Награды кожедуб иван никитович. Биография кожедуб иван никитович кратко

Иван Кожедуб родился в деревне Ображеевка Сумского уезда в бедной крестьянской семье. Он был нежданным, младшим в семье ребёнком, родившимся после большого голода.

Его отец был незаурядным человеком. В перерывах от работы на фабрике и и крестьянским трудом, он находил время и силы читать книги и сочинять стихи. Невзирая на протесты матери, отец посылал пятилетнего Ивана сторожить ночью сад. Став старше, сын спросил: «Зачем это?». Действительно, воровали тогда редко, да и сторож из ребёнка бесполезный. Отец ответил: «Приучал тебя к испытаниям». И это сработало.

В 1941 году Кожедуб окончил Чугуевскую авиационную школу лётчиков, где и остался инструктором. Курсанты за глаза называли строгого инструктора "Триждыдубом", но Иван Никитович с иронией относился к этому прозвищу. После начала войны авиашколола была эвакуирована в Чимкент в Казахстане. Многократные рапорты Кожедуба с просьбой о переводе в действующую армию отклонялись. И только в ноябре 1942 года лётчик был направлен в 240-й истребительный авиационный полк в Иваново.

Первое боевое "крещение"

Авиационная техника всегда развивается гораздо быстрее, чем артиллерийские системы или стрелковое вооружение. Кожедубу пришлось осваивать новую для себя технику - истребитель "Ла-5". У машины было две автоматических пушки. По огневой мощи она не уступала немецким истребителям. Недостатком был, пожалуй, очень небольшой для воздушного боя боекомплект - по 60 снарядов на ствол.

Первый воздушный бой будущего аса оказался не из простых. Получив повреждения от огня истребителей противника, самолёт Кожедуба попал под огонь советских зениток. С большим трудом лётчик сумел посадить повреждённую машину.

Первая "Золотая Звезда"

Свою первую победу будущий ас Великой Отечественной одержал далеко не сразу - 6 июля 1943 года в воздушном бою на Курской дуге, совершив 40-й к тому времени боевой вылет. Кожедуб был сбит немецкий бомбардировщик "Ju-87".

Всего в боях на Курской дуге Кожедуб одержал не менее пяти воздушных побед. 4 февраля 1944 года Иван Никитович был удостоен звания Героя Советского Союза за 146 боевых вылетов и 20 сбитых немецких самолетов.

Начиная с мая 1944 года, Кожедуб сражался на "Ла-5ФН", построенном на накопления колхозника Сталинградской области В. В. Конева, сын которого погиб в ходе войны.

В августе 1944 года, получив звание капитана, Иван Никитович был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка, и стал воевать на новом истребителе "Ла-7".

Вторая "Золотая Звезда"

Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника. К концу войны Иван Кожедуб - уже майор гвардии - совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди которых было 17 пикирующих бомбардировщиков "Ju-87", по 2 бомбардировщика "Ju-88" и "He-111", 16 истребителей "Bf-109" и 21 "Fw-190", 3 штурмовика "Hs-129" и 1 реактивный истребитель "Me-262".

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил два "FW-190", Кожедуб провёл в небе над Берлином.

Кроме того, на счету Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году американских самолёта «Мустанг», которые атаковали его, приняв его истребитель за немецкий самолёт.

Советский ас действовал по принципу, который исповедовал ещё при работе с курсантами: «Любой неизвестный самолёт - враг». За всю войну Кожедуб ни разу не был сбит, хотя нередко его самолет получал очень серьёзные повреждения.

Третья "Золотая звезда"

Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны.

Наряду с отвагой, находили место здравый расчёт и опыт, необходимые в воздушном бою. Кожедуб, обладавший прекрасным глазомером, предпочитал открывать огонь с расстояния в 200-300 метров, поражая противника на средних дистанциях и стараясь избегать ненужного риска.

В небе Кореи

Серьёзным испытанием для советской авиации стала воздушная война в Корее, которая бала отмечена первыми боями между реактивными самолетами. В 1950 году в состав 64-го авиакорпуса прибыла 324-я истребительная авиационная дивизия под командованием трижды Героя Советского Союза полковника Кожедуба, в составе 176-го и 196-го полков (60 "Миг-15").

Всего со 2 апреля 1951 года по 5 января 1952 года лётчиками дивизии под командованием Кожедуба было произведено 6269 боевых вылетов и уничтожено, как минимум, 216 (по другим данным 258) самолётов противника. Собственные потери составили 27 самолётов и 9 лётчиков.

Сам Кожедуб на боевые задания не летал - ему запрещалось непосредственно принимать участие в боях с противником. На командире дивизии лежала не менее ответственная и сложная задача руководства воздушными боями и огромная ответственность за вверенных ему людей и технику. Большую работу Иван Никитович проводил и с корейскими пилотами, которых американцы сбивали куда чаще, чем подчиненных Кожедуба.

Награды Ивана Кожедуба

Среди наград Ивана Никитовича - три звезды Героя Советского Союза. Он стал третьим и последним человеком, удостоенным звания Трижды Героя до конца Второй мировой войны. И Брежнев, и Будённый были удостоены высшей степени отличия намного позднее. Кожедуб отмечен был двумя орденами Ленина (орден до брежневской эпохи вручался лишь при первичном присвоении звания Героя Советского Союза), семью орденами Красного Знамени.

Среди иностранных наград - Орден возрождения Польши - высшая награда Польской республики, восстановленная в 1944 году. Награжден Кожедуб был не первой степенью этой награды. Хотя надо сказать, что ордена Возрождения Польши лишь 2-й и 3-й степеней были удостоены маршалы Жуков, Рокоссовский, Василевский, внесшие, прямо скажем, немалый вклад в освобождение польской территории.

