Осирис в мифологии. Миф об осирисе Сообщение о осирисе

Бог Осирис (Усир) – один из центральных персонажей египетской мифологии.

Это не просто бог подземного мира и судья душ усопших: Осирис почитался прежде всего как бог возрождения и воскресения, пробуждения и обновления природы и человека.

Неординарность этого божества подчёркивается изображением:

  • Осириса изображали в виде спеленутой мумии, имеющей зелёное лицо и свободно расположенные руки;
  • в руках бог держит хекет (скипетр) и нехеху (цеп) – символы царской власти.

Семья

Осирис – сын бога земли Геба и богини неба Нут. Другими словами, этот бог имел как земную, так и небесную сущность. Впоследствии Осирис удостоился чести быть владыкой подземного мира, с тех пор этот бог стал поистине всеобъемлющим.

Биография

Любопытно, что такое древнее божество, как Осирис, имеет насыщенную событиями биографию, сравнимую с жизнеописанием реально существовавших знаменитостей (царей, полководцев, героев). Основной миф об Осирисе – один из самых интересных во всей религиозной системе Древнего Египта.

Было время, когда Египтом правил Ра. Его сменил на троне сын Шу, а того – его сын Геб. После него на престол воссел Осирис – сын Геба. И правление его было весьма плодотворным для страны и её народа. Осирис научил египтян садоводству, земледелию и виноделию. Однако у Осириса был завистник – жестокий Сет, который захотел властвовать вместо него.

Сет был богом войны, смерти, хаоса и разрушения, и с благородным братом-правителем он не церемонился: убил его, после чего смог вполне законно занять трон. Тело Осириса он заблаговременно бросил в Нил. У умершего осталась верная супруга Исида, одновременно приходившаяся ему сестрой. Она нашла то, что осталось от мужа, и долго оплакивала его, пока великий Ра не сжалился над ней.

Он послал Анубиса – бога с шакальей головой, который собрал части тела Осириса, разрубленные Сетом, сложил их в единое целое и запеленал, чтобы получить мумию. Тело было собрано, но не хватало одной части – фаллоса. Исида изготовила его из глины и приложила к мумии мужа. Затем она превратилась в самку коршуна (в другом варианте – сокола), соединилась с мёртвым мужем и забеременела от него.

Так родился Гор, которому была уготована миссия мстителя. Гор поборолся с Сетом и победил его, отстояв своё право занять трон. В этой битве Сет выбил у него глаз, который превратился в священный Уаджет – магический символ. Гор дал его проглотить Осирису, и тот воскрес. Однако он решил не оставаться на земле, оставив её сыну, и отправился в царство мёртвых, где сменил на троне Анубиса.

Анубис же остался в царстве мёртвых в качестве проводника и привратника. Кстати, во время битвы с Сетом Гор отплатил ему как бы тем же, что сделал тот с Осирисом: он кастрировал его, лишив его основной божественной сущности.

За что отвечал Осирис

Осирис был покровителем целого ряда областей, и в зависимости от периода его ункции несколько изменялись.

  • Осирис – умирающее и воскресающее божество.
  • Покровитель производящих сил природы;
  • Покровитель царей;
  • Правитель царства мёртвых, судья, принимающий души умерших.

Сельскохозяйственное божество

На рисунках Осирис всегда или почти всегда изображался в окружении зелени. Даже его корона сплетена из стеблей папируса, а скипетр «джед» состоит из вставленных друг в друга связок тростника. Перед его троном растёт лотос, возвышаются деревья или вьётся виноградная лоза. Виноград особенно часто сопровождает изображения Осириса, который в некоторых случаях полностью увит его зарослями.

Земледельческая функция Осириса говорит о том, что божество это очень древнее – наверное, один из самых древних египетских богов. Умирание и воскресание Осириса – это тоже отражение наблюдений первобытных земледельцев за сменой климатических сезонов, к которым был привязан изначальный календарь. Ритуальные похороны божества символизировали посев семян, его воскрешение – появление всходов, а убийство – срезание колосьев.

Осирис был, пожалуй, первым известным умирающим и воскресающим богом.

  • Воскрешению Осириса предшествовало оплакивание мёртвого тела женщиной (Исидой), в похожем позднеантичном мифе о Геракле его труп оплакивают весталки);
  • После воскрешения божество не захотел оставаться на земле, а перенесся в царство мёртвых (у египтян оно находилось под землёй);
  • Из культа Осириса поздние религии (зороастризм, христианство и др.) позаимствовали образ весов, на которых бог в царстве мёртвых взвешивает добрые и злые дела умерших;
  • Осирис был богом в первую очередь социальных низов, которые надеялись на его справедливый суд и место в раю.

