Повесть лескова очарованный странник. "очарованный странник" - анализ повести лескова

  1. Иван Северьянович Флягин . На момент повествования ему 52 года. Добрый, честный и ответственный человек. Прожил интересную и насыщенную жизнь. Мать вымолила его у Бога и ему пророчествовали, что к нему сам он и придет.

Другие герои

  1. граф ;
  2. барин-поляк ;
  3. хан ;

Начало путешествия и истории Ивана Северьяновича

Путешественники посетили поселок Корела во время своего путешествия по Ладожскому озеру. Когда поездка продолжилась, путешественники начали дискутировать об этом довольно бедном городке
Один из собеседников, предрасположенный к философии, предложил, что неудобных государству людей требуется отправлять не в Сибирь, а именно в Корелу. Это выгодней для страны, чем отправлять за Урал.

Иной заявил, что проживавший тут в изгнании дьякон недолго выдержал царящую в поселке атмосферу апатии и скуки - взял и повесился. За самоубийцу вступился одинокий пассажир, безмолвный, громоздкий, седой человек лет 50 в одеянии послушника.

По внешнему виду он напоминал богатыря Илью Муромца. Герой поведал о священнике из столичного духовенства, который молился за самоубийц и тем самым «исправляет их положение» в аду. По причине пьянства Филарет желал расстричь попа, но за такого заступился сам преподобный Сергий, два раза появившийся перед патриархом во сне.

Вслед за тем пассажиры начали расспрашивать богатыря в черной рясе о его жизни, и узнали, что работал он в армии конэсером - подбирал и укрощал армейских лошадей, к коим имел определенный подход. По всему было видать, что монах прожил длинную и интересную жизнь. Пассажиры упросили его поведать о себе.

Начало жизни и пророчество

Иван Северьяныч Флягин был рожден крепостным в Орловской губернии в имении. Граф разводил лошадей, а Иван работал при нём кучером. У мамы Ивана длительное время не было детей, и она буквально вымолила ребёнка у бога, а сама погибла при рождении первенца. Мальчишка появился с большой головой, в следствие этого прислуга прикрепила к нему прозвище Голован.

Раннее детство герой провёл на конюшне, где и полюбил лошадей. В 11 лет его посадили форейтором на шестёрку, которой управлял его отец. Иван обязан был шуметь, прогоняя с дороги людей. Задремавшихся требовалось стегать кнутом.

Как-то Иван вместе с отцом везли графа мимо подворья монастыря. Мальчишка стегнул кнутом заснувшего монаха. Тот ужаснулся, свалился с тележки, лошади понесли, и монаха затоптали. Ночью Ивану явился убитый монах, заявил, собственно Иванова матушка не только вымолила его, но и сулила богу, и велел направляться в монастырь.

Монах пообещал, что будет Флягин большое количество раз гибнуть и ни разу не погибнет, пока же придёт его истинная смерть, и он за это время вспомнит материно обязательство за сына и сходит в черное духовенство.
Иван не придал смысла речам мёртвого монаха, но в скором времени произошла его «первая погибель». По проезжей части в Воронеж упряжка графа совместно с экипажем чуть не обрушилась в основательную бездну.

Иван смог приструнить лошадей, а сам свалился, но чудом остался живЗа спасение собственной жизни граф принял решение вознаградить Ивана. Мальчишка захотел обыкновенную гармошку, с которой обращаться так и не научился.

В скором времени Иван завёл для себя пару голубей, от их пошли птенцы, коих повадилась трепать кошка. Иван кошку застал, высек и убил. Кошка принадлежала приближенной горничной графини. Женщина прибежала к Ивану браниться, что ударил её «метлою по талии», за собственно, что был выпорот на конюшне и отправлен на тяжелую работу.

Иван дробил гранит, длительное время, собственно, что у него «на коленках наросты пошли». Надоело ему терпеть издевки - мол, осудили его за кошкину смерть - и принял решение повеситься в ближнем осиновом леске. Лишь только навис он в петле, как невесть откуда взявшийся цыган перерезал верёвку, и предложил Ивану податься с ним в грабители. Флягин согласился.

Поступление в няньки

Дабы Иван не скрылся теперь от него и оказался у него на крючке -цыган принудил его похитить лошадей из графской конюшни. Жеребцов реализовали задорого, но Иван получил лишь только рубль серебром, поругался с цыганом и принял решение идти сдаваться властям. Но попал к ушлому писарю.

За рубль и нательный крест из серебра тот сделал Ивану пропуск и порекомендовал направляться в Николаев, где было в достатке работы.В Николаеве Иван попал к барствующему поляку. Его жена убежала с военным, бросив свою маленькую еще грудную дочь, которую Иван обязан был нянчить, в том числе кормить козьим молоком.

За год Иван привязался к девочке. Однажды он обнаружил, что ножки у девчонки «колесом идут». Лекарь заявил, что это последствия «аглицкой болезни» и порекомендовал закапывать ребёнка в тёплый песок.Иван начал носить девочку на берег залива. Там ему вновь показался монах, манил его куда-то, демонстрировал большущий белоснежный монастырь, степи, «диких людей».

Очнувшись, Иван заметил, как незнакомая женщина целует его воспитанницу. Женщина оказалась ее матерью. Забрать ребёнка Иван не позволил, но дал добро встречаться им на этом месте, в тайне от поляка.Женщина поведала, что мачеха против воли выдала её замуж за барина.

Когда женщине пришло время уезжать, она предложила Ивану за девочку огромные средства, но Иван Северьянович категорически отказался, потому что был человеком «должностным и верным».За это время явился сожитель женщины, улан. Иван предпочел с ним подраться и плюнул на все деньги, которые ему предлагали. «Ничего, не считая телесного огорчения», для себя улан не получил, но деньги подымать не стал, и этим жестом приглянулся Ивану.

Попробовал улан дитя схватить, Иван сначала не дал, а затем заметил, как мать к нему тянется, и сжалился. В это же время был замечен барин-поляк с оружием, и Иван успел уехать с дамой и уланом, оставив у поляка свой паспорт.

В Пензе улан заявил, собственно что он, человек военный, содержать у себя беглого крепостного не имеет возможность, отдал Ивану деньги и отпустил. Иван принял решение в полицию пойти, но в начале зашёл в трактир, напился чаю с кренделями. Там хан Джангар, «первый степной коневод» продавал хороших лошадей. Два татарина принялись бороться за породистую кобылицу.

Плен у татар

В битву за надлежащего жеребца встрял улан. Иван вступил взамен него в битву с татарином и до смерти застегал его плетью. Татары, дабы не загремел герой в тюрьму забрали его собой

Прожил Иван в степи 10 лет, был у кочевников за лекаря. Соскучившись по родине, желал уволиться, но татары его поймали и «подщитинили»: сделали надрез на коже ступней, затолкали туда конского волоса, так и зашили. Когда всё зажило, Ивану очень больно было ходить: кололась щетина внутри, нарывала и гноилась.

Несколько лет Иван прожил в орде с татарами. У него была своя кибитка, даже две жены и дети. Затем другой хан попросил полечить супругу и оставил лекаря у себя. Но за 10 лет жизни с кочевниками к степи он так и не привык, и тосковал по дому.
В ночное время он неслышно уходил в степь и молился.

Однажды в орде появились двое православных священников - приехали обращать татар в христианство. Попросил Иван попов высвободить его, но те в дела кочевников ввязываться категорически отказались. Вскоре Иван нашел одного из нх мертвым, похоронил по-христиански.

Через год были замечены в орде двое в чалмах и ярких одеждах. Приехали они из Хивы жеребцов закупать и настраивать татар против русских. Дабы татары не ограбили их и не уничтожили, они начали страшить людей пламенным богом Талафой, который отдал им личное пламя.

Однажды

ночью незнакомцы сделали пламенное светопредставление. Жеребцы испугались и разбежались, а татары кинулись их ловить. В стане остались только дряхлые старики, дети да женщины. Иван вылез из своего жилища и понял, что пугали кочевников обычными фейерверками. Флягин нашел их большой запас, запустил, тем самым напугал татар и те дали согласие креститься в православную веру.

Иван нашел и «едкую землю»: приложил он ее к коже и прикинулся, что вставать не может с кровати. За несколько дней ступни разъело, и зашитая щетина вышла с гноем. Когда ноги зажили, Ивану удалось сбежать от татар. Долгими путями, но Иван Флягин оказался у своего барина. Тот его выпорол дважды и отпустил, вручив паспорт на все четыре стороны.

Обустройство у князя

Ушёл Иван из родного усадьбы и попал на ярмарку, где заметил, как цыган пробует продать мужчине больную лошадь Будучи на цыган в обиде, Иван несомненно помог крестьянину. Так и начал он бродить по ярмаркам, мешая цыганам и барышникам наживаться на простом люде. Один граф все выпытывал у Флягина, как он распознает лошадей – но тот секрета барину не открыл. Пришлось князю звать его к себе работать конэсером.
Три года Иван исполнял свою работу, берег и деньги графа от излишних трат (тот давал ему их на сохранение, когда пьянствовал). Но однажды в трактире Флягина обворожила цыганка Груша, тот и кинул к ее ногам все казенные деньги.

