Смотреть что такое "1 год до н. э." в других словарях

Муж. продолжение времени, в какое солнце, при мнимом течении, ходе своем, возвращается в ту же точку; время обтечения земли вкруг солнца, 12 месяцев, или 52 недели с одним или с двумя днями. Тропический, истинный, солнечный или астрономический… … Толковый словарь Даля

Год единица измерения времени, в большинстве случаев приблизительно равная периоду обращения Земли вокруг Солнца. Содержание 1 Этимология 2 Астроно … Википедия

А (у), предл. в году, о годе; мн. годы и года, годов и лет; м. 1. мн. род.: лет. Единица летосчисления, промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца и содержащий двенадцать календарных месяцев, отчисляемых с первого января;… … Энциклопедический словарь

Сущ., м., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? года, чему? году, (вижу) что? год, чем? годом, о чём? о годе; мн. что? годы и года, (нет) чего? годов и лет, чем? годам, (вижу) что? годы, чем? годами, о чём? о годах 1. Год это единица… … Толковый словарь Дмитриева

годѣ - (150) нар. В роли сказ. Угодно; должно: чл҃вкъ мѹдръ годѣ бѹдеть вельможѩмъ (ἀρέσει) Изб 1076, 179; ˫ако ты ны<нѣ> ѥси вл҃дко съвъкѹпилъ въ мѣсто се || и аще годѣ ти есть жити намъ въ нѥмь. ЖФП XII, 55б–в; и годѣ бысть кн˫азю съвѣтъ ѥго и… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

ГОД, а (у), в году, о годе, мн. годы и года, годов и лет, годам, муж. 1. Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца 12 месяцам, вообще срок в 12 месяцев. Календарный г. (с января по декабрь включительно). Четыре времени… … Толковый словарь Ожегова

Год Змеи … Википедия

Год Весны (Год Весны: путешествие длиною в год) Общая информация Автор … Википедия

ГОД, года, мн. года и годы, годов, муж. 1. Единица летосчисления, промежуток времени, соответствующий периоду обращения земли вокруг солнца. Астрономический год (365 дней, 5 час, 48 мин, 51 сек). Звездный год (365 дней, 6 час, 9 мин, 10 сек).… … Толковый словарь Ушакова

Год Телёнка Жанр комедия Режиссёр Владимир Попков Автор сценария Анатолий Стреляный В главных ролях … Википедия

Un año sin amor … Википедия

Книги

  • Год дракона , Светлана Лаврова. На родине восточного гороскопа, в Китае, к драконам относятся с большим уважением, а год Дракона считают очень счастливым. Екатеринбургское издательство "Сократ" иизвестная детская…
  • Год змеи , Светлана Лаврова. Новая книга Светланы Лавровой посвящена китайскому году Змеи, и конечно, в ней читатель встретится с очень разными - мудрыми, обаятельными, озорными, - но совсем не страшными сказочными…

Весной обсуждали с Николаем Николаевичем Лисовым проблему предложенного мной «нулевого года» - между 1 годом до нашей эры и 1 годом нашей эры. В основном я ссылался на Евангелия, согласно которым чудесное неполовое зачатие случилось у Девы Марии в день весеннего равноденствия, а Рождество соответственно пришлось на день зимнего солнцеворота. А Иоанн Креститель зачат был пожилой четой Захарием и Елисаветой за полгода до зачатия Иисуса Христа (Евангелие от Луки 1) –

26. В шестой же месяц /беременности Елисаветы/ послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
27. к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу; имя же Деве: Мария…
30. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
31. и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус…
34. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
35. Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в сторости своей, и ей уже шестой месяц,
37. ибо у Бога не останется бессильным никакое слово /ни одна строка бутстрепирующей Архи-Программы/…
57. Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
58. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовался с нею.
59. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
60. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном…
67. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:
68. благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
69. и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
70. как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих…
76. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицеем Господа приготовить пути Ему,
77. дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
78. по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше /«Восток свыше» приоткрывает тайну нашего Востока, откуда родом мы, русские/,
79. просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.

