Три искушения в браке. Православие

Если не спорится какое-то дело, как понять - нет воли Божией или это козни диавола?

Если мы творим добро, исполняя заповеди Божий, то диавол нам обязательно будет козни строить. Авва Пимен Великий говорит: "Сделал доброе дело, и если после него не было искушения - Богом не принято". Когда нам препятствует Господь? Когда видит, что мы можем много зла натворить, тогда Он и препятствует нашим грехам, предохраняет нашу душу.

Почему у русских нет того единства, той сплоченности, которые есть у всех других народов?

Как-то был я в г.Фрунзе, в Киргизии, там живет о.Геннадий. Пришел он к уполномоченному по делам религии, а уполномоченный - киргиз, мусульманин. Он и говорит: "Я удивляюсь, что за Православная Церковь! Постоянно в храмах меняются старосты. Все какое-то неустройство. У вас в Церкви нет мира и покоя. Вот, в нашей мусульманской общине один староста выбран, и все спокойны, никто никого не притесняет. Берите пример с нашей общины." О.Геннадий говорит:

Вы же молитву "Отче наш" не читаете?

А мы постоянно молимся этой молитвой, а в ней в конце: "...и избави нас от лукаваго", который постоянно нападает, всякого рода искушения посылает. Почему? Да потому, что Христова Церковь - это Церковь воинствующая. Идет брань, идет война диавола с Богом за каждую душу человека. Так что нам приходится много бороться. И диавол искушает каждого христианина. У вас ведь нет Христа? Поэтому вас диавол и не искушает.

Вот так он объяснил.

Когда в России было единство веры, были и мир, и любовь. Но как только мы отпали от Церкви, от Бога, сразу попали в плен демонам, и теперь не можем вырваться оттуда, не знаем, как сделать это. Церковь знает выход и учит, где найти правильный путь. Надо вернуться к Богу, вернуться в Церковь, покаяться, принести достойные плоды покаяния, исправиться, и тогда Господь примет нас в Свои объятия и скажет: "Не бойся, малое стадо" (Лк. 12,32), Я всегда с тобой.

Что такое искушение?

Искушение - это проверка нас на духовную стойкость. Всегда бывает искушение перед таинством или после него. Недавно повенчали мужа с женой. Они уже имели ребенка, но жили не в церковном браке. Гриша - их мальчик, маленький, годика два, такой уж смиренный! Подходит под благословение, голову склонит, ручонки - ладонь на ладонь - тянет. Ничего не говорит, а стоит благословения просит. Родители после венчания пришли домой. Отец прилег отдохнуть на диван. Сын взял туфлю матери на тонкой- тонкой шпильке, размахнулся и отцу в висок! Уда- рил так, что тот сознание потерял... Сразу после таинства было искушение.

Авва Пимен Великий говорит: "Сделал доброе дело, если после него у тебя не было искушений, оно Богом не принято!" Демоны стараются мстить за каждое доброе дело, сделанное человеком. Они не терпят святости.

Очень хочется жить по заповедям Божиим и быть подобным Ангелам. Но выходишь из дома - и масса искушений.

В Священном Писании сказано: искушения должны прийти, они нужны для воспитания нашей души. И Господь смотрит: будем мы вести борьбу или отдадимся в плен этим искушениям?

Когда идет война, человек старается не попасть в плен, для этого он применяет все необходимое: укрепляется в окопе, отстреливается, лишь бы не попасть врагу. А здесь идет духовная война. Тоже надо использовать все, чтобы не попасть в плен демоническим силам. Этим мы доказываем верность и преданность Господу.

Есть два сорта людей. Одни "из пальца высасывают" скорби. Заводятся на пустяках, не берегут ни свой душевный мир, ни мир души ближнего. "Не туда ложку положил, не так хлеб рукой взял..." - на все мелочи обращают внимание.

Но есть и другие люди. Они даже в тяжелых скорбях, в болезнях мужественные, крепкие, сильные. Ни на что не обращают внимания, потому что вся их земная жизнь - подготовка к жизни в потустороннем мире. Они за все благодарят Бога. Такие крепкие, сильные души нужны для Царствия Божия. А слабые там не нужны.

С трудом противостою тем искушениям, на обдумывание которых нет времени, они как бы выходят из-под контроля. Как, например, обуздать гнев?

Если человек захочет избавиться от какой-то страсти, то Бог будет ему помогать. Говорят, что легче начать духовное воспитание своей души, когда выявишь главную страсть. И тогда надо объявить ей войну.

Допустим, Вы вечером помолились, легли в кровать с молитвой. Лежите и на завтра должны заложить программу в свой духовный "компьютер": "Господи, завтра я буду вести борьбу с собой. С завтрашнего дня не буду раздражаться, возмущаться, гневаться. Всецело предаю себя Твоей воле, Господи".

В деле нашего спасения мы должны уступить место Богу, чтобы Сам Бог действовал в нас. Гнев - это страшный порок! Он святыми отцами приравнивается к духовному убийству. Преподобный Силуан говорит: "Косо посмотрел на брата своего - благодать Божия отошла от тебя". А какое там "косо посмотрел"! Гневаясь на ближнего, мы совершаем даже два духовных убийства: поражаем своим чувством ненависти его душу и в своей душе убиваем все живое, человеческое, доброе. Там нет места Святому Духу.

