Какие есть органы власти? Системы органов человека. Органы и системы органов Кто относится к органам

В своей совокупности государственные органы Российской Феде­рации образуют единую систему.

Государственная власть в Российской Феде­рации осуществляется Президентом РФ, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Органы законодательной власти:

1) Федеральное Собрание РФ;

2) народные собрания, государственные собрания, верховные советы, за­конодательные собрания республик в составе Федерации;

3) думы, зако­нодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, авто­номной области и автономных округов.

Федеральным законодательным и пред­ставительным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание.

К органам исполнительной власти относятся:

1) Правительство РФ – высший орган федеральной исполнительной власти;

2) дру­гие федеральные органы исполнительной власти – министерства и ве­домства при Правительстве РФ;

3) органы исполнительной власти субъ­ектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов Фе­дерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства.

Они образуют­ся (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти – президентами или главами администраций. Так, Правитель­ство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Го­сударственной Думы Председателя Правительства и по предложению Председателя Правительства – заместителей Председателя Правитель­ства и федеральных министров.

Органы судебной власти – Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституцион­ного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 125) судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроиз­водства, является Конституционный Суд РФ.

Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, админи­стративным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуще­ствляющим в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дающим разъяснения по вопросам судебной практики, является согласно Конституции РФ (ст. 126) Верховный Суд РФ.

В Конституции РФ (ст. 127) устанавливается, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматри­ваемых арбитражными судами, который осуществляет в предусмотрен­ных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики, является Высший Арбитражный Суд РФ.

Аналогичные функции осуществляют соответствующие суды в субъектах Федерации.

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Президент Российской Федерации избирается гражда­нами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Требования к кандидату на пост Президента РФ:

1) Гражданство РФ (независимо от оснований приобретения);

2) Не моложе 35 лет;

3) Постоянное проживание в РФ не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Россий­ской Федерации более двух сроков подряд.

Президент РФ избирается на 6 лет.

Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Полномочия Президента РФ закреплены Конституцией РФ (ст. 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90).

Порядок отрешения Президента РФ от должности – ст. 93 Конституции РФ.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнитель­ного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается сроком на 5 лет.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Рос­сийской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

К ведению Совета Федерации относятся:

1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Феде­рации;

2) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

3) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

4) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

5) назначение выборов Президента Российской Федерации;

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

7) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитраж­ного Суда Российской Федерации;

8) назначение на должность и освобождение от должности Генерально­го прокурора Российской Федерации;

9) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

1) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

2) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

3) назначение на должность и освобождение от должности Председате­ля Центрального банка Российской Федерации;

4) назначение на должность и освобождение от должности Председате­ля Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

5) назначение на должность и освобождение от должности Уполномо­ченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

6) объявление амнистии;

7) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Общие полномочия Правительства Российской Федерации:

1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

2) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

4) формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реа­лизацию;

5) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции, специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере и иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитием экономики, управлением развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции , осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

— Президент России;

— Правительство России;

— правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; нормотворчество; организацию системы центральных органов исполнительной власти России; гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. За время действия института президентства в России специальной структурой в Администрации Президента был советник Президента по вопросам экологии и охраны здоровья. Позднее эта должность была упразднена. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета Безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате. Соответствующими Указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (1996 г.) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами. Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера — федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

— обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;

— осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;

— проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В Аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

Читайте также:

http://government.ru

http://premier.gov.ru

Министерство внутренних дел Российской Федерации http://www.mvd.ru
ГУ МВД России по г. Москве
http://77.мвд.рф/ Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий http://www.mchs.gov.ru Министерство иностранных дел Российской Федерации http://www.mid.ru