Осирис (в Древнем Египте это имя произносилось, скорее всего, как Усир) – египетский бог чаще всего почитавшийся как владыка загробного мира мёртвых, но теснее связанный с идеями перехода одного в другое, воскрешения и оживления. Он изображался в виде человека с зеленой кожей и бородой фараона, с пеленами мумии на ногах. Осирис носил особую корону с двумя большими страусовыми перьями на каждой стороне, а в руках держал символические посох и цеп. Одно время Осирис считался старшим сыном бога земли Геба , хотя другие источники утверждали, что его отец – бог солнца Ра, а мать – богиня неба Нут . Осирис был братом и мужем богини Исиды, которая после его смерти родила от него сына Гора. Он носил эпитет Хенти-Аменти, означавший «Первый из обитателей Запада» – намёк на его владычество в стране мёртвых. Как правитель мертвых Осирис иногда назывался «царём живущих», ибо древние египтяне считали, что благословенные усопшие являются «истинно живыми». Осирис считался братом богов Исиды, Сета, Нефтиды . Первые сведения об Осирисе восходят к середине эпохи V династии Древнего Египта, хотя вполне вероятно, что ему поклонялись гораздо раньше: эпитет Хенти-Аменти восходит по меньшей мере к I династии, как и титул «фараон ». Большая часть мифов об Осирисе основаны на аллюзиях, содержащихся в Текстах пирамид конца V династии, на гораздо более поздних документальных источниках Нового царства , вроде Камня Шабаки и «Борьбы Гора и Сета» и ещё на позднейших сочинениях греческих авторов, в том числе Плутарха и Диодора Сицилийского.

Осирис считался не только милостивым судьей мертвых в загробной жизни, но и подземной силой, порождавшей всякую жизнь, в том числе растительность и плодородные разливы Нила. Его называли «Владыкой любви», «Вечно добрым и юным» и «Господином Молчания». Правители Египта были связаны с Осирисом после смерти, воскресая, как и он, из мёртвых к вечной жизнь путём магии. Ко времени Нового царства не только фараоны, но и все люди, могли установить связь с Осирисом после смерти, если оплачивали соответствующие ритуалы.

Через образ посмертного возрождения, Осирис стал ассоциироваться с природными циклами, в частности – с ежегодным обновлением растительности и разливами Нила, с восхождением Ориона и Сириуса в начале нового года. Осирису массово поклонялись как Владыке Мертвых до самого подавления старой египетской религии после торжества христианства.

Происхождение имени «Осирис»

Осирис – это греческое и латинское произношение слова, которое передаётся египетскими иероглифами как «Wsjr». Так как иероглифическое письмо не указывает всех гласных, египтологи транслитерируют истинное звучание этого имени по-разному: Асар, Яшар, Асер, Асару, Аусар, Аусир, Усир и т. п.

Для объяснения происхождения этого египетского слова есть несколько гипотез. Джон Гвин Гриффитс (1980) полагает, что оно происходит от корня Wser означающего «мощный». Одна из старейших известных аттестаций Осириса на мастабе покойника – Netjer-Wser (Бог Всемогущий).

Дэвид Лортон (1985) считает, что Wsjr состоит морфем set-jret означающее «поклонение». Осирис – «тот, кто поклонение получает». Вольфхарт Вестендорф (1987) предлагает этимологию от Waset-jret – «Родитель глаза».

В наиболее развитой форме иконографии Осирис изображается в короне Атеф, похожей на белую корону правителей Верхнего Египта, но с добавлением двух вьющихся страусовых перьев на каждой стороне. В руках у него посох и цеп. Посох, как полагают, представляет Осириса как бога пастухов. Символизм цепа менее определён: иногда и его сближают с пастушьим кнутом.

Осириса обычно изображают в виде фараона с зеленым (цвет возрождения) или черным (намёк на плодородный ил Нила) лицом. Его тело ниже груди обёрнуто в пелены мумии . Реже Осириса изображают лунным богом с короной, охватывающей луну. В гороскопах счастливых и несчастливых дней упоминается о связи Осириса с луной.

Осирис. Изображение из гробницы Сенджема, XIX династия

Мифы об Осирисе

Идея посмертного божественного правосудия за грехи, совершённые в жизни, впервые встречается в эпоху Древнего Царства , в надписях одной гробницы VI династии , содержащих фрагменты своеобразной «отрицательной исповеди»: грешник перечисляет не свои грехи, а проступки, которых он не совершал.

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. "Книга мертвых"

С ростом влияния культа Осириса в период Среднего Царства «демократизированная религия» стала сулить даже самым бедным своим адептам перспективу вечной жизни. Главным мерилом личности стала моральная чистота, а не знатность.

Египтяне считали, что после смерти человек предстаёт перед сорока двумя божественными судьями. Если он вел жизнь по предписаниям богини правды Маат, его принимали в Царство Осириса. Если же его признавали виновным, то бросали чудовищу-«Пожирателю», и он не участвовал в вечной жизни.

Человек, отданный Пожирателю, вначале подвергался страшному наказанию, а затем уничтожался. Египетские изображения посмертного наказания через посредство ранних христианских и коптских текстов, возможно, повлияли на средневековые представления об аде.

