Экономическое развитие великобритании в 30 годы. Двадцатые годы

Отдел образования Ибресинского района МОУ «СОШ №1»

Реферат

Тема: «Демократические страны Европы в 30-е годы»

Выполнил

Проверил

Введение

1. Великобритания

1.1 Национальное правительство

1.2 Экономическая политика

1.3 Внешняя политика Великобритании

2. Франция

2.1 Политическая неустойчивость

2.2 Парламентский кризис и угроза фашизма

2.3 Формирование антифашистского фронта

2.4 Деятельность правительства Народного фронта

2.5 «Передышка» и распад Народного фронты

Список литературы


Введение

Хотя европейские государства встретились с проблемами, общими или близкими по своему характеру, тем не менее в странах с прочной парламентской традицией, таких, как Франция, Великобритания и часть стран Северо-Западной Европы, имелись и существенные различия, и сходные черты во внутренней политике.

Эти страны не сочли возможным в целях обретения экономической стабильности принести в жертву политическую демократию, сохранялась полная свобода дискуссий по политическим и экономическим идеям и проблемам Я свобода деятельности организаций и политической оппозиции. В то же время демократические страны демонстрировали разные модели политики в борьбе с экономическим кризисом и социальным и проблемами.


1. Великобритания

1.1 Национальное правительство

Правящие круги Великобритании избрали метод политического и социального маневрирования для предотвращения раскола в обществе. Этим целям служила испытанная тактика формирования коалиционных правительств. В результате выборов в 1929 г., на которых лейбористы по числу голосов опередили консерваторов, лидер Лейбористской партии Р. Макдональд сформировал! второе лейбористское правительство. Правительство просуществовало до 1931 г. Когда премьер-министр обратился к парижским и нью-йоркским банкирам за кредитом, те потребовали сокращения социальных расходов. Лейбористы на это не могли пойти, зная, что за их спиной миллионы членов профсоюзов. Макдональд и все члены правительства подали в отставку.

Король предложил Макдональду вновь сформировать правительство, но руководство Лейбористской партии запретило ему вступать в коалицию с консерваторами и либералами и исключило его из партии. Макдональд, будучи свободен от партийной дисциплины, уже как частное лицо принял предложение возглавить коалиционное правительство, которое получило наименование Национальное правительство (1931-1935). В Лейбористской партии назрел раскол. Этим воспользовались консерваторы. Они заняли в правительстве большинство постов. Политика правящего кабинета была консервативной. Тем не менее проявленная правительством гибкость помогла чисто по-британски выйти из политического кризиса, сохранив видимость национального согласия.

В Великобритании, так же как я в других европейских странах, образовалась фашистская партия, но ее влияние было ничтожным. Экстремизм и насилие противоречили менталитету англичан и британской политической культуре.

Парламент, избранный в ноябре 1935 г., с началом Второй мировой войны продлил свои полномочия и просуществовал да июля 1945 г. Утвержденное в 1935 г. правительство продолжало считаться коалиционным и «национальным». Возглавлял его консерватор Н. Чемберлен, но 10 мая 1940 г. после тяжелых поражении во Второй мировой войне Чемберлена на посту премьер-министра сменил У. Черчилль.

1.2 Экономическая политика

Поскольку темпы промышленного Развития Великобритании в 20-е гг. были низкими, в стране не произошло такого обвального спада производства, как это имело место в США или Германии. Тем не менее сокращение производства было достаточно серьезным, чтобы в стране сформировалась устойчивая массовая безработица.

Протекционизм и государственная поддержка сельского хозяйства (субсидии отраслям сельского хозяйства) были главными и постоянными направлениями в экономической политике. Народ надо было кормить. Другая важная линия экономической политики - это продолжение прежнего курса на расширение и поощрение экспорта. Была поддержана судостроительная промышленность, В это время был построен роскошный океанский лайнер «Куна Мэри». Был отменен «золотой стандарт».

В отличие от США а Англии не проводилось программ большого дешевого строительства и общественных работ, но были приняты важные меры по расширению социального страхования и помощи безработным. Этого требовали масштабы безработицы. Своего пика она достигла в 1932г.- 2 млн. 136 тыс. человек, в 1937 г. снизилась наполовину, а в 1938 г. вновь возросла.

Великобритания имела огромную колониальную империю. Она попыталась решить свои экономические проблемы в рамках Британского Содружества и сплотить империю, расширяя взаимную торговлю. По этим вопросам в 1932 г. в Оттаве состоялась имперская экономическая конференция. В 1938 г, половина британского экспорта направлялась в имперскую зону.

Для стимулирования инвестиций и повышения доходов предприятий была понижена ставка банковского процента. Государственные социальные расходы, субсидии и капиталовложения в экономику представляли собой попытку ослабить кризис в духе кейнсианства.

1.3 Внешняя политика Великобритании

Отношения со странами Британского Содружества оставались приоритетной сферой во внешней политике Великобритании. В 1931 г. был принят закон о взаимоотношениях с доминионами. Он известен как Вестминстерский статут. Доминионы - Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР - получили полную свободу. Англия уже не могла вмешиваться взаконотворчество доминионов и их внешние дела. В 1935 г. был принят закон о расширении самоуправления в Индии.

Отношения с Ирландским Свободнымгосударством, созданным в результате подписание договора 1921 г., в 30-е гг. существенно изменились. Избранный президентом в 1932 г. де Валера начал осуществлять программу разрушения тех уз, которые еще связывали Ирландию с Великобританией. Был ликвидирован институт генерал-губернатора как представительство монарха.

Немало беспокойства доставила Великобритании ситуция на Ближнем Востоке после распада Османской империи, где в подмандатных территориях (Палестина, Ирак, Трансиордания) нарастало националистическое движение за независимость. В 1932 г. Ираку была предоставлена независимость, он вступил в Лигу Наций. Трансиордании было позволено расширить самоуправление. Великобритании пришлось в 1936 г. гарантировать договором независимость Египта, сохранив контроль над Суэцким каналом.

В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики. В Европе оно предпочитало сохранение статус-кво, т. е. существующего положения. Но ситуация в Европе и мире менялась.

Провал конференции по разоружению в 1934 г. показал, что началась новая фаза гонки вооружений. Великобритания сдавала одну позицию за другой перед напором требований Германии о пересмотре военных ограничений Версальского договора. Так, например, в связи с перевооружением Германии вместо протеста Англия предпочла вступить в переговоры, позволив Германии строить подводные лодки и довести свой флот до 35% тоннажа британского флота.

Великобритания к концу 30-х гг. вползала в гонку вооружений. За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны За период с 1930 по 1937 г. в бюджете страны долявоенных расходов увеличилась с 10 до 20%. В 1936- 1937 гг. в Великобритании были заложены 37 боевых кораблей. В испанском кризисе, вызванном фашистским мятежом Франко против республиканского правительства, Великобритания придерживались политики невмешательства, что было на руку испанским и германским фашистам. В 1938 г* Чемберлен был участником Мюнхенского сговора, позволившего нацистской Германии без единого выстрела присоединить Судетскую область Чехословакии.

Британия традиционно воздерживалась от участия в коалицияхсо странами Восточной Европы. Однако посла аннексии Австрии В марте 1938 г. и захвата Чехословакии 15марта 1939 г. Чемберлен пересмотрел британскую политику и объявил о гарантиях независимости Польше, Румынии и Греции. Гарантии были поддержаны Францией. Когда германские армии вторглись в Польшу. Чемберлен оказался перед необходимостью объявить Германии воину.

2. Франция

2.1 Политическая неустойчивость

Экономический кризис во Франции начался в 1930г., т. е. несколько позже, чем в других европейских странах, и продолжался до 1935 г.

На парламентских выборах 1932 г. победу одержали левые: партия радикал-социалистов (160 депутатских мест), социалистическая партия (131), коммунистическая партия (10) и др. Появилась возможность возрождения Левого блока. Однако социалисты отказались войти в правительство. В период 1932-1936 гг. правительства формировались на основе коалиции радикалов и левоцентристских группировок и потому были весьма неустойчивы. Смена кабинетов происходила в среднем через 3 – 4 месяца.

Особенно острые разногласия вызывала экономическаяполитика. В этот период правительства старались сократить расходы и сбалансировать государственный бюджет, сохранить «золотой франк». Эти меры привели к росту безработицы и обнищанию населения. Углублению кризиса способствовало также прекращению с 1931 г. Поступлений репарационных платежей. Кризис особенно сильно ударил по традиционным отраслям французской экономики – лёгкой промышленности, парфюмерии, виноделию, сельскому хозяйству и пр.

2.2 Парламентский кризис и угроза фашизма

Политика правительств подвергалась критике как слева, так и справа. Особенно агрессивными были нападки со стороны крайне левых и фашистских организаций. Повторяя лозунги итальянских и германских фашистов, французские экстремисты требовали ликвидации прогнившего парламента, уничтожения коммунизма и установления диктатуры. В идеологии французского фашизма важнейшее место занимал антипарламентаризм. Однако фашизм во Франции имел свои особенности. У него не было массовой базы, не сложилось единой партии. В движении соперничали около десятка организаций. Среди них основными были «Французское действие» и «Боевые кресты» под руководством честолюбивого потомка угасшего аристократического рода полковника графа Казимира де ля Рока.