Цыганка Груша

Протрезвев, Иван сознался князю:растратил казну на цыганку.
Позже Флягину стало известно — его князь заложил свои богатства для покупки из табора той самой цыганки.

Груша полюбила князя, а он со временем стал тяготиться ее любовью. Иван жалел цыганку и постепенно сдружился с ней.

Когда цыганка забеременела, князя начала раздражать его беднота. Его предприятия не увенчивались успехом, шли одни убытки. Груша заподозрила, что у князя есть возлюбленная.
Иван отправился к бывшей любовнице князя, «секретарской дочке» Евгении Семёновне, от которой у него был ребёнок, и стал невольным очевидцем их беседы. Князь желал взять в долг у Евгении Семёновны средств, арестовать в аренду суконную фабрику, прослыть фабрикантом и повенчаться на богатой наследнице. Грушу же он намеревался выдать замуж за Ивана.

Всё еще любившая князя дама заложила подаренный им же дом, и в скором времени князь посватался к завидной невесте. Возвратившись с ярмарки, где закупал «у азиатов» ткани и брал заказы, Иван понял, что дом убран к свадьбе, а былой возлюбленной цыганки нет. Князь убил Грушу? Флягин стал искать, и у рек нашел ее живую. Предложил жить вместе, но она отказалась. Сама Груша опасалась, что может сгубить новую жену князя берет клятву с героя – убить ее. Иван скинул влюбленную женщину с обрыва в реку.

Служба в армии

Иван сбежал и длительное время скитался, пока же Груша, явившаяся в облике крылатой фигуры не показала ему дорогу. В пути ему встретился дом, из которого у двух стариков забирал в армию единственного сына. С согласия Ивана родители сделали нужные бумаги: он стал теперь Петром Сердюковым. И отправился служить вместо него

Попав на службу, Иван попросился на Кавказ – шансы погибнуть там были высоки, чего герою хотелось больше всего. Но прослужил он там больше 15 лет. Но его берегли высшие силы. Был эпизод, когда его оберегала Груша. После этого эпизода Иван рассказал историю своей жизни полковнику.

Выяснилось, что по документам убийства цыганки не было. Иван Флягин погиб в крестьянском доме Сердюковых.
После прояснения этих обстоятельств полковник подумал, что от службы у героя помутился рассудок. Произвел его в офицерское звание и отправил к важной персоне в Петербург. Там ему поспособствовали, сделали справщиком, но карьера его в этой должности не пошла. Дохода от этой службы практически не было.

В кучера офицера Ивана офицера, не брали, и он пошёл в уличный балаган. Там Иван заступился за молодую актрису, и его выгнали.

Исполнение пророчества

После всех этих скитаний пошел Иван Флягин в монастырь. Стал отцом Измаилом, заботился о лошадях и был доволен монашеским укладом жизни. Старцы научили изгонять бесов из своей души – молиться, стоя на коленях. Под конец жизни ему стало казаться, что есть у него дар пророчества. Он предрекал скорую войну. Он так в нее уверовал, что вновь намеревался пойти в армию служить.

Н.Лесков пишет о себе, что он знает глубину характера русского человека. Но повесть выстроена таким образом, что непонятно отношение писателя к герою. Иван Флягин – странник не только по внешним житейским обстоятельствам, но и по внутреннему миру. С каждым шагом он все дальше продвигается в глубь себя, открывая Бога внутри своей души. «Очарованный» — находится под действием чар жизни, поддается под их влияние и тем самым находит свое предназначение.

Тест по повести Очарованный странник

Судно, идущее по Ладожскому озеру от острова Ковевца к Валааму, по пути причаливает у Корелы, и пассажиры из любопытства едут на лошадях в этот пустынный и бедный, хотя и очень старый русский поселок. Отправившись дальше, пассажиры рассуждают, зачем “неудобных в Петербурге людей” ссылать далеко, когда совсем рядом есть такое место, где апатия населения и скупая, невзрачная природа одолеют всякое свободомыслие. Кто-то из пассажиров, путешествующий здесь часто, рассказывает, что в раз- ное время сюда действительно ссылали, да только все ссыльные долго тут не выдерживали. Один, например, повесился. “И прекрасно сделал”, - заметил пассажир, “склонный к философским обобщениям и политической шутливости”. Другой, по всей видимости купец, человек религиозный, возражает - ведь самоубийцы целый век будут мучиться. За них даже никтомолиться не может.
И тут против обоих оппонентов выступил пассажир, на которого как-то не обращали внимания, что было странно. “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в по-слушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке... Этому новому нашему сопут-нику... по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого”.
Видно было, что это человек бывалый, много повидавший. Держался он смело и самоуверенно, хотя и несколько развязно. Он заявил, что есть такой человек, который облегчает положение самоубийц. Это попик-пьяница в одном селе московской епархии, который молится за самоубийц. Его было чуть не расстригли. Говорят, что уже было решение лишить его места. Попик от горя даже перестал пить и решил покончить с собой - в таком случае владыко сжалится над его семьей и даст дочери жениха, который и займет его место.
А епископ однажды после трапезы задремал и видит, будто к нему в келью входит преподобный Сергий и просит пожалеть недостойного попика. Епископ решил, что это был просто сон, и ничего делать не стал. Вот он снова ложится спать, и снится ему, как воинство под темным знаменем волочет за собой толпу скучных теней, и все они кивают грустно владыке и просят: “Отпусти его! - он один за нас молится”. Епископ призывает к себе этого самого попика, и тот сознается, что да, действительно молится за самоубийц. Владыко благословил попика и опять его на место отправил. В процессе разговора выяснилось, что разговорчивый пассажир всего лишь инок, а когда-то был конэсером, то есть он знаток лошадей и состоял при ремонтерах для их руководствования, отобрал и отъездил не одну тысячу коней. Пассажир говорит, что в своей жизни многое испытал, ему довелось быть и на конях, и под конями, и в плену был, и воевал, и сам людей бил, и его увечили. А в монастырь пришел всего несколько лет назад. “Всю жизнь свою я погибал и никак не мог погибнуть”, - говорит он. Тут все подступили к нему с просьбой рассказать о своей жизни. Тот согласился, но только рассказывать он будет с самого начала.
ГЛАВА II
Бывший конэсер Иван Северьяныч, господин Флягин начал свой рассказ с того, что он происходит из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Мать его умерла при родах, отец его был кучером, и вырос мальчик при отце на кучерском дворе. Вся его жизнь проходила на конюшне, он полюбил лошадей и хорошо их изучил. В одиннадцать лет его стали использовать как форейтора, а поскольку физически он был еще довольно слаб для дальней дороги, то его привязывали ремнями к седлу и к подпругам. Это было очень тяжело, в дороге, бывало, он даже терял сознание, но постепенно привык. У форейторов была дурная привычка - стегать кнутом того, кто загораживает дорогу. Вот так однажды Иван, когда вез графа в монастырь, убил одного старика, спавшего на возу. Граф уладил дело с игуменом, отправив осенью в монастырь обоз с овсом, мукой и сушеными карасями. А ночью приходит к Ивану во сне тот монах, которого он засек, и плачет. Он сообщает Ивану, что тот был у матери моленып сын и обещанный. То есть мать обещала его Богу. “Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и тогда ты вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы”, - сказал монах и исчез.
Через некоторое время граф с графиней решили повезти дочь в Воронеж к врачу. В селе Крутом остановились покормить коней, и снова появился тот монах и посоветовал Ивану поскорее проситься у господ в монастырь - они его отпустят. Иван не захотел. Вместе с отцом они запрягли лошадей и поехали, а там была очень крутая гора, сбоку обрыв, где погибало много народу. При спуске лопнул тормоз, и весь шестерик понесся вниз к обрыву. Отец спрыгнул с козел, а Иван бросился на дышло и повис на нем. Передовые лошади сгинули в пропасти, а экипаж остановился, упершись в коренников, которых Иван дышлом подавил. Тут вдруг он опомнился и от страха и сам полетел вниз. Но чудом остался в живых - сорвался на глиняную глыбу и скатился, как на салазках. Граф предложил Ивану, у которого прозвище было Голован, просить все, что захочет, а он по глупости попросил гармошку, да тут же и бросил ее.
ГЛАВА III
У себя в конюшне Голован завел парочку голубей. Появились птенчики. Одного Голован сам случайно задавил, лаская, а второго съела кошка, которая повадилась лазать к голубям. Он ее поймал и отрубил ей хвост. Оказалось, что это кошка графининой горничной, Голована повели в контору к немцу-управителю, велели высечь и поставили бить камешки молотком для дорожек в саду. Этого он уж стерпеть не мог и решил повеситься. Пошел с веревкой в лес, все наладил, соскочил с сука - и упал на землю, а над ним стоит цыган, который и перерезал веревку. Тот позвал его с собой. “А вы кто такие и чем живете? Вы ведь небось воры? ...А при случае вы, пожалуй, небось и людей режете?” Именно все так и было. Иван подумал-подумал, махнул рукой, заплакал и пошел в разбойники.
ГЛАВА IV
Хитрый цыган, чтоб не дать парню опомниться, и говорит, что для того, чтобы он ему поверил, пусть он выведет из графской конюшни пару лучших коней. Они скакали всю ночь, потом коней продали, и цыган обманул Голована, дав ему почти что ничего. Парень пошел к заседателю объявиться, что он беглый крепостной, а писарь, которому он рассказал свою историю, и говорит ему, что за плату сделает ему отпускной вид. Пришлось отдать все: серебряный целковый, серьгу из уха и нательный крест. Голован пришел в город Николаев и стал там, где собирались искавшие работу. Огромный-преогромный барин, больше самого Ивана, всех от него оттолкнул, схватил за обе руки и поволок за собой. Дома расспросил его, кто он и что, и, узнав, что он жалел голубят, очень обрадовался. Оказалось, он нанимает Голована в няньки. От него убежала жена и осталась маленькая дочка, а ухаживать некому. “А как я в этой должности справлюсь?” - Пустяки... Ведь ты русский человек. Русский человек со всем справится”, - говорит новый хозяин. Купили козу, и Иван стал нянькой и очень привязался к ребенку. Так продолжалось до лета. Иван заметил, что у девочки кривоватые ножки - он стал носить ее к лиману и по совету лекаря закапывать ножки в песок. Но однажды вдруг появляется дама, мать девочки, и начинает просить, чтобы Иван отдал ей дочь. Голован ни в какую. На следующий день он снова берет с собой козу и ребенка и отправляется к лиману. А барыня уже там. И так изо дня в день, довольно долго. И вот наконец она приходит последний раз - прощаться и говорит, что ее ремонтер сам сейчас придет. Он очень много выиграл в карты и Очарованный странник
страница 2
хочет дать Ивану тысячу рублей в обмен на ребенка. Иван не соглашается. И вот видит Иван - идет по степи улан-ремонтер, такой осанистый, руки в боки... Поглядел Иван на улана и думает: “Вот бы мне отлично с ним со скуки поиграть”. И решает он, если только улан скажет что-то не то, Иван ему нагрубит, а там, может, и до драки дело дойдет, чего Ивану очень хотелось.
ГЛАВА V
Стоит Иван и думает, как бы ему лучше этого офицера раздразнить, чтобы он сам стал на него нападать? А барыня жалуется, что, мол, ребенка не отдают. Ремонтер гладит ее по головке и говорит, что, мол, ничего, сейчас он деньги покажет, у Ивана глаза и разбегутся, а если нет, то он просто силой отберет ребенка. Он подает Ивану пучок ассигнаций, а тот вырвал бумажки, поплевал на них да и бросил - мол, поднимай сам. Ремонтер покраснел и бросился на Ивана, но с ним разве кто справится при такой комплекции. Он только слегка пихнул ремонтера, тот и полетел. Этот ремонтер хоть и был физически слаб, но характером горд и благороден. Он не стал подбирать с земли своих денег. Иван кричит ему, чтобы подобрал, но он не поднял, а бежит и хватается за дитя. Иван взял девочку за вторую ручку и говорит: “Ну, тяни его: на чью половину больше оторвется”. Ремонтер выбранился, плюнул Ивану в лицо, отпустил ребенка и тянет за собой барыню, а та рыдает, повернулась лицом к дочери и тянет к ней руки, “точно живая, пополам рвется, половина к нему, половина к дитяти”... И тут от города бежит барин, отец девочки, палит из пистолета и кричит: “Держи их, Иван! Держи!” А Иван вместо этого догнал барыньку с уланом и отдал им ребенка; попросил только, чтобы и его с собой увезли, потому что барин его правосудию сдаст, у него паспорт поддельный.
Приехали в Пензу, а офицер и говорит Ивану, что не может его при себе держать, ведь у него нет паспорта. Дал он ему двести рублей. Ивану очень не хотелось никуда идти, он очень девочку любил, но делать нечего. Попросил только, чтобы улан ударил его за то, что там, у лимана, побил его. Офицер лишь рассмеялся. Решил Иван идти и сдаться в полицию, а прежде выпить чаю в трактире. Долго пил, потом пошел походить. Перешел реку Суру, а там стоят конские косяки и при них татары в кибитках. Вокруг самой пестрый толпится народ: штатские, военные, помещики. Посереди сидит на пестрой кошме длинный степенный татарин в золотой тюбетейке.