Таким образом, в Священном Писании чётко указывается на особый характер года, в котором происходило вмешательство «Востока свыше» в дела земные. Есть и чисто хронологические соображения, которые позволяют безболезненно для сложившихся и документально подтверждаемых исторических датировок ввести «нулевой год». Этот почти виртуальный «нулевой год» можно не только ввести, но и для удобства перенести в какой угодно хронологический интервал, но лучше всего – между 1 годом до н.э. и нам столь привычным 1 годом от Рождества Христова. На самом деле, конечно, Иисус Христос родился раньше 1 года нашей эры и 1 года до нашей эры, ибо распят он был на Кресте Голгофы в возрасте около 45 лет («Сказали Ему Иудеи: Тебе нет ещё пятидесяти лет» - Евангелие от Иоанна 8:57). Вообще Священное Писание ещё не прочитано здраво, тем более не постигнут его высший смысл, но священно-виртуальный «нулевой год» не просто допустим, но императивен.

Ибо без «нулевого года» получается путаница с датой рождения Иисуса Христа – нонсенс и даже оксюморон, если он родился «25 декабря 1-го года от Рождества Христова», и не очень уклюже начинать летоисчисление нашей эры с дня его рождения, если этот день приходится на «25 декабря 1-го года до Рождества Христова». Тогда получается, что первое десятилетие нашей эры и все последующие столетия и тысячелетия начинаются с года на «1», а не на «0». И первое десятилетие – с 1 года по 10-ый, а наше третье тысячелетие началось не с наступления Нового 2000-го Года, а в ночь с 31 декабря 2000 года на 1 января 2001 года. А если Иисус Христос родился «25 декабря 0-го года» – всё в порядке, и можно классифицировать десятилетия, столетия и тысячелетия так, как мы привыкли – девяностые годы от 1990 по 1999 включительно, двадцатый век с 1900 по 1999 включительно, второе тысячелетие в 1000 года по 1999, третье тысячелетие с первого дня 2000-го года и далее до последнего дня 2999-го года.

А Николай Николаевич Лисовой вместе с церковными православными иерархами исчислил Двухтысячелетие со дня рождения Иисуса Христа таким хитрым способом, что оно пришлось на 7 января 2001 года, и соответственно в Назарете собрались главы православных церквей и всякие высокопоставленные лица из православных стран и отметили меж собой эту дату, что, естественно, вызвало недоумение у здравомыслящих.

Сейчас по электронной почте пришла ежедневная словарная статья Оксфордского Словаря английского языка о слове «Девяностые» /годы/» (nineties), и в ней сказано внятно - /attrib./ Of, relating to, or characteristic of the years from ninety to ninety-nine inclusive in a particular century (esp. the nineteenth or twentieth) (http://www.oed.com/cgi/display/wotd). То есть, «девяностые годы» - от «девяностого года» до «девяносто девятого года». Как видим, декады, века и тысячелетия отсчитываются от 0 до 9, а не от 1 до 10. И потому введение «нулевого года» не только упорядочивает и делает осмысленной церковную хронологию, но и снимает ныне существующее и просто вопиющее хронологическое противоречие в исчислении десятилетий, столетий и тысячелетий.

Подарили вот такую книгу:

Множество интересных фактов открывается, если внимательно читать историю.

Судите сами про первые сто лет нашей эры.


Начну с того, что Христос вероятней всего родился в 6-5 году до н.э. и к 1 году он был уже даже не младенцем, а ребенком. Это очевидно из того факта, что Ирод Великий умер в 5 году до н.э. Естественно распят и воскрес Господь никак не в 33 года от роду, как принято считать. Мы не знаем точно (Библия не говорит об этом), но на момент распятия Христу могло быть как минимум 36 лет (если Он родился в 5 веке до н.э. и распятие и воскресение произошло в 31 году), а как максимум 39 лет (если Он родился в 6 веке до н.э. и распятие и воскресение произошло в 33 году).

