Предложение бессоюзное (с сочинительной и подчинительной связью). Виды подчинительной связи в русском языке

Русский язык 5 класс

Тема: Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Цель: повторить сведения о простом предложении, познакомить учащихся с видами сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; развивать навыки постановки запятой в сложном предложении; выработать орфографическую зоркость; воспитывать любовь к матери, доброе и бережное отношение к ней, толерантность по отношению друг к другу.

Метапредметные УУД:

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану.

Познавательны е: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, иллюстрации.

Ход урока

I . Организационный момент Здравствуйте, ребята! Добрый день тому, кто слева, Добрый день тому, кто справа, Улыбнись тому, кто слева, Улыбнись тому, кто справа, Вместе мы одна семья! Учитель: -Я рада за вас, ребята! Садитесь. Мы можем начать урок.

Покажите, как вы готовы к уроку. Поднимите учебник, тетрадь, дневник, опустите. Поднимите ручку, карандаш, линейку, опустите. Запишите число и вид работы. (Число и вид работы записаны на доске заранее).

II . Актуализация опорных знаний - Для того чтобы приступить к новой теме, необходимо повторить сведения о простом предложении.

Блиц-опрос:

Что такое предложение?

Какими бывают предложения по цели высказывания?

Какими бывают предложения по интонации, эмоциональной окраске?

Что такое грамматическая основа?

Целеполагание Давайте поэкспериментируем: объединим три последних предложения в одно целое и прочитаем их. Учитель вытирает точки, ставит запятые, заглавные буквы исправляет на маленькие. Учитель: - Было у нас три простых предложения, а сделали мы одно. Какое? Учащиеся: - Сложное Учитель: - А как мы отделили друг от друга простые предложения? Учащиеся: - Запятыми Учитель: - Совершенно верно «Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью» и есть тема нашего урока, а цель такова: повторить сведения о простом предложении, познакомиться со сложным, с видами связи между простыми предложениями в составе сложного.

Работа с учебником. Теоретический материал . (работа в парах)

Практическая работа Учащиеся записывают на доске под диктовку предложения, делают синтаксический разбор, определяют вид связи между простыми предложениями. Мы иногда не слушаем мам, а мамы нас учат хорошим делам. (Сколько грамматических основ, какой связью связаны). Конструирование предложения. - Закончите предложение по его началу так, чтобы оно было сложным, сделайте синтаксический разбор: Я очень люблю свою маму и знаю, что…..

Маму нужно беречь, так как…

Творческая работа (в группах)

Составьте сложные предложения по иллюстрациям.

Подведение итогов урока. Тесты.

1.Найдите ложное утверждение:

А) Простое предложение имеет одну грамматическую основу.

Б) Сложное предложение имеет две или более грамматических основ.

В) В сложноподчиненном предложении используются следующие союзы: и, а, но.

Г) В бессоюзном сложном предложении простые предложения связаны между собой интонацией.

2. Какое предложение сложное:

А) Мы гуляли по лесу и собирали грибы.

Б ) Туман рассеялся, и рябиновая звезда долго горела на чистом небе.

В) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Г) Срубленные осины придавили собой и траву, и мелкий кустарник.

3. Найдите сложное предложение.

А) Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним.

Б) Когда он ушел, ужасная грусть стеснила моё сердце.

В) Какая-то женщина привела лошадь пить, а лошадь не пила.

Г) Топи да болота, синий плат небес.

4. В каком предложении имеется обращение. (Знаки препинания не расставлены)

А) Слухают ракиты посвист ветряной…

Б) Сыплет черемуха снегом зелень в цвету и росе.

В) Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу.

Г) Радугой тайные вести светятся в душу мою.

5. В каком предложении надо поставить тире.

А) Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Б) Троицыно утро, утренний канон, в роще по березкам белый перезвон.

В) По лугу со скрипом тянется обоз.

Г) Горный Щит довольно большое село.

Взаимопроверка. Выставление оценок

- Давайте подведем итог урока. О ком мы говорили? Какая тема изучалась? Какие предложения называются сложными? На какие группы они делятся? Как вы будете относиться к своим мамам?

Рефлексия

    На уроке я задумался над…

    Я открыл для себя…

    Урок помог мне…

    Мои чувства по уроку можно выразить словами…

Домашнее задание: Выучить правило параграф 9 (с.68); выполнить упражнение 111(найти сложные предложения и записать в тетрадь).

