Упражнение нарисуй себя. Арт-терапия сборник упражнений и техник

What You"ll Be Creating

Будучи детьми мы все рисовали. Тогда это было легко, неважно чем вы рисовали: цветными карандашами, или просто пальцами по запотевшему окну. Но даже тогда вы замечали, что некоторые дети рисовали лучше вас. Не то чтобы вы понимали, что их работы "лучше", просто вы чувствовали, что им досталась сладость похвалы. Как только вы слышали, как кого-то хвалят, а вашу работу игнорируют, вы чувствовали себя хуже и хуже. В итоге вы просто бросили рисование. Зачем вам было продолжать, если это никого не интересовало?

Теперь же, неважно по какой причине, вы желаете начать рисовать снова, но вам страшно. Те дети, которые никогда не сдавались и доводили начатое до конца, сейчас стали профессионалами, а их работы кажутся почти волшебными. Как вам преодолеть эту пропасть? Догоните ли вы их когда-нибудь?

Этого никто не знает. Но дело не в том, что вы догоняете их. Дело в том, что вы мечтаете, чтобы вы рисовали то, что вам хочется, в любом стиле, в котором вам хочется, и чтобы никто вас не критиковал за ошибки. "Будущий вы" должен стать вашим идеалом, так как превращение в него зависит от вас, а не от мастерства/решимости других людей.

Как только вы установите в качестве опорной точки "будущего себя", вы начнете постоянно прогрессировать. Ваша цель - стать лучше, чем вчера. Разве эта цель не кажется более реальной, нежели та, чтобы стать таким же хорошим, как кто-то другой, в кратчайшие сроки? Если вы согласны со мной, присоединяйтесь к этому отличному квесту. Я не стану показывать вам как рисовать - я и не собираюсь этого делать! Вместо этого, я покажу вам как учиться рисовать. Я поведу вас через четыре больших этапа, которые вы станете осваивать в своем темпе.

Этот этап первый. Если вы недоумеваете, как начать рисовать после такого большого перерыва, здесь вы найдете ответ. Я представлю вашему вниманию набор упражнений для абсолютных новичков - некоторые из них могут показаться вам простыми, но это означает лишь, что вы немного более продвинуты, чем думали. Готовы?

Сконцентрируйтесь

Если вы решили научиться чему-то, правильный настрой намного важнее любых книг и инструкций. Я уже дала вам один из советов - сравнивай свои навыки с "будущим собой", а не с другими людьми. Будут и другие советы, так что внимательно прочтите эту часть, прежде чем вы приступите к упражнениям.

Совершенства несуществует

Когда вы намечаете цель, может казаться, что она вполне выполнима. "Это сегодняшний я, а это я, достигший цели", - вот что вы представляете. Существует определенный путь между этими двумя точками, и вам кажется, что вы можете его преодолеть. Однако вы упускаете один момент - вам придётся измениться.

Сегодня рисование каркасных фигур может казаться вас чем-то удивительным, но это только потому, что вы еще не умеете этого делать. Как только вы достигнете этой цели, вы перестанете так думать и начнете искать новую цель, что-то серьёзнее. Вы не можете мечтать о том, что у вас уже есть. Вот почему вы можете жаловаться, что не умеете рисовать каркасные фигурки, будто это какое-то невероятное мастерство, а тот, кто умеет их рисовать, жалуется, что не может нарисовать реального человека.

Вы никогда не будете достаточно хороши. Мы так устроены, просто примите это. Вы никогда не будете думать: "Я великий художник, и мне больше ничего не нужно учить, я рисую в свое удовольствие." Этого не случится! Всегда будет что-то, чего вы не умеете, чего вам не хватает... а однажды, достигнув и этого, вы откроете новые горизонты, откроете то, чему вам ещё нужно научиться.

Когда вы думаете, что знаете что-то на 99%, то оставшийся 1% показывает, насколько вы ошибались.

Если и существует способ стать совершенным, то он заключается в том, чтобы перестать пытаться . Вы должны понимать, что неважно насколько вы хороши в рисовании, это не сделает вас более хорошим, более значительным человеком, чем вы есть на самом деле. Но верно и обратное - неважно насколько вы плохи в рисовании, это не делает вас хуже . Это приводит нас к другому:

Работайте для себя

Если вы хотите красиво рисовать только чтобы ощутить сладость похвалы, готовьтесь к страданиям. Помните, что вы чувствовали, когда вы гордились одной из своих работ, пока кто-то не раскритиковал её? Почему это чувство гордости ушло так легко только лишь потому, что какой-то случайный прохожий высказал своё мнение?