У человека много страстей, с которыми он ведет борьбу. От некоторых из них он может получить какое-то временное удовольствие, например, от чревоугодия. Но гнев, зло, ненависть - это такие страшные пороки, что не дают даже временного удовольствия ни самому согрешающему, ни окружающим. С гневом человек добровольно впускает в себя силу демоническую, разрушительную.

Но если мы сосредоточимся на желании "завтра я не гневаюсь", то в искушении найдем силы, опору устоять.

Повторяю, собраться с духом надо с вечера. И так жить в течение всего дня. Утром встали, надо помолиться: "Господи, помоги провести этот день спокойно, мирно". Когда положили такое основание, тогда все будет хорошо.

В древности жил известный философ Сократ. У него была жена, и звали ее Ксантиппа. Была она страшно сварливая. Однажды устроила ему сильнейший скандал, а закончила тем, что схватила ведро с помоями и грязную воду вылила ему на голову. Что бы мог сделать обычный человек? Схватить это ведро и им стукнуть по голове, а то и убить. А Сократ - ничего подобного! Он себя сдержал. Отер ладонями лицо, открыл глаза, улыбнулся и сказал: "Ну, вот, Ксантипушка, после бури и дождик".

Надо к этому добавить следующее. Ученики знали его как прекрасного, мудрого и сдержанного человека. Какой-то мудрец сказал им: "Сократ - жестокий человек!" Они удивились: "Как это так?" - "Да, он очень жестокий!" Ученики спросили учителя об этом. И он ответил: "Да, я действительно очень жестокий, но постоянно контролирую все свои слова и дела".

Так что человек должен постоянно себя воспитывать. У преподобного Серафима Саровского монахи спросили: "Кто в нашем монастыре достиг высот монашеского подвига?" И преподобный указал на повара. Они так и ахнули: "Отче, так это самый жестокий человек!" - "Да, от природы он неуправляемый. Если бы он дал власть своим страстям, то здесь не осталось бы камня на камне, но он держит себя в руках, старается смиряться. Конечно, ему благодать и милость Божия особо благоволят".

Господь дает Свою благодать тем, кто смиряет себя. А от тех, кто не совершенствуется, не меняется к лучшему, милость Божия отходит.

Учился я в семинарии в первом классе. Был у нас один молодой человек, студент-семинарист. Стал он кощунствовать, читая Священное Писание. Сидел он впереди меня, и как только перемена - сразу начинал слова Господней молитвы наизнанку выкручивать. Или бежит по ступенькам: "Отче наш, Отче наш, иже еси на Небесех..." - кощунствует, как считал очку повторяет. Я как-то даже возмутился и сказал ему:

Нехорошо! Ведь это же слова Бога и обращение Его к Отцу Небесному. Когда их читают в храме, делают земной поклон, головы склоняют. Все человечество должно преклонить голову, а ты кощунствуешь.

Он не внял словам, грубо прервал меня. Я сказал ему второй раз, третий. Он каждый раз грубил. Тогда я ему сказал:

Ну, предоставлю тебя воле Божией.

И все. Он кощунствовал, но я ему больше ни одного слова не сказал, не возмущался. Долго он в семинарии не задержался, месяца два побыл и исчез, выгнали с треском.

После причастия чуть не попала под машину. Отделалась ушибом... Хочу понять, почему это случилось?

Этому могут быть разные причины. Святые отцы говорят, что перед причастием либо после него, враг обязательно устроит искушение: постарается помешать причаститься либо после причастия отомстит. Он стремится всеми бесовскими кознями учинить препятствие, чтобы человек не мог достойно причастится. Христианин готовится, молится, читает правило ко Святому Причащению и вдруг... кто-то встретился ему по дороге, отругал или дома ближние скандал устроили, все для того, чтобы человек нагрешил и духом пал. Это препятствия от диавола.

Бывает и по-другому. Человек находится во вражде, не примирился, прощения не попросил и идет к Чаше. Или У него на душе есть тайные нераскаянные грехи.

Если человек прошел через формальную исповедь, ни в чем не каялся и к Чаше не раз приступал, он причащался недостойно, себе в осуждение. О таких апостол Павел в послании к Коринфянам говорит, что их "... немало умирает" (1 Кор.11,30).

Если же мы во всем покаялись, ничего не утаили, на совести ничего не оставили, то мы находимся под особым покровом Божиим. Тогда даже если нас и собьет до смерти машина, не страшно: в день причастия желали бы умереть все православные христиане, ибо ради Святых Даров душа сразу восхищается Ангелами на Небо и мытарства она не проходит. В ад в день причастия душа не попадет.

А если такая неприятность случилась, но человек "отделался испугом", остался жив, то это можно расценивать как напоминание Бога о неминуемой кончине, которая может прийти сегодня или завтра. Жизнь краткосрочна. Значит, надо усилить подвиги, больше обращать внимание на духовную сторону своей жизни. Любая болезнь, любой такой случай - это весточка из потустороннего мира. Господь нам постоянно напоминает, что наше земное пристанище временно, что мы живем здесь не вечно и уйдем в мир иной.

Как бы хорошо человек на земле ни жил, он царства здесь не построит. Только однажды ему была дана возможность жить в раю под покровом Божьей благодати. Человек не устоял, впал в грех, и грех сократил дни жизни человека. Вместе со грехом в жизнь человека вошла смерть. Диавол настолько извратил сознание, что грех стал нормой, а добродетель попирается.