По дороге к Валааму на Ладож-ском озере встре-ча-ются несколько путников. Один из них, одетый в послуш-ничий подрясник и по виду «типи-че-ский бога-тырь», расска-зы-вает, что, имея «Божий дар» к приру-чи-ванию лошадей, он, по роди-тель-скому обещанию, всю жизнь погибал и никак не мог погиб-нуть. По просьбе путников бывший конэсер («Я конэсер-с, <...> я в лошадях знаток и при ремон-терах состоял для их руко-вод-ство-вания», — говорит о себе сам герой) Иван Севе-рьяныч, господин Флягин, расска-зы-вает свою жизнь.

Проис-ходя родом из дворовых людей графа К. из Орлов-ской губернии, Иван Севе-рьяныч с детства пристра-ща-ется к лошадям и однажды «смеха ради» заби-вает до смерти монаха на возу. Монах явля-ется ему ночью и корит за лишение жизни без пока-яния. Он же расска-зы-вает Ивану Севе-рья-нычу, что тот — «обещанный» Богу сын, и дает «знамение», что будет он много раз поги-бать и ни разу не погибнет, до того как придет насто-ящая «поги-бель» и Иван Севе-рьяныч пойдет в чернецы. Вскоре Иван Севе-рьяныч по прозвищу Голован спасает своих хозяев от неми-ну-емой гибели в страшной пропасти и впадает в милость. Но отру-бает хвост хозяй-ской кошке, которая таскает у него голубей, и в нака-зание его жестоко порют, а потом отсы-лают в «аглицкий сад для дорожки молотком камешки бить». Последнее нака-зание Ивана Севе-рья-ныча «дому-чило», и он реша-ется покон-чить с жизнью. Уготов-ленную для смерти веревку обре-зает цыган, с которым Иван Севе-рьяныч уходит от графа, прихватив с собой лошадей. С цыганом Иван Севе-рьяныч расста-ется, и, продав чинов-нику сереб-ряный крест, он полу-чает отпускной вид и нани-ма-ется «нянькой» к маленькой дочери одного барина. За этой работой Иван Севе-рьяныч сильно скучает, водит девочку и козу на берег реки и спит над лиманом. Здесь он встре-чает барыню, мать девочки, которая умоляет Ивана Севе-рья-ныча отдать ей ребенка, но он неумолим и даже дерется с нынешним мужем барыни офицером-уланом. Но когда видит разгне-ван-ного прибли-жа-ю-ще-гося хозяина, отдает ребенка матери и бежит вместе с ними. Офицер отсы-лает беспас-порт-ного Ивана Севе-рья-ныча прочь, и он идет в степь, куда татары приго-няют конские косяки.

Хан Джанкар продает своих лошадей, а татары назна-чают цены и за коней борются: садятся друг напротив друга и друг друга плетьми стегут. Когда на продажу выстав-ляют нового красавца коня, Иван Севе-рьяныч не сдер-жи-ва-ется и, выступая за одного из ремон-теров, запа-ры-вает тата-рина до смерти. По «христи-ан-скому обычаю», его отводят за убий-ство в полицию, но он убегает от жандармов в самые «Рынь-пески». Татары «подще-ти-ни-вают» ноги Ивана Севе-рья-ныча, чтобы не убежал. Иван Севе-рьяныч пере-дви-га-ется лишь ползком, служит у татар лекарем, тоскует и мечтает о возвра-щении на родину. У него несколько жен «Наташ» и детей «Колек», которых он жалеет, но слуша-телям призна-ется, что полю-бить их не смог, потому как они «некре-щеные». Иван Севе-рьяныч совсем отча-и-ва-ется попасть домой, но в степь приходят русские мисси-о-неры «свою веру устав-лять». Они пропо-ве-дуют, но отка-зы-ва-ются платить за Ивана Севе-рья-ныча выкуп, утвер-ждая, что перед Богом «все равны и все равно». Спустя неко-торое время одного из них убивают, Иван Севе-рьяныч хоронит его по право-слав-ному обычаю. Слуша-телям он объяс-няет, что «азията в веру надо приво-дить со страхом», потому как они «смир-ного бога без угрозы ни за что не уважат». Татары приго-няют из Хивы двух человек, которые приходят коней заку-пать, чтобы «войну делать». В надежде запу-гать татар они демон-стри-руют могу-ще-ство своего огнен-ного бога Талафы, но Иван Севе-рьяныч обна-ру-жи-вает ящик с фейер-верком, сам пред-став-ля-ется Талафой, обра-щает татар в христи-ан-скую веру и, найдя в ящиках «едкую землю», выле-чи-вает ноги.