6 февраля 1934 г. около 40 тыс. фашистов начали штурм Бурбонского дворца, где заседал парламент. Поводом для выступления под лозунгами «Долой парламент!», «Долой воров!» послужило дело авантюриста и мошенника А. Ставиского, распространившего фальшивые облигации под несуществующие драгоценности. В финансовом скандале оказались замешаны многие депутаты и министры. Бурбонский дворец захватить не удалось, но фашисты добились отставки правительства радикала Э. Даладье. Политический маятник качнулся вправо. В новое правительство вошли лидеры главным образом правых партий.

2.3 Формирование антифашистского фронта

Попытка фашистского переворота всколыхнула страну. Развернулось мощное антифашистское движение. Важной предпосылкой для сплочения антифашистских сил стало преодоление враждебности и раскола между коммунистами и социалистами.

27 июля 1934 г. по предложению социалистов был подписан Пакт о единстве действий коммунистов и социалистов. Партии отказывались от взаимной критики. Это было началом создания единого антифашистского фронта.

Следующим шагом стало присоединение к совместным антифашистским действиям партии радикалов. Именно тогда появился лозунг Народного фронта, который символизировал новое общественно-политическое движение в капиталистическом мире.

Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации создали Национальный комитет Народного фронта и решили совместно участвовать в парламентских выборах с общей программой. В апреле - мае 1936 г. состоялись парламентские выборы, на которых партии и организации народного фронта завоевали почти трети мест в национальном собрании и могли сформировать правительство.

2.4 Деятельность правительства Народного фронта

Впервые в истории Франции ответственность за руководство правительством с одобрения партии взял на себя социалист Леон Блюм. Коммунисты поддержали правительство, но войти в его состав отказались.

Сразу после майских выборов по Франции прокатилась волна забастовок. Иногда дело доходило до захвата фабрик и заводов рабочими. Блюм отказался применить силу и побудил Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ) и Всеобщую конфедерацию предпринимателей подписать Матиньонское соглашение (от названия резиденция правительства), которое получило наименование «французский новый курс». По соглашению рабочие получили права на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров с предпринимателями, повышение заработной платы в среднем на 12% и др. и в свою очередь обязались прекратить стачки.

Правительство Блюма приняло еще ряд законов - о рабочих советах в промышленности, минимальном двухнедельном отпуске, о 40-часовой рабочей неделе, о разрешении трудовых: конфликтов через обязательное посредничество иарбитраж.

В течение лета 1936 г. Парламент принял свыше сотни законов в соответствии с программой народного фронта и требованиями трудящихся. Важнейшими из них были закон о роспуске военизированных фашистских организаций ипрогрессивное законодательство в социальной области, трудовых отношениях, стимулирование деловой активности.

Во Франции проявила себя своеобразная политика государственного регулирования (дирижизм) и либерально-реформаторская политика, позволившая создать в стране развитую сферу социальных услуг.

Угроза фашизма во Франции была пресечена. Политика реформ сняла социальное напряжение в стране и способствовала оживлению хозяйственной деятельности, помогла выйти из экономического кризиса.

2.5 «Передышка» и распад Народного фронты

Однако финансовые трудности заставили правительство Блюма объявить «передышку» в осуществлении программы Народного фонта. Казна была пуста. В этих условиях правительству пришлось пойти на девальвацию на 14% французского франка. Левые группы, среди них коммунисты, выдвинули требование «Пусть платят богачи!» Это означало бы переход движения на иную, более высокую ступень социального конфликта. Участники политической коалиции Народного фронта и широкие массы населения к этому не были готовы. Главная цель движения - преградить дорогу фашизму - была решена.

Правительство Л. Блюма просуществовало до апреля 1938 г. Новое правительство возглавил правый радикал Э. Даладье. Радикалы вышла из Народного фронта. Это свидетельствовало о распаде коалиции Народного фронта.

Сдвиг правительства вправо и разрыв радикалов с Народным фронтом резко изменили ситуацию во Франции. Ухудшилось также положение Франции в сфере национальной безопасности. После установления в марте 1939 г. франкистского режима в Испании Франция оказалась в окружении трех фашистских государств.

Выводы

В 1930-е годы в Великобритании случился политический кризис, но правительство смогло выйти из него. В эти годы в Великобритании появилась фашистская партия, но её влияние было ничтожным. После распада Османской империи в Палестине, Ираке, Трансиордании нарастало движение за независимость. В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики.

Экономический кризис во Франции начался в 1930г. Кризис особенно сильно ударил по традиционным отраслям французской экономики. Во Франции тоже был фашизм, но у него не было массовой базы, не сложилось единой партии. Попытка фашистского переворота всколыхнула страну, развернулось мощное антифашистское движение – Народный фронт. Когда главная цель Народного фронта была достигнута, Народный фронт распался. В марте 1939 года Франция оказалась в окружении трёх фашистских государств.


Список литературы

1. Новейшая история зарубежных стран ХХ – начало ХХI века. 9 класс. О. С. Сорока-Цюпа А. О. Сорока-Цюпа.

План-конспект урока.

Тема урока: «Демократические страны Европы в 30-е гг. Великобритания, Франция»

Цели урока:

          1. Обучающие цели:

    формирование представлений об экономическом кризисе в Великобритании

    формирование представлений о внешней политике Великобритании

    формирование представления о политической жизни во Франции в 30-е годы

2.Развивающие цели:

    формирование умения отвечать на вопросы учителя, используя текст учебника;

    формирование умения самостоятельно работать с текстом учебника

    формирование умения самостоятельно отбирать материал к новой теме (подготовка доклада)

    формирование хронологических умений (расстановка событий в хронологическом порядке)

3.Воспитательные цели:

    формирование ценностного отношения к труду

Материалы и оборудование:

    Учебник: Новейшая история зарубежных стран 20- начало 21 века. О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа.-/ «Просвещение», М 2005

    Школьная доска.

Ход урока:

Этап урока

Методический

Прием

Деятельность учителя

Деятельность учителя

I. Организационный момент

Приветствие

Здравствуйте!

Садитесь.

Учащиеся приветствуют учителя.

II . Опрос

Индивидуальный (устный)

Дома вы повторяли параграфы 10 и 11.

1.Давайте вспомним, каким в 30- е гг. было положение в мире.

1. В этот период в странах Европы и в США, был тяжелый экономический кризис. Который имел последствия во всех сферах жизни.

III .Новая тема

Вводная беседа

1.Великобритания: национальное правительство

Сжатое изложение

2. Экономическая политика.

3.Внешняя политика

Комментированное чтение

4.Франция в 30-е гг. Политическая неустойчивость.

Описание

5.Деятельность правительства Народного фронта.

Постановка вопроса к тексту учебника

«Демократические страны Европы в 30-е гг. Великобритания, Франция».

Как мы уже говорили с вами на прошлом уроке. Экономический кризис больше всего затронул США, но не стоит забывать, что и в других странах, он имел серьезные последствия. Сегодня мы с вами поговорим о развитии Великобритании и Франции в этот не легкий период.

План урока

1. Великобритания: национальное правительство

2 Экономическая политика.

3. Внешняя политика Великобритании

4. Франция в 30-е гг. Политическая неустойчивость.

5. Деятельность правительства Народного фронта.

Правящие круги Великобритании избрали метод политического и социального маневрирования. Этим целям служила испытанная тактика формирования коалиционных правительств. В р-те выборов 1929г. победила Лейбористская партия. Ее лидер Р.Макдональд сформировал лейбористское правительство. Которое просуществовало до 1931г.

После распада лейбористского правительства.

Макдональд, уже как частное лицо принял предложение возглавить коалиционное правительство, которое получило наименование Национальное правительство.(1931- 1935гг).

Давайте вспомним веяние, какого политического режима получило популярность в это время?

В Великобритании, так же как и в других европейских странах, образовалась фашистская партия, но ее влияние было ничтожным. Экстремизм и насилие противоречили менталитету англичан и британской культуре.

Утвержденное в 1935г. правительство продолжало считаться, коалиционным и «национальным», возглавлял его консерватор Н.Чемберлен.

Но 10 мая 1940г. после тяжелых поражений во Второй мировой войне Чемберлена на посту премьер-министра сменил Уинстон Черчилль.

2.Про экономическую политику Великобритании у нас есть доклад, который готовила Красникова А.

Сейчас мы ее внимательно послушаем, и по ходу ее доклада тезисно запишем экономическую политику Великобритании.

Спасибо за доклад, подведи, пожалуйста, итоги всему выше перечисленному какая была политика правительства Великобритании?

3.Отношения со странами Британского Содружества оставались приоритетной сферой во внешней политике Великобритании.

Сейчас мы с вами вместе зачитаем пункт, который называется Внешняя политика Великобритании, и выпишем основные события в изучаемый период

4.Экономический кризис во Франции начался в 1930 г, т.е. несколько позже, чем в других странах и продолжался до 1935г.

В период 1932 – 1936гг. правительство формировалось на основе коалиции радикалов и левоцентристских группировок, и потому было весьма не устойчивыми. Смена кабинетов происходила в среднем через 3-4 месяца.

Про экономическую политику Франции, нам готовила доклад Любакина Юлия.

Сейчас мы ее внимательно послушаем, и тезисно запишем основные события экономической политики Франции.

Подведите итоги всему сказанному.

Да, действительно политика правительства подвергалась критике, как слева, так и справа. Особенно агрессивными были нападки со стороны крайне левых радикалов и фашистских организаций.