Но у нас есть надежда войти в Царство Небесное через праведную жизнь во Христе и очищение души покаянием. А в Небесном Царстве нет ни уныния, ни болезней, ни отчаяния, ни скорбей. Там полнота жизни, полнота радости, И для этого надо постоянно готовиться, ежесекундно помнить: вся наша жизнь - это только подготовка в вечность. Сколько миллиардов людей было на земле, все перешли в мир большинства. И теперь мы стоим на пороге в тот мир.

В период общественных и церковных соблазнов и искушений Церковью был отмечен праздник Торжества Православия. В последнее время разные люди пытаются анализировать православную веру и жизнь, и некоторые из них представляют Православие как религию или своего рода совершенную религиозную идеологию, которая может помочь современному человеку: по сути, чтобы он еще больше закрылся в своей индивидуальности. Надо сказать, что то же самое делают все религиозные идеологии и все религиозные секты.

В конце концов, Православная Церковь — это соблазн, особенно для современного человека, который хочет использовать любую идеологию, даже религиозную, в корыстных и утилитарных целях.

Греческое слово соблазн, или скандал, этимологически намекает на силки и западню, которые готовит какой-то враг. Кроме того, это слово означает искушение, препятствие. В этом смысле Православие является соблазном для тех, кто не знает его внутренней глубины и его внутренней полноты: оно есть и все время становится силками, западней, помехой и камнем преткновения.

Православие — соблазн для тех, кто под влиянием религиозной и мистической традиции Востока ставит его в один ряд с другими религиями, стараясь получить для себя выгоды религиозного или духовного характера, и игнорирует то, что речь идет не о религии, а о Церкви, Богочеловеческом общении, которое избавляет человека от болезни Религии.

Православие — соблазн для тех, кто под влиянием католической схоластики и протестантского морализма считают, что Православие тоже предлагает философско-идеологические истины и систему морали для некой в условном смысле слова «счастливой» жизни, и игнорирует то, что Православие проникает и исцеляет саму суть человеческой личности.

Православие — соблазн для тех, кто видит его через призму западной метафизики, «феодального» образа мысли, и поэтому борется с ним, как это делали просветители, романтики и модернисты, игнорируя, однако, то, что Православие — антиметафизично по своей сути и находится по другую сторону «феодального мировоззрения». Поэтому Православие и не беспокоят стрелы разных западноевропейских течений, и в недрах Православия никогда не рождались подобные враждебные ему течения.

Православие — соблазн для тех, кто хочет перенести в него свои страсти, особенно тщеславие, сладострастие и сребролюбие, и использовать его в социальных и политических целях, забывая, что суть Православного Предания — это претворение самолюбия в боголюбие и человеколюбие.

Православие — соблазн для тех, кто использует его для созидания своеобразных «духовенств» и «епископатов» и пренебрегает тем, что Православной Церкви чужды все те системы, которые говорят о господстве клира или народа.

Православие — соблазн для тех, кто считает его группкой благочестивых людей, не зная, что группы кафаров («чистых»), начиная от манихейства и заканчивая огромным количеством религиозных движений Средних веков, не имеют никакого отношения к Православной Церкви, которая есть место искренне кающихся, не преследующих корысти или личной выгоды.

Православие — соблазн для тех, кто хочет видеть в нем опору национализма и капитализма, игнорируя то, что Православная Церковь — вселенская, и один из главных ее признаков — любовь к человеку, в каком бы месте, в какой бы стране он ни находился, а особенно любовь к человеку страждущему и измученному любой тиранической властью.

Православие — соблазн для тех, кто считает его юридическим лицом общественного права и придатком государственных или социальных учреждений или глашатаем разных политических образований, пусть и необходимых в демократическом обществе. Такие люди не принимают во внимание то, что Церковь обнимает всех людей, к каким бы партиям они ни принадлежали, как наседка укрывает всех своих птенцов, независимо от их цвета.

Православие — соблазн для тех, кто ищет в нем разного рода и степени соблазны и скандалы, потому что соблазн самого Православия — это то, что оно любит всех и не считает других своими врагами. У Православия нет врагов.

Кто смотрит на Православную Церковь через такие деформированные стекла, соблазняется им. По сути, Православная Церковь — соблазн в том же смысле, в каком смысле может стать соблазном солнце, которое принадлежит всем, всех освещает и греет, но никто не может присвоить его и смотреть на него открытым взглядом, ибо ослепнет.

Кто хочет познать свет и тепло Православия, может прочитать тексты святого Симеона Нового Богослова и святого Григория Паламы, или прекрасную книгу Владимира Лосского «Мистическое богословие Восточной Церкви». Если же нет времени и возможности читать такие книги, можно познакомиться с известной книгой «Отечник», или «Патерик». Стоит также прочитать книги Достоевского и Пападиамантиса. В них можно найти смиренных выразителей Православного Предания, увидеть людей, воспевающих «песнь Божию», которые скромно, без фанфаронства, ханжества и театральности живут в Церковной ограде, каются и воспринимают Православную Церковь не как место философствования и не как социальную или моральную систему, а как общество смиренных и освящающихся людей, как духовную врачебницу, подающую елей и вино, чтобы исцелить человеческие раны. Это можно было увидеть в отце Паисии , в старце Порфирии , в старце Иакове , в отце Ефреме , в отце Софронии .