В степи Иван Севе-рьяныч встре-чает чува-шина, но отка-зы-ва-ется с ним идти, потому как тот одновре-менно почи-тает и мордов-ского Кере-мети, и русского Николая Чудо-творца. На пути попа-да-ются русские, они крестятся и пьют водку, но прого-няют «беспас-порт-ного» Ивана Севе-рья-ныча. В Астра-хани странник попа-дает в острог, откуда его достав-ляют в родной город. Отец Илья отлу-чает его на три года от прича-стия, но сделав-шийся бого-мольным граф отпус-кает «на оброк», и Иван Севе-рьяныч устра-и-ва-ется по конской части. После того как он помо-гает мужикам выбрать хорошую лошадь, о нем идет слава как о чародее, и каждый требует расска-зать «секрет». В том числе и один князь, берущий Ивана Севе-рья-ныча к себе на долж-ность конэ-сера. Иван Севе-рьяныч поку-пает для князя лошадей, но пери-о-ди-чески у него случа-ются пьяные «выходы», перед кото-рыми он отдает князю на сохран-ность все деньги для покупок. Когда князь продает прекрасную лошадь Дидону, Иван Севе-рьяныч сильно печа-лится, «делает выход», но на этот раз остав-ляет деньги при себе. Он молится в церкви и отправ-ля-ется в трактир, где встре-чает «препус-тейши-пустого» чело-века, утвер-жда-ю-щего, что пьет, потому как «добро-вольно на себя слабость взял», чтобы другим легче было, и бросить пить ему христи-ан-ские чувства не позво-ляют. Новый знакомый накла-ды-вает на Ивана Севе-рья-ныча магне-тизм для осво-бож-дения от «усерд-ного пьян-ства», а с тем чрез-вы-чайно его поит. Ночью Иван Севе-рьяныч попа-дает в другой трактир, где тратит все деньги на прекрасную певунью цыганку Грушеньку. Пови-нив-шись князю, он узнает, что хозяин и сам за Грушеньку полсотни тысяч отдал, выкупил её из табора и поселил в своем доме. Но князь — человек пере-мен-чивый, ему надо-едает «любовное слово», от «изумрудов яхон-товых» в сон клонит, к тому же конча-ются все деньги.

Отпра-вив-шись в город, Иван Севе-рьяныч подслу-ши-вает разговор князя с бывшей любов-ницей Евге-нией Семе-новной и узнает, что его хозяин соби-ра-ется жениться, а несчастную и искренне полю-бившую его Грушеньку хочет выдать замуж за Ивана Севе-рья-ныча. Вернув-шись домой, он не застает цыганку, которую князь тайно отвозит в лес на пчельню. Но Груша сбегает от своих охранниц и, грозя, что станет «стыдною женщиной», просит Ивана Севе-рья-ныча её утопить. Иван Севе-рьяныч просьбу испол-няет, а сам в поисках скорой смерти выдает себя за крестьян-ского сына и, отдав все деньги мона-стырю как «вклад за Грушину душу», идет на войну. Он мечтает погиб-нуть, но «ни земля, ни вода прини-мать не хочет», а отли-чив-шись в деле, расска-зы-вает полков-нику об убий-стве цыганки. Но слова эти не подтвер-жда-ются направ-ленным запросом, его произ-водят в офицеры и отправ-ляют в отставку с орденом святого Георгия. Восполь-зо-вав-шись реко-мен-да-тельным письмом полков-ника, Иван Севе-рьяныч устра-и-ва-ется «справ-щиком» в адресный стол, но попа-дает на ничтожную букву «фиту», служба не ладится, и он уходит в артисты. Но репе-тиции проходят на страстной неделе, Ивану Севе-рья-нычу доста-ется изоб-ра-жать «трудную роль» демона, да к тому же, засту-пись за бедную «дворя-ночку», он «треплет за вихры» одного из арти-стов и уходит из театра в мона-стырь.

По словам Ивана Севе-рья-ныча, мона-стыр-ская жизнь его не тяготит, он и там оста-ется при лошадях, но прини-мать старший постриг не считает для себя достойным и живет в послу-шании. На вопрос одного из путников он расска-зы-вает, что вначале ему являлся бес в «соблаз-ни-тельном женском образе», но после усердных молитв оста-лись только маленькие бесы, «дети». Однажды Иван Севе-рьяныч зару-бает беса топором, но он оказы-ва-ется коровой. А за другое избав-ление от бесов его на целое лето сажают в пустой погреб, где Иван Севе-рьяныч откры-вает в себе дар проро-че-ства. На корабле Иван Севе-рьяныч оказы-ва-ется потому, что монахи отпус-кают его на бого-мо-ление в Соловки к Зосиме и Савватию. Странник призна-ется, что ожидает близкой смерти, потому как дух внушает опол-чаться и идти на войну, а ему «за народ умереть хочется». Закончив рассказ, Иван Севе-рьяныч впадает в тихую сосре-до-то-чен-ность, вновь ощущая в себе наитие таин-ствен-ного веща-тель-ного духа, откры-ва-ю-ще-гося лишь младенцам.

Несколько путешественников, плывя по Ладожскому озеру, разговорились с недавно севшим на их корабль пожилым человеком огромного роста и богатырского телосложения. Судя по одежде, он готовился к поступлению в монахи. По характеру незнакомец был простодушен и добр, однако замечалось, что он много повидал на веку.

Он представился Иваном Северьянычем Флягиным и сказал, что прежде много странствовал, добавив: «Всю жизнь свою я погибал, и никак не мог погибнуть». Собеседники уговорили его поведать о том, как это было.

Лесков. Очарованный странник. Аудиокнига

Лесков «Очарованный странник», глава 2 – краткое содержание

Иван Северьяныч родился в Орловской губернии и происходил из крепостных людей графа К. Отец его был господским кучером, и сам Иван вырос в конюшне, с юных лет узнав о лошадях всё, что только можно о них узнать.

Когда он подрос, то тоже стал возить графа. Раз во время такого пути ему не уступил узкую дорогу воз с заснувшим сверху на сене старым монашком. Обгоняя его стороной, Иван вытянул этого монаха по спине кнутом. Продирая глаза, тот спросонок свалился под колесо своей телеги – и был раздавлен насмерть.

Дело замяли, однако погибший монашек в тот же день явился Ивану во сне. Он с укором предрёк ему в будущем тяжёлую жизнь. «Будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, а потом пойдёшь в чернецы».

Предсказание тут же стало сбываться. Вёз Иван своего графа по дороге у крутой горы – и в самом опасном месте спуска у экипажа лопнул тормоз. Передние кони уже свалились в страшную пропасть, но задних Иван удержал, бросившись на дышло. Господ он спас, но сам, провисев немного, полетел с той горы вниз – и уцелел лишь неожиданным счастьем: упал на глиняную глыбу и на ней до дна как на салазках скатился.

Лесков «Очарованный странник», глава 3 – краткое содержание

Вскоре завёл он у себя в конюшне голубя и голубочку. Но голубят, у них рождавшихся, повадилась воровать и есть одна кошка. Иван поймал её, высек кнутом и хвост ей отрубил.

Кошка эта оказалась господской. Прибежала бранить за неё Ивана графинина горничная и по щеке его ударила. Тот погнал её грязной метлой. За это Ивана жестоко выпороли и послали на нудную работу: стоя на коленках мелкие камешки для дорожек графского английского сада молотком бить. Так невмоготу стало Ивану, что решил он повеситься. Пошёл в лес и уже с петлёй на шее с дерева прыгнул, как вдруг перерезал верёвку невесть откуда взявшийся цыган. Со смехом предложил он Ивану от господ убежать и заняться вместе с ним конокрадством. Не хотел Иван по воровской стезе идти, но иного не оставалось.

Лесков «Очарованный странник», глава 4 – краткое содержание

В ту же ночь вывел он из барской конюшни двух лучших лошадей. Ускакали они с цыганом в Карачев и там коней дорого продали. Но цыган из всей выручки дал Ивану лишь рубль, сказав: «Это потому, что я мастер, а ты еще ученик». Обозвал его Иван подлецом и разошёлся с ним.

За последние деньги сделал он себе через писаря отпускной вид с печатью в Николаев, приехал туда и поступил на работу к одному барину. У барина того жена с ремонтёром (армейским скупщиком лошадей) бежала, а дочь маленькая осталась. Поручил он Ивану её нянчить.

