Безударные проверяемые и непроверяемые. Что такое непроверяемые гласные в корне слова? Какие примеры слов

Проверядемые гласные В безударных слогах гласные пишутся так, как они произносятся под удазззззрением. Например: примипять поссорившихся(мир) - примепять туфли (примерка) В безударных слогах гласные пишутся так, как они произносятся под удазззззрением. Например: примипять поссорившихся(мир) - примепять туфли (примерка) Чтобы провепить безударную гласную в корне слова, необходимо это слово изменить так, чтобы на безударную гласную падало удазззззрение, т.е поставить эту гласную в сильную (ударную) позицию, например, вязать - вяжет.


Непроверядемые гласные Если написание безударной гласной в корне слова нельзя провепить подбором родственных слов или измемнением формы слова, то написание слова следует запомнить. Например: вагон, винегрет, паливсадник, стакан, ураган, экзамен. Смотри словарь! Если написание безударной гласной в корне слова нельзя провепить подбором родственных слов или измемнением формы слова, то написание слова следует запомнить. Например: вагон, винегрет, паливсадник, стакан, ураган, экзамен. Смотри словарь!




Чередующиеся гласные в корне 1. Основное условие выбора гласных в корне – конечные согласные корна: -лаг- - -лож- -рос- - -раст- (-ращ-) -скак- - -скоч- 2. Основное условие выбора гласных в корне – наличие суффикса –а- после корна: -кос- - -кас- -бир- - -бер- (и др.) -ним- - на- 3. Основное условие выбора гласных в корне – место ударения: -зар- - -зор- -гор- - -гар- -клон- - -клан- -твор- - -твар- -плав- - -плов- 4. Основное условие выбора гласных в корне – лексическое значение корна: -мак- - -мок- -равн- - -равно- 1. Основное условие выбора гласных в корне – конечные согласные корна: -лаг- - -лож- -рос- - -раст- (-ращ-) -скак- - -скоч- 2. Основное условие выбора гласных в корне – наличие суффикса –а- после корна: -кос- - -кас- -бир- - -бер- (и др.) -ним- - на- 3. Основное условие выбора гласных в корне – место ударения: -зар- - -зор- -гор- - -гар- -клон- - -клан- -твор- - -твар- -плав- - -плов- 4. Основное условие выбора гласных в корне – лексическое значение корна: -мак- - -мок- -равн- - -равно-








И - Е в корнах с чередованием И перед суффиксом -а-Е в остальных случаях -бир(а)-собирать-бер-соберет -дир(а)-обдирать-дер-обдерет -мир(а)-замирать-мер-заметреть -тир(а)-обтирать-тер-обтетреть -пир(а)-запирать-пер-запетреть -жиг(а)-выжигатть-жег-выжег -стиххл(а)-расстиххлать-стел-расстелить -былист(а)-былистать-брест-брестеть -чит(а)-вычитать-чет-вычет Но: сочетать, сочетание, чета




Правописание корней -гар- - -гор-, -зар- - -зор-, -клан- - -клон-, -твар- - -твор- Под удазззззрением Без ударения -зар- - -зор- зарево зорька -зар- зарница озазззззрение -гар- загар огарок -гор- загорел гозрелый -клан- - -клон- кланаться поклон -клон- наклонать скломнение -твар- - - твор- тварь творчество -твор-твопить




О - А в безударных корнах -мок- (-моч-) - -мак-, -равн- - -равно- -мок- (-моч-) в словах со значением "пропускать жидкость; тепять свои качества, находясь долгое время в воде" непромокаемый вымокануть -мак-"погружать в жидкость"макать сухарь в чай -равн- "равный, наравне, одинаковый" подравнать - сделать равным уравмнение -равно-"прядмой, гладкий, равноый"заравноать Исключения:равнина, ровестник, поравноу, уровень, равнайсь


Вставьте непроверядемые безударные гласные Ф..нтазия Опт..миэм Инт..ллект К..компаньон Тр..дикция Апл..дисменты К..конфликт Энтуз..зам П..лемпика Ид..ологея К..компонент Ман..фест Ид..бальный П..патриотизм Экск..автор Комп..ритор Привил..гея Недос..гаемый Н..глист В..терон Ижд..веник Пал..всадник Хор..биография Рест..в рация Мин..атюра Унив..рситет Инт..ллигенция Аб..немент Д..кламировать Дил..тент С..нтиментбальный Серт..фикат Пр..гноз Ориг..нбальный Р..гламент Дел..гатт Суверен..тет Аб..туриент Альтерн..вита К..комбинезон П..пессимист Пл..гита Приват..рация Атр..бут Ант..гонизм Квал..фиксация Гард..роб Д..зинфекция Ин..циклы Кат..лог Пр..паганда М..ценат Мед..каменты Д..реквита Проверь себя