В идеологии французского фашизма важнейшее место занимал антипарламентаризм. Однако, фашизм во Франции имел свои особенности.

У него не было массовой базы, не сложилось единой партии.

В движении соперничали около десятка организаций, среди них основными были «Французское действие» и «Боевые кресты». В стране вспыхивали попытки фашистского переворота. В результате развернулось мощное антифашистское движение.

Произошло сплочение между коммунистами и социалистами.

27 июля 1937г подписание пакта о единстве действий коммунистов и социалистов. В последующем к ним присоединились радикалы.

Появление лозунга Народного фронта, символизирующего новое общественно-политическое движение в капиталистическом мире.

5.Деятельность правительства Народного фронта.

Прочитайте это пункт самостоятельно и ответьте на вопросы.

Что же представлял собой «французский новый курс»?

Какие еще законы были приняты с лета 1936г. во Франции Народным фронтом?

Главная идея создания Народного фронта было антифашистское политика, она полностью себя оправдала?

После проведенных экономических реформ в стране, возникли финансовые трудности и и правительство Народного фронта взяло передышку.

Главная цель движения – перегородить дорогу фашизму была решена.

Правительство Блюма просуществовало до апреля 1938г.

После установление франкиского режима, Франция оказалась в окружении трех фашистских государств.

Запись в тетрадь

Великобритания.

Политика

    Национальное правительство.(1931- 1935гг);

    Образование фашистской партии, но не получила поддержки

Фашизм

2. Экономическая политика

    Протекционизм и государственная поддержка с/х главные и постоянные направления в экономической политики.

    Курс на расширение экспорта.

    Поддержка судостроительной промышленности.

    Приняты меры по расширению соц. Страхования и помощи безработным.

    Снижена ставка банковского процента, для стимулирования инвестиций и повышения доходов предприятия.

    Ослабление кризиса в духе кейнсианства.

Экономическая политика Великобритании всеми способами старалась как можно скорее вывести страну из кризиса. Сократить количество безработных, за счет помощи и социального страхования.

Запись в тетрадь

Внешняя политика

    1931г Вестминстерский статут, доминионы получили полную свободу;

    1935г закон о расширении самоуправления Индии;

    С 1932г разрушение уз, связывающих Ирландию и Великобританию. В р-те этого был ликвидирован институт генерал- губернатора как представительство монарха.

    1932г. предоставление Ираку независимости.

    1936г. договорная независимость Египту, для сохранение контроля над Суэцким каналом.

    Переговоры с Германией, в р-те договорились о строительстве подводных лодок и доведение флота до 35% тоннажа британского флота.

    С 1930-1937гг увеличение военных расходов до 20%.

    1938г участие в Мюнхенском сговоре.

    После 1939г. гарантии независимости Польше, Румынии и Греции.

    Вторжение Германии на территорию Польши. Необходимость объявление войны Германии.

Запись в тетрадь

Экономическая политика Франции.

    Сокращение расходов и сбалансирование гос.бюджета, сохранение «золотого франка»

    Эти меры привели к росту безработицы и обнищанию населения

    Углубление кризиса за счет прекращение с 1931г поступлений репарационных платежей.

    Кризис особенно ударил по традиционны м отраслям Франции – легкая промышленность; парфюмерия, виноделие, и с/х.

Экономическая политика Франции подвергалась критике народа.

Запись в тетрадь.

Образование фашистских организаций. Разворачивание в стране мощного антифашистского движения

27 июля 1937г подписание Пакта о единстве действий коммунистов и социалистов. В последующем к ним присоединились радикалы.

Рабочие получили права на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров с предпринимателями, повышение зарплаты в среднем на 12%. Минимальный 2-х недельный отпуск, 40 часовая неделя.

Закон о роспуске военизированной фашистских организаций и прогрессированное законодательство в соц. области.

Угроза фашизма во Франции была пресечена. Политика реформ сняла соц. напряжение в стране, помогла выйти из кризиса.

IV . Закрепление

Фронтальный (устный)

1.Перечислите основные этапы экономической политики Великобритании.

2.Что включал в себя Пакт о Единстве во Франции?

3. Расположите события в хронологическом порядке.

    1937г. Пакт о единстве действий во Франции.

    Углубление кризиса во Франции за счет прекращение с 1931г поступлений репарационных платежей.

    1938г.участие Великобритании в Мюнхенском сговоре.

    1932г. предоставление Ираку независимости от Великобритании;

    1939г. Гарантия независимости от Великобритании Польше.

1. Экономическая политика

1. Протекционизм и государственная поддержка с/х главные и постоянные направления в экономической политики.

2. Курс на расширение экспорта.

3. Поддержка судостроительной промышленности.

4. Приняты меры по расширению соц. Страхования и помощи безработным.

5. Снижена ставка банковского процента, для стимулирования инвестиций и повышения доходов предприятия.

6. Ослабление кризиса в духе кейнсианства.

2. Пакта о единстве действий коммунистов и социалистов. В последующем к ним присоединились радикалы. О единстве действий против фашизма во Франции.

V . Домашнее задание

Параграф 12

Дети записывают в дневник задания.

Тема: Страны Запада в 20-30-е годы ХХ века:

США, Великобритания, Франция

Основные понятия:

консерваторы
Лейбористы

Тред-юнионы

Британское содружество наций

Радикалы

Народный фронт

«Левый блок»

«Национальный блок

«Великая депрессия»

«просперити»

Республиканцы

Демократы

Ку-клукс-клан

«Новый курс»


Вопросы и задания:
1. Опишите итоги Первой мировой войны для Великобритании, Франции, США.
2. Сравните политику консервативных и лейбористских правительств Великобритании.
3. Выделите основные особенности британского тред-юнионизма.
4. Раскройте суть социально-экономических и политических реформ правительства Народного фронта Франции.
5. Как была предотвращена попытка фашистского переворота во Франции?
6. Чем была вызвана «великая депрессия» в США?
7. Выделите основные составляющие «нового курса» Ф.Рузвельта?

Литература:
Давлетов с. 92-115
Полянский с. 55-80

Соединенные Штаты Америки


  1. США в межвоенный период
Историю США в межвоенный период (1918-1939) можно разделить на определенные этапы:
1918-1922 – период послевоенной стабилизации.
1922-1929 – период «просперити»
1929-1932 – период «великой депрессии»
1933-1939 – период «нового курса»
В эти годы происходила смена правительств, связанная со сменой лидера государства. При существовании 2-хпартийной системы во главе государства становился представитель демократической или республиканской партий.
Президенты:
До 1920 г. - В.Вильсон (демократ)
1921 – 1923 Ч.Гардинг (республиканец)
1923 – 1929 К.Кулиджа (республиканец)
1929 - 1932 Г.Гувер (республиканец)
1932 - 1945 Ф.Рузвельт (демократ)

2. Положение США после Первой мировой войны.

В отличии от стран Европы США после первой мировой войны не переживали экономического кризиса, связанного с масштабными затратами и потерями. Статус США в мире изменился.

Положение США в первые годы после Первой мировой войны можно охарактеризовать следующими чертами:
- США сыграли решающую роль в окончании войны;
- Получили благоприятные условия для быстрого экономического развития (по сравнению со странами Европы);
- Расширение рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капитала;
- Увеличение объема внешней торговли;
- Создание мощного государственного сектора в экономике;
- Увеличение объема накопления капитала в стране (к 1919 г. в стране находилось 50% мирового запаса золота)
- Из страны-должника США превратились в страну-кредитора; - - Заработная плата среднестатистического рабочего увеличилась на 25 %.; Уровень безработицы не превышал 5 %, а в некоторые периоды даже 3 %
- Усиление интеллектуального потенциала страны за счет эмиграции из Европы (1900 – 1920 гг – 14 млн.чел.)
- Человеческие потери составили 50 тыс. человек погибшими и 250 тыс. человек ранеными;
- Высокий уровень концентрации производства и капитала (3,6% предприятий в стране производили 68% промышленной продукции, 1% населения владел 50% национального богатства страны);
- Формирование монополистического капитала в стране;
1919 г. принята XVIII поправка к Конституции, согласно которой был введен «сухой закон» в стране;
- 1919 г. принята XIX поправка к Конституции, которая предоставляла избирательные права женщинам;
- США отказались от вступления в Лигу Наций, тем самым страна осталась лишь региональным политическим лидером (район Тихого океана – Вашингтонская конференция 1921-22 гг.)