Другой интересной наградой Ивана Никитовича стал корейский орден Государственного флага. Первоначально очень почётная награда Северной Кореи в дальнейшем подверглась приличной девальвации, когда многие корейские военачальники-старожилы были отмечены шестью-девятью орденами Государственного Флага за выслугу лет.

Послевоенная карьера Ивана Никитовича сложилась относительно скромно. Ряд исследователей связывает это с нежеланием прославленного лётчика принимать участие в развенчании культа личности Сталина. Так ли это точно сказать сложно, но званием маршала авиации Кожедуб был удостоен лишь в мае 1985 года.

Небесный почерк

У Ивана Кожедуба в бою был индивидуальный "почерк" в небе. В нём органично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход.

Все его полёты представляли собой каскад всевозможных манёвров: разворотов и змеек, горок и пикирований. Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром.

Восьмого июня далекого и тревожного одна тысяча девятьсот двадцатого года хату в Ображеевке - селе в Глуховском районе Черниговской губернии - огласил крик новорожденного ребенка. Мальчика назвали Пройдут десятилетия, и в государстве под названием Союз Советских Социалистических Республик не найдется человека, не знающего, где и когда родился летчик Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография участника Второй мировой и Великой Отечественной войн содержит факты, поражающие воображение всех, кто интересуется тактикой ведения воздушных сражений самого кровопролитного противостояния стран, которые только случались в XX веке.

В небе, как дома

На фронте Иван Кожедуб оказался не с первых дней Великой Отечественной, а в марте 1943 года. Однако летчик успел проявить такую смелость, храбрость, непревзойденное мастерство ведения боя, что стал Трижды Уже в мирное время страна оценила заслуги летчика присвоением звания «Маршал авиации» (1985 г).

Кожедуб И.Н. боролся с врагом в составе союзных войск. Наиболее результативный пилот ВОВ устремлялся на выполнение боевых задач 366 раз, преодолел 120 воздушных боев, ликвидировал 62 фашистских самолета.

Ас поражал цели виртуозно, используя малейшие промахи врага. Попадал точно в цель из любого положения самолета. Машина Кожедуба при этом была неуязвимой: даже получив серьезные повреждения, она всегда оставалась «на крыле». Боевые друзья говорили про него: «в небе, как дома».

Две даты рождения

Несгибаемый характер Ивана Кожедуба, его умение находить выход в любой ситуации закладывались в раннем детстве. В семье, занимающейся обработкой земли, росло пятеро детей. Отец (бывший воспитывал ребятишек строго, к труду приобщал рано.

Уже в 5-летнем возрасте Ваня ходил ночью сторожить сад. Глава семейства понимал, что от такой охраны толку мало, но считал, что подобные испытания укрепляют характер, учат преодолевать трудности. Позже мальчик помогал следить за стадом взрослым пастухам (был подпаском). Работы не боялся, считал: дорогу осилит идущий.

В 1934 году 14-летний паренек завершил обучение в сельской школе. Два года постигал знания на рабфаке (рабочие факультеты готовили рабочих и крестьян к обучению в высшей школе). В 1936 году выдержал вступительные испытания в химико-технологический техникум (г. Шостка).

Примечательно: чтобы попасть в техникум, подросток увеличил возраст на пару лет. Есть сведения, что Кожедуб И.Н. родился не 8 июня 1920 г., а 6 июля 1922 г. В 1939-м будущий летчик приступил к занятиям в Шосткинском аэроклубе. Освоил многоцелевой биплан У-2.

Фронтовое небо

Завершить обучение в техникум Кожедубу не довелось - в начале 1940 г. будущий химик-технолог стал красноармейцем (военнослужащим рабоче-крестьянской Красной армии). Судьба направила его по другому пути: к осени сорокового года Иван Никитович получил «корочки» (диплом) Чугуевского военного авиационного училища лётчиков (с марта 1941-го-школа лётчиков). Как лучший курсант был оставлен в учебном заведении летчиком-инструктором, обучать новичков.

Но на передовой тоже нуждались в таких ответственных бойцах, как Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография гласит, что в 1943 г. он был направлен 302-ю истребительную авиационную дивизию, на Воронежский фронт. Так начался его путь как военного кумира многих поколений жителей СССР и Российской Федерации.

В первом бою его самолет Ла-5 получил повреждения - от немецкого "Мессера", а заодно - от советских зенитчиков, ведущих бой. Однако Кожедуб смог посадить поврежденный самолет. Казалось, его летная карьера закончена, едва начавшись. Но командир полка поддержал новичка, дал ему возможность проявить себя в последующих схватках с противником.

Июль, 1943 год

Первым фашистским самолётом, сбитым Кожедубом, стал Ю-87 («Юнкерс»). Схватка произошла шестого июля 1943 года в ходе жесточайших боев на Курской Дуге. Уже 7 июля на счету Ивана значился еще один «Юнкерс», а спустя два дня - 2 истребителя Bf-109 (Messerschmitt Bf.109, или Ме-109).

Военные историки выделяют и подробно описывают четыре основных героических поступка, которые совершил Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография его в этих событях такова. Первый героический поступок датирован тридцатым сентября 1943 г. Этим осенним днем, разворачивая самолет в ходе сопровождения переправы советских войск через Днепр, Иван остался совершенно незащищенным (без прикрытия своих), но не испугался.

Заметив «юнкерсы», спикировал на многоцелевые самолеты люфтваффе, ворвался в звено врага. Потрясенные смелостью советского аса, фашисты прекратили бомбардировку, перешли к обороне. На это и рассчитывал Иван Кожедуб, подвиг которого вошел в историю. Воспользовавшись тем, что один из Ju-87 оторвался от группы, уничтожил его, полностью деморализовав противника.