Дело это было лёгкое. Водил Иван девочку на морской берег, сидел с ней там целый день и козьим молочком попаивал. Но раз явился ему в дремоте монах, которого он на дороге убил, и сказал: «Пойдем, Иван, брат, пойдем! тебе еще много надо терпеть». И показал ему в видении степь широкую и диких конников, по ней скачущих.

А к девочке на морской берег стала мать её тайком ходить. Уговаривала она Ивана, чтобы он дочку ей отдал, сулила за это тысячу рублей. Но Иван не хотел своего барина обмануть.

Лесков «Очарованный странник», глава 5 – краткое содержание

Новый муж девочкиной матери, улан-ремонтёр, тоже на берег пришёл. Сначала они с Иваном подрались, ту самую тысячу рублей по берегу разбросав, а потом Иван, сжалившись, дочку матери и так отдал, да и бежал от хозяина вместе с этой матерью и уланом. Доехали они до Пензы, а там улан и с женой дали Ивану двести рублей, и побрёл он нового места искать.

За рекой Сурой тогда торг конями шёл. Татарская орда хана Джангара целые табуны из своих Рынь-песков пригнала. На последний день торга выгнал Джангар на продажу белую кобылку необычайной резвости и красоты. Стали спорить за неё два знатных татарина – Бакшей Отучев и Чепкун Емгурчеев. Ни один другому уступить не хотел, и под конец они из-за кобылы наперепор пошли: сняв рубахи, сели друг против друга и начали один другого со всей силы по спине плетью пороть. Кто первый сдастся, тот сопернику кобылу уступит.

Столпились вокруг зрители. Победил Чепкун, ему и кобыла досталась. А Иван-богатырь раззадорился, и захотелось ему самому в таком состязании поучаствовать.

Лесков «Очарованный странник», глава 6 – краткое содержание

А хан Джангар теперь вывел каракового жеребца, ещё лучше той кобылы. Иван сел за него пороться с татарином Савакиреем. Бились плетьми долго, оба кровью истекали, и в конце концов Савакирей мёртвым упал.

Татары претензий не имели – поролись добровольно. Но русская полиция хотела Ивана арестовать за то, что он азиата убил. Пришлось ему бежать с татарами Емгурчеева далеко в Степь, в Рынь-пески. Татары сочли его за лекаря, хотя знал Иван из снадобий только сабур и калганный корень.

Скоро стала мучить его страшная тоска по России. Пробовал Иван убежать от татар, но они его поймали и «подщетинили»: разрезали стопы и набили туда под кожу рубленой коневьей гривы. Стать на стопы стало невозможно: жёсткий конский волос колол, как иглы. Двигаться кое-как удавалось, лишь вывернув ноги, «на щиколотках». Но больше татары русского странника никак не обижали. Дали ему двух жён (одну – девочку лет 13-ти). Через пять лет Ивана послали лечить в соседнюю орду Агашимолы, а та украла «искусного доктора», откочевав далеко в сторону.

Лесков «Очарованный странник», глава 7 – краткое содержание

У Агишимолы дали Ивану двух других жён. От всех них у него были дети, но он их, как некрещёных, своими почти не считал. Посреди степного однообразия тоска по родине мучила всё сильнее. Жуя жёсткую татарскую конину, вспоминал Иван свою деревню: как там на Божий праздник щипят уток и гусей, а пьяненький священник, отец Илья, ходит по домам, выпивает по рюмочке и собирает угощения. У татар же приходилось жить невенчанным, и умереть мог неотпетым. Часто выползал несчастный странник за юрты и потихоньку молился по-христиански.

Лесков «Очарованный странник», глава 8 – краткое содержание

Раз услышал Иван, что пришли в их орду два православных проповедника. Доковылял он до них, упал к ним в ноги и просил выручить от татар. Но те сказали: выкупу дать за тебя у нас нет, а пугать неверных царской силой нам не позволено.

Одного их этих проповедников Иван вскоре неподалёку убитым увидал: с рук и ног кожа содрана, а на лбу крест вырезан. Потом татары и жида так же убили, который пришёл у них иудейскую веру распространять.

Лесков «Очарованный странник», глава 9 – краткое содержание

Вскоре пришли к татарам невесть откуда два странных человека с какими-то ящичками. Стали они пугать орду «богом Талафой», который может вызвать небесный огонь – и «сею же ночью свою силу вам покажет». И той же ночью в степи вправду сначала что-то зашипело, а потом сверху стал разноцветный огонь сыпаться. Иван смекнул, что это фейерверк. Приезжие убежали, но один свой ящик с бумажными трубками бросили.

Иван подобрал эти трубки и сам стал из них огни пускать. Татары, салютов никогда не видавшие, в страхе попадали перед ним на колени. Иван заставил их креститься, а потом заметил, что «едкая земля», из которой были сделаны фейерверки, обжигала кожу. Притворившись больным, стал он тайком эту землю к стопам прикладывать, пока они не загноились, и конская щетина оттуда с гноем не вышла. Дав для острастки новый фейерверк, Иван сбежал от татар, которые гнаться за ним не осмелились.

Прошёл русский странник всю степь и добрался в одиночку до Астрахани. Но там запил, попал в полицию, а оттуда был доставлен к своему графу в имение. Поп Илья отлучил Ивана от причастия на три года за то, что он в Степи многоженствовал. Граф не захотел беспричастного при себе терпеть, велел Ивана высечь и пустить на оброк.

Лесков «Очарованный странник», глава 10 – краткое содержание

Пошёл Иван на ярмарку и стал, как знаток, помогать мужикам, которых обманывали в конской торговле цыгане. Вскоре снискал он большую славу. Один ремонтёр, благородный князь, взял Ивана к себе помощником.

Три года странник отлично жил с князем, зарабатывал на лошадях большие деньги. Князь доверял ему и свои сбережения, потому что часто проигрывался в карты, а Иван в случае проигрыша деньги ему переставал давать. Мучили Ивана лишь повторявшиеся у него время от времени «выходы» (запои). Перед тем как запить, он сам отдавал свои деньги князю.

Лесков «Очарованный странник», глава 11 – краткое содержание

Один раз особенно потянуло Ивана на «выход» – и в момент самый неудобный: князь как раз уехал торговать на другую ярмарку, и отдать деньги было некому. Долго Иван крепился, но во время чаепития в трактире пристал к нему один пустейший завсегдатай. Человечек этот всегда у всех на выпивку клянчил, хоть и уверял, что раньше был дворянин и раз даже к губернаторше голый приехал.

Завёл он с Иваном витиеватый разговор, всё время выпрашивая водки. С ним и сам Иван начал пить. Пропойца этот стал уверять Ивана, что обладает «магнетизмом» и может его от страсти к вину избавить. Но до вечера оба они напились так, что едва себя помнили.

Лесков «Очарованный странник», глава 12 – краткое содержание

Иван боялся, что «магнетизёр» его обворует, и всё щупал большой свёрток денег у себя за пазухой, но он лежал на месте. Когда оба они вышли из трактира, проходимец и на улице бормотал какие-то заклинания, а потом довёл Ивана до дома с освещёнными окнами, откуда доносилась гитара и громкие голоса – и куда-то исчез.

Лесков «Очарованный странник», глава 13 – краткое содержание

Войдя в дом, Иван увидел краем глаза, как какой-то цыган «магнетизёра» через заднюю дверь выводил со словами: «Вот тебе пока полтинник, а если нам от него польза будет, мы тебе за его приведение еще прибавим». Повернувшись к Ивану, тот же цыган пригласил его «песен послушать».

В большой комнате увидел пьяный Иван много народа, немало было там и городских богачей. Между публики ходила неописуемой красы цыганка Груша с подносом. Угощала она гостей шампанским, а те взамен клали на поднос ассигнации. По знаку старшего цыгана девушка эта с поклоном подошла и к Ивану. Богачи стали носы морщить: зачем мужику шампанское. А Иван, выпив бокал, кинул на поднос больше всех: сторублёвку из-за пазухи. Тут же несколько цыган бросились к нему и посадили в первый ряд, рядом с исправником.

Цыганский хор плясал и пел. Груша томным голосом исполнила жалобный романс «Челнок» и опять пошла с подносом. Иван бросил ещё одну сторублёвку. Груша его за это поцеловала – как ужалила. Вся публика плясала с цыганами. Вокруг Груши стал увиваться какой-то молодой гусар. Иван выскочил между ними и стал одну за другой метать сторублёвки Груше под ноги. Потом загрёб из-за пазухи всю оставшуюся кучу – и тоже бросил.

Лесков «Очарованный странник», глава 14 – краткое содержание

Он сам не помнил, как домой добрался. Утром вернулся с другой ярмарки проигравшийся в пух и прах князь. Стал он просить у Ивана денег на «реванж», а тот в ответ рассказал, как целых пять тысяч спустил на цыганку. Князя был ошеломлён, но не стал корить Ивана, сказав: «я и сам такой же, как ты, беспутный».