Пока вы будете полагаться на чужое мнение, вы никогда не почувствуете удовлетворение от работы. Более того, вы позволите другим людям влиять на ваше настроение! И даже если вы станете хорошим художником, в конечном счете вас никогда не покинут переживания о том, что вы недостаточно хороши. И кем же вы хотите быть: хорошим художником, которого постоянно что-то гложет, или же художником чуть похуже, но зато с легким сердцем?

Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса

    Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)

    О чем вы мечтаете?

    Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?

    Что нового вы узнали?

    Что вас удивило, что понравилось?

IV. Упражнение. «Нарисуй себя»

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

    Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)

    Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

V. Упражнение. «Изгой»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.

Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

    Как вы узнали где ваша группа?

    Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

    Почему никто не обращал на тебя внимания?

    Как ты себя чувствовал?

    Ребята почему вы не обращали на него внимания?

    Хотели ли вы быть на месте вороны?

    Тяжело ли быть не похожим на всех?

    Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

VI. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:

«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

VII. Творческая работа. «Толерантный мир»

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).

Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» и т.п.

Детям предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков. Можно воспользоваться шаблоном стенгазеты, предлагаемой на портале «Солнышко» - http://www.solnet.ee/parents/p1_s11.html

После оформления коллажа-стенгазеты – она вывешивается в классе или рекреации.

VIII. Итог занятия:

    Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?

    Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?

    Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?

    Как вы считаете, наш праздник удался?

К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

Использованная литература:

    Информационно-методический бюллетень КРОО «ИСТОК», вып. 1(3) «Толерантность», 2003-2004.

    Рожков М.И. и др. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

    Роу Д., Ньютон Д. Ты, Я, Мы. Книга для детей, учителей и родителей. Ростов-на-Дону, 1998.

"Презентация недели толерантности"

Подготовили учащихся 11 класса

Строит, рушит, кроит и рвет, - Тихнет, кипит и пенится, - Гудит, говорит, молчит и ревет, - ЮНОЕ ПОКОЛЕНИЕ (все вместе) - А вы знаете опять у нас мероприятие. - Какое мероприятие? - Опять придумали! - Что придумали? - Да, праздник толерантности. - А что это такое? - Это что-то невероятное. - Так понятно (протяжно) - А что понятно? Почему мы должны придумывать? И как мы должны придумывать? - Давайте в стихах. - А что в стихах то. Я так и не понял, что такое толерантность? - Толерантность - это отношение к окружающим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. - Вот тебе и на. - Ты на себя посмотри, великий рифмоплет. - Какие ж тут стихи. - Да сидишь тут и думаешь, а в голове одна пицца. Пошли в столовую. - Какая столовая - то. - Я есть хочу. - Я хочу шоколадку. - Ха-ха! Да, сидите, думаете, как в столовую сбегать, на улицу сходить. Давайте лучше успокоимся и подумаем. - Толерантность. И что про нее написать? - Ой, ребята, это, наверное, мы - команда одного корабля!

СТИХОТВОРЕНИЕ Толерантность - это дружба, Труд и уважение. И для нас она не служба, А одно спасенье.

Толерантным будь всегда! Ненависть откинь ты. И гуманность навсегда, Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой, Слушай своих близких. В мире мы живем семьей, Нет поступков низких!

Доверяй своим друзьям! Будь, терпим и вежлив! Не кричи по пустякам! Не кати ком снежный!

Толерантность - это милосердие. - Толерантность - это сострадание. - Толерантность - это уважение. - Толерантность - это доброта души. - Толерантность - это терпение. - Толерантность - это дружба.

Кто в беде покинет друга, Сам узнает горечь бед, И на сердце будет вьюга, Если дружбы в сердце нет!

Мы приглашаем вас на праздник радости, дружбы, терпения и уважения. Праздник продлится неделю и каждый день - это новое дело. Здесь мы научим любить ближнего, уважать старшего, узнать. Что нужно быть терпимым. Терпение и труд все перетрут. Будем петь и танцевать. Да костюмы одевать. Узнаем обычаи различных народов. - Чтобы быть с друзьями вместе, приглашаем всех вас в гости веселиться от души. ПЕСНЯ В мире, где кружиться снег шальной, Где моря грозят крутой волной, Где подолгу добрую, ждем порой мы весть. Чтобы было легче в трудный час. Нужно верить каждому из нас, В то, что счастье есть.

