Организация досуговой деятельности с инвалидами. Перечень показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах установленной деятельности Поручни металлические для крыльца
Театры, музеи, киноконцертные залы, галереи и любые другие объекты культурного значения должны быть доступны всем людям, вне зависимости от их физических возможностей. Данная категория учреждений предусматривается программой Доступная Среда и обязывает руководство таких объектов адаптировать инфраструктуру здания и территории. Эти меры необходимы для доступа людей, имеющих ограничения возможностей по зрению, слуху, для людей, испытывающих трудности в передвижении или прикованных к инвалидному креслу.
Адаптация территории: с чего начать?
Сама задача организации доступной среды внутри здания и на прилегающей к нему территории может представлять массу сложностей. Инструкций и нормативов, которые могли бы стать руководством «к действию» нет, к тому же каждое здание имеет свои нюансы и технические особенности, которые нужно учитывать при адаптации. Чтобы было проще разобраться во всех тонкостях, мы подготовили для вас несколько рекомендаций.
Прежде всего, нужно определиться с оборудованием для адаптации самого здания и территории вокруг. При составлении списка оборудования важно учитывать все препятствия и барьеры, с которыми может столкнуться посетитель. При этом во внимание берутся потребности людей с ограничениями по слуху, зрению, а также перемещающихся на креслах-колясках.
В качестве примера – список оборудования для адаптации, который необходим в большинстве случаев для учреждений культуры по программе Доступная Среда:
- подъемные платформы для инвалидов (для перемещения по лестницам и преодоления перепадов высот);
- травмобезопасные перила и пандусы со специальным нескользящим покрытием;
- тактильная плитка и система навигации (таблички, мнемосхемы и т.д.);
- оборудование для доступности санузлов (поручни, адаптация проходов);
- специальные места парковки для инвалидов;
- кнопки вызова в местах, где может потребоваться помощь оператора.
Если вам предстоит реализовать мероприятия по адаптации учреждения культуры, на приведенную примерную концепцию оборудования объекта можно уверенно опираться.
Адаптация учреждений культуры: на что обратить внимание?
Для того чтобы культурные и социально-значимые объекты могли посещать люди с ограниченными физическими возможностями, требуются комплексные меры по адаптации. Особое внимание важно уделить вопросам комфорта и безопасности. Мы рекомендуем проработать несколько важных нюансов:
- подъем на сцену. Помимо лестниц необходимы подъемники на сцену и поручнями или специальные пандусы (стационарные или мобильные);
- зрительный зал. Должны быть предусмотрены системы помощи инвалидам по слуху (например, индукционная петля).
в учреждениях культуры разного типа
Забота об инвалидах и лицах с ограниченными возможностями здоровья (далее - лица с ОВЗ) по своей значимости выходит сегодня на одно из первых мест, поскольку является одним из критериев цивилизованности государства и его нравственного прогресса.
В связи с ратификацией Конвенции ООН по правам инвалидов и принятием Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" Минкультуры России и органами управления культурой субъектов Российской Федерации в 2015 году были приняты значительные меры по улучшению доступности культурных ценностей и благ для инвалидов.
Рабочей группой по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов утвержден План мероприятий на 2015 - 2017 годы по улучшению условий участия в культурной жизни общества инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья различных категорий и Комплексный план мероприятий на 2015 - 2020 годы по созданию условий для образования детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в области художественного образования.
Росстатом были изданы приказы о внесении изменений в отраслевые формы статистического наблюдения в части обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг учреждений культуры Российской Федерации.
С целью наделения Минкультуры России полномочиями по утверждению требований и порядков доступности к учреждениям культуры и искусства с учетом особых потребностей инвалидов принято постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 2015 г. № 453 "О внесении изменений в Положение о Министерстве культуры Российской Федерации".
Во исполнение государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" Минкультуры России в соответствии с закрепленными за ним полномочиями в 2015 году были разработаны и утверждены приказы:
"О проведении мониторинга потребностей учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры в специальных технических устройствах";
"Об утверждении требований доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения";
об утверждении порядков обеспечения доступности для инвалидов библиотек, музеев, культурных ценностей и благ, объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия;
о перечне федеральных учреждений культуры и искусства, в которых обеспечиваются условия доступности для инвалидов
(приказ Минкультуры России от 18 ноября 2015 г. № 2820);
об утверждении планов мероприятий ("дорожных карт") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых библиотеками, музеями, образовательными учреждениями, цирками, театрально-зрелищными и культурно-досуговыми учреждениями, которые направлены в качестве рекомендаций в органы управления культурой субъектов Российской Федерации для разработки на региональном уровне соответствующих планов мероприятий ("дорожных карт");
об утверждении административных регламентов (внесении изменений в административные регламенты) по предоставлению Министерством государственных услуг.