3. Период «процветания». После окончания второго президентского срока Вудро Вильсона, к власти на 12 лет пришли республиканцы. Население США устало от прогрессистских реформ, и поэтому переход к консерватизму был как никогда кстати.
Прийдя к власти, правительство республиканцев строило свою экономическую политику на принципах: -граждане сами должны заботиться о своем благосостоянии и своей семьи; -предоставление преимуществ частному капиталу; -ограничение государственного вмешательства в экономику; -сокращение затрат на социальные программы; - защита американского производителя (политика протекционизма); -уменьшение налогов на прибыль.
Данная политика привела: К росту промышленного производства и торговли
Тотальному перевооружению предприятий, внедрению новых технологий (конвейер)
Развитию новых отраслей американской индустрии: электротехническая, химическая, автомобильная, авиационная;
Повышению производительности труда;
США производили 44% мировой промышленной продукции, т.е. больше, чем вместе взятые Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония.
Росту конкурентоспособности американских товаров на мировом рынке;
Повышению жизненного уровня населения и повышению спроса на товары народного потребления (автомобили, холодильники, радиоприемники и т.д.);
Развитию банковской сферы (выделению потребительских кредитов);
Росту фондового рынка;

Президент Гардинг сформировал кабинет министров из видных финансистов, миллионеров и людей, сведущих в экономике. В 1921-1932 годах пост министра финансов США занимал мультимиллионер Э. Меллон. По его инициативе ставка налога на доходы, превышающие 1 млн.$, была снижена сначала до 66-50 %, а в 1926 и вовсе до 20 %. Были отменены законы военного времени, принятые для контроля уровня цен. В отношении корпораций прекратилось использование антимонопольных законов, которые были фактически аннулированы Верховным Судом посредством различных разъяснений и толкований.. В 1925 году Кальвин Кулидж заявил: «Дело Америки - это бизнес», что во внутренней политике означало свободу действий для бизнесменов и гарантировало им невмешательство государства в деятельность частного сектора экономики.
Американские средства массовой информации распространяли тезис о наступлении эры «просперити», о «золотых 20-х», которые будут длиться вечно. Символом Америки 1920-х гг. можно считать Генри Форда и его Форд модели Т, первый массовый автомобиль во всемирной истории. Это транспортное средство было доступно многим, так как цена его составляла менее 300 долларов, а среднегодовой заработок промышленного рабочего равнялся 1 300 долларам. В результате автомобиль перестал быть роскошью и превратился в средство передвижения. В 1920-х гг. парк автомобилей вырос на 250 %, а к 1929 превысил 25 миллионов машин, при том что население США в то время составляло 125 млн чел.
Успехи в промышленности росли, однако сельскохозяйственная политика оказалась не столь удачной: сократились площади засева пшеницы и кукурузы, европейский рынок закрылся для продукции американских фермеров, что привело к кризису перепроизводства и банкротству фермерских хозяйств.

Вообще 1920-е годы - это время формирования общества потребления. Рядовой американец подвергался массированному воздействию со стороны производителей товаров: его постоянно осаждали призывами покупать и покупать ещё больше. В связи с этим начала развиваться современная реклама. Производители делали всё, чтоб заставить покупателя не откладывать деньги в долгий ящик, а немедленно их потратить. Тем, у кого не было при себе необходимой суммы, предлагалась покупка в рассрочку. Появилось понятие - жизнь в кредит, когда подобным образом приобреталась большая часть машин, холодильников, радиоприёмников. Однако проблема неравномерности распределения доходов не была учтена: две трети американских семей были не в состоянии приобрести даже предметы первой необходимости.

Часть прибылей монополий превращались в ценные бумаги (акции), которые поглощали нераспределённые доходы. Акции ценились потому, что их покупали, и на них можно было заработать. В стране рекламировались лёгкие пути к богатству через акции. И к 1929 году на бирже играло не менее 1 млн американцев, которые, вложив все свои ограниченные средства в покупку акций, ждали успеха. Обладатели ценных бумаг влезали в огромные долги и активно пользовались кредитами.
Не выдерживал конкуренции с автомобилями и самолетами железнодорожный транспорт, переживали упадок текстильная и обувная промышленность, зависимые от сельского хозяйства. Падала прибыль в угольной промышленности.
Выполнение «сухого закона» привело к росту преступности (контрабанда спиртного, подпольное производство и продажа спиртных напитков). Многие американцы считали принятие XVIII поправки нарушением свободы личности – главного завоевания американцев. Все чаще американцы сталкивались с коррупцией в различных эшелонах власти.
Одновременно усилились преследования профсоюзов и их численность к 1930 г. сократилась в 1.5 раза Крайне жестоко проходили расправы с участниками забастовок и деятелями левого рабочего движения. В 1927 г., после 7-летнего тюремного заключения, были обвинению. В стране начался настоящий «красный психоз».
Поток эмигрантов в США привел к росту безработицы и ужесточении конкуренции на рынке труда. В 1924 и 1929 гг. были приняты законы, ограничивающие прием эмигрантов на работу – не более 150 тыс. человек в год по всей стране. На этой волне активизировался Ку-клукс-клан.
Рост безработицы и понижение уровня заработной платы привели к понижению платежеспособности населения. Многие граждане не имели возможности погашать кредиты.
Произошли существенные изменения в общественной морали. Этот период получил название «ревущие 20-е», «эпоха джаза».

4. «Великая депрессия»
Однако в 1929 году в конце октября началась Великая депрессия и через 4 года США лежали в экономических руинах. На CША обрушился экономический кризис, по масштабам не имевший себе равных в истории.
Причины:
- Основные капиталы вкладывали в тяжелую промышленность, а другие отрасли несли убытки.
- Стихийный рост объемов производства превышал рост доходов большинства американцев, что привело к кризису перепроизводства.
- Необоснованные льготы, которыми пользовались крупные монополии, привели к тому, что они диктовали цены на рынке товаров.
- Выделение «дешевых кредитов» привело к кризису в банковской сфере.
- Союзники, и особенно Германия задолжали США значительные суммы, полученные в качестве кредитов.
- Европейские страны стали активно проводить протекционистскую политику, ограничивая доступ американских товаров на свой рынок.
Первым признаком начавшегося кризиса стали события 24 октября 1929 г. – 12 млн. акций сменили своих владельцев. Через пять дней кризис стал общенациональным.
Разорялись предприятия: объем производства сократился на 63%. Объем внешней торговли сократился втрое. Обанкротилось примерно 5 тыс. банков (20%). производство товаров стало невыгодным. В результате производство сокращалось, а одновременно резко увеличивалась безработица, с 3 % в 1929 г. она поднялась до 25 %. к 1932 г. 17 млн.человек. У тех, кто сохранил работу, заработная плата упала в два раза. Резко обострилась социальная напряженность: «голодные походы», демонстрации, рост преступности. Президенту Гуверу приходилось задействовать американскую армию для наведения порядка.

5. «Новый курс» Ф.Рузвельта.

Республиканцы, которых обвиняли если не в наступлении экономического кризиса, то в неспособности справиться с ним, на президентских выборах 1932 г. потерпели сокрушительное поражение и много лет не могли впоследствии занять Белый дом. В 1933 г. к власти в США пришёл президент Франклин Рузвельт, кандидат от демократической партии, предложивший американскому народу «новый курс», как стали впоследствии называть его политику. Успех «Нового курса» был таков, что Рузвельт стал единственным в истории США президентом, которого переизбирали четыре раза подряд, и он оставался у власти до самой своей смерти в 1945 г. В течение первых ста дней после вступления в должность президент представил конгрессу на утверждение множество законопроектов. Первыми мероприятиями администрации были временное закрытие банков для упорядочивания их деятельности и восстановления доверия к банковской системе, а также организация общественных работ для безработных.

Программа предусматривала следующие направления :
1. Стабилизация денежной системы - запрещен вывоз золота за границу, - проведен конфискационный обмен золота на бумажные деньги, -укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. 2. Оздоровление промышленности - создано специальное учреждение - Национальная администрация восстановления промышленности; -вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными нормативными актами - принят кодекс честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д. Предприниматель не мог получать конкурентные преимущества за счет ухудшения положения работников (снижать зарплату, увеличивать нормы выработки, удлинять рабочий день). -осуществлялась практика введения коллективных договоров. - отмена сухого закона, которая положила начало легализации изготовления и продажи алкогольных напитков; В результате бюджет получил доходы от новой отрасли законного бизнеса, а президент - дополнительную поддержку избирателей; - принят закон о трудовых отношениях («акт Вагнера»), расширивший права профсоюзов.
3. Реформы в сельском хозяйстве - учреждалась Администрация регулирования сельского хозяйства (Agricultural Adjustment Administration- ААА), которая наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства; -оплачивалось сокращение посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены на продукцию) Правительственные программы помогали также строительству школ, дорог, лесопосадкам и расширению лесных угодий, находящихся в федеральной собственности. В частности, в штате Теннесси в 1933 г. администрация Рузвельта организовала финансирование программы строительства дамб с целью предотвращения наводнений, использования водных источников для производства электроэнергии и модернизации беднейших ферм. 4. Борьба с безработицей. Безработных направляли в создаваемые специальные организации («трудовые лагеря»), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Особую роль играла организация работ для молодежи. Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. Вначале общественные работы организовали только для мужчин, которых считали кормильцами их семей. Во многих штатах закон запрещал занимать административные должности одновременно мужу и жене, и это правило было распространено также на работы для безработных. Лишь к 1935 г. правительственные программы начали помогать и женщинам-одиночкам, самостоятельно ведущим свои хозяйства. Женщин в основном нанимали на швейные работы для нужд госпиталей и благотворительных организаций. Был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Отныне пенсии по старости должны были выплачиваться гражданам США, отвечавшим определённому цензу оседлости и достигшим 65-летнего возраста. В 1938 г. был принят закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты

В результате принятых правительством мер, за первый год «Нового курса» совокупный объем производства в США увеличился на 45 %.

Хотя многие меры его администрации были впоследствии признаны спорными, целый ряд нововведений этого периода, например, программа социального страхования, Федеральная корпорация по страхованию вкладов и Комиссия по ценным бумагам и биржам действуют в США до сих пор. Наиболее успешной инициативой президента Рузвельта считается помощь безработным, которых по заказу федерального правительства привлекали к работе в Гражданском корпусе охраны окружающей среды и ряде других правительственных служб.