Октябрь, 1943 год

Третьего октября 1943 г. девять одномоторных истребителей Ла-5 (в том числе самолет Кожедуба) прикрывали пространство проведения военной операции на берегу Днепра. Пилоты увидели в облаках колонну «лаптёжников» (такое прозвище дали русские «Юнкерсам-87»).

Каждые 9 вражеских бомбардировщиков прикрывали шестерки из истребителей «Ме-109». Казалось, что они заполонили все небо. Несмотря на то что силы были неравны, Иван Никитович смело возглавил атаку пяти Ла-5. Противник не ожидал, что мизерное количество смогут серьезно противостоять их крутой армаде, но просчитались.

Через несколько минут после начала атаки на землю рухнули сразу два «юнкерса». Другие самолеты первой девятки тут же дали «задний ход». Через короткое время ретировалась и 2-я девятка Ju-87. Советские летчики брали верх не численностью, а умением, непревзойденной храбростью, самоотверженностью.

Крайнюю «удирающую» машину догнал и превратил в ничто именно Кожедуб Иван Никитович. Краткая биография его зафиксировала, что он поставил «жирную точку» в том бою с фашистскими пикирующими бомбардировщиками.

Февраль, 1945 год

Второй месяц зимы 1945 г. ознаменовался боями на Одере. Как отличился в Висло-Одерской операции Кожедуб Иван Никитович? Краткая биография героя содержит и эти сведения. В небе над Одером летчик одним из первых в мировой истории сбил новейший реактивный «Ме-262». До него победить машину люфтваффе новейшей конструкции не удавалось никому.

Случилось это так. Девятнадцатого февраля Кожедуб и его напарник Д. Титоренко, обнаружили на трех километровой высоте неизвестный самолет. Он летел на скорости, даже для новых "Ла-7" предельной (в конце 1944 г. Кожедуб стал зам. командира 176-го Гв. истребительного авиаполка, который в крайний месяц лета получил истребитель «Ла-7», несколько машин новейшей конструкции).

Кожедуб обратил внимание, что немецкий ас расслабился, ведь его машина летит «быстрее света» и пространство под ней можно оставить без контроля. Советский летчик встретился с вражеской машиной на пересекающемся курсе, его истребитель Ла-7 расстрелял "немца" снизу, прямо «в брюхо».

Титаренко тогда начал стрелять слишком рано, но его атака заставила противника развернуться в сторону временно «молчащего» Кожедуба, что определило победный исход. Когда дистанция сократилась до предельно возможной, Иван открыл огонь, разгромив реактивное «чудо».

Апрель, 1945 год

Во второй месяц победной весны Ивана Кожедуба решили «попугать» союзники - американцы. Ничего не подозревающий летчик Кожедуб, защитил американский «B-17», отпугнув от него двух немецких истребителей. Но практически сразу пережил мощную атаку с дальней дистанции. Кто стрелял - в пылу боя было непонятно. Однако два неизвестный самолета целенаправленно шли на уничтожение советской боевой машины!

Сделав вираж, Иван Никитович, зашел вбок к одному и подбил его. Еще (Кожедуб, казалось, плавал в небе), выстрел - и на землю рухнул второй крылатый нападающий. Как выяснилось, поверженными стали «Мустанги» ВВС США. Союзники объяснили свой вероломный поступок тем, что «произошла ошибка».

На деле соратники по борьбе с гитлеровским фашизмом решили проверить непобедимого Кожедуба «на прочность». И тут не подкачал Иван Кожедуб, подвиг выживания даже в самой неожиданной ситуации можно расценить как еще одно подтверждение тому, что он действительно герой.

Послесловие

Так сколько самолетов сбил Кожедуб? Вместе с «Мустангами» союзников - 64. Кожедуб И.Н. был награжден высокими наградами родного государства: в том числе орденами Ленина (4), Красного знамени (7), Красной Звезды (2), Александра Невского, Отечественной войны I степени и др., а также иностранными орденами. Умер И.Н. Кожедуб восьмого августа 1991 года. Место захоронения - Москва, Новодевичье кладбище.


Биография

Иван Никиттович Кожедуб - советский военный деятель, лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 победы). Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (6 мая 1985).

Псевдоним во время боевых действий в составе Группы советских военных специалистов в Корее - «Крылов».

Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии (ныне Шосткинского района Сумской области Украины) в семье крестьянина - церковного старосты. Принадлежал ко второму поколению советских пилотов-истребителей, принявших участие в Великой Отечественной войне.

В 1934 году Кожедуб окончил школу и поступил в химико-технологический техникум в городе Шостка.

Первые шаги в авиации сделал, занимаясь в Шосткинском аэроклубе. В начале 1940 года - поступил на службу в ряды Красной Армии и осенью того же года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, после чего продолжил в ней службу в должности инструктора.

После начала войны вместе с авиашколой был эвакуирован в Казахстан, город Чимкент. 23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего сержанта. В ноябре 1942 года Кожедуб был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк 302-й истребительной авиационной дивизии (со 2.7.1944 14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия), формирующийся в Иваново. В марте 1943 года в составе дивизии вылетел на Воронежский фронт.

Первый воздушный бой закончился для Кожедуба неудачей и едва не стал последним - его Ла-5 был повреждён пушечной очередью Мессершмитта-109, бронеспинка спасла его от зажигательного снаряда, а при возвращении самолёт был обстрелян советскими зенитчиками, в него попало 2 зенитных снаряда. Несмотря на то что Кожедубу удалось посадить самолёт, полному восстановлению он не подлежал, и лётчику пришлось летать на «остатках» - имеющихся в эскадрилье свободных самолётах. Вскоре его хотели забрать на пост оповещения, но командир полка заступился за него. В начале лета 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, затем он был назначен на должность заместителя командира эскадрильи. Вскоре после этого, 6 июля 1943 года на Курской дуге, во время сорокового боевого вылета, Кожедуб сбил свой первый немецкий самолёт-бомбардировщик Юнкерс Ю-87. Уже на следующий день сбил второй, а 9 июля сбил сразу 2 истребителя Bf-109. Первое звание Героя Советского Союза Кожедубу (уже старшему лейтенанту) было присвоено 4 февраля 1944 года за 146 боевых вылетов и 20 сбитых самолётов противника.