В 10 году н.э. римский сенат принял решение о том, что в случае убийства господина все до одного рабы и вольноотпущенники на тот момент находившиеся в доме подлежат казни. Так в 61 году префект Рима Педаний Секунд был убит своим рабом. В результате были казнены 400 (!) его рабов находившихся на момент убийства в доме, но к смерти хозяина не причастных. Обратите внимание на количество рабов - это обычное число для влиятельного патриция. В 19 года умер Германик - муж внучки Августа. Вдова убитого обвинила в его отравление нового императора Тиберия. Тот принял закон «Об оскорбление величества», на основании которого отправил Агриппину в ссылку, а ее сыновей, правнуков Августа вообще казнил. Это показывает, насколько дикие и жестокие нравы царили в Римской империи которую всегда принято представлять как цивилизованное государство. Может это и цивилизация, но мягко говоря с античеловеческими законами…

Дикость римлян приносила им повсеместные проблемы. Например, в 60 году Тигран, племянник армянского царя Тиграна IV, был посажен римлянами на армянский престол. Однако, уже вскоре армяне ненавидевшие римлян за их жестокость, публичные казни и пытки перешли на сторону парфян и подняли против них восстание. В 62 году парфяне вместе с армянами на голову разбили римлян, которые вынуждены были капитулировать и покинуть провинцию. Это подстегнуло к бунту Иудею уже буквально через четыре года.

У римлян были жестокие законы, но даже их они нарушали, когда им нужно было показать еще больше жестокости. Так в 66 году римский наместник Гессий Флор устраивает в Иерусалиме резню - он убил 3600 человек и вопреки закону (!) распял несколько иудеев имевших звание римских всадников. Сложно оценивать Римскую империю по ее законам, когда достоверно известны случаи, когда эти же законы чиновники нарушали.

В 19 году иудеи были изгнаны из Рима. То есть во времена, когда Христос еще взрослел в империи процветал антисемитизм. В 49 году евреи среди которых уже было много христиан изгнаны из Рима снова. Вообще, изгонять «странных» с точки зрения язычников людей в Риме любили. Так в 71 году из Рима изгнали философов и астрологов. Просто, потому что, они казались какими-то неблагонадежными и чудаковатыми.

Понтий Пилат становиться правителем Иудеи в 26 году; в 27 году Иоанн Креститель крестит Иисуса Христа; в 28 году Иоанн Креститель казнен Иродом Агрипой; не позже 33 года распят и воскрес Иисус Христос (возможно в 31 году); в 36 году Понтий Пилат уже обвинен в плохом управление Иудеей и отозван в Рим. Какие-то десять лет, которые перевернули мир…

В 33 году, когда возможно был распят Иисус Христос, в Римской империи произошел самый масштабный финансовый кризис в I веке нашей эры.

Иудея всегда была самой неспокойной частью империи. Реально много хуже Галлии, германских, британских провинций и Армении (где тоже всегда было неспокойно). Первые очень масштабные волнения в I веке в ней случилось уже в 40 году (хотя до этого евреи тоже часто бузили, но до войны не доходило). Тогда Калигула потребовал установить свою статую в Иерусалимском Храме. Только его неожиданная смерть спасла страну от начала Иудейской войны уже в 40 году. В 52 году новый прокуратор Иудеи Антоний Феликс подавляет еще одно масштабное восстание.

Уже спустя 4 года после попытки установить статую в Храме и смерти Калигулы в Иерусалиме в 44 году Ирод Агриппа казнил Иакова Старшего. В том же году Агриппа и умер.

Родившийся в 61 году Плиний Младший был единственным свидетелем извержения Везувия который описал это событие и записи дошли до наших дней. Таким образом, жизнь Христа описали намного больше непосредственных свидетелей события (подробно Матфей и Иоанн, а также частично Петр, Иаков и Иуда в своих посланиях), чем извержение Везувия.