Те, кто признавался оправданным, очищались на «Пламенном острове», торжествуя триумф над злом и возрождаясь. Проклятых ожидало полное уничтожение и небытие. Представлений о вечных муках у древних египтян не было.

Оправдание на посмертном суде Осириса было главной заботой древних египтян.

Осирис и Серапис

Когда в Египте воцарилась греческая династия Лагидов , её правители решили создать искусственное божество, которому могли бы поклоняться как коренные жители страны, так и эллинские переселенцы. Цель состояла в том, чтобы сблизить обе эти группы друг с другом. Осирис видимым образом отождествлялся со священным быком Аписом . На этой основе и был создан синкретический культ Сераписа , в котором египетские духовные мотивы соединились с греческой внешностью.

Падение культа Осириса

Поклонение Осирису продолжалось до VI века нашей эры на острове Филе (Верхний Нил). Изданные в 390-е годы декреты императора Феодосия I об уничтожении всех языческих храмов там не применялись. Поклонение Исиде и Осирису допускалось на Филе до времен Юстиниана I , по договору императора Диоклетиана с племенами блеммиев и нубийцев. Каждый год эти туземцы посещали Элефантину и время от времени увозили образ Исиды вверх по реке в страну блеммиев для пророчеств. Всему этому был положен конец, когда Юстиниан послал знаменитого полководца Нарсеса уничтожить святилища, переловить священников и захватить божественные изображения, которые были доставлены в Константинополь.

Бог плодородия и царь загробного мира. Сын бога земли Геба и богини неба Нут, отец Гора (Хора), муж и брат Исиды. Став взрослым, Осирис унаследовал трон бога Геба и титул верховного владыки земли. Он обучил людей обрабатывать землю, ыращивать урожаи, соблюдать законы общежития, поклоняться богам. Он дал также людям письменность, знание основ ремесел и искусств. После этого на земле установился золотом век изобилия и счастья.

Однако молочный брат Осириса Сет, задумал убить его и стать земным владыкой. Он подготовил ящик по росту Осириса и пригласил к себе на пир гостем. Украшенный драгоценностями ящик должен был достаться тому, кто сможет удобно разместиться в нем. Когда Осирис по примеру других гостей улегся в него. Сет и его сообщники внезапно закрыли крышку ящика, обвязали веревками и бросили его в реку. Ящик вынесло в открытое море и принесло волнами к фини-кийскому берегу. Там его и нашла Исида. Вернувшись в Египет, Исида спрятала тело Осириса в дельте Нила. Здесь оно было случайно обнаружено охотившимся Сетом. Он разрубил тело на четырнадцать частей и разбросал их по всему Египту. Однако Исида собрала почти все части тела Осириса, соединила их и сделала из умершего мужа первую мумию. Обладая знанием тайн колдовства, Исида смогла родить от мертвого супруга сына Гора. Возмужав, Гор сразился с Сетом и дал мертвому Осирису проглотить свое око. Блягодаря этому Осирис воскрес. Он благословил Гора на борьбу с Сетом, а сам спустился в подземное царство и стал его владыкой. Перед Осирисом взвешивалось сердце умершего человека на весах, чтобы определить меру греховности последнего. Ежегодно в Египте справлялись прадзнования воскресения Осириса, которое знаменовало пробуждение к жизни всей растительной природы.