С мая 1944 года Иван Кожедуб воевал на Ла-5ФН (бортовой № 14), построенном на средства колхозника-пчеловода Сталинградской области В. В. Конева. В августе 1944 года, получив звание капитана, он был назначен заместителем командира 176-го гвардейского полка и стал воевать на новом истребителе Ла-7. Второй медали «Золотая Звезда» Кожедуб был удостоен 19 августа 1944 года за 256 боевых вылетов и 48 сбитых самолётов противника.

К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени - гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолёта противника, среди них 17 пикирующих бомбардировщиков Ju-87, по 2 бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.

Последний бой в Великую Отечественную, в котором он сбил 2 FW-190, Кожедуб провёл 17 апреля 1945 года в небе над Берлином. Третью медаль «Золотая Звезда» Кожедуб получил 18 августа 1945 года за высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу, проявленную на фронтах войны. Он был отличным стрелком и предпочитал открывать огонь на дистанции 200-300 метров, крайне редко сближаясь на меньшую дистанцию.

В автобиографии Кожедуб утверждает, что им в 1945 году были сбиты два американских самолёта P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолёт.

И. Н. Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262, который он сбил 19 февраля 1945 года, однако он не был первым, кому это удалось сделать - ещё 28 августа 1944 года один сбитый Me-262 был записан на счёт американских пилотов М. Кроя и Дж. Майерса, а всего до февраля 1945 года американским лётчикам было официально засчитано около 20 сбитых самолётов этого типа.

По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В это же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324-й иад) в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. С апреля 1951 по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).

С июня 1962 по август 1963 год - командующий 76-й воздушной армией. В 1964-1971 - заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года - в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. А в 1985 году И. Н. Кожедубу присвоено воинское звание Маршал авиации.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР II-V созывов, народным депутатом СССР.
Скончался 8 августа 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Список воздушных побед

В официальной советской историографии итог боевой деятельности Кожедуба выглядит как 62 самолёта противника, сбитые лично. Однако недавние архивные исследования показали, что эта цифра немного занижена - в наградных документах (откуда она, собственно, и была взята) по неизвестным причинам отсутствуют две воздушные победы (8 июня 1944 - Ме-109 и 11 апреля 1944 - ПЗЛ-24), между тем как они были подтверждены и официально занесены на личный счёт лётчика.

Всего воздушных побед: 64+0
боевых вылетов - 330
воздушных боёв - 120

По информации Первого канала, в конце Великой Отечественной войны американскими лётчиками в зоне действий советской авиации были сбиты советские истребители. И. Н. Кожедуб вылетел и лично подбил два американских истребителя, виновных в этом акте агрессии. В книге Николая Бодрихина «Советские асы» приведены несколько иные обстоятельства этого эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика атаковавшие его немецкие самолёты, после чего был сам атакован американским истребителем с очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолёта; судя по словам выжившего американского лётчика, американцы приняли самолёт Кожедуба за немецкий Фокке-Вульф с красным носом.

Присвоение воинских званий

сержант (февраль 1941),
старший сержант (23.02.1942),
младший лейтенант (15.05.1943), приказом № 0291 по Воронежскому фронту
лейтенант (5.08.1943),
старший лейтенант (10.11.1943),
капитан (24.04.1944),
майор (19.11.1944),
подполковник (20.01.1949),
полковник (3.01.1951),
генерал-майор авиации (3.08.1953),
генерал-лейтенант авиации (27.04.1962),
генерал-полковник авиации (29.04.1970),
маршал авиации (7.05.1985).

Награды

Трижды Герой Советского Союза (04.02.1944, № 1472; 19.08.1944, № 36; 18.08.1945, № 3).
Кавалер двух орденов Ленина (04.02.1944;21.02.1978).

Кавалер семи орденов Красного Знамени (22.07.1943, № 52212; 30.09.1943, № 4567; 29.03.1945, № 4108; 29.06.1945, № 756; 02.06.1951, № 122; 22.02.1968, № 23; 26.06.1970, № 537483).

Кавалер ордена Александра Невского (31.07.1945, № 37500).
Кавалер ордена Отечественной войны I степени (06.04.1985).
Кавалер двух орденов Красной Звезды (04.06.1955; 26.10.1955).
Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени (22.02.1990).
Кавалер ордена «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (30.04.1975).
Иностранные:
Кавалер ордена Красного Знамени (Монголия).
Кавалер ордена Заслуг перед Отечеством (ГДР).
Кавалер ордена Возрождения Польши.
Кавалер ордена Государственного флага (КНДР).

Звания:

Почётный гражданин городов: Бельцы, Чугуев, Калуга, Купянск, Сумы, Звенигород и других.

Память

Бронзовый бюст Кожедуба установлен на родине в селе Ображиевка.
Его Ла-7 (бортовой № 27) экспонируется в музее ВВС в Монино.

Именем Ивана Кожедуба назван парк в городе Сумы (Украина) возле входа установлен памятник лётчику, а также улица на юго-востоке Москвы (улица Маршала Кожедуба). Также в его честь названы улицы в городах Усть-Каменогорск, Алма-Ата в Казахстане, Салават, Балашиха, Семилуки (Российская Федерация).