В 62 году был убит апостол Павел, а в Иерусалиме был казнен Иаков Младший. В этом же году римский император Нерон развелся со своей женой Октавией и женился на Поппее Сабине. Октавия, известная своей добродетелью, была обвинена в прелюбодеяние, и сослана, а затем по приказу Нерона убита. Спустя два года (в 64 году) Нерон сжег Рим, обвинил в этом христиан, устроил их массовые казни, и тогда же вероятней всего был распят апостол Петр. То есть Павел был казнен вероятней всего на два года раньше Петра.

В 66 году начинается Иудейская война. Христиане тогда покидают Иерусалим и уходят в Пеллу за Иорданом. Апостолы Петр и Павел уже до этого не дожили. Через три года после ухода христиан 10 сентября 70 года Тит овладевает Иерусалимом и разрушает Храм. Тогда же начинается работа над Евангелиями Матфея, Марка и Луки, которая длиться десять лет. Еще через три года в 73 году пал последний очаг иудейского сопротивления - Масада.

Книга Деяний Апостолов была окончательно сведена и отредактирована в промежуток между 80 и 90ми годами. В то же десятилетие в 86 году Римский император Домициан первым принял титул «господин и бог» (dominus et deus).

Окончательная редакция Евангелия от Иоанна появилась к концу 90х годов. Любопытно, что Иоанн еще заканчивал Евангелие, а уже появилось послание к Коринфянам Климента Римского, которое не вошло в канон Нового Завета. То есть еще были живы последние апостолы, когда уже начали активно действовать и созидать Церковь мужи апостольские. В то же десятилетие Иосиф Флавий пишет «Иудейские древности». В 96 году был новый виток гонений на христиан от императоров Домициана и Нервы. В 98 году по приказу Траян Климент Римский сослан в Крым, где он находит довольно большую общину христиан, многие из которых были из иудеев.

В 100 году в Крыму убивают Климента Римского и в том же году рождается христианский апологет Иустин Философ.

Такое вот насыщенное событиями столетие…

В этот период человек начинает развиваться. Заканчивается кризис новорждённости. В годовалом возрасте начинается непосредственно эмоциональное общение с окружающими.

В этом возрасте ребенок уже очень хорошо узнает свою маму. К окончанию первого года жизни он не только знает «своих» людей, но и настораживается, когда к нему подходит кто-то чужой.

Почти для всех детей в возрасте 1 года характерны эмоциональные взрывы. Возникает первый переломный момент - кризис первого года. Ребенок начинает что-то требовать. Вполне очевидно, что ребенок, который начал получать отказ на определенные свои желания, начнет проявлять недовольство. Он может бросаться на пол, заливаться слезами, однако, ничего экстраординарного здесь нет. Очень часто запрещенные вещи служат мотивационными стимулами для маленького ребенка. Так психологи описывают случаи, когда малыши пытаются проникнуть в комнату, которая для них закрыта, или настойчиво требуют какую-либо вещь. При этом мотивацию ребенка в таких случаях характеризует то, что он часто повторяет слово «дай». Оно может относиться не только к предмету, но и в целом к ситуации. Так, если ребенок, к примеру, хочет попасть в ванную комнату, а дверь туда закрыта, то, дергая за ручку, он может повторять слово «дай». В ответ на материнское «нельзя» ребенок такого возраста может говорить «няй-няй», а иногда даже включать эти звуки в плач или же недовольство. Таким образом, происходит познавание окружающего мира, людей и себя. Ребенок ищет свое место с учетом новоприобретенных знаний, невербально говорит родителям, что им следует поменять линию поведения и расширить границы дозволенного.