  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
  • http://rs.gov.ru Министерство обороны Российской Федерации http://www.mil.ru
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
  • http://www.fsvts.gov.ru
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
  • http://www.fstec.ru Министерство юстиции Российской Федерации http://www.minjust.ru
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • http://www.fsin.su
  • Федеральная служба судебных приставов
  • http://www.fssprus.ru Министерство здравоохранения Российской Федерации http://www.rosminzdrav.ru
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
  • http://www.roszdravnadzor.ru
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • http://fmbaros.ru Министерство культуры Российской Федерации http://www.mkrf.ru
  • Федеральное агентство по туризму
  • http://www.russiatourism.ru Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации http://www.mnr.gov.ru
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • http://www.meteorf.ru
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
  • http://rpn.gov.ru
  • Федеральное агентство водных ресурсов
  • http://voda.mnr.gov.ru
  • Федеральное агентство лесного хозяйства
  • http://www.rosleshoz.gov.ru
  • Федеральное агентство по недропользованию
  • http://www.rosnedra.com Министерство промышленности и торговли Российской Федерации http://www.minpromtorg.gov.ru
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • http://www.gost.ru Министерство просвещения Российской Федерации Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока http://minvostokrazvitia.ru Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа http://www.minkavkaz.gov.ru/ Министерство сельского хозяйства Российской Федерации http://www.mcx.ru
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • http://www.fsvps.ru
  • Федеральное агентство по рыболовству
  • http://www.fish.gov.ru Министерство спорта Российской Федерации http://www.minsport.gov.ru Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства http://www.minstroyrf.ru Министерство транспорта Российской Федерации http://www.mintrans.ru
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • http://www.rostransnadzor.ru
  • Федеральное агентство воздушного транспорта
  • http://www.favt.ru
  • Федеральное дорожное агентство
  • http://www.rosavtodor.ru
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  • http://www.roszeldor.ru
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта
  • http://www.morflot.ru Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации http://www.rosmintrud.ru
  • Федеральная служба по труду и занятости
  • http://www.rostrud.ru Министерство финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru
  • Федеральная налоговая служба
  • http://www.nalog.ru
  • Федеральная Служба по регулированию алкогольного рынка
  • http://www.fsrar.ru
  • Федеральная таможенная служба
  • http://www.customs.ru
  • Федеральное казначейство (федеральная служба)
  • http://www.roskazna.ru Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации http://www.minsvyaz.ru
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
  • http://rkn.gov.ru/
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • http://www.fapmc.ru
  • Федеральное агентство связи
  • http://www.rossvyaz.ru Министерство экономического развития Российской Федерации http://www.economy.gov.ru
  • Федеральная служба по аккредитации
  • http://www.fsa.gov.ru
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
  • http://www.rosreestr.ru
  • Федеральная служба государственной статистики
  • http://www.gks.ru/
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности
  • http://www.rupto.ru
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  • http://www.rosim.ru Министерство энергетики Российской Федерации http://minenergo.gov.ru Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) http://svr.gov.ru Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) http://www.fsb.ru Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации http://www.rosgvard.ru Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) http://www.fso.gov.ru Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба) http://www.fedsfm.ru Федеральное архивное агентство http://archives.ru Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) http://www.gusp.gov.ru Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство) http://www.udprf.ru Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба) http://www.gfs.ru Федеральная антимонопольная служба http://www.fas.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека http://www.rospotrebnadzor.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору http://www.gosnadzor.ru
    Федеральное агентство по государственным резервам http://www.rosreserv.ru
    Федеральное агентство по делам молодежи http://www.fadm.gov.ru Федеральное агентство по делам национальностей http://fadn.gov.ru/

    Что такое исполнительная власть? Какие функции она выполняет? Чем отличается исполнительная власть от судебной и законодательной? Из каких органов состоит? На эти часто задаваемые вопросы мы ответим в нашем материале.

    Исполнительная власть - один из трех видов власти в странах с ее разделением. Конституция РФ содержит утверждение, что государственная власть в России разделяется на законодательную, исполнительную и судебную (Ст. 10). В чем различие этих трех видов власти и чем конкретно занимается каждая из них? Как выглядит структура каждого из названных видов власти в нашей стране? Сегодня в нашей статье речь пойдет об исполнительной власти .

    Если с судебной властью все более или менее понятно (судебную власть составляет система судебных органов страны, в которые входят Верховный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные и конституционные суды), то с остальными двумя видами все обстоит не так просто.

    Законодательная власть — власть в области законодательства. Ею управляет отдельный орган, занимающийся разработкой законодательства. В РФ законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием. Оно состоит из двух палат - верхней и нижней. Верхняя называется Совет Федерации. Нижняя - Государственная дума РФ. В субъектах России законодательная власть осуществляется Законодательными собраниями.

    Исполнительная власть — одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве.

    Реализуется как совокупность полномочий по управлению государственными делами, то есть представляет структуру органов, осуществляющих эти полномочия.

    Органами исполнительной власти осуществляется ее реализация. Это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти - выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Исполнительная власть и законодательная власть должны быть строго разделены, чтобы не оказывать влияние друг на друга.

