, и ты будешь иметь ее.

Сказано: тернии и волчцы возрастит земля (ср.: Быт. 3: 18). С великим трудом, в поте лица человек должен возделывать ее. Земля - это ты, твой собственный прах. Святой Макарий говорит: «Неполезно для тебя беструдное приобретение благ» . Легкое достижение порождает высокомерие.

Но как приступить к «преследованию себя»? Это значит отказаться творить свою волю, удовлетворять свои желания. Святые отцы советуют начать с мелочей. Как можешь ты потушить большой огонь, говорит святой Ефрем Сирин, прежде чем не научишься гасить малый? Если ты хочешь освободиться от страсти, побори прежде свои мелкие желания. Не думай, что одно можно отделить от другого: они соединены наподобие длинной цепи или сети.

Не стоит начинать бороться с трудно побеждаемыми пороками и дурными привычками, не побеждая в то же время свои мелкие слабости

Итак, не стоит начинать бороться с трудно побеждаемыми пороками и дурными привычками, не побеждая в то же время свои мелкие слабости: любовь к сладостям, болтливость, любопытство, суетливость. Ведь в конце концов наши желания - и большие, и малые - имеют одно основание: нашу закоренелую привычку исполнять лишь свою собственную волю.

Направление нашей воли искажено. После грехопадения наша воля стремится исполнять только побуждения собственного «я». Потому-то наша борьба и направлена против нашей собственной воли как таковой. И следует бороться беспрерывно и неустанно. Хочешь что-нибудь спросить - не спрашивай. Хочешь выпить две чашки кофе - пей лишь одну. Хочешь посмотреть на часы - не смотри. Хочешь выкурить папиросу - отложи или лучше совсем не кури. Хочешь пойти в гости - останься дома.

Это и есть «преследовать себя». Так, с Божией помощью, мы обуздываем свою волю.

Может быть, ты думаешь: разве это так необходимо? На это святые отцы отвечают встречным вопросом: неужели ты в самом деле думаешь, что можешь наполнить сосуд чистой водой, не вылив прежде старой и грязной? Захочешь ли ты пригласить важного гостя в комнату, которая загромождена хламом и мусором? Нет, тот, кто надеется увидеть Господа, очищает себя так, как Он чист , - говорит святой евангелист Иоанн (1 Ин. 3: 3).

Очистим свое сердце! Выбросим весь скопившийся там сор, вымоем загрязненный пол, вымоем окна и откроем их, чтобы свет и воздух проникли в ту горницу, которую вы уготовили покоем для Господа. Оденемся в чистые одежды, чтобы зловоние старой затхлости не осталось на нас и мы не были бы изгнаны (ср.: Лк. 13: 28).

Да будет это нашим ежедневным и ежеминутным трудом. Этим самым мы исполним заповедь Господа, данную нам через святого апостола Иакова, у которого сказано: очистите руки, грешники, исправьте сердца (Иак. 4: 8). Также и апостол Павел увещевает: очистим себя от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7: 1). Ибо извнутрь, из сердца человеческого , - говорит Христос, - исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства… лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7: 21–23). Поэтому Господь также увещевает фарисеев: очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23: 26).

Следуя этим призывам и начиная трудиться над нашим внутренним «я», мы должны помнить, что мы очищаем наше сердце не ради нас самих. Не ради себя мы чистим и убираем комнату для гостя, но чтобы гость чувствовал себя хорошо. Будет ли ему хорошо? - спрашиваем мы себя. - Останется ли он? - Все наши мысли только о нем, а мы отходим, не ожидая себе никакой награды.

Есть три начала в природе человеческой, как ясно определяет Никита Стифат : плотское - когда человек живет для угождения себе, не думая о том, что это может принести ущерб другому, душевное - когда живет для угождения и себе, и другим, духовное - когда человек живет для угождения Господу, не заботясь о том, что это может принести ущерб ему самому. Первое - ниже человеческого естества, второе - обыденное, третье - выше естества человеческого, это и есть жизнь во Христе.

Духовный человек думает духовно, он надеется когда-нибудь услышать Ангелов, радующихся о грешнике кающемся (Лк. 15: 10), и что этим грешником будет он сам. Так ты должен чувствовать и с этой надеждой ты должен трудиться, так как Господь дал нам заповедь быть совершенными, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5: 48), и искать прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6: 33).

Поэтому не давай себе ни покоя, ни отдыха, прежде чем ты не покоришь свое плотское «я». Поставь задачей найти в себе все признаки существования этого «зверя» и преследуй его без жалости. Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти (Гал. 5:17).

Если, трудясь над своим спасением, ты боишься впасть в самодовольство или боишься, что тобою овладеет духовная гордость, ты должен вспомнить, что тот, кто боится стать гордым, - слеп, ибо он не видит, что уже горд.

М ир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Рассмотрим с вами сегодня интересную и очень важную для спасения души тему, которая называется «Очищение сердца через веру».

Обратимся для этого к Посланию Евреям, к знакомому нам месту Писания, которое многие дети Божии знают наизусть и часто им пользуются. Читаю послание Евр.9,22: «, и без пролития крови не бывает прощения ».

Возьмём это место Писания за наш главный текст, но главный упор в нашей сегодняшней теме мы сделаем на первую часть этого стиха, которая гласит: «Да и всё почти по закону очищается кровью ».

Очищение может лишь там иметь место, где до этого что-то было загрязнено. И мы, после покупки нового костюма, не несём его сразу же в химчистку. В чистку мы сдаём его лишь после определённого загрязнения.

А это место Писания, в Евр.9,22, показывает нам процесс вообще самого злейшего загрязнения, а именно загрязнения грехами. Этот факт загрязнения грехами является одновременно истинной причиной сегодняшнего загрязнения природы.

Загрязнение природы не связано с грунтовыми водами или с воздухом, как нам это пытаются внушить. Всё это – чистейшая ерунда! Грех является причиной загрязнения природы!!

  1. В крови мы находим средство для главного очищения .

Это мы видим во второй части нашего главного текста, который нам показывает, что средством для очищения от греха является кровь. В Ветхом Завете – кровь животных, а в Новом Завете – кровь Иисуса.

Об этом главном очищении Слово Божие учит нас в 1Ин.1,7: «если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха ».

Но кровь Иисус Христа становится лишь тогда действенной, если мы в вере приходим к Иисусу на Голгофу как погибшие грешники и признаем Ему наши грехи. Кровь Иисуса не автоматически становится на человеке мощной в своём действии.

Она становится на человеке мощной в своём действии даже не по той причине, что она пролита Иисусом на Голгофском кресте. Но кровь Иисуса становится на человеке действенной, потому что она пролита Иисусом на Голгофском кресте.

И мы в вере приходим к этому кресту, если мы согласно 1Ин.1,9 в вере признаём Иисусу наши грехи, чтобы Он простил нам наши грехи и очистил нас от этих грехов: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ».

Следовательно, это очищение является очищением посредством крови. Эти грехи Бог осудил на Своём Сыне на кресте, как читаем во 2Кор.5,21: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом ».

Кровь Иисуса является ценой искупления за нашу вину.

2 -ой вид очищения : очищение посредством Слова, в соответствии посланием Еф.5,26: «чтобы освятить её (Церковь), очистив банею водною посредством Слова ».

Как нас очищает кровь Иисуса, так в определённых вещах очищает и Слово. Упомянутая здесь вода, является последующим, дополнительным словом. В этом мы видим очищение посредством Слова Божиего.

Не внешняя форма печатания нашей Библии, но принятие Слова Божиего в вере. Тогда Слово Божие становится мощным, потому что оно должно нас обличать как при чтении, так и при слушании проповеди.

Поэтому Господь Иисус мог уже до Голгофы Своим ученикам сказать в Евангелии от Ин.15,3: «Вы уже очищены через Слово, которое Я проповедал вам ».

Иисус не говорит ученикам: «вы уже рождены свыше ». Этого с ними не могло случиться, ибо для этого они нуждались в Святом Духе. Но Он, Слово жизни, наш Господь Иисус, находился в их среде.

А в отношении этого вопроса, то есть в отношении принятия и очищения этим Словом Иисуса, они были таким образом уже чистыми. Особенно, когда мы читаем Слово Божие, оно должно в нас действовать через самоосуждение.

Таким образом, мы переходим к

3- ему образу очищения , которому Библия нас учит в Новом Завете.

При этом многие из вас сейчас задумались: что же это за третий образ очищения кроме как кровью Иисуса и посредством Слова, которое в Библии прообразно представлено водой, как читаем в Еф.5,26?

Это был бы большой ущерб, это было бы большим недостатком, если бы мы не знали этот третий образ очищения в Новом Завете. В Слове Божием об этом совершенно ясно написано. Для этого обратимся к Д.Ап.15,9, где читаем: « (евреями и язычниками), верою очистив сердца их ».