Так же в этот период очень важно внимание взрослых. По исследованиям ученых, неуверенные в себе и агрессивные взрослые выросли в семье, которая «не долюбила» его ребенком. В первый год формируется личность ребенка, которая основывается на врожденных особенностях нервной системы и взаимодействии с близкими людьми.

У некоторых в 1 год наблюдаются нарушения различного спектра: у многих сбиваются биоритмы, начинаются некоторые аномалии эмоционального плана. Примером может быть чрезмерная плаксивость или обидчивость.

Физиология возраста

Установить морфологический возраст можно с точностью до 1 месяца, а в первые 1-2 месяца еще более точно.

К моменту рождения у ребенка относительно хорошо развиты мышцы губ, языка, щек, обеспечивающие ему процессы сосания. Слабо развиты мышцы туловища, ребенок первые месяцы не в состоянии держать вертикально голову. Интенсивно развивается головной мозг. Желудок с момента рождения до конца первого года увеличивается в 10 раз. Организм растёт.

Примерно в 1 год у него начинает появляться первый словарный запас, малыш учится выговаривать слова, понятные только близким и родным. И хотя для взрослых такая манера общения является причудливой и забавной, для малыша формирование первого словарного запаса – очень важный этап развития.

Основной «победой» ребенка в этом возрасте можно назвать его умение самостоятельно перемещаться и говорить свои первые слова!

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (1-4 года) составляет приблизительно 7223 тысяч человек. Из них мальчиков – 3708 тысяччеловек,девочек – 3515 тысяч человек.

Историческая хронология, как известно, делится на два периода. Вначале было время, которое современники называют этапом до нашей эры. Оно заканчивается с наступлением первого года. В это время началась наша эра, которая до сегодняшнего дня и длится. И хотя сегодня, называя год, люди не говорят "н. э.", тем не менее, это подразумевается.

Первые календари

Процесс эволюции человека создал необходимость упорядочить даты и время. Древнему земледельцу нужно было максимально точно знать, в какое время ему лучше засевать семена, животноводу-кочевнику - когда переходить на другие территории, чтобы успеть обеспечить свой скот кормом.

Так стали появляться самые первые календари. И основаны они были на наблюдениях за небесными телами и природой. У разных народов существовали и отличающиеся друг от друга временные календари. К примеру, римляне вели свое летосчисление со дня основания Рима - с 753 года до нашей эры, тогда как египтяне - с первого момента правления каждой из династий фараонов. Собственные календари создавали и многие религии. Например, в исламе новая эра начинается с года, когда родился пророк Мухаммед.

Юлианский и Григорианский календари

В 45 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь основал свой календарь. В нем год начинался с первого января и продолжался двенадцать месяцев. Этот календарь назвали Юлианским.

Тот, которым пользуемся сегодня мы, был введен в 1582 году Папой Римским Григорием Двенадцатым. Ему удалось устранить некоторые значительные неточности, накопившиеся с первого На тот момент они составляли целых десять дней. Разница между Юлианским и увеличивается примерно на сутки за каждое столетие, и сегодня составляет уже тринадцать суток.

В истории летоисчисление всегда играет большую роль. Ведь важно представлять, в какой период времени происходило значимое в жизни человечества событие, будь это создание первых орудий труда или же начало Говорят, что история без дат похожа на математику без цифр.

Религиозная форма летоисчисления

Поскольку начало нашей эры исчисляется с года, считающегося датой рождения Иисуса, в религиозном варианте часто используется соответствующая запись: от Рождества Христова и до него. До сих пор нет совершенно точных исторических данных о том, когда на нашей планете появилась жизнь. И только основываясь на религиозных и исторических артефактах, ученые могут делать заключения о том, когда примерно произошло то или другое событие. При этом года до нашей эры указываются в хронологически обратном порядке.

Нулевой год

Упоминание раздела между временем до и после Рождества Христова связано с расчетом в астрономической записи, сделанным согласно номерам целых чисел на оси координат. Нулевой год не принято использовать ни в религиозной, ни в светской нотациях. Зато он очень распространен в астрономической записи и в ISO 8601 — международном стандарте, выданном такой организацией, как International Organization for Standardization. В нем описывается формат дат и времен, а также даются рекомендации для их применения в международном контексте.