Имя Трижды Героя Советского Союза Ивана Никитича Кожедуба носит Харьковский университет Воздушных Сил (бывш.ХВВАУЛ, ХИЛ, ХВУ), а также Шосткинский химико-технологический колледж.

8 июня 2010 года в городе Шостка в ознаменование 90-летия Кожедуба был установлен бюст возле музея Ивана Кожедуба.

12 ноября 2010 года памятник Кожедубу был установлен в Харькове, на территории Харьковского университета Воздушных Сил.

О Кожедубе снят документальный фильм «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба».

В 2010 году Украина праздновала на государственном уровне 90-летие со дня рождения героя. Тогда же была выпущена памятная монета, посвящённая Ивану Кожедубу.

Именем Ивана Кожедуба назван скорый поезд № 118/117 сообщением Сумы - Москва.

Именем Ивана Кожедуба названа улица в микрорайоне Авиаторов города Балашиха Московской области.

Именем Ивана Кожедуба названа небольшая улица в г. Алма-Ата, Республика Казахстан.

Именем Ивана Кожедуба назван пионерский лагерь в Московской области (Одинцовский р-н, под Кубинкой).

Макет самолета Ла-5, на котором совершил первый вылет с Уразовского аэродрома во время войны И. Н. Кожедуб, был открыт в мае 1988 года в Белгородской области.

Кожедуб и Покрышкин

Справедливости ради нужно сказать, что Иван Кожедуб во время войны был не единственным героем-летчиком. Когда говорят о советских асах, часто вспоминают Александра Покрышкина, которого даже в те времена считали если и не главным «врагом» Ивана Кожедуба, не желавшим делить с ним славу, то уж точно – главным соперником. После войны нередко писали, что Покрышкин и Кожедуб якобы устраивали между собой неофициальные соревнования: кто больше собьет самолетов. На самом деле это было не так, ведь кроме всего прочего, летчики служили в разных полках и воевали на разных фронтах. Иван Никитович называл Александра Ивановича своим учителем, старшим товарищем, боевым побратимом. Правда, после войны не отрицал, что здоровая конкуренция между двумя асами все-таки имела место, вот только делали летчики общее дело – били врага. И говорить о том, кто больше сбил самолетов, ни Кожедуб, ни Покрышкин не считали уместным. Хотя именно о подвигах Александра Покрышкина впервые начали широко писать не только советские, но с 1943 года – американские и английские газеты. А Герман Геринг лично получал доклады о летчике, сбивавшем по 3–4 самолета Люфтваффе за один бой. «Внимание! В небе – Покрышкин!» – звучали в эфире предупреждения немецким летчикам, когда его самолет вступал в бой.

Сам Покрышкин, будучи на девять лет старше Ивана Кожедуба, начал воевать с 1941 года. Впоследствии он часто говорил: только тот, кто сражается с первых дней войны, лично познал горечь поражений и выстоял, может называть себя опытным бойцом. Кожедубу, который первые годы войны изучал теорию воздушного боя и проявил себя позже, слышать такое от уважаемого им человека было обидно. Однако это не помешало ему приклеить вырезанный из газеты портрет Покрышкина в кабине своего самолета. Летчики долго не были знакомы. И вот такая возможность Кожедубу представилась: самолет Героя Советского Союза комдива Александра Покрышкина приземлился у них на аэродроме. Но Герой Советского Союза Иван Кожедуб так и не решился подойти и познакомиться с тем, кого считал учителем. Много позже, когда герои-летчики в конце концов пожали друг другу руки, Кожедуб признался Покрышкину: если тот, воюя с первых дней, из практики воздушного боя сформировал теорию, то он, внимательно изучая эту теорию в тылу, воплотил ее в жизнь и даже усовершенствовал.

Александр Покрышкин стал первым, кому позволено было вылетать на «свободную охоту». Такие боевые выходы он практиковал еще в 1941 году. Но тогда каждый такой вылет считался самоуправством, не многие летчики выживали, а те, кто возвращался, были на вес золота. Потому они отделывались строгими предупреждениями, которые, впрочем, применялись только для проформы – те, кто вернулся, всегда докладывали о сбитых вражеских самолетах. Победителей, как известно, не судят. А с 1942 года «свободная охота» советским асам, каким уже без всякого сомнения считался Покрышкин, была разрешена официально – ведь немецкие летчики уже получили такое право. Методом проб и ошибок, десятки раз находясь на волосок от смерти, лейтенант Покрышкин изо дня в день оттачивал систему ведения боя, названную им впоследствии «соколиным ударом». Выведенная им формула победы состояла из четырех компонентов: «Скорость – высота – маневр – огонь». Завидев врага, он стремительно набирал высоту, выполнял отвлекающий маневр и в нужный момент, как сокол, атаковал добычу сверху, открывая прицельный огонь.

«Сталинские соколы» – так называется глава популярной в бывшей ФРГ книге американских историков авиации Р. Толивера и Т. Констебля. Писали ее авторы не о советских летчиках, а отдавали должное лучшему асу Люфтваффе Эрику Хартману. Но о тактике боя, разработанной Александром Покрышкиным и взятой на вооружение Иваном Кожедубом, американские исследователи тоже вспомнили. Вот небольшой фрагмент из их книги: «Покрышкин путем математического анализа нашел те основополагающие формулы тактики, к которым Хартман впоследствии пришел чисто интуитивно. Аналогичность концепций и заключений достойна внимания… Покрышкинские нововведения во многом способствовали тому, что советская истребительная авиация отказалась от догматической доктрины довоенного времени… Искажения не должны привести к тому, чтобы видеть деятельность Покрышкина как летчика-истребителя, командира и тактика как результат голой пропаганды. Его слава заслуженна, и уместно в этой книге отдать дань уважения тому, кто часто дрался с Хартманом и летчиками 52-й истребительной эскадры».