В рамках государственной программы "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы запланирована реализация следующих мероприятий:
Обеспечение субтитрирования и тифлокомментирования наиболее выдающихся отреставрированных и оцифрованных фильмов прошлых лет для цифрового кинотеатрального показа;
Разработка модельной программы социокультурной реабилитации инвалидов, включая детей-инвалидов, которая будет утверждена приказом Минкультуры России;
Создание Электронной библиотеки нот по системе Брайля.
В 2015 году был проведен мониторинг доступности всех типов учреждений культуры и образовательных учреждений отрасли культуры для инвалидов. С целью единообразия методов определения доступности для инвалидов объектов и услуг учреждений культуры в органы управления культурой субъектов Российской Федерации и подведомственные учреждения были направлены соответствующие методические рекомендации.
Показателями доступности при проведении мониторинга стали:
доступность учреждений культуры и образовательных учреждений для инвалидов и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха;
наличие доступных для лиц с нарушениями зрения версий интернет-сайтов;
наличие сотрудников, прошедших обучение по вопросам предоставления услуг инвалидам;
количество доступных для инвалидов и лиц с ОВЗ мероприятий, проведенных в учреждениях культуры;
количество творческих коллективов, в состав которых входят инвалиды и лица с ОВЗ;
количество детей-инвалидов и лиц с ОВЗ, получающих образование в отрасли культуры;
количество образовательных учреждений отрасли культуры, реализующих адаптированные для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ образовательные программы;
количество бюджетных и внебюджетных средств, направленных на улучшение условий доступности для инвалидов в 2015 году.
По результатам мониторинга:
для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата оборудованы 66% (321 ед.) парков культуры и отдыха; 55% (431 ед.) театральных и концертных организаций; 43% (493 ед.) кинозалов; 36% (862 ед.) музеев; 30% (16 ед.) цирков; 26% (9736 ед.) культурно-досуговых учреждений; 15% (5491 ед.) библиотек; 48% (33 ед.) образовательных учреждений высшего образования отрасли культуры; 34% (76 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 24% (1102 ед.) детских школ искусств;
для инвалидов по зрению - 38% (299 ед.) театральных и концертных организаций; 32% (157 ед.) парков культуры и отдыха; 14% (434 ед.) музеев; 11% (4028 ед.) культурно-досуговых учреждений; 10% (3638 ед.) библиотек; 3,5% (2 ед.) цирков; 29% (20 ед.) вузов; 20% (46 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 14% (646 ед.) детских школ искусств;
для инвалидов по слуху - 43% (208 ед.) парков культуры и отдыха; 37% (289 ед.) театральных и концертных организаций; 25% (746 ед.) музеев; 12% (4650 ед.) культурно-досуговых учреждений; 7% (4 ед.) цирков; 26% (58 ед.) профессиональных образовательных учреждений; 20% (14 ед.) вузов; 13%
(603 ед.) детских школ искусств. Только 3% (38 ед.) кинозалов имеют оборудование для кинопоказов для инвалидов с нарушениями зрения и слуха;
21% (211 ед.) кинозалов; 16% (131 ед.) театральных и концертных организаций; 6% (154 ед.) музеев; 5% (23 ед.) парков культуры и отдыха и культурно-досуговых учреждений (1713 ед.); менее 1% (292 ед.) библиотек имеют версии интернет-сайтов, в доступных для лиц с нарушением зрения форматах.
В 2015 году для инвалидов и лиц с ОВЗ в театральных и концертных организациях проведено около 40 тыс. мероприятий, при этом инвалиды принимали участие в 8 тыс. мероприятиях. В музеях Российской Федерации были организованы более 7 тысяч экспозиций (например, в музее-заповеднике А.П.Чехова "Мелихово" для лиц с нарушением зрения подготовлено 4 путеводителя по музейным экспозициям с тифлокомментариями. Путеводители выполнены в двух вариантах: с укрупненным контрастным шрифтом и в рельефно-точечном шрифте Брайля).
Инвалиды и лица с ОВЗ входят в состав около 27 тыс. творческих коллективов культурно-досуговых учреждений.
Наличие в учреждениях культуры сотрудников, прошедших обучение по вопросам предоставления услуг инвалидам, станет обязательным с 2016 года
(с момента вступления в силу Порядков обеспечения доступности для инвалидов культурных ценностей и благ). При этом уже в 2015 году указанные сотрудники работали в 30% (2420 ед.) театральных и концертных организаций, 13% (321 ед.) музеев, 4% (1422 ед.) библиотек, 3,5% (2 ед.) цирков.