Припев: Мы желаем счастья вам, Счастья в этом мире большом, Как солнце по утрам, Пусть оно заходит в дом. Мы желаем счастья вам, И оно должно быть таким, Когда ты счастлив сам, Счастьем поделись с другим.

Классные часы:

1.Ключ к толерантности 6-9 классы

2.Традиции и обычаи моей страны 4-6 классы

3.Мои друзья-представители разных культур 7-9 классы

4.Как прожить так, чтобы потом сказать: «Жизнь удалась!» 10-11 классы

5.Кто такой воспитанный человек? – 1-4 классы

6.Мы живем и растем в Выборгском районе Санкт-Петербурга 2-4 классы

7.Мы в ответе за тех, кого приручили – 3-4 классы

8.Мои семейные реликвии – 4-6 классы

9.Спешите делать добро -5-6 классы

10.Добрая школа. Какая она? 7-10 классы

11.Моя гражданская позиция. День защитника Отечества

12.Кто дружбу пронесет через года 9-10 классы

14.О патриотизме мнимом и ложном 10-11 классы

15.Родина моя! Хочу, чтоб услыхала ты еще одно признание в любви! Об эмиграции и эмигрантах.

16.Места в России, где мне хотелось бы побывать 11 класс

17.Народные обряды и традиции. Русская Масленица.

18.Как сберечь планету Земля?

19.Религиозные традиции и обычаи моей страны. Мои друзья-представители разных культур.

20.Ко Дню Семьи.

Женские и мужские дела в семье.

21.Как прожить так, чтобы потом сказать: «Жизнь удалась!»

22.Мои родители для меня и я для моих родителей.

23.Культура человека. Как ее увидеть?

24.День Победы. Фронтовые треугольники моей семьи.

25.Экстремизм и патриотизм(8-11 кл)

26. Вредные привычки в подростковой среде(7-11)

27. Права и обязанности ребенка

28. Вредные привычки, как с ними бороться

29. Здоровый образ жизни (1-11 кл.);

30.Путешествие в страну вежливости(нач. шк.)

31.Неформальные подростковые объединения

32.Об ответственности подростков и молодежи за участие в деятельности неформальных объединений экстремистской направленности» (8-11 кл.);

КОНКУРСЫ:

Конкурс рисунков и фоторабот «Любимый уголок моего района»

Конкурс фоторабот: «Доброта спасет мир», «Все дети – за мир на Земле!»

Конкурс совместной творческой работы учащихся и учителей «Возьмемся за руки, друзья!»

Конкурс рисунков на стене «Мы разные, но мы – вместе»

Конкурс сочинений «Кого я считаю толерантным человеком?»

К Международному Дню мира – конкурс рисунков на асфальте «Мир – основа жизни на Земле»

Конкурс сочинений ко Дню Победы

Конкурс рисунков «Мой город готовится к Празднику Победы»

Лучший ученический коллектив (проводится в течение учебного года с промежуточным подведением итогов в конце каждой четверти)

Лидер школы

Родительские собрания:

1.Проблемы нетерпимости, экстремизма в подростковой среде.

2.Формирование у учащихся основ толерантного сознания и поведения, представлений о толерантной городской среде, воспитание учащихся в духе культуры, мира и согласия».

3.Предупреждение противоправных действий со стороны несовершеннолетних (порча фасадов зданий и сооружений в СПб, нахождение несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей).

4.Воспитание человечности у подростков.

5.Жизненные цели подростков. Неформальные молодежные объединения. Об ответственности подростков и молодежи за участие в деятельности неформальных объединений экстремистской направленности.

6.Правовое сознание юношества.

7.Воспитание гражданского долга у подростков.

Педагогические советы:

«Русский язык как язык межнационального общения»

«Взаимодействие семьи и школы в условиях модернизации образования»

«Роль классного руководителя в современной школе»

Толерантность Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять. Ну, разве вы бы стали выкорчевывать из своего сада красивые желтые тюльпаны, лишь потому, что большинство цветков в саду красные?! Нет… так и в современном мире нельзя стремиться к уничтожению чего-либо. Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства. Одним из основополагающих принципов международного права является требование недискриминации. Несмотря на это дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, социального или иного происхождения сохраняется почти в каждой стране мира, в том числе и в России. Волна терроризма, прокатившаяся по всему миру, теракты в российских городах; рост организованной преступности, решение личных, коммерческих, политических и иных споров с использованием оружия, коррупция и чиновничий произвол, несомненно, препятствуют утверждению принципов толерантности. Отголоски событий в США, Афганистане, бывшей Югославии, взрывов жилых домов в Москве и некоторых других городах России, захват нескольких сотен заложников в Театральном центре «Норд Ост», война в Чечне… наглядно показали, что социумом во многих случаях правят не гуманные начала, а, напротив, террористы, желающие деморализовать общество и повлиять на власть. Это сильнодействующий фактор, во многом определяющий степень интолерантности обществе. По мнению экспертов, развитию толерантности мешает неблагоприятная социально-экономическая ситуация. Здесь серьезно сказывается возрастающее социальное расслоение, а отсюда - усугубляющееся раздражение против богатых, правительства, олигархов. Так же одним из неблагоприятных факторов эксперты считают наличие в массовом сознании и на бытовом уровне стереотипов неприятия некоторых национальностей. Это проявляется в нетерпимом отношении среди некоторых слоев к другим национальностям. Устраиваются погромы, осквернения могил и памятников, даже взрывы в синагогах, сеются антисемитские настроения. Среди факторов мешающих развитию толерантности также религиозный экстремизм; ксенофобия, особенно против беженцев и мигрантов; ограничения свободы слова, свободы мнений, дискриминация меньшинств, половая дискриминация; масштабные нарушения прав человека, особенно инвалидов, заключенных, военнослужащих, коренных малочисленных народов, социально уязвимых слоев общества. Несмотря на все эти факторы, формирование толерантного пространства в обществе на данном этапе времени набирает свои обороты. Всем уже становиться понятным актуальность проблем толерантности, поэтому для их решений уделяется пристальное внимание. Главным шагом в развитие было принятие и подписание «Декларации принципов толерантности». Которая утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Было проведено множество конференций, круглых столов и мероприятий, на которых поднимались именно проблемы интолерантности общества. Так же были приняты Федеральные Целевые программы. Одна из них: Федеральная Целевая программа «ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ» Особо пристальное внимание развитию толерантности стали уделять в школах. Наверно потому, что проще объяснять детям, насколько важна терпимость в нашем мире, чем людям с уже сложившимися взглядами. В школах проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков. Проводятся классные часы, посвященные проблемам толерантности. Ведутся исследовательские работы, с целью выявления процента детей выбравших для себя принципы интолерантого пути развития. Будущее мира за новыми поколениями. Так давайте сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших руках! В руках каждого!

В этой заключительной части мы будем тренироваться рисовать цветы разной формы, разнообразные деревья, голову человека анфас и в профиль, ладони и ступни.

Итак, упражнения для рисования. Часть 3. Начнем.

Напоминаю, что есть первая часть упражнений, посвященная и вторая часть для тренировки рисования .

1. Рисуем цветы.

Обратите внимание на каждый вид цветка. В первом это простейшие лепестки. Рисуем круг, от него 5 симметричных лучей, каждый лучик — это середина округлого лепестка.

Второй цветок похож на первый, но вместо 5 лепестков — у него 6, а сами лепестки имеют заостренную форму.

Третий цветок рисуется по тому же принципу, что и второй, но лепестков уже 8. Остальные лепестки дорисовываются между базовыми 8.

Четвертый цветок схож с розой по своему строению и базируется на первом варианте цветка. Только добавляется загибы внутренних цветков и внешние цветки побольше.

Пятый цветок похож на хризантему. Отличается от третьего цветка только большим количеством лепестков и меньшей сердцевиной.

2. Рисуем деревья

При рисовании обратите внимание на форму ствола (прямая, конусообразная, извилистая), веточек (обычные, спиралевидные, прямые, изогнутые), нарисуйте 4 вида деревьев. Но можно и поэкспериментировать, сделать более разнообразными стволы и ветки деревьев.

3. Рисуем человека

Лицо человека анфас. Для этого нарисуем овал в форме яйца, разделим его пополам вертикальной и горизонтальной линиями. Глаза должны находиться на горизонтальной линии. Также на этом уровне начинаются уши.

Теперь разделим расстояние между глазами и подбородком пополам и получим точку, где заканчивается нос. На этом же уровне будут расположены мочки ушей. Если отложить от кончика носа отрезок равный трети расстояния от носа до подбородка, то получим линию губ.