(УСИР) - бог жизненных сил природы и плодородия, возрождения, царь посмертного существования.
Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах, Усир был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды и Сета, отцом Хора. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Атум-Ра, деда Шу и отца Геба. Осирис, правил на Земле и центром его благословенной земли был Египет. Осирис научил людей хорошим нравам и обычаям, отучив от людоедства. От него люди узнали, как выращивать злаки и виноград, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, строить города, лечить, почитать богов, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Возможно, это свидетельствует о том, что первые мифы об Осирисе как реальном культурном герое истории зародились еще в каменно-медном веке - неолите. египтологи на сегодня могут приблизительно описать это время промежутком между VI-V тысячелетиями до.н.э. Связный рассказ об Осирисе, Исиде, Сете и Горе можно изложить так. Родился у Геба и Нут первенец на радость им и владыке Вселенной Ра,который возвестил о появлении могучего бога, владыки земли, творящего добро. Следующим ребенком был Сет, сильный и выносливый, а за ним - две сестры: Исида и Нефтида.
Став царем, Осирис вывел людей из дикости, обучив земледелию и ремеслам. Женой его стала Исида, владевшая духовным искусством и магией. Люди прославляли своего мудрого и доброго царя. Однако был у него злобный завистник - Сет, мечтавший завладеть троном.
В то время как Осирис выступил походом в Азию, Сет приказал сделать роскошно украшенный ящик. Когда, одержав победу, Осирис вернулся домой и устроил пир, туда явился Сет со своими сторонниками, принеся этот причудливо украшенный ящик. Сет объявил, что подарок достанется тому, кому он придется впору. Саркофаг был специально построен по мерке Осириса.
Когда ничего не подозревавший Осирис лег в ящик, Сет со своими приспешниками быстро захлопнули крышку, заколотив ее. Ящик бросили в воды Нила. Однако течением его в море не вынесло: куст вереска задержал у берега, обхватив ветвями. Благодаря ясновидению, Исида сумела отыскать саркофаг с телом мужа, извлекла посредством духовных практик жизненную силу из тела Осириса и таким образом зачала от него. Исида в виде соколицы опустилась на труп Осириса и затем родила сына Гора. Гор зачат и рожден для того, чтобы выступить единственным законным наследником последнего и мстителем за смерть отца.
Исида спрятала тело Осириса в потаенном месте в дельте Нила. Однако там его обнаружил охотившийся Сет. Он разрубил тело брата на 14 частей и разбросал их по разным частям Египта. (Предполагается, что таким образом жрецы объясняли существование гробниц с телом Осириса в 14 номах страны.) Исида смогла собрать все части воедино и похоронить Осириса в Абидосе. В некоторых мифах погребальная церемония осуществлялась богом Анубисом.
После того как в поединке Гор отобрал у Сета Око и вернул его Осирису, последний воскрес. Он стал владыкой подземного царства, богом-хранителем умерших и их судьей, взвешивающим на весах количество добра и зла, совершенных человеком при жизни. В результате решалось, попадет ли душа на благодатные райские поля. После сражения, или по другим вариантам длительного суда перед Великой Девяткой Гор признается богами правомочным наследником Осириса и получает царство Египет.
Черты культа бога производительных сил природы проступают в мифе Осириса очень ясно.Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его фетиш «Джед» состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы. Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.
В связи со смертью и воскрешением Осириса в Египте происходили торжественные церемонии.
Существовал погребальный обряд, в процессе которого символом возрождения умершего в царстве мертвых служили зерна, посаженные во влажную землю, заполняющую глиняную форму. Появление всходов отождествлялось с возрождением под покровительством Осириса. Празднование воскрешения Осириса происходило в последний месяц сезона разлива Нила, когда вода начинала спадать.

Осирис (греч.) - Усир (егип.)

Функция. Бог производительных сил природы и верховное божество в загробном культе, судья умерших, символ возрождения и вечной жизни. В Раннединастический период - местное божество Бусириса, связанное с плодородием. В Македонский период культ Осириса сливается с культом священного быка Аписа (Осирис-Апис) и на его основе возникает культ Сераписа. В Поздний период Ба Осириса олицетворял Бену.
Местоположение. Один из гелиопольской эннеады богов. Четвертый из богов, царствовавших на земле в изначальные времена. Унаследовал власть Ра, Шу и Геба. Царствуя, отучил людей от дикого образа жизни, людоедства, научил сеять злаки, выпекать хлеб, сажать виноградники и делать пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото. Обучил врачеванию, строительству, учредил культ богов.

Генеалогия. Старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды и Нефтиды, муж Исиды, отец Хора и Анубиса.

Иконография. Изображался в виде мужчины с телом зеленого (символ растительности) или красного (символ земли) цвета, завернутым, подобно мумии, в белый материал. На голове изображалась корона Атеф, состоящая из белой короны Верхнего Египта и красных перьев, напоминающих о центре культа Бусирисе. В руках - символы высшей власти (цеп и крюк). Часто изображался сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, обвивающей его фигуру. Ра-Осирис изображался с солнечным диском на голове.
Фетиш. Столб Джед. В ритуальных целях использовались деревянные футляры в виде мумии Осириса: внутри они были полыми, туда насыпалась земля и бросалось зерно, а в крышке футляра просверливались отверстия, сквозь которые прорастали зеленые всходы - "Прорастающий Осирис". В мистериях жатва, срезание колосьев, символизировала убийство Осириса; сев зерна - погребение Осириса, всходы - его воскресение.

Центры культа. Главные культовые центры - Бусирис и Абидос (место погребения фараонов), позднее - острова Филэ и Бигэ.
Отождествление. Аах, Хентиаменти, Сокар, Птах, Хапи, Нун, к концу Нового царства - Ра. В Древней Греции - Аид, Гелиос, Дионис, Посейдон, Серапис, Эрот.

Миф об Осирисе и Исиде

Согласно мифам, во главе пантеона египетских богов стоял бог Солнца Амон-Ра. В мифах рассказывается также о божественной паре - боге земли Гебе и богине звездного неба Нут - у которых родилось четверо детей: боги Осирис и Сет и богини Исида и Нефтида. Египтяне утверждали, что Осирис и его супруга, прекрасная Исида, были их первыми правителями.

Божественная чета передала людям знания о земле, способной давать всходы, посвятила в таинства искусства и ремесла, научила письменности и канонам строительства храмов. Люди получили возможность жить по законам Неба в единстве с Природой. Осирис и Исида приоткрыли им таинства жизни и смерти и смысл их собственного существования. Они пробудили в душах любовь к Мудрости и тягу к познанию. Для людей это было самое прекрасное и счастливое время.

