Икона "всех скорбящих радость" с грошиками. Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость

Икона Скорбящая Пресвятая Богородица драгоценный образ, почитаемый в различных местах планеты: Греции, России, Румынии, Украины, Израиля. Празднование иконы установлено 6 ноября. В отличие от других изображений здесь Пречистая Дева Мария предстает одна. Это мать, оплакивающая мертвое тело своего Сына, нашего Спасителя Иисуса Христа. Но это еще не полное значение святого образа.

Скорбь как путь к очищению

Скорбь – это переполняющее душу человека чувство глубокой печали. Божественный Промысел, скорбью наказывая человека за грехи, таким образом воспитывает, совершенствует его грешную душу. Но это совсем не значит, что Всевышний желает видеть детей своих не счастливыми, а скорбящими. Совсем нет. Божественное Откровение гласит, что каждый рожден для счастья. Во времена Нового Завета Благовестник Гавриил призвал земную женщину Деву Марию, ставшую Пресвятой Богородицей: «радуйся».

Но скорбь способна благотворно подействовать на состояние человеческой души, как болезнь, ограничивая возможность грешить, служит лекарством испытания духа, вразумления, духовной закалки. Некоторые люди, к сожалению, обращаются к Богу только тогда, когда испытывают скорбь. Грешная природа человека не позволяет ему стать лучше, не очистившись, а значит, не испытав скорби. Ведь сказано, что благодаря многим пережитым скорбям надлежит нам войти в Царствие Божие.

Но и Пресвятой Марии довелось испытать многие скорби. Не за свои грехи, а за прегрешения людей, которых так любил Ее Сын, что принес Крестную Жертву во имя их спасения. Поэтому скорбь Богородицы на иконе, это боль не только за страдания Иисуса Христа, но и за человеческое несовершенство.

Крымская святыня «Скорбящая Богоматерь»

История обретения этой чудотворной иконы произошла сравнительно недавно (1998). Одна православная прихожанка Иоанно-Предтеченского храма селения Первомайское по имени Феодосия Денисенко принесла церкви пожертвование. Это была икона Богородицы. Изображение на доске без оклада было настолько темное, тусклое, что его черты слабо различались. Священник взял подаренный от чистого сердца образ, поставил его в алтарь.

По прошествии двух недель настал церковный праздник Успения Пресвятой Божьей Матери. Когда пришло время Божественной Литургии, открылись Царские Врата. Присутствующая в храме женщина (бывшая хозяйка образа) вдруг обратила внимание на икону, но совершенно не узнала ее. Изображение стало ярким, выразительным. Сдерживая умиление и удивление, прихожанка дождалась конца праздничного богослужения, направилась к настоятелю. На вопрос батюшке о том, когда и где успели за такое короткое время качественно реставрировать старую икону, священник искренне удивился, ведь ни он, ни кто-то другой совершенно не прикасались к образу.

В специально собранную комиссию пригласили уважаемых священнослужителей, а также мирян, людей, которые профессионально могли оценить изменения, произошедшие с иконой «Скорбящая Божия Матерь». В их число вошли ученые, художники, краеведы. После внимательного изучения они пришли к выводу, что с иконописным изображением никакие реставрационные работы не проводились. Причем на некоторых участках доски слой краски полностью стерт, местами основание повреждено шашелем. Но при всем этом оставшиеся краски сочные, яркие, лик сияет. Комиссия сделала вывод, что икона «Скорбящая Богородица» обновилась.

Композиционно икона представляет собой поясное изображение Богоматери. Кроме нее на образе более никого нет (без Богомладенца). Пречистая Дева сложила руки в молитве, Ее большие открытые глаза наполняет печаль, скорбь. На лице – нежный румянец. Живопись иконы достаточно проста, безыскусна. При этом изображение вызывает умиление, оно проникновенно, трогательно. Небольшой размер образа равен 20 сантиметрам в высоту и 16 в ширину. Рисунок сделан на деревянной доске в стиле провинциальной живописи. Высказано предположение, что манера письма напоминает представителей киевской школы, работающих в начале ХХ века. На сегодняшний день неизвестны аналоги данной иконы. На фоне образа чётко проступает надпись, которая гласит: «Образ Пресвятой Богоматери Скорбящая».

Обновление удивительного чудотворного образа Царицы Небесной, Матери Спасителя Иисуса Христа имеет особое значение. После обновления иконы «Скорбящая» 1998 года были явлены чудеса благоухания, мироточения. Благодаря этому и искренним молитвам перед святою иконою много верующих уже получили и продолжают получать Божественную помощь, защиту, утешение.

2012 года в Свято-Троицкой женской обители города Симферополя, где хранится обретенная крымская святыня, были проведены духовные торжества. Празднование иконы возглавил Архиерей Симферопольский и Крымский Лазарь. В рамках празднования 5 ноября совершили Всенощное бдение. После состоялась Божественная литургия. Затем духовные лица с большим числом верующих, прихожан трижды сотворили Крестный ход вокруг святого монастыря.

Иконы Скорбящей Богородицы

Среди иконографических изображений Пресвятой Богородицы важное место занимают образы, которые, по сути, являются разными трактовками пророчества Симеона о том, что Ей самой оружие пройдет душу. Действительно Мария всегда осознавала, что должна принять и пронести вместе с Мессией все Его боли, поругания, пережить Его мученическую смерть. Видя страдания Спасителя, Мария испытала сильнейшую боль, возможно, равную по силе с ударами кинжала в самое сердце. Предречение Симеона является эмоционально ярким моментом жизнеописания Приснодевы, поэтому этот сюжет нашел отражение в нескольких типах икон с различными преданиями, историями обретения, чудотворения, днями церковных празднований.