Лицо в профиль также строится на основании деления овала на равные части вертикальной и горизонтальной линиями. На пересечении этих линий будет расположено ухо. Уровень глаз, кончик носа уровень губ находятся так же как и в первом случае, но они будут расположены немного за пределами овала.

Рисуя ладонь ориентируемся на квадратную форму и отмечаем, что ладонь имеет практически ту же длину, что и пальцы. Обратите внимание, какую длину имеют пальцы, как расположены основные суставы. Проверьте, как это выглядит на вашей руке.

Ступню рисовать проще, особенно сбоку, важно уловить, как расположен изгиб снизу и то, что пальцы уменьшаются в размере от большого к маленькому.

Вот и все, если вы хотели начать рисовать, но не знали с чего начать и как улучшить свой навык, то вот вам готовый рецепт на ближайший месяц, упражнения для тренировки глазомера и точности рук обязательно помогут вам улучшить оба вышеперечисленных навыка, не знаю как вы, а я уже начала тренироваться, присоединяйтесь 🙂

К себе, к своим чувствам и переживаниям; изучение самооценки ребенка.

Ход упражнения. Ребенку предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и в прошлом. Взрослый обсуждает с ребенком детали рисунка, чем отличаются два рисунка. Ребенку задаются вопросы, что нравиться и не нравиться в себе.

Упражнение «Слушаем себя».


Цель : развитие способности обращать внимание на себя, на свои чувства.

Ход упражнения. Взрослый обращается к ребенку: «Давай сядем поудобнее, расслабимся и закроим глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри тебя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям. Что ты сейчас чувствуешь, что хочешь? Что ты услышал?» Ребенок делится своими впечатлениями.

Упражнение «Я и другие» (15).


Цель : изучение самооценки ребенка, формирование умения адекватно оценивать других и себя.

Ход упражнения. Ребенку предлагается рассказать о своем друге, маме, папе, бабушке и т.п. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, также выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

Упражнение «Назови свои сильные стороны» (15).


Цель: развивать умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

Ход упражнения. Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах, – о том, какой он хороший, что он любит, ценит в себе. Важно чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств.

Игра "Комплименты" (21).


Цель: акцентировать внимание на положительных сторонах "Я" участников.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: бумага, ручка для ведущего.

Ход игры. Вызывается первый желающий, он выходит за дверь комнаты. Ведущий записывает все комплименты, которые высказывают игроки в адрес основного участника , помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу ведущий предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними, т.е. те свойства характера и качества личности которые действительно присущи основному участнику. Основной участник возвращается в комнату и ведущий зачитывает весь список. Затем ведущий останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача игрока угадать, кто из группы сказал комплимент. Игрок может назвать 3-х человек. Если угадал, то ему приплюсовывается балл за проницательность. Игра может проводится как конкурс на самого проницательного, внимательного.

Игра "Я за тебя отвечаю" (21).


Цель: способствовать приобретению участниками адекватной оценки образа другого человека.

Необходимое время: 10 - 15 минут.

Ход игры. Вызывается доброволец. Он выбирает из группы того человека с кем , он дружит, кого хорошо знает. Эти двое садятся рядом и договариваются, кто за кого сейчас будет отвечать. Игра состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на эти вопросы отвечал его напарник. Напарник же молчит и слушает, отмечая мысленно, где отвечающий за него игрок попал в точку, а где ошибся. Вопросы можно задавать любые, связанные с чем угодно , на разные темы (можно вводить ограничения, либо во времени, либо на количество задаваемых вопросов).

Часто ребенок с неадекватной самооценкой выполняет в играх лишь подчиненные роли. Взрослый в игре может исправить эту ситуацию, управляя игрой, предлагая ребенку, возможность почувствовать себя в роли лидера, ведущего, первого участника, что в свою очередь даст ребенку большую уверенность в своих силах.


§ 3. Коррекция коммуникативной сферы.

Жалобы родителей, что «ребенок не находит общего языка со сверстниками», «не умеет играть с другими детьми», могут указывать как на наличие некоторых нарушений, так и на особенности темперамента (высокая сензитивность, ригидность, малая активность и пр.), все это несомненно окажет влияние на успешность обучения ребенка в школе. Причины социальной дезадаптации могут быть следующие:


  • Нарушение общения с взрослым.

  • Отсутствие навыков общения.

  • Неадекватное оценивание себя в ситуации общения .

  • Высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше среднего).

  • Эмоциональная неуравновешенность.