Отсчет

Понятие «до нашей эры» получило свое распространение в летосчислении после использования его Достопочтенным Бедой - бенедиктинским монахом. Он написал о нем в одном из своих трактатов. И уже начиная с 731 года исчисление времени было поделено на два периода: до нашей эры и после нее. Постепенно практически все страны в Западной Европе стали переходить на этот календарь. Самой последней из них стала Португалия. Произошло это 22 августа 1422 года. До первого января 1700 года Россия пользовалась хронологическим исчислением Константинопольской эры. За исходную точку в ней была принята христианская эпоха «от сотворения мира». По большому счету, в основе многих эр было заложено соотношение между «днями творения мира» и всей продолжительностью его существования. А Константинопольская была создана при Констанции, и летосчисление по ней велось с первого сентября 5509 года до нашей эры. Однако поскольку этот император не являлся «последовательным христианином», его имя, а заодно и составленный им отсчет времени, упоминаются неохотно.

Доисторическая и историческая эпохи

История - это доисторическая и историческая эпохи. Первая из них начинается с момента появления первого человека, а заканчивается тогда, когда появилась письменность. Эпоха доисторическая разделена на несколько временных периодов. Основой их классификации служат археологические находки. Эти материалы, из которых люди до нашей эры изготавливали орудия труда, период, когда они ими пользовались, легли в основу воссоздания не только временных рамок, но и названий этапов доисторической эпохи.

Историческая же эра состоит из периодов Античности и Средневековья, а также Нового и Новейшего времен. В разных странах они наступали в разные времена, поэтому ученые не имеют возможности определять их точные временные рамки.

Общеизвестно, что новая эра в самом начале не исчислялась непрерывным отсчетом лет, например, начиная от первого года и до, предположим, нынешнего. Ее хронология началась гораздо позже, с датой Рождества Христова. Считается, что первым ее вычислил римский монах по имени Дионисий Малый в шестом веке, то есть спустя более чем пять сотен лет после датируемого события. Чтобы получить результат, Дионисий сначала отсчитал дату Воскресения Христа, основываясь на церковном предании о том, что Сын Божий был распят на тридцать первом году жизни.

Дата его Воскресения, согласно римскому монаху - это двадцать пятое марта 5539 года по летоисчислению «от Адама», а годом Рождества Христова, следовательно, стал 5508-й по византийской эре. Надо сказать, что вычисления Дионисия вплоть до пятнадцатого века вызывали сомнения на Западе. В самой же Византии их так и не признали каноническими.

С седьмого по третье тысячелетие до нашей эры на планете была эпоха неолита - периода перехода присваивающей формы хозяйства, а именно охоты и собирательства, к производящей - земледелию и скотоводству. В это время появились ткачество, шлифовка каменных орудий и глиняная посуда.

Конец четвертого - начало первого тысячелетия до нашей эры: на планете царит Бронзовый век. Получает распространение металлическое и бронзовое оружие, появляются кочевые скотоводы. сменился Железным. В это время в Египте правили первая и вторая династии, объединившие страну в единое

В 2850-2450 годах до н. э. начался экономический подъем шумерской цивилизации. С 2800-го по 1100-й поднимается Эгейская, или культура Древней Греции. Почти в то же время в долине Инда зародилась Индская цивилизация, наблюдался наивысший расцвет царства Трои.

Около 1190 года до н. э. рухнула мощная Хеттская держава. Спустя почти четыре десятка лет Эламский царь захватил Вавилонию, и наступил расцвет его могущества.