Великобритания

1. Положение Великобритании после Первой мировой войны:
В годы Первой мировой войны Великобритания принимала активное участие в ходе военный действий на море и совместно с французской армией активно воевала на континенте. Будучи участницей Антанты, в конце войны оказалась в составе стран-победительниц.
По решению Версальского договора Великобритания получила большую часть германских и турецких колоний. Стала лидером Лиги Наций.
Однако в послевоенный период Великобритания переживала экономический спад. Хозяйство было ослаблено войной. Людские потери составили (748 тыс.чел. убито, 1,7 млн. ранено). Великобритания потеряла 70% торгового флота. Государственный долг вырос в 12 раз. Были разрушены традиционные внешнеэкономические связи. Жизненный уровень населения снизился.
2. Смена правительств
В межвоенный период в ходе парламентских выборов происходила смена правительств. 3 политические партии (консерваторы, либералы и лейбористы) одерживали победы на выборах или создавали коалиционные кабинеты.
1918 – 1922 Коалиционное правительство: консерваторы+либералы
(лидер Д.Ллойд-Джордж – либерал)
1922-23, 1923-24, 1924-29 гг. Правительства консерваторов
(лидер Стенли Болдуин) 1929-1932 гг. Правительство лейбористов (лидер Р.Макдональд)
1932-1934 гг. Коалиционное правительство – «Национальное правительство»: лейбористы+консерваторы. (лидер Р.Макдональд – лейборист)
1935-37 гг. Правительство консерваторов
(лидер Стенли Болдуин)

3. 1918 – 1922 Коалиционное правительство

В годы правления коалиционного правительства Д.Ллойд-Джорджа были проведены следующие реформы:

Принят новый избирательный закон: мужчины с 21 года, женщины с 30 лет (впервые);
Были расширены социальные функции государства: помощь безработным, строительство социального жилья, проведены реформы в народном образовании, введено всеобщее обязательное начальное образование;
Государство играло роль посредника в трудовых конфликтах.
Однако:
Происходил рост безработицы (до 12%)
Нарастали социальные конфликты в обществе, вызванные положением страны после Первой мировой войны;
Подъем рабочего движения: рост числа забастовок (кол-во участников 2,5 млн.чел.)
Рост национально-освободительного движения в колониях (Ирландия добилась статуса доминиона, население Индии добилось права участвовать в работе местных органов власти, Египет добился отмены протектората и признания страны «независимым королевством»)
Был принят закон о «чрезвычайных полномочиях», который разрешал премьер-министру вводить осадное положение в стране и использовать войска для борьбы с трудящимися.
Правительству удалось преодолеть послевоенный кризис и урегулировать социальные проблемы. Однако в самом правительстве произошел раскол. Очередные выборы либералы проиграли.

4. 1922-23, 1923-24, 1924-29, 1935-37 гг. Правительства консерваторов
(лидер Стенли Болдуин)

Экономическая политика правительства консерваторов была основана на следующих принципах:
Саморегулирующийся рынок + твердая валюта + сбалансированный бюджет + правительство не вмешивается в экономику

Правительству консерваторов пришлось решать шахтную проблему: еще в 1921 г. государственные английские шахты были переданы в частные руки, правительство выплачивало субсидии владельцам шахт с целью сохранения рабочих мест, однако в 1925 г. правительство прекратило выплачивать субсидии. Как следствие, владельцы ужесточили условия найма, начались увольнения. Шахтеры начали забастовку, к ним присоединились рабочие других специальностей (число участников составило 5 млн. участников). Забастовка проходила в с мая по 30 ноября 1926 г.. Впервые в Великобритании состоялась всеобщая стачка. В ходе забастовки проходили переговоры между правительством и БКТ (Британским конгрессом тред-юнионов). Переговоры шли долго, с переменным успехом. Решение проблемы нашли в рамках закона: жесткая политика консерваторов + соглашательская позиция тред-юнионов)
В 1927 г. был принят закон о промышленных конфликтах, который в народе получил название «гнусный закон»:
- между провозглашением стачки и ее началом должен пройти определенный период («охладительный период»);
- участники и организаторы незаконных стачек наказывались штрафами или привлекались к суду;
- массовое пикетирование запрещалось;
- тред-юнионы государственных служащих обязаны были выйти из БКТ.

В 1928 г. проведена реформа избирательной системы: женщины получили право голосовать с 21 года. , т.о. в Великобритании было введено всеобщее избирательное право.

В 1936 г. в Великобритании произошел политический скандал, связанный с королевской семьей: после смерти короля Георга V, наследником престола стал его старший сын - король Эдуард VIII, который принял решение жениться на американке. Правительство С.Болдуина поставило короля перед выбором: или любовь, или корона. Эдуард VIII отрекся от престола в пользу брата, который стал королем Великобритании – Георгом VI. Его дочь – Елизавета – сегодняшний монарх Великобритании.

В 1937 г. был принят закон о гражданском порядке, направленный на предотвращение социальных конфликтов.

5. 1929-1932 гг. Правительство лейбористов (лидер Р.Макдональд)

Мировой кризис зацепил Великобританию в начале 1930 г. : производство упало на 23% по сравнению с 1929 г.; была парализована торговля, финансовая система. Некоторые районы превратились в «районы сплошной депрессии».
произошел рост безработицы до 3 млн.чел.

В 1930 г. правительство создало министерство «по борьбе с безработицей», которое предприняло попытку борьбы с кризисом: переселение рабочих из «районов депрессии» в сельскую местность или в доминионы, организовывало общественные работы.
Был принят закон о реформе системы страхования: право на государственную помощь получали все лица старше 15 лет. Следствием принятого закона стал дефицит государственного бюджета.

С целью экономии государственных средств в 1931 г. был принят закон, который сокращал на 10% пособия безработным ряда категорий (сезонным рабочим, замужним женщинам, работающим неполный рабочий день). Однако принятых мер не хватало для стабилизации экономического положения государства. Положение народных масс ухудшалось.
Популярность лейбористской партии падала.
Были назначены досрочные выборы, однако лейбористам не удалось вернуть утраченные позиции.

6. 1932-1934 гг. Коалиционное правительство – «Национальное правительство»: лейбористы+консерваторы. (лидер Р.Макдональд – лейборист)
Правительство разработало и стало внедрять в жизнь меры по преодолению кризиса:

Отмена золотого стандарта фунта стерлинга, что способствовало росту
конкурентоспособности английских товаров на мировом рынке.
- Великобритания совместно с другими странами создала валютную группу – «стерлинговый блок», что позволило британской валюте обслуживать до 50% мирового товарооборота. -Возврат к политике протекционизма.
- Политика «дешевого кредита» (до2%)- переориентация капиталовложений на внутренний рынок.
- Установлены гарантированные цены на основные виды производимых продуктов.
- Ставка на милитаризацию экономики: с 1934 по 1939 расходы на министерство обороны выросли в 6 раз.

Начиная с 1934 г. Великобритания постепенно выходит из мирового экономического кризиса.

В 1934 г. для борьбы с народными протестами был принят закон о подстрекательстве к бунту, который расширил законодательную базу репрессивных действий полиции с «нарушителями порядка».

7. Тред-юнионы
Большую роль в социально-политической жизни английского общества играли британские тред-юнионы (профсоюзы), которые имели свои особенности:
- иерархический характер власти;
- бесправие рядовых членов тред-юнионов и бесконтрольность руководства;
- большой удельный вес т.н. «рабочей аристократии», т.е. высокооплачиваемой и квалифицированной части наемных рабочих;
- курс на легальную и законную деятельность тред-юнионов;
- консерватизм мировоззрений британских рабочих, традиционная поддержка правительства;
- устойчивый антикоммунизм английских рабочих, демократизм политических
взглядов.

Популярность и высокое влияние на политическую и экономическую жизнь общества тред-юнионов позволило государству пережить кризисные годы без значительных социальных потрясений.

Франция

1. Положение Франции после Первой мировой войны
Франция входила в Антанту в годы войны и, как страна – победитель, по решению Версальского мирного договора:
Возвратила Эльзас и Лотарингию
получила в 15-летнюю эксплуатацию Саарский угольный бассейн
52% репараций
Мандат на турецкие колонии Ливан и Сирию
Однако в ходе войны Франция понесла огромные материальные и людские потери:
- погибло 1,5 млн.чел, ранено 700 тыс. чел. (погибло 2 из 10 мужчин возрастом от 20 до 45 лет, каждый 10 ранен);
- работоспособными остались после войны 4 из 10 трудоспособного мужского населения;
- 11 северных районов, которые стали театром военных действий, полностью разрушены;
- уничтожено около 10 тыс. предприятий;
- Франция потеряла 50% флота;
- произошел рост внешнего долга (60 млрд.золотых франков);
- страна потеряла средства «русских займов» (1,5 млн. франков);
- произошел рост безработицы, инфляции;
- разрушены традиционные международные связи.
Многопартийная система Франции привела к тому, что в межвоенный период все правительства были коалиционными.
2. 1919 – 1924 гг. Правительство «Национального блока» - коалиция правых партий (лидеры А.Мильеран, Р.Пуанкаре). Данное правительство проводило политику в условиях послевоенного экономического кризиса. Деятельность правительства характеризовалось:
- Падением жизненного уровня населения
- Ростом забастовочного движения (около 1 млн.чел.)
- Переустройством структуры национальной экономики
- Повышением контроля государства над экономикой через деятельность Национального экономического союза, Высшего железнодорожного союза, банка «Национальный кредит»;
- Сохранением традиционных отраслей хозяйства: ювелирное дело, легкая и парфюмерная промышленность, индустрия развлечений.
- Установлен 8-часовой рабочий день
- Правительство способствовало заключению коллективных договоров, мера которая предотвращала рост безработицы
Однако для принятия всех необходимых мер для стабилизации экономики не хватало собственных финансовых средств и правительство полагалось на репарационные доходы. Однако слабая экономика Германии не позволило Веймарской республики в полном объеме выплачивать репарации и экономика Франции переживала тяжелые времена. Для привлечения дополнительных средств Франция в 1923 г. оккупировала Рурскую область Германии («Рурский конфликт»). Неоправданно суровое отношение к Германии способствовало росту национализма и реваншизма в Германии. Под давлением мировой общественности Франция вынуждена была вывести свои войска из Германии, а популярность правительства «Национального блока» упала.