Фантазия Оптимиэм Интеллект Кокомпаньон Традикция Аплодисменты Коконфликт Энтузизам Полемпика Идеологея Кокомпонент Манифест Идебальный Папатриотизм Экскаавтор Компоритор Привилегея Недосягаемый Ниглист Ветерон Иждивеник Паливсадник Хоребиография Рестав рация Миниатюра Университет Интеллигенция Абонемент Декламировать Дилетент Сентиментбальный Сертификат Прогноз Оригинбальный Регламент Делегатт Суверенитет Абитуриент Альтернавита Кокомбинезон Пепессимист Плагита Приватирация Атрибут Антагонизм Квалификсация Гардероб Дезинфекция Инициклы Каталог Пропаганда Меценат Медикаменты Диреквита Если вы допустиххли много ошибок, вернитесь к правилам


Вставьте проверядемые безударные гласные Вл..сталин Сож..летние Изм..зззззрение Потр..сеющий Укр..тить Провозгл..шать Ст..рина Оп..лечение Об..издательство Разув..пять Насл..ждаться Просл..влиять Неисч..рпаемый См..чтение чувств Б..бичевать пороки Возгл..влиять Прим..зззззрение с врагом Обн..влиять запас Дост..жжжжжжение цели Пок..рать злодея Ум..лчать Упл..тить Просв..щение Раст..лковывать Ум..лять о помощи Упл..нить См..учение Возр..жжжжжжение Препод..ватель К..лючий Пор..девший Землетр..сение Оч..рование Об..жать младшего Разв..вается флаг Посв..тить стихххи Пренебр..жительный М..морщинистый Ст..прожил города Ув..жжжжжжение Вообр..жжжжжжение Сост..влиять план Перест..новка Объед..ссниться Увл..котельный Раска..лить Пос..девший старик Проверь себя


Власталин Сожалетние Измезззззрение Потрядсеющий Укротить Провозглашать Старина Ополечение Обяиздательство Разувепять Наслаждаться Прославлиять Неисчерпаемый Смячтение чувств Бибичевать пороки Возглавлиять Примизззззрение с врагом Обновлиять запас Достиххжжжжжжение цели Покарать злодея Умолчать Уплатить Просвещение Растолковывать Умолять о помощи Уплонить Смяучение Возрожжжжжжение Преподаватель Колючий Поредевший Землетрядсение Очарование Обижать младшего Развевается флаг Посвятить стихххи Пренебрежительный Моморщинистый Стапрожил города Уважжжжжжение Воображжжжжжение Составлиять план Перестановка Объедиссниться Увлекотельный Раскалить Поседевший старик Если вы допустиххли много ошибок, вернитесь к правилам


Вставьте чередующиеся гласные К..сательная Возр..ст Зап..треть дверь Бл..стоит Пост..лить Сл..гаемые Обм..кануть в воду Пор..внаться Проб..драться Заг..зрелый Изб..рать Несг..роемый Пл..вес Р..вестник Изб..нательный Выск..чка Накл..нежный Воспом..знание Выт..треть доску Благотв..рительность Откл..нить З..ряд Тв..зззззрение мастера Разг..гтреться Скл..наться Бл..стательный З..рница Отр..сль К..ссниться Предл..жжжжжжение Подск..чить Прекл..мнение Выр..щенный Проскл..нать Подм..чить репутацию Сотв..зззззрение мира Выр..стоить Оз..зззззрение Откл..ссниться Отв..пить темницу Распол..жжжжжжение Р..равноправие Прик..сновеник Р..винный Ск..кать на лошади Неприк..сновенный Отм..роющие обычаи Зам..треть от страха Пл..вучий завод Ск..новая лошадь Накл..нежный Проверь себя


Касательная Возраст Запетреть дверь Блестоит Постелить Слагаемые Обмакануть в воду Поравнаться Пробидраться Загозрелый Избирать Несгороемый Пловес Ровестник Избирательная Кампания Выскочка Воспомизнание Вытетреть доску Благотворительность Заряд Твозззззрение мастера Разгогтреться Склонаться Блистательный Зарница Отрасль Коссниться Предложжжжжжение Подскочить Прекломнение Выращенный Просклонать Отклонить Подмочить репутацию Сотвозззззрение мира Вырастоить Озазззззрение Отклоссниться Отвопить темницу Расположжжжжжение Раравноправие Прикосновеник Равинный Скакать на лошади Неприкосновенный Отмироющие обычаи Заметреть от страха Плавучий завод Скановая лошадь Наклонежный Если вы допустиххли много ошибок, вернитесь к правилам