Такими иконописными типами, трактующими слова Симеона, представляются «Семистрельная», «Умягчение злых сердец», «Симеоново проречение». Типу «Семистрельной» специалисты относят Жиздринскую икону, еще известную под именем «Страстная» или, по словам Симеона, «И Тебе самой душу пройдет оружие». Память этого образа Православная Церковь отмечает 26 августа (по старому стилю – 13 августа). В отличие от других «Страстных» икон, на этой мы видим Богородицу не одну, на коленях Пречистой Матери лежит тело умершего Иисуса.

Некоторые исследователи говорят о схожести икон Скорбящей Богоматери с католическими образами, западноевропейскими Мадоннами. Например, привлекают внимание иконописные изображения, которые больше напоминают образцы религиозной живописи. Говорят, что католические корни икон «Скорбящая» тяготеют к юго-западным традициям Руси, как района, близкого к католическому миру.

Икона «Богоматерь Скорбящая » была написана монахом на горе Афон в XIII веке. Образ был куплен Петром Севастьяновым во время первой экспедиции на Афон, а затем вывезен в Россию, где долго находился в личном собрании икон.

Иерусалимское чудо

Возле церкви города Иерусалим, посвященной Воскресению Христову, стоит часовня, которую называют «Темница Христова». Здесь в затемненной нише долгие годы находилась старинная, уже потемневшая от пожара и времени, икона «Скорбящая». На святом образе изображена Богоматерь с печально склоненным ликом и закрытыми глазами. На праздник Вербного воскресенья 1986 года Пресвятая Богородица, написанная на иконе, внезапно приоткрыла глаза, по лицу Ее потекли слёзы. Чудотворное знамение время от времени происходит до сегодняшнего дня: Дева Мария открывает глаза и снова опускает их, а по лику текут слёзы вместе с благовонным миро. Большое множество паломников устремляются в дорогу, чтобы лично увидеть это явление, но не каждому дано.

Скорбящая утешительница

Именно скорбь объединяет тип Скорбящей Божией Матери с еще одним образом, имеющим совершенно другое значение. Это икона Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Центральную часть образа занимает Пресвятая Небесная Царица, она стоит во весь рост, окруженная ореолом сияния. По обе стороны от Приснодевы находятся люди, каждый из них мучим своей скорбью: голодом, холодом, болезнью, бедностью, несчастьем, пр. Здесь же написаны ангелы, которые совершают благие дела от имени Богородицы. Кто же может лучше понять, утолить скорбь христиан, как не Матерь Божия, которая сама испытала наибольшую меру всей возможной скорби.

Прославление образа «Всех Скорбящих Радость»

Богородичный образ «Всех Скорбящих Радость» первый раз стал широко известным своими чудесами 1688 года в Московском Преображенском храме что на Ордынке. Сегодня сложно выяснить, каким образом эта икона попала в храм. Существует предположение, что в 1685 году, когда здание церкви заново выстроили из камня благодаря щедрым пожертвованиям от Е. В. Акинфовой. В далеком 1688 году образ «Всех Скорбящих Радость» настолько обветшал, что его были вынуждены укрепить кусками из кипарисового дерева.

Икону прославило событие, которое, по преданию, произошло с Евфимией Папиной, родной сестрой Московского Патриарха Иоакима. Запись, сделанная в церковной книге, сообщает, что Евфимия долгое время терпела муки из-за образования на боку язвы, которая не заживала. Лекари никак не могли помочь страдалице. Отчаявшись, женщина взывала ко всем высшим силам. И вдруг услышала голос, призывающий ее прибегнуть к помощи настоящей Целительницы. А спросив, кто же эта чудесная целительница, услышала, что ей надлежит сделать. Евфимии следовало пойти к настоятелю церкви Преображения Господа Бога на Большую Ордынку, чтобы тот отслужил молебен с водосвятием перед иконой «Всех Скорбящих Радость». После исполнения наказа пришло долгожданное исцеление.

Это было первое чудо, совершенное от Богородичного образа. С тех пор храм получил новое название Скорбященского, которое сохраняется до сих пор. Чудотворная икона продолжает исцелять страждущие тела и души. Последние годы дар исцеления Матерь Божия особенно являет свою благодать пораженным алкоголем, наркотиками.

Кроме этой московской иконы существует еще около 25 местночтимых изводов и икон, уже доказавших свою целительную силу. Списку иконы «Всех Скорбящих Радость» можно помолиться в Москве, Санкт-Петербурге, в Абхазии, Киеве, Тобольске, Нижнем Новгороде, Вологде, пр. Православные люди близко воспринимают заботу Богородицы о них, как о своих детях. Ведь Пречистая всегда поспешит помочь, утешить, накормить, обогреть, даровать исцеление.

Есть несколько разных образов Девы Марии, среди которых можно выделить один из наиболее почитаемых – икону Богородицы «Всех скорбящих Радость». Изображают Божью Матерь на этой иконе в полный рост с десницей и с поднятым скипетром. Есть некоторые варианты этого образа: с Младенцем или без него. Над Богородицей находится Спаситель, у которого в левой руке Евангелие, а другой он посылает благословляющий жест. Вокруг нее припадают больные, голодные и раздетые люди, а также , которые совершают благодеяние от ее имени. На разных списках иконы одежда Богородицы может отличаться, например, есть вариант в дорогом одеянии и с венцом на голове, а также в обычной одежде и платке белого цвета.

В чем помогает икона «Всех скорбящих Радость»?

Человек обращается к Высшим силам в большинстве случаев, когда ему необходима поддержка и помощь в сложных ситуациях. Икона Богородицы всегда считалась заступницей и помощницей всей людей на земле.