В 13 субъектах Российской Федерации (в т.ч. Республиках Чувашия, Бурятия, Самарской, Белгородской обл., Санкт-Петербурге, Москве, Пермском и Ставропольском краях и др.) реализуются 54 образовательные программы дополнительного профессионального образования (курсы повышения квалификации, переподготовки) для педагогических работников и работников учреждений культуры, работающих с лицами с ОВЗ. В течение 2015 г. более 2 тыс. сотрудников отрасли культуры завершили обучение по данным образовательным программам.
Объем бюджетных и внебюджетных финансовых средств, направленных в 2015 г. на создание безбарьерной среды в учреждениях культуры и образовательных организациях, увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2014 г. и составил 1,5 млрд. рублей. Наибольшее количество средств на улучшение условий доступности для инвалидов было выделено в Московской, Калужской, Новосибирской, Волгоградской областях, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском автономном округе (от 7 млн. до 53 млн. рублей).
В связи с улучшением условий доступности в образовательных учреждениях высшего образования отрасли культуры увеличилось по сравнению с 2014 г. количество обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ (с 0,5% в 2014 г. до 0,6% в 2015 г).
Адаптированные для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ образовательные программы в области искусств реализуются детскими школами искусств в 45 субъектах Российской Федерации, профессиональными образовательными учреждениями - в 16 субъектах Российской Федерации, вузами - в 13 субъектах Российской Федерации.
В московском кинотеатре "Иллюзион" в целях внедрения тифлокомментирования и субтитрирования российских фильмов Минкультуры России совместно с ОАО "Научно-исследовательский ордена Трудового Красного Знамени кинофотоинститут" размещены разработанные в 2014 г. типовые решения и экспериментальные образцы комплексов аудиовизуальной помощи для инвалидов по зрению и слуху при осуществлении кинопоказа.
В рамках Федеральной целевой программы "Культура России
(2012 - 2018 годы)" в 2015 г. были проведены фестивали, мероприятия в области народного творчества, осуществлены постановки спектаклей, концертных программ, в которых принимали участие инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья. На данные мероприятия в целом было выделено около 10 млн. рублей.
Среди наиболее значимых мероприятий - музыкальный фестиваль "Белая трость", III Международный театральный фестиваль "Одинаковыми быть нам не обязательно", программа "Театр+общество", межрегиональный социально-творческий проект для незрячих и зрячих людей "Рельефы цвета", постановка детского спектакля с сурдопереводом для детей с ограниченными возможностям (Томская обл.).
В числе мероприятий и проектов 2015 г., проведенных подведомственными Минкультуры России учреждениями следует отметить:
Создание многоформатного издания для слепых людей, посвященное постановке пьесы "Дядя Ваня" в московском Театре "У Никитских ворот";
Проведение фестиваля книг, отпечатанных шрифтом Брайля, "Я вижу руками", благодаря которому в рамках Московской международной книжной выставки-ярмарки (на ВДНХ) была организована специальная экспозиция книг для слепых и слабовидящих людей;
Проведение международного симпозиума "Социально-культурная реабилитация инвалидов: от терапии искусством к творческой реализации личности", в рамках которого работали дискуссионные площадки, состоялись выставки, концерты и мастер-классы;
Реализация научно-образовательных программ, программ творческой реабилитации и социальной адаптации "Печной изразец в искусстве смоленских мастеров XVII-XIX вв.", разработанной с множеством тактильных элементов (Музей-заповедник "Хмелита"), "Светлый мир", "Я приведу музей к тебе!";
Спектакль "Прикасаемые" с участием слепоглухих актеров (организаторы - Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина (Александринский) и Фонд поддержки слепоглухих "Соединение").
Подведомственными Минкультуры России образовательными учреждениями проводились благотворительные концерты и театральные показы для детей и лиц с ОВЗ в домах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах в сотрудничестве с отделами социальной защиты и общественными благотворительными организациями.
В числе значимых мероприятий - Байкальская летняя творческая школа для одаренных детей с ограниченными возможностями по слуху "Байкальские фантазии", фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими заболеваниями "Другие".
В Республике Алтай в рамках ведомственной целевой программы "Формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере культуры" проведена паспортизация и оборудование ряда учреждений культуры необходимыми техническими средствами (тревоженными кнопками, пандусами, поручнями). В Волгоградской области адаптация объектов культуры осуществляется в рамках государственной программы Волгоградской области "Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения Волгоградской области". В Мурманской области реализуется региональная программа "Модернизация учреждений культуры, искусства, образования в сфере культуры и искусства Мурманской области". Программа "Социальная поддержка граждан на 2014 - 2018 годы" с подпрограммой "Доступная среда" разработана в Новгородской, Ленинградской, Иркутской, Вологодской областях и других регионах.