Православная Церковь — жизнь для них всех, но соблазн — для самонадеянных, «религиозных», для ханжей, для всякого рода «чистых», «истинных», для «пользователей» и «добытчиков», а также для тех, кто хочет превратить Православие в социальную, моральную и политическую систему — именно потому, что никакое государство не может стать и быть Христианским, и, тем более, не может стать православным. И там, где предпринимались такие попытки, — человек потерпел неудачу.

Это настоящие соблазны для Церкви. И люди, которые неправильно относятся к Православной Церкви,-либо соблазненные, либо соблазнители. Но и они становятся объектом ее любви и ее заботы, потому что Церковь — мать, а не учение, Врачебница, исцеляющая раны, а не система, загоняющая в угол и убивающая безличными идеологиями.

Православная Церковь — «место», где слышатся и переживаются, как сказал бы святой Симеон Новый Богослов, «божественной любви (ερώτων) гимны». Для того, кто может выдержать. Для других — Православие соблазн и безумие.

«Порой мы проигрываем в схватке, но другого пути нет » (Иеромонах Дорофей (Баранов))

Каждый практикующий христианин сталкивается в своей духовной жизни с трудностями, которые на языке святых отцов принято называть искушениями. Для многих, даже духовно опытных, людей подобные ситуации зачастую становятся настоящим испытанием на прочность. Люди недоумевают, а порой и всерьез унывают от многочисленных напастей, происхождение которых они не могут рационально объяснить. О том, для чего нужны искушения и как не поддаться на «провокацию», мы беседуем с насельником Иргизского Воскресенского мужского монастыря иеромонахом Дорофеем (Барановым).

Закалка боем

- Отец Дорофей, искушение, насколько я понимаю, – это некое испытание, что-то вроде трудного экзамена. Верно?

Словом «искушение» обозначаются два понятия. Во-первых, в обычном житейском смысле это тяжелые и неприятные жизненные ситуации, случающиеся с человеком по Промыслу Божию. Сюда относятся болезни, материальная нужда, обиды и несправедливости от людей. Их еще называют «скорби». Во-вторых, в самом главном, духовном, смысле искушением называется состояние души, когда близка опасность впасть в грех, нарушив Божественные заповеди. В христианстве слово «искушение» не носит негативного оттенка. Хотя в духовной жизни грех - самый главный наш враг (есть дажетакая присказка, что христианин ничего не должен бояться, кроме Бога и греха), но без искушений был бы невозможен духовный рост человека, то есть искушение - это испытание, пройдя которое христианин становится более опытным, сильным, закаленным.

Вы сказали, что искушения попускаются Богом. А у верующих бытует мнение, что их устраивают совсем другие силы…

Господь посылает нам все: и радости, и горести. Но не в том смысле, что Он играет с нами, экспериментирует, а в том, что Господь попускает злу действовать относительно свободно, чтобы проявилась свободная же воля человека к добру. Зло - это то, от чего человек должен оттолкнуться, чтобы прилепиться к добру. Мы говорим, что христианин должен бегать от греха. В этом смысле искушения - это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

- Избежать искушений невозможно?

Они неизбежны для каждого человека, пока он жив, причем их сила возрастает по мере духовного роста человека. Чем выше поднимается человек по пути духовной жизни, тем более сильным подвергается искушениям. Наивысшим искушением в истории было, когда Сам Господь в пустыне был искушаем от диавола (Мф. 4, 7–11).

Первое искушение произошло с Адамом и Евой, когда Бог дал им заповедь не есть плод от древа добра и зла. Создатель установил правила, потому что без них духовный рост невозможен. Запрет - это начальная точка, из которой начинает расти прекрасный кристалл нравственной личности. Человек создан со свободной волей, но, если не научится ее сдерживать, превратится в животное. Если провести аналогию с компьютерными играми, перенося искушения, мы проходим пошаговую стратегию, от легкого уровня к более сложному, преодолевая препятствия, иногда неся потери, порой проигрывая в схватке, но обретая опыт, который позволит выиграть в следующей битве. Другого пути нет, если мы хотим быть нравственными людьми.

Конечно, можно вообще не думать о нравственности, духовном росте. Тогда не будет искушений, все будет дозволено, и «личность раскроется во всей своей полноте», как сегодня модно говорить. Но когда это произойдет, окружающие поймут, что имеют дело со зверем.

Испытание на верность

Как человеку, который не связан с Церковью, не знаком с тонкостями христианской жизни, понять, что является искушением, а что таковым не является?

Не будем делить людей на церковных и нецерковных. Искушение - не сугубо христианский термин для какой-то касты посвященных. Раз уж мы договорились, что борьба с искушением - источник нравственного роста человека, неважно, к какой религии он принадлежит и религиозен ли в принципе. Если человек оказывается в ситуации нравственного выбора в пользу добра или зла - это искушение. И человек будет проходить через данное испытание в любом случае, осознавая его духовный смысл или не осознавая. В совести Творцом изначально заложены критерии добра и зла. Когда человек сталкивается с искушением и не знает, что это такое, он посылает информационный запрос к своей совести, и она ему говорит, как поступить. В этом смысле любое событие, даже самое незначительное, если оно сопряжено с нравственным выбором, является искушением.