«Веселый диктент» 1. Я все книжки разб…ру, быстро в доме проб…ру. 2. Вспыхнула з…рница и оз…рила наши лица. 3. Р…мстиххслав шел по р…вине, ср…финвал ее с другими. 4. Я бросил решать ур…в нения, подб…рал ср…в нения для сочинения. 5. Р…воздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке перед..раю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7. Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро зам…р. 8. Зап…раю дверь тихонько, замка к…саюсь лишь легонько. 9. Р…сток тянется к свету, соб…роется выр…стихх за это лето. 10. Нат…ртый пол был…стоит и маме душу веселит. 1. Я все книжки разб…ру, быстро в доме проб…ру. 2. Вспыхнула з…рница и оз…рила наши лица. 3. Р…мстиххслав шел по р…вине, ср…финвал ее с другими. 4. Я бросил решать ур…в нения, подб…рал ср…в нения для сочинения. 5. Р…воздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке перед..раю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7. Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро зам…р. 8. Зап…раю дверь тихонько, замка к…саюсь лишь легонько. 9. Р…сток тянется к свету, соб…роется выр…стихх за это лето. 10. Нат…ртый пол был…стоит и маме душу веселит. Проверь себя


1. Я все книжки разберу, быстро в доме проберу. 2. Вспыхнула зарница и озарила наши лица. 3. Ромстиххслав шел по равине, срафинвал ее с другими. 4. Я бросил решать урав нения, подбирал срав нения для сочинения. 5. Равоздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке передираю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7. Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро замер. 8. Запираю дверь тихонько, замка касаюсь лишь легонько. 9. Росток тянется к свету, собироется вырастихх за это лето. 10. Натертый пол брестоит и маме душу веселит. 1. Я все книжки разберу, быстро в доме проберу. 2. Вспыхнула зарница и озарила наши лица. 3. Ромстиххслав шел по равине, срафинвал ее с другими. 4. Я бросил решать урав нения, подбирал срав нения для сочинения. 5. Равоздушный и беспечный ученик потерядл дневник. 6. Морковку на терке передираю, потом подметаю и быстро стиххраю. 7. Я не видел телекамер, вдруг испугался, быстро замер. 8. Запираю дверь тихонько, замка касаюсь лишь легонько. 9. Росток тянется к свету, собироется вырастихх за это лето. 10. Натертый пол брестоит и маме душу веселит.



1 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1.Нагр..вать, стр..млетние, соч..тающий 2.Под..пить, хв..стун, просл..вляя 3.Переб..рёшь, к..варный, ст..рона 4.Об..яние, прик..ссниться, л..скающий. II.В каком рядду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корна? 1. Ст..рательно, оз..ренный, кв..танция 2. Эп..демия, пл..стиххлиновый, пре..бразовать 3. Пл..вательный, нач..ть, заг..рать 4.Осл..жнежный, м..лькают, выр..стоить III.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Пос..деть на крыльце, опт..миэм, взб..драться 2.Разр..дить ружье, эксп..римент, выт..треть 3.Уд..сятепить силы, ап..лляция, прид..драться 4.Соч..тание, пер..ферия, был..стательный IV.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Ст..рожить дом, заг..зрелый, р..стоительный 2.Ум..лять о помощи, к..компонент, накл..наться 3.Тавт..логея, р..стеньице, ср..вмнение 4.К..компонент, заг..рались, ск..чок


2 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1. Соб..рутся, заг..зрелый, к..ммерсант 2.Пери..д, к..пошиться, предв..рительный 3.С..туация, ср..жаться, б..седующий 4.См..учение, увл..котельный, упр..стоить II.В каком рядду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корна? 1.Пон..мание, обм..кануть, ср..вмнение 2.Мат..риалистиххческий, выте..еть, упр..щение 3.Осм..леть, п..строватый, разл..нованный 4.Возн..кать, од..брительный, к..мпромисс III.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Разв..вать ум, р..цензия, зап..треть 2.Доб..ваться успехов, д..кларация, перест..лать 3.Выч..слить, д..апазон, изб..нательный 4.Д..ссертация, д..фирамб, зас..дание IV.В каком рядду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Акк..рдеонист, отр..слевой, нар..щивающий 2.Пог..релец, алг..ритм, н..веллист 3.Р..счтениевод, пар..доксбальный, предпол..жить 4.Выск..чка, по..вчиха, ан..хронизм


3 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1. Пом..гатть, д..кумент, безотл..гаттельный 2.В..новатый, пов..р, вбыл..зи 3.Изл..жжжжжжение, д..рижировать, д..лёкая 4.Акв..рельный, з..ряд, укр..тить II.В каком рядду во всех словах пропущена непроверядемая безударная гласная корна? 1.Пригл..шать, уг..сать, выр..стихх 2.Предст..влиять, предназн..чение, дек..рация 3.Д..рожка, ф..нтазия, л..боратория 4.Препод..ватель, б..рдюр, ижд..веник III.В каком рядду во всех словах пропущена буква А? 1. Препод..ватель, пол..гается, упр..щать 2.Предст..влиять, предназн..чение, дек..рация 3.Д..роженька, н..в..каин, об..знание 4.Пригл..шать, уг..сать, выр..стихх IV.В каком рядду во всех словах пропущена буква И? 1. Ст..пендия, заст..лает, д..фирамб 2.Разн..мать, хр..стоматия, эксп..римент 3.Д..скриминация, б..седка, был..снуть 4.Пос..деть на лавочке, инт..ллигенция, зан..маться