Однако, несмотря на значительную проделанную работу в области нормативно-правового обеспечения, создания условий доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ в учреждениях культуры, проведения реабилитации инвалидов средствами искусства, необходимо:
продолжать работу по созданию условий доступности в учреждениях культуры и образовательных организациях отрасли культуры, предусматривая на этого средства в рамках бюджетного и внебюджетного финансирования;
увеличить количество творческих мероприятий в доступных для инвалидов форматах, в т.ч. экспозиций с возможностью тактильного ознакомления с предметами, спектаклей и иных зрелищных мероприятий с сопровождением субтитрирования и тифлокомментирования.
Работа по созданию условий доступности культурных благ для инвалидов и лиц с ОВЗ требует в дальнейшем совместных усилий федеральных органов власти, органов управления культурой субъектов Российской Федерации и общероссийских общественных организаций инвалидов, негосударственных организаций, предоставляющих услуги в сфере культуры.
Выводы и предложения
Российское общество все больше осознает значимость народной культуры, которая является важнейшей составляющей частью общественно-политической жизни государства, способствует консолидации граждан и взаимопониманию между народами многонациональной России, укрепляет духовную связь поколений.
Работа в сфере социально-культурной деятельности осуществляется с учетом имеющегося уникального опыта, накопленного центрами и домами народного творчества.
В 2016 году Минкультуры России будет решать задачу по обеспечению обратной связи с региональными отраслевыми структурами в форме социально-культурного мониторинга, фиксирующего проблемы и результаты реализации «Основ государственной культурной политики».
В целях пропаганды российского народного искусства за рубежом Минкультуры России будут обеспечены подготовительные мероприятия по проведению в 2020 году в Республике Башкортостан VI Всемирной Фольклориады под эгидой международной организации «Международный Совет организаторов фестивалей фольклора и традиционного искусства – СИОФФ (CIOFF)», являющейся официальным партнером ЮНЕСКО. Также усилится взаимодействие с зарубежными экспертами по привлечению их в состав жюри ключевых всероссийских и международных конкурсов народного творчества, проходящих на территории Российской Федерации.
Будет продолжена работа по развитию клубных учреждений, привлечению граждан страны к участию в работе творческих коллективов, а также подготовлена Концепция клубного дела в Российской Федерации с определением стратегических задач развития каждого из направлений клубной деятельности с учетом многообразия типов учреждений (дома ремесел и фольклора, национально-культурные и этнокультурные центры).
АНКЕТА
Оценки качества оказания услуг
(оценка культурно-досуговых учреждений )
Здравствуйте! Мы благодарим Вас за участие в проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями сферы культуры. Уделив немного времени заполнению данной анкеты, Вы поможете не только выявить проблемные места
в деятельности учреждений, но и улучшить качество оказываемых учреждениями культуры услуг населению.
Прочитайте, пожалуйста, представленные ниже вопросы, выберете и отметьте один из предлагаемых вариантов ответа на каждый вопрос.
Ваш пол:
1. женский 2. мужской
Ваш возраст:
1. 18-24 года 3. 36-49 лет
2. 25-35 лет 4. 50-60 лет 5. 61 год и старше
В настоящее время Вы:
1. работаете
2. учитесь в ВУЗе, ССУЗе
3. находитесь на пенсии
4. находитесь в декрете, в отпуске по уходу за ребенком
5. временно не работаете
Ваше образование:
1. Неполное среднее 4. Незаконченное высшее
2. Среднее 5. Высшее
3. Среднее специальное
Укажите муниципальное образование Самарской области, в котором расположено оцениваемое Вами учреждение культуры: ______________________________________
Укажите наименование учреждения: __________________________________________________
1. ДОСТУПНОСТЬ И АКТУАЛЬНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ, РАЗМЕЩЕННОЙ НА ТЕРРИТОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ (наличие информации о деятельности учреждения: режиме работы, наличии действующих культурно-досуговых формированиях, услугах, стоимости дополнительных услуг, предстоящих культурно-досуговых (культурно-массовых) мероприятиях и т.д.)
1. Отлично, все устраивает
2. В целом хорошо
4. Плохо, много недостатков
2. КОМФОРТНОСТЬ УСЛОВИЙ ПРЕБЫВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ (удобство расположения, эстетичность и чистота помещений, наличие гардероба, удобство помещений для занятий культурно-досуговых формирований, температурный режим, наличие рекреационных зон, санитарно-гигиенических помещений и т.д.)