Подчинительная связь - это такое отношение между частями сложного предложения или словосочетания, при котором одна часть является управляющей, а вторая ей подчиняется. Исходя из этого, мы разберем виды подчинительной связи в словосочетании и в предложении. Для наглядности каждый из приведенных случаев будет рассмотрен на примере.

Виды подчинительной связи в словосочетании

Их существует всего три. Это согласование, управление и примыкание.

Согласование

Род, число и падеж главного слова в этом виде связи согласуется с зависимым словом.

Примеры: красивый цветок, другой мир, девятый день.

Как видим, такой тип связи характерен для словосочетаний, где существительное - главное слово, а прилагательное, причастие или порядковое числительное - зависимое. Также в качестве зависимого слова может выступать притяжательное местоимение, например, в словосочетании «наши души». Вид подчинительной связи здесь будет согласование.

Управление

Главное слово в управлении ставит второстепенное в зависимость при помощи падежа. Сочетания частей речи здесь могут быть довольно разнообразные: глагол и существительное, причастие или деепричастие и существительное, существительное и существительное, числительное и существительное.

Примеры: сидеть на лавочке, знающие правду, заходя в комнату, чаша из глины, десять матросов.

В заданиях ГИА и ЕГЭ ученики часто сталкиваются с задачей изменить вид словосочетания из управления в согласование или наоборот. Не разобравшись в материале, выпускник может ошибиться. На самом деле задание довольно простое. Для этого достаточно знать виды подчинительной связи и уметь их применять.

Классический вариант задания представляет собой связь из двух существительных. К примеру, «каша из кукурузы». Подчинительное слово нужно переделать в прилагательное. Тогда выходит «кукурузная каша», соответственно, никакие другие виды подчинительной связи, кроме согласования, здесь не подходят.Значит, всё сделано правильно.

Если же необходимо изменить связь из согласования в управление, то меняем прилагательное на существительное и ставим его в определенном падеже по отношению к главному слову. Так, из «клубничного коктейля» получится «коктейль из клубники».

Примыкание

В данном случае главное слово связано с зависимым исключительно по смыслу. Такую связь имеют между собой глагол и наречие, глагол и деепричастие, глагол и глагол, глагол и прилагательное или наречие сравнительной степени.

Примеры: "счастливо улыбаться", "говорит рыдая", "умею плавать", "быть умнее", "стало хуже".

Определить эту связь достаточно просто: зависимое слово не имеет и не может иметь падежа и рода. Это может быть инфинитив, деепричастие, сравнительные степени прилагательного и наречия.

Мы рассмотрели все виды подчинительной связи в словосочетании. Теперь перейдем к сложному предложению.

Подчинительная связь в предложении

Виды подчинительной связи в сложном предложении можно выделить при наличии нескольких придаточных. Они соединяются с главным предложением по-разному. По этой причине можно отметить, что подчинительная связь, виды которой мы будем разбирать, способна выражаться различными путями в зависимости от характера подчинения.

Последовательное подчинение

При этом типе связи придаточные вступают в подчинение друг другу последовательно. Такая схема предложения напоминает матрешку.

Пример. Я попросил гитару у друга, который помогал мне устроить представление, где мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

Основа главного предложения здесь «я попросил». Придаточное, вступающее с ним в подчинительную связь, имеет основу «который помогал устроить». От этого предложения отходит ещё одно придаточное, подчиняющееся ему - «мы играли Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Параллельное подчинение

Это такой вид сложноподчиненного предложения, при котором несколько придаточных подчиняются одному главному предложению, но при этом разным его словам.

Пример. В том парке, где по весне пышно цветет сирень, я прогуливался со знакомой, чей образ показался тебе милым.

Главное предложение звучит так: «в том парке я прогуливался со знакомой». В него встроено придаточное «где по весне пышно цветет сирень». Оно подчиняется словосочетанию «в том парке». От него задаем вопрос "в каком?". Другое же придаточное - «чей образ показался тебе милым» - построено от слова «знакомой». Задаем от него вопрос "какой?".

Таким образом, мы видим, что придаточные связаны подчинительной связью с одним главным предложением, но при этом с разными его частями.

Однородное подчинение

Придаточные предложения с однородным подчинением связаны с одним главным предложением. Они относятся к одному слову и отвечают на один и тот же вопрос.

Пример. Они догадывались, что их поступок будет иметь последствия, что лучше оставить идею и позволить всему быть как есть.