В искушениях человек испытывается: как поведет себя, что скажет, останется ли верен евангельскому образу жизни или ожесточится, перевесит ли в нем любовь к ближним или верх возьмет самолюбие. Каждый из нас в искушениях имеет возможность убедиться, чего он стоит на самом деле.

- А на практике это в чем может выражаться? Давайте приведем примеры.

Самое распространенное мысленное искушение - беспокойство за свое существование и за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для жизни, сожаления о каких-либо упущенных возможностях или ошибках при достижении материальных благ, зависти к чужому преуспеянию, недовольство своим материальным положением. Пораженная этим искушением душа часто впадает в бестолковую суету.

Другой вид мысленных искушений - боязнь воображаемых опасностей и предвидение возможности различных несчастий. Душа полна беспокойства и тревоги. Кажется, что все опасения сбываются, человек уже переживает в мыслях несчастья и мучается понапрасну.

Сожаления тоже могут быть искушением. «Как жаль, что так получилось», - думаем мы, расстраивая себя бесплодными сожалениями, и грешим против надежды на Промысел Божий о нас.

Самоукорение имеет смысл только тогда, когда мы укоряем себя в грехе. В житейских же делах оно вредно, так как рождает уныние и поэтому на руку нашему врагу. Даже если мы ошиблись, это случилось не без Промысла Божия. Чаще всего жизненные неудачи обличают нас в том, что мы в делах надеемся на себя, а не на помощь Божию.

Часто искушения нападают, когда человек совершает какое-то доброе дело. Враг в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается свести на нет результаты нашего усилия, испортив его каким-нибудь проступком. Например, оказав милость ближнему, мы можем пожалеть об отданных деньгах. Или, тщеславясь, расскажем кому-то о совершенном благодеянии. В другом случае испортим хорошее дело одновременным осуждением ближнего.

Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви - вражда или неприязнь к близким людям. На сердце искушаемого словно камень лежит, в голове непрестанно крутятся мысли о неприятном человеке, вспоминаются ссоры, укоры, обидные слова, несправедливые обвинения. Человек накручивает себя все больше и больше, душа полна горечи, раздражения, досады, обиды, и это признак, что лукавый властно господствует над нею, то есть во всех случаях, когда на сердце нет любви, радости, мира, значит, человек либо совершил грех, либо находится в искушении против любви.

Избегая самонадеянности

В молитве «Отче наш» есть прошение: «И не введи нас во искушение». Почему Сам Господь учил просить не вводить нас в искушения, если без них все равно не обойтись? О чем конкретно мы просим в этой молитве?

Нужно понимать, что искушение – это экзамен, который мы можем и не сдать. По сути, мы просим Творца минимизировать количество бед, которое на нас находит, потому что не уверены, что справимся с ними. С одной стороны, христиане - воины на духовном поле, но с другой - мы в своих силах не уверены, поэтому просим Бога, чтобы война зла против нас была менее интенсивна. Христианин не должен думать о себе, что он в духовной борьбе этакий крутой спецназовец, ему ничего не страшно, он может вступить в любую схватку со злом. Победить зло сам человек не в состоянии, он может лишь присоединиться к Христовой победе.

То есть для христианина вера в свои силы, даже когда речь идет о противостоянии греху, - это самонадеянность?

– Для любого человека самонадеянность - самое опасное заблуждение. Нужно различать рассудительность, способность трезво оценивать свои силы, взвешивать свои слова и поступки и самонадеянность, то есть нежелание просить помощи у Бога. Когда человек живет без Бога, надеясь только на себя, искушения наваливаются на него одно за другим и побеждают его. Даже если по мирским представлениям человек кажется победителем, достиг всего, чего только можно, наступит час, и за ним придет смерть, которой он уже ничего не сможет противопоставить.

Когда человек приходит в Церковь, Господь словно авансом осыпает его духовными радостями. Но пора церковного детства проходит быстро, и начинаются искушения. Почему так?

Это говорит о том, что человек окреп и готов приступить к духовному учению. Нужно поблагодарить Господа за «оказанное доверие» и мужественно принимать все, что нам посылается. Не нужно относиться к искушениям, как к шишкам, которые валятся с утра до ночи на нашу голову. Это признак особого попечения Господа о нас. А если искушения приходятся на большие церковные праздники, можно сказать, что нам оказывается честь. Значит, угодили мы Господу и одновременно сильно разозлили врага. Но нужно помнить: если бы Господь не знал, что это искушение пойдет нам на пользу, Он бы его не попустил.

Газета «Саратовская панорама» № 20 (948)
Беседовала Оксана Лаврова
Иеромонах Дорофей (Баранов)
Православие и современность

Просмотрено (4031) раз

Человеческая натура сложна и витиевата в разрезе своих непростых особенностей психотипа и личностных черт характера. Каждый из нас индивидуален в своих способностях, мировоззрении, поступках, особенностях поведения и деятельности в целом. При этом всех людей объединяют морально-этические принципы, благодаря которым они способны сосуществовать и взаимодействовать в едином устойчивом обществе.

Но часто сознание людей охватывают порывы, которые идут наперекор устоявшимся принципам общественности и собственно правильному пониманию положения вещей. Такие порывы заставляют человека поддаться искушению – одному из самых пагубных воздействий на человеческое сознание.