Как рассказывают мифы, в 17-й день месяца атир, когда солнце пересекало созвездие Скорпиона, на земле совершилось великое бедствие. Брат Осириса бог Сет, стремясь захватить власть над миром, умертвил Осириса и бросил его тело в Нил.

Долго, не зная усталости, искала Исида своего божественного супруга по всей земле. Найдя тело Осириса, она спрятала его на берегу Нила в зарослях тростника. Но охотившийся ночью Сет нашел его и разрубил на четырнадцать частей, которые рассеял по всей египетской земле. Вновь пустилась Исида на поиски. Там, где богиня находила части тела Осириса, она возводила святилища в память о своем божественном супруге. Четырнадцать святилищ, возведенных богиней Исидой, в исторические времена станут священными центрами всей страны.

Вокруг них, на местах, которые определили сами боги, будет строиться и развиваться Египет. Так во все времена Египет представлял собой тело божественного Осириса, расчлененного его братом Сетом на 14 частей. Как повествует дальше миф, вскоре у Исиды и Осириса чудесным образом рождается сын - бог-сокол Хор, который должен был восстановить справедливость. Сын Исиды вступает в битву с силами мрака. В одном из сражений с Сетом Хор теряет око. Взамен боги даруют ему Уджат - глаз внутреннего. Зрения Хор побеждает Сета, а с помощью Уджата возрождает отца своего Осириса.

Глаз Хора становится одним из основных символов Египта - символом справедливых действий, сострадания и милосердия. Сын Исиды Хор был последним из богов, правивших на Земле. С его уходом на небо заканчивается век царствования богов. Пройдут тысячелетия, прежде чем появится первый исторический фараон и земная власть перейдет к земному царю.

Осирис – главный правитель царства мертвых в мифологии древнего Египта. Его уважали и боялись, пытались умилостивить и ждали встречи с ними. Именно бог Египта Осирис решал, чья душа после смерти получит вечную жизнь, а чья окажется в забвении. Все самые интересные факты об этом великом и могучем собраны в данной статье.

Как узнать бога Осириса: описание внешнего облика

Изображения этого бога сохранились до наших дней на фресках. Египтяне боялись загробной жизни и своей участи после смерти, поэтому готовились к ней заранее. Поэтому особо почитаем был Осирис как владыка царства мертвых.

Характерные черты изображения бога Осириса:

  • Белая корона из папируса «атеф» с красными перьями страуса.
  • Руки и лицо зеленого или темного цвета, что символизировало плодородие почвы Нила.
  • Ноги замотаны в специальную ткань – мумию.
  • Самый высокий среди всех остальных богов.

Осирис считается покровителем земледельцев и виноградарей, всех тех, кто работает на земле.

По легенде, бог Осирис был сыном Геба, бога земли, и богини неба Нут. Стал мужем Исиды, известной богини плодородия. Во времена, когда Египтом правили боги, он был великим царем. Считалось, что именно он принес египтянам знания о садоводстве, земледелии и виноделии, врачебном деле, строительстве.

Но младший брат Осириса Сет хитростью заманил его в ларец, закрыл крышку, чтобы тот не смог никогда выбраться, и бросил в воды Нила. Богиня Исида, узнав об этом, спрятала тело умершего мужа в дельте реки. Сет, когда обнаружил это, разорвал труп брата на 14 частей, но с помощью богов верная жена собрала останки и создала мумию. Тогда Исида чудесным образом родила от мужа сына Гора, которому было суждено воскресить отца. Но Осирис не пожелал вернуться на землю, оставшись царем в мире мертвых.

Судья умерших

В представлении древних египтян смерти нет, есть лишь глубокий сон. Поэтому людей погребали со всем необходимым для полноценной жизни в загробном мире. Первое, что ожидало покойника, - была встреча с богом Осирисом. Именно он вместе со своими подчиненными (42 божественными судьями) совершал посмертное правосудие, которое проходило в несколько этапов:

  1. Исповедь. Строилась она на отрицании своих грехов: «я не украл, не убивал и т.д.».
  2. Взвешивание души. На одну чашу весов помещалась душа, а на другую – перо богини истины, которое было очень легкое. Считалось, что чем больше дурных дел совершил человек при жизни, тем больше будет весить душа, отягощенная этими деяниями.
  3. Осирис решал судьбу страдальца, и в случае оправдания тот получал вечную жизнь в райских кущах богини Иару. Те, кто был проклят богами за свою грешную жизнь, подлежал полному забвению и небытию. Ада, огненного котла не существовало в представлении древних египтян.

Осирис, или как его называют на родине Усури, был одним из самых почитаемых богов Египта. Поэтому неудивительно, что его образ в полной мере и в мельчайших подробностях сохранился до наших дней.

В Древнем Египте существовало много центров, где служители культа богу Осириса проводили ритуалы и жертвоприношения. Всего было около 14 святилищ.

Столь большая популярность вышла за пределы страны, в Древнем Риме и Древней Греции об Осирисе не только знали, но и упоминали в своих произведениях. Среди них были Тибулл, Диодор, мыслитель Плутарх и Геродот. Последний связал античного бога земледелия и виноделия Диониса с Осирисом, найдя в них много общего.