1. Отлично, все устраивает
2. В целом хорошо
3. Удовлетворительно, незначительные недостатки
4. Плохо, много недостатков
5. Неудовлетворительно, совершенно не устраивает
3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ДОСТУПНОСТЬ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ (предоставление в пользование сценических костюмов, бутафории и иного реквизита, изготовление копий на бумажных и электронных носителях, прокат музыкальных инструментов, видео- и киноаппаратуры, аудиовизуального, светотехнического оборудования, организация фотосессий и видеосъемки, изготовление и реализация сувенирных изделий, изделий народных промыслов, организация юбилеев и праздников по запросу сторонних лиц и т.д.)
1. Отлично, все устраивает
2. В целом хорошо
3. Удовлетворительно, незначительные недостатки
4. Плохо, много недостатков
5. Неудовлетворительно, совершенно не устраивает
4. УДОБСТВО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМИ СЕРВИСАМИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫМИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КУЛЬТУРЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ
С ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ)
1. Отлично, все устраивает
2. В целом хорошо
3. Удовлетворительно, незначительные недостатки
4. Плохо, много недостатков
5. Неудовлетворительно, совершенно не устраивает
УДОБСТВО ГРАФИКА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ
1. Отлично, очень удобно
2. В целом хорошо
3. Удовлетворительно, незначительные недостатки
4. Плохо, много недостатков
5. Совершенно не удобно
ДОСТУПНОСТЬ УСЛУГ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
6.1. Обеспечение возможности для инвалидов посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в организацию культуры, в том числе с использованием кресла-коляски
6.2. Оснащение организации специальными устройствами для доступа инвалидов (оборудование входных зон, раздвижные двери, приспособленные перила, доступных санитарно-гигиенических помещений, звуковые устройства для инвалидов по зрению и т.п.)
6.3. Наличие сопровождающего персонала в учреждении и возможности самостоятельного передвижения по территории организации
6.4. Компетентность работы персонала с посетителями-инвалидами
6.5. Размещение информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к учреждению и услугам (дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне)
7. СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КУЛЬТУРЫ (соответствие установленному графику работы и т.д.)
1. Отлично, все устраивает
2. В целом хорошо
4. Плохо, много нарушений
5. Неудовлетворительно, совершенно не соблюдается
8. СОБЛЮДЕНИЕ УСТАНОВЛЕННЫХ (ЗАЯВЛЕННЫХ) СРОКОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КУЛЬТУРЫ
(своевременное проведение мероприятий, систематическая работа культурно-досуговых формирований
и т.д.)
1. Отлично, все устраивает
2. В целом хорошо
3. Удовлетворительно, незначительные нарушения
4. Плохо, много нарушений
5. Неудовлетворительно, совершенно не соблюдаются
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26
Приложение
Деятельность муниципальных учреждений культуры
по социальной адаптации инвалидов
Вступление
На территории города Салехард по данным департамента по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования г. Салехард численность инвалидов на 01.01.2013 года составляет 1776 человек это - 3,98% ( доля инвалидов от общей численности населения). Из общего количества инвалидов – 177* детей.
Реабилитация инвалида представляет систему медицинских , психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Процесс реабилитации инвалидов многогранен и многоаспектен, поэтому его эффективность достигается за счет слаженного, системного межведомственного взаимодействия.
В осуществлении социальной реабилитации большая роль отводится учреждениям культуры. Муниципальными учреждениями культуры осуществляется деятельность по следующим направлениям:
Направления социокультурной реабилитации:
1.
2.
3.
4. Совершенствование форм работы с инвалидами (детьми-инвалидами) на базе городских библиотек .
5. Реализация культурно-массовых мероприятий различного уровня для инвалидов.
1. Реализация индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР)
Основу процесса реабилитационной работы составляют индивидуальные программы реабилитации (далее - ИПР) инвалидов, разрабатываемые ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу». Являясь субъектом системы реализации ИПР, управление координирует работу учреждений. На уровне муниципального образования выстроена достаточно чёткая система межведомственного взаимодействия по следующей схеме:
В каждом из учреждений Приказом определены ответственные за координацию работы по реализации ИПР;
Ежеквартально учреждения направляют информацию о реализуемых услугах в адрес в департамента по труду и социальной защиты населения города;
Департамент направляет информацию об услугах для внесения в ИПР в ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу»;
ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу» согласовывает с участниками и направляет информацию в департамент культуры ЯНАО;
Данные от департамента культуры ИПР направляются по защищённому каналу доступа в управление, управление доводит информацию до учреждений;
Учреждения участникам мероприятий данной категории делают отметку в ИПР.
2. Адаптация объектов культуры к потребностям маломобильных групп инвалидов
В целях формирования условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и услугам, а также интеграции инвалидов в общество и повышения уровня их жизни в муниципальном образовании город Салехард реализуется муниципальная целевая программа «Реабилитация и социальная адаптация инвалидов на годы».