Ого! Скажете вы теперь: «верою очищать наши сердца? Как это возможно без покаяния?». Да, именно так! Об этом говорит Библия. Таким образом Библия показывает нам три образа очищения. Я думаю, что многим детям Божиим этот вопрос ещё никогда не бросился в глаза.

Но теперь мы видим, в каком состоянии дефицита по отношению познания Слова Божиего мы можем находиться, если мы этого не знаем. Тогда и не удивительно, если враг искушает сегодня детей Божиих.

Потому что дети Божии не знают, как правильно следует обращаться с духовным мечом, как читаем в послании Еф.6,16-17: «а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; 17 и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие ».

Верующие не знают, как следует обращаться с этим духовным мечом. Они хотя и знают, что такой меч существует, но они не знают, как им следует пользоваться. В этом заключается великая нужда сегодняшнего времени.

Итак, Святой Дух обращается ко всем нам с этим вопросом: как вообще может произойти очищение наших сердец?

Это мы должны обязательно знать. Поэтому вы должны сегодня кое-что по этому поводу услышать. Сегодня об этом следует сказать, или следует задать вопрос: как следует путём веры достичь в наших сердцах очищение?

Если речь идёт об очищении наших сердец, то речь идёт не о грехах, как о происхождении злого, а также не о совершённых грехах, как о совершённом чего-то злом, но речь идёт более о нравственном, моральном состоянии человека, о его мышлении. В слове «мышление» заключено слово «мысль».

Мысль Христа, и то, что одновременно возникает или зарождается, не является корнем. Не является корнем, но через корень греха в наших сердцах что-то возникает, что в наших сердцах выступает вперёд, что желает наполнить наши сердца.

Не сказал ли Господь Иисус Анании через апостола Петра в книге Д.Ап.5,3: «Но Пётр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане исполнить (вложить в) сердце твоё и солгать Духу Святому и утаить из цены земли? ».

В этом случает кто-то стоял перед судом. Здесь речь идёт не о крови, не о Слове, но о вере, которая нам даётся через Христа, о вере, которая нас очищает! Теперь мы можем спросить: почему?

А именно потому, что через веру человек принимает Слово Евангелия в сердце, где оно становится действенным, поэтому в это сердце светит Божий свет и всё там обличает. Поэтому Иисус может в него вселиться. Читаю из Евангелие Ин.1,9: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир ».

Любой человек, если он читает эти слова Евангелия и принимает их в сердце, то эти слова становятся действующими, поэтому свет Божий светит в такие сердца, и всё в них будет обличено, а вернее даже посрамлено .

Поэтому в такие сердца Господь Иисус может вселиться. В этом смысле можно говорить о нераздельном сердце. В таких случаях человек не приватизирует часть своего сердца для себя, для своих интересов. В таком случае Господь Иисус полностью займёт такое сердце.

Конечно, есть и такие дети Божии, которые часть своих сердец приватизируют для других вещей и мыслей, в которых Иисус не имеет интереса, которые Ему неугодны. Поэтому в этих вещах верующие не находятся в Божией воле!

По этой причине Павел призывает Филиппийцев в гл.2,5: «Ибо в вас должно быть то же мышление, какое и во Христе Иисусе было ».

А там, куда Господь Иисус вселился, где Он живёт во всей Своей полноте, там всевозможное злое не имеет больше места. Это является таким неопровержимым фактом, в котором душепастыри постоянно убеждаются в душепасторском служении.

Если в сердце верующего ещё что-то или кто-то находится кроме Иисуса, то Иисус не может полностью занять помещение сердца. Тогда из сердца таких обременённых верующих посредством усиленной молитвы всё выбрасывается, что неугодно Иисусу Христу.

Символично мы это видим в очищении Иисусом храма. Он всё удалил, что не имело отношение к богослужению в храме. Об этом мы читаем в Евангелии от Ин.2,15: «И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец, и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул ».

Иисус не разрушил стены храма, и не разрушил пол, ибо всё это является частями храма. Но Иисус очистил храм от всего, что не относилось к храму. При этом Иисус указывал на тот факт, что этот храм домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников.

Об этом читаем в Евангелии от Мрк.11,17: «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречётся для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников ».

Точно так обстоит с сердцем людей. Точно так же! Оно должно было быть домом молитвы, которое принадлежит Господу Иисусу, где будет только Его голос слышен, в котором только Христу будут поклоняться.

Об этом читаем во 2Кор.6,16: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом ».