В 1126-1105 годах до н. э. наступило правление вавилонского государя Навуходоносора. В 331-м на Кавказе образовалось первое государство. В 327 году до н. э. проходила индийская компания Александра Македонского. В этот период произошло очень много событий, в том числе и восстание рабов на Сицилии, Союзническая война, Митридатовы войны, поход на парфян, правление императора Августа.

И, наконец, между восьмым и четвертым годами до нашей эры родился Христос.

Новое летоисчисление

У разных народов понятие о летоисчислении всегда было неодинаковым. Каждое государство решало данную проблему самостоятельно, при этом руководствуясь как религиозными, так и политическими мотивами. И лишь к девятнадцатому веку все христианские государства установили единую точку отсчета, используемую и поныне под наименованием "наша эра". Календарь древних майя, византийская эра, древнееврейское летоисчисление, китайское - все они имели свою дату сотворения мира.

Например, японский календарь начинался в 660 году до нашей эры и обновлялся после каждой смерти императора. Буддистская эра скоро войдет в год 2484, а календарь хинди - в 2080 год. Ацтеки обновляли свое летоисчисление раз в 1454 года, после смерти и возрождения Солнца. Поэтому если бы их цивилизация не погибла, для них сегодня был бы всего 546 год новой эры...

Древняя карта мира

До нашей эры путешественники тоже интересовались миром и составляли рисунки своих маршрутов. Они переносили их на древесную кору, песок или папирус. Первая карта мира появилась еще за много тысячелетий до новой эры. Именно наскальные рисунки стали одними из первых изображений. В то время как люди разведывали Землю, их стали особенно интересовать древние карты былых эпох. Одни из них представляют нашу планету как омываемый океаном огромный остров, на других уже можно увидеть очертания континентов.

Вавилонская карта

Самой первой картой, созданной до нашей эры, была небольшая глиняная табличка, найденная в Месопотамии. Она датируется концом восьмого - началом седьмого веков до нашего летоисчисления и является единственной дошедшей до нас от вавилонян. Земля на ней окружена морями, названными «соленой водой». За водой - треугольники, обозначающие, очевидно, горы далеких земель.

На этой карте обозначено государство Урарту (современная Армения), Ассирия (Ирак), Элам (Иран) и сам Вавилон, посередине которого протекает Евфрат.

Карта Эратосфена

Даже древние греки представляли Землю сферой и весьма изящно аргументировали это. Пифагор, например, говорил, что все гармонично в природе, а самая совершенная форма в ней - шар, в виде которого существует наша планета. Первая карта, составленная с учетом этого изображения Земли, принадлежит Эратосфену. Он жил в третьем веке до нашей эры в Кирене. Считается, что этот ученый, который возглавлял и придумал такой термин, как «география». Именно он впервые еще до нашей эры расчертил мир на параллели и меридианы и назвал их «идущими рядом» или «полуденными» линиями. Миром Эратосфена был один остров, который омывался Северным сверху и Атлантическим океаном снизу. Он делился на Европу, Ариану и Аравию, Индию и Скифию. На юге находился Тапробан - нынешний Цейлон.

При этом Эратосфену казалось, что на другом полушарии живут «антиподы», добраться до которых невозможно. Ведь люди тогда, в том числе и древние греки, думали, что у экватора настолько жарко, что море там кипит, а все живое сгорает. И, напротив, у полюсов очень холодно, и там не выживает ни один человек.

Карта Птолемея

На протяжении нескольких веков основной считалась другая карта мира. Она была составлена древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Созданная около ста пятидесяти лет до нашей эры, она была частью восьмитомника "Руководство по географии".

У Птолемея Азия занимала пространство от Северного полюса до самого экватора, вытеснив Тихий океан, при этом Африка плавно перетекала в terra incognita, занимая весь Южный полюс. На севере от Скифии была мифическая Гиперборея, а об Америке или Австралии не было сказано ничего. Именно благодаря этой карте Колумб стал добираться до Индии, плывя при этом на запад. И даже после открытия Америки еще некоторое время продолжали пользоваться картой от Птолемея.