В рамках мероприятий по созданию безбарьерной среды на сегодняшний день проведена следующая работа:
· Проведена паспортизация учреждений культуры
· Построены пандусы, установлено подъемное оборудование
· Адаптированы входные группы, пути движения, санитарно-бытовые помещения, приобретены противоскользящие покрытия
3. Создание условий для творческой самореализации и развития инвалидов
С целью выявления творчески одарённых людей из числа инвалидов в МАОУ ДОД «ДШИ» предоставляется услуга «Обучение в классе эстетического развития для детей с ограниченными возможностями здоровья». С сентября 2011 года учреждением реализуется экспериментальная программа для детей с ограниченными возможностями «Рисование и творчество», главной целью которой является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями, развитие их творческих навыков и способностей.
Программа решает три группы задач: адаптация (активное приспособление детей к условиям внешней среды), автомизация (реализация совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях) и активизация личности («Быть со всеми», «Оставаться самим собой»).
В 2012 году в МОУ ДОД «Детская школа искусств» обучалось 9 детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся принимали активное участие в конкурсах и фестивалях, проводимых в рамках мероприятий для детей с ограниченными возможностями.
С целью обучения педагогического состава в рамках реализации мероприятий экспериментальной программы «Рисование и художественное творчество» в МАОУ ДОД «ДШИ» (май, 2012 год) состоялся обучающий семинар по теме «Методика работы с детьми, имеющими особенности развития». Семинарские занятия провела кандидат психологических наук, доцент Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, член Российской ассоциации психотерапевтов, директор Ресурсного центра изменений «Исток» (г. Тюмень). В курсах повышения квалификации приняли участие 30 преподавателей муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская школа искусств».
Так же с целью содействия интеграции талантливых молодых людей в творческую жизнь в 2012 году учащаяся хорового отделения МАОУ ДОД «ДШИ» Сэротэтто Анфиса, преподаватель, номинация «фортепиано» приняли участие в IV Московском Парамузыкальном фестивале (г. Москва). Конкурсный отбор проходил по видеозаписям , присланным на фестиваль. Анфиса Сэротэтто награждена дипломом участника фестиваля. В 2013 году в городском конкурсе детского и юношеского творчества «Полярная звезда» стал обладателем звания Лауреат I степени в номинации «Эстрадный вокал» в возрастной группе до 7 лет Николай Василенко.
4. Совершенствование форм работы с инвалидами (детьми-инвалидами) на базе городских библиотек
Непременным условием социальной реабилитации инвалидов является обеспечение равных возможностей доступа к информации и библиотечным услугам, оперативное предоставление общественно значимой информации, первоочередное обеспечение литературой различных форматов.
Считая одной из важных своих задач предоставление людям с ограниченными возможностями всего комплекса библиотечных услуг, учреждение осуществляет тесное взаимодействие с социальными службами помощи населению, общественными организациями инвалидов.
Среди перечня услуг для библиотечно-информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями (в т. ч. детей) это:
Прослушивание «говорящих» книг различного содержания (сказки, энциклопедии, тематические издания, художественные произведения) на аудиокассетах и СД- ROM ;
Предоставление книг со шрифтом Брайля «Азбука в картинках для детей», «Азбука для взрослых»;
Клубная деятельность (организация мероприятий в клубе «Милосердие» с целью полноценного общения и проведения активного досуга).
Использование современных технических средств и предоставление широкого спектра информационно-библиотечных услуг - расширят возможности приобщения маломобильных групп пользователей к культурной и общественной жизни. На базе Городской библиотеки продолжает успешно реализовываться программа информационного обслуживания людей с ограниченными возможностями, слепых и слабовидящих «Преодоление». В настоящее время для обслуживания используется специальное оборудование и специализированная литература на электронных носителях, проводятся мероприятия с использованием «говорящих книг».
По состоянию на 01.01.2013г. специализированный фонд для лиц с ограниченными возможностями составил – 393 документа. Значительно специализированный фонд пополнился новыми изданиями в 2012 году за счет окружных и ведомственных целевых программ – всего было приобретено 199 документов. Это позволит в дальнейшем проводить активную работу по привлечению данной категории пользователей в библиотеку.
С целью повышения востребованности к услугам библиотек и предоставления людям с ограниченными возможностями, слепым и слабовидящим равных возможностей доступа к информации с октября 2012 г. - пользовательское место со специальным оборудованием (тифлоплеер и тифломагнитола) переведено в Центральную библиотеку.
Особое место в организации активного досуга уделяется детям с ограниченными возможностями: в летнее время - работа с детьми на школьной площадке (дневное пребывание «Дети Плюс» отделения социальной реабилитации при МБУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»; в зимнее время - выездные мероприятия (на базе Центра - для детей (с разными диагнозами, в т. ч. инвалидами – колясочниками). Мероприятия проводятся в рамках соглашения. За летний период 2012г. проведено 17 мероприятий, которые посетило 110 человек.