Попал Иван в больницу с белой горячкой, а выйдя оттуда, поехал каяться к князю в деревню. Но тот ему рассказал, что сам, увидев Грушу, отдал не пять тысяч, а пятьдесят, чтобы её отпустили к нему из табора. Князь для цыганки всю свою жизнь перевернул: в отставку вышел и имение заложил.

Груша уже жила у него в деревне. Выйдя к ним, она запела под гитару грустную песню про «печаль сердечную». Князь рыдал, сидя на полу и обняв цыганский башмачок.

Лесков «Очарованный странник», глава 15 – краткое содержание

Ветреному князю Груша скоро наскучила. Затосковала она и часто рассказывала Ивану, как её мучит ревность.

Обедневший князь искал способа возместить свои убытки. Он часто ездил в город, и Груша волновалась: нет ли у него там новой пассии. В городе жила прежняя любовь князя – благородная и добрая Евгенья Семёновна. У неё была дочь от князя, который купил им двоим доходный дом для обеспечения, но сам к ним почти не ездил.

Будучи раз в городе, Иван заехал к Евгенье Семёновне. Вдруг приехал и князь. Евгенья скрыла Ивана в гардеробной, и он слышал оттуда весь их с князем разговор.

Лесков «Очарованный странник», глава 16 – краткое содержание

Князь уговаривал, чтобы Евгения заложила дом, чтобы достать для него тысяч двадцать денег. Он объяснял, что хочет разбогатеть, купив суконную фабрику и развернув торговлю яркими тканями. Но Евгения сразу догадалась: князь просто собирается дать за фабрику задаток, прослыть от этого богачом, жениться на дочери предводителя – и разбогатеть не от сукон, а от её приданого. Князь сознался, что его план именно таков.

Благородная Евгения согласилась дать на дом закладную, но спросила у князя: а куда же он денет свою цыганку? Князь ответил: Груша дружит с Иваном, я поженю их и построю им дом.

Князь приступил к покупке фабрики, а Ивана послал доверенным на ярмарку в Нижний, набрать заказов. Однако, вернувшись, Иван увидел, что Груши уже нет в деревне. Говорили: князь её куда-то увёз.

Уже готовили свадьбу князя с дочерью предводителя. Иван, тоскуя по Груше, не находил себе места. Раз он в волнении вышел на крутой речной берег и в отчаянии начал звать цыганку. А она вдруг появилась откуда ни возьмись и повисла у него на шее.

Лесков «Очарованный странник», глава 17 – краткое содержание

Вся оборванная, находясь при конце беременности, Груша дрожала от исступлённой ревности. Она всё повторяла, что хочет убить невесту князя, хотя сама признавала: та ни в чём не виновата.

Лесков «Очарованный странник», глава 18 – краткое содержание

Груша рассказала, что когда Иван был в Нижнем, князь однажды пригласил её покататься в коляске – и завёз на какую-то пчельню в чаще леса, сказав: ты теперь будешь жить не у меня, а здесь, в доме под присмотром трёх девок-однодворок.

Но Груше вскоре удалось бежать оттуда: она обманула девок во время игры в жмурки. Ускользнув от них, цыганка пошла к дому князя – и вот, встретила Ивана.

Груша просила, чтобы Иван убил её, иначе она сама погубит невинную невесту князя. Вынув из иванова кармана складной нож, она совала его ему в руки. Иван в ужасе отпихивал нож, однако Груша в ярости сказала: «не убьёшь, я всем вам в отместку стану самою стыдной женщиной». Ножом он её ударить не смог, но спихнул с крутизны в реку, и цыганка утонула.

Лесков «Очарованный странник», глава 19 – краткое содержание

Иван в отчаянии побежал, куда глаза глядят. Ему чудилось, что рядом летит грушина душа в виде девочки с крыльями. Случайно он встретил старичка со старушкой, ехавших на телеге. Узнав, что их сына хотят забрать в рекруты, Иван согласился, сменив имя, пойти вместо него в армию. Так он думал хоть отчасти искупить свои грехи.

Более пятнадцати лет он провоевал на Кавказе. В сражении у одного ущелья, где внизу текла река, несколько солдат пытались под выстрелами мятежных горцев переплыть на другой берег, но все погибли от пуль. Когда других охотников не осталось, сделать то же самое вызвался странник-Иван. Под градом выстрелов он добрался до другого берега реки и навёл мост. Плывя, Иван имел видение: над ним летела Груша и загораживала его крыльями.

За этот подвиг он получил офицерский чин, а вскоре – и отставку. Но офицерство не принесло с собой достатка. Отставник Иван помыкался некоторое время то на мелкой конторской должности, то актёром балагана, а потом решил ради пропитания пойти в монастырь. Там его определили кучером.

Лесков «Очарованный странник», глава 20 – краткое содержание

Так закончились мытарства очарованного странника. Правда, в монастыре Ивану поначалу часто докучали бесы, но он противостоял им постами и усердными молитвами. Иван Северьяныч стал читать духовные книги, а от этого – «пророчествовать» о скорой войне. Игумен отправил его богомольцем в Соловки. В этой поездке странник и встретился на Ладоге со слушателями своего рассказа. Повествования собственной жизни он исповедал им со всею откровенностью простой души.

Богатое творчество Лескова, хоть и не лишено противоречий, но отличается художественной и эстетической ценностью. Его произведения сочетают реализм и романтическую мечту. Отличает их масса конкретных, порою документальных подробностей, натуралистические зарисовки и глубокая обобщенность воссоздаваемых картин. Яркий пример тому - повесть Лескова «Очарованный странник», краткое содержание которой представлено в этой статье.

Творчество писателя

В своих произведениях Лесков представлял неизвестные области жизни, заставляя читателя посмотреть на весь русский мир. Повествовал он и об «отходящей самодумной Руси», и о современной ему действительности. Более тридцати пяти лет отслужив литературе, он всегда оставался демократичным художником и гуманистом. Лесков выступал в защиту достоинства человека и ратовал за свободу совести, воспринимая человека как личность, которую недопустимо приносить в жертву мнениям и идеям. Ознакомившись подробно с кратким содержанием «Очарованного странника» Лескова, можно заметить, что в художественном исследовании автор искал истину и открыл для читателей много прекрасного и ранее неизвестного. Поэтому не оценить его писательский подвиг невозможно.

Детство писателя прошло в деревне, и навсегда запали в его память старинные предания и легенды, крестьянские поверья, которые он слышал от дворовых и нянек. Он всегда испытывал интерес к народному творчеству, оценить духовность народа без которого невозможно. Постижение родной страны и связь с народом рождались непосредственно в общении. Он знал русского человека и русскую историю. Подчеркивал героический характер старины и величие народных подвигов. Как никто другой Лесков мог передать внутренний мир простого человека. К таковым можно отнести замечательные произведения «На краю света», «Соборяне», «Павлин», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник» (очень краткое содержание повести - в этой статье).

Образ России

Лесков всегда стремился служить отчизне «словом правды и истины», и каждое его произведение - это художественная мелодия, рождающаяся на основе реальных событий, обращающаяся к прошлому и наводящая на размышления о будущем. Например, «Очарованный странник», повесть, о которой пойдет речь в этой статье, написана в XIX веке, но время, о котором рассказывает писатель, чем-то похоже на нашу действительность. Основной образ в ней - Россия. Но описывает ее автор, раскрывая характеры русских людей, центральных персонажей повести: Ивана Флягина, князя, цыганки Груни и других. В кратком содержании «Очарованного странника» Нниколая Семеновича Лескова будет возможность познакомиться ближе с этими героями.

С присущим ему мастерством Лесков рассказывает не только о людях, но открывает черты русского характера. Несомненно, все люди разные, но общенациональная черта - это пассивность. Автор умело раскрывает причину этого на примере простого русского мужика Флягина. Сюжет повести - описание жизни Ивана и испытаний, выпавших на его долю. Он был рожден в крестьянской семье и предназначен для служения Богу. Иван совершал серьезные преступления, не желая этого, всем сердцем раскаиваясь, укоряя себя за грехи. Убийство монаха и любимой женщины были случайны, по сути, он совершил их под действием злого рока и не был виновен. В конце концов он становится монахом и очищается от грехов. Флягин нашел успокоение, обрел тихое счастье в монастыре.

В «Очарованном страннике» Н. С. Лескова (краткое содержание в этой статье) кроется глубокий смысл. На примере своих героев Лесков показал Россию. Страдающую, несчастную, постоянно сражающуюся со злым роком, как Иван Флягин. Любящую и романтическую, молодую и свободолюбивую, как цыганка Груня. Полюбил ее богатый князь и хотел сделать против ее воли своей женой. Заставив полюбить себя, бесчестный князь в итоге бросил ее. Несчастная, любящая и свободная Груня. Нет более точной характеристики для образа России. Судьба девушки грустная - Груня погибла, но осталась свободной. Зачастую политические взгляды писателя оборачивались тяжелой драмой - его произведения неправильно истолковывались и вызывали бурю осуждения и критики. Но писатель, с его обостренным интересом к русской культуре и тонким ощущением народной жизни, создал удивительный и неповторимый художественный мир.