Именно с легенды об Осирисе в Египте появилась тенденция к мумифицированию и бальзамированию тела после смерти.

В культуре египтян и всех народов планеты Египта Осирис остался как «благодетель», мудрый, таинственный и талантливый, который не просто строг и справедлив, но и милостив к людям. До сих пор сохранился культ этого бога, потому как он олицетворяет собою силу, возрождение и тайну вечной жизни, которая навсегда останется притягательной загадкой для многих поколений людей.

Египетская мифология - одна из старейших в мире. С годами верховным богом стал хозяин страны мертвых, бог Осирис, культ которого вызывал чувство уважения и страха. Именно он решал, что заслуживает душа: вечной жизни или забвения. Каждый человек попадал на его суд, на котором взвешивались благие деяния и грехи.

Божественная династия

Мифы - это всегда интересно. верили, что богам не чуждо все человеческое, а особенно в чувствах. Поэтому они влюблялись, ссорились, рожали детей. Об этом и рассказывают предания.

Египетские легенды говорят о том, что ранее земля была бескрайним океаном. Ее покрывали волны, холодные и мертвые. Океан назывался Нун. Но однажды над бескрайней водой пролетела птица феникс и своим криком изменила просторы. С поверхности сошел Атум - первое божество. Через несколько поколений появился Осирис. Бог-праотец осознал, что море снова замерзнет без ветра, и создал сына Шу. Вместе с ним родилась и близняшка-дочь Тефнут, ставшая покровительницей океана, порядка и мысли. Это были два божества с одной душой, женское и мужское начало. Впоследствии именно покровительница воды помогла создать мир.

Но земля оставалась темной. Отец потерял своих детей и долго искал их. Чтобы найти первенцев, он выколол себе глаз и кинул его в воду. Око должно было разыскать детей. Но Атум справился сам и так сильно обрадовался, что из воды появился лотос, а из него - повелитель солнца. Он заплакал от счастья, и его слезы превратились в людей. Позже этот бог стал отражением Атума. Но глаз, который истратил силы, обиделся и в гневе стал змеей. Тогда верховный бог поместил его себе на корону.

Шу и Тефнут стали первой небесной парой. У них родилось двое детей: Геб - покровитель земли и Нут - владелица неба. Они так любили друг друга, что не разрывали объятий. Поэтому с самого начала земля и небо были соединены. Но когда они поссорились, Ра приказал ветру Шу разделить их. Богиня неба поднялась вверх. От высоты голова кружилась, поэтому ее отец, ветер, днем поддерживал ее, и каждую ночь опускал на землю. Мать Тефнут - богиня росы и дождя - тоже держала дочь, но быстро уставала. Когда ей было тяжело, на землю лилась вода.

В темноте Нут встречалась с супругом. Ра, узнав об этом, разгневался. Он проклял Нут, чтобы она не рожала. Но через хитрость Тоту она все же смогла иметь детей, среди которых был и бог Египта - Осирис.

Мудрость великого бога

Тот - патрон мудрости и магии - решил помочь небесной Нут. Он отправился к Луне и выиграл у нее хитростью 5 дней. Тогда у Нут и Геба появились дети. Первым был Осирис. Его братьями и сестрами стали Нефтида - правительница мертвых, Исида - хранила любовь и судьбу, Сет - зло.

Повзрослев, Осирис занял трон отца Геба. Это был четвертый бог-фараон. Первое, что он сделал, заняв престол - начал обучать людей мудрости. До того племена жили дикарями и ели себе подобных. Фараон обучал есть и растить злаки. На помощь пришел Тот, который был символом мудрости. Вместе они установили главные законы. Тот придумал имена, дал названия вещам, подарил письменность, научил искусству и различным ремеслам. Египетский бог Осирис рассказал, как нужно поклоняться высшим силам. Он был мастером земледелия и заставил всех работать. С его воли люди научились медицине и магии. Делали вино и варили пиво. С его установками строили города. Обрабатывали руду и медь. Правление назвали Золотым Веком. Властвование проводилось без кровопролития и войн. Женился, по семейной традиции, на сестре Исиде, которая полюбила его еще будучи в утробе матери.

Приведя в порядок свои земли, он пошел в соседние края, где до сих пор царил хаос. Миром и мудростью начал править в других племенах. На троне осталась жена, которая передавала своему народу знания домашнего хозяйства и науку семейной жизни.

Интриги пантеона

Пока Осирис делился своим опытом, его брат Сет тайно влюбился в Исиду. Его чувства были настолько сильны, что он решил убрать брата из мира. Сет недолго искал сторонников. Многим демонам была не по вкусу сложившаяся ситуация. Брат бога Осириса смастерил саркофаг, озолотил его и украсил дорогими камнями. Перед тем он тайно измерил рост бога плодородия. Затем устроил пир, куда пригласил элиту Египта. Когда гости напились вином, Сет вынес ящик. Зрители ахнули от увиденной красоты. Сундук им приглянулся. Тогда бог зла сказал, что подарит его тому, кто туда идеально поместится. Каждый решил попробовать лечь в ящик, но одним он был тесный, другим длинный. Когда туда лег Осирис, предатели закрыли крышку и заколотили гроб. Ловушка сработала. Ящик вынесли и бросили в реку. Но течение не понесло саркофаг в море.