С начала 1990-х годов стало модно уравновешивать книги о советских героях войны публикациями о не менее героическом противнике. И цифры советских самолетов, сбитых немцами, поражали: Хартман – 352, Баркхорн – 301, Ралль – 275 самолетов и так далее. Создавалось впечатление, что трижды Герои Покрышкин и Кожедуб, сбившие, соответственно, 59 и 62 самолета, – бледная тень немцев. «Чего стоят тогда советские летчики, раз такая разница в числе сбитых самолетов?» – заговорили тогда вокруг. Но это вскоре нашло свое объяснение: оказывается, системы подсчетов сбитых самолетов, которые вели в обеих армиях, существенно отличались. Одно дело – сбитые самолеты, а другое – засчитанные. У немцев учет шел с помощью фотокинопулемета, установленного на самолете. Учитывался сам факт попадания в противника, а что с ним дальше было, их не волновало. Напарник аса обычно подтверждал факт сбитого самолета.

В советских же ВВС для подтверждения победы в 1941 году требовали чуть ли не часть сбитого немецкого самолета с номером. Потом пришло понимание, что в истребительной авиации невозможно во многих ситуациях зафиксировать сбитый самолет на земле и дать стопроцентное подтверждение тому, что он сбит. Покрышкину, а позднее Кожедубу и другим советским асам не засчитывали машины, сбитые за линией фронта над вражеской территорией. Но летчикам нужны были не набранные «очки», а реальные победы. И они продолжали атаковать бомбардировщики противника на подлете, так как это было более эффективно. Поэтому у советских асов, в том числе у Покрышкина с Кожедубом, и оказалось очень много незасчитанных самолетов.

Из книги Покрышкин автора

Планета «Покрышкин» У него был зорче глаз на подлинное и суетное. Он знал истинную цену жизни, теплу и хлебу. Он оберегал все живое вокруг себя. Герой Советского Союза Андрей Иванович Труд В последний год жизни А. И. Покрышкин завершил книгу мемуаров «Познать себя в бою».

Из книги Летчики, самолеты, испытания автора Щербаков Алексей Александрович

Иван Никитович Кожедуб Кожедуб - выдающийся ас второй мировой войны. По мнению специалистов, и не только советских, у него самый высокий рейтинг летчика-истребителя, хотя по количеству сбитых самолетов он уступает некоторым немецким асам. О нем достаточно написано.

Из книги Против «мессеров» и «сейбров» автора Крамаренко Сергей

Кожедуб Иван Никитович Кожедуб родился 8 июня 1920 года в маленькой деревне Ображеевке теперешней Сумской области. Область, как и соседние Полтавская и Черниговская, были на краю русской земли, и жители этих мест стояли на ее защите, постоянно вели войны то с печенегами и

Из книги Воспоминания, письма, дневники участников боев за Берлин автора Берлина Штурм

ТРИЖДЫ ГЕРОЙ СОВЕТСКЮГО СОЮЗА ГВАРДИИ ПОЛКОВНИК А. ПОКРЫШКИН На аэродроме у Ютербог В упорных боях, проведённых нами от предгорий Кавказа до центра Германии, воздушные воины моего соединения налетали тысячи часов, прошли в воздухе в общей сложности около 12 миллионов

Из книги Солдаты Империи. Беседы. Воспоминания. Документы. автора Чуев Феликс Иванович

«ТРИЖДЫ ПОКРЫШКИН СССР» Мне присылает открытки их Техаса американский летчик, с которым и познакомился в Анголе,- симпатичный и, как я думаю, душевный парень. Он собирает фотографии выдающихся авиаторов разных стран. Я открылся ему, что знал немало советских пилотов

Из книги Небо начинается с земли. Страницы жизни автора

Три Золотые Звезды. «Внимание, Покрышкин!» Весной 1943 года произошло кубанское воздушное сражение – одно из крупнейших в минувшей войне. Боя в небе шли над землей с рассвета до темна. В воздухе порой было тесно от самолетов.Геринг послал на Кубань отборные авиационные

Из книги Друзья в небе автора Водопьянов Михаил Васильевич

«Внимание, Покрышкин!» Весной 1943, года произошло кубанское воздушное сражение - одно из крупнейших в минувшей войне. Бои в небе шли над землей с рассвета до темпа. В воздухе порой было тесно от самолетов.Геринг послал па Кубань отборные авиационные части.Их встретили в

Из книги Верность Отчизне. Ищущий боя автора Кожедуб Иван Никитович

И.Н. Кожедуб на Корейской войне

Из книги Покрышкин автора Тимофеев Алексей Викторович

Из книги Покрышкин автора Тимофеев Алексей Викторович

Из книги Иван Кожедуб автора Кокотюха Андрей Анатольевич

XX. Поручик Лермонтов и маршал Покрышкин Да, я не изменюсь, и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный. М. Ю. Лермонтов. Кинжал Фрунзенская набережная. Элитный, ухоженный столичный район. В ансамбле «сталинской» архитектуры заметно монументальное здание с гербом

Из книги Служу Родине. Рассказы летчика автора Кожедуб Иван Никитович

XXI. Планета «Покрышкин» У него был зорче глаз на подлинное и суетное. Он знал истинную цену жизни, теплу и хлебу. Он оберегал все живое вокруг себя. Герой Советского Союза Андрей Иванович Труд В последний год жизни А. И. Покрышкин завершил книгу мемуаров «Познать себя в

Из книги 1941–1945. Священная война автора Елисеев Виталий Васильевич

Кожедуб-инструктор Ближе к осени 1941 года произошло событие, снова всколыхнувшее жизнь летчиков, служивших на чугуевском аэродроме. Командование школы получило приказ немедленно сформировать полк из опытных инструкторов, отлично владеющих техникой пилотирования. Им