История написания

Исследователи творчества Лескова утверждают, что «Очарованный странник» задуман автором после путешествия по Ладожскому озеру в 1872 году. Работу над ним он завершил в 1873 году. Первоначально произведение носило название «Черноземный Телемак», и сам автор говорил, что это не повесть, а рассказ. Краткое содержание «Очарованного странника» ниже, а сейчас вы читаете историю создания произведения, которое автор послал в «Русский вестник», где получил отказ. Внеся в текст правки и изменив название на «Очарованный странник», автор отправил рукопись в «Русский мир», и она увидела свет в 1873 году. Первая публикация имела посвящение Сергею Егоровичу Кулешову. Но впоследствии оно было снято. Отдельным изданием «Очарованный странник» вышел в 1874 году. Прототипом хозяина Ивана, графа К., является жестокий и расточительный граф С. М. Каменский, количество дворовых у него доходило до 400 человек.

Новый пассажир

Начнем краткое содержание «Очарованного странника» со знакомства с пассажирами судна, идущего по Ладожскому озеру к Валааму. Судно причаливает у пристани в Кореле. Многие пассажиры сошли на берег и из любопытства съездили в старый русский поселок, после посещения которого, естественно, о нем зашла речь. Склонный к философским суждениям, пассажир заметил, что отчего-то принято неугодных в Петербурге людей отправлять куда-нибудь в убыток казне, хотя рядом со столицей есть Корела.

Вскоре к разговору присоединился новый пассажир богатырского телосложения. И, судя по всему, простодушный и добрый незнакомец готовился стать монахом. С первого взгляда было ясно, что на своем веку этот человек повидал многое. Он, представившись Иваном Северьянычем Флягиным, поделился с собеседниками, что много путешествовал и попадал в такие передряги, что несколько раз «погибал, и не мог погибнуть». Они уговорили его рассказать об этом.

Предсказание старого монаха

Продолжим краткое содержание «Очарованного странника» с рассказа Флягина о себе. Родился и вырос он в Орловской губернии в крепостной семье. Отец был кучером, и Иван с детских лет знал о лошадях все, что только можно знать. Когда подрос, стал так же, как и отец, возить графа. Как-то раз не уступил ему дорогу воз, в котором задремал старый монах. Иван, обойдя его стороной, вытянул кнутом по спине монаха. Тот спросонья свалился с воза под колеса телеги и погиб. Дело замяли, но монах явился во сне и предрек, что будет Иван погибать, но не погибнет, а потом пойдет в монахи.

Предсказание тут же начало сбываться. Вез он господ по крутой дороге, и у экипажа в самом опасном месте лопнул тормоз. Передние лошади уже свалились в пропасть, а задних удалось задержать, бросившись на дышло. Господ Иван спас, но сам улетел в пропасть. Спасло Ивана только чудо - он упал на глиняную глыбу и до самого дна пропасти катился на ней как на салазках.

Побег Ивана

Вскоре завел Иван на конюшне голубей. Но повадилась кошка таскать голубят, поймал он ее и отрубил хвост. Прибежала горничная, кошка-то была господской, стала бранить Ивана и ударила его по щеке. Тот прогнал ее. Ивана выпороли и отправили камешки для дорожек в саду молотком бить. Краткое содержание «Очарованного странника» не может передать, насколько это трудная и нудная работа. Но устал Иван целый день на коленях ползать, совсем невмоготу стало, и решил он повеситься. Отправился в лес и прыгнул с дерева с веревкой на шее. Перерезал ее цыган, неизвестно откуда появившийся. Он и предложил Флягину убежать от господ и заняться конокрадством. Воровать Ивану не хотелось, но и возвращаться нельзя было.

В ту же ночь они увели из барской конюшни лучших лошадей и ускакали в Карачев. Коней продали, за что Иван получил только рубль. Повздорил Иван с цыганом, на этом они и расстались. Сделал себе Иван отпускной лист и поступил на работу к барину, от которого жена сбежала, оставив маленькую дочь. Вот к ней и приставили Ивана нянькой. Девочку Иван водил по морскому берегу и молоком козьим поил. Но явился ему как-то монах во сне и сказал, что много еще Ивану надо терпеть, и показал видение - степь и скачущих конников. К девочке стала мать тайком от барина хаживать и уговаривать Ивана отдать ей дочку за хорошие деньги. Но не хотел он барина обманывать.

На торгах

Продолжим краткое содержание «Очарованного странника» со сцены на морском берегу. Пришел к Ивану новый муж барыни и учинил драку. Пожалел Иван мать, и отдал ей девочку. Пришлось бежать вместе с ними. Доехал до Пензы, там они Ивану дали двести рублей, и отправился он новое место себе искать. За рекой шел бойкий торг конями. В последний день торга пригнали на продажу белую кобылу необычайной красоты и резвости. Между двумя знатными татарами завязался спор из-за нее - никто из них не хотел уступать. Сели они друг напротив друга и стали хлестать один другого - кто первый сдастся, тот и проиграл. Победитель получил кобылу, а Иван раззадорился - захотел сам в таком состязании поучаствовать.

Вывели на торг каракового жеребца, стократ лучше той кобылы, и пошел Иван с татарином биться. В конце концов соперник его замертво свалился. Татары претензий не имели - спор честный был, но русская полиция пришла арестовать его. Пришлось Ивану бежать с татарами в Рынь-пески.

Жизнь в степи

Начиная с шестой главы, краткое содержание «Очарованного странника» рассказывает о жизни Ивана в степи. Приняли татары его за лекаря. Все бы ничего, да стала его тоска по России мучить. Попробовал убежать, но поймали его и «подщетинили» - разрезали кожу на стопе и набили туда лошадиной рубленой гривы. Конский волос колол ногу, как иглы, и двигаться приходилось, лишь вывернув ногу. Больше его не обижали, дали даже двух жен. Лет через пять послали его в соседнюю орду «лечить», а те его увезли с собой «искусного доктора» и дали ему других двух жен. От всех жен у Ивана были дети, которых он своими не считал, поскольку некрещеные.

Тоска по родным краям мучила все сильнее. Жевал жесткую конину Иван и вспоминал свою родную деревеньку: на Божий праздник заколют уток да гусей, а священник ходит по домам, собирает угощение да выпивает по рюмашечке. Приходилось Ивану жить у татар невенчанным, глядишь, и помрет не отпетым. Выползал он за юрты и молился по-христиански.

Огонь с неба

Услышал однажды Иван, что пришли к татарам проповедники христианские. Повествует об этом девятая глава «Очарованного странника». Краткое содержание не может передать радости Ивана - загорелась в его сердце искра надежды. Нашел он проповедников, упал в ноги, чтобы забрали они его от татар. Но денег выкупить Ивана у них не было, а пугать царем неверных им недозволенно. Одного из проповедников Иван потом нашел убитым, и на лбу крест был вырезан. Так же поступили татары и с человеком, распространяющим иудейскую веру.

Вскоре пришли два каких-то странных человека с ящичками и стали пугать татар «богом Талафой», низвергающим с неба огонь. И в ту же ночь с неба стал сыпаться разноцветный огонь. Иван сразу смекнул, что это фейерверк и, подобрав эти трубки, стал сам огни пускать. Татары, никогда не видавшие салют, упали на колени. Нехристей Иван заставил креститься, а потом заприметил, что «едкая земля» из фейерверков, обжигает кожу. Стал он ее к стопам своим прикладывать, пока конская щетина не вышла.

Сбежал он от татар, для острастки «дав им» новый фейерверк. Татары не решились его преследовать. Прошел Иван всю степь, добрался до Астрахани. На родной земле запил Иван. Попал в полицию, а те отвезли его в имение к его графу. Поп Илья отлучил Флягина от церкви на три года - за многоженство в степи. Граф не решился непричастного терпеть подле себя, велел его высечь и пустить на оброк.

Цыганка Груня

Продолжаем краткое содержание «Очарованного странника» Лескова. Глава десятая повествует о находчивости Ивана. Отправился он на ярмарку и стал помогать там советами мужикам, обманутым в конной торговле. Снискал Иван большую славу и взял его один благородный князь к себе в помощники. Три года он жил у князя, зарабатывая хорошие деньги. Хозяин вверил Флягину и свои сбережения, потому как частенько проигрывался в карты. А Иван ему переставал денег давать. Страдал Иван только от временных запоев. И перед тем как запить, он в свою очередь отдавал князю деньги.

Один раз потянуло Ивана «запить», а князя на тот момент не оказалось в городе. Деньги отдать было некому. К вечеру так набрался, что едва себя помнил. Иван все боялся, что собутыльник его обворует и нащупывал сверток у себя за пазухой. Когда они вышли из трактира, он довел Ивана до какого-то дома и исчез.