    Субъекты исполнительной власти

    С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти :

    1) Российская Федерация как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ;

    2) равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

    С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: 1) Президент Российской Федерации; 2) Правительство Российской Федерации; 3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства); 4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 5) главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты, главы администраций); 6) правительства субъектов Российской Федерации; 7) иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Соответственно, существует разделение на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов (региональные). Федеральные органы исполнительной власти состоят в РФ из трех звеньев - это министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

    Федеральные органы исполнительной власти

    Федеральная служба — общее название федерального органа государственного управления, который осуществляет контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере. Федеральное агентство — разновидность федеральных органов исполнительной власти России. Основные функции — правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом. Министерства управляют определенной сферой деятельности каждое.

    Руководство деятельностью федеральных министерств, служб и агентств осуществляет президент РФ. Он же принимает решение о создании и упразднении этих органов исполнительной власти. Например, указом президента РФ Владимира Путина в апреле 2016 года были упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и Федеральная миграционная служба (ФМС). Их функции были переданы Министерству внутренних дел (МВД).

    Той же весной президент приказал создать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардию). Ею также осуществляется исполнительная власть. В Национальную гвардию были преобразованы внутренние войска МВД. Росгвардия представляет федеральные органы исполнительной власти.

    На данный момент исполнительные органы государственной власти (федеральные) имеют следующую структуру:

    1. Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России)

    2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)

    3. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России)

    Общие сведения о системе государственных органов РФ

    Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России)

    5. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России)

    6. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России)

    7. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба) (СВР России)

    8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) (ФСБ России)

    9. Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

    10. Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба) (ФСО России)

    11. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)

    12. Федеральное архивное агентство (Росархив)

    13. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство) (ГУСП)

    14. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

    15. Следственный комитет Российской Федерации (Следственный комитет) (федеральный государственный орган)

    Чем занимается орган исполнительной власти

    Одним из органов исполнительной власти является Министерство юстиции РФ.

    Это федеральное министерство занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и адвокатской деятельности, нотариата и нотариальной деятельности, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения и других.

    Министр юстиции, как и прочие министры, назначается президентом РФ. Аппарат Министерства юстиции состоит из центрального аппарата, территориальных органов Минюста, судебно-экспертных учреждений, Научного центра правовой информации и прочих подразделений. Исполнительная власть в своих органах зачастую имеет сложную и разветвленную структуру.

    Региональные органы исполнительной власти

    Органы исполнительной власти субъектов (региональные органы) состоят из комитетов (в Москве и Санкт-Петербурге), департаментов и главных управлений . Органами исполнительной власти в регионе также являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями.

    Исполнительная власть через свои органы в соответствии со их полномочиями решаются задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ. При этом при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти и согласовании их состава учитываются особенности конкретного региона. Для региональных органов исполнительной власти характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

    Признаки исполнительной власти

    Исполнительная власть обладает следующими признаками :

    • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
    • является проводником государственной политики в жизнь;
    • подзаконна по своему характеру и задачам;
    • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
    • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
    • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

    В одном из следующих материалов мы продолжим разговор о трех видах власти и разберем, что такое законодательная власть .

    Органы исполнительной власти субъектов РФ – органы, образованные в соответствии с Конституцией РФ и законами субъекта РФ, осуществляющие полномочия в пределах своей компетенции и полномочия органов исполнительной власти РФ в пределах, установленных договорами о разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов.

    Система органов исполнительной власти субъектов РФ входит в единую систему исполнительной власти РФ и включает в себя:

    1) глава высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (высшее должностное лицо субъекта РФ);

    2) высший исполнительный орган, включающий: органы, составляющие аппарат главы администрации; управления, комитеты, отделы и прочие службы администрации, находящиеся в двойном подчинении у главы администрации и соответствующих федеральных органов; территориальные органы федеральных министерств и ведомств.

    Глава высшего исполнительного органа субъекта РФ одновременно является главой соответствующего субъекта РФ. Эта должность замещается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок выборов устанавливается законами соответствующего субъекта РФ. Главой исполнительной власти субъекта РФ может быть гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральными законами, конституцией (Уставом) и (или) законом субъекта РФ набором определенных возрастных, образовательных и иных обязательных признаков.

    Высшее должностное лицо субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе:

    1) подписывать договоры и соглашения от имени субъекта РФ в сфере регулирования отношений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти иных субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей;

    2) подписывать и обнародовать законы субъекта РФ;

    3) формировать высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

    4) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации.