Из книги автора

ИВАН КОЖЕДУБ Трижды Герой Советского Союза

Из книги автора

Глава 22. Летчик-истребитель А. Покрышкин Летом 1942 года в каникулы вдвоём с Шуриком Мошкаровым пошел посмотреть кинофильм «Чапаев». То, что Чапаев утонул, переплывая реку Урал, всё это были настоящие враки. Об этом нам рассказали знакомые ребята, которые уже посмотрели

Личная жизнь

Краснознаменная Военно-воздушная академия была основана в 1940 году. Многие ее выпускники за время войны стали прославленными командирами. Теперь, осенью 1945 года, ее слушателями стали испытанные фронтовые летчики, представители разных родов авиации. Среди них двести семьдесят Героев и двадцать два дважды Героя Советского Союза. Перед каждым стояла цель: освоить новую авиационную технику, овладеть командирскими навыками и вернуться в строй, чтобы в мирное время охранять небо родины.

Академический городок раскинулся в живописной местности среди лесов. Аудитории, библиотека, сам распорядок жизни – все располагало к учению. Но поначалу боевые летчики, успешно бившие врага, не могли спокойно сидеть за книгами, изучать теорию, сложную военную науку. Наступила новая эра в авиации – эра реактивных самолетов. Тех самых, с одним из которых Иван Кожедуб столкнулся в небе всего лишь полгода назад. Тогда в советские воинские части уже стали поступать отечественные машины нового типа.

Конец 1946 года внес изменения и в личную жизнь Ивана Кожедуба. Возвращаясь вечером в подмосковное Монино на электричке, Иван встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным адъютантом и помощником, как сам Иван Никитович ее называл. О личной жизни Кожедуба известно немного, и тому есть объяснение: его подлинной личной жизнью, по утверждению близких, была и оставалась авиация. Но кое-что можно узнать из рассказов сына прославленного летчика, Никиты Ивановича, капитана I ранга запаса. Так стало известно, что первое знакомство в электричке могло стать для обоих молодых людей последним. Веронике молодой офицер сначала не понравился, показался неприглядным из-за невысокого роста и украинского акцента. Но, прохладно расставшись, молодые люди через некоторое время снова встретились в той же электричке. Иван взял инициативу в свои руки и уговорил Веронику пойти с ним на танцы в гарнизонный клуб.

Дело было зимой, под самый Новый год. Кожедуб встретил Веронику в летном реглане, надетом поверх кителя. Пока они шли по территории части к клубу, девушку удивило, что все офицеры, даже старше по званию, отдавали Ивану честь. Думала: что за майор такой, если ему даже полковники честь отдают и вытягиваются по стойке смирно. Дело в том, что отдавать честь и выполнять команду «Смирно!» перед Героем Советского Союза даже старших по званию чинов обязывали военные правила, учрежденные Иосифом Сталиным (при Хрущеве эти правила были отменены). Но Иван не признавался ей, в чем секрет, пока не зашли в клуб. Когда же он снял реглан, девушка увидела три Звезды Героя, кучу планочек орденов – и потеряла дар речи. После танцев было застолье, где Кожедуб, по сложившейся в части традиции, представил свою избранницу офицерам. Потом рассказывал Веронике, как товарищи подходили к нему и шептали на ухо: «Ну, Иван, выбор одобряю». Новый, 1947 год молодые люди уже встречали вместе. А утром 1 января в поселковом совете Монино их быстро, без свидетелей, расписали.

С тех поры Кожедубы прожили душа в душу почти пятьдесят лет. Правда, Вероника недолюбливала традиционных застолий, которые часто устраивались в доме. По словам сына, мать строго присматривала, чтобы Кожедуб, не дай бог, не выпил лишнего, хотя он и сам прекрасно знал меру. «Никогда я его не видел пьяным, – вспоминает Никита Иванович. – И сколько бы он вечером с друзьями ни принял, утром всегда был как огурчик. Мужик был крепкий. Но иногда наутро после праздника мама на батю бурчала, мол, разошелся ты вчера, хватил лишку. На такие случаи у него была любимая поговорка: «Три танкиста выпили по триста – гордый сокол выпил девятьсот». На этом разбирательства заканчивались».

Возможности у семьи Кожедуб в те годы были достаточно большими, в том числе и финансовые. В конце 1940-х годов, когда они какое-то время жили в Ленинграде, в городе было много комиссионных магазинов, где можно было найти очень редкие и красивые вещи. Обычно накануне какого-нибудь праздника Вероника с подругами устраивала рейд по комиссионкам, а потом говорила мужу, что в таком-то магазине ей понравилось пальто или кофточка. К празднику Иван дарил жене именно эту вещь.

Дома Иван Кожедуб во всех домашних делах полагался на супругу. Она главенствовала в семье и с детьми была построже, чем отец. В быту Иван Никитович был очень мягким человеком. Однажды, когда сына хотели отчислить из Суворовского училища за курение, Кожедуб заступился, поговорил с начальником, а потом спокойно сказал Никите: «Ты, сынок, должен бросить эту гадость!» Кстати, сам Иван Никитович бросал курить огромное количество раз. Как-то они с сыном гуляли на Красной площади, когда Кожедуб перед самой площадью докурил сигарету, растер окурок о брусчатку и зарекся больше не курить. Для него Красная площадь, по словам Никиты Ивановича, была священным местом. Клятва, которую он дал именно здесь, должна была удержать его от вредной привычки. А жена и старшая дочь уже замучили Кожедуба-старшего уговорами бросить курить. И три года он таки продержался. Интересно, что когда Иван Никитович в очередной раз бросал курить, он докуривал сигарету, а на окурке ставил дату и расписывался. Но такая же процедура могла повториться и завтра, и послезавтра. Вероника вспоминала, что как только Иван приходил с полетов, то сразу же бросал курить. Проходит несколько дней – снова в полет. Как же перед вылетом не покурить, ведь это уже было что-то вроде ритуала. Потом Иван Никитович стал собирать эти подписанные окурки. Со временем их набралась большая коробка из-под обуви, которая хранилась в доме достаточно долго. Иногда Кожедуб перебирал эти памятные окурки, смотрел на дату, вспоминал, что было в этот день. Бывало, самые большие окурки закуривал повторно, а потом снова ставил на них еще одну дату и роспись.