3. 1924 – 1926 гг. Правительство Левого блока («Картель левых сил»: социалисты+радикалы) (лидеры – Э.Эррио, Б. Бриан) Деятельность правительства пришлась на годы стабилизации экономики и характеризовалась следующими чертами:
- Сельское хозяйство достигло довоенного уровня развития;
- Промышленность превзошла показатели довоенного уровня
- Высокие темпы экономического роста (5% ежегодно)
- Преобладание мелкого и среднего производства (занято 40% работающих)
- Принятый в 1924 г. план Дауэса позволил Франции пользоваться американскими кредитами. Однако поступление американских кредитов было нерегулярно и, как следствие, это приводило к нестабильности франка. Страна переживала финансовую нестабильность. Доверие к правительству Левого блока падало.

4. 1926 – 1929 гг. Правительство «Национальное единство »: блок центристских и праворадикальных партий (лидер Р.Пуанкаре)

Однако
Гипертрофированная финансовая система привела к тому, что прибыль от продажи ценных бумаг почти втрое превысила совокупный доход от французской промышленности (28,3 млрд.франков против 10,5 млрд.франков) и продолжавшийся вывоз капитала из страны не давал возможности стабилизировать рост экономического развития.
С конца 20-х - начале 30-х годов (с июля 1929 по июнь 1934 г) во Франции не удавалось сформировать правительство большинства: за это время сменилось 12 правительств) У власти находились блоки центристских партий, которые не находили общего языка, не могли разработать единую программу развития страны. Государство переживало период политической нестабильности, который усугубился начавшимся мировым экономическим кризисом.

5. Мировой экономический кризис (1930-1934)
Мировой экономический кризис затронул Францию в 1930 г.:
Общий уровень промышленного производства упал на 13%
Внешнеторговый оборот сократился на 60%
Разорились более 10 тыс.промышленных предприятий.
Доходы крестьянских хозяйств уменьшились втрое.
Безработица увеличилась до 3 млн. чел. (к 1934 г. каждый десятый француз потерял работу)
Переживающая кризис Германия сократила выплаты контрибуции.
Жизненный уровень населения упал.

Следствием этих процессов стало:

Рост недоверия к возможностям парламентской демократии - повышение популярности лозунгов крайне левых (коммунистов) и крайне правых (фашистов) сил.

Еще в 1920 г. была создана Французская Коммунистическая партия, а в начале 30-х гг. появились организации «Огненные кресты», «Аксьон Франсез» («Французские действия»), «Французская солидарность», которые проповедовали взгляды близкие к итальянским фашистам. Эти организации пользовались поддержкой некоторых представителей католической церкви, армии, полиции, части французской элиты, которые считали, что только установление тоталитарной власти поможет французам преодолеть экономических кризис.
Слабость власти (бесконечная смена правительств) и жесткая конкуренция между коммунистами, социалистами и ультраправыми силами в 1934 г. поставили Францию на грань гражданской войны.

6. Попытка государственного переворота и приход к власти правительства Народного фронта
6 февраля 1934 г. примерно 40 тыс. правых радикалов устроили несанкционированный митинг под стенами Бурбонского дворца (помещение заседаний парламента Франции) с лозунгами «Прочь парламент!». В результате столкновения с полицией 15 человек погибло, 500 были ранены. Начались беспорядки в столице Франции, полиция не справлялась с ситуацией. Премьер-министр Э.Даладье 7 февраля подал в отставку. По призыву ФКП (Французской компартии) на улицы вышли тысячи рабочих, которые помогли стабилизировать ситуацию и дали праворадикальным силам совершить государственный переворот.

Февральские события подтолкнули коммунистов и социалистов объединить усилия по созданию антифашистского блока. Были проведены следующие мероприятия:
- достагнута договоренность об участии в выборах единым списком (коммунисты+социалисты);
- в июне 1934 г. подписан пакт о единстве действий;
- преодолен раскол внутри профсоюзов;
- в 1935 г. к блоку присоединилась партия радикалов;
- проведена совместная демонстрация в День взятия Бастилии (14.07.1935 г. 500 тыс. участников).

Антифашистский блок социалистов (лидер – Леон Блюм), коммунистов (лидер – Морис Торез) и радикалов (лидер – Э.Даладье) получил название Народный фронт.

В январе 1936 г. Народный фронт опубликовал свою программу действий, с которой вышел на предстоящие выборы.
Программа:
«Политические требования»:
Роспуск фашистских организаций
Защита политических свобод
Свобода деятельности средств массовой информации
Защита мира и борьба за разоружение в рамках Лиги Наций
Соблюдение прав профсоюзов
Демократизация системы образования
«Экономические требования»:
Программа сокращения безработицы
Сокращение рабочей недели
Государственное регулирование трудовых отношений
Национализация крупных предприятий и банков
Плановость развития экономики
Оздоровление финансовой системы страны
Государственный контроль за крупными финансовыми операциями
Активная инвестиционная политика государства
Обложение крупных состояний дополнительными налогами

Весной 1936 г. Народный фронт одержал победу на выборах (57% голосов избирателей) и сформировал правительство, в которое вошли социалисты и радикалы. Коммунисты не вошли в правительство, но обещали поддерживать его до тех пор, пока новое правительство будет выполнять программу.

Парламент Франции за короткое время принял более 130 законов:
Запрет на деятельность фашистских организаций;
Закон о 40-часовой рабочей неделе, о ежегодном 2-недельном оплачиваемом отпуске, повышении заработной платы;
Закон о коллективных трудовых договорах между работодателями и работниками;
Повышение закупочных цен на зерно;
Национализация военной промышленности, железнодорожного транспорта и Французского банка
Закон о повышении пенсий, о льготных проездных билетах

Выполнение социальной программы правительства требовало значительных финансовых средств, которых не хватало. Значительная часть предпринимателей перешла в оппозицию к власти, что привело к
- «бегству капитала за границу» (1936 г. вывезено 340 млрд.франков, 1938 г. – свыше 420 млрд.франков)
- росту забастовок на предприятиях гос. сектора
- росту инфляции, которая переросла в гиперинфляцию и обесценила заработную плату и пенсии французов.
Начались противоречия и в рядах партий Народного фронта: коммунисты выступили против невмешательства Франции в гражданскую войну в Испании.
Авторитет власти стремительно падал. В 1937 г. Леон Блюм подал в отставку. Радикалы, возглавившие правительство, в 1938 г. подписали Мюнхенское соглашение (захват Германией Чехословакии), что привело к окончательному распаду Народного фронта. Многие законы, принятые в годы правления правительства Народного фронта, были отменены. Экономическая ситуация в стране постепенно стабилизировалась.

Отдел образования Ибресинского района МОУ «СОШ №1»

Реферат

Тема: «Демократические страны Европы в 30-е годы»

Выполнил

Проверил

2010 г.

Введение

1. Великобритания

1.1 Национальное правительство

1.2 Экономическая политика

1.3 Внешняя политика Великобритании

2. Франция

2.1 Политическая неустойчивость

2.2 Парламентский кризис и угроза фашизма

2.3 Формирование антифашистского фронта

2.4 Деятельность правительства Народного фронта

2.5 «Передышка» и распад Народного фронты

Список литературы


Хотя европейские государства встретились с проблемами, общими или близкими по своему характеру, тем не менее в странах с прочной парламентской традицией, таких, как Франция, Великобритания и часть стран Северо-Западной Европы, имелись и существенные различия, и сходные черты во внутренней политике.

Эти страны не сочли возможным в целях обретения экономической стабильности принести в жертву политическую демократию, сохранялась полная свобода дискуссий по политическим и экономическим идеям и проблемам Я свобода деятельности организаций и политической оппозиции. В то же время демократические страны демонстрировали разные модели политики в борьбе с экономическим кризисом и социальным и проблемами.

1. Великобритания

1.1 Национальное правительство

Правящие круги Великобритании избрали метод политического и социального маневрирования для предотвращения раскола в обществе. Этим целям служила испытанная тактика формирования коалиционных правительств. В результате выборов в 1929 г., на которых лейбористы по числу голосов опередили консерваторов, лидер Лейбористской партии Р. Макдональд сформировал! второе лейбористское правительство. Правительство просуществовало до 1931 г. Когда премьер-министр обратился к парижским и нью-йоркским банкирам за кредитом, те потребовали сокращения социальных расходов. Лейбористы на это не могли пойти, зная, что за их спиной миллионы членов профсоюзов. Макдональд и все члены правительства подали в отставку.