История понятия "искушение"

Что представляет собой искушение как понятие? Берущее свои истоки из запредельного прошлого, оно находит свое отражение в библейских писаниях в главе о человеческом грехе. Наверное, нет ни одного православного верующего, христианина, который бы не был посвящен в писание о райском саде и о прелюбодеянии Адама и Евы, которое было совершено ими вследствие искушения.

Ева имела неосторожность попробовать злосчастное яблоко, такое красивое и аппетитное с виду. Гремучий змей порока и грешной страсти поработил мужчину и женщину, подверженных эйфории и наслаждению от съеденного греховного плода, и отравил их ядом пошлости и порока. Отсюда и идет отождествление понятия искушения с грехом, оплошностью, проступком, постыдным деянием. Но что обозначает данное понятие в современном мире?

Значение слова «искушение»

В отличие от религиозной трактовки данного понятия, сегодняшняя терминология исключает из него факт конкретно грехопадения. Искушение – это спровоцированное желанием получить нечто запретное, чувство, характеризующееся проявлением слабоволия в отношении чего-либо недопустимого.

Этому чувству может бессознательно поддаться любой человек без исключения, поскольку оно не выбирает, кого посещать. Искушение – это порочное влечение, желание произвести грешное деяние вод воздействием постыдной наклонности или страсти, которое провоцирует людей на измену своим идеалам, убеждениям, принципам.

Негативное влияние искушений на человека

Как проявляется на человеке, его деятельности и поведении, чувство искушения? Это можно сравнить, наверное, с теми ощущениями, которые чувствует наркоман во время отрезвления и желания приобрести новую дозу. Иными словами, он ощущает «ломку»: его состояние ухудшается, причем морально ему намного тяжелее, нежели физически справиться с этим побочным эффектом.

Зависимость от искушения тоже моральная, душевная - человек ощущает ее именно на эмоциональном уровне. Его мысли постоянно крутятся вокруг запретного плода, который хочется поскорее «съесть».

Искушение на примере измены

Самый типичный пример: мужчина намеревается изменить своей жене с другой женщиной, но пока никак не решится на это, поскольку все-таки ценит свой брак. И вот он ходит, смотрит на эту женщину, в лице которой видит потенциальную любовницу, думает о ней беспрестанно, начинает ощущать нервозность. В конце концов, он, приходя с работы домой, начинает в первую очередь придираться к своей жене по любому поводу, искать ее оплошности, чтобы хоть как-то для самого себя оправдать свое же негожее поведение, проявляющееся в желании совершить акт плотских утех не с той женщиной, которую когда-то взял в жены, а с молоденькой сексуальной и невероятно привлекательной девушкой из соседнего дома.

Доходит до того, что мужчина плохо спит, практически теряет аппетит, у него ухудшается мозговая активность, и на работе он тормозит собственный производственный процесс. В итоге его терпение лопается, искушение страстью берет над ним верх, и он поддается порочному влечению, изменяя супруге с такой желанной для него женщиной.

Искушение деньгами

На самом деле видов пресловутого порочного желания согрешить существует масса. Один из наиболее распространенных из них – искушение деньгами.

Человек по своей натуре отличается желанием постоянно находиться в зоне своего комфорта. А комфортно люди зачастую себя чувствуют, когда они счастливы. В свою очередь, счастье у очень многих людей на сегодняшний день заключается в деньгах. Точнее – в их количестве. Ведь их постоянно мало. Мало денег на себя, на проведение собственного досуга в таком ракурсе, котором хочется, мало денег на детей, ведь нужно оплатить дорогостоящее обучение, мало денег на реализацию своих желаний, которые заключаются в отдыхе за границей.

Желание иметь большое количество денег провоцирует человека поддаться искушению и совершить какое-либо неприличное, постыдное, а иногда и вовсе противозаконное действие. Совершить на работе незаконную финансовую операцию; подставить ради получения премии коллегу и испортить его труд; украсть, ограбить банк или жилой дом с непредвиденными последствиями – все это мерзко, отвратительно, неприемлемо, но люди идут на это, претерпевая назойливое искушение души.


Искушение и зависть

На разных чашах весов часто также находятся такие понятия, как благородство и искушение завистью. Печально констатировать этот прискорбный факт, но нынешнее общество медленно и уверенно деградирует, все чаще проявляя на практике свое малодушие. И благородных людей среди нынешнего социума становится все меньше и меньше, в то время как количество завистливых прямо пропорционально растет.

Искушение дьявола в обличье зависти проникает в далекие уголки сознания человека и прочно там закрепляется, усиливая свое влияние на его мысли и думы, заставляя злословить на человека, который имеет больше, который успешнее, который пользуется благосклонностью окружающих. Так, очень часто женщины завидуют своим подругам, которые в разы стройнее их самих. Мужчины завидуют своим начальникам, у которых есть дорогие машины и огромное количество женщин. Даже ребенок подвергается этому вопиющему ощущению, когда смотрит на сверстника с такими замечательными игрушками, которых у него самого нет.