Информационно-библиографическое обслуживание дошкольников осуществляется с МДОУ «Детский сад № 9 «Кристаллик» комбинированного вида» в группах для детей с ослабленным зрением, с группой ЗПР (задержка психического развития) «Ромашка» и логопедической группой «Гномики» МБДОУ № 22 «Синяя птица» комбинированного вида»). Мероприятия проходят на базе дошкольных учреждений.
В 2012 г. составлен совместный план работы с Клубом «21 век» для молодежи (на базе МБУ « Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов»). На 2013 год составлен договор о сотрудничестве и план проведения мероприятий для данной категории.
Основные формы работы - презентации новых книг, литературные игры для различных возрастных групп (диагнозы различны). просмотр видеофильмов, праздники книг, тематические вечера к Международному Дню слепых, празднично-игровые программы,
Всего за 2012г. для данной категории пользователей проведено 27 мероприятий, посетило 268 чел., книговыдача - 3098 экз.
Показатели деятельности библиотек
по социокультурной реабилитации инвалидов
за период 20гг.
Год | Проведено мероприятий | Посетило (чел.) |
2010 | 5 | 88 |
2011 | 19 | 352 |
2012 | 27 | 268 |
5. Реализация культурно-массовых мероприятий различного уровня для инвалидов
Культурно - досуговая деятельность учреждений представлена следующими видами:
Музыкальными, познавательными и конкурсно-игровыми программами;
Литературными вечерами и гостиными, презентациями и премьерами книг, творческими встречами;
Организацией активного досуга в выходные и каникулярные дни;
Комплексными мероприятиями в рамках работы летних пришкольных площадок, ежегодным участием в городской акции «Весенняя неделя добра»;
Организацией посещения инвалидами киносеансов;
Содействием в их творческом самовыражении (подготовка концертных номеров для культурно-досуговых программ);
Организацией работы клубов по интересам.
Участие инвалидов (детей-инвалидов) в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых муниципальными учреждениями культуры в динамике годы:
Наименование показателя | 2010 | 2011 | 2012 |
Число культурно-досуговых мероприятий | |||
Число инвалидов (детей-инвалидов), принявших участие в культурно - досуговых мероприятиях |
В числе мероприятий, организуемых культурно-досуговыми учреждениями для граждан с ограниченными возможностями можно отметить:
- вечер отдых для людей с ограниченными возможностями здоровья в рамках закрытия Года равных возможностей. Мероприятие состоялось в ресторане «Факел», куда были приглашены 70 салехардцев.
- игровая программа в рамках Дня здоровья для детей с ограниченными возможностями. Мероприятие состоялось в ГУЗ «Салехардская окружная клиническая больница» (детское соматическое отделение). Все дети участвовали в играх и эстафетах, а также отвечали на вопросы литературных конкурсов (25 чел.)
- традиционный благотворительный новогодний праздник для детей с ограниченными возможностями здоровья «Добрая, добрая сказка» , который организуется с 2009 года силами учеников и педагогического состава МОУ ДОД «Детская школа искусств» совместно со структурными подразделениями Администрации города Салехарда. 1-я часть представления – музыкальная сказка – проводилась в большом концертном зале, 2-я часть – интерактивная игровая программа – в фойе возле новогодней ёлки. В мероприятии приняли участие 120 детей-инвалидов.
Одним из наиболее ярких и значимых мероприятий можно отметить социальный проект, реализуемого по инициативе Администрации города Салехарда при содействии Ямало-Ненецкой Региональной общественной организации «Союз инвалидов «Единение». Проект направлен на поддержку лиц с ограниченными возможностями здоровья. В рамках проекта состоялась
- первая городская выставка работ изобразительного и декоративно-прикладного искусства мастеров и художников с ограниченными возможностями здоровья «Территория творчества» . Вниманию зрителей были представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, авторами которых являются лица с ограниченными возможностями. Возраст участников от 7 лет и старше Лучшей творческой работой была признана работа Никитиной Полины Денисовны «Виноградная лоза», выполненная в технике вышивки бисером. Ей вручен Грант Главы Администрации города Салехарда в сумме 30 000 рублей. Всего в выставке приняли участие 70 человек, было представлено 122 работы.
Б лаготворительный аукцион «Своим трудом помоги другим»
Вырученные средства, от проведения Аукциона были перечислены авторам работ, представленных на Аукционе и участникам предаукционной выставки «Территория творчества».