Главное предложение - «они догадывались». От него задаем вопрос "о чём?". Оба придаточных отвечают на этот вопрос. К тому же как первое, так и второе придаточное связано с главным предложением при помощи сказуемого «догадывались». Из этого делаем вывод, что предложение с однородным подчинением.

Все приведенные примеры относятся к предложениям, где есть именно подчинительная связь, виды которой мы разобрали. Эта информация будет необходима всем, кто собирается сдавать экзамены по русскому языку, в особенности ГИА и ЕГЭ, где существует ряд заданий на проверку подобных знаний. Важно помнить, что без понимания, каким образом строятся словосочетания и предложения, невозможно полностью овладеть грамотной речью. Это необходимо знать любому человеку, желающему научиться писать без ошибок.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

Бывает трудно отличить простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, и сложное предложение, особенно если одна из частей сложноподчинённого предложения представляет собой неполное предложение.

Например: Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Следует помнить, что однородные члены предложения могут соединяться только сочинительными союзами.

Не следует путать сочинительный союз, связывающий части сложного предложения, и сочинительный союз, связывающий однородные члены предложения:

Я устал и прилёг отдохнуть.- союз связывает однородные сказуемые;

Я устал, и мне захотелось отдохнуть.- союз связывает части сложносочинённого предложения.

Если в сомнительном предложении имеется подчинительный союз, то перед вами сложноподчинённое предложение, вторая часть которого представляет собой неполное предложение:

Я опоздала, потому что забыла дома часы.

Я очень торопилась, но всё равно опоздала.

С частью сложного предложения можно спутать обособленный член предложения, уточняющий член предложения, вводную конструкцию, сравнительный оборот.

Например: Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.

Многие газы, например водород, легче воздуха.

Кажется, его зовут Иваном.

Убедитесь в том, что перед вами часть сложного предложения с самостоятельной грамматической основой, а не какая-либо из перечисленных конструкций.

Особо следует отметить, что целевой оборот с союзом чтобы - это придаточная часть сложноподчинённого предложения, грамматическая основа которой состоит из сказуемого, выраженного инфинитивом:

Чтобы запомнить стихотворение, она прочитала его вслух шесть раз.

Если придаточное предложение оказывается внутри главного, можно допустить ошибку в подсчёте количества частей сложного предложения (в вариантах ответов на задание такого рода иногда указывается количество частей сложного предложения).

Найдите грамматические основы предложений, входящих в состав сложного.

В предложении ровно столько частей, сколько грамматических основ. Например:

Он быстро изучил то, что тогда было известно в области математики, и даже занялся собственными исследованиями.

Основа первой части: он изучил и занялся.

Основа второй части: что было известно.

Следовательно, в сложном предложении две части.

Бывает непросто определить виды связи между частями сложного предложения с разными видам связи.

Например: Останавливаться было нельзя: как только я переставал двигаться, ноги засасывало, а следы наливались водой.

Тип связи определяется по союзу. Найдите союзы, с помощью которых связаны части сложного предложения. Если союза между какими-то частями нет, то связь между ними бессоюзная, если союз сочинительный или подчинительный, то связь соответственно сочинительная или подчинительная.

В приведённом примере предложение состоит из четырех частей. Первая (останавливаться было нельзя) и третья (ноги засасывало) связаны бессоюзной связью, вторая (как только я переставал двигаться) и третья (ноги засасывало) связаны подчинительной связью с помощью подчинительного союза как только, третья и четвертая (следы наливались водой) - сочинительной связью с помощью сочинительного союза а.

Сложное предложение. Типы сложных предложений

Кроме простых предложений, в речи часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем мысли более развернуто, связывая их между собой.

Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.

Шторм уже утих, ветер ослаб.

Как аукнется, так и откликнется.

Мороз был страшный, но яблони выжили.

Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов - относительных местоимений и наречий). В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов (союзное).

Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.

Сложносочинённые предложения - это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.

Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, - придаточным.

Если в Мышкине будешь (придаточное), зайди к Ефимкиным (главное).

Камешек хочу найти (главное), каких у вас не бывает (придаточное).

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи

Если сложное предложение состоит из трёх и более частей, то одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие - при помощи подчинительных союзов, третьи - без союзов. Такое предложение называется сложным предложением с разными видами союзной и бессоюзной связи.

Во мне не было какого-нибудь одного слишком сильного порока, который бы высунулся видней всех моих прочих пороков, не было во мне никакой картинной добродетели, которая могла бы придать мне какую-нибудь картинную наружность, но зато вместо того во мне заключилось собрание всех возможных гадостей, каждой понемногу, и притом в таком множестве, в каком я еще не встречал доселе ни в одном человеке. (Н.В. Гоголь).