О дальнейших приключениях Ивана рассказывает тринадцатая глава «Очарованного странника» Лескова. Краткое содержание продолжим рассказом о встрече Ивана с цыганкой Грушей. Иван вошел в дом, где пели цыгане. Народу здесь собралось много, а меж ними ходила необыкновенной красоты цыганка Груша. Она угощала гостей шампанским, а те клали ей на поднос ассигнации. Девушка подошла к Ивану, а богатеи стали носы воротить, мол, зачем мужику шампанское. Флягин, выпив стакан, бросил на поднос денег поболее всех. Тут цыгане посадили его в первый ряд. Цыганский хор пел и плясал. Груша ходила с подносом, а Иван одну за другой кидал ей сторублевки. Потом загреб в охапку оставшиеся деньги и бросил ей на поднос.

Женитьба князя

Не помнил Иван, как домой добрался. Князь, вернувшись утром, проигравшийся в пух и прах, стал просить у Флягина денег. Тот и рассказал ему, как истратил пять «тыщ» на цыганку. Допился Иван, что в больницу попал с белой горячкой, а после поехал к князю каяться. Но тот ему рассказал, что, увидев Грушу, отдал за нее пятьдесят тысяч, чтобы ее из табора отпустили. Груша жила у князя. Запела она грустную песню, а князь сидел и рыдал.

Скоро Груша князю наскучила. Он стал часто ездить в город, и Груша заволновалась, не нашел ли кого себе князь? С прежней любовью князя знакомит пятнадцатая глава повести «Очарованный странник». Краткое содержание начнем с рассказа о Евгении Семеновне. От князя у нее была дочь, и он купил им доходный дом, чтобы они не бедствовали. Как-то Иван заехал к Евгении Семеновне, и тут приехал князь. Хозяйка спрятала Ивана в гардеробной, и он слышал весь их разговор.

Князь уговаривал ее, чтобы она заложила дом и дала ему денег - купить фабрику. Но Евгения Семеновна быстро сообразила, что не фабрику хочет он купить, а жениться на дочери фабриканта. Согласилась она, но поинтересовалась, а куда он Грушу денет? Князь сказал, что поженит Ивана с Грушей и построит им дом. Но Груша куда-то исчезла. Готовили свадьбу князя, а Иван тосковал по Груше. Гулял как-то по берегу, вдруг появилась Груша и повисла у него на шее.

Оборванная, грязная, на последнем месяце беременности, Груша исступленно повторяла, что убьет князеву невесту. Рассказала цыганка, что однажды князь пригласил ее покататься в карете, а сам обманул - увез ее в какой-то дом под присмотр трех девок. Но Груше удалось убежать от них. И вот она здесь. Груша умоляла Ивана убить ее, иначе она погубит невесту князя. Иван Грушу оттолкнул, и она упала в реку и утонула.

В монастырь

Побежал Иван, куда глаза глядят, и мерещилось ему, что Грушина душа за ним следом летит. Встретил по пути старика со старухой. Узнал от них, что сына их в рекруты забирают, и напросился вместо него. Пятнадцать лет воевал Иван на Кавказе. Краткое содержание повести «Очарованный странник» не сможет рассказать обо всех геройствах Ивана. Но в одном из сражений вызвался он переплыть реку под обстрелом горцев, чтобы навести мост. За это Ивана представили к награде и дали офицерский чин. Но это не принесло ему достатка. Ушел в отставку Иван, помыкался на конторской должности, а потом пошел в монастырь, где определили его кучером.

Так закончились Ивановы мытарства. Правда, в монастыре Ивану докучали поначалу бесы, но он противостоял им молитвами и постами. Читал «духовные книги» и пророчествовал о скорой войне. Отправил его игумен на Соловки богомольцем. В этой поездке он и встретился со своими слушателями. А о своей жизни он поведал им со всею откровенностью. Так закачивается последняя, двадцатая глава «Очарованного странника» и краткое содержание. Подробно узнать о герое, его злоключениях, переживаниях и мыслях можно только в оригинале.

Анализ произведения

Здесь мастерство рассказчика Лескова достигло высшей точки. И поскольку повествование ведется от первого лица, автор дал волю словесной изобретательности. События развиваются с захватывающей дух скоростью, автор рассказывает о них в быстром темпе, насыщая выразительными и живописными подробностями. Как можно было убедиться, ознакомившись с кратким содержанием, «Очарованный странник» Лескова - это полная необычных событий жизнь авантюриста поневоле. Хочет он того или нет, но он, как заколдованный, попадает из одного злоключения в другое.

Герой повести - выросший на барской конюшне крепостной крестьянин. Неуемная жизненная энергия этого «естественного человека» толкает его в самом начале жизни на безрассудные поступки. Природная сила, которая по его жилам «переливалась живчиком», роднит молодого Флягина с героями русских былин, сходство с которыми автор упомянул с первых строк. Таким образом Лесков отметил, что характер персонажа имеет корни в жизни и истории русского народа. Но богатырская сила долго дремлет в Иване Северьяныче и он до поры живет вне добра и зла, в его поступках проявляется беспечность, которая в итоге приводит к самым драматическим последствиям. Судя по всему, он особо ими не тяготится, но убиенный им монах является ему в сновидениях и предсказывает тяжелые испытания.

Осознание себя

«Очарованный богатырь» с присущим ему артистизмом выходит на более высокий уровень жития. Свойственное ему чувство прекрасного постепенно перерастает только внутренним переживанием, а обогащается горячими привязанностями ко всему, что вызывает у него любование. Эпизод, где он встречается с цыганкой Груней, прекрасно представляет развитие этих чувств. Знаток лошадей и ценитель их красоты, он открывает для себя совершенно новую «прекрасность» - красоту таланта и женщины. Очарование этой девушкой раскрыло полностью душу Ивана. И он стал понимать другого человека, чувствовать чужое страдание, научился проявлять братскую любовь и преданность. Он настолько тяжело пережил гибель Груши, что стал «другим человеком».

В этот, можно сказать, новый период жизни, на смену своеволию пришла целеустремленность, поднимая его на новую нравственную чистоту. Теперь Иван думает только о том, как отмолить свои грехи. Вместо новобранца он отправляется на Кавказ и доблестно служит. Но он еще недоволен собой. Напротив, в нем все громче звучит голос совести, и он чувствует себя «великим грешником». Он спокойно и просто говорит случайным попутчикам, что ему хочется «помереть за народ». Образ «очарованного богатыря», созданный автором, позволяет осмыслить будущее и настоящее народа. По мысли Лескова, народ - это младенец, имеющий неисчерпаемый запас сил, но едва выходящий на историческую сцену. Понятие «артистизм», которое автор употребил к своему герою, связано не только с природной его одаренностью, но и с крепостью характера, и пробуждением души. В понимании Лескова истинный художник - это человек, одолевший в себе примитивное «я», одним словом, поборовший в себе «зверя».

Жанрово-композиционные особенности

"Очарованный странник" — повесть сложного жанрового характера. Это произведение, в котором используются мотивы народного эпоса и древнерусских жизнеописаний. Это повесть-биография, составленная из нескольких отдельных эпизодов. Подобным образом строились жития святых, такой же принцип характерен и для приключенческих романов. Кстати, само название повести в первоначальном варианте было стилизовано под философские романы. Иван, подобно их персонажам, идет от греха к искуплению вины и покаянию. И как герой жития, Флягин уходит в монастырь. Но уход от житейских перипетий обретает далеко не предопределенный смысл, а почти бытовой: остался Иван «без крова и без пищи», «деться было некуда» и «пошел в монастырь». Монашество продиктовано не выбором героя, а житейской необходимостью. Собственно, и житиям святых известны неожиданные случаи Божьего промысла.

Также с житиями повесть сближают и видения героя. В одном из них была явлена Соловецкая обитель, куда направлялся герой. Об этом не упомянуто в кратком содержании «Очарованного странника». Подробно пророческие сны Флягина и «докучания бесов» отражены в оригинале повести. Еще один ключевой момент повести восходит к ветхозаветному рассказу - рождение Ивана по родительским молитвам, отсылая читателя к рождению долгожданного сына Сары и Авраама.

Жанрообразующими признаками приключенческого романа являются злоключения Флягина - его на каждом шагу подстерегают превратности судьбы. Он не может остановиться в какой-то одной роли - он и кучер, и невольник, объездчик лошадей и нянька, солдат и крепостной, что свойственно героям авантюрных романов. У него так же, как у них, нет своего дома, и он скитается по свету в поисках лучшей доли. Сближает автор своего героя и с былинными богатырями - здесь не только богатырская внешность героя, но и любовь к лошадям, и поединок с басурманином, и караковый жеребец, который скачет так, словно «едет по воздуху». Параллели, приводимые к краткого содержания повести - яркий тому образец) - это примеры «эпоса». Лесков сумел глубоко осознать противоречия русской жизни, проникнуть в особенности русского характера и живо запечатлеть духовную красоту русского народа, открыв новые перспективы в русской литературе.