    Акты высшего должностного лица субъекта РФ:

    1) указы (постановления) (носят нормативный характер);

    2) распоряжения (издаются по конкретным вопросам).

    Глава субъекта РФ может быть отрешен от должности за неисполнение своих обязанностей высшим законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ, Президентом РФ, населением соответствующего субъекта РФ в порядке отзыва.

    Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ в соответствии со своей компетенцией вправе:

    1) осуществлять в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    2) обеспечивать исполнение бюджета субъекта Федерации и готовить отчет об исполнении указанного бюджета;

    3) формировать иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

    4) осуществлять иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации.

    Высший исполнительный орган государственной власти субъекта издает постановления и иные акты, установленные законами соответствующего субъекта РФ.

    Вконтакте

    Сегодня без органов государственной власти не мыслима работа государственного аппарата нашей страны. Именно они являются центральным звеном, вокруг которого осуществляются полномочия. Давайте рассмотрим, какие органы государственной власти существуют.

    Характеристики органов гос. власти

    Органы государственной власти – это рычаги, через которые народ в соответствии с Конституцией РФ может осуществлять свои властные полномочия. Характеризуются органы государственной власти следующими чертами:

    • обладают государственно-властными полномочиями
    • создаются и работают в порядке, установленном государством
    • наделены государственными полномочиями по выполнению государственных функций Российской Федерации
    • являются одной из частей общей системы органов государственной власти России

    Если рассматривать все государственные органы в совокупности, то можно отметить, что они составляют единую систему. В Конституции сказано, что эта система состоит из органов власти РФ и её субъектов. Именно такая единая система основывается на целостности России и единстве органов власти субъектов Федерации. Кроме того, единство системы проявляется в том, что предметы ведения, а также полномочия разграничены между органами гос. власти РФ и органами власти субъектов. Государственная власть в России в соответствии с Конституцией осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, а также судами РФ. Данные виды органов государственной власти образуют свою уникальную систему, которая, в свою очередь делится еще на несколько подсистем.

    Согласно Конституции, Президент не является составной частью ни одной из ветвей власти. Он обеспечивает согласованность действий остальных органов власти и контролирует выполнение поставленных перед ними задач. Также он руководит работой Правительства и подписывает законодательные акты, имеющие главенствующее значение в масштабах страны.

    Три ветви власти

    Теперь давайте рассмотрим, какие органы государственной власти на сегодняшний день имеются в государстве. Прежде всего, органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, различные народные собрания, думы, законодательные собрания, областные собрания и другие народные органы, члены которых избираются путем всенародного голосования. Совокупность всех вышеуказанных региональных органов и представляет собой систему представительных органов нашей страны. Кроме того, органы законодательной власти можно разделить на региональные и федеральные.

    Если же говорить об органах исполнительной власти, то к ним можно отнести Правительство РФ, а также органы исполнительной власти территориальных единиц, то есть субъектов Федерации. Виды органов государственной власти субъектов данной категории – это главы администраций и Президенты республик, губернаторы, правительства и различные государственные ведомства и комитеты. Именно они образуют единую целостную систему органной исполнительной власти РФ. Возглавляется она Правительством РФ. Основная характерная черта органов исполнительной власти – это то, что они создаются в приказном порядке руководителями – администрацией или Президентом соответствующей территориальной единицы. Деятельность органов исполнительной власти носит только распорядительный и исполнительный характер. Аналогично законодательным органам, органы исполнительной власти можно разделить на федеральные и региональные.

    Что касается третьей ветви власти – судебной, то она состоит из Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ и судов субъектов. Все органы правосудия и составляют единую судебную систему страны. Особенностью данной категории власти является осуществление властных полномочий с помощью административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

    Также существует и особая группа государственных органов власти, которая не входит ни в одну из ветвей власти – это Прокуратура. Согласно Конституции она состоит из централизованной системы, подчиняющейся Генеральному прокурору. Основной вид деятельности Прокуратуры – это надзор за исполнением законодательства РФ в сфере управления и государственной службы. Таким образом, мы рассмотрели, какие органы осуществляют государственную власть.

    Органы власти субъектов

    Так как Россия является Федеративным государством, то власть в ней делится не только по горизонтали, но и по вертикали. Аналогичные органы государственной власти существуют в каждом из субъектов РФ, но при этом они подчиняются вышестоящим инстанциям.

    Предметы ведения, контролируемые федеральными органами власти и региональными, имеют строгое разграничение в Конституции РФ. Однако отдельным субъектам, согласно Основному закону, выделяют привилегированные полномочия. Кроме того, именно Конституция закрепляет то, что субъекты могут самостоятельно формировать собственные органы власти и законодательно закреплять определенные порядки.

    Законодательные органы субъектов

    Что касается законодательных органов власти, то в субъектах ими являются собрания, думы и т.д. Они обладают неограниченной законотворческой инициативой в пределах своего региона. Органами исполнительной власти субъекта являются Администрации и правительства, руководят которыми Президенты, губернаторы и главы Администраций. Первый заместитель губернатора очень часто является также и главой Правительства. Система исполнительной власти состоит из территориальных органов управления, которые создаются непосредственно главой Администрации.

    В каждом субъекте РФ органы законодательной власти могут иметь разное название, но объединяет их всех то, что все члены законодательного собрания избираются путем голосования сроком на четыре года.

    В судебной ветви органов государственной власти на региональном уровне можно выделить Краевые суды и областные суды, которые действуют в соответствии с региональным законодательством и не входят в систему судов Общей юрисдикции. Таким образом, мы рассмотрели, какие есть органы власти в региональном масштабе.

    Предметы ведения

    Предметы ведения региональных и Федеральных органов власти строго разграничены в Конституции РФ, однако существуют такие вопросы, которые составляют совместные предметы ведения. В таком случае региональный орган власти может на своё усмотрения выбирать способ регулирования того или иного вопроса.

    Органы государственной власти – это основной механизм государственности России. В зависимости от того, какие органы власти существуют в государстве, и какую роль они играют в обществе, можно сказать, является ли государство правовым.

    У высших животных, в том числе и у человека, многие органы при развитии функционально дополняют друг друга. Таким образом, в организме человека возникли многие системы органов, направленных на выполнение общей функции. В целом организме выделение системы органов сугубо условно, так как функционально все системы взаимосвязаны.

    Система органов представляет совокупность многих органов, развивающихся из общего зачатка, выполняющих общую функцию и топографически связанных.

    Различают следующие системы органов и аппаратов. 1. Система органов опоры и движения построена из костей, связок, суставов и мышц. Эти опорно-двигательные органы создают опору для всех органов и систем организма, защищают внутренние органы, формируют костные полости. Мышцы, находясь под контролем сознания человека, выполняют целенаправленные движения.

    2. Система органов пищеварения включает органы ротовой полости, эмаль зубов, язык, слюнные железы, глотку, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, пищеварительные железы желудка, тонкой кишки, печень и поджелудочную железу, брюшину. В целом пищеварительная система осуществляет питание организма. Установлено, что только через слизистую оболочку тонкой кишки возможно всасывание питательных веществ, подготовленных путем расщепления пищи пищеварительными соками. Через пищеварительную систему не только внешняя среда входит в соприкосновение с внутренней средой организма, но и через нее покидают организм и остатки продуктов пищеварения. Функция пищеварительной системы зависит от кровоснабжения и иннервации.

    3. Система органов дыхания участвует главным образом в обеспечении организма кислородом и выведении углекислого газа и воды. Она устроена таким образом, что огромная площадь кровеносных капилляров контактирует с воздухом, являющимся для организма внешней средой.

    4. Сердечно-сосудистая система имеет сердце, крупные и мелкие артериальные сосуды. Сердце побуждает своими сокращениями движение крови по крупным и мелким сосудам. Благодаря движению крови в органах и тканях совершается непрерывный обмен веществ, в результате клетки получают кислород, питательные вещества, гормоны и освобождаются от метаболитов.

    Лимфатическая система многими считается частью кровеносной системы. К ней относятся лимфатические сосуды и лимфатическая ткань.

    5. Нервная система разделяется на центральную и периферическую. Нервная система объединяет все органы и системы в единое целое и устанавливает контакт с внешней средой.

    6. Мочевой аппарат выполняет функцию выведения растворенных ядовитых веществ, ненужных организму; регулирует химический состав крови. Процессы образования мочи тесно связаны с кровотоком через почку.

    7. Половой аппарат выполняет функцию размножения. В половой системе формируются половые клетки. Помимо этого, половая система имеет специальные железы внутренней секреции, вырабатывающие гормоны, которые определяют психофизические особенности мужского и женского организма.