Искушение властью и славой

Еще один греховный человеческий порыв – честолюбие. Желание иметь власть над людьми или имуществом, обладать славой и купаться во всеобщем внимании и признании также считается малодушным человеческим качеством. Ведь стремиться нужно к общественному равноправию, которое будет пресекать развитие конфликтов, междоусобиц и, в конце концов, войн между целыми народами. А людям почему-то, наоборот, хочется быть выше, богаче и известнее других. Им хочется, чтобы их почитали в обществе как нечто более высокое, нежели остальной социум. И это не похвально.


Искушение алкоголем

Значение слова «искушение» в ракурсе проблемы алкоголизма и пьянства отождествляют с ядовитым зеленым змием, отравляющим жизнь зависимому от алкоголя человеку. Вот здесь можно даже посочувствовать людям, попавшим в сети хмельной паутины, и пожалеть их. Ведь очень часто зависимые люди-алкоголики пытаются вырваться из окольцевавших их змеиных пут. Они обращаются в клиники, вытрезвители, платят огромные суммы денег за лечение новейшими препаратами и курсы современных технологических лечебных процедур. Все это ради того, чтобы избавиться от соблазна вновь злоупотребить алкоголем. Подобного рода искушение – это воистину тяжелейший недуг, с которым некоторые не справляются до самой своей кончины.


Искушение прелюбодеянием

Немного иначе относится нынешняя общественность к греховным мыслям о прелюбодеянии. Современные люди относятся к сексу и сексуальным отношениям как к нормальному процессу. Искушение Евы в райском саду, в библии считаемое тяжелейшим грехом, ныне таковым не является. Более того, сегодня плотские утехи считаются одним из любимых занятий людей, состоящих в отношениях, в браке, связанных семейными узами и чувствами любви. Здесь, скорее, речь идет о физиологическом искушении, синонимом которого является соблазн. Соблазн предаться плотской любви, соблазн предаться страстному порыву.


Искушение и религия

Еще одним видом порочного греховного мышления является искушение в религии. Оно проявляется в стечении конкретных обстоятельств внутренних и внешних факторов жизни христианина и провоцирует прохождение им испытания на устойчивость его веры.

Эта приверженность своим религиозным убеждениям находит свое отражение в прилежности в выполнении догм и соблюдении всех библейских заповедей. Исходя из того, что для достижения этой убежденности нужно приложить немалые усилия, понятие искушенности здесь часто используется в значении страданий и скорби, потому как само по себе сомнение в собственной вере переживается верующим тоже как страдание.


Как бороться с искушениями

Можно еще долго говорить о различных видах соблазнов, порочных мыслей, запретных деяний. Но существует ли панацея от этого греховного чувства? Можно ли избежать влияния пагубных ощущений, провоцирующих людей на непристойные, а порой и преступные действия и поступки? Здесь все зависит от вида искушения и силы пагубного влияния на сознание человека.

Как побороть искушение деньгами:

  • прекратить считать чужие средства;
  • найти достойную высокооплачиваемую работу и предаться самоотверженному труду;
  • составить план своих целей в виде схемы и отмечать на ней каждый победный скачок в их достижении.

Как побороть зависть:

  • перестать себя сравнивать с другими;
  • начать стремиться сегодня себя сделать лучше, чем вчера;
  • совершенствовать свои навыки и умения, чтобы гордиться собой, а не завидовать кому-то.

Как побороть честолюбие:

  • найти свое предназначение в благотворительности;
  • чтобы люди говорили о человеке хорошо, ему нужно заслужить их благосклонность хорошими поступками и достойным поведением;
  • помогать ближним, и тогда они ответят тем же в ответ.

Как побороть искушение алкоголем:

  • обратиться в клинику по борьбе с алкоголизмом;
  • попросить помощи у родных и близких;
  • определить для себя стойкую необходимость стать нормальным независимым человеком и планомерно двигаться к достижению своей цели.

Как побороть желание изменить супруге:

  • прекратить искать в жене изъяны;
  • побольше уделять ей своего внимания – от заботливого участия мужчины жены очень часто расцветают и начинают выглядеть и относиться к мужу по-новому;
  • перестать искать утешения в объятьях девушек легкого поведения и направить все усилия на сохранение своих отношений.

Как побороть искушение в религии:

  • продолжать веровать;
  • быть приверженцем собственных убеждений;
  • никогда не сомневаться в том, что является силой душевного равновесия, – никогда не сомневаться в собственной вере.

Отказавшись от греховных порывов, мыслей и действий, направив все свои усилия на достижение собственного превосходства над самим собой в прошлом, люди смогут жить и радоваться жизни намного чаще, чем в постоянном искушении «запретным яблоком».

Чтение Евангелия можно сравнить с восхождением на Эверест: издалека белоснежные вершины вызывают восхищение, но по мере приближения к ним непривыкший человек начинает испытывать нарастающую тревогу и дискомфорт. Тому, кто слышал о Христе краем уха, Его учение кажется романтическим рассказом о свободе, любви и всепрощении. Но тот, кто честно попытается построить свою жизнь по Евангелию, скоро убедится: этот «маршрут» относится к высшей категории сложности. В словах Спасителя можно встретить такие истины, принять которые оказывается крайне трудно.

В работе под названием «Сумерки идолов» Ницше писал: «Некогда из-за глупости, заключающейся в страсти, объявляли войну самой страсти: давали клятву уничтожить её... Самая знаменитая формула на этот счёт находится в Новом Завете: “если око твоё соблазняет тебя, вырви его” – к счастью, ни один христианин не поступает по этому предписанию... Церковь побеждает страсть вырезыванием во всех смыслах: её практика, её “лечение” есть кастрация».