Данный проект получил положительный резонанс в обществе и хорошую оценку властей. В связи с чем, на заседании совета глав при Губернаторе Ямало-Ненецкого автономного округа Главам местных администраций и муниципальных образований округа было рекомендовано используя опыт города Салехард организовать проведение благотворительных Аукционов.
Заключение
Социальная поддержка инвалидов на протяжении многих лет является одним из приоритетных направлений социальной политики как в России в целом, так и на Ямале. На уровне муниципального образования выстроенная система межведомственного взаимодействия, комплексный, системный подход к решению проблем людей с ограниченными возможностями здоровья позволит улучшить жизнедеятельность инвалидов.
Руководствуясь пунктом 9 Приложения № 4 к государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 17, ст. 2060; 2015, № 9, ст. 1331), а также в целях создания условий для участия инвалидов и других маломобильных групп населения в культурной жизни общества наравне с другими приказываю:
возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них;
оборудование санитарно-гигиенических помещений в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012;
дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
2. Музеи дополнительно к настоящих требований обеспечивают:
возможность ознакомления с музейными предметами и музейными коллекциями, доступность основной экспозиции музея с учетом особенностей каждой категории инвалидов;
организацию специальных выставок для инвалидов в качестве дополнения к основной экспозиции;
размещение элементов управления интерактивными экспонатами на высоте от 45 см до 100 см от пола для возможности управления ими инвалидами, использующими кресла-коляски;
использование комбинированного (местного и общего) освещения при подсветке экспонатов;
наличие в каждом разделе композиции не менее 4 экспонатов (или их эквивалентов), доступных для тактильного восприятия инвалидами по зрению;
наличие этикеток к ключевым экспонатам экспозиции, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Брайля, и рельефно-графических изображений ключевых экспонатов экспозиции, доступ к которым закрыт;
проведение экскурсий специалистами музея, прошедшими специальное обучение (инструктирование) по вопросам, связанным с особенностями предоставления услуг инвалидам, для групп с рекомендуемой численностью:
8 - 10 человек - для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата;
до 20 человек - для лиц с нарушением ментального развития и эмоционального реагирования (при двух сопровождающих);
до 10 человек - для лиц с нарушениями слуха (при участии переводчика русского жестового языка);
до 10 человек - для слабовидящих;
до 5 человек - для тотально слепых;
до 3 человек - для слепоглухих (при сопровождающем на каждого инвалида).
3. Библиотеки дополнительно к настоящих требований обеспечивают:
наличие аппаратно-программных комплексов, обеспечивающих возможность работы со звуковой, графической, текстовой и печатной информацией при помощи персонального компьютера с установленным набором специализированного программного обеспечения (речевой синтезатор, брайлевский дисплей для работы с текстом, устройство, позволяющее конвертировать печатный материал в речь);
наличие увеличителей, позволяющих лицам с нарушением зрения читать печатные издания;
наличие тифлофлэшплееров, предназначенных для чтения цифровых «говорящих» книг в специальном защищенном формате.
4. Организации исполнительских искусств дополнительно к настоящих требований обеспечивают:
наличие комплекта оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования, включая наборы радиогарнитуры для профессиональных тифлокомментаторов, цифровой передатчик, цифровой ИК-приемник, блок управления системой, наушники и т.д.;
наличие FM-систем со вспомогательным оборудованием, включая микрофоны и FM-приемники;
наличие табло «Бегущая строка» с комплектом пассивного и активного коммутационного оборудования для подключения.
5. Кинотеатры дополнительно к настоящих требований обеспечивают:
возможность размещения инвалидов, использующих кресла-коляски, на местах в зрительных залах в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012;
наличие комплекта оборудования для проведения скрытого прямого или автоматического тифлокомментирования и субтитрирования при демонстрации цифровых кинофильмов.
_____________________________
* Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 465).
Обзор документа
Определены требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.
Речь идет о музеях, библиотеках, кинотеатрах и других учреждениях. Они предоставляют инвалидам возможность самостоятельно или с помощью сотрудников передвигаться по территории объекта. Оборудуются в соответствии с установленными требованиями санитарно-гигиенические помещения, дублируется звуковая и зрительная информация, участвует сурдопереводчик и тифлосурдопереводчик.
Музеи дополнительно организовывают спецвыставки для инвалидов в качестве дополнения к основной экспозиции, проводят экскурсии с помощью специально обученных специалистов.
У библиотек, помимо прочего, должны быть аппаратно-программные комплексы (речевой синтезатор, брайлевский дисплей для работы с текстом, устройство, позволяющее конвертировать печатный материал в речь), увеличители, тифлофлэшплееры для чтения цифровых "говорящих" книг.
Кинотеатры размещают инвалидов, использующих кресла-коляски, на местах в зрительных залах, применяют тифлокомментирование и др.