    8. Сенсорный аппарат включает орган зрения, слуха, равновесия, обоняния и осязания. С их помощью организм получает раздражения из внешней среды.

    9. Эндокринный аппарат включает железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидную железу, паращитовидные железы, надпочечники, половые железы (яички и яичники), предстательную железу, островки поджелудочной железы. Каждая железа выделяет специфические гормоны, поступающие в кровь. Гормоны вместе с нервной системой оказывают регулирующее влияние на функцию всех клеток организма. Железы имеют различное происхождение и топографию. Их сближают только функциональные особенности и тип выделения гормонов.

    Человеческий организм представляет собой уникальную, сложную конструкцию, в которой все процессы протекают только благодаря слаженной совместной работе каждой клеточки, из которых состоят ткани каждого органа нашего тела. Но одна структура не может выполнять все необходимые функции для жизнедеятельности нашего организма, поэтому все части тела, выполняющие похожие функции, объединяют в системы.

    Таким образом, система органов - это совокупность образований, похожих по своему строению, функциям и развитию. Выделяют 5 таких объединений, каждое из которых выполняет свою определенную и немаловажную роль в существовании всего организма. Какие же можно выделить системы органов человека?

    Респираторный тракт

    Играет большую роль в деятельности организма, так как обеспечивает доставку кислорода, поступающего с вдыхаемым воздухом в кровь, и выделение углекислого газа. Таким образом, каждая клеточка получает необходимую для жизни порцию кислорода и избавляется от ненужных ей веществ. Но до того как воздух попадает в легкие, он проходит через дыхательные пути, а именно: носовую полость и глотку - это верхние дыхательные пути; гортань, трахею и бронхи, образующие нижнюю часть дыхательой системы.

    Стенки проводящих путей состоят из костной и хрящевой тканей, благодаря которым они не спадаются, и воздух без каких-либо препятствий поступает в организм при вдохе. Также, поступая в легкие, воздух должен быть очищен от пыли, согрет и увлажнен, в чем и кроется заслуга слизистой оболочки, в частности покрывающей полость носа. В верхней трети носоглотки имеется орган обоняния, при помощи которого дыхательная система осуществляет и обонятельную функцию.

    Кроме того, одной из крайне важных функций, осуществляющихся при помощи дыхания и позволяющей людям общаться между собой и выражать свои эмоции, является речь. Невозможно представить нормальную жизнедеятельность, если бы не было дыхательной системы органов человека.

    Сердечно-сосудистая система

    В ее основе выделяют центральный орган - сердце - с соединенными с ним замкнутыми трубками, называемыми кровеносными сосудами. Сердце представляет собой полый мышечный орган, основной функцией которого является насосная. Оно своими ритмичными сокращениями выталкивает всю массу крови, находящуюся в ее камерах, в сосудистое русло. Сосуды образуют малый и большой круги кровообращения. Все перечисленные структуры образуют в совокупности органы кровеносной системы.

    Сеть сосудов представляет собой систему трубок, которые содержат циркулирующую жидкость и осуществляют доставку к клеткам и тканям организма необходимые питательные вещества, а также осуществляют удаление продуктов жизнедеятельности и транспортировку их в систему выделения, а именно к экскреторным органам, почкам, коже. Артерии расположены во всем теле человека, даже в костях, что позволяет поддерживать все необходимые условия для существования.

    Кровеносные сосуды, идущие от сердца и несущие к ним артериальную, обогащенную кислородом кровь, называются артериями. А те, что осуществляют противоположную функцию, то есть несут кровь, содержащую ненужные клеткам продукты жизнедеятельности к сердцу от органов, называются венами. Все они различаются по калибру: от более крупных до совсем мелких. В малом кругу кровообращения артерии и вены выполняют противоположные друг другу функции.

    Пищеварительная система человека

    Пищеварительный канал имеет определенные разделы: полость рта, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка. Длина этого комплекса составляет 8-10 м.

    Глотка представляет собой часть пищеварительной трубки и дыхательных путей и является промежуточной между полостью носа и рта с одной стороны и пищеводом и гортанью - с другой.

    Пищевод представляет собой длинную узкую трубку, находящуюся между глоткой и желудком, главная функция которой - продвижение пищи в нижележащие отделы. Длина его составляет 23-25 см.

    Желудок имеет вид мешкообразного расширения пищеварительного тракта. Здесь скапливается пища и протекают первые стадии переваривания, в результате которых твердые части пищи приобретают жидкий или кашицеобразный вид.