Но на основании того, что ещё кроме Иисуса в этих сердцах кое-что находится, они превратились в вертеп разбойников. Мы можем не вдаваться в детали такого вертепа разбойников. А теперь будем очень внимательны!

Но если в какой-то момент, при усиленном чтении Слова Божиего, человек уверовал и прочитанное принимает в своё сердце, и через веру открывает своё сердце для Господа Иисуса, и Он вселится в сердце этого человека,

то Господь Иисус очистит сердце этого человека от всего неугодного Ему! В этом мы видим Божию волю и Божию благодать! Только Бог может и совершает это . При этом вера человека является средством, через которое Бог это осуществляет .

Поэтому в Д.Ап.15,8-9 сказано, что Бог является Сердцеведцем и что Он очищает сердца уверовавших людей посредством веры: Д.Ап.15,8-9: «и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им (язычникам) Духа Святого, как и нам; 9 и не положил никакого различия между нами и ими (между евреями и язычниками), верою очистив сердца их ».

А на основании многократно повторяющегося упоминания очищения Иисусом храма, учение Нового Завета доказывает также возможность многократного осквернения верующих и в наши дни.

Очищение сердца не является делом крови, или даже делом Слова Божиего, но является делом веры!!

Я надеюсь, что в сегодняшней проповеди вы все хорошо себе этот вопрос уясните, чтобы вы научились разграничивать те вещи, которые Бог разграничивает. Поэтому в этом знакомом нам месте Писания в послании Евр.9,22, Святой Дух говорит: «Да и всё почти по закону очищается кровью …».

«Да и всё почти », но не всё! «очищается кровью ». Это место Писания не говорит: «всё очищается кровью », но говорит: «почти всё ». Эти вещи, которые не кровью и не Словом очищаются, они очищаются нашей верой, которая находится в наших сердцах.

Поэтому мы теперь видим, насколько важна вера, которая находится в сердцах людей! Ибо, как могла бы, или может действовать вера, если её нет в наличии? Это является проблемой, с которой душепастор имеет дело в своём служении с обременёнными детьми Божиими.

Имеется ли вообще в наличии вера, которая, как мера, нужна, чтобы очистить наши сердца? Вступающая во владение вера, является, в конечном счёте, «Христос в вас », как читаем в послании Кол.1,27:

«Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас , упование славы ».

Вера не является также простой действительностью, для чего вещество нашей головы хватило бы. Но вера лишь тогда является действительной, если своеволие, достойное проклятия, в человеке будет полностью разрушено.

А там, где вера находится в голове и в разуме, там уместно также и очищение головы, или головомойка. Но это не имеет ничего общего с очищением сердца. Если вера находится в сердце, тогда находит место очищение сердца.

Здесь мы должны быть очень осторожными. Если приходят верующие, которые желают очиститься, а вера для этого не имеется у них в наличии. (Я сообщаю вам об этом не для того, чтобы вы пытались это сделать.

В таком случае была бы объявлена головомойка, или чистка головы, потому что они имеют свою веру в голове. Мы не можем на основании веры совершить очищение сердца, если в сердце вообще веры нет).

Очищение сердца через веру многие верующие считают теорией, потому что они совершенно незнакомы с таким очищением. Таким верующим недостаёт правильного, недостаёт чистого сердца, поэтому они противятся этому, потому что они не понимают, чему учит Слово Божие.

Обратимся по этому поводу к Евангелию от Мтф.15,18-20: «а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, 19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – 20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека ».

Из этого текста следует, что сердце человека является источником всего злого, что мы постоянно находим в жизни человека. На основании падения человека всё это стало грехом. Об этом мы читаем уже в книге Быт.6,5: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время ».

И дальше об этом же читаем в книге Быт.8,21: «И обонял Господь приятное благоухание (от всесожжения Ноя), и сказал Господь в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал ».

И у пророка Иеремии читаем мы читаем об испорченности сердца человека в гл.17,9: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? ».

Возможно, что вы у ближнего, у другого познаете сердце. Но если вы имеете хорошую способность, у других узнавать сердце, то я могу вам сказать, не будучи пророком, что в ваших сердцах что-то не соответствует истине.

В этом мы видим теорию Нового Завета «сучок – бревно», как читаем в Евангелии от Мтф.7,3: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? ».

Тот, кто в глазах других видит сучок, является тем, кто в своём глазе носит бревно. Библия не упоминает о том, что это бревно имеет длину в 20 метров, но мы можем этому хорошо поверить.

На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.