Из книги Последний император Китая. Пу И автора Усов Виктор Николаевич

12. Личная жизнь правителя Характеризуя действия Пу И в период Маньчжоу-Го, следует сказать, что он был человеком довольно неуравновешенным, жестоким, трусливым и подозрительным. Если мы посмотрим на обличительные сведения, поданные его домочадцами, когда они все сидели в

Из книги Кремлевское дело автора Иванов Николай Владимирович

Личная жизнь Рано Хабибовны Всего четыре месяца проработала школьной учительницей педагог по специальности Рано Абдуллаева. Её увлекла комсомольская работа. Стала Рано первым секретарём ЦК ЛКСМ Узбекистана, затем – заместителем Председателя Совета Министров

Из книги Владимир Клавдиевич Арсеньев автора

Из книги "Мне сопутствовала счастливая звезда..." (Владимир Клавдиевич Арсеньев 1872-1930гг) автора Хисамутдинов Амир Александрович

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ Белой властью было организовано во Владивостоке Управление рыбными промыслами Дальнего Востока и 1 ноября 1918 года начальство подписало приказ о назначении В.К.Арсеньева младшим инспектором рыболовства. В конце ноября того же года Арсеньева ждал страшный

Из книги Пересекая границы. Революционная Россия - Китай – Америка автора Якобсон Елена Александровна

ГЛАВА 12 Личная жизнь Университет был важной частью моей жизни в течение тридцати двух лет. Я очень ценю эти годы роста и накопления опыта. Мне повезло: я могла учить языку, который был моим от рождения, на котором я говорила с самого детства, могла передавать русское

Из книги Солёное детство автора Гезалов Александр Самедович

Неличная личная жизнь Ее не было, и пока, к сожалению, не предвидится. Да и что такое личная жизнь? Привязанность к бытовым приборам, мягкой кровати и ножу для хлеба за 100 долларов? Или теща, живо интересующаяся, как живете, что жуете и что у вас в мусорном ведре? Моя семейная

Из книги Дорогой Леонид Ильич автора Семанов Сергей Николаевич

Личная жизнь, она же общественная Не так уж много лет миновало со дня кончины Леонида Ильича Брежнева, но уже можно сказать, что вся его жизнь, включая семейные обстоятельства, известна подробно и достоверно. Так далеко не всегда случается в биографиях видных политических

Из книги Моя бульварная жизнь автора Белан Ольга

Личная жизнь А теперь я попробую ответить на самый больной вопрос, который обязательно возникнет у читателя после прочтения последней главы и который мне всегда задают на публичных встречах - с читателями, студентами, подписчиками. Зачем мы пишем про личную жизнь

Из книги Суровые истины во имя движения Сингапура вперед (фрагменты 16 интервью) автора Ли Куан Ю

МОЯ ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ - ЭТО МОЕ ДЕЛО - Вы говорите, что Хо Чин - хорошая жена и мать, которая способна вывернуться наизнанку, которая приняла двух детей премьер-министра от первого брака как своих. Но, судя по всему, общественность не знает ее с этой стороны.- А почему они должны об

Из книги Жены шахматных королей автора Гик Евгений Яковлевич

Из книги Дело Кольцова автора Фрадкин Виктор Александрович

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ Сложной и разносторонней была творческая и общественная деятельность Кольцова, но надо сказать, что его личная жизнь сложилась тоже непросто и нелегко. Он был женат трижды, хотя в общем, это не такое уж редкое явление. Я уже упоминал о том, что в 1918 году в Киеве

Из книги Дочь Сталина автора Самсонова Варвара

Часть III ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Из книги Жданов автора Волынец Алексей Николаевич

Глава 9. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ В НИЖНЕМ Секретарь Нижегородского крайкома стоял на хорошем счету не только как эффективный руководитель, обеспечивающий впечатляющий рост экономики. И сугубо в бытовом плане он мог считаться - и считался! - образцовым партийным руководителем и

Из книги Иван Кожедуб автора Кокотюха Андрей Анатольевич

Личная жизнь Краснознаменная Военно-воздушная академия была основана в 1940 году. Многие ее выпускники за время войны стали прославленными командирами. Теперь, осенью 1945 года, ее слушателями стали испытанные фронтовые летчики, представители разных родов авиации. Среди

Из книги Генерал Абакумов. Палач или жертва? автора Смыслов Олег Сергеевич

Личная жизнь министра По воспоминаниям очевидцев, Виктор Семенович на служебной машине ездить не любил, предпочитал ходить пешком, а на улицах приказывал сопровождающим давать по сто рублей нищим, преимущественно старухам. Ему нравилось, когда старухи крестились,

Из книги Что сделала бы Грейс? Секреты стильной жизни от принцессы Монако автора Маккинон Джина

Раунд второй: личная жизнь Разница в стиле отражается и в описании личной жизни двух наших блондинок. Грейс, как известно, не раскрывала своих карт и давала очень мало интервью (по крайней мере, на ранних этапах своей карьеры). «Человек не должен делиться сокровенным, иначе