Египетская мифология четко указывает, что за пределами Нила проложена черта жизни и смерти. Река унесла его из страны людей в царство душ. Бог, которого считали вечным, перешел в мир мертвых.

Узнав о подвохе, Исида стала носить траур. Она долго горевала и искала по земле тело любимого. Через некоторое время женщине подсказали, где видели гроб. Но ящик зарос вереском, и один из царей забрал его к себе во дворец, как колонну. Исида узнала об этом и начала служить в замке как простолюдинка. Впоследствии безутешная вдова унесла саркофаг. Разрубленный верес, что стоял столбом, позже стали использовать, как символ бога Осириса. Когда открыли крышку, богиня расплакалась. В Египте она спрятала ящик в дельте Нила.

Большая сила божественной любви

Была еще одна причина того, почему Сет возненавидел брата. По семейной традиции, дети одних родителей сочетались браком. Так произошло в паре близнецов Шу и Тефнут, Нут и Геб. Эта участь ждала и их детей - Осириса и Исиду и Сета плюс Нефтиду.

Был женат на своей второй сестре. Но эта женщина искренне полюбила египетского фараона и по совместительству родного брата. Одной ночью она перевоплотилась в Исиду и разделила с ним ложе. Так на свет появился сын Дуата Анубис, ставший мастером мумификации. Женщина долго скрывала правду от Сета. Но когда ситуация повернулась против Осириса, она перешла на сторону добра и стала союзницей сестры.

Далее события разворачиваются следующим образом. Однажды вечером Сет рыбачил на Ниле и наткнулся на саркофаг. В порыве злости он разрубил тело брата на 14 частей и разбросал их по всему миру. Бедная Исида и ее сестра начали искать тело. Поиски были удачными, нашли все куски кроме фаллоса. Впоследствии его заменили глиняным.

Там, откуда забирали часть тела, строили храм. Сет видел святилище и думал, что прах погребен навечно, даже не подозревая о том, что врага хотят воскресить.

Жена бога Осириса и его сторонники, сестра Нефтида, друг Тот и сын Анубис, создали мумию. Процесс длился 70 дней. Очень горевала Исида и потому, что не имела детей. Но за счет большой магии она превратилась в птицу Хат, сказала заклинания и забеременела.

Судьба наследника

Долгое время вдова, которая ждала малыша, скрывалась. Когда рожала, сказала, что ее сын отомстит за смерть отца. Ребенка назвали Хор. Исида растила его и ждала того дня, когда восторжествует справедливость. Весь пантеон охранял ее и младенца от плохого Сета.

Когда Хор вырос, произошло сражение с дядей за трон. В ходе войны Сет выбил глаз племяннику. Одна из легенд гласит, что когда око вернулось к владельцу, Хор отнес его к мумии. Сын бога Осириса всунул в тело покойника глаз, и тот воскрес. Но мужчина уже не принадлежал этому миру, а должен был править царством мертвых. Перед прощанием отец задал несколько загадок Хору и убедился, что сын сможет достойно его заменить. Затем благословил дитя на победу.

С тех пор египтяне считали, что каждый проходит путь Осириса, то есть умирает и воскресает. А мумификация не дает телу тлеть. Подобно этому богу, ежегодно воскресает и природа. На том свете он взвешивает грехи людей и выступает судьей.

80 лет продолжались битвы дяди и племянника. Устав от постоянных войн, Сет и Хор обратились к высшим богам. Суд решил, что трон принадлежит сыну Осириса. Сет стал повелителем пустыни и бури. Бог Египта Осирис и его сын были последними мистическими правителями. После них землей правили люди.

Портрет земного бога

Образ этого существа чрезвычайно сложный и прошел много трансформаций. Считается, что первое его имя было Джеду, и поклонялись ему в восточной части дельты Нила. Затем его сущность соединилась с ликом Анджеты, покровителем другого города. Поэтому в его руках появились посох и кнут пастуха. С годами он приобретает новые силы, становится царем земледельцев и обзаводится лозой и лотосом.

С 1600 года до н. е. его изображали как проросшее зерно.

В конце Нового царства ассоциировали с Ра. Изображение бога Осириса стало подаваться с солнечным диском над головой.

Став во главе умерших, он не перестал рисоваться среди буйства растений. Перед ногами разливался пруд, где рос лотос. Рядом ставили дерево, на котором сидела душа в лике феникса.

Царство мертвых

Оставив земной мир, бог стал владыкой умерших. Мифология говорит, что он возглавлял 42 божества, которые решали судьбу покойника. Каждый, кто переходил в загробный свет, попадал в зал двух истин. Человек говорила клятву отречения, суть которой в том, что говорящий начинал фразы с приставки «не»: не нарушил, не обманул.