Разбираясь в значении иконы «Всех скорбящих Радость», стоит заметить, что когда точно именно появился этот образ неизвестно, но согласно одному распространенному преданию произошло это в Преображенском храме в Москве. О том, что икона является чудотворной, стало известно после того, как тяжелобольная сестра патриарха после молитвы перед этим образом полностью поправилась. Больная женщина обращалась к Высшим силам, прося о помощи, и тогда она услышала голос Богородицы, которая сказала ей, что она сможет исцелиться благодаря чудотворному образу, который находится в храме Преображения. Произошло это 6 ноября, и в память об этом было установлено празднование в честь этой .

С тех пор молитву перед иконой «Всех скорбящих Радость» читают, чтобы спастись от душевных проблем и различных физических болезней. В сложные периоды жизни страждущие просят у Богородицы помощи, чтобы справиться с различными проблемами и наладить жизнь. Существует много списков, которые находятся в разных храмах в России, Украине и других странах. Считается, что списки также являются чудодейственными.

Чтобы получить помощь от Высших сил, необходимо читать молитву перед иконой, когда на душе спокойно, поэтому важно избавиться от всех негативных эмоций и переживаний. Именно в таком случае Богоматерь сможет услышать все посланные слова. О чем молятся перед иконой «Всех скорбящих Радость» разобрались, теперь непосредственно перейдем к самой молитве, которая звучит так:

«Надежда страждущих, сила беспомощных, заступница обиженных, Пресвятая Матерь Преблагословенного Бога, Святая и Непорочная Дева! К тебе одной в скорбях прибегаю, уповая на бесконечную милость твою. Ужасает меня недостоинство грехов моих, но отдаю судьбу свою светлому твоему образу, который слепым дал зрение, страждущим исцеление, потерявшим надежду - успокоение. Просвети и исправь меня, избавь от всякой скорби и беды, помоги в трудах духовных и земных, да послужат они во славу светлого имени Твоего. Не обойди меня бесконечной своей милостью, не оставь меня без божественной твоей благодати, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Царица преблагая, Пречистая Богородица, пристанище сирых, скорбящих радость, обижаемых защита! Узри беду и скорбь мою, помоги мне, немощному. Разреши трудность мою, ибо нет мне другой защиты и помощи, кроме Тебя, Благой Утешительницы. Прими моление мое, помоги мне от грехов очиститься и укажи мне праведную дорогу. Защити от навета вражеского и недобрых людей, будь помощницей неотступной во все дни жизни моей. Да охранит меня святое Твое заступничество и молитвы к Сыну Твоему и Богу Спасителю Нашему. Аминь».

Описание и значение иконы Всех Скорбящих Радосте: в чем помогает икона, где находится, история первообраза Всех Скорбящих Радость. Вера и упование на Господа сильнее страха — это доказала икона Всех Скорбящих Радость.

Евфимия, родная сестра патриарха Иакима, уж год как была прикована к больничной койке. Болезнь была настолько тяжелой, что женщина готовилась покинуть этот мир. Незаживающая язва в боку причиняла нестерпимую боль, сквозь нее можно разглядеть внутренние органы.

Ожидая смерти, больная обращалась к Пречистой Деве, прося милости. Она молилась всю ночь, а утром услышала голос, спрашивающий ее: «Евфимия, почему ты страдая, не прибегаешь к помощи Целительницы всех?» И Богородица указала на Свой чудотворный образ, находящийся в Преображенском храме, что на Ордынке.

Назывался он «Всех скорбящих Радость». Женщина попросила родных узнать: так ли это? А когда убедилась, что икона существует, послала за ней и священником, чтобы у ее одра отслужили водосвятный молебен. После этого она полностью поправилась. Так в 1688 году было положено начало прославления святыни, которая, по словам Царицы Небесной, исцеляет всех .

История первообраза Всех скорбящих Радость

Благодаря тому, что брат Евфимии был патриархом, весть о чудотворной святыне облетела все епархии. Со всех уголков России потянулись больные и скорбящие за исцелением. Вскоре списки появились во многих уголках нашей Родины:

  • В Санкт-Петербурге;
  • Нижегородской пустыне;
  • Харькове;
  • Киеве;
  • Воронеже;
  • В монастыре в честь Успения Пресвятой Богородицы, близ Сухуми;
  • Ельце;
  • Казанской губернии;
  • Орле;
  • Перми, Полтаве и во множестве других городов и губерний.

Более 25 образов признаны чудотворными, множество случаев исцеления и помощи зафиксировано от святых икон. Еще больше свидетельств не записано, так как, не везде ведутся дневники о совершенных Богородицей чудесах. Празднование иконы назначено на 24 октября (6 ноября по н. ст.) – день выздоровления сестры патриарха.


Чтили чудотворный образ и многие царские особы. По одной из версий Наталья Алексеевна (сестра Петра I) увезла икону в Петербург. По другой – забрала список (их в храме было три), который поместила в домовой церкви на ул. Шпалерной. Благодаря этому образу удалось остановить распространение эпидемии оспы, свирепствующей во времена Екатерины II.

Храм на Ордынке перестраивался, в 1930 году закрывался, в 1948 был открыт вновь. Святая икона хранилась в музее, передавалась патриархами на сохранение, и окончательно установить какой образ был первоначальным невозможно. Историки до сих пор не могут сказать точно, какую икону считать первообразом: московскую или петербургскую. Известно, что чудотворными почитаются обе святыни. В настоящее время фиксируются:

  • Исцеления от алкоголизма;
  • От наркомании – бич современного времени;
  • Помощь при глазных болезнях;
  • Известны случаи выздоровления смертельно больных и мн. др.

Примечание: Каждую субботу в храме служат молебен Пресвятой Богородице, то есть, Ее образу Всех скорбящих Радость. Люди, потерявшие всякую надежду на выздоровление, прибегающие с верой к помощи Целительницы всех, встречаются с чудом, получая просимое в молитве пред этой святыней .

История образа с «монетками»

Удивительная история произошла с одной из икон Всех скорбящих Радость, которая находилась в Тихвинской часовне деревни Клочки (близ Петербурга). В 1888 году в нее попала молния. Часовня загорелась, все иконы были опалены, кроме образа Богородицы. Кружка с подаянием разбилась вдребезги, а монетки разлетелись во все стороны.

Двенадцать медных грошиков прилипли к образу, краска которого от высокой температуры, видимо нагрелась, но не оплавилась. Наоборот, закопченный лик Богородицы обновился и просветлел. Услышав об этом событии, многие устремились к иконе за исцелением. Чудеса не заставили себя долго ждать. Через год стали появляться сообщения об исцелении больных:

  • с припадками;
  • парализованных;
  • потерявших голос и др.

Примечание: Ныне икона находится недалеко от места пожара, в храме Троицкой церкви «Кулич и Пасха». Стоит отметить, что на многочисленных списках изображают Богородицу по-разному: то в царском облачении, то в простой земной одежде, количество грошиков тоже разнится, но чудеса подаваемые Пречистой Девой не оскудевают, если молящиеся обращаются к Ней с верой .

Вера и упование на Господа сильнее страха

Ноябрь 1768 года. В России свирепствует эпидемия оспы, унося в могилу и молодых, и старых, и дышащих здоровьем, и невинных деток. Способ борьбы известен: необходима прививка. Страх добровольно заразиться неизлечимой болезнью сильнее доводов ученых медиков. Кто знает: может беда минует, а тут привить оспу, и ждать что из этого выйдет. Нет, решиться на это невозможно.

К храму на Шпалерной, к чудотворному образу Всех скорбящих Радость подошла Екатерина II, пав на колени, молилась. До свиты доносились слова: страшно, я еще так молода, страшно. После этого женщина позволила сделать себе прививку оспы. Болезнь побеждена, бояться больше нечего. Ее примеру последовали все остальные. Эпидемия была остановлена. Царица стояла в храме и благодарила Ту, на которую уповала. Поверила Целительнице всех, победив свой страх, чем и спасла народ.

Заключение: Верьте и не бойтесь обращаться к святому образу Матери всех, уповающих на Нее. Богородица спасает от бед самых нуждающихся, безнадежно больных, попавших в трудную ситуацию. Она обязательно поможет, если доверитесь Ей.

Нет более высокого служения, чем нести радость скорбящим. Слово «скорбь» в старину имело более широкое значение, чем в наши дни. Под ним подразумевались не только горестные переживания, но и физические страдания от болезней, и неудачи житейского плана, и вообще всё то, что мы сейчас называем словом «негатив». Вот сквозь эти беды и невзгоды житейские, которыми полон мир, и несёт радость утешения икона Богородицы «Всех скорбящих радость».

Благодать, подаваемая через иконы

Прежде чем начать о ней разговор, следует подчеркнуть один очень важный факт ― не сама икона творит чудеса и несёт людям Божественную благодать, а изображённая на ней Матерь Божья. Творит же Она это через свои образы, перед которыми мы возносим Ей молитвы. Есть среди них великие иконы, которые принято называть чудотворными. Это означает, что Царица Небесная именно на них остановила свой выбор, и Ей угодно посредством именно ниспосылать благодать. За это мы их почитаем, но молимся не им, не доскам, покрытым живописным слоем, а Той, чей святой образ на них запечатлён.

Для о которой идёт речь, использованы слова одной из Богородичных стихир (особого богослужебного текста) ― «Всех скорбящих радость». с этим названием появилась на Руси в XVII веке. Искусствоведы отмечают в её иконографии ощутимое влияние западноевропейской школы. Кроме того, следует отметить отсутствие во множестве её изводов (вариантов) единой композиционной схемы. В результате можно встретить в иконах с этим названием существенные различия.

В качестве примера можно привести изображаемых на ней святых. В самых ранних изводах эти фигуры отсутствовали и появились лишь на иконах, написанных после 1688 года. Объяснение этому следующее: в этот год икона Богородицы «Всех скорбящих радость» принесла чудесное исцеление от недуга сестре Патриарха Иоакима ― Евфимии. С этих пор началось её прославление, и в живописный сюжет стали вносить фигуры страждущих, тем самым акцентируя внимание на целительной силе образа.

Особенности общепринятой иконографической традиции

С годами сложилась традиция изображать Богородицу в полный рост, стоящую в так называемой мандорле ― вертикальном овальном сиянии. Любопытный факт: подобное изображение характерно для христианского и буддийского искусств. В таком нимбе принято изображать фигуры Христа, Богородицы и Будды. В христианской иконописи часто встречается изображение Христа в мандорле на иконах «Преображение Господне» и «Второе пришествие», а в богородичной иконографии ― на иконе «Успение Пресвятой Богородицы».

Помимо Богородицы и фигур, страждущих недугами, вошло в традицию изображать на иконе ангелов, творящих акты милосердия от имени Царицы Небесной. Кроме того, можно встретить многочисленные изводы с изображениями святых, стоящих по правую и по левую сторону Богородицы. Несмотря на то, что икона «Богоматерь всех скорбящих радость» появилась после церковного раскола, причиной которого послужила известная реформа патриарха Никона, она весьма распространена у старообрядцев. Особенно много появилось её списков, выполненных в белорусском селе Ветке.