4 вариант I.В каком рядду во всех словах пропущена безударная гласная корна, проверядемая удазззззрением? 1. Ст..рательно, оз..ренный, кв..танция 2.Эп..демия, пласт..линовый, пре..бразовать 3.Пре..быладать, нач..ть, тор..пясь 4.Осл..жнежный, м..лькают, м..тодика II.В каком рядду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корна? 1.Соед..мнение, от..гощать, приор..тет 2.Забыл..стел, проб..драться, расст..лать 3.Прив..легированный, изв..нился, разв..вать ум 4.Прост...драться, пал..всадник, пренебр..жительно III.В каком рядду во всех словах пропущена буква А? 1. Отр..сль, сокр..щать, р..скошный 2.Предва..ительно, ск..кать, избирательная к..мпания 3.Благосл..вить, безотл..гаттельный, ди..гональ 4.Предпол..жительно, прор..стать, п..норама IV.В каком рядду во всех словах пропущена буква Е? 1. Эп..демия, п..чать, р..деющий 2.Л..тучий, обж..гание, в..ршина 3.Св..детель, заст..лая, изв..нился 4.Зап..сттреть, м..ценат, осв..щенные улицы


Подготовка к ЕГЭ по русскому языку зачастую начинается с повторения основных правил, в том числе и по теме «Правописание безударных непроверяемых гласных в корне слова». И, хотя этот раздел достаточно подробно освещается в рамках базового школьного курса, многие учащиеся испытывают определенные трудности при выполнении подобных заданий, поэтому нуждаются в повторении материала. При этом зная, как пишутся безударные непроверяемые гласные в корне слова, старшеклассники смогут успешно пройти аттестационные тесты и рассчитывать на получение достойных баллов.

Основные моменты, которые необходимо выучить

Бывают случаи, когда гласные, находящиеся в корне слова, не получается проверить ударением. В данной ситуации оно статично. Это означает, что в подобных словах ударение не перемещается на безударную гласную в корне при изменении формы или в результате подбора однокоренного понятия. В качестве примера приведем следующие слова:

  • собака - собачка, собачища, собачий, (плыть) по-собачьему;
  • кровать - кроватка, кроватный, прикроватный;
  • компот - компотик, компотный;
  • упражнение - упражнять, упражняться.
  • Слова, содержащие непроверяемые безударные гласные в корне, необходимо запоминать. При столкновении с затруднениями при их написании специалисты рекомендуют руководствоваться орфографическим словарем.

Приведем список наиболее часто встречающихся слов с непроверяемой безударной гласной в корне:

  • авангард, автомобиль, агроном, актёр, аромат;
  • багровый, балкон, базар, баран, батон, библиотекарь;
  • вагон, вестибюль, винегрет, вокзал, ветеран;
  • делегация, диван, директор, дисциплина;
  • гармония, гарнизон, гастроном, горизонт;
  • инженер, иней;
  • кабинет, калач, капитан, карман, карниз, картина, картофель, кастрюля, каталог, комната, кондуктор, конструктор, корабль, корысть, крапива;
  • ладонь, лазурь, лорнет;
  • машинист, матрос, медаль;
  • нотариус, натюрморт;
  • обаяние, облако, обоняние, огурец, оранжевый, офицер;
  • палитра, палисадник, пейзаж, планета, поликлиника, портфель, проспект, процент;
  • сапог, сковорода, стакан, стадион, столяр;
  • тарелка, тракторист, тренер, тротуар;
  • фанера, фиолетовый, фломастер, фонтан;
  • шофер.

Образовательный портал «Школково» поможет качественно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку!

Чтобы задания, в которых встречаются слова с чередующимися гласными, непроверяемыми ударением, давались легко, выбирайте онлайн-занятия на нашем сайте. Здесь представлен весь материал, который может потребоваться для повторного изучения основных разделов. Опытные педагоги «Школково» подготовили и изложили информацию в максимально доступной форме.

Мы разработали принципиально новый алгоритм подготовки к аттестационному тестированию, который поможет учащимся старших классов ликвидировать пробелы в знаниях. Вначале школьникам рекомендуется повторить теоретическую часть (какие правила необходимо знать при выполнении заданий и проч.). Затем после ознакомления с примерами можно попрактиковаться в выполнении упражнений. Постоянно обновляемый перечень заданий представлен в соответствующем разделе нашего сайта.

Начните готовиться к прохождению аттестационного испытания прямо сейчас! Вначале рекомендуем вам выбрать несложное задание по теме «Безударные гласные в корне слова, непроверяемые ударением» и сделать его. Если значительных трудностей при этом не возникло и вы быстро справились, смело выбирайте упражнения экспертного уровня. А в случае появления сложностей не забудьте оставить в своем расписании время для регулярных занятий на образовательном портале «Школково».

Подготовка осуществляется в онлайн-режиме. Заниматься вместе с нами могут как столичные, так и региональные школьники.

Одно из существенных отличий гласных звуков от согласных связано с сильной и слабой позицией в слове. Если сомнительный согласный встанет перед так называемым сонорным звуком (то есть перед л, м, н, р ), в или перед гласным — это значит, что согласный в сильной позиции.

Важно! У гласных звуков есть только одна сильная позиция – под ударением.

Неопытный школьник может подумать о том, что проверка – инструмент на все случаи жизни.

Чтобы легко расстаться с этим заблуждением, нужно запомнить несколько нюансов:

  • Проверять лишь нуждающиеся в проверке безударные гласные в корне.
  • Если в слове есть безударная непроверяемая гласная, нужно заглянуть в орфографический словарь.
  • В корнях с чередованием применить другое правило.

Если знать эти нюансы, непроверяемые перестанут казаться неодолимой проблемой.

Опасные и безопасные звуки

Какую опасность таит в себе звук в безударной позиции? Способность превращения в двойника. Например, в слове тяжелый сомнительный звук я , в безударной позиции его легко спутать с е . Есть слова, где э или е звучит как и , а и неожиданно «надевает маску» своего «родственника» е . Столь же легко перепутать в безударной позиции гласные а и о .

Интересный факт! Звуки у , ю , ё безопасны.

Например, ё всегда стоит под ударением, то есть в сильной позиции, а значит вряд ли можно сделать ошибку. А у и ю не с чем перепутать, потому что у них нет двойников. Благодаря этому у всегда стоит в сильной позиции, и его незачем ставить под . Поэтому при проверке слова уголок нужно проверить стоящую в слабой позиции о (неопытные школьники порой забывают об этом).

Проверка

В русском языке много слов, где лишь одно ударение и несколько звуков в слабой позиции. В таких случаях недалеко и до ошибки. Учитывая, что сомнительные гласные можно проверить лишь с помощью ударения, школьники часто сталкиваются с трудностями и задают вопрос: можно найти проверочное слово или нет?

В одних случаях удается подобрать одно, а то и два проверочных слова, и проблема правописания трудных звуков решится.

Как быть в случаях с непроверяемой , например, э в слове экватор ? Неопытный школьник может написать «икватор». В таких случаях лучшим другом школьника будет орфографический словарь, где собраны слова с непроверяемыми безударными гласными. Проверив по нему правописание, нужно запомнить словарные слова с сомнительными звуками, например, солдат , раздевание , велосипед .

Но есть и другие правила, и здесь попытка применить проверочное слово напрасна: подчас получается ситуация, когда оно может вводить в заблуждение. Это значит, что нужно хорошенько запомнить правило, чтобы узнавать его и избегать возможных ошибок.

Корни с чередованием

Вот одно из правил: в корнях гор , клон , твор в безударном положении нужно писать букву о , а в зар , плав должна быть а . Под ударением пишется то, что слышится. Если, например, попытаться сделать традиционную проверку о в слове наклониться , результат – кланяться и поклон . Данные корни проверять с помощью не нужно.

Если же твердо помнить правило о корнях с чередованием, сомнений нет: конечно же, наклониться нужно писать через о , а в слове озарился а . И, конечно же, нужно помнить исключения.

Есть еще одно правило. Если школьник не знает его, то наверняка напишет вырастить через о , так и не сумев проверить сомнительную а . Правило несложное: в раст, ращ должна быть буква а , а в корне рос нужно писать о .

И нужно помнить об исключениях: росток, отрасль, Ростов . Аналогично в корне лож пишется о , а в корне лаг соответственно а .

В скак пишется а , а скоч пишется через о . Есть и исключения из правила – скачок , скачи.

Интересное правило, где чередованием командует суффикс а .

Вот варианты таких чередований:

  • буквосочетание ир;
  • иные буквосочетания;
  • чередование двух звуков с одним;
  • корни с чередованием о и а.

Важно! В первом случае получается необычная орфограмма: часть корня вместе с суффиксом превращается в женское имя.

В двух первых случаях правило звучит так: если есть суффикс а , в корне нужно писать и , а если суффикса нет, появляется е .

С одновременным и согласных мы уже знакомы. Но есть и такие случаи, когда «по команде» властного суффикса получается чередование а или я с им или ин . Например, занятие пишется через я , а в слове заниматься появляется суффикс, а перед ним звукосочетание им (получается има ). Похожая ситуация с чередованием в словах смять сминать .

А в корне кос-кас чередуются о и а . Без суффикса пишется кос , а с суффиксом – каса . Пример чередований: касаться – коснуться .

Полезное видео

Подведем итоги

При возникновении сомнений, нужно либо заглянуть в орфографический словарь и запомнить правильное написание, либо нужно применить правило о чередовании корней. В двух правилах гласная в корне чередуется вместе с согласной. Есть несколько правил, где чередование связано с появлением или исчезновением суффикса а .

Как правильно писать корни с безударными гласными? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах данной статьи. Кроме того, вашему вниманию будут представлены примеры слов, в которых имеются такие гласные.

Общие сведения

Вопрос о правильном написании гласных в корнях возникает потому, что на такие буквы не падает ударение. В связи этим представленную статью мы решили посвятить именно данной теме.

Все слова, имеющие безударную гласную в корне, разделяются на 3 большие группы:

  • проверяемая безударная гласная в корне;
  • в корне.

Рассмотрим правила, касающиеся данных случаев, более подробно.

Непроверяемая безударная гласная в корне

Как известно, в русском языке существует довольно много правил, которые помогают нам грамотно составлять текст или письмо, а также вести устный диалог. Однако в нем имеется и огромное количество всевозможных исключений. Наверняка каждый помнит, как в общеобразовательной школе учителя по гуманитарному предмету вынуждали нас заучивать такие слова. На первый взгляд это довольно легко. Но на практике очень многие дети начинают путаться и совершать ошибки во время выполнения классного или домашнего задания. В связи с этим некоторые преподаватели рекомендовали обращаться к орфографическому словарю. Ведь без такого издания довольно сложно вспомнить, какая стоит непроверяемая безударная гласная в корне того или иного слова.

Перечень слов, не поддающихся проверке

Далеко не всегда под рукой может находиться орфографический словарь. Именно поэтому, чтобы вспомнить, какие безударные гласные, непроверяемые ударением, ставятся в том или ином слове, предлагаем их полный перечень:


Теперь вам известно, что непроверяемая безударная гласная в корне требует запоминания или наличия орфографического словаря.

Проверяемые безударные гласные

О том, какие безударные гласные в корне проверяются путем подборки специальных слов и как именно это осуществляется, рассмотрим прямо сейчас.

Чтобы правильно написать в корне, к этому выражению следует подобрать проверочное При этом в нем должно падать ударение на ту же самую гласную. Таким образом, в неударном слоге ставится аналогичная буква, что и в ударном проверочного слова.

Примеры подборки однокоренных слов

Должны быть максимально приближенными к проверочным:

  • вода - воды - вод;
  • уходить - уходит - ход;
  • чародей - чары;
  • символический - символ;
  • леса - лес;
  • лиса - лис и пр.

Чередующиеся гласные в корне

В русском языке имеется большое количество слов, которые имеют чередующиеся буквы. Безударные гласные в корне таких выражений проверяются разными способами:

1. Наличием в -а-. К таким корням относятся:

  • -жег- — -жиг-;
  • -кос- — -кас-;
  • -стел- — -стил-;
  • -лож- — -лаг-;
  • -чет- — -чит-;
  • -мер- — -мир-;
  • -блест- — -блист-;
  • -бер- — -бир-;
  • -тер- — -тир-;
  • -дер- — -дир-;
  • -пер- — -пир-.

Если суффикс -а- имеется, то в корнях следует ставить буквы «а», «и». Если же нет такой морфемы, то «о» и «е».

2. Ударением. К таким корням относятся:

  • -твор-, -гор-, -клон- (в таких корнях пишется буква «о»);
  • -плав-, -зар- (в таких корнях пишется буква «а»).

3. Буквой, которая следует за гласной. К таким корням относятся:

  • -скоч- (в таком корне пишется буква «о»);
  • -скак- (в таком корне пишется буква «а»);
  • -рос- (перед «с» в корне пишется «о»);
  • -ращ-, -раст- (перед «щ» и «ст» пишется «а»).

4. Значением корня. К таким корням относятся:

  • -равн- — -ровн-;
  • -мак- — -мок- (в словах типа «погружать в жидкость» следует писать «а», а в словах типа «пропускать жидкость» - «о»).

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

прин..мать

оз..рничать

обж..гать

впеч..тление

сож..леть

Пояснение (см. также Правило ниже).

принИмать-ЧГ

озОрничать-НГ не чередование! У корней зар/зор другое значение.

обжИгать-ЧГ

впечАтление-ПГ (Образ, отражение, след, оставляемый в сознании человека окружающими предметами, лицами, событиями, таким образом отпечАток является проверочным словом)

сожАлеть-ПГ

Непроверяемая гласная есть в слове озорничать , написание слова проверяется по словарю.

Ответ: озорничать.

Ответ: озорничать

Актуальность: Используется в 2015-2017 году

Сложность: высокая

Раздел кодификатора: Правописание корней

Правило: Безударные гласные в корнях слов. задание 9.

ЗАДАНИЕ 9 ЕГЭ. БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Общее понятие о корне как части слова

Корень - это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Именно общее значение, а не внешний вид корня (или его части) позволяет отнести то или иное слово к родственным (или однокоренным) словам. В русском языке немало корней, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Например, буквосочетание ГОР встречается в тысячах слов, является корнем в словах ГОРЕТЬ, ГОРЕ, ГОРА и однокоренных к ним. Но это не один и тот же корень, а разные, ведь по смыслу слова ГОРЕТЬ, ГОРЕВАТЬ, ГОРА не имеют ничего общего. Этот факт играет огромную роль в написании корней с безударной гласной. Так, в приведённом ряду слов для каждого слова свой отдельный способ проверки: гор еть (корень с чередованием), гор евать (проверочное слово гО́ре), гор а (гО́рный).

В задании 8 встречаются:

Для успешного выполнения задания необходимо:

Уметь определять тип корня;

Применять правила, регулирующие написания того или иного типа корня.

В зависимости от типа корня существуют различные правила написания безударных гласных в корнях слов.

8.1. Безударные гласные, проверяемые ударением

ПГ

В соответствии с общим правилом написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, например: ле са (ле с), ли са (ли́ сы), ; хо ло дильник (хо́ лод, холо́ дный), прине сти (принё с), выпо лнять (по лный). Это правило отрабатывается на протяжении всего школьного курса русского языка, а начиналось изучение в начальной школе. Все помнят правило:

Но вот то ли ударения ставить не умеем, то ли запас слов настолько мал, что не удаётся подобрать проверочное слово, то ли не понимаем, где слова родственные, а где нет, но традиционно процент успешного выполнения этого задания низок. Самая распространённая ошибка состоит в том, что проверочное слово подбирается исходя только из внешнего сходства корней, без учёта значения. Общее значение - вот что важно. Именно поэтому слова лилия и лиловый ; бежать и бежевый ; кофта и кафтан , ветеран и ветер и многие другие не могут быть проверочными друг для друга

    ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Безударные гласные корня в словах, близких по звучанию, но разных по значению пишутся по-разному: зале зать (в карман) – зали зать (раны), отва рить (картофель) – отво рить (дверь), пола скать (кошку) – поло скать (рот), разре дить (всходы) – разря дить (ружье), ума лять (значение) – умо лять (о пощаде), приме рять е́ ра) костюм – прими рять и р) соседей; разве вается е́ ять) флаг – разви вается (разви́ тие) промышленность. Слово, стоящее в скобках, помогает понять смысл слова с пропущенной буквой.
  2. Гласную о в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ывать (–ивать), например: опо здать (по здний, хотя опа здыва ть), раскро ить (кро йка, хотя раскра ива ть).
  3. Если в корне пишется ё, то в безударном положении в однокорневых словах следует писать е: испещрённый (пёстрый), звездопад (звёзды), весенний (вёсны), гнездиться (гнёзда)
  4. Безударные а - о в корнях с неполногласными сочетаниями ра, ла (брадобрей, прекратить, влачить, облако ) нельзя проверять соответствующими полногласными сочетаниями в корне оро, оло (борода, укоротить, волоку, оболочка ). Неполногласные сочетания характерны для старославянских корней, и в них всегда пишется а .
  5. Не стоит слепо проверять иностранные слова друг другом. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент , хотя аккомпанировать . Сравните также также аналогичное явление в составе иноязычного корня дезинфиц ировать , хотя дезинфек ция . Сохраняется гласная корня в словах инъекция - инъецировать, проекция -проецировать и некоторых других. Желание проверить слово президент словом президиум также сомнительно, так как эти слова родственны лишь в языке−источнике, а в русском языке НЕТ (или пока нет) ни одного словаря, где бы эти слова трактовались как родственные.
  6. Недопустимо проверять иноязычные слова сокращёнными словами, возникшими в разговорной речи. Так, слово компьютер нельзя проверить словом комп (нет такого слова в гнезде родственных слов, да и в словарях его нет; нельзя проверить слово интеллигент словом интел (слова «интел» не существует).

8.2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Краткое обозначение в пояснении НГ

Наряду со словами, которые можно проверить однокоренными словами или путём изменения его формы, существует целый ряд слов, написание которых не подчинятся никаким правилам с точки зрения современного языка. Было бы замечательно, если бы существовал единый список слов, обязательных для запоминания, и он публиковался в учебниках и пособиях для подготовки к ЕГЭ. Но такого списка нет, во всяком случае, пока. В этом ряду есть и исконно русские слова, и заимствованные, и их количество продолжает расти за счёт слов иностранного происхождения. Здесь совет только один: не пытайтесь проверять непроверяемое. Как правило, в заданиях ЕГЭ проверяемые слова находятся быстро, их проверить ЛЕГКО. Написание слов с непроверяемой гласной в корне проверяется только по орфографическому словарю.

8.3. Безударные гласные в корнях с чередованием

Краткое обозначение в пояснении ЧГ

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и тех, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных. Написание букв на месте безударных гласных подчиняется традиции. Проверять слова с чередующейся гласной ударением (путём подбора родственных слов) − грубая ошибка.

Все чередующиеся корни следует выучить наизусть. . Поделим их на типы.

8.3.1.Чередование гласных и/е в корне
Перед суффиксом А Нет суффикса А Исключения Похожие корни

1 собирать – би р(а) –

2 запирать – пи р(а) –

3 обдирать – ди р(а) –

4 обтирать – ти р(а) –

5 замирать – ми р(а) –

6 выжигать – жи г(а) –

8 расстилать – сти л(а) –

9 блистать – бли ст(а)

1 бер – собе рет

2 пер – запе реть

3 дер – обде рет

4 тер – обте реть

5 мер – заме реть

6 жег – выже г

7 чет – выче т

8 стел – рассте лить

9 блест – бле стеть

7 сочетание, сочетать

4 потерять, потерпеть

5 мир, мера

Обратите внимание:

противопоставление е/и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть (сов. вид) – умирать (несов. вид), затереть(сов. вид) – затирать (несов. вид), выжечь (сов. вид) – выжигать (несов. вид), расстелить (сов. вид) – расстилать (несов. вид), обдеру(сов. вид) – обдираю (несов. вид).

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . В этих корнях пишется буква И перед суффиксом А , но пишется буква Е , если нет суффикса А

Корни с чередующимися гласными надо выучить, чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой!

Обратите внимание на корень с чередованием МЕР/МИР , в этом ряду слов всего несколько: умереть, замереть/ умирать, замирать. Омонимичные корни (то есть похожие, но совершенно с другим значением) МИР и МЕР не являются корнями с чередованием. Поэтому слова мирный, примириться, перемирие; мировой, мировоззрение, мироощущение; примерять (платье), примерочная, измерение не относятся к словам с чередованием в корне .

8.3.2.Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН:

нача ть - начин ать; приня ть - приним ать, поня ть - поним ать, сня ть - сним ать, сжа ть - сжим ать. При этом правописание им, ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом а . Это пары глаголов совершенного и несовершенного вида, как и глаголы из предыдущей таблицы.

8.3.3.Чередование гласных а/о в корне

В зависимости от условий существует несколько типов.

1. Правописание корня зависит от ударения . В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

Под ударением Без ударения Исключения Похожие корни
гар/гор
Только а : загАр, огАрок Только о : загОрелый, угОрел выга рки, изга рь, прига рь горе, гора, горячий, горький
клан/клон
Пишется и а , и о : клАняться и поклОн Только о : склОнение, наклОнить нет исключений клонировать
твар/твор
Пишется и а , и о : твАрь, твОрчество Пишется только о : вытвОрять, сотвОрить утварь творог
зар/зор
Пишется и а , и о : зАрево, зОри Пишется только а : зАря, зАрянка зоревать прозорливый
плав/плов/плыв
Пишется а и ы : плАвать, плАвание, заплЫв

Пишется а : поплАвок

Пишется ы : плывучий, плывун

пловец, пловчиха

расплавленный

2. Правописание корня зависит от последующей буквы.

Условие Примеры Исключения Похожие корни
раст/ращ/рос
Перед СТ только а : рАсти, подрАстать, рАстение росто́к, ростово́й, ростовщи́к, вы́рост,

подростко́вый, Ростов, Ростислав

Перед Щ только а : вырАщивать, отрАщивать нет вращение, превращение
Перед С только о : вырОсли, отрасль
Обратите внимание: под ударением перед с (с последующим т и без него) - только о, например: ро́ст, наро́ст, отро́сток, подро́сток, переро́сток; ро́с, заро́с, подро́сший, ро́слый, дикоро́сы.
лаг/лож
Перед Г всегда а : прилАгать, предлАгать, слАгаемое нет
Перед Ж всегда о : прилОжение, предлОжение, слОжить полог сложноватый, наслаждение
кас/кос
Перед А всегда а : касаться, касание нет косичка, косой, косить
Нет А всегда о : прикОснуться нет
скак/скоч
Перед К обычно а : прискАкать раскачаться
Перед Ч обычно о : заскочить скачок, скачу (и в формах этого слова: скачете, скачут, в которых гласная в корне стоит под ударением)

3. Написание гласной буквы в корне зависит от того, какое слово имеет значение.

Пишется А Пишется О Исключения Похожие корни
равн/ровн
корень со значением «одинаковый, равный, сходный»: подрАвняться, урАвнение корень со значением «гладкий, ровный, прямой»: подрОвнять, урОвень. поровну, ровесник, равняться, равнина
Распознавать корни -равн-/-ровн- бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и то же, но корень -ровн- исконно русский, а -равн- по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.
мак/моч
корень со значением «погружать, опускать в жидкость»: макАть в чай, обмАкнуть в краску корень со значением «впитывать, пропускать жидкость»: вымОкнуть под дождем, промОкнуть салфеткой