    Тонкая кишка образует множество петлеобразных изгибов и переходит в толстую. Длина ее составляет 6,5-7 м. Тут осуществляется механическая и химическая обработка пищи (при воздействии щелочной среды) и всасывание питательных веществ.

    Толстая кишка - последний отдел пищеварительной системы, который заканчивается заднепроходным отверстием. Длина составляет 1-1,5 м.

    Пищеварительная система человека отвечает за получение необходимых питательных веществ, их обработку и удаление ненужных продуктов обмена.

    Мочеполовая система

    Органы этой системы связаны друг с другом по своему развитию, а их выводные протоки соединяются в одну большую мочеполовую трубку, представляющую собой мочеиспускательный канал у мужчин, или же открываются в одном общем пространстве- преддверии влагалища у женщин, поэтому объединяют в себе мочевые и половые органы.

    Мочевыделяющие органы включают почки, которые образуют мочу, и мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал, которые участвуют в накоплении и выведении мочи.

    Половые органы делятся на мужские и женские. К мужским относятся яички, семявыносящие протоки с семенными пузырьками, предстательная железа, бульбоуретральные железы, половой член. К женским относят яичники, маточные трубы, матка, влагалище. Эти органы расположены в малом тазу, и их называют внутренними, а большие и малые половые губы, клитор, девственная плева относятся к группе наружной части половой системы.

    Нервная система

    Что касается данной системы органов человека, то она является наиболее сложной структурой человеческого тела. Ее можно подразделить на центральную и периферическую.

    К центральной нервной системе относится головной и спинной мозг, а различные корешки и нервы, отходящие от них, вместе с рецепторным аппаратом образуют периферическую ее часть.

    Центральная нервная система отвечает за обработку поступающих от периферических нервов импульсов, попутно образуя ответные сигналы, которые приводят к осуществлению какого-либо действия, осознанию мысли и т. д. Представляет собой более сложную и совершенную, по сравнению с периферической, систему.

    Периферическая нервная система выполняет преимущественно проводниковую функцию. При ее помощи происходит восприятие раздражения, формирование. Центральная нервная система отвечает за восприятие передаваемых импульсов и ответ на них.

    Кроме того, нервную систему можно подразделить на соматическую и вегетативную. Первая подчиняется сознанию человека и отвечает за осознанные движения.

    Вегетативная нервная система расположена в стенках сосудов и органов и контролируется преимущественно различными метаболитами и веществами.

    Опорно-двигательный аппарат

    Включает в себя мускулатуру, являющуюся активной частью аппарата, скелет и его соединения, которые образуют пассивную часть опорно-двигательной системы.

    Вся мускулатура делится на висцеральную и соматическую. Мускулатура, входящая в состав внутренних органов и в большинстве состоящая из гладких мышц, называется висцеральной или непроизвольной. Соматическая, или произвольная, состоит в основном из исчерченных волокон, которые находятся в стенках полостей тела и образуют основную мышечную массу конечностей. С помощью поперечных мышечных волокон осуществляются движения, проявляющиеся в перемещении всего тела в пространстве.

    Скелет представляет собой совокупность плотных образований, имеющих преимущественно механическое значение. Составляют скелет отдельные кости, соединенные между собой соединительной, хрящевой и костной тканью. Основные функции скелета - защита, опора и движение.

    Защитная функция осуществляется путем образования из костей специального канала, например позвоночного, который защищает спинной мозг, черепа - шлемообразного образования, защищающего головной мозг, грудной клетки, отграничивающей жизненно важные органы, и таза, защищающего органы выделения и размножения.

    Опорная функция достигается путем прикрепления мягких тканей и органов к различным частям скелета. Без данной системы органов человека невозможно было бы прямохождение и поддержание положения тела в пространстве.

    Двигательная функция осуществляется за счет мышц, приводящих в движение кости, соединенные подвижными сочленениями. Благодаря многообразию суставов, удается совершать сложные и комбинированные действия.

    Государственный орган это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

    Признаки:

      Государственный орган – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата ; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами;

      Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру) . Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;

      Государственный орган состоит из государственных служащих ;ФЗ

    «О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.

      Государственный орган имеет определенную компетенцию , то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;

      Государственные органы тесно взаимодействуют между собой . Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

      Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права , а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

      Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.

      Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).

    Виды государственных органов

    I . По способу возникновения:

      Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);

      Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);

    II . По объему властных полномочий или по предмету ведения :

      Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);

      Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.

    Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.

    III . По широте компетенции:

      Государственные органыобщей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);

      Государственные органыспециальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

    IV . По способу принятия решений или осуществления компетенции:

      Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);

      Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

    V . По правовым формам деятельности:

    1. Правотворческие (Парламент);

    2. Правоприменительные (Суд);

    3. Правоохранительные (Прокуратура);

    VI . По принципу разделения властей:

      Законодательные (Федеральное Собрание РФ);

      Исполнительные (Правительство РФ);

      Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

    3. Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата .

    Принципы организации государственного аппарата – это исходные, основополагающие начала, идеи, на основе которых функционирует государственный аппарат.

      Принцип демократизма (народовластия) – это принцип, в соответствии с которым граждане государства прямо или через своих представителей принимают участие в организации и деятельности государственного аппарата.

    Народовластие - принцип организации и деятельности современного государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем суверенитета и единственным источником власти.

    В соответствии с этим принципом единственным источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная власть, вся полнота суверенитета, его воля – решающая по всем государственным делам. Государственная власть рассматривается как производная от власти народа, а государственные органы и отдельные их представители действуют по поручению народа.

    Государственная власть с точки зрения этого принципа только тогда является легитимной (законной), когда она сформирована по воле народа и реализует его интересы. Поэтому любые действия, направленные против точно выраженной государственной воли народа, расцениваются как захват или присвоение власти и преследуются по закону, в том числе уголовному.

    Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции РФ: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.

    По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

    Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. В рамках этой формы народ страны или какая-либо его часть (население региона, города, района, поселка, села) самостоятельно выступает в качестве источника суверенной власти, принимает на себя бремя решения государственных дел. Вопрос, разрешенный через непосредственные формы демократии, не нуждаются в подтверждении или признании его государственными органами или органами местного самоуправления.

    Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

    Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей (депутатов), избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

    Путем выборов население страны вручает власть соответствующим государственным органам, тем самым подтверждая ее производность от воли народа и, следовательно, легитимность (законность).

    Помимо формирования соответствующих государственных органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем определения их политики через различные общественные организации и прежде всего политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае невыполнения воли народа.

    Референдум - как высшее непосредственное выражение власти народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное голосование, которое проводится по процедуре близкой к выборам.

    На референдум обычно выносятся конкретные вопросы внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые принимаются или отклоняются в целом. Принятое на референдуме решение не требует утверждения каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его принятия населением.

    2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (принцип гуманизма) означает, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст. 2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.

    3. Разделение властей – это принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 Конституции РФ “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа государственных органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического верховенства. Разделение властей предполагает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность контролировать и ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

    Разделения властей - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государственной власти между тремя самостоятельными ветвями органов: законодательными, исполнительными и судебными.

    Принцип разделения властей в качестве ведущего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных монархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в советский период, когда вся полнота власти формально закреплялась за органами народного представительства.

    Как показала историческая практика, последовательная реализация принципа разделения властей препятствует сосредоточению государственных полномочий в руках какой-либо одной государственной структуры, и, поэтому, является необходим организационным дополнением принципа народовластия. Как своеобразная форма “разделения труда” внутри государственного аппарата, реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность его работы.

    В современном понимании принцип разделения властей включает в себя

    во-первых , разделение всех органов государства на группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной;

    во-вторых , формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения; каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей;

    в-третьих , возможность органов каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).

    Система сдержек и противовесов реализуется, в частности, путем

    закрепления за главой государства, возглавляющего исполнительную власть, возможности распускать в определенных случаях парламент и налагать “вето” на его законы;

    закрепления за парламентом права на выражение недоверия правительству и требование его отставки, а также права путем “импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;

    закрепления за судебной властью права объявить недействительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он противоречит конституции страны или другим актам более высокой юридической силы.

    4. Принцип верховенства права означает, что организация и деятельность государственного аппарата строится на основе и во исполнение права. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Подзаконные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.

    5. Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

    6. Принцип профессионализма означает необходимость использования в деятельности государственных органов наиболее квалифицированных, образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.

    7 . Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой – в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

    8. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения соответствующих начал в процессе формирования и деятельности государственных органов.

    9. Принцип иерархичности заключается в том, что государственные органы занимают в государственном аппарате разные уровни, одни государственные органы подчинены другим.

    10. Принцип выборности и назначаемости .