История прославления иконы

Следует подробнее остановиться на истории иконы. Как было сказано выше, прославление её началось в 1688 году с исцеления от недугов патриаршей сестры Евфимии Папиной. Легенда гласит, что страдала она от незаживающей раны в боку. И вот однажды во время молитвы услышала Евфимия дивный голос, возвестивший, что исцеление ей принесёт икона Богородицы «Всех скорбящих радость».

На Ордынке есть Преображенская церковь, в которой следует искать эту икону. После молитвы перед ней свершится чудо, и недуг оставит больную. Голос добавил также, что Евфимия должна будет исповедовать это чудо, прославляя имя Пресвятой Богородицы. Вскоре икону доставили к страждущей, и после молитвы перед ней рана стала быстро заживать. Произошло это 24 октября. Выполняя наказ Пречистой Девы (именно Ей принадлежал тот голос), брат Евфимии ― Патриарх Иоаким ― повелел составить молитвенную службу образу «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери была прославляема с тех пор наряду с другими чудотворными иконами.

Среди жителей Москвы и всей России эта история получила широкую известность, что и неудивительно ― её главной героиней была сестра Патриарха. Был написан акафист «Всех скорбящих радость». Кроме уже упомянутой службы составили «Сказ об иконе», в котором подробно излагались все обстоятельства происшедшего, а царские мастера-иконописцы приступили к изготовлению списков с неё. К сожалению, так и не удалось установить, откуда попала в Преображенскую церковь икона «Всех скорбящих радость». Значение её для русского православия велико, и отсутствие сведений о её ранней истории является большим пробелом.

Создание списка с иконы и отъезд в Петербург

Дальнейшие события, связанные с чудотворной иконой, относятся к 1711 году. В этот период столица России была перенесена из Москвы в Петербург. Переехала туда и царская семья. Из исторических документов явствует, что родная сестра царя Петра I ― царевна Наталья Алексеевна, уезжая в новую столицу, заказала копию с иконы «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери была отвезена в Петербург. Но тут в документах появляется разногласие ― по одним источникам, на берега Невы поехала копия, а подлинник остался в Москве, другие источники утверждают обратное.

Следует заметить, что после прославления иконы Спасо-Преображенская церковь, где находился освящённый в её честь предел, стала именоваться в народе «Скорбященской» или «Всех скорбящих радость» на Ордынке. Можно с полной уверенностью утверждать, что та икона, которую оставила москвичам царевна Наталья, находилась в храме вплоть до революции. Дальше начинаются загадки.

После революции церковь была закрыта, её здание использовалось для государственных нужд. Есть версия, что хранившаяся там икона бесследно исчезла в период церковного лихолетья, а образ, находящийся ныне в восстановленной церкви, ― это подаренный ей I список XVIII века. Но есть и другая версия, согласно которой подлинная икона чудесным образом пережила годы богоборчества и сейчас находится на своём прежнем месте.

Петербургская икона Богородицы

Однако перенесёмся в Петербург и проследим за той иконой, которую привезла сюда из Москвы родная сестра царя. Осталось так и невыясненным, оригинал это или копия, но, несмотря ни на что, и московская икона, и её петербургская сестра почитались в равной степени чудотворными. Это подтверждается тем, что, отправляясь в Прутский поход в 1711 году, царь приказал взять её с собой как залог небесного покровительства армии.

Царевна Наталья Алексеевна поместила привезённую ей икону в домовой церкви собственного дворца, который располагался на Шпалерной улице. В те годы там же находилось и знаменитое детище её брата ― Литейный двор, на котором отливались орудия для армии и якоря для флота. Там создавалась военная и экономическая мощь России.

Наталья Алексеевна не пожалела средств для святыни. Оклад иконы, выполненный из серебра и покрытый золотом, богато украсили фамильными драгоценностями. По установленной традиции, в него были помещены частицы мощей святых и прочие реликвии. Со временем благочестивая царевна устроила при своём дворце богодельню, к которой и отошла церковь после её кончины в 1716 году.

Почитание иконы царствующими особами

Через полвека императрица Екатерина II с особым почитанием относилась к чудотворному образу «Всех скорбящих радость». Икона Божией Матери придала ей силы в период эпидемии оспы, которая разразилась в 1768 году. Известно, что императрица одна из первых сделала прививку от этой страшной болезни себе и наследнику престола, подав тем самым пример остальным.

Он был очень важен, так как прививки в те годы являлись новшеством и были встречены в обществе со страхом и непониманием. Перед тем как решиться на подобный шаг, Екатерина II приехала в домовую церковь царевны Натальи. Молитва иконе «Всех скорбящих радость» вселила в неё уверенность. В результате прививки, сделанные по её примеру, спасли жизнь сотням людей. В знак благодарности вскоре был сделан новый, ещё более богатый оклад иконы.

В период царствования её внука Александра I домовая церковь на Шпалерной была полностью перестроена по проекту архитектора Л. Руска, для иконы создали особую нишу с правой стороны от иконостаса. К этому периоду относится создание нового, третьего по счёту оклада для иконы.

Он был выполнен с необыкновенной щедростью. На его изготовление пошло почти семь килограмм золота. Кроме того, для украшения были использованы в большом количестве драгоценные камни. Фото с литографии иконы, сделанной в 1862 году, можно увидеть в этой статье. В оклад были помещены также частицы мощей многих святых. После торжественного освящения, которое было совершено митрополитом Григорием (Постниковым), оклад занял своё место.

Три списка с иконы

Надо также отметить, что в храме на Шпалерной кроме иконы, о которой идёт речь, находились ещё три сделанные с неё списка, однако они считаются утерянными. Известно только, что один из них практически не отличался по своим иконографическим особенностям от того, что привезла Наталья Алексеевна. Украшал его драгоценный оклад. В 1847 году икона была передана в собственность Спасо-Ефросиньевского монастыря в Полоцке, а её место заняла копия, выполненная живописцем П.М. Шамшиным.