Далее проходила процедура взвешивания. На весы клали с одной стороны сердце покойника, с другой - перо богини истины. За всем наблюдал Осирис. Бог определял загробную участь. Было два варианта: счастье полей Иару, где радость и веселье, или сердце грешника отдавали монстру Аммуту, что обрекало его на вечную смерть.

Культ был настолько велик, что в эпоху Нового царства Осирис был самым высоким среди богов. Отсюда пошла новая теория. Отныне вечное существование ждет не только богачей, а и бедняков. Билет в рай - это примерное существование, нравственность, покорность.

По представлениям египтян, о всех благах того света должны были заботиться близкие, поскольку смерть воспринимали как глубокий сон. Для того чтобы человек после пробуждения смог жить нормально, тело мумифицировали. Это была не прихоть, а неотъемлемая часть практики.

Суд бога Осириса вызывал чувство страха и трепета. А он сам был не только первой мумией, но и основоположником культа мертвых.

Образ темного повелителя

Владыка душ стал неофициальным родоначальником литературы и художественного искусства. Сила вдохновляла людей на создание рассказов о его подвигах. Их изображали на стенах и пергаменте. Большинство страниц ему посвятили в «Книге мертвых». Эти работы открывают нам образ бога.

Как и все небесные создания, Осирис частично был человеком. Судья встречал подданных сидя. Его ноги были забинтованы. В руках лежали символы власти - крюк и цепь.

Бог Осирис в Древнем Египте имел присущую только ему черту. Это была корона, носящая название «атеф». Сделан этот венец был из папируса. Цвет белый, по бокам прикреплены два красных пера страуса. Сверху они завивались. Иногда на продолговатой шапке были рога барана. Именно по этой короне исследователи распознавали на фресках бога тьмы.

Можно встретить рисунки, где Осириса изображают зеленым. Это ссылка на его земное правление, где он был покровителем плодородия и земледелия. Если бог красный, то это цвет почвы. Также в его руках может быть виноградная лоза, ведь именно он научил людей делать вино. Не редкость изображение бога растений среди деревьев.

Старейшей считают фреску, которая была создана в правление V династии фараона Джедкара - ок. 2405-2367 до н. э. На ней изображен бог Осирис. Фото, имеющие тысячелетнюю историю, представляет интерес как для ученых, так и для простых обывателей.

Египетские боги в Греции и христианстве

О богах Древнего Египта мир впервые узнал от греческих мыслителей. Юлий Африкан и подробно изучали историю соседнего царства. Но больше всего современники черпают из исследований Плутарха. Этот человек написал трактат «Об Исиде и Осирисе». Много интересного можно найти в его работе. Единственный минус - в произведении полно переплетений египетских мифов с греческими. Так, например, есть неточности, связанные с названием «Осирис». Бог с таким именем не существовал в Египте, но был культ Усиро. Известное нам имя просто ближе к языку Плутарха. Есть и другие замены: Ра стал Гелиосом, Нут - Реей, Тот - Гермесом. А главный герой винодел стал Дионисием.

Многие ученые видят общие черты египтянина с Христом. Так, оба учили людей мудрости и предлагали вино и хлеб как свою плоть и кровь.

А все началось с того, что археологи нашли молитву, датированную тысячным годом Она слово в слово повторяла «Отче наш». Проводится много параллелей о рождении обоих богов. Дева Мария узнала о благословенном ребенке от архангела, а Нут от неизвестного голоса. Далее Исида скрывается с сыном от злого Сета, как и Мария с Иисусом.

Древнеегипетский бог Осирис был специально придуман для рабов, которые надеялись на другую, лучшую жизнь после смерти. Так же трактуют и суть христианской веры.

Еще одно родство Иисуса и Осириса - смерть и воскресение.

Символ - саркофаг

Имя Усиро человечеству известно уже более пяти тысяч лет. Слово «Ус-Ири» так и не имеет точного перевода, но большинство ученых считают, что оно значит "тот, который идет своей дорогой". Это был один из самых популярных культов Египта, поэтому неудивительно, что его образ часто встречается в искусстве. Неудивительно, что ему посвящали фетиши. Предметом Осириса был джед.

Первые атрибуты для культа - деревянные шесты с закрепленными связями пшеницы. Для праздничности их перевязывали красной лентой - поясом. Это был символ новой жизни и сезона. В разных регионах фетиш делали по-своему. Порой это были связки тростника.

После популяризации мифа о том, что Исида нашла вертикальный гроб с мужем в вересе, джед начали воспринимать как позвоночник бога. Большую роль столб играл при перемене царей. Ни одна коронация не проводилась без этого символа.

Каждую весну джед ставили вертикально. Это означало поражение Сета и мир, который принес Осирис. Бог получал победу тогда, когда созвездие Ориона пряталось за западным горизонтом.

Маленькие статуэтки использовали как талисманы.