Логика немецкого философа проста: христианское учение враждебно жизни, но его носители продолжают жить, ибо они лицемеры.

В действительности все гораздо сложнее. Быть может, Ницше не знал этого, но слова «вырви и отбрось от себя» буквально исполняли те, кто входил в секту скопцов, основанную Кондратием Селивановым в XVIII веке. И вот какое дело: практика именно этой секты показала, что так называемая «первая печать», или оскопление, не приводит к подлинному целомудрию. Человек, лишенный физической возможности блудить лично, очень скоро убеждается в том, что можно разжигаться, наблюдая за тем, как это делают другие. И вот уже глаз – совсем другая часть тела – становится причиной все того же соблазна. Его, конечно, тоже можно удалить, но и это не отнимет возможности грешить, предаваясь сладострастным фантазиям и воспоминаниям.

Первыми слушателями Нагорной проповеди были жители древнего Израиля, то есть религиозно просвещенные люди, которым был знаком опыт воздержания. А потому, слушая о «глазе и руке», соблазняющих человека, они прекрасно понимали, что причину соблазна следует искать совсем не в теле. Может быть, «соблазняющим глазом» аллегорически называется душа? Но душу невозможно вырвать и отбросить от себя. Так о чем все-таки говорит Христос?

Тому, кто изучал экономическую теорию, известно два латинских термина: «инфляция» и «девальвация». По сути, оба слова с разных сторон описывают один и тот же процесс обесценивания денег. В культуре время от времени тоже происходит подобное обесценивание – только вместо денег девальвируются человеческие поступки. Если какой-либо грех становится массовым и распространенным, то в глазах людей он «теряет вес», начинает воприниматься как безобидная шалость. Как и в экономике, девальвация здесь может быть скрытой или официальной. В последнем случае грех допускается уже на уровне традиции или закона.

Человек действительно способен убедить себя в том, что . Ложная культура помогает нам забыться. Однако оптимизм страуса не способствует выживанию и не содействует спасению. Поэтому в Евангелии появляются суровые слова: «Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мф.18:9). Здесь Спаситель указывает нам на подлинную, а не спекулятивную цену греха. Он словно говорит легкомысленным людям: «Не обманывайтесь: грех – это катастрофа. Мир устроен так, что лучше лишиться глаза или руки, чем поддаться ».


В житиях святых есть рассказ о Зое, девушке «без комплексов», которая жила в конце IV века в Кесарии. Однажды она пировала с приятелями. Речь зашла о христианах. Между прочим вспомнили монаха Мартиниана, подвизающегося неподалеку в палестинской пустыне. «А что, он, должно быть очень стар, этот ваш Мартиниан?» – спросила Зоя. «Какое там! Ему нет еще сорока лет!» – отвечал кто-то. «Хотите пари? Я низложу вашего подвижника!» – смеясь, предложила Зоя.

Ночью под видом странницы девушка пришла к Мартиниану, прося ночлега. Монах впустил ее, так как погода была ненастная. Под утро гостья переоделась в дорогую одежду и приступила к исполнению своего плана. Посмотрев на нее, Мартиниан вышел из келлии, зажег костер и встал босыми ногами на пылающие угли. Какое-то время он терпел молча, но потом не выдержал и закричал: «Трудно тебе, Мартиниан, терпеть этот временный огонь, как же ты будешь терпеть вечный огонь, приготовленный тебе диаволом?» Этот вопль потряс Зою до глубины души. Она раскаялась и позже удалилась в монастырь в Вифлееме.

Исцелившись от ожогов, святой Мартиниан поселился на необитаемом скалистом острове, где его изредка навещал друг-корабельщик. Однажды во время сильной бури неподалеку от острова разбился корабль и волны выбросили на берег девицу. Святой Мартиниан помог ей выбраться на остров. «Оставайся здесь. Вот хлеб и вода, а через два месяца приедет корабельщик» – с этими словами Мартиниан бросился в море и поплыл прочь.

Для того, чтобы прочувствовать страх подвижника перед грехом, который многие из нас совершают легко и привычно, стоит отчетливо представить себе этот эпизод: человек говорит со спасенной им женщиной, затем просто поворачивается и уходит в бушующую почину – как мы, попрощавшись с приятелем, спускаемся в метро.

«Лучше умереть, чем согрешить». Так оценивали святые. Средневековый человек боялся Бога больше, чем князя. Современник, наоборот, полагается уже на социальные силы и власти, именно их считая подлинной реальностью. Зло в представлении гуманиста – это не более, чем вред ближнему. «А потому, – считает он, – я могу делать все, что мне угодно до тех пор, пока это не мешает другим». Само понятие «грех» в гуманистическом мире кажется архаичным и перестает что-либо обозначать; место «покаяния» в лексиконе занимает «извинение» или «возмещение ущерба».

В этом мире живет и Церковь. Человек, входящий в Нее, задается вопросом: «Освободился ли я от мира? Как узнать, стал ли я вполне христианином?» Узнать это проще, чем кажется: мир сам ежедневно дает нам не один повод решить этот вопрос со всей определенностью. Он и сейчас вкрадчиво вопрошает из глубины своих удовольствий: «Что тебе лучше – умереть или согрешить?»