О двух других списках известно, что они имели свои иконографические особенности. В их композицию были включены фигуры страждущих, что говорит об их более позднем написании. Живописная манера, в которой они были выполнены, более характерна для западной школы. Одна из икон находилась в верху помещения на хорах. Её авторство приписывают известному в то время художнику Ф.А. Бронникову. Другая же была создана специально в честь пятидесятилетнего юбилея перестройки храма. Она написана на медной доске художником И.А. Тюриным.

Несколько позднее была произведена перестройка церкви, и с тех пор она получила название Скорбящинской. Также была известна как Церковь иконы «Всех скорбящих радость». Просуществовала она до 1932 года, когда вместе со многими российскими храмами её закрыли. После этого бесследно исчезла и хранившаяся в ней чудотворная икона - семейная реликвия царевны Натальи.

В Петербурге, в Спасо-Преображенском соборе, есть икона, которую многие считают именно той, утраченной при закрытии храма на Шпалерной. Но это, к сожалению, ошибочное мнение. Старинная литография, сделанная с иконы, принадлежавшей царевне, доказывает их неидентичность. Более вероятно, что в Спасо-Преображенском соборе находится тот чтимый список, который, как известно, хранился в драгоценном окладе рядом с иконой Натальи Алексеевны и был передан в собор после закрытия домовой церкви.

Икона с грошиками

Среди петербургских богородичных икон есть одна по-своему уникальная. Называется она икона «Всех скорбящих радость» с грошиками. Существует предание, что однажды, в середине XIX века, её прибило невскими волнами к берегу рядом с имением купца Куракина. От них икона перешла к купцу Матвееву, который преподнёс её в дар часовне, построенной в честь иконы Тихвинской Божьей Матери в Деревне Клочки вблизи Петербурга. Находилась часовня рядом со знаменитым Петербургским стекольным заводом.

Известность эта икона получила после страшной грозы, разбушевавшейся над городом 23 июля 1888 года. Из документов, оставшихся с той поры, известно, что удар молнии, попавшей в часовню, опалил внутренние стены и находящиеся там иконы. Больше всего пострадала кружка для сбора пожертвований — она оказалась полностью разбитой. Осталась невредимой только находившаяся в часовне икона — дар купца Матвеева. Больше того, разлетевшиеся при ударе молнии монеты непостижимым образом накрепко пристали к поверхности иконы.

Когда после грозы открыли повреждённую часовню, то обнаружили, что образ Богородицы, прикреплённый ранее в углу на шнуре, от сильного удара опустился вниз. Но самым поразительным было то, что лик Божьей Матери, потемневший от времени, сам собой просветлел и обновился. Этому чуду было много свидетелей, молва о нём быстро разнеслась по Петербургу.

Её прославление началось с того, что по повелению правящего архиерея митрополита Исидора (Никольского) начались регулярные молитвенные службы перед иконой. К этому времени относятся и сообщения о первых чудесных исцелениях, совершившихся по молитвам перед этим вновь обретённым образом. Из записей явствует, что после того как 6 декабря 1890 года была совершена молитва иконе «Всех скорбящих радость», отрок Николай Грачёв 14 лет от роду получил исцеление от эпилепсии. Следующий случай зафиксирован в феврале 1891 года, когда 26-летняя Вера Белоногова, полностью потерявшая вследствие болезни горла способность говорить, вдруг обрела дар речи.

Разрушенный храм «Всех скорбящих радость» (Спб)

Благочестивый император в 1893 году отслужил молебен перед этой иконой. Через пять лет благодаря пожертвованным им финансовым средствам на специально отведённом участке возвели для неё каменный храм «Всех скорбящих радость». Высился он на набережной Невы. Однако в тридцатые годы его постигла та же участь, что и многие храмы нашей страны — он был снесён. Сейчас о нём напоминает только чудом сохранившаяся часовня.

К счастью, удалось спасти саму чудотворную икону, и теперь она находится также на Невском берегу, в церкви которую в народе за её архитектурные особенности называют «Кулич и Пасха». В честь этой иконы установлен особый день празднования — 5 августа. Кстати, своё официальное название Петербургская икона «Всех скорбящих радость» с грошиками получила по личному указанию Патриарха Алексия II в 1998 году. На всех сделанных с неё впоследствии изображались краской.

Списки, прославившиеся чудесами

Известно, что многими чудесами прославились не только иконы, о которых уже упоминалось в данной статье, но и сделанные с них списки. По своему иконографическому типу эти иконы часто повторяют как московскую, так и петербургскую икону. Они находятся в разных концах страны, но предания о явленных ими чудесах становятся всеобщим достоянием.

Следует подробнее на этом остановиться. Самая известная из этих икон — Решнёвская. Её название происходит от села Решнёв, где для неё был специально выстроен храм «Всех скорбящих радость». По преданию, эту икону получила от странствующего монаха благочестивая и богатая помещица — М. Савич. На её средства и был построен храм.

Предание гласит, что в день его освящения свершилось чудо — по молитвам матери получил исцеление отрок, страдавший параличом. Сама эта икона несколько отличается от прочих икон подобного типа. Она почти полностью копирует «Иверскую Богоматерь», тем не менее, среди местных жителей и вообще среди своих почитателей именуется как икона «Всех скорбящих радость». Значение её для верующих состоит в ощущении реальности заступничества и помощи, ниспосылаемых Пресвятой Богородицей.