Король предложил Макдональду вновь сформировать правительство, но руководство Лейбористской партии запретило ему вступать в коалицию с консерваторами и либералами и исключило его из партии. Макдональд, будучи свободен от партийной дисциплины, уже как частное лицо принял предложение возглавить коалиционное правительство, которое получило наименование Национальное правительство (1931-1935). В Лейбористской партии назрел раскол. Этим воспользовались консерваторы. Они заняли в правительстве большинство постов. Политика правящего кабинета была консервативной. Тем не менее проявленная правительством гибкость помогла чисто по-британски выйти из политического кризиса, сохранив видимость национального согласия.

В Великобритании, так же как я в других европейских странах, образовалась фашистская партия, но ее влияние было ничтожным. Экстремизм и насилие противоречили менталитету англичан и британской политической культуре.

Парламент, избранный в ноябре 1935 г., с началом Второй мировой войны продлил свои полномочия и просуществовал да июля 1945 г. Утвержденное в 1935 г. правительство продолжало считаться коалиционным и "национальным". Возглавлял его консерватор Н. Чемберлен, но 10 мая 1940 г. после тяжелых поражении во Второй мировой войне Чемберлена на посту премьер-министра сменил У. Черчилль.

1.2 Экономическая политика

Поскольку темпы промышленного Развития Великобритании в 20-е гг. были низкими, в стране не произошло такого обвального спада производства, как это имело место в США или Германии. Тем не менее сокращение производства было достаточно серьезным, чтобы в стране сформировалась устойчивая массовая безработица.

Протекционизм и государственная поддержка сельского хозяйства (субсидии отраслям сельского хозяйства) были главными и постоянными направлениями в экономической политике. Народ надо было кормить. Другая важная линия экономической политики - это продолжение прежнего курса на расширение и поощрение экспорта. Была поддержана судостроительная промышленность, В это время был построен роскошный океанский лайнер «Куна Мэри». Был отменен «золотой стандарт».

В отличие от США а Англии не проводилось программ большого дешевого строительства и общественных работ, но были приняты важные меры по расширению социального страхования и помощи безработным. Этого требовали масштабы безработицы. Своего пика она достигла в 1932г.- 2 млн. 136 тыс. человек, в 1937 г. снизилась наполовину, а в 1938 г. вновь возросла.

Великобритания имела огромную колониальную империю. Она попыталась решить свои экономические проблемы в рамках Британского Содружества и сплотить империю, расширяя взаимную торговлю. По этим вопросам в 1932 г. в Оттаве состоялась имперская экономическая конференция. В 1938 г, половина британского экспорта направлялась в имперскую зону.

Для стимулирования инвестиций и повышения доходов предприятий была понижена ставка банковского процента. Государственные социальные расходы, субсидии и капиталовложения в экономику представляли собой попытку ослабить кризис в духе кейнсианства.

1.3 Внешняя политика Великобритании

Отношения со странами Британского Содружества оставались приоритетной сферой во внешней политике Великобритании. В 1931 г. был принят закон о взаимоотношениях с доминионами. Он известен как Вестминстерский статут. Доминионы - Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР - получили полную свободу. Англия уже не могла вмешиваться в законотворчество доминионов и их внешние дела. В 1935 г. был принят закон о расширении самоуправления в Индии.

Отношения с Ирландским Свободным государством, созданным в результате подписание договора 1921 г., в 30-е гг. существенно изменились. Избранный президентом в 1932 г. де Валера начал осуществлять программу разрушения тех уз, которые еще связывали Ирландию с Великобританией. Был ликвидирован институт генерал-губернатора как представительство монарха.

Немало беспокойства доставила Великобритании ситуция на Ближнем Востоке после распада Османской империи, где в подмандатных территориях (Палестина, Ирак, Трансиордания) нарастало националистическое движение за независимость. В 1932 г. Ираку была предоставлена независимость, он вступил в Лигу Наций. Трансиордании было позволено расширить самоуправление. Великобритании пришлось в 1936 г. гарантировать договором независимость Египта, сохранив контроль над Суэцким каналом.

В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики. В Европе оно предпочитало сохранение статус-кво, т. е. существующего положения. Но ситуация в Европе и мире менялась.

Провал конференции по разоружению в 1934 г. показал, что началась новая фаза гонки вооружений. Великобритания сдавала одну позицию за другой перед напором требований Германии о пересмотре военных ограничений Версальского договора. Так, например, в связи с перевооружением Германии вместо протеста Англия предпочла вступить в переговоры, позволив Германии строить подводные лодки и довести свой флот до 35% тоннажа британского флота.

Британия традиционно воздерживалась от участия в коалициях со странами Восточной Европы. Однако посла аннексии Австрии В марте 1938 г. и захвата Чехословакии 15 марта 1939 г. Чемберлен пересмотрел британскую политику и объявил о гарантиях независимости Польше, Румынии и Греции. Гарантии были поддержаны Францией. Когда германские армии вторглись в Польшу. Чемберлен оказался перед необходимостью объявить Германии воину.

2. Франция

2.1 Политическая неустойчивость

Экономический кризис во Франции начался в 1930г., т. е. несколько позже, чем в других европейских странах, и продолжался до 1935 г.

На парламентских выборах 1932 г. победу одержали левые: партия радикал-социалистов (160 депутатских мест), социалистическая партия (131), коммунистическая партия (10) и др. Появилась возможность возрождения Левого блока. Однако социалисты отказались войти в правительство. В период 1932-1936 гг. правительства формировались на основе коалиции радикалов и левоцентристских группировок и потому были весьма неустойчивы. Смена кабинетов происходила в среднем через 3 – 4 месяца.

Особенно острые разногласия вызывала экономическая политика. В этот период правительства старались сократить расходы и сбалансировать государственный бюджет, сохранить «золотой франк». Эти меры привели к росту безработицы и обнищанию населения. Углублению кризиса способствовало также прекращению с 1931 г. Поступлений репарационных платежей. Кризис особенно сильно ударил по традиционным отраслям французской экономики – лёгкой промышленности, парфюмерии, виноделию, сельскому хозяйству и пр.

2.2 Парламентский кризис и угроза фашизма

Политика правительств подвергалась критике как слева, так и справа. Особенно агрессивными были нападки со стороны крайне левых и фашистских организаций. Повторяя лозунги итальянских и германских фашистов, французские экстремисты требовали ликвидации прогнившего парламента, уничтожения коммунизма и установления диктатуры. В идеологии французского фашизма важнейшее место занимал антипарламентаризм. Однако фашизм во Франции имел свои особенности. У него не было массовой базы, не сложилось единой партии. В движении соперничали около десятка организаций. Среди них основными были «Французское действие» и «Боевые кресты» под руководством честолюбивого потомка угасшего аристократического рода полковника графа Казимира де ля Рока.

6 февраля 1934 г. около 40 тыс. фашистов начали штурм Бурбонского дворца, где заседал парламент. Поводом для выступления под лозунгами «Долой парламент!», «Долой воров!» послужило дело авантюриста и мошенника А. Ставиского, распространившего фальшивые облигации под несуществующие драгоценности. В финансовом скандале оказались замешаны многие депутаты и министры. Бурбонский дворец захватить не удалось, но фашисты добились отставки правительства радикала Э. Даладье. Политический маятник качнулся вправо. В новое правительство вошли лидеры главным образом правых партий.

2.3 Формирование антифашистского фронта

Попытка фашистского переворота всколыхнула страну. Развернулось мощное антифашистское движение. Важной предпосылкой для сплочения антифашистских сил стало преодоление враждебности и раскола между коммунистами и социалистами.

27 июля 1934 г. по предложению социалистов был подписан Пакт о единстве действий коммунистов и социалистов. Партии отказывались от взаимной критики. Это было началом создания единого антифашистского фронта.

Следующим шагом стало присоединение к совместным антифашистским действиям партии радикалов. Именно тогда появился лозунг Народного фронта, который символизировал новое общественно-политическое движение в капиталистическом мире.

Политические партии, профсоюзы и другие общественные организации создали Национальный комитет Народного фронта и решили совместно участвовать в парламентских выборах с общей программой. В апреле - мае 1936 г. состоялись парламентские выборы, на которых партии и организации народного фронта завоевали почти трети мест в национальном собрании и могли сформировать правительство.

2.4 Деятельность правительства Народного фронта

Впервые в истории Франции ответственность за руководство правительством с одобрения партии взял на себя социалист Леон Блюм. Коммунисты поддержали правительство, но войти в его состав отказались.

Сразу после майских выборов по Франции прокатилась волна забастовок. Иногда дело доходило до захвата фабрик и заводов рабочими. Блюм отказался применить силу и побудил Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ) и Всеобщую конфедерацию предпринимателей подписать Матиньонское соглашение (от названия резиденция правительства), которое получило наименование «французский новый курс». По соглашению рабочие получили права на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров с предпринимателями, повышение заработной платы в среднем на 12% и др. и в свою очередь обязались прекратить стачки.

Правительство Блюма приняло еще ряд законов - о рабочих советах в промышленности, минимальном двухнедельном отпуске, о 40-часовой рабочей неделе, о разрешении трудовых: конфликтов через обязательное посредничество и арбитраж.