(Это сложное предложение, состоящее из шести простых, части которого связаны подчинительной, сочинительной и бессоюзной связью.)

Чеченева М.Д.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ

СОЮЗНОЙ И БЕССОЮЗНОЙ СВЯЗИ

9 класс

Цели:

  • познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи;
  • формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи;
  • отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка для 9 класса общеобразовательных учреждений. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимов и др. - М.: Просвещение, 2010.

Используемые технологии: на уроке применяются компьютерные технологии (мультимедийная презентация PowerPoint, компьютерное тестирование).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1.Анализ предложения. (слайд 3)

Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (Г.Березко)

Выделите грамматические основы, составьте схему предложения.

Сделайте вывод о способе связи предложений

/Грамматические основы: дождь заливал, находился Горбунов, образовались озера.

; [ , (где…) , ].

Части этого предложения соединяются при помощи бессоюзной и союзной подчинительной связи. /

Сложные предложения могут состоять из частей, связанных различными видами связи. Подумайте, о чем же пойдет речь сегодня на уроке, какие цели мы должны поставить перед собой в начале урока.

/Уч-ся формулируют тему и цели урока./

Итак, тема нашего урока: «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи». (слайд 4)

2. Слово учителя (слайд 5)

Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Такие конструкции называются сложными предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи.

В зависимости от разных сочетаний видов связи в таких сложных предложениях выделяются следующие группы:

I. Сочинение + подчинение.

II. Сочинение + бессоюзная связь.

III.Подчинение + бессоюзная связь.

IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь.

IV. Закрепление

1. Анализ предложений. (слайды 6, 7)

Рассмотрим примеры предложений с разными сочетаниями видов связи. (Анализ предложений. Составление схем.)

1) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. (В. Каверин)

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; повествовательное).

2) Река тоже присмирела; немного погодя и в ней кто-то плеснул еще в последний раз, и она стала неподвижна. (И. Гончаров)

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной; повествовательное).

3) Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд. (И.С.Тургенев)

(Предложение сложное, с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной; повествовательное).

4) На следующий день, когда наступило некоторое затишье, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.

(Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное)

2. Работа с учебником.

Закрепление пунктуационных правил (упр. 245 устно, упр.246)

3. Конструирование предложений. Работа в группах. (слайд 8)

Из трех простых предложений составить СП с разными видами связи, построить их схемы (на доске).

  • Было уже поздно. Мы читали книгу. Спать совсем не хотелось.
  • Наступила весна. Река разлилась. Возникла угроза наводнения.
  • Я посмотрел на часы. Было уже девять. На улице никого не было.

4. Компьютерное тестирование. (Тест создан с помощью программы MyTestX)

V. Д/З: § 18, упр. 248

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Учащиеся продолжают предложения) (слайд 9)

  1. Сегодня я узнал…
  2. Было интересно…
  3. Было трудно…
  4. Я понял, что…
  5. Я попробую…
  6. У меня получилось…
  7. Я смог…
  8. Мне захотелось…

Анализ урока

Урок русского языка в 9 классе с использованием компьютерных технологий.

Тема урока «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи». Это первый урок по данной теме. Тип урока: комбинированный.

Цели урока: познакомить учащихся с предложениями с различными видами союзной и бессоюзной связи; формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; отработать навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран.

Этапы урока следующие: 1) Организационный момент. 2) Проверка домашнего задания 3) Изучение нового материала 4) Этап закрепления понятия 5) Домашнее задание 6) Подведение итогов урока. Рефлексия.

Все дидактические задачи на этапах урока были выполнены.

Методы обучения, которые использовались на уроке: наглядность, проблемность, дифференцированное обучение, личностно-ориентированный подход. Методы соответствуют изучаемому материалу и полученные результаты можно считать положительными.

На уроке применяется мультимедийная презентация PowerPoint. Цель использования мультимедийного компонента: создание визуального ряда, систематизация материала, повышение мотивации учащихся к учению. В презентацию включены сведения по новой теме, дидактический материал.

Презентация используется почти на всех этапах урока, а не только при изучении новой темы. Дидактический материал урока можно демонстрировать на слайдах, что значительно повышает интенсивность урока.