  • Установки, препятствующие общению.

  • Замкнутость, боязнь общения, тревожность.
Основные принципы коррекции коммуникативной сферы:

  • Установление причин, приведших к этому нарушению.

  • Восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками.

  • Гармонизация отношений в семье и в группе сверстников (т.е. не только ребенка надо «поворачивать» к другим людям, но и показывать им, что ребенок не так уж плох, как они о нем могли думать).

  • Обучение ребенка навыкам общения и установлению контактов.
Навыки общения можно сформировать как с помощью специальных поведенческих тренингов, так и посредством игр, включающих детей в активные условия коммуникации . При проведении подобных игр важно не фиксировать внимание на ребенке с проблемами в общении, но в то же время стараться максимально его увлечь и задействовать.

Игра "Пойми фразу" (30).


Цель: тренировка навыков образного, выразительного сообщения, умения задавать вопросы.

Необходимое время: 5–10 минут.

Ход игры. Группа делится на две команды. Каждая команда загадывает фразу (известную всем детям пословицу, поговорку, строчки из песен), а затем поочередно ведут игру. Для этого из чужой команды выбирается один участник. Ему "на ушко" сообщается фраза, загаданная противоположной командой. Этот участник должен передать фразу пантомимически, чтобы его команда сумела правильно разгадать изображенное.

При этом допускаются уточняющие вопросы, которые необходимо задавать так, чтобы на них можно было ответить "да", "нет" или "не знаю". Игрок, изображающий фразу, не должен ничего говорить словами. Даже ответы на уточняющие вопросы он дает утвердительными либо отрицающими кивками и покачиванием головой. Выигравшей считается та команда, которая сумеет разгадать большее количество фраз.

Участникам предоставляется бумага разного формата и разных цветов, фломастеры, карандаши, ручки, мелки и т. д.

«Сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, схематично, цветом, колла‑жом и по‑другому, как вам захочется. Для рисования вы можете использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности. Каждый может показать другим свой рисунок и рассказать о нем».

Консультанту надо иметь в виду, что подростки часто стремятся к тому, чтобы взрослый похвалил их рисунок, «оценил на отлично». Консультант при этом подчеркивает, что у каждого рисунок хорош по‑своему и главное, что участники изобразили себя.

Члены группы делятся на две равные части и встают, образуя внутренний и внешний круг, лицом друг …
к другу. Один из стоящих во внешнем круге говорит стоящему напротив него во внутреннем круге: «Мне нравится, что ты…» Участник из внутреннего круга отвечает на это: «Да, я (повторяет), и еще я… (добавляет какое‑нибудь положительное качество)». Важно, чтобы все говорили искренне. Затем стоящие во внешнем и внутреннем кругах меняются ролями.

«Какие чувства вы испытывали, что было трудным? Трудно или легко отвечать на комплимент? Что больше понравилось – делать комплимент или принимать его? Какие комплименты вам показались необычными?»

Упражнение 10. «Какой я человек"»

«Человек часто задает вопросы, но в основном другим. Эти вопросы о чем угодно, только не о себе самом. Сейчас мы будем отвечать на два вопроса из многих, описывающих ваше представление о себе.

Возьмите лист бумаги и ответьте на предлагаемые вопросы.

Мой жизненный путь: каковы мои основные успехи и неудачи?

Влияние семьи: как на меня влияют мои родители, братья и сестры, близкие?

Ваши ответы должны быть предельно откровенными, так как, кроме вас, их никто не увидит. Только с вашего разрешения с этими ответами ознакомлюсь я. Через некоторое время у вас накопится много ответов на этот простой и одновременно такой сложный вопрос: какой я человек? Эти ответы помогут вам лучше разобраться в себе».

Это упражнение можно проводить многократно в течение курса занятий, повторяя и меняя заданные вопросы.

Упражнение 11. «Какие мы"»

Все члены группы садятся в круг и получают от консультанта по листу бумаги. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую отмечаем сверху знаком «+», правую – знаком «–». Под знаком «+» перечисляем: название любимого цвета, любимое время года, любимый фрукт, животное, название книги, то, каким образом легче всего доставить участнику удовольствие, и т. п.

В правой части листа под знаком «–» каждый называет: нелюбимый цвет и т. д.

Консультант участвует в упражнении вместе со всеми: читает вслух название каждого пункта и пишет свои ответы. После этого проводится знакомство с ответами и их обсуждение.