В течение лета 1936 г. Парламент принял свыше сотни законов в соответствии с программой народного фронта и требованиями трудящихся. Важнейшими из них были закон о роспуске военизированных фашистских организаций ипрогрессивное законодательство в социальной области, трудовых отношениях, стимулирование деловой активности.

Во Франции проявила себя своеобразная политика государственного регулирования (дирижизм) и либерально-реформаторская политика, позволившая создать в стране развитую сферу социальных услуг.


2.5 «Передышка» и распад Народного фронты

Однако финансовые трудности заставили правительство Блюма объявить «передышку» в осуществлении программы Народного фонта. Казна была пуста. В этих условиях правительству пришлось пойти на девальвацию на 14% французского франка. Левые группы, среди них коммунисты, выдвинули требование «Пусть платят богачи!» Это означало бы переход движения на иную, более высокую ступень социального конфликта. Участники политической коалиции Народного фронта и широкие массы населения к этому не были готовы. Главная цель движения - преградить дорогу фашизму - была решена.

Правительство Л. Блюма просуществовало до апреля 1938 г. Новое правительство возглавил правый радикал Э. Даладье. Радикалы вышла из Народного фронта. Это свидетельствовало о распаде коалиции Народного фронта.

Сдвиг правительства вправо и разрыв радикалов с Народным фронтом резко изменили ситуацию во Франции. Ухудшилось также положение Франции в сфере национальной безопасности. После установления в марте 1939 г. франкистского режима в Испании Франция оказалась в окружении трех фашистских государств.

Выводы

В 1930-е годы в Великобритании случился политический кризис, но правительство смогло выйти из него. В эти годы в Великобритании появилась фашистская партия, но её влияние было ничтожным. После распада Османской империи в Палестине, Ираке, Трансиордании нарастало движение за независимость. В условиях экономического кризиса правительство придерживалось осторожной внешней политики.

Экономический кризис во Франции начался в 1930г. Кризис особенно сильно ударил по традиционным отраслям французской экономики. Во Франции тоже был фашизм, но у него не было массовой базы, не сложилось единой партии. Попытка фашистского переворота всколыхнула страну, развернулось мощное антифашистское движение – Народный фронт. Когда главная цель Народного фронта была достигнута, Народный фронт распался. В марте 1939 года Франция оказалась в окружении трёх фашистских государств.

Список литературы

1. Новейшая история зарубежных стран ХХ – начало ХХI века. 9 класс. О. С. Сорока-Цюпа А. О. Сорока-Цюпа.

Великобритания в 1920-30-е гг.

Период между Первой и Второй мировыми войнами был периодом расцвета Британской колониальной империи и в то же время началом длительного экономического кризиса Британии.

Предыстория

Великобритания вместе с союзниками одержала победу в Первой мировой войне и на правах победителя принимала деятельное участие в послевоенном устройстве мира. Она получила в управление часть бывших владений Германии и Османской империи.

В то же время война легла тяжким бременем на британскую экономику. Великобритания закончила войну с крупным внешним долгом, в первые послевоенные годы значительная часть государственного бюджета тратилась на покрытие долгов.

События

1922 г. - Ирландия выходит из состава Великобритании. В послевоенный период растет антиколониальное движение на территории Британской империи (в первую очередь, в Индии). Тем не менее, Великобритании удалось удержать все свои владения за исключением Ирландии.

1926 г. - всеобщая забастовка в Великобритании. В ней участвовало около 5 миллионов рабочих (около 3 миллионов - только в ночь на 4 мая), требования бастующих (сохранение уровня заработной платы) не были удовлетворены. Во многом эта забастовка стала причиной наступившего разрыва дипломатических отношений с СССР, который Великобритания обвиняла в поддержке британского стачечного движения.

1928 г. - в Великобритании вводится почти всеобщее избирательное право; право голоса получают и замужние женщины старше 30 лет.

1929-1933 гг. - мировой экономический кризис (или Великая депрессия), затронувший Великобританию, вызвавший стремительный рост безработицы, обесценивание фунта и, как следствие, рост цен. Стоит заметить, что его влияние на внутреннюю экономику было менее ощутимо, чем в США, к примеру.

Внешняя политика

В 1930-е годы так называемая политика умиротворения (подробнее: Цена «умиротворения»), которую Великобритания проводила по отношению к гитлеровской Германии, во много объясняется тем, что в Германии власти Великобритании видели противовес коммунистической угрозе.

Заключение

Недостаточно жесткая политика Великобритании в отношении Германии позволила последней значительно усилиться, что способствовало ее успехам в первые годы Второй мировой войны. Вторая мировая война станет жестоким испытанием для Британии и приблизит закат британского колониализма.

Конспект

Вышедшая из мировой войны победительницей, Великобритания стала играть весомую роль в политической жизни Европы и Мира. Внутриполитическая линия правительства была всецело направлена на восстановление отечественной экономики, обременнной мировой войной. По сравнению с другими странами-победительницами, Великобритания не смогла вырваться вперед по темпам своего экономического развития, а лишь восстановила свой довоенный уровень. Вместе с тем, как и в других странах Западной Европы, в Великобритании вырос жизненный уровень т. н. средних слоев общества .

Рис. 1. Представители среднего класса ()

Капиталистическая модель экономики Великобритании позволила промышленности быстро высвободиться из-под военно-государственной опеки и значительно расшириться. Как и в других странах Запада, в Великобритании наблюдался рост деловой активности и торговли. Развитие торгово-промышленной базы позволило «втянуть» в орбиту предпринимательства большие слои английского общества. «Экономический бум», ускоренные темпы развития и, как казалось многим, эра процветания резко завершились с приходом Мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Резкий обвал цен, закрытие и банкротство компаний и, как следствие всего этого, - безработица, привели к массовым протестам, которые нередко подавлялись силой.

Рис. 2. Последствия Мирового экономического кризиса ()

Только по окончании кризиса Великобритания стала выздоравливать и приходить в себя, но тот обвал промышленности, который произошел в годы кризиса, она так и не могла преодолеть до конца. Постепенно эта страна из первого в Европе игрока, стала отходить на второй и третий планы. Этот отход окончательно оформился уже после Второй мировой войны, когда Великобритания была включена в орбиту наиболее сильной страны - США.

В 1920-1930-е гг. большую роль в жизни английского общества стали играть профсоюзы . Эти организации, защищавшие права работников, в указанный период времени стали достаточно мощной силой влияния в Великобритании. В 1925 году, когда правительство урезало государственное финансирование угольной отрасли, владельцы шахт стали снижать зарплаты горнякам, закрывать нерентабельные (неэффективные, не приносящие дохода) шахты и массово увольнять шахтеров. В ответ на это профсоюзы Великобритании объявили в мае 1926 года всеобщую забастовку. Силовые меры правительства, направленные против рабочих, чуть не привели к социальному взрыву и революции. Фактически, только уступка со стороны профсоюзов не привела английское общество к затяжному конфликту. Отдельные же рабочие бастовали вплоть до 1927 года, так и не добившись каких-либо уступок от капиталистов.

Несмотря на это, на парламентских выборах 1929 года правящая консервативная партия потерпела поражение. Общество поддержала лейбористскую (трудовую) партию , выступавшую с позиций социал-демократии, столь популярной в низах английского общества. Разразившийся экономический кризис не способствовал удаче лейбористов. На следующих выборах они уступили 1-е место консерваторам, которые были лидирующей партией вплоть до выборов 1945 года.

Рис. 3. Армейские грузовики двигаются на подавление рабочей забастовки ()

Внешнеполитический курс Великобритании был направлен на недопустимость повторения ужасов Первой мировой войны. Вместе с тем, оставаясь ведущей колониальной державой, она в 1930-х гг. безжалостно подавляла национально-освободительные движения и восстания в своих колониях - в Индии, Бирме, на острове Цейлон (Шри-Ланка) и ряде других.

В европейской политике Великобритания вместе с своим союзником - Францией на протяжении 1920-х гг. старалась доминировать в Европе и ставила себе целью борьбу с большевизмом, будучи в этом наиболее последовательной. Англо-советский кризис 1927 года, связанный с якобы поддержкой через Интернационал забастовочного движения, чуть не привёл к войне между Великобританией и СССР. Стороны разорвали дипломатические отношения и находились в крайне напряженном состоянии друг с другом вплоть до 1939 года.

Еще одной стороной в политике Великобритании являлась т. н. политика умиротворения , т. е. «заигрывание» с гитлеровской Германией. Английское правительство, стремясь развернуть захватнические планы Германии с Запада на Восток, всячески способствовало Гитлеру. Оно закрывало глаза на открытое несоблюдение пунктов Версальского договора и на увеличение военных расходов. Все это привело к очередному переделу Европы, а потом и новому конфликту - Второй мировой войне 1939-1945 гг.

Список литературы

  1. Шубин А.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Московские учебники, 2010.
  2. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история, 9 класс. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Сергеев Е.Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М.: - Просвещение, 2011.

Домашнее задание

  1. Прочитайте §5 учебника Шубина А.В. стр. 45-49 и 51-52 и дайте ответ на вопрос 1 на с. 57.
  2. В чем состояли причины Мирового экономического кризиса?
  3. Как вы думаете, почему профсоюзы Великобритании пошли на сворачивание протестного движения?
  1. Академик ().
  2. Украинские учебники ().
  3. Студенческий научный форум ().