Списки иконы, прославившиеся в больницах и тюрьмах

Вот уже несколько столетий икона «Всех скорбящих радость» помогает больным, потерявшим всякую надежду на выздоровление. Примером этого является образ, находящийся в больнице, принадлежащей Киево-Печёрской лавре. Предание гласит, что пожертвовал туда икону основатель больницы ― князь Николай Святоша, позже прославленный в лике святых. Далее предание повествует, что больничный сторож не раз становился свидетелем того, как в больницу наведывалась никому не известная женщина, и те больные, к кому она подходила, вскоре выздоравливали. Был там и один монах, страдавший неизлечимой болезнью и готовый уже закончить свой земной путь. И вот однажды над его изголовьем в лунном свете появился отчётливый образ Богородицы. Больной увидел её и вскоре исцелился.

С давних времён в Вологде в тюремной больнице находилась чудотворная икона «Всех скорбящих радость». Значение её и там оценили. Люди, попавшие по своей вине или в силу обстоятельств за решётку, как никто другой нуждаются в помощи и заступничестве Пресвятой Богородицы. Жители города, почитавшие икону, сделали для неё серебряный с позолотой оклад и выносили на каждый крестный ход. К сожалению, этот чудотворный образ не сохранился до наших дней, бесследно исчезнув в годы революции.

Икона из Воронежа

Воронежская Богословская церковь также известна своей чудотворной иконой. Существует предание, что один из приближённых Петра I, проплывая в лодке по реке Воронежу, отказался причалить к берегу возле храма и поклониться находящейся в нём иконе. Он даже позволил себе весьма дерзостно выразиться по этому поводу. Однако разразившаяся вскоре буря, угрожавшая жизни и самого вельможи, и его свите, заставила его раскаяться в опрометчивых словах и, причалив к берегу, поспешить в храм. После того как он приложился к иконе, буря чудесным образом прекратилась. Эта икона почитается как чудотворная. Существует много свидетельств об исцелениях, происшедших по молитвам перед ней.

Трудно перечислить все чудотворные списки с этой благодатной иконы. Их всегда почитали, для них строили храмы и часовни. Такая часовня «Всех скорбящих радость» была построена в Петербурге в 1915 году. Предназначалась она для помощи психически больным детям и строилась под патронажем императрицы Марии Фёдоровны. После революции она была закрыта и вновь освящена лишь в 1990 году.

Нельзя не вспомнить и список иконы, находящейся в Тобольске. Сведений о его создании немного, но искусствоведы полагают, что его написание можно отнести к концу XVI века. В храме эта икона была выставлена в драгоценном окладе и украшена многочисленными кольцами, крестами и привесами, пожертвованными прихожанами по случаю дарований помощи по молитвам. Характерно, что в особом почёте она была у городских купцов, среди них считалось залогом удачной коммерции пронести её по торговым рядам. К сожалению, эта икона не сохранилась до наших дней. Как и многие другие, она пропала в период революции.

Многие верующие люди в своих домашних собраниях имеют этот замечательный образ. Иконы в квартире всегда создают особую атмосферу. Даже люди, не отождествляющие себя с религией, ощущают исходящую от них благодатную энергию. Она действует независимо от нашего восприятия. Но если сердце человека согрето верой в Бога, то иконы становятся по истине чудотворными.

Икона Всех Скорбящих Радость – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – едва ли не самая длинная в истории богородичных икон.

Всех скорбящих Радость - начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл - упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Иконография

На иконе изображена Богоматерь в рост (с Младенцем на руке или без Него) в сиянии мандорлы (особая форма нимба - сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении) и в окружении ангелов. Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная.

Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII веке под западноевропейским «латинским» влиянием («Мадонна во славе» или «Gloria», «Мизерикордия» или «Милующая» (аналог русского «Покрова Богородицы»), «Ружанцова» или «Розариум» (с четками), «Непорочное зачатие Девы Марии»; из православных - «Живоносный источник», «Образ умиления и посещения в беде страждущим», слившийся со «Всех скорбящих Радостью» к XVIII веку).

Иконография образа не получила единой законченной композиции и существует во множестве вариантов . Но наиболеее известны два типа - с Младенцем на руках (московская из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке) и без Младенца (петербургская из Тихвинской часовни у стеклянного завода "с грошиками").

Иконографической особенностью иконы «Всех Скорбящих Радость» является то, что на ней вместе с Богородицей изображаются люди, обуреваемые скорбями и недугами, и ангелы, совершающие от имени Божией Матери благие деяния.

История иконы

Икона впервые прославилась в Москве в 1688 году , в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Московского Иоакима, Евфимия Папина, так страдала от раны в боку, что видны были внутренности. Сознавая свое безнадежное положение, она только в молитве искала себе подкрепление и утешение. Однажды утром она услышала голос: «Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех? Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый "Всех скорбящих Радость". Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление. Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего».

Храм Преображения на Ордынке

Когда Евфимия оправилась от волнения, произведенного чудесным явлением, и узнала от родственников, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона Богоматери «Всех скорбящих Радость», она призвала священника с иконой к себе в дом. По совершении водосвятного молебна Евфимия совершенно исцелилась. Событие получило широкий отклик, так как Евфимия была родной сестрой тогдашнего патриарха.

Это чудесное событие произошло 24 октября по старому стилю и открыло череду столь же чудесных исцелений. Сразу после прославления образа были составлена Служба иконе и особый акафист, написанный в 1863 году профессором Московской духовной академии П. С. Казанским.

В 1688 году икона «Всех Скорбящих Радость», через которую пришло исцеление от Богородицы, была уже весьма ветхой, так что ее пришлось укреплять вставками из кипариса. Как она попала в этот храм – тоже достоверно неизвестно. Предположительно, она находилась там с 1685 года со времени, когда на месте деревянного строения церкви Варлаама Хутынского была возведена каменная постройка, в которой был сделан придел святого, где и располагалась икона. Утрачен ли первоначальный список – точно неизвестно.

Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке

Храм на Ордынке действует и поныне, правда, выглядит иначе, чем в XVII веке, его вид изменен более поздними архитектурными привнесениями, и называется теперь – Храм иконы «Всех Скорбящих Радость» , еще одно название – Скорбященская церковь, вместо Спасо-Преображенской.

Во времена Советской власти в помещении храма было организовано фондохранилище Третьяковской галереи, и есть сведения, что икона бесследно из фондов исчезла.

Московский список «Всех скорбящих Радость»

Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке (последняя четверть XVIII века)

Та икона «Всех Скорбящих Радость», что сейчас хранится на Ордынке – один из первых списков с первоначального образа, полагают, что он был сделан в XVIII веке. Есть мнение, что она была передана в дар храму во время Великой Отечественной войны Патриархом Алексием I, когда в Скорбященской церкви в лихие для России годы в некоторых храмах снова начались богослужения.

Московская икона «Всех скорбящих Радость» восходит к типу "Gloria» и изображает Богородицу с Младенцем, над которыми парят два ангела с рипидами. Ещё одна пара ангелов изображена среди страждущих людей. Особенностью является изображение над страждующими ряда святых: слева - Сергия Радонежского и Феодора Сикеота, справа - Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Над Богородицей помещено изображение Отечества (один из иконографических вариантов икон Святой Троицы, запрещённый на Большом Московском соборе 1667 года), а под её ногами картуш, заключающий в себя текст кондака иконе.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость»

В 1711 году чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» или точный список с него царевна Наталья Алексеевна Нарышкина, родная сестра императора Петра I, привезла в строящийся Петербург, где с тех пор он стал известен как икона Наталии Алексеевны . Обе иконы - московская и петербургская равно почитались как чудотворные.

Известно, что этот список иконы «Всех Скорбящих Радость» во время войны с турками был с русскими войсками в знаменитом походе 1711 года на реку Прут. Когда царь возвратился в столицу, то в память избавления своего от опасности при реке Прут он устроил во дворце сестры на Шпалерной улице храм Воскресения Христова и поместил там икону. Впоследствии, при царице Елизавете Петровне, на месте прежнего домового храма воздвигли каменную церковь, ставшую приходской.

К иконе прибегали и особы царского семейства – Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Мария Федоровна, другие члены Царствующего Дома и Императорского Двора. Так, Екатерина Великая особо почитала образ с тех пор, как по молитвенному заступлению Царицы Небесной в Санкт-Петербурге прекратилась эпидемия оспы, угрожавшая жизни наследника престола Павла Петровича.

Икона царевны Натальи Алексеевны в драгоценном окладе (литография 1862 года)

Уже при Наталии Алексеевне икона богато украшалась - для неё изготовили серебряный оклад, украшенный фамильными драгоценностями царевен, закрепили на ней частицы реликвий и мощей святых. Образ был написан на кипарисной доске. При Екатерине II был выполнен 2-й оклад. В 1858 году для него по рисунку Ф. Г. Солнцева изготовили из золота новый, третий по счёту оклад. На изготовление оклада ушло около 6,7 кг золота, он был богато украшен бриллиантами, сапфирами, изумрудами, рубинами, гранатами, топазами, аметистами и жемчугом.

Ещё позднее церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви . В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла.

Икона Натальи Алексеевны не имела массового повторения. Списки с нее очень редки и носят локальный петербургский характер. Их можно легко опознать по отсутствию страждущих и наличию четок в руках Богородицы и Младенца.

Петербургский список «Всех скорбящих Радость с грошиками»

Пречистая Дева изображена на иконе во весь рост с распростертыми руками. Над Ней в облаках восседает Спаситель. По сторонам образа находятся изображения ангелов и страждущих. Позади Богоматери изображены зеленеющие ветви. И непременные двенадцать монет .

Богородица с горошинками

По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. На этом месте для образа выстроили часовню. 23 июля 1888 года разразилась страшная гроза, молния ударила в часовню, обожгла внутренние стены и иконы, но не коснулась образа Богоматери. Икона оказалась на полу от удара, но лик Богоматери, давно потемневший от времени и копоти, просветлел и обновился. Двенадцать медных монет из разбитой кружки для подаяний оказались навсегда прикрепленными в разных местах к образу (на списках с иконы монеты изображаются краской) . Весть о чудесном сохранении образа разнеслась по всей столице, почитание его росло день ото дня, и милость Божия прославила икону дивными чудотворениями.

Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился с детства страдавший припадками 14-летний сирота Николай Грачёв (впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств) . 7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, лишившаяся голоса из-за болезни горла.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха»

В честь иконы установлено отдельное празднование - 23 июля (5 августа). В настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

Другие списки иконы

В XVIII-XIX веках иконы Богоматери с названием «Всех скорбящих Радость» почитались чудотворными во многих городских и сельских храмах по всей России. Их иконография повторяет как московскую, так и петербургскую иконы. Большинство списков украшались богатыми окладами и имели многочисленные вотивные привесы (различные ювелирные украшения: приношения, которые приносят святыне в благодарность за исцеление или во время дачи обета). С наиболее известными списками связаны самостоятельные предания, послужившие причиной их местного почитания.

Икона «Всех Скорбящих Радость» в доме – залог того, что в особо трудную минуту, когда заболевает кто-то из близких вам людей, вы можете прибегнуть к помощи Богородицы, изображенной на ней, потому что Она ждет одного – нашей просьбы о помощи. Тот же, кто притекает к ней с настойчивой и искренней молитвенной просьбой – непременно получает помощь и отклик.