В начале изучения новой темы учащиеся анализируют предложение с различными видами связи (текст на слайде). Дети осмысливают факты, явления, идеи и делают собственные выводы о способе связи предложений. Затем они формулируют тему и цели урока.

Объяснение нового материала также сопровождается показом слайдов. Это активизирует внимание учащихся.

Широко распространенным средством контроля за знаниями сегодня является тестирование. После изучения нового материала в качестве закрепления учащимся предлагается компьютерный тест , где есть задания с выбором ответа и с открытыми ответами. Отвечая на вопросы теста, учащиеся определяют виды союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях, учатся находить сложные предложения с различными видами связи в тексте. Таким способом можно проверить, как учащиеся ориентируются в новых понятиях, как они усвоили новую тему.

Урок прошел в оптимальном темпе, части логически связаны между собой. Разнообразие видов учебной работы обеспечивает стабильность учебно-познавательной атмосферы.

Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса, ученики готовы к проблемным ситуациям. Разнообразные виды заданий обеспечивают занятость всех школьников с учетом их способностей.

На уроке созданы условия для эмоциональной открытости и доверия. Учителем и учеником совместно создаются возможности для самореализации личности.

Материал урока усвоен учащимися в достаточном объёме.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование компьютерных технологий на уроках русского языка значительно увеличивает интенсивность урока, делает более наглядным изучение нового материала, а также повышает эффективность работы школьников, активизирует их внимание.

Приложение.

Задания для компьютерного тестирования.

1. В каком случае представлено сложное предложение с различными видами связи?

  1. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
  2. Когда видишь перед собой остатки величественной красоты, которая была в таком обилии сосредоточена в Акрополе, воочию убеждаешься, как противостояли друг другу искусство и опустошительные войны.
  3. Андерсен собирал зерна поэзии с крестьянских полей, согревал их у своего сердца, сеял в низких хижинах, и из этих семян вырастали и расцветали невиданные и великолепные цветы поэзии, радовавшие сердца бедняков.
  4. Жизнь есть постоянный труд, и только тот понимает ее вполне по-человечески, кто смотрит на нее с этой точки зрения.

2. В каком случае представлено сложное предложение с разными видами связи?

  1. Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.
  2. Светлым солнечным утром, когда еще вовсю распевали птицы, когда еще не просохла роса на тенистых полянках парка, весь лагерь пришел провожать Альку.
  3. Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и раздражаясь треском, когда мелькала красноватая молния; от нависших туч темнело.
  4. На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум: со станции шел курьерский поезд.

3. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Ее присутствие доставляло мне удовольствие, какого я уже давно не испытывал, и я боялся смотреть на нее, чтобы мой взгляд как-нибудь не выдал моего скрытого чувства.

4. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты. (В.П.Астафьев)

  1. СП с сочинением и подчинением
  2. СП с сочинением и бессоюзной связью
  3. СП с подчинением и бессоюзной связью
  4. СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

5. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)

  1. СП с сочинением и подчинением
  2. СП с сочинением и бессоюзной связью
  3. СП с подчинением и бессоюзной связью
  4. СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

6. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания противна здравому смыслу и вкусу, но она вредит не русскому языку, не русской литературе, а только тем, кто одержим ею. (В. Белинский)

  1. СП с сочинением и подчинением
  2. СП с сочинением и бессоюзной связью
  3. СП с подчинением и бессоюзной связью
  4. СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

7. В каком случае дана правильная характеристика предложения?

Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились. (А. Пушкин)

  1. СП с сочинением и подчинением
  2. СП с сочинением и бессоюзной связью
  3. СП с подчинением и бессоюзной связью
  4. СП с сочинением, подчинением и бессоюзной связью

8. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(1) Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. (2) У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. (3) Второй ствол все ещё с безнадежной настойчивостью устремлялся в небо. (4) Бабушка Одарка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремучую дремоту. (5) И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от нее со всей своей суетой. (6) Лишь грохот войны еще слышала она и вздрагивала от этого грохота. (7) И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли, из чёрного чрева ее. (Астафьев В.)

9. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

(1)Мы долго сидели на берегу под вязами. (2)Комары пропали. (3)Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.

(4)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (5)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (6)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распаленные злобой, вернулись назад. (7)Мы перестали сопротивляться. (8)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (9)Казалось, то парят зернышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.

10. Среди предложений 44–53 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

(44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну Федотовну...

(45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна вдруг проговорила:

– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!

– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.

(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала, и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа... (По Б. Васильеву)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил